Лада Селиванова: "Люблю театр и социальные танцы". Лада селиванова
Дубна | Лада Селиванова: "Люблю театр и социальные танцы" - БезФормата.Ru
Мне бы только мой крошечный вклад внести,
За короткую жизнь сплести
Хотя бы ниточку шёлка.
Ольга Пулатова
Лада Леонидовна Селиванова – абсолютная противоположность классическому представлению о школьной учительнице. Особенно – русского языка. И все-таки она учительница русского. Но никакого занудства! Вечный драйв, молодая, красивая, хотя уже учит детей своих учеников, а школьному театру, который она создала в лицее №6, в этом году исполняется 20 лет.
Лада Леонидовна переписывается с учениками ВКонтакте, приезжает в гости к своим выпускникам в другой город, чтобы сходить с ними в театр. Вместо того чтобы смотреть по телевизору фигурное катание и всякие другие танцы «со звездами», она танцует сама. Любит «Чайф», «Кино» и БГ.
Летом она странствовала по окрестностям Лос-Анджелеса, медитировала на берегу океана, каталась на велосипеде, на серфинге, на джипе, на крошечном самолетике, лазила по горам и вела такой потрясающий блог, от которого оторваться невозможно.
Она все время чему-то учится и при этом неустанно «плетет» свою «ниточку шелка» (цитата в начале текста одна из ее любимых). Эта прекрасная «ниточка» под названием театр «Экополис» в 2013 году получила Гран-при на XX Открытом всероссийском фестивале «Веснушки». Коллектив Лады Селивановой стал лучшим из 17 любительских театров, приехавших со всей России.
– Лада Леонидовна, вы все время в окружении книг и пьес, а откуда у вас любовь к художественному слову? Откуда литературный вкус?
– Это Римма Анатольевна Мухина. Я у нее училась в десятом классе. До ее прихода я собиралась быть математиком. Училась на подготовительных курсах МГУ. Полгода оставалось до поступления, и я бросаю эти курсы со словами: «Я буду как Римма Анатольевна преподавать литературу. Серебряный век, Ахматова…» Мама в слезы. Она долго не могла простить Римме Анатольевне этого поворота в моей судьбе. Встречала ее на улице, плакала и говорила: «Это всё из-за вас! Я думала, моя дочь будет программистом, а она в пединститут…» Правда, сейчас, когда мама видит наши спектакли, она уже не так расстраивается. И, думаю, так же, как и я, благодарна Римме Анатольевне, этому гениальному педагогу, сумевшему нескольким поколениям своих учеников привить любовь к художественному слову.
– Почему же вы в итоге не преподаете литературу?
– А ты знаешь, не получилось. И я это поняла еще в институте, когда у нас была практика в школе. Мы ходили друг к другу на уроки, и я видела, что моя соседка по комнате – потрясающая учительница. Она на уроке умела так поставить какие-то проблемные вопросы, так повернуть книгу, что сразу хотелось в эту самую книгу влезть и поискать ответы про жизнь. А у меня так не получалось. Может быть, поэтому я начала ставить пьесы – и в них ставить эти вопросы.
– Я все время вспоминаю ваш спектакль «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина. Он произвел на меня огромное впечатление. Было ощущение, что я еду в этом поезде и вокруг идет война.
– Для меня Великая Отечественная война – это очень личная и больная тема, у меня оба деда воевали, один пропал без вести… Так что для меня 9 Мая – это однозначно праздник со слезами на глазах. И, наверное, мне удалось это свое восприятие передать девочкам, с которыми мы делали спектакль. Мы его ставили очень душевно. Дурацкая параллель, но я в то время как раз впервые посмотрела фильм «Грязные танцы». Там мальчик, который учил героиню танцевать, говорил ей: «Слушай сердце. Ту-тум, ту-тум, ту-тум». Мы вот точно так же слушали стук колес. Я говорила: девочки, как сердце бьется – ту-тум, ту-тум, ту-тум. И вот на это «ту-тум» весь спектакль был поставлен.
– Вы следите за судьбами своих выпускников? Кто-то из них связал свою жизнь с профессиональным театром?
– Маша Утробина – наш замечательный театральный художник. Она и в ТЮЗе работает, и во МХАТе преподает, и еще и кино умудряется снимать. Она член Союза художников, защитила диссертацию. Маша очень талантливый человек и востребованный профессионал, и я горжусь тем, что она не забывает об «Экополисе»: например, костюмы к «Хануме» мы делали под ее чутким руководством – и очень красивый получился спектакль!
– Кто-то стал актером, режиссером?
– Саша Дмитриев сейчас лидирует. Ты не смотришь «Студию 17»? Это сериал, где он играет главную роль. Но сериал – это не самое главное, просто это то, что всем видно. А вот на будущей неделе мы поедем на пластический спектакль, который поставила Алла Сигалова в Центре Мейерхольда. Называется он «Мp3. Равель». Мне уже столько людей сказало, что спектакль отличный и Саша там самый лучший, что надо ехать и смотреть.
А ведь Саша отучился три года в Высшей школе экономики, бросил ее и поступил во МХАТ. И никто его в этом не поддержал. Все говорили: «Саша, что ты делаешь?!» Даже я не поддержала… И мне сейчас тепло на душе оттого, что он меня простил.
Наша Леночка Троян играет в Питере в «Бернарде Альбе» по Гарсиа Лорке. У них, судя по фотографиям, великолепный спектакль. Такая жестокая трагедия. Я много раз перечитывала эту пьесу, но на трагедию у меня руки не поднимаются, хотя там много женских ролей, как раз на наш состав.
Мальчишки Миша Приходько с Димой Чмырь – очень креативные ребята, они снимают какое-то необыкновенное видео, у них своя компания под названием «Не ФАКТ продакшн».
А еще у меня есть Даша Борисова. Она закончила наш университет и пошла на второе высшее в ГИТИС – учится режиссуре музыкальных театров. Мне кажется, у нее тоже все будет очень здорово.
Еще учась в нашем университете, она поставила настоящий мюзикл в ДК «Мир» по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи». Причем сама набрала команду, сшила костюмы, поставила танцы, развела все мизансцены. С родителями они сколотили трехэтажные декорации, мне такие просто не снились! Не побоялась загнать певцов на эти огромные конструкции, они оттуда пели и при этом ездили. Там всё поднималось, опускалось, электронные декорации сменяли друг друга. Я когда увидела такой размах, другими глазами посмотрела на эту девочку. Боже мой, она ничего не боится, она горы свернет!
– За что вы любите свой театр?
– Знаешь, наверно, за какую-то почти семейную, теплую атмосферу, за то, что мы сидим днями, ночами, общаемся, на переменках что-то обсуждаем, ВКонтакте переписываемся, чуть ли не ночуем в школе. Нас сторожа выгоняют.
– То есть театр – это все-таки процесс.
– Конечно. По крайней мере, школьный любительский театр – это в первую очередь общение. Постановка спектакля – очень важная вещь, но все-таки, скорее, это повод для общения, чем стремление к какому-то профессиональному результату.
– Как вы подбираете пьесы? Много читаете?
– Очень. Пьес читаю море. Чтобы выбрать пьесу, каждый раз прочитываю около сотни текстов. Скачиваю из Интернета. Есть шикарная библиотека «У паровоза». Это такой театр, и у них электронная библиотека. Есть и другие электронные библиотеки пьес. Где-то можно прямо задавать количество мужских и женских ролей, а для нас это частенько актуально.
Иногда удается очень здорово переделать пьесу «под себя». «Волчок» Василия Сигарева – как раз такая работа. Там пьеса на 20 человек, а наши девчонки Ксения Кузнецова и Виктория Осипенко ее сыграли вдвоем, причем они и текст разложили сами.
Это страшная история маленькой девочки и ее матери-алкоголички. Но мне захотелось поставить именно эту вещь, потому что она очень талантливо написана, и в ней абсолютно четко читается мысль автора, что, ребята, ну так жить нельзя.
– На радио вы рассказывали, что решили поставить эту пьесу как спектакль о любви. А другие пьесы, которые вы ставите, о чем они?
– Ты знаешь, это просто удивительно. Мы долго не могли придумать – о чем будет спектакль «Волчок». А до этого ставили «Дурочку» – о том, как любовь преображает мир. И всегда у нас получалось, что мы так или иначе ставим о любви, о той или иной любви, она же всегда разная. И когда мы читали эту ужасную пьесу, точнее, пьеса-то очень талантливая. Жизнь тяжелая, ситуация ужасная, персонажи жуткие. И мы должны были решить, о чем ставим. И я в какой-то момент пришла и говорю: «Ребят, вы будете смеяться, но я поняла, о чем мы будем ставить. В «Экополисе» просто по-другому быть не может. Будем играть про любовь». И сразу сказала, что в конце будет песня «Битлз» All you need is love. Что это будет гимн спектакля. И нас за эту песню ругали, но я ее не уберу, потому что это то, куда весь спектакль стремится. Получается это или нет – уже другой вопрос.
– Лада Леонидовна, когда я общаюсь с вами, мне все время кажется, что вы непрерывно куда-то идете и чему-то учитесь. Чему в данный момент?
– Вот сейчас учусь водить автомобиль. Сдала теорию, сдала «площадку». И теперь мне предстоит освоить «город».
Если говорить о хобби, то я очень люблю танцевать. Безумно люблю танцевать. Несколько лет назад у нас в Дубне был проект «Танцы со звездами». И я его выиграла. Я себя ощущала просто королевой. В паре с Лешей Воронцовым мы танцевали целую программу: вальс, джайв, ча-ча-ча.
Сейчас иногда хожу на социальные парные танцы. В ДК «Мир», в четвертой школе.
– А что такое социальные танцы?
– Хастл, бачата, сальса – вот такие штуки. И я смотрю на людей, которые умеют это танцевать – как классно! Вот в Америке мы провели один незабываемый вечер. Там ряд ресторанов просто устраивают, например, по вторникам и четвергам сальсу. И они отдают целый зал под это. Приходят абсолютно незнакомые друг с другом люди, это может быть кто угодно. Мне кажется, в Москве тоже есть такие сальса-дискотеки. Но далеко. До Америки-то ближе! Там первый час для начинающих. Урок. Шаги, элементарные повороты. Следующий час для продолжающих – какая-то более сложная связочка. А потом дискотека. Все всех приглашают и танцуют. Какое наслаждение!
Туда приходят разные люди. Ближе к полуночи в этот процесс включается живой оркестр. И там уже такие танцоры приходят! Мастера! И мы сидели, просто раскрыв рот, и смотрели: Боже! Как красиво! И тоже хочется.
– Вы вот сказали, что выиграли танцевальный конкурс в Дубне. А вы же с театром «Экополис» чего только не выигрывали! Я смотрела список фестивалей и конкурсов, где ваш театр был отмечен разными наградами – это ведь 10,5 страниц убористым шрифтом. Трудно поверить, что речь идет о школьном театре. В этом году, например, «Экополис» выиграл Гран-при на фестивале «Веснушки»
– Это наш первый Гран-при за 20 лет существования театра. Я думала, что мы по жизни всегда будем вторыми. Мы брали лауреатство на многих фестивалях и со многими спектаклями. Это очень почетно, здорово и круто, но все-таки это второе место. И вот такая веха в нашей судьбе, такой подарок к 20-летию.
– Если написать список Лады Селивановой – книжки, фильмы, спектакли. Мимо чего нельзя пройти, что нужно увидеть, услышать, прочитать обязательно?
– Достоевского, непременно. И посмотреть сериал «Идиот» с Евгением Мироновым. Мне кажется, это гениально сделано. Обязательно нужно послушать Моцарта. Это живой оптимизм. Сгусток энергии, который тебе дарится.
– Ирина Серафимовна Шачнева, основательница «Рапсодии», нам когда-то на хоре рассказывала, что она поняла, что Бог существует, когда послушала музыку Моцарта. Она поняла, что если эта музыка существует, его просто не может не быть.
– Потрясающе. Эта музыка подпитывает и приподнимает.
– XX век оставил нам в наследство что-нибудь, что обязательно нужно в себя впитать?
– Серебряный век, всенепременно. Ахматову обожаю, хоть тысячу лет не перечитывала. Но так много читала в школе на факультативах у Риммы Анатольевны и переписывала. Тогда же невозможно было купить книжку. Из журналов все переписывалось в тетрадочку, выучивалось. Потом мы обменивались тетрадочками, друг у друга списывали слова. И вот с тех пор строчки всплывают.
Если говорить о кино, мне очень нравится «Вальмон» Милоша Формана. Масса советских фильмов, например, «Жестокий романс» и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
– Что вы считаете своим главным достижением? Чем вы гордитесь?
– Сразу и не вспомнить… Есть, например, у нашего театра диплом от Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Это мы играли спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» в рамках антинаркотического марафона в Дубне. Вот этим, пожалуй, горжусь. Мы тогда показывали спектакль для трудных подростков из разных ПТУ. Был целый зал на улице Балдина. В начале спектакля «пробить» эту аудиторию было очень тяжело. Но потом получилось. Зрители в зале плакали. Это, наверно, самая большая наша победа. Мы этот зал взяли.
Периодически какие-то вещи делаю, которыми горжусь, а потом о них забываю. Столько всего не сделано, не освоено…
Анна ЭПШТЕЙН
Фото из архива Лады СЕЛИВАНОВОЙ
dubna.bezformata.ru
"Люблю театр и социальные танцы"
Мне бы только мой крошечный вклад внести,
За короткую жизнь сплести
Хотя бы ниточку шёлка.
Ольга Пулатова
Лада Леонидовна Селиванова – абсолютная противоположность классическому представлению о школьной учительнице. Особенно – русского языка. И все-таки она учительница русского. Но никакого занудства! Вечный драйв, молодая, красивая, хотя уже учит детей своих учеников, а школьному театру, который она создала в лицее №6, в этом году исполняется 20 лет.
Лада Леонидовна переписывается с учениками ВКонтакте, приезжает в гости к своим выпускникам в другой город, чтобы сходить с ними в театр. Вместо того чтобы смотреть по телевизору фигурное катание и всякие другие танцы «со звездами», она танцует сама. Любит «Чайф», «Кино» и БГ.
Летом она странствовала по окрестностям Лос-Анджелеса, медитировала на берегу океана, каталась на велосипеде, на серфинге, на джипе, на крошечном самолетике, лазила по горам и вела такой потрясающий блог, от которого оторваться невозможно.
Она все время чему-то учится и при этом неустанно «плетет» свою «ниточку шелка» (цитата в начале текста одна из ее любимых). Эта прекрасная «ниточка» под названием театр «Экополис» в 2013 году получила Гран-при на XX Открытом всероссийском фестивале «Веснушки». Коллектив Лады Селивановой стал лучшим из 17 любительских театров, приехавших со всей России.
– Лада Леонидовна, вы все время в окружении книг и пьес, а откуда у вас любовь к художественному слову? Откуда литературный вкус?
– Это Римма Анатольевна Мухина. Я у нее училась в десятом классе. До ее прихода я собиралась быть математиком. Училась на подготовительных курсах МГУ. Полгода оставалось до поступления, и я бросаю эти курсы со словами: «Я буду как Римма Анатольевна преподавать литературу. Серебряный век, Ахматова…» Мама в слезы. Она долго не могла простить Римме Анатольевне этого поворота в моей судьбе. Встречала ее на улице, плакала и говорила: «Это всё из-за вас! Я думала, моя дочь будет программистом, а она в пединститут…» Правда, сейчас, когда мама видит наши спектакли, она уже не так расстраивается. И, думаю, так же, как и я, благодарна Римме Анатольевне, этому гениальному педагогу, сумевшему нескольким поколениям своих учеников привить любовь к художественному слову.
– Почему же вы в итоге не преподаете литературу?
– А ты знаешь, не получилось. И я это поняла еще в институте, когда у нас была практика в школе. Мы ходили друг к другу на уроки, и я видела, что моя соседка по комнате – потрясающая учительница. Она на уроке умела так поставить какие-то проблемные вопросы, так повернуть книгу, что сразу хотелось в эту самую книгу влезть и поискать ответы про жизнь. А у меня так не получалось. Может быть, поэтому я начала ставить пьесы – и в них ставить эти вопросы.
– Я все время вспоминаю ваш спектакль «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина. Он произвел на меня огромное впечатление. Было ощущение, что я еду в этом поезде и вокруг идет война.
– Для меня Великая Отечественная война – это очень личная и больная тема, у меня оба деда воевали, один пропал без вести… Так что для меня 9 Мая – это однозначно праздник со слезами на глазах. И, наверное, мне удалось это свое восприятие передать девочкам, с которыми мы делали спектакль. Мы его ставили очень душевно. Дурацкая параллель, но я в то время как раз впервые посмотрела фильм «Грязные танцы». Там мальчик, который учил героиню танцевать, говорил ей: «Слушай сердце. Ту-тум, ту-тум, ту-тум». Мы вот точно так же слушали стук колес. Я говорила: девочки, как сердце бьется – ту-тум, ту-тум, ту-тум. И вот на это «ту-тум» весь спектакль был поставлен.
– Вы следите за судьбами своих выпускников? Кто-то из них связал свою жизнь с профессиональным театром?
– Маша Утробина – наш замечательный театральный художник. Она и в ТЮЗе работает, и во МХАТе преподает, и еще и кино умудряется снимать. Она член Союза художников, защитила диссертацию. Маша очень талантливый человек и востребованный профессионал, и я горжусь тем, что она не забывает об «Экополисе»: например, костюмы к «Хануме» мы делали под ее чутким руководством – и очень красивый получился спектакль!
– Кто-то стал актером, режиссером?
– Саша Дмитриев сейчас лидирует. Ты не смотришь «Студию 17»? Это сериал, где он играет главную роль. Но сериал – это не самое главное, просто это то, что всем видно. А вот на будущей неделе мы поедем на пластический спектакль, который поставила Алла Сигалова в Центре Мейерхольда. Называется он «Мp3. Равель». Мне уже столько людей сказало, что спектакль отличный и Саша там самый лучший, что надо ехать и смотреть.
А ведь Саша отучился три года в Высшей школе экономики, бросил ее и поступил во МХАТ. И никто его в этом не поддержал. Все говорили: «Саша, что ты делаешь?!» Даже я не поддержала… И мне сейчас тепло на душе оттого, что он меня простил.
Наша Леночка Троян играет в Питере в «Бернарде Альбе» по Гарсиа Лорке. У них, судя по фотографиям, великолепный спектакль. Такая жестокая трагедия. Я много раз перечитывала эту пьесу, но на трагедию у меня руки не поднимаются, хотя там много женских ролей, как раз на наш состав.
Мальчишки Миша Приходько с Димой Чмырь – очень креативные ребята, они снимают какое-то необыкновенное видео, у них своя компания под названием «Не ФАКТ продакшн».
А еще у меня есть Даша Борисова. Она закончила наш университет и пошла на второе высшее в ГИТИС – учится режиссуре музыкальных театров. Мне кажется, у нее тоже все будет очень здорово.
Еще учась в нашем университете, она поставила настоящий мюзикл в ДК «Мир» по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи». Причем сама набрала команду, сшила костюмы, поставила танцы, развела все мизансцены. С родителями они сколотили трехэтажные декорации, мне такие просто не снились! Не побоялась загнать певцов на эти огромные конструкции, они оттуда пели и при этом ездили. Там всё поднималось, опускалось, электронные декорации сменяли друг друга. Я когда увидела такой размах, другими глазами посмотрела на эту девочку. Боже мой, она ничего не боится, она горы свернет!
– За что вы любите свой театр?
– Знаешь, наверно, за какую-то почти семейную, теплую атмосферу, за то, что мы сидим днями, ночами, общаемся, на переменках что-то обсуждаем, ВКонтакте переписываемся, чуть ли не ночуем в школе. Нас сторожа выгоняют.
– То есть театр – это все-таки процесс.
– Конечно. По крайней мере, школьный любительский театр – это в первую очередь общение. Постановка спектакля – очень важная вещь, но все-таки, скорее, это повод для общения, чем стремление к какому-то профессиональному результату.
– Как вы подбираете пьесы? Много читаете?
– Очень. Пьес читаю море. Чтобы выбрать пьесу, каждый раз прочитываю около сотни текстов. Скачиваю из Интернета. Есть шикарная библиотека «У паровоза». Это такой театр, и у них электронная библиотека. Есть и другие электронные библиотеки пьес. Где-то можно прямо задавать количество мужских и женских ролей, а для нас это частенько актуально.
Иногда удается очень здорово переделать пьесу «под себя». «Волчок» Василия Сигарева – как раз такая работа. Там пьеса на 20 человек, а наши девчонки Ксения Кузнецова и Виктория Осипенко ее сыграли вдвоем, причем они и текст разложили сами.
Это страшная история маленькой девочки и ее матери-алкоголички. Но мне захотелось поставить именно эту вещь, потому что она очень талантливо написана, и в ней абсолютно четко читается мысль автора, что, ребята, ну так жить нельзя.
– На радио вы рассказывали, что решили поставить эту пьесу как спектакль о любви. А другие пьесы, которые вы ставите, о чем они?
– Ты знаешь, это просто удивительно. Мы долго не могли придумать – о чем будет спектакль «Волчок». А до этого ставили «Дурочку» – о том, как любовь преображает мир. И всегда у нас получалось, что мы так или иначе ставим о любви, о той или иной любви, она же всегда разная. И когда мы читали эту ужасную пьесу, точнее, пьеса-то очень талантливая. Жизнь тяжелая, ситуация ужасная, персонажи жуткие. И мы должны были решить, о чем ставим. И я в какой-то момент пришла и говорю: «Ребят, вы будете смеяться, но я поняла, о чем мы будем ставить. В «Экополисе» просто по-другому быть не может. Будем играть про любовь». И сразу сказала, что в конце будет песня «Битлз» All you need is love. Что это будет гимн спектакля. И нас за эту песню ругали, но я ее не уберу, потому что это то, куда весь спектакль стремится. Получается это или нет – уже другой вопрос.
– Лада Леонидовна, когда я общаюсь с вами, мне все время кажется, что вы непрерывно куда-то идете и чему-то учитесь. Чему в данный момент?
– Вот сейчас учусь водить автомобиль. Сдала теорию, сдала «площадку». И теперь мне предстоит освоить «город».
Если говорить о хобби, то я очень люблю танцевать. Безумно люблю танцевать. Несколько лет назад у нас в Дубне был проект «Танцы со звездами». И я его выиграла. Я себя ощущала просто королевой. В паре с Лешей Воронцовым мы танцевали целую программу: вальс, джайв, ча-ча-ча.
Сейчас иногда хожу на социальные парные танцы. В ДК «Мир», в четвертой школе.
– А что такое социальные танцы?
– Хастл, бачата, сальса – вот такие штуки. И я смотрю на людей, которые умеют это танцевать – как классно! Вот в Америке мы провели один незабываемый вечер. Там ряд ресторанов просто устраивают, например, по вторникам и четвергам сальсу. И они отдают целый зал под это. Приходят абсолютно незнакомые друг с другом люди, это может быть кто угодно. Мне кажется, в Москве тоже есть такие сальса-дискотеки. Но далеко. До Америки-то ближе! Там первый час для начинающих. Урок. Шаги, элементарные повороты. Следующий час для продолжающих – какая-то более сложная связочка. А потом дискотека. Все всех приглашают и танцуют. Какое наслаждение!
Туда приходят разные люди. Ближе к полуночи в этот процесс включается живой оркестр. И там уже такие танцоры приходят! Мастера! И мы сидели, просто раскрыв рот, и смотрели: Боже! Как красиво! И тоже хочется.
– Вы вот сказали, что выиграли танцевальный конкурс в Дубне. А вы же с театром «Экополис» чего только не выигрывали! Я смотрела список фестивалей и конкурсов, где ваш театр был отмечен разными наградами – это ведь 10,5 страниц убористым шрифтом. Трудно поверить, что речь идет о школьном театре. В этом году, например, «Экополис» выиграл Гран-при на фестивале «Веснушки»
– Это наш первый Гран-при за 20 лет существования театра. Я думала, что мы по жизни всегда будем вторыми. Мы брали лауреатство на многих фестивалях и со многими спектаклями. Это очень почетно, здорово и круто, но все-таки это второе место. И вот такая веха в нашей судьбе, такой подарок к 20-летию.
– Если написать список Лады Селивановой – книжки, фильмы, спектакли. Мимо чего нельзя пройти, что нужно увидеть, услышать, прочитать обязательно?
– Достоевского, непременно. И посмотреть сериал «Идиот» с Евгением Мироновым. Мне кажется, это гениально сделано. Обязательно нужно послушать Моцарта. Это живой оптимизм. Сгусток энергии, который тебе дарится.
– Ирина Серафимовна Шачнева, основательница «Рапсодии», нам когда-то на хоре рассказывала, что она поняла, что Бог существует, когда послушала музыку Моцарта. Она поняла, что если эта музыка существует, его просто не может не быть.
– Потрясающе. Эта музыка подпитывает и приподнимает.
– XX век оставил нам в наследство что-нибудь, что обязательно нужно в себя впитать?
– Серебряный век, всенепременно. Ахматову обожаю, хоть тысячу лет не перечитывала. Но так много читала в школе на факультативах у Риммы Анатольевны и переписывала. Тогда же невозможно было купить книжку. Из журналов все переписывалось в тетрадочку, выучивалось. Потом мы обменивались тетрадочками, друг у друга списывали слова. И вот с тех пор строчки всплывают.
Если говорить о кино, мне очень нравится «Вальмон» Милоша Формана. Масса советских фильмов, например, «Жестокий романс» и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
– Что вы считаете своим главным достижением? Чем вы гордитесь?
– Сразу и не вспомнить… Есть, например, у нашего театра диплом от Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Это мы играли спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» в рамках антинаркотического марафона в Дубне. Вот этим, пожалуй, горжусь. Мы тогда показывали спектакль для трудных подростков из разных ПТУ. Был целый зал на улице Балдина. В начале спектакля «пробить» эту аудиторию было очень тяжело. Но потом получилось. Зрители в зале плакали. Это, наверно, самая большая наша победа. Мы этот зал взяли.
Периодически какие-то вещи делаю, которыми горжусь, а потом о них забываю. Столько всего не сделано, не освоено…
Анна ЭПШТЕЙН
Фото из архива Лады СЕЛИВАНОВОЙ
www.dubnapress.ru
"Люблю театр и социальные танцы"
Мне бы только мой крошечный вклад внести,
За короткую жизнь сплести
Хотя бы ниточку шёлка.
Ольга Пулатова
Лада Леонидовна Селиванова – абсолютная противоположность классическому представлению о школьной учительнице. Особенно – русского языка. И все-таки она учительница русского. Но никакого занудства! Вечный драйв, молодая, красивая, хотя уже учит детей своих учеников, а школьному театру, который она создала в лицее №6, в этом году исполняется 20 лет.
Лада Леонидовна переписывается с учениками ВКонтакте, приезжает в гости к своим выпускникам в другой город, чтобы сходить с ними в театр. Вместо того чтобы смотреть по телевизору фигурное катание и всякие другие танцы «со звездами», она танцует сама. Любит «Чайф», «Кино» и БГ.
Летом она странствовала по окрестностям Лос-Анджелеса, медитировала на берегу океана, каталась на велосипеде, на серфинге, на джипе, на крошечном самолетике, лазила по горам и вела такой потрясающий блог, от которого оторваться невозможно.
Она все время чему-то учится и при этом неустанно «плетет» свою «ниточку шелка» (цитата в начале текста одна из ее любимых). Эта прекрасная «ниточка» под названием театр «Экополис» в 2013 году получила Гран-при на XX Открытом всероссийском фестивале «Веснушки». Коллектив Лады Селивановой стал лучшим из 17 любительских театров, приехавших со всей России.
– Лада Леонидовна, вы все время в окружении книг и пьес, а откуда у вас любовь к художественному слову? Откуда литературный вкус?
– Это Римма Анатольевна Мухина. Я у нее училась в десятом классе. До ее прихода я собиралась быть математиком. Училась на подготовительных курсах МГУ. Полгода оставалось до поступления, и я бросаю эти курсы со словами: «Я буду как Римма Анатольевна преподавать литературу. Серебряный век, Ахматова…» Мама в слезы. Она долго не могла простить Римме Анатольевне этого поворота в моей судьбе. Встречала ее на улице, плакала и говорила: «Это всё из-за вас! Я думала, моя дочь будет программистом, а она в пединститут…» Правда, сейчас, когда мама видит наши спектакли, она уже не так расстраивается. И, думаю, так же, как и я, благодарна Римме Анатольевне, этому гениальному педагогу, сумевшему нескольким поколениям своих учеников привить любовь к художественному слову.
– Почему же вы в итоге не преподаете литературу?
– А ты знаешь, не получилось. И я это поняла еще в институте, когда у нас была практика в школе. Мы ходили друг к другу на уроки, и я видела, что моя соседка по комнате – потрясающая учительница. Она на уроке умела так поставить какие-то проблемные вопросы, так повернуть книгу, что сразу хотелось в эту самую книгу влезть и поискать ответы про жизнь. А у меня так не получалось. Может быть, поэтому я начала ставить пьесы – и в них ставить эти вопросы.
– Я все время вспоминаю ваш спектакль «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина. Он произвел на меня огромное впечатление. Было ощущение, что я еду в этом поезде и вокруг идет война.
– Для меня Великая Отечественная война – это очень личная и больная тема, у меня оба деда воевали, один пропал без вести… Так что для меня 9 Мая – это однозначно праздник со слезами на глазах. И, наверное, мне удалось это свое восприятие передать девочкам, с которыми мы делали спектакль. Мы его ставили очень душевно. Дурацкая параллель, но я в то время как раз впервые посмотрела фильм «Грязные танцы». Там мальчик, который учил героиню танцевать, говорил ей: «Слушай сердце. Ту-тум, ту-тум, ту-тум». Мы вот точно так же слушали стук колес. Я говорила: девочки, как сердце бьется – ту-тум, ту-тум, ту-тум. И вот на это «ту-тум» весь спектакль был поставлен.
– Вы следите за судьбами своих выпускников? Кто-то из них связал свою жизнь с профессиональным театром?
– Маша Утробина – наш замечательный театральный художник. Она и в ТЮЗе работает, и во МХАТе преподает, и еще и кино умудряется снимать. Она член Союза художников, защитила диссертацию. Маша очень талантливый человек и востребованный профессионал, и я горжусь тем, что она не забывает об «Экополисе»: например, костюмы к «Хануме» мы делали под ее чутким руководством – и очень красивый получился спектакль!
– Кто-то стал актером, режиссером?
– Саша Дмитриев сейчас лидирует. Ты не смотришь «Студию 17»? Это сериал, где он играет главную роль. Но сериал – это не самое главное, просто это то, что всем видно. А вот на будущей неделе мы поедем на пластический спектакль, который поставила Алла Сигалова в Центре Мейерхольда. Называется он «Мp3. Равель». Мне уже столько людей сказало, что спектакль отличный и Саша там самый лучший, что надо ехать и смотреть.
А ведь Саша отучился три года в Высшей школе экономики, бросил ее и поступил во МХАТ. И никто его в этом не поддержал. Все говорили: «Саша, что ты делаешь?!» Даже я не поддержала… И мне сейчас тепло на душе оттого, что он меня простил.
Наша Леночка Троян играет в Питере в «Бернарде Альбе» по Гарсиа Лорке. У них, судя по фотографиям, великолепный спектакль. Такая жестокая трагедия. Я много раз перечитывала эту пьесу, но на трагедию у меня руки не поднимаются, хотя там много женских ролей, как раз на наш состав.
Мальчишки Миша Приходько с Димой Чмырь – очень креативные ребята, они снимают какое-то необыкновенное видео, у них своя компания под названием «Не ФАКТ продакшн».
А еще у меня есть Даша Борисова. Она закончила наш университет и пошла на второе высшее в ГИТИС – учится режиссуре музыкальных театров. Мне кажется, у нее тоже все будет очень здорово.
Еще учась в нашем университете, она поставила настоящий мюзикл в ДК «Мир» по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи». Причем сама набрала команду, сшила костюмы, поставила танцы, развела все мизансцены. С родителями они сколотили трехэтажные декорации, мне такие просто не снились! Не побоялась загнать певцов на эти огромные конструкции, они оттуда пели и при этом ездили. Там всё поднималось, опускалось, электронные декорации сменяли друг друга. Я когда увидела такой размах, другими глазами посмотрела на эту девочку. Боже мой, она ничего не боится, она горы свернет!
– За что вы любите свой театр?
– Знаешь, наверно, за какую-то почти семейную, теплую атмосферу, за то, что мы сидим днями, ночами, общаемся, на переменках что-то обсуждаем, ВКонтакте переписываемся, чуть ли не ночуем в школе. Нас сторожа выгоняют.
– То есть театр – это все-таки процесс.
– Конечно. По крайней мере, школьный любительский театр – это в первую очередь общение. Постановка спектакля – очень важная вещь, но все-таки, скорее, это повод для общения, чем стремление к какому-то профессиональному результату.
– Как вы подбираете пьесы? Много читаете?
– Очень. Пьес читаю море. Чтобы выбрать пьесу, каждый раз прочитываю около сотни текстов. Скачиваю из Интернета. Есть шикарная библиотека «У паровоза». Это такой театр, и у них электронная библиотека. Есть и другие электронные библиотеки пьес. Где-то можно прямо задавать количество мужских и женских ролей, а для нас это частенько актуально.
Иногда удается очень здорово переделать пьесу «под себя». «Волчок» Василия Сигарева – как раз такая работа. Там пьеса на 20 человек, а наши девчонки Ксения Кузнецова и Виктория Осипенко ее сыграли вдвоем, причем они и текст разложили сами.
Это страшная история маленькой девочки и ее матери-алкоголички. Но мне захотелось поставить именно эту вещь, потому что она очень талантливо написана, и в ней абсолютно четко читается мысль автора, что, ребята, ну так жить нельзя.
– На радио вы рассказывали, что решили поставить эту пьесу как спектакль о любви. А другие пьесы, которые вы ставите, о чем они?
– Ты знаешь, это просто удивительно. Мы долго не могли придумать – о чем будет спектакль «Волчок». А до этого ставили «Дурочку» – о том, как любовь преображает мир. И всегда у нас получалось, что мы так или иначе ставим о любви, о той или иной любви, она же всегда разная. И когда мы читали эту ужасную пьесу, точнее, пьеса-то очень талантливая. Жизнь тяжелая, ситуация ужасная, персонажи жуткие. И мы должны были решить, о чем ставим. И я в какой-то момент пришла и говорю: «Ребят, вы будете смеяться, но я поняла, о чем мы будем ставить. В «Экополисе» просто по-другому быть не может. Будем играть про любовь». И сразу сказала, что в конце будет песня «Битлз» All you need is love. Что это будет гимн спектакля. И нас за эту песню ругали, но я ее не уберу, потому что это то, куда весь спектакль стремится. Получается это или нет – уже другой вопрос.
– Лада Леонидовна, когда я общаюсь с вами, мне все время кажется, что вы непрерывно куда-то идете и чему-то учитесь. Чему в данный момент?
– Вот сейчас учусь водить автомобиль. Сдала теорию, сдала «площадку». И теперь мне предстоит освоить «город».
Если говорить о хобби, то я очень люблю танцевать. Безумно люблю танцевать. Несколько лет назад у нас в Дубне был проект «Танцы со звездами». И я его выиграла. Я себя ощущала просто королевой. В паре с Лешей Воронцовым мы танцевали целую программу: вальс, джайв, ча-ча-ча.
Сейчас иногда хожу на социальные парные танцы. В ДК «Мир», в четвертой школе.
– А что такое социальные танцы?
– Хастл, бачата, сальса – вот такие штуки. И я смотрю на людей, которые умеют это танцевать – как классно! Вот в Америке мы провели один незабываемый вечер. Там ряд ресторанов просто устраивают, например, по вторникам и четвергам сальсу. И они отдают целый зал под это. Приходят абсолютно незнакомые друг с другом люди, это может быть кто угодно. Мне кажется, в Москве тоже есть такие сальса-дискотеки. Но далеко. До Америки-то ближе! Там первый час для начинающих. Урок. Шаги, элементарные повороты. Следующий час для продолжающих – какая-то более сложная связочка. А потом дискотека. Все всех приглашают и танцуют. Какое наслаждение!
Туда приходят разные люди. Ближе к полуночи в этот процесс включается живой оркестр. И там уже такие танцоры приходят! Мастера! И мы сидели, просто раскрыв рот, и смотрели: Боже! Как красиво! И тоже хочется.
– Вы вот сказали, что выиграли танцевальный конкурс в Дубне. А вы же с театром «Экополис» чего только не выигрывали! Я смотрела список фестивалей и конкурсов, где ваш театр был отмечен разными наградами – это ведь 10,5 страниц убористым шрифтом. Трудно поверить, что речь идет о школьном театре. В этом году, например, «Экополис» выиграл Гран-при на фестивале «Веснушки»
– Это наш первый Гран-при за 20 лет существования театра. Я думала, что мы по жизни всегда будем вторыми. Мы брали лауреатство на многих фестивалях и со многими спектаклями. Это очень почетно, здорово и круто, но все-таки это второе место. И вот такая веха в нашей судьбе, такой подарок к 20-летию.
– Если написать список Лады Селивановой – книжки, фильмы, спектакли. Мимо чего нельзя пройти, что нужно увидеть, услышать, прочитать обязательно?
– Достоевского, непременно. И посмотреть сериал «Идиот» с Евгением Мироновым. Мне кажется, это гениально сделано. Обязательно нужно послушать Моцарта. Это живой оптимизм. Сгусток энергии, который тебе дарится.
– Ирина Серафимовна Шачнева, основательница «Рапсодии», нам когда-то на хоре рассказывала, что она поняла, что Бог существует, когда послушала музыку Моцарта. Она поняла, что если эта музыка существует, его просто не может не быть.
– Потрясающе. Эта музыка подпитывает и приподнимает.
– XX век оставил нам в наследство что-нибудь, что обязательно нужно в себя впитать?
– Серебряный век, всенепременно. Ахматову обожаю, хоть тысячу лет не перечитывала. Но так много читала в школе на факультативах у Риммы Анатольевны и переписывала. Тогда же невозможно было купить книжку. Из журналов все переписывалось в тетрадочку, выучивалось. Потом мы обменивались тетрадочками, друг у друга списывали слова. И вот с тех пор строчки всплывают.
Если говорить о кино, мне очень нравится «Вальмон» Милоша Формана. Масса советских фильмов, например, «Жестокий романс» и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
– Что вы считаете своим главным достижением? Чем вы гордитесь?
– Сразу и не вспомнить… Есть, например, у нашего театра диплом от Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Это мы играли спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» в рамках антинаркотического марафона в Дубне. Вот этим, пожалуй, горжусь. Мы тогда показывали спектакль для трудных подростков из разных ПТУ. Был целый зал на улице Балдина. В начале спектакля «пробить» эту аудиторию было очень тяжело. Но потом получилось. Зрители в зале плакали. Это, наверно, самая большая наша победа. Мы этот зал взяли.
Периодически какие-то вещи делаю, которыми горжусь, а потом о них забываю. Столько всего не сделано, не освоено…
Анна ЭПШТЕЙН
Фото из архива Лады СЕЛИВАНОВОЙ
www.mosoblpress.ru
"Люблю театр и социальные танцы"
Мне бы только мой крошечный вклад внести,
За короткую жизнь сплести
Хотя бы ниточку шёлка.
Ольга Пулатова
Лада Леонидовна Селиванова – абсолютная противоположность классическому представлению о школьной учительнице. Особенно – русского языка. И все-таки она учительница русского. Но никакого занудства! Вечный драйв, молодая, красивая, хотя уже учит детей своих учеников, а школьному театру, который она создала в лицее №6, в этом году исполняется 20 лет.
Лада Леонидовна переписывается с учениками ВКонтакте, приезжает в гости к своим выпускникам в другой город, чтобы сходить с ними в театр. Вместо того чтобы смотреть по телевизору фигурное катание и всякие другие танцы «со звездами», она танцует сама. Любит «Чайф», «Кино» и БГ.
Летом она странствовала по окрестностям Лос-Анджелеса, медитировала на берегу океана, каталась на велосипеде, на серфинге, на джипе, на крошечном самолетике, лазила по горам и вела такой потрясающий блог, от которого оторваться невозможно.
Она все время чему-то учится и при этом неустанно «плетет» свою «ниточку шелка» (цитата в начале текста одна из ее любимых). Эта прекрасная «ниточка» под названием театр «Экополис» в 2013 году получила Гран-при на XX Открытом всероссийском фестивале «Веснушки». Коллектив Лады Селивановой стал лучшим из 17 любительских театров, приехавших со всей России.
– Лада Леонидовна, вы все время в окружении книг и пьес, а откуда у вас любовь к художественному слову? Откуда литературный вкус?
– Это Римма Анатольевна Мухина. Я у нее училась в десятом классе. До ее прихода я собиралась быть математиком. Училась на подготовительных курсах МГУ. Полгода оставалось до поступления, и я бросаю эти курсы со словами: «Я буду как Римма Анатольевна преподавать литературу. Серебряный век, Ахматова…» Мама в слезы. Она долго не могла простить Римме Анатольевне этого поворота в моей судьбе. Встречала ее на улице, плакала и говорила: «Это всё из-за вас! Я думала, моя дочь будет программистом, а она в пединститут…» Правда, сейчас, когда мама видит наши спектакли, она уже не так расстраивается. И, думаю, так же, как и я, благодарна Римме Анатольевне, этому гениальному педагогу, сумевшему нескольким поколениям своих учеников привить любовь к художественному слову.
– Почему же вы в итоге не преподаете литературу?
– А ты знаешь, не получилось. И я это поняла еще в институте, когда у нас была практика в школе. Мы ходили друг к другу на уроки, и я видела, что моя соседка по комнате – потрясающая учительница. Она на уроке умела так поставить какие-то проблемные вопросы, так повернуть книгу, что сразу хотелось в эту самую книгу влезть и поискать ответы про жизнь. А у меня так не получалось. Может быть, поэтому я начала ставить пьесы – и в них ставить эти вопросы.
– Я все время вспоминаю ваш спектакль «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина. Он произвел на меня огромное впечатление. Было ощущение, что я еду в этом поезде и вокруг идет война.
– Для меня Великая Отечественная война – это очень личная и больная тема, у меня оба деда воевали, один пропал без вести… Так что для меня 9 Мая – это однозначно праздник со слезами на глазах. И, наверное, мне удалось это свое восприятие передать девочкам, с которыми мы делали спектакль. Мы его ставили очень душевно. Дурацкая параллель, но я в то время как раз впервые посмотрела фильм «Грязные танцы». Там мальчик, который учил героиню танцевать, говорил ей: «Слушай сердце. Ту-тум, ту-тум, ту-тум». Мы вот точно так же слушали стук колес. Я говорила: девочки, как сердце бьется – ту-тум, ту-тум, ту-тум. И вот на это «ту-тум» весь спектакль был поставлен.
– Вы следите за судьбами своих выпускников? Кто-то из них связал свою жизнь с профессиональным театром?
– Маша Утробина – наш замечательный театральный художник. Она и в ТЮЗе работает, и во МХАТе преподает, и еще и кино умудряется снимать. Она член Союза художников, защитила диссертацию. Маша очень талантливый человек и востребованный профессионал, и я горжусь тем, что она не забывает об «Экополисе»: например, костюмы к «Хануме» мы делали под ее чутким руководством – и очень красивый получился спектакль!
– Кто-то стал актером, режиссером?
– Саша Дмитриев сейчас лидирует. Ты не смотришь «Студию 17»? Это сериал, где он играет главную роль. Но сериал – это не самое главное, просто это то, что всем видно. А вот на будущей неделе мы поедем на пластический спектакль, который поставила Алла Сигалова в Центре Мейерхольда. Называется он «Мp3. Равель». Мне уже столько людей сказало, что спектакль отличный и Саша там самый лучший, что надо ехать и смотреть.
А ведь Саша отучился три года в Высшей школе экономики, бросил ее и поступил во МХАТ. И никто его в этом не поддержал. Все говорили: «Саша, что ты делаешь?!» Даже я не поддержала… И мне сейчас тепло на душе оттого, что он меня простил.
Наша Леночка Троян играет в Питере в «Бернарде Альбе» по Гарсиа Лорке. У них, судя по фотографиям, великолепный спектакль. Такая жестокая трагедия. Я много раз перечитывала эту пьесу, но на трагедию у меня руки не поднимаются, хотя там много женских ролей, как раз на наш состав.
Мальчишки Миша Приходько с Димой Чмырь – очень креативные ребята, они снимают какое-то необыкновенное видео, у них своя компания под названием «Не ФАКТ продакшн».
А еще у меня есть Даша Борисова. Она закончила наш университет и пошла на второе высшее в ГИТИС – учится режиссуре музыкальных театров. Мне кажется, у нее тоже все будет очень здорово.
Еще учась в нашем университете, она поставила настоящий мюзикл в ДК «Мир» по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи». Причем сама набрала команду, сшила костюмы, поставила танцы, развела все мизансцены. С родителями они сколотили трехэтажные декорации, мне такие просто не снились! Не побоялась загнать певцов на эти огромные конструкции, они оттуда пели и при этом ездили. Там всё поднималось, опускалось, электронные декорации сменяли друг друга. Я когда увидела такой размах, другими глазами посмотрела на эту девочку. Боже мой, она ничего не боится, она горы свернет!
– За что вы любите свой театр?
– Знаешь, наверно, за какую-то почти семейную, теплую атмосферу, за то, что мы сидим днями, ночами, общаемся, на переменках что-то обсуждаем, ВКонтакте переписываемся, чуть ли не ночуем в школе. Нас сторожа выгоняют.
– То есть театр – это все-таки процесс.
– Конечно. По крайней мере, школьный любительский театр – это в первую очередь общение. Постановка спектакля – очень важная вещь, но все-таки, скорее, это повод для общения, чем стремление к какому-то профессиональному результату.
– Как вы подбираете пьесы? Много читаете?
– Очень. Пьес читаю море. Чтобы выбрать пьесу, каждый раз прочитываю около сотни текстов. Скачиваю из Интернета. Есть шикарная библиотека «У паровоза». Это такой театр, и у них электронная библиотека. Есть и другие электронные библиотеки пьес. Где-то можно прямо задавать количество мужских и женских ролей, а для нас это частенько актуально.
Иногда удается очень здорово переделать пьесу «под себя». «Волчок» Василия Сигарева – как раз такая работа. Там пьеса на 20 человек, а наши девчонки Ксения Кузнецова и Виктория Осипенко ее сыграли вдвоем, причем они и текст разложили сами.
Это страшная история маленькой девочки и ее матери-алкоголички. Но мне захотелось поставить именно эту вещь, потому что она очень талантливо написана, и в ней абсолютно четко читается мысль автора, что, ребята, ну так жить нельзя.
– На радио вы рассказывали, что решили поставить эту пьесу как спектакль о любви. А другие пьесы, которые вы ставите, о чем они?
– Ты знаешь, это просто удивительно. Мы долго не могли придумать – о чем будет спектакль «Волчок». А до этого ставили «Дурочку» – о том, как любовь преображает мир. И всегда у нас получалось, что мы так или иначе ставим о любви, о той или иной любви, она же всегда разная. И когда мы читали эту ужасную пьесу, точнее, пьеса-то очень талантливая. Жизнь тяжелая, ситуация ужасная, персонажи жуткие. И мы должны были решить, о чем ставим. И я в какой-то момент пришла и говорю: «Ребят, вы будете смеяться, но я поняла, о чем мы будем ставить. В «Экополисе» просто по-другому быть не может. Будем играть про любовь». И сразу сказала, что в конце будет песня «Битлз» All you need is love. Что это будет гимн спектакля. И нас за эту песню ругали, но я ее не уберу, потому что это то, куда весь спектакль стремится. Получается это или нет – уже другой вопрос.
– Лада Леонидовна, когда я общаюсь с вами, мне все время кажется, что вы непрерывно куда-то идете и чему-то учитесь. Чему в данный момент?
– Вот сейчас учусь водить автомобиль. Сдала теорию, сдала «площадку». И теперь мне предстоит освоить «город».
Если говорить о хобби, то я очень люблю танцевать. Безумно люблю танцевать. Несколько лет назад у нас в Дубне был проект «Танцы со звездами». И я его выиграла. Я себя ощущала просто королевой. В паре с Лешей Воронцовым мы танцевали целую программу: вальс, джайв, ча-ча-ча.
Сейчас иногда хожу на социальные парные танцы. В ДК «Мир», в четвертой школе.
– А что такое социальные танцы?
– Хастл, бачата, сальса – вот такие штуки. И я смотрю на людей, которые умеют это танцевать – как классно! Вот в Америке мы провели один незабываемый вечер. Там ряд ресторанов просто устраивают, например, по вторникам и четвергам сальсу. И они отдают целый зал под это. Приходят абсолютно незнакомые друг с другом люди, это может быть кто угодно. Мне кажется, в Москве тоже есть такие сальса-дискотеки. Но далеко. До Америки-то ближе! Там первый час для начинающих. Урок. Шаги, элементарные повороты. Следующий час для продолжающих – какая-то более сложная связочка. А потом дискотека. Все всех приглашают и танцуют. Какое наслаждение!
Туда приходят разные люди. Ближе к полуночи в этот процесс включается живой оркестр. И там уже такие танцоры приходят! Мастера! И мы сидели, просто раскрыв рот, и смотрели: Боже! Как красиво! И тоже хочется.
– Вы вот сказали, что выиграли танцевальный конкурс в Дубне. А вы же с театром «Экополис» чего только не выигрывали! Я смотрела список фестивалей и конкурсов, где ваш театр был отмечен разными наградами – это ведь 10,5 страниц убористым шрифтом. Трудно поверить, что речь идет о школьном театре. В этом году, например, «Экополис» выиграл Гран-при на фестивале «Веснушки»
– Это наш первый Гран-при за 20 лет существования театра. Я думала, что мы по жизни всегда будем вторыми. Мы брали лауреатство на многих фестивалях и со многими спектаклями. Это очень почетно, здорово и круто, но все-таки это второе место. И вот такая веха в нашей судьбе, такой подарок к 20-летию.
– Если написать список Лады Селивановой – книжки, фильмы, спектакли. Мимо чего нельзя пройти, что нужно увидеть, услышать, прочитать обязательно?
– Достоевского, непременно. И посмотреть сериал «Идиот» с Евгением Мироновым. Мне кажется, это гениально сделано. Обязательно нужно послушать Моцарта. Это живой оптимизм. Сгусток энергии, который тебе дарится.
– Ирина Серафимовна Шачнева, основательница «Рапсодии», нам когда-то на хоре рассказывала, что она поняла, что Бог существует, когда послушала музыку Моцарта. Она поняла, что если эта музыка существует, его просто не может не быть.
– Потрясающе. Эта музыка подпитывает и приподнимает.
– XX век оставил нам в наследство что-нибудь, что обязательно нужно в себя впитать?
– Серебряный век, всенепременно. Ахматову обожаю, хоть тысячу лет не перечитывала. Но так много читала в школе на факультативах у Риммы Анатольевны и переписывала. Тогда же невозможно было купить книжку. Из журналов все переписывалось в тетрадочку, выучивалось. Потом мы обменивались тетрадочками, друг у друга списывали слова. И вот с тех пор строчки всплывают.
Если говорить о кино, мне очень нравится «Вальмон» Милоша Формана. Масса советских фильмов, например, «Жестокий романс» и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
– Что вы считаете своим главным достижением? Чем вы гордитесь?
– Сразу и не вспомнить… Есть, например, у нашего театра диплом от Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Это мы играли спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» в рамках антинаркотического марафона в Дубне. Вот этим, пожалуй, горжусь. Мы тогда показывали спектакль для трудных подростков из разных ПТУ. Был целый зал на улице Балдина. В начале спектакля «пробить» эту аудиторию было очень тяжело. Но потом получилось. Зрители в зале плакали. Это, наверно, самая большая наша победа. Мы этот зал взяли.
Периодически какие-то вещи делаю, которыми горжусь, а потом о них забываю. Столько всего не сделано, не освоено…
Анна ЭПШТЕЙН
Фото из архива Лады СЕЛИВАНОВОЙ
www.mosoblpress.ru
"Люблю театр и социальные танцы"
Культура — 24 Октября 2013, 14:46Мне бы только мой крошечный вклад внести,
За короткую жизнь сплести
Хотя бы ниточку шёлка.
Ольга Пулатова
Лада Леонидовна Селиванова – абсолютная противоположность классическому представлению о школьной учительнице. Особенно – русского языка. И все-таки она учительница русского. Но никакого занудства! Вечный драйв, молодая, красивая, хотя уже учит детей своих учеников, а школьному театру, который она создала в лицее №6, в этом году исполняется 20 лет.
Лада Леонидовна переписывается с учениками ВКонтакте, приезжает в гости к своим выпускникам в другой город, чтобы сходить с ними в театр. Вместо того чтобы смотреть по телевизору фигурное катание и всякие другие танцы «со звездами», она танцует сама. Любит «Чайф», «Кино» и БГ.
Летом она странствовала по окрестностям Лос-Анджелеса, медитировала на берегу океана, каталась на велосипеде, на серфинге, на джипе, на крошечном самолетике, лазила по горам и вела такой потрясающий блог, от которого оторваться невозможно.
Она все время чему-то учится и при этом неустанно «плетет» свою «ниточку шелка» (цитата в начале текста одна из ее любимых). Эта прекрасная «ниточка» под названием театр «Экополис» в 2013 году получила Гран-при на XX Открытом всероссийском фестивале «Веснушки». Коллектив Лады Селивановой стал лучшим из 17 любительских театров, приехавших со всей России.
– Лада Леонидовна, вы все время в окружении книг и пьес, а откуда у вас любовь к художественному слову? Откуда литературный вкус?
– Это Римма Анатольевна Мухина. Я у нее училась в десятом классе. До ее прихода я собиралась быть математиком. Училась на подготовительных курсах МГУ. Полгода оставалось до поступления, и я бросаю эти курсы со словами: «Я буду как Римма Анатольевна преподавать литературу. Серебряный век, Ахматова…» Мама в слезы. Она долго не могла простить Римме Анатольевне этого поворота в моей судьбе. Встречала ее на улице, плакала и говорила: «Это всё из-за вас! Я думала, моя дочь будет программистом, а она в пединститут…» Правда, сейчас, когда мама видит наши спектакли, она уже не так расстраивается. И, думаю, так же, как и я, благодарна Римме Анатольевне, этому гениальному педагогу, сумевшему нескольким поколениям своих учеников привить любовь к художественному слову.
– Почему же вы в итоге не преподаете литературу?
– А ты знаешь, не получилось. И я это поняла еще в институте, когда у нас была практика в школе. Мы ходили друг к другу на уроки, и я видела, что моя соседка по комнате – потрясающая учительница. Она на уроке умела так поставить какие-то проблемные вопросы, так повернуть книгу, что сразу хотелось в эту самую книгу влезть и поискать ответы про жизнь. А у меня так не получалось. Может быть, поэтому я начала ставить пьесы – и в них ставить эти вопросы.
– Я все время вспоминаю ваш спектакль «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина. Он произвел на меня огромное впечатление. Было ощущение, что я еду в этом поезде и вокруг идет война.
– Для меня Великая Отечественная война – это очень личная и больная тема, у меня оба деда воевали, один пропал без вести… Так что для меня 9 Мая – это однозначно праздник со слезами на глазах. И, наверное, мне удалось это свое восприятие передать девочкам, с которыми мы делали спектакль. Мы его ставили очень душевно. Дурацкая параллель, но я в то время как раз впервые посмотрела фильм «Грязные танцы». Там мальчик, который учил героиню танцевать, говорил ей: «Слушай сердце. Ту-тум, ту-тум, ту-тум». Мы вот точно так же слушали стук колес. Я говорила: девочки, как сердце бьется – ту-тум, ту-тум, ту-тум. И вот на это «ту-тум» весь спектакль был поставлен.
– Вы следите за судьбами своих выпускников? Кто-то из них связал свою жизнь с профессиональным театром?
– Маша Утробина – наш замечательный театральный художник. Она и в ТЮЗе работает, и во МХАТе преподает, и еще и кино умудряется снимать. Она член Союза художников, защитила диссертацию. Маша очень талантливый человек и востребованный профессионал, и я горжусь тем, что она не забывает об «Экополисе»: например, костюмы к «Хануме» мы делали под ее чутким руководством – и очень красивый получился спектакль!
– Кто-то стал актером, режиссером?
– Саша Дмитриев сейчас лидирует. Ты не смотришь «Студию 17»? Это сериал, где он играет главную роль. Но сериал – это не самое главное, просто это то, что всем видно. А вот на будущей неделе мы поедем на пластический спектакль, который поставила Алла Сигалова в Центре Мейерхольда. Называется он «Мp3. Равель». Мне уже столько людей сказало, что спектакль отличный и Саша там самый лучший, что надо ехать и смотреть.
А ведь Саша отучился три года в Высшей школе экономики, бросил ее и поступил во МХАТ. И никто его в этом не поддержал. Все говорили: «Саша, что ты делаешь?!» Даже я не поддержала… И мне сейчас тепло на душе оттого, что он меня простил.
Наша Леночка Троян играет в Питере в «Бернарде Альбе» по Гарсиа Лорке. У них, судя по фотографиям, великолепный спектакль. Такая жестокая трагедия. Я много раз перечитывала эту пьесу, но на трагедию у меня руки не поднимаются, хотя там много женских ролей, как раз на наш состав.
Мальчишки Миша Приходько с Димой Чмырь – очень креативные ребята, они снимают какое-то необыкновенное видео, у них своя компания под названием «Не ФАКТ продакшн».
А еще у меня есть Даша Борисова. Она закончила наш университет и пошла на второе высшее в ГИТИС – учится режиссуре музыкальных театров. Мне кажется, у нее тоже все будет очень здорово.
Еще учась в нашем университете, она поставила настоящий мюзикл в ДК «Мир» по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи». Причем сама набрала команду, сшила костюмы, поставила танцы, развела все мизансцены. С родителями они сколотили трехэтажные декорации, мне такие просто не снились! Не побоялась загнать певцов на эти огромные конструкции, они оттуда пели и при этом ездили. Там всё поднималось, опускалось, электронные декорации сменяли друг друга. Я когда увидела такой размах, другими глазами посмотрела на эту девочку. Боже мой, она ничего не боится, она горы свернет!
– За что вы любите свой театр?
– Знаешь, наверно, за какую-то почти семейную, теплую атмосферу, за то, что мы сидим днями, ночами, общаемся, на переменках что-то обсуждаем, ВКонтакте переписываемся, чуть ли не ночуем в школе. Нас сторожа выгоняют.
– То есть театр – это все-таки процесс.
– Конечно. По крайней мере, школьный любительский театр – это в первую очередь общение. Постановка спектакля – очень важная вещь, но все-таки, скорее, это повод для общения, чем стремление к какому-то профессиональному результату.
– Как вы подбираете пьесы? Много читаете?
– Очень. Пьес читаю море. Чтобы выбрать пьесу, каждый раз прочитываю около сотни текстов. Скачиваю из Интернета. Есть шикарная библиотека «У паровоза». Это такой театр, и у них электронная библиотека. Есть и другие электронные библиотеки пьес. Где-то можно прямо задавать количество мужских и женских ролей, а для нас это частенько актуально.
Иногда удается очень здорово переделать пьесу «под себя». «Волчок» Василия Сигарева – как раз такая работа. Там пьеса на 20 человек, а наши девчонки Ксения Кузнецова и Виктория Осипенко ее сыграли вдвоем, причем они и текст разложили сами.
Это страшная история маленькой девочки и ее матери-алкоголички. Но мне захотелось поставить именно эту вещь, потому что она очень талантливо написана, и в ней абсолютно четко читается мысль автора, что, ребята, ну так жить нельзя.
– На радио вы рассказывали, что решили поставить эту пьесу как спектакль о любви. А другие пьесы, которые вы ставите, о чем они?
– Ты знаешь, это просто удивительно. Мы долго не могли придумать – о чем будет спектакль «Волчок». А до этого ставили «Дурочку» – о том, как любовь преображает мир. И всегда у нас получалось, что мы так или иначе ставим о любви, о той или иной любви, она же всегда разная. И когда мы читали эту ужасную пьесу, точнее, пьеса-то очень талантливая. Жизнь тяжелая, ситуация ужасная, персонажи жуткие. И мы должны были решить, о чем ставим. И я в какой-то момент пришла и говорю: «Ребят, вы будете смеяться, но я поняла, о чем мы будем ставить. В «Экополисе» просто по-другому быть не может. Будем играть про любовь». И сразу сказала, что в конце будет песня «Битлз» All you need is love. Что это будет гимн спектакля. И нас за эту песню ругали, но я ее не уберу, потому что это то, куда весь спектакль стремится. Получается это или нет – уже другой вопрос.
– Лада Леонидовна, когда я общаюсь с вами, мне все время кажется, что вы непрерывно куда-то идете и чему-то учитесь. Чему в данный момент?
– Вот сейчас учусь водить автомобиль. Сдала теорию, сдала «площадку». И теперь мне предстоит освоить «город».
Если говорить о хобби, то я очень люблю танцевать. Безумно люблю танцевать. Несколько лет назад у нас в Дубне был проект «Танцы со звездами». И я его выиграла. Я себя ощущала просто королевой. В паре с Лешей Воронцовым мы танцевали целую программу: вальс, джайв, ча-ча-ча.
Сейчас иногда хожу на социальные парные танцы. В ДК «Мир», в четвертой школе.
– А что такое социальные танцы?
– Хастл, бачата, сальса – вот такие штуки. И я смотрю на людей, которые умеют это танцевать – как классно! Вот в Америке мы провели один незабываемый вечер. Там ряд ресторанов просто устраивают, например, по вторникам и четвергам сальсу. И они отдают целый зал под это. Приходят абсолютно незнакомые друг с другом люди, это может быть кто угодно. Мне кажется, в Москве тоже есть такие сальса-дискотеки. Но далеко. До Америки-то ближе! Там первый час для начинающих. Урок. Шаги, элементарные повороты. Следующий час для продолжающих – какая-то более сложная связочка. А потом дискотека. Все всех приглашают и танцуют. Какое наслаждение!
Туда приходят разные люди. Ближе к полуночи в этот процесс включается живой оркестр. И там уже такие танцоры приходят! Мастера! И мы сидели, просто раскрыв рот, и смотрели: Боже! Как красиво! И тоже хочется.
– Вы вот сказали, что выиграли танцевальный конкурс в Дубне. А вы же с театром «Экополис» чего только не выигрывали! Я смотрела список фестивалей и конкурсов, где ваш театр был отмечен разными наградами – это ведь 10,5 страниц убористым шрифтом. Трудно поверить, что речь идет о школьном театре. В этом году, например, «Экополис» выиграл Гран-при на фестивале «Веснушки»
– Это наш первый Гран-при за 20 лет существования театра. Я думала, что мы по жизни всегда будем вторыми. Мы брали лауреатство на многих фестивалях и со многими спектаклями. Это очень почетно, здорово и круто, но все-таки это второе место. И вот такая веха в нашей судьбе, такой подарок к 20-летию.
– Если написать список Лады Селивановой – книжки, фильмы, спектакли. Мимо чего нельзя пройти, что нужно увидеть, услышать, прочитать обязательно?
– Достоевского, непременно. И посмотреть сериал «Идиот» с Евгением Мироновым. Мне кажется, это гениально сделано. Обязательно нужно послушать Моцарта. Это живой оптимизм. Сгусток энергии, который тебе дарится.
– Ирина Серафимовна Шачнева, основательница «Рапсодии», нам когда-то на хоре рассказывала, что она поняла, что Бог существует, когда послушала музыку Моцарта. Она поняла, что если эта музыка существует, его просто не может не быть.
– Потрясающе. Эта музыка подпитывает и приподнимает.
– XX век оставил нам в наследство что-нибудь, что обязательно нужно в себя впитать?
– Серебряный век, всенепременно. Ахматову обожаю, хоть тысячу лет не перечитывала. Но так много читала в школе на факультативах у Риммы Анатольевны и переписывала. Тогда же невозможно было купить книжку. Из журналов все переписывалось в тетрадочку, выучивалось. Потом мы обменивались тетрадочками, друг у друга списывали слова. И вот с тех пор строчки всплывают.
Если говорить о кино, мне очень нравится «Вальмон» Милоша Формана. Масса советских фильмов, например, «Жестокий романс» и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
– Что вы считаете своим главным достижением? Чем вы гордитесь?
– Сразу и не вспомнить… Есть, например, у нашего театра диплом от Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Это мы играли спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» в рамках антинаркотического марафона в Дубне. Вот этим, пожалуй, горжусь. Мы тогда показывали спектакль для трудных подростков из разных ПТУ. Был целый зал на улице Балдина. В начале спектакля «пробить» эту аудиторию было очень тяжело. Но потом получилось. Зрители в зале плакали. Это, наверно, самая большая наша победа. Мы этот зал взяли.
Периодически какие-то вещи делаю, которыми горжусь, а потом о них забываю. Столько всего не сделано, не освоено…
Анна ЭПШТЕЙН
Фото из архива Лады СЕЛИВАНОВОЙ
Версия для печати
Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость
www.mosoblpress.ru