Как возвращают искру. Как реанимировать свечи зажигания
Как возвращают искру - Автоцентр.ua
Можно ли вернуть работоспособность свече зажигания?
Можно ли вернуть работоспособность свече зажигания?
Многие наши автовладельцы, даже пересев на иномарки, пытаются экономить на эксплуатации машины. Некоторые делают это не от хорошей жизни, а потому, что на их шее висит ярмо кредита, а кто-то просто по привычке, так как в их крови течет кровь рационализаторов – отцов и дедов, эксплуатировавших «Москвичи» и «Жигули». Одна из статей экономии – «реанимация» свечей зажигания, которые отслужили свой срок или оказались «убитыми» нагаром, образующимся на них из-за переизбытка железо- и марганецсодержащих присадок в составе бензина на некоторых отечественных АЗС. Оказывается, наши рационализаторы применяют самые разные методы очистки свечей. Мы проверили эффективность пяти способов. На одной дилерской СТО со «склада» отслуживших свечей зажигания отобрали несколько десятков многоэлектродных экземпляров, набегавших по 40–60 тыс. км и обильно покрытых слоем нагара. Затем на установке для проверки работоспособности свечей под давлением отобрали 10 штук с одинаковой работоспособностью, а точнее – неработоспособностью и отправили их на разные способы очистки. После этого опять проверили их, контролируя наличие пробоев искры по керамическому конусу изолятора центрального электрода и цвет искрового разряда. Результаты оказались неоднозначными и интересными.
Проверка работоспособности свечи зажигания под давлением позволяет контролировать место пробоя искры и ее энергию (по цвету). | |
1. Пескоструйная очистка (5 баллов)
Чистка деталей песком, подаваемым струей сжатого воздуха, – самый старый метод очистки, который применяют и для свечей. Для этих целей даже создан пескоструйный аппарат. В нашем тесте полноценно восстановить работоспособность свечей зажигания удалось только таким способом. Но тот, кто этим занимается, должен подойти к процессу очистки очень ответственно. Свечу в пескоструйном аппарате нужно не просто держать в одном положении, но и вертеть, чтобы частицы песка или другого абразивного порошка могли «бомбить» ее под разными углами. Кроме того, боковые электроды желательно аккуратно разогнуть, чтобы абразив удалил нагар с керамического конуса центрального электрода со всех сторон. Затем их нужно согнуть в рабочее положение. И еще необходимо восстановить рабочий межэлектродный зазор, он может колебаться от 0,6 мм до 1,5 мм (в зависимости от типа свечей и назначения). Работоспособность свечи после тщательной «пескоструйки» и регулировки межэлектродного зазора восстановилась, т. е. пробоев искры на «массу» через керамический конус нет, а искра имеет рабочий цвет – голубой, что говорит о ее хорошей воспламеняющей способности. Если зазор не регулировать, у изношенных свечей искра также будет «пробиваться» по керамическому конусу, хотя и в меньшей степени. Данный способ чистки более эффективен для одноэлектродных свечей, у которых доступ к керамическому конусу центрального электрода более открытый, чем в многоэлектродных (если, конечно, не заняться их разгибанием).
Стоимость удаления нагара пескоструйным способом в зависимости от СТО колеблется от 15 до 25 грн. за одну свечу. | |
Стоит помнить, что этот вид чистки позволяет реанимировать свечи, загрязненные нагаром. Если имеются другие повреждения, свечи придется менять на новые.
2. Чистка ультразвуком (3 балла)
Этот метод хорош для чистки форсунок (инжекторов). Но некоторые представители автосервиса чистят таким способом и свечи зажигания. Мы тоже в течение часа чистили их в моющей жидкости (правда, не совсем в свежей) под действием ультразвука, но вернуть «подопытным» 100-процентную работоспособность не удалось. Пробой искры «налево» по оставшемуся слою нагара снизился приблизительно на 30%, а после регулировки зазора – на 50–60%, однако искра после такой чистки стала желтой, то есть она имеет меньшую энергию для воспламенения топливо-воздушной смеси.
Утечку искры «на массу» через керамический конус провоцирует и большое сопротивление увеличенного зазора между изношенными электродами, поэтому его также нужно корректировать. | |
При ультразвуковой чистке результат во многом зависит от свежести жидкости. |
3. Очиститель инжекторов (4 балла)
Так как жидкости-очистители инжекторов химически достаточно активны и способны удалить многие загрязнения, две свечи мы «утопили» на сутки в одном из самых эффективных препаратов автохимии – в очистителе Wynn’s, который используется в ультразвуковых установках. Интересно, что результат оказался даже лучше, чем в случае с чисткой ультразвуком в такой же жидкости. После откисания, чистки ершиком, продувки сжатым воздухом и регулировки зазора была получена голубая искра, а пробои по керамическому конусу на «массу» уменьшились на 60–80%.
Этот способ эффективен, но жидкость (85–95 грн.) в рознице найти сложно. |
4. Чистильщики сантехники (4 балла)
Бытовая химия призвана удалять с керамики следы ржавчины и известковый налет. Оказалось, что эти средства также достаточно эффективно очищают от нагара. После отмачивания свечи в течение суток и механической чистки искра между электродами формируется голубая, а ее пробои по поверхности керамического конуса без регулировки межэлектродных зазоров минимальны. Установив требуемый зазор, работоспособность искрового промежутка можно полностью восстановить. Но возникает одна проблема – эти средства настолько химически «сильны», что съедают не только нагар, но и никель-хромовое покрытие, защищающее свечу от коррозии. Поэтому на стоянке при повышенной влажности свеча будет ржаветь, что приведет к ухудшению ее работы и сложностям при демонтаже. Получить положительный эффект можно, нанося препарат только на керамический конус-изолятор центрального электрода.
Избежать разрушения защитного покрытия можно при кратковременном (15-минутном) погружении свечи в раствор. Но если слой нагара толстый, за это время свеча не очистится. |
5. Вывариваем (2 балла)
Данный способ подразумевает варку свечи в воде со стиральным порошком (в течение часа). Такой раствор довольно щадящий, так как в нем нет высокоактивных соединений, способных разрушить никель-хромовое покрытие корпуса. Более того, кажется, что грязь и нагар при размещении свечи в очаге кипения с бурлящей водой и при периодической чистке – например, старой зубной щеткой, удаляются весьма эффективно. Но при проверке свечи оказалось, что положительного результата такая чистка не дает. Формируемая искра получилась желтой и нестабильной, также имеются пробои на «массу» по керамическому конусу, т. е. мотор с такой свечой нормально работать не будет, особенно на высоких оборотах.
Для повышения эффективности вываривания свечу постоянно направляли в очаг кипения. | |
Механическая чистка помогает удалить отслоившийся нагар. |
Итог
Некоторые способы чистки действительно помогают вернуть искру в межэлектродный зазор, т. е. исключить пробой по керамическому конусу на «массу». В тоже время агрессивные жидкости могут разрушить защитное покрытие корпуса свечи, из-за чего на ее поверхности очень быстро появляется коррозия, а в результате возникают проблемы с искрообразованием, к тому же демонтаж приржавевшей свечи может оказаться очень сложным.
В случае со старыми свечами с изношенными электродами, помимо чистки нагара, приходится проводить операцию по восстановлению межэлектродного зазора. Дело в том, что если зазор увеличен из-за износа электродов, увеличивается его пробойное напряжение, поэтому более вероятно, что ток высокого напряжения найдет себе другой путь к «массе». Наиболее сложно восстановить зазор в свечах с несколькими боковыми электродами. В этом случае удобнее всего применять проволку требуемой толщины. Стоит помнить, что зазор этот в разных свечах может колебаться от 0,6 до 1,5 мм. Поэтому перед регулировкой нужно выяснить, каким он должен быть у вашей свечи.
Учитывая все «за» и «против» разных способов чистки свечей, «да» можно сказать только одному – так называемой пескоструйке. Остальные методы либо неэффективны, либо сложны или имеются негативные побочные эффекты.
Юрий ДацыкФото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.autocentre.ua
Svecha zazsigania. Как правильно почистить свечи зажигания своими руками. Когда нужно менять или чистить автомобильные свечи. Методики и технологии самостоятельной очистки свечей зажигания с наглядными схемами и фото
Если вдруг вы почувствовали, что у вашего автомобиля начались проблемы с заводом двигателя или работа двигателя перестала быть ровной даже на холостых, то в этом могут быть виноваты свечи зажигания.
Принимая во внимание тот факт, что их необходимо менять через каждые 35-45 тыс. км., нужно знать, как проверить свечи и помнить, что бракованные свечи могут перестать работать намного раньше этого срока. Если в работе автомобиля начали происходить перебои, то первым делом проверьте их работу. Регулярно проводите осмотр свечей зажигания Причины и первые признаки загрязнения свечей В несуществующем пока идеализированном мире свечи зажигания заменяют каждые 35-45 тысяч километров. Но мы живем в реальном мире, в котором нам ежедневно приходится решать возникающие из ниоткуда проблемы. То, как обычно, зима наступит нежданно-негаданно и придется менять резину на летнюю, то забарахлит в двигателе. В этом случае, когда автомобиль начал заводиться с перебоями или на холостых стал работать дергано, то владельцу определенно нужно будет залезать под капот и диагностировать работу свечей зажигания.
Тем, кто отмахивается от проблем, стоит подумать о том, а нужно ли не обращать внимание на перебои в работе системы зажигания и ожидать пока проблема уйдет сама по себе? Ведь машина это не человек, о случаях волшебного исцеления пока не известно! Поэтому, если в работе двигателя начали происходить перебои, он начал «троить», необходимо настроиться на работу и с помощью специального прибора для проверки начать осматривать свечи зажигания. Дополнительно можно осуществить еще одно полезное дело – проверку компрессии в двигателе. Диагностика свечей зажигания – убираем первопричину В реальной жизни не бывает такого, чтобы все свечи одновременно выходили из строя. Зачастую перестают работать одна или две бракованных. Следовательно, задачей диагностики будет определить, какая же из них неработоспособна. Обычно свечи зажигания для автомобилей, которые эксплуатируются в нелегких условиях (к примеру, на дорогах Украины или России) рассчитаны на пробег до 35 тысяч километров. Это значит, что при постоянном использовании автомобиля, нужно заменять свечи как минимум два раза за год – перед тем как начнется весенний и осенний период.
Не нужно бояться, если не знаешь, как проверить работоспособность свечей зажигания и думать, что это сложный процесс. Это может сделать даже блондинка, которую так любят выставлять на посмешище в анекдотах, поэтому незнание как проверить свечи зажигания не должно быть отговоркой и восприниматься как шутка. Как проверить исправность свечи зажигания Перед тем, как начать проверку, убедитесь, что система зажигания выключена. После этого осмотрите метки на высоковольтных проводах, на них должны быть указаны номера цилиндров, если же таких меток нет, то необходимо обозначить каждый провод высокого напряжения с помощью скотча или маркера. Затем осторожно снимите со свечей наконечники, к которым подходят высоковольтные провода, тянуть за провод, выполняя эту операцию, категорически запрещается.
Во время отворачивания свечей необходимо продувать с помощью сжатого воздуха зону вокруг них, это предотвратит попадание пыли и грязи в цилиндры. Теперь можно отворачивать и вынимать свечи зажигания, используя свечной или подходящий торцевой ключ. Если нужно отвернуть свечи в шестицилиндровом V-образном двигателе, то необходимо использовать глубокий торцевой ключ, который вращается на гибком приводе, либо на универсальном шарнире. После того, как эти операции будут выполнены, можно приступать непосредственно к проверке свечей. Необходимо запомнить, что между электродами должен быть зазор, равный строго 0,7 мм. Измерить его можно с помощью щупа. Регулировать зазор нужно при необходимости специальным инструментом, которым подгибают электрод вверх или вниз, в зависимости от степени его смещения.
Один из методов проверки исправности свечи зажигания Проверяя состояние свечей, нужно обращать внимание на цвет налета на электродах, у исправной свечи налет будет иметь серовато-коричневый цвет светлого оттенка. Если на поверхности электроде заметны сухие черные отложения, это означает что нужно проверить систему питания двигателя, т.к. в него поступает слишком переобогащенная смесь. После проверки и очистки свечи допускается ее повторное использование. Если на поверхности электрода свечи заметен белый налет и она имеет глянцевый оттенок, то использовать повторно ее нельзя, по причине ее перегрева. Перед тем, как установить новую или проверенную чистую старую свечу, обязательно следует проверить величину зазора электрода и, при необходимости, выставить нужный зазор. Регулировать зазор необходимо вышеописанным методом, подгибая боковой электрод, категорически запрещается подгиб центрального электрода или применять рычаг для подгиба бокового электрода.
Допускается только ручной способ установки свечей на этапе вворачивания, после чего можно использовать свечной ключ. Окончательную затяжку свечи следует производить динамометрическим ключом, в случае его отсутствия, свеча доверчивается гаечным ключом на 1/16 оборота, до того момента, как произойдет контакт ее конической части с головкой блока цилиндра. Использование пробника Перед тем как проверить работоспособность свечей зажигания и определить их работоспособность, нужно их выкрутить из блока цилиндров двигателя. Поможет в этом деле специальный свечной ключ. Для проверки работоспособности можно воспользоваться диагностическим тестером или пьезоэлектрическим пробником. Такое оборудование есть не у каждого автолюбителя, и зачастую есть только в автомастерских, но выход есть – использовать самодельный инструмент.
Простой пробник для регистрации подачи искры изготавливается из обычной пьезозажигалки. Разберите ее и достаньте пьезоэлектрический блок. Удлините идущий от блока провод до 15 см. Пробник готов. Теперь можно приступать к проверке. Сделать это можно при помощи изготовленного пробника. Подсоедините удлиненный провод на верхний контакт свечи и прислоните сам пьезоэлектрический блок к ее корпусу. Надавите на кнопку блока до щелчка и убедитесь, что между контактами появилась четкая искра. Это свидетельствует о ее совершенной исправности. Прибор для проверки свечей зажигания Выбросить нельзя, чистить!
Как проверить свечу зажигания если она начинает выходить из строя, двигатель перестает работать ровно, начинаются сбои в работе на холостом ходу и «дерганье» автомобиля в движении. Происходит это от того, что плохая искра не дает нужного импульса для возгорания топливной смеси. Каждый автопроизводитель дает свои рекомендации по частоте замены свечей, но средний пробег, до следующей замены, можно установить в 30000 километров.
Конечно, все индивидуально, и зависит от многих факторов. Например, качество топлива и масла. Но 30 тысяч пробега можно принять за среднее значение.
Итак, если вышеописанные проблемы с двигателем все же начались, то можно проверить работоспособность свечей самому. Для этого понадобится только специальный, свечной ключ. А если требуется проверить свечи в W-образной «шестерке», то понадобится длинный торцевой ключ.
Первым делом надо убедиться, что зажигание автомобиля выключено. На проводах высокого напряжения, идущих к свечам, должны быть метки, какой провод, и к какому цилиндру должен быть подключен. Если их нет, то требуется самостоятельно пометить их с помощью малярного скотча, к примеру.
После этого нужно снять наконечники со свечей, при этом, строго запрещается тянуть их за сам провод. После этого можно начинать откручивать свечу. Если в гараже есть компрессор, то лучше в момент откручивания продувать свечу воздухом, чтобы нагар с резьбы, или другой мусор не попали в двигатель.
После того, как свеча откручена, необходимо убедиться, что зазор, между электродами свечи, составляет ровно 0,7 миллиметра. Проверяется он специальным щупом, а регулируется он путем отжатия, либо прижатия электродов друг к другу.
Рабочая свеча должна иметь налёт сероватого, иногда коричневатого цвета, но обязательно светлого оттенка. Если нагар черный и сухой, то следует проверять всю систему питания, т.к. это признак поступления переобогащенной смеси.
Если свеча рабочая, но просто закопченая, ее нужно почистить любым абразивным материалом. К примеру, наждачной бумагой. Но следует соблюдать осторожность и не оставить заусенцев на резьбе свечи, или её электродах.
Более тщательным методом очистки является чистка пескоструйным аппаратом. Свечи очищаются потоком песка с напорами разной силы. Пескоструйный аппарат требует определенных навыков, при наличии которых свечи чистятся до блеска за несколько минут.
Если свечи не сильно загрязнены, или чистка делается для профилактики, их можно прокалить горелкой или паяльной лампой. Делается это быстро и без фанатизма, несколько раз переворачивая свечу над пламенем до появления красноватого оттенка.
Вариант химической очистки хорош тем, что она производится подручными средствами бытовой химии. Удаление загрязнений происходит способом замачивания их в химическом средстве на определенное количество времени, что даёт вполне приличный результат.
1. Очистка свечей с помощью уксуса. Свечи замачиваются в пластиковой емкости с уксусной кислотой на час-полтора.
2. Чистка уксуснокислым аммонием. Свечи обезжиривают бензином и помещают в раствор ацетата аммония на полчаса при очень высокой температуре. Недостатком данного способа является то, что пары очистителя ядовиты, и все работы нужно проводить на открытом воздухе либо в хорошо проветриваемом помещении.
3. Препараты для очистки инжекторов содержат достаточное количество веществ, необходимых для растворения масляных загрязнений. В жидкости нужно замочить свечи примерно на сутки, после чего тщательно почистить мягким ершиком или щеточкой.
4. Если чистка свечей по каким-то причинам возможна только в закрытом помещении, можно «постирать» свечи в обычном стиральном порошке при высокой температуре. В кипящую воду нужно добавить стиральный порошок и «проварить» свечи в течение часа. Компоненты стирального порошка довольно безобидны, дочиста они вряд ли удалят грязь, но, тем не менее, нет опасности повредить слой металла свечи. Такой вариант подходит для тех, кто по каким-то причинам в ближайшие дни не может заменить свечи, а эксплуатация машины полностью зависит от этого.
Следует помнить, что после чистки свечей высокими температурами, нужно дать им остыть самостоятельно. Если охладить их водой или положить зимой на балкон, они могут треснуть.
Если вдруг под рукой нет вышеперечисленных средств, можно попробовать экстренную очистку с помощью любых имеющихся под рукой чистящих жидкостей (порошок для кафеля, сухой отбеливатель). Для этого порошок надо растворить в горячей воде, опустить в воду изделие на 10-15 минут до размягчения нагарного слоя. Под воздействием температуры он размягчится и можно аккуратно снять часть загрязнений. 100% очистки такой метод не дает, но на некоторое время реанимировать свечи этим способом можно.
Звучит комично, но бывалые автолюбители часто упоминают о возможности чистки свечей напитком «Кока кола». Если верить этому, пенный напиток не хуже химических средств справляется с загрязнениями, а стоит намного дешевле. Поэтому при отсутствии других вариантов можно воспользоваться и таким методом экстренной очистки.
После того, как произведена чистка, останется только вернуть обновленные свечи на свое законное место. При чистке с повышением температуры очищающей жидкости нужно дождаться, пока свечи остынут, положить в мягкую ткань и аккуратно вернуть на прежнее место в автомобиле. После этого вы заметите более приятную эксплуатацию, отсутствие рывков при начале движения.
Итак, если черного нагара на свечи нет, то проверяется она следующим образом. Необходимо снова подключить к ней высоковольтный провод и положить ее на двигатель, чтобы пьезоблок свечи касался металла. После этого необходимо включить зажигание. Если искра будет четкая, синего цвета, значит свеча в порядке, и ее можно вкручивать обратно.
Запрещается вкручивать и выкручивать свечи пневматическим, или электроинструментом. Не стоит лениться, а делать это надо вручную. Далее, требуется повторить все действия с другими свечами. Свеча, которая не дает четкую, синюю искру испорчена, и лучше ее заменить. Хотя рекомендуется менять свечи всем комплектом.
Если установили новые свечи зажигания, которые после месяца использования стали давать перебои в работе двигателя, необходимо задуматься. Будем считать, что как проверить работоспособность свечей зажигания известно и необходимые процедуры уже сделаны. Осталось выяснить первопричины этой проблемы. Если ее не найти и не устранить, то проблемы с машиной будут возникать постоянно, в основном с двигателем. Причин может быть несколько: чрезмерные нагрузки, которые ложатся на двигатель машины; неправильная установка свечей: неверно выставленный зазор, не соответствует разъему или машине; залит низкокачественный бензин или масло; свечи сильно загрязнены. Необходимо проверять и корректировать зазор между электродами, с такой же периодичностью, как и полную замену. Регулировать зазор необходимо проводить подгибая боковые электроды либо используя цилиндрический щуп, либо подходящий отрезок проволоки. Свечи необходимо периодически осматривать, менять и изредка чистить, при необходимости.
Чистку можно провести двумя способами: механическим и химическим. Чистка свечей зажигания в домашних условиях Механический способ представляет собой удаление нагара с помощью каких-либо абразивных инструментов, например ножа или напильники, но характеристики могут быть ухудшены. При трении металла о металл неизбежно возникают царапины, которые по прошествии времени будут сильно и быстро нагреваться, поэтому надо аккуратно производить чистку, завернув твердый предмет в ткань. Чистка химическим способом действует более эффективно, но процесс занимает большее время. Сначала нужно обезжирить, промыть в бензине, высушить и на 30 мин. поместить в раствор ацетата аммония. После того как свеча будет извлечена из раствора, ее необходимо прочистить мягкой щеткой, высушить и ввернуть на место. При этом надо помнить о контроле зазора в свечах зажигания. Постоянно следите за работой мотора и помните, как часто нужно проверять свечи зажигания. Это поможет обеспечить бесперебойную работу двигателя автомобиляНеисправностями свечей зажигания являются: замасливание и покрытие нагаром электродов и юбочки изолятора изменение зазора между электродами вследствие их износа образование трещин в изоляторе загрязнение изолятора копотью нарушение герметичности изолятора
Признаками неисправности свечей зажигания служат трудный пуск и перебои в работе двигателя, а иногда его остановка.При техническом обслуживании свечей зажигания их проверяют на работоспособность неоновой лампой или на специальных приборах, очищают от нагара, проверяют на искрообразование и регулируют зазоры между электродами. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ДОСТУПНЫХ МЕТОДОВ ОЧИСТКИ.ВЫВАРИВАНИЕ СВЕЧЕЙ.
Данную процедуру проводят в кипящей воде с добавлением стирального порошка. Данный раствор лишен активных соединений, которые могут разрушать никель-хромовое покрытие свечей. Именно потому данная методика относится к наиболее щадящим. А вот загрязнения и имеющийся нагар при опускании в кипящий раствор удаляются весьма активно. Однако зачастую проверка такой свечи констатирует ее неработоспособность. Искра на отремонтированных изделиях желтая и нестабильная. Кроме того, зачастую наблюдается пробой «на массу» через корпус из керамики. Потому агрегат на таких свечах не сможет нормально функционировать при высоких оборотах.ПЕСКОСТРУЙНАЯ ОЧИСТКА – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИХ МЕТОДОВ ОЧИСТКИ СВЕЧЕЙ.
Пескоструйный аппарат подает песок под давлением сжатого воздуха. Решившим воспользоваться данной методикой, необходимо знать некоторую технологию очистки. Ведь свечу в аппарате необходимо не просто удерживать, а и вертеть из стороны в сторону. В результате песок ударяется в свечу под самыми различными углами.
При этом боковые электроды должны быть осторожно разогнуты. Таким образом, абразивный материал очищает керамический конус центрального электрода. По завершении процесса следует загнуть электроды в прежнее положение.
Кроме прочего, требуется восстановление межэлектродного зазора до нормативного значения. Он может колебаться от 0,6 до 1,5 миллиметра. Все зависит от типа свечей и их назначения.
Качественная пескоструйная очистка, а также правильная регулировка зазоров дает возможность восстановить работоспособность свечей. Об этом свидетельствует отсутствие пробоев искры, а также ее голубой цвет. Он свидетельствует о качественной воспламеняющей способности.
Подобная методика демонстрирует наивысшую эффективность для свечей с одним электродом. Ведь у них открытый доступ к керамическому конусу центрального электрода. Также данный метод отлично справляется с восстановлением свечей, загрязненных нагаром.
МЕТОД ЧИСТКИ ФОРСУНОК ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЕЧЕЙ.
Некоторые мастера используют методику, которой очищают форсунки, для борьбы с загрязнениями на свечах. Однако следует отметить, что лишь в некоторых случаях работоспособность свечей восстанавливается под влиянием ультразвука и чистящего состава. Даже после очистки сохраняется пробой искры в сторону по слою нагара. Регулировка зазора при этом лишь немного исправляет ситуацию. Однако цвет искры становится желтым, что говорит о ее слабой воспламеняющей возможности.ОЧИСТКА ПРИ ПОМОЩИ БЫТОВЫХ ХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ НАЛЕТА ИЗВЕСТИ, А ТАКЖЕ РЖАВЧИНЫ.
Оказывается, вышеупомянутые вещества способны эффективно очищать и нагар со свечей зажигания. Для этого потребуется отмачивать свечи в растворе на протяжении суток, а далее очистить расстояние между электродами механическим способом. В результате искра становится голубой, а ее пробои даже без предварительной регулировки зазоров между электродами минимальны. При регулировке же межэлектродного зазора работоспособность деталей можно восстановить. Свеча зажигания сохраняет работоспособность при не изношенных электродах, герметичном корпусе, неповрежденных тепловом конусе и изоляторе, а также исправном добавочном резисторе (если он присутствует в конструкции данного узла).
Существует несколько способов определения работоспособности свечей зажигания: испытания «на искру», внешний осмотр, проверка электроцепи. Первый способ наиболее полно осуществим в условиях СТО (с применением спецоборудования). Автовладельцы могут провести самостоятельную проверку «на искру» только упрощенным способом.
Проверить искрообразование свечей можно с помощью диагностического тестера, стенда с барокамерой (Стенд для проверки свечей зажигания) или пьезоэлектрического пробника -«пистолета».
Специальные тестеры позволяют проверить «на искру» свечи, установленные на двигателе, в реальных условиях их работы (при запущенном моторе). К высоковольтному проводу свечи подсоединяется датчик, и на экране монитора отображается импульсная характеристика свечи, по которой оператор определяет ее состояние.«Силовая» проверка
Максимально объективную оценку исправности свечи зажигания, снятой с двигателя, могут дать испытания на специальном стенде, оснащенном барокамерой. Здесь проверка производится как при атмосферном, так и при давлении, максимально приближенном к эксплуатационному (8 – 12 атм), а также при частотах искрообразования, соответствующих скорости вращения коленвала 1000 – 5000 об/мин. В зависимости от типа системы зажигания авто, на электроды свечи подаются импульсы с величиной напряжения 14 – 20 кВ.
Исправной считается свеча, у которой при повышенном давлении наблюдается устойчивый разряд между электродами и отсутствует «паразитное» искроообразование с центрального электрода на корпус.«Пистолетный» тест
Тестирование «на искру» можно провести и с помощью более простого оборудования – пьезоэлектрического пробника-«пистолета». Со свечи, установленной на двигателе, снимают высоковольтный провод, надевают втулку пробника, а его наконечник прижимают к «массе» мотора в удобном месте. При нажатии клавиши «пистолета» на свечу подаются импульсы напряжением 11 – 14 кВ. Если при этом загорается лампочка пробника, свеча считается работоспособной.
Таким же способом проверяют «на искру» снятую с мотора или новую свечу – с тем отличием, что наконечник пробника прижимают к ее гайке (корпусу), а загорание лампочки должно сопровождаться характерным для искровых разрядов «треском». Недостаток этого метода в том, что проверка осуществляется при атмосферном давлении.Своими силами
Существует еще один способ проверки выкрученных из мотора свечей. Он может быть проведен даже в дорожных условиях, если под руками, кроме свечного ключа, ничего нет.
На наконечник свечи надевают высоковольтный провод, а корпусом прикасаются к «массе» мотора. При прокручивании коленвала стартером между электродами свечи контролируют проскакивание искры.
Чтобы не получить удар электротоком высокого напряжения, такой тест желательно проводить в резиновых перчатках.
В случае, если проверки «на искру» не дали положительного результата, свечу следует выкрутить и очистить от нагара. При необходимости – предварительно отмочить в растворителе (например, в ацетоне). Затем свечу желательно промыть (чтобы не началась коррозия электродов) бензином и продуть сжатым воздухом (или «высушить» электрофеном).Визуальный осмотр
Такой метод позволяет обнаружить нарушенный вследствие эрозии электродов искровой промежуток свечи, а на тепловом конусе – нагар, трещины, сколы и/или неудаляемые загрязнения в виде токопроводящих дорожек (последние образуются, если двигатель работал на некачественном топливе). По этим «мостикам» искра утекает на «массу», минуя искровой промежуток.
Если изменившийся зазор между электродами удалось отрегулировать в соответствии с рекомендациями автопроизводителя, свеча еще «послужит». При более серьезных повреждениях ее придется заменить.
У «выдержавших» осмотр свечей следует проверить электроцепь центрального электрода. Для этого свечу «прозванивают» тестером. Если между центральным электродом и наконечником есть «контакт» (при наличии исправного резистора прибор покажет сопротивление 4 – 6 кОм), то причиной отсутствия искры у свечи, установленной на двигатель, может быть повреждение изолятора.
Способы упрощенной проверки свечей зажигания
Исправна или нет?
Осмотр и испытания свечей упрощенными методами (в том числе с помощью пробника-«пистолета») 100-процентной гарантии выявления неисправности не дают. Может оказаться, что свечи (в том числе новые) проверку выдерживают, но мотору работать устойчиво и развивать полную мощность не позволяют. Это объясняется тем, что искрообразование в значительной мере зависит от давления газов в цилиндре. При повышенном давлении исправная свеча формирует качественную искру, свеча со скрытыми дефектами – нет.
Вот почему свечи, выдержавшие упрощенную проверку, считаются исправными лишь условно.
Почему свеча «капризничает»?
Процессы искрообразования автомобильной свечи зажигания объясняются теорией электрического разряда в газах и зависят от многих факторов.
Между электродами свечи возможен электрический разряд двух видов: «по объему» (пробой) и «по поверхности» (так называемый скользящий).
Первый возникает между центральным и боковым корпусным электродами, второй – между центральным электродом и «массой» (корпусом) свечи.
Нормальный процесс воспламенения топливо-воздушной смеси обеспечивается свечой классической конструкции – в случае разряда «по объему». Однако в ходе эксплуатации могут возникнуть условия, когда в свече начинает преобладать искрообразование «по поверхности». Такой процесс вызывают высокое давление газов в цилиндре и дефекты теплового конуса свечи – загрязнения, микротрещины, плохое прилегание электрода к керамике конуса и т. д.
Средняя напряженность электрического поля, необходимая для пробоя, зависит от давления газа и с его ростом увеличивается, поскольку растет сопротивление межэлектродного зазора (искрового промежутка) свечи. В то же время напряженность поля, необходимая для возникновения скользящего разряда, от давления зависит слабо.
В результате в неисправной свече с ростом давления (при реальных условиях работы в моторе) преобладает разряд «по поверхности», несмотря на то, что расстояние между центральным электродом и корпусом свечи в несколько раз превышает величину искрового промежутка.
При скользящем разряде искра дробится, уменьшается энергия ее отдельных «нитей», из-за чего ухудшаются условия воспламенения топливо-воздушной смеси в цилиндре. С такими свечами двигатель плохо запускается и/или на повышенных оборотах не развивает максимальной мощности.
Следует отметить, что скользящий разряд может преобладать и у абсолютно новых «классических» свечей (как правило, причиной этого является производственный брак).
Существуют свечи, в которых такой вид разряда используется. Они сохраняют работоспособность при высоком давлении, не имеют бокового электрода и предназначены для работы в форсированных двигателях специальных (спортивных) автомобилей.
В процессе эксплуатации электроды обычной свечи вырабатываются (выгорают) в среднем на 0,015 мм на каждые 1000 км пробега. Пробивное напряжение искрового промежутка постепенно возрастает, и система зажигания начинает работать с перебоями.
В связи с этим через 4-5 тыс. км пробега рекомендуется проводить замер и (при необходимости) регулировку искрового промежутка, а через 30 – 40 тыс. км – заменять свечи новыми. Для некоторых иномарок интервал замены может достигать 80 – 100 тыс. км.
Искровой зазор рекомендуется измерять круглым щупом, который вставляют между электродами без применения силы.
Регулировку (уменьшение) зазора проводят, осторожно постукивая плоской частью специального приспособления или пассатижами по боковому электроду свечи.
Для увеличения искрового зазора боковой электрод осторожно отгибают этим же приспособлением или отверткой.
В обоих случаях используемый инструмент не должен касаться центрального электрода, иначе свеча может повредиться.
Однако у данной методики есть и недостаток. Ведь они настолько химически активны, что могут уничтожить и никель-хромовое покрытие. А оно защищает свечи от коррозии. Потому при воздействии сырости свечи будут быстро ржаветь. Это усложнит их демонтаж, а также перебои в работе. Потому наносить составы можно лишь на конус-изолятор центрального электрода.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕПАРАТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОЧИСТКИ ИНЖЕКТОРОВ.
В их составе имеются химически активные соединения, которые способны удалять множественные загрязнения. Некоторые энтузиасты решили проверить данную методику и опустили на целые сутки свечи в раствор для очистки инжекторов. По их утверждениям, в таком случае результат был лучше, чем при попытках очистить свечи с применением этих же средств вместе с ультразвуком. После откисания в препарате на протяжении суток, а также очистки ершиком и продувания сжатым воздухом, цвет искры стал голубым. Практически исчезли пробои по конусу свечи «на массу».
Итоги
Как видим, некоторые из доступных методов очистки свечей все же способны вернуть изделиям хорошую искру, а также восстановить межэлектродный зазор. Однако некоторые из них могут разрушать защитное покрытие свечей, что способствует быстрой их коррозии. Если взвесить все плюсы и минусы описываемых методов, можно однозначно одобрить лишь один – пескоструйную очистку.
При проверке свечей неоновой лампой один ее контакт соединяют с «массой» двигателя, а другой — поочередно с центральными электродами проверяемых свечей на работающем и предварительно прогретом двигателе. Периодическое свечение лампы указывает на нормальную работу свечи. Чрезмерно яркое свечение свидетельствует об увеличенном зазоре между электродами, а слабое — о недостаточном напряжении. Причинами недостаточного напряжения могут быть сильное нагарообразование, загрязнение или трещины в изоляторе, а также неисправности в цепи системы зажигания. В этом случае неисправную свечу необходимо заменить. Более прогрессивной является проверка технического состояния элементов системы зажигания и, в частности, свечей с применением осциллоскопа (катодно-лучевой трубки), которым снабжаются современные стенды для контроля электрооборудования автомобилей.
Осциллоскоп присоединяют параллельно в различных точках первичной или вторичной цепей системы зажигания. На рисунке показано типичное изображение кривой напряжения (развертка) для одного цилиндра. Здесь участок 0—1 соответствует замкнутому состоянию контактов, точка 1 — размыканию контактов, участок 1 — 2 — продолжительности искры, 2 — 3 — рассеиванию оставшейся энергии в индукционной катушке и конденсаторе, 3 — 4 — контакты еще разомкнуты, но колебательные процессы в системе уже закончились. Высота порожка характеризует напряжение аккумуляторной батареи.
Аналогичное изображение на экране трубки может быть получено одновременно для всех цилиндров двигателя. Периодически (через 6000— 10 000 км) все свечи очищают и проверяют на приборе ГАРО, а также регулируют зазор между электродами.
При зазоре между электродами свечи, превышающем нормы, ток высокого напряжения вследствие большего сопротивления потечет к разряднику, где и появится искра. При малом зазоре в свече, наоборот, искра возникнет в свече. При пользовании прибором Э-5 необходимо переключатель полярности установить в положение, соответствующее полярности массы ( + или —) электрооборудования проверяемого автомобиля, а переключатель вольтметра поставить в положение, соответствующее напряжению электрооборудования проверяемого автомобиля.
Состояние изолятора свечей зажигания определяют по вспышке неоновой лампы при наличии высокого напряжения на клемме свечи. Если свеча загрязнена или в изоляторе имеется трещина, то вследствие большой утечки тока напряжение упадет, и неоновая лампа гореть не будет.
remontavto-moto-velo.blogspot.com
Как правильно восстановить работоспособность свеч зажигания
Как правильно очистить свечи зажигания, если они загрязнены нагаром? Способов очистки несколько. Если свечи иностранного производства, то подойдут вот эти способы: пескоструйная и ультразвуковая очистки. Для пескоструйной очистки нам понадобиться сам станок куда мы зажмем наши свечи. Далее с помощью потока песка наши свечи очищаются от слоя нагара. Потом свечи нужно будет очистить от песка и они как новенькие готовы к использованию.
Помните ультразвуковые стиральные машинки? То же самое, но только немного мощнее оборудование, но принцип один и тот же. Свечи опускаются в воду, включается излучение и вот они наши свечки как будто с магазина. Для поклонников отечественного производителя, а так же для тех кто хочет более дешевыми способами произвести очистку, есть простой способ. Свечи достаточно будет обжечь на газовой конфорке. Самое главное в этом деле, чтобы пламя не грели фарфоровый корпус самой свечи, он может лопнуть от перегрева. Обжигать таким способом свечи нужно будет минут 10-20. За это время электроды обгорят и будут работоспособны. для современных свечей этот способ применять нельзя! Вот так легко и просто ремонтируются свечи.
Однако не забывайте, что свеча зажигания - довольно точный прибор и нарушение параметров работы, например зазора межу электродами может привести к неправильной работе двигателя, соответственно потере мощности и экономичности. Поэтому при возможности выдерживайте сроки эксплуатации свечей и не скупитесь на замену. Восстанавливать свечи стоит только в экстреннем случае.
Нужен новый автомобиль и не хотите переплачивать? Узнать corsa стоимость вы сможете на сайте компании, предлагающей большой выбор автомобилей марки "Opel", немецкого подразделений международной корпорации "General Motors"
www.autobreeze.net