Нагар на свечах зажигания – индикатор работы двигателя. Индикатор работы свечей зажигания на светодиодах
Диагностика двигателя при помощи свечей зажигания
Очень часто, самые маленькие детали автомобиля выполняют невероятно важные функции. К примеру, свечи зажигания влияют на правильность работы двигателя и стабильность холостого хода. Внешние изменения на свечах зажигания заметны невооруженным взглядом и могут многое рассказать о неисправности автомобиля.
Свечи зажигания – что это и для чего?
Свечи зажигания – это устройства, которые отвечают за своевременное воспламенение топливной смеси в цилиндрах разных типов двигателей внутреннего сгорания и отвод излишков тепла.
Свеча генерирует электрический разряд с напряжением в несколько тысяч вольт, который способствует возгоранию смеси. Он образуется между электродами в конструкции устройства и появляется при определенном цикле работы мотора.
Свеча состоит из изолятора, главного электрода и контактного стержня, которые помещаются в корпус, состоящий из сплавов никеля. Тело устройства вкручивается в головки цилиндров, а обратная часть представляет собой боковой электрод. Расстояние между боковым и главным электродом влияют на процесс возгорания топливной смеси.
Большой зазор между электродами способствует усилению пробойного напряжения, что увеличивает вероятность пропуска зажигания.
Для исправной работы автомобиля необходимо использовать те свечи, которые рекомендует изготовитель транспортного средства. В первую очередь это связано с уникальными характеристиками размеров, калильного числа и свойствами электродов.
Диагностика и профилактика проблемы
Для диагностики работы двигателя придумано множество разных способов: от измерения компрессии до узкоспециализированных автомобильных тестов. Однако опытные автолюбители, знают, как проверить состояние своего подкапотного монстра без лишних инструментов.
Прямой ответ на вопрос исправности ДВС даст нагар на свечах зажигания. Диагностика свечей должна происходить после длительной работы двигателя. Продолжительная работа силового агрегата увеличит достоверность полученных данных.
Особого внимания заслуживает проверка свечей в зимний период. Неровная работа и посторонние шумы в работе холодного двигателя являются нормой в условиях низких температур. Проверка нагара на свечах окажется безрезультатной, поскольку черный осадок на изоляторах и электродах во время мороза свидетельствует о чрезмерном обогащении воздушно-топливной смеси.
Когда мотор не прогрет, может наблюдаться неполное сгорание топлива. В таком случае, неровная работа ДВС может быть вызвана неисправностью высоковольтных проводов. Чтобы проверить состояние автомобиля необходимо установить в головки цилиндров новые исправные свечи и проехать не менее 200 км. На прогретом двигателе выкрутить свечи и оценить их визуальное состояние.
Желательно проводить диагностику каждые 5–7 тысяч км пробега или 100–200 км дистанции, в случае новых свечей. Пренебрегать осмотром не стоит, только при своевременном обнаружении проблемы можно избежать непоправимых поломок.
Нагар на свечах зажигания: причины появления и виды проблемы
При осмотре выкрученных свечей невооруженным взглядом можно заметить горелые отложения на изоляторе. При нормальной работе двигателя их цвет будет от темно-кофейного до бледно-коричневого, а структура сухая и рассыпчатая.
Неисправность в работе цилиндров, низкое качество топлива, перебои в системе отражаются на состоянии электродов, в таком случае можно увидеть:
- Черный или белый нагар;
- Бурый или красный налет;
- Следы эрозии;
- Масляные или бензиновые потеки.
Подробное описание того, какую проблему означает определенный цвет нагара на электродах можно найти на видео:
Черный цвет нагара
Бархатистый налет черного цвета – самая распространенная проблема. В 95% случаев черный налет означает чрезмерное обогащение топливной смеси. Среди причин повышенного содержания бензина может быть:
- Неправильная настройка карбюратора или недостатки работы ЭБУ, в случае инжектора.
- Поломки лямбда-зонда или мусор, попавший в воздушный фильтр.
- Проблемы воздушной заслонки – системе не хватает воздуха, из-за чего происходит неполное сгорание горючей смеси.
- Снижение компрессии в цилиндрах.
- Непосредственные неполадки свечи зажигания – недостаток или избыток пробойного напряжения.
О чем свидетельствует красный нагар на свечах зажигания?
Появление характерного налета красного цвета никак не отражает проблемы работы силового узла. Яркий цвет накипи образуется в результате возгорания избытка присадок для бензина или масла.
Чаще всего яркий красный нагар дают присадки из свинца или марганца, которые добавляются в топливо с целью повысить октановое число или качество бензина. Естественно, что если смешивание компонентов произведено с соблюдением пропорций, то проблем с зажиганием возникнуть не должно. Однако чаще искрообразование ДВС после продолжительной работы на этилированном бензине нарушается, и тогда необходимо произвести полную диагностику двигателя, заменить все свечи и перейти на другое топливо.
Белый нагар на свечах – в чем проблема?
Если водитель обнаружил ровный слабовыраженный белый нагар на свечах зажигания можно быть уверенным – проблема в низком качестве бензина. Обедненное топливо приводит к образованию твердого осадка на электроде. Бороться с подобной проблемой несложно – достаточно перейти на другое, более качественное, топливо и налета больше появиться не должно.
Если же нагар глянцевый или имеет легкое «напыление», которое скрывает неровности на поверхности электрода – свеча поддается избытку температуры. Медлить с заменой свечей и ремонтом двигателя чревато перегревом поршней, что спровоцирует появление трещин в клапанах.
Иногда белый налет может приобретать желтоватый оттенок. Изменения цвета возникают в случае повышения температуры во время работы на высоких оборотах.
Среди причин «напыления»:
- Недостаток жидкости в системе охлаждения;
- Несоответствие свечей зажигания к типу автомобиля;
- Пропуск искры;
- Излишек воздуха в топливной смеси.
В редких случаях свечи могут не справляться с работой двигателя или стилем вождения. Тогда можно установить более надежный комплект, который стабильно справляется с работой силового агрегата на повышенных оборотах или переключать передачи, не допуская отклонения стрелки на 4–5 тысяч оборотов в минуту.
Особенности маслянистого налета и следы бензина на свечах
Остатки бензина или масла свидетельствуют о поломке содержимого силового агрегата. Изношенные детали поршневой группы могут быть разрушены в процессе работы, тогда небольшие обломки могли попасть в камеру сгорания. В таком случае потребуется полный ремонт ГБЦ.
Причин появления следов масла или бензина на юбке достаточно много и начинаются они от топлива с неподходящим октановым числом до неисправного зажигания и поездок на детонирующем ДВС.
Первые симптомы проблемы мотора сложно оставить без внимания:
- Выхлоп синеватого оттенка при нажатии на газ.
- Троит двигатель.
- Повышенный в несколько раз расход масла.
Как почистить свечи зажигания от следов нагара
Чтобы вернуть работоспособность свечей после устранения всех проблем достаточно произвести полную очистку от нагара. Существует несколько способов избавиться от проблемного налета:
- Обратиться к специалистам и заказать ультразвуковую очистку. Свечи будут помещены в раствор с реактивом, и поддаваться воздействию ультразвука. Однако стоимость подобных работ значительно выше цены нового комплекта свеч.
- Механическая очистка пескоструем или наждачной бумагой. Для начала необходимо на некоторое время залить свечи бензином или растворителем, а затем аккуратно зачистить все контакты. Стоит понимать, что во время самостоятельной очистки существует большой риск нарушить хром-никелевое покрытие и зазор между главным и боковым электродом.
- Старый дедовский метод – прогреть свечу до покраснения металла. Весь нагар сгорает и отпадает. Таким образом, свеча не поддается механическому воздействию. Но 80% современных устройств подобным методом можно испортить.
- Прогреть в химических растворителях. Идеально подойдет жидкость для очистки карбюратора или ацетон. Все свечи связываются так, чтобы юбки были направлены в одну сторону и заливаются реагентом. После процедуры электроды нужно зачистить щеткой и обезжирить.
Если правильно провести диагностику свечей зажигания, можно быстро и безошибочно определить возможную поломку двигателя. Справиться с подобной задачей сможет даже новичок. Внимательный осмотр электродов позволит ловко избежать проблем. Стоит помнить, что, как и у любой другой детали транспортного средства у свечей есть свой срок эксплуатации.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
pricurivatel.ru
Индикатор напряжения на светодиодах своими руками
В любой технике в качестве отображения режимов работы используют светодиоды. Причины очевидны – низкая стоимость, сверхмалое энергопотребление, высокая надёжность. Поскольку схемы индикаторов очень просты, нет необходимости в покупке фабричных изделий.
Из обилия схем, для изготовления указателя напряжения на светодиодах своими руками, можно подобрать наиболее оптимальный вариант. Индикатор можно собрать за пару минут из самых распространённых радиоэлементов.
Все подобные схемы по назначению делят на индикаторы напряжения и индикаторы тока.
Работа с сетью 220В
Рассмотрим простейший вариант – проверка фазы.
Эта схема представляет собой световой индикатор тока, которым оснащают некоторые отвёртки. Такое устройство даже не требует внешнего питания, поскольку разность потенциала между фазовым проводом и воздухом или рукой достаточна для свечения диода.
Для отображения сетевого напряжения, например, проверки наличия тока в разъёме розетки, схема ещё проще.
Простейший индикатор тока на светодиодах 220В собирается на ёмкостном сопротивлении для ограничения тока светодиода и диода для защиты от обратной полуволны.
Проверка постоянного напряжения
Нередко возникает необходимость прозвонить низковольтную цепь бытовых приборов, либо проверить целостность соединения, например, провод от наушников.
В качестве ограничителя тока можно использовать маломощную лампу накаливания либо резистор на 50-100 Ом. В зависимости от полярности подключения загорается соответствующий диод. Этот вариант подходит для цепей до 12В. Для более высокого напряжения потребуется увеличить сопротивления ограничивающего резистора.
Индикатор для микросхем (логический пробник)
Если возникает необходимость проверить работоспособность микросхемы, поможет в этом простейший пробник с тремя устойчивыми состояниями. При отсутствии сигнала (обрыв цепи) диоды не горят. При наличии логического ноля на контакте возникает напряжение около 0,5 В, которое открывает транзистор Т1, при логической единице (около 2,4В) открывается транзистор Т2.
Такая селективность достигается, благодаря различным параметрам используемых транзисторов. У КТ315Б напряжение открытия 0,4-0,5В, у КТ203Б – 1В. При необходимости можно заменить транзисторы другими с аналогичными параметрами.
Вариант для автомобиля
Простая схема для индикации напряжения бортовой сети автомобиля и заряда аккумулятора. Стабилитрон ограничивает ток аккумулятора до 5В для питания микросхемой логики.
Переменные резисторы позволяют выставить уровень напряжения для срабатывания светодиодов. Настройку лучше проводить от сетевого стабилизированного источника питания.
Понравилась статья? Поделитесь!
svetodiodinfo.ru
Простой индикатор напряжения на светодиодах своими руками
Светодиоды отлично зарекомендовали себя в роли различных индикаторов. В качестве примера, можно привести промышленно выпускаемый индикатор напряжения «Контакт-55ЭМ». Среди аналогичных приборов, которые можно легко сделать своими руками, авторы обычно ограничиваются узким диапазоном возможного измеряемого напряжения с целью упрощения схемы, поэтому готовые изделия имеют узкое практическое применение.
Предлагаемая конструкция светодиодного индикатора напряжения собрана на одном светодиоде. Прибор способен сигнализировать о напряжении от 4,5 до 600В с током потребления от измеряемой сети не более 1 мА. Простота и универсальность схемотехнического решения достигнута, благодаря включению MOSFET транзистора по схеме стабилизатора тока. Работает устройство без батареек.
Назначение элементов и принцип работы схемы
Как видно из рисунка, схема индикатора собрана всего на семи элементах. «Сердцем» устройства является полевой транзистор VT2, включенный как стабилизатор тока и способный выдерживать напряжение до 600В на переходе сток-исток. В свою очередь на транзисторе VT1 собрана цепь обратной связи стабилизатора, направленная на поддержание тока заданной величины.
Схема индикатора работает следующим образом. При касании измерительными щупами контактов под напряжением, в схеме начинает протекать ток, величина которого зависит от напряжения перехода база-эмиттер VT1 (UБЭ) и от сопротивления резистора R2. Так как значение UБЭ открытого транзистора является константой, то ток стабилизации можно определить по формуле: IСТ=UБЭ/R2. Как правило, UБЭ маломощных транзисторов находится в пределе 0,5-0,6В. Подставляя в формулу R2 номиналом 560 Ом, получаем ток стабилизации равный примерно 1 мА. Как показывают практические испытания этого достаточно, чтобы слаботочный светодиод засветился.
Мегаомный резистор R1 служит нагрузкой для VT1, а конденсатор С1 дополнительно защищает светодиод от возможных негативных бросков тока. При проверке переменного напряжения диод VD1 служит выпрямителем, а при замере постоянного – служит защитой от переполюсовки.
Рабочий диапазон устройства определяется техническими характеристиками полевого транзистора. Минимальный порог срабатывания индикатора зависит от напряжения затвор-исток, которое может быть от 2 до 4 вольт. Это означает, что прибор просигнализирует о наличии разницы потенциалов, величиною более 4 вольт. Максимум измеряемого напряжения ограничен параметром UСИ=600В.
Нюансы в работе индикатора напряжения
Наличие в схеме светодиодного индикатора диода VD1 позволяет определять полярность напряжения в цепях постоянного тока. Если коснуться щупом, припаянным к аноду VD1, плюсового провода, а щупом, припаянным к эмиттеру VT1, минусового провода, то светодиод засветится. Если щупы поменять местами, индикатор ничего не покажет.
При проверке напряжения в цепях переменного тока соблюдение полярности не требуется. Светодиод засветится в обоих случаях, но с меньшей яркостью, т. к. отрицательную часть полуволны не пропустит диод.
Детали сборки
В качестве полевого транзистора используется Power MOSFET IRFBC40 с UСИ=600В, UЗИ=2-4В. Он является самым дорогим элементом схемы с ценником чуть более 1 доллара. Биполярный транзистор – это всем известный КТ315Б, который можно заменить на КТ3102 с любым буквенным индексом. Диод подойдет любой с обратным напряжением более 600В, например, 1N4005-1N4007. Конденсатор должен быть неполярным ёмкостью 0,1 мкФ.
Выбор светодиода имеет важное значение. От его способности светиться на малых токах зависит правильность работы индикатора в целом. Поэтому рекомендуется применять к установке сверхъяркий светодиод в прозрачном корпусе 3-5 мм красного свечения.
Не стоит забывать об электрической прочности резисторов, на которых во время замера может появляться потенциал в несколько сотен вольт. Предельное рабочее напряжение непроволочных резисторов может колебаться от 100 до 1000В и во многом зависит от длины самого элемента. Поэтому миниатюрные планарные компоненты придётся оставить для других целей, а здесь лучше применить сопротивление типа МЛТ-0,25. Для повышения надежности во время монтажа R1 и R2 делают составными, заменяя каждый из них двумя последовательно включенными элементами.
Печатная плата
Один из возможных вариантов печатной платы приведен на рисунке.
Плата в файле Sprint Layout 6.0: plata-indikatora.lay6
Плата выполнена из одностороннего текстолита с использованием деталей в DIP-корпусах. Светодиод для удобства размещают в торце платы. Широкие контактные площадки нужны для надёжного контакта деталей. Имея удлиненную форму размером 12 на 60 мм, готовая сборка легко помещается в корпусе из-под толстого фломастера или маркера. С одного торца располагают светодиод, а с другого выводят два измерительных провода со щупами на концах. Отверстия для проводов обозначены надписью (Control).
Уверен, что данный индикатор напряжения станет верным помощником как мастеру-электрику, так и рядовому хозяину в своём доме.
Читайте так жеledjournal.info
Заметки для мастера - Индикаторы включения электроприбора
Индикаторы на неоновых лампах
В сетевых промышленных и самодельных электрорадиоустройствах нередко используют световой сигнализатор, состоящий из неоновой лампы и ограничительного резистора. Такой сигнализатор обычно включают на входе устройства либо после выключателя. Однако его возможности ограничены: в первом случае лампа индицирует наличие сетевого напряжения независимо от положения выключателя, во втором – при замыкании.
Рис.1
Более «информативен» сигнализатор с двумя грациями яркости свечения лампы (причем меньшей яркости соответствует разомкнутое положение выключателя, большей - замкнутое), позволяющий не только безошибочно определять рабочую позицию выключателя, но и находить в темноте включенный в сеть прибор.
Одна из таких схем приведена на рис.1 (Схема1). Здесь узел индикации составлен из резисторов R1, R2, диодов VD1, VD2 и неоновой лампы HL1. При разомкнутом выключателе питания Q1 (режим I) сетевое напряжение поступает на лампу HL1 через резистор R1, диод VD1 и нагрузку Rн, в качестве которой может быть нагревательный прибор, электродвигатель, блок питания или обычная лампа накаливания. Поскольку диоды включены встречно – последовательно, цепь VD2R2 практически не шунтирует неоновую лампу. При замкнутом Q1 (режим II) лампа питается через элементы VD2, R2 а цепь R1VD1, подсоединенная в этом случае параллельно «неонке», не оказывает на нее влияние.
Удобней и наглядней сигнализатор с двумя индикаторными лампами. Такое устройство (схема которого – на рис.1 (Схема 2)) предназначено для однополюсного выключателя. В исходном режиме I светит «неонка» HL1, питаясь через цепь R1Rн (цепь HL2R2 второй лампы зашунтирована нагрузкой Rн). При замыкании Q1 (режим II) HL1 гаснет, и сетевое напряжение окажется приложенным к цепи HL2R2 – загорается HL2.
Диоды могут быть использованы любые кремниевые, рассчитанные на обратное напряжение не ниже 300 В (Д226Б, КД102Б, любые из серии КД105 и др.).
Савицкий Е.
г. Коростень,
Житомирской обл.
Сигнализатор подключения потребителя к сети 220В
Для контроля подключений потребителя энергии к сети 220В удобно использовать звуковой сигнализатор (рис.2).
Рис.2
Сигнализатор издает кратковременный, длительностью 1…2 с, звуковой сигнал при подключении к сети 220В потребителей, мощность которых превышает 20Вт. Любой потребитель энергии (нагрузка) в момент подключения к сети 220В из-за дребезга контактов штепсельного разъема или включателя аппарата дает незначительные помехи в электрической сети. Чем больше мощность потребителя, тем сильнее помехи. Если подключить к фазовому проводу сети 220В осциллограф, то через соответствующий делитель напряжения можно будет наблюдать незначительно измененную форму синусоиды.
Потребители энергии и прибор должны находится на одном электрическом контуре – до счетчика установленного в доме. Прибор будет полезен для контроля несанкционированного включения кем-либо потребителя или автоматическим включением/выключением электрических приборов. В последнем случае нужно ориентироваться по звуку, издаваемому устройством.
Устройство может находиться в подключенном состоянии в режиме 24 ч неограниченное время. Ток потребления устройством находится в пределах 15 мА. Конденсаторы С1 и С2 работают в режиме гасящих напряжение резисторов, оказывая небольшое сопротивление переменному току и не излучая тепло. Если в качестве В1 применять капсюль типа ДЭМШ или низкоомный телефон типа ТК-67, ТОН-1 с сопротивлением более 50 Ом, то звуковой сигнал будет излучатся постоянно, пока на схему подано напряжение. При применении низкоомной динамической головки сопротивлением 8 Ом генератор не работает и находится в ждущем режиме.
При включении в сети бытового потребителя, устройство издаст сигнал только в момент дребезга контактов включателя новой нагрузки в сети 220В, когда источник питания пропустит помеху к транзисторному генератору и небольшой всплеск напряжения окажется достаточным для запуска генератора на 1…2 с.
Собранное из исправных элементов устройство начинает работать сразу.
Индикация работающего электроприбора
Светодиоды обычно применяются для индикации в низковольтных сетях. Если же нужно индицировать включение электроприбора, работающего от сети 220 В и не имеющего вторичных низковольтных цепей питания, в качестве индикатора используют неоновые лампочки. Но светодиод тоже может работать в сети переменного тока, для этого его включить согласно схеме на рисунке 3.
Рис.3
Если гаснет свет
Причин для отлючения электричества много. Это и ремонтные работы, и аварии на линиях, и перегрузки.
Определить, отключили сеть или перегрели пробки, вечером можно, посмотрев на соседние дома. А как быть днем?
Несложное электронное устройство – индикатор перегорания пробок – запищит, если пробки перегорели у вас. Но если света нет и молчит сигнал, значит, электричество отсутствует не только в вашем доме.
Схема индикатора показана на рис.4.
Рис.4
Конструкция содержит всего несколько деталей.
Действует устройство так. Когда пробка исправна, на индикаторе напряжение отсутствует. При ее перегорании происходит обрыв цепи и на устройство поступит напряжение сети. Начинает работать генератор на микросхеме КР1436АП1, и пьезоизлучатель BF издает звук.
Напряжение сети ограничивается резистором R1 и выпрямленное диодом VD1 поступает на стабилитрон VD2, который ограничивает его величину.
В индикаторе применены резисторы типа С2-33, ОМЛТ или КМ.
Резистор R1 можно заменить на два по 100 кОм 0,25 Вт.
Евдокимов И.
(«Левша»)
Индикатор включения электроприбора
Схема, показанная на рис.5, индицирует включенное состояние прибора, питающегося от электросети.
Рис.5
Вернее, она показывает есть ток в цепи от сети к прибору, или нет. То есть, в отличие от схемы, когда индикаторный светодиод или неоновая лампа включается параллельно прибору, эта схема позволяет определить не только поступает ли напряжение на прибор, но и потребляет ли прибор мощность. Так как могут быть варианты когда прибор не работает, например, из-за поломки или внутреннего отключения. Так вот этот индикатор показывает, работает прибор фактически или нет.
Схема содержит датчик тока на диодах VD1-VD6. Он практически берет небольшой кусочек одной полуволны, равный сумме прямых напряжений падения диодов VD1-VD5. Схема двунаправленная, то есть нагрузка или сеть может быть или на конце К1 или на конце К2. Когда цепь разомкнута (нагрузка выключена или неисправна, не работает), ток не протекает и на диодах VD1-VD5 ничего не падает.
Если же нагрузка включена и потребляет мощность, то через диоды VD1-VD5 протекает ток и на них выделяется некоторое пульсирующее напряжение. Которое своими пульсациями через диод VD7 заряжает емкость конденсатора С1. На этом конденсаторе появляется некоторое напряжение, достаточное для свечения светодиода HL1.
Важная особенность схемы в том, что индикатор работает в очень широком диапазоне потребляемой мощности. Это получается потому что диодам свойственно стабилизировать прямое напряжение падения и на линейном участке ВАХ диода оно уже почти не меняется в широком диапазоне тока.
Диоды VD1-VD6 должны быть такими, чтобы выдерживали максимальный ток нагрузки. Светодиод HL1 – может быть обычным индикаторным, но будет нагляднее, если поставить мигающий двуцветный светодиод.
Кузянский Л.
Литература:
1.Piet Germing.Automatic Lighting Switch.
Elektor,№7-8, 2008
kopilkasovetov.ucoz.ru