Порядок замены тормозной жидкости


Замена тормозной жидкости в автомобиле своими руками

Для того, чтобы самостоятельно заменить тормозную жидкость в автомобиле, необходимо знать порядок действий и чётко следовать им.

В настоящее время многие автовладельцы самостоятельно выполняют различной сложности ремонт своих автомобилей, не прибегая к услугам автосервиса. А почему бы и нет? Экономия - во первых, а во вторых вы всегда знаете, что именно делалось с вашим авто, не все автосервисы добропорядочны. Своевременная смена тормозной жидкости (по тексту – ТЖ) способствует эффективной и безотказной работе тормозной системе автомобиля. В статье последовательно опишем процесс проведения операции по замене тормозной жидкости в вашей машине.

Как часто необходимо менять тормозную жидкость

Исходя из существующих рекомендаций, для большинства автомобилей необходимо производить замену жидкости после сорока тысяч километров, или двух лет активной эксплуатации. Основная причина, по которой следует менять её - большая гидроскопичность. В процессе длительной эксплуатации в составе жидкости накапливается влага, и соответственно теряются свойства. К тому же она подвергается серьезным нагрузкам в момент торможения.

Прежде чем, приступать к замене, следует уточнить некоторые технические особенности вашего транспортного средства. В настоящее время используются, как правило, 2-х контурные тормозные системы. Расположение контуров может быть только двух вариантов - параллельным или диагональным. В случае диагональной схемы нахождения контуров желательно осуществить следующую последовательность замены: заднее правое, затем левое переднее автомобильное колесо, затем переходим к заднему левому диску и переднему правому колесу.

Если параллельно размещены контуры: начинаем с заднего правого, переходим к правому переднему колесу, с другой стороны заднее левое колесо и левое переднее. Если ваш любимый автомобиль оборудован системой АВС и объединенными в одно целое гидроаккумулятором, системой клапанов и насосом замена жидкости осуществляется в обычном порядке.

Если используется раздельная система АВС, выполнить замену только в условиях автосервиса. Транспортные средства, оборудованные системами ESP и SBC замена также осуществляется только в автосервисе. Непременное условие, которое следует помнить, что тормозную жидкость можно менять только на ту, которая использовалась в машине или рекомендована заводом-производителем.

Последовательность замены тормозной жидкости

Обычно замену ТЖ выполняют вдвоем. Для качественного выполнения работ лучше воспользоваться эстакадой подъемником или смотровой ямой. Если нет возможности использовать техническое оборудование, можно установить машину на подставки, или домкратить поочередно каждое колесо.

Желательно иметь под рукой видеоэндоскоп, дабы контролировать процесс и качество выполняемых работ. Позволить себе купить видеоэндоскоп может сегодня каждый автолюбитель. Стоимость автомобильного видеоэндоскопа варьируется от 10 до 50 тысяч рублей. Это существенно облегчит весь процесс замены жидкости и даст возможность тщательно рассмотреть повреждения тормозных шлангов.

В случае выявления незначительных трещин, следует незамедлительно заменить старые тормозные шланги новыми, желательно армированными. Не следует экономить на тормозной системе своего автомобиля. При помощи резиновой грушей или медицинского шприца выкачиваем из бачка жидкость до метки Min. Затем доливаем новую жидкость до горловины расширительного бачка. После этого снимаем необходимое колесо, с самого клапана снимаем резиновый колпачок. На это место подсоединяем прозрачный шланг, другой конец опускаем в абсолютно чистую емкость. В этот момент напарник нажимает 3-4 раза ногой на педаль тормоза и удерживает ее в рабочем положении до команды напарника.

При помощи ключа на 8 очень аккуратно откручиваем клапан прокачки, пока не потечет "тормозуха" из шланга. Педаль тормоза проваливается до конца. Затем закручиваем кран прокачки до упора. Подается команда помощнику полностью отпустить педаль и затем повторно выполнить 3-4 нажатия. Такую процедуру выполнять, пока из трубки не появится чистая ТЖ. Весь комплекс процедур необходимо выполнить с каждым колесом, строго соблюдая последовательность. После прокачки одного из колеса, обязательно долить тормозной жидкости в расширительный бачок.

20 февраля, Рекламная статья

spokoino.ru

Тормозная жидкость – общие сведения и порядок замены

В автомобиле используются различные технические жидкости. Любая из них является расходным материалом. Если топливо обновляется по мере расходования, то масла, антифриз и тормозная жидкость сохраняют объем (разумеется, при исправности системы). Как и механические расходники, тормозная жидкость ДОТ4 подвержена износу. Причины, от которых теряются рабочие свойства:

  • Тормозная жидкость имеет характеристики, учитываемые при проектировании авто. Со временем химические компоненты разрушаются, и жидкость перестает выполнять свои функции;
  • При интенсивном торможении автомобиля происходит локальный нагрев суппортов. Это приводит к расслаиванию присадок тормозных жидкостей;
  • Жидкость, заливаемая в тормозную систему, гигроскопична. Даже если система герметична на 100%, при смене температур возникает конденсат. Растворенная вода закипает. При этом образуются воздушные пробки, и резко теряется эффективность тормозов.

Вне зависимости от пробега (он может быть небольшим), по истечении срока, указанного в регламенте, следует заменить тормозную жидкость.

Важно! В фабричную емкость, из которой заливалась новая «тормозуха», попадает влага. Если при смене жидкости у вас остался небольшой запас, надо пометить на упаковке дату вскрытия.

По истечении срока эксплуатации запасы утилизируются.

Как проверить тормозную жидкость в автомобиле?

На сервисах применяется тестер тормозной жидкости, его можно приобрести в автомагазине. Необходимо сделать небольшой забор материала, или опустить прибор в расширительный бачок на главном тормозном цилиндре. Он определяет основной показатель качества – температуру кипения. Внешне сложно оценить, сколько влаги находится в «тормозухе». Цвет практически не меняется, замутнение не происходит.

Нормальный показатель – 175 °С и выше. Если жидкость закипает при более низкой температуре, продолжать эксплуатацию авто опасно.

Еще один способ – визуальная проверка тормозной жидкости. Даже если цвет остался прежним, изношенная жидкость мутнеет и в ней появляется взвесь. Это могут быть продукты износа системы или хлопья от присадок, потерявших эффективность. Хорошо иметь небольшое количество свежей тормозной жидкости той же марки для сравнения.

Как часто менять тормозную жидкость?

Производители автомобилей указывают перечень процедур и периодичность технического обслуживания. Там содержатся сведения, когда надо менять тормозную жидкость. Обычно это пробег 40-60 тыс. км, или 2-3 года, в зависимости от того, что наступит раньше. Некоторые изготовители расходников указывают на бутылках увеличенные сроки эксплуатации (в рекламных целях). Лучше все-таки придерживаться инструкции по эксплуатации автомобиля.

В машинах с большим пробегом, периодичность можно уменьшить: затраты небольшие (особенно, если производится замена тормозной жидкости своими руками), а уверенности на дороге добавится.

Проверяя уровень тормозной жидкости перед поездкой, не забывайте оценивать ее внешний вид. К тому же в системе маловероятно испарение, если уровень неожиданно уменьшился, значит уходит тормозная жидкость. В экстренных случаях надо просто долить ее до полного бачка, и при первой возможности продиагностировать тормозную систему.

После устранения неисправности (даже если не проводился слив «тормозухи»), ее лучше заменить. В том месте, откуда вытекает тормозная жидкость, происходил контакт с воздухом и грязью, поэтому после промывки системы заливается новая.

Опытные водители советуют проверять количество тормозной жидкости и ее внешний вид при смене сезона. Все равно в этот период автомобиль тестируется, проводится мелкий ремонт, замена некоторых расходников.

Важно! Уровень тормозной жидкости должен соответствовать меткам в бачке.

При недостаточном количестве система может нахватать воздуха, и ее придется срочно прокачивать. При избыточном уровне, во время интенсивной работы «тормозуха» будет выдавливаться из бачка через клапан в крышке, поэтому заливайте ровно столько, сколько нужно. Надеяться на датчик уровня тормозной жидкости не следует, он просигнализирует о проблеме, когда ехать уже нельзя.

Часто возникает вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости при доливе?» Это допустимо, при этом марка не имеет значения. Главное не понижать «градус», точнее число ДОТ. Если вы до этого лили ДОТ 3, то добавлять ДОТ 4 можно. А если в системе лучшая тормозная жидкость (ДОТ 4 или 5), добавление расходника с меньшим индексом приведет к резкой потере рабочих параметров.

Вообще лучше не смешивать тормозные жидкости, но при вынужденной утечке (например, процедура прокачки тормозов) не забывайте про повышение индекса.

Какую тормозную жидкость заливать?

При таком разнообразии выбора, неопытный автовладелец затрудняется в решении, какая «тормозуха» лучше. Марка не имеет значения, если на упаковке есть подлинная маркировка с указанием сертификата соответствия. Разумеется на придорожных развалах куда больше вероятности напороться на контрафактную продукцию, но если вы уверены в поставщике – единственный критерий – это индекс ДОТ.

Разберем отличия этих самых индексов:

  • ДОТ-3 относится к простейшим составам на основе двухатомных спиртов. Практически не применяется на современных авто и производится в ограниченных количествах. Спирт хорошо адсорбирует и растворяет воду, поэтому «тормозуха» этого класса быстро теряет стойкость к высоким температурам. В инструкциях к старым авто часто указана эта спецификация. Просто в момент выпуска авто более современных составов еще не производили. Можно смело заливать ДОТ 4, даже не промывая систему при замене. Цвет – светло желтый;
  • ДОТ 4 по-прежнему гигроскопична, но вода, попавшая в систему, не влияет на температуру кипения. Она не исчезает: куда ей деться? Просто основа (борная кислота) нейтрализует конденсат. Жидкости с индексом 4 по определению служат дольше, но водитель должен руководствоваться инструкцией по регламентному обслуживанию;У этого состава есть особенность: объем тормозной жидкости может увеличиться при попадании влаги (цвет не меняется). Свойства при этом не меняются, но лишняя проверка не повредит.При всех достоинствах и недостатках ДОТ 4 относится к высококлассным расходникам, поэтому большинство производителей авто применяют именно этот индекс. Цвет – янтарно желтый;
  • ДОТ 5.1 имеет такую же основу, как и «четверка», но температура кипения еще выше. Часто применяется в спортивных авто. Автолюбители иногда используют жидкость ДОТ 5.1 на замену ДОТ 4. При обычной эксплуатации автомобиля это не имеет смысла. Улучшенные характеристики проявляют себя лишь в условиях экстремальной эксплуатации;
  • ДОТ 5 не является разновидностью 5.1, это самостоятельная ветка в гамме тормозных жидкостей. Ее выдающиеся качества одновременно являются недостатками. Основа «пятерки» — синтетический силикон. Благодаря этому, вода вообще не растворяется в «тормозухе». С одной стороны, это прорыв: свойства не меняются, температура кипения «на высоте». Обратная сторона медали – вода скапливается в нижней части трубок и суппортов. Зимой она замерзает и закупоривает путь тормозной жидкости. Цвет – розовый.

Бытует мнение, что ДОТ 4 предназначена для систем с ABS. Это заблуждение.

Как поменять тормозную жидкость самостоятельно?

Эта процедура совсем не сложная и не требует специального оборудования. Нужна прозрачная трубка 4-5 мм, стеклянная тара 1-2 л, медицинский шприц большого объема и гаечный ключ (размер у каждого автомобиля разный).

  1. Откачиваем шприцом максимум жидкости из бачка;
  2. Доливаем свежую до уровня;
  3. Просим помощника несколько раз нажать на педаль тормоза и удерживать ее в нажатом состоянии;
  4. Надеваем на прокачной штуцер (расположен на суппортах) прозрачную трубку, опускаем ее в емкость, и открываем ключом штуцер. После снижения напора закручиваем штуцер, доливаем жидкость в бачок;
  5. Повторяем процедуру. Увидев, что из трубки течет свежая жидкость, переходим к следующему колесу.

Последовательность замены (прокачки) следующая:

  • правое заднее;
  • левое заднее;
  • правое переднее;
  • левое переднее колесо.

Затем доливаем жидкость до уровня между метками.

Замена начинается с самой длинной и заканчивается на самой коротко магистрали. В системах с ABS рекомендуется после замены совершить несколько энергичных торможений на скользкой поверхности для открывания клапанов. После чего заменить жидкость в бачке (без прокачки).

Сколько тормозной жидкости нужно для замены?

Если в инструкции нет указаний по объему, исходим из значения 1 литр – емкость системы, и 1 литр для полного обновления. Итого 2 л свежей жидкости.

Вывод: Несмотря на объемное описание и множество нюансов, процесс замены и подбора «тормозухи» не так уж сложен. С задачей справится любой автовладелец, не паникующий на заправке при отсутствии штатного сотрудника для втыкания заправочного пистолета.

swapmotor.ru

Замена тормозной жидкости — Автопортал Автоводы

Для нормального функционирования тормозной системы автомобиля, тормозную жидкость в системе гидропривода тормозов, необходимо регулярно заменять. Обычно, автопроизводители рекомендуют это делать после пробега каждых 50-100 000 км, или же один раз в два года. Процедура по замене тормозной жидкости не отличается сложностью, и её вполне возможно выполнить самостоятельно. Для этого, лучше всего автомобиль установить на смотровую яму, эстакаду или подъемник. В крайнем случае, для удобства выполнения этой работы, можно снимать поочередно колеса автомобиля, чтобы облегчить доступ к колесным тормозным цилиндрам, однако, это конечно, сильно усложнит работу.

Процесс замены тормозной жидкости

Вначале нужно удалить из питающего бачка главного тормозного цилиндра старую тормозную жидкость. Это можно сделать, например, с помощью шприца. Не удаляйте полностью всю жидкость — её на дне бачка должно немного остаться, чтобы в систему не попал воздух. После этого залейте в бачок новую тормозную жидкость, наденьте на перепускной клапан — штуцер колесного цилиндра заднего правого колеса прозрачный шланг. Свободный конец шланга опустите в емкость подходящего объема, например, стеклянную банку. Отверните примерно на пол-оборота штуцер, чтобы из системы, по шлангу начала вытекать тормозная жидкость. Как только вы увидите, что из шланга начала вытекать новая, чистая тормозная жидкость, закрутите штуцер. В течение всего процесса, нужно следить, чтобы питательный бачок главного тормозного цилиндра не опустошался, и в систему не попал воздух. При необходимости, в бачок нужно доливать тормозную жидкость. После этого, в принципе, замену тормозной жидкости можно считать завершенной. Но при таком способе, остатки старой тормозной жидкости останутся в контурах системы, которые подходят к остальным колесам, поэтому, если необходимо произвести более полную замену тормозной жидкости, нужно будет повторить всю описанную выше процедуру и на остальных колесах в таком порядке: заднее левое колесо, переднее правое и переднее левое колесо. При таком способе, старой тормозной жидкости в системе практически не останется, она будет полностью заменена новой.

При попадании воздуха в гидравлическую систему привода тормозов, нормальная работа тормозной системы нарушается, а иногда, тормоза вообще перестают работать. Если вы почувствовали, что тормозная педаль стала «мягкой», а тормоза начинают работать только после нескольких нажатий на педаль, значит, в систему попал воздух и его нужно удалить или, как говорят автомобилисты, «прокачать» тормоза. Желательно выполнять эту работу совместно с помощником.

Прокачка тормозной системы

Перед выполнением этой процедуры, проверьте герметичность всех узлов тормозной системы, то есть, шлангов и соединений. Определите, почему в систему попал воздух. Устраните все обнаруженные неисправности и дефекты, замените изношенные детали и т.д., и, только после этого приступайте к «покачиванию» тормозов. Вначале, залейте в питательный бачок главного тормозного цилиндра тормозную жидкость до максимального уровня. Далее, наденьте шланг для «прокачки» тормозов на штуцер рабочего тормозного цилиндра колеса (порядок «прокачки» колес будет таким же, как и при замене тормозной жидкости, то есть, заднее правое колесо, заднее левое, переднее правое и переднее левое), свободный конец шланга опустите в банку с небольшим количеством тормозной жидкости. По вашей команде помощник нажимает на педаль тормоза и отпускает её. Нажимать нужно довольно резко, а отпускать педаль нужно медленно. Когда педаль будет нажата, вы должны откручивать штуцер на пол-оборота. После того, как порция тормозной жидкости вытечет в банку, штуцер закручивают и, только поле этого отпускают педаль тормоза. «Прокачку» прекращают, как только из системы вместе с тормозной жидкостью перестанут выходить пузырьки воздуха, тогда нажимают педаль тормоза, и в этот момент закручивают штуцер. После этого переходят к следующему колесу. Проводя «прокачку» системы, не забывайте добавлять тормозную жидкость в питательный бачок, иначе в систему попадет воздух, и всю процедуру придется повторять заново.

avtovody.ru

Когда нужно производить замену тормозной жидкости

Безопасное вождение автомобиля невозможно представить без хорошо работающей системы торможения. Помимо различных деталей и узлов она содержит специальную жидкость, от качества и свойств которой напрямую зависит эффективность тормозов.

Во время эксплуатации свойства тормозной жидкости становятся хуже, что влечет за собой полную ее замену. Каждый производитель сам устанавливает интервал обслуживания, в том числе, и для замены тормозной жидкости.

Справка

Тормозная жидкость предназначена для работы в гидравлических тормозных системах и ее особенностью является устойчивость к температурным воздействиям и особая вязкость. Нормы DOT разделяют тормозные жидкости по температуре кипения и вязкости.

  • DOT-3 применяется для стандартных автомобилей, с невысокими скоростными характеристиками

  • DOT-4 используется на большинстве серийных автомобилях, с дисковыми тормозными системами

  • DOT-5.1 предназначена в основном для спортивных автомобилей, с высокими нагрузками на тормозную систему

  • DOT-5 по своим эксплуатационным характеристикам аналогична DOT-5.1, но изготавливается на другой основе и в большинстве случаев применяется в автоспорте

Помимо этого все разновидности должны обладать еще целым набором свойств, которые несвойственны другим жидкостям:

  • Защита от коррозии. Это позволяет оберегать металлические части тормозной системы от химических реакции

  • Смазывающие свойства. Они необходимы для уменьшения трения движущихся деталей (тормозные цилиндры, поршни, манжеты)

  • Безопасность для резиновых узлов. В процессе эксплуатации они не должны терять свои характеристики

  • Сохранение рабочих свойств при перепадах температур. В большинстве случаев указан диапазон от -40 до +100°С. При работе в таких температурах не должно быть окисления, образования осадка, изменения вязкости

Виды и применение

Существует три вида тормозной жидкости: минеральная, гликолевая и силиконовая.

  • Применение минеральной жидкости характерно для старых автомобилей, где резиновые уплотнения не рассчитаны на взаимодействие с гликолевыми жидкостями и могут потерять свои свойства, что приведет к отказу тормозной системы.

  • Гликолевая – состоит из множества соединений, имеет высокую температуру кипения и стабильность работы. Недостаток – имеет способность накапливать воду (гигроскопична)

  • Полигликолевая – имеет более высокие технические характеристики, но в остальных, сопоставима с гликолевой

  • Силиконовая – это технологии автоспорта. Диапазон температур от -100 до +350°С. Жидкости на силиконовой основе не совместимы с другими по все параметрам.

Когда менять, а когда доливать

Тормозная жидкость имеет свойство терять свои характеристики по мере эксплуатации автомобиля. Многие производители указывают интервалы контроля и замены жидкости, в среднем это один раз в 2 – 3 года.

Доливка тормозной жидкости проводится по мере необходимости или после проведения ремонтных работ, которые повлекли частичное вытекание жидкости. Сколько доливать, можно понять по меткам на бачке. ВАЖНО: при доливке тормозной жидкости необходима их полная совместимость!

По всем правилам и технологиям не допускается частичная замена тормозной жидкости, поэтому систему всегда заполняют новой. Старая и новая – будут иметь разные характеристики, что влечет за собой неравномерность работы тормозной системы.

Определить, нужно ли проводить замену в большинстве случаев можно с помощью визуального осмотра. Если в бачке есть отложения, жидкость стала мутной или изменила цвет – необходима полная замена. Осуществить эту процедуру можно во многих автосервисах или самостоятельно, за исключением некоторых моделей автомобилей, оборудованных электронными системами (ESP, EBD и т.д.). Рассмотрим подробнее особенности замены тормозной жидкости. Рекомендуем к просмотру данное видео:

Автомобиль без АБС

Отсутствие на автомобиле вспомогательных систем, в том числе АБС – значительно упрощает процесс замены. Есть два способа проведения этой процедуры. Какой выбрать – зависит от предпочтений и удобства.

Первый. Для начала производится слив всей жидкости из системы. Для этого нужно выкрутить или ослабить все штуцеры из гидропривода (находятся на суппортах). После этого бачок наполняется новой жидкостью, и она закачивается в систему нажатием на педаль тормоза. Когда из одного из штуцеров начала бежать жидкость – его закручивают, процесс повторяется на всех оставшихся. Далее нужно «прокачать» тормоза, чтобы избавиться от воздуха в системе.

Второй. Этот способ потребует больше новой жидкости, но не требует «прокачки» после окончания работ. Замена производится путем прокачки каждого контура по очереди. Во время «прокачки» новая доливается в бачок и заменяет старую, при этом, не допуская воздух в систему. Недостаток данного способа в том, что старая жидкость частично останется в системе и смешается с новой.

Порядок прокачки:

  • Диагональные контуры: начинать нужно от заднего правого колеса к переднему левому и далее от заднего левого к переднему правому

  • Параллельные контуры: зависит от наличия в автомобиле АБС, но обычно работы выполняются сначала на задней оси (правое — левое), затем на передней в том же порядке

Если данные работы выполняются в автосервисе, то в большинстве случаев используется аппарат для замены тормозной жидкости. Через переходник он подключается к бачку и путем нагнетания давления в системе выдавливает старую жидкость, заменяя ее новой. Клапана рабочих цилиндров откручиваются в том же порядке.

Автомобиль с АБС

Если автомобиль не оснащен сложной системой АБС (гидроаккумулятор и блок клапанов должны быть в одном рабочем блоке), то применяется способ аналогичный для автомобилей без АБС с прокачкой отдельных контуров по очереди, с некоторыми замечаниями.

Во-первых, необходимо откачать старую жидкость из бачка и залить новую, до отметки «maximum» и закрыть бачок.

Далее нужно отсоединить разъем питания на крышке бачка, надеть прозрачный шланг на штуцер сброса воздуха, а другой конец опустить в емкость. На один оборот открутить штуцер и попросить напарника несколько раз надавить на педаль тормоза и зафиксировать ее в нажатом положении. Когда течь жидкости прекратиться, штуцер завернуть обратно и отпустить педаль тормоза. Такая операция подходит только для передней оси.

Задний контур, имеет высокое давление, поэтому прокачивается сразу и антиблокировочный модуль. Работу необходимо начинать с правого заднего колеса.

Для начала нужно подсоединить трубку к штуцеру (откручен на один оборот). После этого с помощью напарника нажать на тормоз и включить зажигание. Когда воздушные пузыри перестанут выходить из системы и появится новая жидкость – завернуть штуцер, зажигание выключить.

Далее нужно прокачать правое заднее колесо. Так же надеть шланг на отвернутый штуцер, включить зажигание (тормоз не нажимать) и дождаться окончания выхода пузырей и появления новой жидкости. После попросить напарника нажать на педаль тормоза до середины хода и завернуть штуцер. Когда насос закончит работу (определить на слух)- выключить зажигание.

После окончания работ нужно долить жидкость, столько, сколько требует уровень.

Работы так же могут быть выполнены с помощью специального оборудования, о котором говорилось выше. Для автомобилей с АБС он является предпочтительным и более удобным.

Меры предосторожности

  • Избегайте попадания тормозной жидкости в глаза и дыхательные пути
  • Задний контур тормозной системы с АБС находится под высоким давлением. Опасайтесь резкого выброса тормозной жидкости

  • После окончания работ проверьте все соединения на герметичность

  • Первые минуты после начала движения несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы привыкнуть к изменениям в поведении автомобиля

  • Избегайте контакта тормозной жидкости с окрашенными деталями автомобиля, пластиком

Замена тормозной жидкости на автомобилях с ESP, EBD

В автомобилях, оснащенных системой распределения тормозных усилий (EBD), тормозным ассистентом (brake assist), системой курсовой устойчивости (ESP) и другими, сложно полностью заменить тормозную жидкость самостоятельно. Электронные помощники работают в паре с АБС и при попытке самостоятельной замены – компьютер выдаст ошибку, а в некоторых автомобилях может заблокировать запуск двигателя, посчитав дальнейшее движение небезопасным.

Чтобы осуществить операцию по замене тормозной жидкости необходимо ехать в сервис, где есть необходимое оборудование и программное обеспечение. Процедура занимает немного времени и позволяет избежать неприятностей связанных с электроникой управления систем активной безопасности.

Послесловие

Замена тормозной жидкости необходимая процедура, влияющая на безопасность вождения. При всей своей простоте – выполнять ее желательно в автосервисах, где есть специальное оборудование, специалисты уже на опыте знают, сколько нужно жидкости для той или иной модели. Стоимость работ разнится от 600 до 1000 рублей. Если оплачивать нормо-час, то цена будет зависеть от того, сколько времени мастер потратит на работу.

pro-zamenu.ru

Как часто нужно менять тормозную жидкость

Тормозная жидкость относится к наиболее важным рабочим жидкостям, применяемым в автомобиле. Эффективность и надёжность работы тормозов напрямую зависит от её качества. 

В сервисной книжке любого автомобиля есть запись, регламентирующая период замены тормозной жидкости.  Обычно это раз в два года. Эту цифру производители берут не с потолка – это результат многолетних испытаний, экспериментов и расчётов.

Между тем, многие водители не обращают внимания на такие рекомендации. Кто-то пытается на этом сэкономить, памятуя старые «жигулёвско-москвичёвские» времена, когда жидкость была в дефиците и о таком расточительном ее расходе  никто и не помышлял, а кто-то и вообще махнул на неё рукой – не подтекает, тормозит и ладно. А может быть, и не нужно эту жидкость менять? Может, это просто уловка сервисменов, чтобы получать с автовладельцев дополнительные деньги? Или все-таки существуют какие-то подводные камни, и пренебрежительное отношение к тормозной жидкости может привести к беде?

Тормозная жидкость.

Зачем её менять?

Тормозная жидкость работает в очень тяжёлых условиях. В городском цикле она нагревается до +150°С, а при езде по горной дороге, поездках с прицепом, а также при спортивной езде она может нагреться  до  +180°С.

Разумеется, современные тормозные жидкости выдерживают такого рода нагрузки: их температуры кипения составляют от +200...+260°С в зависимости от марки. Но тормозная жидкость гигроскопична, то есть  поглощает влагу. Соответственно, с увеличением доли влаги в тормозной жидкости температура кипения понижается.  Если за год тормозная жидкость впитает в себя 2-3% воды, температура ее кипения снизится на 30-50°С, то есть закипание наступит уже при 145-160°С. 

При закипании в тормозной жидкости образуются пузырьки воздуха, и при нажатии на педаль тормоза часть жидкости переливается в резервный бачок, а оставшаяся не может создать достаточного давления, в результате тормозная педаль «проваливается».

Кроме того, любая тормозная жидкость состоит из различных присадок, которые со временем начинают разлагаться, и жидкость начинает терять и другие свои свойства. Например, использование старой жидкости может привести к разбуханию тормозных манжет и последующей их течи.

Как часто?

Заводы-изготовители рекомендуют менять тормозную жидкость каждые 30-40 тысяч километров пробега, или раз в два года. Наличие электронных систем типа АБС на периодичность замены не влияет. На спортивных автомобилях марок «Мазератти», «Ламборджини», «Ферарри» регламент замены тормозной жидкости ещё строже. Заводы-изготовители данных марок рекомендуют менять жидкость несколько чаще, чем у обычных дорожных машин, после 10-15 тысяч километров пробега.

Тормозную жидкость можно доливать и даже смешивать, но при этом нужно соблюдать осторожность

Тормозную жидкость можно доливать и даже смешивать, но при этом нужно соблюдать осторожность. Специалисты техцентров рекомендуют доливать только ту жидкость, которая изначально залита в автомобиль. Дело в том, что у разных фирм-изготовителей тормозной жидкости пакеты присадок отличаются по своим химическим свойствам и могут быть несовместимы. При их неграмотном смешивании может образоваться осадок, который скопится не только в тормозном бачке, но и во всей системе.

При покупке подержанного автомобиля тормозную жидкость лучше сразу заменить. Возможно, предыдущий водитель о замене жидкости не сильно беспокоился, а ездил на так называемом «доливе», когда в тормозном бачке чистая, после долива, жидкость, а в остальной системе нет. Кроме того, впоследствии не будет нужно ломать голову, какую жидкость при необходимости долить.

Цвет тормозной жидкости может служить хорошим индикатором её состояния

Бывают случаи, когда необходимо заменить тормозную жидкость раньше заявленного периода, например, если она начинает менять свой цвет. Обычно, на большинстве современных автомобилей тормозная жидкость имеет светло-жёлтый цвет, хотя на некоторых моделях автомобилей используется специальное минеральное масло красного цвета. Цвет жидкости может служить хорошим индикатором её состояния. Если жидкость такого же цвета, как новая, то с ней всё в порядке и волноваться не о чем.  Но если она начала  мутнеть или в ней появился осадок, это сигнал, что с ней не всё в порядке и пора отправляться на автосервис. Скорее всего, произошла разбалансировка пакета присадок. Дальнейшая эксплуатация автомобиля на такой жидкости приведёт к выходу из строя зеркала поршней тормозных цилиндров и  разбуханию манжет.

Кроме визуального контроля для проверки состояния тормозной жидкости  есть специальные тестеры, выпускаемые различными фирмами. Они представляют собой небольших размеров коробочку со специальным зондом, который нужно погрузить в тормозную жидкость. Зонд, нагреваясь, определяет температуру жидкости, информация выводится на специальный дисплей в виде надписей «срочно заменить», «желательно заменить» или «все в порядке». Процесс диагностики длится меньше минуты. Погрешность измерения - 3%, что является неплохой точностью для бытового компактного измерительного прибора. Продаются такие тестеры в магазинах автозапчастей и стоят недорого.                              

Что делать, если в системе воздух 

Если в тормозной системе появляется воздух, её необходимо прокачать, то есть через специальные штуцера, находящиеся в тормозных цилиндрах, удалить воздух из жидкости. На автомобилях, не имеющих АБС, эту процедуру, как и замену жидкости, можно сделать своими руками, имея только одного помощника. Автомобиль для этого должен стоять на ровной площадке или на смотровой яме (в идеале – висеть на подъёмнике со снятыми колёсами). Помощник, сидя за рулём и нажимая на педаль тормоза, создаёт в системе давление, а второй человек по очереди поконтурно открывает штуцера и спускает жидкость с воздухом, дожидаясь момента, когда пойдёт чистая жидкость. Начинают эту процедуру с самого дальнего колеса от главного тормозного цилиндра.

Забывая про периодичность замены тормозной жидкости, беспечный автовладелец, сам того не зная, своими руками создаёт себе проблемы, и в любой момент автомобиль может остаться без тормозов. Назначение тормозной жидкости – передача усилия от педали  к колёсным тормозным цилиндрам. Данная задача очень ответственна, так как у тормозов ни при каких обстоятельствах нет права на отказ. Поэтому за тормозной жидкостью нужен постоянный контроль. И если некачественное масло может привести к уменьшению ресурса или выходу из строя двигателя или коробки передач, то низкое качество тормозной жидкости грозит аварией.

blamper.ru

Когда и как необходимо менять тормозную жидкость

В каждой сервисной книжке любого автомобиля написано: производите замену тормозной жидкости каждые два года. Однако, некоторые автомобилисты не то, что не знают как и где ее менять, они в глаза не видели эту самую сервисную книжку… Сегодня я хочу поговорить о тормозной жидкости, ее замене и всего, что касается этой темы.

Зачастую вместо полноценной замены тормозной жидкости автомобилисты обходятся «доливом», игнорируя указания производителя автомобиля, в которых четко прописаны сроки ее полной замены.

Большинство автомобилей имеют диапазон замены тормозной жидкости равный 36-60 тыс. км пробега, это порядка 2-3 лет эксплуатации. К примеру, у суперкаров этот диапазон значительно меньше — замена тормозной жидкости у такого спотркара, как Maserati должна осуществляться через каждые 10 тысяч пробега, а у его конкурента Ferrari и того меньше — уже через 5 тысяч км. пробега. Почему так? Объясню.

Дело в том, что тормозная жидкость работает в довольно таки сложных условиях, и уже даже при обычной «городской» езде, ее температура способна достигать отметки в +150°С. В случае с особо большими нагрузками (горная дорога, езда с прицепом или агрессивный стиль вождения), температура тормозной жидкости способна достигать отметки в +180°С. Более того, при резкой остановке автомобиля она и вовсе способна подскочить до +200°С.

Безусловно, тормозная жидкость рассчитана на такие нагрузки. По заявленным производителем температурным характеристикам точка кипения жидкости начинается при +205…+265°С, зависит от конкретной марки самой жидкости. Однако, так или иначе, в процессе эксплуатации тормозная жидкость поглощает влагу, после чего жидкость выходит несколько разбавленной, соответственно температура ее кипения существенно понижается. Приведу пример, если допустим на протяжении года тормозная жидкость разбавится 2-3% воды, то при несложном подсчете можно сделать вывод, что температура ее кипения снизится примерно на 30-50°С, другими словами тормозная жидкость будет закипать уже при 145-160°С.

Это серьезное нарушение, которое абсолютно недопустимо. Из-за этого может произойти, так называемая «паровая блокировка» тормозов. Резкое расширение образовавшихся от кипения пузырьков приводит к тому, что какая-то часть жидкости начинает выдавливаться в резервный бачок. После резкого нажатия на педаль тормоза, оставшаяся «внизу» жидкость, не способна воссоздать необходимого для торможения давления, так как она состоит из пузырьков воздуха, следовательно, сама педаль «проваливается».

Все вышесказанное является свидетельством того, что тормозная жидкость, довольно-таки, серьезная вещь и требует особого внимания и надлежащего отношения. Заключается оно в том, чтобы постоянно контролировать состояние тормозной жидкости, а также вести условный учет того, когда производилась ее замена.

Существуют также всяческие специальные тестеры, которые выпускают автомобильные компании, одним из таких является тестер Felutest 1405. Сам по себе тестер представляет нечто удаленно напоминающее зонд, который погружается в тормозную жидкость «для дознания». Нагреваясь, зонд определяет температуру кипения жидкости с большой точностью (3%). После чего на дисплей прибора выводится «заключение» тестера: «необходима замена», «не мешало бы заменить» или «все в норме». Процесс такой диагностики занимает не больше одной минуты.

На этом у меня все! Надеюсь, статья будет для вас полезной. Следите за состоянием тормозной жидкости и своевременно производите ее замену, избегайте «разбавления и долива».

Когда и как необходимо менять тормозную жидкость

4 (80%) 1 голос[а]

.

sanekua.ru

Сколько тормозной жидкости нужно для замены

Тормозная жидкость – важнейший компонет тормозной системы автомобиля. Она предназначена для обеспечения работы гидропривода, посредством передачи давления, созданного главным тормозным цилиндром, к колёсным тормозным устройствам. Эти тормозные устройства и останавливают автомобиль в случае необходимости. А если вдруг тормозная жидкость не справиться со своей функцией и торможение произойдёт значительно позже? Лучше о таком не думать, ведь на дороге жизнь может зависеть од доли секунды. В процессе работы, тормозная жидкость теряет свои характеристики, поэтому своевременная её замена – это залог безопасного передвижения.

В инструкции по эксплуатации к каждому автомобилю указано, какое количество тормозной жидкости требуется для её полной замены и частоту, с которой её следует менять. Несмотря на это, многие просто игнорируют эти советы и проводят процедуру полной замены тормозной жидкости значительно реже либо же просто доливают жидкость в систему. Такая практикачревата негативными последствиями как для автомобиля, так и для водителя и его пассажиров.

1. Срок замены тормозной жидкости и особенности процесса.

Своевременная замена тормозной жидкости обеспечивает её необходимые характеристики, а именно температуру кипения в 200-265 градусов по Цельсию и сохранение её структуры. Почему так важно вовремя и главное полностью (а не частично) менять тормозную жидкость? Дело в том, что во время работы тормозной системы, тормозная жидкость поглощает влагу из-за смены рабочей температуры. И это приводит к её сильному загустению в зимний период, плохому смазыванию в летний период и коррозии металлических составляющих тормозной системы. Даже небольшой процент влаги (3-5%) в составе тормозной жидкости способен опустить температуру её кипения до 145 градусов по Цельсию, чего нельзя допускать. Это снижение температуры может стать причиной паровой блокировки тормозов (часть жидкости вернётся обратно в резервуар, а нажатие педали не сможет обеспечить нужного давления для торможения).

Каждый производитель самостоятельно устанавливает рекомендуемую периодичность смены тормозной жидкости на транспортном средстве и указывает эту информацию в сервисной книжке. Обычно, это периодичность составляет приблизительно два-три года или же каждые шестьдесят тысяч километров. Если жидкость потеряла прозрачность, изменила цвет или вобрала много примесей, то замену следует произвести раньше указанного срока. Но, стоит отметить, что произвести диагностику тормозной жидкости довольно сложно (в бачке она имеет одни свойства, а в системе – совершенно другие из-за высоких температур), так что о потери свойств тормозной жидкости обычно судят по ухудшению процесса торможения.

На авто премиум-класса производители рекомендуют полностью менять тормозную жидкость ещё чаще. К примеру, на автотранспорте от Maserati – каждые десять тысяч километров пробега, а на автомобилях Ferrari – каждые пять тысяч километров. На скутерах и мотоциклах принято менять тормозную жидкость не реже раза в два сезона. Таким образом, заменять тормозную жидкость следует в таких случаях:

1. После каждых 2-3 лет эксплуатации транспортного средства.

2. Во время ремонта тормозной системы.

3. Если количество влаги в тормозной жидкости превышает 3%.

4. Если тормозная жидкость загрязнилась.

5. Если автомобиль не эксплуатировался долгое время.

Иногда в тормозную систему попадает воздух, который препятствует нормальному процессу торможения. Удалить воздух можно прокачкой тормозной системы. Прокачивать тормозную систему нужно в таких случаях:

1. Если тормозная жидкость была заменена самостоятельно.

2. Если тормозная система была отремонтирована.

3. Если педаль тормоза слишком мягкая.

4. Если автомобиль при движении водит в стороны.

2. Какую тормозную жидкость заливать.

Процедура смены тормозной жидкости в системе – это очень ответственная процедура (нельзя допустить попадания грязи, мусора и воздуха в систему). Но для её осуществления вовсе не обязательно ехать в сервисный центр, она вполне выполнима собственными силами в домашних условиях. Перед заменой необходимо подобрать тормозную жидкость с нужным составом. Экономить на жидкости не стоит, а покупать продукцию рекомендуется только от известных и проверенных производителей в сертифицированных точках продажи, чтобы не попасть на некачественные подделки. Тормозная жидкость соединяет тормозную систему воедино, поэтому к ней предъявляется определённый набор требований.

Требования к тормозной жидкости:

1. Жидкость должна обеспечивать работу гидропривода в широком диапазоне (от -30 до +150 градусов по Цельсию – это рабочая температура тормозных цилиндров).

2. Состав тормозной жидкости должен быть неагрессивным ко всем составляющим элементам тормозной системы, как к металлическим, так и к резиновым.

3. Свойства тормозной жидкости не должны зависеть от условий эксплуатации транспортного средства и должны всегда быть стабильными.

4. Тормозная жидкость должна иметь хорошие смазывающие свойства для всех внутренних поверхностей тормозной системы.

Зависимо от указанных свойств и производится тормозная жидкость. Она состоит на 92-98% из основы и на 2-8% из присадок. Выделяют основных три типа тормозной жидкости по составу её основы:

1. Минеральная тормозная жидкость.

Преимущества – имеет высокие смазывающие свойства, доступную цену, не агрессивна к резиновым деталям. Недостатки – имеет низкую температуру закипания и становиться вязкой при температурах ниже 20 градусов по Цельсию. Минеральная тормозная жидкость на новых авто практически не используется, а применяется в основном, на старых.

2. Синтетическая тормозная жидкость из полигликолей и ихних эфиров.

Преимущества – имеет хорошие эксплуатационные свойства. Недостатки – обладает высокой гигроскопичностью, из-за чего быстро впитывает влагу и теряет свои параметра, а также может вызвать коррозию металлических элементов тормозной системы. На сегодня этот тип тормозных жидкостей самый популярный.

3. Синтетическая тормозная жидкость на основе силикона.

Преимущества – имеет хорошие характеристики и абсолютно негигроскопична. Недостатки – слабо совместима с деталями из резины, имеет повышенные требования к прокачке системы для полного удаления воздуха и очень высокую стоимость, абсолютно несовместима с другими типами тормозной жидкости. Синтетическая тормозная жидкость, ввиду своих слабых сторон, используется очень редко. Производитель обычно указывает, какую тормозную жидкость нужно заливать в тормозную систему и с каким составом. Этих рекомендаций стоит строго придерживаться.

Смешивать тормозные жидкости от разных марок и производителей нельзя, даже если они соответствуют одинаковым стандартам, так как у них может быть разная рецептура и разная основа, а процесс замены жидкости не терпит оплошностей.

3. Сколько тормозной жидкости нужно для замены: порядок работы.

Обычно, в тормозную систему транспортного средства заливают небольшой объём тормозной жидкости. Уточнить сколько тормозной жидкости нужно для замены следует в руководстве к конкретному автомобилю. Для полной замены понадобиться приблизительно один-полтора литра тормозной жидкости. Сменить тормозную жидкость можно либо обратившись на станцию технического обслуживания, либо собственноручно. Второй вариант поможет сохранить деньги, и получить удовольствие от работы руками.

Для замены тормозной жидкости в системе на СТО используют специальный прибор, и весь процесс занимает около 15-20 минут. Ну а в домашних условиях вполне возможно обойтись и без него, а весь процесс занимает около 1-2 часов. Также придётся подключить помощника.

Этапы процесса самостоятельной замены тормозной жидкости:

1. Найти, где в автомобиле находится главный тормозной цилиндр и резервуар (бачек) для тормозной жидкости.

2. Отвинтить крышку с бачка для тормозной жидкости.

3. Вставить между пластиной и поршнем небольшой предмет.

4. Снять защитный колпачок от заднего клапана правого тормозного устройства.

5. Одеть на штуцер от отвинченного клапана прозрачный шланг и опустить его конец в заранее подготовленную ёмкость.

6. Произвести прокачку тормозной системы, для чего нужно несколько раз нажать педаль тормоза с 2-секундным промежутком и зажать её (производить такие манипуляции должен помощник).

7. Выкрутить на пол-оборота выпускной клапан, после чего по прозрачному шлангу потечёт тормозная жидкость.

8. Когда тормозная жидкость перестанет вытекать, выпускной клапан закрутить обратно.

9. Повторять предыдущие два этапа, пока со шланга не начнёт течь чистая тормозная жидкость. При этом всё время нужно следить за уровнем жидкости в резервуаре, и доливать её, если уровень падает ниже отметки «Min».

10. Все описанные этапы необходимо произвести со всеми тормозными блоками системы. Если ход педали становиться неравномерным, значит в систему попал воздух, и требуется прокачка тормозов.

11. В конце процедуры смены тормозной жидкости необходимо одеть обратно клапаны, выпускающие воздух.

12. Залить новую тормозную жидкость в резервуар до значения «Max».

Некоторые аспекты и сложные моменты во время прокачки тормозной жидкости:

1. В авто с задними дисковыми тормозами присутствует регулятор давления. Если регулятор неисправен и автомобиль находится на подъёмнике, то осуществление прокачки невозможно.

2. Автомобиль ToyotaLandCruiser и подобные имеют в тормозной системе прокачной штуцер, который также следует прокачать.

3. Есть определённая схема прокачки и её необходимо придерживаться.

На мотоциклах и скутерах замена тормозной жидкости происходит по такой же схеме, с тем отличием, что бачок изначально заполняют жидкостью к верху, а ручку тормоза достаточно нажать один раз и удерживать, пока она не провалится до упора. После этого нужно закрутить гайку слива и отпустить тормоза. Эти действия повторять, пока тормозная жидкость полностью не смениться на новую. Во время замены тормозной жидкости необходимо следить не только за качеством и количеством жидкости, но и за всей системой. Иногда может потребоваться замена тормозных трубок, бачка для тормозной жидкости или других элементов тормозной системы.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today