Разница в показаниях тахографов и одометров. Расхождение глонасс и спидометра
Отличия в показания тахографов и одометров
Зачастую данные тахографов, мониторинговых систем и одометров одного и того же автомобиля могут отличаться. Пробег, списанный со штатного одометра, установленного на автотранспорте, полученный с тахографа и систем спутникового мониторинга имеет разные показатели. Это становится причиной служебных расследований и конфликтов. Почему же так происходит? Ответ прост – виной всему разные погрешности.
Как устроен одометр и показатель его погрешностей
Пройденный путь транспортного средства измеряется специальным прибором – одометром. Но все виды одометров не являются точными приборами. Каждый вид имеет свои погрешности, которые принимаются во внимание при расчётах реального пробега. Только имейте ввиду:
- Показатель погрешностей установлен лишь для самого прибора. В цифру не входят возможные изменения конструкции, изношенность деталей и устройств (к примеру, изношенность протектора и т.п.).
- Технические требования ЕЭК ООН №39 исключают возможность занижения показаний. Эти правила устанавливают среднюю погрешность в положительном значении. Она может быть больше истинной скорости до 10%+6км/час. Конструкция одометра такова, что он связан со спидометром, поэтому данные будут завышенными. Общепринятая практика у заводов-изготовителей предполагает завышение показаний скорости и расстояния от 5 до 10%. Это обсуждают многие автолюбители и владельцы. Одних это устраивает, других – возмущает. Может так производители проявляют заботу о водителях, а может, таким образом, добиваются уменьшения реального гарантийного пробега, вполне законно следуя правилам ЕЭК ООН №39. Ведь на самом деле отсутствуют требования измерять пробег с максимальной точностью.
Виды одометров
Одометр может быть механического, электромеханического и электронного типа.
В механических одометрах собственная погрешность составляет 5%. Учитывая эксплуатационные условия, состояние дороги, износ комплектующих и использование деталей неоригинального качества показатель суммарной погрешности может достигать 15%.
В электромеханических одометрах показания берутся от датчика скорости, который расположен на КПП. Данный тип одометра более точный, нежели механический, так как все слабые места механического отсутствуют. Наличие погрешности исчисляется всего лишь 5-7%.
В электронных одометрах внедрены все новейшие эволюционные открытия. Механический индикатор заменён дисплейным модулем. Но вот принципом контролирования остался прежний вариант. У точной электроники тоже существует зависимость от того, в каком состоянии пребывает ходовая часть транспортного средства. И лишь только при дополнительной калибровке в специализированной мастерской показатель погрешности можно снизить до 2-3%. Но это не на длительное время.
Электронные одометры имеют свои недостатки, и самый существенный среди них – это наличие возможности вмешательства в программное обеспечение или накопленные значения. Некоторые водители пользуются услугой «Модификация». Показания завышаются, насколько пожелаете, а значения одометра изменяются. Выявление подобного вмешательства становится возможным только при контрольном заезде или обращении в ремонтные мастерские.
Наличие общих факторов, влияющих на погрешности всех типов одометров
- Отклонение радиуса колеса от стандартного изменит погрешность одометра в большую сторону. Если высота протектора на 1 см ниже , то на 100 км разница в пробеге составит 1955м. При диаметре первого колеса в 1м, а второго в 1,02м, в первом варианте колесо совершит 31830 оборотов, а у второго эта цифра будет лишь 31206. В каждом обороте 3,1416м. Разницу составит 1955м. И это лишь при изменении на 1см. Из выше написанного выходит, что установленный на лысые шины одометр будет иметь большую погрешность, нежели такой же установленный на новые. Каждая модель одометра рассчитана на определённый радиус колеса. Важно их правильно подбирать, иначе показания будут совсем неправильные.
- Тоннаж – автомобиль, загруженный полностью, имеет больший прогиб шин, нежели пустой или с частичной загрузкой. С прогибом изменяется диаметр колёс.
- Количество давления в шине – штатное или нештатное давление тоже способствует разному прогибу шины. Давление зависит от температуры: перегретые шины имеют больший показатель давления.
- Пробуксовки, скольжения и торможения тоже могут искажать показания. Ведь при скольжении колёса не двигаются, а автомобиль едет, и наоборот при пробуксовке – колесо крутится, а пройденного пути нет. Кроме этого, показания одометра зависят от погодных условий, качества дорожного покрытия и многое другое.
Как измеряется скорость движения и пройденный путь в транспортном средстве?
Существует три основных способа получения скорости и пробега транспортного средства:
- Подключить к датчику скорости – информация о пройденном расстоянии рассчитывается с показателей, полученных от установленного на транспорте датчика скорости. При параллельном подключении тахографа и спидометра, расхождения в данных будут в любом случае, ведь у одометров, даже электронных существует собственная погрешность. Немного точней будут показатели при подключении датчика скорости к тахографу, а потом уже к одометру от тахографа. Самым оптимальным вариантом подключения является: от датчика скорости к тахографу, от тахографа к CAN-шине авто. Только так показания в одометре и тахографе будут совпадать полностью.
- Подключить к CAN-шине транспортного средства и получать информацию о скоростных режимах и пробегах от самого контроллера АБС, либо пользоваться бортовым компьютером, если в транспортном средстве нет датчика скорости (к примеру, в Форд Транзите и подобных). В таком варианте подключения показатель скорости и пробега тахографа будет полностью совпадать с автомобилем. Внимание! При полном совпадении данных тахографа и одометра, которое описывалось в двух предыдущих пунктах, нельзя гарантировать отсутствие погрешности при измерениях. Суммарную погрешность составит показатель более 10%.
- Системы навигации ГНСС ГЛОНАСС/GPS, акселерометры, гироскопы и другие устройства более точно определяют скорость и пробег. Это максимально точные данные, в отличие от двух предыдущих вариантов. Именно поэтому расхождения в данных будут иметь место. Но любые навигационные системы имеют общий недостаток – не постоянный сигнал, доходящий до приёмника или искажённый, с задержкой. Конечно, для этого необходимы определённые условия, но где гарантия, что они будут отсутствовать на всём пути следования? Бывают же маршруты в тоннелях, подвалах, тогда определение точного местоположения невозможно. Акселерометры и гироскопы занимаются определением траектории, скорости и пробега без наличия спутника. Проблема в показателе точности: он недостаточно высокий. Это в значительной мере ограничивает пользование спутниковыми системами мониторинга в определении скоростных режимов и пробегов транспорта.
Из всего выше описанного следует:
- Расхождение показаний скорости и пробега тахографа и спидометра (одометра) может равняться нулю только в случае подключения: датчик скорости – тахограф - CAN-шина. Или от CAN-шины к цифровому тахографу. Во всех остальных случаях расхождения будут присутствовать. Иногда большие, а иногда меньшие.
- Даже если вы добились отсутствия расхождений, используя подключение из первого пункта, суммарная погрешность всё равно будет присутствовать. И в соответствии с применяемой системой измерений может достигать 10 и больше процентов.
rus064.ru
Погрешность одометра
Друзья, на сегодняшний день есть очень много споров о том что показания ГЛОНАСС и показания штатного одометра/спидометра расходятся и для многих это становится даже большой темой для дискуссий, а в частности это разногласия начальников и водителей. Так давайте же рассмотрим эту проблему вместе и попытаемся разобраться, кто же все таки прав и чему стоит доверять, ГЛОНАССу или же штатному датчику скорости.Наша компания уже долгое время занимается ГЛОНАСС/GPS мониторингом транспорта, тем самым у нас накопилось довольно много клиентов и каждый раз мы сталкиваемся с вопросом « по одометру автомобиль проехал 830 км, а ваш Глонасс показывает, что 800 км, почему так???» Ответ на самом деле прост. Подробно разберем конструкцию штатного механизма измеряющего скорость и пробег - одометра и спидометра и из чего складывается их погрешность:
Разберем что из себя представляет одометр и спидометр на автомобиле: это механические изделия измеряющие показания датчика скорости. Исходя из технической документации ГОСТ Р 41.39-99 все одометры принадлежит к классу неточных приборов расчет пробега. Для одометра установлены допустимые погрешности предусмотренные конструкцией автомобиля и заводом изготовителем ТС. Погрешности одометра не включают в себя износ деталей конструкции автомобиля (износ датчика скорости, износ шин).
Исходя из документации ЕЭК ООН №39 (ГОСТ Р 41.39-99) спидометры не могут занижать показания и средняя погрешность по этой документации не превышает скорость движения более чем на 10% + 6 км/ч. Следовательно и погрешность измерения одометра будет увеличиваться на эту цифру так как одометр и спидометр являются единым устройством. По многолетнему опыту работы с транспортом, заводы производители завышают показания скорости и пробега авто на 6-10%. Скорее всего производители авто заботятся о своевременном прохождении ТО, увеличивают реальный пробег на 6-10% Опираясь на документацию указанную в ГОСТ Р 41.39-99.
В погрешности одометра не включены такие факторы как:
- Размер колес очень существенно влияет на показания спидометра, а следовательно и одометра. Рассмотрим пример разницы пробега в диаметре колеса в 1 см, на 100 километров пробега автомобиля разница в пробеге составит 1950 м, если посчитать то с пробега на 10000 километров одометр покажет разницу в пробеге 195 километров: пример расчета: диметр одного колеса 1 метр, второго — 1.01 метр, окружность первого колеса - 3.141592, окружность второго колеса - 3.17300792. Первое совершит 31 831 оборотов на 100 км, второе — 31 515 на 100 км. Разница — 1950 м.Такая разница получается всего при 1 см. ! К примеру, разные колеса 325/60 и 325/65 на 5 сантиметров дадут сразу разницу в диаметре в 3.5 см. Поэтому показания одометра на автомобилях со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с автомобилем на новых шинах. Так же если установить и на автомобиль колеса не подходяще ему по радиусу показания будут сильно отличаться от реальных.
- Вес автомобиля имеет влияния на показания одометра — при полной загрузке автомобиля, шина проминается, следовательно, меняется диаметр колеса, следовательно, одометр будет считать в большую сторону пробег, нежели при пустом автомобиле.
- Давление в шинах — шина проминается при низком давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше на холодную например зимой диаметр шины так же будет меньше.
- Скольжение колес или пробуксовке — при пробуксовках колес в грязи или же наоборот при блокировке колес на льду.
Бесспорно терминалы ГЛОНАСС/GPS имеют свою погрешность в измерении скорости и пробега, но их показания не привязаны: к диаметру колес, износу датчика скорости и весу груза и другим факторам, но все же у них есть погрешность. Погрешность ГЛОНАСС/GPS трекеров составляет 2-3 метра это 1,5% погрешности в пробеге. ГЛОНАСС/GPS трекер обладает возможностью изменение рельефа местности учитывая (широту, долготу высоту над уровнем моря), тем самым дает полноценную картину пробега в отчетах уже с учетом погрешности в 1%. Эта погрешность берется из-за плохого приема сигнала от спутников при определении координат на стоянка, в туннелях, под эстакадами и в гаражах, а так же при плохой погоде и не превышает 1%, начинает искажать маршрут, тем самым увеличивая или уменьшая пробег и показывая так называемые отклонения от маршрута на 3-5 метров фиксируя их как пройденный путь. Все выше перечисленные погрешности вполне укладываются в показания изменения пробега на 100 км в 10-100 метров.
Так все же вернемся к вопросу « кому же все таки верить, показаниям Глонасс/GPS или же все таки штатным датчикам ? После того как мы разобрались с погрешностями штатных датчиков уже самими производителями и ГЛОНАСС, смело можно отвечать, что современные технологии уже считают все за нас и показания Системы мониторинга будут куда точнее чем показания штатных одометра и спидометра. Но все же- если у вас остались вопросы по ГОСТу, то мы оставим для вас ссылку в которой все подробно написано о погрешностях, и кому все таки верить.
moskva.ruglonass.ru
Погрешность одометра
Друзья, на сегодняшний день есть очень много споров о том что показания ГЛОНАСС и показания штатного одометра/спидометра расходятся и для многих это становится даже большой темой для дискуссий, а в частности это разногласия начальников и водителей. Так давайте же рассмотрим эту проблему вместе и попытаемся разобраться, кто же все таки прав и чему стоит доверять, ГЛОНАССу или же штатному датчику скорости.Наша компания уже долгое время занимается ГЛОНАСС/GPS мониторингом транспорта, тем самым у нас накопилось довольно много клиентов и каждый раз мы сталкиваемся с вопросом « по одометру автомобиль проехал 830 км, а ваш Глонасс показывает, что 800 км, почему так???» Ответ на самом деле прост. Подробно разберем конструкцию штатного механизма измеряющего скорость и пробег - одометра и спидометра и из чего складывается их погрешность:
Разберем что из себя представляет одометр и спидометр на автомобиле: это механические изделия измеряющие показания датчика скорости. Исходя из технической документации ГОСТ Р 41.39-99 все одометры принадлежит к классу неточных приборов расчет пробега. Для одометра установлены допустимые погрешности предусмотренные конструкцией автомобиля и заводом изготовителем ТС. Погрешности одометра не включают в себя износ деталей конструкции автомобиля (износ датчика скорости, износ шин).
Исходя из документации ЕЭК ООН №39 (ГОСТ Р 41.39-99) спидометры не могут занижать показания и средняя погрешность по этой документации не превышает скорость движения более чем на 10% + 6 км/ч. Следовательно и погрешность измерения одометра будет увеличиваться на эту цифру так как одометр и спидометр являются единым устройством. По многолетнему опыту работы с транспортом, заводы производители завышают показания скорости и пробега авто на 6-10%. Скорее всего производители авто заботятся о своевременном прохождении ТО, увеличивают реальный пробег на 6-10% Опираясь на документацию указанную в ГОСТ Р 41.39-99.
В погрешности одометра не включены такие факторы как:
- Размер колес очень существенно влияет на показания спидометра, а следовательно и одометра. Рассмотрим пример разницы пробега в диаметре колеса в 1 см, на 100 километров пробега автомобиля разница в пробеге составит 1950 м, если посчитать то с пробега на 10000 километров одометр покажет разницу в пробеге 195 километров: пример расчета: диметр одного колеса 1 метр, второго — 1.01 метр, окружность первого колеса - 3.141592, окружность второго колеса - 3.17300792. Первое совершит 31 831 оборотов на 100 км, второе — 31 515 на 100 км. Разница — 1950 м.Такая разница получается всего при 1 см. ! К примеру, разные колеса 325/60 и 325/65 на 5 сантиметров дадут сразу разницу в диаметре в 3.5 см. Поэтому показания одометра на автомобилях со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с автомобилем на новых шинах. Так же если установить и на автомобиль колеса не подходяще ему по радиусу показания будут сильно отличаться от реальных.
- Вес автомобиля имеет влияния на показания одометра — при полной загрузке автомобиля, шина проминается, следовательно, меняется диаметр колеса, следовательно, одометр будет считать в большую сторону пробег, нежели при пустом автомобиле.
- Давление в шинах — шина проминается при низком давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше на холодную например зимой диаметр шины так же будет меньше.
- Скольжение колес или пробуксовке — при пробуксовках колес в грязи или же наоборот при блокировке колес на льду.
Бесспорно терминалы ГЛОНАСС/GPS имеют свою погрешность в измерении скорости и пробега, но их показания не привязаны: к диаметру колес, износу датчика скорости и весу груза и другим факторам, но все же у них есть погрешность. Погрешность ГЛОНАСС/GPS трекеров составляет 2-3 метра это 1,5% погрешности в пробеге. ГЛОНАСС/GPS трекер обладает возможностью изменение рельефа местности учитывая (широту, долготу высоту над уровнем моря), тем самым дает полноценную картину пробега в отчетах уже с учетом погрешности в 1%. Эта погрешность берется из-за плохого приема сигнала от спутников при определении координат на стоянка, в туннелях, под эстакадами и в гаражах, а так же при плохой погоде и не превышает 1%, начинает искажать маршрут, тем самым увеличивая или уменьшая пробег и показывая так называемые отклонения от маршрута на 3-5 метров фиксируя их как пройденный путь. Все выше перечисленные погрешности вполне укладываются в показания изменения пробега на 100 км в 10-100 метров.
Так все же вернемся к вопросу « кому же все таки верить, показаниям Глонасс/GPS или же все таки штатным датчикам ? После того как мы разобрались с погрешностями штатных датчиков уже самими производителями и ГЛОНАСС, смело можно отвечать, что современные технологии уже считают все за нас и показания Системы мониторинга будут куда точнее чем показания штатных одометра и спидометра. Но все же- если у вас остались вопросы по ГОСТу, то мы оставим для вас ссылку в которой все подробно написано о погрешностях, и кому все таки верить.
Описание для анонса: Из-за чего происходит расхождение пробега по одометру с данными спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, и как сделать контрольный замер.
novosibirsk.ruglonass.ru
Отличаются ли показания одометра и длина маршрута по GPS?
При сравнении показаний автомобильного одометра и данных отчетов по GPS иногда могут возникать расхождения в большую или меньшую сторону.
Расхождения пробегов являются результатом действия многих факторов, однако, в общем случае более точным значением будет пробег, вычисленный по данным GPS системы.
Если трек автомобиля по GPS не имеет явных ошибок (кратковременных выбросов, прямолинейных участков), то погрешность вычисления пробега соответствует заявленной в документации.
Удалите выбросы вручную при помощи инструментов карты. В случае отсутствия данных GPS на некоторых участках маршрута следует выяснить и устранить причину отсутствия сигнала.
Вычисление пробега по GPS
Система вычисляет пробег по GPS, суммируя вычисленные расстояния между всеми точками маршрута - точки отображаются на карте и длина маршрута может быть проверена несколькими способами. Таким образом, если все точки находятся на реальном маршруте автомобиля и мы видим маршрут без потерь данных, ошибка вычисления не может составлять больше 2%. Не существует факторов, влияющих на длину пробега, кроме потери данных.
Одометр автомобиля
Стоит напомнить, что автомобильный одометр не является измерительным прибором и его погрешность не указана в документации. Одометр считает обороты колеса и умножает их на длину окружности колеса, которая не является постоянной. Длина окружности зависит от типа (размера) установленных камер, давления в шинах, загрузки автомобиля и степени износа протектора. Температура окружающего воздуха, протектора и качество покрытия дороги - дополнительные факторы, влияющие на длину окружности колеса. Изменения длины окружности могут составлять несколько процентов, что дает прямую разницу в показаниях одометра.
Следующая группа факторов, влияющих на показания одометра - проскальзывание колес при разгоне и торможении.
Возможные причины грубых отклонений со стороны одометра автомобиля:
- неисправность одометра;
- установка на автомобиле нештатной резины или езда на "пустых" колесах;
- стиль вождения с многочисленными пробуксовками на скользкой дороге при старте (одометр показывает пробег больше реального на 25%), в пользу данного фактора говорит наличие быстрых разгонов за 10-15 секунд до скорости 80 км/ч и езда на скоростях 80-100 км/ч по скользкой дороге в зимнее время;
- ошибка считывания показаний одометра (округление младшего разряда).
Примеры
1) Если при сравнении пробега была выбрана короткая дистанция 25 км.
По данным GPS получили пробег 24,5 км (погрешность -2% от реального значения).
По одометру автомобиля в худшем случае, начальное и конечное значения могут быть записаны с ошибкой младшего разряда 1 км: (115024 - 115001) = 23 км (погрешность -8% от реального).
Разница между значениями пробега двух систем составит 6,5%, хотя данные GPS являются здесь более точными.
2) Если при сравнении пробега была выбрана длинная дистанция 2500 км.
По данным GPS на таких больших дистанциях погрешность вычисления пробега составляет не более 1%, а реально - менее 0,5%. Мы должны получить вычисленное значение около 2475-2490 км.
По данным одометра автомобиля отклонение от реального значения будет зависеть от всех указанных выше факторов и мы получим некоторое усредненное значение пробега. Если отбросить грубые ошибки, связанные с установкой нестандартной резины или механическими неисправностями одометра, разница в показаниях двух систем в идеальном случае будет стремиться к 1% - 0,5%.
Рекомендации
При оценке результатов работы системы и сверке пробега следует убедиться, что мы видим маршрут без потерь и «выбросов» т.е. в качестве работы GPS. Потери данных GPS для исправных модулей внешней установки «Дрозд-М» могут быть связаны только с их преднамеренным отключением или экранированием. Количество видимых спутников на открытой местности должно быть не менее 10, в городе - не менее 6-7. Выбросы от реальной траектории допустимы кратковременно только на стоянке в случае экранирования (гараж, крытый навес).
Если сравниваются городские маршруты, можно установить допустимое расхождение на уровне 3%, за городом - 1%.
Как правило, значения отклонений в пробеге близки для всех однотипных транспортных средств автопредприятия при одинаковом стиле вождения.
www.istrim.com
Группа компаний "НавиТренд". Тахограф, Глонасс мониторинг автотранспорта, GPS мониторинг автотранспорта, сервисное обслуживание мониторинга автотранспорта
Погрешность пробегаРано или поздно у компаний, которые эксплуатируют систему мониторинга транспорта возникает вопрос о расхождении пробега по штатному одометру транспортного средства и системе GPS/ГЛОНАСС мониторинга. Цифры в путевых листах, заполняемые водителем как правило превышают те, которые дает отчет мониторинга.
Что же влияет на расхождение?
I. Системы глобального мониторинга, функционирующие на базе американской спутниковой системы GPS (Global Positions System) и российской системы ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Система Слежения) определяют расстояние между координатами начала и конца маршрута, на основании суммирования расстояний между координатами контрольных точек (широта/долгота).
По официальным данным чистая погрешность модуля ГЛОНАСС/GPS находится в пределах 2-5 метров (это порядка 1.5% в определении пробегов). Модуль ГЛОНАСС/GPS во всех современных устройствах мониторинга обладает обязательным сертификатом как средство измерения. Рельеф местности не оказывает сильного влияния на погрешность измерения пробега. Например, при уклоне по знаку в 15-20% — угол наклона дороги составит 8.53-11.31°, а погрешность измерения пробега составит около 1.5%. И даже при очень крутом уклоне в 40% по знаку (угол наклона дороги составит 21.8°), погрешности измерения пробега составит всего около 6%. Но все современные устройства для мониторинга умеют определять высоту и делать соответствующие поправки при вычислении пробега. Таким образом, общая погрешность систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, при нормальных условиях, составляет менее 3,5%.
II. Одометры, установленные на транспортных средствах, не являются эталонными приборами для определения пройденного расстояния, поскольку данные приборы не проходят поверку по ПР.50.2.006-94 ГСИ. Согласно правилам ЕЭК ООН №39, средняя погрешность спидометра может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6км/ч.Для спортивных одометров завышение показателей скорости и расстояния допускается не более 3.5%. Для обычных одометров таких стандартов не существует, поскольку они никогда не разрабатывались ввиду отсутствия требований по точности данных приборов.
Механические спидометры применяемые на транспортных средствах имеют собственную погрешность до 5% (ГОСТ 12936-82 , ГОСТ 1578-76, ГОСТ 8.262-77.), но в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, износа узлов и агрегатов, использования нештатных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 12%-15%.На погрешность показаний помимо износа механизма одометра в процессе эксплуатации, влияют также размер установленных на ТС шин, давление в них, износ протектора, загруженность транспортного средства, сложность маршрута, температура окружающей среды.
Из перечисленного выше можно сделать вывод, что: погрешность штатного одометра транспортного средства (12% - 15%) существенно превышает погрешность системы мониторинга (3,5%-6%).
Компаниям, эксплуатирующим систему мониторинга транспорта, с целью выявления уровня погрешности и верификации данных системы, рекомендуем:1. Сделать контрольный замер расстояния на тестовых участках пути.2. Осуществить контрольный заезд транспортного средства с системой мониторинга по тестовому участку пути. Записать в акт показания пробега по одометру и пробег по системе мониторинга транспорта.3. Вычислить среднюю погрешность отклонения спидометра автомобиля от данных ГЛОНАСС/GPS.4. В дальнейшем зная % погрешности одометра по отношению к системе мониторинга можно использовать данные пробега системы при проверке заполнения путевых листов. Так же мы рекомендуем интеграцию системы мониторинга транспорта с системой 1С.
Смотреть все новости
www.navitrend.ru
Почему показания тахографа могут отличаться от показаний одометра
Почему показания тахографа могут отличаться от показаний одометра Очень часто показания тахографа, системы мониторинга и одометра транспортного средства (ТС) не совпадают. Пробеги, списанные со штатных одометров, установленных на автомобилях, и данные о пробегах, полученные с помощью тахографов или ГНСС могут стать причиной служебных проверок, перерасчётов и конфликтных ситуаций в организации. Разберёмся в погрешностях установленных одометров, тахографов и ГНСС GPS/ГЛОНАСС. Конструкция одометров и их погрешности Для измерения пройденного пути на транспортном средстве используют специальный прибор — одометр. Бортовые одометры всех видов не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных устройств установлены допустимые погрешности. Для полного понимания приведённых сведений и цифр, нужно иметь ввиду:- Данные погрешности установлены только для самих приборов. Все конструктивные изменения, а так же физический износ некоторых узлов и агрегатов автомобиля в эту погрешность не включены.
- По техническим требованиям ЕЭК ООН №39 спидометры не могут занижать показания. Средняя погрешность спидометра по этим правилам (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч. Поэтому и одометр, конструктивно связанный со спидометром, так же даёт завышенные показания. По общепринятой практике, заводы-изготовители завышают показания скорости и пробега на 5-10%. Об этом ведётся множество разговоров и бурные обсуждения на форумах автолюбителей. Возможно, что автопроизводители заботятся не только о безопасности водителей, но и вполне законно (опираясь на правила ЕЭК ООН №39) уменьшают реальный гарантийный пробег на неизвестную величину, потому что отсутствуют требования к точности измерения пробега.
Механический одометр — весьма оценочное устройство, имеет собственную погрешность до 5%. В зависимости от условий эксплуатации, состояния дорожного полотна, износа деталей и агрегатов и использовании неоригинальных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 15%.
Механизм электромеханического одометра
Электронные одометры — это дальнейшее эволюционное развитие одометров. Избавились от механического индикатора, который заменили дисплеем. В тоже время сам принцип контроля пройденного пути (обороты колеса) остается неизменным, и даже точная электроника находится в зависимости от технического состояния ходовой части автомобиля. Однако, если провести дополнительную калибровку на тестовом участке пути (на заводе-изготовителе эта процедура не проводится), погрешность данных устройств можно свести до 2-3 %, правда ненадолго.Экран электронного одометра
Существенный минус электронных одометров — возможность изменения его программного обеспечения или изменение накопленных значений. Для популярных автомобилей существует услуга по «модификации» бортового одометра, для завышения его показаний на любую величину (например: +20% к пробегу) или изменение значений одометра. Выявить подобное вмешательство не всегда возможно, а в тех случаях когда это можно определить, нужен контрольный заезд или обращение в службу ремонта. Общие факторы, влияющие на любые одометры:- Радиус колеса может внести существенную погрешность в показания одометра. Разница в высоте протектора в 1 см, например, даст на 100 км пробега автомобиля разницу в пробеге в 1955 м: диаметр одного колеса 1 м, второго — 1.02 м. Первое совершит 31 830 оборотов, второе — 31 206. Каждый оборот — 3.1416 м, разница — 1955 м. И эту разницу мы получаем только при одном сантиметре! К примеру, разные шины 325/70 и 325/75 дадут сразу разницу в диаметре в 3.2 см. Поэтому одометр на автомобиле со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с таким же автомобилем, но на новых шинах. Ещё важно знать, на какой радиус колёс рассчитан одометр: если поставить другой размер колёс, то будут совсем другие данные по скорости и пройденному пути.
- Вес груза — при полной или чрезмерной загрузке автомобиля, шина проминается по-разному, поэтому изменяется диаметр колеса.
- Давление в шинах — шина проминается по-разному при штатном и нештатном давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше.
- Подключение к штатному датчику: данные о пробеге рассчитываются на основе данных получаемых с датчика скорости, установленного в автомобиле. Если тахограф и спидометр подключены параллельно, то добиться отсутствия расхождений в показаниях практически невозможно, так как одометры, даже электронные, имеют свои погрешности. Более точно работает система, когда датчик скорости подключается к тахографу, а от тахографа уже идёт выход на одометр. Но наиболее точно работает схема подключения: датчик скорости- тахограф- CAN-шина автомобиля. Эта схема позволяет добиться полного соответствия показаний одометра и тахографа.
- Подключение к CAN-шине автомобиля и получение информации о скорости движения и пройденном пути непосредственно с контроллера AБС или бортового компьютера ТС (для ТС, необорудованных датчиком скорости, таких как Форд Транзит и пр.). В этом случае значения скорости и пройденного пути в тахографе и в транспортном средстве будут совпадать.
- Получение данных о пробеге на основе системы ГНСС ГЛОНАСС/GPS, акселерометра, гироскопа и т.п.. Данный способ является максимально точным по отношению к двум предыдущим с точки зрения измерения скорости и пройденного расстояния, что гарантированно приводит к расхождениям в показаниях. Кроме того, общим недостатком использования любой навигационной системы является то, что при определённых условиях сигнал может не доходить до приёмника, или приходить со значительными искажениями или задержками. Например, при помощи ГНСС практически невозможно определить своё точное местонахождение в подвале или в тоннеле. Наличие акселерометра и гироскопа позволяет определить траекторию, скорость и пробег без доступных спутников, но точность, пока, остаётся не такой высокой, что ограничивает использование ГНСС ГЛОНАСС/GPS в качестве оптимальной для определения скорости и пройденного пути ТС.
Выводы:
- Добиться отсутствия расхождений в показаниях скорости и пройденного пути между тахографом и спидометром (одометром) можно только если сигнал с датчика скорости приходит сначала на тахограф, а затем преобразуется в цифровое значение и передаётся в CAN-шину ТС, или если читается тахографом в цифровом виде из CAN-шины ТС.
- Отсутствие расхождений по п.1. не гарантирует отсутствие погрешности при измерении пройденного пути (скорости движения), которая как было описано выше в зависимости от применяемой системы измерения может составлять 10 и более %.
takya.ru
GPS ГЛОНАСС мониторинг транспорта и контроль расхода топлива
Разбег пробега
Бортовые одометры всех видов не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных приборов установлены допустимые погрешности. Механический одометр имеет собственную погрешность до 5%. В зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, износа узлов и агрегатов, использования нештатных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 12%-15%.
На погрешность будут влиять такие факторы:
-
Несоответствие диаметра шин заводским (на которых производилась калибровка одометра)
-
Давление воздуха в шинах и состояние протектора
-
Состояние дорожного покрытия (проскальзывание), закругления дороги
-
Наличие или отсутствие груза
-
Степень изношенности съемного механизма одометра
-
Точность заводской калибровки (как правило пробег немного завышается)
-
Передаточное число редуктора заднего моста (при замене редуктора на редуктор с другим передаточным числом, расхождение может составлять более 10%)
Разница данных о пробегах автомобиля в путевых листах и данных систем GPS вызвана следующими причинами:
-
Плохо настроенным одометром автомобиля
-
Наличием допустимых погрешностей спидометра
-
Использованием изношенных или нештатных шин
-
Наличием погрешности измерений GPS систем
Система GPS/ГЛОНАСС навигации лишена погрешностей, обусловленных конструктивными особенностями автомобиля, и никак от них не зависит. На определение координат не влияют практически никакие внешние факторы. По официальным данным чистая погрешность определения координатсамого навигатора находится в пределах 5-15 метров (это порядка 1.5% в определении пробегов). Также, для того, чтобы сократить расходы на мобильную связь, блок передает свои координаты не постоянно, а с заданной периодичностью. Данное обстоятельство приводит к незначительным потерям в анализе пройденного пути, который составляет не более 2%.
Учитывая точность самой системы GPS/ГЛОНАСС навигации, а также разного рода программные механизмы, позволяющие отсечь крупные ошибки, погрешность системы мониторинга не превышает в целом 4%. Это дает возможность максимально скорректировать данные по пробегу транспортного средства.
В качестве рекомендаций для определения погрешности спидометра автомобиля мы рекомендуем следующие методы:
-
Сделать контрольный замер расстояния на тестовых участках пути.
-
Вычислить среднюю погрешность отклонения спидометра автомобиля от данных GPS.
www.vgps.pro