"ИЖ Планета-5": технические характеристики и ремонт. Планета 5 спидометр
технические характеристики и ремонт :: SYL.ru
Мотоцикл дорожного типа "ИЖ Планета-5" выпускался на Ижевском машиностроительном заводе в период с 1987 по 2008 год. Предназначался для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием. Долгое время считался самым востребованным мотоциклом в категории среднего класса.
Спрос и предложение
Первоначально модель создавалась в одиночном варианте, позже в конструкторском бюро завода "Ижмаш" был разработан боковой прицеп, который стал дополнением к мотоциклу. Новый "ИЖ Планета-5" с коляской производился малыми сериями, поскольку покупательский спрос был невысоким. Основное производство ориентировалось на массовый выпуск двухколесных мотоциклов. "ИЖ Планета-5", технические характеристики которого находились на уровне общего потребительского спроса, многократно модернизировался. Качество мотоцикла при этом повышалось, экстерьер становился более современным, ресурс агрегатов увеличивался.
"ИЖ Планета 5": технические характеристики
Мотоцикл имел следующие храктеристики:
- база конструкции, межосевое расстояние - 1450 мм;
- клиренс с полной загрузкой и паспортным давлением в шинах - 135 мм;
- длина - 2200 мм;
- высота - 1200 мм;
- ширина - 810 мм;
- вес мотоцикла - 165 кг;
- загрузка максимальная - 170 кг;
- допустимая нагрузка на багажник - 20 кг;
- пассажировместимость – 2;
- скорость максимальная - 120 км/час;
- тормозной путь на скорости 80 км/час - 42,5 метров;
- тормозной путь на скорости 30 км/час - 6,5 метров;
- средний расход топлива при движении на скорости 90 км/час - 5,0 литров на 100 километров.
- объем топливного бака – 18 литров;
- система запуска – рычажный кикстартер.
Двигатель:
- модель "ИЖ-П5";
- тип - одноцилиндровый двухтактный;
- степень сжатия - 8,7;
- рабочий объем цилиндра - 3346 куб. см;
- амплитуда поршневого хода - в пределах 85 мм;
- диаметр цилиндра - 72 мм;
- мощность двигателя максимальная - 17 л. с. при 4800 оборотах в минуту;
- смазка - принудительная, раздельная дозированная, в зависимости от нагрузки и оборотов коленвала.
- пропорции горючей смеси бензина и масла - 1/30;
- зажигание - бесконтактная система электронная с автоматическим регулированием момента опережения в зависимости от режима работы коленчатого вала;
- аккумуляторная батарея - 12 вольт;
- система питания - карбюратор К-65И, на мотоциклы ранних серий выпуска устанавливались карбюраторы К-62И;
- рекомендуемое топливо - смесь бензина с октановым числом не менее 76 и масла;
- тип воздухочистителя - контактно-масляный;
- система охлаждения - воздушная;
- глушители – однотрубный.
Двигатель "ИЖ Планета-5" отличается хорошей тягой при сравнительно малых оборотах.
Трансмиссия
Характеристики ее следующие:
- передача вращения на сцепление от коленвала - двухрядная цепь;
- сцепление - мультидисковое в масляном герметичном кювете;
- КПП - трехвальная, четырехступенчатая, расположение в картере двигателя;
- передача вращения на заднее колесо от КПП - цепь однорядная.
Двигатель "ИЖ Планета-5" характеризуется следующими передаточными числами трансмиссии:
- коленвал/сцепление - 2.17;
- КПП/заднее колесо - 2,33;
- первая передача - 3,88;
- вторая передача - 2,01;
- третья передача - 1,26;
- четвертая передача - 1,0.
Ходовые параметры
Данная модель имеет следующие параметры:
- рама - сварная, трубчатая;
- подвеска передняя - вилка телескопическая, с амортизаторами на гидравлике и пружинами;
- подвеска задняя - маятниковая, рычажная, на гидравлических амортизаторах, подпружиненная;
- размеры шин в дюймах - 3,50 х 18;
- колеса – спицованные, с вертикально-осевой регулировкой;
- передний тормоз - дисковый с гидравликой или барабанный двухкулачковый с механическим приводом, в зависимости от серии выпуска;
- тормоз задний - барабанный, с механическим приводом.
Дополнительное оборудование мотоцикла "ИЖ Планета 5": багажник, дуги безопасности, щитки-обтекатели. Для любителей туристических поездок рекомендуется по бокам багажника прикрепить сумки для мелких вещей.
Грузоподъемность
Мотоцикл "ИЖ Планета-5" отличается от других моделей в своем классе тем, что его двигатель обладает мощной тягой на малых оборотах. Это дает возможность эксплуатации машины в условиях бездорожья, когда приходится передвигаться со скоростью 5-6 км/час. Первая передача обеспечивает плавный ход при незначительном расходе горючего. Комфортной езде на малых скоростях способствует и 7-мидисковая муфта сцепления с кулачковым механизмом включения, позволяющая снижать обороты двигателя до минимальных значений. Таким образом, "ИЖ Планета 5" пройдет там, где моторы у других мотоциклов глохнут, и их приходится перевозить в руках. Мотоциклист получает возможность прохождения неровного участка пути с наименьшими потерями.
Устойчивая работа мотора на малых оборотах позволяет также использовать мотоцикл "ИЖ Планета-5" для транспортировки тяжелых грузов. В боковую коляску можно уложить до двухсот килограммов. Некоторые умельцы приспосабливают обычный автомобильный полуприцеп, который цепляется сзади к мотоциклу и становится дополнительным средством для перевозки грузов. "ИЖ Планета-5", характеристика которого отвечает лучшим стандартам мототехники, до сих пор с успехом используется в сельской местности.
Снижение шумности
В самом начале производства новый мотоцикл "ИЖ Планета-5" вызывал достаточно много нареканий по поводу высокого уровня шумности. В связи с этим потребовалась модернизация двигателя. На средних и высоких оборотах прослушивался стук юбки поршня. Возникла необходимость увеличения диаметра поршня на несколько микрон, чтобы он более плотно взаимодействовал с зеркалом цилиндра. Однако такой способ не всегда оправдывает себя, поскольку существует опасность заклинивания двигателя. Тем не менее в конструкторском бюро пошли на риск, правильно рассчитали размеры, и шумность мотора существенно уменьшилась.
Источники шума крылись также и в ходовой части. Задняя подвеска, которая является самой активной частью любого мотоцикла, нуждалась в уплотнении соединения гидроамортизаторов с маятниковой вилкой. Были установлены специальные резиновые сайлент-блоки, изолирующие металлические детали, в результате чего шум уменьшился.
Достаточно много вопросов вызывал глушитель, который первоначально был прямоточным. Гул выхлопа превышал допустимые нормы в децибелах. Пришлось кардинально изменить конструкцию гасителя. Внутреннюю полость глушителя оснастили сетчатыми перегородками, которые значительно снизили уровень шума.
Зажигание
Производить мотоцикл "ИЖ Планета-5" начали в перестроечные годы. СССР переживал перемены, которые отражались практически на всех отраслях народного хозяйства. Вместе с тем коллектив Ижевского машиностроительного завода всячески старался сохранить производственный потенциал. Мотоциклетное производство наращивало свою базу. На модель "ИЖ Планета-5" стали устанавливать современную систему зажигания, работающую на электронной основе. Бесконтактный принцип был тогда в новинку, многие потребители с недоверием относились к "ноу-хау". Однако отечественные мотоциклисты вскоре убедились в надежности БЭСЗ и в простоте обслуживания электронной системы. Главная проблема стандартного трамблера-прерывателя, обгорание контактов, ушла в прошлое. Первым мотоциклом на территории СССР, на который устанавливались самые современные функциональные устройства, считался "ИЖ Планета 5". Зажигание электронного принципа действия было одним из таких устройств. Однако часть мотоциклов производилась с устаревшими, но достаточно надежными контактными прерывателями.
Электропроводка
Мотоцикл "ИЖ Планета-5" оснащается стандартным набором ламп накаливания, выключателей и приборов. Лампы номиналом 12 вольт расположены с таким расчетом, чтобы каждую можно было заменить при необходимости в течение нескольких минут. Общее количество лампочек составляет 17 штук, среди которых:
- лампочка стояночного света;
- фары дальнего и ближнего света;
- лампочка контрольная, отвечающая за работу генератора;
- лампа подсветки показаний спидометра;
- лампы указателей поворота на руле мотоцикла, заднем крыле и боковом прицепе;
- габаритная лампа бокового прицепа;
- лампа стоп-сигнала прицепа;
- лампа заднего габаритного фонаря;
- лампа стоп-сигнала мотоцикла;
- контрольная лампочка дальнего света;
- лампочка контроля нейтрального положения коробки передач;
- контрольная лампочка указателей поворота;
- сигнальная лампочка нейтральной передачи.
В электросхему мотоцикла входят следующие приборы:
- генератор;
- переключатель сигнала поворота;
- выключатель стоп-сигнала;
- предохранитель;
- выключатель нейтральной передачи;
- выключатель зажигания;
- звуковой сигнал;
- аккумуляторная батарея;
- прерыватель указателя поворота;
- свеча зажигания;
- прерыватель зажигания.
В систему электрооборудования входит генератор, питающий автоматическое бесконтактное зажигание, независимое от аккумуляторной батареи. Мотоцикл "ИЖ Планета-5", проводка которого отвечает всем требованиям безопасности, считается хорошим примером рационального использования электрических приборов.
Модификации
- Модель "ИЖ Планета-5" базовая.
- Модель с двумя глушителями, гидропневматической передней подвеской, дисковым тормозом.
- Модификация с раздельными контурами смазки, бесконтактной электронной системой зажигания, пружинным амортизатором с гидравликой.
- Модификация с литыми колесами из легкого сплава.
- Модель с барабанным двухкулачковым тормозным механизмом переднего колеса.
- Модель с барабанным тормозом на переднем колесе и совмещенной системой смазки.
- Модификация, оборудованная наколенными полуобтекателями и багажником.
- Модель с литыми колесами, багажником, полуобтекателями и дугами безопасности.
- Модификация с двумя глушителями и передним барабанным тормозом.
"ИЖ Планета 5": ремонт и профилактика
Мотоциклы, как и любая дорожная техника, нуждаются в обслуживании и ремонте. Модель "ИЖ Планета-5" отличается достаточно продолжительным ресурсом, но наряду с этим машине необходим профилактический, а иногда и капитальный ремонт. Текущее обслуживание мотоцикла можно ограничить своевременной смазкой шарнирных и скользящих узлов, к которым относятся втулки задней подвески, цепная передача, ручка акселератора и рычаг привода переднего тормоза.
В периодической очистке нуждаются и сами тормозные механизмы. Если на переднем колесе мотоцикла установлен дисковый тормоз, то его необходимо разбирать и промывать жидким очистителем типа Schnell-Reiniger или другим средством аналогичного действия. Как правило, профилактика переднего дискового тормоза проводится при замене колодок.
Если же на мотоцикле установлены барабанные тормоза, их также необходимо периодически разбирать, очищать и регулировать. Это нужно делать не реже одного раза в год, а в случае появления посторонних звуков при движении, постукивания или трения ревизию тормозного механизма следует провести немедленно. Неисправность можно устранить регулировкой узла, а в случае поломки или деформирования детали ее нужно заменить. Ездить на мотоцикле с неисправными тормозами недопустимо.
Капитальный ремонт
Техническую ревизию модели "ИЖ Планета-5" следует проводить по мере необходимости:
- при износе поршневой группы, когда уменьшается компрессия и падает мощность двигателя;
- при появлении постороннего шума в коробке передач;
- когда "ведет" сцепление.
Одновременно с капитальным ремонтом мотоцикла следует провести осмотр и профилактику всех без исключения узлов и агрегатов, а также подкрасить царапины и выровнять вмятины на корпусе мотоцикла, если таковые имеются.
При необходимости замены отдельных деталей следует менять их только на новые, приобретенные в специализированных магазинах. Запчасти на "ИЖ Планета-5" продаются в достаточном ассортименте.
Профилактический ремонт мотоцикла можно сделать в условиях домашней мастерской или гаража. Важно, чтобы при этом под рукой был набор необходимых инструментов, это накидные и рожковые ключи, выколотки, напильники и рашпили, тиски, сверлильный станок и шлифовальная машина.
Капитальный ремонт мотоцикла, двигателя или коробки передач возможен только в специализированной мастерской, оборудованной всеми необходимыми приспособлениями, токарным и фрезерным станками и полным набором слесарных инструментов.
Если возникнет необходимость замены изношенного цилиндра вместе с поршнем, то следует приобрести новые детали в заводской упаковке, так как в этом случае они будут подобраны попарно и соответствовать по параметрам. Никакой подгонки в этом случае не понадобится.
Ресурс
Важным условием долговременной работы двигателя, прошедшего капитальный ремонт, является правильная обкатка. Процесс состоит из двух этапов – работа двигателя на стенде или на неподвижно стоящем мотоцикле; второй цикл - это обкатка в дорожных условиях, на ходу.
В обоих случаях следует увеличить пропорции масла в горючей смеси до 1:10, обороты двигателя отрегулировать на минимальные. После 4-х часов обкатки можно увеличить обороты до средних, но процесс при этом сделать цикличным – после работы в течение одного часа мотор выключать на 30 минут, затем снова запускать.
После проведения полной обкатки мотоцикл следует выдерживать в определенном режиме, не допуская перегрузок и, что особенно важно, перегрева двигателя. В течение определенного времени машина должна эксплуатироваться только с одним водителем, без пассажира, без бокового прицепа и без груза. В этом случае произойдет окончательная притирка пары цилиндр/поршень.
400 километров - это оптимальное расстояние, которое должен пройти мотоцикл без нагрузки, затем можно будет уменьшить количество масла в горючей смеси до пропорции 1:25, а также эксплуатировать машину с боковым прицепом.
www.syl.ru
Настройка чешского спидометра — инструкции, обзоры ИЖ Планета 5
Всем привет! Расскажу о такой диковинной вещи, как настройка спидометра.
Спидометр для проекта был взят чешской фирмы PAL, устанавливался на явы 634-638. Он устраивал по дизайну и размерам. Тем более шаг счета у него одинаковый с ижевским-оба спидометра отсчитывают километр на одометре после 1000 оборотов троса. А вот показания спидометра...
Имеем такие исходные данные-при 1000 об/мин (скорость вращения тросика) спидометр должен показывать 60 км/ч.
Чем крутить? Имеем в арсенале шуруповерт (550 об/мин), дрель (2700 об/мин) и бормашинку (5000-32000 об/мин). Бормашинку откидываем в сторону, тем более и крутит она в другую сторону. От шуруповерта спидометр должен показывать ~33 км/ч, а от дрели ~162 км/ч.
Тестовый замер. Ижевский родной спидометр (новый советский, от 5-й серии ИЖей с суточным пробегом)-33 км/ч от шуруповерта, от дрели уперся в ограничитель-ушел за 160, примерно 180-185 км/ч показывал. ИЖЕВОДЫ, ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД ЭТИМИ ЦИФРАМИ!!! Врет дико.
PAL чешский-12 км/ч от шуруповерта, 135 км/ч от дрели.
Ну все мы знаем, что у явы привод спидометра от вторичного вала, а у ижа с переднего колеса, отсюда вся и погрешность. Просто поставить не получится....
Ну это дело исправимое. За регулировку показаний спидометра (но не одометра) отвечает жесткость возвратной пружинки в спидометре. Вот с помощью изменения её жесткости мы и будем настраивать показания...
Разбор спидометра думаю всем знаком. Сама настройка заняла примерно 4-5часов постоянных примерок, проверок, ковыряний. Веселое занятие я Вам скажу... Но итог все-таки есть- теперь у меня спидометр на порядок точнее ИЖевского-от шуруповерта имеем 33 км/ч, а от дрели 158 км/ч. Ну погрешность в 2-3%-солидный показатель даже для иномарочных спидометров!
Сейчас скажешь, мой дорогой друг что "проще новый купить", "а ты уверен что он не врет", "да поставь ижевский и не мучайся". Нет, не проще. Как видите из теста, даже ижевский пи....шет лишнюю скорость))) А я цифрам и рассчетам больше верю. Так что с уверенностью в 97% скажу-не врёт! Ижевский не поставлю, во-первых он ужасен, огромный, и еще он большой брехун, как я уже написал выше.
Спидометр PAL не новодел, чистая оригинальная чехия со смотанным одометром. Сматывал сам. Нам тут чужой пробег не нужен, хоть он и был всего 1524 км. Я пока настраивал, своих 65 км намотал))).
Всем спасибо, кто осилил этот сухой технический текст. Может кому и пригодятся мои цифры)
Процесс не фотографировал, простите. Было не до фотоаппарата)
moto2.ru
Мотоцикл "ИЖ Планета-3": описание, фото, технические характеристики
Снаружи неказистый "младший брат" более серьезной модели «ИЖ Юпитер-3», он смог завоевать любовь и признание многих людей. Он использовался не только для езды из пункта А в пункт Б, но и как верный помощник при перевозке грузов. На фото "старший брат" нашего героя – «ИЖ Юпитер-3».
Выход в свет
В далеком 1971 году с конвейера Ижевского завода «Ижмаш» сошел первый мотоцикл «ИЖ Планета-3». Изначально он конструировался как бюджетная версия для среднего класса и был, по сути, урезанной версией «ИЖ Юпитер-3». Новинка завоевала большую популярность среди населения. Подтверждением этому является то, что в период с 1971 по 1977 год было выпущено более 450 тысяч экземпляров базовой версии мотоцикла. И это не удивительно, ведь при своей относительной дешевизне он обладал неприхотливостью и «всеядностью», а также достаточной выносливостью и множеством совместимых деталей, что сильно упрощало ремонт. Кроме того, это был первый мотоцикл, на котором были установлены штатные указатели поворотов.
Характеристики базовой модели
Что касается технических характеристик «ИЖ Планета-3», то они были очень близки к таковым у его «старшего брата». Сцепление и коробка передач конструктивно были похожи друг на друга. Но, несмотря на всю похожесть, детали не являлись взаимозаменяемыми. Двигатель «ИЖ Планета-3» был одноцилиндровым, а объем его составлял 346 см3, что всего лишь на 1 см3 меньше, нежели у предыдущей модели. Но при этом его мощность составляла 25 л. с., против 18 л. с. прототипа. Оба двигателя были двухтактными. Силовой агрегат имел возвратно-петлевую систему продувки. Но из-за неуравновешенности деталей двигатель создавал очень сильную вибрацию. Была еще одна инновация, которая начала применяться на этой модели. Для того чтобы упростить ремонт и обслуживание техники, конструкторы предусмотрели установку разборного коленчатого вала. Это дало возможность производить ремонт коробки передач мотоцикла, не демонтируя сам узел.
Характеристики двигателя мотоцикла
- Количество цилиндров двигателя - 1.
- Диаметр и высота цилиндра - 72*85 мм.
- Ход поршня - 85 мм.
- Объем двигателя - 346 см3.
- Степень сжатия - 7,51.
- Мощность двигателя - 18 л. с.
- Тип охлаждения - воздушное.
- Тип карбюратора - К-36И, К-62И.
Но не только за простоту ремонта и обслуживания полюбили мотоцикл. Пожалуй, главным плюсом этого агрегата являлись не его скоростные характеристики (максимальная скорость, которую мог развить мотоцикл, 110 км/ч), а его проходимость. Конечно, характеристики «ИЖ Планета-3» уступали многим мотоциклам, это касалось и динамики разгона, но это компенсировалось повышенной выносливостью. Именно она сделала модель «народной маркой» среди жителей деревень, сел, поселков, словом, мест, где были плохие дороги. Этот мотоцикл был золотой серединой: его брали как для того, чтобы прокатиться с ветерком, так и для того, чтобы съездить на рыбалку, охоту, а также привезти какой-либо груз. При собственной массе 168 кг рекомендуемый вес нагрузки составлял 170 кг, и это, как утверждают, было не пределом.
Простота конструкции двигателя, его неприхотливость, долговечность, а также хорошо спроектированное охлаждение являлись наиболее подходящими для передвижения на низкой скорости по труднопроходимым местам. Двигатель мотоцикла развивал наивысший крутящий момент именно на первой передаче, причем происходило это уже на скорости около 25 км/ч. Это позволяло пройти в таких местах, где другие мотоциклы буксовали, либо глохли.
Все характеристики мотоцикла
Габаритные размеры мотоцикла (д*в*щ) | 2115 мм*1025 мм*780 мм |
Колесная база, длина | 1400 мм |
Просвет | 135 мм |
Максимальная развиваемая скорость | 110 км/ч |
Бензобак, объем | 18 л |
Расчетная длина пробега на одной заправке | 180 км |
Топливо, расход на 100 км | при оптимальной скорости 60 км/ч- 3 литра на 100 км, в другом цикле- 5 л на 100 км |
Преодолеваемый брод | 300 мм |
Напряжение аккумулятора | 6 В |
Вилка передняя | с гидравлическим амортизатором |
Задняя подвеска | пружинная с гидравлическим амортизатором |
Тип сцепления | многодисковое |
Тип коробки передач, количество передач | четырех ступенчатая, двухходовая |
Конструкция рамы | трубчатая, сварная |
Тип тормозов | барабанные, привод- механический |
Колеса | легкосъемные, расположение спиц- тангетное |
Размер шин | 3.59-18" |
Модель «ИЖ Планета-3-01»
Начиная с 1977 года в серию был запущена новая модификация нашего героя. Были сделаны следующие улучшения:
- Возможность регулировать высоту переднего крыла над колесом.
- Для задних амортизаторов появилась возможность менять предварительное натяжение пружин. Было предусмотрено три положения крепления фиксации. Это позволило задней подвеске иметь рабочий ход, несмотря на нагрузку, которую нес мотоцикл. Особенно это нововведение было важно для мотолюбителей, которые ездили с грузом по плохим дорогам.
- Была произведена форсировка двигателя, и его мощность увеличилась на 2 л. с., что, в свою очередь, привело к изменению формы ребер охлаждения и их увеличению.
- Претерпел изменения и руль мотоцикла: в новом варианте на него штатно устанавливалось зеркало заднего вида, а на окончания рукояток управления были добавлены специальные резиновые шарики, которые предотвращали травмы рук при падении мотоцикла. Также изменение формы руля диктовалось повышением уровня комфорта для мотоциклиста.
- Были установлены штатные дуги, которые должны были защитить водителя при аварии.
За четыре года было выпущено около 400 тысяч мотоциклов этой модификации.
Модель «ИЖ Планета-3-02»
В 1981-м с легкой руки конструкторов «Ижмаша» с конвейеров сошла модернизированная модель мотоцикла. На этот раз инновации коснулись:
- карбюратора: была добавлена одна лошадиная сила;
- был разработан и установлен на мотоцикл новый топливный бак, который впоследствии был перенесен на последующую модель мотоцикла ИЖ, которую назвали «Планета-4».
За четыре года было выпущено более 210 тысяч мотоциклов этой модификации.
Простота = надежность
Учитывая то, что с 1985 года эти модели мотоциклов не выпускаются, а на дорогах нет-нет, да и встретишь этого железного скакуна, можно сделать вывод: он получился надежным и долговечным. Как уже говорилось выше, двигатель являлся простым, трубчатая рама – надежной, передняя телескопическая вилка и задний пружинный амортизатор позволяли относительно комфортно чувствовать себя на бездорожье. Минимализм коснулся и панели приборов: на ней расположены только две лампы – нейтральной скорости (зеленая) и та, которая сигнализирует о работе генератора – красная.
Также присутствует спидометр, который имеет зеленую подсветку. Глядя на фото «ИЖ Планета-3» можно сказать, что конструкторы того времени являлись еще немного и дизайнерами: в облике мотоцикла присутствуют хромированные детали, от модификации к модификации меняется не только внешний облик, но и вид коляски претерпевает изменения.
Благодаря своей живучести, способности к езде по бездорожью «ИЖ Планета-3» сейчас пользуется популярностью у байкеров, которые производят тюнинг мотоциклов. Они переделывают их и превращают в чопперы. А это значит, что еще долго на наших (и не только наших) дорогах можно будет увидеть эту легенду, созданную добросовестными работниками уральского завода «Ижмаш».
fb.ru