Финская модификация Лады ВАЗ 2109 — Балтика. Лада финская
Финская Lada Samara
О том, что в Финляндии, на заводе фирмы Valmet, будет налажена «отверточная» сборка автомобилей Lada Samara,сообщалось и в Авторевю, и в других изданиях. И хотя в этом проекте еще не расставлены все точки над «i», мы решили рассказать о машине подробней —уж слишком активный интерес к «финской Ладе» проявили наши читатели. Напомним, что этот автомобиль был официально представлен на Франкфуртском автосалоне осенью 1995 года, а в начале этого года — в Брюсселе. Выяснилось, что Лада будет выходить в двух версиях: Samara GL с новым «лицом» (оригинальными облицовкой радиатора, бамперами и спойлером) и Samara L, внешне мало отличающаяся от серийных «девяток». Недавно наши эксперты бегло познакомились с вариантом L. Здесь отличия в основном «салонные». К сожалению, автомобиль еще не был укомплектован рулевым колесом со встроенной надувной подушкой безопасности, и «баранка» была чисто «восьмерочная».
Итак, внешне этот автомобиль выглядит совсем, как обычный BA3-21093, вернее, как его «впрысковый» родственник 21093-20. О впрыске теперь говорят надписи «injection» и «1500i» на двери задка. В принципе, мы уже знакомили наших читателей с такими вариантами автомобилей (см. АР № 7, 1995), укомплектованными двигателями ВАЗ-2111.
Но некоторые мелкие отличия во внешнем виде финского варианта все-таки есть.
Первое, что бросается в глаза — новая передняя панель!
Во-первых, это цвет автомобиля: необычный для ВАЗов, светло-салатовый «перламутр» с очень хорошим качеством окраски.
Во-вторых, рамки дверей и пороги окрашены теперь в цвет кузова, а не в черный. С такими решениями мы уже встречались. Правда, на Спутниках для внутреннего рынка подобные варианты окраски допускались... только по причине отсутствия черной краски «иви». А главный минус такого решения в том, что на отбортовке кузова под порогом проглядывают следы сварки, и это не добавляет машине привлекательности.
В-третьих, в колесных арках видны установленные подкрылки. Для наших потребителей сами по себе эти детали не являются новостью. Но новость заключается в том, что они устанавливаются на всех автомобилях уже при сборке. Кстати, все машины проходят и обработку антикоррозионным средством Tectyl.
Благодаря тканевой вставке и штатному месту под громкоговорители, обивка двери стала выглядеть благороднее
К четвертой особенности можно отнести антенну, вернее, ее необычное расположение на левой боковине кузова.
А если заглянуть под крышку лючка бензобака, то можно увидеть запирающуюся на ключ пробку. Она тоже входит в стандартную комплектацию.
ЗАГЛЯНЕМ В САЛОН
Здесь отличия уже более серьезные. Сразу же бросается в глаза новая панель приборов. Но если присмотреться, то, оказывается, что новая не вся панель целиком, а только верхняя ее часть. Причем выросла она не из «высокой» («восемьдесят третьей»), а из обычной «восьмой». Комбинация приборов тоже осталась простенькая, «восьмерочная».
Вокруг нее предполагается расположить дополнительные клавиши, но мы пока увидели только заглушки. Зато появились встроенные в панель часы.
Новая панель несколько сгладила казенную угловатость «восьмого» интерьера, и можно даже сказать, что повеяло теплом. Но с другой стороны, в интерьере появилась неоднородность: мягкие линии новой «фальшпанели» диссонируют со старой нижней частью, а особенно — с элементами консоли. И еще. Нависшие над боковыми дефлекторами накладки ограничили подачу теплого воздуха на стекла дверей в зону наружных зеркал заднего вида. Так что теперь стекла не желают оттаивать в нужном месте. К недостаткам этой накладки можно отнести и полное отсутствие на панели места для мелких вещей, ведь «столик»-то исчез. Усугубляется ситуация тем, что и журнальная полка под панелью занята «мозгами» системы впрыска.
Правда, эти недостатки частично компенсируются заметно увеличенными карманами на панелях передних дверей. Изменены не только карманы. Появились совершенно новые, оригинальные внутренние ручки дверей и подлокотники со слегка уменьшенной шириной. Здесь же, под подлокотниками, разместились динамики магнитолы. Панели задних дверей тоже изменены, хотя это в глаза не бросается. Здесь повторяется стиль передних дверей — те же «ручки-завитки» и зауженные подлокотники.
Но все-таки самое существенное — это новые сиденья. Подушки и спинки стали более рельефными и обеспечивают более надежную, «фиксированную» посадку. Теперь прикрыта и не досаждает водителю и переднему пассажиру неприятными ощущениями ось механизма регулировки наклона спинки. Подушка сиденья удлинена, а передняя часть каркаса прикрывается жесткой набивкой. Но это не понравится невысоким людям: ведь длинная подушка будет мешать им работать педалями. Кстати, механизмы регулировки сиденья работают великолепно — очень легко, четко, без малейших заеданий.
На заднем сиденье четко выделились два места, а развитые боковые валики спинки надежно удерживают пассажиров на виражах. Однако здесь удобнее всего сидеть детям или людям небольшого роста, поскольку жесткая и сильно выступающая верхняя часть спинки «не стыкуется» с высокой спиной пас-, сажира и вынуждает его выгибать спину.
ЕДЕМ
Уже знакомый нам двигатель с системой впрыска легко запускается и позволяет тронуться с места без предварительного прогрева (мы это делали в двадцатиградусный мороз). Никаких проблем. Нет провалов, «затыков» при троганиях, разгонах любой интенсивности.
Сцепление имеет спортивный характер: оно жестковатое, с очень коротким рабочим ходом, что усложняет плавное трогание. И даже шипованные шины Nokia Hakkapeliitta 10 частенько не позволяли тронуться без пробуксовки колес. Более четко работает механизм переключения передач. Скорей всего, он более тщательно отрегулирован.
Больше ничего необычного в поведении автомобиля мы не обнаружили, если, конечно, не считать великолепного держания дороги: все-таки шипованные шины Nokia на дорогах, покрытых льдом, — это здорово! Но вот уровень шумов...
Во-первых, впечатляет отсутствие традиционных для «девяток» шумов и скрипов панелей. И обивки дверей словно приняли обет молчания. Слегка «поговорила» холодная новая накладка панели приборов, но, как только салон прогрелся, эти звуки исчезли.
Во-вторых, машина оказалась необычно тихой вообще, даже с шипованными шинами. В ней можно на приличной скорости и говорить, и слышать друг друга. В дальнейшем выяснилось, что машина отличается от серийной наличием дополнительной вибродемпфирющей изоляции.
Samara L или Евро-Лада не оказалась новым автомобилем, чего, впрочем, и следовало ожидать.
Однако, по восприятию машина отличается от стандартного варианта, даже если сравнивать ее с впрысковой версией. Главное — она приобрела некоторую спортивность, жесткие, характерные для немецких машин сиденья и стала тише.
Что до возможности приобрести такую машину, то пока этот вопрос остается открытым. Доподлинно известно лишь то, что в Финляндии планируется собирать по 30 тысяч автомобилей в год.
П. АБСОЛЮТОВ Фото автора
vaz-sputnik.ru
1998 Lada Baltic - Made in Finland, родная краска, 1 хозяин
Lada Baltic
Большинство импортеров Lada дорабатывали советскую Самару, адаптируя её к запросам более искушенных европейцев. Так или иначе, это была всего лишь модернизация автомобиля, выпущенного в СССР.
Однако существовала разновидность «зубила», которая с полным основанием может считаться Евроcамарой. Ведь в отличие от остальных «дилерских» версий, Lada Samara Baltic с 1996 по 1998 г. производили на финском заводе Valmet Automotive. Там же, где много лет собирали Saab (в том числе и уникальные финские модификации) и другие автомобили, в том числе… Porsche Boxster.
Сборочная площадка располагалась городе с забавным для нашего уха названием Уусикаупунки. Из ВАЗовской продукции для сборки выбрали только одну модель – пятидверный хэтчбек модели 21093 с впрысковым двигателем 2111, отвечавшим актуальным на тот момент нормам Евро 2. Финны основательно доработали машину, и предлагали ее европейским потребителям в двух основных комплектациях.
Базовая версия L визуально отличалась от обычной «девятки» мелочами – колпаками и молдингами. Однако более наметанный взгляд мог сразу понять, что кузов окрашен не на АвтоВАЗе, ведь качество нанесения ЛКП было просто безукоризненным! Отлично защищенный от коррозии кузов отличался и некоторыми другими мелочами – например, в эстетических соображениях сварные швы в соединении крыши и заднего крыла были просто упразднены.
«Люксовая» модификация GL заметно отличалась от «исходника» даже снаружи. Угловатые формы «зубила» несколько смягчили простыми приёмами, установив округлые бамперы в модном в середине девяностых годов стиле «биодизайн».
Экстерьер также облагородили другой решеткой радиатора, дефлектором на крыше, легкосплавными дисками и вставкой между задними фонарями (номер «переехал» на бампер). На некоторых экземплярах также стояли немецкие зеркала Hagus –видимо, Deutsche Lada избавилась от своих складских остатков…
В итоге Евросамара действительно стала выглядеть несколько современнее и свежее обычной «девятки», хотя вытянутая оптика и установленные на грубоватых уплотнителях стекла прозрачно намекали на солидный возраст «базы», которой к тому времени было уже более десяти лет.
Внутри – та же смесь «европейского с советским»: прямолинейную «низкую» панель приборов прикрыли декоративной накладкой с плавными очертаниями, да и дверные карты немножечко округлились в этом же духе.
Сиденья Балтики также отличались от простых «стульчиков» Самары – другая набивка и велюр добавили им и внешнего вида, и комфорта. Главная же деталь интерьера – руль от Volkswagen с… подушкой безопасности! Да-да, именно Baltic была первой серийной моделью ВАЗа, оснащенной «эйрбегом». Потому что на дворе стоял 1996 год, и в Европе без этого элемента активной безопасности на рынок выходить было уже как-то зазорно.
Покупатель мог выбрать один из пяти вариантов окраски кузова: светло-зеленый (312), тёмно-вишневый (114), изумрудно-бирюзовый (652), тёмно-серый (611) и фиолетово-синий (663) металлики. Чаще всего встречались зеленые, вишневые и синие Балтики.
Изначально заключенный трехлетний контракт между всеми партнерами (АвтоВАЗ, AVVA, Евро-Лада и Valmet Automotive) был рассчитан на производство 20 000 автомобилей в год, а финская сторона вложила в проект около 17 миллионов долларов, построив для Baltic отдельное сборочное производство. В реальности за два года существования проекта Евросамара удалось выпустить около 14 000 автомобилей, большинство из которых были проданы в Финляндии и Германии.
Немцы «полюбили» облагороженную «девятку» благодаря качественной отделке и сборке при доступной цене (15 000-17 000 DM). Именно поэтому Балтика даже стала победителем в конкурсе ADAC на звание самого дешевого в эксплуатации автомобиля в своём классе.
В начале двухтысячных не актуальные в Евросоюзе Евросамары ушли на пенсию, заодно сменив «место жительства» на историческую родину – страны СНГ. Благодаря хорошей защите от коррозии почти двадцатилетние Балтики время от времени еще можно встретить в дорожном потоке и на сайтах по продаже автомобилей. Правда, многие владельцы 20-летних «старушек» европейского «происхождения» необоснованно «заламывают» цену, рассчитывая на обеспеченного ценителя «эксклюзивного» автомобиля с ладьей на решетке.
1998 Lada Baltic
1.5 л / 78 л.с.
Пробег — 41000 км
Лада Балтика. ВАЗ 2109. С подушкой безопасности.Машина делалась только на экспорт.Машина никаких вложений не требует.идеальное состояние.В заводском состояние.Все работает до каждой лампочки.40 000пробега.родная краска.Только с переоформлением.
Цена: 90 000
auto.ru
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
xn--80aafe9bhdrpm.com
ВАЗ 2109 Балтика
В 1996 году финский автопром запустил в производство… «девятку». Это пятидверный хэтчбек в кузове ВАЗ 2109 и рядом качественных европейских доработок. Улучшенную модель назвали Lada Samara Baltic, а на российский лад имя авто — ВАЗ 2109 Балтика. В чем актуальность этой модели, если она давно не выпускается, а тем более производилась в другой стране?
Дело в том, что после перехода Финляндии на новую экологическую ступень, машины массово «эмигрировали» на постсоветское пространство. Поэтому встретить их на сайтах продажи б/у автомобилей ещё можно. Балтика выполнена по европейским стандартам, поэтому реальная стоимость должна быть больше, чем у 2109. Этим пользуются продавцы и выдают обычную «девятку» за Балтику. Чтобы отличать европейскую модель от нашей, изучим особенности «Евросамары».
Вернуться к оглавлениюИстория выпуска оригинальной модели
Четыре компании заключили контракт. Это был АвтоВАЗ, Евро-Лада, AVVA и финский автомобильный завод Valmet Automotive, на котором собирался SAAB. Было решено производить 20 тысяч единиц Лады Балтики в год. Для сборки европейской модели Самара построили отдельный сборочный цех в городе Уусикаупунки.
Из всей продукции ВАЗ, которую можно было использовать в качестве прототипа, выбрана модификация 21093. На неё устанавливался силовой агрегат 2111 с распределённым впрыском, который соответствовал нормам Евро 2.Эти нормы в 90-х годах были в Европе обязательным требованием.
В общем для реализации проекта финский автопром потратил 17 миллионов долларов. Запроектированное количество автомобилей выпустить не удалось, в течение двух лет (с 1996 по 1998) точное количество произведённых машин Лада Балтика — 14 048 единиц. Поэтому если вам предлагают Балтику других годов выпуска — это подделка.
Автомобили разошлись на финском и немецком рынках. В Германии Лада пользовалась большим спросом благодаря соединению доступной цены (15–17 тысяч марок) и качественной сборки. В те годы автомобиль победил на немецком конкурсе в номинации «самый дешевый в эксплуатации автомобиль своего класса».
В начале 21 века Лады Балтики стали на дорогах Европы устаревшими. Многие экземпляры из-за этого вернулись на просторы стран СНГ. На финском производстве кузов подвергался качественной антикоррозийной обработке, поэтому автомобили, которым на сегодняшний день около 20 лет, находятся в хорошем состоянии.
При продаже владельцы Балтики часто завышают цену на авто или отделывают внешне обычный ВАЗ 2109, выдавая его за Baltic.
Вернуться к оглавлениюВнешнее преображение
Адаптированная под европейский рынок Лада выпускалась в двух модификациях: L и GL.
Модификации | Нововведения |
Первая версия авто L внешне практически не отличалась от привычной «девятки». | Нововведениями в экстерьере были лишь молдинги и колпаки. Но лакокрасочное покрытие кузова нанесено гораздо качественнее, чем на АвтоВАЗе. На крыше и задних крыльях автомобиля было решено убрать сварные швы. Кузов прошел антикоррозийную обработку. Чтобы проверить оцинкованный кузов на оригинальность изнутри, снимите запасное колесо и шумоизоляцию в багажнике. |
Версия GL — это видоизменённый кузов. | Привычные острые формы российского семейства Самара округлили. Обтекаемые бамперы украсили экстерьер Лады, новые очертания защиты также улучшили систему продувки. В результате кузов получился в стиле биодизайн, модном в 90-х. Доработанные детали экстерьера освежили стандартный кузов, а защита от коррозии сделала его долговечным. |
На этом доработка не ограничилась. В версии GL на выпуклой передней защите удобно расположены противотуманные фары. Над задним ветровым стеклом вмонтирован дополнительный вытянутый фонарь-стоп Hella, а для повышения прочности и защиты от бокового удара в двери вставлены трубчатые вставки. Кроме бамперов, появилась новая решётка радиатора, крышу украсил дефлектор. На колесах видим легкосплавные титановые диски. Между задними фонарями (на месте номерного знака) добавлена вставка, а сам номер расположили на заднем бампере. На отдельных моделях можно встретить комплект немецких зеркал Hagus.
Цветовая гамма модели располагает только пятью оттенками:
- Светло-зелёный.
- Тёмно-вишневый.
- Изумрудно-бирюзовый.
- Тёмно-серый.
- Фиолетово-синий.
Цвета доступны только в варианте металлик. Лидерами продаж признаны Лады зелёного, вишневого и синего цвета.
Вернуться к оглавлениюСовременный салон
Изменения коснулись и интерьера, с нуля салон не создавался, но советскую торпеду не узнать. За основу взята низкая приборная панель модели 21093. Щиток приборов остался без изменений, а вот стиль и качество материалов консоли приборов — на порядок выше. Декоративные вставки под дерево в стиле Мерседеса 90-х. Окантовка торпеды, как и бамперы, округлена. Новые салонные часы и кнопки на консоли в комплекте с современным рулём создают стиль иномарки.
Балтика, как любое европейское авто 90-х, оснащалась подушкой безопасности. Это первая модель ВАЗ, в которую добавлен Airbag. Встроен он в абсолютно новое рулевое колесо — разработку Volkswagen. Внешне колесо напоминает руль Лады Приора. О системе «Эйрбег» призван сигнализировать индикатор, расположенный в правой нижней части руля. При включении зажигания лампа индикатора должна загореться на несколько секунд и погаснуть. Если лампочка не горит, проверьте электрическую цепь, если и там всё в порядке, значит, подушка нерабочая.
Кроме приборной панели, финны доработали качество обивки сидений и дверей. Конструкция заднего дивана оборудована цельной спинкой, в отличие от разделенного сиденья ВАЗ. Дверные карты приобрели округлую форму, в них встроены элементы аудиосистемы. Примитивные сиденья ВАЗ имеют другую набивку и велюровую обшивку. Базовые металлические детали багажника отделаны пластиком, а слой шумоизоляционного покрытия в три раза толще, чем у ВАЗ 2109.
У оригинальной Балтики возле правой стойки, под капотом, должны быть заводские наклейки с надписями на финском языке.
Вернуться к оглавлениюУлучшенные технические характеристики
Габариты кузова у Балтики идентичны «девятке». А вот снаряжённая масса (возможно за счёт вставок в дверях и катализатора) увеличилась на 115 кг. «Евросамара» в обеих комплектациях оснащалась восьмиклапанным двигателем. Рабочий объём агрегата — 1499 см3, максимальная мощность составляет 71 л. сил. В зависимости от года выпуска машины устанавливались два вида инжекторов:
Впрыск топлива — центральный, пик мощности достигается уже на 4800 об/мин крутящего момента. Предельный крутящий момент — 118 Нм, доступен при частоте вращения коленвала 2100 об/мин. По сравнению с первой карбюраторной версией (мощность 64 л. с. при 5600 об/мин, 94 Нм при 3500 об/мин) — это значительный прирост в динамике.
Подкрепляются эти показатели максимальной скоростью 156 км/ч, до сотни Балтика разгоняется за 12,5 секунд. В европейском варианте Лады предусмотрен каталитический нейтрализатор, который позволяет Балтике соответствовать норме Евро 2. Бензин, в отличие от советской Лады, А-95. Расход топлива в городском режиме — 10 л на 100 км, на трассе — 6,2 л. В смешанном цикле затраты горючего равны 7,5 л.
Подвеска, коробка передач и шасси образца 2109 не менялись.
expertvaz.ru
Советские автомобили для Финляндии — обзор — журнал За рулем
Долгие годы Финляндия была одним из основных импортеров советских автомобилей среди западноевропейских стран. В небольшой северной стране не только продавали наши машины, но даже изменяли их под свои нужды. А позднее и вовсе делали автомобили для СССР. Рассказываем о малоизвестных и забытых конструкциях.
02
Волгу ГАЗ‑22 с тремя рядами сидений рекламировали даже не как семи-, а как восьмиместную машину.Волгу ГАЗ‑22 с тремя рядами сидений рекламировали даже не как семи-, а как восьмиместную машину.
Материалы по теме
Теперь трудно поверить, что отечественные машины некогда экспортировались в десятки стран мира, в том числе в Западную Европу. А там не просто торговали ими, но и делали собственные, малоизвестные у нас модификации наших же машин.
После войны президент Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви ездил на ЗИС‑110. Глава государства, кстати, вообще был приверженцем хороших отношений с прежним противником. А его ЗИС, который теперь стоит в одном из финских музеев, президенту, как гласит легенда, подарило правительство СССР.
Уже с 1948 года советско-финское торговое предприятие Konela продавало наши «Москвичи», «Победы», грузовики ГАЗ‑51, а затем множество иных моделей — от МАЗов до «Запорожцев» с экспортным именем Jalta. В 1960 году только легковых машин было продано 6500 штук, а в 1975‑м, когда популярность «Жигулей» за рубежом достигла пика, — 12 647. Финский рынок имел свою специфику, поэтому наши заводы, стараясь учесть пожелания экспортера, делали по его заказу специальные модификации. А порою фирма Konela и сама модернизировала советские модели.
10
Финскую «классику» Lada 1200 LS оснастили двумя зеркалами, подголовниками и даже очистителями фар.Финскую «классику» Lada 1200 LS оснастили двумя зеркалами, подголовниками и даже очистителями фар.
БОЛЬШЕ И ПРОЩЕ
Многие автомобили для финского рынка делали под неписаным лозунгом «Перевозить как можно больше». Таким был ГАЗ‑51В с удлиненной базой и кузовом. Эти грузовики, продававшиеся в Финляндии с 1955 года, в руках рачительных хозяев работали очень долго. А через три десятка лет, в 1982‑м, Ижевский автомобильный завод принял заказ на пикапы с удлиненным кузовом. Такая модификация получила мудреный заводской индекс ИЖ‑27151-013-01, но в Финляндии ее продавали под именем Elite Pick Up. С 1960‑х имя Elite, звучащее сегодня немного наивно, если не сказать комично, стало торговой маркой наших «Москвичей» в нескольких странах Европы.
Кстати, у «Москвичей» в Финляндии была еще одна, совсем неизвестная у нас модификация. Помимо стандартных седанов 408 и 412 и, соответственно, универсалов 426 и 427 фирма Konela в начале 1970‑х сооружала из москвичовских фургонов трехдверные универсалы, которые в финских проспектах называли Elite 1500 pakettiauto. Примерно по такой же технологии у нас сейчас из фургонов делают маршрутки. Трехдверные финские универсалы были дешевле стандартных пятидверных. А в ту пору в Европе, кстати, в этом классе трехдверные грузопассажирские автомобили были довольно популярны.
07
Ижевский пикап по-фински: машину с удлиненным кузовом именовали Elite Pick Up.Ижевский пикап по-фински: машину с удлиненным кузовом именовали Elite Pick Up.
Борясь за увеличение вместимости, финны сделали и свой вариант универсала «Волга» ГАЗ‑22 — с откидным третьим рядом сидений. У нас такая схема появилась только на ГАЗ‑24–02. К слову, Konela помимо стандартных ГАЗ‑24 рекламировала версии с 65‑сильным дизелем Indenor, но это были машины не финского производства, а плод труда крупного бельгийского импортера советских автомобилей Scaldia-Volga. А вот трехлитровые моторы V6 Ford мощностью 144 л.с. ставила на ГАЗ‑24, судя по всему, именно Konela. Правда, таких машин сделали единицы.
Фирма Konela переделывала наши автомобили, поскольку чутко следила за потребностями клиентов. Но ее возможности были ограничены.
412 MOCKVICH
09
Таким фирма Konela хотела видеть модернизированный Москвич‑412. Салон «четыреста двенадцатого » в исполнении финской фирмы.Таким фирма Konela хотела видеть модернизированный Москвич‑412. Салон «четыреста двенадцатого » в исполнении финской фирмы.
В 1972 году, когда спрос на «Москвичи» в Западной Европе стал падать, финны предложили свой вариант модернизации «четыреста двенадцатого». Ему приладили жигулевские дверные ручки, перенесли горловину бензобака на правое крыло, а крышку багажника снабдили наружным замком вместо родного, который работал от вечно заедавшего тросика, протянутого через весь салон. И немного облагородили интерьер.
Не сказать, что машина получилась уж очень элегантной, но почти все финские доработки реализовали через четыре года на «Москвиче‑2140». Правда, основной спрос к тому времени сместился на «Жигули».
ВАЗОВЫЙ ЦЕНТР
Автомобили «Лада» — сначала «классика», а потом и «Самары» — продавались в Финляндии очень неплохо. Однако их внешность не менялась годами, к тому же модификаций было немного. Чтобы подогреть интерес к вазовским машинам, фирма Konela сооружала модификации с облагороженными внешностью и интерьером. В частности, с наружным пластиковым обвесом, иными колесами и шинами, сиденьями и фароочистителями.
В 1980‑е и 1990‑е годы часть этих машин вернулась на родину. Они и аналоги из других стран, занимавшихся модернизацией «Лады», производили на наших автомобилистов ошеломляющее впечатление. Именно оттуда, по сути, и пошел отечественный тюнинг. В те годы в редакцию ЗР часто приходили письма с вопросами типа «чем приклеить тюнинги на Ниву?».
12
Konela рекламировала кабриолеты на базе Нивы и «восьмерки», но сама их не делала.Konela рекламировала кабриолеты на базе Нивы и «восьмерки», но сама их не делала.
В рекламном проспекте фирмы Konela помимо прочего фигурировали «Самара» и «Нива» с кузовом кабриолет. Но это была не финская работа. Открытый ВАЗ‑2108 сделали в Бельгии, а изображенная на фотографии «Нива», судя по всему, немецкого производства.
Во второй половине 1990‑х, когда в Россию уже пришли новые экономические отношения, ВАЗ вместе с финнами решил пустить улучшенные «Лады» на поток — в первую очередь в расчете на привередливого западноевропейского покупателя. Так появилась Euro-Samara, она же Lada Samara Baltic. Окраску и сборку наладили в 1996 году на финском предприятии Valmet, строившем, в частности, кабриолеты Saab. «Девятку» немного облагородили снаружи и внутри, поставили приличные колеса и шины, импортное сцепление. Машина получилась заметно дороже стандартной и ни в Западной Европе, ни в России особого интереса не вызвала. В 1998 году производство свернули.
С СОВЕТСКИМ ПАСПОРТОМ
Еще одна почти забытая страница финско-советского автомобильного сотрудничества — модели, созданные в Финляндии для СССР. Самые известные — машины скорой помощи фирмы Tamro (город Тампере). Финны разрабатывали модель с 1979 года. Реанимобилей с высокой крышей рижский завод РАФ тогда не делал.
04
Реанимобиль РАФ‑2203 Tamro делали специально для советского рынка.Реанимобиль РАФ‑2203 Tamro делали специально для советского рынка.
В СССР такие РАФы работали с начала 1980‑х. Высокие скорые мелкосерийного производства получались очень дорогими, но других аналогичных по конструкции в СССР просто не было. Лишь во второй половине 1980‑х годов латыши, используя финский опыт, стали самостоятельно строить высокие реанимобили РАФ‑2914. А еще фирма Tamro переделывала в высокие санитарки «Волги» и УАЗы, но в небольших количествах.
Последней главой советско-финского автомобильного сотрудничества стали фургоны под маркой Ajokki. В первой половине 1980‑х на шасси КамАЗ‑53212 сделали передвижную телевизионную студию «Магнолия‑23» с оборудованием Шяуляйского завода, а на шасси КамАЗ‑5410 — автомобиль службы крови. Испытания машин на Дмитровском автомобильном полигоне прошли не без замечаний. Один из главных недостатков — слабая прочность и герметичность фургона в районе дверей. Вероятно, финны доработали автомобили. Так или иначе, телевизионные КамАЗы-Ajokki в строю до сих пор — пробеги-то у таких машин мизерные.
03
Передвижная телевизионная станция КамАЗ-Ajokki.Передвижная телевизионная станция КамАЗ-Ajokki.
Konela прекратила автомобильную деятельность только в 2003 году. Некоторые машины, созданные финнами в советские времена, нынче большая редкость и мечта коллекционеров — поклонников отечественного автопрома, не только наших, но и финских.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
www.zr.ru
Почему финны хранят любовь к «Ладам»? › Финские страницы на Фонтанке.ру
Трое парней финского фан-клуба «Лады» - Lada Kerho - прославились путешествием в Турцию за кебабом. На «ВАЗ-2102», 1983 года выпуска, за 17 дней они преодолели 11 тыс. км и побывали в 25 странах. Путешественники напомнили миру, что советский автопром создавал машины, имевшие массу достоинств. 30 лет назад «Лада» была одной из самых продаваемых автомобильных марок в Финляндии. Три года назад закупки были прекращены, но «старушки» по-прежнему встречаются на дорогах. Кто же они – финны, влюбленные в «Ладу»?
Клуб Lada Kerho Suomi существует с 1997 года. Родиной клуба можно считать Кангасала (Kangasala) – именно здесь в местном автомобильном музее состоялось учредительное собрание. Сейчас клуб насчитывает примерно 450 членов. Вступить довольно просто: для этого достаточно быть владельцем ««Лады»» и оплатить вступительный взнос – 25 евро. Ежегодные платежи - 15 евро. Выездные собрания, больше похожие на автопарады, проводятся ежегодно в разных местах Финляндии. Клуб выпускает журнал – «LadaПРАВДА»; работает автосалон, где можно купить, продать или обменять любой «ВАЗ».
Фото: скриншот с сайта клуба
Кстати, двадцатилетняя Larppa (местное ласковое прозвище «Жигулей») стоит в Финляндии примерно 100 евро. Клуб помогает своим членам с заказом и доставкой запчастей. Привозят их из России, самостоятельно, зачастую – штучно. Есть в Lada Kerho и этнические русские, но подавляющее большинство – финны.
Первые «Лады» появились в Финляндии в 1971 году. Меньше чем через двадцать лет количество зарегистрированных машин этой марки было 130 тысяч.
Не секрет, что «Лада», особенно видавшая виды, - не самый надежный автомобиль. Этот недостаток компенсируется дешевизной запчастей и простотой ремонта. В большинстве случаев всё чинится своими руками. Многие финны не просто ценят это, а даже получают от этого удовольствие.
Мой добрый знакомый, молодой финский парень по имени Олли, любитель быстрой езды, пару лет назад купил подержанную Subaru WRX, с мотором мощностью более двухсот лошадиных сил. По неопытности использовал не то масло, заливал российский 92-й бензин - угробил двигатель. Цена ремонта оказалась высокой. Настолько высокой, что проще было купить новый двигатель большей мощности. Купил. Сам его установил в отцовском гараже. Залил правильного спортивного масла, 98-го бензина, прокатился разок с огоньком и - “Perkele!” - услышал в моторе стук. В автосервисе объяснили, что надо было перепрошить софт, а теперь придется менять поршневую. Что ж, заказал поршневую, своими руками всё заменил, обновил софт и позвал меня прокатиться к лесному озеру.
Я спросил Олли: - Не жалеешь, что потратил столько денег и сил? - Жалею только о деньгах, зато – большое удовольствие знать каждый винтик в своей машине.
Эта история напомнила мне будни владельца «Лады», ведь если крутить гайки – удовольствие, Larppa точно есть за что любить.
Финны - известные любители острых ощущений и первоклассные гонщики, а «Лада» умеет поднять уровень адреналина.
Кто гонял на «классике» по грунтовым дорогам, подтвердит – ощущения острые. Короткая колесная база в сочетании с задним приводом, полное отсутствие систем безопасности. Пожалуй, даже пострашнее, чем катить на полноприводном спортивном «японце».
В России «Лада» - это автомобиль, которого зачастую стесняются, а в Финляндии ее просто любят, не испытывая предрассудков. Если какая-то вещь устарела, вышла из моды - не повод от нее избавиться. Здесь, напротив, продлевают отслужившей вещи жизнь, переосмысливая ее назначение. Мне встречались, к примеру, барабан от стиральной машины и молочный бидон, превращенные в ящики для газет. Дырявая лодка становится клумбой, да что там – видел унитаз, приспособленный под цветник. Если хотите – это особая национальная философия, замешанная на чувстве юмора, тяге проявить изобретательность, а заодно, если выйдет, и сэкономить. Поехать на старой «Ладе» в Турцию за кебабом – это тоже весьма по-фински: изобретательно, с юмором, с переосмысленным отношением к старой машине.
Для многих людей старшего поколения «Лада» была первой машиной, а теперь - символ их молодости. Каков типичный финн, хранящий верность своей Larppa?
Как правило, в финских семьях несколько машин. Здесь, если есть возможность, предпочитают жить подальше от соседей, населенные пункты очень рассредоточенны. До больницы, супермаркета, банка может быть расстояние в десяток километров, а то и больше. Не случайно у финских автомобилей самый большой среднегодовой пробег среди стран Евросоюза. Машины обычно покупают исходя из соображений практичности, главное значение имеет соотношение цены и качества. На протяжении последних лет самыми популярными марками в Финляндии являются Volkswagen, Toyota и Skoda. Конечно, на «Ладе» уже не ездят на работу – это машина для души: в ней приятно поковыряться, она вызывает ностальгию, в ней иногда хочется прокатиться ради особого чувства «Лады» и, возможно, улыбок окружающих. Такое хобби может казаться странноватым, но здесь принято чудить: кто-то возится с «Ладами», а кто-то с американскими «полноразмерниками», другие на досуге мастерят деревянные лодки, кому-то нравится после офисной работы поиграть тяжелый рок; поэтому какой он, финн - любитель «Лады»? По-моему, обычный, типичный финн, старше среднего, с такой вот своей чудинкой.
Впервые встретив на финской дороге старушку «Ладу» с местными номерами, я подумал: трудно придумать более подходящий символ доброго соседства наших стран. Машина сияла полированной рыжей краской и хромом, без единого намека на вмятины или ржавчину. Захотелось самому сесть за тяжелый штурвал, вспомнить упругую подвеску, тесный салон с древними приборами, рычаг подсоса для запуска карбюраторного двигателя, звук работы этого двигателя, уникальный звук - из детства. У отца была «копейка», первой, итальянской сборки, что в СССР считалось особым шиком; помню, как ветер на ходу врывался в треугольную форточку. Спустя годы я сам обучался вождению на «классике». Первое чувство полного слияния с машиной - это внутри навсегда. Представил хозяина той рыжей финской «Лады» молодым, в джинсах клёш, в компании красивой девчонки. Едут в машине и обсуждают, например, Московскую Олимпиаду 80-го года, а фоном - музыка ABBA.
По слухам, Delta, бывший финский дистрибьютор «Лады», может возобновить закупки. Возможно, «Лада» с новой линейкой успешно вернется в Финляндию и снова покорит сердца наших соседей.
Игорь Алехин
fontanka.fi