Срок службы лямбда зонда


Причины преждевременного выхода из строя лямбда зондов и способы их устранения.

Срок службы лямбда зондов при нормальных условиях эксплуатации составляет от 50 до 250 тысяч км пробега в зависимости от типа датчика.

Ниже перечислены наиболее распространённые причины их преждевременного выхода из строя.

Если выявлена ошибка в работе лямбда зонда, то необходимо провести его полный внешний осмотр и проверить его работу:

1. Проверьте целостность электроразъёма и проводов датчика.2. Внимательно осмотрите сам датчик на наличие вмятин, трещин и прочих механических повреждений.3. Проверьте чистоту контактной группы электроразъёма, а также отсутствие на ней следов коррозии.

Типовые неисправности лямбда зондов, их причины и способы устранения

← Если двигатель работает нормально и топливо сгорает полностью, то на рабочем наконечнике датчика отсутствует налёт, а его поверхность имеет тусклый матовый тёмно-серый цвет.

 

 

Отравление чувствительного элемента датчика.

Если же вы наблюдаете на наконечнике датчика нижеуказанные изменения, значит, следует обратить внимание на необходимость проведения дополнительных ремонтных работ.

 

← Отравление антифризом. В случае загрязнения антифризом на наконечнике появляются зернистые отложения серого или зеленоватого цвета с белыми потёками:→ Проверьте систему охлаждения двигателя и особенно прокладку головки цилиндров на протечки и провести ремонт. Лямбда зонд заменить.

 

← Отравление маслом. В случае избыточного потребления двигателем масла на наконечнике появляются отложения серого или черного цвета:→ Проверьте двигатель на износ или утечку масла и произвести ремонт. Датчик заменить.

 

 

 ← Отравление сажей. В случае неправильной работы система зажигания и/или топливной системы на датчике появляется сажа темно коричневого или черного цвета.→ Проверьте топливную систему, измерьте токсичность выхлопных газов. Датчик придётся заменить.

 

← Отравление этилированным бензином. Одна-две заправки этилированным бензином приводят к появлению на датчике блестящих отложений тёмно серого цвета.→ Заменить этилированный бензин на неэтилированный и заменить датчик.

 

← Отравление топливными присадками. Частое использование различных топливных присадок или недавно проведённый ремонт двигателя с использованием силиконовых герметиков приводит к образованию на датчике красных или белых отложений.→ Прочистить топливную систему и двигатель. Заменить датчик.

 

 

Перегорание нагревательного элемента.

Если наконечник датчика выглядит вполне здоровым , его провода и электроразъём в порядке, то выход датчика из строя наступил в результате перегорания нагревательного элемента. Нагревательный элемент мог перегореть по следующим причинам:

1. Температурный шок в результате попадания воды на датчик из-за форсирования глубоких луж или мытья подкапотного пространства.2. Неисправная электропроводка.3. Проблемы с катализатором.

→Внимание! В случае перегорания нагревательного элемента, следует проверить катализатор, поскольку при сохранении проблем с катализатором новый лямбда зонд снова выйдет из строя в течение недолгого времени.

Коррозия контактной группы электроразъёма.

• Попадание воды внутрь электроразъёма (на контактную группу) из-за форсирования глубоких луж или мытья подкапотного пространства.→Старайтесь проезжать лужи в спокойном режиме, без брызг, особенно, если автомобиль имеет обычный дорожный просвет.

Механические повреждения датчика, кабеля датчика, электроразъёма.

• «Кривые» руки автомехаников, производящих демонтаж/монтаж датчика при проведении других работ или деталей, расположенных вблизи датчика. Повреждения происходят в результате падения датчика на твёрдую поверхность, падения чего-то твёрдого и тяжёлого (ключ, головка, деталь, болт и т.п.) на датчик или электроразъём.→ Тут уж вряд ли чем поможешь, но будьте бдительны!

• Неправильная укладка кабеля лямбда зонда после обратного монтажа. В результате этого происходит оплавление изоляции кабеля из-за его соприкосновения с горячими частями двигателя, либо, в случае со вторым датчиком, его обрыв при движении.→ Проверяйте правильность укладки проводов после установки датчика.

lambdazond.ru

зачем нужен, признаки и причины неисправности

Назначение лямбда-зонда (датчика кислорода) — передача информации о составе рабочей смеси с выпускного коллектора в ЭБУ. Качество сгорания топливно-воздушной смеси (ТВС) напрямую влияет на работу двигателя.

Корректная работа датчика кислорода помогает:

  • Повысить производительность мотора благодаря определению близкого к идеалу пропорции впрыскиваемого топлива и воздуха.
  • Уменьшить выработку вредных газов (CO, CH, NOx), выбрасываемых в атмосферу и наладить экономичную работу автомобиля за счет правильно подобранного состава рабочей смеси.

На современные автомобили с инжекторным двигателем ставят один или несколько катализаторов и два и более датчика кислорода. Где стоит лямбда-зонд? Зависит от вида авто. Распространены системы с двумя устройствами, которые расположены до и после катализатора. Таким образом определяется избыток кислорода в смеси до попадания газов в устройство. В автомобилях с одним зондом — установлен спереди, на выпускном коллекторе.

Как работает датчик кислорода

ЭБУ отмеряет количество подаваемого топлива с помощью форсунок, задавая объем на определенной момент. Зонд обеспечивает обратную связь, что позволяет точно определит пропорции бензина, дизеля или газа. ЭБУ запрашивает информацию один раз в 0.5 секунды на холостом ходу. На повышенных оборотах частота запросов пропорционально увеличивается. Анализируя данные, блок управления корректирует состав ТВС, делая её беднее или богаче. Поддержание оптимальной ТВС — назначение лямбда-зондов. Идеальным соотношением воздуха и топлива считается пропорции 14.7:1 (бензин), 15.5:1 (газ) и 14.6:1 (дизель).

Виды датчиков кислорода по устройству конструкции и принцип работы:

  • Двухточечный, узкополосный (простой). Работает основываясь на измерении количества кислорода в выхлопных газах. Чем беднее ТВС, тем ниже напряжение, богаче — выше.
  • Широкополосный. Генерирует сигнал более широкого диапазона для точной оценки пропорции в ТВС.

Срок службы лямбда-зонда

Средняя продолжительность жизни кислородных датчиков на российском бензине 40 000–100 000 км. Для увеличения срока службы рекомендуется заливать качественное топливо с низким содержанием примесей и тяжелых металлов. Самодиагностикой определить неисправность достаточно сложно, установить причину — практически невозможно. Это может быть износ, низкое качество бензина, механическое повреждение и другие факторы.

Если у вас возникли подозрения в неисправности датчика кислорода, обратитесь к профессиональным диагностам. При помощи осциллограммы специалист определит причины неисправности и подскажет пути устранения.

Из-за чего выходит из строя лямбда-зонд

  • Механическое повреждение. Сильный удар в результате аварии, наезда на бордюр или езды по бездорожью отрицательно влияет на состояние зонда;
  • Некорректная работа двигателя и неисправности системы зажигания приводят к перегреву кислородного датчика и поломке;
  • Засорение системы. Основной причиной неисправности лямбда-зонда будут продукты сгорания некачественного топлива. Чем больше тяжелых металлов, тем скорее он забьется;
  • Поломка в поршневой группе. Неисправные поршень, поршневой палец и шатун пропускают масло в выхлопную систему, которое забивает зонд;
  • Попадание жидкости. Загрязнение любого вида сократит срок работы зонда;
  • Замыкание в проводке;
  • Слишком богатая или бедная топливно-воздушная смесь;
  • Разгерметизация выпускной системы пропускает воздух и отработавшие газы, что выводит лямбда-зонд из строя;
  • Пропуски зажигания;
  • Присадки и «улучшайзеры» топлива;
  • Естественный износ. В условиях некачественного топлива средний срок службы датчика составляет 40–70 тыс. км.

Выход из строя лямбда-зонда происходит постепенно. Последствия неисправного датчика кислорода выливаются в аварийный режим управления двигателем. Так производители уберегают машину от серьезных поломок, а водителя от аварийных ситуаций.

Неисправность лямбда-зонда предотвращается регулярной профилактикой и диагностикой, выявляющей поломки на начальных стадиях. Если кислородный датчик вышел из строя, читайте о способах его отключения.

Признаки неисправности лямбда-зонда

  • Повышается уровень токсичности газов. Определить токсичность можно с помощью диагностики. Внешне никак не диагностируется, даже запах выхлопа практически не изменится.
  • Увеличивается расход топлива. Каждый автомобилист следит за наполненностью бака, старается найти свою крейсерскую скорость, когда расход минимальный. Поэтому увеличившееся потребление топлива заметит сразу. В зависимости от серьезности неисправности лямбда-зонда, он вырастает на 1–4 литра. Повышенный расход, конечно, способен вызвать не только неисправный датчик кислорода.
  • Выдаются ошибки кислородного датчика (P0131, P0135, P0141 и другие), загорается «Check Engine». Обычно чек появляется при неисправности зондов или катализатора. Диагностика установит точную причину.
  • Перегревается катализатор. Неисправные лямбда-зонды подают неправильные сигналы в ЭБУ, что может привести к некорректной работе катализатора, его перегреву вплоть до раскаленного состояния, и последующего выхода из строя.
  • Появляется дерганье и нехарактерные хлопки в двигателе. Лямбда-зонды перестают генерировать правильный сигнал, из-за чего дестабилизируется работа оборотов холостого хода. Обороты колеблются в широком диапазоне, что приводит к ухудшению качества топливной смеси.
  • Ухудшаются динамические характеристики автомобиля, теряется мощность, тяга. Подобные признаки появляются в запущенных ситуациях. Неисправные датчики также перестают работать на непрогретом двигателе, а машина различными способами сигнализирует о неполадках в системе.

Если вас беспокоит один из этих признаков, обратитесь к специалисту. С помощью диагностического оборудования он определит точную область поломки и поможет в исправлении.

adact2.ru

Проверка кислородных датчиков » Подбор и продажа лямбда зондов для автомобилей

Правильная проверка работоспособности лямбда зонда

Основная задача при проверке лямбда зонда состоит в том, чтобы выяснить, неисправен ли сам датчик или он работает неправильно под воздействием каких-то факторов. Поэтому, при проверке датчика важную роль играет исключение влияния на него других неисправностей автомобиля. Добиться этого можно двумя путями: либо убедиться в правильности работы систем двигателя, связанных с работой датчика, либо осуществить проверку датчика вне данного автомобиля. При несоблюдении этого условия, есть вероятность того, что будет заменён исправный датчик, а неисправность останется.

 Итак, проверка лямбда зонда автолюбителем сводится к четырём основным шагам:

1. Наличие признаков, указывающих на неисправность лямбда зонда.

2. Визуальный контроль лямбда зонда.

3. Компьютерная диагностика двигателя и его систем.

4.Приборная диагностика или донорский датчик, методы, гарантирующие 100% правильность вывода о работоспособности датчика.

 

Признаки, указывающие на неисправность лямбда зонда:

• Увеличение расхода топлива (всегда).• Снижение мощности автомобиля (всегда). • Повышенное содержание вредных примесей в выхлопных газах (всегда; обнаруживается при прохождении ТО).• Неровная работа двигателя на холостом ходе, рывки при движении, черный дым из трубы (иногда).

На начальном этапе снижение мощности автомобиля выражается в ощущении слабой тяги при быстром наборе скорости, при движении на подъём или с грузом. По мере развития неисправности мощность падает настолько, что это становится заметно при движении на ровной дороге в обычном режиме. Одновременно с этим происходит увеличение расхода топлива на 5-30%.

Точно установить увеличение расхода топлива можно с помощью диагностического сканера, продающегося в нашем магазине. Для этого нужно произвести замер текущего расхода топлива и сравнить его с тем, который указан в руководстве пользователя на ваш автомобиль. Подробнее о замере расхода топлива с помощью диагностического сканера и других возможностей его использования можно прочитать в статье «Возможности использования диагностического сканера».

Эти признаки являются указанием на возможную неисправность лямбда зонда даже в отсутствие горящей на приборной доске лампочки Check Engine и требуют компьютерной диагностики кислородного датчика. Если же к этим признакам прибавляется горящая лампочка Check Engine, то вероятность выхода из строя одного или нескольких датчиков становится очень высокой и требуется незамедлительная компьютерная диагностика.

Визуальный контроль.

Первое к чему следует прибегнуть, в случае появления подозрений в неисправности кислородного датчика, это внимательный осмотр самого датчика, на который указала компьютерная диагностика, а также места его установки:

 

← Датчик кислорода не должен быть деформирован, поскольку это приводит к его разгерметизации и поступлению воздуха к его чувствительным элементам. Повреждение наиболее характерное для второго датчика. Лямбда зонд придётся заменить. Подойдёт универсальный датчик.

 

 

 

← Провода, ведущие к электроразъёму, не должны быть оплавлены или перенапряжены, иметь разрывы или повреждения изоляции. Лямбда зонд придётся заменить. Подойдёт универсальный датчик.

 

 

 

 ← Следует внимательно осмотреть электроразъём. Для этого электроразъем следует тщательно очистить от грязи. Он не должен быть повреждён механически или оплавлен из-за соприкосновения с горячими частями двигателя. Датчик придётся заменить. Подойдёт универсальный датчик.

 

 

 

← Внимательно осмотрите контактную группу электроразъёма. На ней не должны иметься следы коррозии, вызванные попаданием влаги. Датчик нужно заменить. Использование универсального датчика невозможно.

 

 

 

 ← Внимательно осмотрите сам наконечник лямбда зонда, который может вам многое рассказать о причинах выхода его строя. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Причины преждевременного выхода лямбда зонда из строя» здесь˃˃ Лямбда зонд придётся заменить. Подойдёт универсальный датчик.

 

 

 

 

Компьютерная диагностика.

Для проведения компьютерной диагностики имеется два варианта:

Первый предусматривает посещение надёжного автосервиса, где автоэлектрик после проведения диагностики должен выдать письменное заключение с перечнем неисправностей и фотографией места установки неисправного датчика. Стоимость такой процедуры варьируется от 500 до 1500 рублей.

Второй, более экономный вариант, это самостоятельная компьютерная диагностика неисправностей автомобиля с помощью диагностического сканера. Компьютерная диагностика укажет не только на неисправность датчика, но и укажет какой именно.

Точность компьютерной диагностики при неисправности датчика лямбда зонд составляет ориентировочно 90%. Другими словами, в подавляющем количестве случаев, если диагностика выдала ошибку датчика, его придётся заменить. Однако, встречаются случаи, когда виноватым оказывается вовсе не датчик. Поэтому, для подтверждения данных о неисправности датчика, полученных на основании компьютерной диагностики желательно дополнительно осмотреть датчик и провести его приборную диагностику. В противном случае, может оказаться так, что после замены датчика на новый неисправность сохраняется, о потраченные деньги оказываются выброшенными на ветер. Тем не менее, следует уточнить, что такая вероятность сводится к 1 случаю на 10, и скорее всего, вам следует прибегнуть к незамедлительной замене лямбда зонда.

 

В случае если компьютерная диагностика выдала ошибку датчика, а сомнения остаются можно перейти к дополнительным способам убедится в его неисправности:

 

Приборная диагностика.

Такая диагностика даёт 100% гарантию того исправен датчик или нет. Для её проведения потребуются специальные приборы: профессиональный сканер или осциллограф. Проведение приборной диагностики требует специальных знаний и навыков, однако, при наличии желания и времени её может проделать каждый. 

 

 

Донорский лямбда зонд.

 Ещё одним способом позволяющим получить 100% гарантию исправности или неисправности датчика является установка донорской детали. Другими словами, следует вместо проверяемого датчика установить заведомо исправный и если всё придёт в норму, значит, датчик подлежит замене. Безусловно, большинству автолюбителей не под силу найти донорскую деталь, поэтому мы предоставляем такую услугу для всех желающих, проживающих в Москве и МО. Тут нужно оговориться, что целесообразность в этой услуге появляется тогда, когда стоимость датчика превышает 15 тысяч рублей.

В заключение нужно сказать, что у разных лямбда зондов разный ресурс работы: от 50 тысяч км для простых датчиков без обогрева, которые устанавливались на автомобили лет 20 тому назад и до 250 тысяч км для современных широкополосных датчиков.Поэтому, при замене неисправного лямбда зонда всегда следует обращать внимание на то, отработал ли датчик свой ресурс или нет. О величине ресурса работы датчика для вашего автомобиля спрашивайте на этой странице.

Например, если ресурс работы датчика определён производителем в 160 тысяч км, а он вышел из строя раньше, то наряду с заменой этого датчика следует тщательно проверить топливную систему, систему зажигания двигателя, а также катализатор (при наличии).

lambdazond.ru

Датчик кислорода (лямбда-зонд)

Кислород - необходимый элемент для сгорания любого вида топлива, в том числе, и автомобильного. По количеству кислорода, остающегося в отработавших газах, можно судить о том, насколько хорошо происходит процесс сгорания топлива в цилиндрах двигателя. Для измерения количества кислорода применяется лямбда-зонд.

История появления датчика кислорода и названия «лямбда-зонд»

Практическим применением лямбда-зонда в системе выпуска двигателя внутреннего сгорания инженеры заинтересовались еще в конце шестидесятых, а первый серийный образец датчика был создан в 1976 году немецкой компанией Robert Bosch GmbH. Впервые применили датчик кислорода в своих автомобилях шведские концерны Volvo и Saab. Второе название датчика - лямбда-зонд - происходит от греческой буквы «лямбда». В теории двигателестроения эта буква используется для обозначения коэффициента избытка воздуха в топливно-воздушной смеси.

Принцип действия датчика 

Сигнал лямбда-зонда используется блоком управления для поддержания оптимального или, как его называют в автомобилестроении, стехиометрического соотношения воздуха к бензину в камере сгорания. Близким к идеалу считается пропорция около 14,7:1, где 14,7 - количество воздуха, необходимого для наиболее эффективного сгорания топлива.

Лямбда-зонд применяется не только на автомобильных двигателях, но и на других устройствах для сжигания топлива, например, на водогрейных котлах. Как и в случае с ДВС, он используется для настройки

Датчик кислорода устанавливается в отверстие в корпусе выпускного коллектора. Если в конструкции предусмотрен второй, а вернее сказать, вторичный лямбда-зонд, он ввинчивается в отверстие в приемной трубе перед катализатором. Работа лямбда-зонда основана на принципе Вальтера Нернста – немецкого ученого, открывшего возможность обнаружения нормального потенциала электрода с помощью кислорода. Если рассмотреть данный принцип применительно к лямбда-зонду, то с помощью электродов, которые находятся в датчике, можно определить количество кислорода в отработавших газах.  

Эффективная работа лямбда-зонда может достигаться только при температуре не менее 300 градусов. Поэтому лямбда-зонд оснащен спиралью электрического подогрева, которая создает нужный температурный режим, пока двигатель еще не прогрелся. Датчик кислорода располагают в потоке отработавших газов так, чтобы внешний электрод омывался газами, а внутренний – находился в среде атмосферного воздуха. В зависимости от разницы в количестве кислорода между внутренними и внешними электродами, образуется электрический заряд, максимальная мощность которого находится на уровне 1 Вольта. Полученное значение передается и обрабатывается в компьютерном блоке управления двигателем. Сигнал из блока подается на топливные форсунки, дозирующие подачу топлива. В зависимости от того, какой сигнал подает блок управления, количество бензина в топливо-воздушной смеси может быть увеличено или уменьшено.

Типы лямбда-зондов

Часто можно услышать словосочетание «широкополосный лямбда-зонд». Любой водитель, увлекшийся тюнингом двигателя, рано или поздно узнает разницу между простым и широкополосным датчиком кислорода. Основная разница между широкополосным зондом и обычным датчиком, в принципе работы чувствительного элемента. Если же говорить о тюнинге двигателя, то сигнал, снятый с широкополосного датчика, отличается большей информативностью, а именно это и необходимо в случаях, когда заводские настройки двигателя подвергаются существенным изменениям. Чем больше информации можно получить от того или иного датчика, тем лучше, так как от этого будет зависеть точность настройки. 

Условия эффективной работы лямбда-зонда

Датчик кислорода напрямую влияет на работу двигателя, поэтому в случае его неисправности качество-топливо воздушной смеси может измениться так резко, что двигатель работать не сможет. В случае неисправности сигнал меняется непредсказуемо или вовсе исчезает. Для того, чтобы не осложнять жизнь водителю внезапно заглохшим и упорно не заводящимся двигателем, разработаны и внедрены меры, позволяющие запустить двигатель и доехать на автомобиле с неисправным лямбда-зондом до станции техобслуживания. В случае обнаружения неисправности блок управления вводит в действие аварийную программу, в соответствии с которой в двигатель подается оптимизированная под различные условия топливо-воздушная смесь, позволяющая ему работать в усредненном режиме. Как правило, в таких случаях бензина в смеси больше, чем нужно, так как при таком условии он, скорее всего, не заглохнет.

Широкополосный лямбда-зонд позволяет наблюдать за изменениями в составе топливо-воздушной смеси в режиме реального времени

Естественно, расход топлива при этом увеличивается, так что водитель, разъезжающий на автомобиле с двигателем, работающим в аварийном режиме, рано или поздно поймет, что произошла поломка, даже если сразу он об этом не догадался.

Если же датчик исправен, на его работу может влиять целый ряд различных факторов.

Во-первых, место крепления датчика в выпускном коллекторе должно обладать качественным уплотнением. Если лямбда-зонд ввинчен не до конца, на качественные измерения рассчитывать точно не стоит. Недопустимо неверное соединение проводов кислородного датчика, так как блок управления будет считать, что датчик неисправен, и перейдет в аварийный режим. Ни при каких обстоятельствах нельзя использовать этилированное топливо – от него может испортиться не только лямбда-зонд, но и другие датчики. Безусловно, вреден перегрев корпуса датчика по любым причинам, например, в случае появления трещины в выпускном коллекторе. 

Вопросы эксплуатации лямбда-зонда

Неполадки датчика на некоторых двигателях, в основном, устаревших моделей, могут не фиксироваться программой самодиагностики, поэтому при возникновении подозрений проверку лучше поручить специалистам. Определить поломку лямбда-зонда опытный диагност может при помощи простого вольтметра. Следует учитывать, что лямбда-зонд – это одна из наиболее уязвимых частей выхлопной системы. Срок службы детали обычно измеряется в категориях пробега, а не времени, и составляет 40-80 тысяч км в зависимости от состояния двигателя, систем впуска и подачи топлива, и условий эксплуатации.

blamper.ru

Лямбда-зонд — WiKi

Узкополосный лямбда-зонд

Лямбда-зонд порогового типа действует по принципу гальванического элемента/твердооксидного топливного элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх неё напылены токопроводящие пористые электроды из платины, одновременно являющейся катализатором окислительно-восстановительных реакций. Один из электродов омывается горячими выхлопными газами, а второй — воздухом из атмосферы. Эффективное измерение состава отработавших газов лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до определенной температуры (для автомобильных двигателей 300—400 °C[источник не указан 172 дня]). Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а гальваническая ячейка начинает работать. Для работы датчика атмосферный кислород нужен в очень небольшом количестве, поэтому, в целом герметичный, датчик делается таким образом, чтобы воздух немного попадал внутрь со стороны проводки[источник не указан 172 дня].

Если при работе двигателя и датчика ионы свободного кислорода присутствуют лишь с внешней стороны элемента, то есть имеется лишь атмосферный кислород, то разогретая ячейка начинает генерировать ЭДС. Это означает для ЭБУ автомобиля, что смесь была «богатой». На практике этому соответствует примерно 800 милливольт. Если свободный кислород появляется в составе выхлопа, то выработка ЭДС снижается, а если кислорода достаточно много, то полностью прекращается, то есть кислород из выхлопа блокирует работу ячейки. Это означает для ЭБУ, что смесь была «бедной». На практике этому соответствует примерно 200 милливольт. Если ЭДС стремится к нулю, то это означает что смесь абсолютно бедная, например двигатель заглох. Считается что ЭДС, соответствующее 450 милливольт, является оптимальным, свидетельствующим, что сжигаемая смесь обладает стехиометрическим соотношением топлива и воздуха.[источник не указан 172 дня]

Конструкционно, циркониевые датчики делятся по числу проводов и наличию подогревательного элемента. Датчики без нагревательного элемента используют 1 или 2 провода, с нагревательным элементом — 3 или 4 провода. Первое поколение датчиков разогревалось лишь от выхлопных газов, поэтому начинало давать сигнал сравнительно поздно. Появившиеся затем датчики с нагревательным элементом стали выводить датчик в рабочее состояние очень быстро, что отвечало требованиям экологичности. Плюс к этому появилась возможность устанавливать датчик дальше от выпускного коллектора, продлевая ему срок эксплуатации.[источник не указан 172 дня]

В начале работы, после запуска мотора, ЭБУ использует только карты впрыска, прописанные в нём[источник не указан 172 дня]. Это режим работы без обратной связи — коррекции топливной смеси по лямбда-зонду в этом режиме нет. Когда с датчика появляется сигнал, то ЭБУ автомобиля переходит в режим работы с обратной связью, при котором исходные топливные карты корректируются с учётом показаний с лямбда-зонда в режиме реального времени.

Сигнал используется системой управления для поддержания оптимального (стехиометрического, около 14,7:1[источник не указан 172 дня]) соотношения топливной смеси. {{{1}}}[источник не указан 172 дня].

  • λ=1 — стехиометрическая (теоретически идеальная) смесь;
  • λ>1 — бедная смесь;
  • λ<1 — богатая смесь (избыток бензина, воздуха не хватает для полного сгорания).

Работа датчика не линейна, показания отклоняются от оптимального очень быстро, поэтому ЭБУ вынужден постоянно корректировать смесь[источник не указан 172 дня]. При этом двигатель почти не работает на идеальном стехиометрическом составе смеси, но смесь всегда стремится к достижению идеальной пропорции. Это считалось достаточным для соблюдения требований экологии.[источник не указан 172 дня] При этом, лямбда-зонд не сообщает о том, сколько собственно кислорода в выхлопных газах, он сигнализирует о том, есть ли свободный кислород в выхлопе или нет. Факт наличия свободного кислорода и означает, что топлива в смеси должно быть больше, поскольку часть кислорода не вступила в реакцию. И наоборот, если кислорода нет или очень мало, то требуется уменьшить подачу топлива, тем более что если топлива окажется слишком много, то это приведёт к появлению сажи и так называемого «грязного» выхлопа.

В реальности, достичь и удерживать идеальную стехиометрическую смесь невозможно, так как существует множество факторов, влияющих на потребление воздуха самим двигателем, на точность и скорость измерений всех датчиков, на точность впрыска топлива и т. д. Поэтому, целью является не само достижение стехиометрического соотношения, а стремление к этому, путём постоянной коррекции смеси и пребывания поочередно то в условно-бедном, то в условно-богатом состоянии, не отдаляясь от оптимального состава. График вольтажа с датчика при этом обычно имеет вид синусоиды. Принцип цикла таков: датчик сообщил, что смесь бедная — ЭБУ добавляет топлива — датчик сообщает, что смесь стала богатой — ЭБУ уменьшает подачу топлива; и так постоянно. Изменение подачи топлива обычно определяется двумя переменными в ЭБУ — «долгая» коррекция и «краткая» коррекция. Краткая коррекция позволяет смеси следовать за датчиком сиюсекундно. Долгая коррекция вычисляется ЭБУ на основании анализа краткой коррекции, и нужна для того чтобы сдвигать всю коррекцию, фактически подстраиваясь под особенности и состояние конкретного образца мотора. Каждая коррекция может изменять впрыск обычно в пределах 10 %. Сумма долгой и краткой коррекции поэтому лежит обычно в пределах ±20 % от значений, прописанных в топливной карте. Если регулировка смеси выходит за возможный диапазон, то обычно ЭБУ сигнализирует об ошибке с помощью индикатора «check engine».[источник не указан 172 дня]

ЭБУ обычно использует режим работы с обратной связью до 80 % мощности мотора. Далее ЭБУ прекращает режим коррекции, так как возникает вероятность неправильной коррекции, что может нанести больший вред мотору, нежели не совсем точное соблюдение состава смеси. При этом, согласно картам впрыска, смесь обогащается.[источник не указан 172 дня]

Поскольку некоторое количество кислорода должно присутствовать в выхлопе для нормального дожигания СО и СН на катализаторе, для более точного регулирования может использоваться и второй лямбда-зонд, расположенный за катализатором.[источник не указан 172 дня]

Широкополосный лямбда-зонд

Эта статья или раздел описывает ситуацию лишь применительно к частным случаям.

Необходимо переработать изложение или добавить информацию, чтобы статья описывала более общий случай.

Разновидность кислородного датчика.

Основная разница зонда с широким диапазоном измерения (например, LSU 4 от Bosch) по отношению к обычным λ-зондам — это комбинация сенсорных ячеек и так называемых накачивающих ячеек. Ячейки разделены диффузионным зазором шириной от 0,01 до 0,05 мм. Состав его газового содержимого постоянно соответствует λ=1, что для сенсорной ячейки значит напряжение в 450 милливольт. Содержание газа в зазоре и вместе с ним напряжение сенсора поддерживаются посредством различных напряжений, прикладываемых к накачивающей ячейке. При бедной смеси и напряжении сенсора ниже 450 милливольт ячейка выкачивает кислород из диффузионной полости. Если смесь богатая и напряжение лежит выше 450 милливольт, ток меняет своё направление, и накачивающие ячейки транспортируют кислород в диффузионные расщелины. При этом интегрированный нагревающий элемент устанавливает температуру области от 700 до 800 градусов. Датчик типа LSU при погружении в несгоревшую смесь, содержащую одновременно и топливо и кислород, будет указывать «избыток воздуха», в отличие от порогового, сигнал которого надо интерпретировать «избыток топлива».[источник не указан 172 дня]

При отказе датчика система переходит в аварийный режим без коррекции содержания воздуха в смеси[источник не указан 172 дня].

Одной из основных причин отказа датчика в автомобиле (в России) являлось его «отравление» тетраэтилсвинцом. По мере перехода на качественный неэтилированный бензин эта проблема уходит в прошлое.[источник не указан 172 дня][значимость факта?]

Производитель заявляет больший срок службы широкодиапазонных датчиков в сравнении с пороговыми как в нормальных условиях, так и в условиях отравления свинцом. Однако длительная работа на богатых смесях с выделением сажи, длительное отсутствие управляющих сигналов на датчике — запрещены при эксплуатации, резко снижают срок службы широкодиапазонного датчика.[источник не указан 172 дня]

Выходной сигнал широкодиапазонного датчика зависит от его контроллера управления, может быть токовым или потенциальным. Например, выходной ток контроллера широкополосного датчика Ipn и соответствующие значения λ[1]:

Ipn, мА −5.000 −4.000 −3.000 −2.000 −1.000 −0.500 0.000 0.500 1.000 1.500 2.000 2.500 3.000 4.000
λ 0.673 0.704 0.753 0.818 0.900 0.948 1.000 1.118 1.266 1.456 1.709 2.063 2.592 5.211

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Прежде чем покупать лямбда зонд

При покупке лямбда зонда следует проявить ответственный подход, поскольку этот датчик напрямую влияет на расход топлива, мощность автомобиля и сохранность крайне дорогого катализатора. Да и кто хотел бы, чтобы после замены детали на новую, но неправильно подобранную, сохранилась та же неисправность, выраженная и в поведении автомобиля и в виде горящей на приборной доске лампочке Check Engine.

Не следует спешить или экономить – выбирать нужно именно рекомендуемый для вашего автомобиля датчик.

Итак, что вам нужно сделать прежде, чем покупать лямбда зонд:

• Убедитесь в том, действительно ли ваш кислородный датчик неисправен и подлежит замене.• Правильно подберите датчик к вашей модели автомобиля.• Не приобретайте бывших в употреблении датчиков. Проверить работоспособность и остаточный ресурс датчика может только специалист.• Не пытайтесь отремонтировать вышедший из строя датчик. Лямбда зонд невозможно разобрать – он специально сделан герметичным, после разборки его невозможно сделать снова герметичным.• Подготовьтесь к правильной установке лямбда зонда, либо поручите замену купленного вами датчика ответственным профессионалам.

Подтверждение неисправности лямбда зонда.

После получения информации о выходе из строя кислородного датчика проведите диагностику датчика в соответствии с нашими рекомендациями, изложенными в статье «Как проверить лямбда зонд». Это придаст вам уверенности, что датчик действительно подлежит замене и в дальнейшем избавит от разочарования при сохранении неисправности автомобиля с уже новым лямбда зондом. Вот некоторые реальные истории иллюстрирующие это:

«Ну-у-у, мне повезло! Это не лямбда! Теперь имею два запасных датчика и 3,5 тысячи выброшены на ветер. Люди не меняйте ничего без диагностики!»

«Задергался мой Ларгус. Периодически подтраивал. Решил я поменять лямбду. Купил японский. При покупке продавец задал вопрос, мол какой, их два вида. Взял наугад (последние три цифры кода 0351). Снял свой, поставил новый. Все осталось также, только расход стал дико большой и на ХХ глохнет. Свечи все черные. Видимо не тот датчик купил(. Мож ваще не лямбда...»

«Машину купил с полгода назад – американский форд фокус, 2 литра. При покупке горел Check Engine, продавец сказал: "делали диагностику, глючит лямбда-зонд, надо поменять и уже его заказали и оплатили, тебе его отдадим". Приехал Зонд чуть ли не из Америки (оригинал). Поехал ставить сам, интересно ведь все!))) Поменял тот, который после катализатора. Клемму сбросил... После третьего запуска опять загорелся Check Engine(((Поехал к другу на диагностику. Диагностика показывает 3 ошибки:Первая я толком и не понял какая! А вот другие - Р0135 (Банка 1, датчик 1) и Р0141 (Банка 1, датчик 2). Оказывается менять нужно было и первый и второй датчики, а я вместо второго поставил первый, а теперь выясняется, что они разные и работа на смарку!!»

Правильный подбор лямбда зонда.

Не спешите приобретать тот датчик, который вам рекомендуют в ближайшем магазине «Автозапчасти» или по каталогам. Очень часто, продавец предлагает то, что у него имеется в наличии, а многочисленные производители датчиков в своих каталогах или на упаковке датчика заявляют о совместимости с тем или иным перечнем автомобилей. Действительно, при установке может не возникнуть проблем, а вот во время движения или в каком-либо из режимов работы двигателя датчик работать правильно откажется. В итоге, неисправность сохраняется, что влечёт за собой те же проблемы автомобиля, что и работа с неисправным датчиком. Нужно понимать, что лямбда зонды для разных автомобилей отличаются друг от друга.

Исходя из этого, настоятельно рекомендуем вам приобретать либо оригинал, либо проверенную и рекомендованную нами замену. В случае желания сэкономить, приобретайте специально подобранный для вашего автомобиля универсальный датчик.

При этом нужно понимать, что универсальность датчика состоит не в том, что один датчик подходит ко всем машинам сразу, а в том, что он не имеет электроразъёма и подходит к ряду автомобилей одного производителя, имеющих одинаковые двигатели.Стоит отметить, что, к сожалению, не ко всем автомобилям производятся универсальные датчики и с каждым годом перечень таких автомобилей уменьшается из-за усложнения технологии производства лямбда зонда. Подробнее об универсальных лямбда зондах читайте в статье Универсальный лямбда зонд здесь˃˃

При соблюдении наших рекомендаций, вы не окажетесь в положении некоторых наших клиентов, которые обратились к нам, когда у них за плечами уже был негативный опыт по приобретению того лямбда зонда, который был приобретён без учёта совместимости. Часть таких сообщений мы публикуем в этой статье:

«У меня чек загорелся на 70 тысяче. После диагностики на китайском Лаунче стало ясно, что 1 лямбде хана. Присоветовали не переплачивать за оригинал, а взять универсальный от Боша. Его стоимость через Экзист 2300. В итоге он не подошёл (работал, но после повышения оборотов ДВС больше 2500 не справлялся и показывал неисправность. И как говорит поговорка:" Краилово - приводит к попадалову!" так оно и вышло 2300 Бош+4500 за ещё один. Так что для спокойствия нужен грамотно подобранный датчик.»

«У меня диагностика выдала Р 0137 "Низкий уровень сигнала подогревателя кислородного датчика". Возможные неисправности: 1.Цепь подогревателя кислородного датчика,2.Подогреватель датчика,3.Блок управления двигателя. При проверке старого датчика на сопротивление двух черных проводов (подогреватель) тестер не реагировал, а вот на новом датчике показывал 5-6 Ом, тогда как в книжке указано, что должно быть 12-14 Ом. Знакомый электрик, убеждает меня в том, что мой родной датчик по другому вырабатывает сигнал на ЭБУ по сравнению с тем, что я купил, вроде сигналы отличаются по параметрам. Возможно он не прав, что посоветуете?»

«Добрый день! Подскажите, пожалуйста, месяц назад поменяла датчик кислорода. C-max, 2006 года. Заказывала и устанавливали в одном сервисе. Два дня назад опять загорелся ЧекИнж. Диагностика показала: тот же датчик выдал ошибку. Мастер сказал, что раз поставили не родной, то вот такой глюк, но в целом ничего страшного, можно ездить, ошибку потерли. Ощущение, что они мне слегка морочат голову. Может ли аналог выдавать ошибку на пустом месте, если он исправен? Есть ли гарантия на такие датчики (заказ-наряд не могу найти)? А, если опять загорится датчик, что тогда делать? Ставить оригинальный? Заранее спасибо».

Откажитесь от бывших в употреблении, не проверенных специалистом, датчиков!

Приобретая оригинальный, но бывший в употреблении датчик вы получаете «кота в мешке», поскольку не можете проверить исправность датчика и самое главное: остаточный ресурс работы б/у лямбда зонда. Даже если вам будет гарантирована работоспособность датчика на момент установки и дана гарантия на 15 дней, как это делается повсеместно, то высока вероятность что работа его продлится недолго, поскольку срок его эксплуатации вы, без специального оборудования и опыта установить не сможете. Получается, что приобретение б/у датчиков непрофессионалом это своего рода лотерея, в которой конечно может повезти, но вероятность этого небольшая.

Это касается не только кислородных датчиков, но и всех электрических деталей автомобиля, остаточный ресурс которых установить может только специалист. Кроме того, нужно помнить, что для установки лямбда зонда необходима специальная смазка, которая идёт в комплекте с новым датчиком, либо приобретается дополнительно.

Приведём несколько сообщений от автолюбителей, купивших б/у датчики и в итоге, обратившихся к нам:

«Привет! Я давно машину сам делаю. Вроде проблем никогда не было. В своё время запасся всевозможными датчиками на свой автомобиль – чего там только нет. С месяц назад кислородник накрылся, нашёл в своей куче его, поменял. Проверял маркировку, полностью совпала. Езжу уже неделю, раза четыре уже ошибку тёр клеммами а джеки чан всё возвращается. По диагностике ошибка та же. Подскажите».

«У меня Мицубиси Лансер 2 литра. Сделал диагностику, лямбду на замену. Сервисмены предложили б/ушку деваться некуда было, хотелось вопрос закрыть и забыть. Вот прошло 2 месяца опять та же проблема. Слесаря говорят надо двигатель проверять мол из-за него датчики летят. Вроде как на датчике какие-то отложения.»

Не пытайтесь ремонтировать вышедшие из строя датчики – это бессмысленная трата времени!

Как вы поняли из статьи «Как проверить лямбда зонд» существует масса причин, по которым этот датчик выходит из строя.

Среди них:

• Отравление чувствительного элемента• Разгерметизация корпуса• Выход из строя нагревательного элемента• Коррозия контактной группы электроразъёма• Деформация или оплавление электроразъёма датчика

Как показала практика, попытки ремонта любой из этих и других поломок лямбда зонда не приводят к долговременным положительным результатам. Часть из этих поломок, связанных с деталями, расположенными внутри корпуса датчика, вообще нельзя устранить. Это такие поломки как разгерметизация корпуса, перегоревший нагревательный элемент или нарушение контактной группы датчика.

По другим поломкам возможны лишь попытки на короткое время продлить датчику жизнь и не стоят времени и средств, которые будут на это затрачены. Это такие поломки как отравление чувствительного элемента или коррозия контактной группы электроразъёма.Например, чистка контактной группы приводит к новому, очень быстротекущему процессу окислению (1-2 дня) из-за потери в процессе коррозии микроскопического слоя напыления на контакты. Очистка чувствительного элемента датчика с помощью различных химических жидкостей и вовсе невозможна из-за высокотемпературных условий формирования отравляющей поверхность элемента плёнки.Здесь также следует привести несколько свидетельств автолюбителей, пытавшихся отремонтировать кислородный датчик:

«Здравствуйте, подскажите плиз чем можно попробовать очистить датчик от налёта. Пробовал очистителем карбюра, а затем ночь держал в ортофосфорке. Сегодня поставил результата нет. Все тоже самое( уверен что датчик виноват»

«Думал подпаять нагреватель. Зажал датчик в тиски чуть начал подпиливать а он треснул. Снял металл а там и сделать ничего нельзя нагреватель будто в смоле лежит. Так что не тратьте время – сразу на выброс.»

«А не продается ли просто разъём?У меня форд фюжн а там широкополосник и цена 12 тыщ. Жаба душит отдавать только из-за разъёма. Разъём чем только не чистил, паять не хочу тут один уже напаял теперь контроллер глючит.»

Подытоживая всё вышесказанное, рекомендуем вам внимательно отнестись к нашим рекомендациям. Тогда, даже в случае, сохранения неисправности автомобиля (а такое бывает, поскольку если нет механического повреждения датчика, неправильной эксплуатации автомобиля и если автомобиль не прошёл 100 тыс. км., то выход лямбда зонда из строя это следствие какой-то другой неисправности) вы будете уверены, что лямбда зонд у вас исправен, а искать причину неисправности нужно в другом месте. Удачи.

lambdazond.ru