Как вынуть вторичный вал из коробки т 40
Устройство и работа коробки перемены передач (КПП) Т40М-0020050 трактора Т-40
На тракторе Т-40 используется механическая восьмискоростная (одна передача замедленная) четырехходовая коробка передач Т40М-0020050. Характерной особенностью данной коробки являются поперечно расположенные валы и реверс, который делает возможным движение трактора в переднем и заднем направлении на всех передачах. Это значительно увеличивает маневренность и производительность агрегата.
В корпусе трансмиссии на передней стенке выполнены резьбовые и установочные отверстия, посредством которых осуществляется соединение с корпусом сцепления и установка различных узлов и механизмов управления трактором. К боковым стенкам крепятся рукава тормозов. Для монтажа кронштейна рычагов системы навеса, а также удлинитель заднего ВОМ (вала отбора мощности) предназначена задняя стенка корпуса. Верхняя часть корпуса закрыта крышками, на которые монтируются рычаги и механизмы управления переключением передач, а также реверсом Т25-1701001-А и блокировкой дифференциала.
Вал главного сцепления приводит во вращение первичный вал коробки через шестерни (конические) и механизм реверса. Ведущая коническая шестерня (на рисунке поз. 21) вращается в шариковом (поз. 6) и роликовом (поз. 22) подшипниках. Шариковый подшипник устанавливается в стакан (поз. 7) и фиксируется по наружному кольцу буртом и гайкой (поз. 12). Кольца во внутренней части подшипников прижимаются к торцу ведущей шестерни гайкой (поз. 8) через дистанционную втулку (поз. 23). Данная конструкция позволяет ограничивать осевое смещение ведущей конической шестерни.
Под фланцем стакана (поз. 7) устанавливаются прокладки (поз. 5), с помощью которых регулируется зазор зацепления конической пары. Коническая ведущая шестерня вращается в постоянном зацеплении с шестерней (поз. 2) и шестерней (поз. 13). Коническая ведомая шестерня или шестерня реверса (поз. 2) установлена в двух подшипниках шарикового типа (поз. 18, 19). Стопорные кольца, которые фиксируют подшипник (поз. 18), одновременно предотвращают перемещение шестерни по оси. Зазор конических шестерен (поз. 2, 13) регулируется с помощью прокладок, установленных под фланец стакана (поз. 3), и болтами (поз. 4). Полый хвостовик шестерни (поз. 2) имеет нарезные шлицы, передающие вращение на вал-шестерню ходоуменьшителя, который устанавливается на место стакана (поз. 3). При монтаже ходоуменьшителя из стакана извлекают шестерню (поз. 2) с подшипниками и ставят их в стакан ходоуменьшителя.
Рис.1 - Коническая передача с механизмом реверса Т25-1701001-А трактора Т-40
1 – первичный вал коробки передач Т25-1701032-Ж; 2 – ведомая коническая шестерня реверса Т25-1701150-К; 3, 7 – стаканы подшипников; 4 – болт; 5 – регулировочные прокладки; 6, 14, 16, 18, 19 – шарикоподшипники; 8 – гайка; 9 – стопорная шайба; 10, 12 – специальные гайки; 11 – стопорное кольцо; 15 – шайба; 17 – ведомая коническая шестерня Т50-1701029-Г; 20 – муфта реверса Т60-1701154; 21 – ведущая коническая шестерня Т60-1701132-Б; 22 – роликоподшипник; 23 – дистанционная втулка.
Торцы ведомых шестерен выполнены со шлицевыми отверстиями, между которыми на эвольвентных шлицах первичного вала находится муфта (поз. 20), которая может перемещаться в осевом направлении. Первичный вал вращается в двух шарикоподшипниках, один из которых расположен в расточке корпуса трансмиссии, а второй – в расточке в правой стенке корпуса с фиксацией крышкой стакана и кольцом по осевому направлению, что предотвращает осевое смещение первичного вала.
На шлицах правой части первичного вала коробки передач Т-40 Т40М-0020050 закреплена в неподвижном состоянии ведущая шестерня первой передачи. На прямоугольных сквозных шлицах вала посажены ведущая шестерня четвертой передачи, и помимо этого две скользящие каретки: а) ведущая шестерня второй и третьей передачи; б) ведущие шестерни пятой и шестой передач.
На левом конце вторичного вала находится прямозубая шестерня, которая обеспечивает синхронный привод вала отбора мощности (ВОМ). Вторичный вал совершает вращение в роликовом и шариковом подшипниках. Роликоподшипник смонтирован в расточке корпуса трансмиссии, шарикоподшипник в расточке правой стенки с фиксацией крышкой стакана и кольцом на валу, что ограничивает осевое смещение вторичного вала. Под фланцевой поверхностью стакана размещены прокладки, с помощью которых осуществляется регулировка зазора зацепления шестерен синхронного привода ВОМ.
На шлицах вторичного вала смонтирована шестерня шестой передачи, шестерни второй и пятой передач, блок ведущей шестерни главной передачи и шестерни третей передачи. Помимо этого на валу установлены каретки: а) шестерен четвертой передачи и заднего хода; б) первой и замедленной передач. Набор шестерен удерживается от осевого перемещения внутренним кольцом роликоподшипника с одной стороны и стопорным кольцом с другой.
Вал-шестерня замедленной передачи находится в правой нижней части корпуса трансмиссии, вращаясь в двух подшипниках шарикового типа. На валу закреплен неподвижно блок шестерен заднего хода, при этом большая шестерня постоянно зацеплена с ведущей шестерней первой передачи на валу первичном. Также на валу нарезаны зубья шестерни, которая постоянно зацеплена с шестерней промежуточной, вращающейся на двух подшипниках, которые установлены на ось. Ось крепится в стенке корпуса трансмиссии консолью через пластину.
При включении всех передач (кроме замедленной передачи и заднего хода) в КП в зацеплении находятся только две цилиндрических шестерни. При включенном заднем ходу дополнительно работает блок шестерен заднего хода. При эксплуатации трактора на замедленной передаче дополнительно участвует еще одна пара шестерен. Схема работы шестерен коробки передач (КПП Т40М-0020050) показана на рисунке 2.
Рис.2 — Схема зацепления шестерен при включении передач КПП Т40М-0020050 трактора Т-40
а – четвертая передача; б – первая передача; в – вторая передача; г – шестая передача; д – задний ход; е – замедленная передача; ж – третья передача; з – пятая передача.
Рис.3 — Устройство коробки передач (КПП) Т40М-0020050 с дифференциалом трактора Т-40
Т40М-0020050 | Коробка передач с дифференциалом | |
Т40М-0020050-01 | Коробка передач с дифференциалом | |
Т40М-0020050-02 | ||
6 | Т25-1701004 | Шестерня 4-й передачи с кольцом z=21 |
27 | Т25-1601236 | Кольцо уплотнительное |
31 | Т25-1701028-Б1 | Кольцо упорное |
33 | Т25-1701032-Ж | Вал первичный |
35 | Т25-1701035-Б | Стакан подшипника |
36 | Т25-1701037-Б2 | Крышка подшипника |
37 | Т25-1701042-В | Шестерня 1-й передачи z=15, m=4 |
38 | Т25-1701045-В | Шестерня 2-й и 3-й передач z1=17 и z2=19, m=4 |
39 | Т25-1701046-В | Кольцо стопорное |
40 | Т25-1701052-Д | Шестерня 4-й передачи z=21, m=4 |
41 | Т25-1701054-Б1 | Шестерня 5-й и 6-й передач z1=30 и z2=35, m=4 |
42 | Т25-1701057 | Шайба регулировочная |
43 | Т25-1701081-Д | Прокладка регулировочная |
44 | Т25-1701082-Д | Прокладка регулировочная |
45 | Т25-1701088-В | Прокладка регулировочная |
46 | Т25-1701089-В | Прокладка регулировочная |
56 | Т25-1701127 | Гайка |
57 | Т25-1701128-Б3 | Шайба замковая |
70 | Т25-1701252-Д | Вал вторичный (z=13, m=7) |
71 | Т50-1701258 | Прокладка |
72 | Т25-1701262-Б | Заглушка |
73 | Т25-1701263-В | Кольцо уплотнительное |
74 | Т25-1701312-В | Шестерня 1-й и замедленной передач ведомая (z=41, m=4) |
75 | Т25-1701314-В | Шестерня 2-й и 5-й передач ведомая (m=4, z1=27, z2=39) |
76 | Т25-1701316-Д | Шестерня передачи к дифференциалу и шестерня 3-й передачи ведомая (z1=17 и z2=37, m=4) |
77 | Т25-1701317-А | Кольцо стопорное |
78 | Шестерня 4-й передачи и заднего хода ведомая (z=35, m=4) | |
80 | Т25-1701342-Е | Шестерня замедленной передачи (z=9, m=4) |
81 | Т25-1701343-Д | Блок шестерен заднего хода (z1=25 и z2=34, m=4) |
82 | Т25-1701351 | Кольцо уплотнительное |
83 | Т25-1701353 | Стакан подшипника |
84 | Т25-1701354-А | Прокладка |
85 | Т25-1701355-А | Крышка подшипника |
86 | Т25-1701362-В | Ось промежуточной шестерни замедленной передачи |
87 | Т25-1701363-Б | Прокладка |
88 | Т25-1701364 | |
89 | Т25-1701367-Г | Шестерня промежуточная замедленной передачи |
90 | Т25-1701368 | Пластина стопорная |
91 | Т25-1701384 | Пластина |
92 | Т25-1701385 | Пластина стопорная |
130 | Т25-2407154 | Штифт |
143 | Ц90-1212045 | Кольцо уплотнительное |
154 | М10-6gХ35.88.35.019 | Болт ГОСТ-7796-70 |
160 | М14-6gХ35.88.35.019 | Болт ГОСТ-7796-70 |
164 | КБ25 ГОСТ 13942-86 | Кольцо |
165 | Т25-1701048-Б | Кольцо 2В30 ГОСТ 13940-86 |
167 | 2В62 ГОСТ 13941-86 | Кольцо |
176 | 305 ГОСТ 8338-75 | Подшипник |
177 | 406А ГОСТ 8338-75 | Подшипник |
178 | 407 ГОСТ 8338-75 | Подшипник |
179 | 102211М ГОСТ 8328-75 | Подшипник |
180 | 102305М ГОСТ 8328-75 | Подшипник |
188 | 10 ОТ 65Г 06 ГОСТ 6402-70 | Шайба |
melagrocom.com
схема ремонт и принцип работы
За направление и скорость движения в тракторе ответственный механизм — его трансмиссия или коробка переключения передач. В данной статье мы детально рассмотрим её схему и принцип работы, а также изучим возможные проблемы при работе с трансмиссией.
Коробка передач Т-40
В устройстве трактора Т-40 конструкцией предусмотрена восьмискоростная (с одной замедляющей) механическая четырехходовая коробка переключения передач. Главная её особенность – поперечное расположение валов и реверса, благодаря ему осуществляется движение вперед или назад, а также значительно увеличивается манёвренность, проходимость и производительность агрегата в целом.
Схема КПП Т-40
Ниже приведем схему конической передачи с реверсом для трактора Т-40 и дадим пояснение её работы.
На передней стенке в корпусе выполнено резьбовое и установочное отверстие, с помощью которого соединяют корпус сцепления Т-40 и производится установка различных узлов управления агрегатом.
Рукава тормозов крепят к боковым стенкам, Задняя стенка служит для монтажа кронштейна рычагов навесной системы и удлинителя заднего вала отбора мощности. Верхнюю часть закрывают крышкой, на которую монтируют механизм и систему рычагов управления переключением передач, реверсом и блокирование дифференциала.
Первичный вал коробки приводится во вращение валом главного сцепления с помощью конических зубчатых колес и реверса Т-40. Ведущее коническое зубчатое колесо (позиция 21) вращается в двух подшипниках шариковом (6) и роликовом (22).
Шариковый ставят в специальный стакан (7) и фиксируют по наружному кольцу с помощью гайки (12) и бурта. Кольцо внутренней части прижимается гайкой (8) к торцу главной шестерни через втулку (23)
Такая конструкция ограничивает осевое смещение ведущего зубчатого колеса.
Под стаканом (7) ставят прокладки (5), которые регулируют зазор зацепа конической пары. Ведущая коническая шестерня вращается в постоянном зацепе с двумя шестернями (2, 13). Шестерня реверса или ведомая (2) ставится на два шариковых подшипника (18, 19).
Предотвращение перемещение шестерни по оси осуществляется с помощью стопорных колец, они также фиксируют сам подшипник (18) зазор зубчатых колец (2,13) регулируют при помощи прокладок, которые ставятся под фланец (3) и болтов (4). Полый хвостовик (2) имеет нарезанные шлицы, которые передают вращение на вал ходоуменьшителя Т-40 и ставиться на место стакана (3)
В момент монтажа ходоуменьшителя нужно извлечь шестерню с подшипниками (2) из стакана (3) и монтируют её в стакан самого ходоуменьшителя.
Торцы ведомых зубчатых колес сделаны со шлицевыми прорезями, между ними на шлицах вала находится муфта (20), она имеет возможность перемещаться в осевом направлении. Вращение первичного овала происходит в двух подшипниках шарикового типа, один из них находится в расточке корпуса КПП, а второй в расточке правой стенке корпуса и фиксируется крышкой стакана т кольца по направлению оси, что предотвращает какое-либо смещении по ней.
Также на шлиц первичного вала с правой стороны коробки передача крепится в неподвижном состоянии ведущее зубчатое колесо первой передачи. На сквозные прямоугольные шлицы вала установлена ведущая шестерня 4-й передачи и еще две скользящие каретки:
1) Ведущее зубчатые колеса 2-й и 3-й передач;2) Ведущая шестерни 5-й и 6-й передач.
На левый конец вторичного вала установлена прямозубое зубчатое колеса, которое отвечает за синхронный привод ВОМ. При этом вторичный вал совершает вращение в двух подшипниках роликового и шарикового типа. Роликовый монтируют в расточку корпуса коробки передач, а шариковый в расточку правой стенки.
На шлицы второго вала монтируют шестерню 6-й передачи и зубчатые колеса 2-й и 5-й передач, а также блок ведущей шестерни главной передачи и шестерни 3-й передачи. Также на вал ставят каретки:1) Шестерня 4-й передачи и заднего хода;2) 1-я и замедленная передачи.
Вал шестерни замедленной передачи расположен в правой нижней части корпуса коробки передач трактора и его вращении осуществляется в двух шарикоподшипниках. На нем же закреплен блок зубчатых колес заднего хода.
Важно! Большая шестерня находится в постоянном зацепе с ведущим зубчатым колесом 1-й передачи первичного вала.
Также на вал крепят нарезанные зубья шестерни, что находиться в постоянном зацепе с промежуточной шестерней. Крепе оси осуществляется через пластину в стенку корпуса трансмиссии трактора Т-40.
Схему переключения передач Т-40 мы рассматривала в одной из наших статей ранее.
agromania.com.ua
Техническое обслуживание коробки передач трактора Т-40 и Т-40А
Долговечность работы шестерён коробки передач трактора Т-40 и Т-40А в большинстве своём зависит от качества смазки, а также от уровня масла в корпусе. В коробку передач заливается автотракторное масла АК-15 (лето) и АКп-10 (зима).
Проверка уровня масла должна осуществляться через каждые 240 мото/ч работы трактора по отверстию для контрольной пробки, которое находится с левой стороны (по ходу трактора) на стенке корпуса. Масло доливается через отверстие, которое закрыто пробкой (13) [рис. 1] до уровня контрольной пробки. Запрещено заполнение корпуса маслом выше уровня контрольной пробки, так как это приведёт к повышенным мощностным потерям на взбалтывание масла. Запрещена эксплуатация трактора с уровнем масла меньше контрольного.
Кликните левой кнопкой мыши для увеличенияРис. 1. Коробка передач трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Корпус трансмиссии;
2) – Роликоподшипник;
3) – Вторичный вал;
4) – Ходоуменьшитель;
5) – Крышка ходоуменьшителя;
6) – Ведомая коническая шестерня реверса;
7) – Ось педали муфты ВОМ;
8) – Трубопровод маслоприёмника;
9) – Рычаг реверса;
10) – Вал главной муфты сцепления;
11) – Ведущая коническая шестерня;
12) – Муфта реверса;
13) – Пробка-сапун заливного отверстия;
14) – Вилка переключения реверса;
15) – Чаша маслоприёмника;
16) – Кулиса;
17) – Пружина;
18) – Рычаг переключения передач;
19) – Чехол;
20) – Крышка;
21) – Шарикоподшипник;
22) – Первичный вал;
23) – Блок шестерён заднего хода;
24) – Крышка корпуса трансмиссии;
25) – Педаль блокировки дифференциала;
26) – Шарикоподшипник;
27) – Вал-шестерня замедленной передачи;
28) – Промежуточная шестерня замедленной передачи;
29) – Шарикоподшипник;
30) – Стакан подшипников;
31) – Стакан подшипников;
32) – Шарикоподшипник;
33) – Дифференциал;
34) – Пробка сливного отверстия.
При смене масла (через каждые 960 мото/ч) необходимо промывать все узлы и механизмы коробки передач. Отработанное масло сливается сразу поле остановки трактора Т-40 (Т-40А), так как разогретая смазка не только легче вытекает, но и уносит с собой все осадки.
После этого в корпус трансмиссии (до уровня контрольной пробки) заливается дизельное топливо, и трактор обкатывается на холостом ходу на различных передачах (по 1-2 мин), тем самым промывая узлы. Далее топливо сливается из корпуса трансмиссии и туда заправляется свежее масло.
Не реже чем через 240 мото/ч работы трактора следует прочищать отверстия в заливной пробке и через каждые 960 мото/ч промывать сапун дизельным топливом.
Коробка передач трактора Т-40 и Т-40А в процессе эксплуатации не регулируется.
Зазор в зацеплении конических шестерён не регулируется в процессе эксплуатации трактора до их полного выхода из строя.
Изменение зазора у приработанных конических шестерён приводит к нарушению нормального зацепления, вследствие чего происходит их преждевременный износ. Потому в процессе сборки коробки передач нужно устанавливать под стаканы подшипников то же количество регулировочных прокладок, что было до разборки узла.
В случае поломки одной из конических шестерён с зерольным зубом замене подлежат все три шестерни. Конические шестерни с зерольным зацеплением поставляются в запасные части комплектно.
При установке новых конических шестерён регулируется боковой зазор в зацеплении (0,15-0,5 мм).
Последовательность установки новых конических шестерён коробки переда трактора Т-40 и Т-40А следующая. После напрессовки ведомой конической шестерни (19) [рис. 2] (с установленными в ней шарикоподшипниками (20)) на хвостовик первичного вала до упора через кольцо в шарикоподшипник (22) подбираются регулировочные прокладки под фланец стакана (30) [рис. 1] подшипника (29) и устанавливается первичный вал таким образом, чтобы размер от торца шестерни до оси ведущей шестерни равнялся 26±0,4 мм.
Рис. 2. Коническая передача с механизмом реверса тракторов Т-40 и Т-40А (передаточное число – 1,21).
1) – Стакан подшипника;
2) – Ведомая коническая шестерня реверса;
3) – Первичный вал коробки передач;
4) – Болт;
5) – Шарикоподшипник;
6) – Шарикоподшипник;
7) – Муфта реверса;
8) – Ведущая коническая шестерня;
9) – Роликоподшипник;
10) – Дистанционная втулка;
11) – Регулировочные прокладки;
12) – Шарикоподшипник;
13) – Стакан подшипника;
14) – Гайка;
15) – Стопорная шайба;
16) – Специальная гайка;
17) – Стопорное кольцо;
18) – Специальная гайка;
19) – Ведомая коническая шестерня;
20) – Шарикоподшипник;
21) – Шайба;
22) – Шарикоподшипник;
23) – Вторичный вал коробки передач.
Далее устанавливается ведущая шестерня (8) [рис. 2] и посредством прокладок (11), которые подкладываются под стакан (13), регулируется боковой зазор в зацеплении таким образом, чтобы он был в пределах 0,15-0,5 мм.
На шлицевой конец первичного вала надевается муфта (7) реверса и устанавливается в корпус трансмиссии вторая ведомая коническая шестерня (2). Боковой зазор в зубьях при этом регулируется прокладками, которые устанавливаются под фланец стакана (1).
При замене вторичного вала коробки передач трактора Т-40 и Т-40А вал нужно располагать таким образом, чтобы расстояние от торца конической шестерни до оси вала отбора мощности (ВОМ) было в пределах 35±0,2 мм. Вторичный вал коробки передач монтируется в требуемом положении с применением регулировочных прокладок, которые устанавливаются под фланец стакана (31) [рис. 1] подшипника (32). Регулировка зазора в зацеплении осуществляется путём перемещения сопрягаемой шестерни (22) [рис. 3] привода синхронного вала отбора мощности (ВОМ) и подбором для этого прокладок (18).
Кликните левой кнопкой мыши для увеличенияРис. 3. Привод заднего вала отбора мощности трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Шестерня независимого привода;
2) – Болт;
3) – Шарикоподшипник;
4) – Гайка;
5) – Шплинт;
6) – Крышка;
7) – Упорное кольцо;
8) – Шарикоподшипник;
9) – Кольцо;
10) – Вал-шестерня муфты сцепления ВОМ;
11) – Наружная обойма муфты;
12) – Внутренняя обойма муфты;
13) – Шестерня синхронного привода;
14) – Шарикоподшипник;
15) – Вал отбора мощности;
16) – Синхронный вал;
17) – Стакан подшипника;
18) – Регулировочная прокладка;
19) – Стопорное кольцо;
20) – Упорное кольцо;
21) – Шарикоподшипник;
22) – Коническая шестерня привода синхронного вала;
23) – Регулировочное кольцо;
24) – Стопорное кольцо;
25) – Стакан под подшипник;
26) – Болт;
27) – Гнездо сальника;
28) – Колпак;
29) – Каркасный самоподжимной сальник;
30) – Регулировочная прокладка;
31) – Уплотнительное кольцо;
32) – Шарикоподшипник;
33) – Стопорное кольцо;
34) – Болт;
35) – Стопорное кольцо;
36) – Фиксатор;
37) – Пружина фиксатора;
38) – Вилка;
39) – Кронштейн управления;
40) – Уплотнительное кольцо;
41) – Рычаг управления;
42) – Шайба;
43) – Сухарик.
У правильно отрегулированных шестерён площадь контакта составляет не менее половины длины зуба, причём начало площади контакта не должно отстоять более чем на 3 мм от торца зубьев шестерён меньшего диаметра.
Механизм блокировки переключения передач (в случае необходимости) регулируется только при разборке узла либо замене деталей, которые вышли из строя, после предварительной проверки правильности регулировки муфты сцепления, а также свободного хода педали. После этого палец вилки (9) [рис. 4] расшплинтовывается и она снимается с рычага (4).
Рис. 4. Механизм блокировки коробки передач трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Валик блокировки;
2) – Валик переключения передач;
3) – Корпус трансмиссии;
4) – Рычаг блокировки;
5) – Шарик;
6) – Пружина фиксатора;
7) – Рычаг блокировки;
8) – Установочный винт;
9) – Вилка тяги;
10) – Тяга блокировки;
11) – Тяга;
12) – Рычаг валика вилки выключения главной муфты;
13) – Корпус муфты сцепления;
14) – Пружина;
15) – Педаль главной муфты сцепления;
16) – Вилка тяги;
17) – Ось рычага блокировки.
После перемещения рычага (4) в крайнее заднее положение, его соединяют с педалью муфты сцепления (предварительно подобрав длину тяги (10)). Для этого необходимо навинтить либо свинтить вилку (9) в зависимости от того, что требуется: укоротить либо удлинить тягу. В процессе регулировки механизма блокировки педаль (15) отводится в крайнее заднее положение, которое соответствует включённой муфте, а рычаг переключения передач устанавливается в нейтральное положение.
1*
Похожие материалы:
xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai
Коробка передач КПП трактора Т-40
Коробка передач КПП трактора Т-40
Установленная на тракторе Т-40 коробка передач (рис. 25) предназначена для изменения скорости и направления движения трактора.
Механическая, восьмискоростная, четырехходовая с поперечным расположением валов коробка передач трактора Т-40 состоит из конической передачи с механизмом реверса, ходоуменьшителя, валов и шестерен, механизма переключения, механизма блокировки передач, главной передачи с дифференциалом и механизмом блокировки дифференциала.
Рис. 25. Коробка передач КПП трактора Т-40
1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 — вторичный вал; 4 — ходоуменьшитель; 5—крышка ходоуменьшителя; 6 - коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; 8, 15 — маслоприемник; 9 — рычаг переключения реверса и ходоуменьшителя; 10 — ведущая коническая шестерня, 11 — вал муфты главного сцепления; 12— муфта реверса; 13 — пробка-сапун; 14 — вилка переключения реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18—рычаг переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения; 22 — первичный зал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — вал-шестерня замедленной передачи; 28— промежуточная шестерня замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала; 37 — дифференциал; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня промежуточной передачи; 39— пробка сливного отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель
Коническая передача КПП трактора Т40 с механизмом реверса предназначена для передачи вращения и крутящего момента от дизеля к первичному валу, валу реверса или ходоуменьшителю. Конические шестерни 6, 10 и 16 имеют круговой зуб и в процессе эксплуатации не требуют регулировок до их выбраковок.
Ведущая шестерня 10 конической передачи смонтирована в расточке передней части корпуса трансмиссии трактора Т-40 и вращается в переднем (шариковом) и заднем (роликовом) подшипниках.
Ведомая шестерня 16 коробки передач установлена в левой части первичного вала на двух шарикоподшипниках. Ведомая коническая шестерня 6 реверса смонтирована также в левой части корпуса трансмиссии.
Между ведомыми шестернями на шлицах первичного вала КПП трактора Т-40 установлена муфта 12 реверса, которая может занимать одно из трех положений: находиться в зацеплении с ведомой конической шестерней 16 переднего хода, с ведомой конической шестерней 6 реверса или валом ходоуменьшителя.
Коническую передачу трактора Т-40 заменяют комплектно, т. е. все шестерни — ведущую и ведомую.
Вначале устанавливают ведущую коническую шестерню 10, выдержав расстояние от торца шестерни до оси первичного вала 40 ± 0,1 мм. Во время регулировки необходимо увеличивать или уменьшать число прокладок, устанавливаемых под стакан подшипника.
Затем устанавливают ведомую коническую шестерню 16 так, чтобы зазор в зацеплении зубьев шестерен был в пределах 0,25—0,6 мм. Зазор регулируют путем установки или удаления прокладок из-под стакана 30 подшипника. Коническую шестерню реверса устанавливают аналогично ведомой конической шестерне.
Ходоуменьшитель трактора Т-40
Ходоуменьшитель трактора Т40 предназначен для получения дополнительного ряда замедленных скоростей, что позволяет использовать его с сельскохозяйственными машинами и орудиями, требующими пониженных скоростей движения. Установлен он с левой стороны трактора, в расточку под стакан конической шестерни реверса.
Конструкция ходоуменьшителя трактора Т-40 выполнена в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внешним и внутренним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя 2,75.
Рис. 26. Ходоуменьшитель трактора Т-40
1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 — сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 — маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9 — муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 ~ солнечная шестерня; 13 — водило; 14 — регулировочные прокладки
Ходоуменьшитель трактора Т40 (рис. 26) работает следующим образом. Солнечная шестерня 12, соединенная шлицами с конической шестерней 10 реверса, вращает сателлиты 3, расположенные в неподвижном водиле 13.
Сателлиты передают вращение шестерне 2, которая через шлицевое соединение вращает ведущий вал 11 ходоуменынителя. Далее вращение передается через подвижную муфту 9 к первичному валу 8 коробки передач.
Ходоуменьшитель рассчитан на работу трактора с тяговым усилием не более 9 кН (900 кгс). Пятую и шестую передачи включать не рекомендуется во избежание повышенного износа шестерен этих передач. Соответствующие скорости можно получить на прямых передачах.
Валы и шестерни коробки передач трактора Т-40 предназначены для получения определенного ряда скоростей и изменения направления движения трактора (см. рис. 25).
Первичный вал КПП Т40 вращается в двух шарикоподшипниках, расположенных в расточке корпуса трансмиссии и стакане 30. На шлицах первичного вала установлены два скользящих блока: блок ведущих шестерен пятой и шестой и блок второй и третьей передач, а также две неподвижные шестерни четвертой и первой передач.
На вторичном валу КПП трактора Т-40 установлены неподвижные шестерни (шестой передачи, блока ведомых шестерен второй и пятой передач, блока ведомых шестерен передачи к дифференциалу и третьей передачи и две подвижные шестерни — шестерни четвертой передачи и заднего хода и шестерни первой и замедленной передач.
При перемещении одной из подвижных шестерен с помощью механизма переключения включается требуемая передача. При включении передачи заднего хода или замедленной вводятся в зацепление дополнительные шестерни 23 и 28, установленные в нижней части корпуса трансмиссии.
Установку вторичного вала 3 регулируют при замене вала прокладками путем установки или удаления их из-под стакана 31 подшипника, выдержав расстояние от оси ВОМ до торца вторичного вала 35+0-34 мм.
Механизм переключения передач КПП Т-40 состоит из валиков переключения с закрепленными на них вилками. Валики имеют кольцевые канавки, в которые входят шарики-фиксаторы. Валики с помощью рычага переключения могут перемещаться для включения передач.
Механизм блокировки коробки передач трактора Т-40 (рис. 27) предназначен для устранения случаев неполного включения шестерен и их самовыключения. Он состоит из шариков-фиксаторов 13 с пружинами 14 и валика 2 блокировки.
Рис.27. Механизм блокировки коробки передач КПП трактора Т-40
1 — валик переключения передач; 2 — валик блокировки; 3, 11 — рычаги блокировки; 4 — установочный винт; 5 — педаль муфты главного сцепления; 6 — тяга блокировки; 7 — гайка; 8 — вилка тяги; 9 — рычаг переключения передач; 10 — палец; 12 — кулиса; 13 — шарик; 14 — пружина
При нажатии на педаль муфты главного сцепления, что необходимо при включении требуемой передачи, перемещается и валик блокировки до тех пор, пока фрезерованные пазы на нем не установятся против валиков переключения.
В таком положении каждый валик переключения удерживается только шариковым фиксатором и может быть перемещен с помощью рычага переключения.
После этого педаль муфты сцепления возвращается в исходное положение, а валик блокировки своей цилиндрической частью входит в кольцевую проточку валиков переключения, не допуская их перемещения.
Регулировать механизм блокировки КПП Т-40 в процессе эксплуатации тракторов не требуется, за исключением случаев замены деталей или полной его разборки.
В этих случаях после установки свободного хода регулируют педали главного сцепления трактора Т-40 в следующей последовательности:
- устанавливают в нейтральное положение рычаг переключения передач и отпускают педаль глашюй муфты, т. е. оставляют муфту включенной;
- расшплинтовывают палец 10 вилки 8 и снимают ее с рычага 11 блокировки;
- нажимают на рычаг 11 блокировки, переместив его в крайнее заднее положение, которое соответствует включенному положению муфты;
- отвертывая вилку 8, подбирают такую длину гиги, чтобы при крайнем заднем положении рычага соединить вилку тяги. После регулировки устанавливают и зашплинтовывают палец вилки.
Кроме упомянутого механизма в коробке передач трактора КПП Т40 установлен другой механизм блокировки, исключающий пуск дизеля при включенной передаче.
Этот механизм состоит из выключателя 41 (см. рис. 25) и качающейся рамки 40 у смонтированных в корпусе управления переключением передач.
При включении одной из передач вместе с рычагом поворачивается рамка с осью, замыкая через выключатель обмотку магнето пускового агрегата на «массу» или размыкая цепь включения стартера дизеля при электростартерном пуске.
В процессе эксплуатации нельзя допускать ослабления мест крепления провода и его обрыва.
Редуктор главной передачи и дифференциал трактора Т-40
Главная передача и дифференциал предназначены для передачи колесам трактора Т-40 вращения и крутящего момента с разными угловыми скоростями.
Главная передача (редуктор) трактора Т-40 состоит из пары цилиндрических прямозубых шестерен.
Дифференциал — простой, двухсателлитный с коническими шестернями, расположенными в ступице дифференциала.
При прямолинейном движении трактора, когда сопротивление на ведущих колесах оди¬наково, правая и левая ведомые шестерни дифференциала вращаются с одинаковой угловой скоростью.
С изменением сопротивления на ведущих колесах или во время поворота трактора одна из ведомых шестерен замедляет вращение, другая — ускоряет, обкатываясь на конических шестернях-сателлитах.
Регулировка шестерен дифференциала в процессе эксплуатации не требуется.
Механизм блокировки дифференциала трактора Т40 (рис. 28) позволяет передавать вращение с одинаковой частотой левой и правой полуосям, что необходимо во время преодоления трактором препятствий.
Рис. 28. Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40
1 — педаль блокировки дифференциала; 2 — болт; 3 — гайка; 4 — рычаг штока; 5 — шток; 6 — направляющая штока; 7 — пружина блокировки; 8 — ось качания вилки; 9 — шестерня дифференциала; 10 — вилка блокировки; 11 - муфта; 12 — полуось
Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40 регулируют только при нарушении регулировки в такой последовательности:
- отвертывают гайку 3, ввертывают регулировочный болт 2 в педаль 1 снизу;
- включают муфту 11, нажав ногой на педаль 1 до отказа;
- отвертывают регулировочный болт 2 до упора головки в крышку коробки;
- отпускают педаль 1 блокировки и отвертывают болт 2 еще на один оборот. В таком положении регулировочный болт сверху надежно закрепляют гайкой 3.
Надежность и продолжительность работы механизма блокировки зависят от его правильной эксплуатации, поэтому при работе на тракторе Т-40:
- Используют блокировку только для преодоления препятствий при увеличенном буксовании одного из ведущих колес, для чего выключают муфту главного сцепления, нажимают ногой на педаль блокировки и включают сцепление;
- Не делают поворотов на тракторе при включенной блокировке.
Запрещается включать блокировку дифференциала при включенной муфте сцепления.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
techspez.ru
Устройство коробки передач трактора Т-40
Устройство коробки передач трактора Т-40
Установленная на тракторе Т-40 коробка передач (рис. 25) предназначена для изменения скорости и направления движения трактора.
Механическая, восьмискоростная, четырехходовая с поперечным расположением валов коробка передач трактора Т-40 состоит из конической передачи с механизмом реверса, ходоуменьшителя, валов и шестерен, механизма переключения, механизма блокировки передач, главной передачи с дифференциалом и механизмом блокировки дифференциала.
Рис. 25. Коробка передач КПП трактора Т-40
1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 — вторичный вал; 4 — ходоуменьшитель; 5—крышка ходоуменьшителя; 6 - коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; 8, 15 — маслоприемник; 9 — рычаг переключения реверса и ходоуменьшителя; 10 — ведущая коническая шестерня, 11 — вал муфты главного сцепления; 12— муфта реверса; 13 — пробка-сапун; 14 — вилка переключения реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18—рычаг переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения; 22 — первичный зал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — вал-шестерня замедленной передачи; 28— промежуточная шестерня замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала; 37 — дифференциал; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня промежуточной передачи; 39— пробка сливного отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель
Коническая передача КПП трактора Т40 с механизмом реверса предназначена для передачи вращения и крутящего момента от дизеля к первичному валу, валу реверса или ходоуменьшителю. Конические шестерни 6, 10 и 16 имеют круговой зуб и в процессе эксплуатации не требуют регулировок до их выбраковок.
Ведущая шестерня 10 конической передачи смонтирована в расточке передней части корпуса трансмиссии трактора Т-40 и вращается в переднем (шариковом) и заднем (роликовом) подшипниках.
Ведомая шестерня 16 коробки передач установлена в левой части первичного вала на двух шарикоподшипниках. Ведомая коническая шестерня 6 реверса смонтирована также в левой части корпуса трансмиссии.
Между ведомыми шестернями на шлицах первичного вала КПП трактора Т-40 установлена муфта 12 реверса, которая может занимать одно из трех положений: находиться в зацеплении с ведомой конической шестерней 16 переднего хода, с ведомой конической шестерней 6 реверса или валом ходоуменьшителя.
Коническую передачу трактора Т-40 заменяют комплектно, т. е. все шестерни — ведущую и ведомую.
Вначале устанавливают ведущую коническую шестерню 10, выдержав расстояние от торца шестерни до оси первичного вала 40 ± 0,1 мм. Во время регулировки необходимо увеличивать или уменьшать число прокладок, устанавливаемых под стакан подшипника.
Затем устанавливают ведомую коническую шестерню 16 так, чтобы зазор в зацеплении зубьев шестерен был в пределах 0,25—0,6 мм. Зазор регулируют путем установки или удаления прокладок из-под стакана 30 подшипника. Коническую шестерню реверса устанавливают аналогично ведомой конической шестерне.
Ходоуменьшитель трактора Т-40
Ходоуменьшитель трактора Т40 предназначен для получения дополнительного ряда замедленных скоростей, что позволяет использовать его с сельскохозяйственными машинами и орудиями, требующими пониженных скоростей движения. Установлен он с левой стороны трактора, в расточку под стакан конической шестерни реверса.
Конструкция ходоуменьшителя трактора Т-40 выполнена в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внешним и внутренним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя 2,75.
Рис. 26. Ходоуменьшитель трактора Т-40
1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 — сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 — маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9 — муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 ~ солнечная шестерня; 13 — водило; 14 — регулировочные прокладки
Ходоуменьшитель трактора Т40 (рис. 26) работает следующим образом. Солнечная шестерня 12, соединенная шлицами с конической шестерней 10 реверса, вращает сателлиты 3, расположенные в неподвижном водиле 13.
Сателлиты передают вращение шестерне 2, которая через шлицевое соединение вращает ведущий вал 11 ходоуменынителя. Далее вращение передается через подвижную муфту 9 к первичному валу 8 коробки передач.
Ходоуменьшитель рассчитан на работу трактора с тяговым усилием не более 9 кН (900 кгс). Пятую и шестую передачи включать не рекомендуется во избежание повышенного износа шестерен этих передач. Соответствующие скорости можно получить на прямых передачах.
Валы и шестерни коробки передач трактора Т-40 предназначены для получения определенного ряда скоростей и изменения направления движения трактора (см. рис. 25).
Первичный вал КПП Т40 вращается в двух шарикоподшипниках, расположенных в расточке корпуса трансмиссии и стакане 30. На шлицах первичного вала установлены два скользящих блока: блок ведущих шестерен пятой и шестой и блок второй и третьей передач, а также две неподвижные шестерни четвертой и первой передач.
На вторичном валу КПП трактора Т-40 установлены неподвижные шестерни (шестой передачи, блока ведомых шестерен второй и пятой передач, блока ведомых шестерен передачи к дифференциалу и третьей передачи и две подвижные шестерни — шестерни четвертой передачи и заднего хода и шестерни первой и замедленной передач.
При перемещении одной из подвижных шестерен с помощью механизма переключения включается требуемая передача. При включении передачи заднего хода или замедленной вводятся в зацепление дополнительные шестерни 23 и 28, установленные в нижней части корпуса трансмиссии.
Установку вторичного вала 3 регулируют при замене вала прокладками путем установки или удаления их из-под стакана 31 подшипника, выдержав расстояние от оси ВОМ до торца вторичного вала 35+0-34 мм.
Механизм переключения передач КПП Т-40 состоит из валиков переключения с закрепленными на них вилками. Валики имеют кольцевые канавки, в которые входят шарики-фиксаторы. Валики с помощью рычага переключения могут перемещаться для включения передач.
Механизм блокировки коробки передач трактора Т-40 (рис. 27) предназначен для устранения случаев неполного включения шестерен и их самовыключения. Он состоит из шариков-фиксаторов 13 с пружинами 14 и валика 2 блокировки.
Рис.27. Механизм блокировки коробки передач КПП трактора Т-40
1 — валик переключения передач; 2 — валик блокировки; 3, 11 — рычаги блокировки; 4 — установочный винт; 5 — педаль муфты главного сцепления; 6 — тяга блокировки; 7 — гайка; 8 — вилка тяги; 9 — рычаг переключения передач; 10 — палец; 12 — кулиса; 13 — шарик; 14 — пружина
При нажатии на педаль муфты главного сцепления, что необходимо при включении требуемой передачи, перемещается и валик блокировки до тех пор, пока фрезерованные пазы на нем не установятся против валиков переключения.
В таком положении каждый валик переключения удерживается только шариковым фиксатором и может быть перемещен с помощью рычага переключения.
После этого педаль муфты сцепления возвращается в исходное положение, а валик блокировки своей цилиндрической частью входит в кольцевую проточку валиков переключения, не допуская их перемещения.
Регулировать механизм блокировки КПП Т-40 в процессе эксплуатации тракторов не требуется, за исключением случаев замены деталей или полной его разборки.
В этих случаях после установки свободного хода регулируют педали главного сцепления трактора Т-40 в следующей последовательности:
- устанавливают в нейтральное положение рычаг переключения передач и отпускают педаль глашюй муфты, т. е. оставляют муфту включенной;
- расшплинтовывают палец 10 вилки 8 и снимают ее с рычага 11 блокировки;
- нажимают на рычаг 11 блокировки, переместив его в крайнее заднее положение, которое соответствует включенному положению муфты;
- отвертывая вилку 8, подбирают такую длину гиги, чтобы при крайнем заднем положении рычага соединить вилку тяги. После регулировки устанавливают и зашплинтовывают палец вилки.
Кроме упомянутого механизма в коробке передач трактора КПП Т40 установлен другой механизм блокировки, исключающий пуск дизеля при включенной передаче.
Этот механизм состоит из выключателя 41 (см. рис. 25) и качающейся рамки 40 у смонтированных в корпусе управления переключением передач.
При включении одной из передач вместе с рычагом поворачивается рамка с осью, замыкая через выключатель обмотку магнето пускового агрегата на «массу» или размыкая цепь включения стартера дизеля при электростартерном пуске.
В процессе эксплуатации нельзя допускать ослабления мест крепления провода и его обрыва.
Редуктор главной передачи и дифференциал трактора Т-40
Главная передача и дифференциал предназначены для передачи колесам трактора Т-40 вращения и крутящего момента с разными угловыми скоростями.
Главная передача (редуктор) трактора Т-40 состоит из пары цилиндрических прямозубых шестерен.
Дифференциал — простой, двухсателлитный с коническими шестернями, расположенными в ступице дифференциала.
При прямолинейном движении трактора, когда сопротивление на ведущих колесах оди¬наково, правая и левая ведомые шестерни дифференциала вращаются с одинаковой угловой скоростью.
С изменением сопротивления на ведущих колесах или во время поворота трактора одна из ведомых шестерен замедляет вращение, другая — ускоряет, обкатываясь на конических шестернях-сателлитах.
Регулировка шестерен дифференциала в процессе эксплуатации не требуется.
Механизм блокировки дифференциала трактора Т40 (рис. 28) позволяет передавать вращение с одинаковой частотой левой и правой полуосям, что необходимо во время преодоления трактором препятствий.
Рис. 28. Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40
1 — педаль блокировки дифференциала; 2 — болт; 3 — гайка; 4 — рычаг штока; 5 — шток; 6 — направляющая штока; 7 — пружина блокировки; 8 — ось качания вилки; 9 — шестерня дифференциала; 10 — вилка блокировки; 11 - муфта; 12 — полуось
Механизм блокировки дифференциала трактора Т-40 регулируют только при нарушении регулировки в такой последовательности:
- отвертывают гайку 3, ввертывают регулировочный болт 2 в педаль 1 снизу;
- включают муфту 11, нажав ногой на педаль 1 до отказа;
- отвертывают регулировочный болт 2 до упора головки в крышку коробки;
- отпускают педаль 1 блокировки и отвертывают болт 2 еще на один оборот. В таком положении регулировочный болт сверху надежно закрепляют гайкой 3.
Надежность и продолжительность работы механизма блокировки зависят от его правильной эксплуатации, поэтому при работе на тракторе Т-40:
- Используют блокировку только для преодоления препятствий при увеличенном буксовании одного из ведущих колес, для чего выключают муфту главного сцепления, нажимают ногой на педаль блокировки и включают сцепление;
- Не делают поворотов на тракторе при включенной блокировке.
Запрещается включать блокировку дифференциала при включенной муфте сцепления.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
specsts.ru
Механизм переключения передач коробки передач трактора Т-40 и Т-40А
Для включения передач используется механизм переключения, посредством которого скользящие каретки шестерён, установленные на первичном и вторичном валах, перемещают в требуемом направлении до ввода в зацепление с соответствующими шестернями вторичного и первичного валов.
Механизм переключения передач коробки передач трактора Т-40 и Т-40А состоит из четырёх валиков переключения с вилками, рычага переключения (со своим гнездом), фиксаторов положения валиков переключения, а также валика блокирующего устройства.
Весь механизм располагается над шестернями первичного вала в верхней части корпуса трансмиссии, а также в крышке, которая закрывает корпус сверху.
Над шестернями первичного вала (в горизонтальной плоскости) установлено четыре валика, которые возможно перемещать вправо и влево (вдоль оси первичного вала).
В роли направляющих для каждого валика выступают отверстия в боковых стенках трансмиссии, которые расточены в линию с отверстиями в перегородке корпуса, где располагаются фиксаторы. На валике посредством установочных болтов (11) [рис. 1] закреплены вилки (8), (9), (10) и (12) переключения передач.
Рис. 1. Механизм переключения передач коробки передач трактора Т-40 и Т-40А.
А) – Механизм переключения передач;
Б) – Схема положений рычага переключения передач;
1) – Валик включения реверса;
2) – Валик блокировки;
3) – Установочный винт;
4) – Рычаг переключения передач;
5) – Пружина;
6) – Шарик;
7) – Валик переключения пятой и шестой передач;
8) – Вилка переключения пятой и шестой передач;
9) – Вилка переключения второй и третьей передач;
10) – Вилка переключения четвёртой передачи и заднего хода;
11) – Установочный болт;
12) – Вилка переключения первой и замедленной передач;
13) – Ведущая шестерня первой передачи;
14) – Ведущая шестерня четвёртой передачи;
15) – Блок ведущих шестерён второй и третьей передачи;
16) – Блок ведущих шестерён пятой и шестой передач;
17) – Ведомая коническая шестерня;
18) – Ведомая шестерня шестой передачи;
19) – Блок ведомых шестерён второй и пятой передач;
20) – Блок ведущей шестерни главной и третьей передач;
21) – Шестерня четвёртой передачи и заднего хода;
22) – Шестерня первой и замедленной передач.
Каждая вилка своими лапками входит в кольцевую проточку кареток шестерён, которые установлены на первичном и вторичном валах. На каждом из валиков выполнено утолщение, в котором сверху прорезан паз прямоугольного сечения. В процессе переключения передач в паз заходит шаровая головка рычага.
Рычаг (18) [рис. 2] переключения передач выполнен в виде изогнутого стержня с полусферическим утолщением («яблоком») в средней части. «Яблоко» рычага (18) пружиной (17) прижимается к сферической расточке в крышке (20). Резиновый чехол (19) закрывает отверстие для выхода рычага.
Кликните левой кнопкой мыши для увеличенияРис. 2. Коробка передач трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Корпус трансмиссии;
2) – Роликоподшипник;
3) – Вторичный вал;
4) – Ходоуменьшитель;
5) – Крышка ходоуменьшителя;
6) – Ведомая коническая шестерня реверса;
7) – Ось педали муфты ВОМ;
8) – Трубопровод маслоприёмника;
9) – Рычаг реверса;
10) – Вал главной муфты сцепления;
11) – Ведущая коническая шестерня;
12) – Муфта реверса;
13) – Пробка-сапун заливного отверстия;
14) – Вилка переключения реверса;
15) – Чаша маслоприёмника;
16) – Кулиса;
17) – Пружина;
18) – Рычаг переключения передач;
19) – Чехол;
20) – Крышка;
21) – Шарикоподшипник;
22) – Первичный вал;
23) – Блок шестерён заднего хода;
24) – Крышка корпуса трансмиссии;
25) – Педаль блокировки дифференциала;
26) – Шарикоподшипник;
27) – Вал-шестерня замедленной передачи;
28) – Промежуточная шестерня замедленной передачи;
29) – Шарикоподшипник;
30) – Стакан подшипников;
31) – Стакан подшипников;
32) – Шарикоподшипник;
33) – Дифференциал;
34) – Пробка сливного отверстия.
Кулиса (16) установлена для того, чтобы предотвратить возможность одновременного включения двух передач, а также ограничить ход рычага. Она изготовлена в виде пластины с пазами, в которых движется рычаг переключения.
Шарики (6) [рис. 1], которые входят в кольцевые канавки валиков и прижаты пружинами (5), фиксируют включённое либо выключенное положение валиков переключения. В каждом из валиков проточено по три канавки. Средняя канавка используется для фиксации валика в нейтральном положении, а крайние - в положении, которое соответствует включённой передаче. Расстояния между средней и крайними канавками подобрано таким образом, что при входе фиксирующих шариков в крайние канавки включённые шестерни зацепляются по всей длине зуба.
1*
Похожие материалы:
xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai
Коробки передач с поперечным расположением валов
Поперечное расположение валов существенно уменьшает длину коробки передач трактора, что позволяет объединить ее с механизмами заднего моста в едином агрегате и, таким образом, уменьшить габариты трактора. Кроме того, в этом случае конические шестерни размещаются перед коробкой передач, что позволяет иметь сравнительно простой механизм реверса на все передачи.
Коробка передач трактора Т-40. Такая коробка восьмиступенчатая, четырехходовая, с реверсом на все передачи. Ее поперечно расположенные валы смонтированы в передней части общего корпуса 1 (рис. ниже) силовой передачи.
Коробка передач и дифференциал трактора Т-40:
а — разрез коробки; б — узел промежуточных шестерен замедленной передачи и заднего хода; в — механизм переключения;
1 — корпус; 2, 6, 8, 10, 13, 32, 35, 42, 57 и 59 — подшипники; 3 и 5 — ведомые конические шестерни реверса; 4 — муфта переключения реверса; 7 — вал реверса; 9 — контрольные пробки; 11 — ведущая коническая шестерня реверса; 12 — ступица ведущей шестерни, 14 — рычаг переключения реверса; 15 — вилка реверса; 16 — пробка; 17 — кулиса; 18 — ползун; 19—20 — каретка VI и V передач; 21 — чехол; 22 — рычаг переключения передач; 23—24 — каретка II и III передач; 25 и 55 — большой и малый венцы блока шестерен замедленной передачи и заднего хода; 26— шестерни IV передачи; 27— шестерня I передачи; 28 — крышка; 29 — педаль блокировки дифференциала; 30—рычаг блокировки дифференциала; 31 — первичный вал; 33 — шток; 34 — каретка I и замедленной передач; 36 — каретка IV передачи и заднего хода; 37 — шестерня III передачи; 38 — вилка блокировки; 39 — полуось; 40 — зубчатая муфта блокировки; 41 — стакан; 43 — корпус дифференциала; 44 — ось; 45 — сателлит; 46 — спускная пробка; 47 — ведомая шестерня промежуточной передачи; 48 — полуосевая шестерня; 49 — ведущая шестерня промежуточной передачи; 50 и 51 — блок шестерен 11 и V передач; 52 — шестерня VI передачи; 53 — вторичный вал; 54 — коническая шестерня привада ВОМ; 56 — промежуточный вал; 58 — промежуточная шестерня замедленной передачи; 60 — валик переключения реверса; 61 — поперечные валики переключения передач; 62 — шариковые фиксаторы; 63 — пружины; 64, 65, 66 и 67 — вилки переключения соответственно V и VI, II и III передач, замедленной и 1 передач, заднего хода и IV передачи
От муфты сцепления вращение передается коническими шестернями 11, 3 к 5 реверса первичному валу 31 и далее шестернями первичного и вторичного 53 валов — на дифференциал.
Вторичный вал изготовлен вместе с конической шестерней 54 привода ВОМ, поэтому его левая, наиболее нагруженная, сторона так же, как и у первичного вала, опирается на роликовый подшипник.
Справа валы опираются на шариковые (установочные) подшипники 32 и 35. Под фланцем стакана подшипника вторичного вала установлены прокладки для регулировки зацепления конических шестерен.
В переднем правом углу корпуса на шариковых подшипниках 57 и 59 вращается промежуточный вал 56. Изготовленная как одно целое с ним шестерня находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 58 замедленной передачи. На шлицах этого вала закреплен блок шестерен. Большой венец 25 блока постоянно соединен с шестерней 27, а малый 55 служит для включения передачи заднего хода.
Рис. 121. Схемы расположения шестерен коробки передач трактора T-40:а — нейтральное положение; б — замедленная передача; в — задний ход; г — схема реверса; 68— шариковый подшипник; 69 и 70 — прокладки; 71 — вал муфты. Остальные обозначения те же, что и на рис. выше
Каретки переключения передач установлены как на первичном, так и на вторичном валах. Когда перемещают каретки на первичном валу и вводят в зацепление поочередно пары шестерен 19 и 52, 20 и 51, 23 и 50, 24 и 37 (рис. а), то получают соответственно VI, V, II и III передачи. Если передвигают каретки вторичного вала и соединяют пары шестерен 34 и 27, 36 и 26, то включаются I и IV передачи. Каретки 34 и 36 используют и для получения соответственно замедленной передачи (рис. 6) и заднего хода (рис. в).
Реверс изменяет направление вращения первичного вала, благодаря чему трактор может двигаться передним и задним ходом на любой из рассмотренных передач. Основные части реверса — три конические шестерни со спиральными зубьями. Ведущая коническая шестерня 11 (рис. г) изготовлена как одно целое с длинной ступицей 12, которая внутренними шлицами соединена с валом 71 муфты сцепления и опирается на роликовый 10 и шариковый 13 подшипники.
Левая ведомая коническая шестерня 5 закреплена на пустотелом валу 7, вращающемся в двух шариковых подшипниках. Под фланцы стаканов установочных подшипников 8 и 13 поставлены прокладки 69 и 70 для регулировки зацепления шестерен.
Правая ведомая коническая шестерня 3 реверса свободно вращается на конце первичного вала на двух шариковых подшипниках. На шлицевой конец первичного вала надета зубчатая муфта 4. Передвигая муфту по валу и вводя ее в зацепление с внутренними зубьями ведомых шестерен, первичный вал поочередно соединяют то с одной, то с другой шестерней.
Ведомые шестерни, будучи расположены по обеим сторонам ведущей, вращаются в разных направлениях. Поэтому когда первичный вал соединен с правой конической шестерней 3 (положение, показанное на рис. г), он вращается в направлении, соответствующем переднему ходу. Для получения передач заднего хода муфту 4 сдвигают влево и таким образом соединяют первичный вал с левой шестерней 5.
В коробке передач предусмотрена установка ходоуменьшителя. Он представляет собой планетарный редуктор, смонтированный в специальном стакане, который размещается в увеличенной расточке корпуса вместо подшипника 8 и пустотелого вала 7 (см. верхний рис.). Ходоуменьшитель, приводимый в действие левой конической шестерней реверса, вращает первичный вал в направлении, соответствующем переднему ходу трактора. Конструкцией предусмотрено получение двух передаточных чисел ходоуменьшителя. Устанавливая при сборке разные шестерни и изменяя их положение, в одном случае получают уменьшение оборотов первичного вала по сравнению с нормальными в 2,75 раза, а в другом — в 10 раз.
При использовании ходоуменьшителя, во избежание поломок трансмиссии, нельзя включать V и VI передачи. По этой же причине не допускается работать на тракторе с машинами, тяговое сопротивление которых превышает 900 кгс.
Механизм переключения передач состоит из рычага 22, пропущенного сквозь прорези кулисы 17, и поперечных валиков 61 с закрепленными на них вилками 64, 65, 66 и 67. Передний валик 60, передвигаемый рычагом 14, через вилку 15 соединен с муфтой 4 переключения реверса. Над валиками расположены шариковые фиксаторы 62, а под валиками — ползун 18 механизма блокировки, соединенный с педалью муфты сцепления.
Когда муфта выключена, лыски ползуна расположены под валиками и не препятствуют передвижению поперечных валиков 61. При включенной муфте выступы ползуна расположены в выточках валиков и блокируют их. Положение рычагов 14 и 22 при включении различных передач видно на самый верхний рисунок. Если в коробке передач установлен ходоуменьшитель, то его включают рычагом 14, который переводят в крайнее верхнее положение.
Детали коробки передач и заднего моста смазываются автотракторным маслом АК-15 (летом) и АКп-10 (зимой). Масло заливают в полость корпуса силовой передачи до верхней контрольной пробки.
Коробка передач самоходного шасси Т-16М. На самоходном шасси Т-16М установлена коробка передач, выполненная по такой же схеме, как и коробка трактора Т-40. Отличие заключается в несколько меньших размерах деталей и отсутствии реверса.
Коробка передач трактора Т-25. Валы и шестерни восьмиступенчатой, четырехходовой, с редуктором и реверсом на шесть основных передач коробки этого трактора размещены в общем корпусе 1 (рис. ниже) с дифференциалом.
Коробка передач и дифференциал трактора Т-25:
1 — корпус; 2 — ведущий вал; 3, 12 и 21 — стаканы подшипников; 4, 11 и 56 — регулировочные прокладки; 5 и 8 — шестерни; 6 — ведущая шестерня реверса; 7 и 32—ведомые шестерни реверса; 9 — первичный вал; 10 — каретка II и IV передач; 13 — распорная втулка; 14 — колпак; 15 — шестерня II и IV передач; 16 — вторичный вал; 17 и 27 — стопорные шарики; 18 — втулка; 19 — шестерня второй ступени редуктора; 20 и 25 — шестерни дифференциала; 22 — корпус дифференциала; 23 — сателлит; 24 — ось сателлитов; 26 — каретка переключения редуктора; — шестерня V и IV передач; 29 - шестерня I и III передач; 30—31 — каретка I и III, V и VI передач; 33 — зубчатая втулка; 34 — зубчатая муфта переключения реверса; 35 — лист; 36—крышка; 37 и 38 — валики переключения передач; 39 — валик переключения реверса; 40— валик переключения редуктора; 41, 42 и 48 — внутренние рычаги; 43 и 50 — тяги; 44 — рычаг переключения редуктора; 45 — рычаг переключения реверса; 46 — вилка реверса; 47— вилка редуктора; 49 — валик блокировки; 51 — фиксаторы; 52 — приводной вал; 53 и 54 — конические шестерни; 55 — каретка включения замедленных передач; 57 — вал замедленных передач; 58 — пробка
Ведущий вал 2, будучи соединен с валом муфты сцепления, через конические шестерни реверса вращает первичный вал 9. Далее посредством шестерен первичного и вторичного 16 валов вращение передается дифференциалу. Все валы коробки передач вращаются в шариковых подшипниках.
Ведущий вал 2 выполнен за одно целое с конической шестерней 6, которая зацеплена с ведомыми шестернями 7 и 32 реверса. Эти шестерни вместе с бронзовыми втулками вращаются в разных направлениях на шлифованных поясках зубчатой втулки 33, установленной на шлицах первичного вала. На ступицах ведомых конических шестерен есть зубчатые венцы с таким же диаметром и числом зубцов, как и у размещенного между ними венца втулки. На эти венцы надета подвижная муфта 34 с внутренним зубцами.
Когда муфта сдвинута вправо (положение, показанное на рис. выше), с первичным валом соединена шестерня 8. Вал вращается в направлении, соответствующем переднему ходу трактора. Перемещая муфту влево, включают передачи заднего хода.
Узел реверса зафиксирован на валу упорными шайбами. Зацепление конических шестерен регулируют перемещением ведущего и первичного валов путем изменения числа прокладок 4 и 11 под фланцами стаканов подшипников. Кроме узла реверса, на шлицах первичного вала установлены каретки 30—31 и 10. На правый, выступающий из корпуса, шлицевой конец вала можно устанавливать приводной шкив, предварительно сняв колпак 14 и распорную втулку 13.
На шлицах вторичного вала стопорными шариками 17 и 27 неподвижно закреплены шестерни 29, 28 и 15 и втулка 18. На втулке вращается шестерня 19 второй ступени редуктора, постоянно зацепленная с шестерней 20 дифференциала. На вторичном валу установлена также каретка 26 переключения редуктора. Когда каретка сдвинута по шлицам влево (положение, показанное на рис. выше), она зацепляется с большой шестерней 25 дифференциала, благодаря чему включается первая ступень редуктора. Если теперь, перемещая каретки на первичном валу, поочередно вводить в зацепление шестерни 30 и 29, 31 и 28, 10 и 15, то соответственно будут получены I, V и II передачи.
Если же каретку 26 переключения редуктора переместить по шлицам вала вправо, то она войдет в зацепление с внутренними зубцами шестерни 19 и таким образом сблокирует ее с валом. В результате вращение дифференциалу будет передаваться через увеличенную ведущую и уменьшенную ведомую шестерни, т. е. включится вторая ступень редуктора. И если теперь соединить те же шестерни первичного и вторичного валов (30 и 29, 31 и 28, 10 и 15), то соответственно будут получены III, VI и IV передачи.
От ведущего вала, посредством постоянно зацепленных шестерен 5 и 8, вращение передается также валу 52, а далее — через конические шестерни 53 и 54 — валу 57. Если каретку 55 переместить по шлицам вала 57 и ввести в зацепление с шестерней 29, то вторичный вал будет вращаться в направлении, соответствующем переднему ходу, но приблизительно втрое медленнее, чем при включении I передачи. Поэтому при поочередном зацеплении каретки 26 переключения редуктора с шестернями 25 и 19 будут получены соответственно I и II замедленные передачи. Шлицевой хвостовик вала 52 служит для привода ВОМ.
Механизм переключения состоит из четырех поперечных валиков с закрепленными на них вилками и поводками. Реверс переключают рычагом 45, а редуктор — рычагом 44.
Механизм блокировки имеет продольный валик 49, расположенный над фиксаторами 51. При выключении муфты сцепления тяга 50 через внутренний рычаг 48 перемещает валик так, что его сверления располагаются над хвостовиками фиксаторов.
www.ya-fermer.ru