Что такое выжимной подшипник сцепления


признаки неисправности и что это такое

Одним из элементов автомобильного сцепления является выжимной подшипник. Благодаря работе всего узла происходит передача вращения от силовой установки на ведущий вал КПП. От качественной работы сцепления зависит плавное переключение между ступенями коробки, надежное соединение мотора и трансмиссии. Нажимая на педаль сцепления, водитель практически мгновенно разъединяет двигатель и КПП.

Необходимость в выжимном подшипнике

Данная деталь относится к наиболее уязвимым из всех составных частей корзины сцепления. На него возложена роль рабочего органа по включению/выключению передачи вращения. Инженеры поместили его в центр диска и жестко связали с педалью через вилку в виде коромысла так, что вся нагрузка от нажатия переходит на него, передавая усилие на лепестки дисков. Нажатие на рычаги осуществляется непосредственно наружной обоймой.

Нужно знать, что, выжав педаль сцепления, водитель нагружает выжимной подшипник. Частое и длительное удерживание его в таком положение приводит к скорому выходу его из строя.

Монтируется деталь на направляющей ведущего вала КПП и беспрепятственно там перемещается внутренней обоймой вдоль оси. Существует две конструкционных разновидности:

  • гидравлические;
  • механические.

Во втором случае используются классические роликовые либо шариковые схемы устройства. Основой для такой детали является механическое взаимодействие. При использовании гидравлики, водителю не приходится осуществлять больших усилий во время нажатия.

Единого мнения по поводу оптимальной и универсальной конструкции пока нет. Каждый выжимной подшипник сцепления признаки неисправности проявляет по-своему, соответственно конструкции. Большинство иномарок оснащается гидравлическим узлом. Отечественный автопром жалует механику за ее низкую стоимость и практичность.

Гидравлическая система осуществляет тот же функционал, но обладает более сложным устройством. Для правильной эксплуатации этого типа используется гидравлическая жидкость под высоким давлением.

В основе конструкции имеется цилиндр, несколько поршней, стопоры поршня, разводка гидравлики, уплотнители, пыльники. Во время нажатия автомобилистом педали жидкость идет под торцевую поверхность поршня. За счет высокого давления происходит движение поршня, который жмет на рычаги включения, разъединяя ведомый и ведущий диск. Когда водитель отпустит педаль, жидкость движется в обратном направлении, и все детали гидравлики возвращаются в первичное положение.

Чтобы понять, что такое выжимной подшипник сцепления, и из каких составных частей он собран, можно рассмотреть представленную схему.

Поломка механического или гидравлического узла делает невозможной дальнейшую эксплуатацию автомобиля до устранения поломки или полной замены блока.

Правильная проверка работоспособности подшипника

В большинстве моделей автомобилей производители устанавливают выжимные подшипники с высокой степенью надежности. Благодаря этому во время эксплуатации их ресурс распределяется на большой пробег, ведь в работу он вступает только в случае нажатия на педаль сцепления.

Существенным нагрузкам подвергается деталь во время резкого старта, пробуксовке ведущих колес, длительных переездах, например, на шоссе с некачественным покрытием.

Поломка подшипника

Водитель должен вовремя заметить проблему с выжимным подшипником, чтобы своевременно провести профилактическую работу со сцеплением. Специально предусмотренных диагностических инструментов для выявления его работоспособности не предусмотрено. Определить поломку можно по косвенным признакам, которые имеют отличия для механических и гидравлических конструкций.

К явным симптомам относятся такие явления:

  • во время работы коробки передач слышатся посторонние шумы;
  • не удается свободно переключать скорости;
  • сцепление пробуксовывает.

В первую очередь контролируется зазор вилки и штока рабочего цилиндра. Затем выясняем состояние и работоспособность выжимного подшипника. Нам понадобится запустить двигатель, выжать сцепление, а затем проанализировать шум. Явные стуки или свист, появляющиеся во время нажатия и исчезающие после возвращения педали в верхнее положение, свидетельствуют о поломке подшипника.

Выявить физическое состояние детали можно после демонтажа коробки. Понадобится снять его одновременно с направляющей первичного вала и муфтой.

Во время визуальной диагностики определяем допустимые люфты, заедания, повреждения корпуса. Проблема может возникать после выработки смазочного материала. В этом случае удаляем загрязнения и набиваем узел литолом или другим подходящим смазочным материалом, а потом возвращаем все на свои места. Необходимо проконтролировать плавность хода и качество вращения. После полной сборки проверяем работоспособность на включенном двигателе.

Часто встречается на гидравлической конструкции такой косвенный признак, как провал педали. Это является следствием отсутствия герметичности привода и поршня на подшипнике. Перед тем как демонтировать коробку, водитель обязан проверить состояние рабочего и главного цилиндров привода, также осуществляется мониторинг всей гидравлической разводки узла. Потребуется заглянуть в бачок для контроля уровня жидкости, а также убедиться в отсутствии воздушных пробок.

Заключение

Автомобилист при диагностике подобных неисправностей со сцеплением в большинстве случаев руководствуется слухом, зрением и интуицией. Если есть сомнения или недостаток опыта, то стоит проконсультироваться со специалистами на станции.

При самостоятельном осмотре подшипника желательно использовать 10…20 кратную лупу для выявления небольших трещин. При наличии видимых следов перегрева, износа, механических повреждений в виде сколов или выемок, деталь подлежит обязательной замене.

Самостоятельные работы с КПП необходимо проводить на эстакаде или подъемнике. Автомобиль должен быть максимально надежно зафиксирован, не допуская откатов. Для выполнения подобных операций в гаражных условиях понадобится посторонняя помощь.

Интересное по теме:

загрузка...

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktonaavto.ru

Выжимной подшипник сцепления: признаки неисправности

Выжимной подшипник, являющийся составляющей системы сцепления, играет немаловажную роль в работе автомобиля. Благодаря нему происходит включение и выключение сцепления. Процесс запускается, так как педаль связана с выжимным подшипником сцепления, находящимся в середине диска,  который оказывает нажим на лепестки корзины.

Содержание статьи

Устройство

В современных механизмах автомобиля используется 2 вида подшипников: роликовый и гидравлический шариковый. Первый – обычный, является механическим устройством, передающим усилие за счет жесткой связи тяги. Гидравлический действует посредством усилия, создаваемого гидросистемой, не требующей приложения нажима на педаль. Функция сцепления заключается в плавном отсоединении трансмиссии от двигателя при переключении передачи. Я не могу для себя выделить какой из двух механизмов лучше. Они оба имеют долгий срок эксплуатации, если их использовать аккуратно и правильно.

Устройство этого механизма следующее: посредством давления нажимной диск придавливает ведомый диск к маховику. Ступица маховика соединяется с первичным валом и двигается по нему. Демпферные пружины, находящиеся внутри вала, уменьшают колебания. Благодаря этому включение получается плавным. А для того, чтобы создать нужное усилие, диафрагменная пружина оказывает воздействие на нажимной диск. На внутренний диаметр пружины, выполненный в виде металлических лепестков, влияет выжимной подшипник сцепления. Он находится на оси вращения. На него возложены функции передаточного  устройства между сцеплением и приводом.

Часто встречаю ошибочное мнение, что вращение выжимного подшипника происходит исключительно при движении машины. Но в действительности при выжатом сцеплении подводится привод крутящего момента на обойму. Если долго удерживать сцепление при включенной передаче, на подшипник возлагается неравномерная нагрузка. По этой причине быстро изнашиваются детали. Ведь она при движении автотранспорта остается в состоянии покоя, начинает работать при переключении передач. Любая поломка приводит к невозможности дальнейшим управлением транспортным средством.

 Признаки неисправности

Выжимной подшипник весьма важен для работы всего механизма автомобиля. Поэтому при появлении каких-либо отклонений не стоит откладывать их надолго. По своему опыту знаю, что чем раньше починить неисправность, тем лучше.

Основным признаком износа является стук при заведенном моторе, звучащий при выжимании сцепления. Хотя тут есть один нюанс. Подобный характерный звук усиливается при низкой температуре – так что его можно проигнорировать в зимнее время года. Но, когда свист около педали сцепления возрастет – нужно производить замену детали. Летом же подобный звук – почти всегда гарантирует появление проблем.

Выжимной подшипник сцепления имеет такое достоинство, как высокая прочность. Так что иногда при появлении стука есть возможность понаблюдать за дальнейшим развитием событий. Возможно, звук не будет усиливаться. Но я всё же рекомендую начать ремонт или замену. Причиной, по которой он выходит из строя, чаще всего является человеческий фактор. Многие водители держат ногу на сцеплении, в то время как передача выключена. По этой причине в большинстве случаев и ломается выжимной подшипник сцепления.

В моем случае дело обстояло еще проще. Запустив мотор, я включил заднюю передачу, чтобы выехать из гаража. В момент нажатия на педаль сцепления раздался резкий хруст – свидетельство вышедшего из строя нажимного или ведомого дисков. Из-за невозможности продолжать движения без наличия задней передачи, пришлось в срочном порядке устранять возникшую проблему. И я задался вопросом, как поменять выжимной подшипник?

Замена и ремонт

Замену выжимного подшипника, вышедшего из строя, можно сделать и самостоятельно. Я, имея немного опыта в ремонте автомобилей, провел эту процедуру достаточно быстро. Первым делом снимаю коробку переключения передач, вывожу из зацепления пружинный фиксатор. Снимаю подшипник с направляющей втулки. С помощью инструментов отжимаю «лапки» пружинного держателя и вынимаю деталь. Перед тем как поставить новую, я ее проверяю с особой тщательностью. Лучше уж внимательно всё просмотреть и пощупать, чем дважды переделывать работу. Не допустимо, чтобы подшипник заедал, его вращение должно быть легким, без люфтов.

При установлении новой детали на муфту внимательно слежу за тем, чтобы часть внутреннего кольца, которая выступает, смотрела в сторону. Ее легко зафиксировать посредством держателя. На направляющую втулку наношу смазку и только после этого заменяю другим. Он с муфтой закрепляется с помощью пружинного фиксатора. Ставлю КПП на место.

Новая запчасть будет исправно работать до 150 тыс.км. пробега. Но часто необходимо проводить замену выжимного подшипника через каждых 50 тыс.км. по причине совершения водителем ошибок и плохого дорожного покрытия.

Видео «Замена выжимного подшипника»

На записи показано, как можно заменить выжимной подшипник и смазать рабочий.

mineavto.ru

Выжимной подшипник сцепления – узнаем, что за элемент переключает передачи

Всем известно, что система сцепления является одной из важнейших частей автомобиля, а значит, необходимо знать и то, как работает выжимной подшипник сцепления, который входит в ее состав. Этот "упорный" элемент играет огромную роль, он передает нажимное усилие, поступающее от вилки сцепления на паук корзины и на ступицу ведущего диска.

Как работает выжимной подшипник сцепления – механика процесса

Если говорить кратко, то данный элемент обеспечивает вывод диска из зацепления с корзиной. Кроме того, к его функциям относится и выключение, а также включение сцепления. Существует два вида таких подшипников: роликовый, который работает за счет жесткой связи между тягами, и гидравлический, создающий усилие при помощи гидросистемы.

Сцепление необходимо для того, чтобы плавно отсоединять двигатель от трансмиссии во время переключения передач, это способствует предохранению элементов трансмиссии от лишних перегрузок, а также гашению колебаний. Схема работы данного механизма следующая. Нажимной диск, соединенный с корпусом, прижимает к маховику ведомый диск. Его ступица соединена с первичным валом и может перемещаться по нему. Внутри ступицы находятся демпферные пружины, которые гасят крутильные колебания и обеспечивают плавность включения.

А для того, чтобы обеспечить необходимое усилие, на нажимной диск воздействует диафрагменная пружина, внутренний диаметр которой выполнен в виде металлических лепестков. Именно на эти лепестки и влияет выжимной подшипник или, другими словами, подшипник выключения сцепления. Расположен он на оси вращения и выполняет функции передаточного устройства между приводом и сцеплением. Благодаря вилке сцепления происходит передвижение муфты выключения вместе с подшипником.

Когда выжимной подшипник выходит из строя?

Крутящий момент воздействует на выжимной подшипник только тогда, когда сцепление выжато, в это время он уходит назад, как бы уводя за собой и ведомый диск. Поэтому долгое удерживание педали сцепления в сочетании с включенной передачей приводит к воздействию неравномерных нагрузок на деталь, что способствует быстрому износу. Но при правильной эксплуатации про ремонт можно долго не задумываться.

Как было сказано выше, огромную роль во всей системе играет выжимной подшипник сцепления, симптомы его износа – это характерные звуки (стук) во время выжимания педали сцепления при заведенном моторе. Однако если этот звук, в основном, усиливается в холодное время года, то, скорей всего, нет поводов для беспокойства, так как данная деталь изготовлена из высокопрочной стали, имеющей небольшой коэффициент линейного расширения, стакан же, в котором расположены все детали подшипника, напротив подвластен температурным воздействиям.

Как осуществляется замена выжимного подшипника сцепления?

Замена выжимного подшипника сцепления производится следующим образом. Сначала снимается коробка переключения передач, затем необходимо вывести из зацепления с муфтой концы пружинного фиксатора, а с направляющей втулки снимается сам подшипник. Далее необходимо отжать лапки пружинного держателя и снять его. Теперь можно снять подшипник с муфты, на которой он расположен.

Обязательно, прежде чем устанавливать новую деталь, необходимо ее тщательно проверить. Новый подшипник должен вращаться очень легко, не допускаются заедания, а также наличие люфтов.

Устанавливая новую деталь на муфту, проследите, чтобы выступающая часть ее внутреннего кольца смотрела в сторону. Зафиксируйте ее в таком положении с помощью держателя. Направляющая втулка смазывается консистентной смазкой, затем на нее устанавливается подшипник. Муфта вместе с ним фиксируется пружинным фиксатором, и финальным аккордом на место устанавливается коробка передач.

Оцените статью:

carnovato.ru

Выжимной подшипник сцепления, как важнейший элемент сцепления автомобиля

Заголовок

Сцепление относится к важнейшим системам автомобиля. Поэтому важно изучить принцип работы выжимного подшипника. Этот основной элемент играет важнейшую роль. Он подает нажимное усилие с вилки, корзина сцепления передает его ступице ведущего диска.

К выжимным подшипникам предъявляются особые требования: прочность и надежность детали. В процессе эксплуатации они испытывают достаточно серьезные нагрузки при включении/отключении, что может привести к неисправности системы. Эта важная деталь принимает все усилие в момент нажатия педали сцепления и прямо действует на лепестки нажимного диска (корзина сцепления).

выжимной подшипник

При щадящем управлении автомобилем, бережной эксплуатации, даже на наших дорогах, выжимные подшипники служат долго.

Быстрее приходится менять сцепление из-за его неисправности. При жестком стиле вождения их срок эксплуатации уменьшается, и могут проявиться признаки выхода детали из строя.

Принцип работы

Выжимной подшипник бывает нажимного действия либо оттягивающего. Он выполняет включение и отключение механизма. Корзина сцепления соединена с диском. Сегодня производится два вида этих подшипников:

  • Роликовый;
  • Гидравлический.

Сцепление используется для плавного разъединения двигателя с трансмиссией в момент переключения передач. Такой подход предохраняет элементы трансмиссии от излишних перегрузок и возникновения неисправности.

Одна сторона выжимного подшипника выполнена по типу круглой нажимной площадки, соизмеримой с диаметром выжимных пружин, размещенных по центру детали, называемой корзина сцепления.

Роликовый

Выжимной подшипник размещается на выступающем из КПП первичном вале, но крепится он к защитному кожуху вала и приводит в движение вилку привода ( коромысло). Последняя давит на нажимную оправку, оснащенную специальными выступами. Ступица свободно перемещается то первичному валу. Демпферные пружины, находящиеся внутри погашают крутильные колебания, они обеспечивают плавное включение.

Нажимной диск с диафрагменной пружиной и корпусом образуют блок, который называется корзина сцепления. Для создания требуемого усилия на нажимной диск давит диафрагменная пружина. Внутри она выполнена, как металлические лепестки, на которые действует выжимной подшипник. Он размещается на оси вращения в качестве передаточного устройства, связывающего привод со сцеплением. Вилка ( коромысло) предназначена для перемещения муфты выключения с подшипником.

Гидравлический

Неисправности

Если выжимные подшипники повреждаются, то появляется посторонний шум в работе валов.

Чтобы узнать, что за неисправность, надо выжать педаль (двигатель работает). Если после этого шум исчезает, то деталь не виновата. Эти признаки указывают на проблемы с коробкой передач, ее надо ремонтировать. Когда шум еще и усиливается, то неисправность относится к подшипнику, и его срочно необходимо заменить.

Крутящий момент действует на выжимной подшипник сцепления исключительно в момент нажатия. При выжатой педали он идет назад вместе с ведомым диском (корзина сцепления). И тогда, если включена передача, а педаль долго удерживается в нажатом положении, то на деталь воздействуют неравномерные нагрузки. Это обычно ведет к быстрому износу, если же соблюдать все правила эксплуатации, то ремонт не понадобится долго.

Но стук при выжатой педали сцепления (двигатель заведен), может усиливаться в холода. Тогда, вполне возможно, что не стоит беспокоиться. Эта деталь изготовлена из сверхпрочной стали с маленьким коэффициентом линейного расширения. Стакан, где размещены все элементы подшипника, наоборот подвержен температурным воздействиям, поэтому стук может периодически возникать. Это не говорит о неисправности системы

Процесс замены

Снятие выжимного подшипника выполняется в определенном порядке:

  • Во-первых, снимается КПП;
  • Далее аккуратно выводятся из соеднения с муфтой концы фиксатора пружин;
  • Деталь снимается с направляющей втулки;
  • Снимается корзина сцепления;
  • Затем отжимаются лапки держателя пружин, он снимается;
  • Теперь с муфты, на которой он размещен, снимается подшипник.

Новую запчасть необходимо предварительно тщательно проверить. Важно, чтобы новый подшипник очень легко вращался: его не заедало, не клинило, но и не было люфтов.

Установка запчасти производится:

  • При установке новой детали на муфту необходимо обратить внимание, чтобы выступающая часть внутреннего ее кольца была направлена в сторону;
  • Надо зафиксировать ее держателем в таком положении;
  • Направляющая втулка покрывается консистентной смазкой;
  • Затем на нее надевается новая запчасть;
  • Муфта вместе с ним закрепляется фиксатором пружин;
  • Устанавливается корзина сцепления;
  • Коробка передач устанавливается на свое место.

autodont.ru

Выжимной подшипник сцепления - признаки неисправности и замена

Выжимной подшипник сцепления – это механическая часть трансмиссии автомобиля, предназначенная для отделения диска сцепления от корзины. Проще говоря, он включает и выключает сцепление.

Устройство и принцип работы выжимного подшипника

Такие подшипники бывают двух разновидностей: роликовый, использующий довольно жесткую связь между тягами и гидравлический, который использует усилие гидросистемы сцепления.

Независимо от марки и модели автомобиля, сцепление везде работает по - одинаковому принципу. Оно осуществляет плавную связь двигателя автомобиля и его трансмиссии, для обеспечения плавности хода автомобиля при включении передачи и исключения возможности скорейшего износа элементов, соединяющих двигатель и трансмиссию.

 

Сцепление представляет собой нажимной диск, который присоединяется к корпусу и прижимает ведомый диск к маховику. Ступица диска соединяется с первичным валом и имеет возможность свободного перемещения по нему. На корпусе ступицы расположены демпферные пружины, которые играют роль гасителей колебаний и обеспечивают плавность хода.

Для создания требуемого усилия нажатия используется пружина с лепестками, на которые и воздействует выжимной подшипник. Он является связующим звеном между приводом и сцеплением, так как на него крепится вилка с рычагом, на конце которого закреплен трос или другой рычаг, ведущий к педали сцепления.

Видео - Как проверить выжимной на автомобиле

Признаки неисправности выжимного подшипника

Передача крутящего момента на выжимной подшипник осуществляется только при нажатой педали сцепления. Он уходит назад и тянет за собой ведомый диск сцепления. Именно поэтому педаль сцепления нельзя слишком долго удерживать при включенной передаче. Это приводит к появлению на нем не стабильных нагрузок, что приводит деталь к быстрому износу.

 

Явным признаком износа выжимного подшипника является появление различных звуков при нажатой педали сцепления в виде шорохов и стуков. Однако, не стоит беспокоиться, если такие звуки появляются в холодное время года. Дело в том, что данная деталь имеет малый коэффициент расширения при низких температурах. Это объясняется высокой прочностью стали, из которой изготовлен подшипник. А стакан, в котором находится весь узел, напротив, имеет большой коэффициент расширения. Поэтому, при прогреве двигателя звук исчезает.

Помимо этого, есть ряд других признаков, из которых стоит отметить некорректное переключение передач. Некоторые передачи попросту не включаются, либо включаются и, при этом, дергают автомобиль, как при начале, так и во время движения.

Видео - Замена выжимного подшипника сцепления ВАЗ 2109

Порядок работы

1. Загоните автомобиль на яму, поставьте на ручной тормоз и установите противооткатные упоры. Затем снимите клеммы с аккумулятора и уберите его, чтобы он не мешал проведению работ. Также, отсоедините провод, соединяющийся с массой картера сцепления.

2. Открутите все болты, которые крепят защиту двигателя. Отсоедините защиту. Таким образом, вы создадите беспрепятственный доступ снизу ко всем узлам.

3. Открутите тягу привода КПП (кулису). Для этого, ключом на 13 открутите болт хомута и разведите его в сторону. Затем отсоедините привод от коробки передач.

4. Отсоедините датчик, который осуществляет включение фонарей «заднего хода» и отсоедините трос сцепления.

5. Ослабьте гайки ступиц и поднимите передние колеса. Снимите колеса и открутите до конца гайки ступиц. После этого, открутите шаровые опоры и выверните ступицы таким образом, чтобы появилось возможность демонтажа ШРУСов. Снимите хомуты и пыльники внутренних гранат и вытащите их из коробки передач.

Внимание! Перед снятием ШРУСов обязательно слейте масло с КПП!

6. Оставьте под двигатель какую-нибудь опору таким образом, чтобы после снятия коробки он не завалился. После этого открутите все болты, которые крепят коробку передач к двигателю, и открутите кронштейн крепления коробки передач. Выполнять эту работу рекомендуется только вдвоем, так как коробка передач имеет достаточно большой вес. Вытаскивайте коробку из двигателя предельно осторожно: первичный вал не должен задевать лепестки.

7. Выведите концы пружинного фиксатора с помощью отвертки и вытащите муфту сцепления.

8. Отведите лепестки назад и снимите старый выжимной подшипник.

9. Обратной последовательностью установите новый выжимной подшипник. Для этого он устанавливается на муфту таким образом, чтобы выступающий компонент был направлен в сторону муфты.

10. Проведите фиксацию новой детали с помощью держателя сцепления и смажьте моторным маслом весь вал.

 

После замены подшипника установите КПП в обратной последовательности, вставьте на место ШРУС, закрепите шаровые опоры и закрутите гайку ступицы. После этого установите колеса, затяните колесные болты и опустите автомобиль. После этого затяните их и гайки ступицы. Не забудьте залить масло обратно в КПП, лучше всего заменить его новым.

На этом процесс замены выжимного подшипника закончен. Удачи на дорогах!

vipwash.ru

принцип работы, признаки неисправности и проверка

Сегодня наиболее распространены системы сцепления с двумя дисками – ведущим, жестко сцепляемым с коленчатым валом и ведомым, передающим крутящий момент на КПП. Для переключения передач или перевода автомобиля на холостой ход требуется разъединение дисков сцепления, которое осуществляется с помощью выжимного подшипника, оттягивающего ведомый диск от ведущего.

Местоположение выжимного подшипника

Это важный элемент системы сцепления, и одновременно одна из наиболее уязвимых деталей. Выжимной подшипник сцепления в процессе движения автомобиля находится в состоянии покоя, включаясь в работу только при переключении передач. Поломка такой мелкой запчасти гарантирует невозможность дальнейшей эксплуатации авто, так что менять подшипник нужно сразу же при появлении явных признаков его неисправности.

Стоит деталь от 300 до 1500 и более рублей в зависимости от производителя и модели автомобиля. Замена подшипника на СТО обойдется в 3000-7000 рублей, поэтому при наличии желания, возможности и нормального комплекта автоинструментов есть смысл сделать это самостоятельно и хорошо сэкономить.

Виды выжимных подшипников

Сейчас распространены два типа выжимных подшипников:

  • роликовые или шариковые – механические узлы, передающие усилие на подшипник через жесткую связку тяг;
  • гидравлические – здесь усилие создается гидравликой, благодаря чему педаль сцепления выжимается гораздо легче.

Гидравлический выжимной подшипник

Роликовый выжимной подшипник

Механический выжимной подшипник сцепления можно назвать деталью из прошлого, ведь им оборудовались «Москвичи», «ВАЗы» и прочие старые авто. На новых машинах, даже бюджетных, применяются преимущественно гидравлические системы. Хотя ряд отечественных производящихся сейчас авто все еще комплектуются механикой, с целью удешевления и упрощения.

Принцип действия

Задача выжимного подшипника заключается в обеспечении соединения и разъединения сцепления при нажатии на педаль в салоне автомобиля. Принцип работы детали довольно прост:

  • ведомый диск нажимным диском поджимается к маховику, за счет чего и обеспечивается сцепление;
  • давление на нажимной диск обеспечивается диафрагменной пружиной, на внутренние лепестки которой и воздействует выжимной подшипник сцепления;
  • передвижение подшипника, инициирующее разъединение дисков обеспечивается вилкой сцепления.

Выжимной подшипник в системе сцепления автомобиля

Причины и признаки поломки выжимного подшипника

Причиной поломки данной детали являются неравномерные нагрузки на нее в момент, когда сцепление выжато, и она уходит назад вместе с ведомым диском. По этой причине долго удерживать педаль сцепления при включенной передаче строго не рекомендуется. В принципе, это надежная и долговечная деталь, а выходит из строя она чаще всего у автомобилистов-новичков.

Самый главный симптомы износа подшипника – появление легкого стука при выжимании педали сцепления. Если звук появился летом, это почти гарантия грядущих проблем, если же он пришел вместе с морозами, может иметь место элементарное изменение линейных размеров стакана подшипника из-за падения температуры на улице. Выжимной подшипник в большинстве автомобилей обладает неоспоримым достоинством – высокой прочностью, поэтому даже при появлении шума вы можете себе позволить некоторое время ничего не предпринимать, а понаблюдать за тем, не усиливается ли он.

Как проверить выжимной подшипник

Проверка выжимного подшипника сцепления проводится на слух при выжимании педали, когда он в работе (вращается). В зависимости от стадии и характера износа (малое количество смазки или пошла выработка) звук будет отличатся, он может как просто гудеть, так и шуметь или издавать другие неприятные звуки в районе коробки. Но не стоит путать эти звуки с теми, что могут возникать когда педаль сцепления даже не выжата, поскольку такой признак будет указывать на подшипник первичного вала.

Замена выжимного подшипника сцепления

Если подшипник все же нужно менять, придется выполнить следующую последовательность действий:

  • демонтаж КПП;
  • отсоединение от муфты концов пружинного фиксатора;
  • снятие с направляющей втулки подшипника;
  • отсоединение пружинного держателя;
  • снятие подшипника с муфты и установка новой детали.

Новый подшипник должен максимально легко вращаться, даже минимальные натяжки и люфты недопустимы.

Перед установкой детали на направляющую втулку, их поверхности необходимо щедро смазать консистентной смазкой.

В заключение следует отметить, что выжимные подшипники могут без проблем служить до 150 000 километров пробега, однако часто их приходится менять каждые 50 000 км из-за ошибок водителя и плохих дорог, разрушающих весь автомобиль, в том числе и сцепление.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

Выжимной подшипник сцепления - как работает узел

Опять же хотим сделать акцент на том, что в автомобильном механизме нет важных и не важных деталей. Каждый шуруп и гаечка всегда должны находятся на своем месте, иначе рано или поздно их отсутствие может привести не просто к поломке одной из деталей, но и более трагичным последствиям. Все это непосредственно имеет отношение и к системе сцепления автомобиля и к выжимному подшипнику сцепления, который не просто является ее частью, а играет очень важную роль в работоспособности всей машины. Ведь именно при помощи этого элемента передается нажимное усилие, которое от вилки сцепление идет дальше на паук корзины и непосредственно на ступицу колеса, которое является ведущим.

Но вся важность, которую имеет подшипник сцепления, совсем не означает, что все автовладельцы владеют исчерпывающей информацией о его устройстве. Чтобы заполнить этот пробел, мы и решили посвятить этому вопросу статью, в которой рассмотрим, как работает выжимной подшипник сцепления, как он «ломается» и ремонтируется.

1. Выжимной подшипник сцепления: как это работает?

Чтобы долго не заморачивать непросвещенные умы сложными элементами механики, постараемся объяснить особенности работы системы сцепления и выжимного подшипника как можно доходчивее. Когда автомобиль стоит в недвижимом положении, его диск зацепляется с корзиной. Когда же Вам нужно отправиться в путь, диск обязательно должен выйти из сцепления, что и обеспечивает наш горячо любимый выжимной подшипник сцепления (теперь уже и само название объясняет его предназначение).

Важно отметить, что благодаря подшипнику обеспечивается не только выключение, но и включение сцепления автомобиля. Но самое важное, о чем обязательно стоит знать – такие подшипники бывают двух типов:

1. Роликовый или шариковый. Этот тип работает на основе жесткой связи между тягами, при помощи которых эти механические узлы и передают усилие на подшипник.

2. Гидравлический. Здесь усилие создается благодаря гидросистеме. Ее преимущество заключается в том, что педаль сцепления становится более чувствительной и не требует воздействия большой силы.

Для чего же автомобилю нужно сцепление? Во-первых, для того, чтобы очень плавно отсоединить автомобильный двигатель от трансмиссии, когда Вы переключаете передачи. Ведь благодаря этому обеспечивается предохранение элементов трансмиссии от излишних перегрузок. Второе важное значение сцепления – благодаря ему происходят гашение колебаний. Теперь перейдем к изучению схемы, по которой работает система сцепление любого автомобиля:

- нажимной диск, который соединен непосредственно с корпусом автомобиля, прижимает к маховику автомобиля ведомый диск;

- ступица ведомого диска непосредственно соединена с первичным валом и без проблем может по нему перемещаться;

- внутри самой ступицы находятся специальные демпферные пружины, благодаря которым происходит гашение колебаний, а также обеспечивается плавное движение автомобиля;

- но нажимной диск не способен функционировать без подачи на него специального усилия. Это усилие поступает на него от диафрагменной пружины;

- весь внутренний диаметр диафрагменной пружины сделан из металлических «лепестков».

Вот именно на эти «лепестки», которые мы упомянули последними, и воздействует выжимной подшипник. Также, эту деталь довольно часто называют «подшипником выключения сцепления», что не менее точно отображает его функциональное предназначение. Располагается эта важная деталь на оси вращений и, как Вы уже могли понять, выполняет функцию передатчика между приводом и сцеплением. Сам же подшипник передвигается вместе с муфтой выключения, которую в действие производит вилка сцепления.

2. Причины, по которым выжимной подшипник сцепления может выйти из строя

Наиболее распространенной причиной выхода из строя выжимного подшипника сцепления является неправильная эксплуатация, которая приводит к его преждевременному износу. В чем же может заключаться эта неправильная эксплуатация? А заключается она в неравномерных нагрузках, которые оказываются на описываемую деталь. Происходит это тогда, когда включив передачу, Вы еще очень долго задерживаете ногу на педали сцепления. Ведь в это время наш подшипник уходит назад со своего привычного положения, уводя и ведомый диск. Задерживаясь в таком непривычном положении он подвергается неимоверным нагрузкам, в результате чего может даже нарушаться его целостность.

Но если говорить о характеристиках выжимного подшипника сцепления в целом, то эту деталь стоит назвать достаточно надежной и долговечной. Поэтому, правильно эксплуатируя – Вы даже не будете о ней вспоминать. Чаще всего морочиться с нею приходится водителям-новичкам, которые не учитывают или же не знают о подобных предостережениях.

Но понять, как изнашивается подшипник мало. Важно знать, в чем проявляется такой его недостаток. Самыми главными «симптомами», которые указывают на этот факт, являются характерные звуки в виде стука, которые проявляются во время нажатия педали сцепления при работающем двигателе. Но и здесь есть один важный момент, который может полностью развеять все Ваши переживания: если этот стук усиливается исключительно в холодное время года, стук может быть вызван совсем не износом подшипника, а физическими свойствами стакана, в котором находится сам подшипник. Дело в том, что обсуждаемая нами деталь изготавливается из очень качественной и прочной стали, обладающей низким коэффициентом линейного расширения. То есть, под воздействием разных температурных режимов подшипник не сужается и не расширяется. Но вот главная проблема заключается в том, что от мороза может сужаться стакан, что и приводит к появлению характерных стуков.

Но еще до появления таких стуков, могут проявляться и другие признаки, сигнализирующие водителю о приближающейся поломке выжимного подшипника сцепления. Речь идет об его пробуксовывании и неполном выключении. Например, таким признаком может быть ситуация, когда Вы полностью выжимаете педаль сцепления (при этом мотор активно работает), машину очень сложно переключить с одной передачи на другую. Также, посторонние шумы и трески могут проявляться не только при нажатии на педаль сцепления, но и во время включения передач.

Также, на то, что скоро придется производить замену описываемой детали, укажет и то, что увеличился свободный ход педали, а во время пробуксовки сцепления и отпускании педали в салоне чувствуется слабый запах гари, ухудшается движения автомобиля. К числу таких признаков, хотя и намного реже, также относят перегрев двигателя и возросший расход топлива.

Но даже если Вы и не учли некоторых важным аспектов эксплуатации выжимного подшипника сцепления и он вышел из строя, переживать не стоит. Приобрести эту деталь в специализированных магазинах не составит особого труда, хотя и придется немного потратиться, а вот установку детали Вы вполне сможете произвести самостоятельно. Как это сделать мы Вам и расскажем далее.

3. Замена выжимного подшипника сцепления: в чем заключается задача автовладельца?

Сам процесс замены не является трудоемким и не займет у Вас много времени. Главное, правильно выполнять все указания из инструкции, которую мы Вам приводим, а также не перепутать ее этапы:

1. Снимаем с фиксированного места коробку передач автомобиля, которая будет мешать нам добраться до нашего подшипника. Также, не забудьте вывести из зацепления с муфтой концы пружинного фиксатора.

2. Снимаем изношенный выжимной подшипник сцепления с направляющей втулки.

3. Разжимаем лапки пружинного держателя и снимаем его с места фиксации, что позволит нам беспрепятственно снять подшипник с муфты, на которой он и располагается.

4. Однако, ни в коем случае не стоит спешить с установкой новой детали. Перед этим необходимо очень тщательно проверить ее исправность. Новый подшипник должен отличаться легким вращением, без заеданий и наличия люфтов.

5. Полностью исправную и работоспособную новую деталь устанавливаем на муфту. Очень важно, чтобы выступающая часть внутреннего кольца муфты смотрела в сторону. Именно в таком положении эту выступающую часть и фиксируем при помощи держателя.

6. Перед тем, как установить выжимной подшипник сцепления на направляющую втулку, не забудьте хорошо ее смазать специальной консистентной смазкой.

7. Фиксируем подшипник вместе с муфтой при помощи пружинного фиксатора и не забываем поставить на прежнее место коробку передач Вашего автомобиля.

Ну и конечно же, не стоит забыть о самом финальном этапе процесса замены выжимного подшипника сцепления – проверки его работоспособности непосредственно на автомобиле. Для этого, запускаем двигатель и выжимаем сцепление, прислушиваясь, нет ли при этом посторонних звуков. Если все хорошо – можете без страха отправляться в путь, не забывая при этом главные правила того, как необходимо эксплуатировать сцепление и выжимной подшипник сцепления.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today