Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт. Установка зажигания ямз 240
Техобслуживание системы питания ЯМЗ-240
________________________________________________________________
Техобслуживание системы питания ЯМЗ-240
При ЕТО системы питания проверяют уровни топлива в баках, масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения, функционирование привода подачи топлива, сливают (зимой) отстой из топливных фильтров.
На дизелях ЯМЗ-240, выпускаемых с 1982г, применена централизованная подача масла в топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения с обеспечением постоянного уровня масла. Поэтому на них аннулированы сапуны с маслоизмерительными стержнями.
При ТО-1 проверяют затяжку болтов крепления топливного насоса высокого давления, топливных баков, воздухоочистителя, выпускной трубы, сливают отстой из топливных баков и фильтров, проверяют состояние кассет воздухоочистителя второй ступени, а также легкость пуска дизеля и равномерность работы цилиндров.
При ТО-2 через 240 м/ч промывают фильтры и крышки горловин топливных баков, заменяют фильтрующие элементы топливного фильтра грубой очистки.
Через 480 м/ч заменяют фильтрующие элементы топливного фильтра тонкой очистки, снимают и проверяют форсунки, проверяют и при необходимости регулируют угол опережения впрыскивания топлива.
При ТО-3 проверяют работоспособность сигнализатора засоренности и состояние кассет воздухоочистителя второй ступени, продувают сжатым воздухом первую ступень воздухоочистителя, снимают и проверяют на стенде топливный насос высокого давления: первый раз по окончании гарантийного срока и далее через 960 м/ч.
При СТО промывают топливные баки и фильтры, заменяют топливо и смазочный материал в соответствии с предстоящим сезоном эксплуатации.
Элементы топливного фильтра грубой очистки ЯМЗ-240М2 заменяют в такой последовательности:
- Отворачивают пробки сливных отверстий и сливают топливо из корпусов фильтра.
- Отворачивают болты крепления фланцев корпусов фильтра, снимают корпуса и вынимают фильтрующие элементы.
- Промывают корпуса бензином или чистым дизельным топливом.
- Устанавливают новые элементы и прокладки крышки, собирают фильтр.
Прокачивают систему топливопрокачивающим насосом РНМ-1К и убеждаются в герметичности фильтра. Для устранения подтекания топлива подтягивают болты.
Элементы топливного фильтра тонкой очистки ЯМЗ-240БМ2-4 заменяют следующим образом:
- Отворачивают пробки сливных отверстий и сливают часть топлива.
- Вывертывают болт крепления корпуса фильтра, снимают корпус, вынимают фильтрующий элемент и выливают остатки топлива.
- Промывают корпус бензином или чистым дизельным топливом.
- Устанавливают в корпус пружину, шайбу, резиновую прокладку, новый фильтрующий элемент металлическим фланцем вниз, резиновую прокладку на верхний торец элемента и собирают фильтр.
Аналогично заменяют фильтрующий элемент во втором корпусе фильтра.
Прокачивают систему питания топливопрокачивающим насосом РНМ-1К и убеждаются в герметичности фильтра. Для устранения подтекания топлива подтягивают болты.
Форсунки ЯМЗ-240 Б проверяют и регулируют через 480 м/ч. Их проверяют с помощью специального прибора КИ-3333 ГОСНИТИ или КП-1609А на давление подъема иглы и качество распиливания топлива.
После длительной работы двигателя давление подъема иглы не должно быть ниже 15 МПа (см. рис. 28).
При закоксовке отверстий в распылителе форсунки разбирают в такой последовательности:
- Отворачивают, колпак 11 и контргайку 14.
- Вывинчивают до упора регулировочный винт 13 и отворачивают на 1,5-2 оборота гайку 15 пружины.
- Отворачивают гайку 20 распылителя и снимают его корпус 22, предохраняя иглу 23 от выпадания.
- Отворачивают штуцер 8 форсунки и осматривают сетчатый фильтр 7. Поврежденный фильтр заменяют новым.
- Следует иметь в виду, что при изменении порядка разборки форсунки возможна поломка фиксирующих штифтов 21.
- Корпус распылителя очищают снаружи с помощью деревянного бруска, пропитанного дизельным маслом, внутренние полости промывают бензином, а сопловые отверстия прочищают стальной проволокой диаметром 0,3 мм, зажатой в цанговом патроне.
Перед сборкой корпус распылителя и иглу тщательно промывают в чистом бензине и смазывают профильтрованным дизельным топливом.
После этого игла, выдвинутая из корпуса распылителя и наклоненная под углом 45°, должна плавно (без задержки) полностью опуститься под действием собственного веса.
При затяжке гайки распылителя его корпус разворачивают против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты.
Придерживая его в этом положении, наворачивают гайку сначала рукой, а потом окончательно затягивают моментом 70-80 Нм. Штуцер форсунки затягивают моментом 80-100 Нм.
После сборки форсунки ЯМЗ-240 регулируют давление подъема иглы, проверяют качество распыливания топлива и четкость работы распылителя. При низком давлении форсунки регулируют винтом 13 при снятом колпаке 11 и отвернутой контргайке 14.
При ввертывании винта давление повышается, при вывертывании — понижается. В процессе регулирования устанавливают давление подъема игла форсунки 16,5-17 МПа.
Качество распыливания считается удовлетворительным, если при подводе в форсунку со скоростью 70-80 качков в минуту топливо впрыскивается в окружающую среду в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению струи и по каждому отверстию распылителя.
Моменты начала и конца впрыскивания должны быть четкими. Впрыскивание топлива новой форсункой сопровождается характерным резким звуком.
Отсутствие резкого звука у бывших в употреблении форсунок при проверке на ручном стенде не является браковочным признаком.
После обслуживания форсунки устанавливают на прежние места, предварительно очистив от нагара отверстия головки цилиндров под распылитель. Гайки крепления форсунок затягивают моментом 50-60 Нм.
Превышение момента затяжки может привести к разрушению межклапанной перемычки головки цилиндров.
Угол опережения впрыскивания топлива проверяют и регулируют через 480 м/ч.
На дизеле ЯМЗ-240Б операции регулировки выполняют в такой последовательности:
- Убеждаются в правильном взаимном расположении меток на корпусе муфты опережения впрыскивания топлива и ведущей полумуфте валика привода ТНВД. Метки должны находиться с одной стороны.
- Отсоединяют трубку высокого давления от 12-й секции топливного насоса высокого давления.
- Устанавливают моментоскоп на штуцер 12-й секции.
- Включают подачу топлива с помощью скобы регулятора частоты вращения.
- Прокачивают систему питания с помощью ручного топливопрокачивающего насоса в течение 3 мин.
- Вращают коленчатый вал ключом-трещоткой с помощью механизма проворота до появления топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Встряхивают трубку и выливают из нее излишки топлива.
- После появления топлива в трубке выключают подачу топлива, поворачивают коленчатый вал в направлении, обратном его вращению, на 50-60° (12-15 поворотов ключа) и снова включают подачу топлива.
- Медленно проворачивают коленчатый вал до начала движения топлива в трубке моментоскопа 12-й секции и проверяют, совпадают ли метки (риски) 19 на гасителе крутильных колебаний с указателем на крышке блока.
Если момент начала подачи топлива наступает раньше или позже совпадения метки с указателем, отворачивают болты у ведущей полумуфты валика привода ТНВД и, придерживая муфту в положении начала подачи топлива, проворачивают коленвал до совпадения метки с указателем, затягивают болты крепления ведущей полумуфты и окончательно проверяют установку угла опережения впрыскивания топлива, который должен быть 18-20°.
Легкость пуска дизельного двигателя ЯМЗ-240БМ2 и равномерность работы цилиндров проверяют через 60 м/ч (при ТО-1).
Прежде, чем пустить дизель, необходимо убедиться в его исправности, наличии топлива, охлаждающей жидкости и масла в системах, а также в заряженности (не менее 75% зимой и 50% летом) аккумуляторных батарей.
Перед пуском зимой дизель прогревают с помощью котла обогрева.
Для пуска дизеля ЯМЗ-240Б прокачивают смазочную систему в течение 2-3 мин с помощью электромаслозакачивающего насоса, создавая давление в ней 0,15 МПа, устанавливают рукоятку ручной подачи топлива в положение, соответствующее минимальной частоте вращения коленчатого вала (до упора в балку передней стенки кабины), нажимают на пусковую кнопку стартера и при устойчивой работе дизеля отпускают ее.
Запуск считается легким, если продолжительность непрерывной работы стартера не превышает 20 с.
Повторно дизель пускают после перерыва не менее 1 мин. Допускается до трех попыток пуска, после чего необходимо выявить и устранить неисправность.
После пуска дизель прослушивают при разной частоте вращения коленчатого вала, различая шум отдельных цилиндров.
Неравномерная работа цилиндров может быть следствием нарушения регулировок газораспределительного механизма, форсунок, а также таких неисправностей секций топливного насоса высокого давления, как зависание нагнетательного клапана, негерметичность пары нагнетательный клапан — седло, ослабление крепления зубчатого венца втулки плунжера, зависание плунжера, поломка пружины толкателя и т. п.
Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-240 проверяют и регулируют при ТО-3 в специальной мастерской. Насос проверяют на стенде с комплектом снятых с дизеля и отрегулированных форсунок.
При дальнейших демонтажно-монтажных работах в эксплуатации форсунки устанавливают в свои цилиндры и соединяют с теми же секциями насоса, с которыми они проверялись на стенде.
Перед установкой насоса на стенд проверяют осевой свободный ход кулачкового вала. Если свободный ход больше 0,1 мм, его регулируют прокладками в пределах 0,01-0,07 мм.
При испытаниях на стенде проверяют момент начала подачи топлива секциями ТНВД, цикловую подачу и равномерность подачи топлива.
Момент начала подачи топлива проверяют и регулируют без автоматической муфты опережения впрыскивания по моменту начала движения топлива в моментоскопе.
Момент начала подачи топлива секциями насоса определяют углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его против хода часовой стрелки, если смотреть со стороны привода. Первая секция отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 37-38° до оси симметрии профиля кулачка.
Ось симметрии профиля кулачка определяют методом вилки: сначала фиксируют на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при вращении кулачкового вала по ходу часовой стрелки, а затем поворачивают вал в том же направлении на 90° и снова фиксируют по лимбу момент начала движения топлива в моментоскопе при вращении вала против хода часовой стрелки.
Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка. Секции ТНВД ЯМЗ-240 БМ2 должны начинать подачу топлива относительно первой секции в порядке, указанном в паспорте.
Неточность интервала между моментом начала подачи топлива любой секцией насоса относительно первой не должна превышать 20".
Момент начала подачи топлива регулируют болтом толкателя. При вывертывании болта топливо подается раньше, при ввертывании — позже. После регулировки затягивают контргайки на регулировочных болтах секций.
Цикловую подачу топлива и равномерность подачи проверяют и регулируют на дизеле ЯМЗ-240 в такой последовательности:
- Проверяют давление топлива на входе в насос, которое должно быть в пределах 0,05-0,1 МПа при частоте вращения 920-940 мин-1 кулачкового вала.
- Регулируют давление поворотом седла перепускного клапана насоса, после чего седло клапана чеканят.
- Проверяют герметичность нагнетательных клапанов. При выключенной подаче нагнетательные клапаны в течение 2 мин не должны пропускать топливо под давлением 0,17-0,2 МПа. В случае подтекания топлива нагнетательный клапан заменяют.
- Проверяют частоту вращения кулачкового вала ТНВД, соответствующую моменту начала перемещения рейки. При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения регулятор должен начинать перемещать рейку при частоте вращения 965-995 мин-1. Регулируют частоту вращения болтом.
- Проверяют частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую моменту конца перемещения рейки (полному выключению подачи). При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения регулятор должен закончить перемещать рейку при частоте вращения 1040-1090 мин-1.
- Чтобы отрегулировать частоту вращения кулачкового вала, соответствующую моменту конца перемещения рейки, следует ввинтить (или вывинтить) винт двуплечего рычага регулятора и установить болтом ограничения максимальной частоты вращения момент начала перемещения рейки при частоте вращения 970-990 мин-1 кулачкового вала насоса.
- При ввинчивании винта двуплечего рычага частота вращения уменьшается, при вывинчивании — увеличивается.
- Проверяют подачу секций насоса ЯМЗ-240Б при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения и частоте вращения 920-940 мин-1 кулачкового вала. Она должна быть в пределах 91-95 мм3 за цикл. Неравномерность подачи секций не должна превышать 8%.
- Чтобы отрегулировать цикловую подачу, необходимо винтом кулисы регулятора установить запас хода рейки 0,5-1 мм по направлению выключения подачи
при упоре рычага управления регулятором в болт и частоте вращения 450-500 мин-1 кулачкового вала.
- Затем следует сместить поворотную втулку относительно зубчатого венца соответствующей секции. При повороте втулки влево относительно венца подача уменьшается, а при повороте ее вправо — увеличивается.
- После регулирования проверяют надежность затяжки винтов крепления. При упоре рычага управления в болт и частоте вращения 920-940 мин-1 ввинчивают корпус корректора, увеличивая подачу секции до 92-94 мм3 за цикл, и затягивают гайку.
- При упоре рычага управления в болт 11 и частоте вращения 740-760 мин-1 кулачкового вала проверяют и при необходимости регулируют гайкой корректора подачу топлива, которая должна быть на 6-8 мм3 за цикл больше подачи топлива при частоте вращения 920-940 мин-1. При навертывании гайки подача уменьшается, при вывертывании — увеличивается.
- Поворот гайки до совпадения шлица с отверстием под шплинт соответствует изменению подачи на 1,5-2 мм3 за цикл, конец регулирования — слабому зажатию шайбы между гайкой и корпусом корректора. После регулирования гайку контрят шплинтом.
- Проверяют выключение подачи топлива скобой регулятора. При повороте скобы на 45° в нижнее положение подача топлива всеми секциями должна полностью прекратиться.
avtodisel.ru
Двигатели БелАЗа ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Автомобили БелАЗ
Двигатели БелАЗа ЯМЗ-240, ЯМЗ-240НБыстроходные четырехтактные двигатели ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н (рис. 48) имеют V-образное расположение цилиндров под углом 75°. По внешнему виду двигатель ЯМЗ-240Н отличается от двигателя ЯМЗ-240 только наличием турбокомпрессоров.
Двигатели ЯМЗ в отличие от двигателя Д12А-375Б не имеют прицепных шатунов. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено рядом по два шатуна для левого и правого цилиндров.
Рис. 48. Двигатель ЯМЗ-240Н:1 — водяной насос; 2 — генератор; 3 — маслозакачи-вающий насос; 4 — водосборные трубопроводы; 5 — крышки головок цилиндров; 6 — впускной трубопровод; 7 — турбокомпрессоры; 8 — выпускные трубопроводы; 9 — масляный фильтр; 10 — маслоизмерительный -стержень; 11 — топливный фильтр тонкой очистки; 12 — топливный фильтр грубой очистки; 13 — топливоподкачивающие насосы
Порядок работы цилиндров: 1—12—5—8—3—10—6 — 7 — 2—11 — 4—9 (рис. 49).
На двигателях ЯМЗ коленчатый вал устанавливается на роликовых подшипниках качения, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренними обоймами являются опорные шейки коленчатого вала.
Двигатели имеют верхнеклапанный механизм газораспределения с одним распределительным валом на оба ряда цилиндров. Каждый цилиндр имеет один впускной и один выпускной клапаны. На каждый ряд цилиндров установлены по две головки, т. е. одна головка на три цилиндра.
После-первых 100 ч работы двигателя необходимо подтянуть все внешние резьбовые соединения двигателя, а также гайки крепления головок цилиндров двигателя, проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме двигателя. В дальнейшем подтяжку внешних резьбовых соединений производить через 100 ч работы двигателя; подтяжку гаек крепления головок цилиндров и проверку зазоров в клапанном механизме—через 500 ч.
Периодически, через 2000 ч работы двигателя, сняв с двигателя головки цилиндров и клапаны, очистить их от нагара, если необходимо — притереть клапаны к седлам.
Система питания двигателей топливом
На автомобиле БелАЗ-540А в систему питания (рис. 50) входят два топливных бака, кран отключения баков, фильтр предварительной очистки топлива, два топливоподкачивающих насоса, фильтр окончательной очистки топлива, топливопроводы и топ-ливоподкач‘ивающая аппаратура, смонтированная на двигателе.
На автомобиле БелАЗ-548А в систему питания дополнительно еще входят топливный бак и ручной топливоподкачивающий насос.
В случае установки на обоих автомобилях пускового подогревателя типа ПЖД-600 его подключают к системе питания двигателя. Расположение топливных баков на автомобиле БелАЗ-540А такое же, как на автомобиле БелАЗ-540.
На автомобиле БелАЗ-548А дополнительный топливный бак устанавливают с правой стороны внизу под основным топливным баком, с которым он соединен шлангом для перетекания топлива. Кроме того, дополнительный бак соединен топливопроводом с левым топливным баком для выравнивания давления при изменении уровня топлива. Забор топлива на автомобиле БелАЗ-548А осуществляется из дополнительного бака.
Рис. 49. Схема расположения цилиндров двигателя:1 — правый блок цилиндров; II— левый блок цилиндров; III — маховик
На автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и 531Г система питания двигателя топливом выполнена по схеме, аналогичной системе питания на автомобиле БелАЗ-548А; но вместо трех топливных баков имеется один.
Рис. 50. Система питания двигателя топливом на автомобиле Бё л A3-540А:1 — топливные баки; 2 — заправочная горловина; 3 — кран отключения топливных баков; 4 — пусковой подогреватель двигателя; 5 — фильтр предварительной очистки топлива; 6 — топливоподкачивагощие насосы; 7 — фильтр окончательной’ очистки топлива; 8 — пробки выпуска воздуха из системы; 9 — топливный насос высокого давления; Ю — форсунки; 11 — топливопроводы слива топлива из форсунок; 12 — топливопровод объединенной системы выпуска воздуха при работе двигателя; 13 — датчик указателя уровня топлива; 14 — сливная пробка на поперечине рамы; 15 — емкость в поперечине рамы автомобиля для сбора топлива
Излишки топлива от форсунок на автомобиле БелАЗ-548А и на автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г по топливопроводу сливаются в топливный бак. На автомобиле БелАЗ-540А излишки топлива от форсунок отводятся по специальному топливопроводу в пустотелую поперечину рамы, которая используется в качестве емкости и снизу имеет сливную пробку. Накапливающееся в поперечине топливо следует сливать и после фильтрации можно использовать для питания двигателя.
Ручной топливоподкачивающий насос (рис. 51), устанавливаемый на автомобиле БелАЗ-458А и автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЭ-531Г, предназначен для прокачки топливной системы, когда уровень топлива в баке ниже топливоподающей аппаратуры двигателя и топливо из бака не может самотеком поступать в систему питания двигателя.
Насос — диафрагменного типа, имеет всасывающий и нагнетательный клапаны, последовательное открытие которых при перемещении диафрагмы обеспечивает подачу топлива из бака в систему.
Для предохранения насоса от повреждения в случае повышения давления в нагнетательной магистрали установлен редукционный клапан, который прекращает подачу топлива в нагнетательную магистраль, если давление в ней повысится до 1,4 кГ/см2.
При использовании насоса темп качания не должен превышать 60 качков в минуту, при этом к рукоятке насоса нельзя прикладывать значительных усилий.
Привод управления подачей топлива. Правильно отрегулированный привод (рис. 52) должен обеспечивать полное перемещение рычага подачи топлива на регуляторе между винтом холостых оборотов и винтом максимальных оборотов при одновременном правильном положении педали.
Расстояние от оси педали до пола кабины (без коврика) в положении ее, соответствующем минимальным оборотам холостого хода, должно быть 109 мм.
При регулировке, установив педаль в таком положении, необходимо соединить ее тягами с рычагом на регуляторе, который должен быть прижат к винту минимальных оборотов холостого хода. Затем проверить нажатием на педаль полное перемещение рычага регулятора к винту максимальных оборотов. При необходимости отрегулировать привод, изменяя длину тяг.
Рис. 51. Ручной топливоподкачивающий насос:1 — корпус; 2 — редукционный клапан; 3 — нагнетательный клапан; 4 — крышка; 5 — диафрагма; 6 — всасывающий клапан
Рис. 52. Привод управления подачей топлива: а — вид с левой стороны автомобиля; б — вид спереди автомобиля;1 — рукоятка ручного управления; 2, 7 и 10 — тяги; 3, 6 и 9 — рычаги; 4 — педаль; 5 — вал педали; 8 —- вал; 11 — рычаг подачи топлива на регуляторе; 12 — скоба выключения подачи топлива на регуляторе; 13 — трос останова двигателя; 14 — рукоятка останова двигателя
Система питания двигателей воздухом
В системе питания двигателей воздухом применяются воздушные фильтры контактно-масляного типа. Исключение составляют автомобили-тягачи БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г, на которых устанавливается воздушный фильтр ВТИ-4.
На автомобиле БелАЗ-540А устанавливаются два воздушных фильтра, на автомобиле БелАЗ-548А — три фильтра. В системе фильтры работают параллельно.
Воздушные фильтры установлены на правом крыле автомобиля под капотом (рис. 53). Воздух забирается снаружи через специальные окна в капоте, закрытые защитными колпаками. Плотное соединение воздухозаборного отверстия фильтра с капотом обеспечивается резиновой муфтой, поджимаемой пружиной. Фильтр на воздухопроводе крепится стержнем.
Система смазки двигателей
Система смазки двигателей — комбинированная, с заправкой масла в поддон картера двигателя.
На рис. 54 показана система смазки двигателя ЯМЗ-240. По такой же схеме выполнена система смазки двигателя ЯМЗ-240Н, у которого дополнительно подключены турбокомпрессоры. Датчик указателя давления масла в подшипниках подключен к правому турбокомпрессору.
Давление масла в системе смазки двигателя контролируют по указателю давления, датчик которого установлен впереди на правой боковой поверхности картера.
Рядом с датчиком давления масла установлен датчик контрольной лампы аварийного давления масла, который включает лампу в случае падения давления масла в системе ниже 1,7 кГ/см2.
Температуру масла контролируют по указателю, датчик 8 которого расположен на передней стенке поддона картера двигателя.
К масляной магистрали двигателя параллельно подключена система смазки компрессора.
Рис. 53. Установка на автомобиле воздушного фильтра:1 — защитный колпак; 2 — капот автомобиля; 3 — резиновая муфта; 4 — крышка фильтра; 5 — фильтрующий элемент; в — масляная ванна фильтра; 7 — стержень крепления фильтра
Рис. 54. Система смазки двигателя ЯМЗ-240:1 — масляный радиатор; 2 — дополнительная пробка слива масла из системы; 3 — кран отключения масляного радиатора; 4 — маслонзмерительный стержень; 5 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла в системе смазки; 6 — масляный фильтр; 7 — датчик указателя давления масла в системе; 8 — датчик указателя температуры масла; 9 — пробка слива масла из поддона картера двигателя; 10 — маслозакачиваю-щий насос; 11 — перепускной клапан насоса; 12 — обратный клапан; 13 — компрессор
При применении для двигателя ЯМЗ-240 масла М10В по ТУ 38-1-210—68 и для двигателя ЯМЗ-240Н масла М10Г по ТУ 38-1-211—68 замену масла и фильтрующих элементов масляного фильтра производят через 200 ч работы двигателя.
При изменении сезона эксплуатации во время замены масла в двигателе снимают и промывают поддон картера двигателя и сетки заборников масляного насоса, удаляют смолистые отложения со стенок картера двигателя.
Для полного слива масла из системы во время замены открывают пробку на штуцере крана отключения масляного радиатора и сливают масло из радиатора и маслопроводов при обоих крайних положениях а и б рукоятки крана.
Система охлаждения двигателей
Система охлаждения двигателей — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. Циркулирующей в системе жидкостью охлаждаются гильзы цилиндров и головкй цилиндров двигателя, а также блок и головка цилиндров компрессора.
В систему охлаждения двигателя (рис. 55) параллельно водяному радиатору включен радиатор отопителя кабины, который забирает часть тепла для обогрева кабины. Радиатор отопителя включают краном. В зависимости от степени нагрева жидкости движение ее в системе осуществляется или по малому кругу циркуляции (радиатор отключен), или по большому кругу циркуляции (через радиатор).
Рис. 55. Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240:1 — водяной радиатор; 2 — пароотводные трубки; 3 — расширительный бачок; 4 — пробка заправочной горловины; 5 — радиатор отопителя кабины; б — компрессор; 7 — кран отключения радиатора отопителя кабины; 8 — термостаты; 9 — указатель температуры жидкости; 10 — рубашка охлаждения двигателя; 11 — водяной насос; 12 — сливные краны; 13 — пусковой подогреватель двигателя
Направление потока жидкости регулируют термостатами, установленными в водосборных трубах двигателя.
Система пароотводных трубок соединяет верхний бачок радиатора и водяные трубы с верхней частью расширительного бачка, в который удаляются пары воды и воздух, попавший в систему.
Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют по указателю 9 температуры, датчик которого установлен на водосборной трубе левого блока цилиндров.
Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.
Привод вентиляторов на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531 и БелАЭ-531Г имеет такую же конструкцию, как на автомобиле БелАЗ-540.
Сливной кран для удаления жидкости из системы охлаждения расположен в нижней части корпуса водяного насоса.
На двигателях, оборудованных пусковым подогревателем, имеется еще дополнительный сливной кран на котле подогревателя.
Система предпускового подогрева двигателей
Для облегчения пуска двигателей при-низких температурах на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531, БелАЭ-531 Г устанавливаются пусковые подогреватели типа ПЖД-600 (рис. 56).
При установке пускового подогревателя двигатели ЯМЗ снабжаются дополнительным поддоном 3, который обеспечивает направленное движение выпускных газов подогревателя на поддон картера двигателя для разогрева в нем масла. Циркуляция жидкости при работе пускового подогревателя показана на рис. 55. Устройство, правила эксплуатации и неисправности подогревателя ПЖД-600 описаны в разделе «Система предпускового подогрева двигателя Д12А-375Б».
Рис. 56. Установка пускового подогревателя двигателя на автомобиле БелАЗ-540А:1 — рама автомобиля; 2 — поддон картера двигателя; 3 — дополнительный поддон; 4 — Руоопровод подвода горячих газов подогревателя к двигателю; 5 — пусковой подогреватель сооре; 6 — трубопровод подвода жидкости к подогревателю; 7 — трубопровод отвода нагретой жидкости к двигателю
Читать далее: Гидромеханическая передача автомобиля БелАЗ
Категория: - Автомобили БелАЗ
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Регулировка зазоров клапанного механизма двигателя ЯМЗ-240Б
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Двигатель ЯМЗ-240Б
Регулировка зазоров клапанного механизма двигателя ЯМЗ-240БТепловые зазоры между носками коромысел и торцами клапанов газораспределения обеспечивают герметичность посадки клапанов на седла и компенсируют тепловое расширение деталей механизма при работе двигателя. Величину теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливайте одинаковой в пределах 0,25—0,30 мм. При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей распределительного механизма. При очень малых зазорах в результате нагрева или износа рабочих фасок клапана и седла головки не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности. Клапаны перегреваются, и фаски могут прогореть.
Тепловые зазоры регулируйте на холодном двигателе или не ранее, чем через 15 минут после его остановки в следующем порядке:
1. Выключите подачу топлива скобой регулятора.2. Отверните барашки крепления крышек головок цилиндров и снимите крышки.3. Подтяните тарированным ключом гайки крепления головок цилиндров в последовательности, показанной на рис. 2.
Рис. 1. Подтяжка гаек крепления головок цилиндров
Рис. 2. Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров
Рис. 3. Вид на метки для регулировки клапанов:1 — картер маховика; 2 — крышка люка; 3 — прокладка; 4 — указатель; 5 — шестерня привода топливного насоса; а — цифры, обозначающие номера цилиндров; б — риска
Рис. 4. Вид на метки гасителя крутильных колебаний:а — при регулировке опережения впрыска топлива; б — при регулировке зазоров клапанного механизма; 1 — передняя крышка блока; 2 — крышка смотрового люка; 3 — гаситель крутильных колебаний; 4 — указатель
4. Снимите крышку смотрового люка, находящуюся на картере маховика или крышку на передней крышке блока цилиндров с правой стороны. Через смотровой люк видны риски, нанесенные на шестерне привода топливного насоса высокого давления и корпусе гасителя крутильных колебаний.
Совмещение определенной риски с указателем определяет положение, при котором можно регулировать зазоры в клапанном механизме на нужном цилиндре.
5. Отрегулируйте зазоры между коромыслами и торцами клапанов тех цилиндров, номера которых указаны около совмещенной с указателем метки. Для этого щупом проверьте зазоры между торцами клапанов и носками коромысел указанных цилиндров и, если необходимо, отрегулируйте их в пределах 0,25—0,30 мм.
Для регулировки зазоров отверните контргайку регулировочного винта, вставьте в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установите требуемый зазор. Придерживая винт отверткой, затяните контргайку и проверьте величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм — с усилием.
Рис. 5. Отвертывание контргаики регулировочного винта
Рис. 6. Регулировка зазора клапанного механизма.
6. Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра проверните коленчатый вал в направлении рабочего движения до совмещения меток следующего цилиндра с указателем.
Вращайте коленчатый вал с помощью механизма I проворота, установленного на картере маховика с правой стороны, или ломиком за маховик через нижний люк картера маховика. Вращение коленчатого вала механизмом проворота производите специальным ключом за хвостовик шестерни механизма проворота, предварительно введя шестерню в зацепление с венцом маховика нажимом на хвостовик (в положение «б»). Усилие для проворота прилагайте при движении рукоятки ключа вниз. Если проворот происходит при обратном движении рукоятки ключа, ключ переверните другой стороной.
Рис. 7. Проворачивание коленчатого вала механизмом проворота.
Рис. 8. Проворачивание коленчатого вала ломиком за отверстия в маховике
Вращение вала ломиком за маховик производите слева направо (по направлению вращения коленчатого вала).
В указанной последовательности регулируйте тепловые зазоры всех цилиндров.
7. После окончания регулировки пустите двигатель и прослушайте его работу. При больших зазорах клапаны будут стучать.8. Убедившись в правильной регулировке клапанного механизма, закройте смотровой люк и поставьте крышки головок цилиндров, после чего убедитесь в отсутствии подтекания масла из-под прокладок на работающем двигателе.
Рис. 9. Механизм проворота коленчатого вала:1 — зубчатый венец маховика; 2— шестерня; 3 — хвостовик; 4 — ключ-трещотка; а — направление приложения усилия при проворачивании коленчатого вала; б — положение шестерни при проворачивании коленчатого вала; в — положение шестерни в свободном состоянии
Читать далее: Регулировка угла опережения впрыска топлива двигателя ЯМЗ-240Б
Категория: - Двигатель ЯМЗ-240Б
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Регулировка клапанов ЯМЗ-240
_______________________________________________________________
Регулировка клапанов ЯМЗ-240
В процессе эксплуатации изменяются тепловые зазоры между коромыслами и наконечниками стержней клапанов вследствие износа деталей газораспределительного механизма.
При очень малых зазорах нарушается герметичность камеры сгорания, уменьшаются компрессия и мощность дизеля. Клапаны перегреваются, и фаски их могут прогореть.
При значительных зазорах уменьшается высота подъема клапанов (менее 13,5 мм), вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров.
Для восстановления плотности посадки клапанов на седла следует периодически проверять и при необходимости притирать клапаны, регулировать тепловые зазоры.
Тепловые зазоры в газораспределительном механизме проверяют и регулируют через одно ТО-2 (через 480 м/ч). При необходимости, но не реже чем через 2000 м/ч выполняют притирку клапанов.
Зазоры клапанов регулируют на холодном дизеле ЯМЗ-240 или по истечении 15 мин после его остановки.
Это выполняют в такой последовательности:
- Выключают подачу топлива скобой регулятора частоты вращения.
- Отворачивают барашковые гайки и снимают крышки головок цилиндров.
- Тарированным ключом подтягивают гайки крепления головок цилиндров и проверяют момент затяжки болтов крепления осей коромысел.
- Снимают крышку лючка с передней крышки корпуса.
- Цифры, нанесенные на корпусе гасителя крутильных колебаний около рисок, указывают номера цилиндров, на которых можно регулировать зазоры в клапанном механизме при данном положении коленчатого вала.
- В этом случае оба клапана цилиндра ЯМЗ-240 должны быть закрыты.
- Зазор рекомендуется регулировать одновременно (при одном положении коленчатого вала) в трех цилиндрах в последовательности: 1—5—12; 3—8—10; 2—6—7 и 4—9—11.
- Ослабляют контргайку регулировочного винта, вставляют в зазор между торцом клапана и бойком коромысла щуп и, вращая винт отверткой, устанавливают зазор 0,25-0,3 мм.
- Придерживая винт отверткой, затягивают контргайку и еще раз проверяют щупом зазор. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить в зазор при легком нажиме, а щуп толщиной 0,3 мм с усилием.
Чтобы отрегулировать зазоры в следующих трех цилиндрах, проворачивают коленчатый вал в направлении рабочего движения до совмещения меток следующих цилиндров с указателем.
При этом используют механизм проворота, установленный на картере маховика с правой стороны, или ломик, вставленный в одно из радиальных отверстий маховика через нижний люк его картера.
После регулирования пускают дизель и прослушивают его работу. При появлении стука клапанов вновь проверяют и регулируют зазоры.
Устанавливают крышки люка и головок цилиндров, пускают дизель и проверяют, есть ли подтекание масла из-под прокладок.
Ниже приведены различия приспособлений для демонтажа клапанов дизелей типа ЯМЗ.
Для снятия клапана ЯМЗ-240 крючок приспособления вводят в отверстие переходника или упорный винт ввинчивают в отверстие головки цилиндров.
Нажимную тарелку 3 устанавливают на тарелку пружины клапана, с помощью рукоятки 4 рычага приспособления отжимают пружины клапана, вынимают сухари и снимают приспособление.
На седла и тарелки клапанов наносят метки, чтобы при сборке установить их на свои места. Снимают пружины, поднимают головку цилиндров и вынимают клапаны.
Клапаны и седла очищают от нагара, промывают в керосине и дефектуют. Клапаны с покоробленными тарелками (или стержнями) и нагарами на фасках, а также седла с нагарами восстанавливают шлифовкой или заменяют новыми.
Не рекомендуется устанавливать на дизель выпускные клапаны с индексом КБ, имеющие недостаточную прочность наплавки рабочей фаски.
Герметичность пар клапан - седло восстанавливают притиркой при незначительных износах их и мелких раковинах на фасках.
Приготавливают притирочную пасту, тщательно перемешивая до сметанообразного состояния микропорошок зеленого карбида кремния 63С-М28, моторное масло и дизельное топливо в соотношении 1,5:1:0,5 (по объему).
Перед применением смесь следует тщательно перемешать, так как микропорошок осаждается.
Для притирки на фаску клапана наносят тонкий равномерный слой указанной выше пасты, стержень клапана смазывают моторным маслом и клапан устанавливают на место.
Притирочную пасту можно наносить в выточки на головке цилиндров (в них запрессованы седла) не менее чем на 90 градусов по их окружности. Наличие пасты на торцах тарелок клапанов не допускается.
Устанавливают на клапан дрель с присосом или специальное приспособление и производят притирку пары клапан — седло следующим образом: нажимая на клапан с усилием 20-30 Н, поворачивают его на 1/3 оборота, а затем в обратном направлении на 1/4 оборота.
После пяти двойных ходов клапан ЯМЗ-240 приподнимают для лучшего доступа притирочной пасты.
Притирку продолжают до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. При правильной притирке матовый поясок на седле должен начинаться у основания большого конуса седла.
Не допускаются разрывы матового пояска и наличие на нем рисок. Во избежание получения кольцевых рисок нельзя производить притирку круговыми движениями.
После окончания притирки клапаны и седла промывают керосином и вытирают насухо. Устанавливают клапаны и пружины.
Проверяют герметичность пар седло — клапан, заливая керосин или дизельное топливо поочередно во впускные и выпускные окна.
Качество притирки считается хорошим, если залитая жидкость не просочится в течение одной минуты через клапан при его повороте на любой угол.
Качество притирки можно проверить с помощью мягкого графитового карандаша.
Для этого наносят через равные промежутки 10-15 черточек поперек фаски клапана, осторожно вставляют клапан в седло и, сильно нажимая, поворачивают его на 1/4 оборота. Все черточки на хорошо притертом клапане будут стерты.
avtodisel.ru
Двигатель ЯМЗ 240.
ЯМЗ 240 - универсальный мощный двигатель, достойный особого внимания. Начал выпускаться Ярославским моторным заводом в начале 70-х годов 20-го века. Мощность первых двигателей ЯМЗ240 не превышала 360 л.с, что было совсем не плохим показателем для того времени. К слову, если верить педивикии, мощность разных модификаций ЯМЗ240 колеблется от 360 л.с до 800л.с. Вообще по сути это спаренный ЯМЗ236, подогнанный под машины, нуждающиеся в двигателях большой мощности.
Прелести этого двигателя заключаются в довольно высокой надежности и большом табуне, скрытом в этом моторе. Большую мощность ЯМЗ 240 обеспечивают 12 цилиндров, диаметром 13см каждый и ход поршня 14см. Остальные пузомерки думаю будет писать излишне.Так как мой опыт общения с этими моторами заключается в ремонте тех, что стоят на К-701, от этого и буду писать дальше. Итак, начну с плюсов ЯМЗ-240:
- мощность - обеспечивается 12-ю цилиндрами, так как мотор четырехтактный, цилиндры срабатывают по трое. За счет большого запаса мощности, снижается общая нагрузка на детали двигателя.
- долгий срок службы - ЯМЗ240 бывало ходили по 5-7 лет на К-701, этот показатель зависит во многом от водителя, если тот обеспечивает двигателю должный уход, то и мотор отплатит ему долгим сроком службы. Уход этот заключается в совсем простых операциях: своевременная замена масла и масляных фильтров; контроль за тем, чтобы солярка не пошла в масло; своевременная замена или очистка воздушных фильтров, чтобы снизить износ ЦПГ.
- коренные подшипники коленвала - роликовые! не требуют замены при ремонте двигателя, они практически вечные.
- привод вентилятора охлаждения - гидромуфта, несомненно очень объективно было с точки зрения конструкторов установить именно гидромуфту, которая приводится в движение через шлицевой вал, находящийся в зацеплении с коленвалом. С годами шлецы на валу стачиваются, и он требует замены, но происходит это после 20-25 лет эксплуатации. С точки зрения надежности, такой механизм подходит как нельзя лучше.
- трещины ГБЦ - скорее исключение чем редкость. Думаю многие знают о болячке головок 236х и 238х - трещины от отверстия форсунки до клапанного гнезда. ЯМЗ240 такой болезнью не страдает.
К недостаткам думаю стоит отнести следующее:
- сложность ремонта - чего только стоит снять задний флянец коленвала, к которому прикручивается маховик, для меня и моего съёмника каждая удачная такая операция настоящий подвиг. Но одно дело снять, другое дело его до конца посадить обратно, чтобы прижать масло-отражательную шайбу и не поджарить сальник. Также особые навыки требуются чтобы вытащить коленвал из ЯМЗ240, а затем его почистить.
- система смазки - весьма замудреная система смазки ЯМЗ240 довольно часто становится причиной по которой двигатель клинит или стучит. Происходит это потому, что подача смазки на коленвал происходит через отверстие в носу коленвала, и подается через весь коленвал на самую последнюю шейку. Так вот, если по каким то причинам упадет давление масла в системе, то на шестой шейке коленвала начнется масляное голодание и возникнет риск появления стука или клина коленвала.
- количество запчастей, необходимых для кап ремонта двигателя, а точнее их стоимость, чего только будет стоить поршневая...
- возможен внезапный выход из строя по причине некачественного ремонта или некачественных запчастей, разнос двигателя или кулак дружбы. Все это может привести к большим расходам на ремонт двигателя вплоть до замены блока или коленвала, или и того и другого сразу, а стоят они очень не дешево.
- бытует миф о большом расходе топлива у ЯМЗ240 по сравнению с тем же ЯМЗ238, но здесь стоит отметить что К701 на пахоте прет увереннее и быстрее чем К700. Так что думаю расход топлива будет оправдан за счет сэкономленного времени, но всегда найдутся люди которые будут доказывать обратное, это же чисто моя точка зрения.
Вообще двигатель ЯМЗ240 достоин уважения, ибо может довольно долго продержаться под управлением какого нибудь безжалостного жопника. Сколько было всяких случаев, и без масла на них ездили и без воды, и с провернутыми вкладышами и с оторванными шатунами и дыркой блоке, в общем убивали как могли, как мне было жалко их всегда...К слову сейчас наблюдаю такую тенденцию у себя в районе, старые двигатели ЯМЗ238 стали менять на расконсервированные с хранения в воинских частях ЯМЗ240, которые в вооруженных силах признаны устаревшими и дяди генералы продают новые, прошедшие только заводскую обкатку двигатели беззаботным фермерам или ушлым перекупщикам. Фермеры в свою очередь обращаются ко мне, с п
yamotorist.ru