Датчик на радиатор как проверить


Замена датчика радиатора своими руками

Будем менять этот датчик

Зима близко, а значит, самое время уделить особое внимание вопросам системы охлаждения. На старых автомобилях ВАЗ использовали ременной привод на вентилятор охлаждения радиатора, но со временем решили усовершенствоваться и стали устанавливать вентиляторы, работающие от датчика температуры и электрического моторчика.Рассмотрим на примере, как делается на ВАЗ 2107 замена датчика радиатора. Так вот, если датчик вентилятора не работает, то вся система охлаждения тоже не работает.Данная инструкция поможет своими руками осуществить, на первый взгляд, простую операцию по замене датчика. Видео с описанием процесса прояснит остальное.

  • Оказывается, датчики бывают разные. Какие же?
  • Как проверяется датчик радиатора?
  • Замена датчика температуры
    • Инструмент
    • Обычная замена
    • Быстрая замена

Оказывается, датчики бывают разные. Какие же?

Как видно из вопроса, сейчас узнаем, какие есть разновидности датчиков температуры и чем они между собой отличаются.Итак:

  • Отличие в производителе датчика. Это особой роли не играет. Если компания этим занимается, значит, она знает, что делает. Но все равно – не берите слишком дешевый, а то может оказаться подделкой.
  • Температурные режимы. Обратите внимание на цифры, которые выгравированы на датчике. Они вам многое скажут. К примеру, 92-87 – это две температурные величины.
  • Первая величина 92 – это температура, при которой датчик сработает и подаст сигнал вентилятору о необходимости включения и охлаждения жидкости внутри радиатора.
  • Вторая величина 87 – это температура, при которой датчик прекратит охлаждение и работу вентилятора. Таким образом, температурный предел у этого датчика составляет пять градусов.
  • Это наиболее распространенный среди датчиков температуры охлаждающей жидкости.
  • Но есть и другие датчики с другими температурными режимами. Они созданы для специальных условий, в которых работает тот или иной автомобиль.
  • Например, в условиях пониженных температур или наоборот – повышенных датчики ставятся с другими параметрами.

Делаем вывод. Самый распространенный датчик – это 92-87, но, если нужно, вам необходимо выбирать под свой климат и погодные условия вашей местности.Вот, к примеру, датчик радиатора, который подходит на многие автомобили с параметрами 92-87 фирмы LUZAR из Питера (смотрите фото). Такой датчик стоит не более 150 рублей – то есть цена на датчик не велика.

Датчик радиатора от LUZAR

Как проверяется датчик радиатора

Делается эта процедура двумя разными способами, о которых вы сейчас и узнаете.

Проверка датчика включения вентилятора и работы самого вентилятора

Для первой процедуры не понадобится никакого приспособления:

  • Если температура охлаждающей жидкости уже более 92 градусов, а вентилятор не срабатывает, значит, нужна проверка.
  • Включаем зажигание автомобиля. Отсоединяем от датчика включения вентилятора два приходящих к нему провода.
  • Замкните эти два провода между собой. Если вентилятор включился и работает, то поломка не в нем, а в датчике радиатора.
  • Если же вентилятор по-прежнему не работает, то следует провести его ремонт или даже замену.

Второй способ осуществляется уже на снятом датчике радиатора или же, если есть желание проверить новый датчик на работоспособность перед установкой на автомобиль.Итак:

  • Понадобится для этого: датчик, емкость с водой, нагреватель (плита, кипятильник), мультиметр, термометр с шкалой до 100 градусов.
  • Опустите нижнюю часть датчика в емкость с водой и постепенно ее нагревайте.
  • При помощи тестера проверяем замыкание и размыкание контактов датчика. Для этого выставляем тестер на прозвонку или измерение сопротивления, а два конца подключаем к двум клеммам датчика.
  • Если датчик срабатывает, а затем отключается – все работает и его можно устанавливать на автомобиль.

Второй способ проверки

Замена датчика температуры

Как делается замена датчика включения вентилятора? Сейчас узнаем, что для этого нужно из инструмента, и в какой последовательности осуществлять работу.

Инструмент

Вот список необходимого инструмента для работы:

  • Ключ на 30
  • Ключ на 10
  • Емкость для тосола
  • Лейка

Вот и все. Теперь можно менять датчик.

Обычная замена

Сейчас рассмотрим, как правильно делать замену датчика вентилятора. Схема подходит для ВАЗ 2107, ВАЗ 2110 и для других автомобилей с электрическим вентилятором охлаждения.

Совет! Проводите замену на смотровой яме, предварительно остудив автомобиль, чтобы не ошпариться горячим тосолом при слитии.

Итак:

  • Итак, загнали машину на яму, подождали, пока она остыла и приступаем к работе.
  • Отключите клемму «минус» с аккумулятора при помощи ключа на 10.
  • Далее следует открыть пробку заливной горловины расширительного бачка системы охлаждения.
  • Подставьте под автомобиль тару для тосола. Подставлять ее следует под место пробки слива на радиаторе охлаждения.
  • На радиаторе открутите рукой пробку слива тосола.
  • Поймайте емкостью струю тосола и подождите, пока он стечет в емкость.
  • Далее следует закрутить обратно пробку слива тосола радиатора.
  • Теперь нам понадобится ключ на 30. Им мы выкручиваем датчик включения вентилятора и изымаем его из радиатора охлаждения.

Выкручиваем датчик включения вентилятора

Обратите внимание! На медную шайбу под снятым датчиком. Если такой нет на новом приобретенном датчике, то следует установить старую. Предварительно отшлифуйте шайбу на точильном камне.

  • Почистите посадочное место датчика вентилятора при помощи ножа или просто ветоши.
  • Закрутите новый датчик радиатора в радиатор и затяните ключом на 30.
  • Подключите два провода к датчику.
  • Далее следует залить обратно тосол в систему охлаждения. В основном это делается через расширительный бачок, но на старых вариантах радиатора – прямо в радиатор.
  • Уберите завоздушенность из системы охлаждения. Для этого проверьте верхний патрубок охлаждения на наличие воздуха. При необходимости сдавите его несколько раз рукой.
  • Открутите обратку. Заткните штуцер под обратку пальцем, прижмитесь лицом к горловине расширительного бачка и дуйте воздух в него.
  • Тем самым создается давление, и воздух из системы охлаждения выходит в расширительный бачок. При необходимости доливайте тосол.
  • Когда из шланга обратного потока охлаждающей жидкости польется тосол, значит система охлаждения без воздуха.
  • Подключите обратку. Подключите клемму аккумулятора.
  • Заведите автомобиль и немного прогрейте.

Обратите внимание! По мере нагревания охлаждающей жидкости она будет выходить из обратки в расширительный бачок. Это признак того, что в системе охлаждения нет воздуха.

  • Подождите несколько минут, пока включится вентилятор охлаждения, а затем выключится – значит все работает правильно.
  • На этом этапе завершается замена датчика вентилятора.

Быстрая замена

Есть другой вариант более быстрой замены датчика радиатора, о котором ниже:

Помните! Для того чтобы осуществить быструю замену необходимы определенные навыки и хорошая ловкость рук.

  • Итак, отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
  • Следующим шагом отсоедините провода от датчика радиатора.
  • Ключом на 30 открутите датчик включения вентилятора, но не полностью – оставьте примерно пару оборотов.
  • В одну руку возьмите новый датчик с медной шайбой (обязательно!), а другой будете выкручивать старый датчик.

Наличие шайбы обязательно на новом датчике

  • Выкрутите датчик одной рукой, а другой быстро начните вкручивать новый.
  • Затяните датчик ключом на 30 и подключите к нему два провода.
  • Подключите клемму аккумулятора.
  • Таким образом, вытечет совсем немного тосола, а время значительно экономится.
  • Долейте необходимое количество тосола в расширительный бачок системы охлаждения.
  • Заведите автомобиль, прогрейте несколько минут на средних оборотах.
  • Грейте до тех пор, пока не откроется термостат (низ станет теплым) и не включится вентилятор охлаждения.
  • Дождитесь выключения вентилятора и можно глушить автомобиль.

Помните! Если этот ремонт вы осуществляете в собственном гараже, во время прогрева автомобиля обязательно откройте ворота, чтобы не задохнуться угарным газом.

Ну вот и все – замена датчика включения вентилятора завершена и можно отправляться в путь. Если вам не до конца все понятно, просмотрите видео.

masteravaza.ru

Датчик включения вентилятора. Датчики автомобильные :: SYL.ru

Представляет собой датчик включения вентилятора термочувствительный элемент, заключенный в корпус из сплава меди. Этот металл используется по причине того, что он способен хорошо проводить тепло, а также довольно быстро остывает. Устанавливается датчик в нижней или верхней части радиатора системы охлаждения. Зависит это от марки и модели автомобиля, а если точнее, то от типа используемого датчика.

Функции датчика вентилятора

Полезные свойства датчика включения электрического вентилятора сложно переоценить. Он автоматизирует работу системы охлаждения, позволяет включать дополнительный обдув без участия водителя. Для этого в корпусе установлен термочувствительный элемент, который реагирует на изменение температуры жидкости в системе. По сути датчик – это выключатель с нормально разомкнутыми контактами.

Можно провести сравнение с автоматическими выключателями, которые повсеместно используются для проведения электромонтажных работ в домах и на предприятиях. Их основа – это биметаллическая пластина, которая деформируется при нагреве. Аналогичная ситуация и в датчиках включения вентилятора: пластина выгибается под действием температуры. Когда она достигает определенного значения, контакты замыкаются, подавая напряжение в цепь питания электродвигателя вентилятора.

Вариант схемы включения без реле

Датчики на некоторых автомобилях, например датчик включения вентилятора ВАЗ 2108-21099, начиная с середины 90-х годов способны выдерживать большие токи коммутации. Контакты выключателя, установленного в корпусе, не пригорают, наличие искрового промежутка не наносит им вреда. Поэтому в целях экономии и упрощения используется схема включения безрелейного типа.

Цепь питания электровентилятора соединена с плюсовой клеммой аккумулятора постоянно. Все управление работой происходит при помощи соединения минусового провода. От «+» аккумулятора к блоку предохранителей идет провод. Далее он проходит через устройство защиты (плавкий предохранитель) и сразу же, без лишних коммутирующих устройств, соединяется с плюсовым выводом (красным) вентилятора. Минусовой провод электровентилятора (черный) соединяется через датчик включения с кузовом автомобиля.

Схема включения при помощи реле

Применение реле позволяет обезопасить контакты датчика от высоких токов коммутации, так как он используется только лишь для замыкания слаботочной цепи питания обмотки электромагнитного реле. Суть практически та же, что и в прошлой схеме, но внедрен один элемент – реле с нормально разомкнутыми контактами. Питание его катушки осуществлять лучше не от замка зажигания, а напрямую от аккумулятора, чтобы при сильном перегреве, даже при выключенном зажигании, произошел обдув, а температура упала до оптимального значения.

Если решите изменить схему включения, то вам нужно использовать провода черного и красного цвета, реле и разъем для него, термоусадочную трубку. Первым делом необходимо найти подходящее место для установки электромагнитного реле. Доступ к нему должен быть свободным, а провода - не касаться двигателя и подвижных элементов. С датчика провода подключаете к контактной группе реле. Один вывод с катушки соединяете с кузовом через датчик включения вентилятора охлаждения, а второй подключаете к плюсовой клемме. Установка завершена, все провода необходимо изолировать и стянуть пластиковыми хомутами.

Как проверить датчик?

Перед тем как проверить датчик включения вентилятора, необходимо узнать принцип его работы. Если в двух словах, то два вывода устройства при нагреве свыше того значения, которое указано на корпусе, замыкаются. Исходя из этого, можно сказать, что самый верный способ проверки – это нагревание чувствительной части корпуса. Для этого вам потребуется снять с радиатора датчик, очистить его от пыли и грязи, при необходимости привести в порядок выводы.

Для проверки используйте тестер. Можно применить как самый примитивный, сделанный из лампы накаливания и батарейки, так и более совершенный – мультиметр в режиме прозвонки цепи. Учтите, что нагрев открытым огнем осуществлять запрещено. Закипятите воду в небольшой емкости, соедините тестер с контактами датчика, опустите в кипяток чувствительную сторону элемента. Должно произойти замыкание контактов, вы увидите это: загорится лампа или запищит мультиметр. А если тестер показывает, что контакты замкнуты, до того как вы опустили датчик в воду, то дальнейшую проверку можно не проводить: он явно неисправен.

Проведение замены

Почти на всех автомобилях замена датчика включения вентилятора осуществляется по одной схеме. Правда, в некоторых нужно сливать всю жидкость из системы охлаждения, а в других достаточно только из расширительного бачка. Первые – это те, в которых датчик расположен в нижней части радиатора, вторые – в верхней. Если нужно слить всю жидкость, то не забывайте о том, что кран печки нужно открывать, чтобы не осталась в нижней части системы жидкость. Для удобства можно установить автомобиль так, чтобы его передняя часть была выше задней (в горку).

Когда избавитесь от жидкости, можно приступать к демонтажу старого датчика. Снимите провода, подключенные к нему. Затем, используя подходящий ключ, сорвите с места корпус. Дальше можно его выкрутить руками. Новый датчик закручиваете сначала вручную, под конец производите окончательную затяжку гаечным ключом. Чтобы избежать появления течи, можно применить ленту для резьбы. Она способна уплотнить соединение, жидкость уходить не будет. Затем устанавливаете провода и заливаете в систему антифриз.

Включение вентилятора с помощью кнопки

На любом автомобиле датчик может выйти из строя. Хорошо, если это произойдет в тот момент, когда двигатель не испытывает нагрузок. Но если поломка застала вас в пробке, то температура жидкости в системе начнет медленно повышаться, в итоге начнется процесс кипения. В таких случаях не остается ничего другого, как открывать полностью радиатор печки (особенно это "приятно" в жару) либо же соединять выводы вентилятора с аккумулятором.

Для подстраховки лучше всего установить в салоне дополнительную кнопку, при включении которой произойдет запуск электровентилятора. Вам нужно только проложить два провода от места, где находится датчик включения вентилятора, до предполагаемого места установки кнопки. Если у вас схема включения с использованием реле, то решение задачи сводится к тому, чтобы соединить два провода на одной стороне с выводами датчика, а на другой – с контактами выключателя. Если реле не установлено, то лучше переоборудовать схему и поставить его. Не стоит проводить коммутацию больших токов кнопкой.

Две скорости в вентиляторе: реализация

Ступенчатое изменение скорости вращения ротора электровентилятора применяется на некоторых автомобилях. Сделать подобное можно на любой машине, в которой не установлен принудительный обдув. Вам потребуется два датчика. Только разница температуры срабатывания должна быть несколько градусов. Например, при 92 градусах вентилятор должен медленно вращаться, а при 100 - включаться и работать на полную мощность. Но при реализации такого решения обратите внимание на то, что в нижней части радиатора температура минимальна.

Если внизу стоит датчик включения вентилятора радиатора с температурой срабатывания 95 градусов, то при модернизации можно систему дополнить, смонтировав рядом с ним такое же устройство, но его температура срабатывания должна быть на 5 градусов меньше. Чтобы не сверлить отверстия в радиаторе, можно провести монтаж в резиновый патрубок. Схема управления почти такая же, как и при релейном. Но за счет использования резистора (например, как в цепи питания вентилятора печки) можно уменьшить частоту вращения ротора электровентилятора.

Заключение

Вариантов модернизации включения вентилятора не так и много, но при эксплуатации автомобиля возникает необходимость в аварийном режиме. Поэтому монтаж кнопки в салоне оказывается полезным, причем не только в старых машинах, но и в современных. При проведении работ с электрооборудованием отключайте аккумуляторную батарею. Скорость вращения крыльчатки вентилятора большая, поэтому лучше дополнительно подстраховаться, установив между лопастями кусок деревянного бруска, чтобы не произошло случайное включение мотора.

www.syl.ru

🚘 Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на Ладе Веста: фото

Система охлаждения – это один из самых важных узлов, напрямую влияющий на «здоровье» двигателя вашего автомобиля. В составе этого узла находится ряд элементов, работоспособность которых важно постоянно поддерживать: помпа, вентилятор радиатора, радиатор, и датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Речь пойдёт как раз о датчике, поскольку именно его работа является главным показателем исправности или неисправности системы охлаждения. ДТОЖ Лада Веста доступно расположен на корпусе термостата, поэтому его диагностика и замена не составит большого труда.

Проверить работу датчика температуры можно различными способами. Самым простым, конечно же, является расшифровка кодов ошибок с бортового компьютера. Если такой возможности у вас нет, то можно воспользоваться таким прибором, как мультиметр. Помимо этого, неисправность датчика имеет и внешние признаки. Обо всём этом читайте далее.

Неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Иногда, перед тем как полностью выйти из строя, датчик выдавать неверные показания – такая неисправность точно также может привести к тому, что вы своевременно не обнаружите серьёзную поломку (разгерметизация охлаждающей системы, выход из строя вентилятора охлаждения или помпы и т.д.). Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости имеет следующие симптомы:

  • Стрелка термометра, расположенного на приборной панели, не поднимается при горячем или зашкаливает при холодном двигателе.
  • Нестандартное положение стрелки термометра вызывает подозрение. Здесь два варианта: либо охлаждающая жикость действительно такой температуры, либо ДТОЖ действительно «врёт».
  • Бортовой компьютер выдаёт соответствующие коды ошибок.

Если своевременно не отреагировать на поломку датчика, то можно упустить более серьёзные поломки двигателя.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Для проверки ДТОЖ на Lada Vesta можно использовать различные методы. Самым простым, как написано ваше, является чтение и расшифровка кодов ошибок бортового компьютера. Это самый верный и точный метод. Если же возможности выполнить такую проверку у вас нет, то можете воспользоваться таким прибором, как мультиметр — он позволят определить электрические характеристики датчика и сделать вывод о его состоянии. Для диагностики ДТОЖ вам потребуется выполнить следующие действия:

  • Включить зажигание и подсоединить к выходу «B» плюсовой провод тестера.
  • Подсоединить к массе двигателя минусовой провод тестера.
  • Включить режим измерения напряжения и убедиться в его наличии.
  • Включить режим измерения сопротивления и переключить провод на выход «А».

Спасибо за подписку!

Сопротивление должно меняться при прогреве двигателя от 9500 Ом при нулевой температуре до 180 Ом при температуре жидкости в 100 градусов по Цельсию.

Коды неисправностей ДТОЖ

С таким процессом, как проверка датчика указателя температуры охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ Лада Веста, мы разобрались. Осталось перечислить коды неисправностей данного датчика. Существует несколько таких кодов, каждый из которых сообщает об определённой поломке – то есть, расшифровав код ошибки, вы будете знать, что именно произошло с датчиком. Итак, перечислим коды неисправностей:

  • Р0116 – выход сигнала за пределы допустимого диапазона.
  • Р0117 – слишком низкий уровень сигнала от ДТОЖ.
  • Р0118 – слишком высокий уровень сигнала от ДТОЖ.

Как видите, встроенная система диагностики может не только опознавать неисправность, но и детально описывать её суть. Поэтому, не забывайте реагировать на сигналы бортового компьютера об ошибках – это поможет вам предотвратить более серьёзные поломки. И, самое главное – не перегревайте двигатель, поскольку последствия такого упущения очень печальны.

olade.ru

Датчик температуры охлаждающей жидкости - работа и замена

За оптимальный температурный режим силовой установки, при котором выход мощности максимальный, отвечает система охлаждения. Данная система включает рубашку охлаждения радиатор и патрубки, по которым циркулирует жидкость. Циркуляция обеспечивается насосом, привод которого выполняется от коленчатого вала.

Различные виды датчиков температуры охлаждающей жидкости

В систему также входит термостат, обеспечивающий быстрый прогрев двигателя за счет перекрытия трубопровода, идущего на радиатор, при этом жидкость циркулирует только внутри рубашки охлаждения. При достижении определенной температуры термостат открывает патрубок, после чего жидкость циркулирует уже по большому кругу, включающему и радиатор.

В радиаторе происходит охлаждение нагретой жидкости. Для более быстрого охлаждения жидкости на радиатор установлен вентилятор, который создает дополнительный поток воздуха. Но этот вентилятор работает не всегда, он включается только при превышении определенного значения температуры жидкости.

Содержание статьи

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Для выполнения контроля температуры охлаждающей жидкости в эту систему включен датчик температуры охлаждающей жидкости. Показания этого датчика выводятся на приборную панель, что предоставляет водителю информацию о температурном режиме двигателя.

Но это не основная задача этого датчика. Датчик температуры охлаждающей жидкости передает данные о температурном режиме на электронный блок управления, после чего этот блок корректирует подачу топлива в зависимости от температуры. При холодном двигателе, основываясь на показаниях этого датчика, блок управления устанавливает обогащенную смесь, после прогрева топливная смесь становится нормальной. Еще основываясь на показаниях этого элемента, электронный блок регулирует угол опережения зажигания.

Так что от этого датчика во многом зависит нормальная работа двигателя, расход топлива. Также он приводит в действие вентилятор радиатора. На некоторых авто для включения вентилятора используется отдельный датчик. Он может располагаться как возле  датчика температуры, так и в радиаторе.

Конструкция, принцип работы

Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости

В конструкцию данного датчика входит термистор – резистор, который меняет сопротивление от окружающей его температуры. Этот термистор помещен в металлический корпус с нанесенной на него резьбой. К этому корпусу подсоединена хвостовая часть, сделанная из пластика. В этой части располагаются контакты для подсоединения проводки. Один контакт – положительный и идет он от электронного блока, второй – отрицательный и подключен он к массе.

Чтобы термистор работал, на него постоянно подается напряжение в 5 В. Это напряжение подает на него электронный блок посредством резистора, имеющего постоянное сопротивление. Поскольку термистор датчика температуры охлаждающей жидкости обладает отрицательным температурным коэффициентом, то при повышении температуры сопротивление его будет снижаться, а также будет и снижаться напряжение, подаваемое на него. По падению этого напряжения электронный блок рассчитывает температуру двигателя, а также выводит ее значение на приборную доску.

Точное место установки данного датчика температуры у разных авто отличается, но незначительно. Он может устанавливаться в головке блока цилиндров возле корпуса термостата, либо же на самом корпусе термостата. Он обязательно располагается возле отводящего патрубка, по которому жидкость идет в радиатор. Возле этого патрубка он располагается для того, чтобы передавать точные данные о температуре.

Признаки неисправности датчика

На ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 датчик находится в выпускном патрубке головки блока цилиндров

Считается, что этот датчик очень надежен из-за сравнительной простоты конструкции. Однако и с ним могут быть проблемы. Обычно они сводятся к нарушению градуировки, что приводит к нарушению сопротивления и как следствие неправильной работы электронного блока, поскольку часть своих функций он выполняет, основываясь на температуре двигателя.

Одним из самых явных признаков выхода из строя этого датчика является отсутствие включения в работу вентилятора при превышении температуры выше установленного значения. Но этот показатель не будет являться достоверным, если имеется два датчика – основной, для передачи значения температуры на электронный блок, и дополнительный, отвечающий за включение вентилятора. В таком случае не включение в работу вентилятора будет указывать на повреждение, окисление проводки или выход из строя датчика, отвечающего за его работу.

На современных автомобилях неисправность, сигнализирующая о некорректной работе датчика температуры охлаждающей жидкости, выводится на дисплей бортового компьютера. Однако сообщение о неисправности не всегда указывает на выход из строя датчика. Зачастую проблемы в его работе связаны с обрывом проводки или окислением контактов.

Некорректное функционирование датчика температуры охлаждающей жидкости или обрыв его проводки приводит к перерасходу топлива, высоким оборотам на холостом ходу, детонации. Возможно, что силовой агрегат будет плохо запускаться после прогрева. Самая большая неприятность, которая может произойти из-за неработоспособности этого датчика – это перегрев силовой установки, из-за чего может повести головку блока цилиндров.

Проверка датчика

Чтобы проверить целостность проводки на ВАЗ-2110, 21102 нужно отсоединить колодку с проводами от датчика температуры охлаждающей жидкости и отжать пластмассовый зажим

Проверка работоспособности данного датчика не является сложной. Но перед тем как произвести ее, желательно проверить целостность проводки, идущей к нему. Можно также проверить напряжение, идущее от блока управления. Для этого с датчика нужно отсоединить фишку с проводами и подсоединить ее к вольтметру. После этого запустить двигатель и замерять значение подающегося на датчик напряжения, оно должно соответствовать 5 В. Если напряжение в норме, проверяют датчик на сопротивление.

Для снятия, проверки и замены датчика понадобится не так уж и много:

  • Ключ на 19;
  • Мультиметр;
  • Емкость для слива охлаждающей жидкости;
  • Электрочайник;
  • Термометр;

Перед снятием элемента нужно частично слить жидкость с системы. Всю сливать необязательно, поскольку он находится в верхней части двигателя, достаточно слить до уровня ниже положения датчика.

Затем от датчика отсоединяется фишка с проводкой. Ключом на 19 он выворачивается из своего посадочного места.

Видео: Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Проверяют датчик при помощи электрочайника с термометром и мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления. Проверить можно двумя способами.

  1. При первом способе погружают рабочую часть датчика в электрочайник с холодной водой, туда же помещается и термометр. Использовать можно только электронный термометр, способный замерять высокие температуры. К самому датчику подсоединяется мультиметр и электрочайник включается в сеть. При повышении температуры воды, сопротивление датчика будет падать. Так, при температуре воды в +15 С, сопротивление должно составлять 4450 Ом. При +40 С показания мультиметра должны составлять 1459 Ом. Нагревать воду нужно до температуры в 100 С. При таком значении сопротивление минимальным – 177 Ом. Если значения отличаются, значит, датчик подает некорректную информацию.
  2. Второй способ подойдет в случае, если нет термометра. Для проведения замеров сопротивления датчик погружают в воду уже после ее закипания. При этом температура воды будет приближаться к 100 С, примерно 95-97 град. Этого вполне достаточно для проведения замеров. После опускания рабочей части датчика на нем сопротивление, которое должно быть немного больше 177 Ом. Если разница большая, датчик неисправен.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости является неремонтируемым, поэтому при обнаружении некорректной его работы он попросту заменяется.

Видео: Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2115 (2113, 2114)

После приобретения нового датчика желательно его сразу проверить указанными методами. Если все показания в норме, его устанавливают на место снятого. Перед вкручиванием его в посадочное место, резьбу обрабатывают герметиком.

После установки нового элемента к нему подсоединяется поводка, перепутать положение фишки невозможно, поскольку на ней есть специальные направляющие пазы. Далее охлаждающая жидкость в системе доводиться до нормы. После следует проверить, не происходит ли протекания жидкости через датчик, а после уже производить запуск мотора.

Если замена датчика никакого результата не дала, двигатель продолжает, к примеру, перегреваться или не набирает должной температуры, ищут причину в остальных элементах системы. Возможно, что термостат не срабатывает и жидкость постоянно циркулирует либо по малому, либо по большому кругу.

Поделитесь с друзьями:

avtomotoprof.ru

где находится и как заменить

Что будет, если не работает датчик температуры на ВАЗ 2114? Движка может закипеть. Вы едете на отдых за город, или к бабушке в деревню, стоите в многочасовой пробке – в любом случае есть риск перегрева мотора. Чтобы вовремя опознать эту вероятность, нужно смотреть на указатель температуры охлаждающей жидкости – специальный датчик. А он напрямую зависит от сигнала, который передается от другого датчика – измерителя этой самой температуры. К сожалению, на любом ВАЗе, в том числе и на четырнадцатой, он ненадежен. Еще более печален факт его заводской ненадежности – изготавливают не всегда качественный продукт на русском автопроме.

ДТОЖ

Расположение ДТОЖ

Охладительная система есть 3 видов: жидкая, воздушная, смешанная. На ВАЗ ставится охлаждение первого вида – на основе охлаждающей жидкости: тосола или антифриза. Сама система состоит из таких элементов: радиатор охлаждения, вентилятор радиатора, радиатор отопления, рубашки охладительной системы, насос, расширительный бачок, патрубки для соединения, ДТОЖ (идентичен по конструкции датчику от десятки).

ДТОЖ ВАЗ 2114 (датчик температуры охлаждающей жидкости) находится в промежутке между термостатом и головкой блока цилиндров, на патрубке системы охлаждения, соединенный с системой двумя проводами. Его часто путают с тем, у которого один контакт и находится он на приборной панели. Конструкция ДТОЖ состоит из резистора, показатель сопротивления которого напрямую зависит от нагрева движки.

Расположение ДТОЖ

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 находится на блоке самого двигателя, не на радиаторе, как у других ВАЗов. Не ищите зря его там, точно так же не стоит соотносить поломки измерителя температуры на четырнадцатой и на восьмерке: производитель один, а схемы разные.

О поломках ДТОЖ

Основные поломки:

  • нет контакта с датчиком;
  • потеря изоляции, разрыв контактов;
  • отказ устройства;
  • вентилятор не работает системно.

Симптомы неисправности:

  • движка еще даже не прогрета, а вентилятор уже работает;
  • прогретый двигатель не хочет работать;
  • бензин стал расходоваться больше.

Перед тем, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, помните, главное не перепутать его с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости!

Проверка ДТОЖ

ДТОЖ передает сигнал на приборную панель, которая показывает водителю уровень нагрева антифриза.

Проверка ДТОЖ

Как проверить на ВАЗ 2114 датчик температуры:

  1. Заводим авто, смотрим на панель приборов, стрелка указывает на максимум, а движка холодна как лед, отсоединяем контакты от температурного измерителя: стрелка опустилась до минимума – пора провести замену.
  2. Если стрелка так и осталась на максимуме – смотрим контакт ДТОЖ, он, может быть, замкнут на массе авто.
  3. Прогрев двигателя идет нормально, а стрелка скачет или лежит на нуле – проверьте предохранители.
  4. Если предохранители в норме, замкните контакт на массу авто – стрелка подпрыгнула вверх – не работает датчик температуры на ВАЗ 2114.

Еще один прекрасный метод:

  • Берем мультиметр, ставим в режим омметра.
  • Так же нужен хороший термометр с максимумом выше ста градусов и тара, которая выдержит горячий антифриз.
  • Крепим щупы мультиметра к корпусу и выводу датчика.
  • Подсоединенный ДТОЖ, кладем в тару с налитым антифризом или тосолом, нагреваем.
  • Смотрим на показатели термометра и омметра:
Температура, С Сопротивление, Ом
30 1350-1880
50 585-820
70 280-390
90 155-196
110 87-109

 

Это показатели рабочего датчика. Метод хорош тем, что вы можете так же проверить новый, который не всегда удается взять исправным.

 

Как снять датчик указателя температуры охлаждающей жидкости?

Перед тем, как снять датчик охлаждающей жидкости, уберите воздушный фильтр, он будет мешать его открутке. И первым делом слить антифриз (тосол). Сливать будем следующим образом:

  1. Двигатель должен быть остывшим.
  2. Понадобятся накидные ключи на 8, 13, 17.
  3. Приготовьте тару для ОЖ, которую сливаем!
  4. Убираем защиту движки, ключом отворачиваем крепления радиатора
  5. Ставим печку на максимум, потом открываем кран отопителя и крышку расширительного бочка.
  6. Ставим тару под радиатор и МЕДЛЕННО (если быстро, то гениратор зальете) отворачиваем пробку слива.
  7. Минут 10 пусть сбегает.
  8. Переходим к самой движке: аналогично ставим тару под нее и отворачиваем пробку (под модулем зажигания) на блоке цилиндров.
  9. Опять 10 минут пусть льется.

Перед тем, как закрыть все пробки, протрите горлышко каждого из отверстий!

Вспоминаем, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114, и начинаем его снимать:

  • нашли его, сняли защитный слой из резины;
  • смотрим на корпус, ищем маркировку (на одной из его 6-гранной части), запоминаем, чтобы потом поставить все соответственно системе;
  • выкручиваем измеритель двадцать первым ключом;
  • ставим новый.

Как поменять датчик температуры на ВАЗ 2114:

  • купили новый;
  • тем же ключиком на 21 заворачиваем новый на его законное место;
  • вспоминаем маркировку;
  • на резьбу добавьте немного термогерметика, чтобы наверняка;
  • заливаем обратно ОЖ (тосол или антифриз) в отопительную систему (радиатор) и блок цилиндров мотора.

Если и теперь не работает датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, то внимательно проверьте следующее:

  1. Его качество, может быть, он бракованный (отнесите в магазин, попросите заменить), по сему, чек сохраняйте всегда, от любой покупки зап. частей!
  2. Может быть утечка ОЖ, может быть, вы все таки забрызгали генератор.
  3. Вы могли просто не залить обратно антифриз
  4. Датчик недостаточно плотно вкручен

Все проверили, но измеритель все равно не показывает температуру двигателя ВАЗ 2114. Тогда вам стоит обратиться в сервис. Как и на любом транспортном средстве, в четырнадцатой все взаимосвязано. Система может выйти из строя по сопутствующей причине: например, когда вы снимали ДТОЖ, вы решили снять модуль зажигания, чтоб не мешал. Решение-то верное, однако, снять модуль и поставить его наместо – тоже искусство.

Второй момент, связанный с датчиком температуры: уровень охлаждающей жидкости. Он может быть непостоянным, может быть и так, что измеритель этого уровня (тоже датчик), вышел из строя, и так далее. Следите за антифризом, сбережете нервы и свой измеритель температуры ОЖ.

В сервисе вам заменят датчик и гарантируют качественную его замену с надлежащей качественной сборкой всех деталей на свои места. Естественно, купить датчик температуры охлаждающей жидкости можно на месте, причем, стоимость работы по замене будет в два раза больше стоимости устройства.

О том, сколько стоит датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, стоит судить исходя из географического положения: от 80 до 400 рублей в любом магазине, где продаются автозапчасти. Удовольствие, в принципе, не дорогое, но, если учесть факт довольно частых поломок (авто перестали выпускать в 2013 году, поломки сам собой разумеющийся процесс), все таки затратное. По этому, не стоит заморачиваться на услуги сервиса, нужно попытаться самому разобраться в ситуации. Тем более, сейчас интернет насыщен всевозможными полезными ссылками, форумами, фотографиями, схемами и даже видео по замене той или иной автозапчасти.

nadomkrat.ru

Датчик включения вентиляторов. - Автомастер

Датчик включения вентиляторов.

Подробности

В жаркое время года перегрев двигателя не является редкостью. Чтобы не допускать этого, нужно внимательно следить за состоянием и работой системы охлаждения двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости растет и естественного охлаждения становится не достаточно, для того чтобы увеличить отвод тепла, включаются вентиляторы установленные на радиаторе. Как раз за их включение, при достижении критической температуры и отвечает датчик, установленный в нижней части радиатора. Так что датчик включения вентилятора играет далеко не последнюю роль в исправности вашего автомобиля на летней дороге.

Рис. 1 – Датчик включения вентилятора, устанавливаемый на радиаторе.

Устройство такого датчика довольно простое. В нижней его части установлена биметаллическая пластина 1, рассчитанная на то, что при достижении определенной температуры она деформируется и воздействует на толкатель 2, который в свою очередь замыкает контакты, подвижный 3 и не подвижный 4.

Рис. 2 – Схема датчика включения вентилятора.

    Система включения вентиляторов устроена следующим образом:
  • Пока жидкость в радиаторе холодная, биметаллическая пластина 3 внутри датчика находится в спокойном состоянии, контакты разомкнуты (Рис. 2а).
  • Когда температура жидкости повысится до определенного уровня, то биметаллическая пластина деформируется, толкая толкатель, который замыкает контакты (Рис 2б).

На разных автомобилях устанавливаются датчики, на разную температуру срабатывания.Помимо классификации датчиков по температуре включения вентиляторов, их можно разделить на два вида по скорости вращения:

  • рассчитанные на одну скорость включения
  • на две скорости

В основном автомобили оборудуются односкоростной системой включения вентиляторов, но в тоже время не является большой редкость двухскоростная система. В такой системе, при достижении какой-то температуры, на датчике замыкается одна пара контактов, включая вентилятор на небольшие обороты. Если температура охлаждающей жидкости продолжает расти, то в датчике замыкается вторая пара и вентиляторы начинают вращаться с более высокой скоростью, тем самым отводя большее количества тепла.

Не редкостью на автомобилях отечественного производства является отказ датчика включения вентиляторов. Если в дороге вы заметили, как стрелка температурной шкалы превысила положенное ей значение, то одной из неисправностей ставшей причиной перегрева может послужить датчик включения вентилятора. В случае его неисправности, дотянуть до гаража очень просто. Нужно снять разъем с датчика и небольшим кусочком проволоки, скрепки или тем, что попадется вам под руку, замкнуть клеммы в разъеме, после этого у вас должны запуститься вентиляторы, теперь при включенном зажигании они будут вращаться постоянно. 

    Проверить выкрученный датчик можно следующим образом:
  • Нам понадобится не глубокая кастрюля, термометр на 100 градусов или мультиметр с термопарой (тоже меряет достаточно точно) и еще один мультиметр для прозвонки датчика.
  • Подцепляем два провода к датчику и подцепляем провода к концам мультиметра, для удобства.
  • Наливаем воду в кастрюлю.
  • Подвешиваем датчик на нитки или закрепляем его, каким-либо другим способом, главное чтобы почти вся металлическая часть была погружена в воду. Для точности эксперимента не должно быть прямого контакта датчика и кастрюли, тепло должно передаваться датчику только через воду. Поэтому  воды в кастрюле должно быть столько, чтобы погруженный датчик не касался дна.
  • Включаем конфорку газовой плиты на самое минимальное пламя, чтобы вода в кастрюле прогревалась медленно и постепенно, а с ней и тело датчика. Это очень важное условие эксперимента. Если пламя будет слишком сильным, вода в кастрюле быстро закипит, а датчик не успеет прогреться. К примеру, датчик рассчитан на температуру 93 градуса, а сработал только при 100. Ошибочно мы можем посчитать датчик не исправным. А на самом деле проблема из-за быстрого нагрева воды.
  • Нагреваем воду, следим за срабатыванием датчика и сверяем наши результаты и показания на самом датчике.

avto-master.info

Как можно проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Признаки неисправности ДТОЖ

Уточним в статье, каковы наиболее частные признаки неисправности ДТОЖ, с чем это может быть связано. Разберем также, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как проверить его своими руками и как сделать правильные выводы.

Первым делом нужно научиться не путать ДТОЖ с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости (ДТУОЖ). Различия между устройствами весьма существенные. Если ДТУОЖ — чисто информативный датчик, показания которого считывает с панели приборов водитель, то ДТОЖ работает в связке с ЭБУ и выполняет регулирующую функцию.

Что он представляет собой конструктивно? Терморезистор, заключенный в латунную оболочку с выводами.

 

Сопротивление терморезистора напрямую зависит от температуры. При ее повышении сопротивление уменьшается, и электронный блок управления по этому признаку начинает действия по стабилизации температуры ОЖ.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как его найти?

Естественно, он будет находиться в месте, в котором его наконечник сможет напрямую контактировать с охлаждающей жидкостью. Как правило, ДТОЖ монтируется (вкручивается по резьбе) в выпускной патрубок ГБЦ.

Возможны варианты нахождения датчика на верхнем шланге радиатора или на корпусе термостата. В любом случае его месторасположение должно быть таким, чтобы он располагался на пути потока ОЖ от двигателя автомобиля к радиатору.

Основные признаки неисправности ДТОЖ

К ним можно отнести следующие.

  1. Двигатель машины работает не стабильно, начинает троить, иногда просто глохнет.
  2. Холостые обороты «пляшут» в диапазоне 200-1500 об/мин.
  3. Движок трудом заводится.
  4. В холодную погоду неожиданно включается вентилятор охлаждения (т.е. уменьшение сопротивления терморезистора идет вразнобой со значениями нагрева).
  5. Без причин возрастает расход топлива (не работает система охлаждения).
  6. Следующая неисправность: из выхлопной трубы внезапно начинает идти темный или совсем черный дым.

Все эти проблемы можно отнести к неисправностям ДТОЖ, но всякий агрегат перед ремонтом или заменой нуждается в проверке.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости в домашних условиях

Алгоритм проверки датчика несложен. Понадобится тестер, термометр, емкость с ОЖ (водой).

ДТОЖ следует поместить в емкость с водой, нагрев которой можно изменять и контролировать термометром.

 

Тестер нужно выставить в режим омметра, присоединить щупы к выводам датчика. Далее свериться с таблицей:

Если значения укладываются в табличные параметры — все в порядке.

Можно проверить устройство и по соответствию вольтажа температуре в режиме вольтметра. Тестовая таблица будет такая:

 

Это видео немного по-другому показывает процесс проверки своими руками датчика температуры охлаждающей жидкости, но принципиальная схема тестирования та же:

После выявления признаков неисправности ДТОЖ можно принимать решение о том, что делать: проверить еще раз, заменить узел или ремонтировать. 25 мая 2017Teor21

avtotuningg.ru