Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости
циркуляция и замена :: SYL.ru
Многие автолюбители знают конструкцию своего автомобиля, принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Также многие осведомлены, для чего используется охлаждающая жидкость для авто. Однако не каждый из них знает, как именно циркулирует она по системе. Давайте рассмотрим схемы и процесс циркуляции в системах охлаждения различных автомобилей.
Принципиальная схема циркуляции ОЖ
Пока мотор холодный, а ОЖ еще не горячая, она при помощи насоса закачивается в рубашку охлаждения. Проходя по цилиндрам, жидкость нагревается. Далее тосол возвращается обратно к насосу. И так он будет циркулировать до тех пор, пока не прогреется до определенной температуры. Такой круг движения охлаждающей жидкости автолюбители называют малым.
В том момент, когда антифриз прогрелся до необходимой температуры, она переходит на большой. Если система охлаждения запускает его, термостат закрывает клапаны и малый круг.
Когда жидкость циркулирует уже по большому кругу, насос качает охладитель прямо в двигатель. Жидкость, которая уже достаточно горячая, через сеть труб и шлангов попадает в радиатор. Затем антифриз отдает свою температуру радиатору, а тот, в свою очередь, обдувается воздухом и остывает. Также температура охлаждающей жидкости прилично отапливает салон, если печка имеет такую функцию.
Далее, тосол снова качается в двигатель с помощью центробежного насоса. Если объемы жидкости в радиаторе уменьшаются, а температуры растут, то запускаются вентиляторы, которые обдувают его. Когда данный элемент и хладагент достаточно остыли, то вентиляторы отключаются.
Если жидкость остывает до температур, при которых закрывается клапан термостата, то циркуляция снова пойдет по малому кругу.
Для исправной работы двигателя нужно поддерживать в нем постоянную температуру. Если говорить условно, то это примерно 90 градусов. Так, мотор может работать более эффективно, а расход топлива при этом будет на нормальном уровне.
Для этого контуры охлаждения и разделены на два круга, чтобы двигатель быстрее мог выходить на рабочие температуры.
По такому же принципу идет циркуляция охлаждающей жидкости ВАЗ-2110. Этот же принцип действует и для многих других автомобилей отечественного или зарубежного производства.
"Газель"
Итак, схема циркуляции охлаждающей жидкости («Газель Бизнес» - не исключение) по своей сути довольно проста. Охлаждение выполняется в преимущественно закрытых системах, где циркуляция принудительна. Главное достоинство подобных систем - это максимальная простота конструкции, отсутствие каких-либо сложностей при обслуживании или ремонте, а также высокая надежность.
Циркуляция тосола в автомобилях "Газель-406" обеспечена помпой центробежного типа. Она (охлаждающая жидкость для авто) проходит через рубашку охлаждения блока цилиндров и ГБЦ, затем идет дальше через термостат, а далее и на радиатор.
Тосол содержится в расширительном бочке. Он пластмассовый. Бачок соединяется при помощи шланга с патрубком радиатора, трубкой - с термостатом, а также левым радиаторным бачком. Расширительный бачок имеет отметки, по которым можно контролировать объем жидкости в системе. Он закрыт пробкой на резьбе. Система полностью герметична. Кстати, ниже вы можете увидеть, как выглядит схема циркуляции охлаждающей жидкости.
"Газель" иных моделей имеет практически такую же конструкцию СОД.
ВАЗ-2109
Алгоритм охлаждения в этих автомобилях практически ничем от стандартной не отличается. Циркуляция охлаждающей жидкости ВАЗ-2109 осуществляется по такой же стандартной схеме. Рассмотрим ее ниже.
Чтобы антифриз мог нормально циркулировать, в автомобиле ВАЗ-2109, как и в любом другом, применяется центробежный насос. Далее, антифриз поступает по рубашке охлаждения, которая проходит через блок цилиндров и головку блока цилиндров. В результате этого узлы и детали мотора охлаждаются, а тепло отдается затем тосолу. Движение охлаждающей жидкости осуществляется от первого цилиндра к последнему, или же от выпускного коллектора к впускному.
Когда водитель утром заводит двигатель своего автомобиля, охлаждающая жидкость для авто тут же начинает циркулировать по системе. Этот процесс начинается с центробежного насоса, который приводится в действие от ремня ГРМ или же отдельного ремня для привода насоса.
Характеристики
Какая охлаждающая жидкость для авто лучше - это тема многочисленных споров. Чтобы дать внятный ответ на такой вопрос, нужно хотя бы примерно знать, какие характеристики у хорошего тосола. Максимально качественным и эффективным будет такая жидкость, которая полностью соответствует этим условиям:
- Антифриз не должен кипеть или замерзать.
- ОЖ должна защищать детали от коррозии.
- Жидкость не должна вступать в реакцию или как-нибудь еще воздействовать на резину или пластик.
- Качественный тосол не должен пениться.
- Качественная жидкость имеет невысокую вязкость.
- Характеристики ее не должны меняться за свой срок эксплуатации.
Среди автолюбителей существует мнение, что качественный антифриз различается по цвету. Однако нужно знать, что различные по составу ОЖ не могут определяться цветом. Некоторые из производителей таких хладагентов специально красят жидкость, чтобы она была похожа на цвета хороших антифризов.
Состав ОЖ
Состав его - это смеси на основе этиленгликоля или же пропиленгликоля. Также сюда входят присадки, которые защищают узлы мотора от коррозии. Большинство ОЖ, которые можно найти на витринах автомагазинов, практически не отличаются друг от друга. Разница лишь в использованных в составе присадках. Чтобы правильно выбрать охлаждающую жидкость, нужно ознакомиться с требованиями изготовителя автомобиля.
Каждый производитель знает конкретные нюансы конкретного автомобиля. В инструкции часто пишут, какую жидкость можно использовать, какая из них прошла тесты.
Технологии изготовления ОЖ
ОЖ производятся по определенным технологиям. Стандартная или традиционная предусматривает все необходимые присадки, основу которых составляют соли неорганических кислот – силикаты, фосфаты, нитриты, бораты, амины.
Карбоксилатная предусматривает соли органических кислот.
Гибридная технология представляет собой смесь двух технологий. Это, по сути, разновидность карбоксилатных, а присадки основаны на солях карбоновых кислот и добавках фосфатов или силикатов.
Российский рынок антифризов - это преимущественно ОЖ традиционные и гибридные.
Тосол или антифриз: разница
Разница здесь уже в определениях. Антифризом называют любые ОЖ. Тосол - это не какая-то конкретная охлаждающая жидкость, а название антифриза, который изготавливают в России по определенным ГОСТам.
Что отечественные, что импортные антифризы имеют различный химический состав и свои конкретные сроки эксплуатации. Тосол отличается традиционной технологией. Остальные ОЖ - это карбоксилаты.
Антифриз: преимущества
Традиционные антифризы наносят на металлические детали защитный слой. Так как теплопроводность слоя низкая, кроме антикоррозионной защиты, защитный слой снижает теплоотдачу металла.
Тогда получается, что тосол работает изолятором, который снижает теплоотдачу деталей мотора. Это приводит к работе узлов двигателя на повышенных температурах. При этом заметно снижается мощность мотора, увеличивается расход топлива и износ деталей.
Тесты, которые автолюбители проводят постоянно, показали, что карбоксилатные ОЖ имеют большую эффективность. Здесь защитный слой создается лишь там, где это необходимо. А сам он имеет очень маленькую толщину. Остальные узлы и детали не покрываются слоем.
Безводный антифриз
Производители ОЖ представили новые разработки в области антифризов. Это полностью безводная жидкость. При создании не использовалось ни капли воды. Безводная охлаждающая жидкость для авто позволяет решить множество проблем.
Безводные ОЖ не создают паровых или воздушных пробок. Температура, при которой этот антифриз перейдет в фазу кипения, составляет целых 194 градуса. Так как раз нет воды, то нет и кислорода. Значит, кислород не будет разрушать металл. Теперь можно навсегда забыть о коррозии и окислениях.
Безводная жидкость позволяет системе охлаждения работать на более низких давлениях. Значит, основные узлы прослужат дольше.
Антифриз очень вреден для людей. Безводный элемент совершенно безопасен и нетоксичен, а также не несет опасности для природы и окружающей среды. Можно не бояться утечек такой охлаждающей жидкости.
Неисправности системы охлаждения
Снова вернемся к СОД. Рассмотрим основные неисправности, которые являются причиной плохой циркуляции ОЖ или вовсе отсутствием этой самой циркуляции. Это серьезно, ведь последствия – перегрев двигателя.
Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости?
Если с автомобилем есть некоторые проблемы, например, слабая циркуляция охлаждающей жидкости, то нужно попытаться выяснить основные причины этого.
Во-первых, для того, чтобы поставить правильный диагноз, нужно удостовериться, что уровень охлаждающей жидкости находится в норме. Это можно сделать, проверив бачок. Он должен быть заполнен, как минимум, на 50%.
Если наблюдаются утечки антифриза, то стоит осмотреть все под капотом на предмет подтеков. Основные причины утечек - это плохое соединение трубок и патрубков или же пробитый или старый радиатор.
Далее нужно проверить непосредственно то, как жидкость циркулирует в системе охлаждения. Чтобы проверить это, нужно снять крышку с расширительного бачка и смотреть, как в него поступает антифриз. Плохая циркуляция охлаждающей жидкости – это в большинстве случаев либо забитая система, либо проблемы с насосом.
Заключение
Вот и все, что касается системы охлаждения автомобилей и охладительных жидкостей. Как видите, тосол или антифриз является неотъемлемой составляющей СОД любого автомобиля. Без этой жидкости он просто не будет ехать, ибо закипит на первом же километре пути.
www.syl.ru
Основные неисправности системы охлаждения двигателя
Отвод лишнего тепла от мотора должен происходить постоянно. За эту операцию в автомобиле отвечает отдельная система. Однако, и у нее случаются сбои в работе. Чаще всего неисправности системы охлаждения двигателя становятся заметны по косвенным признакам, поэтому водитель должен контролировать состояние автомобиля и правильно реагировать на его изменения.
Неправильный температурный режим может повлечь значительные поломки мотора, которые отразятся на безопасности водителя и пассажиров. Большинство проблем, связанных с перегревом можно упредить заранее.
Устройство системы и ее «узкие» места
Лишнее тепло в моторе во время долгого воздействия приводит к механическим деформациям деталей. Также от длительного превышения температуры теряется герметизация за счет расширения металла. Хотя средняя рабочая температура находится в интервале 80-90С, но иногда мотор разогревается и до 200С. Без дополнительного искусственного отвода в данных случаях не обойтись.
Существует и вторая функция у этой системы. В холодные сезоны при заведении двигателя жидкость, циркулируя по малому кругу, распределяет равномерно тепло по всему телу силовой установки. Таким образом прогревается смазочная жидкость, проходные каналы. За счет этого снижается нагрузка на силовую установку, уменьшается ее механический износ.
Рассмотрим основные неисправности системы охлаждения, работающей с жидкостью, а не с воздухом. Для ее функционирования блок цилиндров имеет большое количество каналов, опоясывающих рабочие цилиндры. В них поступает охлаждающая жидкость из расширительного бачка. Осуществлением принудительной циркуляции хладогена занимается центробежный насос, вращающийся за счет ременной передачи от коленвала.
В системе установлен термостат, который обеспечивает циркуляцию жидкости либо по малому кругу с низкой температурой, либо по большому кругу, когда установится рабочий температурный режим. Это способствует более скорому прогреву мотора.
Для снижения температуры установлен радиатор. За счет ребристой поверхности, обеспечивающей большую площадь охлаждения, происходит отдача тепла в атмосферу. Он соединен с «рубашкой» блока цилиндров при помощи патрубков и различных шлангов. Усилить эффект охлаждения помогает многолопастной вентилятор, расположенный перед радиатором.
Контроль за температурой из салона авто помогает вести индикатор на панели приборов. Когда вскрываются возможные неисправности системы охлаждения и происходит повышение температуры, начинает гореть сигнальная лампочка.
Как проверять работу системы охлаждения
В автомобилях с большим пробегом рекомендуется проводить проверку основных систем, в том числе и охлаждения, перед каждым длительным переездом и хотя бы раз в месяц.
Во время этой процедуры надо обращать внимание на такие элементы:
- Проводится проверка расширительного бачка на предмет протечек при выключенном моторе. Выявляется уровень жидкости в нем и осуществляется сверка с минимальными/максимальными параметрами. При необходимости надо долить ее до нормы. Добавлять нужно только ту, которая была залита в систему изначально, чтобы не произошло несовместимости. Если нет возможности влить именно ту марку, то можно разбавить хладоген дистиллированной водой, но не стоит вливать ее более полулитра, чтобы существенно не ослабить химический состав. Особенно это важно в мороз, так как при таком добавлении повышается температура ее замерзания на 4-5С.
- Контролируется уровень жидкости на холостых оборотах мотора. Для этого нужно очень аккуратно открыть крышку расширительного бачка. Она может быть горячей, а также жидкость из емкости способна обжечь высокой температурой. Объем не должен снижаться дальше минимальной отметки. Достаточный уровень обеспечит на небольшое время компенсацию при появившейся утечке, что позволит доехать до ближайшей станции.
- Нужно обратить внимание на возможные утечки в местах соединений шланга и патрубков. Если в этом районе или около хомутов будет заметна влажность, то это признак разгерметизации.
Проверка расширительного бачка
Популярные проблемы
Кроме проблемы с уровнем жидкости, которую достаточно просто выявить и устранить, существуют не всегда очевидные поломки в системе. Когда случится перегрев либо закипание жидкости, останется только бороться с последствиями.
Перегрев мотора
Процесс возникает, когда мало охлаждающей жидкости в системе. Этому способствует загрязнение каналов радиатора или его решетки. Стоит проверить регулировку приводного ремня на водяной помпе и исправность работы вентилятора.
Перегрев двигателя
Проводится контроль работоспособности термостата. Сделать это можно опустив его в воду и постепенно нагревать емкость. При температуре около 80С должно сработать его открытие. Если же этого не произошло, то одна проблема выявлена, ведь иногда могут происходить несколько поломок одновременно.
Когда крышка радиатора не держит давление, то также происходит перегрев. Для карбюраторных моторов стоит проверить угол опережения зажигания.
Переохлаждение
Слишком холодный мотор также снижает эффективность работы автомобиля. Виновником часто оказывается либо термостат, либо проблема будет в показаниях термометра.
Утечка жидкости
Существуют внутренние и внешние утечки охлаждающей жидкости. В первом случае явных потеков водитель не заметит, а выявить все можно по косвенным признакам.
Утечки охлаждающей жидкости
Во второй ситуации будут видны следы снаружи.
- Часто наружные потеки получаются при плохом сопряжении шлангов и патрубков, а также при их повреждениях. Иногда насос теряет герметичность и пропускает жидкость. Случаются пробои радиатора, который можно запаять или появляются капли на пробке сливного отверстия. В старом блоке возможны трещины, через которые уходит хладоген, или старая прокладка не удерживает жидкость. Ее можно просто заменить, а блок с небольшой трещиной также способен выдержать пайку в некоторых ситуациях длительное время.
- Внутренние утечки водитель может выявить по тому, как выглядит масло. Вынув щуп на холодном моторе, нужно обратить внимание на наличие признаков посторонней жидкости в масле (воды). Она может образовывать небольшой слой, схожий с эмульсией. Если течь образуется из-под прокладки головки цилиндров, то достаточно ее заменить. В том случае, когда образовалась трещина в цилиндре, то блок подлежит замене. В некоторых ситуация ослабленный натяг болтов на головке может провоцировать такое перетекание.
Слабая циркуляция жидкости
Перегрев происходит вследствие того, что жидкость не успевает пройти по кругу и отдать тепло в атмосферу. Виновником оказывается водяная помпа. Проверить ее работоспособность быстрым способом получится на холостых оборотах мотора. Пережимаем ненадолго шланг в верхней части радиатора, а потом отпускаем, при работающем насосе будет заметен небольшой гидроудар.
Проблемы с циркуляцией из-за термостата
Препятствия на пути движения жидкости замедляют ее ход. В таком случае понадобится промывка системы или отдельных ее элементов, например, радиатора или печки. Промывать надо струей, которая будет идти в обратном направлении, чем при работе системы.
В слабой циркуляции иногда виноват термостат или же малое количество охлаждающей жидкости.
Коррозия
Большое количество загрязнений, взвесей, мусора в жидкости не способствует правильной работе охлаждающей системе.
Забитые каналы охлаждения
Для избегания этого желательно применять мягкую воду или спецжидкости. Коррозия способна появляться в каналах, когда ее раствор неправильно составлен либо редко промывается система и проводится полный слив.
Заключение
Обеспечить качественную работу охлаждающей системе поможет применение правильной охлаждающей жидкости. Также стоит проводить периодическую диагностику хотя бы визуальную, особенно для машин с большим пробегом.
Интересное по теме:
загрузка...
Вконтакте
Одноклассники
Google+
ktonaavto.ru
Схема циркуляции охлаждающей жидкости в системе
Схема циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе примерно одинакова для каждого транспортного средства. Во время работы в двигателе внутреннего сгорания выделяется большое количество тепла. Чтобы избежать возможных проблем, это тепло надо постоянно отводить. Вследствие перегрева могут случиться даже механические повреждения, поэтому если не циркулирует охлаждающая жидкость, возможны тяжелые последствия для вашего авто. Во избежание таких проблем все устройства охлаждающего механизма должны быть настроены и работать должным образом.
Содержание статьи
Функции системы охлаждения
Температура в цилиндрах при работе мотора может достигать 800-900 градусов. Даже через несколько секунд без работы устройств охлаждения температура мотора поднимается до недопустимой отметки. Процессы отвода тепла защищают механизмы и детали, которые также поддерживают нормальное рабочее состояние и ускоряют прогрев машины.
Охладительная система транспортного средства
Однако, это не все функции, которые возложены на работу охлаждающей схемы автомобиля. Более современные разработки могут выполнять и другие задачи, которые способствуют нормальной работе мотора и увеличению срока его эксплуатации. Среди них:
- Нагрев воздуха. Чаще всего данная функция относится к устройствам отопления, кондиционирования и вентиляции.
- Охлаждение масла. Без смазки автомобиль тоже может подвергаться перегреву, а иногда это случается даже от постоянной работы мотора, поэтому на помощь приходит охлаждающий реагент.
- Охлаждение газов в механизме рециркуляции.
- Охлаждение жидкости в коробке передач. Рабочие жидкости в автоматической коробке тоже требуют понижения их температуры.
Для того, чтобы выполнять возложенные на них задачи должным образом, системы охлаждения бывают разными. Различаются они способами охлаждения. Системы бывают трех видов:
- Жидкостная система закрытого типа;
- Воздушная система открытого типа;
- Комбинированная система.
Охладительная система мотора авто
Самым распространенным является способ охлаждения, работающий на жидкости. Он обеспечивает равномерное распределение холода и обладает самым низким уровнем шума при работе.
Компоненты СО
Схемы работы охлаждающих механизмов включают в себя множество элементов. Каждая из деталей выполняет свои функции, соответственно, для идеальной работы всех систем элементы должны быть в хорошем состоянии, а также они не должны поддаваться воздействию внешних негативных факторов. Бывают случаи, когда не циркулирует охлаждающая жидкость и это является признаком того, что работа одного из компонентов проходит неправильно.
- Радиатор. Его задача — снижение температуры хладагента под постоянным потоком холодного воздуха. Отдача тепла увеличивается, тем самым повышая эффективность и охладительные возможности, позволяя выполнять больше работы за меньший срок.
- Масляный радиатор может быть установлен наряду с основным. Он предназначен для охлаждения смазывающего вещества.
- Еще один вид устройства того же типа, радиатор, предназначенный для охлаждения отработанных газов. Он необходим для снижения температуры горения топливной смеси.
- Задача теплообменника — нагревать воздух. Функционирование этого устройства будет более эффективным в случае его установки на месте выхода хладагента из мотора.
- Расширительный бачок помогает компенсировать изменяющийся объем ОЖ в результате ее расширения.
- Циркуляция и перемещение ОЖ обеспечивается насосом с центробежной тягой. Такой насос очень часто называют помпой. Система работы может различаться в зависимости от вида устройства. В частности, бывают насосы на ремне, а бывают — на шестернях. Некоторые мощные двигатели требуют установки дополнительного насоса того же типа.
- Термостат. Цель работы данного приспособления заключается в установке уровня и количества хладагента. Весь хладагент контролируется, благодаря чему поддерживается наиболее приемлемый режим температуры. Найти термостат можно посередине между радиатором и охлаждающей рубашкой в патрубке.
- Термостат с электроподогревом тоже встречается на мощных моторах. Полное открытие такого термостата происходит при сильной нагрузке на ДВС.
- Вентилятор – важная деталь радиатора. Он повышает интенсивность охлаждения и может работать на разных приводах, таких как механический, электрический или гидравлический. Чаще всего автомобили оснащены электроприводом.
- Элементы системы управления имеют свое предназначение и позволяют пользоваться всей системой на полную мощность. Датчик температуры выводит необходимую информацию на экран, преобразовав ее в сигнал.
- Электронный блок управления принимает сигналы от датчика, преобразовывает их в исполняющие сигналы и передает кодированный сигнал на такие же устройства.
- Исполняющие устройства выполняют поставленные на них задачи, получив определенный сигнал. Среди них есть: нагреватель, реле, БУ вентилятора, другое реле для двигателя.
Схема циркуляции ОЖ
- Схема циркуляции охлаждающей жидкости состоит из большого круга и маленького. Пока двигатель холодный охлаждающая жидкость не циркулирует только по большому кругу. Малый круг ограничивается рубашкой охлаждения и радиатором. Термостат не открывается, пока двигатель не разогреется и температура не достигнет необходимого уровня. Также во время циркуляции по малому кругу термостат закрывает к радиатору проток жидкости.
В целом так выглядит СО ДВС машины
- Малый круг предусматривает меньшее количество жидкости, циркулирующей в схеме охлаждения. Именно поэтому двигатель может нагреться скорее. После достижения критической точки термостат открывается и горячая жидкость попадает в большой круг циркуляции. Движение ее происходит сверху вниз. Лишнее тепло в результате обдува отводится из двигателя наружу. Задача термостата – реагировать на температуру ОЖ и предохранять от перегрева двигатель.
- Дальше ОЖ подается в двигатель напрямую. Нагревается она быстрее, таким образом обеспечивая разогрев двигателя. Работа радиатора становится необходимой только тогда, когда жидкость достигает определенной температуры. Когда температура ОЖ становится высокой, открывается термостат, и дальше ОЖ идет по большому кругу оборота.
Видео «Устройство и принцип работы охладительной системы»
В этом видео показано, как происходит процесс циркуляции антифриза в системе охлаждения.
mineavto.ru
путь охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобиля и схема, где циркулирует антифриз
Циркуляция Тосола в двигателе — основное требование, предъявляемое к системе охлаждения (СО). Благодаря тому, что жидкость проходит по всем компонентам СО, обеспечивается стабильная работа мотора и предотвращение его перегревания. Из каких элементов состоит система охлаждения и как происходит циркуляция расходного материала, мы расскажем ниже.
Компоненты системы охлаждения
Сначала разберем основные элементы СО и их предназначение.
Расширительный бачок
Резервуар располагается в моторном отсеке. Через него в охладительную систему поступает расходный материал. Емкость для компенсации меняющегося в ходе эксплуатации, а также при расширении объема вещества.
Жидкостный насос
Один из основных компонентов СО. С помощью этого устройства выполняется непосредственно процедура циркуляции хладагента по магистралям охладительной системы. Жидкостный насос может быть оборудован дополнительным насосным устройством, в зависимости от конструктивных особенностей силового агрегата.
Пользователь Петр Петрович на своем ролике показал, как работает СО.
Радиаторы
Предназначение этого устройства заключается в понижении температурного режима охлаждающей жидкости под воздействием постоянного холодного воздушного потока. Это позволяет сильнее отдавать устройству тепло, таким образом, увеличивая эффективность свойства охлаждения. В СО используется радиатор охлаждения силового агрегата, а также радиаторное устройство отопителя. В холодное время года тепло, которое отдает двигатель, передается через радиатор на печку в салон авто. Чтобы понизить температуру горения топливовоздушной смеси, используется еще один тип радиаторного устройства, предназначенный для охлаждения выхлопных газов.
Электровентиляторы
В любой охладительной системе есть электрический вентилятор. Он применяется для обдува силового агрегата машины.
Датчики
Контроллеры СО применяются для фиксации температуры работы мотора. Показания с датчиков выводятся на приборную панель автомобиля. Благодаря этому водитель может своевременно узнать о перегреве двигателя. Есть еще один датчик — вентилятора. Он вступает в работу, когда фиксирует слишком высокую температуру хладагента.
Термостат
Предназначение этого устройства заключается в том, что прибор устанавливает определенный уровень и объем охлаждающей жидкости. Расходный материал контролируется термостатом, что позволяет ему поддерживать оптимальный температурный уровень. Располагается устройство между радиатором, а также рубашкой охлаждения, в шланге.
Схема циркуляции охлаждающей жидкости
Простая схема циркуляции хладагента
Теперь поговорим о том, по какому пути в ДВС автомобиля происходит циркуляция жидкости. Информация, приведенная ниже, актуальна для всех моторов, независимо от того, сколько цилиндров в них стоит.
Итак, жидкость циркулирует следующим образом:
- Вы заводите движок, расходный материал сразу начинает проходить по магистралям СО. На этом этапе циркуляция осуществляется с помощью насосного устройства. Он вступает в работу в результате воздействия ремешка ГРМ или специального ремня.
- Охлаждающая жидкость еще не нагрелась, поэтому она закачивается в силовой агрегат с применением насосного устройства. Расходный материал начинает греться в результате его циркуляции по цилиндрам ДВС, которые отдают тепло. Антифриз начинает забирать тепло, таким образом повышая свою температуру. После этого хладагент поступает на насос. Это малый круг и он повторяется до того момента, пока хладагент до конца не прогреется.
- Большой круг циркуляции расходного материала вступает в работу после того, как жидкость прогреется до нужной температуры. В момент начала его работы термостат блокирует малый круг. С помощью насосного устройства расходный материал начинает закачиваться в двигатель. Жидкость, обладая повышенной температурой, циркулирует по магистралям и поступает в радиатор. Здесь она оставляет часть тепла, передавая его в отопительную систему или в окружающую среду.
- После этого хладагент опять закачивается в двигатель машины насосным устройством. Если расходный материал не может обеспечить должное охлаждение мотора, при этом температура жидкости продолжает расти, в работу вступает датчик вентилятора. Он обычно монтируется в нижней части радиаторного устройства. Его активация приводит к началу работы вентилятора.
- После охлаждения антифриза до нужной температуры вентиляторы выключаются.
Канал Fusion Plus опубликовал видео, где продемонстрировал схему работы охладительной системы.
Диагностика системы охлаждения
Если нет циркуляции хладагента в охладительной системе, нужно проверить ее работоспособность. Причин неполадок может быть много.
Если циркуляция пропала, проверка выполняется следующим образом:
- Сначала выполните диагностику состояния всех шлангов. На патрубках не должно быть изгибов. При диагностике удостоверьтесь в том, что шланги не перебиты и не соприкасаются с движущимися или слишком горячими компонентами силового агрегата. Появление перегибов станет причиной снижения потока расходного материала, что в итоге приведет к перегреву. Также желательно произвести диагностику температуры патрубков, для этого потребуется инфракрасный термометр. При активации печки температура подводящей и отводящей магистрали будет примерно одинаковой, если система работает правильно.
- Проверьте работоспособность термостата. При сильном износе этот элемент может заклинить в закрытом или открытом положении. В первом случае произойдет перегрев мотора, во втором увеличится расход топлива, поскольку мотор будет работать на холодную. Если причина неработоспособности устройства заключается в неправильной его установке, надо демонтировать термостат и заново его установить. Если приспособление вышло из строя из-за износа, то его следует поменять, а если из-за загрязненной охлаждающей жидкости, то перед сменой обязательно выполните промывку СО.
- Обязательно проверьте уровень жидкости в системе охлаждения. Обычно перегрев ДВС происходит в результате нехватки расходного материала. При необходимости долейте хладагент в систему. Проверьте состояние патрубков и радиаторного устройства, а также прочих элементов схемы. Часто причина утечки кроется в ослабленных хомутах на шлангах. Если поврежден радиатор, то устройство надо заваривать аргонной сваркой или менять. Все поврежденные шланги также подлежат замене.
- Выполните проверку основного уплотнения на крышке радиатора. Если на нем имеются следы растрескивания либо повреждения, то пробка подлежит замене. Также на крышке имеются два клапана, предназначенных для изменения давления и вакуума в устройстве. Они без проблем поднимаются и устанавливаются в начальное положение под воздействием пружины. Если это не так, пробка подлежит замене. Что касается самой пружинки, то она всегда оказывает сопротивление. При его отсутствии крышку также надо менять.
Причины перегрева
Коротко о причинах, по которым происходит перегрев ДВС:
- Выход из строя термостата.
- Нехватка расходного материала, часто связанная с утечкой жидкости.
- Выход из строя вентилятора охлаждения с электрическим приводом.
- Произошел обрыв или ослабление ремешка привода помпы.
- Засорение или повреждение радиаторного устройства. Если на корпусе приспособления есть дефекты, прибор подлежит замене.
- Произошло засорение патрубков, подключенных к радиатору. Требуется их замена или эффективная промывка.
- Вышел из строя клапан крышки радиаторного устройства.
Видео «Устройство СО и схема циркуляции»
Пользователь Рамиль Абудллин опубликовал видео, в котором рассказывает об устройстве и принципе действия, а также циркуляции хладагента по системе охлаждения.
autodvig.com
Система охлаждения: типичные проблемы и пути их решения
Среди владельцев новых и подержанных автомобилей BMW широко распространено мнение о склонности их силовых агрегатов к перегреву. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев причина перегрева двигателя тривиальна и характерна не только для машин марки BMW, но и для любых других авто с жидкостным охлаждением. Корень проблемы — в неисправности системы охлаждения двигателя (СОД), которую достаточно устранить, и жизнь снова обретет былые яркие краски. Попробуем разобраться с основными видами неполадок СОД у современных ДВС и рассказать о способах их устранения.
Нередко причиной перегрева двигателя становится неисправность СОД.
Жидкостное охлаждение: что это?
Для того чтобы понять причину неправильной работы системы охлаждения, стоит подробнее ознакомиться с конструкцией и принципом действия этого важного компонента современного ДВС. Основными составляющими жидкостной системы охлаждения являются:
- помпа, с помощью которой осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости в системе;
- радиатор, проходя через который нагретая ОЖ охлаждается потоком встречного воздуха;
- вентилятор радиатора, который обеспечивает охлаждение в моменты, когда автомобиль стоит на месте или движется медленно;
- термостат, предназначенный для обеспечения оптимального температурного режима за счет регулирования работы помпы и количества ОЖ, проходящей через радиатор;
- расширительный бачок, с помощью которого происходит компенсация объема охлаждающей жидкости, расширяющейся при повышении температуры;
- радиатор отопителя, который является частью системы обогрева салона автомобиля;
- датчик температуры ОЖ, предназначенный для контроля нагрева рабочей среды.
Сразу после запуска силового агрегата помпа, которая получает вращение от коленвала, начинает перекачивать жидкость, заставляя ее циркулировать по каналам системы охлаждения. До тех пор пока двигатель холодный, ОЖ двигается по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор. По достижению двигателем необходимой рабочей температуры открывается термостат, и жидкость начинает поступать в радиатор. В старых двигателях BMW переключение происходит при температуре 90-95° С, в новых агрегатах установлен управляемый термостат, открывающийся при 120° С.
Признаки неисправности СОД
По статистике неполадки в СОД находятся в первой пятерке среди всех причин обращения в сервисные центры. При этом важно отметить, что невнимательность владельца авто к системе охлаждения двигателя может привести к куда большим проблемам, вплоть до полного выхода из строя силового агрегата. Поэтому важно знать основные признаки, свидетельствующие о неправильной работе СОД. К их числу относится:
- Перегрев мотора. Причиной может стать, как закоксовывание радиатора отложениями и грязью, так и нехватка охлаждающей жидкости в системе. В первом случае спасает чистка радиатора, его ремонт или замена. Во втором, достаточно долить или заменить ОЖ. Поэтому прежде чем подсчитывать, во сколько вам обойдется обращение в сервис, загляните бачок расширителя, возможно, все не так плохо, как кажется.
- Закипание охлаждающей жидкости. Виной тому может быть недостаток ОЖ, неисправность помпы водяного насоса, выход из строя радиатора, а также масса других неполадок и неисправностей. И только грамотная диагностика позволит выявить истинную причину закипания ОЖ.
- Двигатель перегревается сразу после начала движения. В большинстве случаев причина заключается в поломке помпы, хотя не исключаются и другие неисправности. Помпа работает в условиях повышенных температур, поэтому уплотнители нередко просто «ссыхаются», в результате чего механизм начинает подкапывать. Причем эта проблема характерна как для основной, так и для дополнительной помпы.
- Антифриз вытекает. Во время стоянки под автомобилем образовывается лужица охлаждающей жидкости? Причин этому может быть масса — от банального износа и растрескивания патрубков, до неисправности помпы или нарушения целостности радиатора.
- Переохлаждение двигателя. Да-да, он может не только перегреваться, но и переохлаждаться. Как правило, для исправления ситуации требуется замена термостата.
- Салон не прогревается. Радиатор отопления находится под передней панелью. При включении «печки» нагретая охлаждающая жидкость проходит через радиатор и отдает тепло, тем самым обогревая салон. Если же тепло не поступает, то, скорее всего, в этом «виноват» именно радиатор отопления.
При возникновении одного или нескольких симптомов первое, что рекомендуется сделать, это проверить уровень антифриза. Сделать это можно не только с помощью индикатора уровня ОЖ, тем более что и он может выйти из строя, но и визуально. Для этого достаточно заглянуть в расширительный бачок, который должен быть наполовину полным. Также стоит осмотреть моторный отсек на предмет следов утечки охлаждающей жидкости. А вот более серьезную диагностику лучше проводить в сервисе.
Наиболее распространенные неисправности и их устранение
Помпа. Ее мы подробно рассматривать не будем, поскольку тут и так все понятно. Как правило, причина кроется в том, что пластиковая крыльчатка проворачивается, потеряв контакт с металлическим валом. Еще один возможный вариант — неисправность подшипника помпы. В этом случае могут быть слышны специфические скребущие звуки, свидетельствующие о том, что лопасти вентилятора задевают диффузор. Впрочем, каковы бы не были причины поломки, лечение одно — замена узла.
Негерметичность системы охлаждения. В этом случае при интенсивном движении закипание охлаждающей жидкости неизбежно. Если же нагрузка невысока, перегрев может и не случиться. Но система охлаждения будет постоянно терять тосол, а значит, возникнет необходимость постоянно его доливать. Причиной негерметичности могут быть небольшие трещины в трубках, отводящих ОЖ от блока цилиндров, повреждения пластиковых штуцеров радиатора, отпустившиеся хомутики и т.д. Визуально выявить подобную неисправность вполне возможно, так как место повреждения обычно отмечено влажным пятном. Другой вопрос — целостность радиатора. Если нарушена герметичность соединения между алюминиевым корпусом и пластиковыми емкостями, единственное решение проблемы заключается в полной замене радиатора.
Нередко причиной потери герметичности становится пластиковый клапан, предназначенный для стравливания воздуха из радиатора. К примеру, конструкционные особенности двигателей М40 таковы, что клапан находится около заливной горловины. При надавливании отверткой пластиковая головка частенько отламывается. А так как под ней находится уплотняющее кольцо, то герметичность системы при этом нарушается.
Пластиковые штуцеры радиатора, о которых мы упоминали выше, поддаются ремонту. Однако делать его необходимо вовремя. Главная опасность для места соединения состоит в том, что под воздействием антифриза стенки штуцера истончаются, и трещина быстро растет. Если не устранить повреждение, то рано или поздно часть штуцера отламывается и шланг соскальзывает. В результате вся охлаждающая жидкость оказывается на дороге, а двигатель перегревается, что почти неминуемо ведет к повреждению головки блока цилиндров. При этом следует отметить: быстро охладить силовой агрегат невозможно даже при наличии запасной канистры с ОЖ, поскольку при заливании жидкость вскипает и образует паровые пробки, не пропускающие антифриз вглубь двигателя. Визуально повреждения пластиковых штуцеров можно определить по наличию легкого белого налета. Будьте внимательны и периодически осматривайте мотор и подкапотное пространство, не доводя до крайностей.
На автомобилях с пробегом 80-100 тыс. км. свой вклад в перегрев мотора может вносить термостат. Выявить неисправность довольно просто — достаточно на прогретом двигателе потрогать патрубки радиатора. Если нижний холодный, а верхний горячий и при этом радиатор чуть теплый, значит, охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру. А это означает только одно — термостат не работает: он перестал открываться и не пропускает антифриз в радиатор. Решение здесь может быть только одно — замена. Причем выполнить ее необходимо как можно скорее, поскольку в противном случае неминуема масса куда больших неисправностей, к которым приводит перегрев двигателя.
Определить неисправность термостата довольно просто.
Термомуфта. Надо отметить, что благодаря простой конструкции термомуфты, ее неправильная работа, часто является следствием некой другой неисправности. В термомуфте попросту нечему ломаться (исключение составляет подшипник, но его поломки встречаются крайне редко). Поэтому, прежде чем подсчитывать стоимость ремонта, следует удостовериться в отсутствии других факторов, способных влиять на работоспособность муфты. Так, к примеру, причиной отказа может быть низкий уровень антифриза. Если охлаждающей жидкости в радиаторе недостаточно, то проходящий сквозь соты воздух не нагревается, следовательно, не греется и биметаллическая пластина. В результате муфта вполне работоспособна, но не включается. Еще одна причина такого поведения термомуфты может заключаться в коррозии и скопившейся грязи. В этом случае шток постоянно находится в нажатом состоянии из-за отложений, которые образовались между ним и пластиной.
Подводя итог, можно сказать одно — если вдруг система охлаждения вдруг начинает работать неправильно, необходимо провести планомерную диагностику на предмет выявления неисправностей, которые можно удалить без привлечения специалистов автосервиса. Первый шаг — проверка уровня охлаждающей жидкости, второй — контроль герметичности системы. Если самостоятельно выявить повреждение не удается, следует немедленно обратиться в сервис. И сделать это лучше как можно скорее, не дожидаясь перегрева двигателя и сопутствующих этому событию проблем.
Юрий Гуляев
texcentrik.ru
способы поиска и решения проблем
Стабильная и правильная работа автомобильного двигателя зависит от множества факторов. Среди них и правильная эксплуатация, и использование чистого бензина, и отсутствие его перегревов. Именно за последний фактор несет ответственность специальная система охлаждения двигателя, неисправная работа которой может стать причиной очень неприятных последствий не только для Вашего «железного коня», но и для Вас самих.
Понять, что у автомобиля не правильно работает система охлаждения не так уж и просто, поскольку зачастую ее неисправность может проявляться в виде вторичных признаков. В связи с этим, каждый из водителей и автовладельцев должен очень хорошо изучить особенности работы данной системы, чтобы научиться определять даже самые незначительные отклонения в ее работе. Именно этой теме мы и решили посвятить данную статью, в которой постараемся не только поближе ознакомить Вас с возможными поломками системы охлаждения, но и научим их справлять.
1. Система охлаждения автомобильного двигателя: как осуществить проверку?
Система охлаждения двигателя была придумана для того, чтобы поддерживать в этом устройстве оптимальный температурный режим, при котором возможно осуществление движения автомобилем. Ведь далеко не все знают, что внутри цилиндров температура нередко поднимается даже до 200°С, хотя в среднем она колеблется от 80 до 90°С. Но как бы там ни было, без дополнительной системы охлаждения «тело» двигателя не способно выдержать такое резкий накал. Даже если двигатель находился в абсолютно холодном состоянии, после запуска он способен в считанные секунды стать очень горячим, что может привести в неисправность как его детали, так и стать причиной деформации всей коробки двигателя. Если говорить о системе охлаждения в целом, то она имеет два очень важных предназначения:
1. Отвод тепла от двигателя, его механизмов и деталей, что способствует поддержанию стабильной температуры, не приносящей ему вред.
2. Ускорение прогрева холодного двигателя, что так же играет очень важную роль в обеспечении рабочего процесса его механизмов.
Не смотря на то, что за время существования автомобилей было придумано немало систем охлаждения, сегодня наиболее часто применяется жидкостная система. Ее особенность заключается в том, что такая система имеет закрытый тип, поэтому жидкость по ней циркулирует как бы принудительно, поступая в саму систему из расширительного бачка. Непосредственное охлаждение цилиндров двигателя осуществляется благодаря рубашке охлаждения блока и головки блока цилиндров. Эта рубашка состоит из очень большого количества каналов, по которым и происходит циркуляция охлаждающей жидкости.
Приводит охлаждающую жидкость в движение насос центробежного типа. В действие этот насос приводится при помощи ременной передачи, поступающей от шкива коленчатого вала. Для того, чтобы обеспечить разные типы работы система охлаждения при разных режимах работы двигателя, система также включает в себя и термостат. К примеру, когда запускается абсолютно холодный двигатель – термостат находится в полностью закрытом состоянии. Благодаря этому жидкость функционирует только по малому кругу, что позволяет более быстро разогреть двигатель. Однако, как только температура внутри него достигнет значения выше 80°С, произойдет автоматическое открытие термостата. Благодаря этому жидкость начнет поступать в радиатор, где сможет охладиться. Если температура внутри механизма двигателя поднимется еще выше, то термостат откроется полностью и будет «гонять» жидкость по большому кругу для более активного ее охлаждения.
Помогает охлаждать жидкость не только радиатор, но и специальный вентилятор, который в разы увеличивает подачу потоков воздуха на радиатор. Очень важно, что осуществляет он эту функцию не только во время движения автомобиля, но и во время работы двигателя, когда автомобиль остается в неподвижном состоянии.
Но наиболее важную роль в том, как будет функционировать система охлаждения двигателя, играют шланги и патрубки, по которым движется жидкость. Дело в том, что они являются наиболее уязвимыми и чаще всего приходят в непригодность. Чтобы у Вас не возникло неожиданных неприятностей с их работой, важно знать, как проводить их проверку и предотвращать серьезные неисправности, о чем и расскажем далее.
Правила осуществления проверки системы охлаждения двигателя
В идеале, проверку описываемой системы автомобиля необходимо проводить перед каждой поездкой, особенно если эти поездки длительные и постоянны. Внимание следует обращать на такие особенности ее функционирования:
- внимательно осмотрите расширительный бачок и определите, нет ли в нем протечек. Проверьте, на каком уровне находится охладительная жидкость. Если двигатель не работает и находится в абсолютно холодном состоянии, то ее уровень должен находиться между отметками «min» и«max». В том случае, если жидкости не хватает – ее необходимо долить, при чем доливать необходимо только ту жидкость, которая заливалась ранее. Дело в том, что при использовании разных марок жидкостей для охлаждения двигателя может проявиться их несовместимость. Это приведет к тому, что двигатель будет не охлаждаться, а наоборот, разогреется еще больше. В самом крайнем случае допускается использование дистиллированной воды. Однако, нельзя заливать в систему больше, чем 0,5 литра, поскольку вода сильно разбавит жидкость и приведет к снижению ее свойств. Особенно сильно вода влияет на температуру замерзания жидкости, которая даже при добавлении 0,5 литра воды повысится на 3-5°С;
- на работающем и разогретом двигателе также необходимо проверить уровень жидкости, сняв для этого пробку расширительно бачка. Учтите, что обжечься Вы можете не только самой пробкой, но и случайно плеснувшейся жидкость. Поэтому, перед тем как снимать крышку, вооружитесь очень плотной тряпкой. Откручивать пробку необходимо очень медленно, что позволит стравить давление и не приведет к ожогам жидкостью. Что касается количества жидкости, то при работающем двигателе и системе охлаждения ее количество все равно не должно опускаться ниже отметки «min». В противном случае, если из-за перерывания шланга или патрубка жидкость начнет вытекать, запасов для поддержания ее необходимого уровня не будет;
- проводить осмотр других составляющих системы охлаждения двигателя без острой потребности не стоит, поскольку это будет забирать очень большое количество Вашего времени. Но все же, если Вы стали замечать, что Ваше авто чересчур сильно греется, то необходимо произвести очень тщательный осмотр всей системы. Для того, чтобы Вам было понятнее, где искать поломку и в чем она проявляется, мы также опишем самые распространенные неисправности автомобильной системы охлаждения.
2. Неисправности в работе системы охлаждения – знакомимся с основными признаками
Как Вы уже поняли, состояние системы охлаждение на прямую влияет на исправность работы двигателя. По этой причине, даже самые незначительные поломки необходим исправлять сразу же после их обнаружения. К сожалению, но недостаточное количество жидкости в расширительном бачке не является единственной возможной неисправностью. Рассмотрим наиболее распространенные, от которых трудно уберечься даже самому щепетильному автовладельцу.
Перегрев или закипание двигателя: разбираемся в причинах и знакомимся с последствиями
Речь идет о таком состоянии двигателя, когда его температура поднимается выше допустимой нормы. Как результат, в неисправность приходит либо сам двигатель, либо отдельные его системы, в том числе и охлаждающая. По-другому такую аварию еще называют «закипание двигателя». Имеется в виду, что причиной перегрева двигателя чаще всего становится закипание охладительной жидкости и жидкости в радиаторе. В свою очередь причиной такого закипания могут быть:
- засорения внутри радиатора, которые влияют на температуру в нем и мешают нормальному функционированию;
- обрыв ремня насоса, который обеспечивает работу систему охлаждения. Причина может скрываться не только в его обрыве, но и в слабом натяжении, в результате чего насос работает не полноценно;
- неисправность работы электродвигателя вентилятора или же обрыв ремня;
- ненадежность или не герметичность пробки, которая закупоривает расширительный бачок системы охлаждения, что приводит к испарению жидкости и ее нехватки в системе;
- поломки и неисправная работа термостата.
Теперь попробуем более подробно описать, как именно определить причину «закипания» двигателя, чтобы правильно и быстро ее устранить или же, по возможности, исправить. Начнем с расширительного бачка и его пробки. Если есть такая возможность, то для проверки возьмите пробку из другого автомобиля, на котором он исправно работает. Если после его установки система охлаждения снова начнет нормально функционировать – следует подробно осмотреть роднуюпробку. Стоит знать, что она состоит из двух клапанов, которые выполняют совершенно разные функции и которые также можно заменять для проверки их исправности:
1. Воздушный клапан предназначен для того, чтобы впускать воздух в расширительный бачок. При чем, воздух начинает заходить в бачок только после полной остановки работы двигателя и осуществляется то для его более быстрого остывания.
2. Вторым является паровой клапан. Когда состояние системы охлаждения находится практически в закипающем состоянии, он обеспечивает дополнительное охлаждение, не допуская перегрева двигателя. Если Вами была обнаружена неисправность одного из клапанов – проще всего провести его замену. Тем более, что и стоит он не так уж и дорого. Но если у Вас есть смекалка и желание – можете попробовать осмотреть его более внимательно и попытаться определить, что именно стало причиной его неисправной работы.
Что касается термостата, то выше мы уже описывали, какие именно функции он выполняет в системе охлаждения. Чтобы определить, является ли он причиной такой неисправности системы охлаждения двигателя, как перегрев, следует запустить двигатель и прогреть его до состояния рабочей температуры. Одновременно проверьте температуру, до которой нагрелся термостат и его верхний подводящий патрубок. Если они так и остались холодными (в то время как двигатель продолжает и дальше нагреваться), это свидетельствует о неисправности термостата. Сняв термостат с автомобиля его можно проверить еще одним способом: опустите устройство в емкость с водой с возможностью постепенно поднимать ее температуру и контролировать данный процесс. Когда температура достигнет 78-85°С – клапан нормально функционирующего термостата должен начать постепенно открываться. Если же этого не произошло – термостат неисправен.
Важно знать, что неисправная работа термостата также является причиной невозможности прогреть двигатель до рабочей температуры. В зимнее время это может полностью лишить водителя возможности завести собственный автомобиль.
Однако, при перегреве двигателя не всегда можно грешить на неисправности системы охлаждения. Довольно часто бывает, что вода закипает по причине слишком сильных перегрузок двигателя. К примеру, подобные ситуации возникают при очень медленном движении по проселочным дорогам или же городским пробкам. Чтобы подобного не возникало, автомобилю и его двигателю необходимо давать хотя бы кратковременные передышки. Пускай это приведет к большим затратам времени и топлива, зато не возникнет потребности в ремонте.
Если Вы всего лишь один раз встретились с закипанием жидкости в системе охлаждения или радиаторе – возможно, встретится с негативными последствиями Вам и не придется. Особенно важно в таком случае правильно среагировать и заглушить двигатель, дать ему полностью остыть. Однако, если продолжать движение – двигатель может остановиться на всегда, поскольку слишком высокая температура может стать причиной поломки цилиндров и других частей механизма автомобильного двигателя. Слишком высокая температура работы двигателя также приводит к нарушению процесса сгорания топливно-воздушной массы. Как результат, увеличивается сила трения и в разы вырастает расход топлива. Мощность двигателя падает.
Однако, если при неисправности термостата двигатель наоборот не может разогреться, это также приведет к снижению мощности его работы и увеличит расход бензина. Кроме того, холодное топливо смывает со стенок цилиндров, в результате чего они очень быстро изнашиваются, приходят в полную непригодность. Но причиной переохлаждения двигателя является не только поломка или отсутствие термостата, но и неисправная работа электро- или гидропривода вентилятора. Холодное масло может также вызвать коррозийные процессы внутри цилиндров двигателя.
Таким образом, «температурный режим» двигателя должен находится на уровне оптимальных показателей, то есть, примерно от 85 до 95%. Более высокие или более низкие температуры, которые могут возникать из-за неисправности систему охлаждения, обязательно приведут к износу и полной неисправности двигателя (если, конечно, их вовремя не устранить).
Не герметичность системы охлаждения как причина ее неисправности
Система охлаждения двигателя может неисправно работать и по причине своей не герметичности, что бывает довольно часто. Чаще всего это плохо затянутые хомуты на соединительных шлангах. Также иногда на шлангах возникают трещины или же повреждаются прокладки. К разгерметизации приводят и повреждения сальника системного насоса. Чтобы найти и определить конкретное место протечки лучше всего запустить двигатель прогреть его до рабочей температуры, поскольку в состоянии покоя жидкость очень быстро испаряется. Осматривая шланги и другие составляющие системы, будьте очень осторожны, чтобы случайно не обжечься и не повредиться об движущиеся детали двигателя.
Следствия, к которым приводит протекания – это явное уменьшение количества охлаждающей жидкости. Как результат, ее придутся постоянно подливать, а если не сделать это вовремя – цилиндры двигателя могут сильно перегреться. По этой причине следует всегда проверять количество охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если ее расход неоправданно велик – ищите место протекания. Когда найдена поломка и ее причина, единственное что ждет водителя – это закатать рукава и приступать к ремонту «железного друга». Потому, переходим к знакомству с вариантами исправления работы системы охлаждения.
3. Как можно устранить неисправную работу системы охлаждения двигателя?
Прежнее рабочее состояние системы охлаждения двигателя вернуть не так уж и сложно, особенно если правильно определить место поломки. Думаем, после вышеописанных нами рекомендаций, Вам удалось это сделать. И так, ремонт.
Если Вы определили утечку, удостоверьтесь, что это действительно вытекает охлаждающая жидкость, а не скопившийся под капотом конденсат. Для этого сожмите или перегните резиновый шланг. Если обнаружите, что они слишком твердые или неэластичные – не задумываясь проведите их замену. При этом ни на секунду не забывайте о важности герметичности всех соединений, как можно плотнее зажмите хомуты. Если проблема в герметичности, то не будет лишним произвести замену прокладки на крышке расширительного бака, поскольку она все равно со временем изнашивается.
Если при предварительном осмотре системы охлаждения Вы заподозрили в неисправности радиатор, попробуйте еще раз проверить то, насколько равномерно он нагревается. Если нормальное прогревание наблюдается только в верхней части, а нижняя вместе со шлангом обратки остается такой же холодной – причина, скорее всего, кроется в его загрязнении. Также, в радиаторе может обнаружится течь (особенно после закипания), местонахождение которой можно определить следующим образом: заглушаем все патрубки, оставляя только один, заливаем в радиатор воду. Через оставленный патрубок подаем давление (хватит и 1см/см2). Трещина обозначит себя струйкой воды.
Чтобы исправить поврежденные пластины или трубки радиатора, необходимо применить самую обычную пайку. Если же это не помогает избавиться от неисправности, поврежденную трубку можно попросту заглушить, запаяв как ее верхний, так и нижний край. Однако, тут также имеется свое исключение: на одном радиаторе не может быть больше трех запаянных трубок. Если же найденные повреждения настолько масштабны, что и вышеописанные действия не помогут их исправить – придется проводить полную замену радиатора. Следует обратить Ваше внимание и на то, самые последние модели автомобилей зачастую оснащаются радиаторами, центральная часть которых изготовлена из алюминиевого сплава, а бочка – из пластмассы. Такой радиатор ремонту вообще не подлежит, его необходимо сразу менять.
Поломки, а также неисправная работа, всех остальных частей системы охлаждения двигателя также довольно трудно отремонтировать. Тем более, что после ремонта все равно она не будет отличаться былыми качествами. Поэтому, лучше всего проводить замену деталей. В любом случае, желаем Вам не встречаться с неисправностями системы охлаждения, тогда и ремонтировать Вам ничего не придется!
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
ВАЗ 2110 | Диагностика неисправностей системы охлаждения
Диагностика неисправностей системы охлаждения
Двигатель перегревается
Оборван или проскальзывает приводной ремень водяного насоса. Проверьте (см. сопроводительную иллюстрацию), произведите регулировку ремня или замените его. |
Упал уровень охлаждающей жидкости. Постарайтесь выяснить причину потерь жидкости. Это могут быть перелив, внешние или внутренние утечки - обращайтесь к соответствующему подразделу ниже.
Ни в коем случае не снимайте крышку с радиатора на горячем двигателе. Дождитесь остывания двигателя, затем обмотайте крышку толстым слоем ветоши и начинайте медленно ее отворачивать. Дойдя до первого упора, дождитесь сброса избыточного давления и лишь затем можете окончательно снимать крышку. |
Неисправна крышка радиатора. Проверьте (см. сопроводительную иллюстрацию), замените. |
Нарушен проход воздуха из передней части теплообменника радиатора в заднюю. Продуйте тракт с задней стороны теплообменника сжатым воздухом, или прокачайте его подаваемой под напором водой. Неисправен термостат. Проверьте, в случае необходимости замените.
Неисправна термостатическая муфта сцепления вентилятора системы охлаждения. Замените муфту.
Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости. Проверьте, произведите необходимые исправления.
Нарушена установка угла опережения зажигания. Проверьте, произведите корректировку.
Нарушена проходимость системы выпуска отработавших газов. Устраните причину блокировки или замените неисправную секцию/компонент.
Нарушена компоновка состава воздушно-топливной смеси. Проверьте, как описано в Разделе, посвященном диагностике неисправностей системы питания), в случае необходимости произведите соответствующие исправления.
Упал уровень двигательного масла. Немедленно заглушите двигатель и добавьте масла до требуемого уровня.
Нарушена регулировка тормозных механизмов или “прихвачены” тормоза. Проверьте, произведите необходимые корректировки или замену компонентов (см. соответствующий подраздел Раздела, посвященного диагностике неисправностей тормозной системы).
Пробуксовывает сцепление. Проверьте, выполните необходимый ремонт.
Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров. Проверьте, выполните необходимый ремонт.
Двигатель не разработан после капитального ремонта. Проверьте не перетянут ли чрезмерно соответствующий крепеж. Заглушите двигатель и дайте ему остыть.
|
Имеют место внешние утечки охлаждающей жидкости
Ослаб шланговый хомут, либо неисправен шланг (см. сопроводительную иллюстрацию). Подтяните хомут или замените дефектный шланг. |
Имеют место утечки из теплообменника радиатора, либо его бачков. Произведите необходимый ремонт, либо замените радиатор.
Изношен или поврежден подшипник и/или сальник водяного насоса. Замените насос.
Ослабла или повреждена сливная пробка радиатора. Подтяните или замените пробку.
Имеют место наружные трещины в блоке или головке цилиндров. Замените неисправные компоненты.
Имеют место утечки из кожуха термостата или водяного насоса. Замените неисправный компонент.
Имеют место утечки из теплообменника отопителя или через его кран. Произведите необходимый ремонт, либо замените неисправный компонент.
Для выявления признаков внешних утечек охлаждающей жидкости запаркуйте автомобиль на чистой сухой площадке и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры. Также проверьте нет ли следов влаги в салоне автомобиля под теплообменником отопителя. |
Имеют место внутренние утечки охлаждающей жидкости
Происходят утечки через прокладку головки цилиндров в следствие нарушения плоскостности сопрягаемых поверхностей (любой или обеих) головки или блока цилиндров. Проверьте, проточите или замените дефектный компонент (головку/блок). Замените прокладку.
Имеют место трещины в головке или блоке цилиндров. Замените неисправный компонент.
Для выявления признаков внутренних утечек охлаждающей жидкости извлеките щуп измерения уровня двигательного масла и осмотрите его лезвие на наличие признаков пенообразования масла. Запустите двигатель и понаблюдайте за выхлопом. Чрезмерный выброс пара свидетельствует о наличии охлаждающей жидкости камерах сгорания. Проверьте компрессионное давление (см. соответствующий подраздел в Главе Настройки и текущее обслуживание) для выявления дефектного цилиндра. |
Имеет место нарушение циркуляции охлаждающей жидкости
Нарушена регулировка натяжения, либо неисправен приводной ремень(и) водяного насоса. Отрегулируйте натяжение, либо замените ремень(и).
Упал уровень охлаждающей жидкости в системе. Долейте, произведите проверку системы на утечки.
Произошло частичное нарушение проходимости трубок теплообменника радиатора. Произведите обратнопоточную промывку или замените радиатор.
Имеет место чрезмерное отложение накипи в водяных каналах двигателя. Произведите обратнопоточную промывку блока цилиндров.
Неисправен термостат. Проверьте, в случае необходимости произведите замену.
Произошло схлопывание шлангов радиатора. Проверьте, замените дефектные шланги.
Неисправен водяной насос. Замените.
Нарушение циркуляции проще всего проверить путем снятия крышки с радиатора и наблюдения за турбулентностью жидкости после прогрева двигателя до нормальной рабочей температуры. При исправной системе турбулентность должна возникать при частичном открывании дроссельной заслонки. При самых неблагоприятных условиях, когда имеется одновременно несколько нарушений, диагностика может быть выполнена путем исключения исправных компонентов в ходе последовательного выполнения проверок в перечисленном порядке. |
automn.ru