Лямбда-зонд, он же датчик кислорода, позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах. Его показания позволяют ЭБУ корректировать состав смеси. Неисправности датчика кислорода могут вызвать неправильную работу двигателя. Перед тем, как его заменить попробуйте восстановить датчик кислорода своими руками. Для начала разберемся, где находится и для чего нужен лямбда-зонд:
Работа датчика кислорода
После запуска двигателя, находясь в выпускном коллекторе датчик кислорода начинает работать не сразу. Выхлопные газы обтекают рабочую поверхность датчика и он нагревается. Вступает в работу лишь тогда, когда температура становиться более 360 °C. Для ускорения прогрева в него монтируют электронагреватель, потому обычно датчик имеет пару сигнальных проводов и пару от подогревателя.Датчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в выхлопных газах и в атмосфере, вырабатывая на выходе соответствующую разность потенциалов. Поскольку некоторое количество кислорода должно присутствовать в выхлопе для нормального дожигания СО и СН на катализаторе, для более точного регулирования используют второй датчик кислорода, который располагают за катализатором.Первые 5-7 минут после запуска двигателя ЭБУ корректирует состав смеси на основании показаний других датчиков и по усредненным параметрам. После этого времени, когда датчик кислорода нагрелся до рабочей температуры, тогда ЭБУ подключает его параметры в общую формулу расчета.Ошибка датчика кислорода может быть вызвана неисправностью цепи подогрева. В следствии чего, датчик будет не успевать прогреваться за отведенное ему время, а это значит появятся неверные сигналы датчика кислорода. Топливная смесь будет не подходящей, что негативно сказывается на работе двигателя (большой расход топлива, плавают обороты на холостых, машина не едет). Как только датчик кислорода прогреется до рабочей температуры, то все симптомы пропадают.Ресурс датчика кислорода ВАЗ может достигать 100-150тыс.км., но сервисная замена датчика кислорода на десятке должна проходить в промежутке 60-80тыс.км.Как проверить датчик кислорода ?Чтобы сделать точное заключение о работоспособности датчика, нужно воспользоваться осциллографом. В остальных случаях определить состояние лямда-зонда можно только косвенно.
Восстановление лямбда-зонда
Частая причина неисправностей вызвана нагаром, который препятствует улавливанию кислорода и, соответственно, искажает выходной сигнал. Поэтому, чтобы восстановить датчик кислорода нужно очистить платиновые электроды на керамическом стержне от нагара.Очищать нагар механическими средствами нельзя, поскольку такой метод повредит напыление металла. Остается лишь прибегнуть к помощи химии. Вскрываем датчик, для этого отпиливаем сначала первый, а затем и второй защитные колпачки. Цель: добраться до белого керамического стержня с нагаром такого же цвета.
Чтобы очистить стержень датчика от нагара потребуется ортофосфорная кислота, которая может входить в состав преобразователя ржавчины. Перед использование средств очистки убедитесь, что они не оставляют после себя защитный слой.Погружаем в средство для очистки наш датчик на 20 минут. В течении этого времени жидкость начнет мутнеть, а нагар сходить (допускается использование мягкой кисточки).Также избавиться от нагара позволяет нагревание, особенно, если после нагрева резко охладить стержень. Перепад температур вынуждает нагар трескаться и отваливаться, как скорлупу.
Пару раз раскаляем керамический стерженек на открытом огне.После очистки прихватываем колпачки на несколько точек полуавтоматической кемпи-сварки.Датчик кислорода ВАЗ 2110, как датчики иномарок имеют аналогичное строение, поэтому такая чистка лямбда-зонда подойдет каждому автолюбителю.
xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai
Что будет, если отключить лямбда зонд? Рассказываем и показываем
В современном автомобиле достаточно много различных датчиков, о предназначении которых многие водители не знают. Поэтому, вопрос, что будет, если отключить лямбда зонд не является редким. Это датчик довольно мудреный, в отличие от прибора, контролирующего положение коленвала, а также других схожих датчиков. Лямбда зонд пугает непонятным названием. Вот поэтому, многие автолюбители и считают этот датчик полностью бесполезным, другие считают его источником всех бед. Попробуем разобраться, кто прав по отношению к этому зонду. Ведь на самом деле, это очень важная деталь, только она должна быть гарантированно исправной.
Как это работает?Что будет, если отключить лямбда зонд? Перед тем, как ответить на этот вопрос, нужно разобраться, как он работает. Основная функция, это контроль за работой катализатора. Более точно предназначение зависит от расположения этого датчика. Самым распространенным вариантом является установка зонда перед катализатором. В таком случае, он контролирует количество кислорода в смеси. При необходимости он подает сигнал блоку управления, принуждая увеличить или уменьшить количество кислорода в смеси. Также, часто устанавливают лямбда зонд после катализатора. В таком случае, он проверяет состав отработанных газов. При высоком уровне токсичных веществ подается сигнал на блок управления. Как результат, загорается «чек», при компьютерной диагностике можно считать ошибку неисправности катализатора.Называется этот датчик по греческой букве ? (лямбда). Именно так в физике обозначается отношение объема кислорода к основной массе топлива в составе горючей смеси. Нормальным считается показатель ?=14,7 на единицу топлива. Если этот показатель окажется ниже или меньше, датчик дает команду на блок управления для изменения соотношения.
Разновидности датчиковВсе зонды полностью одинаковы по принципу действия. Все различия заключаются в особенностях подключения электропитания. На практике, обычно различают их по количеству проводов, которые подключаются к зонду. Наиболее распространены двух- и трехконтактные датчики. Также существуют варианты с подогревом и без него. Датчики с подогревом более эффективны при запуске двигателя в зимнее время, они показывают более качественный результат. При необходимости, оба типа зондов взаимозаменяемы. Также можно устанавливать датчик от любого автомобиля, даже с другим количеством проводов. Только в таком случае придется повозиться с подключением.
Можно ли ездить без этого датчика?На самом деле, в большей части случаев автомобиль при отказе лямбда зонда можно эксплуатировать, только на некоторых моделях при отказе невозможно будет завести двигатель. Тут возникает другой вопрос, насколько это будет эффективно и полезно. Первым признаком отказа является повышенный расход топлива. Связано это с неправильной реакцией блока управления на текущую ситуацию. Также, обычно машина начинает «тупить», это также является следствием проблем с зондом (см. статью "Почему машина тупит при разгоне"). Как видите, ездить на машине в большей части случаев можно. Но, при этом, придется смириться с повышенным расходом топлива. Также, езда на автомобиле оказывается довольно затруднительной из-за низкой приемистости. Если отключить исправный зонд, то возникнут проблемы с работой двигателя. На отключение неисправного датчика машина не отреагирует.
ДиагностикаЗачастую, за отказ лямбда-зонда принимают совершенно другие поломки. Поэтому, перед покупкой нового датчика (стоит он немало), обязательно стоит провести диагностику. Наиболее оптимальным вариантом является использование диагностического сканера. Компьютер обычно показывает, есть ли ошибка лямбда зонда. В некоторых случаях имеется комплекс проблем, помимо кислородного датчика отказывают и некоторые другие части автомобиля.Существует также «колхозный» метод диагностики. Заключается он в отключении датчика и проверке, как автомобиль будет работать без него. Считается, что при исправном зонде его отключение повлечет за собой ухудшение работы двигателя, или невозможность его завести. При неисправном датчике изменений не возникнет. К сожалению, такой способ диагностики не всегда надежен, лучше провести компьютерную диагностику.Причины поломки. Топливо низкого качества часто выводит из строя этот датчик. Частицы свинца оседают на зонде, и снижают его чувствительность. В таком случае, он начинает работать «через раз». Также часто встречаются механические повреждения. Обычно наблюдаются повреждения корпуса и обмотки. Происходит это из-за естественного износа.Заключение. Современный автомобиль буквально нашпигован различными датчиками, которые контролируют его работу. Водители часто интересуются, что будет, если отключить лямбда зонд. Ответ тут максимально прост, если этот датчик исправен, то будет заметно ухудшение работы мотора, при неисправном зонде никаких изменений вы не заметите.
AutoFlit.ru
Как проверить лямбда зонд тестером? Описываем пошагово
Интересно будет узнать, как проверить лямбда зонд тестером? Конечно же, знать это полезно, ведь от правильной информации данного прибора зависит многое. Как известно, показания от этого датчика идут на систему управления автомобилем (она электрическая). Этот датчик дает результат бедной или обогащенной топливной смеси, а система уже сама исправляет, что следует. Если лямбда зонд не будет функционировать правильно, будут наблюдаться разные проблемы.Как проверить лямбда зонд тестером, будет подробно описано в статье. Давайте узнаем в чем заключается работа этого датчика.Работа датчикаТо, что современный автомобиль можно сравнить с человеческим организмом, в некоторой степени правильно. Как у нас есть дыхательная система, так и у автомобиля этот самый датчик. Если у нас проблемы с дыхательной системой, нарушается качество жизни, поднимается температура, возникают проблемы с сердцем. Так и у автомобиля, если выходит из строя этот датчик, резко падает тяга двигателя.Знать, как проверить работу прибора очень важно. Представьте себе ситуацию - автомобиль испортился, и вы вызвали механика. Если он честный, то вам повезло. В противном случае, недобросовестные специалисты попытаются одурачить владельца. И вот, они никогда не скажут, что проблема с датчиком кислорода, а придумают нечто несусветное, чтобы заработать побольше.
По этой причине, знать, как самостоятельно проверить этот элемент или другие узлы автомобиля, будет актуально.Итак, лямбда зонд влияет непосредственно на работу катализатора, а тот, в свою очередь, фильтрует выхлопные газы. Сегодня такая фильтрация в условиях высокой загрязненности воздуха, очень важна. Ну а лямбда зонд как бы отвечает за работу катализатора.Находится этот датчик прямо перед катализатором. Здесь для него идеальное место. Именно отсюда датчик может вычислить излишек кислорода в топливной смеси. Как и говорилось выше, этот полезный прибор дает информацию непосредственно в блок управления. Полезно будет знать, что на некоторых автомобилях устанавливается даже два таких прибора. Вызвано это тем, что частенько показаний одного датчика бывает недостаточно. Два прибора, конечно же, значительно увеличивают эффективность анализа выхлопа.Отметим также, что на датчики идут провода. Их может быть от одного до четырех. Выходят из строя приборы в связи с различными факторами:
содержание в топливе большого количество свинца;
Если на корпус датчика попадет тормозная жидкость;
плохо очищенное топливо и т.д.
Алгоритм проверкиНачинаем:
Прогреваем двигатель и глушим;
Осматривает датчик на предмет загрязнений и если все нормально, продолжаем;
Кислородный регулятор отключаем от колодки, подключаем его к тестеру;
Заводим мотор, нажимаем на педаль акселератора и увеличиваем обороты. Продолжаем до отметки 2500 об/мин;
Смотрим на показания тестера и если стрелка прибора приближается к отметке 0,9 Вт, то с датчиком все в порядке;
Если же показания ниже отметки 0,8 Вт, лямбда зонд неисправен и нужна замена.
Полезно будет сделать также тест на топливную смесь – не бедна ли она. Берем специальную трубку и провоцируем подсос воздуха. При исправности датчика показания тестера будут на уровне 0,2 Вт.Не лишним будет проверить датчик на работу в динамике. Достаточно подключить регулятор кислорода к месту, откуда подается топливо, а тестер устанавливаем параллельно ему. Одновременно с этим увеличиваем обороты мотора до 1500 в минуту. Если прибор исправен, то показания тестера должны быть на отметке 0,5 Вт.Таким образом мы привели все, что нужно. Узнав, как проверить лямбда зонд тестером, можно уже не опасаться, что вас обманут в автосервисе. Пропала тяга двигателя? Протестируйте датчик и замените его. Вот и все.