Уход с места дтп статья


Наказание за оставление места ДТП

Напуганный водитель

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про оставление места дорожно-транспортного происшествия, а также о наказании за данное нарушение правил дорожного движения.

В жизни можно достаточно часто услышать историю про водителя, который неожиданно находит свой автомобиль поврежденным. При этом виновник аварии уехал с места ДТП.

Судя по всему водители пытаются скрыться с места ДТП в надежде на то, что их впоследствии не найдут и за ремонт платить не придется. Однако учитывая огромное количество видеорегистраторов и камер наружного наблюдения, существует большая вероятность быть найденным и получить серьезное наказание за скрытие с места аварии.

Оставление места ДТП

На практике существует несколько популярных ситуаций, при которых водитель скрывается с места ДТП:

  • Желание избежать ответственности. В данном случае водитель намеренно скрывается с места дорожно-транспортного происшествия. Чаще всего это происходит при наезде на неподвижное транспортное средство. Второго водителя нет, поэтому велик соблазн оставить место аварии.
  • ДТП с пешеходом. Еще одна возможная ситуация - наезд на пешехода. Довольно часто пешеход, оставшийся в сознании после ДТП, пытается как можно скорее скрыться от водителя. В это сложно поверить, но даже у пенсионеров неожиданно открывается второе дыхание и они в мгновение ока скрываются в ближайших дворах. Некоторые водители при этом не вызывают ГИБДД а уезжают по своим делам.
  • Незамеченное ДТП - также достаточно неприятная ситуация. Водитель может не заметить момент очень слабого удара и ненамеренно покинуть место ДТП. Например, автомобиль стоит на светофоре и в него сзади "въезжает" другая машина. Однако удара как такового нет, автомобили лишь касаются рамками номерных знаков. Водитель первого автомобиля скорее всего не заметит подобного столкновения и продолжит движение. И даже не смотря на тот факт, что он не является виновником описанного ДТП и не заметил удара, наказание за оставление места ДТП для него также предусмотрено.

Наказание за оставление места ДТП

Наказание за оставление места ДТП предусмотрено частью 2 статьи 12.27 КоАП:

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

За оставление места ДТП водителю может грозить:

  • Лишение прав на 1 - 1,5 года.
  • Административный арест до 15 суток.

Каждое из этих наказаний по-своему неприятно.

В завершение хочу отметить, что аккуратное вождение автомобиля и тщательный анализ окружающей обстановки помогут Вам избежать дорожно-транспортных происшествий.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Оставление места ДТП – как избежать лишения прав или ареста?

Когда все вокруг направлено на экономию времени и непрерывную спешку, нельзя забывать о таких неприятных случайностях, как ДТП. Происшествие может произойти с каждым водителем, ведь на дороге всегда присутствует риск стать заложником обстоятельств.

Самая большая ошибка – это сокрытие с места происшествия. Неважно, виновен водитель в совершении инцидента, или нет, – он все равно понесет наказание, соответственно статье 12.27 Административного кодекса Российской Федерации.

Причины оставления места ДТП

Мы привыкли считать тех водителей, которые покинули место дорожно-транспортного происшествия, как злоумышленников и недобросовестных участников движения. Но это далеко не всегда соответствует истине.

После совершения любого происшествия на дороге водитель может пребывать в состоянии шока, и естественной его реакцией будет скрыть, как можно скорее, с места происшествия. Особенно, когда в происшествии участвуют не два автомобиля, а одно авто и пешеход.

Самые распространенные причины, которые становятся поводом для вступления положений статьи 12.27 АКРФ, являются такие ситуации:

  • водитель не заметил совершения наезда (и такое бывает);
  • два участника происшествия решили вопросы без участия ГИБДД, а затем один из них обратился в органы;
  • человек пребывал в состоянии шока;
  • водитель спешил на жизненно важное событие (рождение ребенка, например).

Любые доводы в суде станут лишь усиливающим вину обстоятельством, так что перед законом подобные «отговорки» не действуют. Лучше не покидать место совершения наезда или столкновения, какие бы последствия вам это ни сулило.

Наказание за оставление места происшествия

За оставление места ДТП наказание определяет все та самая стать 12.27. В ней сказано, что суд может применить одну из двух санкций:

  • лишение прав на срок от одного года до 18 месяцев;
  • арест на 15 суток.

Как правило, суды практикуют принятие первой меры наказания. Аресты вступают в действие только при повторном нарушении или при наличии погибших в происшествии (за такое ДТП водителя будут судить по другим статьям, так что 15 суток – это не окончательная мера наказания).

Думая, как избежать наказания за сокрытие с места ДТП, многие водители предпочитают загнать автомобиль в гараж и надеяться, что не было никаких свидетелей. У данного преступления нет срока давности. Если номера вашего автомобиля запомнили участники или свидетели аварии, при любом контакте с правоохранительными органами придется ответить за свой проступок.

Штрафы и другие санкции

Кроме описанных выше мер суд также примет во внимание условия совершения ДТП. Если водитель, скрывшийся с места аварии, нарушал правила и/или стал виновником происшествия, он понесет административное наказание в соответствии с нормами действующего законодательства - штраф за нарушение ПДД.

Наказания суда будут зависеть исключительно от условий совершения ДТП. Учитываются все факторы:

  • скорость участников происшествия;
  • действие разметки и дорожных знаков;
  • наличие пострадавших или погибших в аварии;
  • повторное нарушение ПДД одним из участников.

Все эти факторы и будут определять степень вины участников происшествия. В любом случае, при отсутствии летального исхода происшествия ни один его участник не понесет слишком строгое наказание. Единственной разумной реакцией на совершение или участие в ДТП является остановка автомобиля, оказание помощи пострадавшим и вызов ГИБДД. Соблюдая данный алгоритм действий, прописанный в правилах дорожного движения, вы значительно облегчите себе жизнь.

Если же судебные тяжбы начали приносить неудовлетворительные результаты, стоит обратиться к опытному адвокату, который сможет представить ситуацию в правильном свете. Суд может учитывать любые смягчающие обстоятельства, если они будут правильно представлены на слушанье дела.

Подводим итоги

В какое бы ДТП не попал водитель, никогда не стоит покидать место аварии. Если вы решили «договориться» с другим участником аварии без участия ГИБДД, заполните европротокол или возьмите с него расписку о получении определенной суммы денег от вас в качестве компенсации. Иначе вы можете стать жертвой неприятного совпадения.

Помните, что дорога полна сюрпризов и неожиданных ситуаций, так что от подобных случаев не застрахован даже самый опытный водитель. Всегда будьте осторожны и делайте приоритетом на дороге человечность.

avto-flot.ru

Кто платит при ДТП?

Кто платит при ДТП?

Добрый день, уважаемый читатель.

Эта статья является первой статьей из совершенно новой рубрики "Дорожно-транспортные происшествия" на сайте PDDMASTER.RU. В этой рубрике я буду рассматривать разнообразные дорожные ситуации, а также рассказывать о том, как определить виновную сторону в самых разных ДТП.

Ну а в этой статье я хочу рассмотреть нормативные документы, которые определяют, кто из водителей платит при ДТП за ремонт автомобилей и в каких случаях водитель может за ДТП не платить.

Начну, пожалуй, с того, что скажу о том, что такое ДТП, и почему при ДТП всегда есть пострадавшая сторона. На самом деле, здесь все очень просто и вытекает из самого определения дорожно-транспортного происшествия, которое дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

"Дорожно-транспортное происшествие" – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Т.е. из самого понятия ДТП следует, что пострадавшая сторона - это обязательный элемент ДТП. Нет пострадавшей стороны, нет и ДТП.

Ущерб, полученный в результате ДТП, можно разделить на несколько видов:

  • ущерб нанесенный жизни и здоровью людей,
  • ущерб нанесенный транспортным средствам, сооружениям и грузам;
  • иной материальный ущерб.

Сразу же хочу отметить, что если произошло столкновение автомобилей (или автомобиля и другого участника дорожного движения, например, пешехода или скутера), но в результате такого столкновения не было нанесено ущерба, т.е. автомобили не были разбиты, водители остались здоровы и счастливы, то такое столкновение не является дорожно-транспортным происшествием.

С необходимыми признаками дорожно-транспортного происшествия определились. Теперь давайте рассмотрим вопрос, связанный с возмещением ущерба после ДТП.

Кто платит при ДТП?

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения здравого смысла, то становится очевидно, что оплачивать результаты ДТП должен водитель (или другой участник дорожного движения), который является виновником этого события.

Примерно то же самое закреплено и в Российском законодательстве, а именно в гражданском кодексе Российской Федерации.

Для начала давайте рассмотрим статью 1079, которая называется "ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих" и относится как раз к автомобилям и ДТП:

Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Итак, прочитав подробно текст первой части статьи 1079 можно сделать вывод о том, что в случае столкновения двух автомобилей каждый из их водителей (т.е. владелец, или лицо управляющее автомобилем на праве аренды, или лицо управляющее автомобилем по доверенности) должен возместить вред, причиненный автомобилем.

В нашем случае с ДТП это можно рассматривать следующим образом: каждый из владельцев автомобилей оплачивает ремонт чужого автомобиля.

Однако на практике не всегда оба водителя оплачивают друг другу ремонт, и это в полной мере соответствует здравому смыслу. Ведь в ДТП не всегда виноваты оба водителя (не всегда оба водителя нарушают правила дорожного движения). Довольно часто виновником является лишь один водитель, и именно он и должен оплачивать ремонт чужого автомобиля.

Об этом можно судить на основании статьи 1083 гражданского кодекса:

Статья 1083. Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред

2. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Т.е. водитель, который двигался по дороге спокойно, никого не трогал и, что самое важное, не нарушал правил дорожного движения, не должен возмещать ремонт автомобиля, водитель которого виноват в ДТП.

Зато вот виновный в ДТП водитель должен оплатить ремонт в полной мере. На практике обычно оплата ремонта осуществляется с использованием полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), но страхование - не тема этой статьи, поэтому на нем останавливаться подробно не будем.

Что касается ремонта автомобиля самого виновника, то его оплачивать должен он сам по собственному желанию и только из собственного кармана.

Причинение вреда третьим лицам в результате ДТП

Кто такие третьи лица, откуда они взялись в ДТП и почему им был нанесен вред? Третьими лицами могут быть, например, пассажиры автомобилей, случайно задетые во время столкновения пешеходы или водитель третьего автомобиля, который не нарушал ПДД.

Так вот, ущерб третьим лицам возмещается водителями автомобилей солидарно, т.е. совместно. Об этом говорится в части 3 статьи 1079 гражданского кодекса:

Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Так что пешеходы и пассажиры автомобилей, получившие вред в результате ДТП, могут требовать возмещения ущерба от водителей транспортных средств.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о понятии "дорожно-транспортное происшествие" и о том, какое событие является ДТП, а какое не является. Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 10 лет назад я встречал 1-2 ДТП в год, то сейчас их количество возросло до 50-100. Связано это прежде всего с существенно увеличившимся количеством автомобилей на улицах российских городов.

Также в этой статье я расскажу о том, что нужно делать в первую очередь при дорожно-транспортном происшествии.

Понятие "дорожно-транспортное происшествие"

Понятие "дорожно-транспортное происшествие" дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

"Дорожно-транспортное происшествие" – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Понятие ДТП включает в себя следующие основные признаки:

1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, не является.

2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

Например, не является ДТП попадание в пешехода выброшенной из окна автомобиля бутылкой. Замечу, что упавший с автомобиля на пешехода велосипед является транспортным средством, причем падающий велосипед находится в движении, следовательно, такая ситуация является ДТП.

3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни и здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.

Что нужно сделать в первую очередь при ДТП

Все действия, которые нужно выполнить при дорожно-транспортном происшествии записаны в пункте 2.5 правил дорожного движения:

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Рассмотрим все перечисленные действия по порядку:

1. Немедленно остановить транспортное средство.

Думаю с этим пунктом все понятно. От себя хочу добавить, что сотрудники ГИБДД, которые позже прибудут на место ДТП, будут измерять расположение транспортных средств на проезжей части. Причем они будут проводить измерения именно расположения автомобилей после ДТП. Поэтому, если Вы стали участником ДТП и при этом от удара Ваш автомобиль выбросило, например, на какую-нибудь разметку, то после удара постарайтесь сначала вернуться в ту полосу, которую Вы занимали, а уж затем останавливайтесь.

Отмечу, что сделать это нужно быстро и сразу же остановиться. Не следует отъезжать на 50-100 метров от места дорожно-транспортного происшествия.

Этим быстрым маневром Вы сможете исключить лишние претензии к Вам со стороны сотрудников ГИБДД.

2. Включить аварийную световую сигнализацию

3. Выставить знак аварийной остановки

С этим пунктом не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Загвоздка заключается в том, с какой стороны ставить знак аварийной остановки.

Конечно же при небольших ДТП, когда оба автомобиля остаются на одной полосе, решение этой задачи не составит труда. Оба знака нужно выставить сзади автомобилей, чтобы предупредить водителей приближающихся автомобилей об опасности.

Неоднозначность же возникает, например, вот в какой ситуации. После аварии автомобили остаются на перекрестке, и другие автомобили приближаются к ним со всех сторон. Или же от удара автомобиль выносит частично на встречную сторону, и он остается стоять на двойной сплошной линии разметки.

В такой ситуации нужно использовать оба знака аварийной остановки (по одному от каждого участника ДТП) чтобы прикрыть наиболее опасные направления, которые определяются по обстоятельствам. Если ДТП произошло в месте с ограниченной видимостью, то нужно, в первую очередь, поставить знак с того направления, с которого труднее всего заметить разбитые машины. Например, на неравнозначном перекрестке нужно поставить знаки так, чтобы их было видно, в первую очередь, водителям автомобилей, приближающихся по главной дороге, т.к. скорость на главной дороге обычно выше.

Кроме того, имейте в виду, что за Вашим знаком аварийной остановки нужно следить буквально не отрывая глаз. Связано это с тем, что знак может умыкнуть какой-нибудь предприимчивый пенсионер-прохожий. Еще один возможный враг для знака аварийной остановки - проходящий мимо ребенок. Как-то раз наблюдал картину, как малыш лет 6-7, который вместе с родителями переходил дорогу около места ДТП, пнул знак аварийной остановки. Не знаю из каких побуждений он это сделал, но знак от этого развернулся, а место ДТП стало менее безопасным.

4. Вызвать скорую помощь пострадавшим.

Как Вы видите, в правилах дорожного движения предлагается сначала оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Но делать это я рекомендую только в том случае, если Вы уверены в собственных силах и правильности своего решения. Неподготовленный человек может только усугубить положение пострадавшего.

Поэтому рекомендую сразу же вызвать скорую помощь. Толка будет куда больше.

5. Вызвать сотрудников ГИБДД и терпеливо ждать их появления.

При этом самостоятельно освобождать проезжую часть крайне не рекомендую, т.к. это может привести к тому, что определить виновника ДТП с точностью не удастся, а это, конечно же, не в Ваших интересах, т.к. ремонт оплачивает именно водитель, нарушивший требования правил дорожного движения.

Возможные штрафы при ДТП

За нарушения правил дорожного движения, описывающих поведение водителя при ДТП, возможны три вида штрафов:

Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Если водитель, например, не остановит автомобиль сразу же после ДТП или не выставит знак аварийной остановки, то сотрудники ГИБДД с удовольствием выпишут ему штраф в размере 1000 рублей.

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Более суровое наказание предусмотрено за оставление места дорожно-транспортного происшествия в нарушение ПДД. Это или лишение прав на 1 - 1,5 года, или административный арест на срок до 15 суток.

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Последний штраф предусмотрен за употребление алкогольных, наркотических и психотропных веществ после дорожно-транспортного происшествия. Он представляет собой лишение прав на 1.5 - 2 года.

Думаю, что после прочтения этой статьи Вы стали лучше понимать понятие "дорожно-транспортное происшествие" и в случае необходимости сможете правильно поступить в сложившейся ситуации. Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

ДТП с участием пешехода

ДТП с участием пешехода

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про ДТП с участием пешехода, которые являются для последнего весьма опасными и часто ведут к серьезным последствиям как для здоровья пешехода, так и для кошелька водителя.

Однако сразу же следует отметить, что виновником наезда на пешехода далеко не всегда является водитель автомобиля. Соответственно, не всегда водителю придется нести наказание за аварию.

Замечу, что среди участников дорожного движения бытуют два противоположных мнения:

  • В ДТП с пешеходом всегда виноват пешеход.
  • В ДТП с пешеходом всегда виноват водитель.

На практике же все зависит от конкретной дорожной ситуации, и об этом и пойдет речь в данной статье.

ДТП по вине пешехода

Поскольку пешеходы и водители представляют собой два как бы противоборствующих класса участников дорожного движения, то чаще всего они замечают именно нарушения правил дорожного движения друг друга. Т.е. пешеходы пристально следят за водителями, которые не пропускают их на переходах, ну а водители ругают пешеходов, которые выходят на дорогу в самых неожиданных местах.

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Перейдем к рассмотрению ДТП, виновниками которых являются пешеходы. Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения:

  • Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.
  • Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендую на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

- Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).

- Пешеход-пенсионер, который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно.

- Местный пешеход, который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был пешеходный переход. Не всякий пешеход внимательно следит за дорожными знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

- Пешеход бежит за троллейбусом. Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги - это отъезжающий автобус или троллейбус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако рекомендую обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его участников.

Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, я рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью я не советую. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

В настоящее время, ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения невелика. Максимальный штраф - 1 000 рублей.

Однако если по вине пешехода произойдет ДТП, в котором будет причинен вред здоровью, то наказание будет несколько серьезнее:

  • Легкий или средней тяжести вред здоровью - штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей.
  • Тяжкий вред здоровью - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до двух лет).
  • Смерть человека - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет).
  • Смерть двух или более людей - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до семи лет).

Обратите внимание, что даже пешеход может попасть за решетку при нарушении правил дорожного движения.

Наезд на пешехода по вине водителя

Водитель, в отличие от пешехода, имеет куда больше возможностей нарушения правил, которые по его вине приведут к наезду на пешехода:

1. Наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Чаще всего наезд происходит из-за того, что водитель либо вовремя не заметил пешехода на переходе, либо вообще не заметил пешеходный переход. Естественно, специально никто пешеходов сбивать не будет.

2. Наезд на пешехода при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при съезде с дороги (пункт 8.3 ПДД). В этом случае водитель не всегда знает, что он должен уступить дорогу пешеходам, однако опять же специально совершать наезд водитель вряд ли будет. Дело скорее в том, что очень часто пешехода невозможно вовремя заметить из-за припаркованных автомобилей или других препятствий.

3. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе.

4. Наезд на пешехода вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или с нарушением другого пункта правил.

Итак, на что следует обратить внимание водителю для предотвращения наезда на пешехода:

1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы любят неожиданно появляться на дороге.

2. Притормаживающие на дороге автомобили. Водители часто пропускают пешеходов даже вне пешеходных переходов и если этого вовремя не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.

3. Припаркованные автомобили, особенно в центральной части крупных городов. Бывают ситуации, когда из-за припаркованных как попало машин движение на дороге сильно затруднено. Однако это не останавливает пешеходов от неожиданного выхода на проезжую часть.

4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, не всегда можно заметить вовремя. Это следует помнить при движении ночью в населенных пунктах.

Апогей для водителя - нерегулируемый пешеходный переход рядом с остановкой общественного транспорта, рядом с которым припаркован грузовик или микроавтобус, в темное время суток. Ситуация в жизни хоть и не часто, но встречается, и следует быть в ней предельно осторожным. Двигаться со скоростью 20-30 км/ч, внимательно анализируя поведение всех участников движения.

Ответственность за наезд на пешехода

В этой статье я уже писал о том, что нужно избегать наезда на пешехода даже в том случае, если он переходит дорогу в неположенном месте. Любое ДТП с участием пешехода имеет несколько неприятных последствий:

1. Огромная потеря времени. Оформление даже легкого соприкосновения автомобилей очень часто занимает 8-10 часов, что уж говорить про ДТП, в котором есть пострадавшие.

2. Пешеход может скрыться с места ДТП и найти его впоследствии вряд ли удастся. Соответственно, даже в случае нарушения правил пешеходом, чинить автомобиль придется водителю из собственного кармана.

Кроме того, на водителя будет наложено и официальное наказание:

1. За нарушение правил, повлекшее наезд на пешехода. Например, в случае наезда на пешеходном переходе - штраф в размере 1 500 рублей.

2. Штрафы за другие нарушения правил, которые могут быть между делом выявлены сотрудниками ГИБДД. Например, нечитаемые номера, остуствие ОСАГО, алкогольное опьянение и т.п.

3. Дополнительное административное или уголовное наказание в случае нанесения вреда здоровью пешехода:

  • Легкий вред здоровью - штраф 2 500 - 5 000 рублей или лишение водительских прав на 12 - 18 месяцев.
  • Причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего - штраф 10 000 - 25 000 рублей или лишение водительского удостоверения на 18 - 24 месяцев.
  • Тяжкий вред здоровью потерпевшего - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до двух лет).
  • Смерть пешехода - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет).
  • Смерть нескольких пешеходов - уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до семи лет).

Естественно, водитель должен быть наказан лишь в том случае, если с его стороны было совершено нарушение правил дорожного движения, которое и повлекло возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия многих факторов. Поэтому как будучи пешеходом, так и находясь за рулем автомобиля, следует эти факторы отслеживать и не рисковать собственной жизнью и здоровьем. Особенно это относится к случаям чрезмерной торопливости.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru