Снятие двигателя
Снятие двигателя
Ввиду различия двигателей важно при проведении работ с двигателем и связанными с ним агрегатами выбрать и прочитать нужный раздел, относящийся к данному типу двигателя. Хотя все двигатели и являются близкими, это не означает, что они имеют одинаковые параметры. Помимо различия в рабочих объемах двигателей в течение периода выпуска производились доработки, которые играют важную роль при разборке, также и при частичной разборке, а также при сборке.
Нижеследующие указания относятся ко всем типам двигателей.
Двигатель вытаскивается из моторного отсека вместе с коробкой передач, то есть снимаемый агрегат имеет довольно большой вес. В мастерских для этого используется подъемная балка, цепи которой крюками зацепляются за подъемные проушины с верхней стороны головки.
Подъемные проушины являются также специальным инструментом и приворачиваются к двигателю. Таким образом для подвешивания двигателя на тросах или цепях требуется предварительная работа. Важно, чтобы используемый подъемный кран или полиспаст имели допустимую нагрузку, большую веса двигателя. Подъемные проушины следует вворачивать со стороны водяного насоса и со стороны сцепления. Если подъемная балка изготавливается самостоятельно, то она должна быть также достаточно прочной, чтобы она не прогибалась. Самостоятельно можно изготовить подъемную балку, такую же, как изображена на рисунке 8.
Рис. 8 Подъемная балка для вытаскивания силового агрегата. Крюки зацепляются за подъемные проушины на двигателе.
При снятии двигателя необходимо соблюдать общие указания:
• При снятии силового агрегата колеса автомобиля должны провисать под собственным весом, то
. есть поперечные рычаги не должны быть приподняты.
• Масло из двигателя и коробки передач сливать не обязательно.
• Не разъединять шаровые шарниры рулевых тяг и шаровые опоры подвески передних колес. Для отсоединения лучше всего отвернуть болты крепления шарнирных соединений от поворотных кулаков.
• Левая полуось удерживается в боковой шестерне дифференциала стопорным кольцом. Для снятия полуоси требуется выколотка (см. описание ниже).
• Правая полуось удерживается в середине привернутой к блоку цилиндров опоре и фиксируется распорным кольцом. Для снятия полуоси освободить распорное кольцо и после этого снять опору.
• Система охлаждения в течение всего года заправляется антифризом. После установки двигателя залить в систему охлаждения охлаждающую жидкость.
Снятие двигателя производится следующим образом:
• Отключить провод массы от аккумулятора. По выбору аккумулятор может быть также снят.
• Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения. Сливной кран вставлен в радиатор, кроме того следует отвернуть пробку из блока цилиндров.
• Поставить переднюю часть автомобиля на подставки. После этого отсоединяются полуоси от редуктора.
С правой стороны
• Вывернуть с нижней стороны подвески колес болты, указанные на рисунке 9. Эти болты крепят несущие шаровые опоры к поворотным кулакам. Отвернуть также болты крепления поворотных рычагов на поворотных кулаках (верхние стрелки).
Рис. 9 Шаровой шарнир и поворотный рычаг должны быть отвернуты от поворотного кулака.
• Как показано на рисунке 10 вставить выколотку между корпусом шарнира равных угловых скоростей и болтом редуктора.
Рис. 10 Снятие левой полуоси. Для освобождения полуоси из коробки передач ударять молотком по выколотке сначала в направлении стрелки (1), а затем в направлении стрелки (2).
Еще раз убедиться, что выколотка хорошо вставлена и ударять молотком по концу выколотки осторожными ударами (стрелка 1). После того, как почувствуется, что полуось освобождена, ударять по выколотке молотком в направлении стрелки, изображенной на молотке, до вывода полуоси из зацепления с коробкой передач.
.• Взяться за поперечный рычаг, как показано на рисунке 11, и потянуть его вниз, одновременно отжимая колесо наверх наружу. Полностью вытащить полуось из коробки передач и положить на поперечный рычаг.
Рис. 11 Оттягивать поперечный рычаг вниз, одновременно отжимая колесо наружу. При этом полуось выходит из коробки передач.
С правой стороны
• Отвернуть поперечный рычаг и поворотный рычаг от поворотного кулака таким же образом, как описано для левой полуоси.
• Сжать распорное кольцо пасатижами, как показано на рисунке 12, и отжать полуось в сторону в направлении стрелки.
• Ослабить крепление гаек (2) на рисунке 12 и повернуть болты (1) на пол-оборота так, чтобы освободить наружное кольцо подшипника.
Рис. 12 Освобождение правой полуоси. Сначала отжать распорное кольцо (слева) и отжать полуось в направлении стрелки. После этого ослабить болты (1) и гайки (2) согласно описанию.
• Отвернуть три болта крепления опоры на блоке цилиндров.
• Отжать поперечный рычаг вниз, чтобы освободить шаровую опору из подвески.
• Взяться за подвеску колеса, как показано на рисунке 13, и отжать колесо вместе с поворотным кулаком наружу.
Рис 13 Снятие правой полуоси. Отжать колесо наружу, чтобы можно было освободить звездочку шарнира из опоры.
При этом освобождается трехосный шарнир с внутренней стороны. Снять алюминиевую опору и положить полуось на нижний поперечный рычаг.
На коробке передач
• Ослабить обе регулировочные гайки на опоре троса сцепления, чтобы трос можно было вытащить из отжимной вилки сцепления.
• Проследить прокладку гибкого валика спидометра и отвернуть гайку крепления. Вытащить гибкий валик и отложить его в сторону.
• Отвернуть гайку опорного болта задней подвески силового агрегата непосредственно над тросом сцепления и выбить болт.
С задней стороны блока цилиндров
• Отвернуть обе гайки соединения трубы глушителя. Снять пружины и прокладочные шайбы. Соединение трубы глушителя с выпускным коллектором при установке должно затягиваться определенным образом. Не потерять пружины. Отсоединить водяной шланг от задней водяной трубки непосредственно под трубой глушителя. Оба соединения показаны на рисунке 14 (за масляным картером).
Рис. 14 Крепление трубы глушителя на коллекторе (1) и водяного шланга к трубке (2).
Под капотом моторного отсека
• Отвернуть опору с правой стороны капота моторного отсека, осторожно откинуть капот назад и закрепить шнуром с правым наружным зеркалом.
• Снять запасное колесо, металлическое крепление и впускной воздухозаборник.
Снятие передней облицовки автомобиля
• В соответствии с рисунком 15 отсоединить провода и разъемы следующих потребителей: фары и указатели поворотов, мотор вентилятора системы охлаждения, температурный выключатель на радиаторе и катушка зажигания.
Рис. 15 Некоторые из названных мест подключения проводов находятся в указанных местах. — Отсоединить со стороны двигателя верхний и нижний шланги радиатора, предварительно освободив их хомуты крепления.
Освободить оба нижних крепления электрического вентилятора, чтобы освободить хомуты жгутов проводов.
Отсоединить тонкий шланг от расширительного бачка системы охлаждения.
• Отвернуть два болта сверху и два болта снизу передней облицовки автомобиля (решетки радиатора) и вытянуть вперед всю деталь в сборе вместе с радиатором и вентилятором радиатора. Оба шланга радиатора при этом одновременно снимаются со штуцеров на двигателе. Рекомендуется привлечь к этой работе помощника.
В районе коробки передач необходимо произвести следующие работы:
• Удалить нижний палец тяги переключения передач.
• Отыскать входной и выходной шланги отопителя и отсоединить их. Отсоединить также вакуумный шланг гидроусилителя тормозной системы, предварительно освободив его крепление.
• Отсоединить различные провода: провод массы от коробки передач, провод выключателя фонарей заднего хода на коробке передач, провод датчика указателя температуры и другого выключателя на головке цилиндров. Отсоединить следующие разъемы в соответствии с рисунком 16 (в местах, указанных стрелками).
Рис. 16 Передняя часть двигателя. Указанные в тексте разъемы располагаются в местах, указанных стрелками. Вытаскивание силового агрегата
Это: провода стартера, провода генератора переменного тока, провод выключателя давления масла и клапан отключения подачи топлива на карбюраторе. Отсоединить также топливный шланг от топливного насоса.
• Подсоединить уже упоминавшуюся подъемную скобу к двигателю. Сначала отвернуть с правой стороны, над генератором переменного тока оба болта подвески двигателя (в местах, указанных стрелками, на рисунке 17), вставить подъемную скобу и затем снова затянуть болты. Чтобы не повредить при этом звуковой сигнал, следует ослабить его крепление и на сколько возможно повернуть звуковой сигнал по направлению стрелки к наружной стороне автомобиля.
Рис. 17 Подъемная скоба закрепляется с правой стороны-болтами подвески двигателя.
• Отвернуть с левой стороны верхний болт крепления из корпуса сцепления, вставить монтировку и снова затянуть болт.
• Отвернуть верхнюю гайку резиновой опоры.
• Подсоединить к подъемным скобам с помощью цепей изображенную на рисунке 8 подъемную скобу или подобное приспособление. Всю эту систему подсоединить к крану или полиспасту и производить подъем до момента начала смещения силового агрегата.
• Отвернуть четыре верхних болта средней подвески силового агрегата. Еще раз проконтролировать, что все подключения отсоединены и поднимать силовой агрегат, выводя его из моторного отсека. Постоянно следить за тем, чтобы места подключений, провода, трубопроводы и т.д. не зацеплялись
и чтобы все соединения были отключены.
После снятия поставить силовой агрегат на подставку, например изготовленную из дерева, и закрепить его во избежание опрокидывания. После этого обследовать весь силовой агрегат на отсутствие наружных повреждений, в том числе и отсутствие следов утечки масла, что может указывать на наличие поврежденных деталей. После этого очистить двигатель снаружи. Все чувствительные места прикрыть.
autopushkino.ru
Снятие двигателя с автомобиля
Меры безопасности при снятии двигателя
Разборка двигателя может стать опасным занятием. По возможности надевайте защитные очки, перчатки и защитную одежду. Будьте осторожны при работе с растворителями и чистящими составами, они часто огнеопасны и вредны для здоровья.
При снятии двигателя лучше пользоваться специальным подъемным устройством для двигателя. Метод с использованием лебедки поверх балки может подвергнуть жизнь и здоровье работающих серьезному риску.
Выдвижные подставки будут необходимы, чтобы работающий мог находиться под автомобилем в процессе . Никогда не залезайте под автомобиль, если он не стоит на подставках. Цена подставок никак не соизмерима с ценой жизни и здоровья.
Хороший подъемник для двигателя незаменим при его снятии. Есть искушение воспользоваться блоком или лебедкой с целью экономии денег, но это не только небезопасно, но часто и неудобно в работе.
Ни в коем случае нельзя пить алкогольные напитки в процессе ремонта двигателя, хотя этим правилом часто пренебрегают.
Снятие двигателя
Начните снятие двигателя с отсоединения проводов от батареи (АБ) и снятия АБ. Подставьте под переднюю часть автомобиля надежные подставки.
Слейте охлаждающую жидкость (ОЖ), жидкость для гидроусилителя рулевого управления и . Теперь наступает наиболее огорчительная часть процесса снятия: снятие болтов, гаек или шпилек, которые крепят выхлопную трубу к выпускному коллектору. Нанесите большое количество проникающей жидкости на эти детали крепления. Будьте готовы к тому, что эти гайки, болты или шпильки могут поломаться, когда вы попытаетесь снять их.
Когда выхлопная труба освобождена, сдвиньте ее в сторону. Снимите все болты крепления коробки передач (КПП) к двигателю, которые доступны снизу. Если на автомобиле автоматическая КПП, то открутите болты, которые соединяют гидротрансформатор с гибкой пластиной привода. Если не снять эти болты, то гидротрансформатор будет снят с КПП, когда двигатель будет сниматься с автомобиля. Хотя в этом нет ничего страшного для КПП или для гидротрансформатора, но на полу вашего гаража окажется один-два литра жидкости для КПП, которая вытечет из гидротрансформатора. Даже при сливании жидкости из КПП в гидротрансформаторе остается 1 — 2 л жидкости.
Снимите гайки или болты, которые крепят опоры двигателя к раме. У многих стандартных КПП есть рычаг сцепления, закрепленный на шаровой опоре (шпильке) с боковой стороны блока цилиндров. Если на автомобиле, с которым вы работаете, имеется такая конструкция, то снимите шаровую шпильку. Откройте сливной кран радиатора и слейте ОЖ в поддон для слива. Не забывайте о том, что ОЖ очень ядовита. Снимите и заглушите магистрали для автоматической КПП, если она установлена на автомобиле. Когда радиатор опустеет, закройте кран и снимите нижний шланг радиатора.
Теперь переходите к верхней части двигателя. Снимите верхний шланг радиатора и болты крепления КПП, которые доступны сверху. Отсоедините тягу привода дроссельной заслонки и отведите ее в сторону. На многих автомобилях установлен кондиционер. Это один из источников опасных веществ. Фреон, который содержится в кондиционере, разрушает озоновый слой в верхних слоях атмосферы. Осторожно снимите компрессор кондиционера с двигателя и отведите его к внутреннему крылу, не отсоединяя шланги.
Снимите радиатор и отдайте его в мастерскую по для диагностики и ремонта (если он возможен). Если этого не сделать, то это будет примерно то же самое, что и эксплуатация капитально отремонтированного двигателя со старым масляным фильтром.
Отведите конденсатор кондиционера в сторону, и теперь вы готовы к снятию двигателя. Установите подъемное устройство для и прицепите крюки устройства к проушинам для подъема двигателя. Поднимите двигатель и выньте его из автомобиля.
qrx.com.ua
Снятие двигателя
1. Отверните болты крепления и снимите защиту картера.
3. Снимите воздушный фильтр (см. подраздел).
5. Отверните болт и отсоедините провод "массы" от картера сцепления.
7. Отсоедините высоковольтный провод от центральной клеммы крышки распределителя зажигания.
9. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг подачи топлива от топливного насоса.
11. Снимите наконечник троса с рычага привода выключения сцепления.
13. Отверните гайку крепления и отсоедините провод от контактного болта тягового реле стартера.
15. Отверните гайку и отсоедините провода от клеммы генератора.
17. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг обратного слива топлива от карбюратора. Выньте шланг из пластмассового хомута.
19. Ослабьте болт крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки к кронштейну и отсоедините трос.
21. Снимите возвратную пружину привода дроссельных заслонок.
23. Отверните гайку крепления и снимите кронштейн троса привода акселератора с крышки клапанов.
25. Отсоедините провод от датчика температуры охлаждающей жидкости.
27. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините подводящий шланг отопителя.
29. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира.
31. Отсоедините колодку с проводом от выключателя света фонарей заднего хода на коробке передач.
33. Отверните три болта крепления кронштейна растяжки к кузову и отведите левую и правую растяжки в такое положение, чтобы они не мешали снятию силового агрегата.
35. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.
37. Отверните два болта и отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака.
39. Вставьте вместо шарнира технологическую оправку (например, старый внутренний ШРУС), чтобы не провернулась полуосевая шестерня. После этого отсоедините второй ШРУС аналогично первому.
41. Ослабьте затяжку трех болтов и гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
43. Отверните две гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову.
2. Снимите приемную трубу глушителя (см. подраздел).
4. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов от впускной трубы двигателя.
6. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините шланги от термостата.
8. Отожмите отверткой пружинный зажим и отсоедините колодку с низковольтными проводами от клеммы распределителя зажигания.
10. Ослабьте затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления.
12. Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
14. Отсоедините колодку с проводом от клеммы генератора.
16. Отсоедините колодку с проводом от клеммы запорного электромагнитного клапана карбюратора.
18. Ослабьте болт крепления тяги воздушной заслонки к рычагу управления воздушной заслонкой.
20. Снимите пружинный фиксатор троса привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок.
22. Снимите трос привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок.
24. Отсоедините колодку с проводом от концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ).
26. Отсоедините провод от датчика давления масла.
28. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините отводящий шланг отопителя.
30. Отверните гайку крепления и отсоедините трос от привода спидометра.
32. Ослабьте затяжку гаек крепления левой и правой растяжек к рычагам подвески.
34. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.
36. Выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки с помощью специального съемника.
38. Выдавите с помощью монтировки хвостовик одного из внутренних ШРУСов валов привода из коробки передач и отведите его в сторону.
40. Отверните три болта крепления и снимите щиток картера сцепления.
Операции, указанные в пунктах 40 и 41, выполняются для облегчения работы на снятом двигателе при коробке передач.
42. Зацепите двигатель за рымы и натяните тросы тали.
44. Отверните гайку, слегка приподнимите двигатель и выньте болт правой передней опоры силового агрегата.
45. Отверните гайку и выньте болт левой передней опоры силового агрегата.
46. Опустите двигатель на подставки, приподнимите автомобиль и выньте из-под него двигатель.
garage13f.ru
Снятие двигателя, ВОЛГА | AVTOMOTIV-TOMIX
Двигатель вынимают из автомобиля вверх. Для снятия двигателя необходимо подъемное устройство грузоподъемностью не менее 300 кг. Автомобиль нужно установить на подъемник, смотровую канаву или эстакаду. Перед снятием двигателя необходимо подготовить надежную подставку, на которой двигатель должен стоять устойчиво. Двигатель удобнее вынимать, если снять капот.
Перед отсоединением шлангов и электрических проводов рекомендуем их промаркировать, чтобы не перепутать при сборке.
1. Отсоедините топливопроводы подачи и слива топлива.
2. Снимите аккумуляторную батарею.
3. Снимите капот.
4. Снимите брызговик двигателя.
5. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя.
6. Слейте масло из картера двигателя.
7. Снимите радиатор системы охлаждения с электровентилятором и кожухом вентилятора.
8. Отсоедините клеммы проводов от катушек зажигания. Снимите катушки зажигания.
9. Отсоедините штекерную колодку датчика фазы от жгута проводов.
10. Выверните винты и отсоедините провода от датчиков указателя давления масла 1 и аварийного давления масла 2. Ослабьте затяжку хомута и снимите со штуцера термостата шланг 3 к расширительному бачку.
11. Отсоедините штекерные колодки от датчиков температурного состояния двигателя 3, указателя температуры охлаждающей жидкости 2, сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости 1.
12. Ослабьте затяжку хомута 1 и снимите со штуцера шланг 2 к обратному клапану вакуумного усилителя тормозов. Отсоедините штекерную колодку 3 от датчика положения дроссельной заслонки. Ослабьте хомут и отсоедините от дроссельного узла патрубок 4 подвода воздуха. Отведите патрубок вместе с датчиком массового расхода воздуха в сторону.
13. Отверните гайку и снимите «массовый« провод 2 голубого цвета со шпильки на переднем конце ресивера. Отверните гайку 1 и выньте трос 3 акселератора из сектора 4 привода воздушной дроссельной заслонки.
14. Сдвиньте сальник 3 троса с резьбового наконечника 2 оболочки троса, отверните гайку 1 крепления наконечника троса и выньте наконечник 2 из кронштейна, закрепленного на впускной трубе двигателя, сдвинув его назад. Затем выньте трос акселератора из кронштейна вверх.
15. Отогните держатель троса акселератора и выньте из него трос. Отведите трос акселератора в сторону от двигателя.
16. Отсоедините от жгута проводов штекерную колодку, датчика частоты вращения и синхронизации коленчатого вала, расположенную между впускными трубами двигателя.
17. Отсоедините провода от генератора…
18. …и стартера.
19. Отсоедините штекерную колодку 1 от регулятора холостого хода. Отверните гайку 2 и снимите «массовые«провода со шпильки на заднем конце ресивера.
20. Отсоедините штекерную колодку 1 от датчика температуры воздуха. Ослабьте затяжку хомута 2 и снимите шланг подачи охлаждающей жидкости со штуцера крана отопителя.
21. Выверните гайку и отсоедините от крана шланг подачи масла к масляному радиатору.
22. Ослабьте затяжку хомута и снимите отводящий шланг отопителя со штуцера радиатора отопителя.
23. Отверните гайку 1, снимите датчик детонации 2 и отведите его вместе с проводом в сторону от двигателя.
24. Отсоедините штекерные колодки от форсунок. Разогните держатели жгута проводов и выньте жгут из держателей. Отведите жгут проводов в сторону от двигателя.
25. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
26. Выверните болт крепления и отсоедините «массовый« провод.
27. Выверните два болта крепления насоса гидроусилителя рулевого управления и отведите насос от двигателя, не отсоединяя шланги.
28. Закрепите крюки грузоподъемного механизма за проушины на выпускном коллекторе и кронштейне генератора.
29. Отверните гайку и отсоедините от штуцера на картере шланг слива масла из масляного радиатора.
30. Снимите систему выпуска отработавших газов.
31. Снимите коробку передач.
32. Выверните по два болта с каждой стороны крепления усилителя картера сцепления к блоку цилиндров, отверните две гайки болтов крепления картера сцепления к усилителю и выньте болты. Затем приподнимите заднюю часть двигателя и снимите усилитель, выведя его из-за средней тяги рулевой трапеции.
33. Снимите картер сцепления.
34. Выверните с каждой стороны болт крепления кронштейна подвески двигателя к подушке.
35. Проверьте, все ли шланги и электропроводка отсоединены от двигателя.
36. Осторожно выньте двигатель вверх.
37. Устанавливайте двигатель в обратном порядке. При установке двигателя на подушки проследите за тем, чтобы установочные штифты на подушках вошли в отверстия на кронштейнах двигателя, при этом должны совместиться отверстия под болты на кронштейнах и подушках.
www.avtomotiv-tomix.ru
Снятие двигателя Опель Вектра | Opel Vectra
1. Формат издания не позволяет подробно описать особенности снятия всех двигателей, рассматриваемых здесь. Ниже приведена процедура снятия двигателя в общем виде и даны принципиальные указания.
2. Сразу следует отметить, что данная процедура достаточно сложна для обычного автолюбителя и требует использование достаточно серьезного подъемно-такелажного и некоторого другого оборудования. Большое значение имеет наличие соответствующей рабочей площадки, на которой должно быть достаточно места для размещения на ней автомобиля, прочного верстака/монтажного стенда, а также необходимых материалов, оборудования и снимаемых с двигателя компонентов. Оптимальным вариантом является большой гараж или крытая мастерская, оборудованная стеллажами с широкими полками. На крайний случай подойдет просто ровная площадка с асфальтовым или бетонным покрытием.
3. В процессе извлечения агрегата из автомобиля возникает множество ситуаций, когда потребуется помощь ассистента - заранее договоритесь с кем-либо из знакомых или соседей по гаражу. Если извлечение двигателя производится механиком-любителем впервые, обязательно следует заручиться поддержкой специалиста или того, кто уже выполнял данную процедуру на таком же автомобиле. Некоторые операции возможно выполнить только в условиях СТО (например, удаление хладагента из системы К/В), поэтому часть процедур, требующих высокой квалификации персонала и применения специального оборудования, придется поручить специалистам автосервиса.
4. Постарайтесь заранее спланировать всю последовательность действий. Приготовьте необходимые инструменты и оборудование. Желательно вымыть двигатель и трансмиссию. Подготовьте комплект гаечных ключей и сменных торцевых головок с подходящим (желательно храповым) приводом, пара прочных деревянных блоков, а также достаточное количество ветоши и растворителя для удаления следов топлива, масла и охлаждающей жидкости.
5. В связи с особенностями компоновки и подвески двигателя, он снимается вместе с коробкой передач на подрамнике. Извлечение силового агрегата производится путем опускания его из двигательного отсека вниз, поэтому потребуется оборудование для поднятия автомобиля на достаточно большую высоту и надежной фиксаци. его в поднятом положении. При выполнении работ по раскреплению подвески двигателя он должен удерживаться сверху при помощи лебедки (тельфера), либо снизу при помощи гидравлического домкрата и специального при способления для удерживания агрегата на домкрате.
Замечание: Домкрат должен позволять осуществлять подъем агрегата как минимум на 100 см (1 м).
Внимание: Проследите, чтобы подъем ник и такелаж соответствовали по своим грузоподъемным характеристикам суммарной массе силового агрегата (двигатель с трансмиссией). Не забывайте о необходимости строго соблюдения требований правил техники безопасности! Выполняйте работы не торопясь, в организованной манере!
6. В первую очередь необходимо разрядить систему кондиционирования воздуха (при соответствующей комплектации). Данная операция выполняется при помощи специального оборудования - обратитесь к специалистам СТО.
Внимание: Тракт системы К/ В постоянно находится под давлением!
7. Снимите защиту картера/крышку мультиреберного ремня (в зависимости от модели) . Снимите передние колеса автомобиля
8. Слейте охлаждающую жидкость и сбросьте давление в топливной системе через сервисный штуцер при помощи специального прибора KM-J-34730-91 .
Внимание: Не следует завышать, что топливо является в высшей мере огнеопасной жидкостью! При работе с компонентами системы питания соблюдайте все принятые меры пожарной безопасности! Не курите, не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или незащищенной абажуром переноской! Топливо, как и большинство других технических жидкостей, относится к числу канцерогенных и токсичных веществ. Старайтесь не допускать попадания топлива на покрытые участки тела, - пользуйтесь защитными резиновыми перчатками и очками, при случайном непредвиденном контакте тщательно промывайте руки теплой водой с мылом. Без промедления собирайте пролитое топливо и не складывайте пропитанную ГСМ ветошь вблизи источников открытого огня. Постоянно держите под рукой огнетушитель класса В!
9. Если двигатель снимается с целью последующей разборки или транспортировки, снимите масляный фильтр и слейте масло . Желательно слить масло и из коробки передач.
10. Также следует слить жидкость омывания фар.
11. Далее приведен перечень основных операций по подготовке двигателя к снятию, большинство из них описаны в соответствующих главах.
Замечание: В зависимости от компоновки навесного оборудования на двигателе и в двигательном отделении количество и порядок снятия навесных элементов могут различаться,
а) Снимите воздухоочиститель в сборе с воздуховодами , отсоедините все воздуховоды турбокомпрессора;
b) Отсоедините и снимите аккумуляторную батарею и опорный поддон батареи;
c) Снимите частично или полностью систему выпуска отработавших газов и шланги системы вентиляции картера;
d) Отсоедините линии системы питания топливом ;
e) Отсоедините вакуумный шланг сервопривода тормозного усилителя;
f) Отсоедините шланг от вакуумного насоса и клапана EGR, - отведите шланг в сторону;
д) Отсоедините и отведите в сторону тросы газа и (при соответствующей комплектации) трос темпостата,- постарайтесь запомнить маршруты прокладки тросов;
h) Ослабьте хомуты и снимите верхний и нижний шланги системы охлаждения с радиатора. Отсоедините от двигателя все шланги охладительного тракта, снимите расширительный бачок;
i) Снимите передний бампер ;
j) На оборудованных системой кондиционирования воздуха моделях отсоедините от двигателя и отаедите в сторону линии рефрижераторного тракта ;
к) Произведите отсоединение электропроводки;
I) Высвободите жгуты электропроводки из всех промежуточных фиксаторов и разместите их сверху над двигателем, при необходимости снимите блок предохранителей;
т) Отсоедините от трансмиссии тяги переключения передач/трос селектора .
n) Отсоедините гидравлический шланг привода выключения сцепления (РКПП) ;
о) На моделях с AT отсоедините от трансмиссии электропроводку
12. Отсоедините промежуточный вал рулевой колонки, отсоедините рулевые тяги от поворотных кулаков и снимите оба приводных вала
13. Установите приспособление для снятия правой/левой опор . Снимите правую и левую опоры двигателя .
14. Еще раз удостоверьтесь, что все коммуникационные линии отсоединены и ничто не мешает извлечению силового агрегата из двигательного отсека.
Внимание: Ни в коем случае не вскрывайте рефрижераторный тракт системы К/В (при соответствующей комплектации)!
20.15 Установка приспособлений КМ904 (1) и КМ-6312 (2) на передний подрамник3 Центрирующие оси
15. Заведите под двигатель тележечный домкрат. Поднимите и установите на передний подрамник приспособления КМ-904 и КМ-6312 - приспособления должны войти направляющими осями в соответствующие отверстия подрамника и плотно, без люфта, зафиксироваться на подрамнике.
Замечание: Центрирующие оси используются при установке двигателя, при снятии должны находиться в нижнем положении (см. там же).
16. Вывернув крепежные болты, отсоедините передний подрамник от кузова автомобиля
17. Опустите силовой агрегат на переднем подрамнике, следя за тем, чтобы не передавить шланги или электропроводку и не повредить радиатор/вентилятор. В случае необходимости обратитесь к помощи ассистента.
18. Выкатите домкрат с закрепленным на нем силовым агрегатом из-под автомобиля. Вывесите силовой агрегат и снимите подрамник, отсоединив переднюю и заднюю опоры. Выверните болты крепления купола сцепления и отделите коробку передач от двигателя.
19. Установка всех агрегатов и снимавшихся компонентов производится в порядке, обратном порядку снятия.
vectra-signum.com
Снятие двигателя — подготовка двигателя к ремонту
Для того чтобы снять или установить двигатель, его поднимают подъемником или устанавливают над осмотровой канавой. Затем его необходимо затормозить стояночным тормозом, а при работе в осмотровой канаве установить под колеса упоры. Перед снятием двигателя необходимо слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, открыв для этого краны, сняв пробки на радиаторе и блоке цилиндров. Если крана на радиаторе нет, нужно ослабить хомутик его нижнего шланга. Перед сливом и в момент слива пробка радиатора и кран отопителя должны быть открыты.
Для того чтобы снять двигатель, необходимо выполнить следующие операции:
- отвернуть сливную пробку с маслосливного патрубка двигателя;
- о том, что необходимо слить охлаждающую жидкость, уже говорилось выше;
- снять радиатор системы охлаждения в сборе с кожухом вентилятора и электровентилятором;
- снять аккумуляторную батарею;
- отсоединить трос привода сцепления;
- отсоединить гибкий вал привода спидометра от коробки передач;
- отсоединить тяги привода переключения передач;
- отсоединить полуоси от фланцев коробки передач;
- отсоединить хомут приемной трубы глушителя от кронштейна, который находится на коробке передач;
- отсоединить провод от выключателя указателя заднего хода.
В целях безопасности, а также для того, чтобы не повредить двигатель и кузов автомобиля, рекомендуется использовать подъемники или тали. Операции по снятию и установке двигателя подробно описаны в инструкции по ремонту конкретного агрегата, поэтому здесь приводятся общие рекомендации.
Перед разборкой двигатель промывают, снимают с блока цилиндров кронштейны подвески двигателя и устанавливают двигатель на монтажный стенд. Затем снимают с двигателя карбюратор, топливный насос, распределитель зажигания, отсоединяют провода высокого напряжения, выворачивают свечи и датчики температур охлаждающей жидкости и давления масла снимают ремень привода генератора и жидкостного насоса снимают генератор; снимают термостат со шлангами.
В процессе эксплуатации многие детали двигателя прирабатываются друг к другу, поэтому при ремонте пригодные работе детали устанавливают на прежние места. Для этого поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы подшипники скольжения, клапаны, штанги, коромысла и толкатели клапанов при снятии маркируют, прикрепляя бирки надписывая их и др.
Во время ремонта не раскомплектовывают крышки шатунов с шатунами, не переставляют картер сцепления и крышки коренных подшипников с одного двигателя на другой, не меняют местами крышки коренных подшипников в одном блоке, так как эти детали обрабатывают на предприятии-изготовителе совместно, заменять их нельзя.
Для разборки двигателя необходимо: отвернуть гайки крепления стартера, снять стартер со шпилек; отвернуть гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя (таких гаек четыре) и снять коробку передач с картером сцепления в сборе; отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять сцепление со штифтов; отвернуть гайки крепления крышки головки блока цилиндров и снять со шпилек кронштейны крепления проводов высокого напряжения, скобы крепления подводящей трубки к топливному насосу и трубки вакуумного корректора распределителя зажигания, крышку головки и прокладку крышки головки; провернуть коленчатый вал по часовой стрелке до положения, при котором поршень первого цилиндра находится в положении ВМТ такта сжатия; отвернуть болты крепления верхней крышки звездочек и снять крышку с прокладками; расконтрить и отвернуть четыре болта крепления звездочки привода распределительного вала и снять звездочку с вала. Если дальнейшей разборки двигателя производить не требуется, то, чтобы не соскочила с зубьев цепь, нужно, не разъединяя цепь со звездочкой, связать их между собой проволокой, что облегчит сборку двигателя.
При разъединенном цепном приводе, но не снятой еще головке блока цилиндров, проворачивать коленчатый вал нельзя во избежание повреждения клапанов вследствие их соприкосновения с днищем поршня.
Далее нужно снять жидкостный насос и подводящий патрубок насоса с прокладками; отвернуть гайки крепления привода распределителя зажигания и снять привод; отогнуть замочную шайбу и отвернуть храповик коленчатого вала; снять шкив коленчатого вала съемником; снять масляный картер с прокладкой, для чего отвернуть винты и гайки; отвернуть гайки крепления нижней крышки распределительных звездочек и снять крышку с прокладками; отжать от цепи звездочку натяжного устройства и снять цепь; снять успокоитель цепи с осей; снять стопорное кольцо с оси рычага натяжного устройства и рычаг со звездочкой с оси; отвернуть гайки крепления головки блока цилиндров и снять ее вместе с впускной трубой, выпускным коллектором, выпускным патрубком водяной рубашки и топливным насосом; снять со шпилек уплотнительную прокладку головки блока цилиндров.
Если в дальнейшем не нужно снимать гильзы блока цилиндров, то необходимо закрепить гильзы в блоке планками-держателями, которые устанавливаются на шпильки крепления головки блока цилиндров.
Далее необходимо расконтрить и отвернуть болты крепления маховика и снять маховик; отвернуть гайки шатунных болтов, снять крышки шатунов; вытолкнуть из расточек в блоке цилиндров гильзы с поршнями и шатунами. Каждый поршень нужно пометить порядковым номером цилиндра. Затем отворачивают болты крепления задней крышки и снимают крышку с манжетой в сборе и ее прокладку; отворачивают болты крепления крышек коренных подшипников, снимают крышки вместе с нижними вкладышами, снимают коленчатый вал верхние вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца.
Закончив разборку двигателя, его детали обезжиривают и очищают от нагара и смолистых отложений. Нагар с поршней, впускных клапанов и камер сгорания удаляют механическим или химическим способом. Обычно детали моют волосяными щетками и скребками в ванночках с керосином ил бензином. Однако для мойки двигателя лучше использовать аэрозоль-очиститель для холодной чистки, так как мыть двигатель бензином или керосином довольно опасно. Можно вымыть детали и в ванне в специальном горячем растворе замочив их предварительно на 3 часа.
После очистки детали промывают горячей водой (90°) и обдувают сжатым воздухом. Детали из цинковых и алюминиевых сплавов в щелочных растворах не промывают, так как щелочь разъедает цинк и алюминий.
activeauto.ru