Перестроение на кольце
Правила проезда перекрестков с круговым движением. Часть 3. Выезд с перекрестка.
Добрый день, уважаемые читатели.
В этой статье из серии "Правила проезда перекрестков с круговым движением" мы продолжим рассматривать движение на таких перекрестках. При этом рассматривать будем правила дорожного движения, связанные с выездом с перекрестков с круговым движением.
Напомню, что в предшествующих статьях серии были рассмотрены правила, связанные с въездом на перекресток с круговым движением и проездом такого перекрестка.
Приготовления к выезду с перекрестка
Напомню некоторые основные мысли из предшествующих статей:
1. На перекрестках с круговым движением нужно ехать исключительно против часовой стрелки.
2. При движении на перекрестке с круговым движением всегда нужно занимать крайнюю правую полосу.
Если вторая мысль пришлась Вам под душе, и на перекрестках с круговым движением Вы ездите по крайней правой полосе, то проблем у Вас возникнет меньше.
Если же нет, и ездите Вы по центральным полосам, то перед выездом с перекрестка с круговым движением необходимо дополнительно перестроиться на крайнюю правую полосу, т.к. согласно пункту 8.5 правил дорожного движения:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При перестроении нужно соблюдать все связанные с ним правила, т.е.
1. Включить сигнал поворота.
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.
2. Пропускать автомобили, которые едут по полосе, на которую нужно перестроиться.
3. Пропускать автомобили, которые перестраиваются на "Вашу" полосу.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Выполнение выезда
Важно не перепутать выезд с кругового движения и въезд на него. В отличие от въезда, который можно осуществлять с любой полосы, выезд осуществляется только с крайней правой полосы.
При этом на дороге, на которую Вы выезжаете, Ваш автомобиль должен оказаться в крайней правой полосе по возможности ближе к правому краю проезжей части:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Это очень важно, т.к. на дороге, на которую автомобили выезжают с кругового движения может быть и по несколько полос в каждом направлении, например, по 5. Все равно следует сначала выехать на крайнюю правую полосу, а уже с нее перестроиться на любую другую.
Думаю, что теперь у Вас не возникнет никаких сложностей с правильным проездом перекрестков с круговым движением. Ну а в последней статье серии "Правила проезда перекрестков с круговым движением" мы рассмотрим штрафы, которые могут быть наложены на водителя при неправильном проезде перекрестка.
Удачи на дорогах!
pddmaster.ru
Кто виноват в ДТП на круговом движении?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье из серии "Правила проезда перекрестков с круговым движением" будут рассмотрены дорожно-транспортные происшествия, которые могут произойти на перекрестке с круговым движением, и для каждой ситуации будет определен виновный в ней водитель.
Правила дорожно движения, относящиеся к перекресткам с круговым движением, всегда оставались и остаются загадкой для многих водителей. А уж после введения 20 ноября 2010 года поправок на многих перекрестках движение превратилось в полную неразбериху и беспорядок.
Сегодня будут рассматриваться только стандартные перекрестки с круговым движением, т.е. перекрестки перед которыми не установлены знаки "уступите дорогу" или "движение без остановки запрещено". Кроме того, будет затронут и вопрос, связанный с тем, кому по правилам нужно уступать дорогу на таких перекрестках.
Перейдем к рассмотрению дорожно-транспортных происшествий.
Дорожно-транспортные происшествия при перестроении
Предлагаю начать рассмотрение с самых простых ДТП на перекрестке с круговым движением - ДТП при перестроении.
Сразу же отмечу, что на всех иллюстрациях в тексте статьи на перекрестке с круговым движением нанесена разметка. Это сделано исключительно для того, чтобы Вам было проще понять суть сложившейся ситуации.
Не стоит забывать, что в жизни разметку на круговом движении можно встретить чрезвычайно редко, поэтому рассчитывать на нее не приходится. Тем не менее правила дорожного движения остаются одними и теми же независимо от того, есть ли на перекрестке разметка.
Рассмотрим первое дорожно-транспортное происшествие при перестроении.
Я думаю, что постоянные читатели PDDMASTER.RU без труда определят виновного в данном дорожно-транспортом происшествии. Конечно же им является желтый автомобиль, который нарушил пункт 8.4 правил дорожного движения:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Во втором ДТП на перекрестке с круговым движением ситуация полностью противоположная. Виновным здесь является красный автомобиль, который нарушил все тот же пункт 8.4:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
В третьем дорожно-транспортном происшествии перестроение совершают одновременно оба автомобиля. Похожая ситуация рассматривалась в статье Помеха справа и ПДД. Что к чему? Одновременное перестроение.
Для выявления виновного применяется все тот же пункт 8.4 правил дорожного движения:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
В данном случае хотя красный автомобиль выехал на соседнюю полосу совсем ненамного, в дорожно-транспортном происшествии виноват именно его водитель.
Дорожно-транспортные происшествия при въезде на круговое движение
Рассмотрим следующую группу дорожно транспортных происшествий - ДТП, происходящие при въезде на перекресток с круговым движением. В этой группе ДТП все будет не настолько просто и однозначно, как в предыдущей.
Первое ДТП в этой группе - столкновение при стандартном въезде на круговое движение. Похожая ситуация рассматривалась в статье Помеха справа и ПДД. Что к чему? Проезд перекрестков.
В данном случае перекресток с круговым движением является равнозначным, т.е. действует пункт 13.11 правил:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Т.е. в дорожно-транспортном происшествии виноват водитель красного автомобиля, который и будет оплачивать ремонт желтого.
Вторая ситуация, частично похожая на предшествующую. В данном случае водитель красной газели вынырнул на круговое движение пред красным кабриолетом. Поскольку это была газель, то она успела даже перестроиться на свою полосу, и только после этого произошло столкновение автомобилей.
В описанной ситуации виновным в ДТП окажется водитель красного кабриолета, который нарушил пункт 10.1 правил дорожного движения:
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Рассмотрим третью ситуацию, которая также похожа на первую. Сразу скажу, что во многом именно для рассмотрения этой ситуации и написана статья.
Итак, на перекрестке с круговым движением находится остановка маршрутных транспортных средств, где и остановилась злополучная газель. На практике остановка может быть существенно больше и на ней могут стоять несколько автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.
Главное в сложившейся ситуации то, что водитель желтого автомобиля уже не может въехать на крайнюю правую полосу перекрестка. Поэтому он пытается сразу же въехать на вторую полосу, где и происходит ДТП. В данном случае водитель желтого автомобиля действует в соответствии с пунктом 8.6 правил дорожного движения:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Т.е. также как и в первом случае в ДТП виноват водитель красного автомобиля.
Однако следует подчеркнуть и еще один факт. Если газели на перекрестке не будет и водитель желтого автомобиля решит выехать сразу во вторую полосу, то виноват в дорожно транспортном происшествии будет также и он, т.к. во-первых, будет нарушен вышеприведенный пункт 8.6 правил, а во-вторых, его маневр будет являться уже не поворотом, а поворотом совмещенным с перестроением.
На практике такая ситуация возникает достаточно часто, когда водитель пытается проехать через круговой перекресток как можно ближе к его центру. Т.е. автомобили въезжают сразу же на 2-3 полосу. Еще раз отмечу, что в случае возникновения ДТП виноват в нем будет именно водитель въезжающий на перекресток.
Кроме того, такие маневры привели к странному исполнению требований пункта 13.11 водителями, уже находящимися на перекрестке. Неоднократно наблюдал ситуацию, когда все ряды кругового движения останавливаются для того, чтобы пропустить единственный въезжающий автомобиль.
Правильный порядок движения по перекрестку с круговым движением без знаков "уступите дорогу" состоит в том, что нужно пропускать въезжающие автомобили только в том случае, если Вы мешаете их въезду. На практике нужно пропускать автомобили при движении по первому ряду кругового движения всегда и при движении по следующим рядам только тогда, когда все правые ряды заняты.
Т.е. если Вы едете по центральному ряду кругового движения, а справа от Вас есть пара свободных рядов, то не следует останавливаться и пропускать въезжающих. Им и так хватит места на то, чтобы въехать.
ДТП при выезде с кругового движения
Последний тип ДТП, который будет рассмотрен сегодня, - ДТП при выезде с перекрестка с круговым движением.
В данном случае красный автомобиль поворачивает из второго ряда перекрестка с круговым движением. В данном случае его водитель руководствуется пунктом 8.7 правил дорожного движения:
8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
Поскольку в рассматриваемом случае маневр привел к ДТП, то требование "не создать помех другим транспортным средствам" не соблюдается, а следовательно в ДТП виноват водитель красного автомобиля.
Надеюсь, что изучение этой статьи поможет Вам увереннее чувствовать себя на перекрестках с круговым движением. Удачи на дорогах!
pddmaster.ru
ПДД при въезде на перекресток с круговым движением. Часть 1.
Добрый день, уважаемый читатель.
Сегодня я начинаю новую серию статей "Правила проезда перекрестков с круговым движением". В ней будут подробно разобраны все пункты правил дорожного движения, связанные с проездом перекрестков с круговым движением. Также будут рассмотрены штрафы, которые могут быть получены водителями на "круговом движении".
В первой статье речь пойдет про въезд на перекрестки с круговым движением и связанные с этим маневром правила.
Начнем с того, каким образом определить является ли перекресток, на который Вы въезжаете, перекрестком с круговым движением. На первый взгляд кажется что это достаточно просто, т.к. на таком перекрестке есть легко различимый даже издали круг дорожного полотна. На самом деле форма дороги не имеет никакого значения, а перекрестками с круговым движением являются только те, которые обозначены знаком 4.3 "Круговое движение":
Обратите внимание внимание на знак 4.3, ведь в некоторых местах наличие кругового движения может быть совершенно не очевидно.
Рассмотрим приведенный рисунок. В данном случае водители едут по прямой дороге (снизу вверх), к которой, казалось бы, никаких дорог не примыкает, а само круговое движение выглядит как некий "карман", в котором расположена остановка маршрутных транспортных средств. Причем обочины этого "кармана" заросли высоким глухим кустарником, а дорога там порядком разбита, в отличие от прямой, на которой уложен новый асфальт.
Если водитель не заметит на таком перекрестке знак круговое движение, то он можно проехать прямо, и тем самым нарушить требования правил дорожного движения 2017 года.
В очередной раз подчеркиваю необходимость постоянно следить за дорожными знаками, т.к. невнимательность может сыграть с водителем злую шутку.
Направление движения по круговому движению
На перекрестках с круговым движением необходимо двигаться по направлению, указанному стрелками на знаке 4.3, т.е. против часовой стрелки.
Обратите внимание, что если стрелки на знаке будут направлены в другую сторону, то это не значит, что ехать нужно в другую сторону. В этой ситуации перед Вами на стойке находится макет непонятного происхождения, а не дорожный знак. Официально установленный знак должен строго соответствовать приведенному изображению. Если же вдруг стрелки на знаке направлены в другую сторону, то такой липовый знак принимать во внимание не нужно.
Знаки перед перекрестком с круговым движением
В настоящее время возможны 2 варианта обозначения перекрестков с круговым движением:
- только знаком 4.3 "Круговое движение";
- комбинацией знаков 4.3 и 2.4 "Уступите дорогу";
В каждом случае перед Вами находится перекресток с круговым движением. Однако наличие знака "Уступите дорогу" изменяет приоритет транспортных средств на перекрестке. Об этом речь пойдет в одной из следующих статей.
С какой полосы въезжать на круговое движение?
На перекресток с круговым движением, согласно пункту 8.5 правил дорожного движения, разрешается въезжать с любой полосы:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Таким образом, если Вы видите знак "круговое движение", то не нужно судорожно смещаться к правому краю проезжей части, т.к. правила разрешают поворот с любой полосы.
В следующей статье продолжим рассматривать правила движения по перекресткам с круговым движением.
Удачи на дорогах!
pddmaster.ru
Помеха справа и ПДД. Что к чему? Одновременное перестроение.
Добрый день, уважаемые читатели. Все водители и даже многие неводители слышали о том, что на дороге действует так называемое правило "помехи справа".
Причем каждый трактует это правило по своему. Например, многие считают, что нужно уступать дорогу всем автомобилям приближающимся справа не зависимо от других условий, что, конечно же, в корне не верно.
В этой статье разберемся в том, что же такое на самом деле "помеха справа".
Правило "помехи справа" применяется в двух ситуациях: при одновременном перестроении и при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность проезда не оговорена правилами. По сути, правило "помехи справа" это последнее (а не первое) правило, которое нужно применять на дороге. Последнее не в том смысле, что его не нужно знать, а в том, что применяется оно после других правил.
Кстати, такого понятия, как "помеха справа" в правилах дорожного движения вообще нет.
Одновременное перестроение
В правилах дорожного движения про перестроение говориться следующее:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Рассмотрим все по порядку, т.к. случаев перестроения может быть множество.
1. Вы едете по своей полосе, а автомобиль перестраивается с соседней полосы. Уступать ему Вы не обязаны, не зависимо от того, движется автомобиль справа от Вас или слева. Можете сделать это только по собственному желанию. Правило "помехи справа" не действует.
2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока автомобили на соседней полосе не закончатся. Правило "помехи справа" не действует.
3. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева от Вас. Автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение. По правилам дорожного движения автомобиль должен уступить Вам дорогу, причем это не зависит от того, куда перестраивается он. Действует правило "помехи справа". Хотя в данной ситуации Вы имеете преимущество, ломиться на левую полосу с криком "Ура! Правило помехи справа действует" не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, что дорогу Вам действительно уступают.
4. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа от Вас. Автомобиль на правой полосе выполняет перестроение. В этом случае дорогу должны уступить Вы. Действует правило "помехи справа".
Обобщенные правила перестроения
На основе всего вышесказанного можно получить обобщенные правила перестроения:
1. Если я не перестраиваюсь, то и уступать никому не должен.
2. Если я перестраиваюсь направо, то уступить дорогу должен всем.
3. Если я перестраиваюсь налево, то меня должны пропустить (могут и не пропустить) только те, кто перестраивается одновременно со мной.
В следующей статье разберем применение правила "помехи справа" в прочих ситуациях. Удачи на дорогах!
pddmaster.ru
Правила проезда перекрестков с круговым движением. Приоритет автомобилей на кольце.
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о проезде перекрестков с круговым движением. Вы узнаете, кто имеет преимущество при проезде "кольца", а также о том, как следует действовать непосредственно на перекрестке, какую полосу и в каком случае лучше занять.
Напомню, что въезд на перекресток с круговым движением был рассмотрен в предшествующей статье Правила проезда перекрестков с круговым движением. Въезд на перекресток.
В 2017 году можно встретить две разновидности перекрестков с круговым движением:
- перекрестки обозначенные знаком 4.3 "Круговое движение";
- перекрестки обозначенные одновременно знаком 4.3 и знаком 2.4 "Уступите дорогу".
Проезд каждого из перечисленных перекрестков имеет особенности, поэтому рассмотрим их по отдельности.
Выбор полосы после въезда на круговое движение
В первую очередь обратите внимание на следующий факт. Подъезжать к перекрестку с круговым движением можно по любой полосе. Однако это не значит, что на самом круге можно сразу же занять любую полосу. Рассмотрим пункт 8.6 правил дорожного движения:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
При въезде на круговое движение водитель выполняет именно поворот направо, поэтому въезжать следует на крайнюю правую полосу перекрестка. Причем важно не просто попасть в правую полосу, но и оказаться как можно ближе к правому краю проезжей части.
Обратите внимание, в пункте 8.6 использована фраза "по возможности". Таким образом, если у водителя отсутствует возможность въезда на правую полосу перекрестка, то он вполне может въехать и на другие полосы, нарушением это не будет.
Например, если правая часть кругового движения полностью занята припаркованными автомобилями, то допускается объехать их при въезде на перекресток.
Если въезд на круг осуществляется одновременно по нескольким полосам, то рекомендую занять на перекрестке ту же полосу, что Вы занимали до въезда. Например, если Вы едете по второй справа полосе дороги, то въезжайте на вторую полосу перекрестка. В этом случае траектории автомобилей, едущих по разным полосам, не пересекутся между собой. Такое выполнение маневра оказывается наиболее безопасным.
Приоритет проезда перекрестков, обозначенных знаком "Круговое движение"
В первую очередь рассмотрим традиционный вариант перекрестков, обозначенных только знаком 4.3 "Круговое движение":
В данном случае кольцо является перекрестком равнозначных дорог и порядок проезда регламентируется пунктом 13.11 ПДД:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Таким образом, приоритет имеют транспортные средства, которые въезжают на перекресток. Автомобили, находящиеся на круговом движении, должны уступить дорогу.
Приоритет проезда перекрестков, обозначенных знаками "Круговое движение" и "Уступите дорогу"
Второй вариант перекрестка был введен в конце 2010 года. Он предусматривает одновременную установку знаков 4.3 "Круговое движение" и 2.4 "Уступите дорогу" либо знаков 4.3 "Круговое движение" и 2.5 "Движение без остановки запрещено":
Правила проезда таких перекрестков регламентируются пунктом 13.9 ПДД:
В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.
В данном случае преимущество имеют автомобили, которые находятся на круговом движении. Автомобили, подъезжающие к перекрестку, должны уступить дорогу.
Обратите внимание, при въезде на перекресток Вы должны запомнить, что перед ним установлен знак "Уступите дорогу". Дело в том, что повторных знаков приоритета на самом круговом движении нет. Поэтому знак нужно хранить в памяти до тех пор, пока Вы не покинете перекресток.
Приоритет на "комбинированном" перекрестке с круговым движением
Правила дорожного движения предусматривают, что на перекрестке с круговым движением может использоваться только одна из следующих схем:
- На всех въездах есть только знак "Круговое движение".
- На всех въездах установлены 2 знака ("Круговое движение" и "Уступите дорогу").
Комбинированная схема использоваться не может. Т.е. на практике не должны проектироваться перекрестки с круговым движением, у которых на одном въезде есть знак "Уступите дорогу", а на других въездах такого знака нет.
Однако иногда такие комбинированные перекрестки встречаются. Связано это с тем, что знак "Уступите дорогу" может быть снят хулиганами или оторван ветром. Если Вы видите подобный перекресток, то немедленно позвоните в ГИБДД и сообщите об этом. После Вашего обращения ситуация будет исправлена.
Траектория движения на круговом перекрестке
Отдельного внимания заслуживает вопрос выбора оптимальной траектории движения на круговом перекрестке. В пределах перекрестка водитель должен двигаться по выбранной полосе. Если он хочет перестроиться ближе к центру перекрестка, то он должен включить соответствующий сигнал поворота, а также уступить дорогу попутным автомобилям:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
То же самое касается и перестроения к внешней стороне перекрестка. Следует включить сигнал правого поворота, а также уступить дорогу попутным автомобилям.
Исходя из вышесказанного можно понять, что перестроения на круговом движении только отнимают время. А оптимальной траекторией является движение по большому радиусу, т.е. по крайней правой полосе. Это обеспечивает самый быстрый проезд перекрестка в условиях интенсивного движения.
Ну а в следующей Вы узнаете правила выезда с перекрестков с круговым движением.
Удачи на дорогах!
pddmaster.ru