Протоиерей Ярослав Шипов: И вдруг меня рукополагают! А я советский служащий в “Современнике”! Лада иерей


Саранск | «ХРАМЫ – ЭТО ОСТРОВКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ…» О повседневной жизни православных приходских общин Ичалковского благочиния - БезФормата.Ru

«ХРАМЫ – ЭТО ОСТРОВКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ…»

 

Время, в которое мы живем, отличается информационной насыщенностью, даже перенасыщенностью. В Интернете можно почерпнуть массу информации на любую тему. Но многие ли знают о том, что происходит совсем рядом – о повседневной жизни православных приходских общин и тех, кто в них трудится и служит. Мы решили показать это на пример одного дня, проведенного в Ичалковском благочинии Саранской епархии.

 

ТАМ, ГДЕ КОГДА-ТО БЫЛА ПУСТЫНЬ

 

Церковь сильна своими традициями, поэтому каждый настоятель сельского храма одновременно является и местным краеведом. Что-то о прошлом населенного пункта (а самое главное – о церковной жизни в нём) рассказывают бабушки-прихожанки, другие сведения находятся в архивах, было бы желание узнать. О селе Гуляево известно немного. Ичалковский благочинный протоиерей Иоанн Просвирнин и настоятель гуляевской Троицкой церкви иерей Сергий Ткач рассказывают, что в  XVIII  веке, когда эта местность относилась к Лукояновскому уезду Нижегородской губернии, здесь посреди леса стояла иноческая пустынь, вокруг которой постепенно начали селиться богобоязненные люди. При Екатерине  IIзаштатная обитель попала под секуляризацию и была упразднена, а селение осталось.

В начале  XX  века в Гуляеве было три храма – в честь Николая Чудотворца, Святой Троицы и Михаила Архангела, что для сельской местности – случай едва ли не уникальный. А вот после того, как советская власть их закрыла и уничтожила, религиозная жизнь здесь надолго прекратилась. В 90-е, когда повсеместно стали строиться храмы, открываться молебные дома (в том числе в соседней Кенде), в большом селе Гуляево бездуховный застой по какой-то необъяснимой причине продолжался. «Бывало так, – вспоминает отец Иоанн, – что умрет человек, и даже отчитывать покойника бабушек привозили откуда-то со стороны. Здесь даже «читалок» своих не было, чтобы за усопшего помолиться».

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как несколько лет назад отец Иоанн встретился с главой Гуляевского сельского поселения Людмилой Николаевной Базаевой, и она поддержала предложение батюшки обустроить в каком-нибудь помещении (хотя бы в одном из кабинетов правления) место для богослужений. Затем к делу подключился главный местный благотворитель – директор ООО (бывшего колхоза) «Культура» Сергей Борисович Быстров. Его стараниями и пожертвованиями было капитально отремонтировано выделенное приходу аварийное здание, в котором когда-то размещался медпункт. Окончательно отделка была завершена этим летом и сейчас новая одноглавая Троицкая церковь оборудована всем необходимым, включая противопожарную сигнализацию и даже кондиционер. И отметить это событие было решено соборным богослужением всех священнослужителей Ичалковского благочиния.

 

«НАША ЗАДАЧА – ДОВЕСТИ ЛЮДЕЙ ДО ХРИСТА…»

 

Божественную литургию в новооткрытой Троицкой церкви совершил протоиерей Иоанн Просвирнин, которому сослужили настоятель храма иерей Сергий Ткач, настоятель Михаило-Архангельской церкви села Ичалки протоиерей Сергий Сакович, настоятель храма святителя Димитрия Ростовского села Ульянки протоиерей Диомид Яковлев, настоятель Богоявленского храма села Лобаски протоиерей Владимир Шинопалов, настоятель Казанского храма села Кендя иеромонах Даниил (Недиогло), настоятель Успенского храма села Селищи иерей Константин Фролов, настоятель Казанского храма села Лада иерей Владимир Курбетов, а также диакон Рождество-Богородичного храма поселка Кемля Тимофей Учватов. Прислуживали батюшкам алтарники ичалковской церкви, а пели на клиросе супруги священников.

Такого соборного богослужения в Гуляеве не было никогда. И пусть в алтаре батюшкам едва хватало место, а число молящихся было невелико (служба совершалась в будний день, да и большого числа людей этот храм вместить просто не в состоянии), но свершилось главное – люди воочию убедились в том, что Церковь жива, почувствовали себя частью ее. Всё большое начинается с малого. В селе появился настоящий храм.

Проповедь за богослужением произнес протоиерей Диомид Яковлев, начав ее со слов «Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, а образ и подобие, которые мы приобрели по милости Господа нашего и Создателя Бога, заключается в том, что мы все с вами своей природой нравственной похожи. Образ этот содержится в нашей свободе, в развитии наших чувств любви, милосердия. Но не совсем он достигает еще совершенной схожести с Богом, поэтому ему дается такая цель – достичь вот этого подобия, схожести Божией».

В тот день Церковь отмечала память преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, так что значительная часть слов отца Диомида была посвящена описанию жития этих угодников Божиих, живших в  IV-V  веках от рождества Христова.

«Вот таких подвижников почитает святая Церковь Христианская, – сказал в завершение отец Диомид, – и через них призывает нас к тому, чтобы мы с вами шествовали в жизни своей через исполнение заповедей Божиих, через отвержение  своей воли, чтобы стать подобными, похожими на Бога и достичь того же подобия, которого достигли в своих трудах святые подвижники отцы Исаакий, Далмат и Фавст. Всех вас с праздником памяти святых мужей!».

* * *

Пастырское напутствие, которое произнес по окончании богослужения отец Иоанн Просвирнин, достойно того, чтобы привести его почти полностью. И слова, произнесенные батюшкой, в равной мере были адресованы как прихожанам гуляевской церкви, так и каждому из священнослужителей:

«Сегодня мы с вами вместе молились, служили святую божественную литургию, которую совершал сам Господь наш. Христос посылал своих учеников на проповедь, и нас, как прежде апостолов, Господь послал на проповедь. Мне было суждено сюда приехать, мы встретились с Людмилой Николаевной, я ей сказал, что Владыка благословляет, чтобы здесь, в вашем селе, начала совершаться святая божественная литургия, евхаристия, чтобы здесь приносились бескровные жерты. Для какой надобности? Мы с вами знаем, что не стоит село без праведника, а разве может вне Церкви человек быть праведником? Без Церкви это невозможно. <…>

Слава Богу, многие из вас потрудились для открытия этой церкви. Большую часть забот взял на себя Сергей Борисович Быстров. Спаси Господи, многая и благая лета ему за это. Ведь храм, он для кого строится? Храм человек строит не для Бога, Он не нуждается в рукотворенных храмах. Для кого же мы строим храмы? Для себя самих. Помните, как Ной строил ковчег посреди пустыни и над ним смеялись: «Да кто в него зайдет? Какая вода в пустыне, здесь и дождя-то сроду не было». Животные пошли в ковчег, но люди, видя это, всё равно не вразумились.

Преподобный Иоанн Кронштадтский говорил: «Цветы – это остатки рая на земле». Вот так же храмы – это островки Царства Божия. Наши храмы – это новозаветный ковчег, и сегодня, строя храм, так же слышишь от многих людей: «Да зачем строите? Кто пойдет туда? Некому уже ходить, никого не осталось». А мы строим и люди ходят.

Мы знаем, что в ковчег вошел Ной и его праведное семейство, а все остальные люди, к сожалению, погибли во всемирном потопе. Вот и с нами произойдет то же самое, если мы, подобно тем нерадивым людям, не войдем в новозаветный ковчег – храм Божий – для того, чтоб здесь участвовать в евхаристии – таинстве, во время которого мы соединяемся с Богом.

Идеал христианской жизни – обожение, и возможно это только в Церкви. «Кому Церковь не мать, – говорил Феофан Затворник, – тому и Бог не отец». И вот сегодня хотелось бы пожелать, чтобы ваша общинка крепла и множилась, но для этого, друзья мои, мы должны приложить усилия. Не благолепием храма мы привлечем к себе людей. Здесь хоть чистым золотом всё отделай, хоть тридцать кондиционеров поставь и по мягкому креслу для каждого – люди не пойдут.

Христос в прощальной беседе перед крестными страданиями, наставляя своих апостолов, сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). Вот если мы будем жить по этой заповеди Христовой, если мы эту любовь явим, то и сами спасемся, и других спасем. А к кому мы должны явить любовь? Ко всякому ближнему. А кто для нас ближний? Тот, кто будет нуждаться в нашей помощи и поддержке. Конечно, любить людей, поврежденных грехом, непросто. Для этого нужно понимать, насколько греховны мы сами. Но помните, Христос сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11:29 ). Поэтому, друзья мои, прошу и умоляю вас: «Стяжите дух мирен, – как заповедал батюшка Серафим Саровский, – и вокруг вас спасутся тысячи».

Надеюсь, что в скором времени этот молебный дом не сможет вместить всех верующих села Гуляево, и мы с вами начнем строить новый большой храм. Слышите? Давайте умножаться. Если храм не наполняется людьми, о чём это говорит? Это значит, что мы еще не научились любить, мы не свидетельствуем о Христе своей любовью, и люди не тянутся к нам и не идут за нами. Да и не за нами они должны идти, а идти за Христом, а наша задача – довести людей до Христа.

Благодарим отца Сергия за его труды, за его заботу о благоукрашении нового храма. Дай Бог, отец Сергий, чтобы ваша ревность о славе Божией, о доме Божием только возрастала и крепла. Нет совершенства пределу. И всем вам желаю с большой ревностью трудиться и молиться. Учитесь печь, читать, батюшке помогайте. Не стесняйтесь, начинайте. Дай Бог каждому из нас всей душой, всем умом и всем сердцем возлюбить Бога и ближних своих как самого себя. Спасайтесь. Храни вас Господь!»

* * *

Затем отец Иоанн вручил благодарственную грамоту главе Гуляевского сельского поселения Людмиле Николаевне Базаевой, а настоятелю Троицкой церкви передал книги от кемлянской общины, пожелав, чтобы они положили начало приходской библиотеке духовной литературы. Также отец-благочинный поблагодарил всех, кто принимал участие в благоустройстве прихрамовой территории, и чьими трудами она превратилась в один большой цветник.

В ответном слове настоятель храма иерей Сергий Ткач поблагодарил отца Иоанна Просвирнина и всех собратьев-священников, участвовавших в соборном богослужении:

«Дай Бог, батюшка, чтобы вы еще не раз посетили наш небольшой уютный храм. Дай Бог здоровья вашей матушке и певчим, которые такую службу красивую нам спели. Как вы правильно сказали, если мы будем спасать себя, то люди вокруг нас будут видеть, что мы идем ко спасению, и будут идти за нами. Желаю всем, чтобы в каждом сердце был Бог, батюшками будут за нас молиться, Господь нас преумножит и дарует нам здравие и терпение в нашей жизни. Спаси всех Господи! Батюшка, многая вам и благая лета!».

На этом общение священнослужителей Ичалковского благочиния не заканчивается. Прямо у входа в храм батюшки проводят небольшую спевку, а совместная трапеза больше походит на собрание единомышленников, коим, собственно, и является. За столом идут разговоры о насущных приходских делах – чем лучше всего очищать кадило от копоти, где можно приобрети иконы на металлокерамике, чтобы установить снаружи храма и на солнце не выгорали.

Отец Сергий Ткач, назначенный на приход в Гуляево в 2013 году, рассказывает, как собратья помогали ему обустраивать храм: отец Сергий Сакович подарил колокол на звонницу, отец Иоанн пожертвовал престол и жертвенник, а уж сколько советами помогал – и не сосчитать. А как же иначе, дело-то у всех общее – служить Богу. Жители села тоже понемногу подключаются к церковной жизни. Они каким-то чудом смогли сохранить плащаницу одного из разрушенных местных храмов. Многие десятилетия она – рассохшаяся и сплошь закапанная свечным воском – пролежала на чердаке сельского дома, и вот теперь, стараниями одной семьи, отреставрирована и заняла свое место в Троицкой церкви.

Кто-то из священников рассказывает о том, какой красивейший вид открывается на окрестности из селя Кендя, другой батюшка говорит, как хорошо обустроены в благочинии освященные источники. Просим показать, и вскоре едем к ним с отцом Диомидом Яковлевым, которому отец Иоанн поручил быть нашим «экскурсоводом».

 

ГУЛЯЕВО – ОСИНКИ – УЛЬЯНКИ – ОБРОЧНОЕ

 

Источник, освященный в честь Архангела Михаила, находится в паре километров от села Гуляево. К его обустройству тоже приложил руку председатель местного сельхозпредприятия Сергей Борисович Быстров. Познакомиться с ним в этот раз не получилось – в будний день место начальника на работе, но кое-что о нем узнать получилось. Родом он из Лады, в 1983 году после окончания факультета механизации Мордовского университета по распределению приехал в Гуляево, в колхоз «Культура». Начинал с должности инженера-механика, а году в 1994-м, когда колхоз переформировали в ЗАО, стал его директором и пребывает в этой должности по сей день. Судя по тому, что хозяйство не развалилось и не обанкротилось, хозяйственник крепкий. Проезжая через село, видим, среди прочей техники, несколько новых (уж точно не старых) комбайнов, все поля вокруг Гуляево обработаны.

Вот и источник обустроен солидно, огорожен невысоким заборчиком. Два небольших строения обшиты ровным тесом, крыши покрыты железом. В правом, над котором высится купол с крестом, можно зачерпнуть воды, а в левом – окунуться. Площадка перед ними выложена тротуарной плиткой, здесь же стоит в большом киоте икона Святой Троицы (потому что следит за источником приход Троицкого храма). На табличке у входа стихи:

«Храм Божий на твоем пути

Укажет к роднику дорогу,

И пусть дорога к роднику

Твоей дорогой будет к Богу».

Здесь же четыре аккуратных лавочки под навесами из стеклопластика. Но самое необычное дальше – два сообщающихся между собой пруда, наполненных водой из этого же источника. Как говорит отец Диомид, у берега глубина – по пояс, на середине побольше, так что даже в жару до дна не прогревается.

Приходит мысль, что обустройство и освящение источников – тоже своего рода проповедь делом. Вот этот находится прямо у обочины дороги из Ичалок на Починки, известен с давних пор, и наверняка многие водители делали здесь остановку, когда он еще не был освящен. А теперь кто-то из них, глядя на крест над куполом, и себя крестом осенит, о вечном задумается. И с каждым глотком взятой из освященного источника воды будет вспоминать это место.

* * *

Едем дальше. Отец Диомид рассказывает о том, что в царское время на территории Лукояновского уезда Нижегородской губернии было два благочиния. Центр первого располагался в Починках, второго – в Оброчном. А еще в Починках было духовное училище, в Нижегородском архиве есть списки его учеников, где довольно часто встречаются фамилии священников, служивших на приходах нынешней Саранской епархии. Одна из таких звучных фамилий – Доброзраков. Священник Михаил Доброзраков, служивший в селе Ульяновка, даже печатался в журнале Русского Географического общества, причем в самом первом его номере, вышедшем в 1848 году.

Интересуюсь, где находится село Ульяновка, и оказывается, что это нынешние Ульянки. «Когда произошло переименование – точно не известно, – говорит отец Диомид, – но у меня есть прихожанин 1943 года рождения, и у него в паспорте место рождения записано именно как «Ульяновка»».

За разговором время идет незаметно и вот уже мы въезжаем в село Осинки, на краю которого обустроен еще один источник, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь тоже всё сделано капитально. Три довольно просторных сруба, сложенных «в лапу», изнутри и снаружи покрыты лаком (или еще каким специальным составом): в одном часовня, в другом купель, в третьем колодец с классическим воротом. Огороженная площадка заасфальтирована. Здесь постарался один из уроженцев села, занимавший высокий пост в республиканском МВД.

Заходим в часовню. Главный образ, установленный здесь в резном киоте, имеет свою историю Когда-то он находился в храме, стоявшем в Осинках, а после его закрытия был сохранен одной набожной женщиной. Но еще до этого местный милиционер зачем-то выстрелил в икону из охотничьего ружья. Стрелял почти в упор, но вот чудо – вместо того, чтобы кучно попасть в центр образа и разнести его в щепки, заряд дроби ушел в стороны. Несколько дробин всё же попали в икону, но ни одна из них не задела изображения Богородицы. Щербины от тех дробин хорошо видны (фото, к сожалению, сделать не получается, киот застеклен), и икону эту в Осинках очень почитают. Храма в селе нет, но за часовней и источником присматривает отец Владимир Шинопалов, служащий в Лобасках.

* * *

Возвращаясь в Кемлю, заезжаем в Ульянки, где отец Диомид показывает нам свой храм, освященный в честь святителя Димитрия Ростовского. Другого такого нет, наверное во всей Мордовской митрополии – настолько он устремлен ввысь (даже Иоанно-Богословский собор Макаровского монастыря в пропорциях пониже будет). Батюшка рассказывает, что стоит храм на фундаменте старой церкви, построенной в 1777 году, закрытой в 1937-м и разрущенной в конце 50-х, а столь необычный проект был подарен председателю местного сельхозпредприятия Александру Григорьевичу Зиновьеву (стараниями которого и возведен храм) строительной организацией города Шумерля.

В притворе отец Диомид показывает стенд, рассказывающий как об истории храма, освященного в 2010 году, так и о более старых временах:

«Сейчас помаленьку собираем данные о всех священнослужителям, которые здесь служили. Вот, удалось найти фотографию одного из них, сделанную, наверное, в начале 1930-х годов. Это отец Федор Голубицкий, человек с немного необычной для священника судьбой. Родился он в 1900 году в селе Солганы (сейчас это Краснооктябрьский район Нижегородской области) в семье пономаря. Во время Гражданской войны был мобилизован в Красную армию и в 1920 году воевал в Крыму с армией генерала Врангеля, за что даже был награжден грамотой от Реввоенсовета. Но потом он пошел по стопам своих предков и тоже стал священнослужителем.

В 1926 году его назначили настоятелем храма в селе Резоватово, а когда в Ульянках арестовали священника, стал окормлять и этот приход. В 1931 году, за протест против закрытия храма в Ичалках, отца Федора посадили на три года, из заключения он вернулся в Резоватово и служил до 1937 года, когда был арестован и расстрелян в Саранской тюрьме. С 1895 по 1926 год здесь служил священномученик отец Михаил Раев, расстрелянный в Семипалатинске. Отец Александр Дупленков был местным жителем, служил в Ульянках диаконом, а после ареста отца Федора его рукоположили во священника и он служил здесь до 1937 года, когда тоже был расстрелян в Саранске».

* * *

Останавливаемся в селе Оброчное у дома, в котором жил дедушка Святейшего Патриарха Кирилла отец Василий Гундяев. Это памятное строение, если можно так выразиться, тоже «закреплено» за отцом Диомидом. Дом недавно полностью покрашен – осенью 2015 года. Тогда Патриарх приезжал в Саранск для освящения Кирилло-Мефодиевского храма, думали, что заедет и в Оброчное, с которым связаны его детские годы, но не получилось.

Здесь планировалось обустроить дом-музей Святейшего Патриарха Кирилла, еще бывший Глава Республики Мордовии Николай Иванович Меркушкин предлагал нынешним хозяевам обменять старый деревянный дом на двухэтажный кирпичный коттедж, построенный через дорогу, но те отказались. Посчитали равнозначной заменой только трехкомнатную квартиру в центре Москвы. Что ж, Бог им судья, а за домом батюшки из Ичалковского благочиния продолжают присматривать.

В 2012 году, во время визита Патриарха в Мордовию, отец Диомид подарил Первосвятителю картину, на которой изображен дедушка Патриарха и сам он в отроческие годы (есть такая фотография). А на заднем плане – этот самый дом. Подарок Патриарху понравился.

* * *

Вот таким вышел один день в Ичалковском благочинии. Разумеется, объехать за восемь часов все интересные места было просто невозможно. О них мы расскажем как-нибудь в другой раз.

 

Михаил ИШЕНИН

Фото Александра ПРИВАЛОВА

  • saransk.bezformata.ru

    Протоиерей Ярослав Шипов: И вдруг меня рукополагают! А я советский служащий в "Современнике"!

    На встрече с читателями священник и писатель Ярослав Шипов рассказал о своем пути «из Савла в Павла», о советской православной деревне, о новом поколении прихожан, и, конечно, о творчестве и вдохновении.

    Ветеранам, наверное, любопытно, как человек такого приличного возраста стал священником? Как так могло получиться? Я родился в 1947 году в семье участников Великой Отечественной войны. Родители мои появились на свет еще до революции и были, естественно, с детства верующими людьми. Но потом жизнь изменилась настолько, что познакомились они, эти с детства верующие люди, работая в редакции журнала «Безбожник» где-то в конце 20-х годов.

    Я видел этот журнал (несколько экземпляров хранилось в доме), там были нарисованы толстые попы с большими крестами. И вот уже после войны родился я – в семье абсолютно нерелигиозной, где никаких упоминаний ни о вере, ни о церкви, ни о Боге никогда не было.

    Я окончил Литературный институт и в 35 лет был принят в Союз писателей. Там занимал всякие должности – работал в Московской писательской организации, в Литфонде. Пока человек молод, его надо эксплуатировать. И оставался некрещеным почти до сорока лет. А потом стало как-то щемить… Есть у святых отцов такое выражение – душа по природе христианка. И она тоже просит пищи, но – духовной. И вот моя душа стала у меня просить… А я живу совершенно бездуховной жизнью!

    Я еще и охотник с юности, причем охотник-одиночка. Почти всю страну изъездил-излетал в одиночестве. Был и на севере, и на востоке. Не имел никаких проблем с тем, чтобы, ткнув в точку на карте, прилететь в это самое место. Я себя в любом лесу, в любом болоте, в степи чувствую лучше, чем дома.

    И вот как-то купил я развалившуюся хибару на севере Вологодской области, куда и стал ездить на охоту. Там некогда построили храм в честь праздника Преображения да так и стали называть это место – Верхний Спас. И вот, в честь 600-летия старого храма сельское начальство решило восстановить его. А как восстановить, не знают. И решили они, что я, московский человек, должен знать. Давай, – говорят, – занимайся.

    Окрестившись почти в сорок лет, я стал заниматься юридическим восстановлением храма. В советское время это было непросто. Предстояло сформировать так называемую двадцатку – приходское ядро из двадцати человек, на имя которых будет зарегистрирован приход. Храм огромный, покрыт шифером, но с него в свое время было снесено все – и купола, и колокольня. Шестьдесят лет он служил гаражом в колхозе.

    Власти препятствовали как могли. Я приезжаю в отдел по взаимодействию с религиями в Вологде, а мне говорят – «Улица не указана. Без улицы не примем». Но в деревне нет улиц! Возвращаюсь, опять хожу по дворам, и бабушки мне пишут – «улица Лесная», что-то такое мы с ними придумали…

    Наконец приход зарегистрировали. Приезжаем к архиерею в город. Это человек, который управляет церковью на территории всей области, архиепископ Михаил Мудьюгин 1912 года рождения. Со мной председатель колхоза и председатель сельсовета, говорят ему – мол, мы хотим там-то и там-то восстановить храм. Архиерей отвечает: «У меня нет средств». «Ничего, средства я найду» – говорит председатель колхоза.

    Это было еще до перестройки, поэтому какие-то средства он мог изыскать. «Привезу – говорит, – жести, кирпича, перекроем храм новой крышей, колоколенку сделаем». Архиерей отвечает: «У меня нет кадров, я рукополагаю неизвестно кого, в бедную и голодную Вологодскую епархию никто не хочет ехать». «А нам неизвестно кого не надо, – поправляет его председатель сельсовета. – Нам вот этого!» «Ребята, – говорю, – предупреждать надо, вообще-то. Что значит «вот этого»?! Я должен у своего духовника в Москве в Троице-Сергиевой лавре взять благословение». Так этот разговор и затих.

    В деревне

    Мы разъехались, как вдруг меня настигает телеграмма – просят приехать в город Череповец. Что-то там архиерею понадобилось, наверное, по поводу восстановления храма. А у меня – съезд Союза писателей. Ну, предупредил вологодских писателей – Василия Ивановича Белова и других, что съезжу по делам и вернусь, отдал свой мандат, сказал, за кого проголосовать, и отправился. Приезжаю, и… меня вдруг рукополагают во диаконы!

    Удивительно! В том районе, где я восстанавливал храм, никто ничего не помнит про церковь, не знают уже, какой рукой лоб перекрестить – 60 лет не было священника. Но в памяти осталась древняя традиция, народно-церковная, скажем так. Она заключалась в следующем: в тех местах, куда священнослужители не хотели ехать – глухих и бедных, местное население выдвигало кого-то из своих. Его и рукополагали.

    И вот, деревенский народ отправил петицию архиерею. Давайте, говорят, нам этого московского, и все! А я – советский служащий, в издательстве «Современник» в то время возглавлял редакцию прозы, у меня было 25 человек в подчинении. Пришел на работу и говорю: «все, мол, я теперь – дьякон в Вологодской епархии, дайте мне трудовую книжку…»

    Две недели я стажировался в Череповце, потом две недели служил дьяконом в Великом Устюге. После чего приехал в Вологду, где меня рукоположили во иерея, и уехал в свою деревню. И четыре года (с 91-го по 94-й) служил, поднимая четыре прихода на расстоянии 80 км один от другого. Построил один новый храм и три восстанавливал. Дорог там нет, транспорта у меня не было…

    Из 256 населенных пунктов я не побывал только в двух. В остальных либо крестил, либо отпевал, либо освящал помещения. А вот венчал только в храме. Потом я вернулся домой, в Москву, и служу уже 20 лет на Варварке. Вот такая биография – в 40 лет крестился, а в 44 стал священником.

    «Когда храмы наполнятся, тогда и жизнь станет получше»

    – Отец Ярослав, я сама выросла недалеко от тех мест в Вологодской области. Многих из нас – деревенских жителей, крестили бабушки. Считается такое крещение – без священника, крещением?

    – Нет. За всех этих бабушек я и перекрещивал. Чего только они там не накрестили, под какие заклинания все это не вытворяли… Есть такая практика: когда некрещеный человек попадает в экстремальную ситуацию (ну, корабль тонет), его может окрестить любой крещеный человек. Для этого надо только сказать: «Крещается раб Божий (или раба Божия) такой-то (или такая-то) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Все, крещен. Но только в экстремальной ситуации.

    Бывает, и сейчас звонят прихожане, скажем, в случае тяжелых родов, когда неизвестно, что будет с ребеночком. И я говорю матери, что делать, чтобы его окрестить. В прежние времена русские женщины это знали. Если в период сенокоса она разродилась где-то под телегой и видит, что ребеночек – не жилец, возьмет да и окрестит его. Какой-нибудь водичкой окропит или в крайнем случае слюной помажет, и скажет – «крещается раб Божий…» Выживет малыш – его останется только миропомазать и воцерковить. А не выживет – отпоют в церкви полным чином младенческого отпевания, как крещеного человека.

    И вот в ситуации, когда поблизости не было священника, крестили деревенские бабушки. Как они это делали, никто не знает. У меня есть рассказ про мою соседку по деревне, у которой даже епитрахиль была священническая («поповский фартук»). Так она во время этого «таинства» зачитывала письмо лешему… Куда крестила, кому крестила — не разберешь!

    Поэтому, естественно, с момента, когда появился священник, это все не считается. Надо крестить заново. Даже если есть уверенность в том, что бабушка была воцерковленной и что-то знала. Считается, что крестить можно только один раз, но для таких ситуаций есть форма «аще не крещен». То есть, если не крещен, то, Господи, зачти это крещение.

    – Расскажите о своем творческом пути.

    – О творческом пути рассказывать крайне неинтересно, о нем говорят книги. До того как все это произошло, я издал 4 книги прозы, рассказов. А когда стал священником, 10 лет вообще не писал. Потом потихоньку стали выходить книжки. Я допишу еще рассказов – их добавят к тому, что было, и издадут. Добавят и издадут. Вот Сретенский монастырь выпустил сборник «Райские хутора и другие рассказы» огромным тиражом – 130 тысяч экземпляров. И еще 20 тысяч в Симферополе. А самая полная книга вышла в начале этого года в Троице-Сергиевой лавре, она называется «Тоскующие по небесам».

    – Скажите, после того, как вы стали священником, изменилось ли ваше отношение к своим старым произведениям? Ведь за это время, наверное, изменилось ваше мироощущение…

    – Конечно. И не только потому, что стал священником. Некоторые из старых рассказов я включил в свои новые сборники, а другие – не могу. Хотя там ничего крамольного нет. Просто очень сильно изменилась жизнь за четверть века. Мы даже не замечаем, насколько все стало другим – весь антураж, вся атрибутика.

    Вот пример. У меня был такой ходовой рассказ – «Инспектор», по нему даже фильм сняли (последний фильм, в котором сыграл Николай Крючков). Тема – о браконьерстве. Так вот, это тематика 70-х годов, и сейчас даже в Астрахани никто не поймет, о чем идет речь. Методы браконьерства исчезли, сейчас это – промышленные методы. В чем-то за последние 30 лет жизнь изменилась больше, чем с дореволюционных времен.

    – А куда мы движемся, в какую сторону?

    – В нехорошую, конечно. Я даже не говорю о каких-то экономических или социальных вопросах. Деградирует, к примеру, культура и искусство.

    – А то, что храмов за последние годы стало больше?

    – Это хорошо, но главное, чтобы храмы наполнялись людьми. Чтобы не оставались архитектурными сооружениями. Вот когда храмы наполнятся, тогда и жизнь станет получше. Но при этом надо учитывать, что мы – единственная страна в мире, где храмы строятся, а не закрываются. Правда, неравномерно: в Москве – да, строятся, а вот, например, в Вологодской области уже нет.

    Мне потом архиерей сказал: «Вот ты понастроил храмов, и что мне с ними теперь делать?» Весь район не может одного священника прокормить! Они после меня туда монаха отправили, но и он уехал. Говорит – «мне там не выжить»…

    – Скажите, а народ пошел в храм? Приходят ли молодые?

    – Молодежь идет, да. Двадцать пять лет назад в церковь попадали так же, как и я – из Савла в Павла. А следующее поколение прихожан уже с детства были приучены.

    Я, когда начинал служить – даже здесь, в Москве, очень мало венчалось. Потом это стало модным, а сейчас и моды нет, а венчаю постоянно. И много детишек – сегодня причащали человек 30. Где-то в подростковом возрасте они, бывает, отходят от церкви. Но это ничего, к сорока годам Бог даст, вернутся. Женятся, выйдут замуж, родят и вырастят своих детей и вернутся. Они будут знать, куда возвращаться!

    Вот почему так важно маленьких водить в храм. Даже с учетом того, что они, скорее всего, в 15–16–17–18 лет уйдут на какое-то время. Это так же важно, как знать номер телефона скорой помощи. Хотя мы каждый день туда не названиваем.

    – Моей маме 67 лет. И она на все мои попытки заговорить о Боге, о церкви, отвечает – «у меня Бог в душе». Это что значит?

    – Правильно, так же говорит и Геннадий Андреевич Зюганов. Это значит, ничего. Это традиционная отговорка всех безбожников.

    – Отец Ярослав, подскажите. Моя подруга ушла в евангелисты, и с ней стало очень трудно общаться. Как я могу ей помочь? Вообще, возможно ли такому человеку поменять мировоззрение?

    – Это очень трудно, поскольку там применяется реакционное воздействие. Заметьте, православие – религия здравомыслия, где нет диктата, нет крайностей. Известно, что все крайности – не от Бога. Православие не требует чрезмерного аскетизма, никому не надо, чтобы человек доводил себя до голодной смерти. Бог Отец Сына своего на крестную смерть отправлял не для того, чтобы люди тут специально с голода умирали или разбивали лбы об пол. Поэтому – живите, но помните, кто в доме хозяин.

    А в других конфессиях – по-другому. У меня в одном рассказе есть такое сравнение. Распяли Христа на Голгофе, и остались при нем несколько человек. Это – православные. Другие люди сказали: «Что мы тут будем мокнуть под дождем? Лучше спустимся под гору, там есть хорошая харчевня – посидим, а крест оттуда видно». Это – католики. Они удобно устроились, сидят себе на скамейках, слушают музыку и смотрят.

    Но кто-то вдруг подумал: «Что мы тут время теряем? Рядом рынок, лучше пойдем поторгуем, получим прибыль. А Бога будем иногда вспоминать – по воскресеньям играть на фортепиано два псалма». Это – протестанты.

    – Батюшка, а есть задумки для будущих книг? Будете еще писать?

    – Если Бог даст, буду. Роль художника в творчестве крайне невелика. Александр Сергеевич Пушкин об этом очень хорошо писал:

    «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…

    …Быть может, всех ничтожней он».

    Писатель – это инструмент. Вот, допустим, я что-то написал. Это значит, Бог дал мне жизнь, которую я так или иначе описываю, и дал некоторое умение или дар, если хотите. Моя задача – старательно исполнять свой долг. Поэтому, какие могут быть задумки? Что Бог даст, то и напишу. Это большая благодать, если даст. Вот недавно немножко поработал – как хорошо! Но обычно, когда заканчиваю, я теряю всякий интерес к тому, что написал.

    Видео Игорь Давыдов

    www.pravmir.ru

    Преображенское Благочиние | Православный Тольятти

    Преображенское благочиние включает в себя кварталы Автозаводского района г.Тольятти до границы с ул. Ворошилова. Благочинный — настоятель Преображенского собора иерей Николай Марченко.

    Спасо-Преображенский собор

    Адрес: г. Тольятти, ул. Революционная, 19. Телефон: 8 (8482) 32-20-60

    За рекордно короткий срок – два с половиной года – в Автозаводском районе г. Тольятти был возведен храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он является составной частью грандиозного храмового комплекса, состоящего из Преображенского собора, крестильного храма, примыкающего к нему административного корпуса (дома причта) и колокольни, строительство которой в плане. Строительство Преображенского храмового комплекса в Тольятти началось в июне 1992 г. с возведения крестильного Иоанно-Предтеченского храма, рассчитанного на 800 человек, и примыкающего к нему административного корпуса. 28 мая 1996 года владыка Сергий заложил первый камень в строительство Спасо-Преображенского собора.

     Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

    Адрес: г. Тольятти, ул. Ворошилова, 2б. Телефон: 8 (8482) 33-36-63

    Православный приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы г. Тольятти был создан организационно-учредительным собранием верующих 28 сентября 1995 года и располагался в квартире на первом этаже шестнадцатиэтажного дома в 15 квартале (ул. 70 лет Октября, 59). 5 мая 2000 года архиепископом Самарским и Сызранским Сергием был заложен первый камень в основание возводимого храма, что послужило началом строительства храмового комплекса. По замыслу архитекторов храмовый комплекс должен состоять из придела в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, примыкающему к храму Покрова Пресвятой Богородицы, и крестильного храма в честь Богоявления Господня.

    Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского

    Адрес: г. Тольятти, проспект Степана Разина, 86а. Телефон: 8 (8482) 34-66-93, 61-02-48

    Строительство прихода было благословлено архиепископом Сергием в ноябре 2003 г.1 августа 2003 года, в день памяти Серафима Саровского, в стенах будущего храма был отслужен первый водосвятный молебен. Первая литургия была отслужена 19 декабря 2003 года.

     

      Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»

     

    Адрес: г. Тольятти, ул. Революционная, 3. Первое комплексное общежитие, помещение бывшего кинозала

    23 августа 2009 г. на организационно-учредительном собрании верующих было принято решение о создании местной православной религиозной организации «Приход храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». С 6 декабря 2009 г. в церкви начали совершаться богослужения.

    Храм во имя Всех Святых в земле Российской просиявших

    Адрес: г. Тольятти, ул. Революционная, 74. Телефон: 8 (8482) 35-10-13, 35-34-72 www.pkg.volga.ru

    В 1998 году по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия при православной классической гимназии было учреждено Архиерейское подворье. 21 ноября 2000 года состоялось освящение храма во имя Всех Святых в земле Российской просиявших – домовой церкви гимназии. Проект храма был разработан заслуженным архитектором России, лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства М. В. Демидовцевым.

    Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила

    Адрес: храм расположен напротив НТЦ АО «АВТОВАЗ». Телефон: 8 (8482) 73-92-71, 35-10-13

    30 мая 1997 года напротив главного корпуса департамента развития ОАО «АвтоВАЗ» началось возведение храма Михаила Архангела. Решение о его строительстве было принято советом директоров ОАО «АвтоВАЗ» в марте 1997 года. Строительство шло очень быстрыми темпами. Спустя два месяца после принятия решения о строительстве архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освятил место для строительства, а уже 21 ноября, в день Архистратига Божия Михаила, храм был освящен.

    Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

    Адрес: г. Тольятти, ул. Вокзальная, 21б.

    27 октября 2006 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освятил в Тольятти домовый храм, построенный на предприятии ОАО “Лада-Хлеб”. Церковь построена в честь иконы Божией Матери “Спорительница хлебов”.

     

    Храм во имя Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

     

     Храм в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев

    Адрес: г. Тольятти, на площади перед Дворцом бракосочетаний Автозаводского района 

    29 июля 2011 г. на площади перед Дворцом бракосочетаний Автозаводского района города Тольятти состоялся молебен и освящение места строительства венчального храма во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, и семейного просветительского центра.

    Домовые храмы и молельные комнаты

    Молельная комната механосборочного производства ОАО “АвтоВАЗ” во имя преп. Серафима Саровского.Действует с 2002 г.Находится на 5 вставке ОАО “АвтоВАЗ”.Окормляет протоиерей Димитрий Лескин.

    Православный просветительский центр сборочно-кузовного производства ОАО “АвтоВАЗ” во имя св. Димитрия Солунского.Действует с ноября 2003 г. Посвящен памяти директора МСП Дмитрия Маркушева.Находится на 3 вставке ОАО “АвтоВАЗ”.Окормляет протоиерей Димитрий Лескин.

    Православный просветительский центр энергетического производства ОАО «АВТОВАЗ» во имя Святого Николая, Мир Ликийских чудотворца.Действует с 6 марта 2007 г.Окормляет протоиерей Димитрий Лескин.

    Молельная комната хоккейного клуба “ЛАДА”.Действует с 2002 г.Находится во Дворце спорта “Волгарь” (2 этаж).

    Домовая церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца и часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского.Православный комплекс находится на территории 3-й отдельной гвардейской Варшавско-Берлинской Краснознамённой ордена Суворова 3-й степени бригады специального назначения.Адрес: г. Тольятти, Ворошилова, 2а.Окормляет Покровский приход, церковные службы c 2006 года проводит протоиерей Алексий Божков.

    pravoslavie-tlt.ru

    Иерей - кто это? Великие сподвижники

    Одним из основных направлений в христианстве является православие. Его исповедуют миллионы людей по всему миру: в России, Греции, Армении, Грузии и других странах. Храм Гроба Господня считается хранителем главных святынь в Палестине. Православные церкви существуют даже на Аляске и в Японии. В домах православных верующих висят иконы, которые представляют собой живописные изображения Иисуса Христа и всех святых. В XI веке христианская церковь раскололась на православную и католическую. Сегодня большинство православных людей проживает в России, так как одной из самых старейших церквей является Русская Православная Церковь, во главе которой стоит патриарх.

    Иерей - кто это?

    Существует три степени священства: дьякон, священник и епископ. Тогда иерей - кто это? Так называют священника низшего ранга второй степени православного священства, который с благословления епископа допускается к самостоятельному ведению шести церковных таинств, кроме таинства рукоприложения.

    Многих интересует происхождение титула иерей. Кто это и чем он отличается от иеромонаха? Стоит отметить, что само слово с греческого языка переводится как "жрец", в Русской церкви - это священник, которого в монашеском чине называют иеромонахом. В официальной или торжественной речи к священникам принято обращаться "Ваше Преподобие". Иереи и иеромонахи имеют право возглавлять церковную жизнь в городских и сельских приходах и называются они настоятелями.

    Подвиги священников

    Иереи и иеромонахи в эпоху великих потрясений ради веры жертвовали собой и всем тем, что у них было. Именно так подлинные христиане держались за спасительную веру во Христа. Их настоящий подвижнический подвиг церковь никогда не забывает и чтит со всеми почестями. Не каждый знает, сколько иереев-священников погибло в годы страшных испытаний. Их подвиг был настолько велик, что невозможно себе даже представить.

    Священномученик Сергий

    Иерей Сергий Мечев родился 17 сентября 1892 года в Москве в семье священника Мечева Алексея. Окончив гимназию с серебряной медалью, он пошел учиться в Московский университет на медицинский факультет, но потом перевелся на историко-филологический факультет и окончил его в 1917 году. В годы студенчества он посещал богословский кружок имени Иоанна Златоуста. В годы войны 1914 года Мечев работал в санитарном поезде братом милосердия. В 1917-м он часто бывал у патриарха Тихона, который с особым вниманием относился к нему. В 1918 году он получает благословение принять священство от Оптинских старцев. После этого, будучи уже отцом Сергием, никогда не оставлял своей веры в Господа Иисуса Христа и в самые сложные времена, пройдя лагеря и ссылки, даже под пытками не отказался от нее, за что и был расстрелян 24 декабря 1941 года в стенах Ярославского НКВД. Сергия Мечева причисли к лику святых новомучеников в 2000 году Архиерейским собором РПЦ.

    Исповедник Алексей

    Иерей Алексей Усенко родился в семье псаломщика Дмитрия Усенко 15 марта 1873 года. Получив семинарское образование, он был посвящен в сан священника и стал служить в одном из сел Запорожья. Так бы и трудился он в своих смиренных молитвах, если бы не революция 1917 года. В 1920-1930-х годах его особо не коснулись гонения советской властью. Но в 1936 году в селе Тимошовка Михайловского района, где он жил с семьей, местные органы закрыли церковь. Ему было уже тогда 64 года. Тогда иерей Алексей пошел работать в колхоз, но как священник продолжал свои проповеди, и везде находились люди, которые готовы были его слушать. Власти не смирились с этим и отправляли его в дальние ссылки и тюрьмы. Иерей Алексей Усенко безропотно терпел все лишения и издевательства и до конца дней был верен Христу и Святой Церкви. Вероятно, он так и умер в БАМЛАГЕ (Байкало-Амурском лагере) - доподлинно неизвестны день и место его смерти, скорее всего, он похоронен в лагерной братской могиле. Запорожская епархия обратилась в Священный Синод УПЦ, чтобы рассмотреть вопрос причисления иерея Алексея Усенко к лику местночтимых святых.

    Священномученик Андрей

    Иерей Андрей Бенедиктов родился 29 октября 1885 года в селе Воронино в Нижегородской губернии в семье священника Николая Бенедиктова.

    Его вместе с другими священнослужителями православных церквей и мирянами арестовали 6 августа 1937 года и обвинили в антисоветских разговорах и участии в контрреволюционных церковных заговорах. Иерей Андрей виновность свою не признал и против других показаний не давал. Это был настоящий священнический подвиг, он умер за свою непоколебимую веру в Христа. К лику святых был причислен Архиерейским собором РПЦ 2000 году.

    Василий Гундяев

    Он был дедом российского патриарха Кирилла и тоже стал одним из ярчайших примеров настоящего служения православной церкви. Родился Василий 18 января 1907 года в Астрахани. Чуть позже его семья переехала в Нижегородскую губернию, в город Лукьянов. Василий работал в железнодорожном депо механиком-машинистом. Он был очень религиозным человеком, в страхе божьем воспитывал и детей своих. Семья жила очень скромно. Однажды патриарх Кирилл рассказывал, что, будучи еще ребенком, спрашивал у деда, куда он дел деньги и почему ничего не скопил ни до, ни после революции. Тот ответил, что все средства отправлял на Афон. И вот, когда патриарх оказался на Афоне, он решил проверить этот факт, и, что, в принципе, неудивительно, это оказалось чистой правдой. В монастыре Симонометра есть старые архивные записи начала ХХ века на вечное поминовение иерея Василия Гундяева.

    В годы революции и жестоких испытаний иерей отстаивал и сохранил свою веру до конца. Он провел в гонениях и заточениях около 30 лет, за это время просидел в 46 тюрьмах и 7 лагерях. Но эти годы не сломили веру Василия, он скончался восьмидесятилетним старцем 31 октября 1969 года в селе Оброчном Мордовской области. Святейший патриарх Кирилл, будучи студентом Ленинградской академии, участвовал в отпевании своего дедушки вместе со своим отцом и родственниками, которые тоже стали священниками.

    "Иерей-сан"

    Очень интересный художественный фильм сняли российские кинематографисты в 2014 году. Его название - "Иерей-сан". У зрителей сразу же появилось много вопросов. Иерей - кто это? О ком пойдет речь в картине? Идею фильма подсказал Иван Охлобыстин, который когда-то увидел в храме среди священников настоящего японца. Сей факт вверг его в глубокие размышления и изучения.

    Оказывается, в Японию в 1861 году, во времена гонений на чужеземцев с островов, рискуя своей жизнью, приехал с миссией распространения православия иеромонах Николай Касаткин (Японский). Он несколько лет посвятил изучению японского, культуры и философии, чтобы перевести Библию на этот язык. И вот спустя несколько лет, а точнее в 1868 году, священника подстерег самурай Такума Савабэ, который захотел убить его за то, что тот проповедует чуждые вещи для японцев. Но иерей не дрогнул и сказал: «Как же ты можешь меня убить, если не знаешь за что?» Он предложил рассказать о жизни Христа. И проникнувшись рассказом священника, Такума, будучи японским самураем, стал православным священником – отцом Павлом. Он прошел много испытаний, потерял семью, свое имение и стал правой рукой отца Николая.

    В 1906 году Святейший Синод Николая Японского возвел в сан архиепископа. В этот же год произошло основание Киотского викариатства Православной церковью в Японии. Он умер 16 февраля 1912 года. Равноапостольный Николай Японский причислен к лику святых.

    В заключении хочется отметить, что все люди, о которых велась речь в статье, хранили веру как искорку от большого костра и разносили ее по всему свету, чтобы народ узнал, что нет большей истины, чем христианское православие.

    fb.ru

    .Ru

    • ,
    • -
    • (),
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • (),
    • -
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • (),
    • ,
    • ,
    • -
    • (),
    • A
    • ,
    • (),
    • (),
    • (),
    • ,
    • (),
    • (),
    • (),
    • (),
    • (),
    • (),
    • (),
    • ,
    • ,
    • , - -
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • (),
    • (),
    • (),
    • (),
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • -
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • , c
    • ,
    • ,
    • (),
    • (),
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • (),
    • ,
    • (),
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • (),
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • ,
    • -
    • ,
    • ,
    • ,
    • , c
    • ,
    • ,

    www.pravoslavie.ru

    Духовенство | Иоанно-Предтеченский приход, г. Ульяновск

    Настоятель Иоанно-Предтеченского прихода — митрофорный протоиерей Сергий Ефремов.

     

    Штатные священнослужители прихода:

    Игумен Корнилий (Кабаргин)

    Игумен Корнилий (в миру Кабаргин Вячеслав Иванович) родился 12 июля 1967 года в п. Первомайском Балашовского района Саратовской области. Крещен в дошкольном возрасте в Михайло-Архангельском соборе города Балашова. После окончания средней школы поступил в Саратовский зооветеринарный институт, факультет ветеринарии. С 1986 по 1988 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии, в железнодорожных войсках.

    После окончания института в 1990 г. поступил во 2-ой класс Московской Духовной Семинарии. В 1991 г. зачислен в братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Нес послушания посошника, в ризнице. 11 марта 1993 г. был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) с именем Корнилий, в честь прп. Корнилия Комельского (тезоименитство — 1 июня по нов.ст.). В 1993 году был зачислен на I курс Московской Духовной Академии. 15 июля 1993 года был рукоположен в иеродиакона епископом Истринским Арсением.

    В 1996 году направлен на преподавание в Саратовскую Духовную Семинарию, где на протяжении ряда лет нес различные послушания в администрации СДС. 28 мая 1996 года архиепископом Саратовским и Вольским Александром рукоположен в сан пресвитера. В 1996 году, находясь на заключительном, IV курсе МДА, был переведен на заочное обучение. Академию закончил в 1997 году.

    Иерархические награды: 11.09.96 – набедренник, 5.04.99 – наперсный крест, 26.03.01 – сан игумена, Пасха 2012 г. – палица.

    В июне 2002 года переехал в Симбирскую и Мелекесскую епархию. Преподает на православно-педагогических курсах (Священное Писание Нового Завета), в катехизаторской школе при епархиальном управлении, систематический катехизис при храме.

     

    Иерей Игорь Казачков

    Иерей Игорь Казачков родился 26 августа 1991 года в р.п. Николаевка Ульяновской области. Крещён в 13 лет в храме в честь святителя Николая Чудотворца. По окончании средней школы (после 9 класса) в 2006 году поступил в Профессиональное училище №38 на профессию повар-кондитер.

    В 2009 году, окончив училище, поступил в Самарскую Духовную Семинарию (СамПДС). В течение всего периода обучения в семинарии нес послушание алтарника в Покровском кафедральном соборе г. Самары.

    После окончания семинарии 8 сентября 2013 года был рукоположен по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла (+2014) епископом Мелекесским и Чердаклинским Диодором в Неопалимовском  храме г. Ульяновска в сан диакона, после рукоположения, был назначен помощником председателя ОРОиК Симбирской и Новоспасской Епархии по направлению взаимодействия с образовательными учреждениями.

    19 августа 2014 года митрополитом Симбирским и Новоспасским Феофаном был рукоположен в сан пресвитера.

    С 1 февраля 2014 года является штатным клириком Иоанно-Предтеченского прихода г. Ульяновска. С 14 сентября 2014 года является преподавателем Закона Божьего в воскресной школе Прихода.

     

    Иерей Михаил Литвищенко 

    Родился в 1985 году в г. Ульяновске. Крещён в 5 лет. По окончании средней школы (после 11 класса) с 2002 по 2007 год обучался в Ульяновском государственном университете (УлГУ) по специальности «Прикладная математика и информатика».

    В 2012 году поступил в Самарскую духовную семинарию (СамПДС). Во время заочного обучения в семинарии нес послушание иподиакона в Воскресенско-Германовском соборе г. Ульяновска.

    4 ноября 2015 был рукоположен митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием в Спасо- Вознесенском кафедральном соборе г. Ульяновска в сан диакона. 24 июля 2016 года митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием был рукоположен в cан пресвитера.

    С 1 августа 2016 года является штатным клириком Иоанно-Предтеченского прихода г.Ульяновска.

    После окончания семинарии с 1 октября 2017 года назначен руководителем православного молодёжного клуба при Иоанно-Предтеченском приходе.

    simb-predtech.cerkov.ru

    Храмы Тольятти - это... Что такое Храмы Тольятти?

    Храмы Тольятти

    В период с основания города в 1737 году и до 1750 года в Ставрополе было построено пять православных церквей. Крупнейшим из храмов в Ставрополе был Троицкий собор. Он, как и остальные церкви и соборы, был взорван и разобран, а затем затоплен вместе со всем старым Ставрополем.

    Существует легенда о том, что в 1894 году святой праведный Иоанн Кронштадтский предсказал будущее затопление Ставрополя: посетив город, он отслужил молебен в Троицком соборе, а затем сообщил собравшимся: «Городок ваш хороший, но будет затоплен водой»[1].

    Только в 1985 в Тольятти был построен первый храм.

    Храм Успения Пресвятой Богородицы

    Православные храмы

    Сегодня в городе действуют:

    Храмы и соборы

      • Спасо-Преображенский собор — ул. Революционная, 32 квартал, протоиерей Валерий Марченко (занимает должность благочинного).
      • Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших — при архиерейском подворье управляющего Самарской епархией, ул. Революционная, 74, протоиерей Димитрий Лескин.
      • Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы — Улица Ворошилова , 2Б, храм находится в стадии строительства, игумен Иларион (Скачков)(скончался 19.05.2010 г., похоронен на прихрамовой территории у алтаря).
      • Приход во имя св. Великомученика и целителя Пантелеимона — в детском корпусе Медгородка, б-р Здоровья, 25, протоиерей Андрей Гриев, храм находится в стадии строительства.
      • Приход Святителя Николая Чудотворца — службы проходят во временном помещении: ул 70 лет Октября, 28б, иерей Феодор Гавриленко.
      • Приход в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского — ул. 70 лет Октября, 62, протоиерей Александр Здоренко.
      • Церковь Великомученика Георгия Победоносца — домовая церковь Тольяттинского филиала Санкт-Петербургского высшего военно-строительного инженерного училища, ул. Ворошилова, 2А, окормляется Преображенским собором.
      • Храм «В честь Матери Божьей Спорительницы хлебов» — на территории предприятия ОАО «Лада-хлеб»,
      • Приход Святого Преподобного Серафима Саровского — пр-т Степана Разина, 86а, протоиерей Александр Столяров.
      • Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы — ул. 70 лет Октября, 59, игумен Иларион (Скачков).
    Свято-Тихоновский храм
      • Свято-Тихоновский храм — ул. Краснодонцев, 60, протоиерей Андрей Матвеев (занимает должность благочинного).
      • Приход во имя Святого Преподобного Серафима Саровского — мр-н Шлюзовой, ул. Железнодорожная, 23 секция 4, иерей Сергий Гаврилушкин.
      • Приход в честь св.равноапостольной Марии Магдалины  — мр-н Шлюзовой, ул. Никонова, 8, иерей Прокопий Гудков. Планируется строительство храма.
      • Домовая церковь во имя Анастасии Узорешительницы — посёлок Фёдоровка, исправительная колония № 16. Окормляет: иерей Глеб Вечелковский.
      • Приход во имя Святителя Николая Чудотворца — мр-н Жигулёвское море, ул. Достоевского, 52. Окормляет: иерей Андрей Верещагин.
      • Приход во имя святого Архистратига Божия Михаила — посёлок Поволжский, службы идут в приспособленном помещении, ул. Полевая, 28. Храм в стадии строительства. Настоятель: иерей Олег Мороз.
      • Храм в честь блаженной Матроны Московской (кладбищенская церковь) — территория городского «тоазовского» кладбища.
    • Центральный район:
      • Храм во имя Казанской иконы Божией Матери — ул. Вавиловой, 2, настоятель: протоиерей Николай Манихин (занимает должность благочинного).
      • Приход в честь Святой Троицы с храмом в честь Иоанна Богослова — ул. Голосова, 93а. Установлен памятный крест и отведено место под строительство будущего Троицкого собора, иерей Николай Агафонов.
      • Храм Успения Пресвятой Богородицы — Портпосёлок, Комсомольское шоссе, 2А, иерей Иоанн Ермаков.
      • Приход Всех святых (кладбищенская церковь) — в районе с. Тимофеевка, Обводное шоссе, 1Г, на территории нового кладбища Тольятти. Настоятель иерей Глеб Вечелковский.
      • Храм-часовня святой блаженной Ксении Петербургской — Центральный район, территория горбольницы № 1, ул. Октябрьская, 68 к.4, иерей Максим Приходько.

    Часовни

    Христорождественская часовня
    • Часовня во имя Святого Архистратига Божьего Михаила — домовая церковь АО «АвтоВАЗ», напротив НТЦ АО «АВТОВАЗ», окормляется протоиереем Димитрием Лескиным.
    • Христорождественская часовня — приписана к Свято-Троицкому приходу, Центральный район, Центральная площадь.
    • Часовня блаженного Князя Александра Невского — на территории Тольяттинского филиала Санкт Петербургского высшего военно-строительного инженерного училища, ул. Ворошилова, 2А.
    • Часовня Великомученика Пантелеимона — Комсомольский район, в помещении МСЧ № 4.
    • Часовня Святого Духа — в помещении Самарской гуманитарной академии, Комсомольский район, ул. Чайкиной, 87, окормляет иерей Сергий Гаврилушкин.
    • Часовня в Социальной гостинице — посёлок Поволжский, ул. Вавилова, 64. Окормляет иерей Олег Мороз.
    • Храм — часовня Святой царицы Тамары (просветительницы Грузии) — Комсомольский район, ул. Мурысева 19 В, в стадии строительства. Окормляет иерей Сергий Паруков.
    • Часовня Илии Пророка — баныкинское кладбище, Баныкина 41а. Окормляет иерей Алексей Ундер.

    Прочее

    Соборная мечеть
    • Соборная мечеть — в Центральном районе Тольятти, ул. Ларина, 24. Построена всего за два года и открыта в 1996 году. Вместимость — до 3000 человек. Сейчас идёт строительство второй очереди. Имам-мухтасиб: Гумеров Ислам Минсалихович.
    • Исламский религиозный центр «Байт-Аллах» — строящийся комплекс «Джума Джами мечеть» с планируемой вместимостью более 20000 человек, б-р Космонавтов, имам-мухтасиб Галиаскаров Анас Галиахметович.
    • Религиозное общество махалля «Вахдад» — Автозаводской район, ул. 40 лет Победы, д. 88, 1 этаж. Имам: Назимов Гурез Барумович.

    Другие мусульманские движения представлены религиозным объединением «Эль — Нур» и объединением содействия возрождению культуры и веры ислама «Мирас».

    • Приход Божьей Матери Фатимской Римско-католической церкви — относится к епархии Святого Климента в Саратове, ул. Курчатова 14/84[2]. Священники: настоятель отец Артур Вильчек, отец Мирослав Давлевич (орден редемптористов). Богослужения приход проводит в часовне на углу ул. Революционной и Приморского бульвара. Первоначально часовня располагалась на углу ул. Свердлова и Юбилейной, но перенесена на новое место[3] — в связи со стройкой на первоначальном месте расположения часовни нового православного института. Освящена в декабре 1998 г.

    В планы Католической церкви входит строительство храма[4]. Планируется, что строительство начнётся весной 2012 года на участке рядом с дворцом спорта Волгарь[5].

    • Старообрядческая община — фактический адрес Автозаводской район, ул. Юбилейная, д.19, кв. 54. Иерей: Димитрий Анатольевич Мартышкин.
    • Тольяттинское подворье старообрядческой общины г. Самара Древлеправославной Поморской церкви — г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 17. Наставник в г. Самаре, выполняющий полный обряд: Половинкин Павел Владимирович.

    Планируется возведение старообрядческого храма.[6]

    • Еврейский общинный центр Тольятти — Автозаводской район, ул. Маршала Жукова, 9. Главный раввин Меир Фишер, Двора Фишер.

    Школа «Ор-Авнер», детский сад, воскресная школа, Женский клуб, Миквэ

    • Армянская церковь-часовня в комплексе Центра национальной армянской культуры — ул. Маршала Жукова, севернее здания № 31, пока только согласован участок под строительство.
    • Буддийский центр Алмазного Пути школы Карма Кагью — Автозаводской район, ул. Спортивная, 16-59

    Общество Сознания Кришны

    • Общество Сознания Кришны — Центральный район, ул. Баныкина, 6-115
    • Самарское региональное общество Сознания Кришны — Ленинский проспект, 3-99
    • Церковь Евангельских Христиан «Пробуждение» — ул. Маршала Жукова, 48, 3 подъезд, цокольный этаж
    • Церковь Евангельских Христиан — баптистов «Возрождение» — б-р Баумана, 2а; б-р Королева, 20
    • Церковь Евангельских Христиан — баптистов «Благословение» — Комсомольский район, ул. Шлюзовая, 29-43
    • Церковь Евангельских Христиан — баптистов «Благая весть» — Центральный район, 6-ой Онежский переулок, д. 6
    • Церковь Христиан Веры Евангельской «Тольяттинский Христианский центр» — ул. Ленинградская, 2А, ДК «Машиностроитель»
    • Христианская церковь "Новое поколение" - с.Тимофеевка, Улица Строителей, 96

    Также существует ещё несколько организаций протестантов, встречающихся в основном, на частных квартирах.

    Прочие

    Ссылки

    Примечания

    dic.academic.ru