Выбор свечи: Искрометные изделия. Свечи зажигания за рулем


Свечи для гололеда? — журнал За рулем

Из транспортных средств таким «счастливчиком» является, пожалуй, велосипед — в автомобильном же мире уверенно лидируют свечи зажигания.

Модернизацией свечей занимаются как солидные фирмы, так и многочисленные «самоделкины», увлеченные кажущейся простотой задачи. Различить их продукцию несложно даже… по рекламе! Если фирмы всегда осторожны в своих обещаниях «чудес», то доморощенные специалисты, распилив или просверлив электрод обычной свечи, тут же заявляют о решении всех назревших проблем современного двигателестроения.

А каков эффект от таких свечей на самом деле?

МАСТЕР-КЛАСС

Сначала освежим в памяти творения «великих»…Хорошо знакомые всем многоэлектродные свечи повышают скорость горения топлива, сулят повышенный ресурс и облегчают пуск двигателя при низких температурах. Свечи с «тонкими» центральными электродами (ЗР, 2005, № 1) также имеют достоинства — такой электрод меньше греется и легче самоочищается, а уменьшение зоны разряда резко стабилизирует искрообразование и повышает его интенсивность. Отсюда — и повышенная мощность, и уменьшенный топливный аппетит двигателя. Третий вид «необычных» фирменных «поджигателей» — это всякого рода самоочищающиеся свечи (ЗР, 2003, № 3), разряд на которых «лижет» поверхность керамического изолятора, выжигая нагары с его поверхности. И, наконец, отметим свечи с факельным принципом поджога топлива — например, украинский PLAZMOFOR. С этими свечами далеко не все однозначно, но при известной настройке двигателя определенный эффект они могут дать. Понятно, что необходимость регулировки относит их к разряду тюнинговых.

Отметим еще раз — ни одна серьезная фирма не обещает от даже самых продвинутых свечей чудес. Эффекты исчисляются единицами процентов роста мощности и снижения расхода топлива — большие приросты обещают разве что по части долгожительства. К подробному анализу их характеристик мы вернемся в специальном обзоре — сегодня же нас интересуют «самоделкины»! 

Принцип «самоделкиных» прост — надо взять изделие известной фирмы, сделать с ним что-то свое, назвать громким именем и объяснить всем, что, например, дырочка в боковом электроде превращает простую свечу в некий «Плазмотрон»! Объяснять, что любая обычная свеча, генерируя искру, тоже создает плазму, при этом не стоит. А дальше — по методу «Лиса Алиса и кот Базилио»: с три короба навре.., ой, извините, наобещаешь и делай «что хошь»… Увы — общий уровень технической грамотности многих автомобилистов позволяет вешать им лапшу на уши в полный рост. Но…

Но мотор — не человек, его не обманешь! В качестве Совета «верховных судий» используем моторные стенды с вазовскими двигателями — карбюраторным 2108 и впрысковым 2111, обвешанными комплексом измерительной аппаратуры. А за базовый комплект свечей возьмем самый обычный — одноэлектродные APS A17 ДВРМ. От него и будем отсчитывать эффекты, вычисляя проценты прироста (или убывания) мощности, расхода топлива, токсичности. Результаты — в таблице.

Кстати, мы совсем забыли представить наших «самоделкиных»… Виноваты — исправляемся.

БОЙ ПЕРЕСВЕТА С… 

Идея совсем не нова. Еще в далеких шестидесятых мастера аналогичным образом пилили электроды у свечек — особенно на мотоциклах. Тогда это делалось в основном для облегчения пуска. Что говорит мотор сегодня? Увеличение мощности — в пределах точности замера, ухудшение СО — посерьезнее. Что до обещанного ресурса, то напомним: увеличение поверхности нагрева у бокового электрода должно привести к росту его температуры, по нашим оценкам — примерно на 8–10%, в сравнении с обычным вариантом «одноэлектродки».

Следовательно, возрастет и скорость тепловой эрозии электрода. Да и опыт сорокалетней давности подтверждает это — такие свечи долго не ходят. Поэтому подобное «извращение» при наличии нормальных многоэлектродных свечей — не более чем пережиток времен дефицита.

ПОСВИСТЫВАЯ ДЫРОЧКОЙ…

Фотография искрообразования демонстрирует красивый конус разряда, якобы подтверждающий эффективность изобретения. Но есть маленький нюанс: на изображении наложено более 50 разрядов. А вот одиночная искра — самая что ни на есть обычная. И результаты стендового моторного теста это подтверждают — слабенькие «плюсы» давятся серьезными «минусами».

Объяснение результатов весьма прозрачно. Если бы «изобретатели» почитали учебник по теории ДВС, то узнали, что фронт пламени, как и все живое, при своем движении не любит сопротивления. А больше всего — контакта с металлическими поверхностями, где пламя тут же гаснет. Ну и какой, спрашивается, резон пламени лезть в узенькую дырочку в электроде, когда вокруг открытое пространство? А вот температурное состояние бокового электрода поменялось кардинально — кончик электрода, «отрезанный» дырочкой, должен раскалиться — ведь против физики не попрешь! А тут уже и до калильного зажигания недалеко. Не говоря уже о ресурсе… А самое интересное — это то, что дырочка, оказывается, называется «форкамерой»! Вот уж действительно — «слышал звон…».

ВКРУЧИВАЕМ КРУЧИКОВА

Кто не знает, что такое сопло Лаваля, напоминаем: это такое сопло, которое сначала сужается, а потом расширяется. Да, на таком сопле можно разогнать поток до сверхзвуковой скорости — только вот зачем оно свече? И откуда взяться в открытом пространстве искрового зазора закритическому перепаду давления? Удивленные моторы не устроили оваций с карбюратором и провалили почти все с инжектором. Про ресурс говорить не будем — сколько можно?

ДЛЯ СКОЛЬЗКИХ ДОРОГ

www.zr.ru

Тест Свечей Зажигания За Рулем. Вопросы Автомобилиста. 1km-auto

Свечи зажигания: утомленные искрой

Разряд самой ресурсной из известных нам свечей – DENSO Iridium. Разряд облизывает тонкий центральный электрод диаметром 0,4 мм и тем самым чистит его. В свой тест мы эти свечи не взяли – они не прошли ценовой фильтр. Но для пояснения эффекта самоочистки, продлевающей ресурс свечи, эта картинка очень показательна.

Экспертизы свечей – фирменное блюдо журнала, но… Один важный компонент мы в это блюдо никогда не добавляли – как бы случайно. А ведь вам интересно, как изменятся характеристики свечей после длительной работы в реальных условиях? Проблема в том, что тут одной экстраполяцией не обойдешься: нужно их помучить хотя бы на протяжении 30 тыс. км. А это долго, дорого и очень муторно: на каждый комплект свечей минимум полтора месяца стендовой крутежки мотора! И все же идентичные моторные стенды удалось подготовить.

Мы решили взять свечи. ориентированные на большинство эксплуатируемых у нас восьмиклапанников: на «большой» шестигранник (21-го размера) и с условным калильным числом 17. Зато конструкции старались брать разнообразные. Но цену ограничили: не дороже 800 рублей за комплект. Ведь запускать в такой «пробег» иридиевых фаворитов с изящными тонкими электродами – все равно что свести мадридский «Реал» и команду из нашей второй футбольной лиги…

В качестве базы взяли обычные одноэлектродные свечи: европейские WEEN 370 и японские NGK BPR6ES-11. Компанию им составили трехэлектродные ЭЗ-Т17ДВРМ из Энгельса. За тугоплавкие материалы и сплавы «сыграл» самый дешевый вариант с иттриевыми электродами: чешский Brisk A-line LR15YCY-1. Позиции платины отстаивал Bosch Platinum WR7DPX с тонким центральным электродом. И наконец, DENSO W20TT с оригинальными боковыми и центральным электродами из хромоникелевого сплава. На них отпрессованы специальные выступы, организующие разрядник свечи, – это попытка реализовать преимущества тонкоэлектродных свечей без всяких драгметаллов. Напоминаем: сравниваем конструкции, а не бренды!

Тонкий платиновый центральный электрод Bosch Platinum WR7DPX полностью утоплен в изолятор. Для европейских условий эксплуатации это, наверное, хорошо, но в нашем тесте на отечественных моторах и бензинах такая конструкция несколько снизила ресурс свечи.

Методика испытаний очевидная. Сначала все комплекты последовательно поставили в один и тот же стендовый двигатель – вазовский впрысковый восьмиклапанник. Провели стандартный цикл испытаний – получили стартовую базу. Относительно нее в дальнейшем отслеживали ухудшение характеристик двигателя по мере старения свечей.

Базовые цифры неожиданностей не содержат. Простые одноэлектродки выступили ровно: различия лишь немного вылезли за пределы измерений. А вот трехэлектродки ЭЗ-Т17ДВРМ, тонкоэлектродный Bosch Platinum WR7DPX, а также DENSO W20TT дали заметное улучшение и мощности, и экономичности двигателя. Хотя, конечно же, намеренные 2-3% улучшения дадут видимый эффект для кошелька только при длинных забегах, когда расход бензина считают не канистрами, а бочками. Но именно это мы изначально и хотели уточнить.

Соседи по цеху нас, конечно же, прокляли: грохотом своих стендов мы их сильно достали. С семи утра и до девяти вечера – три месяца, три стенда… Однако всё когда-то кончается: моторы остановлены, свечи выкручены. Электроды и изоляторы почернели, покрылись отложениями, кое-где видны следы эрозии металла. Но даже обычные одноэлектродные комплекты, взятые нами за базу, с честью прошли все круги. Ни одну свечу по ходу забега менять не пришлось: вот тебе и нагруженный цикл испытаний на отечественных бензинах. Это означает, что заявляемый нынче практически всеми производителями даже самых простых свечей ресурс не менее 30 тыс. км пробега – не просто маркетинговый ход.

DENSO W20TT: фирменное решение для стабилизации и интенсификации разряда, причем без применения драгоценных металлов. И оно, как показал наш тест, работает!

А насколько в итоге ухудшились параметры работы? Посмотрим… Для этого в контрольный мотор – тот самый, на котором проводился начальный цикл сравнительных испытаний, – поставили побитые жизнью комплекты и повторили замеры. Полученные результаты сравнили с начальными данными. Теперь можно спокойно сличать циферки.

Базовые комплекты свечей сохранили работоспособность, но заметно снизили показатели двигателя. Расход вырос примерно на 6%, токсичность по СО и СН подпрыгнула на 8–10%. Почему? Потому, что под давлением начали появляться пропуски искрообразования, а это – пропуски вспышек! И контроллер мотора, отловив лишний кислород в выпускной трубе, обогащал смесь. Отсюда и лишний расход, и большая токсичность. Снижение параметров у Brisk A-line было меньше, чем у базовых свечей, но тоже заметное.

Предполагаемый заранее лидер теста – «платиновый» Bosch выступил лучше, но явно отрицательную роль сыграла форма центрального электрода, полностью утопленного в изолятор. В свое время мы уже отмечали это, когда испытывали свечи на бензине с металлосодержащими присадками ( ЗР, 2007, № 1 ). Объяснение простое: искра тонкоэлектродной свечи с обычным, выдвинутым из изолятора центральным электродом как бы облизывает его кончик, очищая от нагаров и отложений. А вот свеча Bosch Platinum данного преимущества лишена: в результате комплект уступил пальму первенства отечественным трехэлектродкам ЭЗ-Т17ДВРМ и японским DENSO W20TT. Эти комплекты дали ухудшение показателей по всем параметрам, но оно лишь незначительно вылезло за пределы погрешности измерений. Так что для них 30 тыс. км – только расцвет жизни! Если, конечно, на пути не встретится АЗС с особо мерзким бензином, способным убить что угодно.

И еще: по обыкновению, мы провели цикл испытаний, который называем аварийным. От мотора отключается штатный генератор, ставится «пустой» аккумулятор, и бортовая сеть запитывается от лабораторного источника тока. Это позволяет отследить реакцию свечей на снижение напряжения в бортовой сети. Вот тут различия между комплектами – как новыми, так и поработавшими – выявились наиболее ярко. И опять лидируют изделия, заявленные как особо долгоиграющие, – DENSO W20TT, Bosch Platinum и наши многоэлектродки. А как выглядели свечи после испытаний, показывают фото. Участники «пробега» расположены по алфавиту.

В заключение немножко арифметики. За 30 тыс. км средний «вазик» скушает около 2500 л топлива, забрав из бюджета примерно 65 тыс. рубликов. Если учесть среднее увеличение расхода, то с учетом начальных различий экономия от применения долгоиграющих свечей составит пару-тройку тысяч рэ. Полезность реального увеличения мощности и снижения выбросов прикиньте сами.

рейтинг свечей зажигания за рулем

Разряд самой ресурсной из известных нам свечей DENSO Iridium. Разряд облизывает тонкий центральный электрод диаметром 0,4 мм и тем самым чистит его. В свой тест мы эти свечи не взяли они не прошли ценовой фильтр. Но для пояснения эффекта самоочистки, продлевающей ресурс свечи, эта картинка очень показательна. Экспертизы фирменное блюдо журнала, но Один важный компонент мы в это блюдо никогда не добавляли как бы случайно.

А ведь вам интересно, как изменятся характеристики свечей после длительной работы в реальных условиях? Проблема в том, что тут одной экстраполяцией не обойдешься: нужно их помучить хотя бы на протяжении 30 тыс. Км. А это долго, дорого и очень муторно: на каждый комплект свечей минимум полтора месяца стендовой крутежки мотора! И все же идентичные моторные стенды удалось подготовить.

Мы решили взять, ориентированные на большинство эксплуатируемых у нас восьмиклапанников: на большой шестигранник (21-го размера) и с условным калильным числом 17. Зато конструкции старались брать разнообразные. Но цену ограничили: не дороже 800 рублей за комплект. Ведь запускать в такой пробег иридиевых фаворитов с изящными тонкими электродами все равно что свести мадридский Реал и команду из нашей второй футбольной лиги В качестве базы взяли обычные одноэлектродные свечи: европейские WEEN 370P и японские NGK BPR6ES-11. Компанию им составили трехэлектродные ЭЗ-Т17ДВРМ из Энгельса.

За тугоплавкие материалы и сплавы сыграл самый дешевый вариант с иттриевыми электродами: чешский Brisk A-line LR15YCY-1. Позиции платины отстаивал Bosch Platinum WR7DPX с тонким центральным электродом. И наконец, DENSO W20TT с оригинальными боковыми и центральным электродами из хромоникелевого сплава.

На них отпрессованы специальные выступы, организующие разрядник свечи, это попытка реализовать преимущества тонкоэлектродных свечей без всяких драгметаллов. Напоминаем: сравниваем конструкции, а не бренды! Тонкий платиновый центральный электрод Bosch Platinum WR7DPX полностью утоплен в изолятор. Для европейских условий эксплуатации это, наверное, хорошо, но в нашем тесте на отечественных моторах и бензинах такая конструкция несколько снизила ресурс свечи. Методика испытаний очевидная. Сначала все комплекты последовательно поставили в один и тот же стендовый двигатель вазовский впрысковый восьмиклапанник. Провели стандартный цикл испытаний получили стартовую базу.

Относительно нее в дальнейшем отслеживали ухудшение характеристик двигателя по мере старения свечей. Базовые цифры неожиданностей не содержат. Простые одноэлектродки выступили ровно: различия лишь немного вылезли за пределы измерений. А вот трехэлектродки ЭЗ-Т17ДВРМ, тонкоэлектродный Bosch Platinum WR7DPX, а также DENSO W20TT дали заметное улучшение и мощности, и экономичности двигателя. Хотя, конечно же, намеренные 2-3% улучшения дадут видимый эффект для кошелька только при длинных забегах, когда расход бензина считают не канистрами, а бочками.

Но именно это мы изначально и хотели уточнить. Соседи по цеху нас, конечно же, прокляли: грохотом своих стендов мы их сильно достали. С семи утра и до девяти вечера три месяца, три стенда Однако вс когда-то кончается: моторы остановлены, свечи выкручены.

Электроды и изоляторы почернели, покрылись отложениями, кое-где видны следы эрозии металла. Но даже обычные одноэлектродные комплекты, взятые нами за базу, с честью прошли все круги. Ни одну свечу по ходу забега менять не пришлось: вот тебе и нагруженный цикл испытаний на отечественных бензинах.

Это означает, что заявляемый нынче практически всеми производителями даже самых простых свечей ресурс не менее 30 тыс. Км пробега не просто маркетинговый ход. DENSO W20TT: фирменное решение для стабилизации и интенсификации разряда, причем без применения драгоценных металлов. И оно, как показал наш тест, работает! А насколько в итоге ухудшились параметры работы? Посмотрим Для этого в контрольный мотор тот самый, на котором проводился начальный цикл сравнительных испытаний, поставили побитые жизнью комплекты и повторили замеры. Полученные результаты сравнили с начальными данными. Теперь можно спокойно сличать циферки.

Базовые комплекты свечей сохранили работоспособность, но заметно снизили показатели двигателя. Расход вырос примерно на 6%, токсичность по СО и СН подпрыгнула на 810%. Почему? Потому, что под давлением начали появляться пропуски искрообразования, а это пропуски вспышек! И контроллер мотора, отловив лишний кислород в выпускной трубе, обогащал смесь. Отсюда и лишний расход, и большая токсичность. Снижение параметров у Brisk A-line было меньше, чем у базовых свечей, но тоже заметное. Предполагаемый заранее лидер теста платиновый Bosch выступил лучше, но явно отрицательную роль сыграла форма центрального электрода, полностью утопленного в изолятор.

В свое время мы уже отмечали это, когда испытывалиP свечи на бензине с металлосодержащими присадками ( ). Объяснение простое: искра тонкоэлектродной свечи с обычным, выдвинутым из изолятора центральным электродом как бы облизывает его кончик, очищая от нагаров и отложений. А вот свеча Bosch Platinum данного преимущества лишена: в результате комплект уступил пальму первенства отечественным трехэлектродкам ЭЗ-Т17ДВРМ и японским DENSO W20TT. Эти комплекты дали ухудшение показателей по всем параметрам, но оно лишь незначительно вылезло за пределы погрешности измерений. Так что для них 30 тыс.

Км только расцвет жизни! Если, конечно, на пути не встретится АЗС с особо мерзким бензином, способным убить что угодно. И еще: по обыкновению, мы провели цикл испытаний, который называем аварийным. От мотора отключается штатный генератор, ставится пустой аккумулятор, и бортовая сеть запитывается от лабораторного источника тока. Это позволяет отследить реакцию свечей на снижение напряжения в бортовой сети. Вот тут различия между комплектами как новыми, так и поработавшими выявились наиболее ярко. И опять лидируют изделия, заявленные как особо долгоиграющие, DENSO W20TT, Bosch Platinum и наши многоэлектродки.

А как выглядели свечи после испытаний, показывают фото. Участники пробега расположены по алфавиту. В заключение немножко арифметики.

За 30 тыс. Км средний вазик скушает около 2500 л топлива, забрав из бюджета примерно 65 тыс. Рубликов.

Если учесть среднее увеличение расхода, то с учетом начальных различий экономия от применения долгоиграющих свечей составит пару-тройку тысяч рэ. Полезность реального увеличения мощности и снижения выбросов прикиньте сами.

Свечи зажигания: утомленные искрой

Долго ли живут недорогие свечи? Насколько оправданны намеки производителей на два-три-четыре сезона?

10.02.14

Разряд самой ресурсной из известных нам свечей – DENSO Iridium. Разряд облизывает тонкий центральный электрод диаметром 0,4 мм и тем самым чистит его. В свой тест мы эти свечи не взяли – они не прошли ценовой фильтр. Но для пояснения эффекта самоочистки, продлевающей ресурс свечи, эта картинка очень показательна.

Экспертизы свечей – фирменное блюдо журнала, но Один важный компонент мы в это блюдо никогда не добавляли – как бы случайно. А ведь вам интересно, как изменятся характеристики свечей после длительной работы в реальных условиях? Проблема в том, что тут одной экстраполяцией не обойдешься: нужно их помучить хотя бы на протяжении 30 тыс. км. А это долго, дорого и очень муторно: на каждый комплект свечей минимум полтора месяца стендовой крутежки мотора! И все же идентичные моторные стенды удалось подготовить.

Мы решили взять свечи. ориентированные на большинство эксплуатируемых у нас восьмиклапанников: на большой шестигранник (21-го размера) и с условным калильным числом 17. Зато конструкции старались брать разнообразные. Но цену ограничили: не дороже 800 рублей за комплект. Ведь запускать в такой пробег иридиевых фаворитов с изящными тонкими электродами – все равно что свести мадридский Реал и команду из нашей второй футбольной лиги

В качестве базы взяли обычные одноэлектродные свечи: европейские WEEN 370 и японские NGK BPR6ES-11. Компанию им составили трехэлектродные ЭЗ-Т17ДВРМ из Энгельса. За тугоплавкие материалы и сплавы сыграл самый дешевый вариант с иттриевыми электродами: чешский Brisk A-line LR15YCY-1. Позиции платины отстаивал Bosch Platinum WR7DPX с тонким центральным электродом. И наконец, DENSO W20TT с оригинальными боковыми и центральным электродами из хромоникелевого сплава. На них отпрессованы специальные выступы, организующие разрядник свечи, – это попытка реализовать преимущества тонкоэлектродных свечей без всяких драгметаллов. Напоминаем: сравниваем конструкции, а не бренды!

Тонкий платиновый центральный электрод Bosch Platinum WR7DPX полностью утоплен в изолятор. Для европейских условий эксплуатации это, наверное, хорошо, но в нашем тесте на отечественных моторах и бензинах такая конструкция несколько снизила ресурс свечи.

Методика испытаний очевидная. Сначала все комплекты последовательно поставили в один и тот же стендовый двигатель – вазовский впрысковый восьмиклапанник. Провели стандартный цикл испытаний – получили стартовую базу. Относительно нее в дальнейшем отслеживали ухудшение характеристик двигателя по мере старения свечей.

Базовые цифры неожиданностей не содержат. Простые одноэлектродки выступили ровно: различия лишь немного вылезли за пределы измерений. А вот трехэлектродки ЭЗ-Т17ДВРМ, тонкоэлектродный Bosch Platinum WR7DPX, а также DENSO W20TT дали заметное улучшение и мощности, и экономичности двигателя. Хотя, конечно же, намеренные 2-3% улучшения дадут видимый эффект для кошелька только при длинных забегах, когда расход бензина считают не канистрами, а бочками. Но именно это мы изначально и хотели уточнить.

Соседи по цеху нас, конечно же, прокляли: грохотом своих стендов мы их сильно достали. С семи утра и до девяти вечера – три месяца, три стенда Однако всё когда-то кончается: моторы остановлены, свечи выкручены. Электроды и изоляторы почернели, покрылись отложениями, кое-где видны следы эрозии металла. Но даже обычные одноэлектродные комплекты, взятые нами за базу, с честью прошли все круги. Ни одну свечу по ходу забега менять не пришлось: вот тебе и нагруженный цикл испытаний на отечественных бензинах. Это означает, что заявляемый нынче практически всеми производителями даже самых простых свечей ресурс не менее 30 тыс. км пробега – не просто маркетинговый ход.

DENSO W20TT: фирменное решение для стабилизации и интенсификации разряда, причем без применения драгоценных металлов. И оно, как показал наш тест, работает!

А насколько в итоге ухудшились параметры работы? Посмотрим Для этого в контрольный мотор – тот самый, на котором проводился начальный цикл сравнительных испытаний, – поставили побитые жизнью комплекты и повторили замеры. Полученные результаты сравнили с начальными данными. Теперь можно спокойно сличать циферки.

Базовые комплекты свечей сохранили работоспособность, но заметно снизили показатели двигателя. Расход вырос примерно на 6%, токсичность по СО и СН подпрыгнула на 8–10%. Почему? Потому, что под давлением начали появляться пропуски искрообразования, а это – пропуски вспышек! И контроллер мотора, отловив лишний кислород в выпускной трубе, обогащал смесь. Отсюда и лишний расход, и большая токсичность. Снижение параметров у Brisk A-line было меньше, чем у базовых свечей, но тоже заметное.

Предполагаемый заранее лидер теста – платиновый Bosch выступил лучше, но явно отрицательную роль сыграла форма центрального электрода, полностью утопленного в изолятор. В свое время мы уже отмечали это, когда испытывали свечи на бензине с металлосодержащими присадками (ЗР, 2007, № 1 ). Объяснение простое: искра тонкоэлектродной свечи с обычным, выдвинутым из изолятора центральным электродом как бы облизывает его кончик, очищая от нагаров и отложений. А вот свеча Bosch Platinum данного преимущества лишена: в результате комплект уступил пальму первенства отечественным трехэлектродкам ЭЗ-Т17ДВРМ и японским DENSO W20TT. Эти комплекты дали ухудшение показателей по всем параметрам, но оно лишь незначительно вылезло за пределы погрешности измерений. Так что для них 30 тыс. км – только расцвет жизни! Если, конечно, на пути не встретится АЗС с особо мерзким бензином, способным убить что угодно.

И еще: по обыкновению, мы провели цикл испытаний, который называем аварийным. От мотора отключается штатный генератор, ставится пустой аккумулятор, и бортовая сеть запитывается от лабораторного источника тока. Это позволяет отследить реакцию свечей на снижение напряжения в бортовой сети. Вот тут различия между комплектами – как новыми, так и поработавшими – выявились наиболее ярко. И опять лидируют изделия, заявленные как особо долгоиграющие, – DENSO W20TT, Bosch Platinum и наши многоэлектродки. А как выглядели свечи после испытаний, показывают фото. Участники пробега расположены по алфавиту.

В заключение немножко арифметики. За 30 тыс. км средний вазик скушает около 2500 л топлива, забрав из бюджета примерно 65 тыс. рубликов. Если учесть среднее увеличение расхода, то с учетом начальных различий экономия от применения долгоиграющих свечей составит пару-тройку тысяч рэ. Полезность реального увеличения мощности и снижения выбросов прикиньте сами.

ПОДРОБНОСТИ В наши ценовые рамки уложился немецкий комплект с тонким платиновым центральным электродом Bosch Platinum WR7DPX :

Однако хитроумная конструкция с утопленным электродом проявила себя средне, уступив трехэлектродке из Энгельса.

За тугоплавкие материалы и сплавы сыграл и самый дешевый вариант с иттриевыми электродами – чешский Brisk A-line LR15YCY-1 :

Визуально по конструкции эти свечи не сильно отличаются от обычных одноэлектродок, только кончик бокового электрода у них заточен на острую кромку. И это помогло им выступить лучше базовых свечей.

Японские свечи DENSO W20TT :

Здесь на боковом электроде из специального хромоникелевого сплава отпрессован выступ, формирующий зону повышенной интенсивности искрового разряда. В итоге эти японки переиграли всех.

Европейские WEEN 370 – простейшие одноэлектродки :

Испытание в целом выдержали, хотя итоговое увеличение потребления почти на 6% говорит о том, что они свое практически отходили.

Японские NGK BPR6ES-11 – одноэлектродки подороже европейских:

Комплект трехэлектродных свечей ЭЗ-Т17ДВРМ родом из Энгельса обещал повышенный ресурс :

Что же, многоэлектродки к концу пробега действительно выглядели лучше одноглавых собратьев.

Источники: http://www.zr.ru/content/articles/493204-svechi_zazhiganija_utomlennyje_iskroj/, /800/600/http/avtomelleri.ru/5362-.html, http://motus63.ru/a130307-svechi-zazhiganiya-utomlennye.html

Комментариев пока нет!

www.1km-auto.ru

Выбор свечи: Искрометные изделия — журнал За рулем

17 ноября 2010 года

Как человеку, даже далекому от техники, выбрать нужную свечу в магазине, подсказывают Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.

Свеча зажигания

Сразу скажем: лучше ориентироваться с помощью каталога. Он быстро выдаст нужное наименование: например, BCPR7ES-11 от фирмы NGK. В отдельных случаях помогают сведения из инструкции, придаваемой к машине, но она не всезнайка: с новыми разработками, как правило, не знакома и чаще всего норовит сообщить какой-то заумный код по классификации завода-изготовителя.

Производитель

Внешний вид свечи, выкрученной из двигателя в качестве образца-эталона, поможет лишь сравнить размеры шестигранника под ключ и оценить резьбовую часть. И то и другое обязательно должно соответствовать оригиналу.

Шестигранник свечи

В свечах современных моторов постепенно снижается роль калильного числа — некогда всемогущего параметра, определяемого температурным режимом двигателя. В последнее время активно оптимизируется процесс сгорания топлива и тепловые режимы в разных моторах становятся близкими. Поэтому ассортимент свечей, различающихся калильным числом, заметно сузился.

Уплотнительная шайба

От всякого рода форкамерных свечей лучше отказаться, как бы ни были соблазнительны ссылки на Формулу-1. На высоких оборотах они могут дать определенный прирост мощности, зато не любят холостых оборотов и малых нагрузок. При сильно прикрытой дроссельной заслонке скорость движения смеси в цилиндре настолько мала, что ее не хватает для нормальной вентиляции внутренней камеры свечи.

Удачного пути!

Резьба свечиЗазор, боковой и фирменный электродыПерейти в медиа раздел с популярными галереями автомобилей

Посмотрите все фото и видео, которые нравятся нашим пользователям.

www.zr.ru

свечи зажигания — читайте материалы с тегом свечи зажигания — сайт «За рулем» www.zr.ru

В этом выпуске «Технической среды» ее ведущий Геннадий Емелькин рассказывает о том, с каким усилием необходимо закручивать свечи зажигания при их замене, и показывает, как это сделать правильно без динамометрического ключа.

12614 просмотра

Ресурс современных моторов нынче не поругивает только ленивый. Но многие при этом забывают, что и эксплуатация машин становится все жестче. Пройдемся по нескольким ситуациям?

21125 просмотров

Почему свечи зажигания «похудели»? Сколько искр дает многоэлектродная свеча? Отвечаем на вопросы читателей.

60349 просмотров

В этом выпуске «Технической среды» ее ведущий Геннадий Емелькин расскажет о том, как самостоятельно заменить свечи зажигания на оппозитном моторе Subaru Forester.

12534 просмотра

В этом выпуске «Технической среды» ее ведущий Геннадий Емелькин расскажет об особенностях замены свечей зажигания на двигателях Volkswagen и Skoda серии TSI.

23672 просмотра

В этом выпуске «Технической среды» ее ведущий Геннадий Емелькин расскажет о том, как заменить свечи на двигателе HR16 рабочим объемом 1,6 литра.

10439 просмотров

Чешская компания BRISK Tábor локализовала в России производство свечей зажигания. Новый завод расположился в Тольятти и готов полностью обеспечить потребности Волжского автозавода.

5294 просмотра

При замене свечей зажигания нередко приходится сталкиваться с проблемой, когда силы рук для снятия катушек зажигания оказывается недостаточно. В очередном выпуске «Технической среды» эксперт журнала «За рулем» Геннадий Емелькин расскажет, чем предпочитает пользоваться он сам.

15066 просмотров

В соответствии с регламентом технического обслуживания Шевроле Нива заменяем свечи через каждые 30 тыс. км.

13317 просмотров

В соответствии с регламентом технического обслуживания автомобиля Лада Веста свечи зажигания заменяем через каждые 30 тыс. км пробега.

22919 просмотров

www.zr.ru

Разработаны лазерные свечи зажигания — журнал За рулем

25 апреля 2011 года

Лазерные свечи зажигания вскоре придут на смену обычным электродным, главное их преимущество — многоточечный поджиг топливной смеси по всему объему цилиндра, что должно благотворно отразиться на эффективности и экологичности моторов, а также экономии топлива. Новинку разработали ученые Национального института естественных наук в японском городе Оказаки в содружестве с румынскими коллегами, передает BBC.

Разработаны лазерные свечи зажигания

Опытные образцы лазерных свечей поджигают смесь на различной глубине в двух или трех точках. Главной проблемой стало изготовление корпуса: свечи должны выдерживать высокие температуры и обеспечивать стабильную работу высокоточной оптики, входящей в их состав, в этих целях разработаны специальные керамические порошки.

Ученые пока не раскрывают возможности новинки, в частности, процент повышения КПД моторов и процент снижения выбросов. Впервые лазерные свечи представят широкой общественности 1 мая на международной конференции по лазерам и электрооптическому оборудованию. Сообщается также, что первые промышленные образцы новой продукции готовится выпустить один из лидеров японского рынка комплектующих — компания Denso.

Конструкция свечей зажигания не менялась со времен их изобретения, зато сами двигатели обросли кучей дополнительного оборудования, которое часто мешает при замене свечей. «За рулем» провел своеобразное соревнование по замене свечей зажигания на время среди самых распространенных современных моделей.

Перейти в медиа раздел с популярными галереями автомобилей

Посмотрите все фото и видео, которые нравятся нашим пользователям.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Подпишитесь на автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Все свечи одинаковые? | Эксперты "За рулем"

Недавно пришлось вступить в полемику с одним важным господином из высокого кабинета. Господин был искренно убежден в том, что с появлением каталитических нейтрализаторов значимость свечи зажигания стала нулевой, а потому проводить какие-либо сравнительные испытания нет никакого смысла. Дескать, катализатор все сожжет, а потому выхлоп всегда будет в норме. А ежели начнутся пропуски искрообразования, так сразу загорится «Чек энджин» – опять-таки, никаких проблем. Стало быть, все свечи по определению становятся абсолютно одинаковыми: бери ту, у которой название больше нравится. Или ценник посимпатичнее.

Объяснить что-либо в таких случаях трудно. Это студенту можно втолковать, что катализатор сжигает далеко не все (по СН и NO – примерно до 30…50%). Поэтому чем больше сырая токсичность, на которую влияют свечи, тем больше и сухая. Мало того, катализатор успешно гасит токсичность не на всех режимах: в частности, при обогащении смеси, то есть на разгонах, пуске, больших нагрузках, он тоже работает не ахти – здесь-то и сказывается класс свечей. А на мощность, пуск и расход топлива катализатор не влияет вообще. А вот свечи, опять-таки – влияют. А уж если говорить о пропусках искрообразования, то тут катализатор вообще бессилен: вот и загорается «Джеки чан»…

Господин так ничего и не понял. Впрочем, при высокой должности это не очень-то и нужно. А для тех, кто искренно интересуется «зажигательными» проблемами, напомним кое-что из «зажигательной» теории.

Важна ли энергия искрового разряда?

Да. Именно этот разряд дает «толчок» распространению фронта пламени. А скорость его распространения – это, фактически, и мощность, и экономичность, и экология. Скорость распространения пламени зависит от температуры в квадрате, а температура в начальной фазе, когда пламя еще сидит в межэлектродном пространстве – от энергии разряда. Особенно это проявляется тогда, когда воспламенение затруднено – при низком напряжении в первичной цепи зажигания, на режимах  холостого хода и малых нагрузок, когда в камере остается много остаточных газов и т.д.

 

Лет 30 назад народ активно увлекался созданием необычных систем зажигания – многоискровых, тиристорных, комбинированных. А сегодня?

«Золотой век» нестандартных систем зажигания пришелся у нас на ту пору, когда в серийных автомобилях царствовали механические прерыватели. Неудивительно, что любая свежая «электроника» казалась тогда неким откровением, заставляющим мотор вести себя немножко не так, как раньше. Однако с появлением ГАЗ 24-10 и ВАЗ-2108 бесконтактное зажигание стало в нашей стране нормой жизни, а последующие десятилетия естественным образом преобразовали отдельные коммутаторы зажигания в часть электронной системы управления двигателем. Поэтому современный тюнинг сводится здесь, как правило, к изменению программной, а не аппаратной части контроллеров. Реально современные системы зажигания достигли определенного максимума, а потому прорыва следует ожидать разве что от внедрения экзотики типа СВЧ-свечей, энергию для которых будет генерировать магнетрон – как в микроволновке. Подобную свечу когда-то «засветила» фирма «Беру» – у нее вообще нет бокового электрода, а разряд уходит «в пространство». Однако до реально работающих образцов дело, похоже, так и не дошло.

 

Разработчики полагают, что энергетика такой свечи будет на 40% выше, нежели у обычной, а выбросы окислов азота сократятся при этом аж на 80%. Дескать, смесь теперь поджигается сразу по всей камере сгорания – это же облегчает работу на обедненных смесях.

Следует иметь в виду, что если удастся увеличить мощность искры, скажем, в десять раз, то это резко увеличит темп тепловой эрозии электродов. А двигатель ощутит это разве что при пуске, да на минимальных оборотах холостого хода, а также при «пустом» аккумуляторе. Или, скажем, при очень плохих или просто изношенных свечах – мощный разряд даст им возможность работать лучше, но недолго – он быстро добьет их окончательно.

 

Так важен ли тип свечи? Ведь искру дают любые!

Очень важен! Важен и искровой зазор, и форма электродов, и их количество, и материал, из которого они изготовлены. А еще важна стабильность параметров от свечи к свече – особенно величины искрового зазора и сопротивления свечи. Важна форма разряда, его размер и интенсивность, стабильность во времени и по положению.

Материал и форма электродов свечи определяет ее «термоэластичность», и еще больше – ресурс. Не забудем и способность к самоочистке – все это также влияет на надежность работы двигателя.

Что касается свечей с «драгоценными» электродами, то преимуществ у таких свечей несколько. Во-первых, ресурс… Иридиевые и платиновые свечи живут раза в три-четыре дольше обычных. Во-вторых, и это важно – тугоплавкие материалы электродов позволяют резко уменьшить их размер, увеличивая напряженность электрического поля в межэлектродном пространстве. Это повышает устойчивость и стабильность разряда и позволяет увеличить искровой зазор. В-третьих, более мощный разряд улучшает очистку электродов и изолятора – стало быть, свеча лучше работает в условиях загрязнения.

Зачем нужны многоэлектродные свечи? Ведь даже школьники знают, что разряд у них все равно один!

Во-первых – ресурс. Разряд прыгает от одного электрода к другому, и тем самым уменьшается темп их тепловой эрозии. Но самое главное состоит в том, что здесь выявляются преимущества так называемой «открытой искры»: фронт пламени формируется не в тесном пространстве межэлектродного пространства, а сразу выходит в объем камеры сгорания. Скорость сгорания растет, а с ней – мощность и экономичность двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

Зачем создают разного рода микрофоркамеры в электродах?

«Микрофоркамеры» в электродах – это фирменные фишки некоторых фирм: например, NGK (выемка в центральном электроде) и Denso (в боковом). Никакой форкамеры там, конечно, нет, а вот стабилизация разряда на кромках выемок действительно присутствует. Отсюда и эффект. Правда, еще известны многочисленные самопальные конструкции, но у них положительный эффект практически отсутствует. Чего не скажешь об отрицательном…

 

 

 

 

 

 

На что влияет зазор?

Чем больше зазор, тем больше искра, а значит, и размер начального очага воспламенения. А скорость распространения фронта пламени сильно зависит от геометрического размера зоны начального воспламенения. Но, с увеличением зазора, растет и его сопротивление. Значит, пробой наступит при более высоком напряжении во вторичной цепи. И важно, чтобы этого напряжения вообще хватило для пробоя!

Поэтому для впрысковых моторов, в которых напряжение во вторичной цепи выше, чем для карбюраторных моторов, и зазоры рекомендуется ставить большие.

Кроме того, с увеличением величины зазора падает вероятность шунтирования электродов всякими «сажевыми мостиками» – это тоже важно.

Почему на «Формуле 1» форкамерные свечи успешно работают, а на обычных двигателях – нет?

На режимах высоких оборотов определенный прирост мощности такие свечи могут нормально работать, но только после соответствующей регулировки. Они не любят как раз «холостых» и малых нагрузок. Дело в том, что при сильно прикрытой дроссельной заслонке и на малых оборотах скорости движения смеси в цилиндрах малы. И их не хватает для нормальной вентиляции внутренней камеры свечи. Не будем ее называть «форкамерой» в классическом понимании этого термина. А моторы болидов формулы 1 рассчитаны на очень высокие обороты – 16…18 тыс. об/мин, и там с вентиляцией все в порядке. Вот «форкамерные» свечи и работают там нормально. Просто каждому – свое.

Нужно ли ионизировать бензо-воздушную смесь? Почему это не делают в заводских условиях?

По нашим сведениям, предварительная ионизация топлива никак не влияет на его сгорание. Главный фактор ионизации – это искровой разряд и сам фронт пламени. И интенсивность их воздействия в сотни раз выше всего того, что можно достичь навеской всяких магнитов и прочей ерунды на впуске.

experts.people.zr.ru

КОЛДОВСТВО ПРИ СВЕЧАХ / ЭКСПЕРТИЗА "За рулем" №01-2001 (стр.71-74)/ BERU Бриск Brisk NGK CHAMPION Энгельс BOSCH Чемпион /

КОЛДОВСТВО ПРИ СВЕЧАХ / ЭКСПЕРТИЗА

…Могу воткнуть свечу,кому хочу.Однако же … молчу!ЛЕОНИД ФИЛАТОВ

1-Я СЕРИЯ

В середине позапрошлого века, когда еще не было автомобилей, человек запатентовал свечу – не стеариновую и не сальную, а свечу зажигания.Старинные свечи зажигания отдают солидностью и изысканностью – как посуда из княжеского дома… Говорят, что их возили в специальных сундучках – негоже ценной вещице валяться где попало.Прошло без малого полтора столетия. Выяснилось, что современные свечи зажигания поразительно похожи на свою прабабушку – порода оказалась сильнее пастбища… Менялась форма электродов и изоляторов, применяли новые материалы, но в целом идея успешно пропутешествовала во времени – большая редкость в мире изобретений. А ведь условия работы свечи – как в ведомстве Вельзевула: перепад температур между камерой сгорания и подкапотным пространством достигает 2800°С, давление в камере – около сотни атмосфер, напряжение – десятки киловольт. Добавьте к этому "производственные вредности" типа химического воздействия продуктов сгорания. В общем, по Высоцкому: "Ничего там хорошего нет!".Любопытно, что, несмотря на "адские" условия эксплуатации, свеча зажигания обычно не вызывает у нас священного трепета. Зайдите в магазин запчастей и оцените "свечное" разнообразие – не правда ли, впечатляет? Похоже, что свечи сегодня производят все кому не лень. Взять, к примеру, хотя бы свечи к "Самаре"…Приобретенные нами 17 комплектов продавались именно для "самар". Чего только не услышишь от "знатоков" про оптимальный выбор! Неожиданно для себя узнаешь, что многоэлектродная свеча обеспечит тебе сноп искр вместо одиночного разряда – обороты холостого хода можно будет снизить чуть ли не вдвое. А накрученный поверх изолятора высоковольтный конденсатор в совокупности с приваренным вокруг электродов цилиндрическим кольцом сократит расход топлива раза в полтора-два и приучит переходить со второй передачи сразу на пятую… Скептики, правда, презрительно ухмыляются: они-то давно знают, что все свечи одинаковы, просто менять их нужно вовремя.Попробуем во всем этом разобраться. Найти правильные ответы на возникшие вопросы нам помогут ОСТ 37.03.081–98 "Свечи зажигания искровые", ГОСТ 17.2.2.03–87 с требованиями к содержанию вредных веществ в отработавших газах, ГОСТ 20306, посвященный топливной экономичности, а также всевозможное испытательное оборудование и, как всегда, эксперты из солидной организации.Сначала пристально рассмотрим свои покупки – внешний вид, размеры и все такое. Затем измерим искровой зазор между электродами в состоянии поставки и сравним его с данными, указанными на упаковке. После этого воспользуемся барокамерой – проверим герметичность свечей при давлении газа 20,0 кгс/см2 (утечка через соединения деталей свечи не должна превышать 5 смз/мин). Здесь же оценим бесперебойность искрообразования при давлении газа от 8,5 до 10 кгс/см2 (в зависимости от величины зазора). Потом измерим сопротивление встроенного резистора, определим механическую прочность свечи, оценим топливную экономичность и уровень вредных веществ в выхлопных газах – в общем, на первый раз работы хватит. Остальное – потом.Анкетные данные свечей приведены рядом с их фото. Там же дано краткое содержание "первой серии" испытаний применительно к каждому комплекту. Начало получилось удачным – явный брак обошел нас стороной. Немножко подкачали только свечи № 6 из Энгельса – форму их боковых электродов трудно назвать правильной… С присоединительными и габаритными размерами также все в порядке, если закрыть глаза на экстравагантные конденсаторные "нахлобучки" у № 17 – в стандартах про них, естественно, ничего нет. Кстати, эти же свечи нельзя очистить от нагара – мешает приваренное кольцо.Влияние искрового зазора на поведение свечи – статья особая. Только три инструкции из семнадцати (№ 7, 10, 12) рекомендуют установить его согласно пожеланиям завода–изготовителя автомобиля: дескать, ему виднее… Думается, что это правильно. Соблазн увеличить в погоне за киловольтами искровой промежуток велик, но при этом в напряженном режиме заработает не только свеча, но и все ее коллеги: катушка зажигания, крышка распределителя, бегунок и др. Кроме того, увеличение величины пробивного напряжения чревато возникновением нежелательных импульсов в низковольтной цепи, из-за чего может "задурить" вся бортовая электроника. И еще немного о зазоре. Его стабильность в одноименных свечах – косвенный показатель качества производства. Поэтому особо отметим свечи "Беру Ультра" № 4 – их зазоры в точности соответствуют заявленному. Напротив, комплект № 14 "ПЕРЕСВЕТ-Л" продемонстрировал полное несовпадение "характеров" в диапазоне от 0,6 до 0,9 мм. Или "двухискровой" свече это не нужно? А что такое вообще эта "двухискровая" свеча с распиленным пополам боковым электродом (фото 1)? Покупатели на рынках много лет как заколдованные наблюдают за разрядами, прыгающими в обоих искровых промежутках. Эффект налицо – надо брать… И никак горемыки не возьмут в толк, что именно за этот зрительный эффект предшественники братьев Люмьер брали деньги еще с наших прадедушек! Фотографии не могут двигаться, но если быстро их менять, то как раз и получится “кино”. То же самое и здесь – искровой разряд в каждый момент времени только один, а нашему глазу кажется, что их несколько…А как же фирменные многоэлектродные свечи (№ 3, 10, 15)? Они нужны не для того, чтобы дурить публику, а для повышения надежности работы системы зажигания. Как только условия пробоя в одном из искровых промежутков (фото 2) ухудшатся, он тут же передает эстафету соседу – и т. п. А поскольку именно боковой электрод изнашивается сильнее (центральный, хитрец, спрятался в корпус и неплохо охлаждается), то многоэлектродная свеча прослужит дольше. Отметим, что создатели свечей NGK (№ 5) решили эту проблему иначе – V-образная форма центрального электрода поочередно работает своими двумя "половинками" и тем самым обеспечивает равномерный износ своего бокового напарника.

Резистор, установленный в цепи центрального электрода некоторых свечей, предназначен для снижения уровня радиопомех. Особого влияния на характеристики системы зажигания он не оказывает.Механическая прочность всех свечей оказалась на высоте. Испытания на герметичность и на бесперебойность искрообразования также не вызвали трудностей. Измерения уровня вредных выбросов в отработавших газах и расхода топлива при установившемся движении показали, что результаты находятся на одном уровне в пределах ошибки измерений.Простите, так что же получается – разницы между комплектами с десятикратным разбросом цены нет? Да, все новые исправные свечи действительно ведут себя практически одинаково. Однако вспомним еще раз В. Высоцкого: "Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот – и спекся…". А хорошая свеча должна быть именно стайером, поскольку различия в изделиях разных фирм в основном проявляются в процессе эксплуатации. Поэтому первая серия испытаний закончена – теперь каждый комплект свечей должен набегать по полигону примерно тысячу километров. А затем мы повторим испытания: оценим интенсивность износа электродов, проверим изменение зазоров, проследим за разрушением изолятора, посмотрим на коррозию металлических деталей – подобный букет замеров и должен будет расставить все по своим местам. "Съемки" второй, заключительной серии уже начались…

WR 7 DP PLATINUMизготовитель BOSCH, Германияцена за 4 шт. 380 руб. WR 7 DC SUPERизготовитель BOSCH, Германияцена за 4 шт. 169 руб.
Самый дорогой комплект из 17-ти. Применяемость изделия не оговорена. Центральный электрод, согласно этикетке, на 99,9% состоит из платины; есть встроенный резистор. Указана величина зазора – 0,7 мм (реально оказалось от 0,7 до 0,72 мм). Применяемость изделий указана "не по-нашему" – а жаль. Зато наличие медного центрального электрода оговорено по-русски, а на наклейке приведена величина межэлектродного зазора 0,8 мм. Реальный зазор составил от 0,81 до 0,85 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.
WR 78 SUPER 4изготовитель BOSCH, Германияцена за 4 шт. 360 руб. BERU ULTRA 14R-7DU Z20изготовитель BERU, Германияцена за 4 шт. 180 руб.
Применяемость свечей оговорена на иностранном языке. Четыре боковых электрода расположены на разном удалении от центрального – от 0,61 до 0,65 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор. Применяемость не указана – отмечено лишь наличие медного сердечника. Оговоренный межэлектродный зазор 0,8 мм идеально выдержан во всех свечах! В цепь центрального электрода встроен резистор.
NGK BPR 6E 1xV-Line № 2изготовитель NGK, Японияцена за 4 шт. 210 руб. А17ДВРизготовитель Завод автотракторных запальных свечей, Энгельс, Россияцена за 4 шт. 45 руб.
Применяемость свечей указана, но не по-нашему. Центральный электрод имеет V-образную форму – это должно замедлить износ его бокового коллеги. Расстояние между ними не оговорено, но оказалось во всех свечах абсолютно одинаковым – 0,85 мм. Есть встроенный резистр. Наконец-то нашли русскоязычный текст по применяемости изделий – постарались московские дилеры, расфасовывающие свечи в свои упаковки. А вот сами свечи не понравились: боковые электроды имеют неправильную форму, да и расположены весьма вольготно. Зазор все-таки померили – от 0,5 до 0,54 мм. Встроен резистор.
А17ДВРМизготовитель Завод автотракторных запальных свечей, Энгельс, Россияцена за 4 шт. 50 руб. RN9YCизготовитель CHAMPION, ЕСцена за 4 шт. 230 руб.
Применяемость свечей не указана – жаль. Зато производители рекомендуют выставить зазор согласно техническим требованиям изготовителей автомобилей – это правильно. Кстати, в наших экземплярах он оказался равен от 0,65 до 0,72 мм. Встроен резистор. Применяемость указана, но опять-таки для полиглотов – надо учить языки… Зазор оказался равным 0,65–0,68 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.
RN9YCCизготовитель CHAMPION, ЕСцена за 4 шт. 345 руб. LR15TCизготовитель BRISK, Чехияцена за 4 шт. 120 руб.
Применяемость указана, но не по-русски. Зазоры практически одинаковы – из четырех свечей лишь одна отклонилась от 0,8 на 0,01 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор. Опять повезло наполовину – вновь смесь русского с ненашенским. Каждая свеча содержит по три боковых электрода – зазор рекомендуется выставить "под конкретный автомобиль". Результаты замеров – от 0,73 до 0,76 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.
L15YCизготовитель BRISK, Чехияцена за 4 шт. 100 руб. L15Yизготовитель ООО "Бриск", Озерск, Россияцена за 4 шт. 80 руб.
Применяемость на русском не указана. Заявленный зазор 0,7 мм оказался равным от 0,65 до 0,7 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор. Применяемость указана не по-нашему, зато рекомендация выставить зазор согласно пожеланиям изготовителей автомобилей дана по-русски. Замеры показали, что реальные зазоры составили от 0,65 до 0,7 мм. А резистора нет.
А17ДВ-10 "Чемпион России"изготовитель "Автоконинвест", Россияцена за 4 шт. 150 руб. А17ДВ-10 "Свечи двухискровые ПЕРЕСВЕТ-Л"изготовитель "ПЕРЕСВЕТ-Л", Россияцена за 4 шт. 110 руб.
"Чемпионов", конечно же, знают в лицо, но вот ссылка на применяемость отечественного изделия не помешала бы… Вместо обещанного зазора 0,6–0,9 оказалось 0,5–0,51 мм. Резистора нет. Свеча, по мнению изготовителей, имеет двойную изоляцию – дополнительное керамическое кольцо на изоляторе должно исключать коронный разряд. Обещаны легкий пуск и экономия 5% топлива, а также уменьшенный нагар и отталкивание воды. К текстовому сопровождению претензий нет – указана применяемость, приведены иностранные аналоги. Искровой промежуток не указан, однако рекомендовано через 15–20 тыс. км либо уменьшить его "до нормального", либо… заменить свечи. Резистор отсутствует. Указано, что при нарушении зазоров нарушается оптимальная настройка свечи на данный тип двигателя! Заметим, что реальный зазор находится в пределах от 0,6 до 0,9 мм! Обещаны экономия топлива, полное сгорание смеси, улучшение динамики.
9063CA4 FD3изготовитель AUTOLITE, Францияцена за 4 шт. 320 руб. А17ДВРМизготовитель Уфимский завод электротехнических изделий, Россияцена за 4 шт. 40 руб.
Применяемость – не по-нашенски. Заявленный межэлектродный зазор 0,8 мм оказался в трех электродных свечах равным от 0,78 до 0,83 мм, причем в каждой свече искровые промежутки были неодинаковыми. Резистор отсутствует. Самый дешевый комплект из 17-ти. Применяемость изделия не указана – вместо этого оговорено наличие медно-никелевого центрального электрода и никелевого покрытия корпуса. Указан искровой промежуток – 0,7 мм, на деле оказалось от 0,7 до 0,72 мм. В цепь центрального электрода встроен резистор.
"Система зажигания ПУЛЬСАР"изготовитель Фирма "Пульсар силэн", изготовитель – завод "Рассвет", Россияцена за 4 шт. Договорная
Опытная партия необычных свечей претендует на многое – резко сократить расход топлива и уровень вредных веществ, извергаемых выхлопной трубой, а также улучшить динамику, поднять приемистость и т. п. Ну-ну… Каждая свеча "Пульсара" состоит из свечи NGK BP6ES и конденсатора К15-34. Японская свеча доработана: ее электродное пространство закрыто приваренным кольцом, что создает своего рода мини-камеру в цилиндре. Конденсаторы К15-34 давно поступают в продажу под наименованием "Усилитель искры" (ЗР, 2000, № 7). Они, по замыслу создателей, накручиваются на изолятор свечи и фактически подключаются параллельно искровому зазору. Величина самого зазора в "пульсарах" не оговаривается, да и проконтролировать ее нельзя – не подлезешь… Резистор отсутствует.

Михаил КОЛОДОЧКИН

tavria-auto.narod.ru