Лады гитары


Выбираем лады для гитары / workshop / Jablog.Ru

Завсегдатаи Jablog помнят, что у меня есть вялотекущий страт-проект. Я уже давно заказал себе тушку от MJT, потом от недостатка финансов и из спортивного интереса – китайский гриф. Гриф приехал еще в начале зимы, я его убрал на антресоль и забыл до недавнего времени.

С приходом тепла я решил, что пора бы им заняться. Достал, посмотрел и без удивления обнаружил, что лады немного повылезали – обычное дело. То есть, гриф немного усох, что, в общем-то, неплохо. Взял надфиль, подравнял лады, но заметил, что китайцы в не доконца забили некоторые из них. С помощью молотка и такой-то матери, мне не удалось их вставить на место. После недолгих раздумий и советов знающих людей было решено лады заменить. Казалось бы, чего проще? Взял, да и купил! Однако, ладов на рынке огромное количество и отличаются все они как по размеру, так и по составу сплава. Давайте сначала разберемся со сплавом.

Из чего делают лады?Да из чего только не делают… Лично я решил, что будет классика, т.е. никакой бронзы, латуни, нержавейки и прочих изысков. Брать будем нейзильбер.

Так вот, обычно лады делают из нейзильбера с содержанием никеля 12% и 18%. 12% — это, вроде как, классика. И, считается, что именно такие лады устанавливались на всех винтажных инструментах (с другой стороны, мне не удалось подробную инфу по этому вопросу).

18% никеля – это более износостойкие лады. К слову, практически все современные производители ладов используют именно такой сплав. Dunlop в том числе.

Из какого сплава сейчас делают лады для стоковых Fender, Gibson и иже с ними мне выяснить не удалось.

Можно долго рассуждать о влиянии материала ладов на звук, но факт в том, что если вы не хотите экспериментов, то выбирать нужно, как раз из этих двух – 12% и 18%. Причем, если вы будите покупать брэндовые иностранные лады (тот же Dunlop), то в 95% случаев – это будет нейзильбер с 18% содержанием никеля, так что 12% сплав нужно еще постараться найти. Хотя это, на самом деле, несложно. Например, белорусская фирма Синтомс выпускает, в том числе, и такие.

Ладно, теперь давайте перейдем к геометрическим размерам ладов.

Размеры ладовТут наблюдаются огромное разнообразие и путаница. Вместе с тем, есть и общие соображения, которые работают в независимости от конкретных размеров.

Сначала разберемся с теми размерами, которые влияют непосредственно на ощущения от игры на гитаре – это ширина и высота головки лада (B и E на картинке).

Например, на Gibson в 60х устанавливались довольно низкие и плоские (низкие лады), что давало чувство скольжения и соприкосновения с накладкой. На винтажных Fender можно найти неширокие и низкие лады. А вот на современных «быстрых» гитарах лады, обычно, довольно высокие, причем настолько высокие, что, зажимая струну, пальцы могут почти не касаться накладки.

Если немного подумать, то можно понять, что тут к чему.

Например, если лад невысокий, то скользить по накладке довольно приятно, однако, зажимать струны будет несколько сложнее. Так же несколько сложнее делать бэнды на низких ладах, т.к. прижимая струну вы будите пальцем касаться накладки грифа. Ну а на высоких ладах брать отдельные ноты легче, легче делать бэнды. Если же лады очень высоки, то ощущение почти как от скаллопированного грифа. Легче играть легато, легче играть тэппингом. С другой стороны, тут придется следить за силой нажатия, т.к. если переборщить, то получится микро-бэнд.

Высота головки лада может варьироваться от 0.7mm до 1.48mm (0.029″ – 0.058″).

Теперь давайте про ширину лада. Широкие лады дают более гладкое чувство при игре, тогда как узкие – наоборот. Так же, широкие лады изнашиваются несколько медленнее узких, но при износе они становятся еще более плоскими и широкими, что, в конечном итоге, может привести к проблемам с интонированием инструмента и дребезгом.

Ширина головки лада может варьироваться от 1mm до 3mm (0.047″ – 0.118″).

На самом деле, в крайности вдаваться никто не любит, поэтому на большинстве гитар устанавливаются, как раз, не слишком широкие и не слишком низкие лады.

Вот тут-то и начинается неразбериха. Обычно, в спецификациях гитар не пишут конкретные размеры ладов, а пишут просто “jumbo”, “medium”, “small” или очень часто “medium jumbo”. Самое забавное, все производители под этими словами подразумевают несколько разное. И если, например, производители ладов все-таки пишут геометрические размеры лада, то вот какие именно лады стоят на стоковых инструментах решительно непонятно. Поэтому может получиться так, что medium jumbo на Fender Telecaster и medium jumbo на ESP Eclipse – это, как говорят, в Одессе «две большие разницы».

Вот, например, что поэтому поводу думают парни из Warmoth.

А вот, что написано в табличке от Dunlop (однако, картинка древняя, может уже сейчас все по-другому). А вот просто картинка из инета. Отличная сводная таблица размеров ладов тут.

Теперь вернемся к самому популярному “medium jumbo”. Обычно, medium jumbo – имеет размер примерно 2.7mm x 0.91mm (0.106″ x 0.036″). Смотрите, 2,7 мм – это довольно много, т.е. близко к верхнему диапазону ширины лада, именно отсюда – jumbo. А вот высота 0,91 мм – это, если грубо, примерно середина диапазона высот, отсюда – medium.

Вот, кстати, с человек на форуме Fender взял штангельциркуль и измерил фендеровский medium jumbo:

Ширина — 2.83mm / 0.1115" Высота — 1.01mm / 0.040"

Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать ориентироваться именно на геометрические размеры ладов, а не на что-либо другое.

Ок, поговорили про размер головки лада, давайте теперь про его ножку (размеры D и (A-E)). Этой характеристикой стоит озаботиться, если вы собрались, например, менять лад. Чтобы лад хорошо сидел в накладке ширина его ножки должна быть соразмерно пропилу. А чтобы забить лад полностью, высота его ножки должна быть не больше паза в накладке.

Вот представьте, вы купили лады на замену, а получилось так, что лад слишком высокий. Хорошо, когда можно углубить паз в накладке, а если нет? Если накладка сама по себе довольно тонкая? То-то и оно…

Еще немного про толщину ножки. Например, Синтомс выпускает специальную серию ремонтных ладов, где ножка несколько толще, чем на обычных. Если подумать, то это правильно, т.к. при извлечении старого лада, паз волей-неволей расширяется и теряет свой первоначальный размер.

Хотя про эти ремонтные лады на форумах пишут, что мол, после них установить что-то другое довольно проблематично, т.к. у них, мол, зверское крепление и их довольно сложно вытаскивать из накладки.

Фух, надеюсь, эта статья поможет сделать вам правильный выбор, если что.

Что касается меня, то я, пожалуй, куплю белорусские Синтомс REF280140. Потому как, отзывы о них неплохие, они всё-таки наши, да и дешевле практически в 3 раза, чем те же Dunlop.

По теме:

jablog.ru

Размер ладов для гитары. Размер имеет значение? / workshop / Jablog.Ru

Итак, снова ликбез. На этот раз про лады. Погнали!

Размер ладов – это еще один кусочек в головоломке, такого рода: радиус грифа, форма грифа или размер ладов наиболее сильно влияют она ощущения от игры?

Размер ладов оказывает сильное влияние на высоту струн на вашей гитаре. Низкие лады позволяют прижимать струны прямо к накладке, доставая подушечками пальцев до нее, при этом уже не остается места под струной, чтобы сделать микро-бэнд, лишь усилив нажим на нее. Так же могут возникнуть сложности с обычными бэндами. С высокими ладами дело обстоит с точностью наоборот. Ширина ладов определяет как долго они будут снашиваться, т.е. через какое время потребуется шлифовка ладов или их замена. Так же на износ ладов влияет материал из которого сделаны лады, но об этом ниже.

• Широкие лады служат дольше. • Узкие лады снашиваются быстрее.

Но что же выбрать для себя? Для этого надо спросить себя:

1. Нравится ли мне гриф гитары, на которой я сейчас играю? 2. Мне нравится большая или меньшая высота струн? 3. Как сильно я буду делать бенды? (тон, полтона, etc..) 4. Если я выберу плоские лады, не будет ли гриф казаться слишком маленьким? 5. Если я выберу высокие лады, не будет ли гриф казаться слишком большим?

Теперь вы можете увидеть, как все эти вещи связаны вместе. Позвольте мне привести несколько гитар, как пример того, как радиус грифа, форма грифа и размер ладов делают гитары полностью не похожими друг на друга.

1. Gibson style: форма грифа «С» или «D» — образная, радиус грифа 10'' и широкие плоские лады. 2. Fender style: форма грифа «V» или «C» — образная, радиус грифа 7,5'' или 10'' и высокие тонкие лады. 3. Ibanez style: форма грифа «сглаженная C» — образная, радиус грифа 12'' или 15'', а лады – что-то среднее между. Gibson style и Fender style. 4. MusicMan style: «ассимитричая» форма грифа, радиус грифа от 10'' до 15'', а лады тоньше и выше, чем на Ibanez style.

Это просто беглый обзор тих брэндов, но идея в том, чтобы показать, как три элемента входят в состав совершенно разных гитар. Все эти гитары ощущаются и играются по-разному, и эти элементы могут быть использованы для игры в определенном стиле музыки.

Никелевые/Серебряные или лады из нержавеющей стали?

У вас есть выбор: Никелевые/Серебряные или лады из нержавейки. Но чем одни лучше чем другие? Что я теряю? Или что выигрываю?

Это тебя для нескончаемых дебатов, как для гитаристов, так и для производителей гитары. С одной стороны лады из никеля/серебра снашиваются быстрее и требуют обслуживания, а лады из нержавейки – нет. А с другой стороны, идут постоянные споры о том, что стальные лады звучат не так хорошо, как никелево-серебряные.

Я не собираюсь влезать в эти споры, т.к. считаю, что правы и те и эти, и оба материала для ладов имеют право на существование. У меня было много гитар с ладами из обоих материалов и они работали отлично. Надо полагать, что больший вопрос в том, что больше подходит для моих нужд и требований?

Например. Что если мне предстоит тур в течении 5 месяцев, то и мне будет нужна гитара, чтобы давать концерт каждый вечер и чтобы без накладок? Скорее всего, в этом случае, я выберу гитару со стальными ладами, т.к. я буду постоянно в дороге и если мне еще придется сношаться с гитарой, то это будет уже не смешно. Пытаться исправить и починить гитару в дороге, когда у тебя плотный график, связанный с перелетами и т.д… Не скажу, что и никелевые лады сложно поддерживать в порядке, но иногда мне приходилось менять лады прямо в дороге.

Еще одна тема для дискуссий у производителей — это не характеристики ладов, а их цена. Стальные лады более дорогие, нежели никелевые.

Я оставлю решение за вами, но Carvin использует стальные лады, у нового Wolfgang от EVH/Fender стальные лады и многие другие, т.е. не все производители предпочитают никель.

Никель/серебро. Какой состав?

Никелево-серебряные лады содержать 18% твердого никеля, обеспечивающего долгую сохранность ладов со стальными струнами. Состав проволоки «никель/серебро» не содержит серебра вообще. Ингредиентами являются медь и никель, очевидно, что 18% никеля достаточно для того, чтобы медь выглядела, как серебро.

Ниже представлена табличка с www.warmoth.com которая показывает разнообразие форм ладов. Эта табличка поможет вам определиться, какая форма и почему подходит для вас.

Описание:

6100: Большие лады для ощущения скаллопированного грифа; 6105: Узкие и высокие, очень популярны; 6130: “Medium Jumbo", установлены на многих грифах Gibson; 6230: Наименьшие лады, представленные на старых грифах Fender; 6150: «Jumbo», примерно такие же как 6130, но немного выше.

По материалам: Gear 411. Автор: Tony J. Pasko

Дополнения, исправления, комментраии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты.

Cм. так же: Ликбез

jablog.ru

Установка ладов, а также клей и ширина пропила

Сами ладовые порожки и пропилы для них подготовлены, теперь самое время установить лады в гитару. Для надежной фиксации ладов очень правильно применить клей. Поговорим о соответствии ширины пропила с толщиной ножки.

 

Перед тем как забивать лады лучше лишний раз убедиться, что глубина пропила соответсвует ножке лада. При правке накладки вы могли что-то поменять, могут прокрасться элементарные ошибки, типа с одного края не довели пилу до упора.

При пилении могут откалываться кусочки дерева у самого края пропила, зубья пилы могут вырывать маленькую щепочку на плотных колких породах, каким является черное дерево. Если такое происходит, то начинайте пиление снаружи вовнутрь.

Непосредсвенно шаги по установке или фиксации ладов на накладке

Гитару можно держать на коленях. Можно и желательно подкладывать под шейку грифа что-то тяжёлое для качественного забивания. Когда будете работать над декой, также обязательно подсовывайте что-то вовнутрь, чтобы сила удара не так сотрясала гитару. Я использую железный параллелепипед размером в три спичечных коробка.

Молоток для установки ладов, должен быть небольшим, 100 граммовым.  Специальный молоток имеет нежелезную накладку на головке. Это может быть мягкий металл. Молотки для рихтовки металла очень похожи на правду.

Можно пользоваться и обычным молотком сильного расплющивания головки лада не наблюдается. На современных твердых ладах я эффекта не вижу вовсе. Просто нельзя бить с такой силой.

Намажьте клеем и приставьте выгнутый лад к пропилу, пристукните по краям пару раз для фиксации и лёгкими ударами по всей длине постепенно забейте лад. Излишки клея сразу снимите мокрой тряпочкой. Лад должен постепенно распрямляться и, в конце концов, по всей длине лечь на гриф. Не допускайте искривления, наклона и задирания вверх концов.

Клей нужен не так для держания, т. к. лад должен быть именно забит, а для вязкости. Дерево и металл слишком разные материалы, с разными коэффициентами расширения. Не пренебрегайте советом пользоваться клеем. Только не надо его лить, видно ничего быть не должно.

 

Слишком широкий пропил

Рассмотрим на примере. Вы забили лады в пропил, который на несколько десяток шире, чем ножка лада. Зубчики лада позволили вам все четко зафиксировать. Немного клея результат закрепили. Лады будут держаться хорошо. Но со временем, под натяжением струн, гриф будет пытаться сжаться, пропилы будут давить на зубчик лада и зубчик будет погружаться глубже в дерево. Лад все крепче будет держаться, но вот гриф может прогнуться слишком сильно.

Конечно, на практике все менее страшно. Остального тела грифа хватает, чтобы держать натяжение струн, клей в пропиле создаёт какое-то сопротивление, давление на зубчики устаканивается. Тем не менее сам эффект присутствует.

 

Почему не забить лады в пропил точно по ширине ножки?

На плотном дереве, типа клена или даже индийского палисандра это ещё можно сделать, но в сверхплотное, типа эбенового дерева, забить лад в узкий пропил очень тяжело. Вернее сказать, я не совсем представляю как это сделать.

С другой стороны слишком сильное забивание ладов может накладку расклинить и гриф выгнется. Из черного дерева молоток можно сделать, материал очень твердый, что, конечно, и невилирует сам этот эффект, как и очень низкая ножка лада.

Мне нравится техника вклеивания ладов на эпоксидную смолу, которая четко заполняет все пустоты в пропиле и создают абсолютно подходящую ладу поверхность для опоры. Лад вмурован, никаких качаний и влажностных смещений.

 

Отдача и прижатие ладов

Еще момент с самой фиксацией лада с помощью его зубчиков. Я считаю, что существует некоторая отдача, т.е. зуб проникает в дерево, но когда лад упирается шляпкой в накладку, перестает забиваться глубже, то происходит некоторый отход зубчика назад. Причина в форме зуба и сопротивлении дерева к вминанию, вгрызанию. Чтобы скомпенсировать этот эффект хорошо лады прижать, после вбивания, чтобы клей затек за зубец и все зафиксировалось. В этом случае даже неважно какой именно клей.

Стоит проложить, между ладами и прижимом что-нибудь мягкое, чтобы давить на каждый лад. Тонкая резиновая полоса подойдет. Если ваш гриф имеет радиус, то придется пофантазировать и с прижимом. Фактически, это может быть эластичная пластина, в ширину грифа. Приматываете через прокладку к грифу резиной. Пластина изогнется по радиусу. Не лейте много клея, чтобы потом не было всё залито смолой. Излишки уберите ещё перед зажиманием.

Предлагаю дождаться такого момента, когда ЭПС ещё полностью не схватится, но уже будет такой вязкой как карамель. Зажим можно будет снять и вычисть излишки клея. Только не снимите зажим слишком рано.

 

Установка ладов на эпоксидную смолу

Что делать, если толщина ножки и ширина паза совсем не совпадают. Другими словами лад со свистом гуляет, ну или по крайней мере ели держится, так как свист также должен быть в каких-то пределах. Нам не просто надо установить лады, нам надо установить их в расчетном месте.

Лады в таком случае надо клеить на эпоксидную смолу. Смола заполнит все пустоты. Есть мнение, что даже при тугом вбивании стоит заполнять пропил смолой. Я эту точку зрения разделяю.

Желательно, чтобы лады хоть как-нибудь держались своими зубцами. Тогда можно будет их, так сказать, пристучать с эпоксидкой. Но если не хватает собственной цепкости, придётся придавить.

 

Виды ладов для классической гитары

Различаются лады по размеру и форме рабочей части - головки или шляпки, а также по материалу изготовления. Высота головки нормального лада для классической гитары находится в районе 1мм. Высота лада важный параметр для верной отсечки струны. На низких ладах очень важно прижимать струну прямо у самого лада, что не всегда удобно.

Виды ладов по ширине основания головки бывают: от 2 мм до 3 мм. Стандартным размером лада для классической гитары является ширина головки от 2.3мм до 2.7мм.

Сегодня можно найти такие виды ладов как лады с треугольной формой головки, лады из латуни и бронзы, нейзильбера и нержавеющей стали. Даже такой вид ладов, как лады из неаллергенного сплава серебристого цвета.

 

Сколько ладов на гитаре?

Спрашивают несколько десятков человек у поисковиков. У каждого типа гитар своё количество. У электро гитары может быть 24 лада. У классической гитары обычно 19 ладов. 19 лад может быть разорван отверстием.

В некоторых случаях накладка имеет небольшое продолжение, где делается дополнительный 20 лад только для первой струны.

Микола Руденко

mastergitar.com

КОГДА НЕОБХОДИМА ЗАМЕНА ЛАДОВ НА ГИТАРЕ?

Здравствуйте уважаемые! Сегодня у меня на повестке дня довольно интересная, я думаю для многих гитародержателей, тема. А поговорим мы конкретно о том, в каких случаях и когда нужна замена ладов на гитаре, а также, почему звенят струны. Советую дочитать этот пост до конца, будет интересно!

Пожалуй, самый наиболее распространенный вид работы с грифом гитары – ремонт ладов. Это связано в первую очередь с тем, что гитарные лады со временем изнашиваются, особенно при довольно частой игре на гитаре или же могут быть изначально неаккуратно установлены производителем еще на фабрике. К последнему случаю зачастую можно отнести довольно дешевые гитары китайского производства. А бывает и так, что просто необходимо установить новый комплект ладов из другого материала.

Что ж, постараемся по порядку разобраться со всеми возможными недостатками, из-за которых нам потребуется замена ладов на гитаре или, в крайнем случае, их правильная обработка (ремонт). Также рассмотрим случаи, когда наблюдаются недостатки в звуке из-за изношенности ладов или их неправильной формы. Частым проявлением этих недостатков является дребезжание струн, когда они задевают лады и это довольно самая распространенная проблема.

Прежде чем идти дальше, рекомендую немного сбавить темп и почитать мою предыдущую статью о гитарных ладах, в которой я рассказывал, какие бывают виды ладов, их размеры и применяемые материалы. Это так сказать для ознакомления. Ну а те, кто уже в курсе могут смело читать дальше.

 

Причиной данной проблемы может быть один или сразу несколько из перечисленных ниже факторов:

  • Лады вылезли из накладки или болтаются из стороны в сторону, из-за этого струны неприятно звенят.

  • Лады слишком низкие вследствие чего нет правильной отсечки струны на вершине лада либо всегда приходится зажимать струну слишком близко перед самим ладом. Еще его высота напрямую связанна с натяжением и видом струн. Для акустической гитары и электрогитары эти параметры будут разными.

  • Лады имеют выемку или сточены – довольно распространенный дефект вследствие изношенности и нарушении изначальной правильной овальной формы лада, который выражается в том, что струна начинает противно дребезжать, задевая более высокий соседний лад. Такие канавки появляются чаще всего на ладах сделанных из мягкого метала.

  • Лады с плоской площадкой довольно негативно сказываются на звучании струны, вызывая неприятный дребезг немного другого характера, как будто вы немного не дожимаете струну. Плюс ко всему, плоские лады сильно искажают строй гитары из-за того что струна отсекается по краю лада, а не по его центру.

  • Лады выпирают по краям грифа и при игре царапают руки. Причиной этого недостатка являются природные свойства материалов: накладка деревянная, а лад металлический. Изменение влажности постоянно воздействует на деревянный гриф вашей гитары, который может усыхать со временем. В решении данной проблемы вам поможет надфиль, чтобы подточить торцы ладов, а для профилактики – специальное лимонное масло для пропитки накладок.

 

Рекомендации перед установкой новых ладов

В первую очередь хотелось бы отметить несколько важных моментов, которые необходимо знать и учитывать при замене ладов.

  • Крайне важно, чтобы лады устанавливались на прямой, т.е. правильно изогнутый гриф.
  • При работе с накладкой грифа необходимо сделать правильный расчет расположения ладов – это в принципе и есть расчет мензуры. Этот параметр жестко задается расположением пропилов под лады на накладке. Ровно на вершине лада должна находиться точка отсечки струны. Неправильная обработка вершины может существенно сдвинуть эту точку.
  • Ширина пропила под лад должна строго соответствовать его ножке. Перед тем как пилить накладку грифа вам необходимо знать параметры тех ладов, которые вы собираетесь устанавливать. Они должны прочно держаться и при этом пропил должен им соответствовать, т.е. не быть слишком узким, чтобы при установке ладов не получилось так, что вы расклините и испортите накладу. Как ни странно, но материал, из которого изготовлена накладка, тоже имеет большое значение для необходимой ширины пропила, т.к. дерево может быть относительно мягким (клен), так и достаточно твердым (черное дерево, палисандр).
  • И последний немаловажный момент. Бывают случаи, когда при замене ладов ширина пропилов может не соответствовать новому комплекту, ярким примером этого являются советские гитары. Решением данной проблемы может послужить специально выпущенная ладовая проволока для ремонта гитар, у которой ножка немного толще, чем у обычной.

Ну а в следующей статье я расскажу вам, как поэтапно и правильно поменять лады на электрогитаре. Так что не пропустите продолжение.

tvoya-gitara.ru

Говорим про лады и их износ / workshop / Jablog.Ru

Состояние ладов на грифе вашей гитары определяет то, насколько удобно на ней играть. Каждый раз, когда вы прижимаете струну к ладу возникает трение между ними, которое почти неуловимо меняет форму лады и, в конечном итоге, обуславливает его износ. С течением времени, этот контакт метал о метал может вызвать дребезг струн и проблемы со строем гитары. Наиболее сильный износ ладов вызывают каподастеры, особенно при использовании струн без обмотки.

Вообще, износ ладов – это абсолютно нормальное явление, возникающее при игре на инструменте. Вам, как гитаристу, важно знать, когда лады начинают снашиваться, а так же понимать что нужно сделать, что это исправить. Обычно вопрос состоит в том, стоит ли менять лады или все-таки можно их восстановить или шлифануть? Давайте вникнем глубже в эту тему, и начнем, собственно, с самих ладов.

Из чего сделаны лады для гитары?Несмотря на то, что проволоку для ладов обычно называют «никель-серебро» (по-русски этот сплав называется нейзильбер), никакого серебра там нет. Обычно сплав содержит 18% никеля, 80% меди и небольшое количество других металлов, цинка, свинца или кадмия. Действительно хорошая проволока для ладов содержит больше цинка и меньше меди. Один из моих любимых брэндов – это Jescar, и их формула нейзильбера – это 62% меди, 18% никеля и 20% цинка. Такая проволока для ладов тверже, чем обычная, поэтому лады из нее служат дольше.

Еще один вариант – это нержавеющая сталь. Нержавеющая сталь –это материал с которым трудно работать, однако лады из нержавейки служат значительно дольше, чем из проволоки из традиционных сплавов. Но и стоят они дороже заметно дороже. Многие гитарные мастера выставляют двойную цену за то, чтобы заменить лады, на лады из нержвавейки, потому что, мало того, что нержавеющая сталь портит их инструменты, так и занимает этот процесс гораздо больше времени. С другой стороны, если смотреть на долгую перспективу, то это может быть идеальным решением, т.к., возможно, вам больше никогда не придется менять их снова!

Каких размеров бывают лады?Проволока для ладов бывает самых различных форм и размеров. На рисунке 1 изображены четыре элемента, которые определяют особенности строения лада. Это ширина и высота короны (crown), размер зубца (barb) и глубина стержня-ножки (tang). Рис. 1. Лад определяется размерами A — шириной короны, B — высотой короны, C — размером зубца, D — глубиной стрежня Корона – это самая явная часть лада. Когда вы берете ноту на ладу, вы прижимаете струн к самой верхней части короны. Зубец, словно ряд кручков, фиксирует лады в накладке грифа. Ширина зубца определяет ширину паза для лада в накладке, в то время как, глубина стрежня определяет его (паза) глубину. В общем, как глубоко лад проникает в накладку грифа.

Размеры и форма каждого из этих четырех элементов специально разработаны для различных гитар и предпочтений самого гитариста. Ширина коронки может меняться в пределах от очень тонкой (ultra narrow) – 0.053” до очень широкой (ultra jumbo) – 0.118”. Высота лада находится в пределах от короткой – 0.032” до высокой – 0.060”. Ширина зубца и глубина стержня может меняться от 0.19” до 0.040”.

Разные размеры подразумевают разное использование, и это необходимо учитывать при выборе проволоки для ладов. Например, более широкие лады могут давать более сильный звук, но вместе с тем, по мере износа, строй у гитары уплывает несколько больше, чем у тонких ладов. Но и у тонких ладов есть свои недостатки: они, конечно, не могут вызвать такой значительный «уплыв» строя при износе, но они снашиваются быстрее широких ладов.

Высокие лады, при прочих равных, прослужат дольше, прежде чем их нужно будет менять. Но я не рекомендовал бы такие лады для тех, кто зажимает струны довольно сильно. Если вы сильно прижимаете струны во время игры, или используете капо, то струны будут ощущаться довольно острыми во время игры. С другой стороны, низкие лады изнашиваются быстрее (особенно при использовании каподастра) и их придется менять чаще.

Влияние размеров зубца и стержня на гриф довольно велико, поэтому если вы решите установить новые лады, то очень важно использовать правильный размер. Если зубцы слишком узки, а ножка слишком коротка, то лады не будут хорошо сидеть в накладке. Что может служить причиной выпадения ладов при изменении погоды или появлении неровностей лада, мертвых нот и дребезга струн. Если же зубец слишком широк, а стрежень слишком длинный, то накладка может потрескаться или расколоться. Или даже гриф может повести. Если это произошло из-за смены ладов, то в этом случае вам придется менять их еще раз.

Подытожим: лады должны точно подходить накладке грифа по размеру и подходить стилю игры гитариста, в противном случае есть возможность попасть на деньги.

Можно ли починить вмятины и потертости на моих ладах?Вмятины на ладах всегда создают проблемы. Но как понять, можно ли их убрать шлифовкой или придется менять лады?

Тут можно пойти любим путем, но правильный путь зависит от размера вмятин. Если вмятины слишком глубоки, то гитарному мастеру придется убрать слишком много материала со всех ладов, что устранить проблему с одного. Когда высота лада менее 0.038”, целесообразно менять лады.

Посмотрите на рисунок 2 и отметьте глубокие канавки в этих ладах. Такие вмятины слишком глубоки, поэтому такие лады должны быть заменены.

Рис.2. Вмятины и канавки на ладах вызывают проблемы со строем, дребезг струн и мешают плавным бэндам Канавки и вмятины – это не единственная причина менять лады. Еще одна причина – это плоские места на ладах Для того, чтобы лад работал правильно, его корона должна быть куполообразной. Если же она плоская, как на рисунке 3, то это может вызвать дребезг струн и проблемы со строем. В общем, все примерно так же, как с вмятинами и канавками – если корона плоская, то нужно менять лады.Рис. 3. Плоский лад тоже дает проблемы со строем и дребезг стру Если высота ладов достаточна для починки, то их сначала выравнивают, а затем снова придают куполообразную форму. Для того, чтобы выровнять лады, мастер шлифует их, приводя к одной высоте. После чего, лады остаются с плоской короной. Следующий шаг – это скруглить корону, убрав материал по краям и оставив тонкую полоску для контакта со струной, как на рисунке 4. Это очень кропотливый процесс, который требует годов практики и опыта, в общем, определенно, работа для профессионала. Рис. 4. Скругление ладов специальным инструментомЧто связано с заменой ладов?Ну, во-первых меняются все лады. А во-вторых это очень кропотливый процесс, требующий дорогих инструментов и большого умения. Основные шаги при замене ладов: разборка гитары, удаление старых ладов, выравнивание накладки грифа, придание ей нужного радиуса, очистка пазов для ладов, установка новых ладов, их выравнивание и скругление, очистка накладки и полировка ладов, и, наконец, сборка гитары. См. рисунок 5.Рис.5. Полная замена ладов дает гитаре новую жизнь И это только основные шаги в этом процессе. Вообще же, этих шагов так много, что их хватит для того, чтобы написать целую книгу по замене ладов. Эта процедура дорога, занимает много времени, но в общем, она того стоит.

За годы работы, у меня были клиенты, которые предпочитали менять сразу гриф, вместо того, чтобы менять лады, само собой, если гриф на болтах. В принципе, это хороший выбор, но учтите, что практически все новые грифа требуют выравнивания ладов и из скругления. У Большинства фабрик, производящих, гитарные комплектующие просто не уделяют этому времени и внимания. Так что прикиньте, что за деньги, которые вы потратите на покупку нового грифа и на его доводку, можно поменять лады на оригинальном грифе, да еще будет сдача!

А что скажите про частичную замену?Иногда, чтобы добиться нужного результата, можно заменить несколько ладов, вместо того, чтобы менять их все. Такая процедура предпочтительна для гитару, у которых сношены первые шесть-семь ладов, и к которых ровная накладка грифа. Если накладка в хорошем состоянии, а остальные лады достаточно высоки, то частичная замена – это отличный способ сэкономить деньги. Не все гитары подходят для этой операции. Если накладку немного повело, то необходима полная замена ладов.Капо – слово из четырех буквКапо – это злейший враг ладов. Конечно, я люблю капо, потом что я люблю менять лады! Если бы никто не использовал каподастры, то мой доход упал бы процентов на 60. Чем больше вы используете капо, тем быстрее снашиваются лад на вашей гитаре. Все каподастры прижимают струны к ладам, но дело в том, что они буквально вдавливают струну в лад и делают это гораздо сильнее, чем вы когда берете аккорд. В результате, лады стачиваются и образуется вмятины и канавки. Это неплохо для гитарного мастера, но не для гитариста.

Тут можно посоветовать использовать каподастры с регулировкой силы нажатия, что поможет избежать, как проблем со строем, так и излишне сильного вжатия струн. На рынке есть несколько отличных капо, которые уменьшают износ ладов и позволяют избежать проблем со строем. Это, например, каподастер Planet Waves Dual Action или различные модели Chubb. Если у вашего капо нет регулировки силы нажатия, то купите другой. Это позволит вам сэкономить много денег на замене ладов.

Опубликовано на premierguitar.com. Автор: John LeVan. Гитарный мастер из Нэшвила, автор 5 книг по ремонту гитар, включая бестселлер Guitar Care, Setup & Maintenance. Перевод: CraSS

jablog.ru

Частые проблемы с ладами / workshop / Jablog.Ru

Всем привет!

В ряду авторов нашего блога прибывает. Радует это, прямо скажем. Вот и сегодня очередная статья от нашего читателя. Про лады, точнее про частые проблемы, которые рано или поздно возникают у каждого, если конечно играть на гитаре, а не хранить ее в кейсе под диваном. ;)

Проблемы с ладами — это не так страшно, т.к. в большинстве случаев они вполне решаемы, но знать, какие проблемы могут с ними возникнуть, думаю, никогда не повредит.

Износ

Большинство гитаристов могут обнаружить канавки износа на ладах из-за контакта со струной. Когда канавки растут глубже, может возникнуть дребезг. Это происходит из-за того, что зажатые струны становятся ниже, и контактируют с более высокими ладами (которые менее изношены).

Но износ не всегда выглядит как небольшие канавки. Любители бендов на толстых струнах могут также заметить, что когда-то округлый лад стал плоским, что может изменить точку контакта струны с ладом. Это может стать причиной того, что нота, извлеченная на этом ладу, может быть выше или ниже, чем нужно.

Изношенные лады могут быть отшлифованы и закатаны (закатывание – процесс придания ладу округлой формы), но только если они имеют запас по высоте.

Острые концы ладов

Если края ладов стали острыми, это, как правило, является признаком того, что гриф гитары потерял влагу, и сжался.

Когда уровень влажности падает, накладка грифа может сократиться настолько, что концы ладов будут торчать по бокам накладки. Шлифовка может избавить от такой неприятности, но инструмент должен храниться с определенной влажностью, чтобы избежать других проблем.

Лады слишком высоки

Некоторые новые инструменты поставляются с ладами высотой 1,4-1,5мм. Высокие лады подходят не всем. Например, привычка зажимать струны очень сильно, скорее всего приведет к завышению ноты на высоких ладах.

Лады могут быть зашлифованы до необходимой высоты, после чего их необходимо снова закатать.

Лады слишком низки

Не всегда износ означает канавки на ладах. Довольно часто округлый лад становится плоским. Струна как бы шлифует лад, постоянно уменьшая его высоту. Также уменьшить высоту лада до неприемлемой может многочисленная шлифовка, или одна, но неаккуратная.

*Стоить заметить, что компания Gibson в 50-х годах ставила но Les Paul Custom очень низкие лады, называла это «Fretless Wonder» (безладовое чудо), и считала такие лады не багом, а фичей.

Вылезшие лады

Ножка лада может потерять сцепление с накладкой грифа (обычно это происходит из-за перепадов температуры или недостатка влажности), вследствие чего лад может разболтаться, и приподняться над накладкой. Это может привести к тому, что нота на ладу перед вылезшим будет звучать с дребезгом.

Если позволяет высота, то вылезшие лады можно исправить и выровнять. Часто говорят о необходимости полной замены ладов, но обычно данная процедура необязательна.

Зазоры под ладами

На гитарах с окантованным грифом сокращение окантовки может привести к появлению зазора, достаточного для попадания в него первой струны, если она соскользнет с края лада. Если таких зазоров немного, достаточно заполнить их чем-то, чтобы исправить проблему. Но если сжатие канта привело к появлению зазора на каждом ладу, накладке необходима шлифовка и исправление радиуса, а также переладовка.

Заключение от переводчика

Как видим, проблем с ладами может быть довольно много, и все они весьма неприятны. Бороться с ними лучше заблаговременно, ухаживая за инструментом. Но если уж проблемы возникли, то лучше не заниматься «самолечением», а довериться мастеру. Иначе результат может быть печальным.

Оригинал статьи: fretnotguitarrepair.com Автор последних двух фотографий – гитарный мастер Shade.

Перевод: Александр «Sark» Романченко

jablog.ru

Обработка ладов на гитаре

Обработка ладов требуется для придания каждой вершине правильной формы, а также выранивания высоты. Сделать это надо даже на новых, только что установленных ладах. Если вы хотите только обработать старые лады, то убедитесь, что их высоты хватит.

Ещё раз важный момент, для тех кто решил пропустить все предыдущие статьи и сразу взял напильник и закатал рукава. Править надо жестко зафиксированные  в ровном грифе лады. Если гриф сильно прогнут, то надо сначала его выпрямить и потом уже заниматься ладами.

 

Выравнивание высоты всех ладов

Надо выпрямить верхушки ладов, чтобы струны не касались следующего лада. Это надо делать и на новых ладах. Лад может иметь некоторую волну, какие-то неровности, незаметную неравномерность установки в пропил. Если ваши лады идеальные и сделали вы все идеально, значит коснувшись притиром ладов вы оставите одинаковые риски на всех ладах сразу с первого движения. В этой операции нет никакого лишнего стачивания высоты.

Возьмите короткий притир, около трети грифа, на него наденьте наждачку, номер которой подберите самостоятельно, это где-то 240.

Притиром водя по всей поверхности ладов, добейтесь чтобы он выровнял все вершины. Начинайте с высоких позиций, там ладов больше, снять их можно без опаски сильнее, и смещайтесь к началу грифа, и на первых позициях аккуратно только коснитесь ладов, убедившись, что все ровно.

Если есть какие-то неровности по высоте, то где-то снимет сравнительно много, где-то только начнёт, главное выпрямить. Но остановиться надо, как только последний лад, т. е. самый низкий, слегка потрётся притиром.

Напильником не пользуйтесь. Их нет ровных практически. И вы не удержите плоскость.

Для проверки можно использовать ровную плоскость с такой длиной, чтобы захватывало первых три лада. Ни на каком ладу уровень не должен начать качаться.

 

Закругление верхушки лада

Теперь у каждого лада образовалась на вершине некоторая площадка, причём ширина её может быть разной. Надо сделать так, чтобы ширина этой площадки не превышала 0.5мм. Иначе струна будет неверно отсекать, плюс ещё может появиться дребезжание.

 

Есть мнение, что лад должен быть идеально полукруглым и никаких площадок быть не может. Но давайте вспомним физику из школьного курса, а точнее формулу взаимодействия площади касания и оказываемого давления. Чем меньше площадь касания, тем больше оказываемое давление, именно по этому острое и режет. Площадь касания идеально круглого лада и струны будет очень малой, а значит будет сильное давление на струну. В результате излишний износ канители. На практике более жесткий лад вминается в канитель струны, и все заканчивается какой-то площадью касания. Если предусмотреть эту минимальную площадь касания на поверхности головки лада сразу, тогда истирание канители хорошо замедлится.

Продолжим закатывать лады.

Перед этой операцией многие мастера защищают накладку малярным скотчем, приклеивая его вдоль лада с обеих сторон.

Существуют разные виды инструмента для закатки ладов гитары. Самый удобный, наверно, напильник с полукруглым желобочком. Он постепенно с обоих сторон уменьшает выше указанную площадку. Такой напильник просто не купишь, надо заказывать в специальных гитарных магазинах.

 

Есть другой способ: закатка плоским напильником

Находите напильник плоский и ровный, шириной 2.5 см примерно. Величина несечки - без зверства. Торец, где нет насечки, на точильном камне обрабатываете, сняв фаски с обоих сторон. Смысл в том, что торец даже с некоторым наклоном не мог царапать дерево.

Этим напильником, приставив его сбоку головки, начинаете стачивать тело лада, то с одной, то с другой стороны, пока площадка не выйдет на размер. Т. е. обработанный гладкий торец напильника елозит по дереву накладки, а насечка закругляет головку лада. Слегка подворачивайте напильник, заваливайте его на лад, чтобы не делать трапецию из лада. Мне удобнее было держать напильник не за ручку, а за тело над обрабатываемым ладом.

Теперь у вас лады в одной плоскости и у каждого на вершине площадка 0.5мм.

 

Фаска по краю накладки: обработка торца лада

Возьмите тот же напильник и им снимите фаску с краёв накладки, захватывая торцы ладов. Лады снимайте не слишком сильно, чтобы потом при игре струна не срывалась с грифа. От струны до начала фаски на торце лада лучше иметь где-то 2.5мм.

Возможен вариант, вообще не заваливать фаски у ладов, когда гриф узкий. Т. е. только обработать торцы заподлицо к накладке. При ремонтах бывает всё что угодно. Одни хотят расширить, другие сузить. На семиструнных гитарах есть техника захватывать шестую струну большим пальцем, что предполагает ее близкое распложение к краю накладки.

 

Снимаем острый уголок

Теперь возьмите надфиль с самым маленьким зубчиком. И, так же как у выше указанного напильника для закатки, обработайте один торец до гладкого состояния, чтобы не царапал. У меня обработаны оба торца, но на одном не снята фаска.

 

Этим надфилем вы должны обработать уголок (см. схему), немножечко закруглить его. Этот уголок, образуется на торце лада. Этих уголков у каждого лада по два на каждой стороне. Со временем лад немножко выйдет за габариты накладки. Если оставить этот угол, тогда он будет неприятно царапать кожу, если провести по углу накладки. Если же его закруглить, тогда это будут только гладенькие шишочки торцов. Задел для этого мы подготовили ещё на этапе подготовки лада.

 

Мелкая наждачка, подготовка к полировке

Теперь осталось взять мелкую наждачку и все лады пошкурить, для закругления всех уголков - и торцовых, и на плоской площадке.

Возьмите мелкую наждачку (800-1000) и потрите каждый лад по этой плоской площадке вдоль и поперёк.

Очень правильно заполировать лады пастой ГОИ. Достаточно правильно подготовить лады для этого, т.е. 1500 наждачной бумагой зашкурить лады. Потом пасту на тряпочку и интенсивно тереть до блеска. Если у вас есть возможность полировать полировальным кругом, например, на болгарке, то это совсем удобно. Только не повредите деку - лучше сразу что-то подложить.

После зачистите накладку между ладами или уберите защитный скотч.

 

Покрытие накладки гитары

 

Классическим вариантом покрытия поверхности накладки на лицевой стороне, т.е. между ладами является высыхающее масло. Вы можете использовать любое с такими качествами. Можно относительно легко приобрести лимонное, тунговое, датское масло. Все эти составы пропитают поверхность накладки, заполнят поры и застынут, что защитит вашу накладку от перепадов влажности между летним и зимним периодами. (Летом влажно, зимой из-за отопления сухо.)

Если нет масла, то слегка покройте накладку политурой, сильно разбавленным лаком, для защиты от влажности и грязи. Чтобы древесина потемнела, но лака, как такового, видно не было.

Микола Руденко

mastergitar.com