Стучит клапан


Стук клапанов двигателя — причины. Разбираемся почему клапана стучат |

Ровная и бесперебойная работа двигателя — верный признак его "здоровья" и правильного обслуживания. Любые посторонние звуки (стук, скрип, глухие удары, и т. д.) чаще всего указывают на проблемы с двигателем.

Одним из самых часто встречающимся звуком, с которым доводится встречаться автомобилисту, является — стук клапанов, конкуренцию ему может составить разве что двигатель, который троит.

О последнем мы говорили в предыдущих статьях, поэтому на этот раз речь пойдет о клапанах, точнее о том, почему они стучат и как узнать причину стука клапанов в домашних условиях.

Как правило, клапана стучат на двигателях с большим пробегом, или на силовых агрегатах, которые находятся в запущенном состоянии или регулярно подвергаются колоссальным нагрузкам. Однако бывают и исключения, когда стук клапанов двигателя появляется на практически новых авто, у которых еще не закончился гарантийный период.

Почему стучат клапана?

Главной причиной появления стука является увеличение зазора между рычагами и кулачками распредвала. В случае увеличения зазора между этими деталями, кулачок станет бить по рокеру, в результате чего начнут появляться посторонние звуки похожие на металлический цокот. Чем больше будет зазор, тем большим будет износ и повреждения, которые в итоге приведут к  полному выходу из строя всего силового агрегата. Следует учитывать, что зазор выставляется производителем, он имеет определенную величину одинаковую для всех двигателей определенной марки.

Меньший зазор также не хорошо, поскольку в таком случае клапан будет зажиматься, а спустя некоторое время он может перестать закрываться до конца. Езда с зажатыми или не полностью закрытыми клапанами грозит вам перегревом двигателя, а также снижением компрессии. Также нельзя исключать вероятность полного выхода из строя одного или нескольких цилиндров.

Чтобы не допустить подобного сценария рекомендуется вовремя производить регулировку клапанов, после каждые 10-15 тысяч км. пробега.

Кроме неправильно отрегулированных клапанов причиной стука может стать детонация двигателя. Детонация в двигателе это, своего рода, взрыв, волна которого бьет в стенки цилиндров и другие детали поршневой группы. От этих ударов могут стучать клапана, хотя иногда металлический цокот может быть и не связан с клапанами. Характерными признаками детонации являются: повышенная вибрация, черный выхлоп (или другой нехарактерный для выхлопа цвет), снижение мощности, перегрев двигателя.

Если клапана стучат "на горячую", то есть на прогретом двигателе, причина может крыться в увеличенных оборотах при низком давлении масла, по причине увеличившихся зазоров о которых я говорил в начале статьи, а также из-за большого износа или повреждения деталей. Далее мы поговорим о том, как понять по какой именно причину у вас стучат клапана.

Проверять нужно не только впускной, но и выпускной клапан двигателя. Прежде всего необходимо обеспечить правильное давление масла, а также проверить его состояние (вязкостные и смазывающие характеристики).

  • Если стучат клапана "на холодную", это может быть связано с износом толкателя. Если толкатели грязные или имеют протечку, они могут стать причиной ограниченной подачи масла в клапана, в итоге во время прогрева вы можете услышать характерный металлический цокот.
  • Если вы проверили давление масла и оно в норме, проверьте зазоры, возможно необходима регулировка клапанов. Регулировка зазоров выполняется при помощи специальных щупов, которые устанавливают щель между верхним краем штока и коромыслом, если же распредвал расположен вверху – между толкателем и кулачком.
  • Если же все ваши попытки обнаружить причины стука клапанов не увенчались успехом, обратитесь к специалистам, в противном случае вы рискуете «угробить» мотор.

Текст принадлежит: АвтоПульсар

avtopulsar.ru

Стук клапанов на холодном двигателе

Отсутствие повышенного шума и посторонних звуков в процессе работы любого двигателя указывает на хорошее состояние и нормальную работу всех узлов и механизмов силового агрегата. Появление стука в моторе всегда указывает на определеннее сбои, поломки или другие неисправности ДВС.

Одной из самых распространенных проблем, с которыми достаточно часто сталкиваются автолюбители, является стук клапанов.  Далее мы рассмотрим, почему стучат клапана на холодном двигателе, поговорим о стуке клапанов «на горячую», а также ответим на вопрос, как самому определить причину такого стука двигателя.

Застучали клапана: основные причины

В самом начале отметим, что стук клапанов является неполадкой, которая больше свойственна моторам без гидрокомпенсаторов. Другими словами, указанные элементы могут стучать на таких двигателях, которые конструктивно предполагают необходимость регулировать клапана с определенной периодичностью. Что касается двигателей, которые оборудованы гидрокомпенсаторами, в агрегатах данного типа зачастую стучат не сами клапана, а упомянутые выше компенсаторы.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое гидрокомпенсатор. Из этой статьи вы узнаете об устройстве данного элемента, а также о том, как работают гидрокомпенсаторы для автоматической регулировки зазора клапанов.

Стук клапанов обычно появляется на моторах в двух случаях:

  • естественный износ силового агрегата в результате внушительного пробега;
  • клапана не отрегулированы или данная процедура выполнена некорректно;

Другими словами, механизм может стучать как на старом двигателе, так и на относительно новом моторе, который прошел всего несколько десятков тыс. км.  Основной причиной такого стука выступает сильное увеличение зазора, который присутствует между кулачком распределительного вала и рычагом. Увеличенный зазор между данными элементами означает, что кулачок распредвала бьет по рокеру. Результатом становится общее повышение шума во время работы двигателя и ГРМ, мотор работает «жестко». Также отмечено появление отчетливого звонкого металлического звука, который хорошо прослушивается и локализуется в области ГБЦ и клапанной крышки.

Следует понимать, что изначально выставленные на заводе тепловые зазоры клапанов имеют свойство сбиваться после нескольких десятков тысяч пройденных километров. Именно по этой причине владельцу время от времени необходимо настраивать указанные зазоры. Настройка осуществляется с учетом строго определенной для конкретного типа и модели двигателя величины, которая прописана в инструкции по эксплуатации конкретного ТС.

Сразу отметим, что общепринятой рекомендацией по интервалам для регулировки клапанов является пробег на отметке 15-20 тыс. км. Перед регулировкой, особенно на старых двигателях, необходимо исключить вероятность проблем с давлением масла в системе смазки. Сама регулировка зазоров осуществляется посредством щупов. Указанные щупы вставляются в щель, которая находится между толкателем и кулачком на двигателях с верхним расположением распределительного вала. На моторах другого типа щель расположена между верхним краем штока и коромыслом. Во время настройки зазоров также желательно учитывать температуру наружного воздуха. Клапана оптимально настраивать при температуре +20 градусов по Цельсию. Если регулировки происходят, например, при отрицательных температурах, тогда данный нюанс следует учитывать и делать на него определенную поправку.

Уменьшение зазора (клапана зажаты) также является недопустимым. Дело в том, что в случае с зажатыми клапанами происходит следующее: они после относительно небольшого пробега перестают закрываться до конца. Если данные элементы не могут полностью закрыться, тогда компрессия в цилиндрах падает по причине разгерметизации камеры сгорания, происходит прорыв раскаленных газов через зазор между клапаном и фаской, возникает перегрев двигателя, прогар клапана и т.д. В таком случае двигатель плохо запускается, теряет мощность, перерасходует топливо, троит и т.п. Итогом становится невозможность дальнейшей нормальной эксплуатации ДВС и необходимость устранения как самой неполадки, так и вероятных последствий езды с зажатыми клапанами. Обратите внимание, от степени увеличения или уменьшения зазора напрямую зависит износ не только ГРМ, но и всего двигателя.  Длительная эксплуатация силового агрегата с явным стуком в механизме газораспределения приводит к серьезным повреждениям и быстрому выходу из строя всей силовой установки.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому определить прогар клапана. Из этой статьи вы узнаете о том, по каким признакам и какими способами можно узнать, что прогорел клапан ГРМ.

Клапана стучат «на холодную» и/или «на горячую»

Как уже было сказано выше, к причинам стука клапанов, в первую очередь, относится нарушение тепловых зазоров. Такой зазор может быть слишком большим или малым.  Частой ситуацией является такая, когда клапана стучат на холодном моторе, но с прогревом двигателя лишние звуки исчезают. Автомеханики с большим опытом поясняют данное явление просто.

В двигателе автомобиля с большим пробегом детали уже изношены, в результате чего между ними имеются увеличенные зазоры. При этом зазоры остаются в пределах нормы, то есть такое увеличение не влияет на исправность работы систем и самого двигателя. Единственным нюансом можно считать усиление шума клапанов на холодном моторе. После нагрева двигателя металл расширяется, условно «выбирая» лишние зазоры, двигатель начинает работать нормально.

Также частой ситуацией является то, что застучали клапанный механизм на новом или недавно отремонтированном движке. В такой ситуации нужно проверять качество регулировок.  Как уже было сказано, клапана могут быть зажаты и требовать повторной регулировки. Еще одной причиной стука «на холодную» является износ толкателя. Образование грязи и отложений в области толкателя, протекание моторного масла и другие отклонения вызывают снижение эффективности подачи смазки. В результате после запуска холодного двигателя и до определенного прогрева явно прослушивается звонкий металлический звук. Клапана в этом случае сильно «цокотят».

Отметим, что водителю без достаточного опыта бывает сложно определить на слух точную причину появления стука в двигателе. В случае с газораспределительным механизмом нужно учитывать, что распредвал вращается в два раза медленнее по сравнению с коленвалом. Это значит, что стук по частоте будет отличаться от общего шума работающего агрегата.

Для более точного определения можно воспользоваться простым и доступным способом. Необходимо заготовить пустую металлическую банку или кружку, которую прикладывают к поверхности капота и через нее слушают стук. Звук прослушивается более отчетливо, что позволяет точнее определить неисправность. Добавим, что некоторые автолюбители путают стук клапанов на холодном двигателе со стуком цепи ГРМ. В этом случае нужно внимательно диагностировать неисправность, то есть проверить состояние и степень натяжения цепи.

Перейдем к диагностике и выяснению причин стука клапанов, который не удается убрать стандартными регулировками.

  1. В отдельных случаях, когда регулировка клапанов не помогает, необходимо снять распредвал и проверить его на наличие люфтов. Параллельно следует осмотреть рокеры на предмет сильной выработки на торцах клапанов. Если обнаружена такая выработка, тогда ее можно убрать, после чего необходимо проверить метки и установку клапанов. Во время проверки одинаковое внимание уделяется как впускному, так и выпускному клапану.
  2. Стук клапанов «на горячую» после выхода мотора на рабочие температуры, помимо нарушенного зазора, может возникать на холостом ходу или во время увеличения оборотов двигателя. Это часто происходит по причине снижения давления масла в системе смазки. В таком случае следует проверить соответствие и состояние смазочного материала в моторе (вязкость, степень загрязненности и т.д.), после чего понадобится дополнительно измерить давление моторного масла. Также не следует забывать о естественном износе деталей или возникновении поломок, что вызывает закономерное усиление шума после прогрева ДВС.
  3. Во время выяснения причин стука ГРМ нужно всегда помнить о таком явлении, как детонация двигателя. В том случае, если процесс сгорания топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер, тогда ударная волна сильно бьет по стенкам цилиндров и другим элементам ЦПГ. Такие удары могут вызывать стук клапанов, при этом сам механизм клапанов является исправным и нормально отрегулированным.

Подведем итоги

Появление стука клапанов указывает на необходимость скорейшего решения данной проблемы. Кроме увеличения зазора причинами повышенного шума могут быть:

  • изношенные кулачки распредвала;
  • сломана клапанная пружина;
  • появился дефект направляющей втулки клапана;
  • произошло ослабление ремня/цепи ГРМ;
  • наблюдается снижение эффективности подачи смазки через каналы распредвала на ножки клапанов;
  • возникли проблемы с фиксацией распредвала;

Для качественного ремонта потребуется разобрать двигатель (снять клапанную крышку или ГБЦ), после чего производится дефектовка распределительного вала и других элементов ГРМ. Добавим, что своевременная профессиональная регулировка клапанов позволяет существенно увеличить ресурс газораспределительного механизма и самого ДВС.

Похожие статьи

krutimotor.ru

Стук клапанов на горячем или холодном двигателе

Ничто не может работать вечно. Как бы ни хотелось, но рано или поздно придется отвозить автомобиль в СТО для диагностики различных неполадок. Одни поломки настолько серьезные, что собственноручно их невозможно исправить. Другие же, наоборот, могут быть устранены в гараже умелыми руками. Стук клапанов — что-то среднее. В одних случаях устранить проблему своими руками можно, а в других — без мастера не обойтись.

Как определить стук клапанов

Начинающим водителям на первых порах будет достаточно сложно определить из-за какой поломки доносится тот или иной звук. Посторонние шумы могут возникать в случае поломки ремня, подшипников, коленчатого вала и, конечно же, клапанов. Последние издают четко уловимый звонкий звук с некоторым металлическим постукиванием около ГРМ. Еще одна особенность заключается в сохранении стука как на малых оборотах, так на и больших.

Разумеется, на слух определить неисправность клапанов обычному водителю практически невозможно. Однако можно произвести самостоятельную диагностику:

  • откройте капот, а затем заглушку отверстия для заливки масла. Оставив автомобиль заведенным, прислушайтесь. Если уровень шума только возрастает, значит виной тому являются именно клапаны;
  • также вы можете установить около детали, которая, по вашему мнению, дала сбой, стетоскоп. Таким образом, вы и определите «природу» постороннего звука.

Почему стучат клапана

Причин стука клапанов может быть несколько. Стоит рассмотреть каждый по отдельности.

Все новые автомобили оснащаются распределительным валом, расположенным сверху. Стержни, названные толкателями, приводят в действие клапана.

Итак, основные причины стука следующие:

  • как известно, между толкателями и клапанами имеется небольшое пространство, предусмотренное производителем машины. Если оно уменьшится либо увеличится, появится тот самый звонкий шум с металлическим постукиванием;
  • если систематически заправляться топливом низкого качества, может произойти детонация мотора;
  • в случае наблюдения стука во время разгона или при езде на больших скоростях, может не хватать давления масла для увеличения оборотов двигателя;
  • еще одна причина — растянулся ремень ГРМ, либо же установлен не правильно;
  • и, конечно же, не нужно забывать об изношенности, со временем любая деталь требует замены.

Стучат клапана на холодном двигателе

При диагностике особое внимание следует уделить такому моменту, как температуре мотора. В зависимости от того, стучат клапана на голодном или горячем двигателе, могут «всплывать» еще некоторые нюансы.

Если шумы возникают только на холодном моторе, то причинами может быть:

  • сужение клапанов. Металлу при высокой температуре свойственно расширяться, а при низкой, наоборот, уменьшаться. В итоге пространство между толкателями и клапанами было малое, а после прогрева двигателя восстановилось к заводскому значению.
  • изношенность самого двигателя.

Таким образом, зазор между стержнями и клапанами может не соответствовать норме, но при горячем моторе это еще «не всплывет».

Стук клапанов на горячем двигателе

Стук в этом случае может образовываться из-за:

  • не полностью закрученного болта распределительно вала к постели;
  • недостаточного уровня масла в бочке;
  • загрязненного масляного фильтра.

Помимо вышеперечисленных моментов, издавать шум могут гидравлические компенсаторы.

Что делать, если стучат клапана

Самый простой способ решения — подъехать к ближайшей станции сервисного обслуживания, где мастер решит возникшую проблему. Однако не всегда финансы позволяют это сделать, да и самому бывает интереснее «возиться» с машиной, набираясь с каждой разом все больше опыта.

На первый взгляд ситуация с клапанами покажется несложной задачей в плане ремонта, но это совсем не так. Одно неверное движение и стук только усилится. Именно поэтому не рекомендуется браться за дело водителю-новичку. Перед ремонтными работами обязательно прочтите инструкцию по починке именно вашего автомобиля. Обобщенный инструктаж приведен ниже.

  1. Чтобы «добраться» до клапанов, необходимо снять заглушку головки цилиндрического блока. Не забудьте слить масло.
  2. После этого поверните распределительный вал, чтобы отметка на шкиве совместилась с выступом установки.
  3. Расстояние между толкателями и клапанами определяется на ощупь.
  4. Корректируется зазор шайбой регулировки.
  5. Действия с шайбой повторяются определенное количество раз, в зависимости от конфигурации автомобиля.
  6. Собрав обратно все делали, проверьте наличие стука после манипуляций.
  7. В случае сохранения проблемы рекомендуется отвезти авто в СТО, так как самостоятельно вряд ли получится починить другие неполадки, не связанные с зазорами. Вполне возможно, что регулировка была неправильной.

365cars.ru

Как определить стук клапанов?

Как вы все прекрасно знаете работать постоянно, ничего не может. Как бы печально это не звучало, но наступит такой момент, когда вам надо будет отвести автотранспорт на СТО, чтобы провести диагностику всевозможных неисправностей. Бывают очень сложные поломки, и отремонтировать своими руками не получится. Но и возникают такие, что вы самостоятельно сможете устранить их в своем гараже. Например, стук клапанов, это серединка. Иногда вы можете исправить проблему собственноручно, а иногда не справится без помощи специалиста.

 

 

Как же все-таки определить стучат ли клапаны?

Автомобилистам новичкам, поначалу будет очень тяжело понять, по какой причине происходит возникновение шума. Сторонние звуки образуются в таких случаях, если поломался:

1.  Ремень

2.  Подшипник

3.  Коленвал

4.  Клапана

Клапана воспроизводят очень четкий уловимый звук, как бы постукивающий металлический возле газораспределительного механизма (ГРМ). Одной из особенностей является постоянство стука, как при слабой мощности, так и на высоких оборотах. Конечно, водителю без навыков определить полагаясь лишь на слух поломку клапанов в действительности не реально. Вы можете самостоятельно проделать диагностику:

1.  Вам необходимо открыть капот, потом отверстие с заглушкой для заливания масла. Оставьте свой транспорт заведенным, и внимательно послушайте. Если вам покажется, что шум увеличивается, то это все-таки неисправен клапан.

2.  Можно также установить стетоскоп, рядом с той деталью, которую вы считаете неисправной. Прибегнув к такому способу, вы сможете определить источник стороннего шума.

 

 

Какова причина постукивания клапана

Современные автотранспортные средства оснащены распределительным валом. Он располагается сверху. К функционированию клапана приводит стержень, иначе называется «Толкатель». Издает постукивающий звук клапан по некоторым причинам.  Давайте рассмотрим поочередно каждую:

1.  Практически всем автомобилистам известно, что между стержнем и клапаном находится некое расстояние, которое рассчитано производителями автотранспорта. Если же происходит уменьшение или увеличение пространства, возникает громкий звук с постукиванием металлическим.

2.  При постоянном использовании некачественного масла, происходит детонация мотора.

3.  Если вовремя поездки на высоких оборотах или в момент разгона наблюдается стук, это может означать нехватку давления масла для повышения мощности двигателя.

4.  Не верно установлен либо растянут ремень газораспределительного механизма.

5.  Не маловажной причиной является изношенность. Каждая деталь спустя некоторое время нуждается в замене.

 

 

На остывшем моторе стучат клапана

Проводя диагностику, обратите пристальное внимание на температуру мотора. Некоторые факторы могут присутствовать независимо оттого, какие стучат клапана: на горячем или же холодном двигателе.

Возникшие звуки на холодном двигателе, проявляются по следующим причинам:

1.  Изношенность двигателя.

2.  Сужение клапанов. При достаточно высоком уровне температуры все металлы имеют возможность расширяться. При минимальном все по-другому, они уменьшаются. Поэтому дистанция от клапана до толкателя уменьшилась, а после того, как подогрелся двигатель, достигла первоначального состояния.

Из этого следует, что интервал от клапана до толкателя не подходит соответствующей норме, а при высоком уровне температуры мотора это может остаться не выявленным.

 

 

На горячем моторе стучат клапана

По каким причинам, в данном случае, создается шум:

1.  В бочке недостаточное количество масла.

2.  Издавать звук способен гидравлический компенсатор.

3.  Загрязненный масляный фильтр.

4.  Если плохо закручен болт распределительного вала к постели.

 

 

Какие действия необходимо предпринимать в момент стука клапанов

Чтобы разобраться с этой проблемой есть один не сложный способ, вам необходимо своего любимого железного коня отвести в ближайшее СТО, дабы специалист исправил появившуюся проблему. Бывают такие периоды, когда нет финансовой возможности сделать это, или просто захотелось самостоятельно отремонтировать автомобиль, поднабравшись при этом навыков. Если посмотреть, то такой случай с клапанами некоторым покажется незаурядной головоломкой в плане ремонта. Что весьма ошибочное мнение. Ведь сделав одно неверное движение звук лишь увеличится. Исключительно по этой причине, водителю без навыков не стоит пробовать, это делать. Если вы надумали приступить к ремонту, непременно ознакомьтесь с инструкцией по ремонту вашего автотранспорта.

 

 

Далее описан распространённая инструкция.

· Для попадания к клапану, нужно сперва извлечь заглушку «Головки Цилиндрического Блока».  В обязательном порядке слейте масло;

· Затем вам необходимо повернуть распределительный вал, дабы с выступом установки совпала отметка на шкиве;

· Дистанцию от клапана до стержня можно определить, ощупывая самостоятельно;

· Шайбой регулировки можно откорректировать зазор;

· От особенностей конфигурации автотранспорта зависит сколько раз, будут производиться действия с шайбой;

· После того, как соедините обратно все детали, проверьте опять, присутствует ли звук после проделанного;

Если происходит повторение проблемы отвезите автомобиль на СТО, по той причине, что вы не сможете устранить иные неполадки, несвязанные с пространством. Очень даже может быть, что не правильной была регулировка.

bilety-pdd.com

Стучат клапана в двигателе на холодную. В чем причина.

Статья описывает ситуацию, когда стучат клапана, в чем заключается проблема и на какие неисправности может указать появление подобного звука. Как провести самостоятельную диагностику.

Основные причины стука клапанов

Ровная работа двигателя без посторонних звуков, зачастую, говорит о своевременном и качественном обслуживании, иными словами, об его исправности. Появление нехарактерных звуков – первый сигнал о наличии неисправности. К сожалению, не всегда неисправность проявляется подобным образом. Стук клапанов можно отнести к проблеме, которую всегда можно определить на слух.  Подобная проблема может сигнализировать о многих грядущих неисправностях.

Зона риска

Как правило, проблемы подобного рода возникают на двигателе с большим пробегом или при серьезной проблеме. Кроме этого в зону риска попадают двигатели, которые эксплуатируются при больших нагрузках, к примеру, на полугрузовом автомобиле установлен мотор, нерассчитанный на перевозку груза определенного веса. Кроме этого, стук клапанов – частое явление, встречающееся на автомобилях отечественного производства. Однако, известный случаи, когда стук появляется на холодном двигателе у новых иномарок. Какие проблемы могут привести к подобному явлению?

В чем заключается проблема?

Как бы далеко не ушел прогресс в сфере авто строительства, принцип работы двигателя внутреннего сгорания практически не изменился, только усовершенствовался. Почему же появляется стук клапанов?

  • Проверка зазора

    Увеличение зазора между кулачками распределительного вала и рычагами – главная причина, по которой клапана могут стучать. При увеличении зазора кулачок начнет стучать по рокеру, что и приводить к характерному звуку даже на холодном двигателе. Если не устранить подобное явление будет происходить износ деталей газораспределительной системы, что, в конечном, счете, станет причиной выхода из строя всего силового агрегата. Почему происходит изменение зазора, который выставляется производителем, и к чему может это привести?

  • Уменьшение зазора. Если клапан стучит при увеличении зазора, то при его сильном сжатии проблема обстоит несколько иначе – в первое время двигатель ведет себя вполне нормально. Сильный зажим становится причиной того, что клапан не будет закрываться полностью. Эта ситуация приводит к повышению риска перегрева двигателя, к снижению компрессии. Наихудшим исходом можно считать выход из строй одного или нескольких цилиндров.

Подобные проблемы можно предотвратить, если вовремя определить, стучат ли это клапана или звук исходит от других элементов ДВС.

Определяем причины появления звука

На современных автомобилях установлены двигатели, в которых регулирование зазора проводится автоматически. При поиске ответа на вопрос, почему стучит клапан на иномарке, ответ скорей всего не в регулировке зазора. Все современные ДВС комплектуются гидрокомпенсаторами. А вот с отечественными автомобилями и другими иномарками, которым подобная система не досталась, вопрос регулировки зазора актуален.На многих иномарках процедура регулировки или проверки зазора – сложная тема. Как правило, проводить проверку двигателя на предмет нарушения величины зазора следует у специалистов. На старом двигателе или отечественных агрегатах проверить, почему стучат клапана можно следующим образом:

  • проверяем состояние толкателя. Если они грязные или наблюдается протечка, тогда их следует заменить, так как стучит клапан из-за ограничения подачи масла.
  • после проверки давления масла замеряем сам зазор. Правильность выставленного зазора проверяется при помощи щупа, который размещают между коромыслом и верхним краем штока или между толкателем и кулачком, если в двигателе распределительный вал расположен вверху.

Остальные причины можно выявить только при профессиональном осмотре двигателя, в некоторых случаях, при его разборе.

Ремень ГРМ и клапана

Ремень ГРМ может также стать причиной, по которой стучит клапан. Подобное явление происходит следующим образом:

При слабом натяжении сбивается такт, что и приводит к рассматриваемой проблеме.Если ремень ГРМ соскочил на один или несколько зубов, стук клапанов будет появляться постепенно. Как правило, все начинается с небольшого постукивания, на который не многие обратят внимание на автомобиле старше 10 лет. Со временем звук усилиться в несколько раз. Все, как правило, заканчивается обрывом ремня ГРМ и всеми другими проблемами, которые возникают в подобной ситуации. Поэтому посторонние звуки со стороны клапанов – то, на что следует уделять внимание.

Когда ремень ГРМ соскакивает на один зуб, двигатель получает незначительные повреждения, в основном, страдает именно газораспределительная система. При полном обрыве страдает блок цилиндров, цилиндры, головка и другие составные части мотора. К сожалению,определить визуально то, что ремень перескочил довольно сложно. Кроме этого, своевременная его замена не является гарантией того, что обрыв не произойдет. Слизанные шлицы и выход из строя натяжного ролика часто приводит к подобным проблемам.Регулировка клапанов на современных ДВС без гидрокомпенсаторов – сложный процесс, за который берется не каждый дилерский центр. Это связано с тем, что нужно проводить разбор двигателя с дальнейшей регулировкой зазоров. Менять практически ничего не нужно, только элементы мотора, которые могут изнашиваться и при удобном случае быть заменены. Также следует остерегаться центров обслуживания, которые начинают «рассказывать» о необходимости замены многих элементов, о том, что работа занимает несколько дней.

Моторист, который знает конкретный двигатель и проводил подобную работу, сможет все выполнить за несколько часов, а регулировка клапанов обойдется в несколько тысяч рублей.

autolirika.ru

Что делать со стуком клапанов?

Если двигатель работает ровно, и в нём не происходит каких-либо сбоев – это честный признак того, что он «здоров» и обслуживается правильно. Возникновение любых посторонних звуков, таких как стук, глухие удары или скрип, зачастую указывает на проблемы с силовым агрегатом. Пожалуй, самый часто встречающийся звук, с которым сталкиваются автомобилисты, – это стук клапанов, его прямым конкурентом является разве что звук двигателя, который троит. Но в этой статье мы поговорим о клапанах, точнее о том, почему же они стучат и как самостоятельно выявить причину этого неприятного явления.

Зачастую клапаны начинают стучать у двигателей, которые уже «измотаны» большим пробегом, либо в тех силовых агрегатах, которые водители «запустили» или подвергают огромным перегрузкам. Но бывают и исключения, когда стук клапанов в двигателе возникает на практически новых автомобилях, у которых даже ещё гарантийный период не истёк.

Причины стука клапанов

Первой причиной можно по праву назвать нарушение зазоров между рычагами и кулачками распределительного вала. А происходит это следующим образом. Между вышеуказанными элементами увеличивается зазор, в результате чего кулачок ударяется о рокер, в итоге в отсеке силового агрегата появляются странные звуки, которые похожи на стук металла о металл. С увеличением зазора будет усиливаться металлический звук и, следовательно, износ. Если всё оставить, как есть, и абсолютно ничего не предпринимать, то результат будет весьма плачевным – двигатель полностью выйдет из строя и перестанет заводиться, что уже при наименьшем раскладе потребует капитального ремонта. Величину зазора между клапанами в чётком регламенте прописывает производитель двигателя, поэтому при малейшем отклонении от нормы нужно выполнить регулировку клапанов с учётом параметров, которые установил производитель.

Вторая и не менее распространённая причина возникновения стука клапанов – это слишком маленький клапанный зазор. По прошествии времени слишком зажатые клапаны полностью перестают закрываться, что ведёт к неизбежному перегреву двигателя, снижению компрессии и, следовательно, перерасходу топлива. Чтобы не допустить подобного поворота событий, рекомендуется производить регулировку клапанов каждые 15 тысяч километров пробега.

Стучать клапаны могут также из-за детонирующего двигателя. Как Вы уже знаете, детонация – это своеобразный микровзрыв, в результате которого образуется волна, способная дать «взбучку» всем деталям и узлам силового агрегата, в том числе и клапанам. В результате получается, что детонация приводит к металлическому цокоту клапанов, хотя, как видите, причина абсолютно не в них. Признаками детонации являются чёрный дым из глушителя, сильная вибрация и снижение мощности двигателя.

Распространённым явлением оказывается и стук клапанов «на горячую», имеется ввиду цокот клапанов после того, как двигатель перегрелся. В этом случае причина заключается в повышении оборотов при низком давлении масла, а это может происходить вновь из-за увеличившихся зазоров либо чрезмерного износа деталей. В таком случае следует проверить давление масла; кроме этого, убедитесь в его нормальном состоянии и вязкостных свойствах.

Стук клапанов может возникать также и «на холодную», в таком случае причина может быть в критическом износе толкателя. Когда толкатели загрязняются или протекают, это влияет на подачу масла в клапаны, в результате от недостатка смазки в клапанах появляется характерный металлический стук. Если проверка показала нормальное давление масла, тогда проверьте зазоры клапанов, не исключена будет и необходимость их регулировки.

Способы устранения стука клапанов

Автомобильные цилиндры, как правило, оснащаются одним либо двумя клапанами на штуку. Один из них запускает горючую смесь, другой выпускает отработанные газы. Поэтому клапаны и получили свои соответствующие названия: впускной и выпускной. А механизм, который приводит их в действие, называется газораспределительным (ГРМ) или просто клапанным. По достижении силовым агрегатом высоких температур, его детали начинают расширяться. Вспомним физику средних классов. На двигателе в холодном состоянии зазоры должны быть строго определены производителем.

Если клапана неверно отрегулированы, это может привести к снижению эффективности КПД силового агрегата и более быстрому износу его деталей. Например, если зазор оказался слишком мал, клапаны вместе со своими сёдлами подгорят. С большими зазорами всё складывается иначе: клапаны будут открываться не полностью, результатом чего будет значительное падение мощности двигателя и будет слышен металлический цокот.

Уровень стука в отсеке двигателя, в основном, зависит от количества клапанов в двигателе, которыми оснащена та или иная модель автомобиля. Следовательно, от количества клапанов будет зависеть и сила стука при их износе. Для предотвращения этого непонятного шума применяются гидравлические толкатели, которые поддерживают клапанные зазоры в определённом постоянном положении.

Для более корректной и эффективной работы газораспределительного механизма клапаны двигателя следует очищать. Ведь по мере эксплуатационного срока они обрастают нагаром, который препятствует нахождению их в нормальном состоянии. Поэтому клапаны необходимо периодически очищать и притирать. При регулярном выполнении своевременных профилактических работ механизма газораспределения, силовой агрегат Вашего автомобиля будет не только прекрасно работать, но и существенно экономить расход топлива. Технология правильной регулировки клапанов следующая:

- снимаем крышку клапанов;

- при помощи домкрата поднимаем одно колесо;

- ставим приспособление для нажатия клапанов;

- считаем, где располагаются впускные и выпускные клапаны;

- поворачиваем колесо до тех пор, пока колено вала не окажется вверху, а после замеряем зазор первого клапана;

- если стучат клапаны, посчитайте, какая необходима шайба, если таковая есть, вставьте её. Для этого имеется специальный кулачок, который придерживает седло в нажатом состоянии. Таким путём обеспечивается лёгкий доступ к шайбе. Теперь её можно достать пинцетом или зажимом. По аналогии проведите работу с остальными клапанами.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Почему стучат клапана на холодном горячем двигателе при разгоне, что делать

У новой машины двигатель работает, что называется, как часы. Но ничто не вечно, однажды автовладелец обнаруживает, что к обычному шепоту мотора примешиваются нехарактерные звуки. Знаток, конечно, отличит ненормальное шуршание ремня, либо стук пальцев, или, скажем, стрекот подшипников коленвала от иного печального диагноза: стучат клапана!

Содержание

  1. Что с ними не так
  2. О гидрокомпенсаторах и не только
  3. Как быть или сколько заплатить

Попробуем разобраться, каковы же премудрости клапанной диагностики, а также каким образом лечить данную болезнь у автомобиля. Кроме этого обязательно коснемся возможных причин, из-за которых стучат порой клапана у ДВС.Во-первых, опишем звук, по которому профессионалы распознают описываемую проблему. Это звонкое, отчетливое, металлическое постукивание средней частоты в районе крышки газораспределительного механизма. Причем, именно данный звук не исчезает при смене количества оборотов двигателя, особенно, если стучат клапана только на холодном двигателе.

Во-вторых, точно сказать, они или не они, сможет только профессионал, у которого есть опыт. Однако обычному автолюбителю стоит попробовать два метода диагностики. Один из них заключается в следующем: открыть крышку для заливки масла, затем прислушаться ближе к горловине, если звук усилился, то наверняка виноваты они. Другой метод: упереть что-то типа стетоскопа в зону работы подозреваемой детали, посторонний звук даст о себе знать.

Также читайте про замену передних амортизаторов ваз 2107 и замену задних сайлентблоков.

Что с ними не так

Теперь опишем распространенные причины, объясняющие, почему стучат клапана. У современных двигателей распредвал расположен сверху, его кулачки толкают клапана посредством стержней – простой, наилучший механизм. Стержни называются толкателями.

  1. Между кончиком толкателя и кулачком всегда есть минимальный зазор, регламентируемый производителем. Увеличение зазора является одной из причин, объясняющей, почему стали стучать клапана. При уменьшении зазора постукивание также появится, а клапан может со временем перестать плотно закрываться.
  2. Другой возможной предпосылкой монотонной клапанной песни может стать детонирующий двигатель, например, из-за плохого бензина.
  3. Если стучат клапана только при разгоне, скорее всего, это происходит из-за увеличенных оборотов мотора при недостаточном давлении масла.
  4. Неисправность может проявляться из-за плохо натянутого ремня ГРМ.
  5. Наконец, это просто износ деталей, либо кулачков вала.

При всем при этом надо отличать две главных разновидности разбираемой неполадки. Клапанное постукивание порой встречается только на холодном двигателе или, напротив, исключительно на прогретом. Разберем эти разновидности по отдельности.Если стучат клапана только на холодную, то суть явления такова:

  • мотор староват, изношенные детали проявляют себя при запуске большими зазорами, постепенно, при прогреве, железо расширяется, зазоры уменьшаются, звук пропадает, это главный ответ на вопрос, почему стучат клапана только на холодном двигателе;
  • зазор между толкателем и кулачком уже не в норме, но на теплом двигателе еще не выдает посторонний звук.

Если же проблемы с клапанами только на горячую, то варианты предпосылок таковы:

  • плохо затянут болт крепления распредвала к постели, при прогреве кулачок как бы отдаляется от толкателя;
  • недостаточный уровень масла в моторе, сильно засоренный масляный фильтр, – из-за последнего, например, на горячую уже не хватает масла для клапанов;
  • стучат гидрокомпенсаторы.

О гидрокомпенсаторах и не только

Вот о них сейчас поговорим отдельно. Если их нет, например, когда у ВАЗ 2109 (в котором они отсутствуют) где-то стучит клапан, то последняя причина из приведенного списка сразу отпадает… Так вот, если их нет, клапанные зазоры регулируются с помощью специальных подкладных шайб, а если они есть… Они выполняют саморегулирующую функцию.Вообще гидрокомпенсатор включает корпус, а также плунжер. Оба находятся как раз между кулачком и клапаном. При движении кулачка масло из двигателя попадает в корпус, выдавливая плунжер. Оно заполняет собой весь тепловой зазор между кулачком и торцом стержня клапана при открывании клапана, а при закрывании масло уходит. Так проблема устраняется.

Именно исходя из этого устройства гидрокомпенсаторов, недостаточное давление масла вызывает отчетливое постукивание клапанов. Кстати, такие минусы гидрокомпенсаторов, как усложнение конструкции, потеря некоторой мощности, повышенный износ распредвала, – заставили инженеров Тойоты отказаться от этой системы при проектировании.

Тем не менее, на многих современных двигателях ВАЗовских машин установлены гидрокомпенсаторы. Поэтому, нужно внимательно относиться к клапанным стукам этих авто при прогреве двигателя.

Кстати, при этом не стоит путать с клапанным постукиванием звук иного характера, когда просто стучит клапан адсорбера на Приоре или Калине – для них это характерная проблема. Она лечится просто: с корпуса воздушного фильтра демонтируют этот узел, находят регулировочный болт, чуть залитый материалом типа эпоксидного, вращают его.

Как быть или сколько заплатить

Ну а что же все-таки делать, если проблемы с клапанами двигателя? Можно ли попытаться предпринять какие-либо манипуляции самому? Отбросим все описанные второстепенного характера предпосылки. Как уже говорилось, основная причина звука кроется в нарушении регламентированных клапанных зазоров.

Решиться на их регулировку своими руками – достаточно смелый шаг, без опыта он может привести к ухудшению ситуации. Вообще же для производства операции необходимо иметь под рукой следующие предметы:

  • набор плоских щупов разной микрометрической толщины;
  • гаечные ключи.

Технологический процесс очень трудоемкий. Самое основное здесь: руководствоваться книжкой к данному конкретному автомобилю с указанными производителем зазорами и четко прописанной инструкцией по регулировке! Мы опишем процесс лишь в общих чертах для тех, кто не имеет о нем представления.

  1. Сначала необходимо демонтировать крышку головки блока цилиндров, таким образом добраться до клапанного механизма.
  2. Затем нужно удалить масло из ванночек головки.
  3. Далее первый раз вращается распредвал до совмещения метки на его шкиве с установочным выступом. Так достигается верхнее положение поршней пары соответствующих цилиндров.
  4. Теперь щупом проверяются зазоры под соответствующими кулачками.
  5. При невыполнении регламентируемой величины подбирается и устанавливается регулировочная шайба.
  6. Если стучат клапана у таких авто, как Форд Фокус 2 или Тойота, то при регулировке в их моторах сначала записываются все данные по неправильным величинам, а после полного измерения всех зазоров снимается распредвал, заменяются вышедшие из диапазона старые толкатели на новые из специального набора.
  7. Операция с шайбами повторяется несколько раз, например, восемь раз для шестнадцати клапанов.
  8. Производится сборка, затем проверка двигателя.
  9. Если проблема остается даже после регулировки, то либо слишком большая выработка на торцах толкателей, а также на кулачках, либо регулировка была произведена неправильно!

Скажем сразу, если делать это без опыта, чисто по инструкции, есть огромный риск серьезно «напортачить»! За такую ответственную операцию даже не каждый автосервис возьмется. Ну а если возьмется, посмотрим, сколько возьмет. Далее мы приводим таблицу примерной стоимости процедуры для иномарок по крупным городам РФ.

Город Стоимость
Москва 3300 руб.
С-Петербург 2500 руб.
Екатеринбург 2250 руб.
Самара 2000 руб.

Заметно, что операция не из дешевых. Разве что для ВАЗ приведенные ценники можно уменьшить раза в два. Однако отказываться от процедуры не резон. Если стучит хоть один клапан двигателя, а владелец машины долгое время не предпринимает никаких действий, это грозит печальными последствиями.

Вернуться вверх

При игнорировании неправильных зазоров клапанного механизма постепенно произойдет износ кулачков, как следствие – потеря мощности мотора. Более худший исход – прогорание толкаемой детали, её заклинивание, как следствие – отказ цилиндра, дорогостоящий ремонт двигателя с полной разборкой. Поэтому регулировку необходимо производить в среднем каждые 30 – 40 тыс. км пробега.

Итак, мы указали все основные моменты, связанные с посторонним клапанным шумом. А приведенные предостережения призваны уберечь автовладельцев от необдуманных шагов.

Теперь смотрите видео о замене передних стоек и замене задних пружин на ваз 2107.

daciaclubmd.ru