Запрессовка подшипника ступицы
Как выбрать съемник для запрессовки подшипников ступиц?
Подшипники – важная часть любого автомобиля. Как правило, в стандартном транспортном средстве насчитывается от 20 до 30 таких деталей, а в самых современных машинах их число может достигать и 100 штук. Наиболее известными считаются ступичные подшипники, которые, кстати, из-за качества наших дорог, являются наиболее нагруженными.
Обычно указанные элементы не ломаются в один момент, и этому предшествует множество признаков. Если владелец транспортного средства заметил хоть некоторые из них, то, скорее всего, подшипник придется менять. Процедура замены состоит из двух этапов: снятия сломанной детали или выпрессовки и установки новой – запрессовки. В данной статье речь пойдет именно о втором этапе, в ходе которого, чаще всего, применяют специальное приспособление, позволяющее выполнить требуемую процедуру максимально эффективно.
1. Как происходит запрессовка подшипников?
Выполнив демонтаж старого подшипника, можно переходить к установке нового элемента. Новую деталь зачастую запрессовывают в поворотный кулак с помощью тисков или пресса, причем усилие следует прикладывать только к наружному кольцу. Многие автовладельцы, запрессовывая подшипник, используют молоток или кувалду, но забивать его таким способом крайне не рекомендуется, ведь деталь может запросто раскрошиться. После того как подшипник занял свое место, устанавливают внутреннее стопорное кольцо, а затем, при помощи оправки, в него запрессовывается ступица.
Монтаж поворотного кулака выполняется в обратном порядке к процедуре снятия. Чтобы выполнить эту задачу, следует использовать либо новую гайку, либо гайку с другого колеса. Таким образом, старые и замятые части «А» буртика гайки не попадут в паз «Б», расположенный на хвостике наружного шруса. Завершающим этапом установки подшипника является затягивание гайки ступицы и болтов крепления колес. В нескольких местах гайку нужно законтрить, после чего останется только одеть защитный колпак.
Если в хозяйстве нет ни специального пресса, ни аналогичных оправок для того, чтобы уберечь детали (особенно сальники) от повреждений, можно выполнить запрессовку следующим, дедовским способом. Для проведения процедуры нужно взять самое обычное металлическое ведро и налить в него отработанное масло. Следующим этапом, поворотный кулак необходимо опустить в ведро и с помощью паяльной лампы (естественно, через стенки ведра) греть его до тех пор, пока смазочная жидкость не начнет кипеть.
Как известно, при нагревании металл расширяется, а значит, наружное отверстие кулака также немного расширится. Конечно, на глаз Вы этого не увидите, но если выдержать деталь в кипящем масле минут 10, то для подобного результата этого должно хватить. Теперь следует достать кулак и запрессовать подшипник с использованием того же молотка или простой деревянной чурочки (только не стоит сильно усердствовать).
Поскольку отверстие расширилось, то с выполнением данной задачи не должно возникнуть каких-либо проблем. Когда все детали остынут, можете попробовать вытащить подшипник – вряд ли у Вас это получится.
Такой простой способ запрессовки позволяет избежать задиров ступицы и обеспечивает целостность подшипника, чего нельзя сказать о «холодном» варианте аналогичного действия, при котором новый подшипник часто лопает.
Обратите внимание! Нельзя нагревать масло в ведре открытым огнем (например, газовой горелкой или резаком), так как это может окончательно «добить» ступицу. Правда, многие отечественные мастера вносят в описанный процесс свои нюансы и коррективы, которые, в случае успешного результата, также имеют право на жизнь. В любом случае, все зависит от Вас, но лучше лишний раз не рисковать, особенно если ближайший автосервис находится далеко от дома.
2. Принцип работы приспособления для запрессовки подшипников
Иногда, выполняя ремонт или обслуживание автомобиля, возникает необходимость демонтажа таких деталей как шкивы, подшипники, муфты, шестерни и другие элементы, которые были посажены с натягом. Решить поставленную задачу поможет специальный съемник подшипников, позволяющий аккуратно изъять узлы, не повредив детали.
Приспособление для запрессовки/выпрессовки ступичных подшипников представлено в виде набора, включающего в себя оправку, силовой винт и силовую шайбу. Зачастую, такие наборы позволяют заменить подшипники ступиц без снятия поворотного кулака или амортизационной стойки. Все, что требуется от автовладельца или мастера, – это выбрать из комплекта оправки требуемого размера, установить их на подшипник, а затем, вращая гайку силового винта, запрессовать (либо выпрессовать) ступичный подшипник.
Главное – не забыть снять (можно слегка сдвинуть) датчик АБС, который в процессе работы довольно легко повредить. Кроме того, следует помнить, что с целью обеспечения работоспособности датчиков системы АБС, некоторые подшипники можно установить только одной стороной.
Обратите внимание! Подшипник и ступица являются целостным, неразборным узлом, а значит, заменить только подшипник не получится. Также, очень важно перед каждым использованием съемника (он же часто используется и для запрессовки) смазывать его винт консистентной смазкой.
3. Выбор приспособления для запрессовки подшипников
Когда говорят о приспособлении для выпрессовки/запрессовки ступичных подшипников, то чаще всего имеют ввиду либо специальный пресс, который из-за своих немаленьких габаритов зачастую используется лишь на станциях технического обслуживания, либо соответствующий набор, более подходящий для работы в домашних условиях. Конечно, некоторые автовладельцы сами изготавливают инструмент для запрессовки, но в большинстве случаев проще купить готовое изделие.
Из-за высокой стоимости прессов, покупать их с целью редкого домашнего использования нет смысла, поэтому если кто и решается на подобное приобретение, то выбирает менее габаритный и не такой дорогой набор для запрессовки подшипников ступиц. Как правило, такой инструмент изготавливается из прочного материала, обладающего повышенной твердостью и необходимым уровнем стойкости к большим нагрузкам. В этом плане, наиболее распространенным материалом является хромванадиевая сталь.
Практически все наборы для выпрессовки/запрессовки подшипников поставляются в пластиковом чемодане, что дает возможность брать его с собой. С одной стороны, может это и мелочь, но в ситуации выбора, человек всегда обращает внимание на красивую и удобную упаковку. Отличительной чертой таких наборов есть разное количество составляющих элементов комплекта.
Помимо того, приспособления для запрессовки подшипников отличаются друг от друга техническими характеристиками. В первую очередь - это тип привода, то есть принцип приведения инструмента в действия. Исходя из этого критерия, различают механический и гидравлический инструмент. К первому относят агрегаты, работающие от усилия рук пользователя, а ко второму – устройства, в основе работы которых находится гидропривод, существенно облегчающий не только задачу выпрессовки старого подшипника, но и процесс запрессовки новой детали.
Естественно, что второй вариант будет стоить дороже. Одним словом, прежде, чем сделать окончательный выбор, следует детально изучить все возможные варианты, представленные на современном рынке и, по возможности, проконсультироваться у знающих людей.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Замена подшипника ступицы своими руками; задней, передней, видео
Замена подшипника ступицы является регламентной работой, выполнение которой под силу всем автолюбителям. В публикации рассмотрим, как заменить передний и задний ступичные подшипники своими руками.
Ступичный узел
Нельзя поменять подшипник ступицы колеса, не понимая устройство этого компонента ходовой части. Ступичный узел передней оси еще называют поворотным кулаком, поскольку через рулевые тяги он передает желаемое направление движения на колеса. Последние, в свою очередь, обязаны вращаться. Роль ступичного подшипника в сочленении поворотного кулака и ступицы, к которой непосредственно крепится колесо.
Существует много видов подшипников (конические, сферические, роликовые, радиально-шариковые и т.д.), но принципиального значения для замены это не имеет.
Начинающим любителям ремонта своими руками будет интересно узнать принцип работы этой детали. Изделие состоит из наружного кольца, тела качения, сепаратора и внутреннего кольца. Для смазывания внутренности заполнены пластичной смазкой.
Суть работы заключается в передачи вращения через тела качения. При этом внешняя и внутренние обоймы не связаны между собой. В нашем случае внутренняя обойма сочленяется со ступицей, а внешняя с поворотным кулаком.
Внутри ступицы расположены зубцы, служащие для зацепления ступицы с приводным валом. Именно эти шлицы позволяют передавать крутящий момент от КПП к колесам автомобиля.
Вспомогательные механизмы
Сразу стоит отметить, что замена подшипника ступицы колеса возможна двумя способами:
Универсальный съемник
- каноничным, который является единственным возможным, если вы хотите, чтобы запчасть ходила долго и счастливо;
- кустарным. В таком случае ресурс новой запчасти всецело зависит от вашего мастерства.
Первый метод предполагает использование специализированного инструмента: съемника ступицы и подшипников, приспособы для выпрессовки и запрессовки. Подобный механизм можно соорудить своими руками. В качестве силы, вдавливающей и извлекающей подшипник, можно использовать гидравлический бутылочный домкрат. Для успешной выпрессовки нужна оправка, диаметр которой будет больше внешнего диаметра ступицы. Один край оправки будет упираться в поворотный кулак, а второй в плоскость, толкаемой домкратом. Другая наставка будет использоваться для выдавливания. Ее диаметр должен соответствовать внешнему диаметру подшипника либо быть на 1-2 мм меньше.
Иной тип конструкции предполагает использование резьбового сочленения между болтом и гайкой как силы для выдавливания подшипника. Принцип подбора наставок такой же, как и для предыдущего съемника.
Второй способ замены предполагает использование различных наставок и молотка. Ими выбиваются, а затем забиваются обратно, ступица и подшипник колеса.
Меняем своими руками
На примере Daewoo LANOS рассмотрим, как заменить подшипник переднего колеса.
- Установите противооткатные упоры.
- Снимите фиксатор и «сорвите» ступичную гайку.
- Поднимите авто, зафиксировав положение с помощью бревна либо другого типа упора.
- Открутите крепление тормозного суппорта, снимите колодки. Сам суппорт можно зафиксировать с помощью веревки. Будьте осторожны, дабы не повредить тормозной шланг. Снимите тормозной диск.
- Открутите крепление стойки стабилизатора, рулевого наконечника и шаровой опоры.
- С помощью съемника шаровых опор извлеките наконечник и шаровую со своих посадочных мест.
- Отверните болты крепления амортизационной стойки под капотом автомобиля.
- Выдерните поворотный кулак со шлицов приводного вала.
- Снимите защиту тормозного диска. Перенесите стойку в удобное для работы место.
- Установите съемник и отделите ступицу от поворотного кулака.
- С помощью специальных загнутых плоскогубец сожмите штопорное кольцо. Удерживая в сжатом состоянии, подковырните его с помощью плоской отвертки. Второе извлеките аналогичным способом.
- Теперь с обратной стороны установите наставку, которая будет выдавливать подшипник. Демонтируйте его со поворотного кулака переднего колеса.
Запрессовка
Будет ли успешной замена переднего подшипника ступицы, всецело зависит от правильности установки. Перед началом запрессовки обязательно очистите поверхность от грязи, прочистите канавки стопорных колец. Края посадочного места в поворотном кулаке можно протереть наждачной бумагой. Обязательно смажьте сам подшипник и полость внутри «кулака». Разумеется, в первую очередь необходимо установить новое стопорное кольцо.
Поставьте ступичный строго по центру посадочного отверстия. Можете легкими ударами рукой попытаться набить его немного. Установите узел под пресс либо смонтируйте съемник для запрессовки. Внимательно следите за тем, чтобы деталь не перекосило. Иначе замена подшипника переднего колеса будет напрасной. В скором времени опять появиться гул либо люфт.
Когда вы почувствуете, что подшипник уперся, можете остановиться. Установите второе стопорное кольцо. Запрессуйте ступицу в поворотный кулак. Можно сказать, что замена подшипника прошла успешно.
Что делать, если часть подшипника осталась на ступице
Как ни странно, но часто замена подшипников происходит не без казусов. При выпрессовке ступицы внутренняя обойма переднего ступичного может остаться на своем посадочном месте. Самое лучшее решение в таком случае – стянуть обойму с помощью специального съемника. К сожалению, стоимость его достаточно большая, поэтому позволить себе такой инструмент могут только СТО.
Народные мастера признают два способа выхода из такой ситуации:
- надпилить остатки болгаркой, чтобы потом разрубить зубилом;
- сбивать обойму с помощью зубила.
Оба эти метода опасны тем, что есть риск повредить посадочное место переднего подшипника на ступице. Если вы используете второй метод, постарайтесь не повредить привалочную плоскость.
Если вы пропилите место посадки, лучше деталь сразу заменить. Опыт показывает, что новые подшипники на таких ступицах «ходят» очень мало.
Мы рекомендуем попробовать воспользоваться съемником ступиц. И только в случае «мертвого» прикипания обоймы прибегать к экстренным мерам.
Задняя ось
Принцип выпрессовки и запрессовки заднего ступичного подшипника ничем не отличается от работы, проделанной с передней осью.
Работа без съемника
Если вы меняете шарикоподшипник переднего колеса кустарным методом, уделите внимание следующим советам:
- в качестве обоймы для выпрессовки можно использовать торцевую головку подходящего диаметра;
- старый подшипник можно использовать в качестве обоймы для запрессовки.
ударять по обойме следует с равномерным усилием. Бить нужно по противоположным сторонам либо, равномерно продвигаясь в одном направлении. Главное, чтобы не было перекосов.
autolirika.ru
Замена подшипника передней ступицы
Вам потребуются: съемник подшипников, съемник стопорных колец, бородок, молоток
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Для замены подшипника удобно использовать имеющийся в продаже съемник для выпрессовки и запрессовки подшипников ступиц. |
ПРИМЕЧАНИЯ Замену подшипника передней ступицы удобнее выполнять на снятой с автомобиля амортизаторной стойке. Рекомендуем заменять подшипники обеих ступиц передних колес одновременно. |
1. Снимите амортизаторную стойку передней подвески (см. «Снятие и установка амортизаторной стойки»).
2. Зажмите стойку в тиски и выбейте ступицу молотком, используя оправку подходящего диаметра (например, торцовую головку). |
3. Снимите ступицу. Вероятнее всего, на ступице останется наружная половина внутреннего кольца подшипника. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ После снятия ступицы подшипник для повторного использования не пригоден, поэтому его надо заменить. |
4. Воспользуйтесь съемником… |
5. …чтобы снять ее со ступицы. |
6. Легкими ударами молотка через оправку осадите подшипник внутрь гнезда кулака, чтобы освободить стопорное кольцо. |
7. Снимите стопорное кольцо подшипника съемником стопорных колец. |
8. Аналогично снимите второе кольцо.
9. Установите съемник подшипников, выпрессуйте… |
10. …и извлеките подшипник из кулака. |
11. При отсутствии съемника выбейте подшипник, используя оправку подходящего диаметра, так как выпрессованный подшипник повторному использованию не подлежит.
12. Очистите детали и смажьте внутреннюю поверхность гнезда кулака и наружную поверхность ступицы тонким слоем смазки Литол-24.
13. Установите внутреннее стопорное кольцо.
14. Запрессуйте новый подшипник до упора в стопорное кольцо.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При запрессовке подшипника в корпус поворотного кулака усилие следует прикладывать к наружному кольцу подшипника, в противном случае подшипник можно повредить. |
15. Установите наружное стопорное кольцо в канавку гнезда кулака.
16. Запрессуйте ступицу в подшипник до упора, зафиксировав опорой внутреннее кольцо подшипника.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Если при запрессовке ступицы не зафиксировать опорой внутреннее кольцо подшипника, то его можно повредить. |
17. Установите амортизаторную стойку на автомобиль в порядке, обратном снятию.
18. Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки колес. Воспользуйтесь услугами мастерских, располагающих специальным оборудованием.
carmanz.com
Запрессовка подшипника ступицы | Справочник конструктора-машиностроителя
Если на автомобиле установлена антиблокировочная система (ABS), выпустите на свободу провод датчика и сбросьте датчик.Заблокируйте от вращения ступицу колеса.Выньте шплинт контргайки и отвинтите гайку крепления ступицы.Отвинтите гайку крепления пальца шарового шарнира рулевой тяги к поворотному кулаку и с помощью съемника выньте палец шарнира из поворотного кулака.Отвинтите гайку крепления нижнего шарового шарнира рычага подвески и с помощью съемника выньте палец шарнира из поворотного кулака.Уберите тормозной диск.Отвинтите два болта крепления стойки передней подвески к поворотному кулаку и освободите поворотный кулак в сборе со ступицей.Спрессуйте с помощью оправки (рис. 5.9, А) ступицу с поворотного кулака.Используя съемник с захватами для наружного зацепления, извлеките из ступицы внутреннее кольцо подшипника.
9_podshipnik_stupica_chimikFord Explorer замена подшипника ступицы
ВНИМАНИЕ!!!Подшипник и ступица — это ОДИН весь НЕ РАЗБОРНЫЙ узел.Отдельно подшипник заменить нельзя!!!Требуемый инструмент.Головы от 12 до 17.Гаечный ключ накидной на 21 мм (гайка на шаровой).Набор звёздочек и шестигранников (для снятия датчика ABS и колодок ).Комплект для запрессовки подшипника (при отсутствии пресса ).Ломик.Молоточек и Добрый молоточек (для выбивания подшипника ).Напарник (душит на ломик и ходит за пиФком).Откручиваем ступичный болт
3_podshipnik_stupica_chimikFord Explorer замена подшипника ступицы
ВНИМАНИЕ!!!Подшипник и ступица — это ОДИН весь НЕ РАЗБОРНЫЙ узел.Отдельно подшипник заменить нельзя!!!Требуемый инструмент.Головы от 12 до 17.Гаечный ключ накидной на 21 мм (гайка на шаровой).Набор звёздочек и шестигранников (для снятия датчика ABS и колодок ).Комплект для запрессовки подшипника (при отсутствии пресса ).Ломик.Молоточек и Добрый молоточек (для выбивания подшипника ).Напарник (душит на ломик и ходит за пиФком).Откручиваем ступичный болт
Если на автомобиле установлена антиблокировочная система (ABS), выпустите на свободу провод датчика и сбросьте датчик.Заблокируйте от вращения ступицу колеса.Выньте шплинт контргайки и отвинтите гайку крепления ступицы.Отвинтите гайку крепления пальца шарового шарнира рулевой тяги к поворотному кулаку и с помощью съемника выньте палец шарнира из поворотного кулака.Отвинтите гайку крепления нижнего шарового шарнира рычага подвески и с помощью съемника выньте палец шарнира из поворотного кулака.Уберите тормозной диск.Отвинтите два болта крепления стойки передней подвески к поворотному кулаку и освободите поворотный кулак в сборе со ступицей.Спрессуйте с помощью оправки (рис. 5.9, А) ступицу с поворотного кулака.Используя съемник с захватами для наружного зацепления, извлеките из ступицы внутреннее кольцо подшипника.
ВНИМАНИЕ!!!Подшипник и ступица — это ОДИН весь НЕ РАЗБОРНЫЙ узел.Отдельно подшипник заменить нельзя!!!Требуемый инструмент.Головы от 12 до 17.Гаечный ключ накидной на 21 мм (гайка на шаровой).Набор звёздочек и шестигранников (для снятия датчика ABS и колодок ).Комплект для запрессовки подшипника (при отсутствии пресса ).Ломик.Молоточек и Добрый молоточек (для выбивания подшипника ).Напарник (душит на ломик и ходит за пиФком).Откручиваем ступичный болт
Определите на место стопорное кольцо.Запрессуйте сначала внешнюю, потом внутреннюю манжеты подшипника с помощью оправки (рис. 5.9, В), нанеся предварительно слой смазки на кромки манжет.Подставьте упор под духовное кольцо подшипника и с помощью пресса запрессуйте ступицу в поворотный кулак (рис. 5.11).Другие операции выполняйте в строе, обратном разборке, замените все самоконтрящиеся гайки и шплинты контргаек крепления ступицы.Блюдите определенные времена затяжки резьбовых соединений.
Определите на место стопорное кольцо.Запрессуйте сначала внешнюю, потом внутреннюю манжеты подшипника с помощью оправки (рис. 5.9, В), нанеся предварительно слой смазки на кромки манжет.Подставьте упор под духовное кольцо подшипника и с помощью пресса запрессуйте ступицу в поворотный кулак (рис. 5.11).Другие операции выполняйте в строе, обратном разборке, замените все самоконтрящиеся гайки и шплинты контргаек крепления ступицы.Блюдите определенные времена затяжки резьбовых соединений.
Определите на место стопорное кольцо.Запрессуйте сначала внешнюю, потом внутреннюю манжеты подшипника с помощью оправки (рис. 5.9, В), нанеся предварительно слой смазки на кромки манжет.Подставьте упор под духовное кольцо подшипника и с помощью пресса запрессуйте ступицу в поворотный кулак (рис. 5.11).Другие операции выполняйте в строе, обратном разборке, замените все самоконтрящиеся гайки и шплинты контргаек крепления ступицы.Блюдите определенные времена затяжки резьбовых соединений.
spravconstr.ru