Перебитые вин номера
Купил автомобиль с перебитым VIN номером
Здравствуйте, Сергей!
Такой автомобиль на учет не поставить.
В Вашем случае, следует обращаться с иском о расторжении договора купли продажи, так как товар (транспортное средство) продан не надлежащего качества. Вы не можете его использовать по назначению — перевозить людей и грузы, согласно ПДД.
Статья 469. ГК РФ. Качество товара1. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
2. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно Постановления Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г. О Правилах дорожного движения (далее — ПДД):
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Для перевозки грузов и людей необходима его регистрация в ГИБДД
Пункт 1. Основных положений (приложение у ПДД):
1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
То же самое указано в Постановлении Правительства РФ от 12.08.1994г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»:
3. Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются — владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Согласно Указа Президента РФ от 15.06.1998г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»:
12. Госавтоинспекция для выполнениявозложенных на нее обязанностей имеетправо:
...
ж) запрещать эксплуатацию автомототранспортныхсредств и прицепов к ним, тракторов идругих самоходных машин в случаях,предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации, в том числе соснятием государственных регистрационныхзнаков, до устранения причин, послужившихоснованием для такого запрещения, атакже при наличии неисправностей иусловий, переченькоторых утверждается ПравительствомРоссийской Федерации, а эксплуатациютроллейбусов и трамваев — при наличиинеисправностей, предусмотренныхсоответствующими правилами техническойэксплуатации; запрещать эксплуатациютранспортных средств, которые имеютскрытые, поддельные, измененные номераузлов и агрегатов либо государственныерегистрационные знаки, а равно принесоответствии маркировки транспортныхсредств данным, указанным в регистрационныхдокументах;
В связи с чем, пользоваться автомобилем по его прямому назначению Вы не можете. Поэтому следует обращаться в суд не к ГИБДД, так как их действия законны, а с иском к продавцу.
Вопрос о добросовестности сотрудников, «просмотревших» изменение номера при предыдущих осмотрах, оставим за рамками данной консультации, так как обжалование их действий и привлечение их к дисциплинарной ответственности, никак не повлияет на результат — их возможно накажут, но автомобиль на учет не поставят. Обжалование бесперспективно.
Следствием передачи Вам товара ненадлежащего качества будет следующее:
Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества1. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
2. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
3. Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
4. В случае ненадлежащего качества части товаров, входящих в комплект (статья 479), покупатель вправе осуществить в отношении этой части товаров права, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.5. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если настоящим Кодексом или другим законом не установлено иное.
Или, в случае изъятия у вас автомобиля:
Статья 461. ГК РФ. Ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя1. При изъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи, продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки, если не докажет, что покупатель знал или должен был знать о наличии этих оснований.
2. Соглашение сторон об освобождении продавца от ответственности в случае истребования приобретенного товара у покупателя третьими лицами или о ее ограничении недействительно.
Отмечу, что по добросовестности приобретения пытаться обязать поставить на учет автомобиль бесполезно. Это связано с тем, что собственность Вашу никто не оспаривает. Купили, договор действителен, и признавать Вас собственником в суде не требуется — Вы на основании договора купли-продажи собственник.
Дело в том, что Ваш автомобиль не допущен к участию в дорожном движении, путем отказа в его регистрации. Ситуация выражается в следующем «владеть можно — ездить нельзя». Суды говорят так. Право собственности не нарушено, можете автомобилем пользоваться, хоть картошку в нем выращивать (утрирую), а вот на дорогу его выпускать нельзя, так как не безопасно.
Нет документа (ПТС), подтверждающего изготовление именно этого автомобиля. У Вас ПТС на другой автомобиль с настоящим VIN, а не на этот. Настоящий автомобиль, на который выдавался данный ПТС, возможно разбит и на свалке, а под этот документ перебивается номер угнанного, либо не прошедшего таможенное оформление автомобиль.
Поэтому право собственности на эту «железяку» у вас есть, а вот документа, подтверждающего его допуск к участию в дорожном движении нет. Более того, на сегодняшний день процедура выдачи подобного документа на единичное транспортное средство настолько сложна, что я бы сказал — невозможно пройти сертификацию ТС, которое изготовлено в одном экземпляре. Ваша ситуация хуже, так как действующими нормативными документами предусмотрен прямой запрет на допуск таких ТС к участию в движении.
С уважением, С.Сергеев
pravoved.ru
Как остаться без автомобиля за 14 дней
Дальше следует провал в календаре событий на целых два года, т.к. ничего интересного не происходило. Машина ездила, не ломалась и доставляла большую радость и комфорт своим хозяевам.
В этот обычный рабочий день мне раздался необычный звонок на мобильный телефон. Звонил инспектор по проверке регистрационных документов из отделения МОГТОРЭР №1 на Верхней Красносельской д. 15А.После недолгих согласований деталей моего визита и его последствий я положил трубку. Немного поматерившись, я сразу решил позвонить человеку, у которого брал машину с целью аккуратненько уточнить знает ли он что-нибудь об этом? Оказалось, что не знает и я ему поверил.
На следующий день через знакомых в ГИБДД я зарядил запрос с целью узнать, что к чему. Чем это грозит и что делать? Мне посоветовали аккуратненько приехать без машины и показать оригинал ПТС, в ГИБДД его посмотрят и отпустят. А если будут что-то другое предлагать, то звонить им безотлагательно.
16 ноября 2012 года
Приехал я в отделение МОГТОРЭР утром к открытию. Машину оставил на соседней улице. Мужик, который мне звонил, очень удивился быстроте моей реакции на его звонок и поблагодарил за оперативность. По его словам, обычно, к ним едут по таким вопросам очень долго. Я сослался на то, что хочу по-быстрому в этой истории поставить точку и спокойно ездить дальше.
Мне показали рапорт, который составили в ГИБДД в адрес начальника ОВД Красносельское, в котором написано, что необходимо провести проверку подлинности ПТС и идентификационных номеров моей машины, т.к. был найден двойник. Указан номер моей машины, мой вин и мое фио. Дальше попросили взглянуть на ПТС. Они втроем, как обезьянки крутились над ним, носили проверять в какой-то хитрый аппарат для обнаружения водяных знаков, водили пальцами по краям и пялились на печати. Их диагноз был категоричен – настоящий! Я вздохнул немного спокойнее, т.к. одна часть проверки, скорее всего, закончится положительно.
Дальше последовало долгое и нудное ожидание сначала человека, который отвезет меня и мои документы в ОВД, а потом и машины, на которой мы поедем. Надо сказать, что до ОВД Красносельское за время ожидания мы бы уже раз 5 сходили пешком. Во время ожидания, инспектор много ныл о том, что на их отдел высыпали кучу дополнительных обязанностей, вплоть до поиска в их районе угнанных автомобилей. Рассказал о кадровых проблемах в ГИБДД, о том, что нормальные руководители от Нургалиева посваливали, народ на работу к ним не идет, а те кто идут, то идут за легкими деньгами в виде взяток. А после того, как их в первые месяцы ставят на регулирование перекрестков, они увольняются от безденежья. Берут новых… и так по кругу.
Приехала машина, и мы с пареньком двинули в сторону ОВД. Пока ехали, он меня расспросил про покупку машины и успокоил, сказав, что, скорее всего моя машина чистая. Аргументировал тем, что я встал на учет у них в отделении (видимо верит, что тут левак не регистрируют), что встал я на 2 недели раньше моего двойника и у меня ПТС не левый.
Доехали до ОВД, отдали документы в дежурку, получили номер и я поехал за машиной, а потом на работу. Через 2-3 рабочих дня мне должен будет позвонить опер и назначить дату проведения экспертизы идентификационных номеров.
Надо сказать, что хоть мой визит в ГИБДД не закончился на проверке ПТС, но я не стал звонить знакомым и говорить, что у меня забирают ПТС и будут проверять машину. Вообще после этого визита у меня сложилось впечатление, что все будет хорошо и этот негодяй из поселка Восточный только отнимает мое свободное и рабочее время.
20 ноября 2012 года
Посреди рабочего вторника раздался звонок от опера. Мне назначили экспертизу на 27 ноября на 10:00. Просили не опаздывать. Адрес: Елизаветинский переулок д.10 стр.1.
27 ноября 2012 года. 10:00
До этого дня всю неделю я не думал о предстоящей экспертизе по двум причинам. Первая – я верил в победу добра над злом, а вторая – чтобы себя лишний раз не накручивать и не видеть сны с царапаными табличками VIN-кода. Более того, утром мы возили дочь в поликлинику, я немного опаздывал и никак не мог найти заезд к месту экспертизы. Все это в сумме помогло мне вообще не думать о том, что будет дальше.
Постучавшись в нужную дверь, я выключил машину, достал свидетельство о регистрации транспортного средства и со словами «вот моя машина, проверяйте» отошел в сторону. Дальше началась движуха. Один полез в подкапотное пространство, другой смотреть на стойку пассажирской двери, третий лезет в мозги моей машины. Я только и успеваю, что отвечать на сыплющиеся вопросы и вслушиваться в их переговоры.
Первый раз меня резануло в мозгу тогда, когда на мой ответ, что машина выпускалась в 2008 году, меня поправили, сказав, что по номерам на кузове это сентябрь 2007 года. Тут же всплыло в голове то, что когда я расшифровывал свой VIN-код с помощью инета, то нашел несоответствие – судя по соответствующим цифрам кода моя машина собиралась с механикой, а езжу я на автомате.
Пока в мозгу у меня трещало, резало и флешбэчило, ко мне подошел эксперт и говорит, что машину нужно оставить для более тщательной проверки. У них есть некоторые сомнения и нужно их проверить. На мой вопрос, а что за сомнения? Ответили, что в мозгах что-то подозрительное и демонтирована табличка с VIN-кодом. Откуда демонтирована я не понял, всего их 2 места и на обоих таблички есть.
Немного в шоковом состоянии я оставил машину и контактный телефон. Взял также контактный номер их главаря главного инспектора, взял ценные вещи из машины и вышел вон. Проявив сочувствие и понимание ситуации, обещали до конца дня управиться и позвонить.
Пока я дошел до метро я успокоил себя тем, что… тем самым текстом из первого абзаца этого поста о том, что по теории вероятности все будет, скорее всего, хорошо. Иначе и быть не может.
27 ноября 2012 года. 14:00
До конца дня управились. После обеда раздался звонок, и инспектор мне сообщил, что на моей машине VIN-код перебит. Они с ней будут работать дальше с целью восстановить реальный код.
Все, что происходило дальше, было для меня как в тумане. Я куда-то звонил, от меня куда-то звонили, что-то узнавали, а в голове на всю ширину моего сознания растянулся вопрос написанный крупным шрифтом: «Да как так-то?!».
Найти ответ на этот вопрос было первым этапом в переваривании этой ситуации. Размышляя, я понял, что никак не мог этого избежать. Я брал машину не у чужого человека, пусть и не новую. Вопросы о легальности машины для меня отпали в тот же день, когда она встала на учет. Единственный способ, при котором я бы прошел стороной эту ситуацию – подкопить еще несколько сотен тысяч рублей и взять новую машину. А раз я не могу ответить на вопрос, как такое случилось, то пора переходить к следующему вопросу и этапу «Что делать?».
На этом этапе у меня было несколько консультаций с людьми из ГИБДД и Полиции, я изгуглил все, что касается статьи 326 УК РФ «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства». Итоги печальны. Эта машина, скорее всего, официально не проедет больше ни километра.
Наиболее понятно расписаны дальнейшее развитие событий здесь. А если кратко, то как-то так:
- По факту изменения идентификационного номера возбуждается уголовное дело по 326 статье.
- Машину, как вещественное доказательство арестовывают (к термину не придираться) на период розыска тех, у кого ее сперли когда-то. Если по факту завершения экспертизы восстанавливают реальный VIN-код, то дело может пойти быстрее.
- Если такое дело находят, то может возникнуть спор о собственности на машину между мной и тем владельцем, у кого ее украли. Здесь нужна юридическая консультация, я не знаю перспектив развития этой ветки ситуации.
- Если такого дела нет, то дело, скорее всего, закроют, а машину отдадут мне.
- Вне зависимости от того, найдут дело или нет, в ГИБДД аннулируют регистрацию машины. Именно в таком безномерном варианте мне машину могут и отдать.
- Вариант, при котором мне отдают машину без номеров – самый лучший. Но лучший достаточно относительно. ГИБДД ее на учет уже поставить никогда не сможет, т.к. на ней перебиты номера. Получается ситуация, при которой я владею автомобилем, а ездить на ней не могу. Согласно юриспруденции есть несколько вариантов добиться защиты своих прав, как автовладельца, но все они бесперспективны.
Единственным действенным способом возмещения финансового ущерба является расторжение договора купли-продаж по причине предоставления некачественного товара. Но все ли пишут в договоре реальную стоимость покупки авто? Вот и у меня была прописана неполная сумма.
Таким образом, лучшим способом в данной ситуации является продажа авто по запчастям и покупка нового авто. Еще раз напомню, что это самый оптимистичный вариант развития ситуации. А пессимистичный – машину я больше не увижу.
Эпилог
Вот так, всего за 14 дней я из беззаботного водителя Мазды 3 стал суетливым пешеходом. Я довольно быстро смирился с этой ситуацией, пройдя все стадии от паники и поиска ответов на вопросы до гнева, отрешенности и легкой истерики.Для себя я сделал несколько выводов:
Первый – не связываться больше с б/у авто.Второй – отговаривать своих знакомых от покупки б/у авто если неизвестна на 100% его история.Третий – СЖИГАТЬ ВСЕ Б/У АВТО, ЧТОБЫ НИКОМУ ОНИ НЕ ДОСТАЛИСЬ.Третий – машина – не лучший способ вложения денег.Четвертый – если есть хоть малюсенький шанс, что что-то пойдет не так, то не стоит от него отмахиваться. Стоит прикинуть затраты на его устранение и ущерб в случае наступления этой ситуации.Пятый – 90% людей, кому я рассказывал эту историю по ходу ее развития считали, что меня разводят либо сотрудники ГИБДД, либо Полиции, либо эксперты – криминалисты с целью выбить с меня бабла или с целью отжать машину. Печально.
Пока на этом все. Сейчас контактирую с опером, пытаюсь понять дальнейшее развитие событий и сроки. А также строю планы о покупке нового автомобиля. По мере поступления новой информации буду обновлять пост.
P.S. Будьте бдительны, будьте осторожны и это… не покупайте б/у машины.
P.S.S. Сделайте репост, такие вещи полезно знать.
dsvintsov.livejournal.com
Что делать если не читается ВИН (VIN) номер на кузове машины?
Что делать если плохо читается вин код (VIN) на кузове автомобиля? Вин номер не читается что делать? Не читается номер кузова. Сгнил или заржавел номер кузова (ВИН, VIN) что делать?
Выкупаем автомобили почти в любом состоянии, подержанные и битые. Звоните и мы быстро договоримся о покупке Вашего авто. «Выкуп машин.ру» +7(925)6000-511; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
-----------------------------------------------------
Средний срок владения автомобилем – четыре с половиной года: так утверждает статистика. После этого «железному коню» приходит время перейти к новому хозяину. Но продажу или покупку машины может существенно затормозить следующая проблема: не читается вин (VIN) на кузове. Чем это грозит автовладельцу?
Не читается вин на раме – в таком случае, автомобиль не поставят и не снимут с учета. Иногда проблема обнаруживается уже после приобретения: тогда она становится головной болью нового владельца. Что же делать, если не читается вин (VIN)? Ситуация непростая, но решаемая.
Почему не читается вин (VIN)?
Если автолюбитель столкнулся с тем, что не читается вин на раме – важно понимать, почему это произошло. Есть распространенные причины утраты читаемости номера, которых вполне можно избежать.
А именно:
1) Элементарная коррозия. Грязь, ржавчина, снег приводят к повреждению гравировки;
2) Особенности нанесения кода. Машины ряда стран-производителей отличаются проблемностью в этом плане. Например, корейские. Состоянию VIN таких автомобилей надо уделять особое внимание;
3) И, наконец, самое серьезное – перебивка номера нечистыми на руку дельцами. Происходит при попытке продать угнанный или незаконно ввезенный автомобиль. Такое «открытие» требует вмешательства правоохранительных органов.
"Защитить номер от разрушения вполне реально, форумы автовладельцев предлагают немало рецептов. Динитрол, антигравий, лак для дисков – можно выбрать любое средство. Это тот случай, когда главное – вовремя подумать о сохранении недолговечной маркировки."
Можно ли ездить, если не читается вин на раме?
Чаще всего сложности с VIN выявляются при постановке либо снятии транспортного средства с учета. Это делает невозможным его продажу. Но повреждение номера может обнаружиться и во время обычного техосмотра либо при проверке инспектором ГИБДД. Скорее всего, это вызовет у сотрудников госавтоинспекции вопросы к владельцу. Стандартное развитие событий в подобной ситуации – машина отправляется на экспертизу. Поэтому проблему стершегося VIN надо решать сразу же при обнаружении.
Алгоритм действий, если не читается вин (VIN). Куда идти и что делать:
Если при осмотре кузова обнаружилось, что не читается вин на раме – не стоит паниковать. Для начала, есть смысл попробовать очистить номер самостоятельно. Возможно, читаемости мешает налипшая грязь, краска. Лучше не возлагать на этот вариант большие надежды, но, тем не менее, он вполне вероятен. Если ватка с чистящим средством не помогла – придется проходить экспертизу.
Начинается она с похода в ГИБДД:
1) Инспектор выдает направление на экспертизу. Он также может выписать доверенность на получение ее результатов. В талоне будет указана дата, время и место проведения процедуры. В назначенный срок владелец вместе с транспортным средством является в назначенный пункт;
2) Эксперт вместе с сотрудником сервиса удаляет с кузова все, что может препятствовать считыванию кода. Используются различные химические составы;
3) Затем проводится полный осмотр машины на предмет признаков перебивки номера, поиск любых других идентификационных и маркировочных обозначений;
4) Если код удалось прочитать, выдается соответствующее заключение, на основании которого можно ставить машину на учет. В противном случае направляется запрос в прокуратуру;
5) Инспектор по розыску сверяет те числа VIN, которые удалось распознать, с номерами находящихся в розыске автомобилей. После того, как будет установлено, что машина аналогичной модели с совпадающими цифрами в коде не подавалась в угон, выдается отказ в возбуждении уголовного дела;
6) Заключение экспертизы заносится в ПТС, делается соответствующая пометка. Тогда становится возможна дальнейшая эксплуатация и продажа машины.
Важно помнить: если в результате действий эксперта номер все же стал читаем, его нужно защитить литолом либо смазкой. Реагенты, используемые для расчистки гравировки, очень агрессивны и, если ничего не предпринять, до следующей проверки она точно не «доживет».
"Все бумаги, которые будут выданы в ГИБДД и во время экспертизы необходимо хранить все время владения автомобилем, они могут понадобиться при продаже авто и будущему владельцу вашего железного коня."
Если экспертиза показала, что код перебивали – новости неутешительные. Такой автомобиль невозможно поставить либо снять с учета, ездить на нем тоже нельзя. Обобрать машину у вас в ГИБДД не смогут, но и ездить на ней будет незаконно. Все, что можно сделать – разобрать транспортное средство на запчасти. Наши специалисты могут выкупить авто с нечитаемым или плохо читаемым ВИН, обращайтесь: +7(925)6000-511 или напишите нам на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Статьи которые могут быть интересны:
vikupmashin.ru
Перебитый номер не пройдет! Эксперты обнаруживают подлог с помощью белорусских приборов
Множество раз мы описывали ситуации, когда автомобиль отправляли на экспертизу. Основание обычно такое: подозрение в изменении идентификационного номера транспортного средства. Звучит почти как приговор! Но нередко эксперты действительно выявляют подделки, причем весьма искусные. Но чего им это стоит? И как помогают белорусские технологии? Приоткрываем завесу секретности в репортаже Onliner.by.
В группе риска — автомобили премиум-класса, оказавшиеся на вторичном рынке. Именно они нередко попадают на экспертизу. Обычно бывает так: Mercedes E-Class, который стоит $20 тысяч, продают за $15 тысяч. Уже одно это должно насторожить покупателя. Но он боится упустить уникальный шанс и решается на сомнительную сделку. Потом уже на границе или при постановке на учет возникает подозрение, что номер кузова изменен.
— Чаще всего запросы на установление факта изменения идентификационного номера поступают из силовых ведомств: Таможенного комитета, Следственного комитета, отделов уголовного розыска, но больше всего из ГАИ, — рассказывает главный эксперт главного управления криминалистических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Виктор Цгоев.
Наметанный глаз инспектора сразу увидит различие между оригинальным кодом, например, у Volkswagen и перебитым номером. На фальшивку могут указывать посторонние штрихи, наличие сварных швов, отличие в шрифте, если буквы или цифры «пляшут», и так далее. Это когда речь о грубой подделке. Как-то на границе нам продемонстрировали автомобиль, который был задержан по подозрению в изменении идентификационного номера. В глаза сразу бросалась грубая работа: по контуру ржавчина, швы даже не пытались скрыть. Непонятно вообще, на что рассчитывал перегонщик!
Но если речь идет о более серьезном подходе, тогда определить все гораздо сложнее. Эксперты не раз имели дело с наиболее ходовыми машинами — Honda CR-V, BMW X5, Lexus RX, Toyota Land Cruiser, которые крадут для продажи и пытаются легализовать, изменив VIN-номер. В этом случае обнаружить подделку сложнее. Сразу видно, что работают специалисты от криминала. Кроме того, перед экспертом всегда ставится задача максимум — установить первоначальный номер. А это сложно.
— В любом случае все начинается с осмотра автомобиля, а до этого собирается информация о местах размещения его идентификационного номера, — говорит Виктор Цгоев. — Кроме несущей части — кузова или рамы, они могут быть в салоне и багажнике.
В первую очередь специалист берет в руки толщиномер. Это обязательный инструмент в чемоданчике эксперта. Проверим, сколько слоев краски нанесено на VIN-номер Subaru Impreza.
— Итак, 0,037 миллиметра, — смотрит на экран прибора Виктор Цгоев. — Это, можно сказать, стандартная толщина для заводской покраски. Обычно она составляет 0,04 миллиметра. Конечно, если показатель будет выше, это совсем не значит, что номер был, как говорят, перебит. Возможно, машину ремонтировали, потом красили, лакировали. Но для нас такое — лишний повод для подозрений. Почему это было сделано?
Для сравнения: толщина лакокрасочного покрытия кузова автомобиля существенно больше — 0,239 миллиметра.
Но обычно мало просто взглянуть на номер и измерить его толщиномером. А вдруг там вварена пластина? Тогда надо снимать обшивку или удалять лакокрасочное покрытие. А это уже считается полноценным исследованием.
— Связываемся с СТО, проводим демонтаж сидений, снимаем обшивку, — продолжает эксперт. — Как-то на исследование попал автомобиль марки Range Rover Evoque. Так вот, его идентификационный номер находится в районе задних сидений. Пришлось их снимать. У всех машин марки Ford, например, VIN-номер нанесен между порогом и передним пассажирским сиденьем — приходится вскрывать обшивку.
Сотрудникам Государственного комитета судебных экспертиз инициатором проведения исследования предоставляется специальное разрешение на повреждение. Это не значит, что кузов будут протыкать металлическим штырем, а VIN-код — вырезать. Речь обычно идет о снятии лакокрасочного покрытия, чтобы исследовать металл.
— Лакокрасочное покрытие ведь не однослойное, оно включает в себя шпатлевку, грунтовку и так далее, — замечает Виктор Цгоев. — С помощью него можно скрыть вмешательство в идентификационный номер машины. Нам надо выяснить, что происходило с металлом на самом деле. Бывает, приходит новый автомобиль, а на VIN-номере — свежая краска. При исследовании оказывается, что машина побывала в аварии, ремонтировалась, а номер — подлинный.
Чтобы удалить лакокрасочное покрытие с номера, используют так называемые смывки в виде спрея или геля. Тогда можно полноценно исследовать металлическую часть. Иногда краска скрывает посторонние штрихи, швы и так далее. Но если работал специалист от криминалитета, все будет замаскировано более тщательно.
Тогда на помощь приходят белорусские технологии. А точнее, прибор «Регула», позволяющий проводить магнитно-оптическую визуализацию. Нам продемонстрировали, как он работает.
Но прежде показали табличку. С виду с ней все в порядке. В чем подвох? Мы начали гадать: единица и тройка выглядят странно.
Эксперт покачал головой — они как раз оригинальные. Виктор Цгоев берет в руки фольгу и с помощью магнитного валика проводит по ней. Чем-то это напоминает процесс дактилоскопии.
Фольгу, теперь уже содержащую магнитную запись, запускают в аппарат. Через несколько секунд тот заглатывает материал и сканирует его.
Еще некоторое время занимает обработка, и на экране ноутбука появляется снимок, который вскрывает всю подноготную металла. Эта фотография говорит сама за себя. Девятка явно вварена. А ноль раньше был восьмеркой.
В подтверждение эксперт переворачивает пластину. Обратите внимание на кружочек. Он был явно вварен.
Однако бывают случаи посложнее. В частности, когда поверхность металла удаляют механически, например с помощью абразивных средств. В этом случае даже аппарат магнитно-оптической визуализации будет бессилен. Впрочем, «противоядие» есть — это химическое или электрохимическое травление. Ведь структура металла имеет свой жесткий диск — кристаллическую решетку. Что с ней происходило, помогает выявить химическая реакция.
— А можно ли в принципе скрыть следы таким образом, чтобы обнаружить подделку VIN-кода было невозможно? — интересуемся.
После некоторых раздумий эксперт отвечает: «Да, можно. Например, полностью уничтожив все обозначения на автомобиле. Но это слишком сложная и финансово затратная задача для криминалитета. Они стремятся видоизменить идентификационный номер как можно быстрее и дешевле».
В конце сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз припомнили несколько курьезов. Как-то к ним на исследование попал «двойник» угнанного автомобиля. Эксперты выявили, что его VIN-номер — оригинальный. А вот украденную машину, получается, угнали во второй раз. Был случай, когда на исследовании оказались два автомобиля марки Skoda с одинаковым номером. Подделку успешно выявили. Как отмечают эксперты, пока лучшего средства обозначения уникальности машины, чем VIN-код, не придумано. Да, возможны дополнительные методы идентификации. Но стандарт, введенный много лет назад, остается самым надежным. А значит, внимание к нему будет по-прежнему высоким.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
auto.onliner.by