Сопротивление ротора генератора ваз 2110


ВАЗ 2110 | Генератор | Лада

Рис. 9.2. Генератор: 1 — крышка подшипника; 2 — крышка щеткодержателя; 3 — щеткодержатель; 4 — конденсатор; 5 — щетка; 6, 13 — крышки; 7 — выпрямительный блок; 8 — статор; 9 — контактное кольцо; 10 — ротор; 11 — обмотка возбуждения; 12— шариковый подшипник; 14 — вентилятор; 15 — шкив

Рис. 9.3. Электрическая схема генератора: 1 — контактное кольцо; 2 — щетка; 3 — обмотка возбуждения; 4 — обмотка статора; 5 — пластина теплоотвода; 6 — диод; 7 — конденсатор

Генератор 161.3701* (рис. 9.2, 9.3) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым выпрямителем. Генератор работает совместно с регулятором напряжения.

* На части автомобилей может быть установлен генератор 191.3771.

Технические характеристики генератора

Направление вращения (со стороны шкива).....Правое

Напряжение (номинальное), В.....14

Максимальный ток, А.....65

Частота вращения вала генератора, при которой достигается напряжение на клеммах 14 В,

при температуре окружающего воздуха и генератора +25° С, мин-1

при токе, равном нулю.....950

при токе нагрузки 50 А.....2100

Число фаз статора.....3

Число витков в фазе.....54

Обмотка статора.....Провод ПЭТ-200, диаметр 1,06 мм

Катушка обмотки возбуждения.....Провод ПЭТВ-1, диаметр 0,9 мм

Количество витков в катушке.....440+10

Сопротивление обмотки возбуждения при температуре 20° С, Ом.....2,35—2,6

Тип щеток.....M1A

Нажатие пружин на щетки, Н (кгс).....1,9—2,5 (0,19—0,25)

Подшипники шариковые:

в передней крышке.....6180603К1С9Ш1

      в задней крышке.....61805021К1С9Ш1

Выпрямительный блок.....БПВ 46-60-02 или БПВ 34-60-02

Число диодов.....6

Особенности технического обслуживания генератора

Осмотр генератора начинайте со щеток щеткодержателя и контактных колец. Следует убедиться, что щетки целы, не заедают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с контактными кольцами, проверить нажатие пружин на щетки. Щетки, изношенные до 8 мм, подлежат замене.

Рис. 9.4. Проверка усилия пружин щеток

Для замера нажатия пружин на щетки удалить одну щетку, установить крышку в щеткодержатель и удерживать ее рукой. Выступающим из щеткодержателя концом щетки надавить на чашку стрелочных весов (рис. 9.4). Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, заметьте показания весов. То же повторить со второй щеткой.

Генератор продуть сжатым воздухом. Щеткодержатель щетки и незначительно загрязненные контактные кольца протереть чистой салфеткой, смоченной в бензине.

Сильно загрязненные контактные кольца с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями следует зачистить (сняв щеткодержатель) стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, вращая якорь рукой. Применять для этого наждачную шкурку запрещается. Изношенные, подгоревшие или имеющие повышенное биение кольца проточите на токарном станке.

Ремонт генератора

Для снятия генератора:

— отсоединить аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля;

- отсоединить провода от генератора;

- снять натяжную планку генератора;

- повернуть генератор в сторону блока цилиндров двигателя и снять приводной ремень;

- отвернуть болты крепления генератора и снять генератор.

Разборка. Генератор разбирать в следующем порядке:

- снять щеткодержатель со щетками;

- снять крышку подшипника;

— отвинтить стяжные винты генератора и снять заднюю крышку со статором;

- отсоединить фазные концы обмотки статора от выпрямительного блока и снять статор;

- снять с якоря шкив, вентилятор, шпонку и упорную втулку;

Рис. 9.5. Снятие передней крышки генератора

- снять с вала ротора переднюю крышку вместе с подшипником, используя резьбовые отверстия в крышке и специальное приспособление (рис. 9.5).

Проверка состояния деталей генератора

Рис. 9.6. Проверка на отсутствие замыкания катушек статора на корпус

С помощью контрольной лампы, включенной в сеть переменного тока (рис. 9.6), проверить отсутствие замыкания катушек статора на корпус. При проверке контрольной лампой соединить ее с любым выводом обмотки статора и корпусом. При этом наконечники не должны касаться корпуса. Лампа гореть не должна. Если лампа горит, это указывает на замыкание обмотки статора на корпус. В этом случае необходимо устранить повреждение или заменить статор.

Рис. 9.7. Проверка обмоток статора на обрыв цепи

Затем следует проверить исправность обмоток статора. Для этого контрольная лампа поочередно подключается к двум наконечникам выводов обмотки статора (рис. 9.7), при исправной обмотке лампа должна гореть. Если между какими-либо двумя выводами лампа не горит, это указывает на обрыв обмотки или на нарушение соединения в средней точке фаз.

Обмотки статора также следует проверить на отсутствие межвитковых замыканий. Обмотки не должны перемещаться в пазах, что может привести к перетиранию изоляции и межвитковому замыканию.

На внутреннем диаметре статора должны отсутствовать следы задевания ротора. При наличии задеваний проверить крышки и подшипники; при необходимости заменить их.

При осмотре обратить внимание на отсутствие повреждений крышек, особенно в местах расположения лап крепления.

Диаметр отверстия под подшипник в крышке со стороны контактных колец должен быть (35±0,012) мм. Если диаметр отверстия под подшипник выше указанного, то крышка подлежит замене.

Убедитесь, что подшипник в крышке со стороны шкива сидит плотно (прессовая посадка). Диаметр отверстия под подшипник должен быть 47+0,027мм.

Рис. 9.8. Проверка сопротивления обмотки возбуждения ротора

Рис. 9.9. Проверка ротора на отсутствие замыкания обмотки на корпус

Необходимо проверить с помощью омметра (рис. 9.8) сопротивление обмотки возбуждения ротора, которое должно быть 2,35—2,6 Ом при 20° С, а также на отсутствие замыканий обмотки на корпус (рис. 9.9). При наличии повреждений ротор подлежит замене.

Рис. 9.10. Зачистка контактных колец

Если при осмотре контактных колец ротора обнаружено, что они загрязнены и имеют следы подгара и неравномерного износа по ширине, кольца следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. Для зачистки колец необходимо закрепить переднюю крышку в тисках и плавно поворачивая ротор, произвести зачистку колец шкуркой, как показано на рис. 9.10.

Рис. 9.11. Проверка биения контактных колец

Если кольца имеют значительный износ и повышенное биение поверхности, их следует проточить на токарном станке. Шероховатость обработанной поверхности колец должна быть не более Ra = 0,8. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,2 мм. После проточки нужно провернть идикатором биение колец (рис. 9.11). Биение колец выше 0,08 мм приводит к их быстрому подгоранию и износу щеток.

Проверить, не заедают ли щетки в щеткодержателях, а также состояние и величину износа щеток и силу нажатия пружин щеток. При слабом нажатии щеток увеличивается искрение и кольца обгорают. Чрезмерное нажатие щеток вызывает их повышенный износ. Нажатие должно быть в пределах 1,9—2,5 Н (0,19—0,25 кг·с). Необходимо следить, чтобы щетки в щеткодержателях перемещались свободно, без заеданий и увеличенного зазора. Даже незначительное заедание щеток, которое иногда трудно определить, увеличивает искрение под щетками.

Изношенные до высоты 8 мм или поврежденные щетки следует заменить новыми типа M1А. Применять щетки другого типа нельзя. Замасленные щетки тщательно очистите и продуйте сжатым воздухом.

Рис. 9.12. Выпрямительный блок: 1 — положительная пластина теплоотвода; 2 — диод с положительной полярностью на корпусе; 3 — диод с отрицательной полярностью на корпусе; 4 — отрицательная пластина теплоотвода

Рис. 9.13. Проверка диода с помощью контрольной лампы: 1 — диод; 2 — контрольная лампа; 3 — источник постоянного тока 6—12 В

Выпрямительный блок БПВ 46-65-02 или БПВ 34-65-02 (рис. 9.12) необходимо тщательно очистить от грязи. Произвести проверку диодов контрольной лампой или омметром. При проверке следует учитывать, что в шинах запрессованы диоды различной полярности. При включении проверяемого диода по схеме А (рис. 9.13) лампа должна гореть, а при включении по схеме В гореть не должна. Если указанное условие не выполняется, выпрямительный блок подлежит замене.

Более тщательную проверку диодов следует проводить с помощью специального прибора для проверки полупроводниковых приборов. После окончания осмотра и замены дефектных деталей генератор следует собрать. Сбор генератора производится в порядке, обратном разборке. После сборки необходимо произвести контрольную проверку генератора.

Контрольная проверка производится на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, позволяющего плавно изменить частоту вращения генератора до 3000 мин-1 приборов; резистора, позволяющего создать нагрузку до 50 А в цепи генератора, батареи 6СТ-55А и резистора в цепи обмотки возбуждения на 5 А. Можно использовать контрольно-измерительный стенд Э242.

Рис. 9.14. Схема проверки генератора на стенде: 1 — тахометр; 2 — электродвигатель; 3 — генератор; 4, 8 — вольтметр; 5 — указатель тока; 6, 10 — выключатели; 7,9 — нагрузочные резисторы; 11 — аккумуляторная батарея

Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде показана на рис. 9.14. Для проверки генератора необходимо включить схему выключателем 10 и резистором 9 отрегулировать по вольтметру напряжение 14 В. Без нагрузки (выключатель 6 выключен), когда генератор холодный, вольтметр 4 должен показать 14 В при частоте вращения ротора не более 950 мин-1. Затем необходимо включить схему выключателем 6 и, увеличивая частоту вращения генератора, увеличить нагрузку. При нагрузке 50 А и напряжении 14 В (вольтметр 4) частота вращения ротора должна быть не более 2100 мин-1. Во время этих испытаний напряжение на выводе «Ш» поддерживать резистором 9 в пределах 14 В (вольтметр 8).

Установка генератора на двигатель

Для установки генератора необходимо:

- отвернуть гайки крепления кронштейнов генератора к блоку цилиндров;

- установить генератор и предварительно закрепить передний болт крепления. Перемещением переднего кронштейна добиться соосности шкива генератора со шкивами коленчатого вала и водяного насоса;

- перемещением заднего кронштейна добиться, чтобы между лапой генератора и кронштейном не было зазора;

- установить задний болт и немного затянуть его; закрепить гайки крепления кронштейнов к блоку;

- установить ремень и произвести его натяжение с помощью натяжной планки;

- произвести окончательную затяжку болтов крепления генератора.

automn.ru

ВАЗ 2110 | Генератор | Лада

Причина неисправности

Метод устранения

Сигнализатор заряда аккумуляторной батареи загорается при работающем двигателе

Плохо натянут или оборван ремень генератора

Подтяните ремень

Неисправна цепь возбуждения генератора (он выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи), поврежден регулятор напряжения (для проверки используйте два источника постоянного тока напряжением 12 и 15 В (см. Электрооборудование) или замените регулятор заведомо исправным)

Зачистите окислившиеся контакты, обожмите клеммы, замените перегоревший предохранитель №10, неисправный регулятор напряжения

Зависли или изношены щетки, окислены контактные кольца (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Выступание щеток из щеткодержателя должно быть не менее 5 мм

Зачистите контактные кольца мелкой стеклянной шкуркой, проверьте отсутствие биения. Устраните зависание щеток, при их износе замените щеткодержатель

Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец, замыкание или обрыв в обмотке

Припаяйте выводы или замените ротор генератора или генератор в сборе

Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу» (при замыкании генератор «воет»)

Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе

Короткое замыкание одного или нескольких положительных вентилей

Замените радиатор с положительными вентилями

Обрыв в одном или нескольких вентилях

Замените радиатор с положительными вентилями, перепрессуйте отрицательные вентили или замените заднюю крышку генератора

Обрыв между штекером «85» генератора и центром звезды обмоток статора (проверяется омметром)

Восстановите соединение

Неисправно реле сигнализатора заряда (см. Электрооборудование)

Замените реле

Сигнализатор заряда не загорается, но аккумуляторная батарея заряжается плохо (с трудом прокручивает двигатель при пуске). Напряжение в бортовой сети ниже 13,6 В (проверяется автотестером)

Плохо натянут ремень генератора

Подтяните ремень

Включено слишком много мощных потребителей электроэнергии, особенно при низких оборотах двигателя. Короткое замыкание в потребителях (обычно это обмотки электродвигателей)

Ограничьте использование мощных потребителей на холостом ходу, не подключайте дополнительные потребители сверх допустимой мощности генератора, проверьте обмотки электродвигателей на отсутствие короткого замыкания

Неисправны цепь возбуждения генератора, регулятор напряжения

Зачистите окислившиеся контакты, обожмите клеммы, замените неисправный регулятор напряжения

Зависли или изношены щетки, окислены контактные кольца (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Выступание щеток из щеткодержателя должно быть не менее 5 мм

Зачистите контактные кольца стеклянной шкуркой, проверьте отсутствие биения. Устраните зависание щеток, при их износе замените щеткодержатель

Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец, замыкание или обрыв в обмотке

Припаяйте выводы или замените ротор генератора или генератор в сборе

Ослабло крепление или окислены наконечники проводов на выводе «+» генератора, аккумуляторной батареи, клеммы в разветвителе (на правом брызговике в моторном отсеке)

Зачистите клеммы и наконечники, подтяните соединения

Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу» (при замыкании генератор «воет»)

Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе

Повреждены диоды выпрямительного блока

Замените диоды или выпрямительный блок

Аккумуляторная батарея перезаряжается (быстро понижается уровень электролита). Напряжение в бортовой сети автомобиля выше 14,7 В (проверяется автотестером)

Неисправен регулятор напряжения

Замените регулятор

Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу «Ш» регулятора (Г-221)

Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя

Сигнализатор заряда аккумуляторной батареи не загорается при включении зажигания

Перегорела лампа

Замените лампу

Отошли или окислились контакты держателя лампы

Зачистите, обожмите контакты

Неисправно реле сигнализатора заряда (см. Электрооборудование)

Замените реле

Короткое замыкание в одном или нескольких отрицательных вентилях

Перепрессуйте отрицательные вентили или замените заднюю крышку генератора

Замыкание обмотки статора на «массу» (генератор «воет») Обрыв цепи между штекером «87» сигнализатора заряда и блоком предохранителей

Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе Восстановите соединение

Шум генератора

Повреждены подшипники генератора (визг, вой), износ посадочного места в крышке генератора. (Шум остается при отключении проводов от генератора, но исчезает, если снять ремень)

Замените подшипники, крышку или генератор в сборе

Ротор задевает за полюсы статора

Проверьте биение вала ротора, износ подшипников и посадочных мест. Замените дефектные детали или генератор в сборе

Короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу» (генератор «воет»). Шум исчезает, если отключить провода от генератора

Замените статор или генератор в сборе

Короткое замыкание в одном из основных вентилей. Шум исчезает, если отключить провода от генератора

Замените радиатор с положительными вентилями, перепрессуйте отрицательные вентили или замените заднюю крышку генератора

automn.ru

ВАЗ 2110 | Ремонт генератора

1. Снимите генератор с автомобиля (см. подраздел 7.2.3). 2. Промаркируйте взаимное расположение крышек генератора. 3. Отожмите три защелки. 4. Снимите пластмассовый кожух. 5. Отверните два винта крепления регулятора напряжения 6. Снимите регулятор напряжения со щеткодержателем... 7. ...отсоединив провод от клеммы регулятора. 8. Отверните четыре винта крепления выпрямительного блока и винт крепления конденсатора. 9. Отогните три вывода обмотки статора так, чтобы они дали возможность снять выпрямительный блок. 10. Снимите выпрямительный блок с конденсатором. 11. Для замены конденсатора отверните гайку контактного болта, снимите шайбу и распорную втулку. Снимите с контактного болта наконечник провода конденсатора. 12. Отверните четыре стяжных винта (винты затянуты большим моментом). Под головками винтов установлены пружинные и плоские шайбы. 13. Поддев отверткой, снимите крышку генератора со стороны контактных колец. 14. Зажмите ротор генератора в тисках (не слишком сильно, так, чтобы ротор не проворачивался) и отверните гайку крепления шкива. Снимите пружинную шайбу и шкив. 15. Снимите упорную шайбу. 16. Выньте ротор из крышки со стороны привода. 17. Снимите с вала ротора дистанционное кольцо. 18. Осмотрите контактные кольца. Если на них имеются задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать. Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать. 19. Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор. 20. Проверьте контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один провод подсоедините к корпусу ротора, а второй – поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит замыкание и необходимо заменить ротор. 21. Осмотрите статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор. В противном случае заменить подшипники или крышки генератора в сборе с подшипниками. 22. Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит, есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку. 23. Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к вы воду обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна. Если лампа горит, то происходит замыкание и, следовательно, необходимо заменить статор или обмотку. 24. Осмотрите крышку генератора со стороны привода в сборе с подшипником. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, а также обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку в сборе с подшипником (подшипник в крышке завальцован). 25. Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, подшипник необходимо заменить. Для этого с помощью съемника спрессуйте подшипник с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника. 26. Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. При обнаружении трещин крышку необходимо заменить. 27. Соберите генератор в порядке, обратном снятию. При этом сориентируйте крышки генератора в соответствии с ранее сделанными метками. Пружинную шайбу шкива генератора устано вите выпуклой стороной к гайке. Затяните гайку моментом 39–62 Н·м (3,9– 6,2 кгс·м).

automn.ru

ВАЗ 2110 | Ремонт генератора

Вам потребуются: отвертки с плоским и крестообразным лезвием, ключи «на 8», «на 10», торцовые ключи «на 8», «на 24», молоток, тестер.

1. Снимите генератор с автомобиля (см. «Снятие и установка генератора»).

2. Снимите регулятор напряжения (см. «Проверка и замена регулятора напряжения со щеткодержателем»).

3. Отверните три гайки крепления выпрямительного блока и две гайки крепления дистанционных втулок клеммы «плюс» и клеммы возбуждения генератора...

4. ...затем снимите втулки.

5. Отпаяйте шесть выводов статорной обмотки...

6. ...и снимите выпрямительный блок с генератора.

Примечание

Так выглядит снятый выпрямительный блок со стороны защитного кожуха...

...а так — со стороны статора.

Так выглядит конденсатор, который является несъемным.

7. Проверьте «отрицательные» диоды, подсоединив «положительный» (красный) щуп тестера к «минусовой» пластине (шине) выпрямительного блока, а «отрицательный» (черный) щуп поочередно к трем контактным выводам диодов в трех местах (через одно) крепления обмоток статора. Если диоды исправные, тестер покажет 580–620 Ом.

8. Подсоедините «отрицательный» (черный) щуп тестера к «минусовой» пластине выпрямительного блока, а «положительный» (красный) щуп поочередно к тем же трем контактным выводам. Если диоды исправные, тестер покажет бесконечно большое сопротивление.

9. Если тестер покажет низкое или близкое к нулю сопротивление, то диод «пробит», если показание тестера будет стремиться к бесконечно большому сопротивлению независимо от цвета подсоединенных щупов, то диод «в обрыве». И в том и в другом случае выпрямительный блок подлежит замене.

10. Аналогичным образом проверьте «положительные» диоды, но только относительно «плюсовой» пластины выпрямительного блока или вывода «В+» генератора.

11. Проверьте тестером обмотки статора на отсутствие обрыва (схема со сплошными линиями) и на отсутствие замыкания на корпус стартера (схема с пунктирными линиями). При проведении измерений следите за тем, чтобы выводы обмоток не касались крышки генератора.

12. Промаркируйте взаимное расположение крышек генератора...

13. ...выверните четыре стяжных болта...

14. ...и, поддев отверткой, снимите крышку генератора со стороны контактных колец.

15. Выньте статор из крышки.

16. Осмотрите статор. На его внутренней поверхности не должно быть следов задевания якоря о статор. Если есть износ, необходимо заменить подшипники или крышки генератора.

17. Установите накидной ключ на гайку и через его отверстие вставьте шестигранный ключ в отверстие вала. Отверните накидным ключом гайку, удерживая вал от проворачивания.

18. Снимите пружинную шайбу и шкив с вала ротора.

19. Извлеките вал ротора из подшипника. При необходимости навинтите на вал ротора гайку крепления шкива и через деревянную проставку легкими ударами молотка выпрессуйте вал ротора из подшипника.

20. Осмотрите крышку со стороны привода (в сборе с подшипником генератора).

21. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть потеки смазки, замените подшипник, а если обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку генератора.

22. Для замены подшипника или крышки выверните четыре винта крепления упорной шайбы подшипника...

23. ...и снимите шайбу.

24. С помощью алюминиевой проставки легкими ударами молотка выпрессуйте подшипник из крышки генератора.

25. Запрессуйте новый подшипник в крышку, используя торцовую головку подходящего диаметра.

26. Осмотрите контактные кольца. Если на них есть задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и другие дефекты, кольца необходимо прошлифовать. Если повреждения колец нельзя удалить шкуркой, проточите кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифуйте.

27. Проверьте тестером сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам. Если тестер будут показывать бесконечность, значит, в обмотке ротора обрыв и его необходимо заменить.

28. Проверьте отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус, подсоединив выводы тестера к любому контактному кольцу и корпусу ротора. Тестер должен показывать бесконечность.

29. Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть потеки смазки, подшипник необходимо заменить.

30. Для этого съемником спрессуйте подшипник с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.

31. Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. При обнаружении трещин крышку необходимо заменить.

Полезный совет

Заменяйте все детали в специализированных мастерских или у официального дилера, поскольку стоимость запасных частей довольно высока, а замена деталей трудоемка, с применением профессионального инструмента. К тому же в этих случаях требуется квалифицированная диагностика. После проведения ремонта генератор необходимо протестировать на диагностическом стенде. Такой стенд имитирует реальную работу генератора с варьируемыми нагрузками, в то же время ведется непрерывный контроль за напряжением и током зарядки. На основании полученных результатов проверки исполнитель предоставляет гарантию как на запасные части, приобретенные и установленные им, так и на выполненные ремонтные и диагностические работы.

32. Соберите генератор в порядке, обратном разборке, сориентировав крышки генератора и корпус статора по раннее сделанным меткам.

automn.ru

ВАЗ 2110 | Диагностика неисправностей генератора

Причина неисправности

Метод устранения

Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи загорается при работающем двигателе

ґПлохо натянут или оборван ремень насоса охлаждающей жидкости

Подтяните или замените ремень

ґПоврежден регулятор напряжения. Для проверки используйте два источника постоянного тока напряжением 12 и 15 В (см. Электрооборудование) или замените регулятор заведомо исправным

Замените неисправный регулятор

ґНеисправна цепь комбинация приборов – вывод 61 генератора

Проверьте провод КБ от комбинации приборов до вывода 61 генератора. Зачистите окислившиеся контакты, обожмите клеммы

ґЗависли или изношены щетки, окислены контактные кольца ротора, нет контакта между выводами щеток и регулятором напряжения (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Обмотка возбуждения ротора не повреждена – сопротивление между контактными кольцами около 4 Ом (замеряется после отсоединения регулятора)

Зачистите контактные кольца стеклянной шкуркой, проверьте отсутствие биения. Устраните зависание щеток, при их износе замените регулятор напряжения

ґОтпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец, замыкание или обрыв в обмотке (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Сопротивление между контактными кольцами менее 3 Ом или бесконечность (замеряется после отсоединения регулятора)

Замените ротор генератора или генератор в сборе

ґОбрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на массу (при замыкании генератор воет)

Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе

ґПовреждение основных вентилей выпрямительного блока

Замените выпрямительный блок

ґПовреждение дополнительных вентилей выпрямительного блока (питающих обмотку возбуждения), при этом генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи. Вентили проверяются омметром после разборки генератора

Замените выпрямительный блок

Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи не загорается, но аккумуляторная батарея заряжается плохо (с трудом прокручивает двигатель при пуске). Напряжение в бортовой сети ниже 13,6 В

ґПлохо натянут ремень насоса охлаждающей жидкости

Подтяните или замените ремень

ґВключено слишком много мощных потребителей электроэнергии, особенно при низких оборотах двигателя. Короткое замыкание в потребителях (обычно это обмотки электродвигателей)

Ограничьте использование мощных потребителей на холостом ходу, не подключайте дополнительные потребители сверх допустимой мощности генератора, проверьте обмотки электродвигателей на отсутствие короткого замыкания

ґОслабло крепление или окислены наконечники проводов на выводе плюс генератора или аккумуляторной батареи

Зачистите клеммы и наконечники, подтяните соединения

Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи мигает при работе двигателя. Аккумуляторная батарея перезаряжается (быстро понижается уровень электролита). Напряжение в бортовой сети автомобиля выше 14,7 В (часто перегорают лампы)

ґНеисправен регулятор напряжения

Замените регулятор

ґПлохой контакт между массой автомобиля и массой регулятора напряжения

Зачистите окисленные поверхности, подтяните крепления

Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи не загорается при включении зажигания

ґПерегорела лампа

Замените лампу

ґПерегорел предохранитель 2

Замените предохранитель, устраните причину его перегорания (проверьте защищаемые цепи омметром)

ґОбрыв в цепи питания комбинации приборов

Проверьте работу выключателя зажигания, реле зажигания, провод Г от выключателя зажигания до реле зажигания, провод ГЧ от реле зажигания до блока предохранителей, провод О от блока предохранителей до комбинации приборов и провод Ч, соединяющий последнюю с массой. Зачистите контактные поверхности, обожмите клеммы. Замените неисправное реле, выключатель зажигания (или его контактную часть)

Шум генератора

ґПовреждены подшипники генератора (визг, вой), износ посадочного места в крышке генератора. (Шум остается при отключении проводов от генератора, но исчезает, если снять ремень)

Замените подшипники или генератор в сборе

ґРотор задевает за статор

Проверьте биение вала ротора, износ подшипников и посадочных мест. Замените дефектные детали или генератор в сборе

ґОслабло крепление шкива генератора

Подтяните гайку крепления

ґКороткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на массу (генератор воет). Шум исчезает, если отключить провода от генератора

Замените статор или генератор в сборе

ґКороткое замыкание в одном из основных вентилей. Шум исчезает, если отключить провода от генератора

Замените выпрямительный блок

ґСкрип щеток

Слегка зачистите контактные кольца стеклянной шкуркой, протрите тряпочкой, смоченной в бензине, проверьте отсутствие биения.

automn.ru

ВАЗ 2110 | Генератор | Лада

Генератор

Меры предосторожности при работе на системе зарядки

Прежде чем производить какие-либо работы на системе зарядки, следует ознакомиться со следующими мерами безопасности:

  1. Никогда не отключайте батарею или регулятор напряжения, когда двигатель и генератор работают.
  2. Никогда не замыкайте клемму возбуждения генератор или закрепленный на ней кабель на массу.
  3. Никогда не путайте провода регулятора напряжения.
  4. Никогда не включайте регулятор напряжения, если он соединен с массой (мгновенное повреждение).
  5. Никогда не снимайте генератор, если батарея не отключена от контура.
  6. При установке батареи следите, чтобы минусовая клемма подключалась к массе.
  7. Никогда не используйте индикатор напряжения, который подключен непосредственно в бытовую сеть (110 или 220 В). Используйте только индикатор на 12 В.
  8. Если батарея заряжается в установленном состоянии зарядным устройством, оба кабеля батареи должны быть отключены. Положительную клемму зарядного устройства соедините с положительной клеммой батареи, а отрицательную клемму зарядного устройства с отрицательной клеммой батареи.
  9. Неправильное подключение проводов приводит к разрушению выпрямителя и регулятора напряжения.

Проверка установленного генератора

При нормальном движении лампа контроля заряда должна погаснуть. В противном случае, неисправность заключается в генераторе или регуляторе напряжения. Во-первых проверьте электрические соединения генератора.

Проверьте, правильно ли натянут приводной ремень. Дальнейшая проверка может быть проведена только на снятом генераторе.

Снятие и установка

  1. Отключите кабель массы батареи.
  2. С обратной стороны генератора отключите штекер кабеля. Отсоедините провод от отдельной клеммы.
  3. Ослабьте натяжитель приводного ремня, как было описано в Главе Текущий уход и обслуживание и ослабьте оба болта крепления генератора.
  4. Нажмите генератор вовнутрь и снимите ремень.
  5. Выньте болт крепления генератора на нижней стороне и выньте генератор. Установка генератора осуществляется в обратной последовательности. Вложите ремень в бороздки ременного шкива и отожмите генератор в подвеске наружу. Удерживая генератор в этом положении, затяните болт натяжной скобы.
  6. Проверьте натяжение ремня и при необходимости отрегулируйте, как описано в соответствующей главе.

Ремонт генератора

Генератор и соединенный с ним регулятор не стоит регулировать или ремонтировать, если отсутствует необходимый опыт работы. Не заряжающий батарею генератор можно обменять на новый, сдав при этом старый. Небольшой ремонт, например, замену щеток, можно произвести в мастерской. Подшипники генератора имеют долговременную смазку и не требуют технического обслуживания. Содержите поверхность генератора в чистоте и не допускайте попадания на нее воды или других растворителей. Щетки генератора скользят по гладким контактным кольцам и поэтому имеют очень большой срок службы. Для проверки щеток требуется снятие генератора. Если Вы разбираетесь в генераторах, разборка описана далее.

Разборка

Производите следующие работы, руководствуясь иллюстрацией ниже. На иллюстрации показан генератор Bosch, который устанавливается на автомобилях с двигателем 2.0 л. На карбюраторном двигателе устанавливается генератор Magnetti-Marelli. Основное отличие заключается в отсутствии пластины крепления, так как подшипник запрессован непосредственно в подшипниковый щит. Это следует учесть в следующем описании.

Монтажная схема генератора Bosch

  1. Отвинтите гайку от вала якоря и снимите с вала ременный шкив, а также вентилятор и дистанционную шайбу (если имеется). Вал при ослаблении можно удерживать старым клиновым ремнем, наложенным на ременный шкив, и зажатым в тисках. Для снятия ременного шкива можно использовать двух- или трехзахватный съемник. Следует помнить, что ременный шкив определен для данного двигателя.
  2. Удалите из вала сегментную шпонку.
  3. Отвинтите и выньте регулятор вместе с щеткодержателем.
  4. Пометьте щит приводного подшипника и корпус на противоположных местах и выверните из корпуса оба стяжных болта. Отделите заднюю крышку подшипника от передней. Для этого можно слегка постучать по передней крышке полимерным молотком.
  5. Установите щит подшипника и якорь под пресс и снимите якорь трехзахватным съемником. При выпрессовке болты пластины крепления могут вырваться. Поэтому обязательно следите, чтобы три захвата съемника были установлены под опорную пластину крепления, а не только под щит подшипника. Если нужно снять подшипник из щита, ослабьте болты на внутренней стороне и выпрессуйте подшипник.
  6. Отожмите подшипник от конца контактных колец якоря. Если использовать для этого съемник, его следует устанавливать под внутреннюю обойму подшипника.
  7. Отпаяйте плату диодов от статора. Для этого возьмите провода в местах пайки между статором и паяльником щипцами, которые будут служит для отвода тепла. Диоды не должны перегреваться.
  8. Диоды выпрямителя должны сниматься, если имеются соответствующие приспособления и надлежащий опыт.
  9. Если имеется опыт, проверьте детали следующим образом.

Проверка щеток и щеткодержателя

  1. Проверьте надежность контакта щеток с контактными кольцами.
  2. Проверьте подвижность щеток в щеткодержателях, при необходимости очистите щеткодержатели средством "Tri".
  3. Если выступающая часть щетки изношена до граничной линии, необходимо впаять новые щетки. На генераторе Bosch выступающая длина должна составлять 10 мм; на генераторе Magnetti-Marelli 5 мм. Для измерения используйте линейку.

Проверка якоря

Если контактные кольца загрязнены или засалены, их следует протереть тряпкой смоченной в средстве "Tri". Имеющиеся бороздки можно отполировать очень мелкой наждачной бумагой.

  1. Для проверки изоляции приложите щупы омметра к сердечнику якоря и контактным кольцам. Если показание не равно бесконечности, якорь должен быть заменен. Прикладывайте щупы к якорю, как показано на иллюстрации ниже.
Способ подключения при проверке обмотки якоря на замыкание на массу. Один щуп омметра (1) приложить к контактному кольцу, другой щуп (2) к железному сердечнику. Таким же образом проверить другое контактное кольцо.
  1. Чтобы проверить обмотку якоря на прохождение тока, приложите оба щупа к контактным кольцам. Прибор должен показывать какое-то сопротивление. Если омметр показывает бесконечность, значит имеется обрыв, если наоборот, значит, короткое замыкание. Омметр подключается, как показано на иллюстрации ниже. При обеих неисправностях якорь следует заменить, однако лучше установите новый генератор, так как ремонт в конце концов обойдется дороже.
Проверка якоря на прохождение тока. Оба щупа омметра подключить к обоим контактным кольцам.

Проверка статора

При коротком замыкании причину можно обнаружить по сильному нагреванию поврежденного места. Иначе следует подключить один щуп омметра к сердечнику статора, а другой щуп поочередно к трем проводам статора, как показано на иллюстрации ниже.

Проверка статора на замыкание на массу. По порядку прикладывать омметр (1) между тремя проводами (2) и сердечником статора (3).

Прибор должен показывать бесконечность. Для проверки статора на прохождение тока, соедините по порядку три кабеля статора друг с другом попарно. Если прибор ничего не показывает, ток не протекает. При этом прикладывайте щупы, как показано на иллюстрации ниже.

Проверка статора на прохождение тока. Соединить омметр (1) по порядку с тремя кабелями (2). При этом проверяются вместе каждые два кабеля.

Проверка диодов

Точная проверка диодов на напряжение пропускания и определение запорного тока возможно только с помощью специального прибора, и эта проверка должна выполняться в мастерской. Быструю проверку можно провести, подсоединив по порядку оснащенный источником тока омметр между каждым диодом и платой диодов. Следите за показаниями. Они должны быть или маленькими, или большими. Поменяйте полярность омметра. Бывшие маленькими сопротивления должны стать большими, высокие сопротивления должны стать маленькими.

Сборка

На иллюстрации показана монтажная схема генератора, ею следует руководствоваться при сборке.

  1. Соберите щит приводного подшипника. Для этого запрессуйте подшипник стороной с микронасечкой к ротору. На генераторе Bosch под него должна быть установлена шайба. Наложите пластину крепления и закрепите болтами (только Bosch).
  2. Установите якорь в щит подшипника. При этом хорошо расположите щит и запрессуйте якорь.
  3. Если было нужно отпаивать провода, их следует припаять на место. При этом используйте пинцет для отвода тепла, чтобы диоды не перегревались.
  4. Проверьте внутреннюю сторону статора и отвести в сторону все плохо проложенные провода, чтобы они не касались якоря.
  5. Вставьте через отверстие в крышке подшипника щеток маленькую проволочку, чтобы приподнять щетки от колец, когда устанавливается крышка. Наденьте щит подшипника контактных колец на статор и щит приводного подшипника, при этом обязательно нужно проверить, чтобы щетки были приподняты над кольцами вставленной проволокой (см. иллюстрацию ниже). Так как положение щеток видно плохо, для этой работы нужно запастись терпением. Когда щит подшипника контактных колец сядет, выньте проволочку. Привинтите щит подшипника контактных колец.
Вставить кусок проволоки в генератор, чтобы приподнять щетки перед установкой крышки.
  1. Наденьте дистанционное кольцо и вентилятор (Magnetti-Marelli) на вал якоря и наденьте ременный шкив. Затяните гайку с усилием 45 - 55 Н•м на генераторе Bosch или с усилием 70 - 90 Н•м на Magnetti-Marelli. Для этого ременный шкив можно зажать в тисках с губками из мягкого металла.

Стартер

На моделях Primera установлен стартер с принудительным включением шестерни, который соответствует мощности двигателя. Стартер двигателя 1.6 л имеет непосредственный привод, т. е. мощность стартер переносится непосредственно на шестерню стартера. Автомобили с двигателем 2.0 л имеют стартер, на котором установлена понижающая передача для усиления пускового момента при том же размере стартера. Этот стартер производится также фирмой Magnetti-Marelli.

Снятие и установка стартера

Точная проверка стартера должна производиться на стенде в электротехнической мастерской. Для этого следует снять стартер:

  1. Отключите кабель массы батареи.
  2. Поднимите переднюю часть автомобиля.
  3. Отключите электрические соединения с обратной стороны стартера.
  4. Ослабьте болты крепления на корпусе маховика или преобразователя крутящего момента и выньте стартер.
  5. Установка осуществляется в обратной последовательности. Следите за правильностью подключения кабелей.

Разборка и сборка стартера

На иллюстрации ниже показана монтажная схема стартера с понижающей передачей.

Монтажная схема передней части стартера с понижающей передачей

На иллюстрации ниже показаны установленные с обратной стороны стартера детали вместе с якорем. Стартер с прямым приводом имеет обычную конструкцию, и его разборка не составляет труда.

Элементы на обратной стороне стартера

  1. Ослабьте болты с передней стороны тягового реле и отсоедините рычаг включения, чтобы снять реле.
  2. Ослабьте болты и гайки с обратной стороны стартера и снимите крышку со стороны коллектора. Снимите корпус стартера с якоря и переднего щита подшипника.
  3. Выньте щетки из держателей и снимите остальные детали с обратной стороны стартера. Запомните точное расположение отдельных элементов (иллюстрация).
  4. Снимите остальные детали, руководствуясь иллюстрацией.
  5. Щетки припаяны к полюсным катушкам и могут заменяться только заменой всего корпуса полюсных катушек.

Проверка деталей стартера

Щетки

Щетки должны иметь длину 5 мм (с понижающей передачей) или 3.5 мм (с прямым приводом). Для измерения щеток можно использовать штангенциркуль.

  1. Проверьте, чтобы щетки легко двигались в направляющих. Если требуется, протрите бока щеток смоченной в бензине тряпкой или обработайте напильником. Если требуется - замените щетки.
  2. Проверьте натяжение пружин щеток динамометром, который устанавливается под прямым углом к пружине. Результат должен соответствовать значению в Спецификациях в начале Главы.

Коллектор

Хороший коллектор должен иметь гладкую поверхность без раковин и обгоревших мест.

  1. Протрите коллектор смоченной бензином тряпкой, одновременно проворачивая стартер. Если требуется, его можно обработать наждачной бумагой (с зерном 500 - 600), как показано на иллюстрации ниже. Чтобы обработать сильно изношенный коллектор, его можно проточить.
Очистить коллектор полоской наждачной бумаги (1). Зажимать якорь в различных положениях в тисках, чтобы очистить по всей окружности.
  1. Предварительно следует измерить диаметр коллектора штангенциркулем. Если измеренный (см. иллюстрацию ниже) диаметр уже приближается к минимально допустимому значению 28.8 мм, коллектор следует заменить. Якорь для проточки зажимается на токарном станке, и при вращении с большими оборотами снимается слой металла. Снимайте только нужное количество материала.
Измерение диаметра коллектора (1) с помощью штангенциркуля (2).
  1. В заключение пропилите щели между сегментами коллектора на глубину 0.5 - 0.8 мм. Ножовочное полотно должно вставляться в щели горизонтально, чтобы прорезать по всех длине, т. е. не перекашивайте полотно. Затем отполируйте коллектор мелкой наждачкой, чтобы появился блеск. Наиболее частые неисправности в коллекторе обусловлены коротким замыканием в якоре (обгоревшие витки коллектора), в противном случае он должен работать долго.

Полюсные катушки

  1. Лучше всего проверьте полюсные катушки омметром, который включается между положительным контактом полюсной катушки и корпусом стартера, как показано на иллюстрации ниже. На иллюстрации показан омметром с внутренним источником тока. Омметр другой конструкции следует сначала соединить с батареей. При этой проверке проверяется, не замыкаются ли полюсные катушки на массу. Если омметр показывает какое либо значение, корпус стартера с полюсными катушками должен быть заменен.
Проверка изоляции между корпусом стартера (1) и положительной клеммой полюсной катушки (3). Использовать для проверки омметр (2).
  1. При следующей проверке омметр подключается между двумя контактами щеток, как показано на иллюстрации ниже. При этой проверке контролируется, протекает ли ток между щеток. Если показаний нет, корпус стартера следует заменить.

Проверка прохождения тока между положительной клеммой полюсной катушки и положительной щеткой

1 — положительная щетка 2 — омметр 3 — положительная щетка 4 — положительная клемма

Якорь

Для проверки обмотки якоря требуется специальный прибор, так называемый зуммер. Если этого прибора нет, можно проверить старый якорь, временно заменив его на новый. Никогда не пытайтесь отрихтовать погнутый якорь или обработать его, т. е. обточите или снимите заусеницы.

Подшипники

Сильно разбитые подшипники, имеющие боковой люфт, должны быть заменены. Для этого лучше всего измерить внешний диаметр вала якоря и внутренний диаметр отверстия подшипника. Если разница между двумя размерами превышает 0.2 мм, выпрессуйте старую втулку, положите новую втулку на 30 минут в чистое двигательное масло и запрессуйте в подшипниковый щит. Затем обточите втулку, пока вал не будет иметь зазор 0.03 - 0.10 мм.

Привод стартера

Проверьте, чтобы зубцы шестерни стартера были в хорошем состоянии. Шестерня должна легко сдвигаться на зубчатом соединении вала якоря. Свободный ход должен быть только в одну сторону, в другую сторону шестерня должна блокироваться. Если требуется, замените весь привод. В этом случае также проверьте зубчатый венец стартера на наличие повреждений.

Тяговое реле

Тяговое реле ремонту не подлежит. Для проверки катушек тягового реле следует подключить 2-х вольтовую батарею к клеммам "S" и "М" на реле. Толкатель реле должен двигаться. Повторите ту же проверку, но на этот раз подключите батарею к клемме "М" и корпусу. Толкатель должен прийти в движение и при подключении провода к клемме "М" удерживаться. На иллюстрации 7. m показано, где на реле находятся клеммы.

Сборка стартера

Сборка стартера осуществляется в обратной разборке последовательности.

  1. Слегка смажьте зубчатое зацепление вала якоря и подшипника рычага включения смазкой.
  2. Слегка смажьте маслом подшипник и шестерню.
  3. После сборки зажмите стартер в тисках и подключите к клеммам тягового реле "S" и "М" 12-вольтовую батарею, как показано на иллюстрации ниже.

Способ подключения батареи для проверки расстояния шестерни. Измерить зазор между стрелками

1 — батарея 2 — подключенный выключатель 3 — упорное кольцо шестерни
  1. Шестерня стартера при подаче тока выскакивает вперед на упорное кольцо (3), однако между шестерней и упорным кольцом должен быть зазор. Измерьте этот зазор плоским щупом или штангенциркулем. Если находящийся между стрелками зазор больше 3 мм, что-то в стартере установлено не так.

automn.ru

ВАЗ 2110 | Генератор | Лада

На автомобиле могут быть установлены генераторы двух типов:

Рис. 7.13. Генеpатоp Г250П2: 1 – щеткодеpжатель; 2 – кpышка подшипника; 3 – задний подшипник;

4 – блок выпpямителей; 5 – задняя кpышка; 6 – задний магнит; 7 – статоp; 8 – пеpедняя кpышка; 9 – вентилятоp; 10 – пеpедний подшипник; 11 – шкив; 12 – гайка; 13 – сегментная шпонка; 14 – pаспоpная втулка

Рис. 7.14. Электpическая схема генеpатоpа Г250П2: 1 – щетка; 2 – контактное кольцо; 3 – обмотка возбуждения; 4 – выпpямитель; 5 – теплоотвод; 6 – обмотка статоpа

– Г250П2 (рис. 7.13) – переменного тока с встроенным выпрямительным блоком ВБГ– 1 (или ПБВ–4–45), работающий совместно с регулятором напряжения. Электрическая схема генератора показана на рис. 7.14.

Рис. 7.15. Электрическая схема генераторов 665.3701–01, 161.3771: 1 – щетка; 2 – контактное кольцо; 3 – обмотка возбуждения; 4 – обмотка статора; 5 – выпрямитель; 6 – помехоподавительный конденсатор. (* Для генератора 161.3771)

– 665.3701–01 или 161.3771 – переменного тока со встроенными интегральными регуляторами напряжения. Электрическая схема генераторов показана на рис. 7.15.

Генератор крепится на кронштейне к блоку двигателя с правой стороны. Генератор приводится во вращение с помощью клиновидного ремня от шкива коленчатого вала.

Технические данные генератора Г250П2

Направление вращения(со стороны привода).....правое

Напряжение (номинальное), В.....14

Номинальный ток, А.....28

Максимальный ток, А ..... 40±5

Частота вращения вала генератора, при которой достигается напряжение на клеммах 12,5 В при температуре окружающего воздуха и генератора 20°С, мин-1:

    при токе, равном нулю.....900

    при токе нагрузки 28 А.....2100

Число фаз статора (соединены звездой).....3

Число катушек в фазе.....6

Число катушек статора.....18

Число витков в катушке статора.....13

Обмотка статора.....провод ПЭВ–2, Ж 1,35–1,46 мм

Катушка обмотки возбуждения.....провод ПЭВ, Ж 0,74–0,83 мм

Число витков в катушке..... 490±10

Сопротивление обмотки возбуждения при 20 °С, Ом.....3,7±0,2

Ток обмотки возбуждения, А, не более.....3,05±0,2

Тип щеток.....M1

Усилие нажатия пружин на щетки, гс.....180–260

Шариковые подшипники:

    в передней крышке.....180603–КС9'

    в задней крышке.....180502–КС9Ш

Число диодов выпрямительного блока.....6

Допустимый ток на каждый диод, А.....10

Допустимое падение напряжения при токе 10 А, В, не более.....1

Технические данные генераторов 665.3701–01, 161.3771

Направление вращения (со стороны привода).....правое

Напряжение (номинальное), В.....14

Максимальный ток, А, не менее.....55 (57)

Регулируемое напряжение при температуре окружающей среды 25±10°С, частоте вращения ротора 3500 мин-1 и токе нагрузки 20А при работе с включенной батареей, В:

    для исполнения «У–ХЛ».....13,9–14,6

    для исполнения Т.....13,4–14,1

Регулируемое напряжение при температуре окружающей среды от –25°С до +70°С при изменении тока от 5А

до 40А и частоты вращения ротора от 3000 мин-1 до 8000 мин-1, В:

    для исполнения «У–ХЛ».....13,6–14,8

    для исполнения Т.....12,9–14,8

Осмотр генератора начинайте со щеток, щеткодержателя и контактных колец. Убедитесь, что щетки целы, не заедают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с контактными кольцами; проверьте натяжение пружин щеток. Щетки, изношенные до высоты 8 мм (для щеток генератора 665.3701–01 – 5 мм), замените.

Рис. 7.16. Проверка усилия прижатия щеток

Измерьте динамометром усилие прижатия щеток (рис. 7.16) к контактным кольцам. Для замера усилия снимите щеткодержатель, удалите одну щетку, установите крышку на щеткодержатель, удерживая ее рукой. Затем выступающим из щеткодержателя концом щетки надавите на чашку стрелочных весов. Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, замерьте показание весов. Усилие нажатия пружин на щетки должно быть 180–260 гс.

Генератор продуйте воздухом. Щеткодержатель, щетки и незначительно загрязненные контактные кольца протрите чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Сильно загрязненные контактные кольца с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачистите (сняв щеткодержатель) стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, проворачивая ротор от руки. Не применяйте для этого шлифовальную шкурку. Изношенные, подгоревшие или имеющие повышенное биение контактные кольца генератора проточите на токарном станке и тщательно зачистите.

Периодически снимайте генератор с автомобиля для разборки и очистки его от грязи и пыли. Тщательно осматривайте все детали. Проверяйте усилие прижатия щеток. Щетки не должны заедать в щеткодержателях. Изношенные подшипники заменяйте. Собранный генератор проверяйте, как указано в главе «Контрольная проверка генератора».

Предупреждения

1. «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» - подключается к зажиму «плюс» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора и они выйдут из строя.

2. Не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима «плюс» проводами потребителей (особенно с отсоединенной аккумуляторной батареей). Это вызывает опасное повышение напряжения, что влечет за собой повреждение диодов и регулятора напряжения.

3. Не следует проверять работоспособность генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «плюс» генератора с «массой». При этом через диоды проходит значительный ток и они повреждаются.

Проверить генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

Регулятор напряжения 2702.3702

Рис. 7.17. Регулятоp напpяжения: 1 – ручка переключателя диапазонов настройки; 2 – вывод «Ш»; 3 – вывод «+»

Генератор Г250П2 работает совместно с бесконтактным транзисторным регулятором напряжения 2702.3702 (рис. 7.17), который имеет три диапазона настройки регулируемого напряжения. Изменение диапазонов регулируемого напряжения осуществляется переключателем, расположенным на верхней части корпуса регулятора. Положение рычажка переключателя соответствует диапазонам напряжения: «макс» (максимальное), «мин» (минимальное), «ср» (среднее). С завода регулятор выпускается со средним диапазоном настройки.

  Техническая характеристика регулятора напряжения

Напряжение, поддерживаемое регулятором при температуре окружающей среды плюс 20 °С, В:

в положении переключателя «мин».....13,6±0,35

в положении переключателя «ср».....14,2±0,35

в положении переключателя «макс».....14,7±0,35

Частота вращения ротора генератора, при которой проверяется регулируемое напряжение, мин-1.....3500

Ток нагрузки, при котором проверяется регулируемое напряжение, А.....14

Техническое обслуживание регулятора напряжения заключается в периодической проверке его параметров. Проверку можно производить непосредственно на автомобиле или на стенде.

Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 20–30 В и ценой деления 0,1– 0,2 В. Этот вольтметр включайте между «массой» и выводом «+» генератора. Зафиксируйте регулируемое напряжение по показанию вольтметра для трех положений переключателя.

Если показания вольтметра выходят за пределы технических данных, то замените регулятор напряжения.

Для нормальной работы генератора совместно с регулятором напряжения важное значение имеет состояние электропроводки между генератором, регулятором напряжения и аккумуляторной батареей, а также надежность их соединения с «массой».

На величину регулируемого напряжения влияет состояние контактов выключателя зажигания. Если контакты подгорели, то регулируемое напряжение будет подниматься. Падение напряжения на выводах выключателя зажигания должно быть не более 0,15 В при токе 12 А. Прежде чем искать неисправности в работе генератора или регулятора напряжения, тщательно проверьте состояние электропроводки, правильность схемы соединения проводов и надежность выключателя (замка) зажигания и стартера. Неисправности, обнаруженные при проверке (обрывы проводов, нарушение изоляции, короткое замыкание, загрязнение наконечников и т. д.), должны быть устранены. Выключатель (замок) зажигания и стартера с большим сопротивлением замените.

При выходе из строя регулятора напряжения в пути следует:

– отсоединить провод от вывода «Ш» регулятора напряжения, не допуская замыкания его на «массу»;

– через каждые 150–200 км пробега производить подзарядку аккумуляторной батареи, для чего к отсоединенному проводу подключать на 30– 40 мин электрическую лампу 5–21 Вт (лампу габаритного огня, лампу сигнала торможения).

По вольтметру при работающем двигателе следите за напряжением в электросети автомобиля (стрелка прибора не должна переходить в красную зону в конце шкалы).

automn.ru