Датчик дпкв


конструкция и проведение диагностики :: SYL.ru

Датчик положения коленчатого вала служит для управления двигателем внутреннего сгорания. С его помощью электронный блок на микропроцессоре считывает информацию. Если конкретнее, то он определяет, в каком положении находится коленчатый вал, исходя из этого, видит, где расположены поршни в конкретный момент времени. Этот параметр необходим для правильной работы системы впрыска и газораспределения.

Основные свойства ДПКВ

Названий у этого прибора несколько, причем все равнозначны. Чаще всего встречается термин "датчик положения коленчатого вала", сокращенно - ДПКВ. Иногда его называют датчиком верхней мертвой точки, немного чаще - датчиком фаз или синхронизации. Но как бы его ни называли, поломка приводит к тому, что двигатель останавливается и не может продолжать работать. Причина в том, что именно он определяет, в какой момент времени необходимо пустить разряд на электроды свечей зажигания.

В том случае если двигатель остановился, не заводится, хотя даже резиновый ремень ГРМ целый и передает движение на распределительный вал, можно судить о неисправности ДПКВ. Кроме того, на приборной панели при выходе из строя датчика загорится контрольная лампа, сигнализирующая о наличии какой-либо неисправности в САУ. Чтобы правильно диагностировать этот прибор, необходимо знать принцип его работы и устройство.

Конструкция ДПКВ и его основные элементы

Датчик положения коленчатого вала ВАЗа имеет достаточно простую схему. В нем имеется несколько основных элементов:

  1. Намагниченный сердечник из стали.
  2. Каркас из капрона.
  3. Поверх каркаса проведена намотка медного тонкого провода в лаковой изоляции.
  4. Все элементы залиты компаундом.

Устанавливается ДПКВ в непосредственной близости от шкива коленчатого вала, на котором имеются зубья. Причем всего их должно быть 60, но в одном месте два вырезано. Благодаря этому промежутку блок управления видит, когда поршень первого цилиндра располагается в ВМТ.

Принцип действия датчика

В работе ДПКВ заложен принцип электромагнитной индукции. При вращении коленчатого вала шкив с зубьями двигается возле чувствительной поверхности датчика. В момент, когда металлический зуб проходит возле ДПКВ, в обмотке начинает генерироваться слабый импульс. Таких скачков тока за один оборот происходит 60 (по числу зубьев на шкиве). Но есть же небольшой промежуток, как было сказано ранее.

За счет того, что имеется зазор между зубьями, в определенный момент увеличивается интервал времени между импульсами. ЭБУ видит, что коленвал начинает делать следующий оборот. При этом датчик положения коленчатого вала 2110 отсчитывает 20 импульсов. Это как раз тот момент, когда в первом цилиндре поршень располагается в самом верхнем положении. Именно благодаря этому производится подача напряжения на электрод свечи.

Место установки датчика

Расположение его - со стороны механизма газораспределения. В этом месте находится шкив привода генератора, на котором нанесены зубья. Датчик находится со стороны двигателя, которая ближе к перегородке моторного отсека. Не очень удобное расположение, чтобы провести замену, потребуется снимать правое колесо. Подключение прибора к бортовой сети производится при помощи провода, длина его составляет 0,7 метра.

Между прочим, можно сделать нехитрую противоугонную систему, используя сигнал с датчика положения коленвала. Для этого достаточно в цепь включения его установить простое реле с нормально разомкнутыми контактами. В ключ зажигания вмонтировать небольшой, но сильный магнит, а в замок – геркон. Такая простая схема сможет обезопасить автомобиль от угона, так как малейшее искажение либо и вовсе прерывание сигнала с датчика приводит к полной остановке двигателя.

Диагностика неполадок

Сразу стоит отметить, что на работу датчика влияет множество факторов. Причем необходимо внимательно смотреть за тем, чтобы не было наводок от высоковольтных проводов. Если они будут, то на приборной панели может появиться ошибка, хотя двигатель будет работать в нормальном режиме. Наличие предупреждения вводит в заблуждение, так как никаких видимых признаков не появляется.

Для проверки вам потребуется только лишь мультиметр. Главное – иметь возможность измерить сопротивление обмотки датчика. Для этого отсоедините штекер и подключите к нему мультиметр. Значение сопротивления должно быть примерно 0,85-0,9 кОм. Если оно отклоняется от этого в любую сторону, то имеет место короткое замыкание между витками. Сигнал в итоге искажается, ЭБУ его не воспринимает. Также нередко случается и обрыв провода. В итоге сигнала нет вовсе.

Замена датчика

Чтобы снять старый и установить вместо него новый, вам потребуется поднимать правую сторону автомобиля. После этого выкручиваете болты на колесе, чтобы получить доступ к месту установки ДПКВ. По сути, датчик положения коленчатого вала, замена которого производится только по такой схеме, может быть демонтирован и без снятия колеса. Правда, удобства при этом нет. Поэтому лучше приподнять машину на домкрате.

Не забывайте при замене о том, что зазор между верхней частью зуба шкива и чувствительной поверхностью датчика должен быть в интервале 1-1,5 миллиметра. В противном случае работать правильно он не будет.

Вот что собой представляет датчик положения коленчатого вала. Цена его составляет примерно 300-350 рублей. Лучше всегда иметь в бардачке запасной, дабы его поломка не оказалась для вас неожиданностью.

www.syl.ru

Датчик положения коленвала: неисправности, проверка, замена

Датчик положения коленвала ― единственный датчик электрооборудования автомобиля, при неисправности которого невозможен пуск двигателя. По его импульсу определяется время впрыска топлива во впускной коллектор и момент искрообразования у бензиновых двигателей. У четырехцилиндровых двигателей его импульс совпадает с моментом когда поршни первого и четвертого цилиндров проходят верхнюю мертвою точку поэтому его часто называют датчиком ВМТ.

Виды ДПКВ

По принципу действия эти устройства разделяются на следующие типы:

  • Индуктивный (магнитный) датчик положения коленчатого вала. Для его работы не требуется питание. Устройства такого типа состоят из сердечника и намотанной на него катушки из тонкой эмалированной медной проволоки. Такой датчик положения коленвала устанавливается вблизи шкива привода генератора, на котором сделаны выступы подобные зубцам с плоской вершиной, так чтобы при прохождении зубца вблизи сердечника в катушке индуцировался импульс электрического напряжения. Для повышения помехоустойчивости зубцы делаются с равными промежутками по всему периметру шкива, а на участке соответствующему ВМТ первого и четвертого цилиндров в последовательности выступов отсутствуют два зубца. Таким образом, датчик коленвала выдает последовательность импульсов, а сигналом ВМТ является отсутствие двух импульсов последовательности.
  • Датчик положения коленчатого вала на основе эффекта Холла. Состоит из полупроводникового чувствительного элемента и интегрального усилителя. Требует для своей работы питания. Эффектом Холла называют возникновение поперечного напряжения в проводнике с электрическим током, помещенным в магнитное поле.

Симптоматика неисправности

Наиболее часто встречающиеся признаки неисправности ДПКВ:

  • Двигатель не запускается.
  • Выстрелы в глушитель и воздушный фильтр, при попытке пуска мотора.
  • Неустойчивость работы двигателя.
  • Мотор «не тянет».
  • Детонация под нагрузкой.

Появление этих событий не говорит о непременной неисправности датчик коленвала, а лишь должно стать поводом для его проверки.

Местонахождение

Если признаки неисправности налицо, то для того чтобы приступить к проверке ДПКВ, необходимо знать где находится датчик коленвала. Чаще всего он расположен на лобовине двигателя рядом со шкивом привода генератора или на кожухе сцепления напротив маховика. Во втором случае в маховик запрессован штифт при прохождении которого вблизи прибора датчик положения коленчатого вала формирует импульс ВМТ.

Проверка

  • Диагностика неисправности индуктивного датчика, расположенного на лобовине начинается с внешнего осмотра шкива. Например, на автомобилях семейство ВАЗ шкив изготавливается из двух частей ― внутреннего диска и наружного кольца с дорожкой для поликлинового ремня привода и синхрозубцами. Между ними находится демпфирующий слой резины, который и скрепляет их между собой. Часто встречается случай разрушения резиновой прослойки, при этом наружное кольцо остается надетым на внутренней диск, но не вращается вместе с ним, а прибор из-за такой неисправности шкива не выдает синхросигнал ВМТ. Двигатель в этом случае, конечно же, не запускается. Нельзя также исключать возможность ослабления крепежа шкива. Признаки этой неисправности будут идентичны предыдущей. Убедитесь также в надежности крепления самого датчика. Теперь отверните ДПКВ и внимательно осмотрите его. Его сердечник не должен иметь следов соприкосновения со шкивом, а корпус трещин и сколов. Если следы механической поломки не обнаружены, проверьте целостность его обмотки омметром, так как чаще всего он выходит из строя из-за обрыва в обмотке или разъеме. Сопротивление его обмотки обычно бывает около 600 Ω. При значительно меньшем показателе предполагается межвитковое замыкание, событие это маловероятно, но возможно.
  • Как проверить датчик коленвала действующий на основе эффекта Холла. Это можно сделать не снимая его со своего места. Перед проверкой убедитесь в том что на него поступает питание и нет обрыва провода «массы». Подключите вольтметр с пределом измерения около 15 В к выходу прибора и к «массе» автомобиля, соблюдая полярность. Включите зажигание, и вращайте коленвал двигателя вручную ключом храповика. Показания вольтметра должны изменяться от 0,4 до 8 В (в идеале от 0 до 12 В).

Замена датчика

Процесс замены этого узла несложен. Единственное на что нужно обратить – установка необходимого для нормальной работы узла зазор между ним и зубцами синхронизации. Обычно его величина бывает от 0,5 до 1,5 мм, но вернее будет уточнить этот параметр для вашего ДВС. Для измерения зазора между датчиком и шкивом понадобится набор плоских щупов. В этом случая он измеряется достаточно просто ― нужно найти щуп, перемещающийся в зазоре с легким защемлением и посмотреть маркировку, нанесенную на него.

Если же датчик устанавливается в кожухе сцепления для выставления зазора будет необходим штангенциркуль. В этом случае зазор определяется несколько сложнее. Проверните маховик так чтобы в отверстие для установки датчика был виден штифт, формирующий импульс в датчике. Штангенциркулем измерьте расстояние до него от плоскости крепления датчика обозначим его как Х. На датчике измерьте расстояние от торца сердечника до крепежного кронштейна обозначим его У. Зазор, который получится при установке датчика без регулировочных шайб, обозначим его Z, будет равен Х-У. Если он меньше необходимого, то под кронштейн датчика нужно подложить шайбы толщина которых рассчитывается как Zтреб — Z где Zтреб ― требующийся зазор, если же немного больше, что маловероятно и все же, то необходимо сточить низ кронштейна на толщину равную Z — Zтреб.

autolirika.ru

Датчик положения коленвала | Предназначение, принцип работы, ремонт и замена – на промышленном портале Myfta.Ru

Датчик положения коленвала предназначен в автомобиле для того, чтобы подавать сигнал положения коленчатого вала и частоты вращения в контролер. Такой сигнал является ни чем иным, как серией повторяющихся импульсов электрического напряжения, которые при вращении и генерируются данным устройством.

Импульсы управления системой зажигания и форсунками генерируются непосредственно на базе импульсов, сообщающих об опорном сигнале положения коленвала.

О том, где находится датчик положения коленвала, знает практически каждый автолюбитель, что уж говорить о специалистах своего дела - это крышка масляного насоса. Задающий диск при этом находится на расстоянии примерно 0,8-1,2 мм. Указанный задающий диск в объединении со шкивом, принадлежащим к приводу генератора, представляет собой уникальное зубчатое колесо со впадинами, являющимися равноудаленными. Для того чтобы синхронизация была максимально правильной, отсутствуют 2 зуба. В магнитопроводе при вращении коленчатого вала и задающегося диска изменяется магнитный поток. Делается это благодаря наведению импульсов напряжения переменного тока, находящегося в его обмотке.

Принцип работы датчика положения коленвала заключается в том, что это самое положение определяется с помощью контролера, который на автоматическом уровне занимается сравниванием времени, которому есть место между импульсами. Также контролер рассчитывает момент срабатывания модуля зажигания и форсунок.

От различных проблем провод устройства защищен специальным экраном, который через контроллер замкнут на массу.

При условии, что появились хоть какие-то признаки неисправности датчика положения коленвала, может перестать работать двигатель, а в память контролера заносится код неисправности и включается специальная лампа, которая и сигнализирует о той или иной неисправности.

Для того чтобы снять механизм, первым делом стоит выключить зажигание, а только после этого можно от него отсоединять провода. Теперь со снятием проблем не возникнет, ведь его можно произвести сразу же после того, как винт, с помощью которого устройство прикрепляется к масляному насосу, будет отвернут.

Теперь приступаем непосредственно к замене датчика положения коленвала. Для этого нужно прикрепить его к крышке масляного насоса с помощью винта. После этого можно присоединить провода к нашему механизму. Вот, в принципе, и весь процесс.

Зубчатым диском для такого агрегата чаще всего служит присутствующий на каждом автомобиле венец маховика. Конечно, такая схема максимально проста, но от этого она не становится и максимально удобной. Дело в том, что зубья изготовлены вовсе не с ювелирной точностью, из-за чего возникают проблемы с определением начала отсчёта. Выходом с такого положения станет установка датчика начала отсчёта и специального реперного штифта. ДНО, который монтируется на картере сцепления, за всё время может выдать только один импульс, который произойдёт в то время, когда штифт проходит в магнитном поле.

Для того чтобы деталь была более экоголичной и экономичной, лучше, чтобы в распоряжении стартера остался венец маховика, а вот для датчика лучше применить зубчаиый диск, с рассчитанными заранее движениями и функциями. Стандартными считаются диски, которые имеют 60 зубьев.

Основным конструктивным отличием устройства фазы от датчика положения коленвала является то, что в нем используется элемент Холла, который равен тому, который применяется во всех системах зажигания. Такой механизм имеет целых три вывода (это выход, + и -). В магнитной системе для него должна быть осуществлена модуляция магнитного потока, которая проводится по тому же принципу, что и для магнитоэлектрической модели.

Главным предназначением такого агрегата является то, что он предпочтительно используется в измерительной технике или же для исследования различных свойств твердых тел. Проверка датчика положения коленвала происходит благодаря тому, что ему не нужен источник питания.

Важно отметить и тот факт, что в них практически нет элементов, которые способны ломаться. Правда, амплитуда выходного сигнала целиком и полностью зависит от того, какую частоту вращения имеет коленчатый вал. А это означает, что при нижней предельной частоте вращения уровень выходного сигнала будет очень небольшим. Этот недостаток занимает главенствующие позиции потому, что распределительный вал вращается медленнее коленчатого.

На самых популярных в нашей стране автомобилях ВАЗ механизм фазы, который должен быть ответственен за определение момента конца такта сжатия, характерный для 1-го цилиндра, устанавливается на передней левой стороне головки цилиндров. Благодаря такому расположению он совместно с датчиком положения коленвала реагирует на частоту вращения стального диска, имеющего прорезь. Такой диск соотносится с впускным распределительным валом. Величина прорези пропорциональны длительности сигнала.

Конечно же, в любой момент в таком механизме может произойти любого рода поломка, которой всё же можно противостоять, если следить за своим автомобилем, вовремя заменять необходимые запчасти и своевременно проводить техническое обслуживание.

Множество автолюбителей задаются вопросом, как проверить датчик положения коленвала. Конечно, такой вопрос не является случайным. Поломки в механизме происходят время от времени и могут иметь как незначительные эффекты, которые практически не ощущаются в данный момент, так и очень значительные, сбивающие в той или иной степени работу механизмов автомобиля. Проверить устройство на момент неисправности, конечно, можно и самостоятельно, но лучше всё же в таком деле довериться профессионалам.

Если вам нужно купить либо продать подобный механизм для любой модели и марки автомобиля, то вы можете сделать это с помощью нашего сайта. Существует два варианта осуществления сделки: первый предполагает размещение на портале соответствующего вашим потребностям объявления, а второй прямую связь с поставщиком или клиентом.

myfta.ru

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленвала - единственный датчик, при поломке которого двигатель точно не заведется

Двигатель

Датчик положения коленвала обеспечивает блок управления информацией о том, в каком положении находятся поршни в цилиндрах.

Виды датчиков положения коленвала

Магнитный датчик

В основе действия магнитных или магниторезистивных датчиков лежит принцип изменения чувствительного элемента под воздействием внешнего магнитного поля. Датчик реагирует при прохождении вблизи чувствительного элемента северного или южного полюса постоянного магнита. Когда в поле действия чувствительного элемента проходит северный полюс магнита, он включается и остается во включенном состоянии до тех пор, пока мимо не пройдет южный полюс. Тогда контакты выключателя размыкаются до следующего прохода противоположного полюса. Блок управления двигателелем интерпретирует этот появляющийся и исчезающий сигнал как указание на разное положение коленчатого вала. Для управления чувствительным элементом на коленчатый вал, вблизи которого установлен магнитный датчик, надевают кольцо из специального ферромагнитного материала.

В основе принципа работы датчика положения коленвала, как и в работе многих других автомобильных датчиков, используются различные феноменальные свойства материалов, открытые физиками

Датчик Холла

Эффект Холла - возникновения так называемого холловского напряжения при помещении проводника с постоянным током в магнитное поле. В случае с датчиком положения коленвала встроенный в него проводник с постоянным током помещен рядом с зубчатым кольцом из ферромагнитного материала, укрепленном на торце коленвала. Интерпретация сигнала блоком управления двигателем основана на понижении и повышении напряжения тока, исходящего от датчика, в моменты сближения и удаления от зубьев кольца.

Вне зависимости от конструкции датчик положения коленчатого вала двигателя обеспечивает формирование импульсных сигналов. Они необходимы для определения текущего цикла (сжатия, рабочего и тп), момента открытия форсунок и управления углом опережения зажигания.

Чем ДПКВ отличается от ВМТ?

В руководствах по ремонту и эксплуатации автомобилей различных марок можно встретить различные названия датчика детонации. К примеру, это может быть ДПКВ (датчик положения коленчатого вала) или датчик ВМТ (датчик верхней мертвой точки). Вне зависимости от названия, речь идет об одном и том же электрическом приборе, относящемся к категории импульсных или магнитных датчиков и осуществляющем слежение за положением коленвала.

Особенности эксплуатации датчика положения коленвала

Ввиду того, что датчик положения коленвала относится к бесконтактным электрическим приборам, выход его из строя происходит нечасто. Как правило, это случается из-за деградации чувствительного элемента под воздействием химически активных веществ (масла, соли, реагентов, токсичных газов и тп), либо по причине возникновения короткого замыкания в бортовой сети автомобиля.

Датчик не имеет механических подвижных частей, поэтому из строя выходит достаточно редко. Чаще всего в его отказе виновата разрушенная коррозией проводка

Сам по себе датчик положения коленвала «барахлить», то есть работать с переменным успехом не может. Если он выходит из строя, этот процесс необратим, и заново «включиться» он не может.

Гораздо более распространенный случай – постепенная частичная деградация проводки датчика под воздействием вышеперечисленных негативных факторов (реагент, соль и тп). В любом случае, характер неисправности лучше всего выяснять в процессе диагностики специальным диагностическим сканером, который должен быть в любом автосервисе.

При сбое в работе датчика на приборной панели современного автомобиля загорится сигнализатор «check engine». Если после диагностики выяснилось, что дело не в проводке, а в самом датчике, необходимо его заменить. 

Можно ли заменить ДПКВ самостоятельно?

Датчик всегда крепится к картеру двигателя, к нижней его части, как правило, при помощи одного или двух болтов. Прежде чем заменить его, необходимо снять с задней части датчика разъем. Затем вывернуть болты, вынуть испорченный датчик, установить новый в том же положении (как правило, в другом положении установить его просто не получится), закрепить болтами и вернуть на место разъем.

После замены бывает необходимо стереть ошибку из памяти блока управления, чтобы погасить сигнализатор «check engine». Для этого к блоку нужно буде подключить диагностический сканер.

blamper.ru