Значение выражения «тритоновый лад». Тритоновый лад


"Словарь музыкальных терминов"; словари русского языка онлайн > how-to-all.com

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • ТолковыеНайти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • ОтраслевыеЭти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствованийЭтимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексикиЧем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранныеДвуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборникФразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмовЯзыковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект How to all развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Смогли тебе помочь? Поделись ссылкой на форумах, в соцсетях.

how-to-all.com

Тритон в рок-музыке и метале. Диссонансы, «злые» интервалы. Доминантсептаккорды

Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, полуоктава – нет разницы, как вы его называете, вне всякого сомнения, является одним из незаслуженно обиженных историей интервалов. Из-за напряженного и «злого» звучания его, в свое время, прозвали «дьявольским» аккордом. Именно по этой причине множество церквей в XVI-XVII столетиях исключили его из музыкального обихода.

С другой стороны, с появлением тяжелого рока и метала, «плохая» репутация тритона сыграла ему на руку – он является неотъемлемой частью абсолютного большинства гитарных партий популярных сегодня групп. В частности об этом упоминает виртуозный гитарист группы «Pantera», Даймбег Даррелл, в своей школе игры на гитаре – «Riffer Maddness».

Давайте же познакомимся ближе с этим таинственным интервалом, развеяв туман мистики и предрассудков.

Тритон на гитаре. Что такое тритон?

Известный как увеличенная кварта или уменьшенная квинта этот музыкальный интервал имеет одну неоспоримую характеристику – он отстоит на 6 полутонов (ладов грифа гитары) от основной ноты аккорда (тоники). Как ни странно (не забывайте о мистике), будучи полуоктавным интервалом, тритон находится на таком же расстоянии позади тоники гитарного аккорда. Таким образом, если вы играете на гитаре аккорд Е5 (квинта, он же, популярный в рок- и метал-музыке, power-аккорд), к примеру в 7 позиции, тритон (в данном случае A# он же Bb), легко доступен на 8 ладу четвертой (D) или же шестой (E) струны вашей гитары. Ничего сложного, не так ли?

Гаммы на гитаре с тритоном

Не будучи в целом ориентированными на тритон, некоторые гаммы содержат его. Будь-то конкретная мелодическая цель или просто стремление к диссонансу, сегодня мы рассмотрим случаи применения тритона в гаммах, которые обязан знать каждый уважающий себя гитарист.

Блюзовая гитарная гамма (пентатоника)

Практически не отличаясь от аппликатуры обычной минорной пентатоники, наша блюзовая гамма содержит тритон. Давайте взглянем на следующий пример, пентатоники, построенный в тональности Gm.

Обратите внимание на разницу в звучании гаммы с добавленными нотами, которые, собственно, и являются тритоном (C#, тот же Db на 6 ладу шестой (E) и на четвертом ладу четвертой (D) струны вашей гитары).

Между прочим, мы не случайно выбрали именно блюзовую гамму. Как упоминалось в начале статьи, на протяжении веков европейцы считали тритон «зловещим», тогда как американцы воспринимали его скорее грустным, «blue», то бишь блюзовым.

Уменьшенная гамма на гитаре

Одним из лучших примеров использования тритона в гамме является уменьшенная гамма, простое, но удивительное открытие. Чтобы сыграть уменьшенную гамму начните с тоники, затем на тон (2 лада) выше, на полтона выше (1 лад), на тон и так далее. Вам будет полезно знать, что существуют два способа исполнения на гитаре уменьшенной гаммы. Первый, и самый известный, заключается в том, чтобы начать гамму на полтона ниже ее тоники. К примеру, для тональности Cm вы получите уменьшенную гамму B.

Следующий, менее популярный способ, заключается в понижении тоники гаммы на целый тон. Применительно к знакомой нам тональности Cm это будет Bb уменьшенная гамма.

Теперь, когда вы уже неплохо осведомлены о том, как применить тритон в соло на гитаре, можно перейти к аккордам.

Доминантсептаккорд на гитаре

В аккордовой последовательности доминантсептаккорд является важнейшей частью перед возвратом к основному аккорду композиции. Если вам недостает чего-то, привлекающего внимание, доминантсептаккорд на гитаре - именно то, что вам нужно. Думаю, не стоит говорить о том, что доминантсептаккорд всегда содержит… да, угадали – тритон. Давайте перейдем к примерам. Допустим, что ваша последовательность аккордов играется в С-мажорной тональности и состоит из таких гитарных аккордов: C, Am, Dm. Аккорд Dm привлекает внимание, но недостаточно. Что же мы сделаем? Правильно! Сыграем доминантсептаккорд.

Как найти доминантсептаккорд на гитаре?

Запомните, каждый раз, когда вы слышите слово «доминант» в музыке, это означает отсылку к пятой ступени гаммы. Все, что от вас требуется - определить тонику гитарного аккорда и добавить к нему пятую ступень и сыграть соответствующий ей септаккорд. Для тоники аккорда C пятой ступенью будет нота G, поэтому наша последовательность аккордов теперь выглядит так: C, Am, Dm, G7, C, Am, Dm, G7. Сыграйте и сами почувствуйте разницу.

Давайте сравним аккорды G7 и C более подробно.

G7

C

Тритон формируется между третьей и пониженной седьмой ступенями аккорда G (третья ступень – это нота B, а седьмая – F). Интервал же между ними равняется тритону. Чтобы ощутить разницу, сыграйте верхние ноты этих аккордов (на первых двух струнах гитары). Звучит великолепно, не правда ли?

Как построить доминантсептаккорд на гитаре?

Первый и самый простой способ – это воспользоваться нашим генератором аккордов онлайн. Справедливости ради, отмечу, что рано или поздно настанет такой момент, когда интернета под рукой не окажется, а потому настоятельно рекомендую с изложенным далее способом построения гитарных доминантсептакордов.

Чтобы самостоятельно построить на гитаре доминантсептаккорд необходимо знать его простую формулу: 1, 3, 5, b7. Что это значит? Лишь то, что для построения доминант септаккорда вам необходимо использовать первую, вторую, третью и пониженную седьмую ступень мажорной гаммы, по отношению к тонике аккорда.

Давайте возьмем в руки гитару построим уже знакомый нам аккорд G7. Припоминаем нашу старую, добрую G-мажорную гамму. Вуаля.

G A B C D E F# G

1 2 3 4 5 6 7 1

Теперь берем интересующие нас первую, третью, пятую и пониженную седьмую ноты. В данном случае это G (1), B (3), D (5) и F (b7). Теперь мы знаем ноты, а значит, можем сыграть их на гитаре, одновременно сформировав аккорд.

Продолжим.

Гитарный диссонанс в рок-музыке.

По своему определению, диссонанс – это неслаженное, нестабильное звучание. Традиционно, тритон считается диссонансом, хотя, к примеру, вторая или седьмая ступени диссонируют гораздо заметнее. Отличительной чертой диссонанса является его «шумность». Будучи способным, выполнять и более мелодичные задачи, диссонанс, тем не менее используется, в основном, для создания «шума».

Не удивительно, что наиболее популярными жанрами музыки для тритона и прочих шумных диссонансов стали метал и тяжелый рок со всеми во всем их разнообразии.

Несмотря на то, что метал, по своей сути, является утяжеленным и видоизмененным блюзом, многие группы стремятся к более диссонирующему, нежели блюзовому звучанию. Тому можно привести множество примеров, но я предлагаю остановиться на одном из самых известных рифов – вступлении к песне Black Sabbath одноименного коллектива.

Так просто, но, в то же время, эффектно! C# (Db) (4 лад 5 (A) струны) звучит просто зловеще. Это и есть тритон во всем его великолепии. Впрочем некоторые группы пошли дальше, фактически, сделав тритон визитной карточкой своих гитарных партий (Slayer, Metallica, Pantera). Не самый гармонично звучащий интервал – тритон, тем не менее, создает уникальную, неповторимую атмосферу напряжения, без которой невозможно представить музыку этих коллективов.

Следующим и последним на сегодня примером использования тритона будет гитарный рифф, звучащий в припеве композиции Judas Priests – «The Ripper».

[audio=http://u-rock.com.ua/audio/phrasing_-_on_-_guitar/Judas%20Priest_-_The_Ripper.mp3]

Теперь, вооружившись знанием, что такое тритон, приступайте к его использованию! Надеюсь, эта статья оказалась для вас полезным источником знаний, а тритон, со временем, станет вашим лучшим другом! Дерзайте!

u-rock.com.ua

Задание - Сайт ludustonalis!

          Симметричными называются лады, звукоряды которых получены делением 12 полутонов октавы на равные части: 12 : 6, 12 : 4, 12 : 3, 12 : 2. 

          При делении октавы на 6 равных частей получается целотонный лад, на 4 части - уменьшенный или малотерцовый, на 3 части  - увеличенный или большетерцовый на 2 части – тритоновый. Ячейки каждого лада можно заполнить различными способами: чем больше ячейка, тем больше вариантов заполнения. Например, уменьшенный лад можно заполнить тон – полутон (это гамма Римского-Корсакова) или полутон – тон. Тритоновый лад имеет около десятка вариантов заполнения.

          Первые образцы симметричных ладов  носят случайный характер (например,  в сарабанде 3-й англ. сюиты И. С. Баха). Использование симметричных ладов  как специфического  выразительного средства началось в 19 веке. К ним обращались Вагнер, Дебюсси, Барток. Для воплощения народно - сказочной фантастики симметричные лады  применяли М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский.

        1. М. И. Глинка. "Руслан и Людмила", гамма Черномора.

        2. Н. А. Римский-Корсаков. "Садко", 2-я картина.

        3. Н. А. Римский-Корсаков. "Золотой петушок", крик петушка (цифра 76, такты 5-10).

        4. Н. A.Римский-Корсаков. "Снегурочка", тема Лешего (цифры 56-58).

        5. А. Н. Черепнин. Этюд для ф-п. ор. 56 No4.

        6. И. P. Стравинский. "Жар-птица" (цифры 22-29).

        7. И. Ф. Стравинский. "Петрушка", тема Петрушки

          Додекафония (древнегр. dodecaphonia – двенадцатизвучие) - это метод композиции, при котором вся музыкальная ткань выводится из единственного первоисточника – избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы. Данная последовательность называется серией. Поскольку постоянное повторение одной и той же серии может привести к скучному однообразию, то она используется в четырех формах: 

Эти способы варьирования серии были взяты из полифонической практики XIV-XVI веков. Звуки серии могут появляться не только последовательно, составляя мелодию, но и одновременно, складываясь в созвучие. Серию можно повторять от всех 12-ти звуков хроматической гаммы (это называется  транспозицией). Таким образом, серия может иметь 48 звуковых форм. Кроме того, её можно разделить на сегменты (на 2 шестёрки звуков, 3 четвёрки, 4 тройки, на неравные по числу звуков отрезки), их переставлять, каким-либо способом видоизменять. Примеры некоторых серий:

А.Шёнберг. Квинтет для духовых ор.26

А.Веберн. Концерт для девяти инструментов ор.24

А. Берг. Концерт для скрипки с оркестром

          Блюзовый лад не является самостоятельным ладом.Он  выглядит как минорный лад, но таковым по сути не является.  Это мелодический лад, функционирующий на основе тоники, субдоминанты и доминанты натурального мажора. "Противоречие" между мажорными аккордами и минорным звукорядом, является характерной особенностью звучания блюза. Блюзовые ноты - это  "заниженные" (меньше, чем на  полутон) 3, 5 и 7 ступени мажорного лада. Мелодия как бы соскальзывает с мажорных нот, таким образом музыкально выражая эмоциональное содержание блюза.

          Преобладающая форма блюза — 12 тактов, где первые 4 такта играются на тонической гармонии, по 2 такта — на субдоминанте и тонике и по 2 такта — на доминанте и тонике. Это чередование также известно как «блюзовая сетка». Метрическая основа в блюзе — 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой — так называемый шаффл.

ludustonalis.jimdo.com

Симметричные лады

 

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания

Раздел второй

(Лады ограниченной транспозиции)

    Интонационное освоение симметричных ладов - необходимый элемент воспитания современного слуха. В музыке композиторов ХХ века эти лады встречаются как в чистых формах, так и в самых разнообразных сочетаниях с элементами иных ладов.     Генетическая связь симметричных ладов с мажороминорной ладовой системой не должна заслонять от нас их своеобразия. Периодические повторения определенных интонационных ячеек в пределах одной октавы, характерные для этих ладов, приводят к формированию специфических интервальных структур и попевок, существенно обогативших интонационный строй музыки последнего столетия, способствовавших открытию для нее новых образных сфер, новых эмоциональных состояний.     Симметричные лады допускают модальную и тональную трактовки. При модальной трактовке конкретные ладовые связи формируются относительно свободно, не регламентируются какими-либо устоявшимися стереотипами или гармоническими закономерностями. Возможны любые комбинации простейших элементов системы - отдельных тонов. Не выявляется сколько-нибудь определенно опорный тон звукоряда, функцию временных или относительно постоянных устоев могут периодически принимать на себя различные звуки.     Тональная трактовка звукоряда предполагает наличие более жестких управляющих моделей, посредством которых выявляется центральный тон лада, формируются закономерные гармонические связи. Это хорошо видно на примере лада тон-полутон. Если в "Пиковой даме" П. Чайковского (Сцена № 19) его трактовка имеет модальный характер, допуская относительно свободные, не строго регламентированные звуковые последовательности, то трактовка этого лада в опере Н. Римского-Корсакова "Садко" (2-я картина) приобретает в известной мере тональные характеристики.  Здесь отчетливо проявляются характерные для этого лада терцовые соотношения однородных гармонических элементов (в частности, мажорных трезвучий и малых мажорных септаккордов). Еще более определенно тональная трактовка этого лада обнаруживается в произведениях А.Скрябина. Его "Прелюдия" соч. 74 № 3 построена на основе ясно осознанных отношений гармонических комплексов, формирующих как сложные полигармонические образования, так и четкую гармоническую схему, на которую опирается форма Прелюдии. В процессе слухового анализа и написания диктантов следует учитывать различие модальной и тональной трактовки симметричных ладов. Если в диктанте предлагается модальная трактовка звукоряда, то его написание опирается, прежде всего, на слышание элементарных интервальных отношений, на опознание и соединение характерных для того или иного лада мелодических структур. Целостная звуковая картина в данном случае "становится", закономерности относительно высокого уровня не работают.     В случае тональной трактовки звукоряда учащиеся должны выявить механизмы, управляющие закономерным тонально-гармоническим развитием мелодии диктанта, соотношение опорных тонов, гармонических комплексов, на базе которых строятся мелодические интонации. Написание таких диктантов требует опирающегося на определенные теоретические представления слухового анализа звуковысотной структуры мелодии. Анализ необходим даже в тех случаях, когда учащиеся могли бы обойтись без него: задача, стоящая перед ними, не сводится к механической фиксации текста, но включает в себя и понимание, осмысленное интонирование его структуры.     Модальные или тональные тенденции в трактовке звукоряда связаны с действием одного из основных законов ладового мышления - противополаганием инерционного и инициативного начал интонирования. Та же закономерность может действовать и в иной форме. Если процесс ладового развертывания протекает в одном, раз установленном звукоряде, то на данном уровне организации проявляется ладовая инерционность. Если же происходят смены звукорядов (ладов или их высотных уровней), то в этом случае мы имеем особую форму ладовой инициативности.     В диктантах настоящего Пособия прорабатываются лишь те лады ограниченной транспозиции, которые описаны О. Мессианом в его работе "Technique de mon langage musical" (v. 1-2, P., 1944). [См. Приложение 5.] Этого вполне достаточно, чтобы постичь принципы, лежащие в основе симметричных ладов и  усвоить основной круг  характерных для них интонаций. Наиболее распространенными ладами ограниченной транспозиции являются целотоновый и тон-полутоновый. Другие лады встречаются в художественных произведениях значительно реже (если не принимать во внимание творчество самого О. Мессиана). Несколько чаще других применяется третий лад ограниченной транспозиции. Он отличается от прочих тем, что в его структуре значительно меньшую по сравнению с другими звукорядами роль играет тритон. Происхождение лада связано, прежде всего, с мажоро-минорными большетерцовыми отношениями. На них и должно опираться освоение этого лада, возможных в нем звуковых отношений.     Все остальные лады имеют тритоновую периодичность, обращаются через тритон. Это касается, в числе прочих, целотонового и тон-полутонового ладов. Звукоряд целотонового лада формировался на базе различных интонационных предпосылок. Но и для него, думается, существенно общее для большинства ладов ограниченной транспозиции энгармоническое переосмысление звука, расположенного на тритон от исходного (c - d - e - fis/ges - as - b - c). Tакого рода переинтонирование должно быть основным при освоении звукоряда данного лада, при проработке его, в частности, в интонационных упражнениях. Аналогичным образом обстоит дело в отношении звукоряда полутон-тон. Хотя структуру его можно понять как сцепление малотерцовых ладомелодических ячеек, решающим моментом для интонирования полного октавного звукоряда лада также является переосмысление тритонового звука: достигнутая пятая пониженная ступень превращается в четвертую повышенную, а от нее ладовый звукоряд достраивается до октавного (c - des - es - fes - ges/fis - g - a - b - c). Так, во всяком случае мыслил данную ладовую структуру А.Скрябин, в творчестве которого немало примеров гармонической трактовки тон-полутонового звукоряда и переосмысления его тритонового звука. Что касается четвертого лада, то его исходная ячейка равна звукоряду, образующемуся на четвертой повышенной ступени гармонического мажора или минора (fis - g - as - h - c). Сходным образом, но опираясь на вводный тон, формируется звукоряд пятого лада. Его исходная ячейка - тритон, окружающий звуки большой терции. Переосмыслив верхний звук ячейки во вводный тон, можно достроить звукоряд лада до октавного.     Особым образом формируются звукоряды шестого и седьмого ладов. Внешне они выглядят как особого рода чередование тонов и полутонов. Но в основе их лежат гармонические отношения.  Исходная  ячейка  шестого  лада представляет собой сцепление мажорного (ионийского) тетрахорда и малой секунды (2211), а сам лад - сцепление двух тетрахордов в тритоновом соотношении. Но реальное функционирование лада обнаруживает гармоническую подоснову его формирования, лишь закамуфлированную схемой, которую дает Мессиан. Лад опирается на ундецимаккорд c e g b d fis, который, будучи сведен в одну октаву, дает звукоряд c d e fis g b c. Специфика такого звукоряда состоит в том, что его нижняя половина представляет собой целотоновую структуру (элемент увеличенного лада), а верхняя - неполный вариант уменьшенного пентахорда (без третьей ступени). Совмещение этого звукоряда с его тритоновой транспозицией дает звукоряд шестого лада, а в каждом шестиполутоновом отрезке совмещаются увеличенная и уменьшенная ладовые ячейки. Правда, схема ее несколько отличается от данной Мессианом (2211). Полутоны оказываются не вверху, а внизу (1122). Именно такова реальная художественная трактовка этого лада Мессианом (Прелюдия № 2, т. 16). В теоретическом описании он не раскрывает механизма формирования лада и вуалирует его перемещением полутоновых интервалов.     И, наконец, седьмой лад. Его можно представить как вариант второго лада с хроматическим заполнением одной из тон-полутоновых ячеек (в полуоктавном диапазоне). Такая трактовка лада встречается в Прелюдии О.Мессиана "Спокойная жалоба". Но возможно и иное обоснование данного звукоряда. Терцдецимаккорд c e g b d fis a, представляющий собой полный терцовый цикл (если замкнуть его дополнительным звуком c), при сведении в одну октаву  дает  так  называемый  акустический  звукоряд  c d e fis g a b c. В результате совмещения этого звукоряда с его тритоновой транспозицией в каждом шестиполутоновом отрезке формируется последовательность 11112, которую и следует, вероятно, считать основой этого лада. В итоге предшествующих рассуждений можно прийти к выводу, что историческое формирование большинства ладов ограниченной транспозиции происходило на основе доминантового лада, путем перемещения ладовой опоры с тоники на доминанту и превращения этой последней в основную ладовую опору. При слуховом и интонационном освоении этих ладов нужно учитывать их природную основу, выводя ладовую структуру из доминантовых созвучий и преодолевая затем их неустойчивость. Такой путь представляется нам более плодотворным, нежели механистическое интервальное построение звукорядов.

    ДИКТАНТЫ №№ 38-39 написаны в целотоновом ладу. Характерной особенностью этого лада является его "увеличенность", выход интонационных ячеек, превышающих по своему объему терцию, за привычные для диатоники квартовые и квинтовые рамки (имеются в виду интервалы увеличенной кварты, увеличенной квинты и увеличенной сексты, которые могут иметь и энгармоническую трактовку, особенно если они берутся не в поступенном движении, а скачком). Целотоновый лад отличается от диатонических тем, что в нем как бы недостает одной ступени: в октаве не семь, а только шесть различных звуков. Это отнюдь не формальный момент. Он не только характеризует структуру лада, но и предопределяет его выразительные возможности. Напомним также, что в интонационную палитру целотонового лада входят увеличенное трезвучие, альтерированные варианты малого мажорного септаккорда, которые могут встретиться в этом ладу и в своих непосредственных формах и как внутренние ориентиры для мелодического развертывания. Важнейшим элементом целотонового лада является тритон (ув. 4), который встречается на всех ступенях звукоряда. Проработку целотонового лада нельзя ограничивать лишь предлагаемыми нами диктантами. Полезно предварить их написание пением соответствующих интонационных упражнений, мелодий из произведений композиторов ХХ века (см. "Учебник сольфеджио" А.Островского, С.Соловьева, В.Шокина, вып. 2, №№ 460, 478, 488 по оригинальному изданию), а также слуховым анализом гармонических форм целотоновой организации (К.Дебюсси. Прелюдия № 2 "Паруса" и др.).

    Следующая группа диктантов написана в уменьшенном ладу (полутон-тон). Это самый важный для слухового усвоения симметричный лад. Он наиболее широко представлен в музыке самых различных композиторов. В отличие от целотонового лада лад полутон-тон характеризуется преимущественно малыми и уменьшенными интервалами. Для него также существенна энгармоничность интервальных отношений. Так 4-я ступень этого лада отстоит от опорного тона на большую терцию, что совершенно определенно выявляется при их непосредственном соотношении. В поступенном же движении, особенно в тех случаях, когда эта ступень является вспомогательной к третьей низкой ступени, она может быть услышана как 4-я низкая и образует с опорным тоном  интервал уменьшенной кварты.  Последовательность типа до - ре бемоль - ми бемоль - ми может быть, таким образом, понята как амбивалентная. Ее можно назвать последовательностью с "лишней ступенью" (4 звука в диапазоне большой терции). Эта интонация очень важна в интонационном языке музыки ХХ века. Проработку звуковысотных конструкций, характерных для лада полутон-тон, также как это имело место в отношении целотонового лада, следует проводить комплексно, используя формы интонационных упражнений, пения по нотам (см. "Учебник сольфеджио" А.Островского и др., вып. 2, №№ 405, 431, 439 по оригинальному изданию), а также слухового анализа (П.Чайковский. "Пиковая дама", № 19; Н.Римский-Корсаков. "Садко", 2-я картина; О.Мессиан. Прелюдии "Голубь" и др.).

    Диктант № 40. В мелодии данного диктанта использованы интонации ориентального характера (совмещаются обороты арабских ладов саба и накрис - см. комментарий к диктантам №№ 4, 5, 7). Используется, в основном, поступенное движение и скачки на различные ступени звукоряда на гранях построений. Ощущение тон-полутонового звукоряда может быть поддержано сопровождением диктанта малыми мажорными септаккордами на звуках C - A - Fis - Es, которые довольно свободно могут следовать один за другим.

    Диктант № 41. Характерной особенностью диктанта  является постоянное использование уменьшенной (иногда увеличенной) октавы между двумя вариантами третьей ступени лада. При этом возникает мажороминорный аккорд. Другие фрагменты диктанта в основном построены на поступенном движении. Следует обратить внимание на заключительные интонации диктанта, где подчеркивается тритоновая ступень лада, более или менее непосредственно соотносимая с опорным звуком до.

    Диктант № 42 представляет собой техническое упражнение, задача которого - осознать и слухово освоить специфическую форму параллельного движения в звукоряде полутон-тон. Не трудно убедиться, что параллельное движение, начавшееся с интервала большой терции, будет в дальнейшем протекать в альтернативной смене этой терции квартовым интервалом. Предварительное пропевание этой закономерной для данного лада последовательности должно предшествовать написанию этого и ряда последующих диктантов, где встречаются модификации рассмотренной последовательности.

    Пример 3

    Диктант № 43. Рассмотренная выше последовательность большой терции и кварты дается здесь в различных ритмических вариантах, что не только в известной мере модифицирует ее, но выявляет и иные интервальные отношения. В диктанте использованы некоторые характерные для лада полутон-тон звуковые последовательности. В тактах 2 - 3 в поступенном движении встречается последовательность, где в квинтовый интервал хроматически вписан дорийский тетрахорд. Это вариант проработанной ранее звуковой структуры, характерной для индонезийских ладов. Вместе с тем она является еще одним примером последовательностей с "лишней ступенью". А. Должанский называл ее "александрийским пентахордом" *. Она достойна, конечно, углубленной интонационной проработки в различных формах упражнений - вокальных и  слуховых. Отметим также, что диктант завершается уменьшенным септаккордом, который в данном ладу имеет статус устойчивого интонационного элемента.

* См. его статью "Александрийский пентахорд в музыке Шостаковича" в сб. "Дм. Шостакович". - М.: Музыка, 1967. - С. 404-446.

    Диктант № 44. Устойчивость или, по крайней мере, опорный характер уменьшенного септаккорда (до-диез - ми - соль - си-бемоль), которому противостоит в качестве неустоя другой уменьшенный септаккорд, лежащий полутоном ниже, - такова гармоническая функциональная структура мелодии данного диктанта. К этому надо добавить, что временами в арпеджированном движении лада полутон-тон выявляется уже знакомая нам структура двутерцового мажоро-минорного созвучия (т. 1 и др.).

    Диктант № 45. В этом диктанте продолжается изучение возможных в ладу полутон-тон параллельных форм движения. В данном случае речь идет об арпеджированных трехзвуковых комплексах. В параллельном движении голосов возникают оригинальные последования мажорных трезвучий и минорных квартсекстаккордов, минорных трезвучий и мажорных секстаккордов, а также соответствующие обращения этих последований.

    Пример № 4

    Мелодическое развертывание одного из вариантов таких параллелизмов и представлено в диктанте.

    Диктант № 46. В этом диктанте мы приступаем к освоению характерных для лада полутон-тон скачков на широкие интервалы (7, 9 и др.). Их слышание может быть облегчено прослеживанием скрытого двухголосия, заключенного в звуковысотной структуре диктанта. Особое внимание следует обратить на характерную интонацию лада - сочетание двух кварт в тритоновом отношении, наиболее ярко обнаруживающую себя в тт. 5 и 6. Они складываются из квартовых интервалов, строящихся на четырех опорных звуках данной транспозиции лада - ля и ми бемоль, до и фа  диез. Неполную форму той же интонации представляет собой начальная мелодическая фигура, сочетающая кварту с тритоном. Все это интонации, типичные для музыки ХХ века и встречающиеся в произведениях самых различных стилей, вплоть до атональных.

    Диктант № 47 в основном аналогичен предыдущему. Особое внимание следует обратить лишь на заключительный нисходящий пассаж, состоящий из двух тритонов, - разновидность звуковой конструкции, рассмотренной в комментарии к диктанту № 46.

у

    Диктант № 48. Отличительной особенностью диктанта является использование в нем не одной, а всех трех транспозиций лада полутон-тон. Правда, осуществляется это в простейшей форме, как последование арпеджированных уменьшенных септаккордов (тт. 2 - 3). В остальном диктант построен на проработанных ранее отношениях.

    Диктант № 49 также включает фрагменты, написанные в трех транспозициях изучаемого лада. Но здесь они представлены более содержательно. Основная интонация диктанта - три цепляющиеся друг за друга большие терции в малотерцовом отношении (тт. 1, 5, 6). Ее усложненный вариант - перемещающиеся на малую терцию сексты - составляет содержание второго такта. При этом возникают характерные для лада полутон-тон мажороминорные созвучия, а также движение ломаными большими септимами (уменьшенными октавами) по малым терциям. Все эти интонационные элементы нужно проработать при подготовке к записи диктанта. Другие фрагменты диктанта опираются на ранее изученные элементы. Используются, в частности, интонации, включающие скрытое двухголосие.

    ДИКТАНТЫ №№ 50-52 написаны в третьем ладе ограниченной транспозиции О.Мессиана (тон - два полутона). Структура этого лада формируется на основе повторности ячеек, включающих в себя (в совокупности) два тона, что обусловливает большетерцовую периодичность его элементов. Но в ладу возникают и другие, более тонкие функциональные отношения.     Диктант № 50. Конкретные интонационные связи выявляют в этом диктанте однотерцовые гармонические отношения (тт. 1 - 2, 5 - 6 и далее). В конце диктанта может быть услышано соотношение одноименных тональностей (До мажор - до минор). Следует также обратить внимание на интонации увеличенного трезвучия, обнаруживающие в данном случае большетерцовую структуру лада (тт. 3, 7-8). При работе над диктантом желательно преодолеть традиционные ладовые представления. Гаммообразное движение в тт. 7-8 следует подать как сочетание малотерцовых ячеек, а не мажоро-минорный звукоряд с вариантными ступенями (h - b, e - es). С этой целью возможна гармоническая поддержка фрагмента последовательностью трезвучий c - gis - e - c. Дополнительные трудности вносятся в диктант относительно сложной метроритмической схемой.

Диктант № 51. В отличие от предыдущего диктанта, звукоряд которого построен по схеме 211, данный пример написан в ином варианте третьего лада ограниченной транспозиции, каждая ячейка которого строится симметрично по схеме 121. При основном опорном звуке до отдельные фрагменты диктанта могут быть гармонизованы последовательностью минорных трезвучий в большетерцовом отношении (a - f - cis в такте 1 или те же аккорды в обратном порядке в такте 5). Такого рода гармоническая поддержка прояснит ладотональную структуру диктанта, позволит слышать ее адекватно природе изучаемого лада.

    Диктант № 52. В мелодическом развертывании звукоряда 121 в данном диктанте обнаруживается ладовая двойственность отдельных тонов: например, в одной ситуации звук воспринимается как до-диез, в другой - как ре-бемоль. Особое внимание при записи диктанта следует обратить на скрытое двухголосие в 7-м и 8-м тактах, поскольку осмысленное слышание удаленных друг от друга тонов, образующих расходящиеся высотные линии, вне установления линеарных связей между этими тонами представляется весьма затруднительным.

   

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие Слуховое освоение современных ладовых систем (Методический очерк) Раздел первый. Лады народной музыки                          №№ 1-16                          №№ 17-28                          №№ 29-37 Раздел второй. Симметричные лады (Лады ограниченной транспозиции)                          №№ 38-52                          №№ 53-66 Раздел третий. Расширенная тональность                          №№ 67-84                          №№ 85-112                          №№ 113-144 Раздел четвертый. Относительная ладотональная неопределенность. Атональность. Серийность                          №№ 145-152                          №№ 153-164 Приложения    

 

Предыдущая   Следующая

  Главная страница   О себе   Список работ   Введение в музыкознание   Музыкальная эстетика   Ладовая организация в музыке   Гармония и музыкальная форма Музыкальная педагогика   Статьи и лекции   Учебные пособия   Воспоминания    

Последнее обновление 8.06.04

yuri317.narod.ru