Техническое обслуживание системы зажигания. То системы зажигания
Техническое обслуживание приборов системы зажигания
Основные работы и приемы их выполнения при техническом обслуживании системы зажигания.
Первое техническое обслуживание. Очистить все приборы от пыли и грязи.
Второе техническое обслуживание. Смазать одной-двумя каплями масла для двигателя втулку, кулачка, ось рычага прерывателя, фильц смазки кулачка; провернуть крышку колпачковой масленки валика прерывателя на один оборот, если потребуется добавить в масленку консистентной смазки.
Проверить свечи зажигания и отрегулировать зазор между электродами свечи.
Проверить состояние контактов прерывателя, зачистить их и отрегулировать зазор между ними.
Через одно ТО-2 снять прерыватель-распределитель и проверить его вместе с регуляторами опережения зажигания на приборе СПЗ-6.
Зазор между контактами прерывателя регулируют следующим образом: повернуть коленчатый вал так, чтобы кулачок прерывателя полностью разомкнул контакты, затем ослабить стопорный винт пластины неподвижного контакта и, вращая головку эксцентрика, сместить пластину, а с ней вместе и неподвижный контакт до получения необходимого зазора, проверяемого шупом; закрепить пластину, зафиксировав установленный зазор.
При отсутствии искры во всех свечах проверяют исправность первичной или вторичной цепей.
Для определения неисправности первичной цепи нужно взять контрольную лампу с двумя проводами и присоединить один провод к массе автомобиля, а другой последовательно присоединять (при включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя) к выключателю стартера, к входному и выходному зажимам замка зажигания, к входному и выходному зажимам катушки зажигания и, наконец, к зажиму низкого напряжения прерывателя. Отсутствие контакта в цепи будет на том участке, в начале которого.
Для проверки исправности цепи высокого напряжения (при исправной цепи низкого напряжения) нужно снять крышку распределителя, поворотом коленчатого вала поставить контакты прерывателя на полное замыкание и вынуть провод высокого напряжения из центрального зажима распределителя. Затем следует включить зажигание, держать конец провода на 3-4 мм от массы и пальцем размыкать контакты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует о неисправности в цепи высокого напряжения или пробое и замыкании обкладок конденсатора. Для окончательного выявления причин необходимо заменить конденсатор и снова проверить ток на искру: если искры нет, заменить катушку зажигания.
Установка зажигания. В двигателе, с которого снимали распределитель, но не снимали его привод, зажигания необходимо устанавливать в следующем порядке:
- отрегулировать зазор между контактами прерывателя (0,35-0,45 мм) и установить шкалу октан-корректора на 0;
- установить поршень первого цилиндра в конце такта сжатия, совместив метку на шкиве коленчатого вала с цифрой 9 указателя установки зажигания;
- освободив болт крепления пластины к распределителю, вставить распределитель в гнездо привода так, чтобы октан-корректор был направлен вверх;
- включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до появления искры между концом центрального провода и массой. Зазор между проводом и массой должен быть 3-4 мм;
- в этом положении закрепить корпус прерывателя, установить крышку распределителя на прерыватель и, начиная с электрода, находящегося против пластины ротора, присоединить провода высокого напряжения к свечам в порядке работы цилиндров двигателя.
Для проверки правильности установки зажигания необходимо прогреть двигатель и, двигаясь на автомобиле (автобусе) по прямой со скоростью 30 км/ч, перейти на прямую передачу, а затем дать резкий разгон и довести скорость автомобиля (автобуса) до 60км/ч.
Если в начале разгона появились детонационные стуки, а потом исчезли, зажигание установлено правильно.
Если стуки не исчезли до конца разгона, зажигание ранее. Отсутствие стуков в начале разгона указывает на позднее зажигание. Для уточнения установки зажигания следует повернуть пластину октан-корректора.
Проверка исправности транзисторного зажигания и переход с транзисторного зажигания на обычное. Катушка Б114, блок резисторов СЭ-107 и коммутатор ТК102 не нуждаются в специальном обслуживании. В процессе эксплуатации необходимо только пыль и грязь с наружных поверхностей приборов следить за исправностью проводки и надежностью крепления проводов. Исправность транзисторной системы зажигания проверяют по наличию искры между массой и высоковольтным проводом катушки при зазоре 3-10 мм между массой и проводом.
Выявление неисправных приборов при отсутствии искры определяют таким же образом, как и при обычное зажигании.
Если в пути отказали в работе приборы транзисторного зажигания то можно перейти на обычную систему зажигания. Для этого следует заменить катушку Б114 катушкой Б13, установить конденсатор и соединить провода, минуя приборы транзисторного зажигания, по схеме обычного зажигания; затем уменьшить зазор между электродами свечей с 1,2 мм до 0,8 мм.
Проверка исправности свечи зажигания. Неисправную свечу зажигания можно обнаружить поочередным отключением провода высокого напряжения от свечи. Если свеча исправна, то перебои двигателя увеличиваются. При отключении или замыкании неисправной свечи перебои двигателя не изменяются.
Проверка исправности конденсатора. Признаками неисправности конденсатора на автобусе являются отсутствие искрения между контактами прерывателя при размыкании контактов или сильное искрение между контактами.
Первый признак свидетельствует о коротком замыкании пластин конденсатора, при котором зажигание прекращается, так как разрыва цепи в момент размыкания не происходит.
Второй признак указывает на плохую изоляцию между обкладками конденсатора или на обрыв провода, идущего к изолированному зажиму прерывателя, и вызывает перебои в работе двигателя; обгорание контактов прерывателя.
Для проверки конденсатора в пути нужно снять конденсатор с прерывателя и положить его на блок цилиндров так, чтобы между корпусом конденсатора и массой был хороший контакт. Включить зажигание и, подведя провод высокого напряжения от катушки зажигания на расстояние 1,5—2,0 мм к проводу конденсатора, несколько раз разомкнуть контакты прерывателя. Зарядив конденсатор несколькими искрами, поднести его провод к корпусу. Если при этом проскакивает искра, конденсатор заряжается. Отсутствие искры означает непригодность конденсатора. Если через 5-10 с после заряда конденсатор не дает разрядной искры, это означает, что имеется утечка тока.
aboutavtobus.ru
Техническое обслуживание системы зажигания — МегаЛекции
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕРМСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.Н.ПРЯНИШНИКОВА
Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка
ДИАГНОСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ.
(СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ)
(Методические указания к лабораторной работе)
Пермь 2003
Методические указания к лабораторной работе составлены ассистентом Кучковым С.Б.
Указания предназначены для студентов инженерного факультета специальности 311900 – «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК».
Печатаются по решению методической комиссии инженерного факультета (протокол № от 2002 г.).
РАБОТА 13. ДИАГНОСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ.
(СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ)
Оборудование приборы и инструменты
1.Двигатель авт. ЗИЛ-130
2.Автомобиль Москвич «ИЖ-2715»
3.Переносной прибор Э-214
4.Автотестер цифровой модели К295
5.Комплект инструмента
6.Контрольная лампочка
7.Комплект приборов Э-203П и Э-203О
2. Задание
1.Изучить устройство и принцип работы приборов и приспособлений для диагностики электрооборудования
2.Проверить состояние электрооборудования (система зажигания) на автомобилях.
3.Выполнить необходимые регулировки и провести ТО
Техника безопасности при выполнении работы.
1.Работы по диагностике и ТО автомобильного электрооборудования проводить в спецодежде.
2.Приборы, приспособления и инструменты следует размещать в порядке удобном для использования.
3.Не включать приборы без преподавателя или учебного мастера.
4.Внимательно проверять правильность соединения собранной схемы проверки.
5.Нельзя проверять наличие напряжения в цепи коротким замыканием т.к. это приводит к выходу из строя приборов и узлов.
6.При проверке бесконтактных и контактно-транзисторных систем зажигания запрещается отсоединять провода от свечей, т.к. при этом возможен выход из строя коммутатора.
Методические указания при выполнении работы.
Признаки и характерные неисправности системы зажигания
Техническое состояние системы зажигания оказывает большое влияние на надежность и экономичность двигателя и автомобиля в целом.
1. Признаки неисправностей.
1. Затрудненный пуск и неустойчивая работа двигателя.
2. Двигатель не пускается
3. Снижение мощности и экономичности двигателя.
4. Не работает один или несколько цилиндров, и т.д.
2. Возможные причины неисправностей.
1. Неисправна система пуска (недостаточно заряжена аккумуляторная батарея, стартер вращает двигатель с замедленной скоростью, или не вращает совсем)
2. Если стартер прокручивает коленвал двигателя с нормальной частотой, а двигатель не пускается, то возможны только две причины:
- нет подачи топлива в цилиндре
- нарушение искрообразования
В первом случае неисправна система питания, а во втором- зажигания.
3. Основные неисправности системы зажигания.
1. Не работают свечи зажигания
2. Нет тока в цепи
3. Неисправна катушка зажигания
4. Пробой крышки прерывателя-распределителя
5. Обрыв или пробой высоковольтного провода
6. Нет зазора в прерывателе контактной системы
7. Неисправен коммутатор (в бесконтактной системе зажигания)
8. Неисправен датчик в распределителе бесконтактной системе зажигания и т.д.
Проверка работы системы зажигания двигателя проводят на специальных стендах или переносными автотестерами типа: модель Э-214 или более современная модель К-295, МЗ-2.
На двигателях с контактной системой зажигания можно легко проверить исправность работы приборов системы зажигания, по наличию напряжения на проводах высокого напряжения, идущих от катушки зажигания и к свечам (на искру). Для этого достаточно выдернуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя или наконечник любой свечи и установив его на расстоянии 3…7 мм прокрутить двигатель. При отсутствии искры проверяют цепь низкого напряжения, определяя с помощью индикатора или обычной лампочки подачу тока на клемму низкого напряжения распределителя зажигания.
Для бесконтактных систем лучше использовать автотестер.
Техническое обслуживание системы зажигания
Таблица 13.1 - Операции технического обслуживания.
Наименование операции | Вид ТО |
1 Внешний осмотр, проверка работоспособности замка зажигания, надежности электрических контактов, крепления приборов | ЕТО |
2. Очистка всех приборов и проводов от пыли и грязи. Проверка на наличие трещин в крышке распределителя, высоковольтных проводов и изоляторов свечей. | ТО-1 |
2.Обслуживание системы зажигания. С помощью переносного прибора-тестера К-295 или Э-214 диагностируем приборы системы зажигания (прерыватель-распределитель, катушка зажигания и свечи). Проверяем угол опережения зажигания. Проверяем и регулируем зазор между контактами прерывателя. Смазываем подшипники пластины распределителя. При каждом четвертом ТО-2 снимаем эти приборы и проверяем их на специальных стендах. | ТО-2 |
Рис .13.1. Правильная (а) и неправильная (б) форма контактов прерывателя после зачистки.
megalektsii.ru
ТО системы зажигания — реферат
Система зажигания характеризуется наличием работоспособного состояния, в котором она выполняет заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют номативно-технической и конструкторской документациям, предотказного состояния, когда параметры технического состояния достигают своих предельных значений, или состояние отказа. Иногда понятие работоспособности заменяют понятием исправности, которое более широко характеризует состояние системы, при котором они удовлетворяют всем требованиям номативно-технической и конструкторской документаций.
Наибольшего ухода требует прерыватель-распределитель, так как его трущиеся детали подвержены износу и нуждаются в систематическом смазывании.
Визуально определяют загрязненность крышки распределителя и посадку высоковольтных проводов в гнездах выводов. Неплотная посадка проводов и загрязнения могут привести к поверхностному разрушению или пробою изоляции крышки.
В процессе эксплуатации на поверхности крышек прерывателя-распределителя, катушки зажигания и на изоляции высоковольтных проводов появляются небольшие трещины. Через них при попадании пыли, грязи, влаги происходит утечка тока. Это, во-первых, снижает напряжение, двигатель начинает работать с перебоями, а в сырую погоду возможен полный отказ всей системы зажигания. Во-вторых, постоянное «проскальзывание» искр по поверхности крышек и проводов может привести к их пробою и полному выходу из строя. Поэтому следует хотя бы раз в месяц проверять чистоту крышек и проводов. А примерно раз в три года целесообразно менять весь комплект высоковольтных проводов и наконечников.
Неправильная установка зажигания снижает мощность, экономичность и ухудшает устойчивость и приемистость работы двигателя. Потеря упругости пружин центробежного регулятора вследствие усталости металла или поломка одной из его пружин резко увеличивает угол опережения зажигания на малых и средних режимах работы. В результате появляются детонационные стуки в двигателе (особенно при движении груженого автомобиля на малой скорости). Угол опережения зажигания увеличивается и при увеличении зазора между контактами прерывателя.
Нарушение герметичности вакуумного регулятора из-за повреждения диафрагмы или прокладки под штуцером, трещины в крышке или неплотного соединения трубопровода снижает разрежение. Тогда при изменении нагрузки угол опережения зажигания не изменяется, что снижает экономичность двигателя.
ТО и диагностика
ТО прерывателя-распределителя
Прерыватель-распределитель бесконтактной системы зажигания, не снимая с автомобиля, необходимо очистить от пыли, грязи и масла снаружи. Снять крышку, очистить внутреннюю поверхность она не должна иметь трещин и следов пробоя изоляции; посмотреть контакты; смазать подшипники, уплотнительную муфту; проверить работу автоматов опережения зажигания и угол замкнутого состояния контактов. Внутреннюю поверхность крышки следует протирать чистой ветошью, смоченной бензином. Так же проверяют его надежное крепление к двигателю.
Для смазывания подшипников поворачивают на один-два оборота крышку пресс-масленки на корпусе распределителя.
Все распределители через каждые 45—50 тыс. км пробега автомобиля (при очередном ТО-2) снимают с автомобиля для проведения углубленного технического обслуживания. Кроме перечисленных операций разбирают и осматривают подшипник подвижною диска. Внешняя обойма подшипника подвижного диска должна легко проворачиваться относительно внутренней обоймы. При замене смазочного материала необходимо промыть подшипник в керосине. Для смазывания рекомендуется приманять Литол-24 или ЦИАТИМ-201, -202, -221.
При углубленном техническом обслуживании проверяется натяжение пружины рычажка прерывателя, величина сопротивления помехоподавительных резисторов, угол замкнутого состояния контактов, асинхронизм, бесперебойность искрообразования, характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. При углубленном техническом обслуживании определяются изменения характеристик и параметров распределителей, которые приводят к ухудшению работы двигателя и не могут быть определены (не ощущаются) водителем при работе автомобиля. В случае расхождения данных, полученных при проверке, с данными технических условий, регулируют или заменяют изношенные детали и узлы. Проверку распределителей, снятых с автомобиля, производят на стендах СПЗ-8, СПЗ-12, СП-38М или КИ-968.
ТО свечей зажигания
Свечи зажигания подвергают проверке при каждом ТО-2. Вывертывание и ввертывание свечи зажигания производят специальным свечным ключом, предварительно очистив ее гнездо и поверхность от грязи и окалины, чтобы не засорить камеру сгорания двигателя. Тепловой конус свечи зажигания очищают с помощью пескоструйного прибора типа Э203.О, а после очистки и регулирования зазора проверяют свечу на герметичность и бесперебойность искрообразования на приборе типа Э203.П. . Исправная свеча должна быть сухой, без нагара на изоляторе, а цвет нижней части изолятора – красновато-коричневый. Цвет искры у исправной системы – белый с голубым оттенком.
ТО транзисторного коммутатора
При каждом обслуживании транзисторный коммутатор протирают от пыли, грязи и масла, для того, чтобы не уменьшать теплоотдачу выходного транзистора. А так же проверяют надежность крепления коммутатор к кузову автомобиля и всех его соединений.
ТО высоковольтных проводов
Высоковольтные провода так же протирают от пыли, грязи и масла ветошью смоченной бензином. Так как грязь, скапливаемая на проводах, может привести к их пробою. Проверяют целостность изоляции проводов, а так же их посадку в выводах прерывателя-распределителя и на свечах зажигания.
ТО катушки зажигания
Катушку зажигания, впрочем, как и все остальные элементы системы зажигания, протирают от пыли и грязи. Так же осматривают крышку катушки на механические повреждения (сколы трещины и т.д.). Проверяют надежность всех соединений на клеммах, центрального провода и крепление самой катушки к кузову.
Диагностика прерывателя-распределителя
Проверяют работоспособность центробежного регулятора опережения зажигания как руками (кулачек должен прокручиваться без заеданий) так и стробоскопом, при необходимости регулируют натяжение пружин регулятора. Проверяют работоспособность пружины мембраны в вакуумном регуляторе опережения зажигания. Измеряют сопротивление помехоподавительного резистора, которое должно составлять 7-14 Ом.
Диагностика свечей зажигания
Если в свечу встроен помехоподавляющий резистор, то проверяют его сопротивление, которое должно составлять около 5 кОм. Работоспособность свечи зажигания проверяют на стенде Э203.
Диагностика транзисторного коммутатора
Транзисторный коммутатор диагностируется на стенде СП-38М. Высоковольтный провод от катушки зажигания вводят в центральный ввод крышки распределителя, установленного на стенде, а высоковольтные провода стенда — в боковые выводы крышки распределителя. Клемму «М» транзисторного коммутатора и корпус катушки тщательно соединяют с корпусом стенда. Прерыватель-распределитель, установленный на стенде, не должен иметь конденсатора. Рукоятку переключателя устанавливают в положение «Состояние изоляции распределителя». Рукояткой создают частоту вращения вала электродвигателя, соответствующую максимальной частоте вращения валика прерывателя. Ручкой устанавливают зазор в разряднике, равный 10мм.
Диагностика высоковольтных проводов
Проверяют сопротивление высоковольтных проводов, оно должно составлять 13х10-3 Ом/м.
Диагностика катушки зажигания
Проверка катушки зажигания. Зажимы «ВК-Б» и «Р» проверяемой катушки зажигания подключают проводами к штепсельной розетке. Высоковольтным проводом соединяют центральный вывод катушки зажигания с центральным выводом крышки прерывателя-распределителя, установленного на стенде. Вставляют высоковольтные провода в боковые выводы крышки распределителя. Переключатель устанавливают в положение «Состояние изоляции распределителя». Включают электродвигатель стенда и наблюдают за свечением лампы индикатора, включенной последовательно в цепь первичной обмотки проверяемой катушки зажигания. Отсутствие свечения свидетельствует об обрыве первичной обмотки катушки зажигания или дополнительного резистора.
Рукояткой устанавливают максимальную частоту вращения вала электродвигателя. Ручкой устанавливают зазор между остриями искрового разрядника (7 мм), проверяют зазор по шкале, нажимают на кнопку и наблюдают за характером искрообразования в разряднике. Катушка зажигания считается исправной, если искрообразование в разряднике будет бесперебойным.
Так же катушку зажигания можно проверить с помощью омметра. Сопротивление на первичной обмотке должно составлять 0,05-3,3 Ом, а на вторичной более 10 кОм.
Ремонт прерывателя-распределителя
Изношенные поверхности валов прерывателя-распределителя восстанавливают путем металлизации (хромирование, осталивание) с последующей шлифовкой, после восстановления вала распределителя в корпус прерывателя-распределителя вставляются втулки взамен изношенным. Затем происходит развертывание втулок под диаметр восстановленных размеров вала.
Биение вала прерывателя-распределителя устраняют путем правки его на свинцовой плите или деревянном бруске, при этом биение допускается в пределах 0,04мм.
Хвостовую часть прерывателя восстанавливают путем наплавки высокоуглеродистой сталью с последующей термообработкой. Закаленность должна быть в пределах 48-52 ед. HRC.
Ремонт транзисторного коммутатора
К ремонтируемым транзисторным коммутаторам относятся коммутаторы типов 36.3734 и 3620.3734, которые выполнены на дискретных элементах, расположенных в металлическом корпусе.
Разборка таких изделий осуществляется с помощью отвертки, пинцета и паяльника для отпайки проводников от разъема. По завершении отпайки плату с радиокомпонентами извлекают из корпуса и с помощью омметра или мультиметра определяют дефекты. Эти электронные блоки и транзисторный коммутатор можно диагностировать с применением специально собранных испытательных схем, в состав которых входят стабилизированный источник постоянного тока с внутренним сопротивлением не более 0,03 Ом при максимальной силе тока нагрузки 10 А, амперметры, вольтметр и генератор сигналов типа Г6-15 или Г6-26. Изучая с помощью осциллографа переходные процессы в транзисторном коммутаторе, определяют его работоспособность и все функции управления: регулирование продолжительности открытого состояния и ограничение силы тока выходного транзистора, выключение его при прекращении управляющего сигнала на входе и т. д.
Основные операции ремонта заключаются в выпаивании отказавших элементов, установке и припайке новых элементов с последующей лакировкой.
После ремонта электронные блоки и транзисторный коммутатор испытывают в соответствии с техническими условиями на специальных стендах. Испытания электронных изделий производят с применением осциллографических методов измерения рабочих процессов.
Технологический процесс ремонта транзисторного коммутатора
Сначала подключаем диагностический комплекс «Автомастер Ам-1» к автомобилю и проверяем всю систему в целом (первичную цепь, прерыватель, опережение и вторичную цепь).
В режиме первичная цепь мы определяем напряжение на катушке зажигания и контактах, так же можем посмотреть осциллограмму работы первичной цепи.
В режиме опережение мы проверяем угол опережения зажигания, для этого используем стробоскоп.
В режиме прерыватель проверяем работоспособность вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания.
В режиме вторичная цепь проверяем напряжение во вторичной цепи, максимальное и минимальное напряжение пробоя, длительность горения дуги.
student.zoomru.ru