Натяжитель зубчатого ремня


Способ натяжения зубчатого ремня

Изобретение относится к области деталей машин и может быть использовано в зубчатоременных передачах при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента для сохранения синхронной работы ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) во время эксплуатации. Способ заключается в том, что натяжение зубчатого ремня поддерживается натяжными роликами в сборе с подшипниками, закрепленными на плечах поворотного рычага с возможностью вращения, который установлен на опорную ось и имеет возможность фиксации в заданном положении. Одновременно ролики поддерживают натяжение ремня и периодически, ключом поворачивая многоплечий рычаг вокруг опорной оси, ролики надавливают на ремень и одновременно производят регулирование его натяжения на всех участках между рабочими шкивами. При этом количество роликов и количество плечей поворотного рычага соответствует количеству участков ремня между шкивами. Кинематические и геометрические расчеты поворотного рычага в сборе с роликами позволяют производить регулировку натяжения ремня на всех участках между шкивами прямопропорционально удлинениям, образующимся на этих участках в процессе работы, и одновременно выполнять функции опорных, направляющих и успокаивающих устройств. Технический результат: расширение функциональных возможностей способов натяжения зубчатого ремня, а именно сохранение синхронной работы (вращения) рабочих шкивов при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента в зубчатоременных передачах во время эксплуатации в условиях, когда межосевое расстояние между рабочими шкивами неизменно в процессе работы. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области деталей машин и может быть использовано в зубчатоременных передачах при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента для сохранения синхронной работы ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) во время эксплуатации. В частности предлагаемый способ натяжения может быть применен в зубчатоременных приводах кулачковых валов, механизмов изменения фаз газораспределения, топливных насосов высокого давления, распределения зажигания и электронных систем управления, для обеспечения синхронной работы комплекса механизмов, систем и специализированных устройств двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Известны способы натяжения ремней:

- перемещением одного из шкивов;

- натяжным роликом, позволяющим периодическую перестановку или автоматически поддерживающим натяжение ремня, грузом или пружиной, принятый за прототип;

- предварительным упругим растяжением ремня с перешивкой, после вытягивания;

- автоматическим устройством, обеспечивающим регулирование натяжения в зависимости от нагрузки;

[1], [2], [3], [4], [9], [10].

Недостатками указанных способов натяжения зубчатых ремней являются невозможность обеспечения синхронной работы ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) во время эксплуатации зубчатых ремней в условиях, когда межосевое расстояние между рабочими зубчатыми шкивами (звездочками) неизменно в процессе работы.

Задача настоящего изобретения заключается в создании способа натяжения зубчатого ремня, который позволяет синхронизировать работу рабочих шкивов передачи, а также возможность использования натяжных роликов вместо опорных, направляющих и успокаивающих устройств.

Техническим результатом настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей способа натяжения зубчатого ремня, а именно сохранение синхронной работы (вращения) ведущих и ведомых (рабочих) зубчатых шкивов (звездочек) при регулировании натяжения бесконечного гибкого элемента в зубчатоременных передачах во время эксплуатации в условиях, когда межосевое расстояние между рабочими зубчатыми шкивами (звездочками) неизменно в процессе работы. Возможность замещения опорных, направляющих и успокаивающих устройств натяжными роликами.

Указанный технический результат достигается тем, что:

- в способе натяжения ремня натяжным роликом, позволяющим периодическую перестановку или автоматически поддерживающим натяжение ремня, грузом или пружиной, согласно предлагаемому изобретению натяжение зубчатого ремня поддерживается натяжными роликами в сборе с подшипниками, закрепленными на плечах поворотного рычага с возможностью вращения, который установлен на опорную ось и имеет возможность фиксации в заданном положении, одновременно ролики поддерживают натяжение ремня и периодически, ключом поворачивая многоплечий рычаг вокруг опорной оси, ролики надавливают на ремень и одновременно производят регулирование его натяжения на всех участках между рабочими шкивами. Количество натяжных роликов и количество плечей поворотного рычага принимается в зависимости от количества ведущих и ведомых (рабочих) шкивов передачи, при этом кинематические и геометрические расчеты поворотного рычага в сборе с натяжными роликами производятся в каждом случае индивидуально, чтобы позволить производить регулирование натяжения ремня на всех участках между рабочими шкивами прямопропорционально удлинениям, образующимся на этих участках в процессе работы, и одновременно выполнять функции опорных, направляющих и успокаивающих устройств.

Способ натяжения ремня осуществляется следующим образом. Во время эксплуатации, согласно регламенту обслуживания, периодически, при помощи инструментальных ключей, ослабляется контргайка на опорной оси и поворотом рычага с натяжными роликами вокруг опорной оси регулируется натяжение зубчатого ремня в заданных пределах. Контргайка затягивается, удерживая рычаг с натяжными роликами в режиме поддерживания натяжения бесконечного гибкого элемента в процессе работы передачи.

Предлагаемый способ натяжения зубчатого ремня позволяет обеспечить синхронную работу ведущих и ведомых зубчатых шкивов (звездочек) в зубчатоременной передаче во время эксплуатации имеет фундаментальное значение в области деталей машин и найдет широкое применение в разных отраслях промышленности, а при использовании в приводах ДВС позволит синхронизировать работу комплекса механизмов, систем и специализированных устройств, следовательно, снизить расход ГСМ, продлить срок службы и повысить экологичность ДВС.

Источники информации

1. Конструкция автомобильных и тракторных двигателей: Учебник для вузов по спец. «Двигатели внутреннего сгорания». - М.: Высшая школа, 1986. 352 с., с.124-127.

2. Детали машин: Учеб. Пособие для студентов втузов. - М.: Высш. школа, 1982. 351 с., с.123-124, с.244.

3. Детали машин. / Под ред. Д.Н.Решетова. - М.: Машиностроение, 1989. 496 с., с.262, с.279.

4. Детали машин. / Под ред. М.Н.Иванова. - М.: Высшая школа, 2000. 383 с., с. 263-264.

5. Детали машин: Учебник для втузов. /Под. ред. О.А.Ряховского. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. - 544 с., с.375-392, с.393-41.5.

6. Детали машин: Учебник для машиностроительных специальностей вузов. / М.Н.Иванов, В.А.Финогенов. - М.: Выш. шк., 2002. - 408 с., с.281, с.293.

1. Способ натяжения зубчатого ремня натяжным роликом, позволяющим периодическую перестановку или автоматически поддерживающим натяжение зубчатого ремня, грузом или пружиной, отличающийся тем, что натяжение зубчатого ремня поддерживается натяжными роликами в сборе с подшипниками, закрепленными на плечах поворотного рычага с возможностью вращения, который установлен на опорную ось и имеет возможность фиксации в заданном положении, одновременно натяжные ролики поддерживают натяжение зубчатого ремня и периодически, ключом поворачивая многоплечий рычаг вокруг опорной оси, натяжные ролики надавливают на зубчатый ремень и одновременно производят регулирование его натяжения на всех участках между рабочими шкивами.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество натяжных роликов и количество плечей поворотного рычага соответствует количеству участков зубчатого ремня между рабочими шкивами.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что кинематические и геометрические расчеты поворотного рычага в сборе с натяжными роликами позволяют производить регулировку натяжения зубчатого ремня на всех участках между рабочими шкивами прямо пропорционально удлинениям, образующимся на этих участках в процессе работы, и одновременно выполнять функции опорных, направляющих и успокаивающих устройств.

www.findpatent.ru

Ремень ГРМ (зубчатый ремень) Renault Megane / Scenic 1999 - 2003 гг. выпуска

Порядок выполнения данных работ приведен на примере бензиновых двигателей объемом 1,4/1,6 литра (E7J/K7M). Для снятия защитной крышки зубчатого ремня, а затем и самого ремня, особенно у моделей Scenic, необходимо выполнить большой объем подготовительных работ. Рекомендации, касающихся иных двигателей, а также моделей Scenic приведены в конце данной главы.

При спитом зубчатом ремне не допускается поворачивание коленчатого или распределительного валов. В противном случае произойдет соударение клапанов с днищем поршней и их повреждение. При необходимости поворота распределительного вала на значительный угол следует следить затем, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ, так как это приведет к повреждению клапанов или поршней. При необходимости коленчатый вал следует вернуть в ту или другую сторону примерно на 90° (1/4 оборота) от ВМТ. При этом ременный шкив не должен проворачиваться более чем на 90°.

После натяжения зубчатого ремня следует убедиться, что метки ВМТ совпадают с опорными. Если такового добиться не удалось, то запуск двигателя не допускается, В противном случае возможно соударение поршней и клапанов и значительное повреждение двигателя. Если одна или несколько меток не совпадают, то установленный зубчатый ремень надлежит снять и полностью повторить процедуру его укладки и натяжения.

Снятый зубчатый ремень не подлежит повторной установке. Его следует заменить на новый.

Для проверки точности натяжения зубчатого ремня необходимо приспособление RENAULT Mot.l 273, которое также подходит и для проверки натяжения клинового или ручейкового (поликлинового) ремней. Если такового приспособления в распоряжении нет, то натяжение зубчатого ремня можно вы полнить только «на глаз». В этом случае проверку натяжения следует произвести в мастерской при первой же возможности. До проверки рекомендуется избегать работы двигателя с большими оборотами.

В случае невозможности проверки натяжения установленного зубчатого ремня пробный запуск двигателя рекомендуется выполнять при снятой защитной крышке ремня.

Внимание! Опасность травмы от вращающихся деталей!

Проверьте визуально натяжение ремня. «Пляшущий» ремень свидетельствует о слишком слабо натянутом ремне, а свист - о его перенапряжении.

Внимание! Касается двигателей объемом 1,9 и 2.0 литра. Если проверка натяжения зубчатого ремня выполняется без укладки ручейкового ремня, то не допускается продолжительная работа двигателя, потому что возможен его перегрев из-за отсутствия циркуляции охлаждающей жидкости.

Снятие зубчатого ремня1 Отсоедините клемму проводя массы (-) от аккумулятора. Внимание! При этом из памяти запоминающих устройств удаляются некоторые данные, например, из радиоприемника происходит стирание кода доступа, предотвращающего несанкционированное пользование приемником. Перед тем как отсоединить аккумулятор, следует ознакомиться с указаниями, содержащимися в главе «Снятие и установка аккумулятора».2 Отметьте краской положение правого переднего колеса на ступице. Это позволит в последствии и установить отбалансированное колесо в прежнее положение.3 Ослабьте болты крепления колеса. При этом колеса автомобиля должны стоять на земле.4 Установите перед автомобиля на козлы и снимите правое переднее колесо.5 Снимите подкрылок (защиту) правой колесной арки, см. соответствующую главу.6 Снимите клиновой ремень, см. соответствующую главу.7 Вывинтите болт крепления и снимите с коленчатого вала шкив клинового ремня. Во избежание проворачивания коленчатого вала при вывинчивании болта включите первую передачу и затяните стояночный тормоз.

8 Вывинтите болты крепления защитной крышки зубчатого ремня и снимите сё (см. иллюстрацию).9 Ввинтите болт крепления шкива клинового ремня в центральное отверстие ведущей шестерни газораспределительного механизма и включите нейтральную передачу.

10 Вращайте коленчатый вал за болт 8 в центральном отверстии шестерни по направлению вращения двигателя до тех пор, пока метка 3 на ведомой шестерне 5 распределительного вала не совпадет с меткой 2 на крышке головки блока цилиндров (см. иллюстрацию). При совпадении указанных меток цилиндр№] будет находиться в ВМТ.Имеется иная возможность установки цилиндра №1 в ВМТ. Для этого следует попросить помощника вращать переднее левое колесо при включенной 5-й передаче.11 Отвинтите зажимную гайку 7 с помощью накидного ключа (см. иллюстрацию 4.10).12 Поверните ролик натяжения против стрелки 6, ослабив таким образом натяжение ремня газораспределительного механизма (см. иллюстрацию 4.10).13 Снимите зубчатый ремень. После этого положение шестерен, на которые он укладывается, не изменяйте.

Внимание! При необходимости поворота распределительного вала на значительный угол следует следить за тем, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ, так как это приведет к повреждению клапанов или поршней. При необходимости коленчатый вал следует повернуть в ту или другую сторону примерно на 90° (1/4 оборота) от ВМТ. При этом ременный шкив не должен проворачиваться более чем на 90°.

Установка

Внимание! Снятый зубчатый ремень не подлежит повторной установке. Его следует менять на новый.

14 Уложите новый зубчатый ремень так. чтобы стрелка 4 на его внешней стороне указывала по направлению вращения двигателя. Укладку ремня начинайте с шестерни 5 распределительного вала, обращая внимание на то, чтобы метки на шестерне 3, на зубчатом ремне и на крышке головки блока цилиндров 2 совпадали (см. иллюстрацию 4,10). 13 - точка, в которой должно выполняться измерение степени натяжения зубчатого ремня.15 Уложите зубчатый ремень на шестерню водяного насоса и шестерню на коленчатом валу, а затем на ролик натяжения. При этом следите затем, чтобы совпадали метки на ведущей шестерне зубчатого ремня на коленчатом валу, на самом зубчатом ремне 9 и на корпусе газораспределительного механизма 10 (см. иллюстрацию 4.10).

Внимание! При укладке зубчатого ремня не допускается изменение положения распределительного и коленчатого валов. В случае изменения их положения возможно значительное повреждение двигателя или двигатель не будет работать с полной отдачей. После натяжения ремня еще раз проверьте положение распределительного и коленчатого валов, руководствуясь опорными метками.

16 Поверните ролик натяжения ремня 6 по направлению стрелки, как показано на иллюстрации 4.10 и натяните зубчатый ремень.17 Подтяните зажимную гайку 7 (см. иллюстрацию 4.10).

Проверка/регулировка натяжения зубчатого ремня с помощью контрольно-измерительного прибора

Для проверки точности натяжения зубчатого ремня специализированные мастерские пользуются контрольно-измерительным прибором Mot. 1273 (см. иллюстрацию 4.0).

18 Закрепите контрольно-измерительный прибор RENAULT Mot.1273 на зубчатом ремне (см. иллюстрацию).19 Ослабьте настроечную головку конконтрольно-измерительного прибора на три щелчка.20 Ослабьте затяжку зажимной гайки на натяжном ролике и поверните натяжной ролик против хода зубчатого ремня настолько, чтобы контрольно-измерительный прибор начал показывать 30 единиц. После этого затяните зажимную гайку с приложением усилия 50 Нм. В мастерских для проворачивания ролика натяжения ремня пользуются приспособлением Mot 1135-01.21 Закрепите на ремне прижимное устройство контрольно-измерительного прибора, а затем проверните коленчатый вал за центральный болт крепления ведущей шестерни зубчатого ремня натри оборота по направлению вращения двигателя.22 Вновь проверьте натяжение зубчатого ремня. Если требуемое номинальное значение, равное 30 единицам ± J 0% не достигается, то регулировку натяжения ремня следует повторить заново.

Проверка/регулировка натяжения зубчатого ремня без контрольно-измерительного прибораБез контрольно-измерительного прибора натяжение зубчатого ремня можно выполнить только ориентировочно для того, чтобы продолжить движение. При первой же возможности следует обратиться в мастерскую для должной проверки натяжения ремня. До выполнения такой проверки избегайте высоких оборотов двигателя.23 Натяните зубчатый ремень настолько, чтобы его на отрезке между направляющим роликом и шестерней водяного насоса можно было повернуть рукой только лишь примерно на 90° (см. иллюстрацию),24 Затяните зажимную гайку натяжного ролика.25 Проверьте прогиб зубчатого ремня. Для этого надавите на ремень в точке 13 (см. иллюстрацию 4.10) большим пальцем руки с приложением усилия около 30 Н (примерно 3 кг). В этом случае ремень, если он должным образом натянут, должен прогибаться не более чем на 6,()±.0,5 мм. Выполняя эту операцию, попросите помощника положить линейку на зубчатый ремень на отрезке между шестерней распределительного вала и шестерней водяного насоса, а образовавшийся прогиб измерить другой линейкой.26 Затяните гайку ролика натяжения зубчатого ремня с приложением усилия 50 Нм.

Внимание! Гайку ролика следует затягивать прочно, чтобы она не ослабла при работе двигателя, что чревато значительными повреждениями двигателя.

27 Проверните коленчатый вал за центральный болт крепления ведущей шестерни зубчатого ремня натри оборота по направлению вращения двигателя, а затем повторно проверьте натяжение ремня. При необходимости регулировку натяжения повторите.28 Убедитесь, что при натянутом ремне поршень цилиндра № 1 находится в ВМТ. Это значит, что метки 1,2 и 3, а также 9, 10 и 11 должны совладать. Если это не так, то зубчатый ремень снимите, уложите его вновь, а затем натяните.29 Установите на место и закрепите болтами крышку зубчатого ремня.30 Вывинтите центральный болт из коленчатого вала, который был ввинчен для его проворачивания.31 Поставьте на коленчатый вал ременный шкив и закрепите его новым болтом с приложением усилия 20Нм, После этого доверните болт на 68°±6°. Для этого установите на головку болта ключ, обозначьте с помощью угломера нужный угол доворота, нанеся мелом метку на корпусе, а после этого одним непрерывным движением доверните болт ключом до нужной отметки.32 Уложите клиновой ремень и натяните его, см. соответствующую главу.33 Установите на место защиту (подкрылок) переднего правого крыла, см. соответствующую главу.34 Установите на место переднее колесо, руководствуясь метками, сделанными при снятии. Перед установкой колеса смажьте центрирующее седло диска на ступице, а также конусы колесных болтов тонким слоем смазки для подшипников. Резьбу колесных болтов не смазывать.35 Ввинтите колесные болты и опустите автомобиль.36 Затяните колесные болты в перекрестном порядке с приложением усилия 90 Нм.37 Подсоедините к полюсному выводу аккумулятора клемму провода «массы» (-).38 Настройте часы.39 Введите, если необходимо, код доступа в радиоприемник.

Автомобили с двигателем мощностью 113 л.с. (F3R)40 Приподнимите двигатель с помощью тали или крана, закрепив тросы карабинными защелками на проушинах на головке блока цилиндров. Если тали или крана в распоряжении нет, то протяните сквозь проушины трос, который в свою очередь закрепите на прочной балке или трубе, концы которой установите на подставки (см. иллюстрацию).

Внимание! При использовании трубы или балки не опирайте её концы о крылья. При необходимости изготовьте дополнительную проушину для подъема двигателя из моторного отсека, которую также закрепите на двигателе, см. соответствующую главу.

41 Снимите пластмассовую защитную накладку с опорной платы подвески двигателя.42 Вывинтите болты крепления опоры двигателя.43 Вывинтите болты 1 и снимите держатель топливного шланга (см. иллюстрацию).44 Снимите среднюю 2 и нижнюю 3 части крышки зубчатого ремня (см. иллюстрацию 4.43).45 Вы винтите болты крепления кронштейна 4 опоры двигателя к головке блока цилиндров, (см. иллюстрацию 4.43).

Внимание! Зубчатый ремень у данного типа двигателей можно снять только после отсоединения кронштейна подвески двигателя.

46 Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ, провернув коленчатый вал, чтобы метка на шестерне распределительного вала были обращена вертикально вверх.

Извлеките пробку из отверстия ВМТ на блоке цилиндров и вставьте в отверстие подходящий штырь, например, Mot. 1054 (см. иллюстрацию). При необходимости, коленчатый вал немного поверните в ту или иную сторону, чтобы штырь зафиксировал коленчатый вал в положении ВМТ.

48 Ослабьте затяжку зажимной гайки ролика натяжения зубчатого ремня.

Внимание! Натяжение зубчатого ремня ослабляется одновременно с ослаблением затяжки гайки, если ключ ставится на гайку рукояткой вверх и гайка отвинчивается одним рывком.

49 Уложите зубчатый ремень так, чтобы стрелка на нем, указывающая направление движения, находилась снизу под роликом натяжения, а метки на ремне совпадали с метками на шестернях распределительного и коленчатого валов.

50 Вывинтите болт-заглушку из корпуса привода газораспределительного механизма. Вместо этого болта ввинтите болт D (М6х45) и таким образом натяните зубчатый ремень (см. иллюстрацию).51 Измерьте натяжение зубчатого ремня с помощью контрольно-измерительного прибора Mot. 1273. Номинальное значение при измерении должно составлять 29 единиц (см. иллюстрацию).

При отсутствии названного прибора выполните проверку натяжения зубчатого ремня вспомогательными средствами. При нажатии на ремень на отрезке между шестерней распределительного вала и шестерней промежуточного вала прогиб ремня должен составлять 7,5i 0,5 мм при приложении усилия примерно ЗОН (около 3 кг).

52 Затяните зажимную гайку ролика натяжения зубчатого ремня с приложением усилия 40 Нм.53 Вывинтите применявшийся для натяжения болт D.54 Установите и закрепите на коленчатом валу ременный шкиве затяжкой болта 120 Нм.55 Извлеките штырь из отверстия ВМТ и ввинтите болт-заглушку.56 Установите на место крышку привода газораспределительного механизма и закрепите кронштейн подвески двигателя.

Автомобили с двигателем мощностью 150 л.с. (F7R)57 Снимите продольный рычаг между верхним и опорами амортизационных стоек.58 Снимите брызговик (защиту) двигателя.59 Закрепите двигатель за проушины и немного приподнимите его, чтобы разгрузить опоры подвески.60 Снимите опору подвески двигателя.61 Отсоедините провод «массы»(-), которым соединен двигатель с кузовом.62 Вывинтите болты крепления бачка гидроусилителя рулевого управления и закрепите его на кузове, не отсоединяя шлангов.

63 Ослабьте крепление и отсоедините топливоподающий и возвратный шланги. Для этого сожмите зажим с боков, чтобы отжать защелки А и В (см. иллюстрацию). Если съемника нет на зажиме, то воспользуйтесь специальным приспособлением Mot. 1311, вставив его сбоку в зажим и надавив на него.

64 Отсоедините от крышки головки блока цилиндров, отогнув держатели А(см. иллюстрацию).65 Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу, см. соответствующую главу.66 Снимите крышки запасного кожуха привода газораспределительного механизма. Для снятия крышки 1 нужно вывинтить два болта, а крышки 2 - четыре. Крышка 3 закреплена пятью болтами (см. иллюстрацию 4.64). Крышки снимаются в порядке их нумерации.67 Снимите воздушный фильтр, см. соответствующую главу.68 Установите поршень цилиндра №1 в положение ВМТ. При этом метки 1 на шестернях распределительных валов должны совпасть с метками 2 на крышке головки блока цилиндров (см. иллюстрацию). Одновременно метка на ведущей шестерне коленчатого вала должна установиться напротив отметки на корпусе газораспределительного механизма.69 Застопорите коленчатый вал пробойником или штырем так, как это выполнялось у двигателей мощностью 113 л.с. (см. выше).70 Ослабьте затяжку зажимной гайки ролика натяжения зубчатого ремня и отожмите ролик от зубчатого ремня. Если при ослаблении зажимной гайки ключ устанавливается рукояткой вверх, а гайка ослабляется одним резким движением, то одновременно выполняется и ослабление натяжения зубчатого ремня.71 Уложите зубчатый ремень так, чтобы стрелка Е, указывающая направление движения ремня, находилась снизу под роликом натяжения, а метки на зубчатом ремне совпадали с метками на шестернях распределительных валов и коленчатого вала(см. иллюстрацию).72 Вывинтите болт-заглушку из корпуса привода газораспределительного механизма. Вместо этого болта ввинтите болт D (М6х45) и таким образом натяните зубчатый ремень, М6х45 = диаметр резьбы 6 мм, длина болта 45 мм (см. иллюстрацию 4.71).73 Надавите в точке G большим пальцем на зубчатый ремень, чтобы распределить натяжение ремня(см.иллюстрацию 4.71).74 Установите, сохраняя достигнутое положение ремня, датчик прибора измерения натяжения ремня в точке G (см. иллюстрацию 4.71). Контрольно-измерительный при бор Mot. 1273 должен зарегистрировать номинальное значение натяжение зубчатого ремня, равное 32 ± 3 единицы.В случае отсутствия контрольно-измерительного прибора номинальный прогиб при проверке натяжения зубчатого ремня при нажатии на ремень на отрезке между обоими шестернями распределительных валов с приложением усилия 30 Н (около 3 кг) должен составлять 3 ± 0,5 мм.75 Затяните зажимную гайку ролика натяжения с приложением усилия 50 Нм.76 Вывинтите болт, которым выполнялось натяжение ремня, и ввинтите на место болт-заглушку.77 Установите на место и закрепите болтами части крышки привода газораспределительного механизма. Установку крышек начинайте с верхней.78 Установите на коленчатый вал шкив клинового ремня и закрепите его болтом с приложением усилия 100 Нм.79 Наденьте на патрубки и зафиксируйте зажимами топливные шланги.80 Уложите в направляющую и зажмите прижимами шланги на крышке головки блока цилиндров.81 Установите на место и закрепите болтами бачок гидроусилителя рулевого управления.82 Подсоедините провод «массы» (-), соединяющий двигатель с кузовом.83 Подсоедините к выпускному коллектору приемную трубу, см. соответствующую главу.84 Установите на место брызговик двигателя.85 Извлеките штырь, которым фиксировался коленчатый вал в положении ВМТ цилиндра №1, и заглушите отверстие пробкой.

86 Привинтите крышку опоры подвески двигателя. Болты крепления затяните в последовательности А, В, С с приложением усилия 40 Нм (см. иллюстрацию).87 Закрепите на ограничителе крутильных колебаний регулировочное приспособление и затяните оба болта Е с усилием 60 Нм (см. иллюстрацию 4,86).88 Закрепите поперечину между верхними опорами амортизационных стоек.89 Поставьте на место воздушный фильтр.

Автомобили с дизельным двигателем

90 Приподнимите двигатель за проушины и снимите опору двигателя, как это указано для двигателей мощностью 113 л.с. (см. выше).91 Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ, Для этого вращайте коленчатый вал за центральный болт крепления ременного шкива по направлению вращения двигателя до совпадения метки на шестерне распределительного вала с меткой 4 на крышке (см. иллюстрацию).92 Снимите нижнюю часть защитной крышки газораспределительного механизма (см. иллюстрацию 4.91).93 Снимите поликлиновой (ручейковый) ремень, см. соответствующую главу.94 Застопорите коленчатый вал соответствующим штырем или пробойником (см. выше).95 Отсоедините держатель А топливного шланга (см. иллюстрацию 4.91).96 Вывинтите болты крепления оставшихся частей 2 и 3 крышки газораспределительного механизма и снимите их(см. иллюстрацию 4.91).97 Ослабьте затяжную гайку натяжного ролика и отпустите зубчатый ремень.

Внимание! Затяжную гайку следует ослаблять не больше, чем на один оборот. В противном случае возможно выпаде.

98 Уложите новый зубчатый ремень так, чтобы совпали метки ВМТ поршня цилиндра №1 на следующих деталях (см, иллюстрацию).99 Вывинтите болт-заглушку из боковой стороны корпуса привода газораспразделительного механизма. Вместо этого болта ввинтите болт В (М6х45) и таким образом натяните зубчатый ремень, М6х45 = диаметр резьбы 6 мм, длина болта 45 мм (см. иллюстрацию).100 Измерьте натяжение зубчатого ремня. При измерении с помощью контрольного прибора RENAULT Mot.1273 номинальное значение должно составлять 38 единиц (см. иллюстрацию).Номинальное значение прогиба ремня при выполнении натяжения без использования контрольно-измерительного устройства методом нажатия на зубчатый ремень по середине участка ремня между шестерней распределительного вала и шестерней ТНВД должно составлять 6±1 мм при прилагаемом усилии примерно 30 Н (около 3 кг).101 Затяните зажимную гайку ролика натяжения с усилием 50 Нм.102 Вывинтите болт, с помощью которого выполнялось натяжение зубчатого ремня. 103 Установите наколенчатый вал и закрепите болтом ременный шкив. Момент затяжки болта 120 Нм.104 Извлеките штырь, котором фиксировался коленчатый вал в положении ВМТ цилиндра №1, и ввинтите в это отверстие болт-заглушку.

105 Установите на место кронштейн опоры подвески двигателя и отрегулируйте ограничитель крутильных колебаний с помощью приспособления Mot. 1289-03 (см. иллюстрацию).

106 Закрепите распорную планку между верхними опорами амортизационных стоек,107 Обратитесь в мастерскую для проверки начала подачи ТНВД.

Только автомобили Scenic108 Снимите рычаги стеклоочистителя, см. соответствующую главу.109 Снимите накладки обтекателя (см. стрелки на иллюстрации).110 Закрепите на проушинах устройство для подъема двигателя из моторного отсека (см. иллюстрацию). Балку устройства привяжите ремнями за передние стойки.

Только автомобили с бензиновым двигателем объемом 1,4-/1,6 литра (K4J/K4M)

Внимание! Ведущую шестерню газораспределительного механизма на коленчатом валу и ведомые шестерни на распределительных валах снимать не разрешается. Это возможно лишь в условиях мастерской. В связи с тем, что для выполнения всех работ понадобятся специальные приспособления фирмы RENAULT, то перед их выполнением рекомендуется внимательно ознакомиться в содержанием данной главы. Это необходимо для принятия решения о возможности выполнения необходимых работ своими силами.

111 Снимите защитные крышки с верхних опор крепления амортизационных стоек к брызговикам.112 Вывинтите соединительный болт 5 (см. иллюстрацию), а затем соединительную крышку с тремя гайками.

113 Отсоедините штекер 3 и клемму провода 4 (см, иллюстрацию).114 Ослабьте болт 6 крепления жгута проводов (см. иллюстрацию 4.113).115 Высвободите жгут проводов из верхней части защитной крышки зубчатого ремня.116 Высвободите топливопроводы из держателей на нижней части защитной крышки зубчатого ремня.117 Удалите пробки с торцов I распределительных валов, пробив пробки отверткой (см. иллюстрацию). Пробки подлежат замене на новые после каждого демонтажа.118 Проверните двигатель но часовой стрелке за ременный шкив на коленчатом валу. Пазы на торцах распределительных валов должны установиться так, как показано на иллюстрации 4.117.119 Вывинтите болт-заглушку 2 (Mot. I4S9) из отверстия для фиксирования коленчатого вала в положении ВМТ цилиндра № 1 и вставьте до упора соответствующий штырь или ввинтите болт (см. иллюстрацию 4.117).120 Проверните коленчатый вал по часовой стрелке, чтобы он прилегал к вставленному фиксирующему штырю. Пазы на ropitax распределительных валов при этом должны установиться горизонтально.121 Зафиксируйте коленчатый вал в этом положении, вставив в шлицы маховика отвертку.122 Вывинтите болт крепления ременного шкива и снимите его с коленчатого вала.123 Вывинтите болты, которыми к продольной балке в моторном отсеке прикреплена защитная крышка клинового ремня, и снимите её.124 Вывинтите болты крепления нижней и верхней частей защитной крышки зубчатого ремня и снимите их.125 Ослабьте натяжение зубчатого ремня, отвернув гайку 1 на ролике натяжения зубчатого ремня (см. иллюстрацию)

126 Снимите направляющий ролик 2 с помощью приспособления Mot. 1368 или же с помощью изогнутого ключа Тогх на 50 (см. иллюстрацию 4.125).

Внимание! Следите за тем, чтобы при снятии зубчатого ремня с коленчатого вала не свалилась ведущая шестерня.

Внимание! Перед установкой деталей на место и сборкой снимите шестерню с коленчатого вала и удалите с места посадки шестерни и шкива клинового ремня попавшую смазку. В противном случае это может привести к значительному повреждению двигателя.

Ролик натяжения зубчатого ремня и направляющий ролик подлежат замене после их каждого демонтажа.127 Убедитесь, что пазы на концах распределительных валов располагаются горизонтально.128 3акрепите в пазах распределительных валов приспособление Mot. 1496 (см. иллюстрацию).129 Убедитесь,что коленчатый вал прилегает к штырю, который фиксирует его в положении ВМТ цилиндра №1. В этом положении паз на конце коленчатого вала должен быть обращен вверх.130 Установите на опорный палец новый ролик натяжения зубчатого ремня и лишь немного затяните гайку крепления. Штифт ролика должен заходить в соответствующий паз.131 Уложите зубчатый ремень.132 Установите направляющий ролик и закрепите его с помощью приспособления Mot, 1368. Усилие затяжки ролика составляет 45 Нм (см. иллюстрацию 4.125).

Натяжение зубчатого ремня - регулировка

133 Переведите стрелку А по направлению, как показано на иллюстрации, с помощью ключа на 6 мм, вставив его в отверстие В. Стрелка А должна выступать относительно неподвижно стрелки 7 на 7-8 мм и находиться, как показано на иллюстрации,134 Подтяните болт 1 ролика натяжения с приложением усилия 7 Нм (см. иллюстрацию 4.133),135 Установите на коленчатый вал ременный шкив и закрепите его болтом. Однако болт не следует затягивать полностью. Это значит, что между головкой болта и шкивом должно остаться расстояние 2-3 мм.

Внимание! Прежний болт крепления шкива можно использовать повторно, если его длина не превышает 49,1 мм.

Прежний болт перед установкой смажьте маслом. Новый болт смазывать не разрешается.

138 Затяните болт крепления ременного Шкива на коленчатом валу с приложением усилия 20 Нм. После этого доверните болт на 135°± 15° (3/8 оборота). Коленчатый вал по-прежнему должен оставаться в зафиксированном положении.

137 Извлеките штырь, которым фиксировался коленчатый вал в положении ВМТ цилиндра №1, и снимите упорную линейку с распределительных валов. 138 Про верните коленчатый вал на два оборота. При этом перед завершением второго оборота снова ввинтите болт Mot. 1489 и уприте коленчатый вал в этот болт. В этом положении коленчатого вала извлеките стопорный болт.

Ослабьте гайку крепления ролика натяжения ремня максимум на один оборот, удерживая его с помощью 6-мм ключа с внутренним шестигранником.

140 Выровняйте подвижную стрелку А относительно неподвижной стрелки 7 (см. иллюстрацию 4.133) и затяните ролик натяжения, сохраняя это положение, с приложением усилия 27 Нм. 141 Проверните коленчатый вал на два оборота. Как только цилиндр№1 будет находиться в положении ВМТ, обе стрелки на ролике натяжения зубчатого ремня должны будут совпадать.

Если ввинтить упорный болт, которым фиксируется коленчатый вал в ВМТ цилиндра № 1, то на торцы распределительных валов можно установить линейку Mot. 1496 (см. иллюстрацию 4.128). В противном случае регулировку необходимо повторить.

carpod.ru

АВТОРЕМОНТ. Ремонт и техническая эксплуатация автомобилей

ВАЗ 2104, ВАЗ 2105

двигатели 1.2 1.3 1.5 л.

 

ВАЗ 2106

двигатели 1.3 1.5 1.6 л.

           

ВАЗ 2107

двигатели 1.3 1.5 1.6 1.7 л.

 

ВАЗ 2108, ВАЗ 2109

двигатели 1.1 1.3 1.5 л.

           

VW GOLF1,JETTA1

выпуск 1974 - 1983 двигатели бензиновые 1.1 1.3 1.5 1.6 л.

 

VW GOLF2,JETTA2

выпуск 1983 - 1992 двигатели бензиновые 1.1 1.3 1.6 1.8 л. дизельный 1.6 л.

           
Причины взрывов и пожаров на инжекторных автомобилях с ГБО
 

Тесты подержанных автомобилей

     

autoend.ru

Зубчатые ремни – Приводные ремни для замены в автомобилях – ContiTech AG

Зубчатые ремни Проблема и причина Решение Шумы   Натяжение слишком сильное: ремень ревет, свистит Правильно отрегулировать натяжение Натяжение слишком слабое: ремень ударяет о кожух Правильно отрегулировать натяжение Износ кромок   Отсутствие параллельного расположения осей: ремень набегает на шкив с бортиком Проверить привод, выправить шкивы, у которых отсутствует соосность, при необходимости заменить, поменять ремень Смещение колес в осевой плоскости: зубчатый ремень не может вращаться соосно Проверить привод, выправить шкивы, у которых отсутствует соосность, при необходимости заменить, поменять ремень Шкив с бортиком имеет повреждение Заменить поворотный / натяжной ролик, поменять ремень Зазор в подшипнике у компонентов Заменить поворотный / натяжной ролик, поменять ремень Износ ткани в поперечном ребре   Установлено слишком сильное натяжение Замена ремня, правильная регулировка натяжения Ремень нагревается Найти причину (например, проверить параметры холода), принять меры для устранения, поменять ремень Изношенный зубоременный шкив Заменить зубоременный шкив, поменять ремень Износ кромок зубьев / надлом основания и срез зубьев   Натяжение слишком сильное / слабое Замена ремня, правильная регулировка натяжения Влияние посторонних предметов Убрать посторонние предметы, проследить за правильным расположением кожуха, поменять ремень Заблокирован зубоременный шкив или натяжной ролик Установить причину (например, неисправность подшипника) и принять меры для устранения, поменять ремень Зубья и ткань отделяются от каркаса   Негерметичность у двигателя или в подкапотном пространстве (например, протечки масла, антифриза и т. д.) Устранить негерметичность, поменять ремень Колея со стороны зубьев   Посторонние предметы в зубоременном приводе Убрать посторонние предметы, проследить за правильным расположением кожуха, поменять ремень Дефекты зубьев в зубоременном приводе вследствие посторонних предметов или инструментов в процессе выполнения работ по монтажу Заменить зубоременный шкив, поменять ремень и правильно установить его Зубчатый ремень поврежден перед монтажом / во время выполнения монтажа Замена ремня и правильная установка Разрыв с тыльной стороны   Слишком высокая / низкая температура окружающей среды Установить причину (например, проверить интенсивность охлаждения) и принять меры для устранения, поменять ремень Воздействие со стороны посторонних сред Поменять ремень, проследить за правильным расположением кожуха Тяжелый ход тыльного ролика Заменить ролик, поменять ремень Старение Поменять ремень Обрыв зубчатого ремня   Посторонние предметы в приводном механизме Устранить посторонние предметы / среды, заменить ремень Воздействие со стороны посторонних сред Поменять ремень, проследить за правильным расположением кожуха Слишком сильное предварительное натяжение Замена ремня, правильная регулировка натяжения Изгиб ремня перед монтажом или во время монтажа Замена ремня и правильная установка Неисправные компоненты системы   Зазор в подшипнике Замена поворотного, натяжного и/или направляющего ролика Повреждение рабочей поверхности Замена поворотного, натяжного и/или направляющего ролика

aam-europe.contitech.de

Регулировка натяжения зубчатого ремня Дэу Матиз Daewoo Matiz (део матиз)

Эксплуатационные жидкости Уровень масла двигателяЗамена масла двигателяПриводной ременьЗамена свечей Проверка топливопроводовЗамена топливного фильтра Тепловой зазор клапановУгол опережения зажиганияНатяжение зубчатого ремня Замена воздушного фильтраГерметичность системы охлажденияКрышка расширительного бачка Проверка термостатаУровень масла в коробке передачЗамена масла в коробке передач Шумы в коробке передачШаровый шарнирЛюфт заднего колесаПодшипник заднего колеса Износ шинПрокачка гидроусилителя Доливка жидкости гидроусилителя Зазор рулевого механизма Возврат руля в исходное положение Уровень тормозной жидкостиПрокачка тормозной системыЗамена дворниковКак поднимать автомобиль
Проверьте установку зубчатого ремня в следующем порядке:
- снимите фару;
Рисунок 2.18. Расположение болтов (1) крепления верхней части кожуха зубчатого ремня (2)
- выверните болты 1 (рисунок 2.18) и снимите верхнюю часть кожуха зубчатого ремня 2;
Рисунок 2.19. Использование ключа для проворачивания шкива коленчатого вала (1) до совмещения метки «а» на шкиве коленчатого вала с указателем «b» на нижней части кожуха зубчатого ремня
- за болт крепления шкива 1 (рисунок 2.19) проверните коленчатый вал на 2 оборота до совмещения метки «а» на шкиве коленчатого вала с указателем «b» на нижней части кожуха зубчатого ремня;
Рисунок 2.20. Совмещение метки на шкиве распределительного вала «а» с треугольным указателем «b» на заднем кожухе зубчатого ремня
- проверьте: метка на шкиве распределительного вала «а» (рисунок 2.20) должна совпасть с треугольным указателем «b» на заднем кожухе зубчатого ремня.
При необходимости отрегулируйте установку зубчатого ремня в следующем порядке:
Рисунок 2.21. Направление отворачивания болта крепления шкива (1) и использование отвертки (2) для блокировки коленчатого вала от проворачивания
- отверткой 2 (рисунок 2.21) заблокируйте коленчатый вал от проворачивания, выверните болт 1 и снимите шкив зубчатого ремня;
Рисунок 2.22. Расположение болтов крепления направляющей щупа для измерения уровня масла (1) и нижней части кожуха зубчатого ремня (2)
- выверните болты и снимите направляющую щупа для измерения уровня масла 1 (рисунок 2.22) и нижнюю часть кожуха зубчатого ремня 2;
Рисунок 2.23. Расположение болта крепления натяжителя (1) зубчатого ремня (2)
- выверните болт и снимите натяжитель 1 (рисунок 2.23) зубчатого ремня и зубчатый ремень 2;
Рисунок 2.24. При установке поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) в такте сжатия должны совместиться метка («c») на шкиве распределительного вала с треугольным указателем («d») на заднем кожухе зубчатого ремня, а метка («a») на шкиве коленчатого вала совместиться с указателем («b») на заднем кожухе зубчатого ремня
- за болт крепления шкива проверните по часовой стрелке коленчатый вал до совмещения метки «с» (рисунок 2.24) на шкиве коленчатого вала с указателем «d» на нижней части кожуха зубчатого ремня;
- поверните распределительный вал так, чтобы метка «а» на шкиве распределительного вала совместилась с треугольным указателем «b» на заднем кожухе зубчатого ремня;
- установите зубатый ремень, натяжитель ремня и закрепите болтом, затянув его моментом 15—23 Н·м;
- за болт крепления шкива проверните коленчатый вал на 2 оборота и проверьте, чтобы метка «с» (рисунок 2.24) на шкиве коленчатого вала совместилась с указателем «d» на нижней части кожуха зубчатого ремня, а метка «а» на шкиве распределительного вала совместилась с треугольным указателем «b» на заднем кожухе зубчатого ремня;
- установите все снятые детали.

matiz-daewoo.ru

Снятие, установка и натяжение зубчатого ремня привода ГРМ Volkswagen Touareg 2003-2006

Снятие

ВНИМАНИЕ

При выполнении всех монтажных работ, в частности в моторном отсеке из-за плотной компоновки, обратите внимание на следующее: линии всех видов (например топливные, гидравлические, абсорбера с активированным углем, системы охлаждения, хладагента, трубопроводы тормозной системы, вакуумные шланги), а также электрические провода необходимо проложить так, как они были проложены изначально.

Обеспечьте достаточное свободное пространство до всех подвижных и горячих компонентов, чтобы избежать повреждения любого рода линий.

Снимите шумоизоляционный экран.

Снимите кронштейн вентиляторов вместе с вентиляторами системы охлаждения.

Приведите рамку радиатора в сервисное положение.

Пометьте направление хода поликлинового ремня и снимите его.

Снимите правую и левую крышки зубчатого ремня.

Пометьте водостойким фломастером направление хода на зубчатом ремне.

Приведите коленвал в верхнюю мертвую точку. Отметка на крышке зубчатого ремня А должна совпасть с насечкой на ременном шкиве В.

Рис. 2.106 . Совмещение отверстий в установочных пластинах
Проверьте положение шестерен распредвалов. Крупные отверстия в установочных пластинах ( рис. 2.106) должны располагаться друг напротив друга на внутренней стороне.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если крупные отверстия расположены на внешней стороне шестерен, необходимо поверните коленвал еще на один оборот по направлению вращения двигателя.

Выкрутите резьбовую заглушку слева из блока цилиндров ( рис. 2.100). Отверстие ВМТ коленвала должно быть видно за отверстием резьбовой заглушки и ощущаться на ощупь.

Аккуратно вкрутите фиксирующий болт 3242 в отверстие до упора и таким образом зафиксируйте коленвал от прокручивания.

Снимите среднюю крышку зубчатого ремня.

Открутите демпфер крутильных колебаний.

ПРИМЕЧАНИЕ

Демпфер крутильных колебаний закреплен к коленвалу 8-ю болтами.

Рис. 2.107 . Болты крепления крышки натяжителя зубчатого ремня
Сначала открутите болт 1 от корпуса масляного фильтра, затем болты 2 крышки натяжителя зубчатого ремня ( рис. 2.107).

Снимите крышку.

ПРИМЕЧАНИЕ

Натяжитель зубчатого ремня имеет масляный упор. Поэтому сжимается он медленно.

Для фиксации натяжителя используйте стопорный штифт T40011.

При необходимости выровняйте отверстия в корпусе и на поршне натяжителя перед натяжением с помощью острогубцев или тонкой проволоки.

Рис. 2.108 . Натяжитель и рычаг натяжного ролика
Прокрутите рычаг натяжного ролика зубчатого ремня 1 внутренним шестигранником по направлению ( рис. 2.108).

После того как рычаг сожмет натяжитель 2 так, чтобы отверстия в корпусе и поршне находились друг напротив друга, зафиксируйте натяжитель стопорным штифтом T40011.

Рис. 2.109 . Установка зажима распредвалов T4000
Вставьте зажим распредвалов T4000 в установочные пластины распредвалов и открутите крепежные болты, повернув их примерно на 5 оборотов ( рис. 2.109).

Удалите зажим распредвалов T40005.

Рис. 2.110 . Приспособление для снятия шестерни распредвалов
После этого с помощью двуручного съемника T40001 и крюка T40001/ 2 снимите шестерни распредвалов с конуса ( рис. 2.110). Открутите натяжной ролик (см. рис. 2.111) и снимите зубчатый ремень.

Установка и натяжение

Рис. 2.112 . Схема прокладки зубчатого ремня
Сначала проложите зубчатый ремень на шестерне коленвала 1, затем на отводном ролике натяжителя 2 и после на натяжном ролике 3. Далее, как изображено на рисунке, на шестерни распредвалов и ременный шкив насоса системы охлаждения ( рис. 2.112).

ПРИМЕЧАНИЕ

Если ремень эксплуатировался ранее, необходимо обратите внимание на отметку о направлении хода.

ПРИМЕЧАНИЕ

Шестерни распредвалов должны еще немного прокручиваться на конусах распредвалов.

Вновь установите зажим распредвалов T40005 на шестерни.

Положите 5 мм сверло между натяжным рычагом и поршнем натяжителя ( рис. 2.113).
Рис. 2.114 . Затягивание ослабленного ремня
Затяните еще ослабленный натяжной ролик динамометрическим ключом V.A.G 1410 с насаженной трещоткой VAS 5122 и ключом для натяжных роликов T40009 против часовой стрелки ( рис. 2.114) с моментом затяжки 4 Н·м.

В данном положении Затяните болт 1 на 22 Н·м.

После этого извлеките 5 мм сверло.

Прокрутите рычаг натяжного ролика зубчатого ремня 1 внутренним шестигранником по направлению ( рис. 2.114).

После того, как рычаг сожмет поршень в натяжителе зубчатого ремня 2, выньте стопорный штифт T40011.

Поверните рычаг натяжного ролика зубчатого ремня 1 внутренним шестигранником по направлению ( рис. 2.115) и положите между корпусом и рычагом 7мм сверло.

Прикрутите шестерни распредвалов с моментом затяжки 55 Н·м.

Удалите зажим распредвалов – T40005.

Вновь выньте сверло, вставленное между корпусом и натяжным рычагом.

Выкрутите фиксирующий болт 3242 из отверстия, закрутите резьбовую заглушку ( рис. 2.101) и затяните ее на 30 Н·м. Прокрутите коленвал два раза по направлению вращения двигателя и Проверьте установочный размер А ( рис. 2.116). Заданное значение 5 мм.

Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности.

mashintop.ru

Ремни ГРМ: Два привода — журнал За рулем

На новых 16-клапанных двигателях ВАЗ-11194 (1,4 л) и ВАЗ-21126 (1,6 л) привод распредвалов существенно улучшен, что обеспечило ему долговечность и надежность на уровне многих конкурентов. В частности, внедрен полуавтоматический натяжитель зубчатого ремня. Чтобы эти моторы отвечали современным требованиям по чистоте выхлопа, их камеры сгорания стали компактней, так что обрыв ремня здесь недопустим — поршни достанут до клапанов. Стремясь снизить риск, ВАЗ совместно со специалистами фирмы «Гейтс» (Gates) серьезно модернизировал привод ГРМ.

За натяжением зубчатого ремня в процессе эксплуатации следит полуавтоматический натяжной ролик, положение которого теперь жестко не фиксируется. Механизм обладает некоторой упругой податливостью, позволяющей в широком динамическом диапазоне сглаживать переменные нагрузки ремня — от рывков в момент пуска до обычных колебаний на установившихся режимах. Сам же ремень рассчитан на широкий температурный диапазон, даже в сильный мороз не растрескивается и отлично работает. Изменены профили зубьев шкивов и ремня, материалы корда и резиновой основы.

Расчетный ресурс зубчатого ремня — 200 тыс. км. При пробеге 180 тыс. км предусмотрена его плановая (при ТО) замена вместе с обоими роликами. Регулярные проверки натяжения через каждые 15 тыс. км, как это было на предыдущих моделях двигателей ВАЗ, теперь в прошлом. Первая регулировка требуется при 90 тыс. км, когда, согласно сервисной книжке, будет заменен насос охлаждающей жидкости. Но если привод ГРМ все же пришлось потревожить раньше, необходимо знать следующие его особенности.

Как проверить исправность ролика-натяжителя? Это делают, предварительно совместив метки коленвала и распредвалов с метками на неподвижных частях двигателя. Снимаем верхнюю переднюю крышку ремня ГРМ и, вращая коленвал за головку болта шкива по часовой стрелке, совмещаем середину его первого зуба после пропуска с приливом на нижней передней крышке ремня. Итак, поршни первого и четвертого цилиндров теперь в ВМТ. Подсказка — надпись «ВМТ» (на прежних двигателях ее не было).

Для многих привычней выставлять в ВМТ поршни первого и четвертого цилиндров по старинке: совместив риску на маховике с прорезью на щитке картера. Диаметр маховика больше, чем шкива, — значит, точность выше. Но в этом случае придется снять корпус воздушного фильтра с патрубком и резиновую заглушку в верхней части картера сцепления.

Метки на шкивах распредвалов совмещаем с прорезями в задней крышке, вращая болт шкива коленвала ключом на 17 мм по часовой стрелке. Вращать коленвал против часовой стрелки или распредвалы за их шкивы нельзя — натяжение ремня не будет соответствовать ожидаемому.

Когда все три вала выставлены по меткам, а ролик отрегулирован верно, его указатель встанет посередине паза наружной пластины. Сначала проверяем работоспособность ролика одним из трех способов. Вот первый: если нажать на ремень посередине между шкивами распредвалов с усилием около 100 Н (примерно 10 кгс), то указатель на наружной части ролика (стрелка) должен сместиться вправо относительно метки, а при снятии нагрузки вернуться на место. Максимальная величина смещения может достигать 5 мм.

Второй способ контроля: при прокрутке коленвала ключом следим за указателем — он должен перемещаться в обе стороны с максимальной амплитудой до 5 мм. Тем самым ролик реагирует на циклически меняющееся усилие на ремне.

Третий способ: наблюдаем за положением указателя на работающем двигателе. При минимальных оборотах холостого хода он тоже должен реагировать на переменную нагрузку ремня — и колебаться относительно метки паза с амплитудой 1,5 мм. При перегазовках — больше. Некоторые натяжители на работу двигателя почти не реагируют — для их проверки имеет смысл добавить нагрузку на двигатель, включив потребители помощней — дальний свет, обогрев стекла и т.д.

Натяжитель может не подавать признаков жизни, если его механизм подклинивает. Прежде чем это устранять, проверим положение полуавтомата и его указателя.

По мере эксплуатации привода ГРМ детали изнашиваются, отчего указатель смещается относительно паза влево. Величина смещения должна соответствовать данным в приведенной таблице. Проверяем его линейкой или штангенциркулем, но сначала провернем коленвал по часовой стрелке на пару оборотов — при поиске меток вы могли слегка сдвинуть его против часовой стрелки и нарушить положение указателя. Если и теперь смещение не соответствует таблице либо указатель сдвинут вправо, будем регулировать натяжение ремня.

Итак, валы выставлены по меткам. Отвернем болт крепления полуавтомата. Натяжение ремня резко упадет — чтобы он не перескочил через зубья, верхнюю ветвь прижмем рукой к шкивам. Потом слегка подтянем внутреннюю обойму ролика болтом, закрутив его моментом около 0,5 Н.м. Повернем ролик против часовой стрелки до легкого соприкосновения его деталей, ограничивающих свободный ход, а затем — по часовой стрелке до совмещения указателя с серединой паза. Затем, удерживая механизм, затягиваем болт моментом 30–35 Н.м. Здесь пригодятся приспособления — Г-образные щипцы для снятия стопорных колец либо самодельный «ключ» из полоски стали (зацепов на устройстве хватает!). Вновь провернем коленвал на два оборота и проверим совпадение меток на валах и положение указателя натяжителя. При необходимости повторим регулировку.

Если при проверке ролика описанными способами ощущается его подклинивание, три — пять раз поворачиваем ключом внутреннюю обойму из одного крайнего положения в другое. Не помогло — меняем ролик.

На двигателе 11194 натяжение контролируем на участке между шкивом генератора и роликом. Если ремнем приводится только генератор, частота собственных его колебаний должна быть не менее 120 Гц. При меньшем значении поднимаем ее до 140 Гц, а при установке нового ремня положено выставлять 160 Гц. В варианте привода с генератором и компрессором кондиционера частота колебаний должна быть не менее 200 Гц. Если меньше — поднимаем до 240 Гц. При установке нового ремня — 260 Гц.

На двигателе 21126 с приводом только генератора считают контрольным участок между шкивами коленвала и генератора, а в вариантах с генератором и насосом гидроусилителя либо с генератором и компрессором кондиционера — участок между натяжным роликом и генератором. Частота колебаний ремня для всех перечисленных вариантов принята одинаковой — не менее 120 Гц. Если она меньше — поднимаем до 140 Гц, а при установке нового ремня выставляем 160 Гц.

Фирма «ЛАДА НОРМА» изготовила частотомер PINaR. Он позволяет проверить натяжение не только поликлинового ремня, но и зубчатого. Стоит прибор около 1900 руб. Процедура проверки простейшая: подносим датчик к ветви ремня, слегка ударяем по ней и фиксируем на дисплее частоту затухающих колебаний. Импортные аналоги стоят дороже, до 500 евро.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ

Привод вспомогательных агрегатов тоже нуждается в контроле. Проверка поликлинового ремня на глазок либо в миллиметрах прогиба при определенном усилии тоже устарела. На помощь пришли измерительные приборы.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru