Развитие автоваза


История «АвтоВАЗа» — от «копейки» до криминальных войн и кризисов

Строительство завода и первые годы работы

К середине 1960-х годов у советского правительства встал вопрос развития автомобильной промышленности в стране. Предполагалось создать крупный завод полного цикла с привлечением иностранных партнёров. Правительство рассматривало 54 строительные площадки по всему СССР, но выбор был сделан в пользу Тольятти.

В 1950-х годах недалеко от города была построена Жигулёвская ГЭС, которая могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Ещё одним фактором стала транспортная доступность — недалеко от Тольятти располагались автомобильная дорога (ныне федеральная трасса М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Куйбышеве (ныне Самара).

Площадь Свободы, Тольятти. Источник: Livejournal.com/Chronograph

Иностранным партнёром был выбран итальянский Fiat. 15 августа 1966 года президент Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на итальянскую компанию возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

Первым директором завода стал Виктор Поляков. До назначения на ВАЗ, он работал директором Московского завода малолитражных автомобилей и занимал руководящие посты в Совете народного хозяйства Москвы. Поляков руководил строительством завода и самим предприятием в первые годы его работы.

Первый директор ВАЗа Виктор Поляков. Источник: Livejournal.com/Chronograph

В 1970 году на заводе началась сборка автомобилей. Первой моделью стала легендарная «копейка» — ВАЗ 2101. Её прообраз — автомобиль FIAT-124. 19 апреля того года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей, а в октябре отправлен первый эшелон «Жигулей» в Москву.

FIAT-124. Источник: Flickr.com/David Martinez

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода. 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке второй очереди. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года.

Развитие «АвтоВАЗа» непрерывно связано с Тольятти. Параллельно с возведением завода строился новый, Автозаводский район. Благодаря строительству и привлечению строителей и рабочих, население города за 1962-1982 годы увеличилось более чем в 6 раз.

В 1971 году выпущен первый автомобиль модели ВАЗ-2102, в 1972 — ВАЗ-2103. В 1973 году был выпущен миллионный автомобиль, а в 1974 году завод вышел на проектную мощность — 660 тысяч автомобилей в год. В 1975 году директор ВАЗа Виктор Поляков перешёл на должность министра автомобильной промышленности СССР. В 1995 году Виктору Полякову присвоено звание почётного гражданина Тольятти. Около здания заводоуправления «АвтоВАЗа» установлен памятник первому директору.

Расширение модельного ряда, «логическая бомба» и открытие научно-технического центра

В 1975 году директором завода стал Анатолий Жидков. При нём продолжилось расширение модельного ряда ВАЗа. В 1976 году изготовлены первые автомобили «Нива» (сейчас — Lada 4x4), которые предназначались для труднопроходимых условий. В том же году началось производство ВАЗ-2106 — одного из самых популярных автомобилей завода. Он выпускался вплоть до 2005 года, всего было выпущено 4,3 млн «шестёрок».

Страница из рекламного буклета «Нивы»

В 1979 году выпущен пятимиллионный автомобиль, а в 1980 году — первый автомобиль модели ВАЗ-2105. В 1982 году директором завода стал Валентин Исаков, завод продолжил расширять модельную линейку и начал производство модели ВАЗ-2107.

ВАЗ-2107 на заводском конвейере. Источник: Livejournal.com/Chronograph

В том же году на «АвтоВАЗе» произошёл примечательный случай — впервые на советском предприятии с помощью «логической бомбы» был остановлен конвейер завода. «Логическая бомба» — программа, которая запускается в определённое время и исполняет вредоносный код для несанкционированного доступа или уничтожения данных. По сути, этот инцидент был первым проникновением в программное обеспечение столь крупного предприятия в те годы.

В 1986 году после визита Михаила Горбачёва началось строительство научно-технического центра «ВАЗа», которое занимается разработками и тестированием новых автомобилей. К середине 1990-х годов он был укомплектован всем оборудованием.

До 1988 года завод расширил линейку автомобилей несколькими моделями: в 1984 году началось производство первого грузопассажирского автомобиля ВАЗ-2104 и первого переднеприводного для «ВАЗа» автомобиля — ВАЗ-2108. В 1986 году завод выпустил 10-миллионный автомобиль.

В 1987 году стартовало производство ВАЗ-2109, в 1988 году — автомобиля ВАЗ-111 «Ока», который позиционировался как недорогая семейная машина.

ВАЗ-1111 «Ока». Источник: Livejpurnal.com/Chronograph

В том же году завод возглавил Владимир Каданников, при котором предприятие претерпело большие изменения. После распада СССР в 1992-1993 годах в стране начались приватизация и акционирование крупных промышленных предприятий. Под эту волну попал и «АвтоВАЗ», который с 1993 года стал акционерным обществом.

Криминальные войны, «десятое» семейство и переход под контроль «Рособоронэкспорта»

Вместе с изменением организационно-правовой структуры компании, «АвтоВАЗ» стал центром криминальных войн. В 1992 году при заводе появились незаконные посреднические организации по торговле автомобилями. Этой ситуацией воспользовались представители криминальных структур — они начала собирать «дань» с таких предприятий за «крышевание» нелегального бизнеса.

Ещё одной важной точкой передела преступников стал официальный магазин по продаже автомобилей «Жигули», который был единственным официальном дилером ВАЗа в начале девяностых годов.

К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп достигали около 700 миллионов рублей.

К концу 1998 года правоохранительным органам удалось изъять у большинства представителей преступных сообществ пропуска на завод, что лишило их основного контроля над сбытом автомобилей и запасных частей.

Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства — ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 — «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.

ВАЗ-2110. Источник: Flickr.com/Petr Magera

В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.

В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели — Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.

Lada Kalina. Источник: Flickr.com/lorentey

До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».

Кризис 2008-2009 годов, государственная поддержка и партнёрство с Renault

С 2005 по 2009 годы у завода сменилось три генеральных директора: Игорь Есиповский, Владимир Артяков и Борис Алёшин. В 2007 году «АвтоВАЗ» начал производство Lada Priora. В целом, в 2006-2008 годах «АвтоВАЗу» удалось добиться объёма производства в 810 тысяч автомобилей в год.

Lada Priora. Источник: Flickr.com/serger

В конце 2007 года Сергей Чемезов на совете директоров «АвтоВАЗа» сообщил о намерении французской Renault приобрести 25% акций предприятия. Весной 2008 года сделка состоялась и к осени основными акционерами компании стали Renault, «Ростехнологии» и «Тройка диалог» — у них было примерно по 25% акций «АвтоВАЗа». Остальные 25% остались у миноритарных акционеров.

В 2009 году предприятие оказалось в сложном положении. Из-за экономического кризиса и снижения спроса, «АвтоВАЗ» произвёл всего 295 тысяч автомобилей, что в 2,74 раза меньше, чем в прошлом году. Из-за этого значительную часть сотрудников отправили в частично оплачиваемые отпуска, в августе конвейер завода был остановлен.

За 2009 год убытки предприятия составили 35 млрд рублей, сообщал Игорь Комаров, в то время президент-генеральный директор «АвтоВАЗа». Долги предприятия перед банками к 2009 году превысили 37 млрд рублей.

30 марта 2009 года Правительство России решило выделить «Ростехнологиям» 25 млрд рублей на поддержку «АвтоВАЗа». Госкорпорация должна была передать предприятию эту сумму в виде беспроцентной ссуды сроком на год. Также модельный ряд «АвтоВАЗа» попал под программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

Ещё одной мерой по спасению завода стали крупные сокращения. Во второй половине 2009 года численность персонала была сокращена на 27,6 тысяч человек, среднесписочная численность сотрудников составила около 75 тысяч человек.

При этом, многие эксперты и ведомства сходились во мнении, что крупнейший российский автомобилестроительный завод нежизнеспособен, а его поддержка государством не имеет смысла. Так, в ноябре 2009 года Минпромторг признал предприятие «де-факто банкротом». А Герман Греф заявлял, что автозавод не способен самостоятельно справиться с кризисом и предполагал, что единственный шанс для компании — продать её иностранному партнёру.

Осенью 2009 года подписано соглашение о рекапитализации «АвтоВАЗа». По нему государство оказывало заводу финансовую поддержку в объёме 54,8 млрд рублей, а Renault должен был заняться обновлением модельной линейки и запустить на заводе платформу для производства новых автомобилей Lada, а также автомобилей марок Renault и Nissan.

В том же году генеральным директором «АвтоВАЗа» стал Игорь Комаров. При Комарове на «АвтоВАЗе» появилась платформа B0, которая стала основой для производства новых моделей Lada и автомобилей альянса Renault-Nissan.

В 2010 году «АвтоВАЗу» удалось выйти на операционную прибыль. В следующем году завод начал производство новой модели Lada Granta. Тогда же тольяттинский автогигант купил предприятие «ИжАвто» в Ижевске.

Lada Granta. Источник: Wikimedia.org/Ilya Plekhanov

К 2011-2012 году объём производства завода достиг уровня в 500-590 тысяч автомобилей в год. В том же году началось производство автомобиля Lada Largus и модификации Lada Granta с автоматической коробкой передач. В следующем году компания представила обновлённую Lada Kalina.

В 2011 году главным дизайнером «АвтоВАЗа» стал Стив Маттин — бывший дизайнер автомобилей Volvo и Mercedes-Benz. В 2012 году открылась московская дизайн-студия «АвтоВАЗа». Именно под руководством Маттина были созданы новый фирменный стиль компании и внешний вид новых моделей — Lada Vesta и Lada XRAY.

В 2013 году Игорь Комаров покинул должность генерального директора «АвтоВАЗа» в связи с переходом в «Роскосмос». Его кресло занял Бу Андерссон, который до этого 4 года возглавлял «Группу ГАЗ».

В том же году оформилась нынешняя структура собственности завода. ОАО «АвтоВАЗ» на 74,5% принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 67,13% акций принадлежит альянсу Renault-Nissan и оставшиеся 32,87% — госкорпорации «Ростех».

Бу Андерссон, Lada Vesta и XRAY, сокращения и новое руководство

Бу Андерссон запомнился необычной для «АвтоВАЗа» манерой ведения дел — так, в свои первые рабочие дни он распорядился обеспечить идеальную чистоту во всех помещениях завода. Ветераны завода находили сходства в стиле руководства между шведом и первым директором ВАЗа Виктором Поляковым.

Также Бу Андерссон заставил своих подчинённых использовать в служебных целях автомобили «АвтоВАЗа», а корпоративные иномарки Infiniti приказал продать. Сам швед пользовался автомобилем Lada Largus Cross.

В профиле Андерссона на Linkedin указано, что за 2 года работы удалось запустить две новые модели — Lada Vesta и Lada XRAY, сократить количество уровней менеджмента на предприятии с девяти до пяти, сократить численность персонала компании с 70 до 44,4 тысяч человек.

Одной из важнейших проблем предприятия на момент прихода Андерссона считался имидж компании. Весной 2015 года компания представила новый логотип и фирменный стиль, который должен был обозначить новую веху в развитии бренда.

В 2015 году началось производство двух новых моделей Lada — Vesta и XRAY. Lada Vesta — автомобиль B-класса, получивший новый, «X-образный» дизайн. Собирается на платформе Lada B в Ижевске и Усть-Каменогорске (Казахстан). По данным официального сайта «АвтоВАЗа», автомобиль в минимальной комплектации можно купить за 499 тысяч рублей.

В апреле 2016 года автосалоны зафиксировали резкий рост продаж Lada Vesta, сообщал РБК. Если в январе месячные продажи новой модели составляли 1,6 тысяч штук, то к апрелю уровень продаж составил 4,6 тысяч штук. Согласно данным за июнь, было продано 5,1 тысяча автомобилей этой марки. Изначально «АвтоВАЗ» планировал продать в 2016 году 50-60 тысяч автомобилей этой модели при среднемесячных продажах 4-5 тысяч автомобилей.

Lada Vesta. Источник: Пресс-служба Президента России

Lada XRAY позиционируется компанией как «городской кроссовер». Производится в Тольятти на платформе B0, где также выпускаются автомобили Renault и Nissan. По последним данным, в июне 2016 года было реализовано более 1,7 тысячи автомобилей этой марки.

Несмотря на разработку и выпуск новых моделей Lada, оптимизацию работы завода, адаптацию производства автомобилей Renault, Nissan и Datsun, 2014-2015 годы «АвтоВАЗ» заканчивал с убытками. Так, в 2015 году чистый убыток составил 73,9 млрд рублей, что почти втрое превысило показатели 2014 года.

В конце 2015 года «АвтоВАЗ» объявил о переходе на четырёхдневную рабочую неделю. Эта мера объяснялась сложной экономической ситуацией и недопущением массовых увольнений и сокращений. Летом текущего года появлялась информация о переходе на трёхдневную рабочую неделю, однако сотрудники компании её опровергли.

Убыточность «АвтоВАЗа» пошатнуло позиции Андерссона, и в марте 2016 года глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов подтвердил досрочную отставку шведского управленца. Как сообщали «Ведомости», основной причиной отставки формально стало недовольство финансовой ситуацией в компании. Также Чемезов был недоволен активным использованием иностранных комплектующих и называл это «большой ошибкой» Андерссона.

На смену шведу пришёл генеральный директор румынской Dacia Николя Мор, который приступил к работе в апреле 2016 года. По его словам, основной задачей на посту президента «АвтоВАЗа» станет выравнивание операционной деятельности компании и развитие экспортных поставок.

20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» начал праздновать своё пятидесятилетие и выпустил к юбилейной дате сайт об истории бренда и специального бота в Telegram.

По информации официального сайта «АвтоВАЗа», сейчас важнейшими приоритетами компании являются достижение рыночной доли в 20% на российском рынке, повышение эффективности производства, выход на операционную прибыль.

vc.ru

АВТОВАЗ представил программу развития до 2020 года в России — CARobka.ru

Руководство АВТОВАЗа наконец анонсировало стратегию развития до 2020 года. Официальная пресс-конференция состоялась 27 апреля в здании заводоуправления. На встрече присутствовали Игорь Комаров, президент АВТОВАЗа, Олег Лобанов, исполнительный директор по финансам, вице-президент по стратегии Григорий Хворостянов и директор по внешним связям Игорь Буренков.

Пресс-конференция проходила в несколько этапов: сначала участникам мероприятия продемонстрировали фильм о тольяттинском автогиганте. Мини-фильм об истории развития АВТОВАЗа и технологиях выпуска вазовских автомобилях будет показан сегодня, зрителям телеканала «Россия-24» в 11:33 сразу после выпуска новостей. В фильме был обозначен главный принцип, которому будет следовать завод в следующие десять, и, наверное, двадцать лет — воевать за потребителя нужно новыми авто.

А что сейчас? Игорь Комаров рассказал о ситуации в нынешнее время. В период с 8 марта по 26 апреля было реализовано 43,7 тысяч авто по программе утилизации старых автомобилей. Программа способствовала поднятию ажиотажного спроса на автомобили Лада. Из 84 тысяч выданных сертификатов 77% предназначены для получения автомобилей производства АВТОВАЗа. Уже сейчас можно смело сказать, что риск, на который пошло руководство АВТОВАЗа (а это, действительно, было рискованно увеличить количество производимых автомобилей для программы), был оправдан. Причем спрос растет  на коммерческие продажи. Руководство завода уже построило планы на май: более 50% поставляемых автомобилей будет предоставлено для покупки участниками программы утиля. Кроме того, ветераны Великой Отечественной Войны получат право получить свои новые авто по программе вне очереди.

Второй этап пресс-конференции был уже непосредственно посвящен программе развития «2020». Ее представил Григорий Хворостянов, вице-президент по стратегии. Программа была разработана в короткие сроки — в течение трех месяцев и утверждена на уровне ключевых министерств. Хворостянов обозначил 8 ключевых направлений программы развития АВТОВАЗа: «продукция», «техническое развитие», «производство», «закупки», «продажи», «персонал», «качество» и «инвестиции и прибыль».

Развитие направления «продукция» подразумевает, что завод будет концентрироваться на создании автомобилей типа короссоверов и мультифункциональных семейных авто (на платформе Рено RF90). Плюс ко всему основные сегменты, на которых будет направлен фокус — это сегменты В (Калина) и С (Приора). Согласно базовому сценарию объем продаж и производства к 2017 году составит более 1 млн. автомобилей. А увеличить рыночную долю АВТОВАЗ планирует с выводом на рынок новых моделей. Кстати, руководство пообещало, что в течение последующих 3-4 лет полностью обновится модельный ряд, а уже в следующем году завод снимет с производства «классику».

Что касается технического развития, то, по мнению Григория Хворостянова в течение последующих десяти лет необходимо реорганизовать процесс конструкторских и технических работ. Кроме того, следует привести научно-исследовательские работы к мировым стандартам — в этом помогут Renault-Nissan.

Производственная составляющая завода также будет реорганизована. Планируется выделить часть видов деятельности ОАО АВТОВАЗ в Группу АВТОВАЗ и сохранить над ними контроль. Производственные процессы будут оптимизированы за счет внедрения системы Renault «Alliance Production Way» и модернизации производственного оборудования.

Григорий Хворостянов выделил основную проблему завода — это проблема закупаемых компонентов. Следует реформировать систему закупок — перейти на многоуровневую систему поставщиков и локализовать глобальных поставщиков. Планируется создать совместную закупочную организацию для альянса АВТОВАЗ-Рено-Ниссан. Но все эти планы не удастся реализовать в полной мере без сотрудничества с Правительством РФ, которое в первую очередь должно обеспечить защиту инвестиций, поступающих для реализации данных работ.

АВТОВАЗ намерен изменить систему продаж, опирающуюся на крупнейшую в России товаропроводящую сеть. Как сказал вице-президент по развитию, уже к 2014 году необходимо провести реструктуризацию собственной дилерской сети. Это необходимо, чтобы обеспечить контроль и эффективность сетевых продаж. Количество собственных дилерских точек будет снижено до 70, что составит 10% всех торговых точек. Кроме того, для дилеров будет внедрена переменная маржа. Это позволит стимулировать продажи и повысить уровень сервиса.

Планы по изменению АВТОВАЗа должны сопровождаться ростом производительности и квалификации труда. Поэтому в изменяющихся условиях необходимо проводить переподготовку персонала. Вице-президент по стратегии признался, что в предыдущие годы этому направлению не было уделено должного внимания. Затраты на обучение, стажировки, в общем, на развитие персонала будут увеличены в 4 раза. Руководство завода строит довольно амбициозные планы — до 2020 года производительность труда должна увеличиться в три раза, при этом количество персонала уменьшится на 3% и составит 69 тысяч человек. Часть этих 3% будет переведена на дочерние предприятия завода. Для увеличения производительности труда предусмотрены инвестиции в размере 16 млрд. рублей в модернизацию производственных процессов и оборудования (ведь нет смысла переучивать людей для работы на старом оборудовании).

Больное место АВТОВАЗа — это качество производимой продукции, которое состоит из двух элементов: качества концепции и реализации. К 2020 году АВТОВАЗ планирует снизить количество претензий покупателей с 298 до 49 (данные приведены из расчета на 1000 автомобилей).

По предварительным подсчетам инвестиционная программа АВТОВАЗа составит 183,5 млрд. рублей, 300 млн. из которой внесет Рено в виде оборудования и технологий. Так, выручка завода в 2020 году должна составить 330 млрд. рублей, а к 2018 году АВТОВАЗ планирует полностью избавиться от долгового бремени, связанного с финансированием инвестиционной программы.

carobka.ru

Совет директоров ПАО ''АВТОВАЗ'' одобрил среднесрочный план развития Общества и бюджет на 2017 год - Новости

6 декабря 2016 года Совет директоров ПАО ''АВТОВАЗ'' принял важные стратегические решения, направленные развитие Компании в предстоящие годы.

Совет Директоров одобрил бюджет общества на 2017 год. Он основан на тщательном анализе возможностей развития автомобильного рынка, сокращения затрат и данных сравнительного анализа. В документе учтены результаты реализации плана финансового оздоровления, а также действия и меры, запланированные в рамках процесса рекапитализации АВТОВАЗа. Все это положительным образом скажется на финансовой ситуации в обществе и позволит достигнуть точки безубыточности операционной деятельности (до обесценения) в течение двух лет.

Совет Директоров одобрил среднесрочный план развития общества на 2017-2026 гг. Среднесрочный план ПАО ''АВТОВАЗ'' является результатом продолжительной командной работы руководства Компании при поддержке акционеров. Это стратегический документ, который устанавливает четкие цели (продажи, прибыльность, денежный поток) и дорожные карты по их достижению. Также он затрагивает все аспекты деятельности общества, включая продуктовое планирование, инжиниринг, продажи и маркетинг, производство, инвестиции и т.д. Компания и ее акционеры, при поддержке со стороны российского государства и банков, полностью привержены усилению позиций АВТОВАЗа, как лидера российской автомобильной промышленности, и бренда LADA, как лидера рынка легковых автомобилей.

В отношении продолжающейся открытой подписки на обыкновенные акции Общества, Совет директоров определил цену размещения обыкновенных зарегистрированных бездокументарных акций на уровне 9.00 руб. за одну акцию. Период осуществления преимущественных прав акционерами Общества истек 2 декабря 2016 г. Размещение обыкновенных акций было начато сегодня, 7 декабря 2016 г. Предполагается, что оно продлится до 26 декабря 2016 г. Открытая подписка является первым основным шагом по реализации общего плана рекапитализации АВТОВАЗа, который позволит Обществу финансировать перспективные планы рыночной экспансии, а также выполнять финансовые обязательства.

Также одобрен новый состав Правления общества. Начиная с 7 декабря 2016 г., состав коллегиального исполнительного органа Общества будет следующим:

› Николя Мор - Председатель правления, Президент ПАО ''АВТОВАЗ'';

› Братож Алеш - заместитель председателя Правления, исполнительный вице-президент по производству и управлению цепочкой поставок;

› Грюбель Харальд - заместитель председателя Правления, исполнительный вице-президент по инжинирингу;

› Птачек Ян - заместитель председателя Правления, исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу;

› Вайно Эдуард - вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами;

› Жукалин Павел - вице-президент по безопасности и режиму;

› Мамиллапалле Венкатрам - вице-президент по закупкам;

› Миллер Пол - вице-президент по управлению цепочкой поставок;

› Михаленко Дмитрий - вице-президент по персоналу и социальной политике;

› Рябов Михаил - генеральный директор ''LADA Ижевск'';

› Строков Николай - вице-президент по производству автомобилей;

› Урюпин Сергей - вице-президент по производству автокомпонентов;

› Фролова Елена - вице-президент по оперативному антикризисному управлению.

Председатель Совета директоров Сергей Скворцов заявил, что принятые решения являются критически важными для ближайшего и долгосрочного развития. ''Я высоко оцениваю колоссальную работу, проведенную командой менеджеров АВТОВАЗа по развороту Компании на путь будущего финансового оздоровления. Мы верим в рост российского автомобильного рынка, развитие экспортных продаж и дальнейшую глубокую локализацию базы поставщиков'', - заявил г-н Скворцов.

Дени Ле-Вот, заместитель председателя Совета Директоров, представляющий Альянс Renault-Nissan, выразил четкое намерение Альянса восстанавливать и развивать АВТОВАЗ и бренд LADA. ''Углубленное сотрудничество с Альянсом Renault-Nissan позволяет АВТОВАЗу использовать лучшие международные практики и технологии. Заводы в Тольятти и Ижевске производят широкую гамму автомобилей под брендами LADA, Renault, Nissan и Datsun в соответствии со стандартами Альянса. Мы видим сильную приверженность высшего руководства Компании к плану восстановления, и подтверждаем наше стремление поддерживать эти стратегические инициативы'', - отметил г-н Ле-Вот.

www.lada.ru

История АвтоВАЗ. Создание и развитие АвтоВАЗ

Здравствуйте, уважаемые читатели блога "Авто-Юниор". Безусловно, большинство из вас знают о существовании Российского автогиганта АвтоВАЗ и его деятельности. Но далеко не все знают как начиналась история АвтоВАЗ. Как происходило развитие АвтоВАЗ - флагмана Российского автопрома…

…сегодня мы хотим поведать вам этапы создания и становления завода, незыблемым символом которого стала эмблема в виде ладьи.

В 60-е годы Советское правительство подошло к осознанию необходимости развития массового автомобилестроения. Выбран был наиболее простой путь, который наша страна уже прошла при создании Горьковского автозавода в 1929 - 32 годах при помощи американской компании Форд (Ford).

Ведь таким образом решалась сразу масса насущных проблем. На внешнеэкономическом уровне появлялась возможность налаживания экономических и торговых связей, появлялась возможность заимствования успешного зарубежного опыта организации производства, современных технологий и ликвидации, накопившейся к тому времени, техническо-экономической отсталости СССР от других развитых стран. Ведь несмотря на особенности Советской - плановой и капиталистической - рыночной экономик, общим для них является индустриальный характер развития, развитие научно-технической революции.

Кроме того, необходимо было повышать уровень благосостояния Советского гражданина, одной из составляющей которого был автомобиль. Ведь, не секрет, что в то время автомобильная промышленность СССР катастрофически не справлялась с запросами страны в сфере гражданского частного транспорта.

Конечно один, даже очень большой, завод не мог решить все накопившиеся в стране проблемы. Но он был способен дать мощнейший толчок к созданию и задействованию большого количества смежных предприятий (в том числе и зарубежных), налаживанию связей между ними и развитию научно-технического прогресса в Советском Союзе.

На новом заводе планировалось выпускать три модели, в первую очередь седан, затем универсал и седан люкс. В качестве прототипа для первой модели в 1966 году Советскими специалистами был выбран итальянский Фиат-124 (Fiat-124). Вскоре после этого, данная модель была удостоена звания «Автомобиль года», что подтвердило правильность выбора.

После изучения итальянского автомобиля наши специалисты, совместно с итальянскими конструкторами, учитывая особенности эксплуатации в СССР, внесли в конструкцию, которая должна была пойти в производство в Союзе, более 1200 изменений.

Например, машине усилили кузов, увеличили дорожный просвет, требовательные к чистоте дорог задние дисковые тормоза, заменили на менее капризные и более долговечные барабанные. В двигателе изменили конструкцию распределительных валов на более современную, задняя подвеска была доработана для повышения устойчивости, передние сиденья стали раскладываться образуя ровную площадку с задними, а травмобезопасную конструкцию ручек дверей, позаимствовали у более дорогой модели Фиата.

Будущий ВАЗ-2101 назвали Фиат-124Р (от слова «Россия»). Считается, что итальянцы, также остались довольны ценным опытом испытаний своих моделей в крайне жестких условиях.

После анализа 54-х потенциально пригодных площадок, 20 июля 1966 года, ЦК КПСС и Советом Министров СССР во главе с Алексеем Николаевичем Косыгиным, принято решение строить новый автомобильный завод в городе Тольятти, что стоит на реке Волга.

Выдержка из Википедии о городе Тольятти: С 1964 года носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. В 1970-е произошел резкий прирост населения в связи со строительством АвтоВАЗа, который и сегодня является градообразующим предприятием.

15 августа 1966 года, в Москве, глава концерна Фиат Джанни Аньелли, подписывает контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым, согласно которому в городе Тольятти должен был быть построен автозавод с полным производственным циклом, полным технологическим оснащением и осуществлено обучение специалистов.

Таким образом, названному в первой половине шестидесятых двадцатого века в честь итальянского коммуниста, во второй половине того же десятилетия, бывшему городу Ставрополю, было суждено сродниться с еще одним итальянским именем, именем концерна Фиат (Fiat), которому была поручена подготовка технического проекта.

Советом министров генеральным директором будущего завода был назначен заместитель министра автомобильной промышленности Поляков В.Н., а главным конструктором - Соловьев В.С.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ было объявлено строительство Волжского автомобильного завода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи, в основном, молодых людей отправились на стройку нового автогиганта в Тольятти, а 21 января того же года, был вынут первый кубометр грунта под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

С 1969 года начали формироваться первые трудовые коллективы, состоявшие, в основном, из людей, строивших завод. Их силами на заводе продолжался монтаж производственного оборудования. Проект был настолько масштабен, а сроки строительства такими небольшими, что для производства оборудования для него были задействованы 844 предприятия в СССР, 900 предприятий в странах Соцлагеря, а так-же фирмы Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

Благодаря ударным темпам стройки, а по сути тяжелому труду Советских граждан, уже 1 марта 1970 года, на целых три года раньше запланированного срока, цех сварки выдал первые 10 кузовов будущих автомобилей, 19 апреля с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101, а уже 28 октября того же года в Москву была отправлена первая партия новеньких машин с шильдиком «Жигули», в честь гор, рядом с которыми был построен автозавод.

Благодаря тому, что завод был запущен не через 6 лет согласно проекту, а всего за 3 года, СССР сэкономил более миллиарда Советских рублей!

Немного позже, 24 марта 1971 года, государственной комиссией была принята в эксплуатацию и запущена первая очередь Волжского автозавода, рассчитанная на 220 000 автомобилей в год, 16 июля 1971 года с конвейера сходит 100-тысячный автомобиль марки ВАЗ, а еще через полгода, 10 января 1972-го, подписывается акт приемки на вторую очередь такой-же мощности, которая удваивает потенциал завода. Проектная же мощность ВАЗа составляла 660 000 автомобилей в год.

Полностью завод был принят государственной комиссией 22 декабря 1973 года с оценкой «отлично», когда был выпущен миллионный автомобиль. Развитие АвтоВАЗ шло полным ходом.

Еще в 1971 году, в самом начале работы молодого Волжского автозавода, на его базе было образовано Волжское объединение по производству легковых автомобилей – АвтоВАЗ. В его состав вошли такие поставщики комплектующих, необходимых для производства ВАЗовских малолитражек, как:

Белебеевский завод «Автонормаль»;Димитровградский автоагрегатный завод;Скопинский автоагрегатный завод.

Собственно, так началась история АвтоВАЗ. Непростая, но очень интересная, о чем мы обязательно еще расскажем.

 Читайте также:

А это тоже интересно...

auto-junior.info