Погрешность глонасс со спидометром


Группа компаний "НавиТренд". Тахограф, Глонасс мониторинг автотранспорта, GPS мониторинг автотранспорта, сервисное обслуживание мониторинга автотранспорта

Погрешность пробега

Рано или поздно у компаний, которые эксплуатируют систему мониторинга транспорта возникает вопрос о расхождении пробега по штатному одометру транспортного средства и системе GPS/ГЛОНАСС мониторинга. Цифры в путевых листах, заполняемые водителем как правило превышают те, которые дает отчет мониторинга.

Что же влияет на расхождение?

I. Системы глобального мониторинга, функционирующие на базе американской спутниковой системы GPS (Global Positions System) и российской системы ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Система Слежения) определяют расстояние между координатами начала и конца маршрута, на основании суммирования расстояний между координатами контрольных точек (широта/долгота).

По официальным данным чистая погрешность модуля ГЛОНАСС/GPS находится в пределах 2-5 метров (это порядка 1.5% в определении пробегов). Модуль ГЛОНАСС/GPS во всех современных устройствах мониторинга обладает обязательным сертификатом как средство измерения. Рельеф местности не оказывает сильного влияния на погрешность измерения пробега. Например, при уклоне по знаку в 15-20% — угол наклона дороги составит 8.53-11.31°, а погрешность измерения пробега составит около 1.5%. И даже при очень крутом уклоне в 40% по знаку (угол наклона дороги составит 21.8°), погрешности измерения пробега составит всего около 6%. Но все современные устройства для мониторинга умеют определять высоту и делать соответствующие поправки при вычислении пробега. Таким образом, общая погрешность систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, при нормальных условиях, составляет менее 3,5%.

II. Одометры, установленные на транспортных средствах, не являются эталонными приборами для определения пройденного расстояния, поскольку данные приборы не проходят поверку по ПР.50.2.006-94 ГСИ. Согласно правилам ЕЭК ООН №39, средняя погрешность спидометра может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6км/ч.Для спортивных одометров завышение показателей скорости и расстояния допускается не более 3.5%. Для обычных одометров таких стандартов не существует, поскольку они никогда не разрабатывались ввиду отсутствия требований по точности данных приборов.

Механические спидометры применяемые на транспортных средствах имеют собственную погрешность до 5% (ГОСТ 12936-82 ,  ГОСТ 1578-76,  ГОСТ 8.262-77.), но в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, износа узлов и агрегатов, использования нештатных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 12%-15%.На погрешность показаний помимо износа механизма одометра в процессе эксплуатации, влияют также размер установленных на ТС шин, давление в них, износ протектора, загруженность транспортного средства, сложность маршрута, температура окружающей среды.

Из перечисленного выше можно сделать вывод, что: погрешность штатного одометра транспортного средства (12% - 15%) существенно превышает погрешность системы мониторинга (3,5%-6%).

Компаниям, эксплуатирующим систему мониторинга транспорта, с целью выявления уровня погрешности и верификации данных системы, рекомендуем:1.    Сделать контрольный замер расстояния на тестовых участках пути.2.    Осуществить контрольный заезд транспортного средства с системой мониторинга по тестовому участку пути. Записать в акт показания пробега по одометру и пробег по системе мониторинга транспорта.3.    Вычислить среднюю погрешность отклонения спидометра автомобиля от данных ГЛОНАСС/GPS.4.    В дальнейшем зная % погрешности одометра по отношению к системе мониторинга можно использовать данные пробега системы при проверке заполнения путевых листов. Так же мы рекомендуем интеграцию системы мониторинга транспорта с системой 1С.

Смотреть все новости

www.navitrend.ru

Различие показаний одометра автомобиля и системы ГЛОНАСС/GPS

   Существует разница между данными о пробеге автомобиля по показаниям одометра и данными с систем ГЛОНАСС/GPS. Это естественно, так как эти данные получаются различными способами. Данные одометра через различные электро-механические преобразователи зависят от оборотов колес, а данные системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS получаются путем математического расчета местоположения транспорта относительно навигационных спутников. Остается определить какая система точнее и какие имеются погрешности. 

Откуда берутся погрешности:

   - наличием допустимых погрешностей одометра;

   - использование изношенной или нештатной резины;

   - наличием погрешности измерений ГЛОНАСС/GPS систем.

   Одометры всех видов, установленные на транспортные средства не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных приборов установлены допустимые погрешности. Надо учитывать, что данные погрешности установлены только для самих приборов, все конструктивные изменения, а так же физический износ некоторых узлов автомобиля в эту погрешность не включены. Также по техническим требованиям ЕЭК ООН №39 спидометры не могут занижать показания, поэтому и одометр конструктивно связанный со спидометром так же, как правило, дает завышенные показания. Средняя погрешность спидометра по правилам ЕЭК ООН №39 (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч, подробнее об этом можно почитать в ГОСТе. Также для информации выкладываю ГОСТ Р52051-2003 "МЕХАНИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ. СРЕДСТВА И ПРИЦЕПЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ". Обычно, по нашему опыту, автопроизводители завышают показания скорости и одометра на 5-10%. Об этом можно найти множество дискуссий на форумах автовладельцев. Подозреваю, что автопроизводители заботятся не только о безопасности водителей, но и вполне законно (опираясь на правила ЕЭК ООН N39) уменьшают реальный гарантийный пробег, обещают, например, гарантию на 100 000км. пробега, а снимают с гарантии на 94 000км. по показаниям одометра.

   Механический одометр имеет собственную погрешность до 5%. В зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, износа узлов и агрегатов, использования нештатных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 12%-15%. Данные от электромеханического одометра основаны на показаниях электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости, т.е. показания прибора пропорциональны числу импульсов за единицу времени. Эти приборы точней механических, и погрешность у них составляет порядка 5–7% .

   И не будем забывать самое главное - на одометр может воздействовать водитель. Я думаю, все когда-нибудь видели маленькие двигатели, с помощью которых водители обычно "накручивают" одометры.

   Любая система контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS показывает пробег меньше, чем показания одометра, если, конечно, в этой системе не предусмотрена возможность "коррекции" показаний пробега. Это достаточно простая функция, но, например, в нашей системе контроля транспорта "Сириус Навигатор" Вы ее не найдете. Данная функция может привести к сговору диспетчера с водителями, да и насколько правильно подгонять более точные данные к менее точным? Тем более что Вы не можете быть уверены, что показания одометра не "накручены".

   В отличие от одометра поверенный тахограф достаточно точный инструмент. По нашим тестам показания между системой контроля транспорта "НИС Навитеч" и тахографом отличаются максимум на 1-2%. Хотя тахограф берет данные также с оборота колес, благодаря периодической поверке, его данным можно верить, если Вы, конечно, не меняли колеса после поверки. Необходимо помнить - изменения радиуса колеса на 5мм приводит к изменению показания пробега на одометре и тахографе примерно на 2%.

   Спутниковые системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS лишены погрешностей, обусловленных конструктивными особенностями транспортного средства, и никак от них не зависят. На определение координат не влияют практически никакие внешние факторы.

   Теперь опишем факторы, влияющие на показания системы контроля транспорта ГЛОНАСС/GPS:

     - Задержки сигналов - ионосферные и атмосферные. Использование системы ГЛОНАСС/GPS построено на предположении - скорость распространения сигнала от спутников постоянна и равна скорости света. На самом деле это условие выполняется только в вакууме. При прохождении радиосигналом ионосферы Земли - слоя заряженных частиц на высоте от 120 до 200 км. - возникают задержки, которые искажают вычисления расстояний до спутников. После прохождения сигналами ионосферы они входят в атмосферу, в нижней части которой (в тропосфере) также возникают искажения и задержки, обусловленные различным содержанием водяных паров.

     - Ошибки, связанные с ходом атомных часов, установленных на спутниках ГЛОНАСС/GPS. Как бы ни были точны атомные часы на спутниках, все равно они являются источниками небольших погрешностей. Для их коррекции, насколько нам известно, на спутниках GPS используется автоматический активный метод, что касается спутников ГЛОНАСС за ходом часов следят наземные станции и могут корректировать их ход, если в этом возникает необходимость.

     - Использование отраженных спутниковых сигналов. При использовании бортового терминала ГЛОНАСС/GPS в сложных для приёма условиях: высокие здания, горы или в глубокие ущелья влияют на точность позиционирования. Однако, из-за большой скорости распространения радиоволн, которая равна скорости света, подобная ошибка невелика.

     - Эфемеридная погрешность. Расхождением между расчетным положением GPS-спутника, которое устанавливается по данным навигационного сигнала, передаваемого с борта спутника, и его фактическим положением также вносит ошибки. Ведется постоянное уточнение орбит станциями слежения за всеми спутниками ГЛОНАСС/GPS и передают их в центр управления, где вычисляются уточненные элементы траекторий и поправки спутниковых часов. Указанные параметры вносятся в "альманах" и передаются на спутники, а те, в свою очередь, отсылают эту информацию ГЛОНАСС/GPS-приемникам. Геометрический фактор. Измерение расстояния до спутников всегда сопряжено с рядом погрешностей, воображаемые сферы и окружности на их пересечении получаются не геометрически точными, а размытыми. При сближении спутников область становится обширнее. В зависимости от угла между направлениями на спутники область пересечения таких размытых окружностей (область неопределенности местоположения) может иметь вид от небольшого квадрата до весьма вытянутого четырехугольника. Чем больше угол между направлениями на разные спутники, тем точнее измерения.

   По официальным данным чистая погрешность модуля ГЛОНАСС/GPS находится в пределах 2-5 метров (это порядка 1,5% в определении пробегов). Два модуля ГЛОНАСС/GPS - МНП-М7 (используется в нашем бортовом терминале КТ-56) и ГЕОС-1М - обладают обязательным сертификатом как средство измерения. Также, для того, чтобы сократить расходы на мобильную связь, блок передает свои координаты не постоянно, а с заданной периодичностью. Данное обстоятельство приводит к незначительным потерям в анализе пройденного пути, который составляет не более 2%. Общая же погрешность систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS менее 3,5%.

navitech.by

Почему показания тахографа могут отличаться от показаний одометра

скачать файл Почему показания тахографа могут отличаться от показаний одометра Очень часто показания тахографа, системы мониторинга и одометра транспортного средства (ТС) не совпадают. Пробеги, списанные со штатных одометров, установленных на автомобилях, и данные о пробегах, полученные с помощью тахографов или ГНСС могут стать причиной служебных проверок, перерасчётов и конфликтных ситуаций в организации. Разберёмся в погрешностях установленных одометров, тахографов и ГНСС GPS/ГЛОНАСС. Конструкция одометров и их погрешности Для измерения пройденного пути на транспортном средстве используют специальный прибор — одометр. Бортовые одометры всех видов не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных устройств установлены допустимые погрешности. Для полного понимания приведённых сведений и цифр, нужно иметь ввиду:
  1. Данные погрешности установлены только для самих приборов. Все конструктивные изменения, а так же физический износ некоторых узлов и агрегатов автомобиля в эту погрешность не включены.
  2. По техническим требованиям ЕЭК ООН №39 спидометры не могут занижать показания. Средняя погрешность спидометра по этим правилам (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч. Поэтому и одометр, конструктивно связанный со спидометром, так же даёт завышенные показания. По общепринятой практике, заводы-изготовители завышают показания скорости и пробега на 5-10%. Об этом ведётся множество разговоров и бурные обсуждения на форумах автолюбителей. Возможно, что автопроизводители заботятся не только о безопасности водителей, но и вполне законно (опираясь на правила ЕЭК ООН №39) уменьшают реальный гарантийный пробег на неизвестную величину, потому что отсутствуют требования к точности измерения пробега.
Одометры бывают различных конструкций: механические, электромеханические или электронные (цифровые).

Механический одометр — весьма оценочное устройство, имеет собственную погрешность до 5%. В зависимости от условий эксплуатации, состояния дорожного полотна, износа деталей и агрегатов и использовании неоригинальных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 15%.

механизм механического одометра
Механизм механического одометра Электромеханические одометры — основаны на показаниях электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости, расположенного обычно на коробке передач. Эти приборы несколько точней механических, ведь они избавились лишь от нескольких слабых мест механической части. Погрешность большинства из них находится в пределах 5-7%.

механизм электромеханического одометра

Механизм электромеханического одометра

Электронные одометры — это дальнейшее эволюционное развитие одометров. Избавились от механического индикатора, который заменили дисплеем. В тоже время сам принцип контроля пройденного пути (обороты колеса) остается неизменным, и даже точная электроника находится в зависимости от технического состояния ходовой части автомобиля. Однако, если провести дополнительную калибровку на тестовом участке пути (на заводе-изготовителе эта процедура не проводится), погрешность данных устройств можно свести до 2-3 %, правда ненадолго. экран электронного одометра

Экран электронного одометра

Существенный минус электронных одометров — возможность изменения его программного обеспечения или изменение накопленных значений. Для популярных автомобилей существует услуга по «модификации» бортового одометра, для завышения его показаний на любую величину (например: +20% к пробегу) или изменение значений одометра. Выявить подобное вмешательство не всегда возможно, а в тех случаях когда это можно определить, нужен контрольный заезд или обращение в службу ремонта. Общие факторы, влияющие на любые одометры:
  1. Радиус колеса может внести существенную погрешность в показания одометра. Разница в высоте протектора в 1 см, например, даст на 100 км пробега автомобиля разницу в пробеге в 1955 м: диаметр одного колеса 1 м, второго — 1.02 м. Первое совершит 31 830 оборотов, второе — 31 206. Каждый оборот — 3.1416 м, разница — 1955 м. И эту разницу мы получаем только при одном сантиметре! К примеру, разные шины 325/70 и 325/75 дадут сразу разницу в диаметре в 3.2 см. Поэтому одометр на автомобиле со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с таким же автомобилем, но на новых шинах. Ещё важно знать, на какой радиус колёс рассчитан одометр: если поставить другой размер колёс, то будут совсем другие данные по скорости и пройденному пути.
  2. Вес груза — при полной или чрезмерной загрузке автомобиля, шина проминается по-разному, поэтому изменяется диаметр колеса.
  3. Давление в шинах — шина проминается по-разному при штатном и нештатном давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше.
Скольжение колес — при пробуксовках, скольжениях, или же наоборот — торможении на льду, автомобиль или находится на месте при вращении колес, либо наоборот — движется при блокировке колес. Направление ветра, качество дорожного полотна, снег, дождь и пр. факторы могут оказывать существенное влияние на точность показаний обометров. Измерение скорости движения и пройденного пути ТС Получить данные о скорости движения и пройденном пути ТС можно тремя основными способами:
  1. Подключение к штатному датчику: данные о пробеге рассчитываются на основе данных получаемых с датчика скорости, установленного в автомобиле. Если тахограф и спидометр подключены параллельно, то добиться отсутствия расхождений в показаниях практически невозможно, так как одометры, даже электронные, имеют свои погрешности. Более точно работает система, когда датчик скорости подключается к тахографу, а от тахографа уже идёт выход на одометр. Но наиболее точно работает схема подключения: датчик скорости- тахограф- CAN-шина автомобиля. Эта схема позволяет добиться полного соответствия показаний одометра и тахографа.
  2. Подключение к CAN-шине автомобиля и получение информации о скорости движения и пройденном пути непосредственно с контроллера AБС или бортового компьютера ТС (для ТС, необорудованных датчиком скорости, таких как Форд Транзит и пр.). В этом случае значения скорости и пройденного пути в тахографе и в транспортном средстве будут совпадать.
Примечание: Даже полное совпадение значений в тахографе и на одометре, описанное в вышеперечисленных пунктах 1 и 2, не гарантирует отсутствие погрешностей при измерении скорости и пройденного пути. Суммарная погрешность измерений может достигать 10 и более %.
  1. Получение данных о пробеге на основе системы ГНСС ГЛОНАСС/GPS, акселерометра, гироскопа и т.п.. Данный способ является максимально точным по отношению к двум предыдущим с точки зрения измерения скорости и пройденного расстояния, что гарантированно приводит к расхождениям в показаниях. Кроме того, общим недостатком использования любой навигационной системы является то, что при определённых условиях сигнал может не доходить до приёмника, или приходить со значительными искажениями или задержками. Например, при помощи ГНСС практически невозможно определить своё точное местонахождение в подвале или в тоннеле. Наличие акселерометра и гироскопа позволяет определить траекторию, скорость и пробег без доступных спутников, но точность, пока, остаётся не такой высокой, что ограничивает использование ГНСС ГЛОНАСС/GPS в качестве оптимальной для определения скорости и пройденного пути ТС.

Выводы:

  1. Добиться отсутствия расхождений в показаниях скорости и пройденного пути между тахографом и спидометром (одометром) можно только если сигнал с датчика скорости приходит сначала на тахограф, а затем преобразуется в цифровое значение и передаётся в CAN-шину ТС, или если читается тахографом в цифровом виде из CAN-шины ТС.
  2. Отсутствие расхождений по п.1. не гарантирует отсутствие погрешности при измерении пройденного пути (скорости движения), которая как было описано выше в зависимости от применяемой системы измерения может составлять 10 и более %.
скачать файл

takya.ru