Движение в пробке на механике


Как правильно ездить на механике?

Привет, друзья! Сегодня я, Евгений Борисов, предлагаю поговорить о вождении автомобиля с механической трансмиссией.

Как часто вы замечали, что на светофоре учебный автомобиль превращается в дикого мустанга: при попытке тронуться просто-напросто глохнет?

Отсутствием плавного старта и большим откатом назад страдают многие новички, но с опытом эта проблема уходит.

Зато приходит понимание, как правильно ездить на механике и как реже посещать автосервисы. Поехали!

Я не волшебник! Я только учусь!

Опытные водители, которые попробовали и механику, и автомат наверняка со мной согласятся – с механической коробкой без опыта ездить сложнее.

Именно поэтому всем, кто только постигает азы вождения, я бы рекомендовал начать обучение именно с нее. После механической коробки вам сам черт не страшен!

Основная сложность для новичков, особенно женского пола, – в невозможности поймать «тот самый момент», когда «сцепление плавно отпускается», а «газ выжимается». И хотя на словах объяснять подобные вещи сложно, попробуем слегка прояснить.

  • Еще до начала запуска двигателя, выжмите сцепление до упора левой ногой, а правой – тормоза. Заведите авто, убедившись, что передача выключена (иначе машина может поехать).
  • Переведите рычаг переключения КПП (под вашей правой рукой) на 1 скорость. И упаси вас бог, сделать подобное при невыжатом сцеплении. После одного раза, может, трагедии и не случится, но при регулярном нарушении правила придется платить за ремонт.
  • Переведите правую ногу с тормоза на газ. Плавно отпускайте сцепление и одновременно начинайте утапливать педаль газа. Вы почувствуете, как шестерни трансмиссии «зацепились», а автомобиль «покатился». Следите, чтобы тахометр показывал примерно 2 тыс. оборотов в минуту.
  • Не бросайте сцепление резко, иначе заглохните. Делайте всё плавно, словно вы – шаолиньский монах во время медитации.
  • При наборе скорости – медленно отпускайте сцепление.

Поспешу приправить инструкцию, от которой вы, вполне возможно, слегка приуныли, порцией позитива: если вы научитесь трогаться с места – считайте, что освоили механику на 80%.

На заметку! Хороший инструктор будет настаивать на четком закреплении ног за той или иной педалью: для сцепления и тормоза – левая, для газа – правая.

Учиться лучше всего на автодроме с ровным покрытием, где вас не будут смущать другие водители (а они, ох, какую нетерпимость проявляют иногда на дорогах).

После того как вы научитесь трогаться, двигаться и останавливаться на площадке, вас «выведут в люди» – предложат прокатиться по городу. Главный совет – не обращайте внимания на недовольные взгляды и «бибиканье».

Просто делайте своё дело, успокаивая себе тем, что рядом инструктор, который, в случае чего, придет на помощь.

Скоростной режим

Сложность с переключением скоростей преодолеть проще, чем научиться плавно трогаться. Как только стрелка тахометра приблизиться к отметке 3 тыс. об/мин:

  • отпустите газ, до упора выжмите сцепление и передвиньте рычаг в новое положение (например, на вторую скорость – она, кстати, считается самой рабочей и используется чаще других) – все эти операции делаются синхронно;
  • плавно отпускайте сцепление и выжимайте газ (точно так же как вы делали на этапе начала движения).

На заметку! Если во время переключения скорости автомобиль начинает «трясти», то вы поторопились.

Строго говоря, на механике переходить на более низкую передачу перед остановкой машины не нужно, однако в некоторых случаях, например, при движении в пробках, уйти на пониженную передачу целесообразно, чтобы уменьшить расход топлива.

На обледеневших покрытиях зимой и опасных участках также лучше использовать низкие передачи – уходить на них нужно при показаниях тахометра менее тысячи об/мин.

А что делать, если в авто нет тахометра? Инструкторы часто предлагают «слушать» – если мотор «басит», а автомобиль при этом не едет быстрее, то включена слишком высокая передача.

Вот только тем, кто сидит месяц за рулем, очень часто сложно различить «симфонию», поэтому можно ориентироваться на спидометр:

  • до 25 км/час – 1-я передача;
  • от 25 до 50 – 2-я;
  • от 50 до 70 – 3-я.

Смотрите полезные видео уроки, которые я специально подобрал для вас по теме разговора.

Ошибки новичков

Многие начинающие полагают, что намного проще держать сцепление выжатым постоянно, чем ломать голову, когда на педаль нажимать, а когда нет. В этом случае не избежать вам двух зол:

  • затекшей левой ноги, которую от постоянного напряжения начнет сводить или «пронзать иголками»;
  • преждевременной «смерти» сцепления.

Ногу, конечно, после остановки можно растереть и «привести в чувство», но если вы не хотите ездить исключительно до мастерской, чтобы не сжечь сцепление, убирайте ногу с педали после каждой операции.

Итак, ездить мы научились, но ведь надо еще понять, как останавливаться.

Неопытные водители часто просто сбрасывают скорость, переводят рычаг в нужное положение и жмут на тормоз, хотя такой вариант быстро изнашивает и сцепление, и саму коробку.

Правильный вариант торможения и остановки:

  • выжать сцепление;
  • перевести рычаг в нейтралку;
  • снять ногу со сцепления;
  • плавно давить на тормоз до полной остановки.

На заметку! При нейтралке крутящий момент не передается на колеса, это значит, что даже заведенный автомобиль при нейтральной передаче в случае нажатия газа не поедет.

И еще одна распространенная ошибка начинающих – игнорирование ручного тормоза. Использовать ручник нужно каждый раз, когда вы паркуетесь, независимо от угла наклона поверхности.

Дополнительно защитить от «укатывания в бездну» поможет и переведение рычага в положение первой скорости. Если вы остановились на склоне, то выставьте рычаг на «R» и поверните передние колеса.

Повторюсь, можно теоретически вызубрить, как научиться правильно ездить на механике, но без практических навыков и хорошего инструктора, вы даже тронуться с места не сможете. Хотите поспорить?

Поделитесь своими историями практической езды на автомобиле с МКПП – с интересом почитаем. Буду признателен, если поддержите мой блог с помощью репоста статьи в соцсетях. Удачи всем! И до новых встреч!

Этой статьей стоит поделиться

guru-pdd.ru

Как ездить на "механике": 10 простых шагов

Вы никогда не знаете, когда вам понадобится умение управлять таким автомобилем. Пусть вы ярый приверженец машин с автоматической коробкой передач, но случаи в жизни бывают разные. Вдруг ваш друг перепьет, и вам придется везти его домой на захудалом Форде? Или вам понадобится арендовать автомобиль за рубежом, а в наличии будут только авто с МКПП?

Если вы умеете водить «механикой», вас никогда не застать врасплох. Мужчина, водящий авто с МКПП, умеет управлять АКПП. Но мужчина, водящий только автоматику, не факт, что сможет сразу сесть и завести МКПП.

Авто с МКПП помимо этого имеют множество плюсов. Они гораздо дешевле своих старших братьев, поскольку спрос на механику становится с каждым годом ниже. Кроме того, расход бензина авто с МКПП гораздо ниже. Вы не только сэкономите средства при покупке транспортного средства, но и отдадите меньше денег заправочным станциям.

При этом можно также завести механику «с толчка» при севшей батарее, если у вас нет прикуривателя.

И вообще, управлять авто с МКПП – настоящее удовольствие! Вы чувствуете автомобиль и каждое его движение, вы становитесь частью машины, вы ощущаете каждый шум и вибрацию. Управление автоматикой по сравнению с механикой – это словно суррогат вождения.

Многие “боятся” машин с МКПП, но если освоить азы управления ими и как следует попрактиковать их, вы сможете покорить этого зверя!

Шаг первый: Осмотрите панель управления

В автомобиле с МКПП водителю необходимо самостоятельно переключать скорости. В основном, такие машины имеют 4–5 скоростей и одну заднюю скорость передачи. Чтобы понять, предназначение каждой скорости, нужно знать следующее:

Нажимая на педаль сцепления вы даете автомобилю включить необходимую передачу. Не забывайте, переключать коробку передач можно, только если педаль сцепления нажата до конца.

Нейтральная передача «блокирует» колеса, то есть крутящий момент двигателя не передается им. Если двигатель работает и включена нейтральная передача, автомобиль не тронется с места при нажатии педали газа. При этом, если включена нейтральная передача, из этого положения можно включить любую скорость.

2-я передача во многих автомобилях с МКПП является основной. Первая предназначена для того. Чтобы тронуться с места. На второй передаче можно съехать со склона или медленно двигаться в пробке.

У задней передачи несколько расширенный диапазон работы, если сравнивать с первой передачей. Задняя передача позволит быстрее разогнаться. Но помните, что на задней передаче нельзя ехать долго. Такая езда может вывести из строя механизм коробки передач.

Шаг второй: Освойте расположение скоростей

Прежде чем научиться ездить на авто с МКПП, важно освоить расположение каждой скорости передач, которые обозначены на ручке переключения. Ведь не будете же вы во время управления автомобилем смотреть на ручке, где находится та или иная скорость? Помните, что для идеального переключения передач необходимо полностью нажимать педаль сцепления, в противном случае каждая скорость будет включаться с характерным скрежетом, а это может привести к выходу трансмиссии из строя.

Шаг третий: Пуск двигателя

Установите ручку переключения передач в нейтральное положение. Педварительно нажмите педаль сцепления, прежде чем завести мотор. Не стоит переключать передачи без нажатой педали, так как это может привести к выходу из строя МКПП. Запустив двигатель, прогрейте его до рабочей температуры. Если вы прогреваете автомобиль в зимнее время, то первые несколько минут прогрева не отпускайте педаль сцепления после включения нейтральной передачи. Таким образом вы сможете намного быстрее прогреть замерзшее масло в коробке

Внимание! Ни в коем случае не запускайте двигатель автомашины при включенной передаче. Это приведет к неконтролируемому движению машины, что может привести к ДТП.

Шаг четвертый: Используйте педаль сцепления правильно

Принцип работы с педалью сцепления прост – нажали и отпустили. Все движения осуществляются плавно и быстро с небольшой паузой в точке ”схватывания”. Старайтесь постоянно ездить на передаче.

Как правильно пользоваться сцеплением?

    Выжимайте педаль сцепления быстро и до упора.Отпускайте педаль плавно и без бросков с небольшой остановкой в точке ”схватывания”.Не удерживайте сцепление выжатым длительное время.Начинайте движение с первой передачи. Зимой можно трогаться со второй передачи, если дорога очень скользская.Если планируется поездка по плохой дороге, не перегружайте авто.Следите за состоянием комплектующих системы сцепления (выжимной подшипник, корзина, диски).

Шаг пятый: Действуйте плавно и слаженно

Для того чтобы в полной мере почувствовать истинное удовольствие от управления автомашиной с механикой необходимы слаженные и координированные действия.

Выжмите педаль сцепления до конца. Переключите ручку скоростей на первую скорость. Начинайте медленно отпускать педаль сцепления, одновременно с этим плавно и медленно нажимая педаль газа. Доведя педаль сцепления где то до середины, Вы почувствуете, что крутящий момент начал полностью передаваться на колеса. Отпустив плавно педаль сцепления до конца, разгоняйтесь до 25 км/час. Далее необходимо перейти на вторую передачу. Для этого опять выжмите сцепление до конца и переключите скорость на вторую передачу, после чего плавно, опуская педаль сцепления, медленно прибавляйте газ.

Шаг шестой: Осваиваем дуншифтинг (“нисходящий” порядок переключения передач)

Дауншифтинг — способ переключения низших передач автомашины при замедлении. Он помогает водителям в плохую погоду не пользоваться торможением педалью тормоза, а просто снизить скорость (иными словами, торможение двигателем). Машина остановится быстрее и безопаснее, чем при торможении педалью тормоза.

Например, как с помощью дауншифтинга остановить автомобиль со скорости 75 км/час?

    Нажмите педаль сцепления и переключите коробку на 3-ю передачу, переместив правую ногу с педали газа на тормоз.Чтобы избежать высоких оборотов, отпустите медленно педаль сцепления.Перед тем как  остановиться, выжмите еще раз педаль сцепления.Не включайте в качестве пониженной передачи первую скорость.

Этот способ остановки позволит вам остановиться намного быстрее и безопаснее, чем при торможении одной педалью тормоза.

Шаг седьмой: Задняя скорость

Пользоваться задней передачей автомобиля нужно аккуратно. Включайте заднюю скорость только после полной остановки автомобиля.

Чтобы автомобиль не набрал опасную скорость, не нажимайте сильно педаль газа, так как задняя передача — передача с широким диапазоном работы.

Шаг восьмой: Осваиваем движение на горке

Если оставит машину на склоне, без тормоза она может скатиться назад. Необходимо научиться трогаться на горке или на наклонной поверхности. Для этого встаньте на дороге с наклонной плоскостью, поставьте машину на ручник и включите нейтральную передачу.

Чтобы машина тронулась с места, необходимо:

выжать педаль сцепления;завести машину;включить первую передачу;отпустить плавно сцепление, прибавляя газ;в момент трогания машины (а вы его почувствуете) отпустите плавно ручник, автомобиль начнет движение вперед.

Шаг девятый: Учимся парковаться

Чтобы оставить автомобиль на парковке со спокойной душой, заглушите мотор, выжмите педаль сцепления, включите первую передачу.

Для полной безопасности поднимите рычаг стояночного тормоза или, если ручник электронный, нажмите на кнопку.

Теперь можно спокойно оставлять автомобиль. Только не забудьте снять машину с ручника в следующий раз при начале движения.

Шаг десятый: Практикуем!

Все эти действия вначале будут казаться сложными и замысловатыми. Но как только вы освоите их, вы будете вознаграждены гораздо большим контролем над автомобилем, лучшей топливной экономичностью и недорогим ремонтом (по сравнению с АКПП), бесценным мастерством вождения, которое позволит вам управлять практически любым транспортным средством в мире.

 

chert-poberi.ru

Высший пилотаж водителя или езда в пробках

Давайте поговорим о том, как научиться ездить медленно. Конечно, езда такая малоприятна, но что поделаешь — вам ее не миновать. Будем учиться ездить в «пробках», в потоке, «черепашьим шагом». Только одно может вас утешить в этой ситуации: медленная езда — это высший пилотаж, мастерство высокого класса, которому не часто учит автошкола СПб, Москвы или другого города. А наша с вами задача — стать асами за рулем…

Итак, вы попали в «пробку». И не видно конца потоку машин. Двигаетесь в час по чайной ложке… Не на дачу спешите — на деловую встречу, от которой зависит ваше будущее. Видимо, у многих в этой «пробке» тоже сегодня решается будущее: «BMW» справа не выдержали и пошли на обгон, хотя обгон невозможен. Аварийная ситуация, нервное напряжение, висящее над скоплением машин, взрываются мощными гудками, и на обгон готовы идти уже все. Это уже даже не «пробка», а куча мала. Не раз приходилось видеть, как водители, бросив руль, вылетали из машин и начинали выяснять отношения.

Ну и что, «пробка» рассасывалась? Как вы понимаете, ситуация лишь затягивалась. Наш совет — не нервничайте. Увы, бывают в жизни вот такие ситуации даже у самых всемогущих людей — когда события от вас не зависят (хоть вы и кузнец своего счастья). Значит, примем эти события как данность. И подумаем о чем-то высоком, вечном, приятном, постороннем…

О том, на что у нас не хватает времени в суматошной сутолоке жизни. А для того, чтобы отдаться полностью потоку этих мыслей, движение «черепашьим шагом» должно быть отработано до автоматизма. Включена первая передача, левая нога выжимает педаль сцепления, правая — на педали газа или тормоза, в зависимости от того, едете вы или стоите.

Предположим, поток все время движется, но очень медленно. Вы слегка нажимаете на педаль газа, чуть отпустив педаль сцепления. Впереди идущая машина замедляет движение или останавливается — вы выжимаете сцепление, отпускаете газ. Если это необходимо, чуть притормаживаете. Движение это должно быть очень плавным, без рывков и рева. И как бы ни было тесно, как бы на вас ни наседали, держите дистанцию! Жаль только, если сзади идущая машина не будет выполнять это правило — сидящие на «хвосте», очень действуют на нервы. А вообще «пробка» — отличное место для аутотренинга.

Вообще в «пробке» о многом можно передумать и многое понять. Возможно, вы возьмете за непреложное правило выезжать на деловую встречу на полчаса раньше положенного времени…

Хорошо, если «пробка» — на ровном месте. А если она возникла на дороге в горку или под горку? Тут понадобится ваше умение обращаться с ручным тормозом. Итак, разберем движение «черепашьим шагом» в горку. Машина стоит на ручном тормозе. Вы начинаете двигаться, включив первую передачу, медленно опуская рычаг тормоза, плавно отпуская педаль сцепления и плавно нажимая педаль газа.

Как всегда, лучше потренироваться на горке, когда не будет никого вокруг. Вы отработаете движения до автоматизма, и занудная езда — стояние в «пробке» — будет для вас не таким скучным. Кстати, в этом скоплении машин можно завести интересное, нужное знакомство с тем, кто находится в рядом стоящем автомобиле. Как видите, даже самая безнадежная ситуация может обернуться подарком судьбы — все в ваших руках.

Но еще раз напомним: для того чтобы это случилось, вы должны чувствовать себя свободным человеком, не зависящим от машины или создавшейся «пробки», то есть ваши движения должны быть отработаны до автоматизма. Успеха!

Может заинтересовать:

Как быстро избавиться от царапин на машине

Добавить свою рекламу

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Добавить свою рекламу

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

Меховая накидка на автомобильное кресло

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

Как правильно ездить в пробке

В наши дни появилось понятие «культура поведения в пробках». И в этом нет ничего удивительного. Задумывались ли Вы когда-нибудь, как следует правильно двигаться в заторах? Многие жители мегаполисов не задумываются об этом, что очень зря. К примеру, водителю, особенно владельцу авто с механической коробкой передач, нужно запастись железной выдержкой, бдительностью, хладнокровием и бутылкой воды. Что касается самого авто, то ему нужно быть в форме, то есть быть исправным.

Напомним, что в последний раз мы рассматривали как правильно двигаться по грунтовой дороге. Там мы рассмотрели основные аспекты и выделили несколько рекомендаций. Заходите, очень полезный материал.

Пробки — явление неизбежное для крупных городов. Не смотря на старания чиновников и депутатов, расширение дорог и строительство новых развязок, данная проблема не сдвигается с места. Как гласит мудрый совет «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». И это работает! Итак, во-первых постарайтесь избегать мест большого скопления машин, выберете менее популярный путь следования для автомобильного транспорта. Пусть он будет немного длиннее, зато Вы сэкономите много времени.

Если все же Вам не удалось объехать затор, то перестройтесь в крайний правый ряд. Таким образом Вы сможете подарить себе возможность съехать на другую дорогу при первом удобном случае. Включите радио, где регулярно передают дорожную ситуацию, чтобы оставаться в курсе дела. Также в пробках отлично помогают данные GPS.

Поведение водителя заслуживает отдельного разговора. Все хотят поскорее избавиться из плена пробки и поехать по своим очень важным делам. Но если каждый будет эгоистом, то пробка только больше закупорится. Двигаться в пробке следует не разгоняясь, так как это провоцирует ДТП. Главное — следить впередиидущим автомобилем и сигналом светофора, если он виден. Водителю следует быть сконцентрированным на движении точно так же, как и на дороге без затора. Даже ПДД говорят нам о том, что двигаться нужно не с той скоростью, которая удобна водителю, а со скоростью потока.

В пробке преимущество будет за автомобилями с АКПП. Ведь механика подразумевает постоянное дерганье рычага передач, а иногда и использование ручного тормоза. Хотя в пробке используется преимущественно 2 передачи (1 и 2), все же внимание водителя постоянно переключается.

Понятие «культура поведения на дороге» существует, но в заторах, обычно, не применяется. В пробках царит атмосфера злости и ругани. Ведь каждый водитель мечтает с ветерком домчаться до нужного места, а не тратить нервы, медленно продвигаясь к цели. Аварии, нередко случающиеся в пробках, приводят еще более тягостным последствиям. Для того, чтобы их избежать, старайтесь быть максимально спокойны и хладнокровны. Как говорится, относиться к людям нужно так, как хотите чтобы относились к Вам.

Видео. Что делать в пробке?

Затор или пробка — это всегда стрессовая и экстремальная ситуация. Новички и неопытные водители часто теряются, создавая дополнительные трудности на дорогах. Если Вы принадлежите к такой категории водителей, то всячески старайтесь объезжать «злачные места», ибо не слышать много бранных слов. В такой ситуации не поможет даже десять восклицательных знаков на заднем стекле.

vazgarage.ru

Вождение на механике для начинающих: пошаговая инструкция

Выбирая для себя автомобиль, будущие водители становятся перед выбором: какую выбрать марку машины, цвет, тип кузова, а также с механической коробкой передач, либо с АКПП.

Все зависеть будет от личных предпочтений и материальных возможностей. Ведь автомобили с МКПП будут стоить на порядок дешевле, нежели автомат. Но не все знают, как правильно ездить на механике.

Для чего нужно умение вождения авто с механической коробкой?

Некоторые автошколы предоставляют такие услуги, как обучение вождению исключительно на автомобили автомат. Это значит, что и права будут выданы соответствующие. То есть, потом сесть за руль МКПП не представится возможным без получения нового удостоверения.

Ситуации в жизни возникают различные, и иногда возникает острая необходимость управлять автомобилем с механической коробкой. Получив права, позволяющие это делать, всегда можно пересесть на автомат. Наоборот же, сделать не получится.

Покупка авто на механике является более выгодным приобретением. Помимо более низкой цены автомобилей, их эксплуатация выйдет также более экономичной. Как правило, расход топлива у них меньший, и ремонт некоторых деталей выйдет также менее дорогим.

В ситуации, когда оказывается разряженным аккумулятор, можно выйти из положения. Например, перекинуть провода из другого автомобиля для подзарядки. Либо же машина может завестись, с так называемого толкача. Эти варианты не подходят, если транспортное средство с автоматической трансмиссией.

Только используя механическую коробку, можно чувствовать полный контроль над автомобилем. Когда многие манипуляции выполняются на автомате, этого не происходит.

Основы езды на механике

Прежде чем узнать, как научиться ездить на механике, желательно понимать, с чем вообще придется иметь дело:

  1. Педали. При управлении ТС используется три педали: газ (крайняя правая), тормоз (по центру), сцепление (располагается слева). В отличие от автоматической трансмиссии, здесь используются в управлении обе ноги. Если водитель, севший за руль механики новичок, поначалу, это делать будет непривычно.
  2. КПП.  При помощи смещения шестеренок в трансмиссии, происходит переключение скоростей. На многих автомобилях данный селектор оснащен подсказками, используя которые проще разобраться, какая передача выбрана.
  3. Тахометр. Располагается на панели приборов, и позволяет определить, сколько коленвал двигателя делает оборотов в минуту. При помощи него новички контролируют, когда необходимо переключаться на следующую передачу. 

Разбираемся с передачами на МКПП

Механика тем и отличается от автомата, что требует постоянного контроля водителя, то есть, самостоятельного переключения скоростей. В основном ТС имеют 4 или 5 скоростей, и в дополнении к ним задняя. Чтобы понимать месторасположение каждой, необходимо знать их предназначение.

Коробка передач: инструкция для начинающих

  • Всякий раз движение начинается с выжима педали сцепления, таким образом, появляется возможность переходить на другую скорость. Вводить требуемую передачу допустимо в том случае, когда сцепление будет полностью выжато.
  • Когда избрана нейтральная передача, при выжимании газа, автомобиль не двинется с места. Когда селектор находится в данной позиции, возможно, выбирать желаемую скорость, включая заднюю.
  • Рабочей передачей считается вторая. На ней удобно передвигаться по наклонной местности, а также осуществлять езду в пробках. Первую же обычно используют для старта пути, затем, ускоряясь, переходят на вторую. Набрав еще большую скорость и обороты, можно переходить на третью.
  • Труднее освоить неопытным водителям как ездить на механике, на задней передаче. Используя ее, разгон происходит быстрее, нежели на первой, но все же, водить машину часто, таким образом, весьма опасно.

Прежде чем выезжать на автомобиле в город, необходимо хорошо ориентироваться, где какая передача расположена. Теория это хорошо, но в данном случае, необходимы практические навыки. Ведь во время езды отвлекаться и смотреть на селектор, выбирая нужную передачу, нельзя, поскольку это небезопасно. Первое время можно тренироваться на авто, в нерабочем состоянии, доводить до автоматизма включение передач.

Начало движения

Порядок действий:

  1. Прежде чем, повернуть ключ в замке зажигания, необходимо полностью выжать педаль сцепления левой ногой, а правой нажать на тормоз, и только после этого завести мотор. Мотор заведен, сцепление выжато, можно включать первую передачу (до этого селектор находиться в нейтральном положении). Чтобы автомобиль не заглох, нельзя отпускать левую ногу с педали. Когда машина работает, с тормоза, нога перемещается на педаль газа и одновременно необходимо начинать убирать ногу со сцепления, только плавно.
  2. Чтобы выполнить переход на следующую скорость, необходимо, чтобы стрелка тахометра приравнивалась к 3000 оборотам. Если переключиться слишком рано, то машина может заглохнуть.

Как выполняется переход:

  • Правая нога убирается с газа, а левой полностью выжимается сцепление, и в это время селектор переводится в необходимое положение,
  • Сцепление необходимо отпустить, а педаль газа нажать,
  • Далее в управлении участвует только правая нога, до перехода на следующую скорость или остановки.

Более опытные водители обычно не обращают внимания на показания тахометра, а ориентируются на звук двигателя.

Если автомобиль не разгоняется и слишком низкие обороты, то необходимо переключиться на скорость ниже. А если же обороты слишком высокие, то необходимо включение следующей скорости, чтобы не перегружать двигатель.

Остановка и парковка

Чтобы заглушить автотранспорт можно использовать два варианта:

  1. Переключение на пониженные передачи, вслед за тем, необходимо выжать педаль тормоза.
  2. Надавить сцепление и переместить селектор в нейтральную позицию, затем устранить ногу со сцепления и поднажать, если есть надобность, тормоз.

Чтобы износ коробки был меньшим лучше использовать второй способ, и не забывать помимо тормоза обязательно выжимать сцепление.

Припарковав свой автомобиль всегда необходимо использовать ручной тормоз, особенно, если поверхность с наклоном. Также всегда стоит помнить о положении колес во время стоянки. Их требуется выворачивать таким образом, чтобы в случае внезапного движения, машина не очутилась на проезжей части.

Также для большей безопасности советуют переставлять селектор на первую передачу. Это поможет подстраховать авто от случайного скатывания. Но при возобновлении движения, нужно помнить, что селектор требуется переместить в нейтральное состояние. И только потом начинать выжимать  сцепление.

На сегодняшний день, некоторые автолюбители новички отдают предпочтение автомобилям с АКПП, считая их более простыми в управлении. Но стоит помнить о том, что механика была и остается наиболее надежной. Наибольший контроль над транспортным средством, увеличенная мощность и экономия в топливе, вознаградят своего владельца за выбор именно МКПП. И приобретя опыт, езда на таких машинах, будет доставлять удовольствие.

Видео инструкция по вождению на МКПП

pdd-helper.ru

Успешный старт и правильная остановка автомобиля, движение в пробке

Теперь, когда мы разобрались с тем, как правильно стартовать на автомобиле, настало время поговорить о том, как же правильно его останавливать. Казалось бы, что в этом может быть сложного? Известный гонщик, трёхкратный чемпион мира в классе «Формула-1» Ники Лауда как-то сказал: «Самое сложное не разогнать машину, а уметь её остановить». И это правда. Причем правильно останавливать машину важно даже на совсем низких скоростях движения.

Рисунок 2.40 Один из важнейших навыков — уметь правильно останавливать автомобиль.

Представьте себе такую дорожную ситуацию: в дорожной пробке стоит старенькая вазовская «шестерка» стоимостью сто долларов в базарный день, а перед ней — «межконтинентальный лайнер» Bentley, стоимость которого измеряется числом со многими нолями. Естественно, водитель «шестерки» искренне не хочет въехать в «корму» стоящего перед ним автомобиля, но при этом — вы не поверите! — делает всё, чтобы его догнать. Если вы где-нибудь понаблюдаете за дорожной пробкой, то увидите, что как минимум в половине случаев это именно так. Дело вот в чем: водитель заднего автомобиля трогается очень аккуратно — с малым газом или вообще без газа, работая одним сцеплением; машина начинает ехать, при этом её скорость постепенно растёт, и чем ближе к препятствию, тем эта скорость выше. В самый последний момент водитель резко жмет на тормоз. Другими словами, 90% пути занимает разгон и лишь 10% — торможение (рис. 2.41), а это просто самоубийственно. Хотелось сделать максимально аккуратно, а получилось совсем наоборот...

Рисунок 2.41 Неправильная манера движения в потоке: разгон занимает примерно 90% пути, а торможение — всего лишь 10%.

Вспомните бадминтон: после того, как ракетка бьет по воланчику, он сначала быстро, а потом всё медленнее летит в нужном направлении, то есть примерно 10 % полета занимает разгон и 90 % торможение. Именно такой режим допустим для движения автомобиля в пробке — интенсивный разгон и последующее долгое скатывание (рис. 2.42). В этом случае автомобиль точно остановится именно там, где нужно, поскольку скорость движения в конце пути невысокая. Единственный недостаток: интенсивный разгон приводит к перерасходу топлива и повышенному износу деталей автомобиля, поэтому совсем резко срываться тоже не стоит.

Рисунок 2.42 Возможный вариант движения в потоке: резкий разгон и долгое скатывание.

СоветРезкий старт может быть полезным в пробке при желании не пустить соседа («наступить на хвост»). Когда кто-то из водителей в пробке достаточно нагло пытается прорваться, нужно понимать, что большее впечатление на людей производят первые действия, то есть, если вы резко «рванули», это может хорошо отпугнуть такого наглеца. Это, конечно же, не значит, что вы и дальше полетите с такой скоростью, но первого рывка будет вполне достаточно для того, чтобы достичь желаемого эффекта. Это довольно серьезный навык, требующий определенной сноровки, и злоупотреблять им не нужно, но право на существование такой способ всё же имеет.

Как же правильно двигаться на автомобиле в пробке? Мысленно поделите расстояние между пунктом А (местом, где в настоящий момент находится ваш автомобиль) и пунктом В (местом, куда автомобилю нужно попасть) пополам (рис. 2.43). Первую половину этого пути будет занимать разгон — достаточно интенсивный, но не резкий. Вторая половина пути — это самое интересное. Представьте себе продавщицу, отпускающую сахар или крупу на развес (рис. 2.44). Она сначала насыпает много, а потом досыпает по чуть-чуть, потряхивая совочком. Торможение осуществляется аналогичным образом — осадили машину достаточно сильным нажатием на педаль тормоза, затем немного отпустили тормоз и, мягко подкатившись, остановились именно там, где нужно. То есть до полной остановки необходимо применить два-три торможения, а не одно. Одиночное торможение — дело случая, повезло — не повезло. Снижать скорость нужно так, чтобы задние вас не догнали, то есть достаточно плавно и прогнозируемо.

Рисунок 2.43 Оптимальный вариант движения в потоке: достаточно интенсивный старт и постепенное торможение.

Торможение в два-три этапа имеет еще одну положительную особенность. Представьте себе, что едущий вслед за вами водитель возможно еще не готов к торможению и может опоздать. Как же его «разбудить»? Вы начинаете тормозить интенсивно и перед его глазами резко вспыхивают ваши стоп-сигналы, он вынужден тоже тормозить и возможно раньше, чем собирался. Но вы не останавливаетесь, а «дарите» ему еще несколько метров до полной остановки, после чего он, утирая пот со лба, спокойно дотормаживает. Другими словами, вы заставили его затормозить и дали для этого место. Это намного лучше, чем, если водитель просто резко останавливает автомобиль, а как остановятся все остальные за ним — это уже их проблемы. Ничего подобного — если следующая сзади машина догонит впереди стоящую, то проблемы будут уже у обоих.

Рисунок 2.44 Торможение должно происходить аналогично тому, как продавец отмеряет необходимое количество сыпучих продуктов — сначала много, а потом точно по чуть-чуть.

Именно поэтому на полпути вы резко выжимаете сцепление (то есть отсоединяете мотор от колес автомобиля), затем, отпуская газ, перекладываете ногу на тормоз и тормозите, но не до ноля. Устранив избыток скорости, вы отпускаете педаль тормоза и спокойно докатываетесь до нужного места.

А как же тормозить в прочих дорожных ситуациях, когда скорости больше? Как сделать так, чтобы автомобиль останавливался без «клевка» носом?

Представьте себе следующую ситуацию. Ночь, по дороге со скоростью сто километров в час едет некий автомобиль с включенным дальним светом (рис. 2.45). Преодолевая очередной перегиб дороги — подъем, а затем спуск — водитель вдруг обнаруживает, что в ста метрах перед автомобилем поперек дороги стоит бетонная стена и сворачивать некуда. Как вы думаете, как он будет тормозить? Естественно, что называется «со всех ног». Сто километров в час — это двадцать пять метров в секунду, то есть до столкновения остаётся всего 4 секунды!

Рисунок 2.45 Чем меньше скорость автомобиля, тем меньшие усилия необходимо приложить для торможения:
  • Cо 100 км/ч тормозить придется «со всех ног»
  • C 50 км/ч будет достаточно отпустить педаль газа и, докатываясь, плавно нажать на педаль тормоза
  • C 10-15 км/ч тормозить вообще не нужно — до стены еще ехать и ехать

Поэтому очень важно понимать следующее: чем выше скорость, тем больше кинетическая энергия автомобиля, тем, соответственно, большие усилия необходимо приложить для того, чтобы остановить этот автомобиль. И следующий, чрезвычайно важный для понимания момент: как только вы начали тормозить, скорость автомобиля начала падать, а значит и тормозить теперь нужно меньше. Самая распространенная ошибка большинства водителей заключается в том, что после первого нажатия на педаль тормоза, они продолжают нажимать на неё еще сильнее. Получается такое расхождение — скорость автомобиля становится меньше, а торможение — больше (рис. 2.46). Из-за этого происходит неприятная вещь — машина перераспределяет свой вес на передние колеса, а её задняя часть подвисает в воздухе, вследствие чего продолжают тормозить лишь передние колеса, а задние вообще не участвуют в процессе. Если вы видели черные следы экстренного торможения на дороге, то наверняка заметили, что обычно их всего два, а не четыре — это как раз свидетельство того, что тормозили только два передних колеса, а задние в это время просто висели в воздухе (рис. 2.47). В связи с этим получается, что чем сильнее водитель продолжает жать на педаль тормоза, тем дальше будет перемещаться автомобиль, поскольку уменьшилось количество колес, участвующих в торможении, а следовательно, и сила трения стала меньше. Ситуация усугубляется еще и тем, что в момент, когда колеса блокируются от избыточного торможения, резина начинает перегреваться и, как кусок сала по сковородке, заставляет машину перемещаться вперед еще быстрее.

Рисунок 2.46 Самая распространенная ошибка многих водителей: интенсивное нажатие на тормоз после того, как машина уже и так снизила скорость. Рисунок 2.47 При экстренном торможении на асфальте остаются два черных следа — свидетельство того, что тормозили только передние колеса, а задние зависали в воздухе. При этом значительно снижается эффективность торможения.

Если же в процессе торможения мы отпускаем педаль тормоза, колесо начинает проворачиваться и с асфальтом будет соприкасаться уже другой, неперегретый участок резины — замедление получится более интенсивным. И, самое главное, задняя часть автомобиля опускается и задние колеса тоже начинают участвовать в торможении, благодаря чему автомобиль остановится раньше. Как ни странно, при нажатии на педаль тормоза с меньшим усилием машина останавливается быстрее!

Конечно же, весь этот процесс нужно выполнять сознательно. В момент же аварийного торможения человеком руководят эмоции — он верит в то, что машина остановится быстрее, если педаль будет выжата сильнее. При чрезмерном усилии торможения колеса перестают вращаться, то есть блокируются. При этом автомобиль, хотя и снижает скорость, но полностью перестает слушаться руля, превращаясь в неуправляемый снаряд. Именно для сохранения управляемости автопроизводителями была придумана антиблокировочная система тормозов (ABS), которая автоматически уменьшает тормозное усилие в момент блокировки колес. Платой за то, что автомобиль не выйдет из-под контроля при торможении, является заметное увеличение тормозного пути (рис. 2.48), когда водитель в экстренной ситуации просто нажмет на педаль и с широко открытыми глазами будет наблюдать за развитием событий.

Для справкиABS (Anti Block System) — антиблокировочная система тормозов, принцип действия которой заключается в следующем: посредством электроники отслеживаются скорости вращения каждого из колес, и в случае блокировки какого-либо колеса происходит отпускание соответствующего тормоза. Благодаря этому удается сохранить управляемость автомобиля.

Рисунок 2.48 Антиблокировочная система позволяет сохранить управляемость автомобиля.

Однако ABS срабатывает в крайнем случае, когда тормозной путь мягко говоря уже «затянулся». Значит, при таких условиях тормозной путь будет все же больше, чем в случае когда водитель тормозил правильно, не доводя до крайности.

Так как же правильно тормозить? Человеку сказали: «Тормози плавно». Он прислушался к совету и начал тормозить плавно: потихоньку плавно нажимает на педаль. Нажимает-нажимает, но тут видит приближающееся впереди препятствие и дожимает педаль — автомобиль «клюет» носом. Ему говорят: «Ты не понял, нужно ПЛАВНО тормозить». Но в следующий раз всё снова повторяется. Что же подразумевается под словом «плавно»? В момент начала торможения на педаль нужно жать сильно, а потом, как только скорость автомобиля начинает падать, усилие нажатия должно становиться всё меньше и меньше, а в момент полной остановки усилия на педали тормоза не должно быть вообще. Большая скорость — большое торможение, скорость меньше — торможение меньше, скорость ноль — тормоз ноль. Именно при таком условии у автомобиля при торможении никогда не будет «клевка», а интенсивность замедления будет оптимальной, то есть соответствующей ситуации.

Как почувствовать, что зад машины начинает подвисать? Представьте себе, что вам к голове привязали веревочку, а другой ее конец пропустили под креслом и привязали к носку правой ноги (рис. 2.49). Вы начинаете тормозить — тело повалилось вперед и веревочка потянула за собой носок правой ноги, отпуская педаль тормоза. При этом торможение уменьшается, и плечи снова ложатся на спинку сиденья. Но, если плечи просто лежат на спинке кресла, значит автомобиль не тормозит вообще. А вот если плечи приподнялись, повисели-повисели и легли обратно, значит замедление автомобиля правильное — комфортное и эффективное. Естественно, для того, чтобы затормозить комфортно, вам придется начать тормозить РАНЬШЕ, и в этом присутствует еще скрытый смысл. Когда автомобиль поедет зимой, резкое торможение вы не почувствуете плечами, но, наработав рефлекс еще летом — тормозить так, чтобы было комфортно плечам, у вас будет большой запас по безопасности даже на снегу или на льду.

Рисунок 2.49 Один из способов определить, что торможение происходит правильно: представьте, что от вашей головы к носку правой ноги через кресло пущена веревка. При интенсивном торможении и наклоне туловища вперед происходит оттягивание ноги от педали тормоза, что приводит к уменьшению тормозного усилия.

СоветПри торможении очень полезно представить себе, что на торпеде стоит стаканчик с кофе (рис. 2.50) и, если торможение будет слишком резким, этот стаканчик упадет. Также можно представлять себе, что на заднем сиденье автомобиля насыпью лежат какие-то изделия из хрусталя — рюмки или фужеры, причем не упакованные, а сложенные просто кучей. При этом, если нажать на тормоза слишком сильно, вся эта куча упадет на пол и перебьется. Таким образом, вопрос торможения — это вопрос самодисциплины. Всегда хочется вдавить педаль тормоза от души, так, чтобы уж наверняка остановиться, поставив жирную точку в конце движения. На первых порах всё хочется сделать быстро — быстро тронуться, бросив раньше времени педаль сцепления, быстро остановиться... На самом деле, нужно просто научиться терпеть, несмотря на то, что кажется, всё происходит очень стремительно, что можно просто не успеть. Терпеть нужно при отпускании педали сцепления, при выборе нужного момента для поворота руля, при нажатии на педаль тормоза — только тогда управление автомобилем станет качественным. А скорость со временем придет сама собой.

Рисунок 2.50 Представьте, что у вас на панели приборов стоит стаканчик с кофе — если будете тормозить резко, кофе разольется.

Еще один интересный момент: если вы будете думать о реакциях автомобиля, а не о своих ногах, то ноги приспособятся. Вспомните, как на старых радиоприемниках приходилось крутить ручку настройки радиостанции или регулировать громкость — вы же, поворачивая эту самую ручку, не на неё смотрите, а слушаете ушами то, что получается. То же самое и с торможением автомобиля — нажимая на педаль, не думайте о своей правой ноге, а чувствуйте свои плечи и следите за интенсивностью замедления. Если вдруг с испугу нажатие на педаль получилось слишком сильным — это сигнал к тому, чтобы отпустить педаль и начать тормозить заново. Но, конечно, это легко сказать, а в реальной ситуации заставить себя оторвать ногу от педали —дело серьезное!

История из жизниОдин мой знакомый однажды рассказал историю о том, как он решил дать «порулить» своей подруге где-то за городом. Машина поехала, а потом на её пути возник пенек. На все команды: «Тормози!» — женщина за рулем никак не реагировала и лишь в ужасе продолжала жать на педаль газа. По словам этого моего знакомого, он двумя руками пытался оторвать её ногу от педали газа, даже синяки потом остались, но все попытки были тщетными — машину смог остановить только тот самый пенёк... Конечно, этот знакомый после такой истории навсегда зарекся давать кому-то «порулить», но суть не в том. Главное, что я хотел сказать, — это то, что в критической ситуации человек настолько теряет контроль над собой, что никакая сила уже не способна оторвать его ногу от нажатой педали. Но если мы каждый день в повседневной практике вождения будем вырабатывать в себе привычку, что чем ближе точка остановки, тем с меньшим усилием нужно жать на педаль тормоза, то при возникновении аварийной ситуации эта привычка сработает независимо от нас и автомобиль затормозит правильно. Это гораздо лучше, чем просто нажать на тормоза и надеяться на Господа.

К сожалению, далеко не единичны случаи, когда машина тридцать метров летит юзом (рис. 2.51) на заблокированных и вывернутых колесах и как кеглю сбивает пешехода, в то время как всё, что нужно было сделать водителю, — просто отпустить педаль тормоза и автомобиль бы просто ушел в сторону, сохранив человеческую жизнь. Поэтому повторюсь еще раз: вырабатывать в себе привычку тормозить правильно необходимо уже с самых первых дней управления автомобилем. Этот навык вождения намного важнее многих прочих.

Для справкиЮз — неконтролируемое движение транспортного средства, характеризующееся тем, что направление колес не влияет на направление движения, то есть попытки водителя воздействовать на автомобиль посредством руля остаются безрезультатными.

Рисунок 2.51 Неправильное торможение может привести к блокировке колес и потере управляемости автомобиля.

Теперь можно приступать к практическим упражнениям на учебной площадке.

Для того чтобы натренировать хорошую, точную работу ноги на педали тормоза, необходимо совершить как минимум сотню остановок возле расставленных фишек (рис. 2.52), подъезжая к ним правым или левым зеркалом автомобиля. Очень важно отработать не просто остановку — человек «созрел» для этого и остановился, а остановку именно возле конкретного ориентира. Одной из главных задач этого упражнения является выработка навыка распределения внимания, о котором мы уже говорили ранее и еще не раз скажем потом. Человеку приходится одновременно зрительно контролировать фишку и работать тормозами.

Рисунок 2.52 Отработка навыков торможения на учебной площадке — остановка на уровне зеркала заднего вида у фишки.

Из опыта обучения вождениюЧтобы немного облегчить задачу, можно останавливаться через одну фишку, то есть останавливаться не у каждой фишки, мысленно деля расстояние между ними для разгона и торможения, а разгоняться от первой до второй фишки, а от второй до третьей — тормозить. Затем от третьей до четвертой снова разгоняться, а от четвертой до пятой — тормозить, и т. д. Именно по этой причине фишек не может быть меньше пяти-шести штук.

Кроме того, данное упражнение поможет научиться четко чувствовать, с какой интенсивностью нужно тормозить, чтобы остановиться именно там, где нужно, а не чуть ближе или чуть дальше этой точки. Очень часто при выполнении упражнения ученик, видя, что автомобиль не успевает остановиться и проезжает нужную точку, начинает тормозить сильнее, чем собирался. По этой причине полезно отметить, что точность, с которой правая нога работает на газе и на тормозе, вполне сопоставима. Другими словами, перемещения педалей газа и тормоза практически равны друг другу и очень важно получать дозированное нажатие. Нажал — посмотрел, что получилось; нажал еще — посмотрел, что получилось. И только после того, как водитель хорошо «прочувствует» весь путь педали тормоза (какая реакция автомобиля соответствует тому или иному усилию нажатия на педаль), можно ожидать от него, что в конкретной дорожной ситуации он затормозит адекватно и правильно. Дело в том, что ЖДАТЬ реакции автомобиля в реальной дорожной ситуации — неправильно. Правильнее ЗНАТЬ, какая реакция последует — это позволит сэкономить те мгновения, которые могут сыграть решающую роль в конечном итоге.

К слову сказать...В старом анекдоте молодой морской котик спросил старого морского котика: «Дедушка, а если человек упадет в море, он умрет?» Старый морской котик, подумав, ответил: «Нет, не умрет. Но умрет, если там останется». Если нажатие на педаль тормоза получилось слишком сильным — это еще не беда. Нужно заставить себя отпустить педаль и начать торможение снова. Как будто педаль — это колючка, наступил слишком сильно — отдернул ногу. Следует понимать, что в современных автомобилях работа педали тормоза зависит не от усилия нажатия, а от глубины. Торможение начинается не тогда, когда на педали ощущается сопротивление, а намного раньше. Очень важно для начала срабатывания тормозов, чтобы нога могла сразу проходить холостой ход педали и попадать в нужную точку. Именно в этом случае работа педалью тормоза станет безукоризненной. Один из важных моментов: при нажатии на педаль пятка ноги не должна отрываться от пола. Дело в том, что если нога, нажимающая на педаль, будет на весу, то с началом торможения тело водителя по инерции наклонится вперед, и усилие на педали увеличится. Если же педаль будет нажиматься только носком ноги, то торможение будет более дозированным и правильным. Тормоза — это не панацея от всех бед. Тормоза — это острый инструмент, который может как «отрезать» опасность, так и «поранить» того, кто пользуется ими неумело.

Рисунок 2.53 При нажатии на педаль тормоза пятка не должна отрываться от пола.

Учитывая, что при выполнении упражнения «старт—остановка» к ученику предъявляются жесткие требования — он должен останавливать автомобиль буквально с точностью до сантиметра у фишки, при этом расстояние между фишками составляет десять шагов (7,5—8 метров), то при последующем выезде на обычную дорогу этот ученик, попав в среднестатистическую пробку, вообще справится без труда с возникшей ситуацией, поскольку в этом случае расстояние для торможения уже будет составлять полметра—метр, а проезжаемое за одно перемещение расстояние — порядка десяти метров, даже если пробка движется в режиме «подъехали—стали».

После сотни—двух повторений выработается устойчивый навык, поэтому очень важно не полениться, а тщательно поработать над этим упражнением.

Из опыта обучения вождениюПри многократных стартах—остановках обычно очень сильно устают ноги. В этом случае полезно выйти из машины, потоптаться, походить, повставать на носочки. Нужно понимать, что это временный эффект, возникающий из-за того, что человек до этого не работал ногами подобным образом и оказались задействованными группы мышц, которые при обычных обстоятельствах практически не работают. Со временем организм привыкнет к новым нагрузкам и всё пройдет. На этапе обучения устающие ноги — это хорошо, поскольку помимо сознательного обучения будет происходить бессознательное: пока мышцы не устали, человек может позволить себе делать лишние движения и лишние напряжения; когда же мышцы устают, все движения становятся лаконичными, короткими и скупыми. То есть именно за счет того, что организм устает, человек начинает делать правильные вещи и запоминает их на мышечном уровне.

Очень часто при многократном повторении чередующихся стартов и остановок ученик начинает путать педали. В этом нет ничего страшного, ведь обучение происходит на учебной площадке, а не где-то в дорожном потоке. Поэтому не стоит воспринимать подобные ошибки слишком болезненно.

Бывает, что при торможении начинающий водитель то ли забывает, то ли не успевает выжать педаль сцепления, в результате чего двигатель глохнет. Глохнуть, конечно, не рекомендуется, но и ничего особо страшного в этом событии тоже нет — главное, что автомобиль при этом останавливается, а двигатель можно и заново запустить.

К слову сказать...Примечательно, что на любом автомобиле тормоза подобраны таким образом, что их мощность значительно превышает мощность двигателя. Только в голливудских фильмах на автомобиле может «сойти с ума» двигатель и машину невозможно остановить, в реальной жизни исправные тормоза автомобиля всегда способны «задушить» мотор, каким бы мощным он ни был. Конечно же, я имею в виду автомобили заводской комплектации. Зачастую владельцы тюнингованных автомобилей стараются всячески уве личить мощность двигателя, но при этом оставляют заводские тормоза, а потом надеются на то, что их мощности хватит, чтобы остановить машину с запредельной скорости. Возможно, на пару раз этих тормозов и хватит, но потом всё... На стандартном же автомобиле в крайнем случае, когда совсем некуда ехать, можно, забыв обо всём на свете — в том числе и о педали сцепления, просто «ткнуть» тормоз — пусть при этом двигатель заглохнет, зато машина остановится.

Рисунок 2.54 Мощности стандартных тормозов не хватит, чтобы остановить автомобиль с двигателем повышенной мощности.

Стоит отметить, что в упражнении «старт—остановка» немаловажную роль играет не только торможение, которое является второй частью пути, но и первоначальный разгон.

Представьте себе, что, прогуливаясь с ребенком, вы на минутку выпустили его из вида и он слегка испачкал одежду брызгами грязи из лужи. Что вы сделаете в этом случае? Возьмете салфетку и просто вытрете мелкие пятна. А теперь представьте, что вы надолго оставили ребенка без присмотра и он запачкался, что называется, «по уши»... В этом случае салфетка уже никак не поможет. Тормоза — это та же салфетка. Если мы изначально перебрали с разгоном, то тормоза, конечно, какую-то роль сыграют, но не решат всех проблем, которые могут возникнуть. Именно поэтому нужна определенная согласованность действий — машину нужно «толкнуть» ровно настолько, чтобы она, прокатившись, сама собой остановилась примерно там, где нужно, а тормозами можно лишь подкорректировать это положение.

СоветВ любом случае также полезно приучать себя к тому, чтобы окончательная остановка автомобиля происходила вообще без участия тормозов. В этом есть определенная польза — зимой, если водитель просто нажимает на тормоз и останавливается, то колодки собирают с тормозного диска влагу и, когда остынут, примерзают (это непременно почувствуется при трогании автомобиля, например, после ночной стоянки). Если же человек после отпускания тормозов еще 20-30 сантиметров позволяет машине прокатиться до полной остановки, то колодки не примерзнут.

Сразу же стоит отметить еще и такие моменты, как особенности торможения автомобиля при движении с горки и под горку.

Если нам необходимо плавно скатиться вниз с горки (рис. 2.55), то, постепенно отпуская педаль тормоза, полезно найти зону, при которой начинают «скрипеть тормоза» — это как бы нулевая зона, при которой не происходит торможения, но и тормоза не отпущены. Другими словами это такой переходный момент, когда колодки едва-едва касаются тормозного диска. В некоторых случаях, ощущая такое положение тормозов, можно заставить машину скатываться буквально по сантиметру абсолютно без рывков.

Рисунок 2.55 Торможение автомобиля при движении с горки.

При торможении под горку (рис. 2.56) нужно четко понимать, что горка является определенным тормозом сама по себе, поэтому этот дополнительный тормозной эффект нужно также учитывать и работать педалью тормоза, соответственно, меньше. В то же время, если автомобиль катится с горы, нужно учитывать дополнительный разгонный эффект и применять дополнительное торможение.

Рисунок 2.56 Торможение автомобиля при движении под горку.

Обратите особое вниманиеДаже работая тормозами достаточно эффективно, водитель должен создать у своих пассажиров впечатление, что всё происходит само собой — не должно быть каких-то «полетов» человеческих тел, ныряния носом вперед и тому подобных явлений. Самым главным показателем комфортного движения автомобиля является плавность хода. Если ваш пассажир может спать, когда автомобиль движется в пробке — это показатель хороших навыков вождения. Если же пассажир упирается ногами в пол, а руками хватается за полоток или за ручки — это значит, что ваши навыки далеки от совершенства и вам есть над чем работать (кстати, любому водителю всегда есть над чем работать).

Разумеется, расстояния движения в пробках могут быть самой различной длины и иногда до начала торможения нужно проехать некоторое расстояние без разгона. Кроме того, такой способ движения на автомобиле может пригодиться и в других ситуациях. Довольно популярный сюжет из фильмов: по дороге идет девушка, а рядом с ней на автомобиле «крадется» парень (рис. 2.57). Конечно, на автомобиле с автоматической коробкой передач это вообще не проблема, но и с «механикой» такой «трюк» тоже вполне выполним. Для этого нужно лишь правильно работать педалью сцепления.

Рисунок 2.57 «Красться» на автомобиле с «механикой» со скоростью пешехода можно при правильной работе педалью сцепления.

Нужно понимать, что при движении на коротких участках, сцепление из ПАУЗЫ не должно уходить вообще никогда, то есть выше ПАУЗЫ педаль сцепления вообще не должна подниматься. Нельзя «перехватиться» и снова выжать сцепление — так можно догнать впереди стоящую машину. Когда нужно остановиться, педаль сцепления нажимается из этого положения и применяются тормоза. Если дорога в пробке освобождается или «красться» на автомобиле больше не нужно, из той же ПАУЗЫ педаль сцепления отпускается полностью и автомобиль начинает движение в обычном режиме.

Обратите особое вниманиеДаже если нужно проехать десять сантиметров, лучше трогаться с газом. Хотя и кажется, что при использовании одной лишь педали сцепления старт будет менее интенсивным, на самом деле, как мы уже обсуждали ранее, при старте с газом попасть в нужный диапазон сцепления намного легче, поэтому машина тронется не менее плавно, но более уверенно, и при этом не проедет больше, чем нужно. Единственное, о чем нужно помнить при этом —из этих самых десяти сантиметров пути пять должны быть потрачены на разгон, а пять — на торможение.

monolith.in.ua