5.9 Проверка термовыключателя вентилятора охлаждения. Лексус px 300 2000 года при включения зажигания включается вентилятор
Lexus RX300 | Вентилятор и реле включения вентилятора
4.4. Вентилятор и реле включения вентилятора
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Не работайте в непосредственной близости от лопастей вентилятора, чтобы избежать травм. Вентилятор может включиться самопроизвольно!
Расположение главного реле двигателя, реле кондиционера и реле вентилятора в главном релейном блоке
A. Реле кондиционера B. Реле вентилятора N3 C. Реле вентилятора N2 |
D. Реле вентилятора N1 E. Главное реле двигателя F. Размыкатель цепи вентилятора |
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||
|
Проверка реле
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||
|
Замена
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
automn.ru
Lexus RX300 | Неисправности вентилятора системы охлаждения
Неисправности вентилятора системы охлаждения
Кроме заклинившего термостата и порванного клинового ремня, причиной слишком высокой температуры охлаждающей жидкости может стать неисправный вентилятор системы охлаждения, однако только при длительной работе на холостых оборотах. Но неисправный вентилятор не должен означать конца поездки:
- После того, как двигатель остыл, можно ехать в ближайшую мастерскую на средних оборотах и в относительно быстром темпе. При этом необходимо следить за индикатором температуры и контрольной лампочкой.
- Работа двигателя на холостых оборотах и медленная езда могут оказаться для двигателя смертельными. При этом через радиатор практически не проходит охлаждающий воздух. Если нужно обязательно ехать дальше на низкой скорости, то лучше немедленно начать поиски причин неисправностей и при необходимости «обойти» термовыключатель.
Поиск неисправностей
Иллюстрации показывают термовыключатель функции включения вентилятора системы охлаждения после прекращения работы двигателя, слева у 4-цилиндрового двигателя, справа у 5-цилиндрового.
|
|
Снятие вентилятора системы охлаждения
Вентилятор системы охлаждения необходимо снимать с радиатора вместе с задним защитным кожухом радиатора – так называемой царгой вентилятора:
|
automn.ru
Lexus RX300 | Вентилятор системы охлаждения двигателя
Вентилятор системы охлаждения двигателя
На всех модификациях Renault l9 установлен электрический вентилятор системы охлаждения двигателя, который включается только при необходимости. Это экономит мощность двигателя.
В правом бачке радиатора установлен термовыключатель, который включает вентилятор системы охлаждения двигателя, если протекающая через этот бачок охлаждающая жидкость имеет температуру, выше необходимой. Так же он выключает вентилятор, если температура охлаждающей жидкости опускается ниже определенного значения. При температуре включения контакт в термореле замыкает электрическую цепь вентилятора системы охлаждения двигателя, и он начинает работать.
Будьте осторожны при работе в моторном отсеке: при выключенном зажигании и горячем двигателе вентилятор может самостоятельно включиться. Поэтому при горячем двигателе не суйте руки в зону работы вентилятора системы охлаждения двигателя!
Рекомендация: для того чтобы проверить, действительно ли вентилятор системы охлаждения двигателя начнет работать на горячем двигателе, нужно сделать следующее: на уже прогретом, работающем на холостом ходу двигателе следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости. Вентилятор должен включиться, прежде чем стрелка прибора (в зависимости от модификации) зайдет в заштрихованную зону. При этом не должна загораться контрольная лампа перегрева, иначе велика вероятность того, что термореле неисправно. |
Неисправности вентилятора системы охлаждения двигателя
Неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя может стать причиной слишком высокой температуры охлаждающей жидкости; это происходит при долгой работе двигателя на холостом ходу или при езде в горах.
Неисправный вентилятор не означает, что Ваша поездка окончена:
- После того как двигатель остынет, можно доехать до ближайшей автомастерской на средних оборотах двигателя и постоянной, достаточно высокой скорости движения. При этом следите за температурой охлаждающей жидкости и контрольной лампой перегрева.
- Холостые обороты и медленная езда в этом случае опасны для двигателя, так как через пластины радиатора не проходит достаточное для охлаждения количество воздуха.
Поиск неисправностей
|
Снятие вентилятора системы охлаждения двигателя
На двигателе типа «С», а также на некоторых двигателях типа «F» установлен свободно вращающийся вентилятор, причем его мотор может быть приклепан к держателю вентилятора (2). Держатель вентилятора привинчен слева и справа к бачкам радиатора (1). У более мощного вентилятора дизеля или 16-клапанного двигателя установлен более качественный плоский мотор, который вращает крыльчатку вентилятора в воздуховоде. |
|
Один из способов определения неисправности, если есть подозрение на мотор вентилятора, то разъедините штекерное соединение (2) термореле на радиаторе и замкните оба гнезда штекера проволокой или канцелярской скрепкой. Вентилятор должен работать. |
На 16-клапанном двигателе установлен дополнительный электрический насос охлаждающей жидкости (показан стрелкой) в системе охлаждения, который после выключения зажигания около 5 минут продолжает прогонять охлаждающую жидкость по системе охлаждения. На перегретом двигателе дополнительно включается еще и вентилятор системы охлаждения двигателя. |
automn.ru
Lexus RX300 | Проверка исправности функционирования, снятие, обслуживание и установка вентиляторов системы охлаждения
Шаг 1 (Проверка исправности функционирования вентилятора)
1. Запустите двигатель на холостые обороты. 2. Включите К/В в режиме максимальной хладопроизводительности (проверка должна производиться при температуре охлаждающей жидкости ниже 95°С). Если при срабатывании компрессора К/В главный вентилятор вращается со средними оборотами, переходите к Шагу 2, в противном случае выполните проверку Шага 4.
Шаг 2 (Проверка исправности функционирования вентилятора)
Выключите К/В и дождитесь пока двигатель прогреется до нормальной рабочей температуры (выше 95°С). Если при срабатывании компрессора главный вентилятор вращается с малыми оборотами, переходите к Шагу 3, в противном случае выполните проверку Шага 18. Шаг 3 (Проверка исправности функционирования вентилятора)
Включите К/В в режиме максимальной хладопроизводительности, - исправный вентилятор при срабатывании компрессора будет вращаться с высокими оборотами. Если данное условие не выполняется, переходите к Шагу 31. Шаг 4 (Проверка исправности подачи питания на вентилятор)
Постарайтесь не допустить перегревания двигателя! |
1. Выключите зажигание и отсоедините электропроводку от приводного электромотора главного вентилятора. Замечание: Проверка должна производиться при температуре охлаждающей жидкости ниже 95°С. 2. Включите К/В на максимальную хладопроизводительность и в момент срабатывания компрессора измерьте напряжение на клемме № 2 (+) разъема F17 главного вентилятора (второй провод вольтметра заземлите на массу шасси). Если результат измерения составляет более 10 В, переходите к Шагу 5, в противном случае выполните проверку Шага 8. Шаг 5 (Проверка состояния заземления вентилятора)
Выключите зажигание и измерьте сопротивление между клеммой № 4 разъема F17 вентилятора и массой шасси. Если результат измерения составляет менее 5 Ом, переходите к Шагу 6, в противном случае отыщите и устраните обрыв в цепи заземления.
Шаг 6 (Проверка качества контактных соединений)
Визуально оцените состояние клемм контактного разъема F17 вентилятора. В случае необходимости произведите соответствующие исправления. Если клеммы в порядке, переходите к Шагу 7. Шаг 7 (Проверка состояния приводного электромотора вентилятора)
Подсоедините батарею непосредственно к контактному разъему F17 электромотора (положительный полюс к клемме № 2, отрицательный - к клемме № 4). Если вентилятор начнет вращаться, проверьте состояние контактного разъема, в противном случае замените электромотор. |
Шаг 8 (Проверка исправности подачи питания на реле 2 вентилятора)
1. Выключите зажигание и извлеките реле 2 главного вентилятора из держателя в монтажном блоке реле системы К/В. 2. Измерьте напряжение между клеммой № 18 (+) разъема F30 и массой шасси. Если результат измерения составляет более 10 В, переходите к Шагу 9, в противном случае выполните проверку Шага 10.
Шаг 9 (Проверка исправности подачи питания на реле 2 вентилятора)
Включите зажигание (двигатель не запускайте) и измерьте напряжение между клеммой № 20 (+) разъема F30 и массой шасси. Если результат измерения составляет более 10 В, переходите к Шагу 13, в противном случае выполните проверку Шага 12. Шаг 10 (Проверка состояния 30-амперного предохранителя) Извлеките соответствующий 30-амперный предохранитель из монтажного блока реле системы К/В. Перегоревший предохранитель замените. Если предохранители в порядке, переходите к Шагу 11.
Шаг 11 (Проверка исправности подачи питания к клеммам 30-амперного предохранителя)
Измерьте напряжение между клеммой № 1 (+) разъема F27 в монтажном блоке реле системы К/В и массой шасси. Если результат измерения составляет более 10 В, проверьте участок цепи между предохранителем и реле 2 главного вентилятора на обрыв, в противном случае проверьте на обрыв участок цепи между предохранителем и разъемом главного монтажного блока.
Шаг 12 (Проверка предохранителя 18)
Выключите зажигание, извлеките из своего посадочного гнезда предохранитель № 18 и визуально оцените его состояние. Перегоревший предохранитель замените. Если предохранитель в порядке, проверьте на обрыв участок цепи между реле 2 главного вентилятора и выключателем зажигания.
Шаг 13 (Проверка состояния реле 2 главного вентилятора)
Выключите зажигание и измерьте сопротивление между клеммами №№ 17 и 18 реле. Если результат измерения составляет более 1 МОм, переходите к Шагу 14, в противном случае замените реле 2.
Шаг 14 (Проверка состояния реле 2 главного вентилятора)
Подключите батарею к клеммам №№ 19 и 20 реле, затем повторите проверку Шага 13. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 15, в противном случае замените реле 2.
Шаг 15 (Проверка состояния электропроводки между клеммами реле 2 главного вентилятора и разъемом приводного электромотора)
Измерьте сопротивление между клеммой № 2 разъема F17 и клеммой № 17 разъема F30. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 16, в противном случае устраните обрыв электропроводки.
Шаг 16 (Проверка состояния электропроводки между клеммами реле 2 главного вентилятора и ECM)
1. Выключите зажигание и отсоедините электропроводку от модуля управления двигателем (ECM). 2. Измерьте сопротивление между клеммой № 19 разъема F30 и клеммой № 17 разъема В137. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 17, в противном случае устраните обрыв электропроводки.
Шаг 17 (Проверка качества контактных соединений)
Визуально оцените состояние клемм контактных разъемов жгута электропроводки, соединяющей главный вентилятор с ECM. Произведите необходимые исправления. Если электропроводка в порядке, обращайтесь за помощью к специалистам фирменной СТО Subaru. Шаг 18 (Проверка исправности подачи питания на вентилятор)
Постарайтесь не допустить перегревания двигателя! |
1. Выключите зажигание и отсоедините электропроводку от приводного электромотора главного вентилятора. Замечание: Проверка должна производиться при температуре охлаждающей жидкости ниже 95°С. 2. Включите К/В на максимальную хладопроизводительность и в момент срабатывания компрессора измерьте напряжение на клемме № 1 (+) разъема F17 главного вентилятора (второй провод вольтметра заземлите на массу шасси). Если результат измерения составляет более 10 В, переходите к Шагу 19, в противном случае выполните проверку Шага 21. Шаг 19 (Проверка качества контактных соединений)
Визуально оцените состояние клемм контактного разъема F17 вентилятора. В случае необходимости произведите соответствующие исправления. Если клеммы в порядке, переходите к Шагу 20.
Шаг 20 (Проверка состояния приводного электромотора вентилятора)
Подсоедините батарею непосредственно к контактному разъему F17 электромотора (положительный полюс к клемме № 1, отрицательный - к клемме № 4). Если вентилятор начнет вращаться, проверьте состояние контактного разъема, в противном случае замените электромотор.
Шаг 21 (Проверка исправности подачи питания на реле 1 вентилятора)
1. Выключите зажигание и извлеките реле 1 главного вентилятора из держателя в монтажном блоке реле системы К/В. 2. Измерьте напряжение между клеммой № 7 (+) разъема F66 и массой шасси. Если результат измерения составляет более 10 В, переходите к Шагу 22, в противном случае выполните проверку Шага 23.
Шаг 22 (Проверка исправности подачи питания на реле 1 вентилятора)
Включите зажигание (двигатель не запускайте) и измерьте напряжение между клеммой № 5 (+) разъема F66 и массой шасси. Если результат измерения составляет более 10 В, переходите к Шагу 26, в противном случае выполните проверку Шага 25. Шаг 23 (Проверка состояния 30-амперного предохранителя)
Извлеките соответствующий 30-амперный предохранитель из монтажного блока реле системы К/В. Перегоревший предохранитель замените. Если предохранители в порядке, переходите к Шагу 24.
Шаг 24 (Проверка исправности подачи питания к клеммам 30-амперного предохранителя)
Измерьте напряжение между клеммой № 1 (+) разъема F27 в монтажном блоке реле системы К/В и массой шасси. Если результат измерения составляет более 10 В, проверьте участок цепи между предохранителем и реле 1 главного вентилятора на обрыв, в противном случае проверьте на обрыв участок цепи между предохранителем и разъемом главного монтажного блока.
Шаг 25 (Проверка предохранителя 18)
Выключите зажигание, извлеките из своего посадочного гнезда предохранитель № 18 и визуально оцените его состояние. Перегоревший предохранитель замените. Если предохранитель в порядке, проверьте на обрыв участок цепи между реле 1 главного вентилятора и выключателем зажигания. Шаг 26 (Проверка состояния реле 1 главного вентилятора)
Выключите зажигание и измерьте сопротивление между клеммами №№ 7 и 8 реле. Если результат измерения составляет более 1 МОм, переходите к Шагу 27, в противном случае замените реле 1. Шаг 27 (Проверка состояния реле 1 главного вентилятора)
Подключите батарею к клеммам №№ 5 и 6 реле, затем повторите проверку Шага 26. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 28, в противном случае замените реле 1. Шаг 28 (Проверка состояния электропроводки между клеммами реле 1 главного вентилятора и разъемом приводного электромотора)
Измерьте сопротивление между клеммой № 1 разъема F17 и клеммой № 8 разъема F66. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 29, в противном случае устраните обрыв электропроводки.
Шаг 29 (Проверка состояния электропроводки между клеммами реле 1 главного вентилятора и ECM)
1. Выключите зажигание и отсоедините электропроводку от модуля управления двигателем (ECM). 2. Измерьте сопротивление между клеммой № 6 разъема F66 и клеммой № 28 разъема В137. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 30, в противном случае устраните обрыв электропроводки.
Шаг 30 (Проверка качества контактных соединений)
Визуально оцените состояние клемм контактных разъемов жгута электропроводки, соединяющей главный вентилятор с ECM. Произведите необходимые исправления. Если электропроводка в порядке, обращайтесь за помощью к специалистам фирменной СТО Subaru.
Шаг 31 (Проверка состояния электропроводки на участке цепи между электромотором вентилятора и массой шасси)
1. Выключите зажигание и отсоедините электропроводку от главного вентилятора системы охлаждения. 2. Измерьте сопротивление между клеммой № 3 разъема F17 и массой шасси. Если результат измерения составляет менее 5 Ом, переходите к Шагу 32, в противном случае выполните проверку Шага 33.
Шаг 32 (Проверка качества контактных соединений)
Визуально оцените состояние клемм контактного разъема вентилятора. Произведите необходимые исправления. Если электропроводка в порядке, замените электромотор.
Шаг 33 (Проверка состояния электропроводки на участке цепи между главным вентилятором и реле вентилятора)
Рассоедините контактный разъем реле и измерьте сопротивление между клеммой № 3 разъем F17 электромотора и клеммой № 5 разъема В253 реле. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 34, в противном случае устраните обрыв электропроводки. Шаг 34 (Проверка исправности подачи питания к реле вентилятора)
Включите зажигание и измерьте напряжение между клеммой № 1 (+) разъема В253 и массой шасси. Если результат измерения составляет более 10 В, переходите к Шагу 36, в противном случае выполните проверку Шага 35.
Шаг 35 (Проверка предохранителя 18)
Выключите зажигание, извлеките из своего посадочного гнезда предохранитель № 18 и визуально оцените его состояние. Перегоревший предохранитель замените. Если предохранитель в порядке, проверьте на обрыв участок цепи между реле вентилятора и выключателем зажигания.
Шаг 36 (Проверка реле вентилятора)
Выключите зажигание, извлеките реле и измерьте сопротивление между его клеммами №№ 4 и 5. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 37, в противном случае замените реле.
Шаг 37 (Проверка реле вентилятора) Подключите батарею к клеммам №№ 1 и 3 реле и повторите проверку Шага 36. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 38, в противном случае замените реле.
Шаг 38 (Проверка исправности заземления реле) Измерьте сопротивление между клеммой № 4 разъема В253 реле и массой шасси. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 39, в противном случае устраните обрыв в цепи заземления.
Шаг 39 (Проверка состояния электропроводки между реле вентилятора и ECM)
1. Выключите зажигание и отсоедините электропроводку от модуля управления двигателем (ECM). 2. Измерьте сопротивление между клеммой № 3 разъема В253 и клеммой № 24 разъема В137. Если результат измерения составляет менее 1 Ом, переходите к Шагу 40, в противном случае устраните обрыв электропроводки. Шаг 40 (Проверка качества контактных соединений)
Визуально оцените состояние клемм контактных разъемов цепи на участке между реле и ECM. Произведите необходимые исправления. Если электропроводка в порядке, обращайтесь за помощью к специалистам фирменной СТО Subaru.
automn.ru
Lexus RX300 | Вентилятор радиатора
4.1.6. Вентилятор радиатора
Проверка
Электрическое питание к вентилятору охлаждения подается через замок зажигания и плавкий предохранитель. Управление вентилятором производится термодатчиком, установленным с правой стороны в радиаторе.
Вентилятор должен включаться при превышении рабочей температуры двигателя, то есть за несколько минут до входа стрелки указателя температуры двигателя в красный сектор. Если вентилятор не включается, снимите провода с термодатчика, соедините их между собой и включите зажигание. Если вентилятор после этого заработает, вероятно, вышел из строя термодатчик, который подлежит замене. В случае если вентилятор все еще не работает, проверьте, подается ли напряжение к термодатчику. Если напряжение на термодатчике отсутствует, возможно повреждение проводов, или перегорел плавкий предохранитель. Если напряжение подается, проверьте надежность соединения с массой второго провода датчика. Если термодатчик и электропроводка в хорошем состоянии, значит, возможно, поврежден электродвигатель вентилятора. Электродвигатель может быть проверен подачей напряжения на него дополнительными проводами от аккумулятора.
Снятие
МОДЕЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ БЕЗ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||
|
МОДЕЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ С КОНДИЦИОНИРОВАНИЕМ ВОЗДУХА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||
|
МОДЕЛИ С ДИЗЕЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |
|
automn.ru
Lexus RX300 | Проверка термовыключателя вентилятора охлаждения
Проверка термовыключателя вентилятора охлаждения
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Термовыключатель электровентилятора расположен слева на половине высоты радиатора.Термовыключатель имеет две ступени включения. При повышенной температуре он включает вентилятор на более высокую ступень скорости.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||
|
automn.ru
Lexus RX300 | Перегрев двигателя
При работе двигателя исправная система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим. Нарушения в работе системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Если пропустить этот момент, могут возникнуть неприятные последствия: пробой прокладки головки блока, коробление головки и, как следствие, сложный ремонт двигателя. На приборной панели любого автомобиля находится указатель температуры охлаждающей жидкости. Если двигатель перегревается, стрелка указателя приближается к красной зоне. К сожалению, мы не всегда вовремя обращаем внимание на этот прибор и догадываемся о перегреве двигателя, только когда замечаем появившийся из-под капота пар или даже слышим его свист.
Проверка системы охлаждения
При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, полностью откройте кран отопителя и воздушную заслонку управления притоком воздуха, включите электродвигатель отопителя на максимальную скорость.
Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно — за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут на нормальной частоте вращения холостого хода с включенным на полную мощность отопителем.
Предупреждение
Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или соскочил шланг или образовалось другое место утечки кроме выбивания жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно!
После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах контакта ее с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется “тепловым ударом”.
Остановите двигатель. Учтите, что перегретый двигатель не может сразу остановиться после выключения зажигания и продолжает работать за счет так называемого псевдокалильного зажигания. Такая работа вредна для двигателя, поэтому следует остановить его принудительно, либо плавно нажав до пола педаль “газа”, либо включив любую передачу при выжатом сцеплении, а затем нажав на тормоз и отпустив сцепление.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
automn.ru