В каком году начали выпускать ваз 2108
ВАЗ-2108 — Энциклопедия журнала "За рулем"
ВАЗ-2108 | |
Технические характеристики: | |
кузов | хетчбек |
количество дверей | 3 |
количество мест | 4 |
длина | 4006 мм |
ширина | 1620 мм |
высота | 1335 мм |
колесная база | 2460 мм |
колея передняя | 1400 мм |
колея задняя | 1370 мм |
дорожный просвет | 160 мм |
объем багажника | 330 л |
расположение двигателя | спереди поперечно |
тип двигателя | 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный (инжекторный), четырехтактный |
объем двигателя | 1499 см3 |
Мощность | 78/5400 л.с. при об/мин |
Крутящий момент | 116/3000 Н*м при об/мин |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КП | четырех- пятиступенчатая механическая |
Подвеска передняя | независимая, с телескопическими амортизаторными стойками, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости |
Подвеска задняя | с пружинами и с продольными рычагами, соединенными поперечной балкой |
Амортизаторы | гидравлические, поршневые, двустороннего действия |
Тормоза передние | дисковые |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | 8 л/100 км |
максимальная скорость | 155 км/час |
годы производства | 1984-2003 |
тип привода | передний |
снаряженная масса | 1345 кг |
разгон 0-100 км/ч | сек |
Описание модели
ВАЗ-2108 – второй советский серийный переднеприводный легковой автомобиль (первым был ЛуАЗ-969В в 1967году) и первый отечественный трехдверный хэтчбек. Модель была представлена в 1984 году и явилась основой для появления модельной гаммы «Самара/Спутник». Семейство включало автомобили с кузовами седан, трех- и пятидверный хетчбек, а также послужило базой для появления многочисленных мелкосерийных автомобилей (коммерческие ВИС, спортивные Лада Ралли, кабриолеты Наташа и т.д) Автомобили комплектовались несколькими видами двигателей, в том числе, с электронной системой впрыска, а так же роторно-поршневым двигателем Ванкеля. В период с 1997 по 2005 год семейство было модернизировано до версии «Самара-2». Официально производство модели ВАЗ-2108 прекратили в 2005-ом, однако ВАЗ-2113, пришедший ему на смену, является лишь рестайлинговой версией этого автомобиля и продолжает выпускаться. Всего было произведено около 900 тысяч «восьмерок», часть из них поставлялась на экспорт.
История появления модели
Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.
ЗР 1984 №1 стр 05
ЗР 1984 №12 стр 06
Несмотря на начавшееся распространение переднего привода по всему миру, советские автомобилестроители относились к нему поначалу весьма скептически. Особые опасения вызывала возможность выпуска в СССР технологически-сложных комплектующих, вроде шарниров угловых скоростей. Очевидным было и то, что перспективному семейству необходим принципиально новый кузов. Классическое семейство, берущее начало от ФИАТ-124 стремительно устаревало, даже будучи модернизированным до версии ВАЗ-2105 - ВАЗ-2107. Любопытно, что имя "Самара" первоначально предназначалось для западного рынка, а для внутреннего было придумано название "Спутник", но оно «не пошло», и вскоре все автомобили семейства получили шильдики «Самара» на задней двери.
Для отечественного автомобилестроения проект развивался весьма быстрыми темпами. Если в 1975 году было принято принципиальное решение о сотрудничестве, то уже в 1978 году построен первый образец, а в 1984 году автомобиль пошел в серийное производство. Интересно, что с этим первым образцом произошел казус. Машину собрали аккурат 31 декабря 1978 года, но завести двигатель тогда не удалось. Однако уже 2 ого января 1979 года конструкторы вновь приступили к испытаниям. Машину разрабатывали по принятой немецкой системе. Проекту было присвоено наименование «Гамма», а каждому новому образцу серия с двумя нулями – 100, 200 и 300. Первая цифра серии отражала готовность того или иного экземпляра к серийному производству. При этом необходимо учитывать, что координация трех инжиниринговых площадок: Тольятти, Штутгарт и Турин проводилась без использования современных технологий передачи данных. Между тремя городами все время «курсировали» командированные специалисты разных компаний.
Наконец, в 1984 году производится опытная партия автомобилей. Журнал «За Рулем» подробно освещает это событие на своих страницах:
...Собственно, ВАЗ 2108 не просто новая машина, а первая модель принципиально нового по конструкции семейства автомобилей. Когда в 1978 году было утверждено а него техническое задание, предпочтение было отдано компоновочной схеме с передними ведущими колесами… …Как показали всесторонние испытания и эксплуатация в разных климатических и дорожных условиях, ВАЗ 2108 не только резко отличается по своим потребительским качествам от других распространенных у нас машин. Он не уступает лучшим зарубежным аналогам своего класса. Машина хорошо приспособлена к эксплуатации в нашей стране и в этих условиях, можем смело сказать, превосходит иностранные образцы...
ЗР 1984 №11 стр 06
ЗР 1984 №11 стр 07
Во время испытаний на брусчатке отвалилась задняя подвеска. Начало восьмидесятых, вместо передка - камуфлирующая накладка
Испытатели вспоминали, что некоторые водители попадали в кювет, завидев на дороге такое чудо
Сотрудничество с Porsсhe
Так как машина должна была стать во многом революционной, решено было привлечь к её созданию западных партнеров. Велись переговоры с несколькими компаниями, но, в конечном счете, в качестве основного партнера была выбрана немецкая Porsche.Вот как описывает принятие решения о сотрудничестве главный конструктор ВАЗа в 1975 – 1996 гг. Георгий Константинович Мирзоев в книге «Высокой мысли пламень»:
В 1975 году президент фирмы «Порше» Э. Фурманн встретился с В. Поляковым, тогда уже министром автомобильной промышленности СССР. И в разговоре отметил, что немецкое государство причинило много бед Советскому Союзу, развязав вторую мировую войну, и что это необходимо каким-то образом компенсировать. В результате родилось соглашение между ВАЗом и фирмой «Порше» под эгидой Госкомитета по науке и технике (ГКНТ) СССР.
Работа с партнером была рассчитана на три года, (1976-1978 гг.), плата составляла 500 тысяч дойчмарок в год. Помимо разработки «восьмерки», специалисты Porsсhe предложили прототип Нивы с алюминиевыми деталями оперения, модернизацию ВАЗ-2103, а также наработки по двигателям. В течение двух с половиной лет на Porsche находилась постоянно меняющаяся по составу группа специалистов ВАЗа, что позволяло инженерам и дизайнерам получать необходимый опыт и навыки для создания новой модели. В качестве консультантов по технологии производства, была привлечена дочерняя фирма ФИАТа UTS, хорошо знакомая с ВАЗом ещё по проекту ВАЗ-2101
Однако были ещё и десятки предприятий – поставщиков комплектующих по всей Европе. Можно сказать, что проект был международным. Ставки были высоки. Последним завоеванием ВАЗа в Европе тогда была Нива , которая разошлась по всему миру тиражом более 500 тысяч экземпляров и новая модель не должна была «ударить в грязь лицом».В отличие от «начинки», к дизайну Спутника западные специалисты не имели никакого отношения. Образ рождался постепенно, и на этапе эскизной проработки экстерьером передней части напоминал даже американские Понтиаки тех лет.
Образец 1978 года и коллектив его создателей.
Обратите внимание на утопленные в боковины ручки дверей - позже от этого решения отказались. Существовала легенда, будто бы некий русский эмигрант с Порше подарил нашим инженерам ручку от модели 924. Впрочем, такие мифы не лишены оснований. Помимо очевидных плюсов, которое давало сотрудничество с мировым грандом инжиниринга, наша бюрократическая система часто «сбоила» и рождала неприятные прецеденты.
Вспоминает испытатель Константин Кукушкин:…Предложенная фирмой конструкция боковой двери никак не хотела укладываться в норму. В. Филимонов и я долго бились с провисанием двери, переработав несколько вариантов. В результате поиска получилась дверь, отвечающая всем нормам, и при этом на 200 г легче.Об этом были написаны соответствующие отчёты и «форганги» Но нас по-прежнему заставляли «мучить» конструкцию, разработанную фирмой.Когда же её в конце концов окончательно забраковали, фирма предложила новую – нашу, изготовленную нами год назад, прилизав её и облагородив внутреннюю панель. Дверь была принята как предложение фирмы!...
Бывали и забавные ситуации. Специалисты Порше предложили поставить соответствующий шильдик на тех деталях, к которым приложили руку. Однако советская сторона отказалась, и в итоге об участии именитой фирмы в создании автомобиля напоминали лишь заметки в журналах: «При участии немецких специалистов…»
Помимо разработки самого автомобиля и постановки его на производство, предстояло решить ещё массу организационных вопросов в отношении поставщиков. Ниже один из показательных примеров.
Вспоминает технолог А.Зевакин: …С изготовлением остекления для новых автомобилей ВАЗ-2108 на Борском стеклозаводе сложностей было немало. Ветровое стекло и стекло двери задка были приняты к изготовлению без особых возражений. А вот освоение опускных стёкол дверей и окон боковины встретило сильное сопротивление стекольщиков… …И только благодаря вмешательству Г. Мирзоева, который сумел договориться с их московским Главком, завод дал согласие изготовить пробную партию стёкол...
Такие проблемы были со многими комплектующими. Резиновые уплотнители для стекол, ударопоглащающие бамперы из стеклонаполненного полиуретана - все давалось «с боем». Советская промышленность по многим направлениям выходила с «восьмеркой» на новый уровень производства, но уровень этот давался очень нелегко.
Первоначально, семейство должно было включать в себя модели с двумя типами кузовов (трех- и пятидверный хэтчбек ) и тремя двигателями объемом 1.1, 1.3 и 1.5 литра, однако позже стала понятна и необходимость освоения седана , которое растянулось до 1990-ого года. Кроме того, на базе ВАЗ-2108 было создано целое семейство спортивных модификаций , а так же построены различные концепты
Автомобили-конкуренты
Seat Rondo (1982-1986)
Skoda Favorit (1987-1995) - аналог "девятки" даже внешне
В 1989 году «За рулем» «с некоторыми сокращениями» приводит тест английского журнала «Car», проведшего тест Форда Эскорта и «Восьмерки»
А вот тест журнала «Motor» со страницы diecast43 в ЖЖ
Экспорт и окончание производства
В 1990 году на Брюссельском автосалоне бессменный дилер советских автомобилей в Европе компания Scaldia – Volga представляет подготовленный к мелкосерийному производству стильный кабриолет Lada Natasha. В Брюсселе, а позже в Братиславе и Праге открываются небольшие производства, где новые автомобили выпускаются уже мелкими партиями. Основная часть их уходит на экспорт во Францию и Испанию, где эти машины пользовались успехом за счет демпинговых цен и, в целом, сбалансированной конструкции.
Lada Natasha
На автосалоне кроме вышеупомянутой Lada Natasha, фирма представила также рестайлинговую версию «восьмерки» Lada Carlota и «заряженную» Lada Samara RSI, созданную в отделе спортивных автомобилей ВАЗа. Пластиковый обвес изготовляла немецкая фирма Pichler, а тюнинговая фирма Mangoletti адаптировала под форсированный 1600-кубовый мотор «гоночную» систему впрыска, предусмотрев два варианта — мощностью 100 и 130 л.с. С первой «Мисс Россия» Машей Калининой в качестве хозяйки стенда Scaldia Volga и продукция АвтоВАЗа завоевала за рубежом определенную популярность.
После успеха Scaldia Volga и другие экспортеры автомобилей ВАЗ начинают разрабатывать рестайлинговые версии «зубила». Так, например, Норвежская компания «Конела-Норге-Бил», по примеру Lada Carlota, выпускает модель Lada Konelia. Она оснащала свои Лады альтернативной оптикой. Кстати, данное оформление передка напоминает ранние эскизы Пашко, приведенные выше.
Lada Konelia (Konela)в журнальной статье
Lada Konelia
Так как ВАЗ-2108 был не только автомобилем для внутреннего рынка, но и для внешнего, ему требовалась серьезная рекламная компания. Для продвижения новой модели фирма «Автоэкспорт» использовала самые передовые технологии – и рекламу в автомобильных изданиях, и создание видео – роликов и, конечно же, формирование спортивного имиджа марки. На этом стоит остановиться подробнее.
Французская реклама Самары
К началу девяностых передовая модель АвтоВАЗа начинает устаревать и завод теряет экспортные рынки. Если в 1988 году АвтоВАЗ поставил за рубеж 306 641 автомобиль, то в 2008 году на экспорт было поставлено 106 562 штук. Однако данная статистика лукавит, т.к. до 80% поставок приходится на страны бывшего СССР, которые по понятным причинам раньше не считались экспортными рынками.
Попытка возобновить экспорт. Lada Baltic.
В 2004 году Лада-113 сменила в производстве ВАЗ 2108. На этом закончилась официальная история первого массового советского легкового переднеприводного автомобиля
Полезные ссылки
Модификации ВАЗ-2108Подробные ТТХ Спортивные модификации ВАЗ-2108 Экспериментальные модели ВАЗ-2108 ВАЗ-2109 ВАЗ-21099 ВАЗ-2113-2115 Ремонт ВАЗ-2108-21099
Книга "Высокой Мысли Пламень"Сайт АвтоВАЗа ]
Статья подготовлена при участии Александра Астапенкова
wiki.zr.ru
статьи, истории создания и фотоматериалы ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК (МЗМА)
История создания
ВАЗ 2108 - советский легковой автомобиль, разработанный на заводе ВАЗ. Серийно выпускался с 1984 по 1999 год. ВАЗ 2108 - первая модель нового переднеприводного семейства завода ВАЗ. Стоит отметить, что данная модель стала эпохальной для советского автопрома, Именно после выпуска "восьмерки" началось массовое производство переднеприводных советских автомобилей.
Тенденция на переднеприводные автомобили начала появляться во всем мире в середине 1970-х. На ВАЗ-е было принято решение о разработке принципиально новой модели, не основанной на узлах и агрегатах FIAT 124. Итальянские коллеги отказались сотрудничать по новой переднеприводной машине и вазовцам пришлось искать новых партнеров. В их лице выступила компания "Порше". Первый опытный образец ВАЗ 2108 увидел свет 31 декабря 1978 года. Модель выглядела крайне прогрессивной. В ней было многое: независимая подвеска всех колес, поперечное расположение двигателя, бесконтактная система зажигания и, самое главное, передний привод. В последующие годы шла активная разработка новой модели.
Было заключено несколько лицензионных соглашений с зарубежными фирмами по шасси. В 1981 появились опытные автомобили, носящие индекс 2108. Машина получила кузов типа трехдверный хэтчбэк, переднюю подвеску типа "Мак-Ферсон", поглощающие энергию удара пластмассовые бампера и алюминиевые двери и капот. Активные работы над моделью позволили уже в 1984 собрать первую опытно-промышленную серию автомобилей. ВАЗ 2108 был комфортнее и экономичнее своих заднеприводных собратьев. Для внутреннего рынка модель получила наименование "Спутник", а на экспорт шла под именем "Самара". Позднее имя "Самара" вытеснит имя "Спутник" и на внутреннем рынке.
Модель имела достойную стандартную комплектацию. Передние сидения имели регулировку в трех плоскостях, а заднее сидение могло раскладываться для погрузки габаритного груза. С начала 1990-х на модели семейства "Самара" ставили разные приборные панели. "Люксовый" вариант доставался инжекторным версиям автомобилей, в то время как карбюраторные модели комплектовались так называемой "низкой" панелью приборов. Позднее останется единственный, "люксовый" вариант.
В 1990 году был проведен рестайлинг модели. Изначально спереди модель имела пластиковый "клюв", от которого решили избавиться, увеличив длину передних крыльев. Рестайлинговые версии получили в шоферской среде название "длинное крыло". Автомобили ВАЗ 2108 поставлялись на экспорт. Существовали модификации со специальными двигателями и даже с правым расположением органов управления. Некоторые зарубежные фирмы делали на основе "восьмерки" кабриолеты и фургоны. С 1999 года началась плавная замена моделей «Самара» первого поколения на рестайлинговые модели семейства «Самара 2». Некоторые модификации ВАЗ 2108 продержались на конвейере до 2002 года.
Дизайн
Внешний дизайн модели в середине 1980-х произвел фурор. Автомобиль выглядел очень современно и даже немного спортивно, что подчеркивалось трехдверным типом кузова. Позднее на рынок вышли две другие модели семейства "Самара", получившие не меньшую популярность. ВАЗ 2108 из-за своей формы получил прозвище "зубило", а после рестайлинга копилка народных названий модели пополнилась обозначением "длинное крыло". После рестайлинга автомобиль избавился от пластиковой окантовки на передней части за счет удлиненных передних крыльев. Модель ВАЗ 2108 была одной из самых желанных в СССР в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Двигатель
На базовую модификацию ВАЗ 2108 устанавливали экономичный мотор, объемом 1,3 литра и мощностью 65 л.с. Позднее появились модификации с более мощным карбюраторным двигателем объемом 1,5 литра и мощностью 70 л.с. Экспортные модели комплектовались двигателем объемом 1,1 литра, имевшим мощность 53 л.с. Небольшими партиями под заказ выпускали модификацию с роторными двигателями.
Модификации
ВАЗ-21081 - экспортная модификация с двигателем объемом 1,1 литраВАЗ-21083 - модификация с впрысковым двигателем, объемом 1,5 литраВАЗ-21083-01, ВАЗ-21083-02 - модификации с карбюраторными двигателямиВАЗ-21083-21, ВАЗ-21083-22 - модификации с впрысковыми двигателямиВАЗ-21084 - модификация с двигателем объемом 1,5 литра мощностью 82 л.с.ВАЗ-2108 М - опытная модификация с измененной отделкой — прообраз ВАЗ-2113ВАЗ-2108-91 - модификация с роторным двигателем ВАЗ-415
autoussr.com
История марок автомобилей мира - ВАЗ-2108
Он способен без проблем пройти 150 тыс. км (при условии не гоночного темперамента владельца). Единственное, с чем придется мириться, так это с частой заменой масляного фильтра и необходимостью обслуживания зажигания и регулировки клапанов только на СТО. Модификация ВАЗ-21083, выпускаемая с 1987 года, оснащается карбюраторным двигателем рабочим объемом 1,5л. ВАЗ-21083i - инжекторным двигателем рабочим объемом 1.5л. Несколько позже, для экспорта в некоторые страны, начали производство модификации ВАЗ-21081 с рядным 4-цилиндровыми бензиновым 1,1-литровым 53-сильным не слишком темпераментным двигателем. В 1996 году выпуск этой модификации завершили.В 1990 году был проведен рестайлинг передней части, в результате которого "восьмерка" приобрела иную форму крыльев и избавилась от пресловутого "клюва". На рынке версии с отдельным "клювом" в передке и "коротким крылом" (до 1991 года выпуска) уступают место моделям ВАЗ-21083 с "длинным крылом". Достаточно много предложений о продаже ВАЗ-21081 и ВАЗ-21083 с велюровым салоном и более удобной панелью "люкс" с тахометром и маршрутным компьютером (стандарт для седанов ВАЗ-21099 и версий с инжекторными двигателями), которые также устанавливают на автомобили, побывавшие в аварии (чтобы подороже спихнуть).Следует настороженно относиться к предложениям молодых автовладельцев о продаже нестандартных машин 6-7-летней давности, начиненных различными аксессуарами и "музыкой". Тем не менее за последние годы возникло множество небольших тюнинговых фирм, вовсю превращающих "восьмерку" в "почти купе". Особенно популярна замена серийных стоек на импортные газонаполненные, доработка двигателей и т.д. В свое время неудачный дизайн "клюва" вызвал к жизни целую прослойку мелких фирм и фирмочек, которые пытались выпускать различные накладные детали оформления, менявшие неудачную внешность "восьмерки".Существует еще ряд моделей, которые по своим характеристикам не отличаются от базовых моделей, но из за разницы в расположении узлов и агрегатов получили собственные индексы. Экспортные варианты, выпускаемые для Великобритании - ВАЗ-21086, ВАЗ-21087, ВАЗ-21088. Это аналоги соответственно моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, но с правосторонним расположением рулевой колонки.Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено "зеркальным" механизмом привода дворников.По объявлениям изредка встречаются кабриолеты западного производства с инжекторными двигателями (Natasna, Bohemia Cabrio). Иногда предлагают модели с правым рулем из Великобритании (такие машины носят заводские индексы: 21086 с двигателем 1,3 л; 21087 - 1,1 л; 21088- 1,5 л). Попадается также двухместный фургон ВАЗ-2108Ф (ВАЗ-1706)Челнок (название говорит само за себя) с высокой пластиковой крышей (общая высота 1900 мм) и грузовым отсеком объемом в 2,2 куб.м. Его грузоподъемность 450 кг, а погрузочная высота за счет оригинальной конструкции задней двери понижена до 550 мм.Сейчас можно выбрать варианты с различными панелями приборов ("высокая" или "низкая"), с системой впрыска топлива и различным доплнительным оборудованием. Последняя новинка - устанавливаемая на заводе на часть выпуска системы защиты автомобиля от угона. Этот, в целом удачный автомобиль, даже после более 15 лет выпуска остается популярным у покупателей, в основном благодаря низкой цене, хорошим ездовым свойствам и доступности ремонта.
- Технические характеристики:
- Габаритные размеры, мм:
- длина - 4006
- ширина - 1620
- высота - 1400
- Колесная база, мм 2460
- Колея передних/ задних колес, мм 1400/1370
- Масса снаряженного автомобиля, кг 920
- Полная масса, кг 1345
- Ведущие колеса передние
- Двигатель 2111
- Рабочий объем двигателя, куб.см 1499
- Максимальная мощность, кВт (при об/мин.) 57,2 (5400)
- Макс. крутящий момент, Нм (при об/мин) 115,7 (3000)
- Система питания распределенный впрыск
- Число передач в КП пять
- Передаточное число глав. передачи 3,7 или 3,9
- Максимальная скорость, км/ч 160
- Время разгона с места до 100км/ч, с 14
- Расход топлива, л/100 км:
- - городское движение 10
- - загородное движение 5,7
- - смешанное 7,3
- Размер шин 165/70R13 или 175/70R13
- Нормы токсичности R83
sashkoserg.ucoz.ru
ВАЗ 2108 История создания - 12 Января 2011
ВАЗ 2108 История создания
ВАЗ-2108 Лада спутник — это трёхдверный переднеприводный хетчбэк Тольяттинского автозавода. Выпускался с 1984. В данный момент снят с производства. Выпускается его преемница — ВАЗ-2113, которая внешне отличается от 2108 изменённой формой передка (крылья, капот, оптика), другими бамперами, наличием пластиковых накладок на порогах и спойлером на задней двери.
Ранее оснащался рядными 4-цилиндровыми 8-клапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 куб.см. С 1994 года на эти машины стали устанавливаться четырёхцилиндровые бензиновые двигатели с распределённым впрыском топлива, хотя модели с карбюраторным двигателем продолжали выпускаться аж до 2002 года.
С 1994 года Волжский автозавод выпускал ВАЗ-2108-91 с РПД ВАЗ-415 объёмом 1,3 литра, мощностью 140 л.с. при 6500 об/мин, но, конечно, ограниченными партиями.
В семидесятых годах конструкторы автозавода приступали к созданию новой модели массового легкового автомобиля, качественно превосходящей полюбившиеся всем «Жигули», они решительно остановили свой выбор на переднеприводном седане с поперечным расположением двигателя.
Передний привод на серийных автомобилях применяется с 1931 года. Однако долгое время лишь немногие фирмы были сторонниками такой конструкции. Отпугивали сложность и недолговечность карданных шарниров, шрусов, приводящих во вращение передние колеса, недостаточная способность преодолевать подъемы, больший радиус поворота. С другой стороны, значительно лучшая управляемость подобных машин, обусловленная приложением крутящего момента к управляемым колесам, позволяла переднеприводным безопасно совершать обгоны, особенно на скользких дорогах, и уверенно вписываться в повороты без малейшего стремления к заносу.
После второй мировой войны интерес к переднеприводным продолжал расти, появилось много различных прототипов, особенно в малом классе. Долгое время, правда, на психологию и конструкторов и потребителей оказывал влияние опыт «фольксвагена» («жука»). Надежность и дешевизна этой нетрадиционной машины создали ей небывалую популярность. Вот почему, проектируя массовые модели, фирмы отдавали предпочтение заднемоторной компоновке.
Переворот в отношении к переднему приводу совершил в 1959 году А. Иссигонисс, конструктор известных «Мини» фирмы «Бритиш Лейланд». Разрабатывая новый микроавтомобиль, он не рассчитывал на специальный двигатель, а приспособил старый, разместив его спереди, в едином картере с трансмиссией. Удачная развесовка и достаточное пространство для четырех пассажиров при минимальных внешних габаритах, отличные ходовые качества машины, несмотря на очень малый размер колес и жесткую резиновую подвеску, привели к тому, что эту компоновку начали использовать десятки фирм. К тому же большие успехи в технологии производства шарниров снизили их себестоимость, а удачный выбор соответствующего материала для защитного чехла, определявшего долговечность самого шарнира, практически решил проблему его надежности.
Постепенно стремление к оптимальной компактной компоновке узаконило схему с поперечным расположением двигателя поначалу для микролитражных машин, а затем и для конструкций покрупнее. Поэтому сейчас, в 1986-м, можно смело сказать о правильности и перспективности выбранного ВАЗом пути.
Каким хотели вазовцы сделать автомобиль? Прежде всего стремительным по форме - и не только из соображений чистой эстетики, но и экономики: уже в 70-х годах продувки моделей машин в аэродинамических трубах дали четную информацию о путях снижения коэффициента аэродинамического сопротивления и соответственно повышения экономичности автомобиля. Намеревались вазовцы сделать модель и универсальной по назначению, для чего была предусмотрена возможность складывать заднее сиденье для получения объемистого багажника с удобным доступом к нему через заднюю дверь. Ну и ко всему новый ВАЗ хотелось сделать малым по массе, причем без ущерба для таких влияющих на безопасность качеств, как способность кузова гасить фронтовой и задний удары, обеспечивать отсутствие деформации салона при авариях.
После расчетов и прикидок остановились на двухдверном кузове типа «хэтчбек» с наклонной задней третьей дверью. Такая компоновка оказалась наиболее рациональной. Широкие двери позволяют пассажирам легко занимать заднее сиденье, при этом, правда, спинку передних приходится отклонять. Впрочем, дня желающих иметь пятидверную машину сейчас создается особая модификация - ВАЗ-2109, пятидверный вариант «восьмерки».
Дизайнеры смогли придать автомобилю стремительный облик - это была достигнуто наклоном облицовки радиатора и линии капота, небольшим подъемом нижней кромки боковых стекол. Своеобразный облик придают машине панель облицовки радиатора с выступающим элементом, в котором располагается механизм очистки фар, а также мощный пластмассовый бампер со спойлером. Кстати, «восьмая» стала первой отечественной машиной, у которой передняя часть кузова, объединяющая блоки фар, отштампована из мягкой пластмассы. Для нового автомобиля характерны также короткий задний свес и низкопрофильные шины.
В результате применения современных материалов и удачной компоновки масса автомобиля снизилась на 85 кг по сравнению с традиционными «Жигулями», а это в совокупности со снижением аэродинамического сопротивления кузова (Сх его уменьшен с 0,47 до 0,38) позвонило снизить расход топлива (по сравнению с моделью ВАЗ-2105) на 18-20%. После освоения заводом пятиступенчатой коробки передач экономия топлива составит уже 18-26%. На приборном щитке появился новый прибор - эконометр, впервые примененный на отечественных машинах.
В число особенностей, повышающих интерес к новому автомобилю, входит также система встроенных датчиков, предупреждающая о неисправностях в тормозной системе, падении давления масла, разрядке аккумулятора. При неисправности на панели приборов загорается надпись «Стоп» и указатель конкретного дефекта. Кстати, аккумуляторная батарея ВАЗ-2108 не требует ухода, так же как и бесконтактная электронная система зажигания. А о состоянии генератора, регулятора напряжения, светотехнических приборов проинформирует специальная система бортовой диагностики, которая для этого подключается на станциях технического обслуживания к диагностическим стендам.
Как видим, много передового воплощено конструкторами ВАЗа в новую машину. Большую долю в общее дело вложили и испытатели автомобилей. В доводочных работах, в которых принимали участие и иностранные специалисты, было исследовано более сотни опытных образцов.
А теперь давайте представим себя за рулем «Спутника». Удобные эргономичные сиденья, компактные и легко читаемые циферблаты приборов, отличная обзорность, все это располагает к дальним поездкам. Заводим двигатель. Пока освоен в производстве вариант с рабочим объемом 1,3 л, он развивает мощность 48 кВт (65 л. с.) при 5600 об/мин, позднее можно будет выбрать более экономичный 1,1-литровый (55 л. с.) или более динамичный, с рабочим объемом 1,5 л (75 л. с.). Четко переключаются передачи. На нашем автомобиле четырехступенчатая коробка передач; пятиступенчатая с пятой повышающей передачей, позволяющая двигаться с пониженными оборотами двигателя, находится в стадии освоения.
Обратим внимание на привод механизма сцепления. Он тросовый, как принято на большинстве современных автомобилей. Испытания показали его надежность и долговечность. Нельзя не отметить, насколько точно автомобиль слушается руля. Передние ведущие колеса в сочетании с удачным подбором передаточного числа обеспечивают практически полное отсутствие «подруливания» при движении по прямой и особую уверенность в поведении автомобиля. Очень точно выполняются маневры, связанные с перемещением в соседний ряд. Этому способствует сочетание кинематики передней, кстати, очень энергоемкой, независимой подвески типа «макферсон» и задней, продольные рычаги которой связаны друг с другом. Это сочетание, как показали эксперименты, наилучшим образом отвечает современным требованиям управляемости. Особенностью поведения автомобиля (и то лишь в условиях гололеда!) следует считать только необходимость придерживаться особой тактики прохождения поворотов, заключающейся в плавном нажатии на педаль газа после заблаговременного, перед поворотом, снижения скорости. Зто избавит машину от возможного входа в занос передними колесами.
Многодневные испытания, проводившиеся на полигона НАМИ неподалеку от подмосковного города Дмитрова, позволили уточнить ряд характеристик агрегатов и в итоге показали высокую степень совершенства конструкции. В частности, долговечность кузова составляет 8 лет, что обеспечивается применением стали с цинковым покрытием для отдельных элементов, а также значительно улучшенной системой нанесения грунта и защитной мастики.
zazsila.ru
Революционный ВАЗ 2108
Эта уникальная машина стала переломной в сфере автомобилестроения СССР. ВАЗ 2108 отличался не только по механике и дизайне, здесь внедрилась новая философия этой промышленности. Был предоставлен на всеобщее пользование трехдверный автомобиль со спортивным характером. Революционным в «восьмерке» стало практически все. Родившись в 84-м году он до наших дней не уступает по популярности другим автомоделям. В наши дни «Самара» носит титул первого авто наших студентов.
Хотя в то время начало набирать активные обороты использования переднего привода по всем странам, но в России к нему относились неоднозначно. Спор был и по поводу технической сферы и по поводу технологической сферы. Бросалась в глаза то, что для новой ВАЗ нужен и новый кузов, стандартный сюда явно не подходил.
Названия для авто изначально решали сделать двое. Для заграничного экспорта «Самара», а для советских республик «Спутник». Но в конечном итоге остановились на одном – «Самара». ВАЗ 2108 создавалась в сотрудничестве с такой мега популярной компанией как немецкая Порше, что сделало автомобиль еще более легендарным.
Соглашение о сотрудничестве было подписано в 1975 году, после встречи Э. Фруманна, президента фирмы «Порше» и В. Полякова, министра советской автомобильной промышлености.
План по работе было составлено на 3 года – с 76го по 78й. Бюджет выделялся в размере 500 марок в год.
Это сотрудничество пошло на пользу советским специалистам, так как во время совместной работы было перенято много опыта у западных со работников.
Также были приняты во внимание советы дочерней фирмы ФИАТа UTS по созданию переднего привода.
Этот проект был глобальным со всех сторон, помимо таких фирм как «Порше», ЮТС в создании «восьмёрки» принимали участие еще не одно предприятие по поставке деталей.
Компания ВАЗ уже была очень популярна в Европе после выпуска модели «Нива», которая была выпущена более чем 500 тысяч экземпляров на экспорт. Так что с новой моделью машины они не должны были снизить свои позиции.
Хотя дизайн автомобиля лежал на руках только у советских разработчиков, который разрабатывался постепенно.
Но с разработкой «восьмёрки» и ее запуском в производство все не закончилось. Важным моментом стало найти подходящих поставщиков. Найти предприятия которые согласились бы производить продукт соответствующего качества и конфигурации оказалось не так легко.
Вот как описывает сложившиеся с этим проблемы технолог А. Зевакин:
«Больше всего проблем вызвало производство остекления, а особенно боковых опускных стекол. Стекольщики никогда раньше не делали стекла цилиндрические вогнутые, поэтому сначала даже и слышать об этом не хотели. Только Г. Мирзоеву удалось добиться согласия по производству данных стекол. Мы все вместе потом решали какие печи и пресса нам нужны, что бы потом можно было и штампы печатать. Проблема в штампах была в том, что они созданы из дерева, а контактировать им предстояло с расплавленным стеклом. На пробный первый раз пресса собрались все мастера завода.»
Било много брака, из 60 заготовок только 11 получилось пригодных, а также потрачены силы двух смен еще при подготовке и остановлен целый модуль.
Для контроля работы и доводки рабочей оснастки были частые визиты на стеклозавод В. Унжакова. В. Кузнецова, Д. Хусаинова, Ю. Шевельева.
С помощью производства ВАЗ 2108 государственная промышленность получала новые знания становилась более развитой, но происходило это с большими усилиями и протестом.
«Восьмёрка» — это не просто новый автомобиль, это совершенно новая по всем параметрам и конструкциям машина. В 1978 году согласовали его технологическое задание, и выбрали компоновую схему с передними ведущими колесами.
После всевозможных испытаний было установлено, что ВАЗ 2108 не уступает ни в чем зарубежным авто своего класса и отлично подходит для условий стран советских республик, намного лучше, чем иностранные модели.
Позже на основе этой модели автомобиля были выпущены такие гоночные машины как Лада Эва, Лада, Ваз 2108 Ралли 4×4.
Первенцем был ВАЗ 2108-Ралли, который сделали в бюро форсированных испытаний Управление Главного конструктора ВАЗ. В его основу был заложен кузов, который переделали с ВАЗ 2108, сделав в центре 150-сильный и шестнадцатиклапанный двигатель, что приводил задние колеса.
После этих спортивных автомобилей создавались еще и другие гоночные машины. Для знаменитого соревнования «Париж-Дакар» компания POSH начала тюнинг ВАЗ 2108 и создали такой спорт кар как LADA SAMARA Т3. Но в этой модели уже практически не осталось ничего от оригинального ВАЗ 2108, даже двигатель был заменен на немецкий Porsche емкостью 3,6 литра, имеющий мощность 400 лошадиных сил. В итоге эта модель спортивного ВАЗ заняла седьмое место на гонках «Париж-Дакар» в 90м году и пятое в 91м. Но зато было второе место в Ралли Туниса в 90м и первое в Ралли Фараонов в Африке на год позже.
Производить в полную силу ВАЗ 2108 начали только с 85го года. Несколькими годами позже появляется уже следующая модель – «девятка», а еще позже 99ка. У этой модели передний привод немного изменяется по форме, появляться длинные передние крылья и новая решетка радиатора. «Низкая» приборная панель в 1990 году стала «высокой», немого усовершенствованной от автомобиля ВАЗ 21099.
Уже ближе к нашим дням, в 2004 году эта модель изменилась в модель Лада-113, и это закончило происхождения первого масштабного советского авто. Но жизнь ВАЗа на наших дорогах продолжается. Сколько их до сих пор ездит по бывшим странам советской республики. И многие из них в достаточно хорошем состоянии. Некоторые хвалят этот автомобиль, некоторые критикуют, но не в считывая это, он остаётся любимчиком начинающих водителей и мастеров тюнинга, и любителей ралли. Но времена идут и скоро «Самара» станет всего лишь экспонатом автомобильного музея, но в истории советского автостроения он оставит большой след.
aeslib.ru