Как удалить воздух из системы охлаждения нива шевроле
Chevrolet Niva | Замена охлаждающей жидкости
Согласно рекомендации завода-изготовителя охлаждающую жидкость следует заменять через два года эксплуатации или же через 60 тыс. км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Кроме того, если охлаждающая жидкость изменила цвет на рыжеватый, немедленно замените ее, так как такое изменение говорит о том, что выработались ингибирующие присадки и жидкость стала агрессивной по отношению к деталям системы охлаждения.
Вам потребуются: ключ «на 13», охлаждающая жидкость, чистая тряпка, емкость для сливаемой охлаждающей жидкости вместимостью не менее 10 л.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Применяйте охлаждающие жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем (см. прил. 3). Заменяйте охлаждающую жидкость только на холодном двигателе. При пуске двигателя пробка расширительного бачка должна быть закрыта. Заворачивайте пробку расширительного бачка плотно. Расширительный бачок при работающем двигателе находится под давлением, и поэтому при слабо завернутой пробке из-под нее может потечь охлаждающая жидкость. |
1. Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку. Если площадка имеет уклон, поставьте автомобиль так, чтобы его передняя часть была выше задней. |
2. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя (см. «Снятие и установка защиты масляного картера и брызговика двигателя»). |
ПРИМЕЧАНИЕ Защиту картера и брызговик можно не снимать, однако в этом случае придется использовать какое-либо приспособление для сбора сливаемой жидкости, иначе она будет неизбежно разлита по площадке под автомобилем. |
\ |
3. Откройте кран отопителя, повернув рукоятку управления краном по часовой стрелке до упора. |
4. Подставьте емкость под пробку сливного отверстия радиатора системы охлаждения и отверните пробку. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Тосол смертельно ядовит для всего живого. Поэтому, чтобы не загрязнять окружающую среду, сливайте его из радиатора через воронку (например, изготовленную из пластиковой бутылки для газированной воды). |
5. Снимите пробку расширительного бачка системы охлаждения, повернув ее против часовой стрелки. |
6. Выверните пробку из сливного отверстия на блоке цилиндров и слейте остатки охлаждающей жидкости из каналов блока цилиндров, предварительно подставив под нее емкость. Заверните пробку. |
7. Заполните систему охлаждения двигателя, заливая охлаждающую жидкость в расширительный бачок до тех пор, пока ее уровень не установится у метки «MAX» на стенке бачка. Заверните пробку расширительного бачка. Пустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры (до включения вентиляторов). После этого остановите двигатель, проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте до метки «MAX». |
ПРИМЕЧАНИЕ При работающем двигателе следите за температурой охлаждающей жидкости по указателю. Если стрелка дошла до красной зоны, а вентилятор не включился, включите отопитель и проверьте, какой воздух идет через него. Если отопитель подает подогретый воздух, значит, скорее всего, неисправен вентилятор, а если холодный – значит, в системе охлаждения двигателя образовалась воздушная пробка. Для ее удаления заглушите двигатель, дайте ему остыть и отверните пробку расширительного бачка. Пустите двигатель, дайте ему поработать в течение 3–5 мин и закройте пробку расширительного бачка. |
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Для гарантированного удаления воздуха из системы охлаждения перед заливкой жидкости отсоедините шланг от дроссельного узла. Заливая жидкость в расширительный бачок, в момент начала вытекания жидкости из патрубка дроссельного узла наденьте шланг на патрубок и затяните хомут крепления шланга. После этого продолжайте доливать жидкость до нормы. |
Для лучшего заполнения системы без воздушных пробок периодически прожимайте шланги радиатора рукой. |
Через несколько дней эксплуатации автомобиля после замены охлаждающей жидкости проконтролируйте ее уровень. При необходимости долейте охлаждающую жидкость.
Если через очень короткое время свежий тосол изменил цвет с голубого на коричневый, значит, вы залили подделку, в которую изготовители «забыли» добавить ингибиторы коррозии. Кроме того, одним из признаков подделки является резкое полное обесцвечивание тосола. Краситель качественного тосола очень стоек и со временем только темнеет. Обесцвечивается тосол, подкрашенный бельевой синькой. Такой «тосол» необходимо быстрее заменить.
Chevrolet Niva | Проверка системы охлаждения
При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную зону (загорелась сигнальная лампа перегрева двигателя), но из-под капота не вырываются клубы пара, включите максимальный режим отопления салона, см. «Отопление (кондиционирование) и вентиляция салона». Это необходимо для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления, затем, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут при нормальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, с включенным на полную мощность отопителем.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или соскочил шланг либо образовалось другое место утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно. |
После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется тепловым ударом.
1. Остановите двигатель.
2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Никогда не открывайте сразу пробку расширительного бачка. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку расширительного бачка на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку. |
3. Через отверстие в щите передка кузова в подкапотное пространство пропущен шланг, соединенный с лотком, установленным под радиатором отопителя. Если из отверстия шланга вытекает антифриз, значит, радиатор поврежден.
Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Особенно хорошо для этой цели подходит армированная (например, серебристого цвета) липкая лента, которую можно приобрести в автомагазинах. |
Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Он должен остывать с открытым капотом не менее 30 мин. |
4. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя). Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру верхнего шланга, соединяющего термостат с двигателем. Если верхний шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет. |
5. Очень часто причиной перегрева двигателя, система охлаждения которого оснащена электрическим вентилятором, является выход из строя вентилятора. |
Рис. 10.2. Номера предохранителей, плавких вставок и реле в монтажном блоке, расположенном в подкапотном пространстве автомобиля Chevrolet Lanos |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не допускайте замыкания проводов между собой! Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления образуемого и набегающего (путевого) потоков воздуха совпадали. |
Если электродвигатель начал работать, неисправна электропроводка или реле включения вентилятора системы охлаждения; если нет — также неисправна электропроводка или собственно электродвигатель. Реле и электродвигатель неремонтопригодны, замените их (см. разд. 10 «Электрооборудование»).
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ В пробке расширительного бачка установлены два клапана: впускной и выпускной. Выпускной клапан играет большую роль в обеспечении оптимального температурного режима двигателя. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,13–0,15 МПа (1,3–1,5 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. К сожалению, при заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления — более 0,15 МПа (1,5 кгс/см2), что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного из шлангов. В свою очередь, заклинивание клапана в открытом положении приводит к преждевременному закипанию охлаждающей жидкости. Поэтому раз в год промывайте пробку расширительного бачка проточной водой. Если появились сомнения, замените пробку. Очевидно, что если на перегретом двигателе снять пробку расширительного бачка и по времени это действие совпадет с тепловым ударом, то вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения гарантированы. Раз в год продувайте ячейки радиатора струей сжатого воздуха (например, от компрессора), направляя струю сначала навстречу набегающему воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. Так можно частично восстановить эффективность радиатора. |
automn.ru
Chevrolet Niva | Замена охлаждающей жидкости
Согласно рекомендации завода-изготовителя охлаждающую жидкость следует заменять через два года эксплуатации или же через 60 тыс. км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Кроме того, если охлаждающая жидкость изменила цвет на рыжеватый, немедленно замените ее, так как такое изменение говорит о том, что выработались ингибирующие присадки и жидкость стала агрессивной по отношению к деталям системы охлаждения.
Вам потребуются: ключ «на 13», охлаждающая жидкость, чистая тряпка, емкость для сливаемой охлаждающей жидкости вместимостью не менее 10 л.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Применяйте охлаждающие жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем (см. прил. 3). Заменяйте охлаждающую жидкость только на холодном двигателе. Охлаждающая жидкость токсична, поэтому будьте осторожны при работе с ней. При пуске двигателя пробка расширительного бачка должна быть закрыта. Заворачивайте пробку расширительного бачка плотно. Расширительный бачок при работающем двигателе находится под давлением, и поэтому при слабо завернутой пробке из-под нее может потечь охлаждающая жидкость. |
1. Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку. Если площадка имеет уклон, поставьте автомобиль так, чтобы его передняя часть была выше задней. |
2. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя (см. «Снятие и установка защиты масляного картера и брызговика двигателя»). |
ПРИМЕЧАНИЕ Защиту картера и брызговик можно не снимать, однако в этом случае придется использовать какое-либо приспособление для сбора сливаемой жидкости, иначе она будет неизбежно разлита по площадке под автомобилем. |
\ |
3. Откройте кран отопителя, повернув рукоятку управления краном по часовой стрелке до упора. |
4. Подставьте емкость под пробку сливного отверстия радиатора системы охлаждения и отверните пробку. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Тосол смертельно ядовит для всего живого. Поэтому, чтобы не загрязнять окружающую среду, сливайте его из радиатора через воронку (например, изготовленную из пластиковой бутылки для газированной воды). |
5. Снимите пробку расширительного бачка системы охлаждения, повернув ее против часовой стрелки. |
6. Выверните пробку из сливного отверстия на блоке цилиндров и слейте остатки охлаждающей жидкости из каналов блока цилиндров, предварительно подставив под нее емкость. Заверните пробку. |
7. Заполните систему охлаждения двигателя, заливая охлаждающую жидкость в расширительный бачок до тех пор, пока ее уровень не установится у метки «MAX» на стенке бачка. Заверните пробку расширительного бачка. Пустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры (до включения вентиляторов). После этого остановите двигатель, проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте до метки «MAX». |
ПРИМЕЧАНИЕ При работающем двигателе следите за температурой охлаждающей жидкости по указателю. Если стрелка дошла до красной зоны, а вентилятор не включился, включите отопитель и проверьте, какой воздух идет через него. Если отопитель подает подогретый воздух, значит, скорее всего, неисправен вентилятор, а если холодный – значит, в системе охлаждения двигателя образовалась воздушная пробка. Для ее удаления заглушите двигатель, дайте ему остыть и отверните пробку расширительного бачка. Пустите двигатель, дайте ему поработать в течение 3–5 мин и закройте пробку расширительного бачка. |
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Для гарантированного удаления воздуха из системы охлаждения перед заливкой жидкости отсоедините шланг от дроссельного узла. Заливая жидкость в расширительный бачок, в момент начала вытекания жидкости из патрубка дроссельного узла наденьте шланг на патрубок и затяните хомут крепления шланга. После этого продолжайте доливать жидкость до нормы. |
Для лучшего заполнения системы без воздушных пробок периодически прожимайте шланги радиатора рукой. |
Через несколько дней эксплуатации автомобиля после замены охлаждающей жидкости проконтролируйте ее уровень. При необходимости долейте охлаждающую жидкость.
Если через очень короткое время свежий тосол изменил цвет с голубого на коричневый, значит, вы залили подделку, в которую изготовители «забыли» добавить ингибиторы коррозии. Кроме того, одним из признаков подделки является резкое полное обесцвечивание тосола. Краситель качественного тосола очень стоек и со временем только темнеет. Обесцвечивается тосол, подкрашенный бельевой синькой. Такой «тосол» необходимо быстрее заменить.
automn.ru
Chevrolet Niva | Слив, промывка и заправка системы охлаждения
Слив, промывка и заправка системы охлаждения
Раз в два года или каждые 40000 км пробега (что наступит раньше)
Не допускайте попадания антифриза на Вашу кожу и окрашенные поверхности автомобиля. При попадании немедленно смывайте обильным количеством воды. Антифриз чрезвычайно токсичен и смертельно опасен при попадании в организм. Не оставляйте антифриз в открытом контейнере или пролитым на полу; его сладковатый запах легко может привлечь к себе детей или домашних животных. Справьтесь о местных правилах утилизации отработавшего антифриза. Во многих районах имеются специальные центры по его приемке. |
Система охлаждения должна регулярно осушаться, промываться и вновь заполняться. Эта процедура производится для поддержания качества охладительной смеси и предупреждения образования коррозии, которая снижает эффективность работы системы охлаждения и может служить причиной отказа двигателя. В ходе обслуживания системы охлаждения следует также проверять состояние всех шлангов и крышки радиатора и в случае необходимости заменять дефектные компоненты.
Осушение
|
Промывка
|
Заполнение
|
automn.ru
Chevrolet Niva | Система охлаждения
Общие сведения
Рис. 3.92. Система охлаждения: 1 — расширительный бачок; 2 — головка блока цилиндров; 3 — коллектор входа охлаждающей жидкости/ водяной насос; 4 — заглушка отверстия для удаления воздуха; 5 — радиатор отопителя; 6 — блок выхода охлаждающей жидкости; 7 — термостат; 8 — радиатор |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При открывании крышки расширительного бачка на горячем двигателе необходимо соблюдать осторожность, так как выходящие пары могут привести к сильным ожогам. Для этого закройте крышку расширительного бачка толстым слоем ткани и медленно отвинтите крышку до появления шипящего звука. После прекращения шипения медленно отвинтите и снимите крышку с расширительного бачка. Не допускайте попадания охлаждающей жидкости на одежду и лакокрасочное покрытие кузова. В противном случае промойте поверхность большим количеством воды. Все зажимы и хомуты, которые при разборке системы охлаждения будут повреждены или разрезаны, при сборке замените на новые. Слитую охлаждающую жидкость соберите и утилизируйте |
Замена охлаждающей жидкости
Заменять охлаждающую жидкость необходимо после проведения любых работ на элементах системы охлаждения со сливом охлаждающей жидкости. Если при ремонте заменялась головка блока цилиндров, прокладки головки блока, радиатора или теплообменника масла, следует залить в систему охлаждения свежую охлаждающую жидкость. Это связано с тем, что антикоррозионная присадка в охлаждающей жидкости при работе двигателя осаждается и создает антикоррозионную защиту. В охлаждающей жидкости, бывшей в эксплуатации, антикоррозионные добавки менее активны для того, чтобы образовать защитный слой на вновь установленных деталях.
Слив охлаждающей жидкости следует осуществлять на холодном двигателе.
Снимите крышку расширительного бачка.
Установите под двигателем приемный поддон для сбора охлаждающей жидкости.
Рис. 3.45. Расположение заглушек (1) удаления воздуха из системы охлаждения |
Рис. 3.46. Расположение нижнего патрубка (1) радиатора |
Рис. 3.93. Расположение сливной пробки (1) охлаждающей жидкости из блока цилиндров |
После слива охлаждающей жидкости вверните на место сливную пробку.
Рис. 3.47. Установка на расширительный бачок специальной емкости 0173/2 (1) для заливки охлаждающей жидкости |
Медленно заливайте охлаждающую жидкость BASF GLYSANTIN G33-23F или GUTIT ESSEX REVKOGEL 2000 в систему охлаждения.
Охлаждающую жидкость заливайте в расширительный бачок до тех пор, пока она не будет вытекать через отверстие для заглушек удаления воздуха. Навинтите заглушки 1 (см. рис. 3.45). Для надлежащей прокачки системы охлаждения специальная емкость 1 (см. рис. 3.47) 0173/2 для заливки охлаждающей жидкости должна быть заполнена до отметки 1 л.Пустите двигатель и дайте ему поработать при частоте вращения коленчатого вала 1500—2000 мин—1 до окончания второго цикла охлаждения (включение-выключение вентилятора радиатора), при этом поддерживайте уровень жидкости на отметке 1 л.
Остановите двигатель.
Снимите специальную емкость 1 (см. рис. 3.47) 0173/2 для заливки охлаждающей жидкости и навинтите крышку расширительного бачка.Проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости доведите его до нормы.
На горячем двигателе уровень охлаждающей жидкости должен находиться на уровне метки «Max», на холодном двигателе — между метками «Max» и «Min».
Водяной насос
Снятие
Отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Слейте охлаждающую жидкость.
Снимите зубчатый ремень.
Рис. 3.94. Расположение патрубка (2), болтов крепления водяного насоса (1) и крышки (3) водяного насоса |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не выворачивайте болты 3 (см. рис. 3.94) крепления крышки водяного насоса |
Установка
Установите новые центрирующие втулки, определяющие положение водяного насоса относительно блока цилиндров.
Нанесите герметизирующий состав на патрубок 2 системы охлаждения.
Установите водяной насос и закрепите болтами, затянув их моментом 14 Н•м.
Установите зубчатый ремень.
Залейте охлаждающую жидкость и удалите из нее воздух.
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батарее.
automn.ru
Chevrolet Niva | Поиск и устранение неисправностей системы охлаждения
Проверка герметичности системы охлаждения
В некоторых случаях негерметичность радиатора может быть обнаружена простым добавлением воды в радиатор. Для ускорения обнаружения утечки рекомендуется очистить поверхности радиатора от грязи.
1. Удалите грязь и насекомых, забившихся в решетку сердцевины радиатора, воспользовавшись обыкновенным шлангом без насадки. Излишний напор воды может повредить пластины радиатора.
2. Потрите блок трубок кистью с мягкой щетиной, используя чистую горячую воду или горячую воду с небольшой добавкой моющего реагента.
Проверка герметичности системы охлаждения на автомобиле Алюминиево-пластмассовый радиатор можно проверить с помощью насоса и манометра. На холодном двигателе, снимите пробку с расширительного бачка, подсоедините манометр и создайте нормальное рабочее давление, не превышающее 138 кПа.
Следите за поведением стрелки манометра, которая может свидетельствовать о наличии утечек. Осмотрите радиатор и другие детали системы охлаждения на предмет утечки охлаждающей жидкости. При необходимости отремонтируйте шланги и их соединения. Проверьте также герметичность пробки расширительного бачка.
При обнаружении утечек в радиаторе пометьте область, откуда вытекает охлаждающая жидкость, чтобы это место можно было легко найти после снятия радиатора с автомобиля.
Проверка герметичности радиатора со снятием с автомобиля
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При обслуживании радиатора не используйте емкости для выпаривания или емкости, которые использовались при обслуживании медных или латунных радиаторов. Флюс, кислота или каустическая сода, остающиеся в таких емкостях, могут вступить в реакцию с алюминием и привести к выходу радиатора из строя. При обслуживании алюминиево-пластмассовых радиаторов настоятельно рекомендуется иметь отдельную испытательную емкость с чистой водой.
Рис. 4.2. Алюминиевый радиатор с патрубками теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости: 1 – резиновая испытательная пробка; 2 – патрубки теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости |
2. Подсоедините прибор для создания давления и постепенно повышайте давление до достижения 138 кПа, но не превышайте давление 138 кПа. Следите за манометром, чтобы обнаружить уменьшение давления. Для обнаружения небольших утечек поливайте отремонтированный участок водой и следите за появлением пузырьков (в этом случае очень помогает добавление в воду слабого раствора моющего средства). Если в наличии имеется большая ванна с водой, радиатор можно погрузить в эту ванну и провести испытание на наличие появления пузырьков.
Утечки, подлежащие ремонту
На алюминиево-пластмассовом радиаторе можно устранить два типа утечек: утечки через уплотнительную прокладку и утечки в блоке трубок сердцевины радиатора. Утечки в пластмассовых бачках ремонту не подлежат. Утечки в блоке трубок могут быть в самой трубке или в соединении между трубкой и коллектором. Утечки прокладки могут быть между пластмассовыми бачками и коллекторами или в соединениях между патрубками теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости и бачками. Некоторые виды утечек могут быть отремонтированы без снятия радиатора с автомобиля, однако обычно лучше снять радиатор для проведения ремонта.
Устранение утечек в прокладке бачка
Рис. 4.3. Использование плоскогубцев (1) для загибания лепестков |
Рис. 4.4. Установка инструмента (а) и направление отжатия (b) для отгибания лепестка |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не разгибать лепестки слишком сильно, т.к. это может привести к поломке лепестка. Если на одной стороне коллектора сломаны более трех лепестков или два соседних лепестка, блок трубок необходимо заменить.
2. Приподнимите бачок и извлеките его из-под неразжатых лепестков. Для снятия прокладки постучите по бачку рукой. Плоскогубцами разожмите оставшиеся лепестки.
3. Снимите и выбросьте прокладку.
4. Очистите коллектор и канавку под прокладку от грязи и остатков старой прокладки.
5. Очистите уплотняющее ребро пластмассового бачка.
6. Осмотрите поверхность контакта коллектора с прокладкой и уплотняющим ребром бачка на наличие следов утечек. Очистите или отремонтируйте поверхности, удалив грязь, заусенцы и неровности.
7. Если бачок оборудован теплообменником охлаждения трансмиссионной жидкости, снимите его и установите на новый бачок.
8. Окуните новую прокладку в охлаждающую жидкость или смочите ее поверхности жидкостью и установите ее на поверхности коллектора. Охлаждающая жидкость поможет удержать прокладку на месте.
Рис. 4.5. Установка бачка на блок трубок и места загибания 4 лепестков |
Рис. 4.6. Последовательность загибания лепестков крепления бачка радиатора |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Подожмите лепестки в той же последовательности, которая используется для затягивания болтов крепления головки цилиндров – от центра к краям.
11. Замените блок трубок, если с одной из сторон сломаны более трех лепестков или два соседних лепестка.
12. Если снимался, установите кран слива охлаждающей жидкости.
13. Проверьте герметичность радиатора.
Замена прокладки теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости
Для замены теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости необходимо снять приемный бачок, однако замена прокладок может быть произведена без снятия бачка.
1. Снимите радиатор и положите его на ровную поверхность.
2. Отверните нижнюю гайку крепления теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости и ослабьте верхнюю гайку.
Рис. 4.7. Использование маленького крючка (1) для извлечения прокладки (2) теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости |
4. Воздухом осушите все привалочные поверхности на бачке и теплообменнике охлаждения трансмиссионной жидкости.
5. Установите новую сухую прокладку. Убедитесь, что она правильно установилась в приливе отверстия.
6. Через входное или выходное отверстие бачка протолкните патрубок теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости в отверстие.
7. Наверните гайку, не затягивая ее окончательно.
8. Аналогичным образом замените вторую прокладку.
9. Наверните гайку и затяните обе гайки теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости моментом 20 Н•м. Не превышайте усилие, чтобы не повредить прокладку.
10. Проверьте герметичность радиатора.
Замена теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости
1. Снимите приемный бачок.
2. Отверните гайки крепления патрубков теплообменника.
3. Извлеките теплообменник и его прокладки из бачка.
4. Снимите старые резиновые прокладки и выбросьте их. Очистите и осушите уплотнительные поверхности.
5. Оденьте новые резиновые прокладки на новый теплообменник и установите его в отверстие бачка. Выполняйте эту операцию очень аккуратно, чтобы не сдвинуть прокладки и не установить их с перекосом. Прокладки при установке должны быть сухими и чистыми, без грязи и масла.
6. Наверните и аккуратно затяните гайки на патрубках.
7. Затягивайте гайки моментом 20 Н•м, так как превышение момента затяжки может привести к повреждению резиновых прокладок.
8. Установите бачок на место.
9. Проверьте герметичность радиатора.
automn.ru
Chevrolet Niva | Система охлаждения
Двигатель автомобиля эксплуатируется в различных климатических условиях и при различных нагрузках. При этом температура охлаждающей жидкости должна оставаться в узком температурном диапазоне, что обеспечивает система охлаждения двигателя.
Система охлаждения закрытая жидкостная, включает водяной насос с приводом вспомогательным ремнем от коленчатого вала, вентилятор радиатора с электрическим приводом, радиатор, расширительный бачок, термостат, радиатор отопителя, шланги и переключатели.
Водяной насос лопастного типа установлен спереди на блоке цилиндров.
Термостат в зависимости от температуры охлаждающей жидкости автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения, пропуская жидкость через радиатор или минуя его.
При пуске холодного двигателя охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, так как основной клапан термостата закрыт, а перепускной открыт. Охлаждающая жидкость циркулирует по рубашке блока и головки блока цилиндров, затем снова поступает в насос. Так обеспечивается быстрый прогрев холодного двигателя.
Когда охлаждающая жидкость достигнет температуры открытия термостата, твердый восковой наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку и выталкивает поршень. При этом основной клапан откроется полностью, а перепускной полностью закроется. Горячая охлаждающая жидкость проходит через шланг к радиатору и охлаждается потоком встречного воздуха.
Вентилятор радиатора включается термовыключателем в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
Радиатор охлаждения закрыт герметичной крышкой. Крышка создает повышенное давление в системе охлаждения, что поднимает температуру кипения охлаждающей жидкости, а более высокая температура кипения охлаждающей жидкости увеличивает эффективность радиатора. Если давление в системе превышает заданное значение, открывается предохранительный клапан в крышке и выпускает охлаждающую жидкость через шланг в расширительный бачок. При охлаждении охлаждающая жидкость перетекает из бачка назад в радиатор.
Расширительный бачок выполняет две функции: служит емкостью для сбора нагретой охлаждающей жидкости и для пополнения системы охлаждения.
Воздух, подаваемый системой вентиляции в салон автомобиля, может подогреваться или охлаждаться, в зависимости от условий комфорта, выбираемых водителем и пассажирами. Системы отопления и кондиционирования раздельные, однако их агрегаты и узлы располагаются в салоне автомобиля в общем корпусе под панелью приборов. Весь поток подаваемого в салон воздуха направляется для нагревания или охлаждения через одни и те же воздуховоды. Температура и скорость потока воздуха регулируется с помощью одних и тех же органов управления.
Тепло, выделяемое при работе двигателя, передается охлаждающей жидкостью к радиатору отопителя, расположенному в салоне. Поток воздуха от вентилятора салона проходит через радиатор и нагревается теплом охлаждающей жидкости.
Если воздух, выходящий из вентиляционных решеток, не нагревается, возможны следующие причины:
– термостат постоянно открыт, в результате чего охлаждающая жидкость не нагревается до требуемой температуры и не передает достаточного количества тепла радиатору отопителя. В этом случае замените термостат;
– засорены шланги подачи охлаждающей жидкости к радиатору отопителя. Проверьте температуру шлангов около перегородки моторного отсека, они должны быть горячими. Если один из шлангов холодный, значит, имеется засорение шлангов или радиатора отопителя. Отсоедините шланги от штуцеров на перегородке моторного отсека и, по очереди подавая воду под давлением в штуцеры, промойте шланги и радиатор отопителя;
– если промывка радиатора отопителя не дала положительных результатов, замените радиатор.
Охлаждающая жидкость
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не допускайте попадания охлаждающей жидкости на одежду и лакокрасочное покрытие кузова. В противном случае промойте поверхность большим количеством воды. Соберите и утилизируйте слитую охлаждающую жидкость. |
Система охлаждения должна круглый год быть заполнена охлаждающей жидкостью. Охлаждающая жидкость представляет собой смесь этиленгликолевого антифриза и дистиллированной воды в соотношении 50:50. В зонах с холодным климатом содержание антифриза в охлаждающей жидкости может быть увеличено в соответствии с рекомендациями производителя жидкости, однако не должно превышать 70%.
Оптимальная концентрация антифриза исключает замерзание жидкости в блоке цилиндров двигателя, образование коррозии и известкового осадка, а также увеличивает температуру кипения охлаждающей жидкости.
Замену охлаждающей жидкости с промывкой системы охлаждения необходимо производить один раз в два года. Перед заполнением системы охлаждения проверьте состояние шлангов и их креплений. В процессе эксплуатации автомобиля уровень охлаждающей жидкости не должен изменяться. Быстрое падение уровня охлаждающей жидкости указывает на течь и необходимость ее устранения. Проверьте состояние радиатора, водяного насоса, шлангов, соединений и пробок слива на наличие на них следов подтекания. Если утечки не обнаружены, проверьте на станции технического обслуживания давление открытия клапана в крышке радиатора.
Замену охлаждающей жидкости необходимо произвести также после проведения любых работ на элементах системы охлаждения со сливом охлаждающей жидкости. Если при ремонте заменялись головка блока цилиндров, прокладка головки блока, радиатор или теплообменник масла, залейте в систему охлаждения свежую охлаждающую жидкость. Это связано с тем, что антикоррозионная присадка в охлаждающей жидкости при работе двигателя осаждается и создает антикоррозионную защиту. В охлаждающей жидкости, бывшей в эксплуатации, антикоррозионные добавки недостаточно активны для того, чтобы образовать защитный слой на вновь установленных деталях.
automn.ru