Разбор коробки
Разборка коробки переключения передач ваз 2108
После того, как коробка передач снята с автомобиля, в зависимости от целей ремонта, можно приступать к ее разборке. Перед тем, как разбирать коробку переключения передач ваз 2108 ее необходимо тщательно вымыть от грязи, после чего уложить на чистый свободный верстак. Для выполнения разборки потребуется стандартный набор инструментов. Порядок проведения работ выглядит следующим образом:
- Очищенную коробку передач устанавливаем в вертикальное положение и отворачиваем шесть болтов крепления задней крышки.
- Далее отворачиваем болты крепления кронштейна к корпусу коробки и снимаем.
- Аккуратно снимаем заднюю крышку. С помощью резинового молотка, нанесите аккуратно удары по корпусу крышки, до момента, пока она не стронется и не сойдет с места.
- Сняв крышку, снимаем уплотнительную прокладку, которую в случае повреждения, при дальнейшей сборке, необходимо заменить на новую.
- Далее включаем третью или четвертую передачу.
- Теперь нам необходимо полностью отвернуть болт крепления вилки пятой передачи и после этого рычагом включаем пятую передачу. При включение пятой передачи, муфту синхронизатора необходимо переместить вниз таким образом, чтобы ее шлицы вошли в зацепление с шестерней. После этого, взявшись за шестерню, убедитесь, что валы не проворачиваются.
- Теперь нам необходимо отвернуть гайки первичного и вторичного валов. Гайки законтрены, расконтрите их плоской отверткой и отверните.
- Теперь, когда гайки откручены, можно снимать синхронизатор пятой передачи. Для этого поддеваем его плоской отверткой и снимаем синхронизатор вместе с вилкой. Снимать синхронизатор необходимо осторожно, чтобы не рассыпались подпружиненные фиксирующие шарики.
- Теперь снимаем ведомую шестерню пятой передачи. Предварительно с вала снимаем блокирующее кольцо снятого синхронизатора. Чтобы снять ведомую шестерню, достаточно просто поддеть ее отверткой.
- Снимаем с вала упорное кольцо игольчатого подшипника и сам подшипник.
- Аналогичным образом снимаем ведущую шестерню первичного вала.
- Теперь, когда шестерни с валов сняты, можно откручивать прижимную пластину подшипников. Пластина закреплена на четыре винта, которые достаточно сильно затянуты. Чтобы их открутить воспользуйтесь ударной отверткой.
- Далее со вторичного вала необходимо снять втулку и упорную шайбу игольчатого подшипника. Просто подденьте плоской отверткой втулку, после чего снимите ее и шайбу.
- После того, как втулка с шайбой извлечены, остается снять стопорные кольца подшипников первичного и вторичного валов. Для снятия колец подденьте один конец кольца плоской отверткой, тем самым выведя его из паза, а второй отверткой просто подожмите противоположный конец, чтобы зафиксировать кольцо от проворачивание в пазе.
- Далее в боковой части корпуса коробки нам необходимо отвернуть три пробки с фиксаторами. После откручивания, пробки извлекаем аккуратно, чтобы не упал шарик фиксатора. Чуть ниже будет расположена пробка фиксатора заднего ходу, которую так же необходимо снять.
- Снимаем заднюю опору двигателя, предварительно отвернув два болта ее крепления к корпусу коробки.
- Теперь нам необходимо разъединить картеры сцепления и коробки. Для этого торцовым ключом отворачиваем двенадцать гаек и один болт их совместного крепления, после чего большой плоской отверткой разъединяем их. Между картерами устанавливается уплотнительная прокладка, которая может быть целой. Чтобы ее не повредить предусмотрены три небольших углубления под отвертку по периметру стыка.
- Далее устанавливаем коробку таким образом, чтобы она лежала на картере сцепления, после чего снимаем картер коробки и при этом все шестерни и валы останутся на своем месте. После снятия, небольшим торцовым ключом отворачиваем болт крепления вилки переключения первой и второй передачи.
- Отвернув болт крепления вилки, аккуратно приподнимаем шток и снимаем его вместе с вилкой. После чего аналогично отворачиваем болт крепления вилки третьей и четвертой скорости.
- Отвернув болт крепления, аккуратно выводим шток из зацепления с рычагом и снимаем его в сборе с вилкой переключения 3 и 4 передачи.
- Теперь необходимо снять шток вилки пятой передачи. Для этого просто поворачиваем его таким образом, чтобы головка штока вышла из рычага и снимаем.
- Снимаем вилку переключения заднего хода коробки передач. Для этого снимаем стопорное кольцо с помощью либо плоской отвертки и шила или с помощью специальных захватов.
- Теперь нам необходимо снять все шестерни вместе с валами. В первую очередь снимаем шестерню заднего хода вместе с осью и далее, немного раскачав из стороны в сторону снимаем шестерни вместе с первичным и вторичным валом, при этом раскачивать и снимать их необходимо одновременно.
- Снимаем главную ведомую шестерню вместе с дифференциалом. Отворачиваем три болта крепления механизма переключения передач и снимаем его с коробки.
- Теперь снимаем уплотнительную прокладку.
- В случае если необходимо, выпресовываем подшипники вторичного вала. Перед выпресовкой переднего подшипника и для его последующей замены необходимо снять сальник. Сальник извлекается с помощью плоской отвертки, а подшипник можно снять, используя лапку съемника или любой другой похожий инструмент.
- Из картера сцепления аккуратно извлеките магнит.
- Снимаем корпус привода спидометра, для этого отворачиваем гайку его крепления и немного расшатав или поддев отверткой, снимаем его вместе с ведомой шестерней. Проверьте состояние резинового уплотнительного кольца на корпусе привода спидометра и при необходимости замените его. Так же если необходимо замените сам привод.
- Выверните из корпуса коробки выключатель заднего хода.
- Теперь необходимо снять шарнир привода переключения передач. Для этого сперва снимаем резиновый чехол, то есть стягиваем сначала одну сторону чехла, а затем другую с отбортовки. Теперь можно увидеть болт крепления шарнира к штоку. Этот болт отворачиваем и снимаем шарнир со штока.
- Теперь нам необходимо снять сам шток и его рычаг. Для этого отворачиваем болт крепления рычага к штоку и вынимаем все их картера.
На этом процесс разборки коробки переключения передач на автомобиле ваз 2108 можно считать завершенным. Произведите необходимый ремонт, после чего сборку выполните в порядке обратном разборке.
zubilovaz.ru
Коробка передач.Разборка и сборка коробки передач
Привод переключения передач
1 – вилка включения III и IV передач;
2 – шток вилки включения I и II передач; 3 – шток вилки включения III и IV передач; 4 – вилка включения I и II передач; 5 – шток вилки включения V передачи и заднего хода; 6 – блокировочные сухари; 7 – крышка фиксаторов; 8 – пружина фиксаторов; 9 – шарик фиксаторов; 10 – вилка включения V передачи и заднего хода; 11 – головка штока вилки включения V передачи и заднего хода; 12 – блок шестерен V передачи и заднего хода; 13 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 14 – промежуточная шестерня заднего хода; 15 – шайба направляющей пластины; 16 – направляющая пластина; 17 – корпус рычага переключения передач; 18 – шаровая опора; 19 – сферическая шайба; 20 – пружина; 21 – упорная шайба; 22 – стопорное кольцоДетали первичного вала
1 – стопорное кольцо;2 – пружинная шайба;3 – подшипник;4 – первичный вал;5 – пружина синхронизатора;6 – блокирующее кольцо синхронизатора;7 – стопорное кольцо;8 – подшипник
Детали вторичного вала
Детали рычага и механизма выбора передач
1 – рычаг переключения передач;2 – прокладка;3 – шаровая опора;4 – сферическая шайба;5 – пружина;6 – кольцо;7 – стопорное кольцо;8 – фланец;9 – манжета;10 – защитный чехол;11 – рукоятка;12 – стержень рычага; 13 – упорная подушка;14 – упругая втулка;15 – дистанционная втулка;16 – запорная втулка;17 – корпус рычага переключения передач;18 – уплотнительное кольцо;19 – шайба направляющей пластины;20 – направляющая планка;21 – пружина;22 – направляющая пластина;23 – блокировочная пластина заднего хода
Механизм выбора передач
1 – шайба направляющей пластины;2 – направляющая пластина;3 – корпус рычага переключения передач;4 – шаровая опора;5 – сферическая шайба;6 – пружина;7, 8 – стопорные кольца;9 – рычаг переключения передач;10 – защитный чехол;11 – фланец;12 – блокировочная пластина заднего хода;13 – пружина;14 – направляющая планка;15 – уплотнительное кольцо;А – риска
РазборкаПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Промойте коробку передач и установите ее на стенде. Слейте масло и снимите нижнюю крышку с прокладкой.2. Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач – муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной.
3. Снимите картер сцепления с прокладкой и передней крышкой коробки передач вместе с сальником и пружинной шайбой (красными стрелками указаны гайки крепления картера сцепления к коробке передач, белой стрелкой – отверстие в передней крышке для выпуска масла из картера коробки передач), чтобы не происходило замасливания дисков сцепления.
4. Выверните выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его корпус.5. Выверните болт крепления вилки переключения III и IV передач. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачивание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке.
6. Снимите стопорное кольцо с конца вторичного вала коробки передач.
7. Разогнув стопорную шайбу, отверните гайку на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова заверните гайку. Выталкивателем А.40006/1 со съемником А.40005/4 снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала.
8. Снимите с конца вторичного вала уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты с пружиной, отверните гайку 4 и съемником А.40005/3/9В/9С 2 снимите фланец эластичной муфты 1 (3 – планка съемника).
9. Прежде чем снимать заднюю крышку, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, отверните гайки крепления механизма выбора передач и снимите рычаг переключения передач в сборе с механизмом выбора. Одна из гаек крепления крышки отвертывается изнутри картера коробки передач при снятой нижней крышке. При снятии задней крышки ее необходимо подавать не только назад, но и поворачивать, чтобы исключить ее задевание за блок шестерен заднего хода и пятой передачи.
10. Снимите с вторичного вала внутреннего кольца заднего подшипника 43 распорную втулку 44 подшипника (см. рис. Коробка передач).
11. Ослабьте болты крепления крышки 5, отверните болты 2 и 4 крепления блока шестерен и вилки включения пятой передачи и заднего хода. (1 – промежуточная шестерня заднего хода, 3 – шток вилки)
12. Снимите маслоотражательную шайбу 45 (см. рис. Коробка передач).
13. Снимите втулку 1 шестерни пятой передачи.
14. Выньте шток 1 из вилки 2. При этом со штока снимается дистанционная втулка 3. Затем снимите со шлиц промежуточного вала блок шестерен 4.
15. Снимите одновременно промежуточную шестерню 1 заднего хода с оси, шестерню 3 в сборе с муфтой 2 и вилкой 4 с вторичного вала.
16. С помощью фигурных оправок (типа отверток) снимите со шпонки ступицу 4 синхронизатора пятой передачи и ведомую шестерню 2 (1 – промежуточный вал синхронизатора V передачи, 3 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 5 – вторичный вал, 6 – шток вилки включения I и II передач, 7 – шток вилки включения III и IV).
17. С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток выньте из картера коробки передач передний и задний подшипники промежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника.
18. Выньте из картера коробки передач промежуточный вал, наклоняя его.
19. Выньте из картера коробки передач поочередно штоки вилок переключения I, II, III и IV передач, предварительно отвернув болты крепления вилок. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря 6 (см. рис. Привод переключения передач).
20. Снимите стопорную пластину промежуточного подшипника вторичного вала. Отверните гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и снимите ее (стрелкой показано направление ударного хода обоймы отвертки при ударе молотком).
21. С помощью оправок (типа отверток) выньте первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала.
22. Выбейте из промежуточного подшипника вторичный вал, выньте промежуточный подшипник и, наклонив, извлеките из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизаторов. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.
23. Разберите первичный вал (см. рис. Детали первичного вала):
– снимите стопорное кольцо 7, блокирующее кольцо 6 и пружину 5 синхронизатора;– установите вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу 2, снимите стопорное кольцо 1, а затем пружинную шайбу и подшипник 3.24. Разберите вторичный вал (см. рис. Детали вторичного вала).Снимите с задней стороны вала шестерню 11 первой передачи с втулкой 12, ступицу 3 со скользящей муфтой 4 переключения I и II передач, шестерню 10 второй передачи вместе с блокирующим кольцом 5 синхронизатора.
25. Установите вторичный вал с оправкой 41.7816.4069 (1) на пресс, подложите под шестерню III передачи опорные полукольца 3 и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо 2, затем пружинную шайбу 4, ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи. При необходимости разберите рычаг и механизм выбора передач.
26. Снимите защитный чехол 10, стопорное и упорное кольца 6 и 7, пружину 5 и сферическую шайбу 4 с рычага переключения передач (см. рис. Детали рычага и механизма выбора передач).27. Отметьте визуально расположение деталей относительно риски (А), нанесенной на направляющей пластине, чтобы при сборке соединить детали в том же положении (см. рис. Механизм выбора передач).Отвернув гайки с болтов крепления, разъедините детали механизма выбора передач и снимите рычаг 9, его шаровую опору 4 и резиновые уплотнительные кольца 15.
СборкаПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке.2. Учтите, что ось промежуточной шестерни заднего хода крепится до установки валов в картер коробки передач моментом 78 Н·м (7,8 кгс·м).3. Перед установкой штока вилки включения пятой передачи и заднего хода в картер, установите на него дистанционную втулку.4. Внутреннее кольцо подшипника напрессовывается на блок шестерен пятой передачи и заднего хода, а наружное – в гнездо задней крышки.5. Задний подшипник вторичного вала напрессовывается на вал для облегчения установки задней крышки.
6. Промежуточную шестерню заднего хода 1, шестерню 3 и вилку 4 устанавливайте одновременно (2 – муфта включения V передачи). При сборке рычага переключения передач покройте смазкой ЛСЦ-15 или Литол-24 шаровую головку или сферу шаровой опоры.
7. Болт крепления блока шестерен затягивайте моментом 78 Н·м (7,8 кгс·м).8. При установке картера сцепления с передней крышкой коробки передач отверстие в передней крышке должно быть расположено так, как показано на рис. из п.3.9. Перед установкой рабочую поверхность сальников покройте смазкой Литол-24.10. При установке сальников и подшипников пользуйтесь следующими оправками 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039.
www.autofizik.ru
Разборка коробки передач ВАЗ 2108 2109 VAZ(восьмёрка, девятка)
1. Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач.
2. Установите коробку передач вертикально вверх.
3. Отверните шесть гаек крепления задней крышки.
4. Отверните болт крепления и...
5. ...снимите кронштейн троса сцепления.
6. Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку.
Примечание
Снимайте уплотнительную прокладку аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь (к п. 8).
7. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.
8. Снимите уплотнительную прокладку.
9. Включите 3-ю или 4-ю передачу.
10. Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу.
Примечание
Чтобы зафиксировать валы от проворачивания, надо одновременно включить 5-ую передачу и 3-ю либо 4-ую передачу. Чтобы включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой (болт крепления вилки должен быть вывернут) так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни (к п. 10).
11. Убедитесь, что валы не проворачиваются.
12. Расконтрите гайку на вторичном валу.
13. Отверните гайку на вторичном валу.
Примечание
Гайки на валах затянуты большим моментом, поэтому нужно приложить большое усилие для отворачивания (к п. 13).
14. Расконтрите гайку на первичном валу.
15. Отверните гайку на первичном валу.
Внимание
Снимать синхронизатор надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться (к п. 17).
16. Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи...
17. ...и снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.
18. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи.
19. Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи...
20. ...и снимите ее с вторичного вала.
21. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.
22. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-ой передачи.
23. Подцепите отверткой ведущую шестерню 5-ой передачи...
24. ...и снимите ее с первичного вала.
25. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.
26. Снимите пластину подшипников.
27. Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала.
28. Снимите упорную шайбу со вторичного вала.
29. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.
30. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала.
31. Отверните пробку фиксатора.
32. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.
33. Отверните два болта крепления и...
34. ...снимите заднюю опору силового агрегата.
35. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной.
36. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.
37. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.
Примечание
Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся.
38. Снимите картер коробки передач.
39. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.
40. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.
41. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.
42. Выведите головку штока из зацепления с рычагом...
43. ...и снимите его вместе с вилкой.
44. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток.
45. Снимите стопорное кольцо.
46. Снимите вилку включения заднего хода.
47. Снимите шестерню заднего хода с осью.
48. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.
При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах.
49. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом.
50. Отверните три болта крепления механизма переключения передач.
51. Снимите механизм переключения передач.
52. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.
Примечание
Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь (к п. 52).
53. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.
Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления.
54. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.
Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.
55. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.
56. Выньте магнит из картера сцепления.
57. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.
58. Подцепите отверткой корпус...
59. ...и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.
Примечание
Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода.
60. Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра.
61. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.
62. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.
63. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.
64. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.
65. Отверните болт крепления шарнира к штоку...
66. ...и снимите шарнир со штока.
67. Снимите со штока защитный чехол.
68. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.
69. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.
70. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока.
vaz-sputnik.ru
Разборка коробки передач | ВАЗ 2110 1996+ | ВАЗ
11. Снимите с синхронизатора упорную пластину. Затем выньте из паза муфты синхронизатора вилку.
autodocbook.ru
12.5. Разборка коробки передач
1. Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач.
2. Установите коробку передач вертикально вверх.
3. Отверните шесть гаек крепления задней крышки.
4. Отверните болт крепления и...
5. ...снимите кронштейн троса сцепления.
6. Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку.
Примечание
Снимайте уплотнительную прокладку аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь.
7. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.
8. Снимите уплотнительную прокладку.
9. Включите 3-ю или 4-ю передачу.
10. Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу.
Примечание к операции 10
Чтобы зафиксировать валы от проворачивания, надо одновременно включить 5-ую передачу и 3-ю либо 4-ую передачу. Чтобы включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой (болт крепления вилки должен быть вывернут) так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни.
11. Убедитесь, что валы не проворачиваются.
12. Расконтрите гайку на вторичном валу.
13. Отверните гайку на вторичном валу.
Примечание к операции 13
Гайки на валах затянуты большим моментом, поэтому нужно приложить большое усилие для отворачивания.
14. Расконтрите гайку на первичном валу.
15. Отверните гайку на первичном валу.
Предупреждение
Снимать синхронизатор надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться.
16. Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи...
17. ...и снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.
18. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи.
19. Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи...
20. ...и снимите ее с вторичного вала.
21. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.
22. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-ой передачи.
23. Подцепите отверткой ведущую шестерню 5-ой передачи...
24. ...и снимите ее с первичного вала.
25. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.
26. Снимите пластину подшипников.
27. Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала.
28. Снимите упорную шайбу со вторичного вала.
29. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.
30. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала.
31. Отверните пробку фиксатора.
32. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.
33. Отверните два болта крепления и...
34. ...снимите заднюю опору силового агрегата.
35. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной.
36. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.
37. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.
Примечание
Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся.
38. Снимите картер коробки передач.
39. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.
40. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.
41. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.
42. Выведите головку штока из зацепления с рычагом...
43. ...и снимите его вместе с вилкой.
44. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток.
45. Снимите стопорное кольцо.
46. Снимите вилку включения заднего хода.
47. Снимите шестерню заднего хода с осью.
48. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.
При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах.
49. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом.
50. Отверните три болта крепления механизма переключения передач.
51. Снимите механизм переключения передач.
52. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.
Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь.
53. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.
Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления.
54. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.
Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.
55. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.
56. Выньте магнит из картера сцепления.
57. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.
58. Подцепите отверткой корпус...
59. ...и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.
Примечание
Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода.
60. Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра.
61. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.
62. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.
63. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.
64. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.
65. Отверните болт крепления шарнира к штоку...
66. ...и снимите шарнир со штока.
67. Снимите со штока защитный чехол.
68. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.
69. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.
70. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока.
carmanz.com
Разборка и сборка коробки передач
Таким же образом снимаем стопорное кольцо со вторичного вала.
Таким же образом заменяем наружное кольцо подшипника первичного вала.
...и выпрессовываем кольцо.
Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач. Вынимаем регулировочное кольцо.
...спрессовываем внутреннее кольцо подшипника.
Зажимаем вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла.
При сборке ступицы со скользящей муфтой синхронизатора перед установкой фиксатора наносим на него немного пластичной смазки и вкладываем в сухарь. Отведя отверткой установленную пружину синхронизатора к ступице, ставим на место сухарь с фиксатором. При этом напротив фиксатора в скользящей муфте должно располагаться наиболее глубокое гнездо. При сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливаем так, чтобы напротив пазов ступицы под пружины фиксаторов располагались выступы кольца меньшей высоты.При сборке дифференциала смазываем маслом сателлиты и шестерни приводов.
carmanz.com
Снятие, разборка коробки передач ЗИЛ-5301
Страница 1 из 2
При снятии коробки передач необходимо отвернуть болты крепления крышки пола кабины, снять его и отвернуть фланец крепления карданного вала.Отвернуть болты крепления ПГУ к кронштейну, отсоединить толкатель от рычага вилки сцепления и, не разъединяя трубопопроводы, закрепить ПГУ на автомобиле так, чтобы не повредить трубопроводы. Снять картер с рычагом переключения передач. Отсоединить кронштейн промежуточной опоры от поперечины рамы и опустить карданный вал, отсоединить вал спидометра.
Рис. 1 |
Рис. 5-2. Снятие коробки передач с автомобиля с помощью домкрат-тележки
Рис. 5-3. Подвеска для транспортировки коробки передач
Рис. 5-4. Приспособление для сборки и разборки коробки передач
Отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления с помощью накидного ключа.
Отсоединить от картера сцепления коробку передач и снять ее при помощи домкрат-тележки со специальным съемником 32П-1270 (рис.5-2).
Сняв коробку передач с автомобиля, надо установить на место картер с рычагом управления коробкой.
Перед разборкой необходимо слить масло, вывернуть пробку из сливного отверстия, затем очистить и промыть коробку передач снаружи.
С помощью подвески (рис. 5-3) зацепить коробку, поднять ее подъемником и установить на приспособление (рис. 5-4) для разборки и сборки коробок передач.
Установка коробки передач на автобус осуществляется в последовательности, обратной ее снятию.
РАЗБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Для снятия и разборки картера наконечника рычага переключения передач вывернуть предохранитель включения первой передачи и заднего хода 62 Отвернуть четыре болта крепления картера, снять картер с рычагом в сборе и прокладку картера.Отвернуть гайку с наконечника, снять рычаг и вынуть шпонку.
рис. 1 |
Закрепить картер наконечника рычага в тиски, направив наконечник вниз. Отвернуть гайку 3 (рис. 5-5) крепления оси промежуточного рычага, придерживая при этом головку оси, снять пружинную шайбу и ось 4 с промежуточным рычагом. Затем вынуть ось из отверстия рычага и предохранитель. Вынуть из картера пружину 5, снять опору 6 рычага, вынуть рычаг 10 в сборе и фиксатор 7 рычага.
Снятие и разборка механизма переключения передач
Отвернуть болты крепления крышки коробки, снять крышку в сборе с механизмом переключения передач, снять прокладку крышки. Если прокладка приклеилась, надо осторожно отделить ее с помощью отвертки или другого инструмента.
Механизм переключения коробки передач разбирают в приспособлении (рис. 5-6), в котором крышка закрепляется в положении, удобном для разборки. При отсутствии приспособления разборку крышки можно вести, закрепив крышку в тисках.
Разборку механизма переключения передач необходимо вести в следующем порядке.
Расшплинтовать стопорные болты крепления вилок и предохранительных головок на штоках 9, 10, и 11 (рис. 5-7), отвернуть стопорные винты крепления вилок и болты крепления головок штока.
С помощью воротка передвинуть один шток переключения передач и выпрессовать заглушку из гнезда.
рис. 2 |
Рис. 5-5. Узел картера наконечника рычага переключения передач: 1 - сухарь промежуточного рычага: 2- промежуточный рычаг включения первой передачи и передачи заднего хода; 3 - гайка оси; 4 - ось рычага; 5- пружина рычага; 6 - опора рычага; 7 - фиксатор рычага: 8 - картер рычага: 9 - защитный чехол; 10 - наконечник рычага переключения передач
Передвигая шток, снять вилку и, придерживая рукой фиксаторные шарики, вынуть шток другой рукой. Аналогичным способом вынуть два других штока переключения передач.
Снятие и разборка первичного вала
Отсоединить оттяжную пружину от муфты подшипника выключения сцепления, снять муфту с подшипником в сборе. Отвернуть четыре болта крепления крышки переднего подшипника первичного вала и снять крышку с прокладкой.
Чтобы вынуть из гнезда картера первичный вал, надо выпрессовать шариковый подшипник с помощью съемника 40П-5019 (рис. 5-8) и снять вал с подшипником в сборе. (Обычно первичный вал спрессовывается легко без съемника , с помощью двух отверток)
Снять замочные кольца 2 (рис. 5-9) и спрессовать подшипник с помощью приспособления.
Снятие и разборка вторичного вала.Застопорив воротком шестерню первой передачи, отвернуть гайку фланца вторичного вала, спрессовать фланец. Отвернуть болты крепления крышки вторичного вала и снять крышку с прокладкой.
Снять с конца вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра. Выпрессовать из гнезда картера коробки подшипник вторичного вала вместе с валом с помощью оправки и молотка. Спрессовать с помощью приспособления подшипник вторичного вала (рис.5-10), вынуть из картера коробки вторичный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами (рис. 5-11,а). Снять с вала синхронизатор 1 четвертой и пятой передач, шестерню 12 первой передачи. Снять при помощи двух отверток ( замочное кольцо 2 крепления шестерни четвертой передачи.Снять упорную шайбу 3 вместе с шестерней 4 четвертой передачи и стальную втулку 5вместе со стопором, упорную шайбу 6 и шестерню 7 третьей передачи, синхронизатор 8 второй и третьей передач.Снять при помощи двух отверток замочное кольцо крепления шестерни второй передачи. Снять упорную шайбу и шестерню второй передачи. Синхронизаторы без необходимости разбирать не следует.
Снятие и разборка промежуточного вала и блока шестерен заднего хода
Отвернуть болт крепления стопора оси блока шестерен заднего хода, снять стопор, вынуть из картера ось блока. Для выпрессовки оси 55 блока шестерен заднего хода применяют съемник модели И.803.20.00 (рис. 5-13).
Отвернуть четыре болта крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала,снять крышку с прокладкой, отогнуть тонкий край гайки, застопорить воротком шестерню промежуточного вала и отвернуть гайку крепления заднего подшипника. Выпрессовать из гнезда картера задний подшипник вместе с промежуточным валом, сдвинуть вал с шестернями по оси в сторону подшипника. Спрессовать при помощи съемника задний подшипник промежуточного вала. Способ спрессовки этого подшипника с вала такой же, как спрессовка подшипника со вторичного вала (рис. 5-10).
Вынуть из картера промежуточный вал с шестернями в сборе вручную (рис. 5-14). Вынуть наружное кольцо подшипника промежуточного вала из гнезда картера. При необходимости выбить при помощи оправки заглушку, закрывающую передний подшипник, и вынуть стопорное кольцо.
Рис. 5 |
Для разборки промежуточного вала спрессовать внутреннее кольцо подшипника с роликами, снять замочное кольцо 1 (рис. 5-15), спрессовать все шестерни с вала и вынуть шпонки из пазов. Спрессовку шестерен можно производить с помощью приспособления(рис. 5-16) или с помощью подкладок на прессе. Последние две шестерни 6 заднего хода и 7 второй передачи надо спрессовать вместе.
Рис. 5.10 |
Рис. 6-2. 1 - синхронизатор четвертой и пятой передач;2 и 9 - замочные кольца: 3, 10 - упорные шайбы;4 - шестерня четвертой передачи: 5 - втулка шестерни .четвертой передачи: 7 - шестерня третьей передачи:8 - синхронизатор второй и третьей передач:11 - шестерня второй передачи; 12 - шестерня первой передачи:13 - вторичный вал, блок шестерен, два роликовых подшипника и распорная втулка
Рис. 5-15. Промежуточный вал коробки передач в сборе1 - замочное кольцо; 2 – шестерня постоянного зацепления; 3 - распорная втулка: 4 - шестерня четвертой передачи: 5 - шестерня третьей передачи; 6 - шестерня заднего моста:7 -шестерня второй передачи: 8 - шпонка; 9 - зубчатый венец первой передачи; 10 - вал
Рис. 5-73. Съемник модели И803.20.00 оси блока шестерен заднего хода
autoruk.ru