Свечи зажигания. Старые проблемы, новые решения. Свечи зажигания старые
Где искра или диагностика свечей зажигания по внешнему виду электродов и изолятора
Четыре запертых отверстия, из которых два впускных и пара выпускных… упорно двигающийся вверх поршень. Имеем закрытый объем под названием «камера сгорания». Отдельное отверстие отведено под установку свечки накаливания – но это на дизеле. В бензиновом моторе роль воспламенителя поджатой топливно-воздушной смеси отводится искровой «спичке». По ее состоянию можно оценить качество используемого топлива и здоровье двигателя в целом.
Как выполняется диагностика выкрученных свечей зажигания по внешнему виду: анализ электродов
Когда стехиометрия топливно-воздушной смеси оптимальна, а двигатель технически исправен, то имеем здоровый налет. Он светло-серого или кремово-коричневатого оттенка. Однако достичь этого в городе с многокилометровыми пробками невозможно. Нужна трасса протяженностью 100-200 км и, для чистоты эксперимента, комплект новых автосвечей.Черный налет
Пугаться темного нагара не стоит – диагностика свечей зажигания по внешнему виду покажет, что он мог образоваться из-за медленного перемещения по городским улочкам или продолжительной работы на холостом ходу. В этих случаях возникает бархатистый черный налет. Он же образуется при повышенном расходе топлива, к чему приводит:
- Неверная настройка карбюратора на старых двигателях.
- Неисправность лямбда-зонда или ДМРВ на инжекторных моторах.
- Забитый воздушный фильтр.
К сведению. Появление темного налета на карбюраторном моторе возможно еще и из-за воспламенителя, несоответствующего мотору по калильному числу.
Красный нагар
Белесый налет
Белый или светло-желтый нагар свидетельствует о бедной ТВС. Отлаживается при использовании низкооктанового топлива. На карбюраторных моторах белесый налет может вызвать неправильно настроенное зажигание или неверно подбор по калильному числу. Продолжать эксплуатировать силовую установку не рекомендуется – бедная смесь вызывает перегрев камеры сгорания и электродов.
Зольный нагар
Для тех, кто знает, как проверить исправность свечи зажигания в домашних условиях, вывод один – двигатель начал «кушать» масло. Такая структура отложений на электродах обусловлена выгоранием содержащихся в смазке присадок. Чаще серые крупинки – признак поступления масла через поршневые кольца. Тут может пригодиться самостоятельная раскоксовка двигателя автомобиля.
Мокрая автосвеча
Влажным разжигатель становится только в том случае, когда на него попадает либо масло, либо бензин. Самостоятельно определить работу ДВС по таким свечам зажигания довольно просто:
- Если на электродах смазка или масло-бензиновая смесь – имеем аварийное состояние: серьезный «масложор». Без капиталки здесь не обойтись.
- Если следы масла имеются только на резьбе, а электроды чистые, тогда следует ремонтировать ГБЦ: износились маслосъемные колпачки и/или втулки клапанов (в единичных случаях причина в вентиляции картера и уплотнениях турбины).
- Ежели на «жале» обнаружен бензин в чистом виде – проблема с топливоподачей и воспламенением.
Узнаем, как проверить автомобильные свечи зажигания в домашних условиях на работоспособность
В эру карбюраторных моторов водители часто самостоятельно разбирались с тем, почему не заводится двигатель. Светящиеся на приборной доске лампочки и нежелание силовой установки пускаться точно указывает на проблемы с топливоподачей или искрообразованием в цилиндрах.
Современный автолюбитель, столкнувшись с тем, как проверить свечи зажигания в домашних условиях, сразу посоветует поочередно отключать питание катушек зажигания на работающем двигателе. Обесточив рабочий цилиндр, мотор тут же откликнется нестабильной работой. Отключенный неработающий «горшок» никак не скажется на характере функционирования силовой установки.Не вызывает сложностей и такая технология:
- Выкрутить свечи.
- Надеть на одну свечу провод питания.
- Включить зажигание.
- Поднести свечку к металлической части мотора.
- Вращать коленвал стартером.
Работы выполняются поочередно с каждым разжигателем. При проскоке искры между электродом и двигателем система зажигания считается исправной. Только вот на инжекторных моторах применять эту технологию запрещено – с легкостью можно «спалить» дорогостоящий модуль зажигания или катушку.
В автомагазине свечу могут проверить специальным пистолетом:
- Разжигатель вставляется в паз приспособления.
- К верхнему контакту присоединяется колпак пистолета.
- Жало пьезоэлектрического прибора подносится к резьбе и оператор кратковременно нажимает на курок.
К сведению. Соорудить устройство, подобное пистолету, можно в домашних условиях. Для этого достаточно иметь пьезомодуль от зажигалки и небольшой отрезок провода.
Мультиметр также ясного ответа не даст. С помощью него можно проверить только наличие короткого замыкания: приложить один контакт к верхнему металлическому наконечнику, второй – к резьбе. При КЗ проскакивает 4-миллиметровая искра.
Другое дело – тест под давлением. Появление искры здесь свидетельствует о том, что свечка будет работать в камере сгорания исправно. Выполняется на специальном стенде.
Зачем менять или что дает замена старых свечей зажигания на новые
Тем, кто интересуется, что дает замена свечей зажигания, можно посоветовать взглянуть на мотор со свечками, которые давно не менялись. У него наблюдается:
- Троение или неровная работа.
- Пониженная мощность.
- Повышенный «аппетит».
Многие производители прописывают смену обычных воспламенителей через каждые 30 000 километров. Бывалые водители одобряют этот момент, поскольку по истечении большего пробега двигатель начинает хандрить – межэлектродный зазор увеличен, искрообразование ухудшено. На мощных V-образниках нездоровый посыл трудно заметить, а вот на 4-цилиндровых силовых установках вполне несложно.
autobann.su
Зачем менять свечи если старые еще работают
Для начала определимся с вопросом – зачем вообще двигателю свечи зажигания, разве без них никак? Скажем так, без них машинка попросту никуда не поедет, а если и поедет, то только на буксире или эвакуаторе, то есть не своим ходом. Если по книжке, то они нужны чтобы с помощью, искры которая появляется между электродами свечи поджечь топливно-воздушную смесь в цилиндрах двигателя. При том на каждый цилиндр приходится своя свеча.
В дальнейшем нужно понимать какая конструкция у любой свечи зажигания. Итак, свеча зажигания состоит из:
- контактный вывод;
- изолятора;
- ребра изолятора;
- центральный электрод;
- боковой электрод;
- уплотнитель.
Каждый из этих элементов выполняет свою функцию: к контактному выводу подсоединяется высоковольтный провод системы зажигания; изолятор защищает свечу от перегрева; ребра изолятора не допустят электрического пробоя по поверхности изолятора; уплотнитель не пропустит горячие газы из камеры сгорания; ну а между центральным и боковым электродами как раз и возникает интересующая нас искра.
Так вот – в зависимости от того какой зазор между центральным и боковым электродами возгорание смеси будет происходить более или мене эффективно. Больше зазор, мощнее искра и больше площадь возгорания, эффективнее горение топлива соответственно расход топлива будет стабильным, а работа двигателя более плавной. Если зазор в свечах маленький, то искра появится раньше энергия искры будет меньше, смесь будет гореть хуже и рабочие характеристики двигателя ухудшатся.
Каких типов бывают свечи зажигания
Промеж себя автолюбители подразделяют свечи на:
- классические;
- платиновые;
- иридиевые.
Так их называют по материалам, которые используются при производстве электродов. В классических свечах электроды из меди, в платиновых из платины, а иридиевые — из специального иридиевого сплава. У отдельно взятых производителей классические свечи с медными электродами они для «большей лучшести» покрыты сплавом иттрия, увеличивающий устойчивость электродов.
Платина обладает высокой устойчивостью к коррозии и хорошо выдерживает высокие температуры, что существенно увеличивает их срок службы. Иридиевые свечи похожи по своим характеристикам на платиновые. Между тем самый длительный срок службы у свечей, у которых электроды произведены из платин-иридиевого сплава.
Каким может быть ресурс у свечей зажигания
Четко определенного срока службы для того или иного типа свечей нет, производители увязывают это со многими факторами, объективно влияющими на срок эксплуатации. Например, это материал из которых изготовлены электроды свечей, условия эксплуатации, как то: климатические условия, качество топлива и многие другие параметры.
Например, обычные классические свечи в среднем прослужат не более 50 тысяч километров пробега. Платиновые и иридиевые – примерно 90 тысяч километров (почти в два раза больше классических). Естественно, эти цифры приблизительны и находятся в прямой зависимости от того, какой бензин заливается в бензобак, и в каком техническом состоянии двигатель. Поэтому производители автомобилей советуют производить замену классических свечей на каждом втором плановом ТО (сначала 30, потом 60 тыс.км). Платиновые или иридиевые свечи проедут в полтора — два раза больше.
Если вовремя не поменять свечи зажигания
Допустим прозевали мы день «X» замены свечей, или забили забыли про это вообще. В один из обычных дней, когда шеф орет в трубку что вы проспали и вы в одной штанине запрыгиваете за руль чтобы завести машину пытаясь как можно быстрее телепортироваться на работу машина покажет вам кукиш попросту не заведется.
Поэтому советуем обратить пристальное внимание на признаки, свидетельствующие о скором выходе свечей зажигания из строя. Чтобы не попасть в такую засаду лучше заранее поставить себе напоминание о предстоящем событии и временами прислушиваться к звуку двигателя. На что следует обратить внимание:
- двигатель начинает «троить» — подергивания во время при езды или на холостых оборотах;
- двигатель запускается с трудом — стартер крутит двигатель, но зажигания нет;
- вы заметите что топлива стало уходить больше;
- увеличится выброс СО;
- динамика двигателя существенно ухудшилась мотор не выдает максимального числа оборотов и, конечно, снижается мощность двигателя.
Если симптомы описанные выше проигнорировать, возможен выход двигателя из строя. Что же мы можем из всего этого вывести? Итак:
- В двигатель устанавливать только свечи зажигания, рекомендованные производителем;
- Невзирая на кажущуюся стабильную работу зажигания проверяйте состояние свечей на каждом плановом ТО;
- Длительная эксплуатация (пробег 50 тысяч километров и более) возможна при установке свечей с платиновыми или иридиевыми электродами;
- Чтобы продлить срок службы свечей заливайте только качественное топливо, вовремя меняйте фильтры, следите за правильными зазорами свечей;
- Если признаки неисправности свечей всё-таки появились — троит мотор, повысился расход топлива, начали плавать обороты срочно обратитесь на СТО или сами замените свечи, это не сложно.
spote.ru
Почему свечи зажигания важно вовремя менять - Водителю на заметку - Журнал
Свечи зажигания относятся к категории наиболее технически простых и доступных расходников, применяемых на абсолютно любых моделях автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Однако несвоевременная замена, неправильный подбор или поломка этих нехитрых устройств нередко приводят к преждевременному выходу из строя всего мотора и других систем. Разбираемся, почему это происходит, и рассказываем о тонкостях выбора свечей накаливания.
Как устроены свечи зажигания
Свечи зажигания всех моделей автомобилей с ДВС мало чем не отличаются друг от друга. Эти устройства служат для воспламенения топливовоздушной смеси в камере сгорания с помощью электрического разряда — искры, проскакивающей между двумя электродами. Конструкция свечей концептуально не менялась с момента их изобретения и остаётся таковой уже более сотни лет.
Обычная свеча накаливания представляет собой керамический корпус-изолятор и металлический стакан с резьбой, позволяющий завернуть свечу в головку блока цилиндров двигателя. При подаче на центральный электрод (как правило, это стержень диаметром 2,5 мм) высокого напряжения с катушки зажигания между ним и боковым электродом корпуса проскакивает искра, которая и поджигает смесь в цилиндре.
Наиболее заметные различия между разными свечами зажигания заключаются в их физических размерах (длина резьбовой части, диаметр, шаг резьбы), а также в конструкции центрального электрода и количестве боковых выводов. Абсолютное большинство автомобилистов при подборе свечей накаливания ориентируются исключительно на геометрические размеры, однако существуют и иные параметры, не менее важные для полноценного воспламенения смеси.
Тепловой режим и конструкция электродов
Основополагающими параметрами для корректной работы свечей зажигания являются величина зазора между электродами (он устанавливается таким, чтобы обеспечить мощную искру и эффективно поджечь смесь) и от теплового режима работы свечи (калильного числа).
В процессе работы свечей их электроды постепенно выгорают из-за процессов эрозии, что сильно изменяет величину зазора. Это приводит к пропускам воспламенения или даже пробою диэлектрика (электрический ток всегда идёт по пути наименьшего сопротивления). Для предотвращения этих процессов многие производители снабжают свечи накаливания не одним, а сразу двумя или несколькими боковыми электродами. Это существенно увеличивает расчётный срок службы.
Калильное число — самый главный параметр свечей, подбираемый создателями мотора. Он указывает на тепловые режимы работы. В процессе работы ДВС в камерах сгорания возникает неравномерный тепловой режим: топливовоздушная смесь сгорает с температурой до 2 500-3 000 °С, при этом юбка изолятора свечи должна постоянно находиться в рабочем режиме 500-900 °С, не перегреваясь, но и не слишком охлаждаясь. Этот параметр задаётся конструкцией и длиной выступающей части изолятора и индивидуально подбирается мотористами в каждом конкретном случае.
При несоответствии калильного числа требуемым значениям температура свечи выходит за обозначенные рамки в меньшую или большую сторону. В первом случае она перестаёт самостоятельно очищаться от нагара (наслоения мешают нормальному искрообразованию), а во втором — возникает неуправляемое калильное зажигание от чрезмерное высокой температуры корпуса и электродов. В результате детонации разрушаются поршни, шатун и коленвал, прокладки головки блоков цилиндров и сами свечи, масляная плёнка со стенок цилиндров быстро смывается, вызывая их ускоренный износ.
Почему стареют свечи зажигания
Даже при соблюдении идеальных условий в камерах сгорания двигателей свечи зажигания относительно быстро стареют и выходят из строя. Именно по этой причине производители рекомендуют менять их не реже 30 000 км пробега (то есть во время каждого второго ТО).
Старение электродов свечей можно заметить невооружённым взглядом. В результате эрозии проводники истончаются, а зазор между ними значительно увеличивается. Несмотря на то, что современные системы зажигания легко пробивают зазор в 1-1,5 мм, ни к чему хорошему увеличение зазора не приводит. В конечном счёте в камерах сгорания начинаются хаотичные пропуски зажигания, а несгоревшее топливо поступает в катализатор и выхлопную трубу. В некоторых случаях «мозги» автомобиля это замечают и вовремя отключают подачу топлива в проблемные цилиндры, в других — двигатель продолжает работать в неоптимальных режимах и быстро приходит в негодность. В любом случае снижается мощность, ухудшается приемистость, растёт расход топлива, быстро загрязняется масло. Словом, страдает целый ряд компонентов и систем автомобиля.
Казалось бы, проблему износа электродов производители свечей давно решили: некоторые компании применяют для изготовления центрального электрода не традиционную биметаллическую конструкцию на базе меди, а высокопрочные иридий или платину (заявленный ресурс таких свечей превышает ресурс обычных в два-три раза), однако в действительности и такие свечи небезупречны.
Не стоит забывать, что в результате систематических ударных, вибрационных и тепловых нагрузок абсолютно любые свечи накаливания со временем начинают разрушаться — появляются микротрещины в соединениях компонентов свечи и в самом керамическом изоляторе. Десятки химически активных соединений вызывают окисление материалов, а высокая температура выступает катализатором процессов общего старения. В конечном итоге искрообразование длительностью до 3 мс с импульсами высокого напряжения (до 20-25 кВ) приводит к пробоям в корпусе свечей. Несгораемые вещества оседают на поверхности изолятора тончайшей плёнкой и также начинают пропускать через себя электрический ток, что приводит к шунтированию контактов и неправильной работе цилиндров. В отдельных случаях даже очень качественные, но старые свечи зажигания попросту рассыпаются (теряют керамическую юбку изолятора или электроды), что приводит к сильнейшим повреждениям поверхности поршня и стенок цилиндров, а дальше — к капитальному ремонту двигателя или полной его замене.
Как, когда и на что менять
Своевременная замена свечей зажигания на новые гарантирует их беспроблемную работу и обеспечивает оптимальные характеристики мотора. Наилучшим выбором при покупке этих деталей будут оригинальные компоненты, штатно устанавливаемые производителем на заводе. В этом случае вы гарантированно получите свечи с оптимальным температурным режимом и заведомо высоким качеством. Замена оригинальных компонентов на продвинутые версии с драгметаллами сопряжена с высоким риском покупки подделки. Однако при грамотном подходе и выборе оригинальных иридиевых или платиновых свечей вы действительно можете получить незначительный прирост мощности и экономичности, а заодно увеличить интервал их замены.
На необходимость замены этих деталей косвенно могут указывать сразу несколько признаков. К наиболее распространённым отнесём неуверенный запуск, троение, повышенный расход топлива, ухудшение динамики, подёргивание во время езды, неустойчивый холостой ход и даже хлопки из выхлопной трубы.
Не забывайте, что эксперименты с этими простейшими и недорогими деталями могут доставить массу неприятностей вашему двигателю и не переходите на неоригинальные свечи без очевидной в этом надобности.
quto.ru
Свечи зажигания. Старые проблемы, новые решения
08.09.2017, Просмотров: 593
Некорректная работа свечей зажигания по сей день является головной болью многих автолюбителей. Самое интересное, что с появлением современных систем диагностики двигателя эта проблема приобрела иное значение. Автосканеры не видят, какой характер зажигания внутри цилиндров. Они могут диагностировать (в лучшем случае) пропуски зажигания, большие токи по высоковольтной цепи (и то косвенным методом путем определения токов в первичной цепи катушки зажигания), угол зажигания. Полагаясь на эти данные, многие автовладельцы, даже начинающие автоэлектрики, причину неравномерной работы двигателя видят не в неисправности свечей, а в неправильной работе системы управления двигателем. Иногда компьютерная диагностика показывает незначительные ошибки, совсем не влияющие на равномерность работы двигателя. И автолюбители начинают менять дорогостоящие датчики, другие узлы. Хотя, опыт работы показывает, что в первую очередь ремонт любого узла, в том числе и зажигания, надо производить от конечного устройства, то есть непосредственно от свечей.
На этот случай есть предварительные рекомендации:
- если вы периодически меняете свечи зажигания (когда – смотрите далее), старайтесь где-то отметить дату замены;
- лучше производить замену свечей перед очередным осеннее — зимним сроком эксплуатации;
- не спешите выкидывать старые свечи, протрите их и положите в упаковку от новых, храните в багажнике или бардачке, возможно, они пригодятся в случае не запуска двигателя;
- на рынке много подделок и некондиции, поэтому лучше брать проверенные марки у надежных продавцов (свечи недорогие, а на работу бензиновых двигателей влияют серьезно).
Во многих моделях двигателей доступ к свечам зажигания затруднен, поэтому приурочивайте их замену к другим регламентным и ремонтным работам, если такие случатся.
Причины износа свечей
Свечи зажигания служат в невыносимых условиях:
- агрессивная горючая смесь;
- высокое давление;
- огромная температура;
- большое напряжение.
Даже форсунки подвергаются меньшим нагрузкам. К этим факторам добавляются иные риски:
- попадание масла при подгулявшем движке;
- некорректная установка угла зажигания;
- ошибка в выборе свечи;
- неисправность катушек зажигания;
- отказ датчика кислорода, расходомера;
- неправильный впрыск.
Признаки отказа свечи (свечей)
Главный признак знают все автолюбители – троение (четверение, пятерение, семирение в зависимости от количества цилиндров). По идее, хороший двигатель может завестись и на одном цилиндре. Сам не раз для ускорения определения неисправной свечи прибегал к упрощенному методу: откидывал высоковольтные провода (разъемы индивидуальных катушек) от всех свечей, кроме одной, и пытался заводить. Если двигатель начинал худо-бедно дергаться и даже работать, то свеча на данном цилиндре исправна. Это, конечно, варварский метод, но иногда можно. Лучше последовательно откидывать разъемы от одной из свечей и проверять характер вращения двигателя. Если он не изменился, значит, свеча неисправна.
Хуже обстоит дело, если в двигателе стоит совмещенная катушка, точнее катушки, зажигания. В таком случае, лучше воспользоваться дедовским методом: последовательное снятие свечи, визуальный осмотр и временная установка заведомо исправной. В практике часто используют замену двух соседних свечей. Но даже перед этим, лучше прокалить обе свечи. Самостоятельную прокалку можно сделать на газовой горелке, даже с помощью зажигалки. По внешнему виду можно судить о качестве зажигания:
Признаки того, что необходимо проверить свечи:
- нестабильные обороты;
- детонация;
- изменение цвета выхлопных газов, также нестабильное;
- увеличение дымности;
- конечно, «CHECKENGINE» или другое сообщение об ошибке.
Собственно, до сего момента я многим автолюбителям с опытом ничего нового не рассказал. Прописные истины.
Когда и на что менять
Периодичность замены свечей зажигания обычно рекомендуют около 15.000 – 20.000 км пробега или около 2-х лет эксплуатации. Сейчас на рынке свечного оборудования появилось большое количество оригинальных свечей. Казалось бы, обычная классическая двухэлектродная свеча, и то, конструкция ее зазора тоже имеет значение.
Варианты 3 и 4 (условно Vи U-образные канавки) имеют больший размер пламени, поэтому (опять же, говорят) двигатели стабильнее работают на холостых. Вариант 5 с увеличенным выступом используется для улучшения запуска, но применяется только на определенных типах движков. Если установить на обычный двигатель, может стукануть. Поэтому при демонтаже свечи не лишним будет посмотреть на нее снизу.
Некоторые автолюбители предпочитают многоэлектродные свечи.
На свежих движках они работают неплохо. Но, если двигатель подливает масло или неисправна форсунка, то таки свечи заливаются быстрее.
Есть более крутые плазменно-форкамерные
И факельные свечи.
Производители расхваливают эти продукты, но рекламы больше, чем правды. К тому же, и стоимость соответствующая.
Лучше потратить деньги на биметаллические свечи. Конструктивно они могут быть выполнены в разных вариантах, но рабочие зоны в них имеют покрытие из другого металла (отсюда известная приставка би-).
Основные материалы покрытий: платина, иридий или серебро.
Производители заявляют, что платиновые и иридиевые свечи исправно служат 100.000 км и более. Лично я по своему опыту им верю. Не буду вдаваться в рекламу, может найти сведения различных производителей. Замечу только, что иридиевые свечи дольше служат (проверял).
Чуть не забыл сказать о калийном числе. Оно обозначает давление возникновения калильного зажигания. Кстати, именно калильное зажигание использовалось до обычной искровой системы зажигания в двигателях внутреннего сгорания. Проще говоря, это самовоспламенение. Есть три вида свечей:
- горячие (около 12),
- средние
- и холодные (более 20).
Не буду вдаваться в теорию, советую: перед тем, как покупать свечи, лучше покопаться в справочниках или интернете, с каким калильным числом свечи следует устанавливать на ваш двигатель.
Как менять свечи
Эту операцию производил практически каждый автолюбитель со стажем, поэтому дам только пару основный рекомендаций:
Меняйте свечи только комплектом, иначе может плавать угол зажигания, двигатель будет некорректно работать, хоть вы этого и не заметите. Мощность может уменьшиться до 5%.
Особое внимание уделяйте демонтажу и монтажу свечей. Перекос свечи во время монтажа иногда приводит к серьезным проблемам. Если есть трудности демонтажа, обязательно пользуйтесь специальными средствами для раскоксования. Момент усилия зажатия зависит от типоразмера свечи. Стандартные значения приведены в таблице.
Кстати, если на СТО производят замену свечей без использования динамометрического ключа, стоит задуматься.
Если у вас не совсем новый автомобиль, нет особого смысла приобретать суперсвечи, все равно через пару сезонов их придется менять.
autoburum.com