Гитаризм.RU » Заметки » Детальки » Что нужно знать о ладах. Высота ладов


О высоте струн и износе ладов — Inhalath.com

Предисловие

Высота струн — очень важный момент в настройке любой гитары. И очень заметный, надо сказать — стоит поменять высоту струн на любом инструменте, и сразу почувствуются изменения как руками, так и ушами.

Слишком высоко поднятые струны делают игру неудобной, а иногда неприятной или вовсе невозможной. Если же чрезмерно опустить их — они могут просто лечь на лады, или просто потеряют место для колебаний, и это обязательно скажется на звуке. Также низко поставленные струны намного чувствительнее ловят все возможные источники звона и неровности грифа, но об этом чуть позже.

Привет Вам из Советского Союза =)

 

Разумеется о такой высоте речи не идет, высота струн должна колебаться в диапазоне примерно от полутора миллиметров (над последним ладом), и до… До скольки угодно, в зависимости от личных предпочтений. Многие гитаристы, известные и не очень, предпочитают ставить верхние струны немного выше остальных, и это действительно стоит делать. Ну или хотя бы попробовать. Lap-Steel гитары и им подобные в данном случае мы рассматривать не будем, там немного своя атмосфера.

Перед настройкой высоты струн стоит сначала настроить прогиб грифа, чтобы наверняка знать, что звон (если он будет) появился не из-за анкера.

Как настраивать?

Сама настройка производится путем поднятия или опускания седел на струнодержателе. В зависимости от его конструкции, может быть как раздельная регулировка высоты для каждого седла, так и поднятие самого бриджа целиком:

Мнения про оптимальную высоту над последним ладом расходятся, но в целом можно отталкиваться от следующей таблицы:

струна Гитара Бас-гитара
1 ~1,5 мм ~ 2,0 мм
2 ~ 1,6 мм ~ 2,3 мм
3
~ 1,7 мм ~ 2,6 мм
4 ~ 1,8 мм ~ 3,0 мм
5 ~ 1,9 мм ~ 3,5 мм
6 ~2,0 мм

Если Вам вдруг такие значения не подойдут, то уже подстраивайте так, как Вам больше нравится.

Износ ладов и звон

Все настроили, все выставили, и высоту, и прогиб, решили поиграть — а все звенит и скрипит? Проблема в ладах. Дело в том, что в идеале все лады должны быть одинаковой высоты, однако они могут изнашиваться со временем, или вылезать из накладки от погодных условий (или если их просто как попало ставили).  Небольшой равномерный звон струн, которого не слышно в усилитель — это нормально, но иногда он настолько сильный, что даже не слышно самой ноты. Что делать?

Первое, что в таких случаях делают многие — приподнимают струны. Это может немного помочь, но в любом случае это временное решение, и проблема появится снова. Кроме того, высоко поставленные струны — это, зачастую, просто некомфортно. Поэтому, в идеале, лады нужно шлифовать, и крайне желательно делать это у гитарных мастеров, которые знают свое дело.

Мы не будем в этой статье рассказывать, как заниматься шлифовкой в домашних условиях, так как это очень часто заканчивается испорченными ладами, а то и накладкой. Если Вы читаете статью «как настроить гитару» (именно эту, да) — значит Вам не хватает собственного опыта, и лучше не рисковать. Шлифовка и закатка — недорогая процедура, в отличие от замены ладов и исправления накладки грифа, к которой всё это может привести.

Стоит отметить также, что лады при большом износе все равно придется менять, но до такого состояния нужно еще их довести. =) Сегодня существуют лады из различных материалов, в том числе «вечные», которые сточить крайне сложно. А их звуковые качества — вещь сугубо индивидуальная, одним нравится звук мягких ладов, другим — наоборот.

Заключение

Много раз мы сталкивались с пренебрежительным отношением к шлифовке ладов, и каждый раз оно радикально менялось после выполнения этой процедуры. Владельцы инструментов просто не могли нарадоваться ощущениям от правильно настроенной гитары, низко поставленным струнам и внешнему виду (лады  блестят и сверкают). Поэтому мы настоятельно рекомендуем каждому гитаристу относиться к этому, как к обязательной периодической профилактике для Вашей гитары.

inhalath.com

Высота струн на гитаре. Регулировка высоты струн над грифом акустической и классической гитары.

 

Содержание статьи

Высота струн на гитаре. Общая информация

От того, насколько высоко от грифа расположены струны, напрямую зависит удобство игры на инструменте. Если они находятся слишком низко, то будут дребезжать и цепляться за лады, а также звучать не в полную силу. Если же высота струн большая, то на гитаре будет просто неудобно играть – вам придется прикладывать намного больше усилий для их зажатия, особенно на центральных ладах, из-за чего будет уставать рука и пальцы. В этой статье мы подробно расскажем о том, какая высота струн на гитаре считается наиболее оптимальной, а также из-за чего она может меняться.

 

Что может быть источником проблемы неправильной высоты струн

Есть несколько вариантов, из-за чего высота струн может поменяться.

 

Низкий нижний порожек

Верхний и нижний порожки должны быть примерно одной высоты, чтобы струна лежала на них без какого-либо угла. Если же нижний порожек слишком низкий, то это может привести к тому, что струна будет расположена слишком низко, из-за чего, особенно на первых ладах, она будет дребезжать и не звучать вообще. Это является причиной проблемы того, что струна дребезжит на ладу.

 

Высокий нижний порожек

И наоборот, если нижний порожек будет выше, то струны, соответственно, тоже будут выше. Особенно это ощутимо на верхних ладах при взятии баррэ. Пальцы и рука будет применять гораздо больше силы, чем требуется, соответственно, делать это будет сложнее, и конечности будут уставать.

 

Высота верхнего порожка

То же самое относится и к верхнему порожку. Если он будет слишком низкий, то струны будут фактически лежать на грифе, из-за чего на всех ладах они будут дребезжать и не звучать до конца. Этого следует избегать, иначе гитара может даже не строить по грифу, что еще более критично, чем обычный дребезг.

 

Глубина посадочных мест верхнего порожка

Это точно так же важно, как и его высота. Если пазухи для струн будут слишком глубокие или широкие, то струны будут ходить в них ходуном и не строить или звучать. Если же они будут недостаточно глубоки, то они будут стоять на нем, и дребезжать об него. Именно поэтому гитаристам, которые интересуются электрогитарой и тяжелой музыкой, рекомендуется покупать два инструмента – первый для пониженных строев, с широкими пазухами для толстых калибров – и второй для стандарта, с пазухами нормального размера.

 

Прогиб грифа

Самая частая причина того, почему звук акустической гитары испортился и начал звенеть. Из-за погоды, влажности или ненадлежащего ухода за инструментом, анкер грифа ослабляется или перетягивается, из-за чего обычный градус прогиба меняется. Вследствие этого мы имеем либо звон струн об лады, либо огромное расстояние между струнами и грифом, из-за чего при взятии баррэ быстро устает рука. Это проблема решается регулировкой высоты грифа.

 

Подставка гитары

Некрепкая подставка на деке может треснуть и деформироваться, из-за чего высота струн меняется, и они становятся ближе к грифу. Это нераспространенная проблема, и если возникла именно она, то стоит задуматься либо о замене инструмента, либо об услугах гитарного мастера.

 

Внешние условия и факторы, влияющие на деформацию инструмента и высоту струн

Помимо самого состояния инструмента, на высоту струн на акустической гитаре, а также электрогитар, могут влиять внешние факторы. Все они правятся правильным уходом и обслуживанием грифа, деки и остальных частей.

 

Влажность, сухость и температура

Это очень важные факторы, которые могут испортить звучание гитары и привести к тому, что гриф поведет винтом, и играть на ней станет вообще невозможно. Дело в том, что дерево очень чувствительно к воздействию влаги, излишней сухости, а также перепадов температур, и деформируется под ними. Этого стоит избегать путем правильного хранения и переноса инструмента. Данная проблема также ремонтируется регулировкой высоты струн при помощи анкера.

 

Износ и углубления

Как и любая другая вещь, инструмент не вечен. Поэтому причиной того, что высота струн на классической гитаре или любой другой может измениться банально из-за воздействия времени. Это абсолютно нормально, особенно на некачественных инструментах. К сожалению, этому никак не помочь, и рано или поздно придется озаботиться покупкой нового инструмента.

 

Перенапряжение и большая нагрузка на верхнюю деку

Если вы натягиваете струны большого калибра в высокие строи, то сила натяжение становится очень высокой, из-за чего гриф выгибается, как лук. Это также приводит к увеличению расстояния между ним и струнами. Старайтесь покупать комплекты, которые соответствуют тем строям, в которых вы играете.

 

Изменение типа и толщины струн

Фактор, напрямую связанный с прошлым пунктом. Когда вы покупаете другой комплект струн, его сила натяжения отлична от того, что стоял до этого. Если эта разница слишком велика, то гриф может сильно повести, из-за чего струны так же поменяют высоту.

 

Источники проблем на новом инструменте

Как это ни парадоксально, но проблемы могут быть и на новом инструменте. Здесь уже в силу вступают немного другие факторы, о которых будет рассказано ниже.

 

Производитель

Гитары от бюджетных производителей не отличаются каким-то особенным качеством. Разумеется, очень часто попадаются и достойные инструменты, однако ультрадешевые инструменты, скорее всего, имеют в себе встроенные проблемы с грифом. Из-за этого даже новая гитара может вести себя странно, и особенно это касается высоты струн, поскольку именно в этом месте дерево испытывает больше всего стресса.

 

Магазин

В магазине гитары хранятся на складе, где не всегда поддерживаются хорошие условия для их нахождения. Из-за этого даже новые залежавшиеся инструменты могут быть с уже встроенными проблемами – чаще всего, с неправильно выгнутым и поведенным грифом. Именно поэтому лучше всего проверять гитару перед покупкой.

 

Транспортировка инструмента из стран с другим климатом

При заказе инструмента из другой страны может существовать риск деформации дерева из-за естественных изменений во влажности воздуха и его температуре. Для того, чтобы избежать этого, гитары обычно тщательно упаковывают, и если пренебречь этим, то вы можете получить инструмент с неполадками, хотя по факту он был только что извлечен из коробки.

 

Какая должна быть высота струн на гитаре

Ниже приведена таблица, в которой указывается, какое оптимальное расстояние должно быть между струнами и грифом. Стоит отметить, что эти замеры работают и для высоты струн на бас-гитаре.

Акустическая гитара со стальными струнами Басовая 6 струна E Тонкая 1 струна E
Расстояние на 1 ладу 0,58 мм 0,33 мм
Расстояние на 12 ладу 2,29 мм 1,78 мм
Классическая гитара с нейлоновыми струнами Басовая 6 струна E Тонкая 1 струна E
Высота на 1 ладу 0,76 мм 0,61 мм
Высота на 12 ладу 3,96 мм 3,18 мм
Электрогитара Басовая 6 струна E Тонкая 1 струна E
Высота на 1 ладу 0,61 мм 0,25 мм
Высота на 12 ладу 1,98 мм 1,6 мм
Бас-гитара Басовая 4(5) струна E Басовая тонкая 1 струна G
Высота на 1 ладу 0,56 мм 0,51 мм
Высота на 17 ладу 2,67 мм 2,39 мм
Мандолина 4-ая струна G 1 струна E
Высота на 1 ладу 0,76 мм 0,51 мм
Высота на 17 ладу 1,91 мм 1,65 мм
Банджо 4 струна D 1 струна D
Высота на 1 ладу 0,94 мм 0,89 мм
Высота на 12 ладу 2,29 мм 2,29 мм
Укулеле Сопрано и Тенор 4 струна G 1 струна A
Высота на 1 ладу 0,38 мм 0,38 мм
Высота на 12 ладу 2,29 мм 2,29 мм

 

Замерьте высоту на 12 ладу

При помощи рулетки или линейки замерьте расстояние между открытыми струнами и двенадцатым ладом. Оно должно составлять примерно 2-3 миллиметра.

 

Дополнительно замерьте на 1 ладу

Тем же самым способом замерьте расстояние на первом ладу. Оно должно составлять примерно 0,5-0,7 миллиметра.

 

Преимущества и недостатки высоких струн

Плюсы

— Вибрато становится более четким и напряженным в плане звука.

— Более чистая игра пальцами, особенно при фингерстайл-игре.

— Более чистое звучание нот и аккордов.

 

Минусы

— Тяжело извлечь вибрато, характерные для блюза, которые звучат как микро-бенды.

— Сложно заставить аккорд звучать едино.

— При игре отдельными нотами они приобретают щелкающий призвук.

— Сложно играть аккордовые блоки с баррэ и быстрые пассажи.

 

Преимущества и недостатки низких струн

Плюсы

— Проще создать единое звучание аккорда.

— Струны легче зажимать.

— Проще играть быстрые пассажи.

— Проще играть микро-бенды.

 

Минусы

— Аккорды могут звучать мутно, без акцента на отдельные ноты.

— Быстрые пассажи могут превращаться в кашу.

— Сложнее извлекать стандартные вибрато.

— Сложнее артикулировать аккорд.

 

Заключение и советы

Самый лучший совет – не впадать в крайности и заняться настройкой грифа для оптимальной высоты струн. Таким образом вам будет проще играть, и получится извлекать все возможные приемы без каких-либо проблем. Особенно это критично для новичков, для которых большая высота струн может стать критичной в обучении гитарному мастерству.

Подпишитесь на рассылку «Pereborom.ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары• Разборы песен

Никакого спама!

Особенно рекомендуем подписаться начинающим гитаристам. Не упускайте возможность бесплатно получить обучающие материалы, важные советы и практику игры на примере разборов песен.

*

Подписаться

pereborom.ru

Что нужно знать о ладах

Обычно лады принимают как должное – это стандартный элемент каждой гитары. Лады привлекают к себе внимание, пожалуй, только тогда, когда их нет. Неудивительно, что многие музыканты, особенно начинающие, не придают им особого значения — до тех пор, пока что-то не пойдет не так. А ведь на самом деле эти металлические полоски очень важны и влияют на качество игры, тон, атаку и многие другие вещи. Вот несколько вещей, которые нужно знать о ладах.

Зачем нужны лады? Зажимая струну на одном из ладов, мы ограничиваем длину колебания струны до расстояния от бриджа до этой точки, тем самым, контролируя высоту звука. Практически на каждом инструменте, имеющем лады, расстояние между ними составляет полутон одной темперации, чтобы аккорды и отдельные ноты звучали четко и были способны сложиться в нечто ритмичное и мелодичное. Если понимать, что из себя представляют лады, и знать их закономерности, они перестают быть ограничителями диапазона и, наоборот, дают безграничные возможности для звукоизвлечения: брать ноты, не предусмотренные в строе гитары, с помощью рычага тремоло или вручную, играть слайдом, а можно пойти еще дальше и попробовать играть на без ладовых инструментах.

Из чего они сделаны? Материалом для изготовления ладов часто служат такие сплавы, как неузильбер, никелевая сталь, реже используется латунь или медные сплавы, а также нержавеющая сталь. Чем тверже и плотнее материал, тем более отчетливо и резко звучат ноты. В основном производители гитар используют мягкие никелевые сплавы, потому что с ними удобнее работать, и гитаристы уже привыкли именно к такому звучанию.

Как проверить, все ли в порядке с ладами? Самый простой и быстрый способ убедиться, что с ладами нет никаких проблем – это внимательно посмотреть на них, держа инструмент на уровне глаз. Если лады находятся на разной высоте или расположены не совсем ровно по отношению друг к другу – дело плохо. Лады должны быть расположены один к одному и иметь как можно выемок, которые могут появляться от длительного использования инструмента.

Размер имеет значение. Ширина и высота ладов влияет на удобство игры и звук. Лады повыше удобнее для бэндов, и для извлечения чистых и четких звуков нужно прикладывать меньше усилий. Такие лады хорошо подходят для скоростной игры. Той же цели служит и скаллопированный гриф, как у Ингви Мальмстина. Правда, некоторые для скоростной игры предпочитают низкие лады, удобные для теппинга. Звучат инструменты с низкими ладами обычно несколько мягче. Между широкими и узкими ладами тоже есть различия: широкие лады не так быстро снашиваются.

Со временем на ладах образуются выемки, неровности и затертости, из-за снашивания общая высота ладов становится ниже. Все это приводит к возникновению дребезжащих звуков. Не нужно сразу менять лады на новые – это довольно затратная процедура. Если ситуация не совсем критичная, сначала можно несколько раз просто выравнивать и корректировать их высоту. Правда, не всегда в дребезжании стоит винить лады. Иногда дело в слишком низко установленном бридже.

Бывает, что края ладов начинают выступать за пределы грифа. Мало того, что они острые и делают игру неудобной, это показатель гораздо более серьезной проблемы. Выступающие с боков лады означают, что накладка высохла и «села». Причина этого кроется в неправильном хранении инструмента – место было чересчур сухим. Предотвратить это можно, храня инструмент надлежащим образом, а также в качестве профилактики можно смазывать дерево лимонным маслом.

Из-за того, что как лады, так и накладка постепенно снашиваются от постоянного контакта со струнами, из-за тряски и ударов при перевозке, слишком сухого воздуха, который негативно сказывается на дереве – лады могут разбалтываться и выскакивать. Если дерево окантовки рассыхается, лады начинают торчать по краям. В таких случаях иногда можно обойтись без замены накладки – если длина ладов позволяет, гитарный мастер может просто заполнить пустоты между концами ладов и окантовкой грифа и закрепить лады на своих местах.

Помимо обычных ладов, расположенных перпендикулярно грифу, существуют еще так называемые веерные лады. Они располагаются косо, напоминая раскрытый веер, отчего и получи такое название. Таким образом, получается большее расстояние между струнами с низким звучанием и меньшее между высокими струнами. Это позволяет инструменту лучше держать строй, и делает басы более глубокими и выразительными, а высокие ноты – более мягкими и яркими. Это вовсе не новое изобретение – появились такие лады еще в 16 веке.

guitarism.ru

Оптимальная высота струн на электрогитаре

После приобретения электрогитары многие новички сразу же пытаются что-нибудь сыграть, что вполне понятно. Однако может возникать проблема из-за дребезжания одной или нескольких струн. Также струны может быть тяжело зажимать, что усложняет игру. Все это может быть вызвано неправильной высотой струн.

Для чего необходимо регулировать высоту струн

Данный вопрос важен как для новичка, так и для профи. Однако в случае с первыми причиной служит элементарное качество звука. Как правило, приобретая гитару, особенно недорогую, надо знать, что изначально струны не отрегулированы как следует. Из-за этого в процессе игры появляется характерный дребезг, особенно заметный на самой толстой шестой струне. Это сильно портит впечатления от игры.

Для уже опытного гитариста необходимость в регулировке струн обусловлена стилем игры. Если акцент делается на скорость игры, то струны должны быть чуть ниже стандартного значения. Также гитарист со временем сам выбирает наиболее оптимальную для его стиля игры высоту. Однако прежде пройдет немало времени и вынужденных регулировок высоты струн на электрогитаре.

Стандартная высота

Ориентируясь на уже принятые параметры, следует отметить, что стандартная высота струн на электрогитаре изменяется для каждой по отдельности. Как правило, на самой первой и наиболее тонкой струне данное значение составляет 1,5 мм. Каждая последующая струна будет выше на 0,1 мм. Так, уже на шестой струне величина составит 2 мм.

От чего зависит высота струн

Названная оптимальная высота струн на электрогитаре в описанном выше пункте подходит для средних по толщине струн. Названное увеличение на 0,1 мм вызвано именно возрастающим объемом струны. Это заметно даже невооруженным глазом. Первая струна как самая тонкая допускает наименьшую высоту над грифом, в то время как шестая при небольшом отклонении от оптимального значения может начать дребезжать, соударяясь о лады.

Выбирая, на какой высоте должны быть струны, следует ориентироваться на звук и личные ощущения. Для начала следует выровнять струны по оптимальным значениям (измеряется высота на последнем ладу). Затем попробуйте сыграть при такой настройке. Особенное внимание следует уделить самой толстой струне, поскольку именно при игре на ней будет сильнее заметна проблема с высотой. Даже если во время игры данная струна кажется не особо важной и редко используется, проблема может себя показать в самый неподходящий момент и нарушить звучание.

Если оптимальная высота оказалась неподходящей, то следует увеличить высоту струн над грифом электрогитары. Порой достаточно 0,1 мм, чтобы получить необходимый результат. Переусердствовать в данном процессе нежелательно, поскольку это усложнит игру.

Допустимые значения для высоты струн

Ранее было упомянуто о зависимости высоты струны от стиля игры. Следует более детально рассмотреть варианты регулировки:

  • 0,8 мм. Минимальная высота, которую устанавливают любители скоростной игры. Преимуществом является простота прижатия струн, что особенно важно, когда требуется сыграть как можно больше нот за малый промежуток времени. Недостатком является сложность настройки. Как говорилось ранее, чем ниже струна, тем выше вероятность появления дребезга. Это будет особенно заметно на дешевых гитарах. Чтобы убрать данный дефект, многие шлифуют и выравнивают лады.
  • 1,2 мм. Приемлемая для многих гитаристов высота. Своеобразная "золотая середина". Играть достаточно просто, притом настройка не настолько тяжелая, как в предыдущем варианте.
  • 1,6 мм. Подойдет тем, кто ставит струны с диаметром больше стандартного. При этом сами струны будет тяжелее прижимать, в отличие от предыдущих вариантов. И не стоит забывать о кончиках пальцев, которые легче травмировать, играя на толстых струнах.

Как проводится настройка

Чтобы настроить высоту струн на электрогитаре, требуется разобраться с имеющимся бриджем. Существует несколько их разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности настройки. Так, наиболее популярными являются Tune-o-Matic, Hardtail, Vintage Tremolo, Floyd Rose.

Прочие настройки

Высота струн на электрогитаре достаточно важна, однако это не единственная настройка, от которой зависит качество игры. В большинстве случаев процесс настройки ограничивается подкручиванием колков, чтобы струна звучала правильно. При этом, если гитара настроена правильно, и струны достаточно новые, необходимости в частой настройке не возникнет. Когда электрогитара не отрегулирована как следует, струны часто будут терять строй, и частота регулировок звука увеличится, что влияет на качество инструмента. Существует несколько базовых настроек, кроме высоты струн.

Прогиб грифа

В грифе электрогитары располагается металлический стержень, называемый анкером. Его предназначение достаточно просто - не допустить искривления грифа под натяжением металлических струн.

В процессе настройки высоты струн на электрогитаре может возникнуть ситуация, когда не получается провести регулировку из-за того, что высота сильно отличается на разных ладах. Проблема может заключаться именно в анкере. Отрегулировать его следует прежде настройки высоты струн, поскольку именно благодаря ему они и держатся.

Перед тем как начинать регулировать анкер, следует определить, существует ли искривление и в какую сторону оно направлено. Определяется это прижиманием струны на первом и шестом ладу. Если струна соприкасается с одним из ладов, расположенных между зажатыми, нужно ослабить анкер. Если высота окажется слишком большой - подтяните. Проверка проводится на уже настроенном инструменте.

Настройка проводится шестигранным ключом, которым крутится анкерный болт. Чтобы ослабить анкер, крутите против часовой стрелки. Для подтягивания - по часовой стрелке. При этом не стоит слишком усердствовать, достаточно небольшого сдвига, чтобы привести в норму анкер. При этом изменение может быть не сразу заметно, поскольку дереву грифа нужно немного времени для принятия новой формы.

Мензура

В данном пункте следует уделить внимание рабочей длине струны. Не на каждой гитаре данная настройка возможна. Однако электрогитары с тремоло-системой допускают данную процедуру. Сама настройка проводится на каждой струне, начиная с первой. Следует извлечь натуральный флажолет на 12-м ладу. Для этого вначале прикоснитесь к струне, но не зажимайте её, а после щипните пальцем свободной руки. Запомните звук. После прижмите эту же струну и сравните полученные звуки. Они должны быть одинаковы. Если флажолет ниже - уменьшите струну. В противном случае увеличьте.

Звукосниматели

В конце следует уделить внимание высоте звукоснимателей. От данной величины будет зависеть, как подключенная к усилителю электрогитара будет звучать. Обычно звукосниматель должен располагаться максимально близко к струнам, однако они не должны цепляться за него в процессе игры. Также струны на последних ладах не должны звучать хуже, чем до регулировки звукоснимателя.

Процесс настройки высоты струн на электрогитаре может показаться достаточно простым. Однако на практике новичкам не всегда удается справиться с регулировкой. Научиться всем тонкостям процедуры получится лишь спустя время, поэтому во время самой первой настройки нелишним будет прибегнуть к помощи профессионала, который сможет точно выполнить процедуру и, возможно, обнаружить имеющиеся дефекты, препятствующие правильной настройке.

fb.ru

Высота струн на готовой гитаре: настройка и ремонт

Если высоты струн на гитаре вас не устраивают, то их настройка может быть как простейшей операцией по замене или обработке нижнего порожка, так и глобальным ремонтом в особо неприятных случаях. В каждой конкретный ситуации действовать можно немного по-разному, используя стандартные приемы в разных сочетаниях.

 

Особый случай гриф на винте. Настраивать высоту просто, но помните, когда вы крутите винт регулировки, вы изменяете расстояние между ладами и нижним порожком. Проблема усугубляется, если 12-й лад и точка упора грифа находятся на большом расстоянии. Такая картина часто наблюдается на советских гитарах. Гриф на винте также должен иметь правильную форму, быть ровным.

(Далее в тексте косточкой я называю нижний порожек.)

 

Какими должны быть высоты у нейлона на 12 ладу

Сначала вспомним какие расстояния должны быть и как их измерить. Если приставить линейку к двенадцатому ладу, то до центральной линии первой струны должно быть 3.5мм, а на шестой это расстояние, постепенно должно увеличиться до 4.5-5мм и даже до 5.5мм. Ещё раз - это расстояния для нейлона.

(Для металлических струн все ниже: до 2 мм для первой и 3.5 для шестой.)

Высота струн над декой в районе подставки должна быть от 9 до 15мм. Нижний порожек должен уверенно держаться в пропиле.

 

Причины неверных высот

Факторов, влияющих на высоту струн, достаточно много. И причиной больших расстояний может быть как ошибка или неточность при изготовлении, так и изменения в гитаре по прошествии какого-то времени, предсказуемые и не очень.

Очевидные ситуации. Без понимания вопроса сменили металл на нейлон или наоборот. Гитара изготавливалась специально с другими высотами и вам они не подходят. На гитаре не та косточка.

Самая серьезная проблема - при изготовлении неверно установили гриф и подстройки косточкой не хватает, чтобы это скомпенсировать.

Самая распространенная причина - гриф со временем прогнулся и требуется только опустить косточку или ещё его выпрямить. Несколько прогнуться может и сам корпус гитары, тогда надо просто опустить косточку, обратив внимание не поплыла ли ещё мензура.

 

Классическая проблема: прогиб грифа

Это системная проблема грифов без анкера, т.е. грифов классических гитар. Шейка может излишне прогнуться под натяжением струн и вы получите увеличение высоты струн.

Исправлять такую проблему надо выпрямлением грифа, а не понижением нижнего порожка. Почему?

Если просто опустить косточку, тогда получится яма, на выходе из которой струна будет звенеть. Дно ямы в районе 7-го лада, после нижней точки ямы лады начинают подниматься вверх и струна будет касаться следующего лада.

Стандартная проверка, если вы опустили струны до нормальной высоты над 12 ладом и они начали все позвякивать начиная с середины грифа, значит у вас излишний прогиб.

Сразу для контраста: если струны звенят на первых ладах о следующий лад, тогда у вас струны слишком низко или есть загиб грифа.

Специально указываю причину звона, о следующий лад, так как причина может быть иной, например, призвук на верхнем или нижнем порожках. Это другая проблема, связанная с их формой.

На кривом грифе можно настроить только какой-то его участок для нормальной игры. В каком-то смысле это оправданно, если вы играете только в первых позициях. Величина прогиба напрямую влияет на сложность ситуации. С маленьким излишним прогибом мириться ещё как-то можно. Если струны звенят уже на пятом ладу, то это и для простого аккомпанемента слишком.

Кривой гриф требует выпрямления. Перед выпрямлением определитесь с высотами, что у вас получится в конце концов. Воспользуйтесь необходимостью ровнять накладку и четко попадите на желаемую высоту. В зависимости от того какую сторону накладки вы будете обрабытывать в большей степени, так у вас и будет меняться окончательный результат по высоте струн.

Далее рассматриваем высоты уже на ровном грифе.

 

Высота над первым ладом

Очевидно, что открытая струна не должна звенеть о первый лад. Слишком же большое расстояние - это ненужное мучение для гитариста.

Чтобы быстро прикинуть достаточную высоту нужно при правильном зазоре на 12 ладу зажать струну на первом ладу и посмотреть на расстояние над порожком второго лада. Расстояние на первом ладовом порожке у открытой струны практически такое же. Подробно настройку этих высот обсудим в следующей статье о верхнем и нижнем порожках гитары.

 

Регулировка нижнего порожка

Понятно, что есть штатная возможность изменить высоту нижнего порожка. Это очевидная настройка. Если косточку надо опустить, то ее просто надо сточить, если поднять, то по большому счету ее надо заменить. Ремонт с подклейкой приемлем, но склейка не должна слишком высоко поднятся в пропиле. Приклеиваете твердое дерево, кость или что-то подобное к нижнему порожку на суперклей. Такой подход приемлем для недорогих гитар. Далее что делать если косточка слишком большая или слишком маленькая для своей подставки.

Обратите внимание, чтобы поднять струну на 0.5 мм над 12 ладом, косточку надо поднять уже на 1 мм.

 

Работа с подставкой

Очень часто требуется правка самой подставки, т.е. косточка такая высокая, что плохо держится или наоборот такая низкая, что тонет в пропиле.

 

Слишком высокий нижний порожек

Если косточка становится слишком высокой для старого пропила, нужно углубить и желательно расширить его. Косточка должна уверенно сидеть в пропиле. Делайте эту операцию с пониманием что такое компенсация строя.

Надо учесть возможности деки сопротивляться большему напряжению. Для толстых дек высокий порожек может пойти и на пользу. Поднимая кость вы увеличиваете рычаг и крутящий момент на подставке, она с большей силой начинает выламывать деку.

Также бывает необходимо уменьшить угол захода струны на косточку. Струны слишком резко поднимаются на нижний порожек, фактически выламывая его. Крепление с помощью косички(т.е. обычное крепление за одно отверстие) само по себе снижает этот нежелательный эффект,  позволяет струне подтянуться вверх. Можно увеличить высоту панельки крепления струн, совместить это с приятным и приклеить что-то декоративное сверху. Тогда петля струны будет выше подтягивать струну, уменьшать угол, снижать опрокидывающий момент на косточку.

 

Слишком низкий нижний порожек

Если косточку надо опустить ниже уровня подставки, тогда можно несколько срезать её губу, сделать её ниже, чтобы нижний порожек достаточно выглядывал. Но есть подводный камень – надо следить за углом отсечки струн, поэтому ход настройки этим способом небольшой и не всегда осуществим.

Угол отсечки струн также зависит от способа и положения отверстия для крепления струн. Если надо угол увеличить, то отверстие должно быть максимально низко и следует применить крепление за два отверстия или с помощью поговички.

Можно рассмотреть вариант смены способа крепления струн. Например, у вас обычная подставка с креплением за отверстие. Подставка высокая. Вы можете перейти на способ крепления струн с помощью колков, как на вестернах или цыганских гитарах. Для классической гитары это подойдет только в особых случаях, но об этой возможности нужно помнить.

Тут мы фактически доходим до возможности смены подставки. Вариант приемлем, особенно в  комплексе с другими факторами. Старая подставка некрасивая, поломанная, кривая и оторванная, не закрывает каких-то пятен.

Старые отверстия в подставке можно заделать чепиками твердого дерева с эпоксидной смолой и просверлить ниже другие отверстия. Сделать на приклееной подставке это можно с помощью некой спицы с прикрепленным к ней сверлом. Так как сверлить мало, то можно использовать и просто заточку на спице. Сверлить со стороны нижнего клеца, обороты низкие.

 

Большие ошибки, т.е. фактически неверная установка грифа в гитару может быть исправлена помимо переустановки грифа правкой накладки, а также пилением пятки. Сделать пропил очень близко к обечайкам, как будто вы хотите отпилить гриф заподлицо к корпусу, но остановиться перед накладкой. Теперь нужно лишь подобрать вставку из плотного дерева, чтобы, склеив с ней все назад, получить верный угол вклейки грифа. Ремонт радикальный, но эффективный.

Микола Руденко

mastergitar.com