Как работает амортизатор
Как работают амортизаторы? - БашЛидер
Как работают амортизаторы?
Заменив амортизаторы в автомобиле, можно качественно изменить его "поведение" на дороге, превратив его в спортивную машину или мягкий лимузин. Амортизаторы определяют комфортные условия для водителя и пассажиров, а также безопасность движения.
Амортизаторы нужны не для того, чтобы поддерживать кузов автомобиля - это функция пружин - а для сокращения количества и амплитуды их колебаний до необходимого минимума. Если бы машины оснащались только пружинами, то после каждого скачка кузов долго раскачивался бы. Такая езда при непостоянном сцеплении колес с поверхностью дороги была бы относительно безопасной только на очень небольшой скорости. Даже самые модернизированные амортизаторы работают по тому же принципу, что и обычные масляные насосы: когда колеблющаяся подвеска приводит в движение шток амортизатора, жестко закрепленный на нем поршень сжимает масло, находящееся в одной из частей напорного цилиндра. В результате масло понемногу продавливается через очень маленькие отверстия (жиклеры) в полость за поршнем. Так как через жиклеры может просочиться только небольшое количество масла, движение поршня замедляется, что, в свою очередь, приводит к замедлению колебаний подвески. Если же нагрузка носит очень резкий ударный характер или амплитуда колебаний подвески достаточно велика, пропускной способности жиклеров уже не хватает, поэтому открываются специальные клапаны, которые и пропускают основную массу масла. При этом усилие, направленное на гашение колебаний кузова, зависит от скорости перемещения подвески. Чем быстрее она двигается, тем большее сопротивление оказывает амортизатор.
Амортизаторы принято классифицировать по двум параметрам.
Первый и основной критерий классификации амортизаторов - состав рабочего вещества. По данному признаку амортизаторы делятся на три категории: масляные, газо-масляные и газовые.
Однако это разделение достаточно условно, потому что внутри абсолютно всех амортизаторных устройств обязательно присутствует масло. По второму параметру - количеству полостей (трубок) - амортизаторы делятся на двухтрубные (масляные и газо-масляные) и однотрубные (газовые амортизаторы).
Масляные амортизаторы конструктивно наиболее просты, а следовательно, достаточно надежны. Однако в некоторых режимах эксплуатации автомобиля амортизаторы этого типа могут быть недостаточно эффективными:
- во время быстрой езды по плохим дорогам при резких перемещениях поршня в масле образуются кавитационные пузырьки (происходит вспенивание масла), в результате чего пропускная способность клапанов, через которые проходит масло, снижается, и демпфирующие (пружинящие) характеристики амортизаторов значительно ухудшаются;
- масляные амортизаторы недостаточно чувствительны к низкочастотным колебаниям небольшой амплитуды - при таком режиме нагрузки эти устройства ведут себя довольно инертно; причина проста: при медленных перемещениях поршня масло относительно свободно проходит через отверстия в нем, и амортизаторы уже не могут принять участия в коррекции положения кузова при его небольших и/или достаточно медленных колебаниях.
Последний недостаток масляных амортизаторов частично компенсируется путем тщательной калибровки отверстий в поршне и усовершенствования конструкции клапанов, которая позволяет амортизаторам "острее" реагировать на колебания кузова. Масляные амортизаторы подойдут, прежде всего, тем автовладельцам, которые не склонны эксплуатировать свой автомобиль в спортивных режимах и предпочитают разумно экономить на запчастях (масляные амортизаторы на 15-20% дешевле газовых).
В газо-масляных амортизаторах в качестве "подпружинивающего" элемента используется газ. Этот способ увеличения скорости реакции амортизаторов на колебания кузова был предложен французом де Карбоном еще в середине XX века. Газо-масляный амортизатор состоит из двух цилиндров, помещенных один в другой. В верхней части полости резервного цилиндра под небольшим давлением (2,5-5 бар) находится инертный газ - азот. Чем выше давление газа на масло внутри амортизатора в состоянии покоя, тем быстрее его реакция (и жестче подвеска автомобиля).
Газо-масляные амортизаторы по сравнению с масляными обеспечивают лучшую амортизацию при низкой амплитуде колебаний подвески. Кроме того, кавитация при работе амортизаторов этого вида минимальна, а значит, они эффективнее уменьшают колебания кузова при быстрой езде.
Правильно установленный комплект амортизаторов может прослужить около 3-4 лет при среднем пробеге автомобиля 20-30 тыс. км в год. Однако вывести их из строя можно значительно раньше. Кроме общего состояния подвески, на срок службы амортизаторов влияют и стиль вождения, и состояние дорог. Сегодня многие СТО предоставляют услугу диагностики амортизаторов, причем на многих техстанциях она бесплатна.
О необходимости замены амортизаторов свидетельствует увеличение тормозного пути, снижение безопасной скорости вхождения в поворот, уменьшение скорости, при которой в дождливую погоду начинается аквапланирование.
Ради собственной безопасности не стоит пренебрегать рекомендациями производителей амортизаторов, рекомендующих проводить диагностику ходовой через каждые 20 тыс. км пробега.
Наш автомагазин запчастей для грузовиков КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, КРАЗ предлагает широкий выбор амортизаторов и комплектующих к ним для всех перечисленных марок автомобилей.
www.tdbl.ru
Как это работает: система амортизации автомобиля: МашиноМания
Современный автомобиль – сложнейшее устройство, вершина технической мысли, состоящее из нескольких сотен компонентов и более 10 000 элементов. Одной из важнейших систем автомобиля является система амортизации. В этой статье мы хотели бы рассказать о системе амортизации более подробно.
Основная задача амортизатора – гашение колебаний и поглощение ударов. Таким образом, для современного автотранспорта - обеспечение комфорта и безопасности передвижения. Таким образом, амортизатор должен одновременно выполнять две обратнозависимые задачи. Чем жестче амортизатор, тем точнее управляемость автомобилем, но хуже комфорт водителя и пассажиров и наоборот.
Амортизаторы обеспечивают постоянный контакт шин с дорогой, что в наше время высоких скоростей –залог безопасности. Ведь по статистике основная причина большинства автомобильных аварий – потеря управляемости автомобиля. И один из важнейших факторов, отвечающих за управляемость автомобиля – это исправные амортизаторы.
При неисправных амортизаторах даже исправная тормозная система и новые шины не смогут обеспечить должный контакт автомобиля с дорожным покрытием. Именно амортизаторы отвечают за функцию обеспечения постоянного контакта шин автомобиля с дорожным покрытием, управляя работой пружины и контролируя раскачивание кузова.
Однако, не существует универсального типа амортизаторов для всех автомобилей и типов дорог. Поскольку, несмотря на внешнюю простоту конструкции, это весьма точный механизм, который настраивается производителем под подвеску конкретной модели и, зачастую, с учётом состояния дорог региона, где этот автомобиль будет эксплуатироваться.
Именно поэтому, перед современными производителями амортизаторов стоит достаточно сложная задача – обеспечивать гармоничное соотношение безопасности и комфорта, с учётом технических характеристик каждого автомобиля и особенностей дорог. И решается она благодаря нескольким конструктивно различным видам амортизаторов.
В современном автомобилестроении применяются исключительно гидравлические амортизаторы, использующие принцип вязкостного трения. Конструктивно – это телескопические, двухтрубные и однотрубные с газовым подпором, или без него.
Следует отметить, что в этом вопросе существует ряд заблуждений. Например, в распространенной среди потребителей классификации амортизаторов по видам – масляные, газо-масляные и газовые. Верная классификация подвидов амортизаторов выглядит следующим образом:• Амортизаторы без газового подпора (масляные)• Амортизаторы с газовым подпором низкого давления (газо-масляные)• Амортизаторы с газовым подпором высокого давления (газовые)
Таким образом, «газовый» амортизатор также является гидравлическим газо-масляным амортизатором! Исключительно газовым амортизатором является газовая пружина. Но она не применяется в системе амортизации автомобиля. А используется, например, для амортизации крышки багажника, или капота.
Газовый подпор в газо-масляном амортизаторе, как правило, слабо влияет на жесткость амортизатора, но значительно увеличивает стабильность характеристик в условиях сильных нагрузок. При повседневной езде разница в работе практически незаметна.Итак, если пользоваться народной классификацией, и на автоконвейеры и на вторичный рынок поставляются масляные, газомасляные, и газовые амортизаторы. По конструкции распространенные современные «масляный» и «газомасляный» амортизаторы –двухтрубные. Они отличаются между собою настройками клапанного механизма. По потребительским свойствам «масляный» считается более мягким, а «газомасляный» более жестким.
Масляный амортизатор - комфортный и более универсальный: он подходит и для проселочных дорог, и для асфальта с ямами, и для перевозки тяжёлого груза. Но уступает газовому амортизатору в «цепкости», при езде автомобиля по асфальту, особенно при скоростной езде с резкими поворотами. При этом цена газомасляных амортизаторов несколько выше, чем масляных.
На конвейеры автопроизводителей поставляется три базовых типа амортизаторов - гидравлический двухтрубный (его часто называют масляный), гидравлический двухтрубный с газовым подпором низкого давления (газо-масляный) и третий тип – однотрубный с газовым подпором высокого давления (газовый).
На сегодняшний день самый распространённый вид амортизаторов а автомобилестроении – газомасляные однотрубные и двухтрубные.От теории к практике: рассмотрим основные разновидности на примере серий амортизаторов японской компании KYB – лидера в производстве гидравлических систем. Предлагаемый этой компанией ассортимент покрывает 99% потребностей современного автопарка и поставляется на конвейеры ведущих автопроизводителей, как азиатских, так и европейских.
Интересный факт - каждый четвёртый автомобиль в мире с конвейера оснащён амортизаторами компании KYB.
Серия масляных амортизаторов KYB называется PREMIUM, а газомасляных – EXСEL-G. Здесь важно учесть, что если подвеска вашего автомобиля с конвейера настроена на жёсткий режим и автомобиль оборудован газомасляным амортизатором, то не рекомендуется заменять его на масляный. Производителем для каждой модели автомобиля предусмотрен либо амортизатор с такими же характеристиками, как оригинальный, либо ещё более жёсткий. И, как правило, если вы выбираете комфорт – рекомендуется устанавливать такую же модель, какая была в оригинале, если для вас важнее управляемость – нужно заменить амортизатор на более жесткий.
Серия однотрубных газовых амортизаторов у KYB называется GAS-A-JUST , и поставляется на конвейеры большинства известных автопроизводителей. О его конструкции говорит само название. Однотрубный газовый амортизатор часто еще называют саморегулируемым, так как, благодаря техническим особенностям своей конструкции, он настраивается как на жесткий режим для трассы, так и на более плавный ход при движении по пересеченной местности. Амортизатор сам подстраивается под дорожные условия, под влиянием выбранной скорости и силы возникающих колебаний. Естественно, что из-за сложной технологии исполнения однотрубная конструкция амортизаторов дороже, чем двухтрубная.
Помимо трёх перечисленных основных типов, есть ряд других, разработанных для вторичного рынка специально для целей тюнинга. У KYB эти спецсерии называются SKORCHED 4's, ULTRA SR и MonoMax.
У KYB есть также очень интересный тип амортизаторов - регулируемый амортизатор серии AGX. Данный тип позволяет водителю самостоятельно выбирать и настраивать уровень жёсткости подвески своего автомобиля для движения в определённых условиях.
Процесс создания амортизаторов
Учитывая важность этого узла, особенно учитывая состояние наших дорог, одно из главных требований к амортизаторам – долговечность. Амортизатор – высокотехнологичное изделие и собирается минимум из 20 компонентов. От качества каждого его компонента, от точности их обработки, соединения и сборки зависит срок службы амортизатора в целом. От первых чертежей до запуска амортизатора в серийное производство проходит около трех лет – для новой модели автомобиля, и до полутора лет для уже существующей. Вначале создается конструкция с геометрией и характеристиками, которые определены техническим заданием. Проводится компьютерное моделирование с точным расчётом нагрузки на каждую точку детали. Потом наступает стадия тестирования опытных образцов, когда в течение двух-трёх месяцев экспериментальные изделия испытывают в лаборатории на выносливость и прочность. Проверяются и регулируются технические характеристики амортизатора в условиях разных температур (от минус пятидесяти до плюс восьмидесяти), проверяется устойчивость к различным механическим воздействиям и даже уровень производимого шума. Амортизатор тестируется срабатыванием до двух миллионов раз, имитируя движение автомобиля на различных скоростях. На специальных испытательных полигонах проверяется работа амортизатора на 150 тысячах километров. Затем испытываются на механическую прочность крепёжные элементы, для чего прилагаются усилия для отрыва их от корпуса.Тонкости замены амортизаторов
Как известно, любые амортизаторы рано или поздно приходится менять. Тут и возникает мучительная проблема выбора, ведь на рынке представлено огромное количество вариантов от различных производителей, различных как по цене, так и по конструктивному исполнению. Какой же подойдёт именно для Вашего автомобиля? Попробуем разобраться.Выбор типа амортизаторов: 1) Прежде всего, обращаем Ваше внимание на то, что амортизаторы заменяются исключительно попарно – два передних, или два задних. Это крайне важно - амортизаторы должны быть одной серии одного производителя и должны обеспечивать идентичные характеристики. Не экономьте на своей безопасности! 2) Выбирайте амортизаторы, соответствующие по типу и характеристикам амортизаторам, установленным производителем на Вашем автомобиле. 3) Выбирайте серию амортизаторов с учётом Вашей манеры вождения и качества дорог, по которым в основном ездите. Так, если ваш автомобиль часто колесит по просёлочным дорогам, с плохим покрытием или с ямами, и зачастую груженный, то вам подойдёт масляный двухтрубный амортизатор. Кроме всего прочего, эта версия более доступная по цене. У KYB данная серия называется Premium. Её отличительная особенность - большой запас прочности: после 60 тысяч километров пробега жесткость сохраняется на уровне новых оригинальных амортизаторов. Если вы предпочитаете городской асфальт, вам нравится «выжимать» все возможное из Вашего автомобиля – быстрый разгон и резкое торможение, вождение в крутых поворотах и т.п., – оптимальным будет выбор газомасляных амортизаторов. В большинстве современных автомобилей амортизаторы этой серии установлены в качестве оригинальных. У KYB серия газомасляных амортизаторов называется EXСEL-G . Что касается так называемых газовых однотрубных амортизаторов, их особенность в том, что их характеристики подстраиваются под дорожные условия с учётом выбранной скорости и силы возникающих колебаний. Монотрубная конструкция часто установлена в оригинале на многих европейских моделях, и выбор амортизаторов такого типа может быть достойной альтернативой при замене для тех, кто много ездит по дорогам с разным покрытием (читайте – по нашим дорогам) и полному бездорожью. 4) Выбор специальных амортизаторов должен быть произведен профессионалами. Для любителей автомобильного тюнинга компанией KYB предлагаются специальные серии амортизаторов. Например, в серии KYB Ultra SR усилия отбоя и сжатия увеличены на 130% по сравнению с обычными, что делает автомобиль гораздо устойчивее на высоких скоростях и при агрессивном стиле вождения.Выбор места покупки и установки амортизатора: Одна из основных опасностей при покупке автозапчастей – это не выбор производителя, а приобретение подделки! Кроме того, качественные амортизаторы, установленные в гараже без соблюдения технологии, с большой долей вероятности не смогут обеспечить заявленных характеристик и гарантированно вызовут проблемы с заменой в случае заводского брака. Поэтому: 1) Прежде всего, выбирайте надёжные источники продаж. Это сертифицированные торговые точки и станции технического обслуживания. Например, компания Автоклад – сертифицированный продавец амортизаторов компании KYB, что подтверждено соответствующим сертификатом.В этом случае, высока вероятность того, что вам подберут амортизатор: а) правильно; б) оригинального качества, в) с гарантией. Следует отметить, что гарантия на амортизаторы предоставляется, только если амортизаторы были установлены на сертифицированных станциях сети KYB-Сервис. Именно поэтому, избегайте покупки на рыночных раскладках, или в безымянных интернет-магазинах с подозрительно привлекательной ценой. 2) обращайтесь в профессиональный сервис. Сертифицированная станция техобслуживания не только правильно установит амортизаторы, но и будет отвечать за свою работу и гарантию заявленной длительности службы. Что касается гаражных и самостоятельных ремонтов, их экономика, вообще, спорна. То, что мастер на сертифицированной СТО сделает за один час, причем правильно и с гарантией, может занять у вас целый день. В результате, и качество под вопросом, и длительную гарантию Вы не получите. Данная статья предназначена не для рекламы сертифицированных продавцов и техстанций и носит рекомендательный характер. Но мы надеемся, что представленная в ней информация позволит Вам сделать правильный выбор и избежать распространенных ошибок. Источник: autoportal.uawww.mashinomania.ru
Амортизаторы
Зачем нужны амортизаторы?
Как часть подвески автомобиля, амортизаторы выполняют ряд важных функций. Подвеска должна помогать водителю держать автомобиль под контролем во время разгона, поворотов и проезда через любые неровности на дороге. Хотя амортизаторы не несут на себе вес автомобиля, они гасят колебания пружин, колес и других частей подвески, устраняя раскачивание автомобиля.
Амортизаторы делают автомобиль более устойчивым, помогая колесам сохранять контакт с дорогой во время переезда неровностей. Изношенные амортизаторы могут быть причиной неравномерного износа шин и подпрыгивания автомобиля при езде.
Без амортизаторов, автомобиль невероятно раскачивался и подпрыгивал на каждой неровности на дороге, его положение было бы очень нестабильным, а управление тяжелым и непредсказуемым.
Что такое автомобильные амортизаторы?
Амортизаторы - это поршни, которые уничтожают нежелательные движения в пружинах, которые расположены между подвеской колеса и кузовом автомобиля. Именно на пружинах лежит вся масса кузова - подрессоренной части автомобиля.
Амортизаторы
Внешне, амортизаторы выглядят как цилиндры, прикрепленные одним концом к раме или кузову автомобиля, а другим к рычагу подвески.
Механически, амортизатор представляет собой прямой цилиндрический механизм с движущимся поршнем. Поршень выглядит как металлический стержень вставленный в цилиндр, где он может скользить внутрь и наружу по прямой. Полость цилиндра заполнена маслом (тормозной жидкостью), воздухом или другим газом. Поршень сжимает масло или воздух в цилиндре, за счет чего снижается скорость движения поршня. Частота колебаний подвески определяет какое сопротивление должен обеспечивать амортизатор. Большее сопротивление производит амортизатор в быстродвужущийся подвеске. Амортизатор демпфирует (гасит) эффект раскачивания автомобиля на неровной дороге. Также амортизаторы снижают риск заноса и опрокидывания при поворотах и раскачивания при разгоне и торможении.
Дэмпфирование
Основная функция амортизатора - дэмпфирование (гашение) ненужных колебаний автомобиля. Суть демпфирования заключается в преобразовании кинетической энергии, полученной в результате удара в тепловую. Амортизаторы принимают удары автомобиля, едущего через ухабы, провалы и другие непредвиденные резкие движения. Амортизаторы принимают энергию удара и отвечают снижением вибрации. Когда кинетическая энергия переходит в тепловую, она рассеивается в масле, заполняющем амортизатор. При этом пассажиры автомобиля ощущают более мягкую езду, чем она есть на самом деле.
Амортизаторы работают в два действия:
Сжатие
Первое действие называется сжатие, оно происходит, в момент столкновения колеса с ухабом. В процессе сжатия поршень амортизатора взаимодействует с пружинами, соединенными с кузовом, которые поглощают энергию удара, что можно чувствовать во время езды. При этом поршень движется внутрь амортизатора, сжимая заполняющий его воздух или газ, тем самым превращая кинетическую энергию в тепловую, но главное уменьшая скорость, с которой качнется автомобиль.
Расширение
Во время второго действия - расширения, поршень, сжавший воздух, движется наружу, выдвигаясь из амортизатора. С одной стороны поршень выталкивает сжатый воздух, с другой стороны, его тянут пружины, стремясь резко распрямиться после сжатия. Пружины плавно распрямляться не умеют, они подбросят автомобиль с той же силой, с какой он врезался в неровность. Вот этот момент в дело вступает амортизатор. Его поршень не выскакивает мгновенно, ему препятствует масло, заполняющее цилиндр амортизатора. Масло, как и любая жидкость, практически не сжимается, поэтому оно постепенно просачивается через специальные клапаны. Благодаря этому автомобиль не подпрыгивает на многочисленных дорожных неровностях.
Когда мы наезжаем на выступающую неровность амортизаторы отвечают сначала сжатием, затем расширением, если же колесо попадает в яму, то действия происходят в обратном порядке.
Сколько служат амортизаторы?
Автомобильные амортизаторы предотвращают нежелательные колебания автомобиля и его подвески. Однако сами они при этом изнашиваются и требуют периодической замены. Сколько прослужат те или иные амортизаторы зависит от многих факторов. В первую очередь от качества изготовления и правильности установки и эксплуатации. Дешевые амортизаторы могут начать стучать уже после 3-4 тысяч километров пробега, в то время как на качественные амортизаторы производитель дает гарантию до 80 тысяч километров. Но гарантия действует только при соблюдении всех требований к установке амортизаторов на автомобиль.
Дело в том, что при транспортировке, масло внутри амортизатора может перетекать между камерами. В этом нет ничего страшного, поскольку камеры сообщаются между собой. Однако, если амортизатор в таком состоянии установить на автомобиль он будет неправильно работать и в скором времени начнет изнашиваться.Поэтому перед установкой на автомобиль амортизатор должен быть правильно прокачан. Это несложная процедура, которая заключается в нескольких сжатиях и расширениях, выполненных в нужном положении.
Сколько же прослужит правильно установленный амортизатор?
Все зависит от условий эксплуатации. Например, тяжелые погодные условия могут стать причиной скорого износа амортизаторов. Дело в том, что при низких температурах масло густеет, из-за чего увеличиваются нагрузки на остальные части амортизатора. В холодную погоду рекомендуется прогревать не только двигатель, но и амортизаторы. Для этого нужно медленно проехать хотя бы первые 500 метров, за счет поглощения энергии амортизаторы быстро нагреваются.
Другой фактор влияющий на срок службы амортизаторов - дороги. У нас в России хороших дорог практически нет, поэтому и вся подвеска, в том числе амортизаторы изнашиваются быстрее, чем это просчитывал производитель.
Большая нагрузка на автомобиль тоже немаловажный фактор "старения" амортизаторов. Превышение предельно допустимой массы автомобиля приводит к их скорому износу.
Если исходить из пробега, то амортизаторы могут выйти из строя и через 10 000 км, и отходить 100 000 км. Все зависит от перечисленных выше факторов. Производитель рекомендует проверять состояние амортизаторов каждые 20 000 км. Большинство производителей дают гарантию в 60 000 км, при этом пробеге характеристики амортизаторов остаются как у новых.
Резко уменьшить срок службы амортизатора утечка из него масла или газа.
Также на срок службы амортизатора влияет состояние других деталей подвески, таких как опоры амортизаторов, пружины, рычаги.
Это нужно знать!
Зачем нужны амортизаторы?Какие амортизаторы выбрать?Опоры амортизаторов
automobile-help.ru
Амортизаторы автомобиля - для чего они нужны?
Плавность хода, эффективное торможение, комфорт от поездки, безопасность – все это является производной от исправных амортизаторов. Конечно, есть еще и другие детали, которые оказывают прямое или косвенное влияние на эти составляющие, но о них мы поговорим в другой раз, а конкретно в этой статье речь пойдет об амортизаторах автомобиля.Зачем нужны амортизаторы автомобиля?
Амортизатор автомобиля – это специальное устройство, призванное гасить колебания, удары и толчки. Наиболее распространенными являются гидравлические и газогидравлические.
Гидравлические амортизаторы гасят колебания за счет перетекания масла из одного резервуара в другой и обратно через систему клапанов.
В газогидравлических масло «поджимается» небольшим объемом газа. Такие амортизаторы имеют существенный плюс в сравнении с гидравлическими – они укорачивают тормозной путь автомобиля.
К сожалению, есть водители, которые несколько пренебрежительно относятся к данной детали, полагая, что она влияет лишь на комфортность передвижения. Но, увы, это далеко не так.
На самом деле амортизаторы автомобиля оказывают прямое влияние на безопасность езды. Так, например, неисправные амортизаторы увеличивают тормозной путь (кстати, может это будет для кого-то открытием, но при наличии системы ABS остановить автомобиль в этом случае будет гораздо сложнее), часто происходит потеря контакта колес с дорогой (вследствие, того, что колесо вынуждено постоянно «подпрыгивать», т.е. после возвращения на землю колесо, встречая на своем пути препятствие вновь «отскакивает», в результате возникают колебательные движения. Особенно это заметно на неровной дороге).
Последнее, как Вы понимаете, таит большую опасность при прохождении поворотов – машину вообще может занести или развернуть.
Видите, как важно, чтобы амортизаторы автомобиля находились в исправном состоянии.
Важно заметить: {typography legend_blue}Чем больше возраст этого устройства, тем оно, если можно так сказать, опаснее. {/typography}Вдобавок ко всему прочему, шины и детали подвески начинают более интенсивно изнашиваться.
Проблема здесь в том, что многие водители привыкают к новой «комфортности» своего автомобиля, обвиняя в этом плохую дорогу, и продолжают колесить, не обращая никакого внимания на неисправный механизм.
Поэтому запомните одно из самых главных правил: {typography legend_blue}Амортизаторы – это расходный материал, который подлежит замене! {/typography}Логично возникает вопрос: когда их надо менять?
Примерный срок их службы составляет 30 000 – 50 000 км. Очень редко, когда они могут эксплуатироваться большее время. Конечно, этот период усредненный.
Здесь многое зависит от качества изготовления самих амортизаторов и условий эксплуатации автомобиля. Так, например, если Вы не отправляете своего «железного коня» на «зимнюю спячку» и постоянно ездите, тогда помните, что нельзя сразу же после длительной стоянки автомобиля начинать интенсивное движение. Примерно, 1-2 км необходимо проехать на небольшой скорости. Это будет полезно как для амортизаторов автомобиля, так и для двигателя. Было просто замечательно, если бы дорога еще вдобавок была ровной, без всяких ям.
{typography pre_blue}ПОЛЕЗНОЕ ВИДЕО ОБ АМОРТИЗАТОРАХ{/typography}
Также определить время замены этого важного устройства можно путем тестирования. Его, разумеется, лучше проводить на станции ТО с использованием специального стенда, где автомобиль закрепляют и начинают раскачивать в разные стороны, определяя тем самым степень износа амортизаторов.
Примерно, такой же тест можно провести и дома – для начала следует осмотреть амортизаторы и выяснить, нет ли где-нибудь подтеков жидкости. После чего надо поочередно несколько раз нажать на каждый угол машины, чтобы она раскачалась и понаблюдать – кузов должен совершить одно колебательное движение.
Если же он качается значительно дольше и вдобавок к этому слышны стуки, значит это говорит о том, что амортизаторы автомобиля пора менять. Также важно следовать совету западных специалистов, которые рекомендуют проводить тщательный их осмотр каждые 20 000 км пробега.
Амортизаторы автомобиля
auto-observer.ru
Амортизаторы, виды амортизаторов, газовые амортизаторы, проверка, диагностика
В любой подвеске имеются упругие элементы, назначение которых - смягчать толчки и удары, чтобы они не передавались на кузов. Это могут быть рессоры, торсионы, пневматические, гидропневматические или резиновые подушки, но чаще всего это витые пружины. В ранних конструкциях автомобилей упругими элементами подвески обычно служили листовые рессоры, колебания которых довольно быстро гасились за счет значительного трения между листами. После второй мировой войны получила широкое распространение пружинная подвеска, в которой внутреннего трения почти нет.
При наезде на бугорок колесо автомобиля подбрасывает и пружина сжимается, поглощая энергию толчка. Затем она распрямляется - в подвеске начинается колебательный процесс, который угаснет, когда будет израсходована запасенная пружиной энергия. Жесткая пружина сжимается меньше, соответственно меньше поглощает энергии, но лучше передает толчки на кузов, снижая комфортабельность автомобиля. Чем мягче пружина, тем сильнее она сжимается и тем больше поглощает энергии. Если не принять специальных мер, запасенная энергия будет расходоваться медленно - только на преодоление внутреннего трения в пружине и подвеске. За это время автомобиль успеет наехать на бесчетное количество других бугорков и ямок; понятно, что возникшие колебания так и не затухнут и колесо будет беспорядочно подпрыгивать, то и дело теряя контакт с дорогой. Вот и пришлось для гашения колебаний вводить специальные элементы ходовой части - амортизаторы.
Если основная задача пружины - поглощать энергию толчков, то задача амортизатора - эту энергию рассеивать. Фрикционные и пружинные амортизаторы на современных легковых автомобилях полностью вытеснены гидравлическими.
Наиболее распространенная конструкция гидравлического амортизатора (на рис. первый слева) представляет собой два заполненных маслом соосных цилиндра, сообщающихся через систему клапанов. Во внутреннем рабочем цилиндре находится поршень, также снабженный клапанами. При работе подвески он перемещается, преодолевая сопротивление масла. Соответствующие клапаны, открываясь и закрываясь, позволяют маслу перетекать из пространства над поршнем под него и во внешний цилиндр - резервуар. Накопленная пружиной энергия рассеивается, превращаясь в тепловую, которая расходуется на нагрев масла. Параметры клапанов амортизатора подобраны таким образом, чтобы получить нужные характеристики демпфирования при ходе сжатия и ходе отдачи. Вязкость масла, заливаемого в амортизатор, должна обеспечивать его работоспособность в широком диапазоне температур.
Если поршень амортизатора перемещается в цилиндре с высокой скоростью, масло может вспениться, при этом изменится пропускная способность клапанов и характеристики амортизатора. Этот эффект можно значительно уменьшить, если в амортизатор под давлением ввести газ. Одна из конструкций газонаполненного амортизатора представлена на рисунке в центре. Здесь нет цилиндра-резервуара, а часть рабочего цилиндра заполнена азотом под высоким (25 бар) давлением. От масла азот отделен плавающим поршнем. Работает эта конструкция так же, как предыдущая, роль внешнего цилиндра амортизатора выполняет азот, который сжимается, компенсируя объем вытесненного масла. Давление газа не только предотвращает вспенивание масла, но и уменьшает время реакции амортизатора.
Существуют, впрочем, одноцилиндровые газовые амортизаторы без плавающего поршня, где маслу позволено вспениваться, а характеристики клапанов подобраны для работы с эмульсией. Такая конструкция короче, кроме того, ей не свойственно явление, которое иногда наблюдается в обычных амортизаторах высокого давления - при нарушении герметичности плавающего поршня масло выдавливает шток вверх и он может погнуться. Еще одно преимущество этого типа амортизаторов - при повышении температуры масла демпфирующие свойства ухудшаются в меньшей степени, чем у традиционных амортизаторов. Конечно, когда автомобиль стоит, эмульсия расслаивается, и сразу после начала движения амортизатор работает не совсем нормально, но его работоспособность восстанавливается очень быстро.
Другая разновидность газонаполненного ( газового ) амортизатора (на рис. справа) по конструкции почти не отличается от устройства, представленного на рисунке слева, но здесь верхняя часть цилиндра-резервуара заполнена азотом под низким (5 бар) давлением. Эта конструкция совмещает прочность и надежность гидравлического амортизатора с преимуществами газонаполненного и хорошо подходит для подвески MacPherson.
Некоторые виды амортизаторов, помимо своих прямых обязанностей, могут выполнять и дополнительные, например, выравнивать кузов перегруженного автомобиля. Для этого в их верхней части устанавливают гибкий полиуретановый элемент с прогрессивной характеристикой, по-существу, пружину. На ненагруженном автомобиле он лишь касается корпуса амортизатора и не влияет на его работу, а под нагрузкой сжимается, предотвращaя провисание кузова. В более сложных конструкциях этот элемент пневматический, а на корпусе амортизатора установлен штуцер, через который можно закачивать воздух, чтобы выровнять кузов. Сделать это можно в гараже перед поездкой или в пути, если имеется бортовой компрессор.
Перемещения подвески и кузова автомобиля, вызываемые неровностями дороги, имеют самый разнообразный характер, от единичных толчков до повторяющихся колебаний. И от амортизаторов требуются разные, порой взаимоисключающие характеристики. Например, на волнообразном покрытии могут возникать резонансные колебания подрессоренных масс автомобиля - от амортизаторов требуется максимальное демпфирование, чтобы сохранить контакт колес с дорогой. При однократных резких толчках демпфирование должно быть минимальным, тогда удар будет меньше передаваться на кузов. Этим противоречивым требованиям удовлетворяют регулируемые амортизаторы, демпфирующие характеристики которых можно изменять в зависимости от дорожных условий. Управление жесткостью амортизатора осуществляется за счет изменения давления газа или параметров перепускных клапанов. В простых вариантах это можно сделать с водительского места переключателем, имеющим несколько положений. В более сложных подвеска оснащается набором датчиков ускорений, а управление берет на себя компьютер. Такая подвеска, которая называется адаптивной, способна мгновенно приспосабливаться к изменениям дорожных условий, но рассмотрение подобных конструкций выходит за рамки этой статьи, кроме того, адаптивные подвески для массовых автомобилей пока слишком дороги.
Пружины теряют упругость и постепенно проседают. При этом снижается резонансная частота колебаний кузова (вот почему стало укачивать жену), уменьшается дорожный просвет, нарушаются углы установки колес, нагрузка становится асимметричной. Даже если амортизаторы находятся в идеальном состоянии, проседания пружин это не компенсирует, да и сами амортизаторы будут работать ненормально.
Сами же амортизаторы изнашиваются, в первую очередь, за счет нарушения герметичности клапанов и уплотнений, при этом немалую роль играет состояние поверхности штока. А чем изношеннее амортизатор, тем хуже сцепление колес с дорогой. Последствия очевидны - ухудшение управляемости, увеличение тормозного пути, повышенный износ практически всех узлов трансмиссии и подвески, пятнистый износ шин, дискомфорт и повышенная утомляемость водителя и пассажиров. Однако снижение демпфирующих свойств амортизаторов происходит постепенно, и водитель к нему привыкает, приспосабливая манеру вождения к степени износа. Часто даже очевидное ухудшение сцепления колес с дорогой списывается на все, что угодно, но только не на амортизаторы. Конечно, когда дело доходит до ударов об ограничители, игнорировать их трудно, но это случается, когда амортизаторы уже вышли из строя.
Ресурс амортизаторов не слишком велик, ведущие западные производители настоятельно рекомендуют проверять их не реже, чем через каждые 20 тысяч километров. Правда, для этого нужен специальный стенд, который есть не на всякой станции техобслуживания - даже фирменной. На глазок - это не проверка. Но все же помните, что при исправном амортизаторе через 2 цикла колебаний подвески на собственной резонансной частоте амплитуда отклонения колеса должна снижаться в 5 раз. Если и это кажется слишком сложным, качните каждый угол машины по вертикали. Если кузов совершит не более одного колебания, об исправности амортизаторов это еще не говорит. Но если колебаний несколько - амортизаторы давно пора менять.
Менять лучше всего на родные. Но здесь есть одна тонкость. Некоторые автопроизводители для замены рекомендуют другие модели амортизаторов по сравнению с первоначальными - учитываются изменения характеристик пружин. Выпускают амортизаторы не так много специализированных фирм, есть каталоги взаимозаменяемости, по которым можно подобрать подходящее изделие другого производителя. У владельцев подержанных машин часто возникает естественное желание сэкономить - приспособить амортизаторы от другого, например, отечественного автомобиля. Иногда амортизаторы подходят по размерам, или можно что-нибудь в них надставить или отрезать. Делать это категорически не советуем - даже если размеры амортизатора удастся подогнать, демпфирующие характеристики наверняка не совпадут. А это ведет к ухудшению управляемости и снижению уровня безопасности. Уважаемые водители, помните, - жизнь дороже !
Михаил Васильев
autocry.narod.ru