Какое реле
принцип действия, виды и назначение
ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦСЕТЯХ
Это устройство используют в бытовых и промышленных электрических сетях. С его помощью включают праздничную иллюминацию и управляют работой двигателей внутреннего сгорания. Если знать, что такое реле, как оно устроено, некоторые практические задачи можно будет решать самостоятельно.
Реле контроля напряжения в электрическом щитке
Содержание статьи
Что такое реле
Существуют разные, в том числе очень сложные модификации реле, что это такое простыми словами можно объяснить следующим образом. Допустим, что к сети подключен мощный электродвигатель, обеспечивающий работоспособность помпы системы водоснабжения. Чтобы дорогостоящее оборудование выполняло свои функции длительное время, его защищают от различных неблагоприятных внешних воздействий. На корпусе привода устанавливают датчик температуры. При перегреве он подаст сигнал в сеть управления, отключит питание, предотвратит возникновение аварийной ситуации.
В этой схеме используют два контура:
- С применением невысоких уровней напряжения 5-24 V работают датчики, электронные схемы управления, контроля, индикации.
- Электродвигатели, нагревательные элементы, светильники и другие мощные потребители подключают к сетям 220/ 380V.
Реле включает/отключает питание мощных устройств после получения соответствующего сигнала из слаботочной цепи управления. Обратная связь в данном случае отсутствует, что исключает возможность взаимного влияния контуров с разными уровнями напряжений (токов).
Специализированное защитное реле электрического двигателя
Принцип действия электромагнитного реле
На этих рисунках схематически изображено типичное реле данного типа.
Принцип действия устройства
При подаче напряжения на катушку проходящий по ее виткам ток создает ЭДС. Образованное в металлическом сердечнике магнитное поле притягивает якорь. Он размыкает одну группу контактов и замыкает другую. Соответствующие изменения происходят в подсоединенных цепях.
Типичное электромагнитное реле
После изучения общей схемы проще понять, что такое реле, которое применяется на практике. На фото приведено реальное изделие со снятой защитной крышкой. Здесь для фиксации пружины в нужном положении используется специальный элемент, ярмо. Медная проволока катушки намотана на каркас из диэлектрика. Назначение остальных деталей такое же, как в приведенном выше описании.
Приборы этого класса отличаются следующими показателями:
- Они способны при компактных размерах (9-11 см. куб.) коммутировать цепи нагрузки мощных потребителей (более 3,5 кВт).
- Электрическая «развязка» цепей получается эффективной. Реле устойчивы к помехам. Их не способны повредить сильные импульсы в силовых контурах.
- В области механического контакта потери минимальны. Стоимость таких изделий невелика.
Полупроводниковое реле
Но нельзя правильно ответить на вопрос, что такое электромагнитное реле, если не перечислить его недостатки:
- Скорость перемещения механических контактов невелика. Это ограничивает сферу применения приборов в качестве защитных устройств.
- Контактные поверхности со временем окисляются, их поверхность деформируется искрами разрядов. Ограниченным ресурсом обладают пружинные блоки. Все перечисленное снижает долговечность реле.
- При коммутациях возникают сильные электромагнитные помехи. Необходимо использовать дополнительную экранировку, либо повышать дальность до чувствительных к таким помехам блоков электроники.
Принцип работы реле электронного типа
Некоторые недостатки, перечисленные выше, устраняют с помощью применения полупроводниковых приборов. Транзистор, например, вполне способен выполнять функции коммутатора. Если подать напряжение нужной величины и полярности на переход «база-эмиттер», то цепь «коллектор-эмиттер» будет способна пропускать сильный ток. Его значение будет намного больше, чем в цепи базы. Эту особенность частности, используют для усиления сигналов.
В отличие от электромеханических приборов, полупроводниковые переходы не утрачивают свои полезные функции со временем. Они быстрее выполняют коммутацию, причем даже сотни тысяч переключений в секунду не выведут их из строя. Потенциальных пользователей привлекает компактность, малый вес.
Но, как и в предыдущем случае, объективная оценка дополняется негативными параметрами. Полупроводниковые приборы повреждаются не только сильным током, но и электромагнитными полями чрезмерной интенсивности. Они работают нестабильно при наличии соответствующих помех. Некоторые разновидности могут быть испорчены статическим зарядом. Часть коммутируемой энергии преобразуется в тепло, поэтому необходимо обеспечивать его эффективный отвод.
Принципиальная схема автомобильного реле поворотов
Реле, созданное с применением данной, схемы также называют «электронным». Хотя здесь есть определенная неточность. Электронные компоненты установлены только в цепях управления. Коммутация выполняется герконами, которые помещены внутрь катушек (К1, К2, К3). Буквой «К» обозначено стандартное электромагнитное реле.
Бесконтактные реле
На этом рисунке изображены схемы включения электронной лампы (а), транзистора (б) и тиристора (в) для использования в качестве коммутатора.
Разные виды реле и их назначение
Выше были рассмотрены электромагнитные, бесконтактные и комбинированные реле, некоторые параметры и особенности. Но на практике приходится решать разнообразные задачи. Поэтому спектр модификаций ключей гораздо шире.
Например, принцип действия поляризованного реле отличается от классической схемы. Эти приборы реагируют на то, какой полярности сигнал подан на обмотки.
Поляризованное реле
Применение поляризованного реле в автомобильной технике
На этом рисунке изображена схема подключения ключа в цепи управления габаритными лампами и бортовой магнитолой. В зависимости от полярности сигнала коммутируются соответствующие нагрузки. Данный вариант иллюстрирует функцию светового оповещения пользователя при включении/выключении охранной сигнализации.
Герконы
Отдельная группа реле создана с применением этих приборов. В герконах установлены контакты, обладающие ферромагнитными свойствами. Они срабатывают при появлении достаточно сильного магнитного поля.
Герконовые реле
Термореле с датчиком температуры используется для установки нужного режима работы духового шкафа
Это устройство объединено с микропроцессором. Реле срабатывает по истечении заданного пользователем интервала времени
В этом приборе можно установить максимально допустимый уровень напряжения
Такая техника позволяет контролировать одновременно несколько цепей постоянного тока
Ограничитель потребляемой мощности для трехфазных сетей
Монтаж и особенности применения
Из приведенных примеров понятно, что реле отличают не только по конструкции, но и по назначению. В современных устройствах их совмещают с датчиками, дополняют микропроцессорными блоками управления. Некоторые устройства подключают к информационным сетям. Они в дистанционном режиме передают контрольные данные, сообщают о возникновении опасных ситуаций. В настоящее время выпускают широкий спектр изделий, объединенный единым названием, «реле». Именно поэтому нельзя предложить единую технологию применения. В каждом отдельном случае необходимо выполнять официальные инструкции завода производителя.
Общие выводы и дополнительные рекомендации
Если знаете, какие бывают реле, проще подобрать изделие для решения конкретной задачи. Материалы данной статьи помогут сделать правильный выбор в ходе комплектации бытовых и коммерческих проектов.
Статья по теме:
УЗО: что это такое. Давайте попробуем разобраться, что это такое УЗО, его возможности, особенности работы и варианты применения. А также рассмотрим нюансы, на которые необходимо обратить внимание при выборе.
Как работает реле (видео)
ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦСЕТЯХ
Загрузка...aquatic-home.ru
Виды реле и их назначение
Содержание:- Принцип работы и назначение реле
- Общее устройство реле
- Классификация и виды реле
Электрика давно и прочно вошла во все сферы жизни и деятельности людей. Широкое распространение получили многочисленные приборы, в том числе и предназначенные для управления питанием. Это разнообразные виды реле, представляющие собой электрические выключатели, осуществляющие соединение или разъединение цепи при заранее заданных условиях. Все подобные устройства различаются особенностями конструкции и типами поступающих сигналов. Без них невозможна работа современного промышленного оборудования и многой другой электронной техники.
Принцип работы и назначение
Все реле относятся к электромагнитным переключающим устройствам, с помощью которых выполняется необходимая регулировка управляемого объекта. Срабатывание устройства происходит после поступления к нему определенного сигнала. Электрические цепи, регулируемые с использованием реле, относятся к категории управляемых. Цепь подачи сигнала от реле к устройству получила название управляющей.
Все реле относятся к устройствам, усиливающим сигнал. То есть, подача даже небольшого количества электричества к оборудованию, вызывает замыкание более мощной цепи. Реле могут работать от переменного или постоянного тока. В первом случае срабатывание происходит, когда входной сигнал имеет определенную частоту. При постоянном токе рабочее состояние реле появляется, когда движение тока становится односторонним, или же электричество движется в двух направлениях.
Таким образом, реле принимает непосредственное участие в замыкании и размыкании цепи. С помощью этих устройств осуществляется контроль над подачей напряжения к приборам и оборудованию, потребляющим электроэнергию.
В настоящее время производятся в основном электронные реле, под управлением надежных микропроцессоров. Аналоговое управление реле включает в свой состав целый комплекс, куда входят транзисторы, резисторы и другие составляющие микросхем. Применение реле полностью автоматизирует рабочие процессы, поскольку задается установленный интервал времени, через который включается и выключается оборудование.
Общее устройство реле
Простейшая схема реле включает в свой состав якорь, магниты и соединяющие элементы. Когда на электромагнит подается ток, происходит замыкание якоря с контактом и дальнейшее замыкание всей цепи.
При уменьшении тока до определенной величины, давящая сила пружины возвращает якорь в исходное положение, в результате, наступает размыкание цепи. Более точная работа устройства обеспечивается использованием резисторов. Для защиты от искрения и перепадов напряжения применяются конденсаторы.
В большинстве электромагнитных реле устанавливается не одна пара контактов, а несколько. Это дает возможность управления сразу многими электрическими цепями.
Классификация и виды реле
Все реле классифицируются по различным признакам:
- По области применения они разделяются на реле управления, защиты и автоматизации электрических систем.
- По принципу работы они могут быть электромагнитными, магнитоэлектрическими, индукционными, полупроводниковыми и тепловыми.
- В зависимости от поступающего параметра устройства разделяются на реле тока, мощности, частоты и напряжения.
- По своему воздействию на управляющую часть они могут быть контактными и бесконтактными.
В зависимости от контролируемых величин, конструкции реле разделяются на несколько основных видов:
- Электрические. С их помощью выполняется включение и выключение электрических цепей. Они незаменимы при работе c большими силовыми нагрузками.
- Герконовые. В этих устройствах используется катушка с герконом, представляющим собой баллон с вакуумом. Иногда он наполняется определенным видом газа. Геркон размещается внутри электромагнита.
- Электротепловые. В работе этих устройств используется принцип линейного расширения металлов.
Существуют и другие виды реле, например, реле времени, работающее по особым схемам с использованием специальных реактивных компонентов.
electric-220.ru
как устроены, как их выбирать и проверять
Как устроено и применяется реле
Как известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.
Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.
Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.
В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.
Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.
Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:
Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.
Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.
К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…
Что нужно знать о работе реле?
НАПРЯЖЕНИЕ СРАБАТЫВАНИЯ
Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…
КОММУТИРУЕМЫЙ ТОК
Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.
НУМЕРАЦИЯ ВЫВОДОВ
Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».
Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.
МАТЕРИАЛ И ТИП ВЫВОДОВ
Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.
ПЛЮС И МИНУС ПИТАНИЯ
Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.
В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.
РЕЛЕ С ДИОДОМ ПАРАЛЛЕЛЬНО КАТУШКЕ
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.
Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.
ТЕМПЕРАТУРА КОРПУСА
Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.
Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.
Проверка реле
При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.
Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).
На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.
Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.
Источник
auto.mirtesen.ru
Схема подключения реле напряжения и как он работает
Узнав о причинах возникновения перенапряжений в сети, твёрдо решив защитить свою бытовую технику, подсчитывая семейный бюджет, стоит обратить внимание на реле контроля напряжения, как альтернативную и более дешёвую замену стабилизаторам.
Без сомнения, для полноценной защиты внутренней электросети дома, и всех приборов, подключаемых к ней, для питания радиоаппаратуры в условиях чрезвычайно низкого входного напряжения, для работы высокоточного прецизионного оборудования необходимо применить стабилизатор как единственно возможное средство.
Бывает, что трансформаторы на подстанции справляются со своими обязанностями, поддерживая параметры электропитания в норме, но нет никакого доверия к службам, осуществляющим обслуживание и ремонт электрических линий.
Если произойдёт короткое замыкание обвисших проводов или обрыв нулевого проводника, (а такое может случиться в любую секунду), то реле контроля напряжения отключит опасное напряжение даже быстрее, чем некоторые стабилизаторы.
Недостатки стабилизаторов
Реле контроля напряжения (дальше по тексту просто реле) намного компактнее, чем громоздкий стабилизатор любого типа. Данная характеристика существенно влияет на принятие решения, ведь реле можно установить на DIN рейку прямо в щитке, совершив минимальные манипуляции с проводами. Для стабилизатора придётся изготавливать защитный ящик для установки возле щитка, или врезаться в сеть, при установке в квартире.
Реле напряжения в щитке вместе с автоматами и счетчиком
Скорость реакции на перенапряжение является главной характеристикой данного типа реле, время выключения (быстродействие) конструктивным образом уменьшено до минимально возможного значения, и составляет несколько миллисекунд.
Находиться на равных с реле по быстродействию могут только наиболее дорогостоящие симисторные стабилизаторы, другие типы стабилизирующих устройств не выдерживают конкуренции.
Также следует заметить, что реле контроля напряжения охраняют сеть фактически бесшумно, чего нельзя сказать о стабилизаторах, которые шумят все время.
Сравнение собственного энергопотребления защитных приборов
Сложные электронные схемы, требующие собственного питания, гудящий автотрансформатор, силовые симисторные ключи, устанавливаемые на теплоотводы, обдуваемые вентилятором – всё это потребляет электроэнергию даже в режиме холостого хода, когда все электроприборы в доме выключены.
В режиме стабилизации собственное энергопотребление стабилизатора возрастает в разы, фактически, стабилизированное электричество становится дороже. Но большинство электроприборов имеют импульсные источники питания, которые конструктивно сделаны так, что эти несколько вольт разницы для них не представляют никакого значения.
Говоря о реле контроля напряжения, стоит заметить, что для его питания требуется в сотни раз меньше киловатт-часов, по сравнению со стабилизаторами.
Сделать окончательный выбор
Ознакомившись с неудобствами, дополнительными издержками и затратами, возникающими из-за применения стабилизаторов, необходимо внимательно изучить параметры энергоснабжения.
У специалистов имеются специальные тестеры, которые могут записывать параметры поступающего электропитания на протяжении определённого испытательного срока.
Если не будет наблюдаться продолжительных перенапряжений или понижений напряжения, то для того, чтобы защитить свою сеть от возможных аварий на линии, намного дешевле будет приобрести реле, не тратясь на покупку дорогого оборудования с ненужными функциями, и не растрачивая бюджет на увеличившиеся счета за потреблённую электроэнергию.
Алгоритм работы реле контроля напряжения
Принцип действия данного устройства: электронная схема, сконструированная так, чтобы получать питание от сети независимо от её параметров, измеряет напряжение, и поддерживает встроенные ключи в открытом состоянии (пропускает ток), если значение напряжения не превышает допустимых порогов.
Как только случится авария на линии с перекосом фаз или произойдёт импульс (коммутационный или грозовой), превышающий предел, ключи тут же закроются, то есть устройство сработает и отключит питание в течении нескольких миллисекунд, не позволив подключенным электроприборам повредиться.
Когда качество электроэнергии возвратится в норму — запустится таймер времени задержки включения. Задержка времени повторного включения необходима для правильной эксплуатации холодильников, морозильных камер, кондиционеров, данный параметр обязательно указывается в руководстве пользователя для данной бытовой техники.
Как правило, реле контроля напряжения позволяют регулировать данное значение задержки в определённых пределах. После того, как таймер отсчитает запрограммированное время, свет в доме включится опять.
Схема подключения однофазного реле
Коммутация осуществляется по фазному проводу L. Подключение нулевого проводника необходимо для обеспечения питания внутренней электронной схемы. Существует два способа подключения данного устройства:
- cквозное (напрямую), когда отключение от сети происходит внутри прибора;
- совместно с контактором, осуществляющим коммутацию;
В устройстве есть вход L (питание), выход L (нагрузка), и нулевая клемма N (иногда их может быть две, между ними внутри перемычка для удобства подключения).
Устанавливают и подключают однофазное реле напряжение сразу после вводного автомата, но желательно перед счётчиком, в этом случае он тоже будет защищён от опасного напряжения.
Но, если счётчик опломбирован, то подключают после него, или автомата, стоящего сразу за счётчиком.
Для этого проводник, идущий от выхода автомата или счётчика, подключенный к распределительной шине, отключают, и подключают к входу L реле.
Выход с реле подключают на тот контакт, к которому был подключён проводник от вводного автомата или счётчика. Отдельным проводом от нулевой шины подключается ноль (N) на реле.
Нужно помнить, что реле контроля напряжения не выполняют функцию защиты от сверхтоков и короткого замыкания, поэтому применение защитного автомата является обязательным, при этом, номинальное значение тока реле должно быть на одно значение из стандартного ряда номиналов больше, относительно номинального тока автомата.
Принцип работы реле в связке с контактором
Вариант с дополнительным контактором применяется в том случае, когда коммутируемые токи являются слишком большими, и совместное использование реле и контактора будет дешевле, чем покупка реле, соответствующего параметрам коммутируемых токов нагрузки.
Модульный контактор
В этом случае его номинальный ток не имеет значения, главное, чтобы он был больше значения, необходимого для срабатывания контактора. Всю токовую нагрузку в данном случае берет на себя контактор, который обязательно должен иметь соответствующие параметры, с определённым разумным запасом.
Недостатком такого варианта подключения является несколько сниженное быстродействие – нужны миллисекунды на реакцию самого реле, плюс время на срабатывание контактора. Поэтому, оба устройства следует выбирать с максимально возможным быстродействием.
Модульный контактор КМ-40
Подключение реле вместе с модульным контактором
Подключается данная связка следующим образом: силовой фазный провод от вводного автомата должен быть подключён к входу 1 силовой цепи контактора (нормально разомкнутому контакту). Подключение фазного входа реле производится отдельным проводом меньшего сечения, так как он не будет выдерживать больших нагрузок.
Подключить его можно как к выходному контакту от вводного автомата, так и к входной клемме на контакторе. Здесь нужно быть очень внимательным – проводник меньшего диаметра в одном контактном гнезде с проводом потолще, будет иметь ненадёжное соединение и может выпасть оттуда.
Следует проводник меньшего сечения намотать на толстую жилу силового провода и покрыть припоем, или сделать опрессовку данной скрутки специальной гильзой-наконечником.
В любом случае, при монтаже следует удостовериться, что провод, идущий к реле, прикреплён надёжно. Выход L реле подключается проводом небольшого сечения (1-1,5 мм²) к одной клемме А1 катушки контактора, другая клемма А2, также как и ноль N от реле подключается к нулевой шине, здесь проблем не должно возникнуть.
На выходную клемму 2 контактора подключается силовой фазный провод, идущий к распределительной шине. У разных производителей реле и контакторов маркировка и схема подключения может отличаться.
Подключение трехфазного реле
Трехфазное реле напряжения отключает ток всех трех фаз, если хотя бы на одной фазе будет перенапряжение. Три фазы от вводного автомата подключаются на вход реле, соответственно три фазных проводника на выходе. Подключение катушки контактора (А1, А2) в этом случае осуществляется от любой выходной клеммы реле.
Естественно, контактор должен быть трехфазным, с соответствующим подключением силовых фазных проводов. При подключении трёхфазных устройств важно не перепутать порядок фаз – асинхронные двигатели будут вращаться в обратную сторону. Не стоит подключать на каждую фазу отдельное реле – оборудование, питающееся от трёх фаз, выйдет из строя при отключении одной фазы.
подключение трехфазного реле напряжения после счетчика
Выбор изделия
При выборе реле контроля напряжения первым делом следует обращать внимание на быстродействие и номинальный ток, возможность регулировки пределов срабатывания и времени задержки.
Цифровая индикация в большинстве случаев оказывается ненужной, хотя она облегчает процесс настройки прибора. Выбирая реле времени от конкретного производителя следует почитать отзывы покупателей на различных форумах, узнавая, как оно работает.
Сопоставляя данную информацию, выбрать то изделие, которое лучше всего подходит по соотношению: цена – качество. Если представители фирм, выпускающие данные изделия не боятся контактировать с пользователями, значит им не стыдно за качество своей продукции.
Похожие статьи
infoelectrik.ru