Ремонт вентилятора охлаждения двигателя ваз


Проблемы электрического вентилятора автомобильной системы охлажденияAutoRemka

Практически все современные автомобили оснащаются электрическим вентилятором, который имеет массу преимуществ перед его механическим предшественником. Так, электрический вентилятор включается только при нагреве охлаждающей жидкости до определенной температуры и выключается при остывании этой жидкости в системе охлаждения до нормы. В результате двигатель работает в стабильном температурном режиме, да и еще он быстрее прогревается и меньше расходует топлива. Отметим, что электрический вентилятор хорошо вращается даже при малых оборотах двигателя, что значительно снижает риск возникновения перегрева при нагрузках, которые имеют место в тяжелых дорожных условиях. Как вы понимаете, в таких условиях механический вентилятор будет совершенно неэффективен.

Вроде бы в таком новшестве есть только достоинства и говорить больше не о чем, но это не так. Качество современной электротехники не позволяет нам закончить нашу статью. Выход из строя электрического вентилятора – это обычное дело, которое может иметь просто впечатляющие последствия: перегрев двигателя повлечет за собой немалые финансовые вложения. Именно поэтому некоторые автомобилисты отказываются от такого новшества в пользу уже проверенного механического вентилятора.

Давайте попробуем разобраться в основных причинах такой капризности электрооборудования системы охлаждения. Электромотор вентилятора потребляет в пределах 15 – 20 ампер. Включение моторчика происходит по команде температурного датчика, который установлен в радиаторе. Чтобы через это нежное реле не пропускать большой ток, конструкторами было решено устанавливать еще и разгрузочное реле. Такое решение вполне логичное, но, правда, не безупречное. В отечественных автомобилях именно датчик температуры считается самой ненадежной деталью электрической части системы охлаждения. Стоит контактам обгореть и все! Да и заметьте, что контакты с легкостью обгорают даже с исправным разгрузочным реле.

Чтобы объяснить эту ситуацию нужно вспомнить такое понятие как ЭДС самоиндукции (противоиндукция). Автомобилисты, которые имеют машины с контактной системой зажигания, знают, как обгорают вольфрамовые контакты и это притом, что через них проходит достаточно невысокий ток в 14 В. Как вы уже, наверное, поняли, все дело в противоиндукции. В момент разрыва контактов электромагнитное поле создает не только лишь напряжение на вторичной обметке катушки, но и еще очень высокое напряжение (около 400 В) на первичной обмотке. Именно это напряжение и прожигает все контакты. За один раз, конечно, контакт не выйдет из строя, но проехав тысячу километров, вы накопите около четырех миллионов таких микропрожигов, что в итоге вызовет появление эрозии на контактах. Датчик температуры срабатывает гораздо реже, но правда сами контакты гораздо слабее, чем в прерывателе и в конце концов они все равно будут обгорать. То есть, чем больше трудится датчик температуры (включается и выключается), тем выше будет вероятность его выхода из строя.

Что же нужно делать водителю, чтобы вышедший из строя датчик не застал его врасплох? Во-первых, каждый автомобилист должен чаще смотреть на указатель температуры двигателя и во-вторых, советуем прислушиваться к шумам, идущим из-под капота. Ну а самое правильное решение – это вовремя проведенная замена уже изношенного датчика температуры. Не рискуйте и не ждите, когда он выйдет из строя. Правда, есть и другие варианты. Например, вы можете приобрести какой-то подходящий импортный датчик включения вентилятора с тремя разными выходами. В этом случае вам уже ненужно будет разгрузочное реле. Мотор вентилятора будет включаться через разные контакты – сразу через контакты №1 и №2, а затем уже через контакты №1 и №3. При таком подключении контакты будут в меньшей степени подвергаться эрозионному износу.

 

autoremka.ru

Устраняем шум и вибрации вентилятора радиатора ВАЗ 2110

Как включается вентилятор радиатора (карлсон) на ВАЗ 2110 не только слышно, но и чувствуется по вибрации кузова, сиденья и педалей. В этот момент обычно пассажиры подпрыгивают, делают испуганные глаза и спрашивают - "Что это было ??? О_о". Если Вам надоело пугать своих попутчиков, то читаем статью. :)

Причин вибраций, шума и гула вентилятора системы охлаждения двигателя может быть много.

Давайте рассмотрим эти причины по порядку, начиная с самых простых:

  1. Болт которым притягивается сам пластиковый вентилятор к шкифу мотора просто открутился.
  2. Радиатор попросту не вставлен в свое гнездо и радиатор лежит на поперечине подвески.
  3. Отломилась часть лопасти крыльчатки вентилятора и как следствие дисбаланс. (замена крыльчатки вентилятора)
  4. Грязь на крыльчатке и как следствие дисбаланс. (нужно почистить, вымыть)
  5. Подушки прожаты и не держат мотор должным образом и идет вибрация. (Поменять подушки, сделать резиновые прокладки)
  6. Гудит сильно вентилятор, нет смазки. (смазать электродвигатель)
  7. Разбитый подшипник. Обычно из-за дисбаланса крыльчатки, которая вибрировала достаточно долгое время. (заменить подшипник)
Как сделать балансировку крыльчатки вентилятора ?Вариант 1: Наматываем проволочку на лопасти вентиля и смотрим где дисбаланс сильнее и постепенно выравниваем до условной тишиныВариант 2: Нужно вставить в отверстие точно подходящую по диаметру ось (например, сверло), поставить крыльчатку осью на 2 горизонтальные опоры (крыльчатка между опорами) например на 2 одинаковых стола с пространством между ними.Если есть дисбаланс и крыльчатка все время стремится занять определённое положение в пространстве, можно устранить это обтачиванием лопастей или приклеиванием груза внутрь цилиндрического основания крыльчатки.

Если из Вы пробежались по всем из вышеперечисленных причин и проблема вибрации, шума и гула карлсона осталась, тогда попробуйте поменять крыльчатку вентилятора на 8ми лопастную (изначально с завода идет 4х лопастная). Сразу скажу, что после замены на 8ми лопастной вентилятор хуже не станет точно ! :) Не буду говорить, что 8ми лопастные лучше охлаждают, но точно не хуже чем 4х лопастные ! Как правило после замены на 8ми лопастной вентилятор пропадает вибрация и шум (в большей степени либо совсем).

Крыльчатки продаются, как отдельно, так и в сборе с мотором. За частую мотор исправный и достаточно его лишь смазать.Крыльчатки вентилятора бывают разные. Даже если рассматривать только 8ми лопастные - то их большое множество.Различаются они как по производителю, так и по качеству изготовления. На самых дешевых крыльчатках обычно сразу видны небольшие дефекты при отлитии. Соответственно и цены на крыльчатки вентилятора колеблются от 100р. до 1000р.Ходет мнение, что крыльчатка, которая имеет контур по краям лопастей еще тише чем просто 8ми лопастная крыльчатка.   

Стоит обратить внимание на то что - в природе существует два вида электромоторов с валами разного диаметра:

  1. 8мм под гайку на 13 
  2. 6мм под гайку на 10.
На это стоит обратить внимание еще до покупки новой крыльчатки, чтобы не пришлось ехать в магазин сдавать назад или обменивать на подходящую. Купив восьми лопастную крыльчатку рассчитывайте на то, что возможно придется где то чуть подрезать, подделать, чтобы крыльчатка встала на место. :)

Некоторые автолюбители для того, чтобы избавиться от шума и вибрации вентилятора радиатора устанавливают/приспосабливают вентилятор от иномарки. После этого утверждают, что у них только положительные эмоции, что гул и вибрации пропадают.

А некоторые даже устанавливают два вентилятора ! (как на Шеви-Ниве, только вентиляторы используют меньшего размера) :)Прикладывают голову (не к вентилятору конечно же, а к процессу :) ) и получается целый самолет с двумя пропеллерами :)

Если Вы купили новую крыльчатку, примите мои поздравления, Вы сделали первый шаг на встречу тишине и спокойствию :)Как снять старый вентилятор радиатора и установить новую 8ми лопастную крыльчатку подскажет фотоотчет Макара.

Замена вентилятора системы охлаждения двигателя c 4х на 8ми лопастной своими руками

Как снять вентилятор радиатора.

Раз хвалят замену стандартной четырех лопастной крыльчатки на восьми лопастную, так уж и быть сделаем машинке подарок.

Открываем капот, для удобства снимаем корпус воздушного фильтра. Не скажу как обстоят дела с пространством для работы в моторном отсеке машин с 16 клапанными двигателями, но у меня после снятия воздушного фильтра оказалось места предостаточно для проведения работ.

Для снятия рамки вентилятора необходимо открутить две гайки на 10 и два болта, тоже на 10. К двум болтам и одной гайке доступ в принципе свободный, трудности могут возникнуть с четвертой. Расположенной в самом низу радиатора, работать с ней мешает поперечная балка к которой крепятся рычаги растяжек.

Имеем стандартный вентилятор с четырех лопастной крыльчаткой, которую нам надо заменить на восьми лопастную.

Стопорим от вращения крыльчатку любым подходящим инструментом, и головкой на 13 откручиваем гайку крепящую крыльчатку.

Не потеряйте шпонку вставленную в отверстие в валу двигателя, иначе придется колхозить что то из гвоздика

Попутно мелкий ремонт. Одна из резиновых втулок, ссохлась, и двигатель болтался на ней. более сильная затяжка гайки положительного результата не дала, поэтому чуть согнул шайбу и затянул. После такой процедуры люфт исчез.

Ставим новую крыльчатку, затягиваем покрепче гайку, и наш вентилятор почти готов к установке на свое место.

Попутно можно установить резиновые шайбы, чтобы вибрация от вентилятора радиатора меньше передавалась на кузов. 

Чтобы было легче обратно одевать крепление на шпильку я в нижнем креплении рамки сделал прорезь.

Т.к. хомут фиксирующий трос газа, от перемещений по моторному отсеку, был благополучно порван при попытке снять его я временно примотал трос куском изоленты. 

Впечатления от 8ми лопастной крыльчатки вентилятора радиатора:Завел авто и дождался срабатывания вентилятора. Ну что сказать. Эффект, есть, но не потрясающий.Конечно при старте вентилятора машину трясти перестало, но вот, чтобы совсем не слышно, как работает вентилятор - такого нет. Просто характер шума стал другим, более низкочастотным, больше в сторону свиста. Процесс замены крыльчатки занял один час.

Кстати, а Вы знаете, почему может не работать вентилятор радиатора?

Помогла ли Вам замена вентилятора радиатора избавится от шума и вибраций?

Источник фото:Ключевые слова:

xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai

Замена вентилятора охлаждения радиатора (двигателя)

Не знаю, приходилось ли вам сталкиваться с такой проблемой на своей ВАЗ 2106, когда при нагревании двигателя свыше 100 градусов, вентилятор охлаждения радиатора не включался. А мне довелось столкнуться с подобной проблемой на отцовской «Семерке». После того, как мотор нагревался до 105 градусов, вентилятор даже и не думал включаться.

Было проверено все, начиная от предохранителей и заканчивая реле включения, но в итоге пришлось менять именно мотор вентилятора. Более подробно опишу эту процедуру на примере своей ВАЗ 2106. Список инструментов, которые потребуются для проведения этого ремонта представлен ниже:

  1. Торцовая головка на 10
  2. Удлинитель средний
  3. Трещотка или вороток

Как снять вентилятор охлаждения своими руками

Итак, первым делом необходимо отсоединить провода питания. Сначала штекер от мотора:

Теперь отсоединяем провода питания от датчика температуры с обеих сторон, как показано на фото ниже:

Далее можно откручивать все болты крепления вентилятора, два из которых находятся с левой стороны (внизу и вверху):

Ниже показан сначала верхний болт:

И нижний болт:

Одна сторона (левая) полностью откручена и теперь можно переходить к правой, там нужно отвернуть всего один болтик, так как крепление всего одно по центру:

Теперь можно снимать данную конструкцию, просто взявшись за нее и поднимая вверх:

А вот так выглядит снятый с автомобиля вентилятор охлаждения двигателя на ВАЗ 2106:

Процесс замены нечем не отличается от снятия, поэтому выполняем установку нового вентилятора в обратной последовательности. И не забываем обязательно подключить все провода на свои места.

vaz2106-remont.ru

Вентилятор охлаждения радиатора, двигателя не включается: что делать?

В пути вы заметили, что стрелка указателя температуры жидкости перевалила за красную отметку и неуклонно движется дальше. Срочно останавливаемся, поднимаем капот: так и есть – лопасти вентилятора неподвижны. Как устранить поломку и доехать домой? Об этом читайте дальше.

1 Вентиляторы радиатора – назначение и устройство

Вентилятор охлаждения радиатора применяется для воздушного охлаждения, которое вместе с жидкостным обеспечивает оптимальный температурный режим работы мотора. Для повышения эффективности жидкостного охлаждения применяется радиатор: встречный воздух проходит через его соты и охлаждает жидкость. Но при малой скорости движения или в городских пробках воздушный поток недостаточный. Чтобы избежать перегрева, включается вентилятор, который направляет воздух на радиатор, охлаждая его.

На старых моделях и современных внедорожниках с продольно размещенным двигателем применяется механический привод вентилятора охлаждения. У старых автомобилей он работает постоянно, позже начали устанавливать вискомуфту, которая его отключает при необходимости. Применяется на крупных грузовиках и внедорожниках. Достоинства в том, что не боится попадания воды, в отличие от элекровентиляторов.

Способ узнать почему горит CHECK!

С помощью универсального автосканера можно самому сделать диагностику  за 2 минуты и узнать почему горит CHECK. Подходит для всех машин..." Читать далее >>

Вентилятор охлаждения радиатора применяется для воздушного охлаждения, которое вместе с жидкостным обеспечивает оптимальный температурный режим работы мотора

  • Защитят ходовую и сэкономят вам деньги, увеличат дорожный просвет на 3 см.

    Читать далее >>

Большинство вентиляторов охлаждения на современных легковых автомобилях имеют электропривод. Система устроена просто – всего три ключевых элемента: 12-вольтовый электродвигатель, крыльчатка на его валу и электрическая проводка. Работа вентилятора нужна только тогда, когда температура охлаждающей жидкости приближается к критической и возникает угроза перегрева.

Для автоматического включения вентилятора охлаждения предусмотрено использование  датчика температуры. Он измеряет температуру охлаждающей жидкости. Когда она допустима для нормальной работы мотора, вентилятор отключен. Если возникает угроза перегрева, термовыключателем подается команда на включение вентилятора. При снижении температуры вентилятор охлаждения отключается датчиком.

Более совершенная, но и более сложная система управления вентилятором – с электронным блоком управления. Кроме ЭБУ в нее входит контролирующий датчик – на современных машинах чаще два. Один установлен в трубе выхода из радиатора, другой – на выходе силового узла. Модуль блока управления, отвечающий за систему охлаждения, реагирует на разницу в показаниях двух датчиков. На некоторых новых моделях возможно участие в управлении вентилятором охлаждения и других датчиков, контролирующих частоту вращения коленвала, расход топлива. Все сигналы подаются на ЭБУ, который их анализирует и подает нужную команду.

2 Не работает вентилятор – диагностика неисправностей

Неисправности вентиляторов охлаждения встречаются независимо от способа их подключения и управления. На автомобилях с механическим приводом вентилятора диагностика проводится визуально. Системы с электроприводом, использующие только термовыключатель, диагностируются легко. В самых современных системах требутся определить среди цепи устройств неисправный элемент. Проблема с неработающим вентилятором может скрываться в блоке предохранителей, любом из датчиков, ЭБУ, самом моторе.

Если вентилятор не запускается, начинаем с проверки термостата. Делается это рукой: пробуем нижнюю трубу радиатора на ощупь. Если она холодная – термостат не рабочий, его заклинило. Жидкость все время движется по малому кругу, в радиаторе она холодная, а в двигателе перегревается. Термодатчик, расположенный на радиаторе, фиксирует низкую температуру жидкости и не подает команды на включение вентилятора, требуется замена термостата. Действуйте при проверке осторожно: можно обжечься.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда! 

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера... 

Читать далее.. »

На автомобилях с механическим приводом вентилятора диагностика проводится визуально

Особенно часты поломки термостата на авто Лада Калина. Многие ее владельцы знают об этом и возят с собой запасной или прибегают к радикальным мерам: заменяют штатный на надежный 6-отверстный.

Убеждаемся в работоспособности электродвигателя вентилятора. Отключаем от него штатные провода, чтобы не задействовать различные датчики, ЭБУ, и подключаем напрямую к аккумулятору. Вращающийся вентилятор подсказывает, что проблема в другом месте. Диагностировать электрическую проводку следует методом исключения отдельных элементов. Не мешает также осмотреть проводку, контакты. Иногда достаточно заизолировать поврежденные места или почистить контакты.

Проверяем предохранитель, который на большинстве автомобилей одновременно защищает цепь звукового сигнала. Нажимаем клаксон: если сигнал не работает – меняем предохранитель. Если плавкая вставка не виновата, осматриваем реле вентилятора: целостность проводов, состояние изоляции, контакты. Отключаем его и замыкаем проводку, чтобы включить вентилятор напрямую. Если он заработал, неисправна отключенная деталь,  ее следует заменить.

Пришла очередь заняться проверкой термодатчика. Отсоединяем разъем и отверткой замыкаем контакты термовыключателя. Если вентилятор заработал, неисправен термодатчик, если нет – поломка двигателя или на других участках цепи. Некоторые модели оборудованы двойным термодатчиком. Принцип проверки тот же: замыкаем одну пару, затем другую. При работающем вентиляторе будет меняться скорость его вращения. На инжекторных двигателях просто снимаем разъем, ЭБУ должен включить аварийный режим вентилятора. Если так произошло – термодатчик нерабочий.

Если автомобиль оборудован бортовым компьютером, который, кроме многих других функций, отвечает за работу вентилятора охлаждения, следует обратиться в автосервис. Проверить и отремонтировать ЭБУ могут только профессионалы с применением соответствующего оборудования.

3 Устранение поломки – мелкий и капитальный ремонт

Поломки отдельных деталей системы воздушного охлаждения устраняются заменой на новые. Если вентилятор не включается и вы убедились, что причина в нем, следует его демонтировать, чтобы узнать конкретную поломку. В зависимости от сложности она или устраняется, или двигатель меняем на новый. Приведем в качестве примера демонтаж вентилятора на ВАЗ-21099: семейство "Самара" часто страдает летом из-за перегрева.

Снимаем вентилятор:

  • отключаем проводку, отсоединив колодку от жгута;
  • откручиваем левую гайку, чтобы отключить двигатель;
  • выкручиваем винты крепления вентилятора;
  • достаем кожух;
  • снимаем оставшиеся болты и воздухозаборную решетку;
  • поднимаем опору вентилятора и тянем на себя;
  • поворачиваем вентилятор на 90° и вынимаем.

Если вентилятор не включается и вы убедились, что причина в нем, следует его демонтировать, чтобы узнать конкретную поломку

Проверяем работоспособность ротора, состояние обмоток. Сначала очищаем их щеткой и тряпкой с растворителем. Прозваниваем обмотки тестером:

  • включаем мультиметр на 50–100 Ом;
  • проверяем парные выводы на коллекторе: сопротивления всех обмоток должно быть равными;
  • сопротивление между ламелями коллектора и корпусом в норме бесконечное;
  • прозваниваем обмотки статора;
  • проверяем цепь корпус–вывод обмоток на наличие пробоя.

Если обнаружена неисправность обмотки, лучше купить новый мотор вентилятора, а не сдавать в ремонт старый.

Оцениваем состояние коллекторного узла. Пластины должны быть чистыми, в промежутках не должно ничего находиться. На неухоженном двигателе пластины коллектора грязные, со следами графита в пазах. Изношенные щетки вызывают искрение из-за уменьшенной силы прижатия к ламелям. Это вызывает повышенный износ щеток и коллектора, отчего двигатель перестает работать. Убираем загрязнения тряпочкой с растворителем, между пластинами – кусочками твердого не смолистого дерева. Притираем щетки наждачкой-нулевкой. Коллектор с выбоинами, подгоревшими участками протачивается и полируется.

4 Неисправность в пути – как доехать домой

Неисправный вентилятор лучше отремонтировать дома, но если поломка произошла в пути и устранить ее не удается, домой можно все-таки добраться своим ходом. Когда обнаружили по приборам перегрев из-за неработающего вентилятора, съезжаем на обочину и останавливаемся. Глушим двигатель, поднимаем капот, чтобы скорее охладить. Проверяем работоспособность вентилятора, как было описано выше, или сразу подключаем вентилятор напрямую.

Если и при прямом подключении он не заработал, продолжаем движение без вентилятора. Скорость движения выбираем не меньше 60 км/час, чтобы охлаждение радиатора происходило встречным воздухом без вентилятора. При не очень жаркой погоде или зимой удастся доехать домой без проблем. Если стоит жара, открываем окна и включаем отопление: часть тепла уйдет в салон и станет возможным проехать большее расстояние. Постоянно посматриваем на температуру охлаждающей жидкости. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, останавливаемся и ждем, пока охладится. Лучше приехать позже, чем перегреть двигатель.

Следует сказать, что многие владельцы ВАЗов, особенно классики, заблаговременно делают вывод выключения вентилятора в салон. Видно им не хочется разбираться с причиной поломки или покупать детали, делать ремонт. Делается очень просто: на кнопку через штатный предохранитель подается плюс, от него – на двигатель вентилятора. К массе вентилятор уже подключен.

tuningkod.ru