Правила для пешеходов на дороге


Правила дорожного движения для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Пешеход должен двигаться по тротуару

Добрый день, уважаемый читатель! Сегодня я начинаю новую серию статей, которая посвящена правилам дорожного движения для пешеходов.

Начну с того, что все мы в той или иной мере пешеходы. И даже те, кто привыкли постоянно ездить на автомобилях, все же иногда покидают свои уютные транспортные средства и становятся пешеходами. Следовательно, правила для пешеходов необходимо знать всем.

В первой статье из серии "Правила пешехода на дороге" поговорим о том, кто такие пешеходы и где они должны двигаться по дорогам, рассмотрим понятия тротуар, обочина, пешеходная дорожка, велопешеходная дорожка, пешеходная зона.

Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?

Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто такой пешеход. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Тут прежде всего стоит отметить, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роле водителей. Если Вы сели на велосипед, то Вы водитель, если слезли с велосипеда - пешеход. Соответственно, можно следовать правилам либо для водителей, либо для пешеходов для выполнения разных маневров.

Обратите внимание, что лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах являются пешеходами.

Также отмечу, что дорожные рабочие пешеходами не являются и правила для пешеходов им выполнять не обязательно. При этом если рабочий никакой работы не выполняет, то он автоматически становится пешеходом.

Движение пешеходов по дороге

Теперь обсудим правила, связанные с движением пешеходов по дороге (правила дорожного движения пункт 4.1):

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

Самое время рассказать о том, что такое тротуар, пешеходная дорожка, велопешеходная дорожка и обочины.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

"Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Отмечу, что на дороге не может быть одновременно тротуара и обочины. Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает к дороге на одном уровне с ней. Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой. Если рядом с дорогой углубление или возвышение, то это уже не обочина.

Что такое тротуар и обочина, разобрались. Перейдем к пешеходной дорожке и велопешеходной дорожке.

Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5.1:

Знак 4.5.1 Пешеходная дорожка

Велопешеходная дорожка обозначается знаками 4.5.2 - 4.5.5:

Знак 4.5.2Знак 4.5.4Знак 4.5.5

Так вот, правила предписывают пешеходам в первую очередь двигаться либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке, либо по велопешеходной дорожке. А что же выбрать, если есть одновременно и пешеходная дорожка, и велопешеходная дорожка, и тротуар. В этом случае Вы можете выбрать дорогу по собственному усмотрению. Отмечу лишь, что на практике такого обилия альтернативных пешеходных маршрутов я не встречал.

И только при отсутствии и пешеходной дорожки, и велопешеходной дорожки, и тротуара ПДД разрешают двигаться по обочине.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

Т.е. в исключительных случаях пешеходы могут двигаться в том числе и по краю проезжей части. Однако на практике двигаться пешком по проезжей части я рекомендую как можно реже. В целях Вашей безопасности.

Пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке, но только в случае отсутствия тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и велопешеходных дорожек.

Еще одна особенность движения пешеходов по проезжей части. Запрещается двигаться в середине дороги около разделительной полосы.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Обратите внимание, что пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе. Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно воспользоваться специальным желтым жилетом, который обычно используется дорожными рабочими. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 - 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь светоотражатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено, я советую прислушаться к этим рекомендациям. Светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

Штрафы для пешеходов

Рассмотрим штрафы, которые предусматривает кодекс об административных правонарушениях для пешеходов за нарушение ПДД:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

По сравнению со штрафами для водителей размер административного наказания для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому придерживайтесь приведенных выше советов.

В следующей статье серии "Правила пешехода на дороге" речь пойдет об организованной пешей колонне.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

ПДД для пешеходов. Как правильно переходить дорогу?

Как правильно переходить дорогу

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрены правила дорожного движения для пешеходов, регламентирующие вопросы пересечения проезжей части. Вы узнаете, как правильно переходить дорогу и на что нужно обратить внимание.

В предшествующей статье "Подземный и надземный пешеходный переход" речь шла о выборе правильного места для пересечения проезжей части. Но выбор места - это только половина дела. Другая половина - правильное поведение пешеода при переходе дороги.

Замечу, что именно правильное поведение на переходе - залог безопасности пешехода. Приступим.

Для начала предлагаю Вам ознакомиться с предшествующими статьям серии "Правила пешехода на дороге":

  • ПДД. Правила пешехода на дороге. Часть 1. Где можно двигаться по дороге?
  • ПДД. Правила пешехода на дороге. Часть 2. Организованная пешая колонна.

ПДД для пешеходов на регулируемом перекрестке или регулируемом переходе

Пункт 4.4 ПДД:

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

В первую очередь нужно разобраться с тем, что такое регулируемый перекресток (или переход). Это такой перекресток (или переход) на котором движение регулирует регулировщик или есть светофор. Обратите внимание, если на светофоре постоянно мигает желтый сигнал - то такой перекресток является нерегулируемым.

Регулировщик автоматически превращает любой перекресток в регулируемый. Если на перекрестке есть регулировщик, то нужно руководствоваться его действиями, а не сигналами светофора!

Существуют специальные жесты регулировщика:

  • правая рука поднята над головой (в этом случае движение пешеходов запрещено);
  • правая рука вытянута вперед (движение пешеходов разрешается со стороны спины регулировщика);
  • руки вытянуты в разные стороны в виде буквы Т (движение пешеходов разрешается со стороны груди и со стороны спины регулировщика).

Поскольку многие пешеходы не знают ПДД, регулировщики на практике могут использовать другие жесты. Например, пешеходам они разрешают движение, просто махнув рукой в нужном направлении.

Светофор на перекрестке делает перекресток регулируемым только в том случае, если он работает в режиме красный - желтый - зеленый.

Специальный пешеходный светофор (состоит из двух секций - с красным и зеленым человечками) разрешает движение пешеходов, если включен зеленый сигнал светофора, и запрещает - если красный. Переход на красный свет является нарушением правил дорожного движения, за которое на пешехода может быть наложен административный штраф.

Если на перекрестке (переходе) есть автомобильный светофор, но нет пешеходного, то нужно руководствоваться сигналами автомобильного светофора. Но вот каким образом руководствоваться, в правилах не указано. Поэтому все остается на усмотрение пешехода. Можно переходить, когда в нужном направлении горит зеленый сигнал, а можно, когда для всех автомобилей красный. В общем, ситуация спорная, поэтому будьте осторожны.

В отличие от регулируемого пешеходного перехода, противоречия не возникает на нерегулируемом.

Нерегулируемый пешеходный переход

Пункт 4.5 правил дорожного движения:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

На нерегулируемых переходах ПДД для пешеходов строгие, но справедливые - нужно самому позаботиться о безопасности своего движения. Обратите внимание, что не следует бросаться прямо под колеса приближающихся транспортных средств, как делают многие пешеходы.

При переходе дороги вне перехода позаботиться о безопасности нужно еще сильнее. При этом нельзя выходить на проезжую часть из-за припаркованных автомобилей. Также нельзя создавать помехи для движения транспортных средств, т.е. вне пешеходного перехода следует переходить дорогу на значительном расстоянии от приближающихся транспортных средств.

При ДТП с пешеходом вне пешеходного перехода в большинстве случаев виновником становится именно пешеход. Т.е. кроме того, что пешеход может пострадать физически, он еще и пострадает материально, т.к. виновник ДТП оплачивает ремонт пострадавшего автомобиля.

Процесс перехода проезжей части

Пункт 4.6 правил перехода через дорогу:

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

ПДД запрещают пешеходу останавливаться на проезжей части, кроме случаев, когда это связано с обеспечением безопасности движения. Т.е. теоретически любой пешеход в любой момент может остановиться на проезжей части, сославшись на обеспечение безопасности движения. Однако на практике так делать я не рекомендую, т.к. водитель может оказаться не готовым к такому "маневру" и допустить наезд.

Правила разрешают остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Но на дорогах с оживленным движением лучше этого не делать. Заранее рассчитайте свои силы, выберите удобный момент и за одни заход преодолейте всю ширину проезжей части.

Отмечу также, что линия, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, - это некоторая воображаемая линия, которую Вам предлагается определить самостоятельно, а не дорожная разметка на асфальте.

Когда запрещается выходить на проезжую часть?

Пункт 4.7 ПДД:

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

Не следует выходить на дорогу перед автомобилями специальных служб, которые выполняют свою работу. Здесь важно отметить тот факт, что если Вы имеете преимущество, то уступать дорогу нужно только автомобилям с включенным звуковым сигналом. Если автомобиль включил "мигалки", но не включил "сирену", то уступать дорогу пешеходы ему не обязаны. Однако и под колеса бросаться не стоит. Пешеход на дороге рискует жизнью и здоровьем, поэтому лучше лишний раз пропустить автомобиль, чем оказаться в больнице.

На практике я рекомендую не бросаться под колеса не только автомобилям со спецсигналами, но и всем остальным машинам. К сожалению, это известно далеко не всем пешеходам, но шансы выжить в ДТП с автомобилем, едущим со скоростью 50-60 км/ч у пешехода невелики.

Штрафы для пешеходов на переходе

Штрафы для пешеходов приведены в статьях 12.29 и 12.30 кодекса об административных правонарушениях:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Все нарушения ПДД для пешеходов оцениваются одинаково в 500 - 1 000 рублей. Т.е. и за переход на красный свет, и за переход в неположенном месте пешеход может быть наказан относительно небольшим штрафом. Это значительно меньше, чем многие штрафы для водителей автомобилей. Кстати, если Вы хотите ознакомиться со штрафами за нарушение правил водителями, то можете скачать актуальную таблицу штрафов ГИБДД 2017 года.

В завершении этой статьи предлагаю Вам посмотреть небольшое видео о том, как сложно перейти дорогу при интенсивном движении:

В следующей статье рассмотрим правила ожидания маршрутных транспортных средств. Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Какие существуют обязанности пешехода в ПДД?

Современные правила дорожного движения обязывают к вниманию и соблюдению определенных норм не только водителей транспортных средств, но и пешеходов. Этот момент часто становится открытием для пешехода, который пересекает проезжую часть в неположенном месте и получает замечание от сотрудника дорожной полиции. На самом деле, правила дорожного движения для пешеходов носят рекомендательный характер, ведь никаких штрафов за их невыполнение не предусмотрено.

Разработаны данные правила и обязательства лишь для того, чтобы обеспечить безопасное движение пешеходов и транспортных средств. Соблюдение простых правил позволяет обезопасить передвижение по проезжей части, а знание своих прав и обязанностей является необходимым в современных чрезмерно высоких темпах жизни.

Основные обязанности пешехода в ПДД

Существует несколько базовых правил, которые соблюдаются подавляющим большинством людей. Они исходят из банальной логики и являются лишь инструментом обеспечения полной безопасности вашего движения по пешеходным переходам и прочим местам проезжей части.

Эти базовые правила устанавливают, к примеру, места возможного движения пешеходов или пеших колонн, позволенные места перехода проезжей части и прочие важные моменты. Учат данным правилам нас еще в начальной школе, но далеко не каждый придерживается следующих рекомендаций:

  • пешеходы должны передвигаться в пределах тротуаров, пешеходных дорожек и других предназначенных для этого мест;
  • переходить проезжую часть можно на перекрестках с нанесенной специальной разметкой «зеброй», регулируемых светофорами или без элементов регулировки;
  • переход проезжей части вне перекрестков разрешен в действии дорожных знаков «пешеходный переход», а также строго перпендикулярно в местах, где в пределах видимости переход отсутствует;
  • руководствоваться при переходе стоит сигналами светофора, регулировщика и собственными соображениями о безопасности передвижения;
  • нельзя переходить дорогу со сплошной линией разметки без пешеходного перехода, а также в тех местах, где есть подземные и наземные переходы.

Это базовые правила для пешеходов, которые часто нарушаются. Есть в ПДД и такое замечание, которое заставляет пешехода двигаться быстро по проезжей части и не задерживать движение, а замедляться можно только в случае возможной опасности для жизни. Так что ролики в социальных сетях, показывающих грамотных людей, которые пытаются научить водителей обращать внимание на пешеходов, являются ничем иным, как показанием своей неосведомленности.

Даже по пешеходному переходу и на позволяющий цвет светофора нужно переходить дорогу быстро, ведь иначе вы задерживаете движение поворачивающих автомобилей, мешаете переходить другим пешеходам и, в конце концов, снижаете безопасность вашего передвижения по дороге.

Правила для пешеходов, о которых знают не все

Существует определенный ряд правил дорожного движения, которые касаются пешеходов, но не являются достоянием общественного знания. Тем не менее, крайне желательно знать данные требования для обеспечения собственной безопасности. Подумайте о том, что пешеход не всегда прав - это лишь вымысел грамотных читателей ПДД, которые упускают львиную долю текста, цепляясь за вырванные из контекста формулировки.

Если возникла спорная ситуация на дороге, в которой задействован водитель определенного транспортного средства, а также пешеход, суд далеко не всегда решает вопрос в пользу пешехода. Тем более, вы нынешний век видеорегистраторов и прочей техники легко доказать, что пешеход нарушил одно из важных и малоизвестных правил:

  • необходимо всегда и в любых случаях пропускать автомобиль с красными и синими проблесковыми маячками;
  • неожиданный выход на проезжую часть даже в зоне действия пешеходного перехода будет расценен, как нарушение с вашей стороны;
  • слишком медленный переход и провокация водителя на нарушение правил также расценивается в пользу водителя;
  • если вы начали переходить улицу на позволяющий цвет светофора, но не успели завершить переход, остановитесь на разделительной полосе и дождитесь разрешающего сигнала.

Пешеходы часто становятся виновниками серьезных ДТП. Водитель включает инстинкт сохранения человеческой жизни, выруливает на полосу встречного движения и нередко создает условия столкновения нескольких автомобилей. В таком случае ни в коем случае не уходите с места происшествия. Это может стать причиной криминальной ответственности.

Пешеходы несут полную ответственность за свои действия, в том числе, могут быть наказаны в административном порядке за правонарушения. Потому при совершении необдуманных поступков не стоит усугублять свое положение - нужно сделать все, чтобы спасти жизнь и здоровье людей, попавших в ДТП, а также обеспечить полные свидетельские показания.

И последнее. Друзья, дорожите своей жизнью и не делайте вот таких глупых поступков:

Подводим итоги

Мир регистраторов и съемки на видео всех событий на дороге не даст никому избежать ответственности. Потому лучше заранее изучить все свои права и обязанности и следовать требованиям закона. Пешеходы часто даже не задумываются о том, что к ним существуют определенные требования в правилах дорожного движения, но соблюдение этих требований оказывается не менее важной основой отсутствия происшествий, чем выполнение ПДД водителем машины.

Если в вашей жизни случались курьезы с правилами дорожного движения для пешеходов, рассказывайте о них в комментариях. Лучший способ усвоить правила - это понять их действие на практике.

avto-flot.ru

Организованная пешая колонна в ПДД

Организованная пешая колонна

Добрый день, уважаемый читатель! Во второй статье из серии "Правила пешехода на дороге" речь пойдет о движении организованных пеших колонн.

И хотя большинству читателей никогда не приходилось двигаться в организованных пеших колоннах и уж тем более не приходилось такие колонны организовывать, правила, относящиеся к таким колоннам, знать нужно. Например для того, чтобы в случае ДТП с участием пешей колонны отстоять свои права.

Напомню, что в предшествующей статье речь шла об элементах дороги, предназначенных для движения пешеходов: "Где можно двигаться по дороге?".

Кто и почему движется в организованных пеших колоннах?

Организованная пешая колонна - явление не очень частое. Как правило такие колонны используются при пешем движении большого количества военных (солдат). Если Вы на практике видели организованные пешие колонны, состоящие из гражданских лиц, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Солдаты движутся в таких колоннах, судя по всему, потому, что так приказано их командованием. Кстати, если солдаты идут колонной по дороге, то это еще не значит, что их колонна - организованная. Организованных колонна должна обладать некоторыми признаками. Об этом и поговорим далее.

Что такое организованная колонна?

Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:

Организованная пешая колонна - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Согласно пункту 4.2 правил дорожного движения:

Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Т.е. на основании этих 2х пунктов можно сделать вывод, что организованная пешая колонна - это несколько человек (количество явно не указано, поэтому это могут быть и 2 человека), которые идут вместе в одну сторону. При этом днем (и что очень важно, также и ночью!) впереди и сзади такой группы должны быть красные флажки. Дополнительно ночью впереди должны быть фонарь белого цвета а сзади фонарь красного цвета. Отмечу, что достаточно 2х сопровождающих с флажками. В центре колонны их быть не должно.

Таким образом организованной колонной могут объявить себя любые 2 человека с флажками и фонарями. Для чего им это может понадобиться? Например, чтобы походить по проезжей части не нарушая правил дорожного движения.

Правила движения организованной колонны

Согласно пункту 4.2 правил дорожного движения:

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд.

Таким образом ничего сложного в движении колонны нет - нужно двигаться по правой стороне проезжей части, при этом в ряд должно быть не более 4х человек. Сопровождающие к ним не относятся, т.к. человек не может быть одновременно и в колонне, и сзади (спереди) нее.

Правила движения групп детей в организованной колонне

Согласно пункту 4.2 правил дорожного движения:

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Группа детей может являться пешей организованной колонной, а может и не являться. Независимо от этого, движение детей по проезжей части запрещено.

Штрафы, связанные с движением организованной пешей колонны

Непосредственно для организованной пешеходной колонны штрафов не предусмотрено. Но обращаю Ваше внимание на тот факт, что если колонна не обозначена флажками и фонарями, либо в ряд в ней идет по 5 человек или больше, то это уже не организованная пешая колонна!

Следовательно на участников такой прогулки по проезжей части могут быть наложены штрафы:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Таким образом каждого участника такого неорганизованного шествия могут оштрафовать на 500 - 1 000 рублей. Причем скорее на 1 000, чем на 500, т.к. пешая колонна создает помехи для проезжающих автомобилей.

Подводя итоги всему вышесказанному отмечу, что главное в движении организованной пешей колонны - чтобы она являлась этой самой организованной пешей колонной т.е. чтобы она была отмечена флажками и фонарями, и люди в ней шли не больше чем по 4 человека в ряд.

А Вы когда-нибудь сталкивались с пешими колоннами? Если да, то были ли они организованы в соответствии с правилами?

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Подземный и надземный пешеходный переход

Подземный переход – самое предпочтительное место для пересечения проезжей части

Добрый день, уважаемый читатель.

В очередной статье из серии "Правила пешехода на дороге" вновь будут рассматриваться правила дорожного движения для пешеходов. Сегодня речь пойдет о том, где можно переходить проезжую часть. Кстати, правильно говорить именно "переходить проезжую часть", а не "переходить дорогу", т.к. тротуары и обочины также входят в состав дороги.

Сегодня будут рассмотрены подземный и надземный пешеходные переходы, а также будет затронут и обычный наземный пешеходный переход, который обозначается дорожными знаками или разметкой.

Так вот, переход проезжей части - дело очень ответственное, а главное - достаточно опасное для самого пешехода. Поэтому сегодня мы и рассмотрим все тонкости, связанные с пересечением проезжей части, а также административные штрафы, которые могут быть наложены на пешехода за нарушение ПДД.

Если Вы еще не читали статьи "Где можно двигаться по дороге?" и "Организованная пешая колонна", то обязательно ознакомьтесь с ними. В них Вы найдете полезную информацию для пешеходов.

Переход дороги в неположенном месте

Для начала предлагаю рассмотреть самые распространенные стратегии поведения пешеходов на дороге:

  • Стратегия трусливого зайца. Человек шарахается от машин. Он стоит на тротуаре до тех пор, пока на дороге не останется ни одного автомобиля, затем переходит дорогу. Отсутствие знаний правил дорожного движения для пешеходов не позволяет ему быстро и безопасно оказаться на другой стороне дороги.
  • Стратегия упрямого осла. Человек прет по дороге как танк. Он бросается прямо под колеса автомобилей, которые вынуждены резко тормозить, создавая тем самым опасные ситуации.

Как Вы понимаете, ни одна их этих моделей поведения не является сколько-нибудь приемлемой. Обычно такие пешеходы не знают даже основ правил дорожного движения и пытаются перейти проезжую часть в неположенном месте. Поэтому именно они часто получают административные штрафы, предназначенные для пешеходов, или попадают под колеса транспортных средств.

Где можно пересекать проезжую часть?

Согласно пункту 4.3 правил дорожного движения:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Пешеходный переход

В первую очередь, необходимо переходить дорогу по пешеходным переходам. Причем, если приходится выбирать между подземным, надземным и обыкновенным (по проезжей части), то нужно воспользоваться первыми двумя видами. Это значительно безопаснее, надежнее, а в большинстве случаев и быстрее.

Подземный и надземный пешеходный переход

У меня вызывают искреннее удивление люди, которые вместо того, чтобы воспользоваться современным надземным переходом переходят дорогу по проезжей части. Мало того, что они нарушают правила дорожного движения, так они еще и тратят значительно больше времени на переход, простаивая в середине проезжей части. Ну и, кроме того, рискуют здоровьем и жизнью. Не понимаю таких людей.

Вернемся к переходам. Подземный и надземный пешеходные переходы обозначаются специальными дорожными знаками и перепутать их с чем либо другим достаточно трудно.

Знак подземный пешеходный переход:

Знак 6.6 Подземный пешеходный переход

Знак надземный пешеходный переход:

Знак 6.7 Надземный пешеходный переход

Обычный (наземный) пешеходный переход

Пешеходный переход

С переходом дороги по проезжей части дело обстоит несколько сложнее.

Границы пешеходного перехода определяются специальной разметкой "пешеходный переход" (Вы можете видеть ее на рисунке слева). Если есть разметка, но нет знаков - это нормальный пешеходный переход. Границы перехода совпадают с границами разметки.

Переходить такой переход нужно прямо по разметке. Если идти рядом с разметкой - то это уже не пешеходный переход, а нарушение правил.

А для чего же нужны знаки "Пешеходный переход", которые так же есть на картинке? Нужны они на тот случай, когда разметка сотрется или будет плохо видна (например зимой). В случае, если есть знаки и нет разметки, то именно знаки определяют границы пешеходного перехода.

Что же делать, если есть и знаки "Пешеходный переход", и соответствующая разметка? Чем в этом случае определяется граница перехода? В таком случае граница определяется разметкой.

Важно понимать, что если разметка была вчера, а сегодня положили новый асфальт и разметки нет, то и пешеходного перехода тоже больше нет.

Диагональный наземный пешеходный переход

Особый случай наземного пешеходного перехода - диагональный вариант:

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

Диагональный пешеходный переход может существовать только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, нанесенной по диагонали:

Разметка 1.14.1Разметка 1.14.2

Диагональный переход может быть только на регулируемом перекрестке.

Если диагональной разметки нет или она стерлась, переход по диагонали запрещается.

Правила перехода перекрестков

Можно переходить дорогу на перекрестках, но только если рядом нет пешеходного перехода. Причем нужно переходить по таинственным линиям тротуаров и обочин. Что бы это значило? На самом деле ничего сложного тут нет. Просто необходимо двигаться по перекрестку не наискосок (сразу пытаться перейти 2 дороги), а параллельно одной из проезжих частей.

Добавлю совет от себя, чтобы упростить Вам переход дороги на перекрестке. Допустим, Вы подошли к перекрестку, но переходить боитесь. Две дороги, много машин, за всеми не уследишь. В этом случае нужно сначала посмотреть через плечо - назад. Во время пересечения проезжей части Вы не сможете наблюдать за машинами приближающимися сзади. И хотя по правилам они должны уступить Вам дорогу, на практике такое встречается нечасто. Нужно дождаться такого момента, чтобы сзади никто не поворачивал в Вашу сторону. После этого смотрим по оставшимся сторонам (в 3 стороны можно поглядывать одновременно) и аккуратно переходим. Если не получилось перейти - опять смотрим назад и т.д.

Правила перехода проезжей части в иных случаях

Обратимся опять к правилам дорожного движения:

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Т.е. можно переходить дорогу и не по переходу или на перекрестке. Но при этом нужно учитывать, что перехода или перекрестка не должно быть в зоне видимости (если зрение хорошее, то прогуляйтесь до дальнего перехода).

Также отмечено, что переходить нужно в тех местах, где проезжая часть хорошо просматривается в обе стороны. О чем это свидетельствует? О том, что Вы переходите дорогу не по переходу на свой страх и риск. Не увидели автомобиль - сами виноваты.

Ну и если посреди дороги забор, клумба, трамваи и т.п., т.е. разделительная полоса, то переходить дорогу вне перехода запрещается.

Штрафы ГИБДД для пешеходов

В настоящее время, в соответствии со статьями 12.29 и 12.30 КоАП, все нарушения пешеходами правил дорожного движения наказываются одинаково - штрафом в размере 500 -1 000 рублей.

Подчеркну, что в отличие от штрафов ГИБДД для водителей транспортных средств, пешеход не может узнать штрафы ГИБДД онлайн. В случае необходимости ему придется собственноручно обзванивать все отделения ГИБДД, на территории которых он мог получить штраф.

В заключение хочу привести небольшой мультфильм, в котором рассказывается про современные пешеходные переходы. Можете показать его своему ребенку, чтобы он лучше понимал правила поведения на дороге:

На этом закончим рассмотрение пешеходных переходов. В следующей статье поговорим о том, как правильно переходить проезжую часть. А у Вас возникают проблемы с выбором места, где переходить дорогу?

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Правила посадки в общественный транспорт

Правильная посадка в общественный транспорт

Добрый день, уважаемый читатель.

В заключительной статье серии "правила пешехода на дороге" речь пойдет о том, как правильно ожидать общественный транспорт и как правильно в него садиться.

На практике пассажиры садятся в троллейбусы и автобусы как попало. Многие несутся "сломя голову" с другой стороны дороги, размахивая руками, крича, бросаясь под колеса автомобилям. Такое поведение чаще всего наблюдается у пенсионеров.

Чаще всего пешеходы не догадываются, что правила дорожного движения регламентируют порядок ожидания общественного транспорта и посадки в него. Рассмотрим эти вопросы поподробнее.

Предшествующие статьи серии:

  • Где можно двигаться по дороге?
  • Организованная пешая колонна
  • Подземный и надземный пешеходный переход
  • Как правильно переходить дорогу?

Что такое маршрутное транспортное средство?

Пункт 1.2 ПДД:

Маршрутное транспортное средство – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Таким образом, к маршрутным транспортным средствам относятся, троллейбусы, автобусы, маршрутки (маленькие автобусы) и трамваи.

Где ожидать общественный транспорт?

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

Можно ожидать общественный транспорт на тротуаре или обочине. А вот что касается "приподнятых над проезжей частью посадочных площадок", то непонятно о чем идет речь. На практике я таких площадок не встречал.

Выход на проезжую часть при посадке в общественный транспорт

В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

Т.е. на проезжую часть можно выходить только тогда, когда транспортное средство полностью остановилось.

Кроме того, автомобили должны уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Отмечу, что автомобили должны уступить дорогу только пешеходам со стороны дверей. Нельзя бежать к троллейбусу с другой стороны дороги. Подобное поведение не только является нарушение правил, но и может повлечь наезд на пешехода.

Правила посадки в маршрутное транспортное средство

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 – 4.7 Правил.

Все эти пункты были рассмотрены в предыдущей статье "ПДД. Правила пешехода на дороге. Часть 4. Как правильно переходить дорогу?". Напомню основные моменты. При посадке и высадке из общественного транспорта необходимо руководствоваться сигналами светофора и регулировщика, нужно оценивать расстояние до приближающихся автомобилей, нельзя создавать помехи автомобилям и выходить из-за стоящих транспортных средств, нельзя останавливаться на проезжей части, нельзя мешать автомобилям с мигалками.

Если у Вас появились вопросы по поводу посадки пассажиров в общественный транспорт, напишите их в комментариях.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru