Что такое тональность в музыке. Тональность песни. Мажор, минор. Тональность лад
Лад. Тональность. Гамма
В этой статье разберём такие понятия как: лад, тональность, гамма.Лад – это система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков на основе их тяготения к центру лада – тонике. (Обратите внимание, отличается от ладов на гитаре, хотя названия одинаковые).Именно на этом тяготении основано движение в музыке.Чтобы на практике понять как происходит это тяготение, сыграйте эту последовательность и остановитесь на звуке “ре”.
Слышно, что данная музыкальная последовательность как бы не закончена, но если добавить ноту “до” (тонику), то слышно завершение (законченность). Нота “ре” является неустойчивой ступенью лада, и требует “разрешения” в ноту “до”. В любой тональности устойчивыми (основными) считаются 1-я, 3-я и 5-я ступени. Все остальные ноты (ступени) тяготеют к ним.
Самыми распространёнными в современной музыке являются семиступенные (диатонические) лады: мажорный и минорныйМожно построить мажорный и минорный лад от любого звука использую формулу:для мажорного: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутондля минорного: тон, полутон, тон, тон, полутон, тонПолутон для гитары это расстояние от одного лада до следующего. Т.е. между 1-м и 2-м ладом на гитаре – это полутон. А тон – расстояние через лад. Т.е. между 1-м и 3-м ладом – это тон.
Гамма – звуки лада расположенные в порядке высоты. (Гаммы для гитары во всех тональностях в нотах и табулатуре можно найти здесь)
Каждая ступень в ладу имеет название:I. ТоникаII. Нисходящий вводный звукIII. Медианта (средняя)IV. СубдоминантаV. Доминанта (преобладающая)VI. СубмедиантаVII. Восходящий вводный звук
Тональность – это высота лада. Или по другому – самая устойчивая ступень в ладу. Т.е. звук от которого строится мажорный или минорный лады и будет тоникой. Если, к примеру, мажорный лад строится от ноты “Ре”, то “ре” будет основным звуком (тоникой), а тональность будет “Ре-мажор”Давайте рассмотрим какие тональности бывают на примере кварт-квинтового круга.
Кварт-квинтовый круг – система в виде круга объединяющая все мажорные и минорные тональности использующиеся в музыке. в этой в системе каждая тональность располагается следующим образом: по часовой стрелке диезные тональности, против часовой стрелки бемольные. В каждой последующей тональности прибавляется один ключевой знак максимальное число знаков 7.Обратите внимание! Внутри круга минорные тональности, а вне круга мажорные, параллельные им.
Рассмотрим причины исполнение музыкальных произведений в различных тональностях.1. Технические возможности разных вокалистов.Кому-то легко петь в верхнем регистре у кого то диапазон голоса меньше, ему удобнее петь более низко. Поэтому в музыкальной практике очень часто применяются модуляции. Модуляция – перенос мелодии в другую тональность более низкую или более высокую.
2. Удобство игры на музыкальном инструменте.К примеру, на очень многих разновидностях духовых инструментов технически удобнее играть в бемольных и диезных тональностях.Есть также такое понятие как гитарные тональности. Это тональности, в которых приём “баррэ” используется по минимуму.Некоторые композиторы пишут, выбирая тональности в зависимости от жанра. Например похоронные марши часто писались в “фа-миноре” и “си-миноре” какие то светлые темы в “ре-мажоре” или “до-мажоре” и т.п.
15.08.2014 .
muzachos.com
Что такое тональность | Музыкальный класс
Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.
Слово «тональность» вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя. Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность. Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).
Теперь вернёмся с вами к нашему определению. Итак, тональностью мы называем высотное положение музыкального лада. О том, что такое лады и об их устройстве, подробно написано в статье «Что такое лад». Напомню, что самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор, состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника).
Тоника и лад – два важнейших измерения тональности
О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.
Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).
Ключевые знаки в тональностях
Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.
Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.
Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.
Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье «Как запомнить ключевые знаки». Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…
Параллельные и одноимённые тональности
Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.
Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.
Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.
Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.
Как найти параллельную тональность?
Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.
Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье «Музыкальные интервалы».
Подведём итог
В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.
В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух. Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.
Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор.
«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)
music-education.ru
Что такое лад и понятие тональностей
Понятие того, что такое лад и тональность, изначально предполагает неразрывную связь с построением гамм и основных нот, которые в них присутствуют. Следует делать разницу между ладом и тональностью, поскольку лад относится к более широкому понятию, из понимания которого следуют принципы построения основных гамм.
Основные лады
Если говорить о том, что такое лад в самом широком понимании этого слова, стоит отметить, что наиболее распространенными считаются мажор и минор. С точки зрения теории музыки, существует достаточно много других разновидностей ладов, в гаммах которых присутствуют повышенные или пониженные ступени. Процесс использования таких операций может приводить к самым неожиданным результатам. Чего стоят только восточные лады, использующие даже не семь основных нот, а целых двенадцать. Просто лад и тональность в данном случае базируются не на полутонах, а на интервалах в четверть тона. Отсюда и всегда узнаваемое звучание восточной музыки. Сам же лад, музыка, гаммы и гармонии связаны между собой неразрывно.
Устойчивые и неустойчивые ноты
В любом ладу и гамме применяется один и тот же принцип, связанный с основными нотами и ступенями. Тут есть понятие устойчивых и неустойчивых нот. Устойчивыми ступенями считаются первая, четвертая и пятая. Все остальные – неустойчивые. Названы они так только потому, что стремятся к разрешению. Так, например, в гамме «до-мажор» вторая нота «ре» стремится к разрешению в ноту «до». Также и нота «си» тоже стремится к разрешению в ноту «до», которая исполняет роль тоники. Соответственно, и другие неустойчивые ноты имеют свои принципы разрешения.
Тональности и принципы их построения
Как известно, существует три основных разновидности тональностей. В этом отношении сказать, что такое лад, можно, исходя из ключевых знаков. Есть всего две тональности, не содержащие знаков в ключе. Это «до-мажор» и «ля-минор». Все остальные тональности и гаммы содержат диезы и бемоли. Отсюда и их названия – диезные и бемольные. Лад, музыка и основные гармонии строятся именно по этому принципу.
Что касается самих принципов построения гамм, то музыкальный лад - это как последовательность нот, сыгранная определенным образом с применением основных или дополнительных знаков альтерации. Естественно, нужно обращать внимание на знаки в ключе, а также на тип исполняемого лада (натуральный, гармонический или мелодический).
Интервалы
В понимании того, что такое лад, одним из ключевых вопросов можно назвать не только использование принципов построения гаммы, но и присутствующие в ней интервалы между всеми ступенями. Все ноты разделяются интервалами, называемыми тонами и полутонами. Сами же интервалы в гамме или ладе строятся с учетом ключевых знаков нотной альтерации. Такой подход характерен абсолютно для всех гамм. По возрастанию интервалы распределяются следующим образом: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима и октава. После октавы следует децима, но в базовом варианте интервалы, расположенные за пределами октавы, не рассматриваются. Все интервалы могут быть чистыми, уменьшенными или увеличенными. Чистыми в своем изначальном виде бывают только кварта, квинта и октава, хотя первые два интервала в виде характерных могут изменяться.
Интервалы, как и ступени гаммы, тоже имеют устойчивость и стремятся к разрешению. На основе интервалов строятся трезвучия и аккорды, у которых разрешение тоже предусмотрено. Как известно, главными в ладу или гамме являются первая, четвертая и пятая ступени, на которых производится построение основных трезвучий и аккордов. При этом не стоить обращать внимания только на них. Используя другие ступени, включая дополнительно повышенные или пониженные в случае гармонических или мелодических гамм, можно найти не менее интересные аккорды или последовательности арпеджио.
Интересными в этом плане выглядят характерные интервалы. Это увеличенная кварта и уменьшенная квинта. На нотном стане обозначаются они по-разному, хотя на слух воспринимаются с абсолютно одинаковым звучанием. Но даже на слух можно определить, какой именно интервал звучит в данный момент, но для этого нужно обратить внимание на разрешение.
В любом случае, как говорится, остается только проявить немного фантазии, чтобы получить уникальный и ни на что не похожий музыкальный материал. В принципе, и теорию музыки очень глубоко для этого знать необязательно.
fb.ru
Что такое тональность в музыке. Тональность песни. Мажор, минор
Перед разбором той или иной музыкальной композиции исполнитель прежде всего обращает внимание на тональность и ключевые знаки. Ведь от этого зависит не только правильное прочтение нот, но и целостный характер произведения. Интересен тот факт, что многие композиторы обладают цветным слухом и представляют каждую тональность в определенных красках. Случайно ли это происходит? Или это тонкое внутреннее чутье?
Понятие и определение тональности
Знаменитые теоретики Б. Л. Яворский и И. В. Способин указывают, что это высотное ладовое положение. Так, например, если тоника "до", а лад "мажор", то тональность будет "До мажор".
В более узком (специфическом) значении тональность в музыке - это тоже система функционально разграниченных связей, с определенной высотой. Только уже на основе трезвучия консонирующего. Она характерна для гармонии 17-19-го веков (классико-романтической). В конкретном случае можно говорить о существовании нескольких тональностей, их системы взаимоотношений. Таких, например, как кварто-квинтовый круг, их родственные тональности, параллельные, одноименные и проч.
Еще одно значение. Это иерархически централизованная система высотных связей, которые функционально разграничены (дифференцированы). От ее объединения с ладом образуется ладотональность.
Тональность в 16-м веке
Тональность в музыке 16-го века находится в затруднительном положении. Сам термин введен в 1821 году Ф. А. Ж. Кастиль-Блазлом (известным французским теоретиком). Продолжил развивать и распространять понятие тональности с 1844 года Ф. Ж. Фетис. В России данный термин не употреблялся и вовсе вплоть до конца 19-го века. В трудах Римского-Корсакова и Чайковского о тональной гармонии нигде не встречается. И только книга Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма", оконченная в 1906 году, проливает на нее свет.
Термин "тональность" имеет несколько смыслов. Во-первых, это ладотональная гармонико-функциональная система. Во-вторых, это конкретная тональность в музыке. То есть какая-нибудь ладовая разновидность на определенной высоте. Современное понятие тональности превосходно раскрыто в труде Карла Дальхауза. Он трактует ее в широком смысле слова. Исходя из его определения, становится очевидно, что древнемодальная григорианская мелодия - это первый образец тональности. Он отмечает, что, помимо аккордово-гармонической, есть мелодическая тональность.
Главные признаки тональности
- Присутствие определенного устоя или центра. Это может быть звук, какой-либо аккорд или совершенно другой центральный элемент.
- Наличие некой организации звуковых отношений, которая непосредственно объединяет их в иерархически соподчиненную систему.
- Единый устой, центр или целая система, которые должны быть закреплены на одной высоте. Исходя из этого следует, что тональность в музыке предполагает наличие своеобразной централизации, находящейся вокруг того или иного элемента.
- Лад (мажор, минор), который дан в виде аккордовой системы и мелодии, идущей по их "канве".
- Ряд характерных диссонансов: D с септимой и S с секстой.
- Внутренняя смена гармонии.
- Ладовая структура, в основании которой заложены три главные функции: тоника, субдоминанта и доминанта.
- Крупные формы на основе модуляции.
Лад и тональность у Палестрины
В классической тональности преобладает принцип тяготения к центру (тонике). В модальном же ладу, напротив, такого нет. Есть только подчиненность звукоряду. У Палестрины четко выявлены основные черты системы лада при наличии двух пластов. Это хоральная (монодическая) подоснова и ее структурная реорганизация. В палестринском ладу отсутствует явное тяготение к тонике. Нет также и категории как таковой. У Палестрины присутствует целостная организация звуков, расположенных по высоте. Нет каденций, соответственно, нет и тяготения к устою. То есть построения могут принадлежать абсолютно любому ладу. Итак, у Палестрины нет тональности как у венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена).
Монодические лады и гармонические тональности
Мажор и минор стоят в одном ряду с иными ладами: эолийским, ионийским, фригийским, обиходным, локрийским, дорийским, миксолидийским, а также пентатоникой. Между гармоническими тональностями и монодическими ладами - огромная разница. Тональностям мажора и минора присуща внутренняя напряженность, активность, динамизация и целеустремленность движения. Им также свойственны многообразные функциональные отношения и предельная централизованность. Все это отсутствует у монодических ладов. У них также нет отчетливого тяготения к тонике, ее доминирования. Ярко выраженный динамизм тональной системы тесным образом соприкасается с характером европейского мышления эпохи нового времени. Э. Ловинский удачно подметил, что модальность, по сути, являет собой стабильный взгляд на мир, а тональность напротив - динамический.
В какие цвета радуги композиторы "окрашивают" тональности?
Каждая тональность, находясь в системе, обладает определенной функцией не только в динамико-гармонических отношениях, но и в колористическом плане. В связи с этим чрезвычайно распространены представления о характере и цвете (окраске в буквальном смысле).
Так, например, тональность "До мажор" является центральной в общей системе и считается самой простой, поэтому ее окрашивают в белый. У многих музыкантов, в том числе у великих композиторов, часто обнаруживается цветной слух. Явным представителем такого слуха считается Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Так, например, тональность "Ми мажор" ассоциировалась у него с несколькими: ярко-зеленым, цветом весенних березок и пасторальными оттенками. "Ми бемоль мажор" для него - это преимущественно темная и сумрачная тональность, которую он окрашивал в своем воображении в серо-синеватый тон, характерный для городов и крепостей. Людвиг ван Бетховен считал "Си минор" черной. Такой цвет не вызывает удивления, ведь произведения, написанные в этой тональности, всегда звучат скорбно и трагически. Как видим, цвета не возникают случайно, они полностью соответствуют выразительному характеру музыки. Если изменить тональность, то она приобретет совершенно иные краски. Наглядный тому образец, переложение мотета Вольфганга Амадея Моцарта (Ave verum corpus, K.-V. 618) Ференцом Листом. Из "Ре мажора" он транспонировал ее в "Си мажор", в связи с чем изменился стиль музыки, появились черты романтизма.
Какую роль и место занимает тональность в музыке?
Начиная с 17-го века, различные тональности аккордов, преимущественно со сложными структурами, стали важным музыкально-выразительным средством. Иногда и тональная драматургия составляет конкуренцию тематической, сценической и текстовой. Петр Ильич Чайковский считал, что суть музыкальной мысли напрямую зависит от гармонии и модуляции, нежели от мелодического рисунка. В построении музыкальных форм неоспорима огромная роль тональности. Особенно это касается крупных форм: сонатной, циклической, оперной, рондо и проч. Среди средств, которые придают выпуклость и рельефность, особо выделяются следующие: постепенный или внезапный переход из одной тональности в другую, быстрая смена модуляций, сопоставление контрастных эпизодов. Все это происходит на фоне устойчивого пребывания в главной тональности.
Родство тональностей
Родственные тональности бывают первой, второй и третьей степени. К группе номер один относятся все аккорды диатонической системы избранной или заданной тональности. Отыскать их предельно просто. Для этого требуется от тоники найти аккорды субдоминанты и доминанты. Это четвертая и пятая ступени. У них также есть свои родственные аккорды, которые идентичны им по звуковому составу. Вторая степень родства - это тональности с одинаковой тоникой, но разными ладами (как и одноименные). Так, например, "До мажор" и "До минор". Знаки тональностей, соответственно, будут разными. В "До мажоре" их нет, а в одноименном миноре три бемоля.
Аккорды третьей группы имеют общую ступень (3). К третьей степени родства относятся также два аккорда, идентичных по строению и стоящих на расстоянии трех тонов. Так, например, это "До мажор" и "Фа диез мажор". Все эти знания очень пригодятся, если надо изменить тональность песни при помощи модуляции или отклонения.
Заключение
Таким образом, тональность имеет комплекс главных признаков, которые определяют ее суть. Теоретики трактуют ее по-разному. Также ученые расходятся во мнениях по поводу ее возрождения и угасания. Если исследователи и музыканты западноевропейских стран обнаружили ее рано (еще в 14-м веке), то в России ее стали применять гораздо позже. Именно поэтому тональность в музыке венских классиков и романтиков значительно отличается от той, которая была у Палестрины и будет у Шостаковича, Хиндемита, Щедрина и других композиторов 20-21-го столетия.
fb.ru
Что такое тональность в музыке? Понятие, определение и изменение тональности :: SYL.ru
Даже если вы не музыкант, то, скорее всего, имеете представление о том, что такое тональность в музыке. Этот термин вы часто слышите в повседневной жизни и даже сами употребляете, причем в правильном контексте. К примеру, в разговоре "на повышенных тонах" вы можете посоветовать собеседнику "умерить тон". Но в музыке трактовка термина гораздо шире. Попробуем углубиться в музыкальную грамоту и разобрать тональность "по тонам".
О, музыка!
Как часто мы слышим музыку? Можем ли мы обходиться в жизни без нее? Музыка в наушниках помогает отвлечься от повседневных проблем, настроиться на позитивный лад, погрузиться в воспоминания. Под мелодичные трели мы совершаем покупки, готовим еду, гуляем, встречаемся с друзьями и коллегами. Даже будучи человеком далеким от музыки, мы остро реагируем на жанр песни, звучащей по радио или телевидению. Смена тональности в музыке влечет за собой моментальную смену настроения. То есть если на джазовой волне вас обуревает романтика, то под шансон вы можете провалиться в депрессию. В музыкальной грамоте, которая правильно называется сольфеджио, очень много разнообразных весьма заковыристых понятий, и в них довольно сложно разобраться. Музыка соединяет в себе науку и искусство, где каждый звук и нота занимают свое место. А тональность в этой науке является и вовсе определяющим моментом.
Коротко и по фактам
И все-таки, что такое тональность в музыке? Само слово встречается достаточно часто. Мы слышим термин от певцов, которые подбирают тональность под свой голос, чтобы гармоничнее существовать в песне. Мы знаем, как меняется звук двигателя при повышении скорости. Это тоже смена тона. Исходя из этих фактов можно ли понять, что такое тональность в музыке?
Если брать за основу специализированные термины в сольфеджио, то это определенное положение музыкального лада, а этих ладов существует ровно два - мажорный и минорный. Различать их совсем нетрудно, если знать ключевые особенности. Итак, мажорный звучит бодро, весело и порой даже бравурно. Минор же символизирует печаль и грусть. Каждый лад состоит из семи ступеней, что позволяет охватить диапазон октавы.
В ладу с тоникой
В разговоре о том, что такое тональность в музыке, невозможно обойтись без такого понятия, как тоника. А что же это за мудреная вещь? Можно сказать, что тоника начинает любую тональность, так как это главная ступень в ладу. В пример можно привести тональность до мажор, где тоникой будет нота "до". Если есть начало, то должен быть конец, а вместе с ним и целый набор определенных знаков. Они помогают музыканту разобраться при чтении с листа. Без этих знаков ноты мелодии будут напоминать банальную кашу символов, извлечь из которых смысл будет весьма и весьма сложно. В частности, большое значение играет очередность проставленных диезов и бемолей. Кстати, есть свое правило для расстановки этих знаков. Так, бемоли в тональности появляются на четвертой ступени, с чередованием си-ми-ля-ре-соль-до-фа. А диезы начинаются с седьмой ступени - чередование фа-до-соль-ре-ля-ми-си. Это правило существенно облегчит жизнь всем начинающим музыкантам, которые любят скоротать время за подбором мелодии на слух.
Углубимся в понятие
Если даже и знать, что такое тональность в музыке, определение прочих терминов, необходимых для освоения понятия, может вызвать затруднения. Например, что могут скрывать под собой одноименные тональности? Чем они характеризуются? Объединяет их общая тоника, то есть первая ступень, но разделяют знаки при ключе. То есть они могут быть мажорными либо минорными, но с одинаковой первой нотой.
Проведем параллели
Чуть-чуть сложнее обстоит дело с параллельными тональностями, у которых при ключе идентичные знаки, а вот тоники отличаются друг от друга. Примером может стать до мажор и ля минор. Обнаружить параллели легко. Для мажора нужно построить от тоники малую терцию вниз, а для минора - вверх. Теперь вы знаете, что такое параллельные тональности в музыке. Без этих базовых знаний в сфере невозможно построить ни один мелодичный аккорд, написать мелодию или хотя бы считать ноты с листа.
В музыке есть масса интересных понятий, но их освоение — наука трудная и заковыристая. Попробуем провести параллели на практике. Все мы сталкивались с понятиями "параллельных прямых" и "параллельного мира" и можем вывести общее из них. Итак, параллельный - существующий с чем-то одновременно и похожий на что-то либо парный чему-либо. Если таковыми являются тональности, то они похожи друг на друга. Общего у них много, но есть и явные различия. Во-первых, совпадают абсолютно все звуки, а вместе с ними и все знаки при ключе, то есть, диезы и бемоли. Самым простым примером будут тональности до мажор и ля минор. Знаков при ключе нет, а звуки гармонично соединяются. Это классические параллели. Сложнее будет ми-бемоль мажор и до минор. При ключе по три бемоля. Вот и снова параллели. Надо заметить, что такие тональности характеризуются ладовым наклонением, но это их притягивает. Тоники в них, соответственно, отличаются. А как определить параллельные тональности? Если отталкиваться, к примеру, от до мажора, то на какой его ступени начнется "вход в параллель"? Ответ прост - на шестой. То есть тоникой минора станет нота ля. С переходом из минора в мажор все тоже просто - тоникой будет третья ступень.
А нужен ли переход?
В музыке применяется три десятка тональностей. Из них половина мажорные, а половина - минорные. Ни одна тональность не "прозябает в одиночестве", каждая имеет пару. Итого - 15 пар тональностей с одинаковыми знаками. Запомнить уже проще. Из этих 15 пар - семь диезные и семь бемольные, а одна пара без знаков - эдакая белая ворона. Если вы подбираете мелодию на инструменте, то помните, что всегда можно сделать ее более гармоничной для собственного слуха и голоса, если осуществить переход в новую тональность в музыке.
Осуществить такую задумку можно разными путями. Так, можно произвести модуляцию, то есть окончательно сменить тонику. Этот процесс подразумевает подготовительную фазу, сам переход и закрепление полученной тональности с тем, чтобы мелодия продолжала развитие. Второй вариант - это отклонение, то есть временный переход без закрепления. Это своего рода намек на новую тонику, но не доходящий до полноценной реализации. В этом случае мелодия "виляет" в рамках своей тональности, изредка "выпрыгивая" за ее пределы.
Сочиняем песенку
Если идти классическим путем, то можно взять тоническое трезвучие оригинальной тональности и сразу после - новую тонику. Однако такие прямые "склейки" звучат несколько дергано и неприятно. Независимый слушатель в большинстве случаев поморщится от такой композиции. Что же делать? Отнестись к своей аудитории внимательно! В начале песни идет настройка на заданную волну, а вот уже ко второму куплету можно слегка встряхнуться. Но любая перемена, будь то темп, ритм, громкость или тональность, должна предваряться этапом подготовки. Так слушатель может понять происходящее и связать все перемены в своем подсознании.
Знакомство с модуляцией
В классическом варианте есть три методики модуляции, и со всеми стоит познакомиться. Для основного способа нужно взять любое трезвучие, имеющее смысл в обеих тональностях. Оно будет использоваться как "клей". Искомое трезвучие должно состоять из чистых, не альтерированных ступеней. Хотя альтерации не под запретом, но дополнительная сложность выбранного трезвучия будет затруднять восприятие модуляции на слух. Снова в тренде старая фраза: "Нужно быть проще, и люди к вам обязательно потянутся". Изменение тональности музыки притягивает внимание, так что за песню можно несколько раз использовать этот прием, чтобы сделать акцент на знаковых моментах.
В теории
Прежде чем изменить тональность музыки, хорошо бы понять, как это сделать. Придется немного разобраться в сфере и начать с вопроса: что такое лад? По сути, это музыкальная организация, которая базируется на соподчинении звуков. Основные характеристики лада - это его устойчивость и неустойчивость. Если звуки устойчивые, то они притягивают к себе другие звуки, но сами никуда не стремятся. В результате создается ощущение покоя. А вот неустойчивость - это функция динамическая, с ней звуки тяготеют к разрешению, а потому создают ощущение движения. В ладу идет чередование, так что устойчивыми являются первая, третья и пятая ступень. Соответственно, неустойчивые ступени - 2, 4, 6 и 8.
Еще нужно вспомнить про мажор и минор. В первом устойчивые звуки образуют трезвучие в мажоре и соответствующее - в миноре. А про тональности нужно сказать, что это высотные положения лада. Они бывают одноименные, параллельные, однотерцовые, энгармонически равные, употребительные и неупотребительные.
По красоте
Мало освоить нотную грамоту, чтобы сыграть произведение умело и ярко. Имеют значение красочные свойства лада и тональности. В частности, соединение мажора с минором вызывает аналогию с игрой света и тени. На этом построена "Серенада" Шуберта и романс Чайковского "Отчего?". Световая игра возникает при сочетании разных тональностей, даже неодноименных. Примером может стать "Радость и горе" Листа. Колорит произведения определяет выбор тональности.
В эпоху барокко тональности трактовали с точки зрения семантики, причем за каждой закрепляли некоторые типологические обозначения. В таком случае что значит тональность в музыке? К примеру, D-dur характеризуется эмоциональностью, бравурностью, героизмом. Здесь уместны шумные страсти, победное ликование. А вот h-moll считается грустной. Здесь можно ярко выразить образ страдания, распятия. Вообще, печальными являются мягкие тональности, где присутствует печаль, траурность. Это c-moll, f-moll, g-moll, b-moll. Иоганн Бах заложил основы для выражения чистой радости через G-dur, а для пасторальной темы активно использовались во все времена A-dur и E-dur.
В печали и радости
Если вы частенько сидите за пианино или домашним синтезатором и все мечтаете оформить собственную композицию, но мешает вопрос, как определить тональность в музыке, то знайте, что творить можно абсолютно в любой. При подборе аккордов тональность может напоминать удобные домашние тапочки, так как она только помогает. Если ваша композиция скорее скорбная, то вам прямая дорога в си минор, где, кстати, обитает "Высокая месса" Баха. А с героическими мелодиями вам в до минор. Там были написаны соната № 8 и симфония № 5 Бетховена. Для слезных по-итальянски сочных арий актуальны соль минор и ре минор. В соль мажоре и фа мажоре особенно удаются светлые пасторальные темы, такие как "Времена года" Гайдна.
Получается, что все лайфхаки при создании мелодий уже придуманы. От современных композиторов, как профессиональных, так и начинающих, требуется только прислушиваться к создаваемой мелодии и чутко относиться к своим слушателям. В таком случае тональность будет удобной базой, где творить приятно и относительно легко.
www.syl.ru
Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности
Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности
Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразной терминологии. Тональность является основополагающим профессиональным термином. На данной странице можно узнать, что такое тональность, как ее определить, какие бывают разновидности, а также интересные факты, упражнения, и способ изменения тональности в минусовке.
Основные моменты
Представьте себе Вы решили сыграть музыкальное произведение. Вы нашли ноты, и при разборе нотного текста, заметили, что после ключа стоят диезы или бемоли. Нужно разобраться, что они означают. Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера (Смотри рисунок №1), и дублируются на каждой последующей строчке. Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой написано произведение.
Рисунок №1
Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора (Смотри рисунок 2).
Рисунок №2
Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.
Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.
Упражнения для закрепления
- Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.
- Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.
- Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.
Разновидности
Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:
- Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук. Существует параллельно-переменный лад, который характеризуется тем, что в произведении две параллельные тональности, и у них постоянно меняется лад, то на мажор, то на минор. Такой лад характерен для русской народной музыки.
- Одноименные имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: ре мажор (2 ключевых знака), ре минор (1 ключевой знак).
- Однотерцовые имеют общую терцию (то есть третий звук в трезвучии), больше их не объединяет ни тоника, ни ключевые знаки, ни лад. Обычно однотерцовый минор располагается на малую секунду или полутон выше чем мажор. Соответственно однотерцовый мажор по отношению к минору располагается ниже на малую секунду или полутон. Примером могут служить тональности до мажор и до-диез минор, в трезвучиях этих аккордов совпадает звук «ми».
Упражнения для закрепления
Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:
- Параллельные
- Одноименные
- Однотерцовые
Вопросы:
- B-dur и h-moll
- A-dur и a-moll
- G-dur и e-moll
Проверьте правильность собственных знаний.
Ответы: 3, 2, 1.
Интересные факты
- Как музыкальный термин зародился вначале 19 века. Его ввел Александр Этьенн Шорон в собственных трудах.
- Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин.
- В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
- Английская терминология использует для параллельных тональностей следующее обозначение – relative keys. При буквальном переводе – это «родственные» или «соотнесенные». Одноименные же обозначаются, как parallel keys, что может восприниматься, как параллельные. Нередко при переводе специфической литературы переводчики допускают погрешность в данном вопросе.
- Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.
Таблица тональностей
Диезные
Бемольные
Как определить тональность произведения
Узнать основную для композиции тональность можно при помощи приведенного ниже плана:
- Посмотрите на ключевые знаки.
- Найдите в таблице.
- Это могут быть две тональности: мажорная и минорная. Чтобы определить, какой лад необходимо посмотреть, каким звуком заканчивается произведение.
Существуют способы, упрощающие поиск:
- Для мажора в диезных тональностях: последний диез+м2 = название тональности. Так, если крайний ключевой знак до-диез, то это будет ре мажор.
- Для бемольных мажорных тональностей: предпоследний бемоль = искомой тональности. Так если, ключевые знаков будет три, то предпоследним будет ми-бемоль – это и будет искомая тональность.
Можно использовать как стандартные способы, так и приведенные выше. Главное научиться правильно определять тональность и ориентироваться в ней.
Упражнения для закрепления
Определите тональность по ключевым знакам.
Мажор
1.
2.
3.
Минор
1.
2.
3.
Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major
- Cis minor 2. B minor 3. E minor
Кварто-квинтовый круг
Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.
Главные трезвучия в тональности
Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б53, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М53, и состоит из малой и большой терции.
От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.
Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.
Родственные тональности
Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.
Степень родства |
I |
II |
III |
|||||
Группа |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Разница знаков |
0 |
1 |
4 |
2 |
3-5 |
3-5 |
6 |
|
Какие тональности |
параллель |
S, D и их параллели
|
S гарм для мажора |
Тонально-сти на б.2 ↑↓ и их параллели |
Мажор Мажор – м2, м3, б3 ↑↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор |
Минор Минор – м2, м3, б3 ↑↓ и Мажор DD на б2↑ и одноименный мажор |
Для мажора ↑ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓. |
Тритонанта и ее параллель |
Первая группа разделяется на 3 категории:
- Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
- 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
- Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.
Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:
- 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
- Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
- Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
- Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.
Третья группа делится на 2 группы:
- 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
- Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.
В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.
Как изменить тональность в минусовках
Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.
- Открываем программу Audacity
- Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»
- Выбираем необходимую аудиозапись
- Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
- Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»
- Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.
- Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.
soundtimes.ru