Что такое автомобильный спидометр и почему он — врет. Спидометр врет


Что такое автомобильный спидометр и почему он

Опубликовано: 09.10.2014 | 4184

Что такое автомобильный спидометр и почему он - врет

В некоторых ситуациях при помощи спидометра можно сэкономить топливо, для этого всего лишь необходимо ехать с оптимальной скоростью, при которой машина потребляет наименьшее количество топлива. Кроме того, соблюдая рекомендованную скорость, например в зимнее время, спидометр позволяет сохранить себе жизнь, а также всем остальным участникам дорожного движения. Ну, согласитесь, откуда бы вы знали, что едете быстро не будь у вас этого прибора измеряющего скорость? Понять, что вы едете 100, а не скажем 150 км/час довольно сложно, если машина новая, «горячая», а дорога идеально ровная. Точно определить скорость под силу разве что очень опытному автомобилисту. Короче говоря, спидометр очень важная в автомобиле вещь, без которой наступил бы хаос и «беспредел» на дороге, потому что никто не знал бы сколько это «быстро» или чуть-чуть быстрее.

О том, что такое автомобильный спидометр вы уже узнали «в общих чертах», но к этому мы конечно же еще вернемся. Кроме этого, мы поговорим о другой не менее интересной загадке — почему большинство спидометров, если не все, врут, то есть показывают не ту скорость с которой вы движетесь, а на несколько «км» или даже десяток больше.

Если бы у «Википедии» спросили, что такое автомобильный спидометр, она бы ответила примерно следующее — это прибор для измерения (определения) скорости движения транспортного средства, в реальной скорости и в таком духе. Спидометры бывают разные, но в основном это — аналоговые (механические) и цифровые.

Что такое автомобильный спидометр и почему он - врет

Так выглядит классический аналоговый спидометр

Второй вариант — менее популярен, так как существует относительно недавно. Аналоговый спидометр более распространен и имеет относительно простую конструкцию. Прибор связан с трансмиссией при помощи гибкого вала, своего рода тросиком, который передает вращение. На разных моделях автомобилей можно встретить один и тот же спидометр, отличаются они лишь редуктором, который установлен в их приводе. Редуктор имеет необходимое передаточное число, которое идеально подходит для конкретной модели автомобиля. В заднеприводных авто, обычно спидометр контролирует скорость вращения вторичного вала трансмиссии, следовательно, показания зависят от передаточного числа редуктора заднего моста, размера шин и погрешности самого прибора.

Что такое автомобильный спидометр и почему он - врет

Полностью электронный, цифровой спидометр

У переднеприводных машин, у которых двигатель имеет поперечное расположение спидометры обычно получают информацию о скорости движения автомобиля от привода левого колеса после главной пары. Стало быть, кроме погрешности спидометра, а также размера шин, на точность будет влиять закругление дороги: при повороте налево прибор будет врать чуть меньше, направо – чуть больше.

Все вышеописанные проблемы влияют на точность показаний прибора, как в большую, так и меньшую сторону, однако почему же все-таки спидометр «привирает» и показывает скорость больше, чем она есть на самом деле? Почему не меньше? Это, прежде всего, нужно для того чтобы минимизировать вероятность нарушения водителями скоростного режима и как результат получения ими штрафа. Причина номер «2» — осторожность самих автопроизводителей. Они мыслят осторожно и продуманно. Если вы на самом деле будете ехать медленнее чем показывает прибор, пытаясь соблюсти режим скорости и ПДД, то это не будет нарушением. Просто ваша скорость будет меньше на пару км/час чем показывает прибор. Другое дело — когда вы едете, придерживаясь всех правил, а вас останавливает инспектор и штрафует на несколько тысяч за превышение скорости. Вот в этом случае будет очень обидно, больше того вы скорее всего подадите на производителя в суд с просьбой компенсировать убытки. А что если по вашему примеру поступят сотни или тысячи обладателей таких же машин? Тогда компания обанкротится, выплачивая штрафы и судебные издержки пострадавшим автомобилистам. Кроме того, автопроизводитель делает «напуск» или лучше сказать «зазор, запас» на тот случай если вы не соблюдаете правильное давление в шинах, используете шины «неправильного» диаметра, или еще что-то третье, что может повлиять или исказить показания спидометра.

В среднем спидометры врут на — 10% при скорости около 200 км/ч. При этом не стоит думать, что увеличение или уменьшение пропорциональным и двигаясь со скоростью 110 км/ч спидометр будет «врать» на 5-10 км/ч, а на скорости 60 км/ч вообще нет погрешности.

Кроме причин по которым спидометру необходимо «врать» описанных выше следует отметить тот факт, что этому прибору намного сложно соблюдать точность по сравнению с остальными приборами. Дело в том, что скорость движения определяет скорость вращения колеса, точнее показания снимаются с трансмиссионного вала, скорость вращения которого равна скорости вращения колеса. Как уже говорилось выше, скорость вращения колеса зависит от диаметра колеса, а этот параметр как вы знаете очень нестабильный.

Устанавливая шины нештатного размера, например вместо положенных 165/70R13, вы решили поставить — 175/70R13 или наоборот, вы увеличиваете погрешность спидометра на 2,5%. В принципе не так уж и много, однако если эта погрешность прибавится к погрешности самого прибора, а также редуктора, а в шинах будет низкое давление, то спидометр начнет «врать» более серьезно. Низкое давление в шинах — вообще отдельная тема, кроме разной деформации, увеличенного сопротивления, повышенного износа шин вы получаете еще и расход топлива и завышенные показания спидометра. О давлении в шинах я когда-то уже писал, те кому интересно могут полюбопытствовать. Вот вам ссылка на статью о давлении в шинах.

Точность механического спидометра во многом зависит от степени износа его деталей, а также состояния привода. Гибкий вал должен пролегать «по прямой» без каких-либо резких перегибов в противном случае возникнет дополнительное сопротивление, колебание стрелки, шум в механизме, а также преждевременный износ троса. Привод троса усложняет сборку и разборку «приборки», в итоге все эти неудобства привели к тому, что автопроизводители стали все чаще использовать новый, более точный и совершенный тип спидометра. Им стал электронный спидометр, его работа построена на показаниях датчика скорости.

Внешне, некоторые электронные спидометры очень нелегко отличить от механических аналогов, ведь там есть и стрелка барабан с цифрами. Однако в электронных спидометрах стрелка не зависит от колес ее приводит в движение электронный измеритель, который выставляет положение стрелки руководствуясь числом импульсов, которое поступает с датчика скорости.

Полностью электронные спидометры — более совершенны, они могут выдавать результат скорости в электронном виде, но как показала практика и исследования данные спидометра классическом виде со стрелкой и циферблатом лучше воспринимаются автомобилистами. Устройство электронного спидометра очень сложное, стрелки находятся под управлением электроники и исполнительных электродвигателей. Здесь вам и жидкокристаллический дисплей и масса чипов и разных индикаторов.

Однако несмотря на все достижения в области электроники принцип практически не изменился, контроль за вращением ведущего колеса с шиной, никуда не делся. Следовательно все вышеописанные ошибки и погрешности также будут присутствовать, до тех пор пока кому-то не придет в голову добиться «швейцарской» точности и усовершенствовать спидометр не только внешне но и внутренне. И, что, самое интересное не нужно ничего придумывать, все уже придумано. Существуют так называемые маршрутные компьютеры, которые следят за расходом топлива. Компьютер производит измерение руководствуясь километровыми столбами которые вкопаны с высочайшей точностью, которой можно только позавидовать многим спидометрам. Кроме этого изобретения, нельзя не отметить возможность измерения скорости движения посредством навигаторов а также придорожных высокоточных табло, которые уже не первый год успешно используются в Европе.

argi.su

Почему спидометр врет? — Drivers-blog.ru

спидометр врет

Я думаю, многие автолюбители замечали, что скорость их автомобиля меньше той скорости, какую показывает спидометр. Даже недорогой навигатор показывает скорость, немного меньшую. Так почему спидометр врет? И есть ли в этом злой умысел автопроизводителя?

Скорее всего, автопроизводители беспокоятся о своих клиентах, снижая их шансы нарушить скоростной режим и получить штраф. Но все-таки основной причиной становится перестраховка автокомпаний, которые специально завышают реальную скорость, чтобы избежать проблем с занижением скорости. Ведь занижение скорости имеет гораздо более негативные последствия, чем завышение. Такая ситуация может привести к авариям и штрафам, что втянет компании в судебные разбирательства.

Для спидометров современных автомобилей выведено среднее значение погрешности — 10% на скорости в 200 км/ч. Однако точную погрешность вычислить сложно, так как она нелинейная.

Почему же спидометру обязательно надо врать? Спидометр относится к таким измерительным приборам, которому достаточно тяжело быть абсолютно точным. Скорость движения у авто определяется по скорости вращения колеса, а скорость находится в прямой зависимости от диаметра колеса, что является достаточно нестабильным параметром. Ведь колесо может быть по разным причинам перекачанным или приспущенным. На это влияет состояние колеса, температура окружающей среды. К тому же водитель может использовать нестандартные диски. По этой причине сверхточный спидометр создать сложно. Но на некоторых машинах немецкого производства такие спидометры уже имеются, однако стоят эти авто немало.

Некоторые водители считают, что современные цифровые спидометры отражают скорость точнее, чем стрелочные. Однако это неверно, так как цифровые спидометры имеют такой же механизм измерения скорости, как и стрелочные. Отличие только в способе отражения данных.

Каждая машина сможет получить сверхточный спидометр только тогда, когда источником данных скорости будет GPS-модуль штатной навигационной системы. Сейчас этот способ применяется лишь в некоторых дорогих авто и то в качестве опции… А до этой поры придется смириться с тем, что спидометр врет…

Есди вам необходимо шины купить дешево, то обратитесь в интернет-магазин автошин и колесных дисков. В продаже имеются шины как для легковых авто, таки для внедорожников. Отлаженная логистика помогает магазину держать цены самыми низкими среди конкурентов.

drivers-blog.ru

Автомобильный спидометр - что это такое? Почему врет спидометр?

Автомобильный спидометр - что это такое? Почему "врет" спидометр?

Спидометр не только украшает приборную панель, но сохраняет нервы, деньги, а иногда и жизнь. Не по мельканию же кустов за обочиной определять скорость! Глаз даже опытного водителя в долгой поездке «замыливается» – и немалые 100 км/ч кажутся черепашьим шагом. Из данной статьи вы узнаете, что такое автомобильный спидометр, почему "врут" показания спидометра и показывают большую скорость.

Спидометр автомобильный — это измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения транспортного средства, в частности машины. В основном, бывают двух видов: аналоговые (или механические) и цифровые спидометры.

Рассмотрим типы автомобильных спидометров. Наиболее просты механические спидометры. Приводятся от трансмиссии «гибким валом» – особым тросиком, хорошо передающим вращение. Так как одинаковые спидометры бывают на разных авто, в их приводе применяют простейший редуктор, передаточное число которого подобрано к автомобилю. На заднеприводном авто спидометр обычно контролирует вращение вторичного вала коробки передач. Значит, показания зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и собственной погрешности прибора.

Спидометры переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя обычно «обслуживают» привод левого колеса после главной пары. Значит, к погрешности спидометра и влиянию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: на поворотах влево «приборная скорость» чуть меньше, чем посередине машины, а вправо – чуть больше.

Почему же "врет" спидометр и показывает большую скорость? Что касается спидометра - нетрудно догадаться, почему он именно "преувеличивает". Во-первых, у водителя будет меньше шансов нарушить скоростной режим и получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр занижал реальную скорость, водители затаскали бы автопроизводителей по судам, доказывая, что все неприятности (штрафы, аварии, поломки) случились с ними из-за неверных показаний приборов.

Среднее значение погрешности у современных спидометров - 10% на скорости в 200 км/ч. Причем зависимость, как правило, нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч, а на скоростях до 60 км/ч погрешности почти нет.

Но почему спидометр обязательно должен "врать"? Дело в том, что ему труднее быть точным, чем многим другим приборам. Ведь скорость движения обычно определяется по скорости вращения колеса (точнее, показания снимаются с одного из валов в трансмиссии, но скорость вращения этого вала прямо пропорциональна скорости вращения колеса). Эта скорость зависит от диаметра колеса, а это - параметр нестабильный.

Как сказываются шины нештатного размера? Замена шины 175/70R13 на шину 165/70R13 или наоборот меняет показания спидометра на 2,5%. Немного? Но вопрос еще в том, как эта ошибка сложится с погрешностью самого спидометра и его редуктора, как скажется износ шин, давление в них. Низкое давление уменьшает радиус качения. Деформация «хитрая», а плата за нее – и рост расхода топлива, и падение максимальной скорости, хотя при этом сами показания спидометра… завышены!

К сожалению, работоспособность механического спидометра сильно зависит от износа его собственных деталей, а также привода. Важно проложить гибкий вал без резких перегибов (иначе трос изнашивается, стрелка колеблется, механизм шумит) – не на каждом автомобиле это удается. Тросовый привод затрудняет сборку и разборку приборного щитка. В конце концов, от троса отказались – спидометр стал электронным, он работает по сигналу датчика скорости.

По внешнему виду первые электронные спидометры трудно отличить от механических. Стрелка на своем месте, барабанчики с цифрами тоже. Но отныне стрелка – деталь электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости. Угол ее поворота пропорционален числу импульсов в единицу времени – подробности технологии пересчета оставим специалистам. Одометр похож на механический, но «декады» подчиняются управляемому электроникой микроэлектродвигателю.

Полностью электронные спидометры авто совершенней. Но и здесь привычные стрелки на своих местах: оказывается, большинство людей понимают их «язык» лучше, чем любые цифры на дисплее. С обратной стороны этот комплекс – произведение искусства. Всеми стрелками командует электроника через исполнительные электродвигатели. Дисплеи (одометра и температуры воздуха) жидкокристаллические.

При всех возможностях электроники основа измерений, то есть контроль вращения ведущего колеса с шиной, остается. Значит, связанные с этим ошибки измерений неизбежны, а разработчики «продвинутых» спидометров, похоже, не интересуются возможностью их тонкой подстройки. Почему – вопрос открытый. Вряд ли это неразрешимая проблема – предусмотрена же эта функция у маршрутных компьютеров! В числе задач маршрутного компьютера – учет расхода топлива. Тут не обойтись без измерений пройденного расстояния.

Как учесть ошибки измерения? Компьютер позволяет вводить поправку. Порядок действий описан в инструкции к нему. «Базой» является путь, измеренный по километровым столбам – они вкопаны с точностью, какая многим спидометрам и не снилась. В наше время положение реперных точек легко проверить современными навигационными средствами. Строители-дорожники с ними тоже знакомы.

Кстати, в Европе не редкость придорожные табло, где высвечивается ваша скорость с высокой точностью. Если показания спидометра и компьютера серьезно разойдутся, не удивляйтесь, ведь автомобильный спидометр – прибор очень «приблизительный»!

http://majors-motors.ru

legkoe-delo.ru