Лямбда-зонд, он же датчик кислорода, позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах. Его показания позволяют ЭБУ корректировать состав смеси. Неисправности датчика кислорода могут вызвать неправильную работу двигателя. Перед тем, как его заменить попробуйте восстановить датчик кислорода своими руками. Для начала разберемся, где находится и для чего нужен лямбда-зонд:
Работа датчика кислорода
После запуска двигателя, находясь в выпускном коллекторе датчик кислорода начинает работать не сразу. Выхлопные газы обтекают рабочую поверхность датчика и он нагревается. Вступает в работу лишь тогда, когда температура становиться более 360 °C. Для ускорения прогрева в него монтируют электронагреватель, потому обычно датчик имеет пару сигнальных проводов и пару от подогревателя.Датчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в выхлопных газах и в атмосфере, вырабатывая на выходе соответствующую разность потенциалов. Поскольку некоторое количество кислорода должно присутствовать в выхлопе для нормального дожигания СО и СН на катализаторе, для более точного регулирования используют второй датчик кислорода, который располагают за катализатором.Первые 5-7 минут после запуска двигателя ЭБУ корректирует состав смеси на основании показаний других датчиков и по усредненным параметрам. После этого времени, когда датчик кислорода нагрелся до рабочей температуры, тогда ЭБУ подключает его параметры в общую формулу расчета.Ошибка датчика кислорода может быть вызвана неисправностью цепи подогрева. В следствии чего, датчик будет не успевать прогреваться за отведенное ему время, а это значит появятся неверные сигналы датчика кислорода. Топливная смесь будет не подходящей, что негативно сказывается на работе двигателя (большой расход топлива, плавают обороты на холостых, машина не едет). Как только датчик кислорода прогреется до рабочей температуры, то все симптомы пропадают.Ресурс датчика кислорода ВАЗ может достигать 100-150тыс.км., но сервисная замена датчика кислорода на десятке должна проходить в промежутке 60-80тыс.км.Как проверить датчик кислорода ?Чтобы сделать точное заключение о работоспособности датчика, нужно воспользоваться осциллографом. В остальных случаях определить состояние лямда-зонда можно только косвенно.
Восстановление лямбда-зонда
Частая причина неисправностей вызвана нагаром, который препятствует улавливанию кислорода и, соответственно, искажает выходной сигнал. Поэтому, чтобы восстановить датчик кислорода нужно очистить платиновые электроды на керамическом стержне от нагара.Очищать нагар механическими средствами нельзя, поскольку такой метод повредит напыление металла. Остается лишь прибегнуть к помощи химии. Вскрываем датчик, для этого отпиливаем сначала первый, а затем и второй защитные колпачки. Цель: добраться до белого керамического стержня с нагаром такого же цвета.
Чтобы очистить стержень датчика от нагара потребуется ортофосфорная кислота, которая может входить в состав преобразователя ржавчины. Перед использование средств очистки убедитесь, что они не оставляют после себя защитный слой.Погружаем в средство для очистки наш датчик на 20 минут. В течении этого времени жидкость начнет мутнеть, а нагар сходить (допускается использование мягкой кисточки).Также избавиться от нагара позволяет нагревание, особенно, если после нагрева резко охладить стержень. Перепад температур вынуждает нагар трескаться и отваливаться, как скорлупу.
Пару раз раскаляем керамический стерженек на открытом огне.После очистки прихватываем колпачки на несколько точек полуавтоматической кемпи-сварки.Датчик кислорода ВАЗ 2110, как датчики иномарок имеют аналогичное строение, поэтому такая чистка лямбда-зонда подойдет каждому автолюбителю.
xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai
Что будет, если отключить лямбда зонд? Рассказываем и показываем
В современном автомобиле достаточно много различных датчиков, о предназначении которых многие водители не знают. Поэтому, вопрос, что будет, если отключить лямбда зонд не является редким. Это датчик довольно мудреный, в отличие от прибора, контролирующего положение коленвала, а также других схожих датчиков. Лямбда зонд пугает непонятным названием. Вот поэтому, многие автолюбители и считают этот датчик полностью бесполезным, другие считают его источником всех бед. Попробуем разобраться, кто прав по отношению к этому зонду. Ведь на самом деле, это очень важная деталь, только она должна быть гарантированно исправной.
Как это работает?Что будет, если отключить лямбда зонд? Перед тем, как ответить на этот вопрос, нужно разобраться, как он работает. Основная функция, это контроль за работой катализатора. Более точно предназначение зависит от расположения этого датчика. Самым распространенным вариантом является установка зонда перед катализатором. В таком случае, он контролирует количество кислорода в смеси. При необходимости он подает сигнал блоку управления, принуждая увеличить или уменьшить количество кислорода в смеси. Также, часто устанавливают лямбда зонд после катализатора. В таком случае, он проверяет состав отработанных газов. При высоком уровне токсичных веществ подается сигнал на блок управления. Как результат, загорается «чек», при компьютерной диагностике можно считать ошибку неисправности катализатора.Называется этот датчик по греческой букве ? (лямбда). Именно так в физике обозначается отношение объема кислорода к основной массе топлива в составе горючей смеси. Нормальным считается показатель ?=14,7 на единицу топлива. Если этот показатель окажется ниже или меньше, датчик дает команду на блок управления для изменения соотношения.
Разновидности датчиковВсе зонды полностью одинаковы по принципу действия. Все различия заключаются в особенностях подключения электропитания. На практике, обычно различают их по количеству проводов, которые подключаются к зонду. Наиболее распространены двух- и трехконтактные датчики. Также существуют варианты с подогревом и без него. Датчики с подогревом более эффективны при запуске двигателя в зимнее время, они показывают более качественный результат. При необходимости, оба типа зондов взаимозаменяемы. Также можно устанавливать датчик от любого автомобиля, даже с другим количеством проводов. Только в таком случае придется повозиться с подключением.
Можно ли ездить без этого датчика?На самом деле, в большей части случаев автомобиль при отказе лямбда зонда можно эксплуатировать, только на некоторых моделях при отказе невозможно будет завести двигатель. Тут возникает другой вопрос, насколько это будет эффективно и полезно. Первым признаком отказа является повышенный расход топлива. Связано это с неправильной реакцией блока управления на текущую ситуацию. Также, обычно машина начинает «тупить», это также является следствием проблем с зондом (см. статью "Почему машина тупит при разгоне"). Как видите, ездить на машине в большей части случаев можно. Но, при этом, придется смириться с повышенным расходом топлива. Также, езда на автомобиле оказывается довольно затруднительной из-за низкой приемистости. Если отключить исправный зонд, то возникнут проблемы с работой двигателя. На отключение неисправного датчика машина не отреагирует.
ДиагностикаЗачастую, за отказ лямбда-зонда принимают совершенно другие поломки. Поэтому, перед покупкой нового датчика (стоит он немало), обязательно стоит провести диагностику. Наиболее оптимальным вариантом является использование диагностического сканера. Компьютер обычно показывает, есть ли ошибка лямбда зонда. В некоторых случаях имеется комплекс проблем, помимо кислородного датчика отказывают и некоторые другие части автомобиля.Существует также «колхозный» метод диагностики. Заключается он в отключении датчика и проверке, как автомобиль будет работать без него. Считается, что при исправном зонде его отключение повлечет за собой ухудшение работы двигателя, или невозможность его завести. При неисправном датчике изменений не возникнет. К сожалению, такой способ диагностики не всегда надежен, лучше провести компьютерную диагностику.Причины поломки. Топливо низкого качества часто выводит из строя этот датчик. Частицы свинца оседают на зонде, и снижают его чувствительность. В таком случае, он начинает работать «через раз». Также часто встречаются механические повреждения. Обычно наблюдаются повреждения корпуса и обмотки. Происходит это из-за естественного износа.Заключение. Современный автомобиль буквально нашпигован различными датчиками, которые контролируют его работу. Водители часто интересуются, что будет, если отключить лямбда зонд. Ответ тут максимально прост, если этот датчик исправен, то будет заметно ухудшение работы мотора, при неисправном зонде никаких изменений вы не заметите.
AutoFlit.ru
Делаем обманку лямбда зонда своими руками. 3 вида
Решением одной известной и болезненной проблемы является обманка лямбда зонда своими руками. Лямбда зонд (в дальнейшем будем называть его датчиком) преобразовывает в электрический сигнал данные о том, сколько в выхлопных газах содержится кислорода. Датчик подает электрический сигнал в тот момент, когда он зафиксировал изменения в содержании кислорода. Сигнал передается на контроллер, который принимает сигнал и сравнивает полученные данные с заложенными в памяти показателями.При несовпадении полученных данных с оптимальными значениями (для текущего режима), блок управления изменяет соответствующим образом длительности впрыска. Это делается для достижения максимальной эффективности работы двигателя, экономии топлива и уменьшения количества вредных выбросов. Производители рекомендуют производить диагностику датчика регулярно, примерно через 30.000 км пробега, а замену – через 100.000 км. Обычно таким пробегом производители ограничивают срок службы лямбда зонда. Отремонтировать его кстати, нельзя. Однако мало кто из автолюбителей к этим рекомендациям прислушивается, и вспоминают о датчике лишь при возникновении проблем. В результате, перевалив «юбилейную» отметку в 100 тысяч км, очень многие знакомятся с малоприятным сигналом на приборной панели Check Engine. Причиной, скорее всего стал некорректно работающий датчик (ну или уже сломанный).
Обманка лямбда зонда, сделанная своими руками станет решением этой проблемы, и сигнал Check Engine перестанет вас беспокоить. На автомобилях, которые соответствуют экологическому стандарту EURO-4, установлено 2 датчика, один до, а второй за катализатором. Сигналы от этих двух датчиков должны отличаться, тогда блок управления регулирует длительность впрыска согласно полученным сигналам. Но если один из датчиков вышел из строя или владелец автомобиля удалил катализатор (как вариант – заменил его пламегасителем), сигналы с двух датчиков начнут по своим значениям совпадать, что будет воспринято блоком управления как аварийный режим. Контроллер в этом случае выберет усредненные параметры для управления впрыском, что приведет в итоге к увеличению расхода топлива с одновременным снижением мощности двигателя и его нестабильной работе на холостом ходу. А на приборной доске загорится Check Engine. В более старых автомобилях датчик, как правило, установлен один (до катализатора). Механический тип обманкиРешают эту проблему с помощью обманок двух типов. Если выбирается механический тип обманки, на место катализатора устанавливают так называемую «проставку». Это деталь из бронзы или теплоустойчивой стали, размер детали должен быть строго определенным. В проставке высверливается отверстие небольшого размера, через которое выхлопные газы смогут попадать в проставку. Газы взаимодействуют с крошкой из керамики, помещенной внутри проставки. Крошку предварительно покрывают каталитическим слоем. В результате этого взаимодействия происходит окисление CO и CH кислородом и на выходе концентрация вредных веществ снижается. Сигналы с обоих датчиков будут разными, блок управления «увидит» изменение синусоиды сигнала изменилась и воспримет это как штатную работу катализатора. Такой вариант является самым бюджетным. Механическая обманка одинаково хорошо подходит практически для любого автомобиля, отечественного или импортного, на котором датчик вкручивается.Обманка электронного типаОбманка электронного типа значительно сложнее. Мы сейчас не говорим о тех «самопальных» способах, которые практикуют продвинутые автолюбители. Они сами паяют схему и сооружают обманку с помощью одного конденсатора или одного резистора. Продаются достаточно технологичные устройства (это уже не обманка, а эмулятор) с микропроцессором. Эти устройства в состоянии обеспечить правильную работу блока управления, а не просто обмануть его. Установленный в таком эмуляторе микропроцессор способен оценить состояние выхлопных газов, проанализировать ситуацию с обработкой сигнала с первого датчика, после чего сформировать такой сигнал, который соответствует сигналу со второго штатно работающего датчика при исправном катализаторе.ПерепрошивкаПомимо двух типов обманок проблему решают еще и перепрошивкой блока управления. Смысл перепрошивки состоит в том, что блок управления из-за алгоритма перепрошивки перестает учитывать сигнал от датчика, установленного после катализатора, а ориентируется в своей работе только на сигнал от первого, установленного перед катализатором. Однако надо учитывать, что заводскую прошивку найти практически невозможно, потому что они не соответствуют современным европейским экологическим стандартам. Остается обратиться к знакомому специалисту (хорошо знакомому специалисту!), который с помощью изменений в программе отключит опрос блоком управления второго датчика и получится качественная обманка лямбда зонда своими руками.Можно, конечно, купить прошивку через интернет или на рынке, но в этом случае все риски возможного нанесения ущерба двигателю станут исключительно вашей заботой. Потому что покупаете вы «кота в мешке».