Проводки фото


Съемка с проводкой - просто о сложном

Ранее мы писали о таких параметрах настройки фотоаппарата - как выдержка и диафрагма, и приводили некоторые рекомендации по их использованию. 

Эта статья - будет посвящена съемке движущихся объектов - с помощью так называемой "проводки", и тема это - является частным примером использования длинной выдержки.

Данная техника - позволяет получать удивительные результаты, хотя многое в ней - зависит от сноровки и опыта. А опыт Вы, конечно, приобретете - в процессе съемок!

Суть техники в том, что Вы "следите", "проводите" объективом за движущимся объектом некоторое время, из-за чего сам объект остается на фотографии - резким, четким, а фон - размытым. И размытым - не абы как, а весьма характерно - чаще всего фон превращается в массу длинных линий - ориентированных в направлении движения объекта/фотомодели. Какое необычное "боке" - очень здорово усиливает ощущение движения и скорости на фотографии. Особенно хорошо - снимать таким способом - велосипедистов, машины, поезда - находящиеся в движении...

 Фотосъемка с проводкой. Motion Blur Frozen from Mariano KampExposure 0.033 sec (1/30)Aperture f/32Focal Length 50 mmISO Speed 200

Хороший результат от применения съемки с проводкой легче всего получить - снимая объекты, движущиеся по линейной, предсказуемой траектории, и с предсказуемой скоростью. Иначе Вам будет сложно сделать качественную "проводку", и снимаемый "объект" скорее всего получится размытым. Поэтому так сложно снимать с проводкой - людей.

Бегущий человек. Снято с проводкой. The Runner from Hamed Saber ©Exposure 0.013 sec (1/80)Aperture f/4

Съемка с проводкой - как это делается? Простой алгоритм действий.

  • Выберите скорость работы затвора - более медленную, чем обычно. Начните с 1 / 30 секунды, а затем поэкспериментируйте с более медленными выдержками. Для этого используется либо ручной режим, либо режим "приоритет выдержки" фотоаппарата (Tv). В зависимости от уровня освещенности и скорости движения объекта съемки - можно в конечном итоге использовать что-либо от 1 / 60 и 1 / 8 с. Можно, конечно, сделать выдержку и 1/2 секунды, и еще медленнее, но тогда во много раз возрастает вероятность того - что вообще весь кадр окажется размыт.
  • Встаньте на место, где вашему взору на предмет съемки ни что не помешает. Также следует учесть фон снимка, выбрать его - посимпатичнее. Хотя фон будет размыт - неудачные его цвета, или слабо размытые фигуры людей - могут испортить впечатление от фотографии. Обычно, лучшие результаты дает более или менее однородный фон - например - листва деревьев.
  • Плавная проводка. Когда объект появился в поле видоискателя - следует нажать на спуск - и секунду вести объектив - за ним - как приклеенный. Для того чтобы проводка была более "гладкой" - можно использовать штатив или монопод.
  • Для достижения наилучших результатов - возможно, придется скорректировать свое местоположение - относительно предмета фотографирования. Проще всего снимать - если Вы стоите от него с боку.
  • Использование автофокус. Если камера фокусируется быстро, и поддерживает функцию следящей фокусировки - Вы можете воспользоваться ей.
  • Если ваша камера не имеет достаточно быстрого автофокуса, вам необходимо предварительно сфокусировать камеру на том месте, в котором будет находится объект будущей фотографии - в момент когда Вы нажмете на "пуск" затвора.
  • После того как вы нажали на кнопку спуска затвора (а делать это как можно осторожнее, чтобы уменьшить дрожание камеры) по-прежнему не стесняйтесь вести объектив даже после того - как затвор отработает. Это поможет сделать кадр еще более качественным, т.к. Ваша проводка будет более "гладкой". Для еще большей гладкости движения - если снимаете без опоры - поворачивайте не только голову и камеру, но и всю верхнюю часть туловища.
  • Может быть полезен режим серийной съемки.

Дополнительный вариант съемки с проводкой.

Иногда, замечательных результатов - можно добиться - снимая с проводкой, при использования вспышки. Особенно - если съемка ведется в условиях недостаточной освещенности. Многое здесь зависит от мощности вспышки. Эффект в основном выражен в том - что объект съемки выделяется не только четкостью, но и яркостью - а фон освещается хуже, остается более темным.

 Съемка с проводкой и со вспышкой.  Cortland Hare Scrambles II from jdanvers © Exposure 0.02 sec (1/50)Aperture f/4.0Focal Length 32 mmISO Speed 200

Имейте в виду - что иногда придется корректировать мощность вспышки, например - ослабить вдвое или втрое! Также посмотрите в настройках Вашей вспышки - возможность использовать функцию "стробоскоп" - эта настройка также может повлиять на результат. 

Ошибки при съемке с проводкой

Две самые главные ошибки:

  1. Неудачный фон, сливающийся с объектом съемки 
  2. объекты стоящие между фотографом и объектом съемки, которые мешают получить максимально "чистый" кадр.

Съемка с проводкой и опыт...

Если ранее Вы еще не фотографировали подобным образом, то вероятно - успеха добьетесь не с первого кадра. Не отчаивайтесь, поэкспериментируйте!

Это может быть довольно весело! И в то же время - сложно.

Если Вам посчастливилось стать зрителем на мероприятии с подходящими предметами для фотографирования, например - машины на гонках, остерегайтесь делать снимки ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с проводкой, сделайте также и снимки с короткой выдержкой - тогда Вы точно не уйдете разочарованным, и получите разнообразные фотографии.

Практиковаться в съемке с проводкой можно, например, стоя у шоссе. Проезжающие мимо машины - прекрасные "мишени" для такой съемки!

Не всегда главный объект Вашей фотографии будет получатся безупречно резким, но часто - этого и не требуется, небольшая смазанность объекта, бывает, также усиливает ощущение скорости.

В заключение позвольте порекомендовать Вам вот этот видео-урок для просмотра:

Удачи Вам в экспериментах в съемке с проводкой!

creazon.ru

Основы фотосъемки с проводкой

Многие знают, что при использовании длительной выдержки снимки могут получаться смазанные. Данный эффект можно использовать на благо композиции, делая фотографии с проводкой. Эта техника съемки позволяет получить невероятные снимки, наполненные динамикой. Для того, чтобы научиться делать такие фотографии, нужно знать немного теории и как можно больше практиковаться.

Вся суть состоит в том, что во время экспонирования кадра, пока затвор открыт, камера должна двигаться за объектом съемки с такой же скоростью как и он сам. Это позволит получить главный объект съемки резким, а фон - размазанным по направлению движения камеры.

Проще всего делать снимки с проводкой, снимая объекты, направление движения и скорость которых вам заранее известна или как минимум она легко предсказуема. В противном случае за объектом будет очень сложно проследить, и он получится размазанным.

Как фотографировать с проводкой?

  • Выдержку следует поставить более длинную, чем обычно. Подбирать её придется экспериментальным путем. Начинать лучше с 1/30 секунды. Съемку следует осуществлять в режиме приоритета выдержки или в ручном режиме. Чем длиннее будет выдержка, тем длиннее будут полосы от проводки, но главный объект съемки будет сложнее сделать резким.
  • Определившись с объектом съемки, следует найти место для фотографирования, где ничего не будет мешать обзору. Конечно же стоит позаботиться о фоне снимка. несмотря на то, что фон будет размыт, случайные фигуры людей или негармонично вписавшиеся цвета могут испортить снимок.
  • Выполняйте плавную проводку. Тогда, когда объект появился в поле зрения, следует поймать его в видоискателе, зажать кнопку спуска затвора и некоторое время вести камеру вслед за объектом съемки. Чтобы снимок был более плавным, можно использовать штатив или монопод.
  • Легче всего снимать, находясь сбоку от объекта съемки.
  • Автофокус. В том случае, если фотоаппарат имеет функцию следящего автофокуса, и он работает достаточно быстро, можно воспользоваться им.
  • Если автофокус камеры не может работать в таких условиях, то придется заранее предусмотреть, где будет находиться объект съемки и сфокусировать фотоаппарат на этой области.
  • После нажатия на кнопку спуска затвора следует плавно вести камеру вслед за объектом. Поворачивать нужно не только голову и камеру, но и всё туловище выше пояса. Ногами следует устойчиво опираться на землю, чтобы не шататься. Кнопку спуска затвора нужно нажимать плавно, чтобы максимально исключить дрожание фотоаппарата.

Еще один вариант съемки с проводкой.

Иногда хорошие снимки получаются при использовании вспышки во время съемки с проводкой. Особенно это хорошо работает при фотографировании в условиях недостаточной освещенности. Главное преимущество использования вспышки заключается в том, что объект съемки оказывается более ярким, чем фон, и тем самым лучше выделяется на снимке.

Фотографируя со вспышкой, главное не засветить объект съемки и не сделать его слишком выделяющимся. Для этого нужно корректировать мощность вспышки.

Практика съемки с проводкой

Сразу добиться хороших результатов съемки с проводкой будет не просто. Скорее всего, первые фотографии будут неудачными. Тогда, когда вы поймете, как двигаться и как настраивать камеру, снимки будут получаться всё лучше и лучше. Практиковаться лучше всего на спортивных соревнованиях или просто стоя у края дороги. запомните, что объект съемки не всегда должен быть абсолютно резким. Легкое размытие снимаемого объекта только подчеркнет динамику, изображаемую на фотографии.

www.takefoto.ru

Пошаговое описание техники съемки с «проводкой» | Стань фотографом!

К своему удивлению обнаружила, что ни разу не рассказывала читателям этого сайта о технике съемки с «проводкой», хотя вскользь упоминала о ней и в бесплатном курсе, и в некоторых статьях, в том числе, в новой статье о сюжетах для съемки с «проводкой». Итак.

Как же это делается?

Выдержка

Первый шаг – установка подходящей выдержки. Скорость работы затвора должна быть такой, чтобы передать движение объекта, не заморозив его. Чаще всего она колеблется в пределах от 1/15 до 1/200 секунды: все зависит от скорости движения объекта съемки и условий освещения. Выдержка устанавливается вручную. Соответственно, снимать нужно либо в ручном режиме, либо в режиме приоритета выдержки.

Главное, не переусердствовать – слишком длинная выдержка может привести к полному размытию кадра.

Фокусировка

Второй шаг – фокусировка на объекте. Поскольку часто случается так, что движущийся объект или приближается к фотографу или отдаляется от него, я советую использовать режим фокусировки AI SERVO (AF-C) – так называемый «следящий» фокус. В этом режиме камера следит за движением объекта, и он попадает в фокус во время спуска затвора.

Обычно этот режим используют при серийной съемке движущихся объектов, однако для съемки с «проводкой» он также подходит.

Проводка

Держа камеру правильно, проведите ею вслед за движением объекта. Чтобы фотография получилась, движение камеры должно быть плавным и мягким. Кроме того, важно провести камеру с правильной скоростью – слишком медленное или, наоборот, слишком быстрое движение камеры за объектом приведет к размытию кадра.

Техника «проводки» работает только в том случае, если камера и объект движутся с одинаковой скоростью. Объект получается резким, а все остальное – размытым. Все не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Очень многое зависит от правильной выдержки – поэтому тщательно ее подбирайте.

При должном упорстве вы вскоре сможете выполнять такие же трюки, как этот фотограф

Впрочем, двигаться самому вслед за объектом совершенно необязательно, достаточно просто провести за ним камерой – это тоже создаст эффект «проводки».

Скорость

Чем ближе к фотографу находится объект съемки, тем быстрее он движется. Чем дальше расстояние – тем медленнее движение объекта. Таким образом, объекты, которые ближе к фотографу, нужно снимать с более короткой выдержкой, а объекты, которые дальше от него – с длинной выдержкой.

Объекты, к которым фотограф не может подойти близко, обычно либо движутся очень быстро, либо слишком большие, чтобы поместиться в кадр. Речь идет о поездах, самолетах, машинах.

Вспышка

Вспышка очень удобна для съемки с «проводкой». Техника работы с ней в движении такова – как только затвор откроется (как только вы нажмете на кнопку), «зажгите» вспышку, чтобы заморозить движение, а затем проведите камерой за объектом, как обычно.

Для начинающих вспышка будет большим подспорьем, поскольку при работе со вспышкой длину выдержки можно регулировать в режиме Bulb. Чтобы его активировать, переведите камеру в ручной режим (М) и установите выдержку до значения выше 30 секунд – на дисплее загорится слово “Bulb”. В этом режиме при нажатии кнопки спуска затвор поднимется и не будет опускаться до тех пор, пока вы вновь не нажмете на кнопку. Таким образом, от вас требуется просто установить мощность вспышки, а затем регулировать длину выдержки вручную, в зависимости от скорости движения объекта.

Решение возможных проблем

Если у вас ничего не получается, причины может быть две – вы либо подобрали неверную выдержку, либо не справляетесь с фокусировкой.

В первую очередь, следите за выдержкой – чем она длиннее, тем больше вероятность все размыть. Если кадр слишком размыт, сделайте выдержку короче.

Фокусировка может вызвать особую сложность в том случае, если вы фокусируетесь на объекте до того, как он достаточно к вам приблизится. Если возникла проблема с фокусом, установите объектив в режим ручной фокусировки, прикройте диафрагму, сфокусируйтесь на конкретной точке и ждите, пока объект попадет в нее.

с вашего сайта.

www.si-foto.com

Съемка с проводкой

Съемка с проводкой – это когда вы ведете камеру синхронно за движущимся объектом.

Такой метод съемки позволяет акцентировать внимание на движении объекта. В идеале – каждый хочет получить фотографию с размытым в движении фоном и четким объектом съемки. Хотя иногда фотографы показывают движение, делая динамичный объект смазанным, но этот художественный прием применяется намного реже.

Для этой съемки вам нужно знать основы экспозиции и понимать взаимосвзять выдержки и диафрагмы.

В этой статье я расскажу, как снимать движущиеся автомобили. С людьми все тоже самое – только проще.

Выдержка

В съемке с проводкой рулит выдержка. Я всегда использую приоритет выдержки, в этом режиме я могу быть уверен в степени смазывания фона.

Выдержка подбирается в зависимости от скорости движения объекта. И зависит от того, насколько смазанный фон вы хотите получить.

Диафрагма

Как вы знаете, диафрагма напрямую связана с выдержкой. В данном случае мы работаем с относительно длинными выдержками, что приводит к закрытой диафрагме. Это не проблема, большая глубина резкости поможет нам держать в кадре больше деталей. И немного прикроет от небольших ошибок автофокуса.

Используя приоритет диафрагмы, вы рискуете получить разброс значений выдержки от 1/15 до 1/60 (например, если на фоне объекта съемки проедет грузовик с очень темным или светлым корпусом).

Штатив

Если вы снимаете движение машины, штатив (или монопод) поможет избавиться от вертикальной шевеленки, обеспечивая вращение камеры только в горизонтальной плоскости.

Наша статья поможет определиться с выбором штатива.

Автофокус

При съемке с проводкой очень помогает использование следящего автофокуса. Как вы знаете, камера лучше всего фокусируется по центральной зоне фокусировки. Поэтому следящий автофокус лучше использовать при съемке людей, чем автомобилей. На лице проще держать фокус, нежели на быстро движущемся объекте, который достаточно однотонный, что усложняет работу системе фокусировке.

Для съемок автомобилей удобно использовать ручную фокусировку – она избавляет от ошибок автофокуса. Наведите резкость на место, где будет проезжать автомобиль, следите за авто и в нужном месте жмите спуск.

Серийная съемка

Иногда помогает серийная съёмка. Почему иногда? Когда машина летит мимо вас, доли секунды в одном случае могут поймать удачный кадр, в другом – промахнуться с кадрированием.

Снимая ручным фокусом или используя следящий автофокус – серийная съемка действительно увеличит шанс поймать отличный кадр. Но если вы пользуетесь покадровой фокусировкой – она просто бесмысленна.

Стабилизаторы

Стабилизатор в объективе (или камере) не сильно изменит ситуацию. Но если он у вас есть, лишним он не будет. Ведь движение камеры даже на штативе не идеально плавное, а идет небольшими рывками, а если не использовать будут и вертикальные колебания. Стабилизатор погасит колебания и сделает кадр более плавным.

Контраст

Если фотография выше кажется вам скучной, не думайте, что спасете её в фотошопе. Попробуйте выделить машину в кадре не только за счет движения, но и светового контраста.

Выберите такое место съемки, чтобы фон за автомобилем был светлым, а лучше освещен солнцем. Установите экспозамер на замер по точке и снимайте только темные машины. Например, темно-красные, а лучше и быстрее – черные. Камера будет замерять свет по темному объекту, а фон будет пересвечен. В итоге у вас будет кадр с четкой машиной, светлым фоном и плюс будет ощущение движения. Посмотрите следующий пример.

Этот движущийся автомобиль я снимал с расстояния нескольких десятков метров на фокусном расстоянии 70 мм и выдержкой 1/30.

Как видите, глубина резкости не большая и автомобиль получился резким только в центре, ближе к краям – чуть видна смазаность.

При выдержках порядка 1/30 глубина резкости получается не очень большой, тем более при больших фокусных расстояниях.

Итог или больше практикуйтесь

Неудачных кадров будет очень много. Запомните – в большей степени результат зависит от вашего опыта, чем от штатива или стабилизатора. Главное – чувствовать движение в кадре, и с опытом вы обязательно этому научитесь.

А если у вас уже есть интересные фотографии снятые с проводкой – присылайте их нам! И самые интересные работы мы опубликуем в одном из следующих постов. Ну и обязательно укажем ваше авторство:)

fototips.ru

| Фото с проводкой. Мой опыт использования Kaddr.com

Существует один очень интересный эффект, которого можно добиться при съемке быстро движущихся объектов на длинной выдержке – фото с проводкой. Смысл заключается в том, что во время съемки вы ведете камеру за движущимся объектом, чтобы он оставался в кадре.

Выглядят такие фотографии просто потрясающе, и дают полное ощущение скорости.

Степень размытия заднего плана зависит от выдержки. Выдержка, в свою очередь, зависит от того, насколько быстро движется объект и на каком расстоянии вы от него находитесь. Удобнее всего снимать в режиме приоритета выдержки.

Фотография выше была снята с выдержкой 1/125 с из-за большой скорости движения объекта.

На мой взгляд проводка является очень хорошим приемом, его применение помогает лучше передать характер динамичных сцен.

kaddr.com

Съемка с проводкой | Простые фокусы

Нет, статья к проводам никакого отношения не имеет – более того, о том, что указанная техника съемки так называется, мы узнали от нашего читателя (и, по совместительству, коллеги Дмитрия, который написал заявку на эту статью – вы тоже можете бесплатно заказать статью, кстати). Съемка с проводкой – это один из вариантов передачи движения в кадре, когда фотограф следит объективом за движущимся объектом, водя за ним объективом – собственно, отсюда и название.

© Алексей Новиков

Идея, на первый взгляд, элементартная, но так же требует привычки в обращении, как, скажем, зум-взрыв (zoom-burst). Однако, в соответствии с прогрессивными методиками, нужно сначала вдариться в теорию и объяснить феномен…

Движение в кадре можно показать несколькими способами, начиная с банального “замораживания” объекта съемки в полете, прыжке или очень неестественной позе, в результате чего становится понятно, что такого быть не могло и у человека просто странно раздувались щеки от встречного ветра и заканчивая смазыванием тех или иных объектов в кадре. Смазывание, само по себе, зависит от скорости движения перемещаемого объекта и соответствующей выдержки (на английском буквальный перевод понятия звучит как “скорость срабатывания затвора”, что помогает подумать над феноменом смазывания). Соответственно, смазанным может быть либо сам объект (например, в автогонках, когда хочется подчеркнуть окружающую атмосферу или показать скорость), либо фон (когда хочется показать объект съемки в движении) – все зависит от намерения фотографа.

© Алексей Новиков

Понятно, что отразить эмоции спортсмена все же проще, когда окружение размазано, а он выгодно выделяется на фоне.

Теперь к практике – прежде чем проводить съемку, полезно запомнить несколько советов:

  • основной параметр съемки движения – выдержка, ее среднее для этого значение не должно быть меньше 1/30 с. Автомобили снимаются быстрее (на 1/60 или даже 1/125 с), т.к. быстрее движутся, идущие люди – на более длинных выдержках (1/25 или 1/15, более длинная выдержка рискована потерей четкости картинки вообще, но с продвинутыми оптическими стабилизаторами или со штативом – см. ниже – вполне возможна)
  • очень полезен в спортивной съемке движущегося объекта штатив или монопод (первый легко превращается в подобие второго складыванием ног) – они позволяют закрепить фотоаппарат в одной плоскости, делая движение линейным, без дрожания
  • с некоторого времени производители предлагают матричные стабилизаторы, которые вообще придают перемещению фотоаппарата “плавность хода”, выражаемую в прямых линиях на кадре (оптические, кстати, еще лучше). И хотя, в большинстве случаев, скорость перемещения фотоаппарата будет недостаточной для дрожания, стабилизатор все же будет весьма кстати – более того, есть модели, которые стабилизируют изображение только по горизонтали или вертикали, что в данном случае, будет вообще незаменимым
  • очень хорошая вещь – следящий автофокус, который должен быть включен, в его отсутствие следует принудительно указывать фокусировку по центральной точке
  • насчет использования ручного фокуса говорить сложно – тут дело привычки, но автоматический все же лучше, даже когда ненадежен… в конце концов, его всегда можно заблокировать клавишей AE/AF lock
  • ввиду того, что в последнее время практически у всех производителей используемый по умолчанию тип автофокуса – простой с подтверждением (AF single), есть смысл переключить на постоянный (AF continuous), т.к. это будет критично потерянными секундами, особенно, если фокус будет промахиваться
  • обязательный параметр – серийная съемка, причем именно в этой отрасли фотографии скорострельность – не просто “мерялка”, а практически гарант того, что хороших кадров у вас будет больше

Теперь перейдем собственно к съемке:

  • приготовьтесь к куче неудавшихся фотографий, запаситесь накопительными ресурсами
  • включите автофокус в режим следящего AF или по центральной точке, но в режиме AF-C (без подтверждения фокусировки)
  • включите стабилизатор или/и поставьте фотоаппарат на штатив, можно упереться локтями в живот или спиной облокотиться на столб
  • старайтесь постоянно держать движущийся объект в центре кадра, следя за ним объективом – кстати, некоторые умудряются смотреть сразу двумя глазами, т.к. в динамично развивающейся ситуации, вроде футбольной игры, самое интересное может происходить за пределами кадра
  • прогнозируйте развитие ситуации, готовьтесь заранее (можно даже предварительно сфокусироваться вручную или воспользоваться блокировкой автофокуса)
  • используйте окружающую обстановку – имитацию проводки можно снять даже на карусели, сев на противоположное сидение от ребенка и прислонив аппарат к раме
  • не переживайте из-за упущенных кадров – упустите еще больше
  • регулярно проверяйте и коректируйте экспозицию, помните, что современные фотоаппараты это позволяют
  • думайте сами – если описанные выше советы противоречат вашим собственным мыслям на этот счет, плюньте на них и поэкспериментируйте, попробуйте по-своему

И вообще, главное в этом процессе – интерес к нему и возможность прогнать его через свою душу, чтобы прочувствовать, ведь порой интересный кадр можно снять вообще “наугад” (это только кажется, ведь подчас под этим наугадом прячется интуиция).

Кстати, учтите, что смазывание – далеко не единственный способ передачи движения, пользуйтесь другими на протяжении одной съемки. Для этого можно менять режимы (A на S, к примеру или ночь на спорт) или профили пользователей (не все аппараты позволяют).

focused.ru

Ретро проводка в деревянном доме

Некоторое время назад именно так и делалась проводка — к стене прибивались изоляторы, к ним крепились витые провода. Потом пошла мода на скрытую проводку. Все старались максимально спрятать провода, оставив снаружи только рамки розеток и выключателей, и их сделать тоже как можно менее заметными. Но последние модные тенденции снова возрождают открытый тип проводки. Он замечательно вписывается в стиль лофт, замечательно смотрится в деревянных домах из бревна. В срубах ретро-проводка уж точно лучше выглядит, чем использование пластиковых кабель-каналов. А внутренняя проводка в деревянных стенах — это очень сложная, практически невыполнимая затея.

С некоторыми стилями ретро проводка сочетается идеально

Причины, по которой выбирают наружную проводку

Содержание статьи

Первая причина ясна — эстетические соображения. Вторая — технические сложности при выполнении скрытой проводки в домах из бревна. По требованиям ПУЭ в сгораемых конструкциях (деревянных стенах) прокладка проводки может проводится только в глухих (без перфорации) металлических коробах. Второй вариант — в негорючей штукатурке. Причем окружать проводник должен слой в 1 см. Мягко говоря, это трудновыполнимо.

Грамотно сделанная ретро проводка служит украшением интерьера

Проблема в прокладке кабеля проводки в металлических коробах состоит не только в том, что придется делать глубокие штробы. Основная сложность в том, что деревянный дом все время меняет свою высоту. Даже после того как прошла основная усадка, изменения есть и носят они сезонный характер — во влажные периоды стена становится выше, в сухие оседает. Разница в высоте может составлять до 5-7 см на один этаж. Так как металлические короба не тянутся, это становится серьезной проблемой. В общем, получается, что открытую проводку сделать проще. Ну а раз уж провода будут тянуться поверх, то из них можно сделать украшение, что и получается, если грамотно сделать ретро-проводку.

С точки зрения пожарной безопасности она вполне соответствует требованиям: монтируется на расстоянии 12-18 мм от горючих стен, опирается на керамические или металлические (негорючие) изоляторы. Провод для прокладки используется витой, с пониженной горючей способностью. Так что и с этой стороны проблем нет.

Если выдержать все в едином стиле, выглядит очень неплохо

Розетки, выключатели, распаечные (монтажные) коробки можно использовать обычные — пластиковые. Но чтобы выглядело все органично, имеет смысл поставить фарфоровые или металлические и тоже в стели «ретро». Они также отвечают требованиям безопасности, так как сделаны из несгораемого материала.

Материалы для ретро-проводки

Для устройства ретро-проводки необходим специальный витой шнур и изоляторы (ролики). Остальные составляющие — распаечные коробки, выключатели и розетки для экономии можно взять обычные пластиковые. Важно чтобы они отвечали требованиям: у них должны быть задние стенки из негорючих материалов. То есть можно брать те, которые разрешено монтировать на сгораемые стены.

Витой кабель

Витой шнур для ретро проводки делают на основании многожильного медного проводника, который упаковывают в ПВХ изоляцию. Таких оболочек две. Поверх второй наносится текстильная оболочка. Обычно это технический шелк, который пропитан антиперенными составами (понижают горючесть). Может быть оплетка из хлопка.

Витой кабель для ретро-проводки

Виды кабелей

Кабели бывают из 2, 3 или 4 проводников. Для выполнения ретро проводки по всем правилам понадобится витой кабель из трех проводов: один проводник будет фазным, второй — нулем (нейтралью), третий — защитным («землей»).

Выпускаются витые кабели с сечением жил 1,5 мм2 и 2,5 мм2. Больших сечений нет. При разработке схемы надо это учитывать и проектировать проводку по типу лучевой разводки. На розетки берут кабель сечением 2,5 мм2, на каждую линию можно «повесить» 2-4 штуки. Но суммарная мощность подключенных приборов не должна превышать 3 кВт, причем величина потребляемого тока не должна быть больше 16 А. Вот тут придется покрутиться, особенно в кухне, где включается много мощной бытовой техники. Но для кухни часто выбирают в качестве отделки плитку, а ее кладут на выровненную штукатуркой стену. На плитке витой шнур смотреться не будет точно, так что имеет смысл делать скрытую проводку.

На освещение берут витой кабель сечением 1,5 мм2, на одной линии максимальная нагрузка 2 кВт или 10 А потребляемого тока. Для освещения этого обычно более чем достаточно даже на две комнаты — можно включить 20 штук стоваттных ламп, а экономок или светодиодных и того больше.

Шнур для ретро-проводки надо выбирать не столько по внешнему виду, сколько по качественным показателям

Производители

Производители витого кабеля для ретро проводки предлагают довольно широкую палитру цветов оплетки на выбор. С этим проблем нет. В продаже сегодня есть кабель европейского и российского производства. Европейский дороже примерно на 20-30%. Наиболее известные итальянские фирмы Gambarelli, Cordon Dor, Fontini Garby. Из этих трех производителей лучший провод у Gambarelli. Он самый жесткий, хорошо ложится на изоляторы. Но стоят эти кабели немало: метр 3*1,5 стоит порядка 2-4$, а 3*2,5 обойдется в 3-5$ за метр. Есть еще немецкий производитель Replikata, да и много других, но у них нет представительств в России, заказывать надо на «родном» сайте. Правда, заказ вместе с доставкой обходится почти в 2 раза дешевле, чем покупка аналогичного товара «на месте». Так что стоит поднапрячься.

Элеткрокабели в стиле ретро есть импортного и отечественного производства

Есть также российские производители: фабрика электрических товаров «Гусевъ», VILLARIS (российско-испанская), Gemini Electro, Bironi. Тут цены значительно скромнее: цена за метр трехжильного витого кабеля 3*1,5 — от 87 руб (это около 1,3$), с более толстой жилой — 2,5 мм2 —  121 руб/м (порядка 1,8$).

Как сэкономить

Даже если брать относительно недорогие провода для ретро-проводки российского производства, сумма в итоге набегает немалая. Линий получается много, ведь розеточные группы надо тянуть каждую отдельно от щитка. Получается солидный метраж. Чтобы сэкономить, можно сплести кабель самостоятельно из подходящего по характеристикам шнура. Есть два варианта:

  • БПВЛ. Провод бортовой, медный многожильный. Каждая жила луженая. Оболочка — ПВХ платификат, поверх которой лакированная ХБ обмотка. Бывает разного цвета, но так как это технический провод, а не дизайнерский, надо смотреть какие цвета есть в магазинах. Цена метра провода сечением 2,5 мм2 (ПодольскКабель) — около 8 рублей (при долларе 65-66 руб). Даже с учетом того, что на один кабель надо 3 жилы, да еще на скрутку уйдет 25-30% длинны, получается что самодельный будет стоить немногим больше 31 рубля. Правда, надо учесть временные затраты на «плетение».

    Провод БПВЛ из которого можно сплести ретро-кабель

  • РКГМ. Медный многожильный провод в двухслойной кремнийорганической резиновой изоляции, поверх которой нанесена оплетка из стекловолокна с пропиткой кремнийорганическим составом, сверху покрыт лаком. Хорош это провод тем, что выдерживает температуры до 180°C, ну а плох — наличием стекловолокна и отсутствием расцветок. Он может быть белым или серым. Стоит больше — один метр сечением 2,5 мм2 — от 30 руб/м. Так что тут уже стоимость метра готового изделия 117 руб, что вполне сравнимо с готовыми российскими изделиями. Но такой кабель имеет значительно больший запас прочности. Но насколько он будет востребован — вопрос.

    Это — провод РГКМ

Кроме экономии этот вариант хорош тем, что при необходимости можно сплести шнур большего диаметра. Эти провода есть и на 4 и на 6 мм2. Так что можно дерзать. Второй плюс — можно шнур не просто свить-скрутить, а сплести что-то, хоть обычную косичку. Правда, расход шнура при этом будет больший, но вид точно получится винтажный.

Плести лучше по месту — отрезали кусок нужной длины добавив 20-30% идет на скрутку (на 1 метр готового кабеля идет 1,2-1,3 метра шнура). Закрепили вверху, дальше скручиваете до места установки первого изолятора по часовой стрелке. Обошли изолятор, а дальше крутите в обратном направлении — против часовой стрелки и так далее. Чем хорош этот вариант? Не надо мучатся с заплетающимися концами они раскручиваются «автоматом», и, при усадке деревянного дома, можно будет снять проводку с изолятора, сделав несколько витков, устранить провисание кабеля.

Изоляторы

Под фиксацию витого кабеля необходимы изоляторы или ролики. Делают их из керамики, могут они быть окрашены в разный цвет. Диаметр основания могут иметь 18-22 мм, высоту — от 18 до 24 мм. Верхняя часть есть двух типоразмеров: узкая и широкая.

Если кабель будете использовать из двух проводов, можно брать те, что с узкой верхушкой, если проводов будет три — удобнее с широкой. В остальном никаких требований и ограничений.

Верхняя часть может быть узкой или широкой

Для установки крепежа через весь изолятор идет сквозное отверстие. В зависимости от размера изолятора надо подобрать саморез для дерева или дюбель для каменных или бетонных стен. Цвет крепежа подбираете в зависимости от цвета керамики, а по длине — он должен заходить в стену не менее чем на 2/3. Так что придется искать длинные и тонкие. Некоторые производители продают крепеж в комплекте. Очень удобно и сильно экономит время.

Розетки, выключатели и распаечные коробки

Как уже говорили, можно использовать обычные розетки/выключатели, но сама ретро проводка в таком случае смотрится несколько странновато. Основной шик как раз в вот этих странных и необычных вещицах, которые как раз и придают всей затее тот самый шарм.

Очень интересная серия российской фирмы Bironi (Бирони)

На рынке снова-таки есть ретро-электрика родом из Европы, есть российского производства. Если по поводу оформления отечественные производители мало в чем уступают, то по качеству электрической части лучше все-таки европейская продукция. Можно также найти подобные изделия китайского производства. Тут снова-таки по внешнему виду может быть все неплохо, но качество контактов — как повезет (собственно, как обычно).

Тем не менее, покупают обычно керамические розетки и выключатели российского производства. Слишком высока разница в цене. Одна керамическая единица розеток/выключателей родом из Европы стоит от 20-30€ (есть и значительно дороже). Выключатели российского производства стоят от 1000 руб (около 14€).

При установке можно, как на фото, использовать рамки или подкладки. Они тоже есть в довольно широком ассортименте. Можно подобрать их в тон стен, можно купить некрашеные и на месте оформить так как вам хочется. В принципе, можно обойтись и без них, но только в брусовом доме.

Длинная распаечная коробка для ретро-проводки

Также есть из керамики распаечные коробки. Обычно они круглые, но имеют относительно небольшие размеры. Только у испанской фирмы  Llinas есть длинные фарфоровые монтажные коробки. У них же кстати, меньшие цены на остальную продукцию примерно на 30% (если сравнивать со среднеевропейскими), а качество вполне пристойное.

Правила устройства

В общем и целом, соблюдать надо общие правила прокладки проводки:

  • каждое ответвление делается в монтажной (распаечной) коробке;
  • от коробки линия опускается вертикально вниз;
  • минимальное расстояние розетки/выключателя от дверного косяка или оконного откоса — 10 см;
  • расстояние от коммуникаций (водопровод, газопровод, отопление) — не менее 50 см;

По современным нормам высота установки розеток и выключателей не нормируется, а также разводка от автомата может идти под потолком или в полу. Многим не нравится большое количество проводов, которое придется тянуть на виду. В каждой комнате, как минимум, под потолком должно быть две отдельных трассы — на освещение и на электророзетки. Уже такое обилие проводов сложно сделать привлекательным. Потому некоторые хозяева предпочитают скрыть подводку за чистовым потолком. Там, обычным кабелем подходящего сечения, ведут питание от автомата, установленного на домовом щитке. Распаечную коробку устанавливают сразу под потолком (не нарушение, но работать неудобно), от нее опускают вниз витой провод до выключателя или розетки.

Правила прокладки открытой ретро проводки

Но это были общие правила. Теперь собственно о том, как монтировать витой электрокабель. Сначала устанавливают изоляторы. Максимальное расстояние между ними — 80 см, оптимальное — порядка 50-60 см, в некоторых случаях приходится делать 30 см. Если говорить о доме из бревна, устанавливают изоляторы для ретро проводки в каждый второй венец.  Это самый лучший вариант.

Как показано на рисунке выше, розетку или выключатель ставят примерно на расстоянии 50 см от последнего изолятора. Это расстояние можно сделать немного меньше, но лучше не увеличивать — провод может провиснуть. Его, конечно, можно обрезать и подключить заново, но не всегда хочется возится.

Нормы размещения изоляторов из старой книги

На фото выше показано на каком расстоянии друг от друга устанавливать изоляторы при повороте проводки. Это нормы из старого учебника, но они, скорее всего, актуальны и сейчас.

Ретро проводка в интерьере

Вообще, чтобы открытая проводка хорошо смотрелась, надо очень постараться. Ведь все находится на виду, все огрехи бросаются в глаза. Если ретро-проводка делается в деревянном доме, то от каждого неверно закрученного шурупа остается след, который замаскировать сложно.  Потому перед началом работы нарисуйте все на плане, перенесите всю разметку на стены и только потом начинайте. Если вы не уверены в том, правильно ли вы разместили розетки/выключатели, не знаете хорошо ли они будут выглядеть именно в этом месте, попробуйте закрепить под потолком шнур (хоть на малярный скотч, хоть очень тонкими гвоздиками). Так можно будет с большей вероятностью представить как все вместе будет смотреться.

Комбинированный вариант — в трубах и без

Еще момент. Если деревянный дом еще «садится», провода натягиваете. Если сруб уже отстоялся или сложен из клееного бруса и усадки ожидать не стоит, лучше провода не натягивать. Они не должны провисать, но и слишком натянутыми быть не могут. В общем, удачи! А для вдохновения несколько фото того, как можно сделать ретро проводку.

Фото интерьеров

Всегда лучше посмотреть несколько уже «готовых» помещений. Так проще понять что же именно вам нравится, а что нет, составить предварительное представление о том, как все может выглядеть.

Пример разводки снизу — кабель идет под чистовым полом в металлическом коробе, по стенам поднимаются только витые шнуры к месту установки розеток и выключателей

Цвет подрозетника может быть контрастным по отношению к стене, но он также должен присутствовать в других деталях интерьера

Неплохо смотрятся и на обоях, так что ретро проводку можно сделать и в квартире, но стиль должен соответствовать….

Это вариант с пластиковыми монтажными коробками и выключателями

Ретро-проводка может быть сделана в трубах. В них закладывается обычный кабель

Так выглядит ретро проводка из труб в интерьере

Как можно организовать двойную розетку в узком простенке между окнами

На кухне проводка в стиле ретро тоже смотрится вполне органично

Коллекции розеток/выключателей в ретро стиле

Часто на идею оформления всего помещения может натолкнуть конкретная вещь. Если речь идет о специальных электрических монтажных изделиях в стиле ретро, то такой вещью может стать даже розетка или выключатель. Некоторые коллекции и интересные модели разных производителей выложим ниже. Они разные по оформлению, возможно, что-то понравится вам.

Наиболее популярная модель ретро выключателей — так называемая бабочка

Российская фирма Гусев выпускает фарфоровые розетки/выключатели с росписью

Это их электрика в белом с латунными элементами

Еще одна хорошо зарекомендовавшая себя фирма — Сальвадор

Это их интересные сдвоенные розетки

Роспись все-таки смотрится неплохо, но требует чтобы стиль соответствовал

Это фарфоровые выключатели хорошо известно фирмы Legrand. Стиль совсем другой

Есть и такие. Они больше будут сочетаться со стилем модерн или ретро

И такой вариант. Его, кажется, можно вписать даже в классику

stroychik.ru