Протяжка болтов головки блока цилиндров


Как правильно провести затяжку болтов ГБЦ?

Головкой блока цилиндров (или сокращенно ГБЦ) называется одна из самых важных комплектующих всей системы двигателя вашего автомобиля. Сам по себе процесс ее затяжки довольно прост, так же как и промывка системы охлаждения двигателя. Для качественного выполнения работы потребуется только специальный набор инструментов и сами болты ГБЦ.

Оглавление: 1 В каких случаях необходима затяжка головки цилиндров? 2 От чего зависит момент затяжки болтов? 3 Основные рекомендации при затяжке болтов ГБЦ 4 Для чего применяется протяжка болтов ГБЦ? 5 Видео: затяжка головки блока цилиндров

В каких случаях необходима затяжка головки цилиндров?

Необходимость периодически проводить затяжку ГБЦ свойственна только маркам машин, которые производились до 2010 года включительно. Все остальные модели современных авто имеют совершенно другую структуру двигателя, в результате чего этот этап работ не проводится. Однако тем, кто является владельцем того же ВАЗ-2106 или 2107, данная проблема в первую очередь актуальна во время прохождения ежегодного ТО автомобиля.

Совет: ремонтируя замок зажигания на ВАЗ-2107, обязательно проверьте дальнейшую работу двигателя. Замена любого элемента, связанного с работой движка, сильно влияет на состояние и эксплуатацию головок цилиндров.

Необходимость в затяжке блока цилиндров появляется в результате постепенного скопления воды в том месте, где болты соприкасаются в блоке с цилиндрами. При этом главная причина кроется в исправлении неполадок по протечке смазки. Ведь если из корпуса двигателя масло начнет понемногу протекать, то уже через пару месяцев вы столкнетесь с проблемой работы цилиндров двигателя.

Протечка смазки происходит по разным причинам. Выделим основные из них:

  • Разрушение структуры самой конструкции головки у блоков. Данная проблема чаще всего связана с периодическим перегревом двигателя или замыканием проводки.
  • Появление нарушений в герметичности прокладок в блоке ГБЦ. Во время эксплуатации прокладки стираются и появляется необходимость периодически подтягивать болты. Момент самой затяжки в автосервисе или своими руками регулируют после прохождения автомобилем 100 тысяч км. Также отрегулировать усилие в обязательном порядке необходимо после замены ГБЦ.

Совет: не пытайтесь просто поменять прокладки в блоке цилиндров. При неправильно выставленном усилении они все равно будут стираться с той же скоростью, что и ранее использованные образцы.

От чего зависит момент затяжки болтов?

При оказании определенного усилия при затягивании ГБЦ нужно учитывать следующие факторы:

  • Наличие смазки между резьбой в отверстиях и самими болтами. Чаще всего используется смазка, состоящая из невязких типов моторных масел.
  • Текущее состояние отверстий в блоке цилиндров, резьбы и самих болтов. Если вы заметили, что один из болтов деформирован или резьба засорена, то сразу же прекратите затяжку, замените болт и очистите отверстие в блоке цилиндров. В противном случае будет недостаточно сильно закреплять прокладку, и смазка продолжит течь из двигателя.
  • Используются при затяжке новые болты или они уже использовались. Новые болты имеют более высокое сопротивление, в результате значение момента затяжки сильно искажается. Если вы самостоятельно выставляете усилие, то обязательно проведите 2-3 цикла затяжки и раскручивания болта до упора. Затем выставите момент и затяните болт только на 50% от возможного максимального значения момента затяжки.
Схема затяжки болтов головки блока

Схема затяжки болтов головки блока

  • Особое внимание уделите выбору правильно инструмента, в частности, динамометрического ключа. Чем точнее вы его подберете по размеру головки, тем меньше вероятность сбить резьбу. Самые точные значения момента затяжки получаются при использовании ключей, оснащенных циферблатным индикатором усилия.

Основные рекомендации при затяжке болтов ГБЦ

Для успешной затяжки ГБЦ своими руками придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Используйте инструкцию производителя автомобиля. В ней указываются точные значения усилия и момента, а также задается конкретный порядок установки ГБЦ при ремонте двигателя.
  • Проверяйте исходное состояние болтов. Если вы заметили срыв или искажение резьбы, то купите новые образцы.
  • Поверхность отверстия и резьбы болта должны быть абсолютно чистыми. Быстро почистить цилиндры можно с помощью проволочной щетки, которая используется, когда проводится покраска штампованных дисков.
  • При обнаружении «слепых» отверстий под болты ГБЦ, аккуратно используйте масло для смазки. В случае, если смазки будет больше, чем необходимо, вы не сможете установить болт до конца.

Совет: после затяжки обязательно смажьте резьбу при помощи пластичного герметика.

  • Если в блоке ГБЦ применены болты с типом TTY, то категорически запрещено повторно их затягивать. При максимальном усилии они могут просто разорваться и привести к разрушению прокладки.
  • При установке новой прокладки под болт обязательно нужно уточнить информацию по величине усилия и момента при затяжке.
  • Используя при затяжке болты специального типа TTY, необходимо будет выставить и затягивать их под четким градусом. Для этого вам понадобится соответствующий инструмент, имеющий в корпусе индикатор угла.
Инструмент, имеющий в корпусе индикатор угла

Инструмент, имеющий в корпусе индикатор угла

Для чего применяется протяжка болтов ГБЦ?

Если все болты блока цилиндров в порядке и не требуют замены, но момент намного ниже установленных производителем значений, необходимо провести протяжку болтов. Для этого вам понадобится следующий инструмент:

  • Специальный динамометрический ключ с индикатором момента;
  • Штангельциркуль или любая небольшая линейка.

Протяжка болтов блока цилиндров проходит в 4 основных этапа:

  1. Для начала, используя динамометрический ключ, нужно затянуть болты в указанном по рисунку, расположенном ниже, порядке до значения усилия 2,0 кг/см.

  1. Далее в том же порядке нужно пройти по второму кругу и дотянуть значение момент до показателя 8 кгс/м.
  2. По окончании работ нужно будет по 3-ему кругу довернуть болты до 90 градусов.

Важно: если у вас в машине установлен 16-ти клапанный силовой агрегат, то любые типы болтов на нем можно использовать повторно. Единственным ограничением являются болты, длина которых не доходит установленного нормой размера 95 мм.

Замена болтов ГБЦ и их затяжка — несложный процесс, который требует только использования специального инструмента и сноровки. Если вы выполняете данный тип работ первый раз, то обязательно следите за точностью момента и выставлением правильно угла затяжки.

Видео: затяжка головки блока цилиндров

Vaz-Russia.ru

Момент затяжки болтов головки блока цилиндров. Учимся сами обслуживать машину

Момент затяжки болтов головки блока цилиндров. Учимся сами обслуживать машинуГБЦ – важнейшая часть двигателя. Поэтому для стабильной работы важен момент затяжки болтов головки блока цилиндров. Как правильно это делать, подробно описано в каждом конкретном руководстве по эксплуатации машины. И избегать его прочтения не следует, поскольку от модели к модели меняется как порядок протяжки, так и усилие, с которым она должна осуществляться. Кстати, на современных авто это процедура не обязательна. Регулярной она остается на старых Москвичах, УАЗах и т.п.Даже современные ВАЗы избавлены от подобной профилактики. Однако в некоторых случаях протяжка может понадобиться даже и новым машинам. Признаком такой необходимости являются появившиеся масляные протечки в месте соединения головки с блоком цилиндров. Причинами могут быть ослабленные болты или прохудившаяся (некачественная, бракованная) прокладка. Кроме того, после ремонта ГБЦ проверить состояние затяжки рекомендуется после пробега в 1-2 тыс. км.Момент затяжки болтов головки блока цилиндров: как правильно это делать, и какие требуются болты, обязательно уточняется в соответствующем мануале. Повторяем это и настаиваем на его чтении, поскольку в каждой модели эти параметры будут разные. Однако определенная общность подходов все же наличествует. О чем и расскажем в нашей сегодняшней статье.Момент затяжки болтов головки блока цилиндров. Учимся сами обслуживать машину
Внимание: расходные материалыПрокладку на ГБЦ иногда менять приходится всем. Рекомендуем покупать современную, которая со временем не даст усадки. В таком случае на относительно новых авто протяжки вовсе не потребуется, а на старых временной промежуток между ними значительно удлинится, поскольку будет устранена основная причина ослабления болтов. К тому же такие прокладки более износостойки, и замена станет более редкой. Однако при покупке прокладки внимательно отнеситесь к допустимому моменту усилия. Он должен совпадать с тем, который в мануале указан для протяжки.Внимательно отнеситесь и к рекомендации по поводу болтов. На новые моторы ставятся пружинные – именно благодаря им профилактические протяжки стали ненужными: они затягиваются единожды, и больше внимания не требуют. Более того: дозатяжка крепление ослабляет, а сам болт выходит из строя – растягивается и может порваться. Еще один момент: повторно пружинные винты не используются, и все по той же причине – раз затянутые, они теряют свои качества при вторичном заворачивании.Момент затяжки болтов головки блока цилиндров. Учимся сами обслуживать машину
Общие рекомендацииИтак, уточнив в инструкции все привходящие условия, можно заняться протяжкой. В процессе учитываем следующие подробности.Пользоваться следует только динамометрическим ключом, причем предварительно проверив его работоспособность. Гаечные ключи и свой точный глазомер оставьте для других работ.Когда ставятся болты с тупиковым отверстием, заливка масла должна производиться очень осторожно. Перелив приводит к неполному вхождению винта.Если же работа касается сквозных отверстий, резьба перед закручиванием должна быть промазана пластичным герметиком.К болтам нужно проявлять повышенную придирчивость. Если к нему приложен указанный в руководстве момент (например, в 20кГсм), а так называемый «момент текучести» достигнут не был, этот метиз в креплении использовать нельзя – он имеет чрезмерную прочность. То же касается и обратной ситуации: если затягивание с предписанным усилием приводит к уменьшению момента, значит, болт или бракованный, или по каким-то причинам разрушен, его нужно заменить. И вообще, перед их установкой следует самым тщательным образом проверять резьбу. Малейшее подозрение в качестве – безжалостно выбрасывайте болт. Излишняя бережливость в этом направлении приведет только к возникновению новых проблем, причем в ближайшем же будущем.Отдельное уточнение для владельцев машин с алюминиевой головкой блока цилиндров. На них стоят болты TTY, которые категорически запрещается подтягивать или дотягивать. Их использование с моментом усилия связано мало, затяжка должна производиться в соответствии со строго определенным градусом. Опять же: внимательно читать инструкцию, и не на шаг от нее не отступать!Момент затяжки болтов головки блока цилиндров. Учимся сами обслуживать машину
Некоторые уточненияГоловка блока цилиндров может быть выполнена из разных материалов.
  • Легированный чугун. На такой ГБЦ протяжка делается при разогретом движке;
  • Алюминиевый сплав. Здесь требуется холодный мотор. Не во всех руководствах это уточняется, так что нужно принять во внимание нюанс, хорошо усвоенный опытными механиками.
В принципе, это вся теория, которую нужно знать про момент затяжки болтов головки блока цилиндров. Как правильно это делать – читайте руководство. И никакой самодеятельности: следовать описанию надо с немецкой педантичностью. Либо же отправиться на СТО, где вам все сделают за не такую уж большую сумму.

AutoFlit.ru