Где находятся реле


Что такое реле, и как оно работает

Как сделать из «минуса» «плюс» и наоборот? Как подцепиться к электроприводу? Как открыть багажник с брелока сигнализации? Как заблокировать запуск двигателя? На все эти вопросы есть  ответ: с помощью реле.

Зная, как работает реле, Вы сможете осуществить различные схемы подключения к электропроводке автомобиля.

Обычно реле имеет 5 контактов (бывают и 4-хконтактные и 7-ми и т.д.). Если Вы посмотрите на реле внимательно, то увидите, что все контакты подписаны. Каждый контакт имеет своё обозначение. 30, 85, 86, 87 и 87А. На рисунке видно где, какой контакт.

Контакты 85 и 86 - это катушка. Контакт 30 - общий контакт, контакт 87А - нормально-замкнутый контакт, контакт 87 - нормально-разомкнутый контакт.

В состоянии покоя, т.е., когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой - «минус», без разницы куда что) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87. Вот и весь принцип действия. Вроде бы ничего сложного.

Реле часто приходит на выручку во время установки дополнительного оборудования. Давайте рассмотрим простейшие примеры применения реле.

Блокировка двигателя

В качестве блокируемой цепи может быть что угодно, лишь бы машина не заводилась при разорванной цепи (стартер, зажигание, бензонасос, питание форсунок и т.д.).

Один контакт питания катушки (пусть 85) соединяем с проводом сигнализации, на котором появляется «минус» при постановке в охрану. На другой контакт катушки (пусть 86) подаём +12 Вольт при включении зажигания. Контакты 30 и 87А подцепляем в разрыв блокируемой цепи. Теперь, если попытаться завести автомобиль при включенной охране, контакт 30 разомкнётся с контактом 87А и не даст завести двигатель.

Эта схема используется, если у вас «минус» с сигнализации на блокировку выходит при постановке в охрану. Если у вас «минус» с сигнализации на блокировку выходит при снятии с охраны, тогда вместо контакта 87А используем контакт 87, т.е. разрыв цепи теперь будет на контактах 87 и 30. При таком подключении реле будет всегда в рабочем состоянии (разомкнутом) при работающем двигателе.

Инвертируем полярность сигнала (с «минуса» делаем «плюс» и наоборот) и подключаемся к слаботочным транзисторным выходам сигнализации

Допустим, нам надо получить «минус», но у нас есть только «плюсовой» сигнал (например, у автомобиля положительные концевики, а у сигнализации нет входа положительных концевиков, а есть только вход отрицательных). На помощь опять приходит реле.

Подаём на один из контактов катушки (86) наш «плюс» (с концевиков автомобиля). На другой контакт катушки (85) и на контакт 87 подаём «минус». В итоге на выходе (контакт 30) получаем нужный нам «минус».

Если нам надо, наоборот, из «минуса» получить «плюс», то маленько меняем подключение. На контакт 86 подаём исходный «минус», а на контакты 85 и 87 подаём «плюс». В итоге на выходе (контакт 30) получаем нужный нам «плюс».

Если нам надо из слаботочного отрицательного выхода сигнализации (в сигнализации такие выходы могут называться по-разному и их назначение тоже различное: выход на 3-е зажигание, выход на открытие багажника, выход на закрытие стёкол и т.д.) сделать хороший мощный «минус» или «плюс», то тоже используем эту схему.

На контакт 85 подаём выход с сигнализации. На контакт 86 подаём «плюс». На контакт 87 подаём сигнал той полярности, который нам надо получить на выходе. В итоге на контакте 30 мы имеем ту полярность, которая на контакте 87.

Открытие багажника с брелока автосигнализации

Если в автомобиле стоит электрический привод багажника, то можно подключиться к нему автосигнализацией для открытия его с брелока сигнализации. Если с сигнализации выходит слаботочный сигнал на открытие багажника (а чаще всего так и есть), то используем эту схему.

Прежде всего, находим провод на привод багажник, где появляется +12 Вольт при открытии багажника. Разрезаем этот провод. Тот конец разрезанного провода, который идёт к приводу, подцепляем к контакту 30. Другой конец провода подцепляем к контакту 87А. Выход с сигнализации подцепляем к контакту 86. Контакты 87 и 85 подцепляем на +12 Вольт.

Теперь, при подаче сигнала с сигнализации на открытие багажника, реле сработает и на провод электропривода багажника пойдёт «плюс». Привод сработает, и багажник откроется.

Это лишь немногие схемы подключения с использованием реле. Ещё немного схем с использованием реле можете найти на сайте в категории схемы хитрушек и в разделе схемы подключения к центральному замку.

autosiga.ru

Как работают реле в автомобиле

Этот вопрос рано или поздно возникает практически у всех автовладельцев. Эти маленькие черные коробочки, в изобилии расставленные по автомобилю, что-то делают внутри себя, щелкают, тикают и иногда ломаются. Что же такое – реле?

Вообще, реле бывают разные. Существует огромное количество реле, делящихся по типу срабатывания, напряжению, сфере применения и так далее. Но в рамках этой статьи мы разберемся с обычными электромеханическими реле, которые используются в любых автомобилях, которые вы видите вокруг.

Что такое реле?

Автомобильное реле с четырьмя контактами — самое распространенное

Реле – это устройство, которое позволяет замыкать или размыкать электрическую цепь по определенному сигналу. В классическом варианте такой сигнал является обычным напряжением, но поданном на отдельные контакты. Зачем это нужно?

Реле используют, во-первых, для того, чтобы можно было управлять мощными потребителями электричества при помощи слабых элементов управления. Во-вторых, реле дает возможность включать несколько потребителей одной кнопкой.

Пример из жизни: обычные автомобильные фары. Галогенные лампочки в фарах, как правило, имеют мощность 55 Ватт. Их две, а это значит, что общая мощность уже 110 Ватт. Когда вы нажимаете кнопку в салоне или поворачиваете выключатель фар, то лампочки в фарах зажигаются и создают нагрузку в проводах как раз на эти 110 Ватт. Данная мощность не маленькая, и без реле вся она проходила бы через выключатель. Для того чтобы такое реализовать, пришлось бы проводить в салон толстые провода, да и сам выключатель был бы могучим и скорее всего некрасивым. Поместить его в подрулевой выключатель (как, например, на японских машинах) вряд ли бы удалось.

Если учесть, что мощных потребителей немало даже в классических «Жигулях» (вентилятор охлаждения двигателя, фары, подогрев заднего стекла, стартер), то в салон пришлось бы проводить огромное количество толстенных проводов и делать мощные органы управления.

От всего этого освобождает реле. Чтобы понять, как оно это делает, давайте рассмотрим его внутреннее устройство.

Как устроено реле?

Основа реле – электромагнит и контактная группа. Контактная группа, в простейшем случае, представляет собой четыре контакта. Два из них – питание электромагнита, остальные – питание подключенного через реле потребителя (например, подогрева заднего стекла). Эти контакты имеют свои названия – управляющая цепь и силовая цепь (или управляющие контакты и силовые контакты). Соответственно силовая цепь – это мощные контакты, которые пропускают через себя ток для потребителя (например 110 Ватт для фар головного света). Управляющая же цепь – работает со слабым током и предназначена для питания электромагнита. При этом на один (определенный) контакт электромагнита подается «плюс», а второй контакт – «масса», то есть он, как правило, соединяется с кузовом автомобиля.

На силовые же контакты подключаются мощные провода, и получается, что реле, как бы разрывает эти провода на две части, чтобы была возможность управлять током внутри них.

Реле бывают не только с четырьмя контактами (два управляющих, два силовых), но и с большим их количеством. Однако, в большинстве случаев, в машинах применяются все-таки 4-х контактные реле.

Как работает автомобильное реле?

Принцип действия реле

Электромагнит, находящийся внутри реле, срабатывает при подаче напряжения на определенный контакт и притягивает к себе подпружиненную перемычку. Перемещаясь в другое положение под действием магнита, эта перемычка замыкает контакты силовой цепи. Получается, что мощные провода «разорванные» на две части фактически «соединяются» внутри реле и по ним начинает идти ток, питая потребитель.

Главная прелесть этой конструкции в том, что электромагнит, требует очень маленькое напряжение для своей работы. А оно подается из салона от красивых и небольших кнопок или крутилок. Эти далеко не мощные органы управления уже не подвержены большим токовым нагрузкам, а всего лишь подают слабый сигнал на магнит.

Когда мы включаем те же фары, на самом деле сначала включаются не лампочки в фарах, а электромагнит в реле. Он тянет к себе перемычку и уже она подключает фары. Соответственно, при выключении фар в салоне автомобиля, напряжение на электромагните пропадает, перемычка под действием пружинки возвращается обратно и размыкает силовые контакты. Все это происходит почти моментально и сопровождается щелчком. Наверное, все слышали, как при включении «поворотников» в салоне, из-под торпеды, начинают раздаваться мерные щелчки. Это перемычка внутри реле то притягивается, то отпускается магнитом и «стучит».

Схема подключения фар через реле иногда приводит к странной неисправности, которая заставляет задуматься новичков: фары после выключения продолжают светиться. Это происходит из-за образования нагара на силовых контактах внутри реле и прилипания к ним перемычки. То есть, когда мы отключаем фары, исчезает напряжение с электромагнита и перемычка должна возвратиться обратно, отключив фары, но не может, потому что залипла.

В этом случае можно или отключить аккумулятор и потом разобраться с реле или снять с реле хотя бы один силовой контакт. Фары при этом погаснут. Главное – если снятый контакт силовой и он один (не в составе колодки), его обязательно нужно заизолировать, чтобы не допустить короткого замыкания. Если к реле подключена колодка, то колодку тоже нужно снять и обмотать изолентой. Как пользоваться изолентой?

Если реле фар установлено в монтажном блоке, вытащите его из блока. Дальше такое реле лучше заменить, потому что неисправность с нагаром контактов не исчезнет, а только будет ухудшаться. Рано или поздно вы забудете про «невыключенные» фары и аккумулятор разрядится. Почитайте также про то, как проверить реле в автомобиле.

Вторая полезность реле – возможность подключения к одной кнопке нескольких потребителей. Так, например, на некоторых автомобилях при включении подогрева заднего стекла включается еще и обогрев зеркал. При этом кнопка управляет только реле, а уже через него включается одновременно два потребителя.

Какие бывают реле в машине?

Реле контроля исправности ламп на «Десятке». Внутри него — электронная схема, определяющая по величине проходящего тока целостность нитей лампочек.

Обычные реле делятся на нормально-разомкнутые и нормально-замкнутые. Эта классификация определяет, в каком состоянии находится та самая перемычка, когда электромагнит обесточен. То есть, если при выключенном состоянии магнита, силовые контакты не замкнуты, то реле – нормально-разомкнутое. Замыкается оно только в момент подключения магнита.

Именно такие реле используются в автомобилях. В современных авто, при помощи реле подключаются фары, стартер, звуковой сигнал, блок управления двигателем, бензонасос, электроусилитель руля и прочее оборудование.

Кроме простых реле существуют еще и реле с внутренней электронной схемой, которая сама управляет электромагнитом. Самый яркий пример – реле «поворотников». Внутри него есть схема, которая обеспечивает включение-выключение электромагнита с определенной частотой. Благодаря этому и мигают «поворотники». Реле само создает эффект включения-выключения после того как мы запустим его работу перемещением соответствующего подрулевого выключателя.

russia-avto.ru

Где находится реле бензонасоса Нива Шевроле: схема, описание, фото

Одним из распространенных случаев, наиболее не любимых автовладельцами, является ситуация, когда в самый неподходящий момент машина не заводится. Причиной может быть поломка бензонасоса, вместе с тем для того, чтобы попытаться в полной мере осуществить комплекс мер по диагностике, оперативно найти и устранить неисправность, автовладельцу желательно знать о том, где находится реле бензонасоса Нива Шевроле.

Реле бензонасоса является очень важной деталью, некоторые специалисты ее называют одной из ключевых в топливной системе автомобиля. В этом утверждении есть большая доля правды, ведь этот элемент, по сути своей, и является своего рода ключом, коммутационным устройством, без срабатывания которого ваш двигатель попросту не запустится.

Как и любое реле, оно работает по принципу замыкания-размыкания электрической цепи под воздействием электромагнитного поля, и включается при подаче напряжение на контактах. Кроме того, оно служит для усиления импульса, подаваемого в систему топливоподачи.

Найти реле бензонасоса Нива Шевроле не так уж и сложно. Оно находится в блоке реле, расположенном под бардачком с правой стороны. Открыв крышку, там можно увидеть четыре коммутационных устройства. Одно из них, третье по счету слева, и есть реле бензонасоса, которое расположено возле предохранителя на 15 ампер, отвечающий за безопасность всей электрической цепи системы. Такое расположение было выполнено для удобства пользователей, чтобы они могли иметь беспрепятственный доступ к устройству.

Конструкция реле бензонасоса принципиально ничем не отличается от многих подобных устройств. Оно состоит из катушки с медной проволокой, контактов, возвратной пружины и якоря. Питается реле от напряжения в 12 вольт, и переключение происходит после того, как ключ поворачивается в замке зажигания. Импульс приводит в действие контакты, они замыкаются, и питание подается на бензонасос. Именно в этот момент мы обычно и начинаем слышать характерное жужжание, свидетельствующее о том, что система подачи топлива заработала, и работает она нормально, а значит, с этим проблем точно не будет.

Если существует подозрение на неисправность реле, следует провести оперативную диагностику. Существует два основных способа:

  • замена «подозреваемого» реле бензонасоса на исправное;
  • проверка при помощи кусочка провода.

В первом случае, при условии целостности предохранителя, при запуске автомобиля после поворота ключа в замке зажигания диагностику можно считать законченной, ибо это означает, что все остальные устройства работают нормально.

Читайте также: Как делается замена сцепления Нива Шевроле своими руками

Если исправное «сменное» реле отсутствует, подойдет кусок проводника. Его оголенными концами необходимо замкнуть контакты под номерами «30» и «87» (их нетрудно найти). После того как контакты замкнуты, нужно повернуть ключ в замке зажигания. Если двигатель запустился, значит, реле требует замены, ибо эксплуатация автомобиля с перемычкой, установленной напрямую, мимо реле, категорически запрещается.

Важно помнить, если при обоих вариантах проверки работоспособности реле, двигатель так и не запустился, следует искать причину неисправности далее по цепи. Возможно, забился шланг, или неисправен сам бензонасос, но дело здесь, как можно понять, уже не в реле.

Подводя итоги, стоит отметить, что выход из строя реле бензонасоса является не такой уж и частой причиной того, что двигатель не заводится, ибо устройство это конструктивно несложное и довольно надежное в эксплуатации. Вместе с тем, с учетом особенностей диагностики, о которых речь шла выше, опытные автолюбители рекомендуют постоянно иметь при себе запасное реле, чтобы в самый неподходящий момент не пришлось идти пешком в ближайший магазин запчастей или на станцию техобслуживания.

ladaautos.ru

Как работает реле

Что такое реле?

Реле — электро-механическое устройство, предназначенное для замыкания и размыкания электроцепи при определенном входящем сигнале или напряжении.

Простыми словами: Подавая определенный ток на электроцепь с реле, оно замыкает (размыкает) другую электроцепь. Схема для наглядности:

Так же рассмотрим анимированный ролик работы реле в качестве включения электро духовки. Когда замыкается цепь 5V, релейный электромагнит притягивает якорь на пружине и замыкает цепь питания духовки.

Как выглядит реле

Обычно реле состоит из электромагнита (катушка с ферромагнитной серцевиной), пары контактов, и якоря, который соединяет контакты. Все это располагается в токо- не проводящем корпусе. На вид это пластиковый коробочек, размерами в основном 5см х 5см х 5см, имеющий минимум четыре выходящих контакта. Размеры могут быть как сильно больше, так и сильно меньше. Материал оболочки реле может быть и прозрачный и не прозрачный. Прозрачный корпус лучше, тем, что вы безошибочно определите какие контакты за что отвечают. Т.е. детально рассмотрите строение реле и какие контакты за что отвечают.

 

Как обозначается реле

При обозначении на принципиальной схеме, реле имеет несколько обозначений, в зависимости от типа реле. Основные графические обозначения большинства типов реле.

Существует три большие группы релюшек.

  1. Нормально разомкнутые. В холостом состоянии такие реле размыкают цепь и при подаче управляющего сигнала (тока) замыкают цепь. Таких реле большинство.
  2. Нормально замкнутые. В холостом состоянии цепь замкнута, а при срабатывании, цепь размыкается. И у первой и во второй группы, обычно 4 выходящих контакта: 2 на управляющий сигнал и 2 на цепь, которую нужно замыкать (размыкать)
  3. Универсальные. С переключающимися контактами. Такое реле может работать и на замыкание и на размыкание.

Каждое реле, помимо типа, различается ещё и по отдельным параметрам.

  1. По входящему (управляющему) току (вольт).
  2. По силе тока, которую реле может пропускать в цепи (ампер).

Входящий (управляющий) ток, указывается либо на корпусе либо непосредственно на катушке, если корпус прозрачный. Сила тока указывается на корпусе в амперах.

Как подключить реле

Подключение реле следует проводить в зависимости от его типа. Тип, а так же какие контакты за что отвечают, указано на пластиковом корпусе. Если корпус прозрачный, и схемы подключения нет, первоначально смотрите на расположение катушки, выходящие контакты из катушки будут управляющими контактами. Далее, смотрите какие контакты с какими будут соединяться, если запитать катушку и она притянет к себе якорь. В любом случае, если вы покупаете новое реле в радиомагазине, продавец всегда расскажет и покажет, что к чему подсоединять. Если вы меняете реле, то посмотрите, как было подключено старое реле.

Как проверить реле

Для проверки реле на работоспособность, хорошо бы заиметь мультиметр или тестер с функцией прозвонки.

  1. Для начала прозвоните контакты входящего сигнала (катушка). Контакты управляющего сигнала должны звониться между собой с определенным сопротивлением. Примерные величины сопротивления обмотки катушки в оммах указаны в таблице, в зависимости от подаваемого на катушку напряжения:

Если сопротивление больше во много крат от рекомендуемого или вообще контакты катушки звонятся «на коротко», скорее всего катушка и реле в общем — неисправны.

Так же, хорошо подать управляющий ток на катушку реле и замерить мультиметром, замыкается ли цепь. Неисправность в таком случае может проявляться в обугливании замыкающих контактов. В таком случае следует заменить реле, так как оно рано или поздно все равно выйдет из строя.

Зачем нужно реле

Реле в основном примеряется в силовых платах или в исполняющих элементах. Реле само по себе в схему не ставится.

Рассмотрим применение реле управления  работы ТЭНа в кофейном автомате.

Есть две платы: плата процессора, в которой заложены все параметры (температура, рецептура, цены…) и силовая плата, которая на основании указаний от  процессора управляет моторами, ТЭНами, электро-клапанами. Тен нагревает воду в бойлере автомата. Допустим в меню заложена минимальная температура 90 градусов Цельсия. Обычно в бойлере установлено 2 термодатчика: аварийный, для предотвращения перегрева и основной.

Когда процессор кофейного автомата, через основной термодатчик, «видит» снижение температуры ниже заданной, он (процессор) посылает управляющий сигнал на реле управления теном на силовой плате. Реле замыкается и ТЭН нагревает воду в бойлере. Когда вода нагревается до положенных 90°С, процессор «видит» это через термодатчик и отключает реле, цепь размыкается  и ТЭН обесточивается.

Обычно процессор или мозг устройства работает при напряжении 1,5V — 5V. А исполнительные механизмы работают при напряжении 220 и более вольт. Реле используется, как посредник между платой процессора и силовой платой.

silatoka.net

Признаки неисправности цепей реле главного и реле электробензонасоса

В предыдущем материале было подробно рассмотрено где находятся реле главное, реле электробензонасоса и предохранители силовых цепей электронного блока управления (ЭБУ) двигателем в Уаз Хантер, а также обоснована необходимость их защиты и периодического осмотра с обслуживанием.

А сейчас рассмотрим почему и по каким причинам связанным с этими реле или предохранителями двигатель Уаз Хантер может не завестись, а также признаки неисправности цепей реле главного и реле электробензонасоса. В конце материалы будут приведены аналоги и варианты замены реле главного ЭБУ и реле электробензонасоса.

Коды ошибок системы управления двигателем с ЭБУ Микас 7.2 связанные с реле главным и реле электробензонасоса.

Если у вас в машине установлен бортовой компьютер с возможностью голосового или цифрового оповещения об ошибках, то при неисправности в электрических цепях реле главного ЭБУ или реле электробензонасоса он может выдать следующее :

Код ошибки 167 — короткое замыкание в цепи реле электробензонасоса.Код ошибки 168 — обрыв в цепи электробензонасоса.Код ошибки 169 — короткое замыкание на «массу» цепи реле эпектробензонасоса.Код ошибки 177 — короткое замыкание цепи главного реле.Код ошибки 178 — обрыв цели главного реле.Код ошибки 179 — короткое замыкание на «массу» цепи главного реле.

Эти ошибки означают неисправности электрических цепей управления электробензонасосом или главным реле, в том числе сгоревшие предохранители, отсоединение жгута проводов от выводов соответствующего реле, неисправность самих реле или короткое замыкание их проводки.

Если бортового компьютера нет, то в полевых условиях можно перевести контроллер (ЭБУ) в режим самодиагностики и определить цифровой код ошибки по числу включений (вспышек) контрольной лампы Check Engine.

Другие внешние признаки неисправности цепей реле главного и реле электробензонасоса и способы их устранения.

После включения зажигания не горит контрольная лампа неисправности двигателя Check Engine и электробензонасос не работает.

Включение лампы Check Engine заметно визуально, а работу электробензонасоса после включения зажигания хорошо слышно. Если ничего этого нет, то надо проверить исправность реле главного и желтого предохранителя на 20 ампер, при необходимости заменить. Если после замены неисправность не исчезла, то скорее всего проблема в самом электронном блоке управления двигателем.

После включения зажигания контрольная лампа неисправности двигателя Check Engine горит, но электробензонасос не работает.

Значит ЭБУ исправен и надо смотреть реле электробензонасоса, плюс тот же желтый предохранитель на 20 ампер. Если после замены реле и предохранителя неисправность не исчезла, то надо разбираться уже с самим электробензонасосом и его исправностью.

Аналоги и варианты замены реле главного и реле электробензонасоса Уаз Хантер.

Реле главное и реле электробензонасоса полностью однотипные и взаимозаменяемые, поэтому чтобы избежать потери времени и лишней нервотрепки,  желательно всегда иметь с собой в запасе одно или два реле 90.3747-10, но обязательно четырехконтактные. Вместо реле 90.3747-10 можно ставить реле 90.3747-11, их отличия только в том, что у последнего на корпусе нет кронштейна крепления. Прямые аналоги этих реле — 75.3777-10 и 75.3777-11 соответственно.

Если вдруг так случилось, что в запасе нет вообще никакого реле на замену несправному, то расстраиваться не надо. В Уаз Хантер три такие же однотипные реле 90.3747-10 (11) или 75.3777-10 (11) стоят снизу на левой боковине панели передка со стороны водителя и отвечают за включение передних противотуманных фар, ближнего и дальнего света. Снимайте одно из них, например дальнего света, и меняйте неисправное реле главное или реле электробензонасоса.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Что такое реле? | БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА

Аппараты, замыкающие или размыкающие свои контакты, вследствие изменения величины контролируемого ими физического фактора называются реле. Они служат для защиты и для автоматического управления электрическими машинами. Факторы, воздействующие на срабатывание реле, могут быть как электрическими (ток, напряжение), так и неэлектрическими (температура, давление, характер среды, уровень жидкости и т. п.). Значение фактора, при котором происходит срабатывание реле, называется величиной срабатывания, или уставкой реле.

По принципу действия реле можно разделить на электромагнитные, индукционные, тепловые и т. п. По времени срабатывания различают реле мгновенного действия и реле с выдержкой времени (реле времени). Выдержка времени может быть как при замыкании контактов реле, так и при размыкании.Обычно реле осуществляет свои защитные функции в сочетании с контакторами. Контакты реле включаются в цепь втягивающей катушки контактора (поэтому контакты реле предназначаются для сравнительно небольших токов).

При срабатывании реле его контакты размыкаются и разрывают цепь питания втягивающей катушки контактора. Контактор, лишившись питания, размыкает свои контакты и отключает защищаемый электродвигатель от сети.

Размыкание контактов реле может происходить при увеличении тока выше допускаемой величины (реле максимального тока), при падении тока ниже определенной величины (реле минимального тока), при изменении его направления (реле обратного тока). Существуют также реле максимального, минимального и нулевого напряжения.

Особую группу составляют реле защиты генераторов и двигателей, встраиваемые в воздушные автоматические выключатели.

Якорь электромагнитов этих реле оказывает непосредственное воздействие на механизм переключения автомата. Такие реле называются реле прямого действия, или расцепителями, так как под их воздействием происходит расцепление деталей в механизме переключения автомата и разрыв защищаемой цепи.

Наибольшее распространение на судах морского флота имеют электромагнитные реле. Рассмотрим устройство некоторых типов этих реле.

На рис. 1 дан эскиз реле типа ЭР-70. Это реле в основном употребляется как реле максимального тока. На изоляционной плите 9 смонтирован угольник магнитопровода 1 с надетой на него втягивающей катушкой 2 и две неподвижные контактные стойки 10. На магнитопровод навешен якорь 3 с контактным мостиком 4.

Когда якорь притягивается к магнитопроводу, контактный мостик размыкает неподвижные контакты 10, если же тока в катушке 2 нет или проходящий по ней ток меньше тока уставки реле — контакты 10 замкнуты мостиком 4 (реле с н. з. контактами).

Уставка реле зависит от натяжения пружины 6 и может быть изменена вращением фасонной гайки 8. На шкале 7 нанесены риски, соответствующие различным уставкам реле.

В таком исполнении, если уменьшится величина тока, вызвавшего срабатывание реле, якорь реле под действием пружины 6 отпадает от сердечника и контакты реле вновь замкнутся.Это возвращение контакта реле в исходное положение происходит без какого-либо внешнего воздействия, поэтому реле такого типа называется реле с самовозвратом.

При применении реле с самовозвратом сразу же после отключения электродвигателя происходит повторный пуск его в ход. Если при этом причина, приведшая к недопустимому току в цепи двигателя, еще не устранена, то максимальное реле опять сработает и двигатель опять будет отключен от сети.

В некоторых случаях применение реле с самовозвратом является недопустимым; тогда реле снабжается дополнительным приспособлением в виде защелки 5, препятствующей возврату якоря, а следовательно, и контактов реле в исходное положение. Защелку можно сдвинуть с места только посредством внешнего воздействия. Такие реле носят название реле с принудительным возвратом.

Рис.1. Эскиз реле типа ЭР-70

Если защелка освобождается вручную, реле называется реле с ручным возвратом. Если для освобождения защелки применяют электромагнит, то реле называют реле с электромагнитным возвратом.

Ручной возврат осуществляется нажимом на кнопку специального толкателя, установленного на дверцах ящика, в котором обычно монтируется реле вместе с другими аппаратами управления. Толкатель нажимает на защелку 5 и освобождает якорь реле.

Дистанционный электромагнитный возврат осуществляется при помощи катушки 11. Эта катушка рассчитана на кратковременный режим работы и не может оставаться включенной на длительное время.

На рис. 2 изображено электромагнитное реле типа ЭР-100. Оно употребляется в качестве максимального реле, реле защиты от перегрузки (грузовое реле), реле минимального напряжения и реле времени.

При использовании реле в качестве токового его втягивающая катушка 7 выполняется из толстой проволоки или медной шины, имеет небольшое число витков и включается в цепь последовательно.

У реле напряжения или реле времени катушка состоит из большого числа витков тонкой медной проволоки и включается параллельно защищаемой цепи.

Магнитопровод реле состоит из угольника 1 и сердечника 8. На сердечник надета втягивающая катушка 7, закрепленная нажимной шайбой 9.

Рис.2. Электромагнитное реле типа ЭР-100

Подвижные контакты реле выполнены в виде контактных мостиков 3, укрепленных на якоре 6. Мостик подвешен на пружине 4, допускающей некоторое смещение мостика в любой плоскости.

Якорь связан с неподвижным магнитопроводом пластиной 5 и уравновешен грузом 13. При срабатывании реле якорь преодолевает натяжение пружины 10 и контактные мостики попарно замыкают неподвижные контакты, расположенные на стойках 2.

Регулировка уставки реле производится вращением гайки 11, т. е. изменением натяжения пружины 10.

Выдержка времени у этих реле, получаемая при размыкании контактов, достигается или замыканием катушки реле накоротко, или (при наличии на сердечнике катушки медной гильзы) размыканием цепи катушки, как это было описано при рассмотрении таймтакторов.

Грубая регулировка выдержки времени производится изменением толщины немагнитной прокладки 12, укрепленной на якоре реле.

Чем толще эта прокладка (т. е. чем больше расстояние между сердечником катушки и притянутым якорем), тем меньше выдержка времени.

Окончательная (точная) регулировка, как было сказано выше, достигается изменением натяжения пружины 10.

Электромагнитные реле могут обеспечить выдержку времени от 0,3 до 5 сек.

Реле времени применяются в различных схемах управления двигателями в качестве так называемых реле ускорения, которые служат для постепенного выведения из цепи ступеней пуско-регулировочного сопротивления.

Реле ускорения имеют нормально замкнутые контакты, замыкающиеся тогда, когда ток по 7 катушке реле не проходит.

Защита от обратного тока параллельно работающих генераторов осуществляется при помощи реле обратного тока. Схема устройства такого реле дана на рис. 3.

Рис. 3. Реле обратного тока

Магнитопровод 1 этого реле имеет сердечник 5, на котором размещена токовая катушка 4. На якоре 2, могущем поворачиваться на своей оси, находится катушка напряжения. На оси якоря укреплен рычажок с подвижным контактом 3. Рычажок оттягивается пружиной 6 от неподвижных контактов 7.

При нормальном направлении тока в обеих катушках якорь стремится повернуться в ту сторону, в которую его оттягивает пружина 6. При изменении направления тока в защищаемой цепи, а следовательно, и в катушке 4 полюсы магнитопровода изменят свою полярность — якорь повернется в другую сторону и его подвижный контакт 3 замкнет неподвижные контакты 7.

Контакт 7 включит выключающую катушку автомата, последний сработает и отключит генератор. Реле этого типа может быть выполнено и на размыкание контактов.

Рассмотренные максимальные реле мгновенного действия не могут защитить электродвигатели от перегрузок порядка 10—50% от номинальной мощности двигателя, так как уставка максимального реле не может быть меньше пускового тока двигателя (обычно превосходящего нормальный ток в 1,5—2 раза).

Между тем такие перегрузки в течение определенного интервала времени могут вызвать серьезное повреждение двигателя. Поэтому, кроме защиты двигателя от кратковременных, больших токов (толчков тока или коротких замыканий), осуществляемой максимальным реле, двигатель .защищают от длительных перегрузок.

Одним из аппаратов, осуществляющих эту защиту, является тепловое реле. Устройство теплового реле представлено схематически на рис. 4.

Рис. 4. Тепловое реле

В реле имеется биметаллическая пластинка 2, окруженная нагревательным элементом 1, по которому проходит ток защищаемого объекта. Биметаллическая пластинка изготовляется из двух разных металлов, обладающих различной способностью расширяться при нагревании.

Поэтому при нагреве эта пластинка изгибается в сторону металла с меньшей способностью к расширению.

Нагревательный элемент рассчитывается так, что при прохождении по нему определенного тока в течение заданного условиями защиты промежутка времени биметаллическая пластинка нагреется и изогнется настолько, что освободит придерживаемый ею рычажок 3.

Рис. 5. Двухполюсное тепловое реле типа ТТ-12

Под действием пружины 5 этот рычажок поворачивается на своей оси, вследствие чего контакты 4 и 6 разомкнутся. Эти контакты включены в управляющую цепь контактора, который отключает защищаемый электродвигатель от сети.

Рассмотренное тепловое реле относится к числу реле с ручным возвратом контактов в исходное положение. Время, по истечении которого тепловое реле приходит в действие от перегрузки, зависит от величины последней: чем больше перегрузка двигателя, тем быстрее действует реле. Так, например, тепловое реле для защиты небольших по мощности двигателей (до 3 кВт) сработает: при перегрузке двигателя на 25% — через 3 мин, при перегрузке на 50% — через 2 мин и при перегрузке на 100% — через 1 мин.

На рис. 5 показано двухполюсное тепловое реле типа ТТ-12 с нормально замкнутыми контактами (кожух с реле снят).

Рис. 6. Реле давления

В качестве примера реле, реагирующего на изменение неэлектрических величин, рассмотрим реле давления, изображенное на рис. 6. Это реле широко применяется на морских судах в гидрофорных установках, служащих для автоматического снабжения экипажа пресной и забортной водой.

В корпусе 1, закрытом кожухом 2, смонтированы две мембраны 3, воспринимающие давление снизу и передающие его через поршни 4 на подушки 5. С противоположной стороны на подушки 5 воздействуют пружины 6, установленные на стержнях 7. Натяжение пружин регулируется гайками 8. Цифрой 9 помечены выключающие органы реле — микровыключатели.

Внутренняя полость реле, в которой находятся мембраны, соединена с контролируемой цистерной. Если давление в цистерне преодолеет натяжение пружины, поршень 4 подымется и через подушку 5 воздействует на контактную систему реле.

Реле имеет две контактные системы. Одна работает при повышении давления до максимального и отключает электродвигатель насоса, подающего воду в контролируемую цистерну. Другая срабатывает при понижении давления до минимального и включает электродвигатель насоса, подающего воду.

⇓ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ⇓

⇒ВНИМАНИЕ⇐

  • Материал на блоге⇒ Весь материал предоставляется исключительно в ознакомительных целях! При распространении материала используйте пожалуйста ссылку на наш блог!
  • Ошибки⇒ Если вы обнаружили ошибки в статье, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье. Мы будем очень признательны!
  • Файлообменники⇒ Если Вам не удалось скачать материал по причине нерабочих ссылок или отсутствующих файлов на файлообменниках, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье.
  • Правообладателям⇒ Администрация блога отрицательно относится к нарушению авторских прав на www.electroengineer.ru. Поэтому, если Вы являетесь правообладателем исключительных прав на любой материал, предоставленный на ресурсе, то сообщите нам через контакты и мы моментально примем все действия для удаления Вашего материала.

⇓ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ⇓

www.electroengineer.ru

Что такое реле: виды, применение, устройство

Реле – это электрический выключатель, который разъединяет или соединяет цепь при создании определенных условий. Различаются реле по конструкционным особенностям и по типу поступающего сигнала. Электрические устройства наиболее востребованы и широко применяются во всех отраслях промышленности и обслуживающей сферы.

Применение и принцип действия

Реле - это электромагнитное переключающее устройство, регулирующее работу управляемых объектов при поступлении необходимого значения сигнала. Электрическая цепь, которую регулируют при помощи реле, называют управляемой, а цепь, по которой идет сигнал к устройству называется управляющей.

Реле выступает, своего рода, усилителем сигнала, т.е. при помощи небольшой подачи электричества на это устройство, замыкается более мощная цепь. Различают реле, работающие от постоянного тока и переменного. Устройство переменного тока срабатывает при прохождении входного сигнала определенной частоты. Реле постоянного тока могут приходить в рабочее состояние при одностороннем протекании тока (поляризованные), и при движении электричества в двух направлениях (нейтральные).

Устройство реле

Наиболее простая схема устройства реле состоит из якоря, магнитов и соединяющих элементов. При подачи тока на электромагнит, он замыкает якорь с контактом, в результате чего цепь замыкается. Когда ток становится меньше определенной величины, якорь под действием давящей силы пружины возвращается в первоначальное положение и цепь размыкается. На ряду с основными элементами, в состав реле могут входить резисторы для более точной работы устройства и конденсаторы, обеспечивающие защиту от искрения и скачков напряжения.

Устройство электромагнитных реле

Электромагнитное реле включается под действием электрического тока, поступающего на обмотку. На рисунке изображен принцип работы клапанного реле. Когда достигается нужная величина силы тока, в системе возникает электромагнитная сила, которая притягивает якорь (3) к поверхности ярма(1), при чем пружина (2) под действием электромагнитного поля прогибается. Вместе с якорем движется контакт (4) и давит на контакт внешней цепи (5), который при достижении определенной силы соприкасается с другим проводником (6).

После замыкания цепи срабатывает управляемый элемент (7), который производит определенное действие. Исходное положение может быть разомкнутым, как в данном примере, так и замкнутым. В последнем случае управляемый элемент выключается, при достижении определенного значения поступающего тока.

Когда силы тока становится недостаточно, чтобы удерживать якорь в нижнем положении, когда контакты 5 и 6 соприкасаются, пружина отводит якорь и размыкает цепь. Управляющее устройство перестает снабжаться электричеством и прекращает свою работу.

Большинство электромагнитных реле снабжаются не одной парой контактов, как в приведенном примере, а несколькими. В этом случае можно управлять одновременно многочисленными электрическими цепями.

Назначение

Реле широко применяются во многих областях и сферах. Эти устройства имеют сложную классификацию, попробуем для наглядности их поделить на несколько групп:

  1. Подразделяются по области применения на:
    • Управления электрических систем
    • Защита систем
    • Автоматизация систем
  2. В зависимости от принципа действия подразделяются:
    • Электромагнитные
    • Магнитолектические
    • Тепловые
    • Индукционные
    • Полупроводниковые
  3. От вида поступающего параметра, реле делятся на:
    • Тока
    • Мощности
    • Частоты
    • Напряжения
  4. По принципу воздействия на управляющую часть:
    • Контактные
    • Безконтактные

Требования к реле

К различным видам реле предъявляются различные требования. Например, электромагнитные устройства должны обладать высокой надежностью, чувствительностью, быстродействием и селективностью.

Селективность – это способность реле реагировать на изменения параметров в выборочном порядке. Например, при возникновении аварийных ситуаций, отключать только поврежденные участки системы, оставляя в полной рабочей способности действующие элементы.

bouw.ru