Как работает апс


Антипробуксовочная система: как это работает

Последние несколько десятков лет автомобили активно оснащаются разными системами безопасности, способными следить за безопасностью разгона и торможения автомобиля. Подобные технологии применяются во всех современных транспортных средствах.

Они прошли долгий путь – от самых простых до целого комплекса систем, объединённых в пробуксовочные системы.

Антипробуксовочная система (АПС) является вторичным элементом активной безопасности транспортного средства, работающим совместно с антиблокировочной тормозной системой ABS, и предназначенным предотвратить пробуксовку ведущих колёс. При этом неважно, какая степень нажатия на педаль газа и какой тип дорожного покрытия. Она значительно упрощает движение автомобиля по влажной дороге и постоянно следить за буксованием ведущих колёс автомобиля.

1. История.

История антипробуксовочной системы берёт своё начало в 1930-х годах, когда изобрели механический дифференциал повышенного трения. А сделал его немецкий производитель Porsche. Это устройство отлично себя показало на бездорожье и давало возможность выровнять крутящий момент колёс, если одно теряло сцепление с дорожным покрытием. Поэтому вложение ресурсов в дальнейшие разработки подобных систем не удивляют.

Первопроходцами в изобретении автоматических АПС стали американцы. В 1971 году компания Buick изобрела и установила антипробуксовочную систему под названием MaxTrac на свои автомобили. Система MaxTrac в автоматическом режиме отслеживала положение колёс, и предотвращала проскальзывание при помощи снижения оборотов двигателя.

На просторах Европы электронную антипробуксовочную систему впервые начали устанавливать на автомобилях от BMW в 1979 году. А в 1987 году АПС начали ставить на восьмицилиндровых моделях Mercedes-Benz. Эти системы были разработаны компанией Bosch, но получились достаточно громоздкими. АПС нового образца ASR5 появились в 1990-х годах. Они были проще по конструкции, дешевле и легче в монтаже и управлении. Все компоненты размещались в пределах одного корпуса, а в качестве генератора тормозного усилия использовался возвратный насос высокой мощности.

В своё время антипробуксовочные системы стали широко распространятсяна автомобильных гонках. В рамках Формулы–1, в 1990 году, первыми её стали использовать в команде Ferrari. Но позже, использование АПС на гонках запретили. Начиная с 1992 года, антипробуксовочные системы массово ставят на большинство автомобилей и мотоциклов.

2. Устройство.

Антипробуксовочная система включает в себя три основных компонента:

1. Блок управления (компьютер).

2. Датчики угловой скорости.

3. Исполнительные механизмы.

Блок управления АПС осуществляет измерение всех показателей системы, и при необходимости (когда возникает критическая ситуация), приводит в действие исполнительные механизмы. В функции блока управления АПС также входит взаимодействие с блоками управления дифференциалом и двигателем. Датчики угловой скорости устанавливаются на всех колёсах или только на некоторых (зависимо от особенностей системы). Они отслеживают следующие характеристики:

1. Угловая скорость вращения всех колёс.

2. Угловое ускорение на колёсах.

3. Скорость движения автомобиля.

4. Пробуксовка колёс ведущей оси.

5. Особенности движения автомобиля (прямолинейное или криволинейное).

Но измеряют датчики только угловую скорость вращения на колёсах, а остальные показатели определяются при сравнении скоростей и характеристик вращения ведущих колёс и неведущих колёс. Исполнительные механизмы АПС отвечают за торможение колёс и/или управление двигателем автомобиля во время пробуксовки. В качестве исполнительных механизмов используются:

1. Насос обратной подачи.

2. Переключающий электромагнитный клапан на каждом из ведущих колёс.

3. Электромагнитный клапан высокого давления на каждом из ведущих колёс.

4. Гидромодуляторы антиблокировочной системы.

3. Принцип действия.

Антипробуксовочная система – это, по сути, продолжение антиблокировочной системы (АБС), построенное на её основе. Она не только выполняет предназначение АБС, но и предотвращает буксование ведущих колёс автомобиля в условиях интенсивного разгона и при движении с места. Во время торможения АПС работает подобно антиблокировочной системе, а вот во время движения АПС работает, как антипробуксовочная система.

В АПС существует такое понятие как пороговая скорость. Как правило, она установлена на уровне 50-80 км/час. Если автомобиль двигается со скоростью ниже пороговой, то АПС будет оказывать влияние и на двигатель, и на тормоза. Если же автомобиль превысит пороговую скорость, то АПС будет воздействовать лишь на двигатель. Но система исключает пробуксовку колёс в любом диапазоне скоростей. На скорости ниже пороговой антипробуксовочная система передача крутящего момента на ведущие колёса регулируется за счёт их подтормаживания. На скорости выше пороговой, предаваемое усилие регулируется за счёт регулировки крутящего момента, идущего от двигателя.

Принцип действияантипробуксовочной системы основывается на уменьшении выходной мощности двигателя и наращивании частоты вращения колёс на ведущей оси. Частоту вращения колёс определяет компьютер, получающий информацию от специальных датчиков на колёсах и от датчиков ускорения.

Зависимо от определённых характеристик прибор управляет мощностью двигателя (величиной крутящего момента) или тормозным давлением, а при наличии блокировки дифференциала, и её может привести в действие. Система управляет тормозным давлением циклами, которые повторяются, если это становится необходимым.

Эти циклы имеют по три фазы:

1. Нагнетание давления (происходит за счёт приведения в действие насоса обратной подачи, открытия клапана с высоким давлением и перекрытия переключающего клапана, что создаёт условия для торможения ведущего колеса).

2. Удержание давления (происходит, когда насос обратной подачи отключается).

3. Сброс давления (осуществляется после окончания пробуксовки за счёт открытия впускного и переключающего клапанов).

Для управления крутящим моментом двигателя АПС взаимодействует с системой, которая управляет двигателем. Компьютер управления АПС на основе входящих данных рассчитывает нужную величину крутящего момента и посылает эти данные в систему, управляющую двигателем, где они реализуются следующим образом:

1. Изменением угла наклона дроссельной заслонки.

2. Пропуском импульса зажигания.

3. Пропуском впрыска топлива в камеру сгорания.

4. Изменением угла опережения зажигания.

5. Отменой переключения передачи (если у автомобиля автоматическая коробка передач).

Уменьшение мощности двигателя будет тем сильнее, чем больше темп нарастания пробуксовки. Когда антипробуксовочная система срабатывает, то на панели приборов об этом оповестит контрольная лампочка. А при необходимости её можно отключить обычным выключателем на той же панели приборов и об этом оповестит другая лампочка. При отключении АПС автомобиль будет преодолевать повороты с боковым скольжением, но антиблокировочные функции автомобиля сохранятся.

4. Производители.

Разработкой и производством антипробуксовочных систем сегодня занимаются практически все именитые автомобильные корпорации. Каждая из них ставит на свои автомобили такие системы собственного производства. Среди самых известных производителей антипробуксовочных систем можно выделить Mercedes, BMW, Toyota, Volkswagen, Lexus. Иногда, именитые корпорации занимаются разработкой АПС в сотрудничестве с другими корпорациями или независимыми компаниями. Все производители пытаются усовершенствовать АПС и дают им разные названия. Несмотря на это, основоположные принципы работы АПС от производителя к производителю, практически не отличаются. А разнообразие названий – это скорее заслуга маркетингового отдела, призвана выделить ту или иную продукцию и заинтересовать потенциального покупателя.

5. Другие названия.

Антипробуксовочную систему ещё часто называют противобуксовочной системой (ПБС). В английском же языке АПС именуют DynamicTractionControl (DTC), а в немецком – (AntriebsschlupfregelungASR). Кроме того, антипробуксовочные системы могут различаться по торговому названию в зависимости от компании-разработчика и компании-производителя автомобилей. Рассмотримнескольковариантов. В автомобилях от компаний Mercedes, Volkswagen, Audi антипробуксовочная система носит название AutomaticSlipRegulation или AccelerationSlipRegulation (ASR).

ActiveTractionControl (A-TRAC) или TrakingControl (TRC) – такое название было дано антипробуксовочной системе производителями Toyota и Lexus. Компания Opel именует АПС, установленные на её автомобилях, как DynamicSafety (DSA). Немецкий автомобильный производитель BMW именует антипробуксовочную систему DynamicTractionControl (DTC) или Anti-SlipControl (ASC). А вот Mercedes называет её иначе – ElectronicTractionSystem (ETS).

На Volvo устанавливаются антипробуксовочные системы под названием SystemTractionControl (STC). Range Rover именует АПС не иначе как ElectronicTractionControl (ETC). А в компании Honda прижилось название TractionControlSystem (TCS). Самой продвинутой на сегодня антипробуксовочной системой считается TRC (Toyota, Lexus). Принцип её работы такой же, как и у других, но в работу подключаются все системы безопасности на автомобиле.

6. Преимущества и недостатки антипробуксовочных систем.

К преимуществам антипробуксовочных систем относятся:

1. Снижение вероятности повреждения покрышек.

2. Безопасное движение на поворотах, на зимней дороге, при повышенной влажности дорожного покрытия.

3. Увеличение ресурсов двигателя.

4. Экономия использования топлива.

5. Повышение безопасности и комфорта в начале движения автомобиля на дороге с плохим сцеплением.

6. Обеспечение отличной управляемости и предсказуемости на дороге, что увеличивает комфортность движения автомобиля на трассе.

Что касается недостатков АПС, то некоторые опытные водители и заядлые гонщики считают, что такие системы мешают им в управлении автомобилем, и не дают возможности прочувствовать на себе все особенности движения. Этот недостаток легко исправить, нажав нужную кнопку на панели управления, которая отключит АПС. Но антипробуксовочная система очень помогает вести автомобиль в плохих дорожных условиях начинающим водителям и тем, кто зачастую переоценивает свои водительские навыки, поэтому торопиться с её отключением не стоит.

7. Особенности эксплуатации антипробуксовочной системы.

Автомобили с установленной антипробуксовочной системой не требуют каких-то особых навыков эксплуатации, но всё же стоит помнить о нескольких моментах:

1. АПС имеет свои границы возможностей, так что на гладком льду или на очень высоких скоростях, она, скорее всего не повлияет на ситуацию.

2. При использовании АПС очень важно качество покрышек. Если, к примеру, зимой использовать летнюю резину, то никакая АПС не поможет преодолеть трудный участок дороги.

3. Применение в автомобиле АПС заставляет водителя забыть о заносах, пробуксовке и скольжении. Поэтому при пересадке на другой автомобиль без подобной системы, водитель не будет подготовлен к возникновению критической ситуации, и не будет знать, как себя в ней вести.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Система АПС: что это?

АПС – краткое наименование автоматической пожарной сигнализации. Это специальная система, основа которой содержится в сложной аппаратуре, с помощью которой можно найти центральную часть пожара. Второстепенными в данной установке являются устройства для подачи автоматического речевого сигнала, а также для тушения пожара и быстрого вывода дыма. Кроме этого, есть автоматическое реагирование и подача сигнала на СКУД, что расшифровывается как система контроля и управления доступом.

Система АПС – что это?

АПС или АУПС, что означает автоматическая установка пожарной сигнализации, имеет такие составные части:

  1. Сигнализация, срабатывающая при пожаре.
  2. СОУЭ. Данная аббревиатура указывает на системы, отвечающие за организацию и управление эвакуацией. Обычно СОУЭ строится по светозвуковому принципу, то есть АПС (система оповещения) подает условные сигналы, однако в некоторых случаях может оповещать людей о возникновении пожара речью. Ее вид зависит от типа объекта, на котором она установлена.

Принципы работы

Система АПС способна совершать такие функциональные действия:

  1. Выявляет источник возгорания и обнаруживает пожар в самом начале.
  2. Подключает и активизирует работу СОУЭ.

Возможности

Система АПС автоматически управляет подачей сигнала на различные объекты:

  1. Систему пожаротушения, которая при подключении работает по автоматическому принципу.
  2. Установку вентиляции, работающую по приточно-вытяжному принципу.
  3. Систему, служащую для подпора воздуха, которая заранее устанавливается на лестничных клетках, предусмотренных в плане эвакуации.
  4. Дымоудаляющую систему.
  5. СКУД.
  6. Систему контроля состояния и функционирования лифтов.

Предназначение АПС

Автоматическая пожарная сигнализация разработана для нескольких целей. Назначение системы АПС:

  1. Выявление первичных признаков пожара: появление дыма, открытого огня или выработки угарного газа. Это входит в возможности системы благодаря наличию датчиков пожарной сигнализации.
  2. Передача условного сигнала тревоги непосредственно на пост охраны или ПЦН. Второй случай происходит при отсутствии постоянного поста охраны. При этом сигнал доходит до пульта централизованного наблюдения. Передача сигнала облегчается при наличии системы видеонаблюдения, то есть специальных камер. С их помощью можно легко увидеть состояние помещения в определенном месте, если подключить визуализацию того отсека, от которого сработала сигнализация. Это поможет сразу приступить к действиям по устранению пожара или отмести ложную тревогу, когда возгорание незначительное или сигнализация сработала по объективным причинам, находящимся под контролем.
  3. СОУЭ отвечает за донесение до людей информации о пожаре и организовывает эвакуацию по заранее разработанному плану. Эта система необходима для своевременной передачи информации людям при возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации, в частности, пожара. Также с ее помощью осуществляется большая часть управления эвакуацией. При этом предпринимаются все меры предосторожности для того, чтобы люди без паники и сильной давки могли легко достигнуть места назначения, не причинив вред самим себе и другим.
  4. Автоматическое возвращение лифтов на 1 этаж и открытие дверей. Использование лифтов блокируется для того, чтобы шахта не была задымлена. Эвакуация осуществляется исключительно по лестницам. При наличии нескольких дополнительных выходов выбирается тот, который не задымлен.
  5. Подключение работы вентиляторов для искусственного создания повышенного давления в пространстве. Это помогает оградить дым и не допустить его проникновения в дополнительные пространства, например, отгороженные холлы или необходимые для эвакуации лестничные клетки.
  6. Автоматическое подключение системы пожаротушения. Данный аспект регулирует система АПС. Этот момент распознается не сразу, однако все необходимые действия происходят после сигнала от сигнализации.

Виды системы автоматического пожаротушения

Данные системы работают по различным принципам, которые предусматривают собственные вещества для тушения пожара, от чего меняется их разновидность:

  1. Вода или водная пена. Этот вид в свою очередь подразделяется еще на несколько направлений, среди которых можно выделить спринклерное и дренчерное тушение, а также устранение пожара тонкими струями воды. Эта субстанция не причиняет вреда здоровью людей, поэтому ее используют для пожаротушения в людных помещениях, таких как офисы, различные магазины или торговые центры.
  2. Порошок применяется там, где доступ воды запрещен. Это вещество дешевле, чем специальная вода или газ, также применяемые для тушения пожаров. Обычно порошок используют на подстанциях, вырабатывающих электроэнергию или содержащих трансформаторы, а также на котельных или специальных паркингах для авто.
  3. Газ. Этот способ необходим тогда, когда тушение водой или порошком приносит вред, который соразмерим с уроном, нанесенным пожаром. Это касается отсеков с ценными документами, предметов, причисленных к объектам культурной ценности, книг, а также оборудования, работающего на электрическом токе.

Системы удаления дыма и вентиляция

Автоматическое выведение дыма из помещения при его локализации в минимальном пространстве – особенно важная система, которая позволяет сохранить жизнь и здоровье людей, так как именно дым часто становится причиной смерти. Люди реже умирают от прямого огня. От системы АПС зависит подача сигнала на дымоудаление. После того как он прозвучит, практически моментально открываются заслонки, и специальные вентиляторы начинают работу по выводу дыма.

Выключение принудительной вентиляции происходит тогда, когда огнезадерживающие клапаны моментально закрываются, как только получают условный сигнал от АПС. С помощью этой системы значительно снижается подача кислорода, благодаря чему интенсивность пламени уменьшается, и пожар распространяется намного медленнее.

Монтаж автоматической пожарной сигнализации

Перед осуществлением монтажа оборудование подвергается входному контролю. Осуществляется проверка исправности каждого элемента системы. По результатам этой проверки формируется специальный акт, в котором указываются данные по каждой составляющей оборудования. Все элементы, которые устанавливаются в помещении, должны иметь сертификат, подтверждающий их соответствие нормам пожарной безопасности.

Когда система АПС установлена, можно осуществлять пуско-наладочные работы, а также следует проверить правильность функционирования устройства в целом. Для этого специально обученный работник выполняет программирование. Это необходимо не только для исправной работы оборудования, но и для удачной синхронизации АПС с остальными системами.

Проводится техническое освидетельствование оборудования и дальнейший его ввод в эксплуатацию. Достаточно часто монтаж системы АПС заказывается у большой фирмы. Как правило, такие поставщики вызывают больше доверия. Тут можно значительно сэкономить на установке, если одновременно заказать техническое обслуживание системы АПС.

ТО автоматической пожарной сигнализации

Чтобы система АПС работала по всем правилам, а также для исключения ее поломки в самый неподходящий момент регулярно проводится техническое обслуживание. Иногда органы проверки Государственного пожарного надзора осуществляют просмотр оборудования, при этом всегда требуется предоставление договора на техническое обслуживание АПС, причем заключать его необходимо только с организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Правила проведения ТО

Техническое обслуживание системы АПС необходимо проводить не реже чем 1 раз в месяц. Система проверяется на наличие поломок, осуществляются все необходимые замеры. Если замечена неисправность, то вызов специалиста и последующее проведение ремонта осуществляются бесплатно. Существует также журнал технического обслуживания, куда вносятся все сведения о произведенном ремонте, а также пишется информация о проведенных осмотрах. Туда также заносятся сведения о поломках в системе, выходе оборудования из строя или случаях отказа АПС.

Автоматическая пожарная сигнализация обязательно устанавливается на всех общественных объектах. За это собственник или арендатор помещения несет ответственность. В его обязанности входит не только приобретение и установка данной системы, но и ее содержание в исправном состоянии путем проведения регулярного технического обслуживания и аккуратного обращения с оборудованием.

fb.ru

А что такое АПС-4?

Огромное колличество автомобилей ВАЗ (передне-приводные, да и классика инжектор) ездят с имообилизатором АПС-4. Что это такое и как он работает в этой статье.

Если вы купили машину, еще на заводе оборудованную иммобилизатором, то получили и инструкцию, которая рассказывает, как «обучить» АПС-4. Однако надежды на нее мало. Написана она тяжелым техническим языком и вряд ли может служить подспорьем обычному человеку. Самостоятельно владельцу зачастую не удается запрограммировать ключи, а в автосалонах АПС-4 стараются не включать – программирование иммобилизатора в предпродажную подготовку не входит. Кроме того, АПС-4 оснащена функцией управления подсветкой салона – плафон плавно гаснет через 20 секунд после закрытия двери. Очень удобно, но, увы, многие модели сигнализаций, устанавливаемых в имеющих автосалонах, имеющих отлаженные связи с оптовыми поставщиками охранных систем, эту функцию не поддерживают. Так что для продавца проще продать машину с дремлющим иммобилизатором.

А в результате надежная противоугонная система бездействует. Надеемся, что наша публикация поможет изменить эту явно нелепую ситуацию. Справедливости ради отметим, что в некоторых автосалонах программируют иммобилизатор за отдельную плату, однако выкладывать от 10 до 50 долларов за достаточно простую операцию для многих накладно.

Для начала несколько слов о самом устройстве. Система состоит из собственно иммобилизатора, двух рабочих (черных) кодовых ключей, сервисного (красного) ключа и контроллера системы управления двигателем (СУД) BOSCH MP7.0, M1.5.4 или «Январь-5». При поставке с завода «память» АПС находится в «чистом» состоянии. Это означает, что АПС-4 никак не влияет на работу и не помешает завести двигатель. Перевести иммобилизатор в рабочее состояние можно при помощи обучающего (красного) ключа. Эта процедура так и называется – «обучение чистого иммобилизатора».

Суть обучения такова – контроллер СУД вырабатывает пароль для системы и передает его иммобилизатору, который, во-первых, сохраняет его в своей памяти, во-вторых, записывает пароль в обучающий ключ. Если вся процедура выполнена правильно, то оба блока переходят в обученное состояние, а красный ключ отныне будет подходить только к этой паре иммобилизатор-контроллер. В одном из СТО был случай – установщики обучили систему на одном автомобиле, а затем начали обучать этим же красным ключом другой (по-видимому, такую операцию они регулярно проводили с иммобилизаторами иностранного производства, где это допустимо).

В результате первая машина перестала воспринимать красный кодовый ключ, а Кулибины до сих пор ломают голову – почему? Подчеркнем – красный кодовый ключ является переобучаемым, именно это его свойство позволяет сменить коды доступа к системе, если, к примеру, автомобиль побывал в чужих руках. Поэтому любой красный кодовый ключ может стать «учителем» для любого необученного иммобилизатора, независимо от того, использовался ли он раньше. Но после этого он навсегда становится принадлежностью только последней обученной системы. Поэтому относиться к нему надо крайне бережно и аккуратно.

Красный ключ – хранитель пароля, его нельзя использовать для снятия системы с охраны. Применять его можно только для выполнения обучающих процедур и перевода системы в служебный режим, который позволяет оставлять машину в автосервисе, не передавая при этом мастерам кодовые ключи. Он может понадобиться, если придётся менять один из электронных блоков.

Если потеряны оба черных ключа, но сохранился красный, можно обучить для работы в системе новые рабочие ключи. Но если утерян обучающий «красный» ключ, пиши пропало. Еще раз подчеркнем – когда система обучена, вернуть оба блока в чистое состояние уже невозможно. Значит, при утере всех ключей, включая красный, придется заменять оба блока (контроллер СУД и иммобилизатор) на новые.

При эксплуатации иммобилизатора советуем обязательно соблюдать следующие правила: никогда не отдавайте красный кодовый ключ в чужие руки, никогда не храните его в автомобиле, никогда не пробуйте использовать его для другого автомобиля. После того как автомобиль побывал в чужих руках, выполняйте процедуру переобучения.

Рабочие черные ключи, в которых при обучении системы тоже записывается пароль, очень надежно защищены от его считывания. Когда владелец подносит рабочий ключ к считывателю, иммобилизатор посылает на ключ абсолютно случайно выбранное число. После этого в диалог опознавания «свой/чужой» вступают идентичные криптографические блоки ключа и системы. Если результат положительный, то иммобилизатор выключает режим охраны. Особо следует отметить, что сам пароль ключа не передается, значит, считать его и сделать запрограммированный дубликат черного ключа просто невозможно.

Но вот вы обучили иммобилизатор. Теперь в режиме охраны контроллер СУД не получает разрешения на запуск двигателя, он прекращает подачу топлива и прерывает цепь зажигания. При снятом с охраны иммобилизаторе контроллер разрешает работу двигателя в нормальном режиме. Когда вы переведете систему в обученное (рабочее) состояние, полностью отключить её уже невозможно – контроллер СУД, в котором «зашита» информация об иммобилизаторе, всегда будет запрашивать у АПС-4 разрешение на запуск двигателя.

Даже в служебном режиме контроллер запрашивает пароль доступа и если, скажем, мастера на сервисе демонтировали блок иммобилизатора, двигатель не заведется. Черные ключи обучаются один раз и навсегда – после обучения их невозможно использовать в другой системе.

Иммобилизатор включает режим охраны автоматически, без участия водителя, спустя некоторое время после выключения зажигания. Чтобы снять его с охраны, достаточно поднести обученный рабочий ключ к считывателю. Заметим, что у многих транспондерных иностранных иммобилизаторов радиус действия приемной антенны достаточно большой, и электронный ключ можно просто носить на общей связке ключей. У АПС-4 радиус меньше, и чтобы выключить режим, ключ надо практически вплотную подносить к считывателю.Теперь перейдем к наиболее часто встречающимся проблемам, связанным с эксплуатацией АПС-4. Первый, и весьма распространенный, казус.

Мало кто, купив новую машину, ограничивается штатным ВАЗовским иммобилизатором, обычно монтируют еще и сигнализацию. Вот тут порой и появляются проблемы – АПС-4 встает в режим охраны.., и сирена охранной системы начинает «кричать». Разгадка проста – как уже говорилось, у АПС-4 есть функция управления подсветкой салона, которую поддерживают не все модели охранных систем. Поэтому, выбирая сигнализацию на новый автомобиль, справьтесь, есть ли у нее такая же функция (так называемая программируемая задержка при постановке на охрану).

Но если вы уже поставили систему без этой опции и лишь потом решили «обучить» штатный иммобилизатор, то есть простой выход: ставьте сигнализацию на охрану только после того, как в салоне погаснет плафон. Это, конечно, не очень удобно, но все же подождать несколько секунд – не проблема. А нетерпеливым (и разбирающимся в электрике) автомобилистам можем дать совет. Плафон освещения салона и концевой выключатель двери подключены к выводу 10 иммобилизатора (зелено-черный провод).

Если аккуратно выпаять драйвер управления лампой освещения салона, соединенный с выводом 10, вы лишитесь функции плавного гашения, зато получите возможность устанавливать охранную сигнализацию сразу после закрытия двери. Однако предупреждаем – при таком вмешательстве вы потеряете гарантию на иммобилизатор. Должны предупредить и о том, что на сервисах установщики старых моделей сигнализаций зачастую сознательно отрезают провод, идущий к выводу 10 иммобилизатора. Увы, это не только отключает функцию плавного гашения плафона, но и приводит к потере части функций иммобилизатора. В частности, он не сможет автоматически переходить в режим чтения кодовых ключей после открытия двери водителя, не сможет и быстро ставить машину на охрану после выключения зажигания и закрытия двери водителя.

А вот другой любопытный казус. Иммобилизатор «исправно встает» на охрану, а двигатель всё равно заводится. Не спешите предъявлять рекламацию по поводу АПС-4. Такое возможно, когда не обучен блок управления двигателем. Попробуйте обучить иммобилизатор. После обучения обратите внимание на поведение светодиода считывателя кодовых ключей. По его поведению можно распознать состояние как иммобилизатора, так и блока управления. А если отдаете автомобиль на сервис, после ремонта обязательно проверяйте по инструкции функционирование системы – это позволит вам распознать несанкционированные действия Кулибиных.

Иногда жалуются: иммобилизатор обучен, стоит на охране, но черными ключами с неё не снимается – двигатель не заводится. Это объясняется довольно просто – выключать АПС-4 с охраны надо только, когда электронный блок находится в режиме чтения, когда светодиод мигает чаще, чем просто в режиме охраны – 2 раза в секунду.

Чтобы перевести иммобилизатор в режим чтения, достаточно лишь открыть дверь или включить на секунду зажигание. Если система не входит в режим чтения, надо проверить работоспособность концевых выключателей. Если же АПС-4 не снимается с охраны и в режиме чтения, значит, кто-то «обучил» вам ключи, ранее использованные на другом иммобилизаторе. В этом случае надо провести процедуру переобучения с чистыми рабочими ключами.

Бывает, что при покупке машины человек не проверил комплектацию, а потом выяснил, что у него только один рабочий ключ иммобилизатора. А затем, изучая инструкцию, узнал: чтобы активизировать иммобилизатор, необходимо два рабочих ключа. Это неприятно, но не критично. Выполняйте процедуру обучения, как обычно, но вместо второго черного ключа (по инструкции) подносите красный. Таким образом, у вас получится красный кодовый ключ и один рабочий черный.

Когда купите дополнительный черный ключ, проведите процедуру переобучения, и у вас будет два рабочих ключа.На этом советы автолюбителям можно закончить и перейти к информации, которая окажется полезной установщикам. Профессионалам важно знать, как связаны контроллер СУД и иммобилизатор? Поясняем: АПС-4 подключается к контроллеру СУД по диагностической линии контроллера. Он имеет встроенное реле, которое может подключать или отключать диагностическую колодку автомобиля к контроллеру СУД.

Если к диагностической колодке не подключен диагностический тестер, то реле размыкает диагностическую цепь контроллера, и линия используется только для связи контроллера СУД и иммобилизатора. При подключении диагностического тестера к колодке реле замыкает диагностическую цепь, что позволяет производить обмен информацией тестера с контроллером СУД. Но если при работе тестера у контроллера СУД возникла необходимость запросить у иммобилизатора разрешение на работу двигателя, тестер отключается, и происходит обмен информацией между иммобилизатором и контроллером СУД. Иначе говоря, иммобилизатор имеет приоритет перед тестером.

Нередко установщики сомневаются, можно ли заменить только один из блоков системы в случае неисправности, или надо менять оба – ведь они взаимосвязаны. Это возможно, если не утерян обучающий «красный» кодовый ключ для данной системы. Так как пароль системы хранится в трех разных устройствах (в контроллере СУД, в иммобилизаторе и в обучающем ключе), есть возможность восстановить работоспособность системы при неисправности одного из блоков, но при совпадении паролей в оставшемся блоке и обучающем ключе.

Однако новый блок, устанавливаемый взамен неисправного, должен находиться в чистом состоянии – нельзя использовать для замены блок, который до этого использовался в другой обученной паре контроллер-иммобилизатор. После замены необходимо провести стандартную процедуру перевода системы в обученное состояние.Процедура «Выход из режима технического обслуживания и обучение ключей» описана в инструкции по работе с иммобилизатором. Однако для её проведения необходимо использовать обучающий красный ключ от «старой» системы.

Тогда даже обученный контроллер СУД воспринимает «свой» пароль из обучающего ключа и позволяет провести обучение системы. Но при замене иммобилизатора некоторая информация в системе теряется, поэтому с первого раза успех не гарантирован, может понадобиться две, три, а то и четыре попытки. Снова напоминаем: рабочие черные ключи нельзя переобучить, при замене иммобилизатора необходимо обучать новые рабочие ключи из комплекта нового иммобилизатора.

И последнее – подобрать пароль или ключ к иммобилизатору АПС-4 злоумышленники не смогут, он надежно защищает машину. Именно поэтому угонщики используют варварский прием – приносят с собой необученный блок управления, порой даже вместе со жгутом проводов. Поэтому рекомендуем в дополнение к электронным средствам применять механическую защиту КПП, капота и рулевой колонки.

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

mgp-avto.ru

АПС. Автоматическая пожарная сигнализация.

Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) это комплекс технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технические устройства.

АПС необходима для:

  • определения первичных признаков пожара и определение очагов возгорания;

  • получения и обработки информации от пожарных извещателей в приёмно – контрольных приборах;

  • формирования управляющих сигналов для различных устройств автоматики;

  • передача управляющих сигналов в системы:

- оповещения и управления эвакуацией;

- системы автоматического пожаротушения;

- системы дымоудаления, а также на пульт, установленный  в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала.

Система строится на базе приемно-контрольной панели, к которой подключаются охранные и пожарные извещатели, звуковые и световые оповещатели и модуль связи с пультовой охраной или пожарной частью. Для ручного вызова группы реагирования устанавливается кнопка экстренного вызова, а для удобства настройки и управления системой предназначены брелок, пульты управления, пульты ДУ. 

Сенсорные устройства системы автоматической пожарной сигнализации реагирует на различные факторы: повышение температуры, открытое пламя, повышенное содержание дыма в воздухе.

В зависимости от этого, существуют разные типы извещателей:

  • Тепловой пожарный извещатель это пожарный извещатель, реагирующий на определенное значение температуры и (или) скорости ее нарастания. Используется там, где согласно нормам установка такого типа пожарного извещателя рекомендуется, а также где невозможно использовать другие типы пожарных извещателей (помещения с наличием запыленного воздуха; помещения мест курения).

  • Дымовой пожарный извещатель это пожарный извещатель, реагирующий на частицы твердых или жидких продуктов горения и/или пиролиза в атмосфере. Используется там, где согласно нормам установка такого типа пожарного извещателя рекомендуется, а также где невозможно использовать другие типы пожарных извещателей (вблизи источников тепла). 

  • Пожарный извещатель пламени это пожарный извещатель, реагирующий на  на электромагнитное излучение пламени или тлеющего очага. Используется там, где согласно нормам установка такого типа пожарного извещателя рекомендуется, применяется в помещениях, где возможно мгновенное воспламенение (хранилища горючих материалов, столярные мастерские).

  • Комбинированный извещатель  реагирует на два или более фактора пожара, например, тепловой и дымовой пожарные извещатели в одном корпусе.

Кроме указанных выше существуют пожарные извещатели, реагирующие на наличие угарного газа, горючих газов или паров в воздухе контролируемого помещения и другие.

Принцип работы автоматической пожарной сигнализации

Принцип работы систем АПС определяется в зависимости от ее типа и, соответственно, от вида формируемого сигнала. 

Типы системы автоматической пожарной сигнализации

Безадресная система пожарной сигнализации

В таких системах приёмно-контрольные приборы определяют состояние шлейфа сигнализации, измеряя электрический ток в шлейфе сигнализации с установленными в него извещателями, которые могут находиться лишь в двух статических состояниях: «норма» и «пожар». Пожарные извещатели объединены в группы (шлейфов), которые охватывают несколько помещений. В случае срабатывания пожарного извещателя на пульте отобразится сообщение о возгорании по шлейфу, чтобы определить в каком из помещений сработал пожарный извещатель, нужно делать обход.

Адресная система пожарной сигнализации

В таких типах систем каждый пожарный извещатель имеет конкретный адрес и регулярно опрашивается контрольной панелью.

Адресно-пороговая система пожарной сигнализации. Отличие адресно-пороговой системы сигнализации от аналоговой заключается в топологии построения схемы и алгоритме опроса датчиков. Приёмно-контрольный прибор циклически опрашивает подключенные пожарные извещатели с целью выяснить их состояние. При этом  каждый извещатель в шлейфе имеет свой уникальный адрес и может находиться уже в нескольких статических состояниях: «норма», «пожар», «неисправность», «внимание», «запылён» и проч. В отличие  от аналоговых систем подобный алгоритм опроса позволяет с точностью до извещателя определить место возникновения пожара.

Адресно-аналоговая система пожарной сигнализации. Адресно-аналоговые системы на текущий момент являются самыми прогрессивными, они обладают всеми преимуществами адресно-пороговых систем, а также дополнительным функционалом.

В адресно-аналоговых системах решение о состоянии объекта принимает контрольный прибор, а не извещатель. То есть, в конфигурации контрольного прибора для каждого подключенного адресного устройства заданы пороги срабатывания («Норма», «Внимание» и «Пожар»). Это позволяет гибко формировать режимы работы пожарной сигнализации для помещений с разной степенью внешних помех (пыль, уровень производственной задымленности и др.), в том числе в течение суток.  

Контрольный прибор постоянно производит  опрос подключенных устройств и анализирует полученные значения, сравнивая их с пороговыми значениями, заданными в его конфигурации. При этом топология адресной линии, к которой подключены извещатели, может быть кольцевой. В этом случае обрыв адресной  линии приведёт к тому, что она просто распадётся на два радиальных независимых шлейфа, которые полностью сохранят свою работоспособность.

Перечисленные особенности адресно-аналоговых систем формируют такие преимущества перед  другими видами систем пожарной сигнализации, как раннее обнаружение возгораний, низкий уровень ложных тревог. Контроль работоспособности пожарных извещателей в режиме реального времени позволяет заранее выделить извещатели, перспективные для обслуживания и составить план для выезда специалистов обслуживающей организации на объект. Количество защищаемых помещений одним контроллером определяется адресной ёмкостью этого контроллера.

Комбинированная система пожарной сигнализации

В данной системе сочетаются безадресный и адресный тип системы автоматической пожарной сигнализации. Необходимость установки такого типа вызвано наличием на одном объекте разных по назначению помещений; необходимостью реконструкции или модернизации уже установленной системы АПС.

Например: существующую адресную систему АПС нужно дополнить пожарными извещателями в нескольких помещениях, причем резерв для подключения дополнительных извещателей отсутствует. Устанавливать дополнительный приемно-контрольный прибор – перерасход материальных средств. Оптимизировать расходы возможно при установке недорогого приемно-контрольного прибора безадресного типа пожарной сигнализации.

Другой пример: на объекте требуется установить систему пожарной сигнализации в помещениях с определенным назначением, подходящих для таких условий адресных пожарных извещателей, не существует, есть только безадресные.

Ради нескольких помещений устанавливать на весь объект безадресный тип АПС не рационально. В этом случае лучшим выходом из ситуации является система пожарной сигнализации комбинированного типа.

npopris.ru

АПС - это... Что такое АПС?

АПС

автоматическая пробоотборная станция

АПС

автоматическая пожарная сигнализация

Источник: http://www.rosbalt.ru/2003/08/27/115654.html

АПС

автомат подводный специальныйавтомат подводной стрельбы

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

АПС

Арабский парламентский союз

Источник: http://news.mail.ru/news.html?409680

АПС

агент передачи сообщений

Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 10021-6-97

АПС

Агентство печати Сенегала

Сенегал

АПС

армейский продовольственный склад

воен.

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

АПС

атмосферный пограничный слой

АПС

аппаратура пожаротушения и пожарной сигнализации;автоматическая пожарная сигнализация

АПС

Австрийская партия свободы

Австрия, полит.

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

АПС

автоматический пистолет Стечкина

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

АПС

аварийно-предупредительная сигнализация

АПС

авиационный полк связи

авиа, воен., связь

АПС

Ассоциация планирования семьи

организация

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

АПС

автоматическая посылка сигналов

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

АПС

аппарат прикрытия сотрудников; аппарат прикомандированных сотрудников

жарг.

АПС

автомат прерывистой сигнализации

АПС

аварийно-предупредительная система

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

АПС

аппаратно-программные средства

АПС

Альжери-Пресс-Сервис

фр.: APS, Algerie-Presse-Service

алжирское агентство печати

Алжир, издание, фр.

АПС

Ассоциация производителей спецодежды

http://aps-odezhda.com/​

организация, Санкт-Петербург

АПС

автоматический пункт секционирования

энерг.

Источник: http://mskit.ru/news20/no136913/

АПС

автоматическая противоаварийная сигнализация

АПС

аналоговый перемножитель сигналов

связь

АПС

Адаптируемые прикладные системы

с 1993

ЗАО

http://www.aasystems.ru/​

г. Екатеринбург, комп., организация

АПС

автомобильная противоугонная система

авто

Источник: http://www.expert.ru/printissues/volga/2007/37/news_spletut_zhguty/

АПС

аппаратно-программная система

Источник: http://www.loglink.ru/news/record/?id=7970

Пример использования

АПС BiZone

АПС

Агентство по пищевым стандартам

англ.: FSA, Food standards agency

англ., Великобритания

Источник: http://nuclearno.ru/textml.asp?10720

АПС

автоматическая переездная сигнализация

ж.-д.

Источник: http://www.loglink.ru/news/record/?id=5933

АПС

Агентство профессионального сервиса

с 1993

консалтинговая компания

http://www.apsco.ru/​

Москва, организация

АПС

Ассоциация приграничного сотрудничества

с 2001

организация

Источник: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1084852140

АПС

Ассоциация парашютного спорта

НРООО «АПС»

организация, спорт

Источник: http://nnov.kp.ru/2004/11/30/doc43532/

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sokrasheniya.academic.ru

АПС и СОУЭ расшифровка аббревиатур и специфика выбора системы

Купить здесь баннер

Владимир 9 января 2017 Рубрика Пожарная безопасность Пожарная безопасность

data-ad-client="ca-pub-5367705517370237"data-ad-slot="6633178503"data-ad-format="auto">

Всем привет! На связи с вами после новогодних праздников Владимир Раичев. Надеюсь, что все вы успели как следует набраться сил и продолжить работу по пожарной безопасности. Тема нашей сегодняшней статьи звучит следующим образом: «АПС и СОУЭ — расшифровка аббревиатуры и разбор основных нюансов этих систем».

Многие специфичные аббревиатуры, привычные, понятные в каждой профессиональной среде, вызывают недоумение для многих, кто не знает, что зашифровано в них. Люди, посвятившие свою жизнь борьбе с огнем, непосредственно занимающиеся тушением пожаров, профилактикой причин их возникновения, а также проектирующие, монтирующие установки, системы противопожарной автоматики не исключение из правил.

Не призывая углубленно знакомиться с профессиональными секретами, тонкостями работы огнеборцев, следует сказать, что каждому полезно знать об основных понятиях из области пожарной безопасности (ПБ), от которых зависит безопасность людей, сохранность объектов недвижимости, имущества.

АПС и СОУЭ

  • Существует множество технических решений, направленных:
  • На как можно ранее обнаружение очага возникновения пожара.
  • Ограничение распространения огня, токсичных продуктов горения по помещениям зданий.
  • Оперативное оповещение о возникновении пожара, необходимости быстро покинуть здание.
  • Организационно и технически грамотное проведение безопасной, быстрой эвакуации, спасения людей из горящего, задымленного здания.
  • Эффективное тушение любых видов пожаров.

Наиболее распространены два вида противопожарной автоматики – АПС и СОУЭ. Расшифровка этих профессиональных сокращений такова:

  • Автоматическая пожарная сигнализация.
  • Система оповещения и управления эвакуацией.

Об АПС написано и известно довольно много. Даже неискушенный технически читатель слышал о дымовых и тепловых датчиках, сигналах тревоги при срабатывании таких устройств в помещениях, если в них начинается пожар. Наличие АПС с большой долей вероятности обеспечит минимальные потери собственника от пожара из-за быстрого обнаружения, оперативного прибытия пожарных подразделений, которые потушат его.

Гораздо меньше или совсем незнакомо многим СОУЭ, предназначенное как для информирования работников предприятия, организации, посетителей, так и для помощи людям во время эвакуации наружу из помещения здания, где они оказались на момент возникновения пожара.

Учитывая, что для многих посетителей пути эвакуации (коридоры, лестницы, выходы) незнакомы и являются непроходимым лабиринтом, а для персонала в условиях сильного задымления, неизбежной паники сложно преодолимы – эта система часто единственная надежда выбраться наружу, попасть на свежий воздух живым.

Виды систем

СОУЭ неразрывно связано с АПС. Автоматическая сигнализация выступает побудительной, первичной системой для срабатывания приборов, устройств СОУЭ. К сведению: аналогично АПС является «спусковым крючком» для срабатывания АУПТ – автоматических установок как порошкового, газового, так и водяного дренчерного пожаротушения.

В простейших установках АПС, защищающих одно или несколько помещений, элементы оповещения являются ее неотъемлемой частью, в сложных, многофункциональных СОУЭ, предназначенных для всего здания или комплекса строений, такие системы проектируются, монтируются отдельно, но всегда соединены, сблокированы или интегрированы с установками АПС.

Для разных типов, видов помещений, зданий в зависимости от их назначения, вместимости (количество посетителей, учащихся, зрителей, больничных коек), площади (торговых, зрительных залов, спортивного сооружения, пожарного отсека), этажности, категории взрывопожарной опасности нормами, установленными государством в области ПБ, требуются различные по техническому составу, способу действия СОУЭ:

  • Тип 1. Только звуковое оповещение (различные по тональности сирены, сигналы тревоги).
  • Тип 2. По 1 типу + световые табло «Выход», установленные над дверными проемами помещений с нахождением людей, коридоров, ведущих на лестничные клетки, холлов, вестибюлей, тамбуров, эвакуационных выходов непосредственно из здания.
  • Тип 3. Звуковое (с трансляцией специально написанных текстов через громкоговорители, акустические колонки) оповещение о необходимости, порядке эвакуации + табло «Выход».
  • Тип 4. Аналогично 3 типу + световые знаки ПБ с указанием оптимального направления движения из каждого помещения, разделение здания (этажи, отсеки, группы помещений) на самостоятельные зоны оповещения с обратной связью с помещением диспетчерской, постом охраны.
  • Тип 5. В основном по 4 типу. Дополнительно – наличие четкого алгоритма выполнения различных сценариев эвакуации из каждой зоны оповещения + скоординированное, централизованное управление инженерными системами здания, предназначенными для осуществления эвакуации при возникновении пожара. Отличие от 4 типа – световые указатели с направлением движения должны обеспечивать возможность изменять смысл информации.

Во всех типах систем оповещения допустимо использовать световые мигающие оповещатели.

Для небольших строений, отдельных помещений обычно в соответствии норм достаточно простых систем 1, 2 типа; для большинства зданий – 3 типа; для огромных по площади, архитектурно сложных комплексов с большим количеством персонала, посетителей необходимо проектировать, устанавливать, отлаживать системы 4, 5 типа.

Где применяются СОУЭ, какие типы используются

Для примера – различные по основным показателям помещения, здания и типы СОУЭ, требуемые для них:

  • Детский сад. Одноэтажное здание (до 100 мест) – 1 тип, 2-этажное (100–150) – 2 тип, 3-этажное (от 150 до 350) – 3 тип СОУЭ. Речевое оповещение 3 типа используется только для информирования персонала дошкольного учреждения, чтобы не испугать детей.
  • Больницы, учреждения для инвалидов. Независимо от этажности, если рассчитана на менее 60 коек – 2 тип, более 60 – 3 тип. Требования к текстам аналогичны как для детских садов, чтобы избежать массовой паники.
  • Общежития, гостиницы и все объекты с круглосуточным пребыванием отдыхающих, туристов. Здания до 3 этажей, где находятся до 50 человек – 2 тип. Если в них может находиться более 50 проживающих, постояльцев, то при высоте зданий 3–9 этажей – 3 тип, более 9 – 4, 5 тип.
  • Культурно-развлекательные учреждения (закрытые помещения). Здесь в зависимости от количества мест в зрительном зале (менее 100 – более 1500) – все типы систем.
  • Все торговые учреждения от павильона до супермаркета. При площади этажа или отсека здания, выделенного противопожарными стенами, менее 500 кв. м. в одноэтажных зданиях – 1 тип, в двухэтажных (500–3500) – 2 тип, до 5 этажей включительно при S, превышающей 3500 кв. м. – 4, 5 тип.
  • Все общеобразовательные учреждения в зависимости от этажности, количества учащихся – от 1 до 5 типа включительно.
  • Производственные, архивные, складские здания, автостоянки. В зависимости от категории опасности, этажности – 1, 2 и 3 тип системы. При этом оповещение 1 типа можно объединять с внутренней селекторной связью, а в зданиях категорий А, Б необходимо выполнять блокировку с противопожарной, технологической автоматикой.

Если нормами требуется 4 или 5 тип систем, способствующих безопасной эвакуации, то выбор осуществляют специалисты проектной организации на основании всех данных о здании, комплексе сооружений. Такие СОУЭ могут сопрягаться с централизованным оповещением ГО населенных пунктов с помощью дополнительного оборудования.

Во всех объектах, где находятся люди с заболеваниями зрения или слуха, при проектировании, монтаже систем оповещения надлежит учитывать эти особенности.

Более подробно можно узнать о типах, нюансах использования СОУЭ, ознакомившись с СП 3.13130.2009, регламентирующим проектирование, монтаж, эксплуатацию таких систем в любых зданиях, сооружениях.

Устройства, состав, оборудование СОУЭ

Общие сведения о таких системах не раскрывают деталей, в которых, как говорят умные люди, кроется истина. Поэтому стоит более подробно рассказать об устройствах, приборах, составе и принципах работы СОУЭ, производителях таких систем в России и за рубежом.

В состав СОУЭ входят:

  • Звуковые, световые, комбинированные, речевые оповещатели, различающиеся размерами, исполнением, дизайном, а также громкостью, тональностью сигнала, постоянным или прерывистым источником света.
  • В качестве управляющих устройств систем оповещения 1, 2 типа проектируются, применяются существующие приемно-контрольные приборы АПС, выдающие сигнал на включение световых, звуковых оповещателей при пожаре.
  • Для речевого оповещения 3–5 типов СОУЭ нужны собственные приборы управления, а также усилители звука, селекторы зон оповещения, панели контроля, микшерские, коммутационные устройства, проигрыватели записей (CD, цифровые), микрофоны.
  • Источники резервного питания, обеспечивающие работу СОУЭ при отключении электроснабжения здания.

Существует огромное количество производителей компонентов СОУЭ. Их можно условно разделить на 3 группы:

  • Качественное, технологичное оборудование из Южной Кореи, Германии, Израиля, США, Тайваня, совместимое с отечественным «железом» АПС. К сожалению, в последние годы его стоимость вызывает различные чувства – от удивления до восхищения смелостью пополам с наивностью дилеров, мечтающих продать его в России.
  • Различные по качеству, не всегда сертифицированные, но недорогие устройства, приборы СОУЭ из КНР.
  • Сертифицированное, неплохое по качеству исполнения оборудование, производимое в России. Часто в нем используются микросхемы, узлы управления как российской разработки, изготовленные в Китае, так и скопированные мастерами из Поднебесной по лучшим зарубежным аналогам.

Среди российских производителей выделяется крупная компания НВП «Болид», выпускающая линейку оборудования для всех типов СОУЭ, а также фирмы, торговые марки, специализирующиеся на нем, с говорящими названиями «Речор», «Тромбон», «Орфей».

Всего существует около 20 компаний, производящих качественное оборудование по вменяемым ценам, опробованное на протяжении более двух десятков лет.

У многих производителей имеются готовые, типовые решения – комплекты оборудования, схемы расстановки, подключения для различных объектов – школ, больниц, гостиниц, офисов. Хотите узнать подробнее об этих производителях? Тогда подпишитесь на новости блога и я сообщу вам, когда статья будет опубликована на блоге.

Например, типовые проекты СОУЭ:

  • «Школа», «Магазин самообслуживания» 3 типа.
  • «Санаторий» 4 типа.
  • «Автостоянка» 5 типа, разработанные на основе оборудования торговой марки «Тромбон».

Речевое оповещение собственниками, арендаторами зданий, руководителями предприятий, организаций (например, торговых центров, культурно-развлекательных, образовательных учреждений) обычно применяется не только как «оружие последнего шанса» при возникновении пожара или иных чрезвычайных ситуаций; но и для повседневного применения – трансляции музыки, рекламы, сообщений, что делает здание более удобным, комфортным для персонала, посетителей.

Следует учитывать, что если проектирование, установка оборудования, обслуживание СОУЭ 1–3 типов не является чрезмерно обременительным как в материальном, так и организационном плане, то системы 4, 5 типов, как правило, достаточно дороги во всех аспектах. Кроме того, они требуют высокой квалификации исполнителей от проработки схем расстановки, выбора, монтажа оборудования до регулярного обслуживания, ежедневного использования.

В противном случае часто речевое сообщение практически неслышно из-за неправильного выбора мощности, сочетания всех устройств в системе, ошибок при монтаже без учета акустики помещений здания; либо оборудование СОУЭ, на которое затрачены немалые средства, пылится без дела в ожидании ЧП, причем никто не знает о том, что оно давно неисправно.

Поэтому не стоит экономить средства на привлечении к проектированию, установке оборудования, плановому обслуживанию СОУЭ, АПС специалистов организаций, имеющих лицензии МЧС, допуски СРО, необходимые знания и опыт.

Вот это статейка у меня получилась, прямо выговорился за все новогодние праздники. На этом, пожалуй, я и закончу. Подписывайтесь на обновления блога, если вам интересно узнать побольше о СОУЭ. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях. До новых встреч, пока-пока.

raichev.ru

Проверка пожарной сигнализации: как проверить работоспособность

Купить здесь баннер

Владимир 5 июля 2017 Рубрика Пожарная безопасность Пожарная безопасность

data-ad-client="ca-pub-5367705517370237"data-ad-slot="6633178503"data-ad-format="auto">

Всем привет! С вами Владимир Раичев. В последнее время происходит много всего интересного, что порой сил на то, чтобы черкануть пару строчек в блог уже нет. Да и две строчки в блог — это не про меня. Сегодня хочу рассказать вам про проверку АПС.

Проверка пожарной сигнализации – комплекс мероприятий, проводимых в рамках технического обслуживания АПС. Благодаря регулярным (чаще всего – ежемесячным и ежеквартальным) проверкам установок ПС удаётся избежать жертв при  реальном возгорании. Давайте рассмотрим, что же происходит при техобслуживании.

Техобслуживание и работоспособность установки

Основываясь на этих регламентах подрядчик, предлагающий услуги ТО пожарной сигнализации разрабатывает график обслуживания пожарной сигнализации, в котором прописывается периодичность проведения работ по проверке работоспособности установки. Чаще всего устанавливается ежемесячная визуальная проверка составляющих системы и полугодичная полная проверка всего комплекса.

Все замечания по работе пожарной сигнализации отображаются в соответствующих актах и журнале проведения техобслуживания и проверки работоспособности пожарной сигнализации, хранимом на объекте заказчика. В этих документах должны быть отмечены:

  • дата проведения работ по техническому обслуживанию АПС;
  • список неисправного оборудования;
  • замечания по поводу работоспособности шлейфов и линий оповещения людей о пожаре;
  • отсутствие или наличие ошибок при передаче сигналов на пульт наблюдения в пожарной части.

Выявленные в рамках техобслуживания замечания и неисправности должны быть устранены в кратчайшие сроки. Подробнее о техническом обслуживании вы можете прочитать здесь.

Как проверить работу АПС?

Проверка работоспособности во время техобслуживания

Самый простой способ определения работоспособности пожарной сигнализации – визуальный. На неадресных приёмно-контрольных приборах чаще всего имеются световые индикаторы состояния шлейфов, адресные системы могут выдавать информацию по каждому датчику-извещателю через пульт управления. В чем отличие адресных АПС от неадресных можно прочитать здесь.

Как только определён неработающий участок сигнализации, производится обход зоны, которая вышла из строя. Во время этого обхода кабель прозванивается с целью нахождения неисправной линии связи в шлейфе или ДПЛС. Происходит визуальный осмотр извещателей – большинство из них имеют световую индикацию на дежурный режим и режим «Пожар», отсутствие которой может говорить о неисправности установленного датчика.

В этом плане надёжны адресные системы под управлением программно-аппаратных комплексов (например, «Орион» от НПЦ «Болид») – на сервере пожарной безопасности отображается точное местонахождение неисправного оборудования (в том числе – резервированных блоков питания).

Проверка работоспособности при пусконаладочных работах

В случае с монтажом алгоритм проверки пожарной сигнализации на порядок проще – достоверно известно, что оборудование только что привезено со склада и распаковано непосредственно на объекте. Да, никто не исключает возможность попадания бракованного товара, но по сути своей это достаточная редкость.

Вариант с неправильным монтажом извещателей (не правильное подсоединение проводов к клеммам) отброшен той же самой визуальной проверкой прибора – шлейфы взяты под охрану, неисправности не отображаются. В противном случае инженер-монтажник должен пройтись вдоль неисправного шлейфа следя за индикацией извещателей (в случае с неадресной системой) или же проверять извещатель, не отвечающий на запросы адресного приёмно-контрольного прибора.

Другой неприятной ситуацией может оказаться неправильно подобранное оконечное сопротивление шлейфа. В этом случае происходит замена резистора на подходящий по характеристикам.

Ещё один неприятный момент, который возможно встретить при пусконаладочных работах – не работающая система оповещения людей о пожаре. С подобной «радостью» приходится сталкиваться при работе с постепенно увеличивающими громкость звуковыми оповещателями. Самым простым решением проблемы является перестроение линии оповещения таким образом, чтобы в ней находилось более двух такого рода оповещателей или же имелось хотя бы одно световое табло.

Последней неприятностью может стать исчезновения связи при автоматической передаче данных в пожарную часть. Ещё в начале двухтысячных вывод сигнала в пожарную часть производился через радиоканал. Но сейчас количество радиотехники в городах в разы возросло, и радиоканал часто глушится посторонними излучениями. В этом случае логичным шагом кажется переход на оборудование, передающее сигналы в формате GSM/GPRS, но здесь всё уже зависит от программно-технического оснащения пульта центрального наблюдения в пожарной части. Без изменения состава программно-аппаратной части на ПЦН решением проблемы с каналом связи является установка более высокой мачты для вывода антенны из зоны активных радиопомех.

Подводя итоги

В целом, стоит отметить, что работоспособность пожарной сигнализации обеспечивают следующие факторы:

  1. Грамотно выполненная проектная документация. Если проектировщики «накосячили» и подобрали несовместимое оборудование, которое стали использовать в проекте, или неправильно составили функциональную схему — сигнализация работать не будет, как ты не крути. По крайней мере, пока не будут внесены соответствующие исправления.
  2. Качественное оборудование. Если жаба Вас задушила на момент монтажных работ, и Вы выбрали организацию, предложившую наименьшую цену не только на работы, но и на материалы – будьте готовы к быстрому выходу из строя отдельных частей АУПС. А всё потому, что у каждого прибора имеется свой ресурс наработки (который, скорее всего, был уже большей частью исчерпан), а само оборудование было использовано ранее в других помещениях.
  3. Плановое проведение работ по техобслуживанию. Во время выполнения регламентов специалист может заметить первые признаки выхода из строя смонтированных средств, что спасёт Вас от внезапных проблем с оборудованием.

Хочется напомнить, что проводить проверку АУПС стоит организациям, имеющим на это лицензию. А я с вами на этом прощаюсь. Не забудьте подписаться на новости блога и поделиться этой статьей с друзьями в социальных сетях. До новых встреч, пока-пока.

Понравилась статья?Поделись с друзьями в соцсетях:

raichev.ru