Номинальные размеры шеек коленчатого вала
Коленвал Д-245 укладка
Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин; а также на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных подшипников размеру коренных шеек.
Механические повреждения (риски, вмятины, забоины и др.) на шейках коленчатого вала и вкладышах коренных подшипников не допускаются.
Коренные шейки, вкладыши и гнезда подшипников надо протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом.
Крышки коренных подшипников должны плотно входить в гнезда блока.
Перестановка и перевертывание крышек коренных подшипников не допускаются.
Раскомплектовка вкладышей коренных подшипников не допускается.
Вкладыши должны быть установлены в соответствующие гнезда блока цилиндров.
Коренные шейки и вкладыши перед укладкой коленчатого вала надо смазать моторным маслом.
Упорные полукольца, устанавливаемые на стенки постели пятой коренной опоры и крышки подшипника, должны быть подобраны так, чтобы продольный люфт коленчатого вала после затяжки болтов коренных подшипников составлял 0,14…0,37 мм.
Сухари клапанного механизма должны выступать над плоскостью шайбы на 0,5…2,0 мм;
В комплект на один дизель надо подбирать поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с поршнями не должен превышать 30 г.
Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала изготовляются двух номинальных размеров.
Номинальные размеры шеек коленчатого вала.
Обозначение |
Диаметр шейки вала, мм |
|
Коренной |
шатунной |
|
1Н |
75,25-0,083 |
68,25-0,077 |
|
75,00-0,083 |
68,00-0,077 |
Номинальные размеры вкладышей подшипников коленчатого вала.
Обозначение |
Внутренний диаметр вкладыша, мм |
|
Коренной шейки |
Шатунной шейки |
|
БН1 |
75,25-0,033 |
68,25+0,025 |
БН2 |
75,00-0,033 |
68,00+0,025 |
Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное обозначение:
- 2К - коренные шейки второго номинала;
- 2Ш - шатунные шейки второго номинала;
- 2КШ - шатунные и коренные шейки второго номинала.
Ремонтные размеры шеек коленчатого вала.
Обозначение |
Диаметр шейки вала, мм |
|
Коренной |
шатунной |
|
Д1 |
74,75-0,083 |
67,75-0,077 |
Р1 |
74,50-0,083 |
67,50-0,077 |
Д2 |
74,25-0,083 |
67,25-0,077 |
Р2 |
74,00-0,083 |
67,00-0,077 |
Д3 |
73,75-0,083 |
66,75-0,077 |
Р3 |
73,50-0,083 |
66,50-0,077 |
Д4 |
73,25-0,083 |
66,25-0,077 |
Р4 |
73,00-0,083 |
66,00-0,077 |
При проверке затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников на доворачивание величина крутящего момента не должна превышать 240 Нм.
Момент затяжки болтов крепления коренных подшипников должен быть 200…220 Нм.
При этом коленчатый вал должен плавно, без заеданий, проворачиваться моментом не более 3 Нм.
Коленвал и маховик дизеля МТЗ
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Коленвал Д-245
Правка коленчатого вала трактора МТЗ в процессе механической обработки не допускается. Допускается правка после накатки галтелей и после закалки ТВЧ. Стрела прогиба вала во время правки должна быть не более 1 мм.
Вкладыши шатунных подшипников должны быть подобраны в соответствии с размерами шеек вала. Вкладыши должны сидеть в “постелях” шатунов и крышек с натягом от 0,22 до 0,080 мм.
При шлифовании шатунных шеек необходимо сохранять первоначальные радиусы кривошипа (62,5±0,04 мм) и галтелей (4мм).
Шероховатость обработанных поверхностей шатунных и коренных шеек должна соответствовать Ra< 0,32 мкм.
Некруглость и допуск профиля продольного сечения шатунных и коренных шеек 0,01 мм.
Твердость поверхностей шеек после шлифования должна быть не менее 46 НRСэ. Закалка галтелей не допускается.
После перешлифовки коленвала Д-245, 240, 243 на ремонтный размер биение средней коренной шейки относительно крайних не должно превышать 0,07 мм (для нового вала - 0,06 мм).
Отклонение от параллельности образующих поверхностей шатунных шеек относительно оси вала, установленного на крайние коренные шейки, не должно превышать 0,05 мм на длине 100 мм.
Смещение всех шатунных шеек относительно диаметральной плоскости 3-ой коренной и 3-ой шатунной шеек (развал шеек) после перешлифовки не должно превышать 0,3 мм.
Биение цилиндрической и торцовой поверхностей фланца крепления маховика на крайних точках относительно поверхностей крайних коренных шеек допускается до 0,05 мм (для нового вала - не более 0,03 мм).
Трубки должны быть плотно запрессованы в шатунные шейки коленвала трактора МТЗ; люфт трубок не допускается. Края развальцованных трубок должны утопать относительно поверхности шеек на 1...3 мм.
Заглушки должны утопать в резьбе не менее чем на 2 мм и быть законтрены.
Шестерня коленчатого вала должна быть напрессована меткой наружу до упора в торец коренной шейки вала.
Коленчатый вал должен быть динамически отбалансирован снятием металла с периферии любых щек. Остаточный дисбаланс не более 90 г/см на каждом конце вала. Коленчатый вал в сборе с противовесами балансировать динамически.
Массу корректировать сверлением в противовесах в радиальном направлении отверстий диаметром 10 мм на глубину не более 25 мм. Остаточный дисбаланс не более 65 г/см на каждом конце вала.
Коленвалы после окончательной обработки проверить с помощью магнитного дефектоскопа на отсутствие поверхностных дефектов по технологическим инструкциям ТИ 213-59-74 и ТИ 150.12.700.252.03.92.001. После проверки валы должны быть размагничены.
Укладка коленвала Д-240
Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин; а также проверен на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных подшипников размеру коренных шеек.
Механические повреждения (риски, вмятины, забоины и др.) на шейках и вкладышах коренных подшипников не допускаются.
Коренные шейки, вкладыши и гнезда подшипников надо протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом.
Крышки коренных подшипников должны плотно входить в гнезда блока. Перестановка и перевертывание крышек коренных подшипников не допускаются.
Разукомплектовка вкладышей коренных подшипников не допускается. Вкладыши должны быть установлены в соответствующие гнезда блока цилиндров.
Коренные шейки и вкладыши перед укладкой коленчатого вала Д-243, 240, 245 надо смазать моторным маслом.
Упорные полукольца, устанавливаемые на стенки постели пятой коренной опоры и крышки подшипника, должны быть подобраны так, чтобы продольный люфт коленчатого вала после затяжки болтов коренных подшипников составлял 0.14...0.37 мм.
Сухари клапанного механизма должны выступать над плоскостью шайбы на 0,5...2,0 мм;
В комплект на один дизель надо подбирать поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с поршнями не должен превышать 30 г.
Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников изготавливаются двух номинальных размеров.
Номинальные размеры шеек коленвала Д-245, 243, 240
Диаметр шейки вала, мм коренной / шатунной
1Н - 75.25-0,083-0,101 / 68,25-0,077-0,096
2Н - 75.00-0,083-0,101 / 68,00-0,077-0,096
Номинальные размеры вкладышей подшипников коленвала МТЗ
Внутренний диаметр вкладыша, мм
коренной шейки / шатунной шейки
БН1 - 75,25-0,033-0,010 / 68,25 +0,025-0,010;
БН2 - 75.00-0,033-0,010 / 68,00 +0,025-0,010;
Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное обозначение: 2К - коренные шейки второго номинала; 2Ш - шатунные шейки второго номинала; 2КШ - шатунные и коренные шейки второго номинала.
Ремонтные размеры шеек коленвала Д-240, 243, 245
Диаметр шейки вала, мм
коренной / шатунной
Д1 - 74,75-0,083-0101 / 67.75-0,077-0,096
Р1 - 74.50-0,083-0,101 / 67,50-0,077-0,096
Д2 - 74,25-0,083-0101 / 67.25-0,077-0,096
Р2 - 74.00-0,083-0,101 / 67,00-0,077-0,096
Д3 - 73,75-0,083-0101 / 66.75-0,077-0,096
Р3 - 73.50-0,083-0,101 / 66,50-0,077-0,096
Д4 - 73,25-0,083-0101 / 66.25-0,077-0,096
Р4 - 73.00-0,083-0,101 / 66,00-0,077-0,096
Момент затяжки болтов крепления коренных подшипников должен быть 200...220 Нм. При этом вал должен плавно, без заеданий, проворачиваться моментом не более 3 Нм.
При проверке затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников на доворачивание величина крутящего момента не должна превышать 240 Нм.
Маховик Д-240
Трещины и выкрашивание рабочей поверхности зубьев венца маховика трактора МТЗ не допускаются.
Уменьшение длины зубьев венца (без длины фаски) допускается до 16 мм (длина зубьев нового венца - 18 мм).
Износ зубьев венца маховика допускается до толщины 3,2 мм при высоте установки штангензубомера 2,40 мм (толщина зуба нового венца соответствует 4.73-0,28-0,38 мм).
Венец маховика перед напрессовкой необходимо нагреть до температуры 195...200 С. Посадочные места маховика и венца не должны иметь забоин и заусенцев. Допускается зазор в сопряжении между торцовой поверхностью венца и маховика не более 0,5 мм в одном месте на дуге не более 60°.
Маховик Д-245, 243, 240 с венцом балансировать динамически в сборе с предварительно уравновешенным коленчатым валом путем сверления отверстий.
Если необходимо заменить передний подшипник первичного вала коробки передач, то перед снятием маховика с вала подшипник следует выпрессовать с помощью винтового съемника мод. И 803.16.000 или, сняв маховик, выпрессовать подшипник с помощью ударного съемника мод. 2476.
Установив захваты на торцы колец подшипника, их раздвигают резьбовым упором 3, а затем, при ударе груза в упор вала 5, выпрессовывают подшипник.
Поверхность маховика, сопряженная с поверхностью ведомого диска сцепления, шлифуется. Шероховатость поверхности должна быть не ниже Rа 1,0.
После ремонта коленчатого вала, а также устанавливаемого на него маховика, сцепления или шкива необходимо провести их балансировку.
Динамическую балансировку деталей, устанавливаемых на коленчатый вал МТЗ (маховик, шкив, коленчатого вала, нажимной и ведомый диски сцепления), проводить на станках мод. МС-970 или ПБМ-4. Менее точная статическая балансировка этих деталей производится на станках 40У-314.
Балансировку коленвала, а также вместе с установленным на него маховиком и сцеплением следует проводить в динамическом режиме с грузами на шатунных шейках, заменяющими шатунно-поршневую группу на шатунной шейке.
Балансировочный груз состоит из двух одинаковых полуколец, соединенных двумя болтами, изготовленными из стали 40Х (ГОСТ 4543-71), с твердостью 35...40 HRCэ.
Наружная, внутренняя поверхности определенных диаметров и торцы груза окончательно обрабатываются после соединения полуколец болтами. Внутренний диаметр груза равен D+0,025+0,010 мм, где D - диаметр шатунной шейки.
Смещение осей болтов относительно торцов и внутреннего диаметра груза должно быть не более 0,05 мм.
Болты должны быть одинаковой массы. Груз подгоняется по массе при уменьшении наружного диаметра с точностью +1 г и балансируется статически на оправке с точностью 2 г/см так, чтобы центр тяжести груза находился на оси груза и на середине его ширины.
После этого на наружную поверхность наносятся риски для обеспечения сборки полуколец в одном положении.
Масса грузов для балансировки коленвала Д-245, 243, 240 без пробок, с маховиком и сцеплением в сборе для шатунных шеек номинальных и ремонтных размеров подбирается в соответствии с рекомендациями ОГК ПО ММЗ.
Динамическая балансировка коленчатого к/вала с маховиком и сцеплением в сборе осуществляется относительно крайних коренных шеек при сверлении отверстий диаметром 15 мм (на глубину не более 15 мм, при расстоянии между ними не менее 5 мм) на расстоянии 184 мм от оси вала в незакрытых кожухом сцепления сегментах рабочей поверхности маховика или при сверлении отверстий в бобышках под пружинами нажимного диска сцепления.
Остаточный дисбаланс со стороны сцепления (маховика) должен быть не более 70 г/см.
Перед балансировкой на каждую шатунную шейку крепится груз, а ведомый диск сцепления центрируется относительно внутреннего диаметра подшипника на фланце с помощью первичного вала коробки передач или специальной оправки.
Картер сцепления (для дизелей автомобильных модификаций) монтируется на блок с помощью двух установочных штифтов, запрессованных в торец блока. При замене картер сцепления размещается на центрирующих штифтах и закрепляется болтами, момент затяжки 80...100 Нм.
Поверхности картера сцепления, сопрягаемые с блоком цилиндров и с коробкой передач, могут иметь допуск плоскостности 0,15 мм.
Диаметр отверстий для болтов задней опоры дизеля должен быть в пределах 20,00...20,28 мм. При превышении этих значений, допускается развертывание отверстий и установка втулок.
Допуск параллельности торцовых поверхностей картеров, сопрягаемых с блоком цилиндров дизеля и коробкой передач, составляет 0,05 мм на длине 100 мм.
Соосность отверстия, по которому центрируется коробка передач с осью коленчатого вала, и перпендикулярность оси коленчатого вала проверяется после установки вала.
Проверка ведется с помощью приспособления, укрепленного на фланце. Допуск радиального биения внутренней поверхности отверстия и торца картера сцепления относительно оси к/вала составляет 0,1 мм.
__________________________________________________________________________Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторовmtz-sibir.ru
Укладка коленчатого вала дизеля Д-245
Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин; а также на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных подшипников размеру коренных шеек.
Механические повреждения (риски, вмятины, забоины и др.) на шейках коленчатого вала и вкладышах коренных подшипников не допускаются.
Коренные шейки, вкладыши и гнезда подшипников надо протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом.
Крышки коренных подшипников должны плотно входить в гнезда блока. Перестановка и перевертывание крышек коренных подшипников не допускаются.
Раскомплектовка вкладышей коренных подшипников не допускается. Вкладыши должны быть установлены в соответствующие гнезда блока цилиндров.
Коренные шейки и вкладыши перед укладкой коленчатого вала надо смазать моторным маслом.
Упорные полукольца, устанавливаемые на стенки постели пятой коренной опоры и крышки подшипника, должны быть подобраны так, чтобы продольный люфт коленчатого вала после затяжки болтов коренных подшипников составлял 0,14…0,37 мм.
Сухари клапанного механизма должны выступать над плоскостью шайбы на 0,5…2,0 мм;
В комплект на один дизель надо подбирать поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с поршнями не должен превышать 30 г.
Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала изготовляются двух номинальных размеров.
Номинальные размеры шеек коленчатого вала
Обозначение |
Диаметр шейки вала, мм |
|
Коренной |
шатунной |
|
1Н |
75,25-0,083 |
68,25-0,077 |
2Н |
75,00-0,083 |
68,00-0,077 |
Номинальные размеры вкладышей подшипников коленчатого вала
Обозначение |
Внутренний диаметр вкладыша, мм |
|
Коренной шейки |
Шатунной шейки |
|
БН1 |
75,25-0,033 |
68,25+0,025 |
БН2 |
75,00-0,033 |
68,00+0,025 |
Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное обозначение:
2К - коренные шейки второго номинала;
2Ш - шатунные шейки второго номинала;
2КШ - шатунные и коренные шейки второго номинала.
Ремонтные размеры шеек коленчатого вала
Обозначение |
Диаметр шейки вала, мм |
|
Коренной |
шатунной |
|
Д1 |
74,75-0,083 |
67,75-0,077 |
Р1 |
74,50-0,083 |
67,50-0,077 |
Д2 |
74,25-0,083 |
67,25-0,077 |
Р2 |
74,00-0,083 |
67,00-0,077 |
Д3 |
73,75-0,083 |
66,75-0,077 |
Р3 |
73,50-0,083 |
66,50-0,077 |
Д4 |
73,25-0,083 |
66,25-0,077 |
Р4 |
73,00-0,083 |
66,00-0,077 |
При проверке затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников на доворачивание величина крутящего момента не должна превышать 240 Нм.
Момент затяжки болтов крепления коренных подшипников должен быть 200…220 Нм.
При этом коленчатый вал должен плавно, без заеданий, проворачиваться моментом не более 3 Нм.
avtomechanic.ru
Диаметр шеек коленвалов
В этом разделе мы приведем две таблицы соответствия диаметров шеек коленвалов.
Диаметр коренных шеек коленвалов.
МАРКА ДВИГАТЕЛЯ |
Номинальные размеры |
Ремонтные размеры |
||||
Н1 |
Н2 |
Р1 |
Р2 |
Р3 |
Р4 |
|
А-01 |
105,000 |
104,75-0,023 |
104,500 |
104,250 |
104,000 |
103,800 |
А-41 |
105,000 |
104,75-0,02; -0,043 |
104,500 |
104,250 |
104,000 |
103,800 |
СМД-18 |
92,250 |
92-0,015 |
91,500 |
91,000 |
90,500 |
90,000 |
СМД-20 |
92,250 |
92-0,015 |
91,500 |
91,000 |
90,500 |
90,000 |
СМД-22 |
92,250 |
92-0,015 |
91,500 |
91,000 |
90,500 |
90,000 |
СМД-31 |
92,250 |
92-0,015 |
91,500 |
91,000 |
90,500 |
90,000 |
СМД-60 |
92,250 |
92-0,015 |
91,500 |
91,000 |
90,500 |
90,000 |
Д-21 |
70,250 |
70-0,065; -0,085 |
69,500 |
69,000 |
68,500 |
68,000 |
Д-65 |
85,250 |
85-0,08; -0,1 |
84,500 |
84,000 |
83,500 |
83,000 |
Д-108 |
95,210 |
94,96-0,023 |
94,460 |
93,960 |
93,460 |
92,960 |
Д-144 |
70,250 |
70-0,065; -0,085 |
69,500 |
69,000 |
68,500 |
68,000 |
Д-160 |
95,210 |
94,96-0,023 |
94,460 |
93,960 |
93,460 |
92,960 |
Д-240 |
75,250 |
75-0,08; -0,95 |
74,500 |
74,000 |
73,500 |
73,000 |
ЯМЗ-236 |
- |
110-0,015 |
109,750 |
109,500 |
109,250 |
109,000 |
ЯМЗ-238 |
- |
110-0,015 |
109,750 |
109,500 |
109,250 |
109,000 |
Диаметр шатунных шеек коленвалов.
МАРКА ДВИГАТЕЛЯ |
Номинальные размеры |
Ремонтные размеры |
||||
Н1 |
Н2 |
Р1 |
Р2 |
Р3 |
Р4 |
|
А-01 |
88,000 |
87,75-0,023 |
87,500 |
87,250 |
87,000 |
86,750 |
А-41 |
88,000 |
87,75-0,023 |
87,500 |
87,250 |
87,000 |
86,750 |
СМД-18 |
78,250 |
78-0,095; -0,11 |
77,250 |
76,500 |
75,750 |
75,000 |
СМД-20 |
78,250 |
78-0,095; -0,11 |
77,250 |
76,500 |
75,750 |
75,000 |
СМД-22 |
78,250 |
78-0,095; -0,11 |
77,250 |
76,500 |
75,750 |
75,000 |
СМД-31 |
78,250 |
78-0,095; -0,11 |
77,250 |
76,500 |
75,750 |
75,000 |
СМД-60 |
85,250 |
85-0,015 |
84,500 |
84,000 |
83,500 |
83,000 |
Д-21 |
65,250 |
65-0,06; -0,08 |
64,500 |
64,000 |
63,500 |
63,000 |
Д-65 |
75,250 |
75-0,075 |
74,250 |
73,500 |
72,750 |
72,000 |
Д-108 |
92,210 |
91,96-0,023 |
91,210 |
90,460 |
89,710 |
88,960 |
Д-144 |
65,250 |
65-0,06; -0,08 |
64,500 |
64,000 |
63,500 |
63,000 |
Д-160 |
92,210 |
91,96-0,023 |
91,210 |
90,460 |
89,710 |
88,960 |
Д-240 |
68,250 |
68-0,075; -0,09 |
67,500 |
67,000 |
66,500 |
66,000 |
ЯМЗ-238 |
- |
88-0,015 |
87,750 |
87,500 |
87,250 |
87,000 |
gydroremont.ru
Справочник моториста - Вал коленчатый ЯМЗ
|
Вал коленчатый ЯМЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коленчатый валМатериал: Сталь 50Г (по ТУ завода изготовителя)Твердость: НRC 52...62Каталожный номер: 236-1005015 238-1005015Дефектная карта
|
www.dizelmotor.in
Коленчатый вал и поршневая группа дизеля Д-240
РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ Запасные части, техническое обслуживание и регулировки
______________________________________________________________________________________________
Коленвал двигателя Д-240
Коленвал двигателя Д-240 трактора МТЗ-80, 82 полноопорный, стальной (имеет пять коренных и четыре шатунных шейки, рабочие поверхности которых закалены токами высокой частоты.
В шатунных шейках коленчатого вала имеются полости для центробежной очистки масла. Полости закрыты резьбовыми заглушками, которые у двигателя должны быть одной группы (номер группы выбит на торце заглушки), чтобы не нарушилась балансировка коленвала.
Рис. 1. Коленвал Д-240 с маховиком
1 - коренная шейка 2 и 12 - шейки; 3 - упорные кольца; 4 - нижний вкладыш коренного подшипника; 5 - маховик; 6 - маслоотражатель; 7 - установочный штифт; 8 - болт; 9 - зубчатый венец; 10 - верхний вкладыш коренного подшипника; 11 - шатунная шейка; 13 - галтель; 14 - противовесы; 15 - болт крепления противовеса; 16 - замковая шайба; 17 - шестерня коленчатого вала; 18 - шестерня привода масляного насоса; 19 - упорная шайба; 20 - болт; 21 - шкив; 22 - канал подвода масла в полость шатунной шейки; 23 - пробка; 24 - полость в шатунной шейке; 25 - трубка для масла
На первой, четвертой, пятой и восьмой шейках коленчатого вала закреплены съемные противовесы. Их наличие обусловлено большой частотой вращения коленчатого вала, вследствие чего центробежные силы сильно возрастают.
Установка противовесов значительно уменьшает нагрузки на подшипники. В коренных и шатунных шейках коленвала выполнены сверления, по которым подается масло к подшипникам (вкладышам).
На переднем конце коленвала смонтированы шестерня привода распределения и насоса системы смазки, шкив 21 привода насоса системы охлаждения и генератора, маслоотражатель 6; на заднем - маслоотражатель и маховик 5 с напрессованным на нем зубчатым стальным венцом 9.
Коленчатые валы изготовлены с шейками двух номинальных размеров - 75,25 мм и 68,25 мм, во втором - 75,0 мм и 68,0 мм.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала Д-240 трактора МТЗ-80, 82 изготовлены из сталеалюминевой ленты.
От перемещений и проворачивания вкладыши стопорятся выштампованными на них усиками, входящими во фрезеровки в постелях вкладышей в блоке и шатуне.
На наружной поверхности вкладыша проставляется товарный знак завода и размер, а на внутренней поверхности усика (выступа) - клеймо ( + или - ) группы вкладыша по высоте (вкладыши комплектуют так, чтобы один из них имел на усике знак " + ", а другой " - " или оба без маркировки).
Отверстия в верхних половинках коренных вкладышей совпадают с маслоподводящими каналами в блоке.
Зазор в подшипниках нового или отремонтированного двигателя в пределах 0,065...0,123 мм для шатунных и 0,070...0,134 мм для коренных.
При увеличении зазора в шатунных подшипниках до 0,25 мм и овальности шейки более 0,06 мм или в коренных, соответственно до 0,3 и более 0,1 мм, шейки коленвала шлифуют на соответствующий ремонтный размер.
Осевое перемещение коленчатого вала двигателя ограничивается упорами пятой коренной шейки (допустимое в эксплуатации - 0,5 мм), осевое перемещение нижней головки шатуна допускаемое 0,7 мм.
Двигатель в сборе снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным при обнаружении трещин блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазора, хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.
Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля — поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.
В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников и состояние шеек вала. Для этого снимают поддон картера дизеля, маслопроводы и масляный насос, крышки шатунов и измеряют диаметр шатунных шеек.
Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной продольной оси шатуна.
Ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала Д-240
Н1 - 68,16-68,17Н2 - 67,91-67,92Д1 - 67,66-67,67Р1 - 67,41-67,42Д2 - 67,16-67,17Р2 - 66,91-66,92Д3 - 66,66-66,67РЗ - 66,41-66,42
Если овальность шеек превышает допустимые размеры или диаметральный размер выходит за пределы нижнего допуска, то коленчатый вал подлежит перешлифовке на следующий ремонтный размер.
В практике, кроме ремонтных размеров (Р1, Р2 и т.д.), чередуемых через 0,5 мм, определенных заводом-изготовителем дизеля, при небольших износах перешлифовывают шейки вала под дополнительные ремонтные размеры (Д1, Д2, Д3 и т.д.), чередуемые с ремонтными размерами через 0,25 мм.
В данном случае растачивают вкладыши предыдущего размера под дополнительный ремонтный размер (Д1, Д2...). Овальность шатунных шеек дизелей — 0,06
Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, разборку дизеля продолжают, снимают головку блока цилиндров и вынимают поршни с шатунами в сборе. Для решения вопроса о замене вкладышей шатунных подшипников замеряют отверстие подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами.
Разность замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна дает действительный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Нормальный зазор в шатунных подшипниках должен быть в пределах 0,05...0,12 мм. Допустимый зазор для всех дизелей должен быть не более 0,3 мм.
В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике.
При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задиров, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.
Шатунно-поршневая группа дизельного двигателя Д-240Детали поршневой группы Д-240 трактора МТЗ-80, 82 заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами.
Если диагностические параметры достигли значений, допустимых в эксплуатации, то дизель разбирают для технической экспертизы, которую проводят путем осмотра и микрометража деталей поршневой группы с целью замены непригодных, износившихся деталей.
Чтобы выполнить техническую экспертизу деталей, снимают головку цилиндров и поддон картера. Если после снятия головки цилиндров на поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора и отправляют в ремонт.
При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и крышки шатунных подшипников. Поршни в сборе с шатунами извлекают из гильз цилиндров.
В поршневой двигателя Д-240 трактора МТЗ-82, 80 износу наиболее подвержены: поршневые кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных подшипников, гильзы цилиндров.
В первую очередь индикаторным нутромером замеряют диаметр гильзы цилиндра в месте наибольшего износа в верхнем поясе гильзы — сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна.
Диаметр юбки поршня двигателя измеряют в плоскости, перпендикулярной отверстию поршневого пальца. Наряду с измерением диаметра юбки поршня контролируют изношенность канавок головки поршня по высоте пластинчатым щупом и новым кольцом.
Если зазор между канавками поршня и кольцом превышает допустимые размеры, поршень заменяют. Если овальность и диаметр гильзы выше, а диаметр поршня ниже значений, указанных в таблице, то и их заменяют.
Поршневую группу заменяют при зазоре между поршнем и гильзой, превышающем указанные значения. Гильзы из блока выпрессовывают специальным съемником.
Если диаметр гильзы и поршня у дизелей с водяным охлаждением в пределах нормы, то рекомендуется удалить гильзы из блока и повернуть их на 90 градусов вокруг оси, так как они более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна.
Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает данные, если их установить в неизношенную верхнюю часть гильзы.
Зазоры поршневых колец и поршней двигателя Д-240
Зазор между юбкой поршня и цилиндром, мм:
Нормальный - 0,18...0,20Допустимый - 0,26
Зазор в замке поршневых колец, мм:
Нормальный - 0,40...0,80Допустимый - 4,0
Зазор по высоте канавок поршня, мм:
Компрессионых - 0,08…0,12Маслосъемных - 0,05…0,09Допустимый - 0,30
Перед сборкой поршневой группы трактора МТЗ-80, 82 проверяют параметры поршневого пальца шатуна и состояние втулки его верхней головки.
Втулку заменяют при увеличении ее отверстия под поршневой палец или прославлении посадки втулки в отверстии верхней головки шатуна.
Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм или овальности и конусности поверхности пальца под втулку более 0,02 мм.
Изгиб и скручивание проверяют на приборе. Для всех дизелей изгиб шатуна не должен превышать 0,08 мм, а скручивание — 0,12 мм. При сборке шатуна двигателя вначале запрессовывают втулку в его верхнюю головку.
Чтобы улучшить чистоту поверхности, и окончательно подогнать отверстия под поршневой палец, отверстие обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.
Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала двигателя Д-240 изготавливают с высокой точностью.
Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующими диаметрами шеек коленчатого вала, поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций, только попарно.
Не допускается заменять один вкладыш из пары, а также спиливать или пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, устанавливать прокладки между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене вкладышей их устанавливают того же размера, что и шейки коленчатого вала.
Перед сборкой поршневой группы, связанной с установкой новых деталей, их подбирают по размерным группам.
Сортируют гильзы цилиндров на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки. Поршни и гильзы, устанавливаемые на дизель, должны быть одной размерной группы, как указано в таблице.
Обозначение размерных групп для гильз нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы, для поршня — на его днище. Перед установкой гильзы в блок осматривают состояние уплотнительных колец и нижних посадочных мест под гильзу в блоке цилиндров. Как правило, резиновые уплотнения заменяют.
Номинальные и ремонтные размеры поршневой группы двигателя Д-240
Обозначение размеров Диаметр гильзы цилиндра, мм Диаметр юбки поршня в нижней части, мм
М 104,82.-104,84 105,00.-105,02 С 104,84.-104,86 105,02.-105,04 Б 106,86.-104,88 105,04.-105,06
При подборе поршней обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев, их внутреннюю поверхность и бобышку поршня, маркированную краской. Поршни и поршневые пальцы подбирают одной размерной группы с одинаковой маркировкой.
Поршневой палец запрессовывают в поршень после его предварительного нагрева в масле до температуры 70...80°С. Разница в массе шатунов в сборе с поршнями для дизелей — 15 г.
Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке приспособлением, предохраняющим кольца от случайных поломок.
Основные параметры поршневых колец дизеля Д-240
Поршневое кольцо Рабочий зазор, мм Упругость, НПервое (верхнее) 0,3.-0,6 60...82Второе, третье 0.3...0.6 68...78
Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при его поворачивании и утопать в канавках под действием собственной массы.
Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого маслосъемных колец.
Затем поршень и кольца обильно смазывают дизельным маслом и, пользуясь конусной оправкой, устанавливают в гильзу цилиндра. Поршень не может выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Другая спецтехника
МТЗ-80
______________________________________________________________________________________
ЯМЗ-236
ЯМЗ-238
Т-130
Т-170
КРАЗ
texav.ru
2.8. Номинальные и ремонтные размеры деталей и пределы допустимых износов
впускной клапан
выпускной клапан
37,2
30,8
2,0
2,0
9,6
9,0
45
45
30
30
8,013 – 8,035
8,013 – 8,035
1,0
1,3
38,0
33,0
7,97
7,95
3,5
шлифовке не подлежит
0,5
шлифовке не подлежит
91,0
90,8
90,05
90,3
45
45
0,25 ± 0,05
0,45 ± 0,05
0,20 ± 0,05
0,40 ± 0,05
0,07
79,51
79,76
80,01
80,51
81,01 (82,51 для двиг. NF)
81,26 (82,76 для двиг. NF)
81,51 (83,01 для двиг. NF)
коренных
шатунных
57,96 – 57,98
45,96 – 45,98 (47,76 – 47,78 двигатели 2 л с июля 1983 г. остальные не турбо с июля 1984 г.)
57,71 – 57,73
45,71 – 45,73 (47,51 – 47,53 двигатели 2 л с июля 1983 г. остальные не турбо с июля 1984 г.)
57,46 – 57,48
45,46 – 45,48 (47,26 – 47,28 двигатели 2 л с июля 1983 г. остальные не турбо с июля 1984 г.)
57,21 – 57,23
45,21 – 45,23 (47,01 – 47,03 двигатели 2 л с июля 1983 г. остальные не турбо с июля 1984 г.)
0,07 – 0,18 (0,07 – 0,23 с 1984 г.)
0,25
0,16
79,48
79,73
79,98
80,48
80,98 (82,48 для двиг. NF)
81,23 (82,74 для двиг. NF)
81,48 (82,98 для двиг. NF)
0,25 – 0,5
1,0
0,02 – 0,08
0,1
0,12
0,4
0,15
132,75
carmanz.com