сборка двигателя автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1:515 1. Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров. Очистите от отложений масляные канавки в постелях.
2:1212 2. Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными при разборке двигателя. Внимание: средний вкладыш 1 без проточки. При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей. Смажьте вкладыши моторным маслом.
3:2233
3. Установите коленвал в блок цилиндров.
4:580 4. Смажьте упорные полукольца моторным маслом. Обратите внимание на канавки полуколец - этими сторонами полукольца устанавливаются к щекам коленвала.
5:1364 5. Установите сталеалюминевое полукольцо (белого цвета) с передней стороны средней постели (со стороны привода распредвала)...
6:2100
6. ...металлокерамическое полукольцо (желтого цвета) - с другой стороны постели.
7:650 7. Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.
8:1298 8. Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников в соответствии с метками, сделанными при разборке двигателя. При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек. Смажьте вкладыши моторным маслом.
9:2189
9. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками. На крышках коренных подшипников нанесены метки (насечки) в соответствии с номером цилиндра. Исключение составляет пятая крышка, на которой, как и на второй, нанесены две метки. На второй крышке есть два резьбовых отверстия под болты крепления маслоприемника. При этом номера цилиндров считаются со стороны привода распредвала, а крышки коренных подшипников устанавливаются метками 1 в сторону кронштейна генератора 2. 10. Смажьте моторным маслом резьбу и торцы головок болтов крепления крышек.
10:1537 11. Заверните болты и затяните их требуемым моментом (см. прил. 1) в следующем порядке: первыми затяните болты третьей крышки 1, затем второй 2 и четвертой 3, потом первой 4 и пятой 5. После затяжки болтов проверните на 2-3 оборота коленвал - коленвал должен вра
аться легко, без заеданий. 12. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» прокладку масляного насоса к блоку. Удалите излишки смазки. 13. Установите масляный насос и заверните болты его крепления (см. «Снятие и установка масляного насоса»). 14. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку держателя заднего сальника и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки. 15. Установите держатель заднего сальника и заверните болты его крепления (см. «Передний сальник коленвала»), (см. «Задний сальник коленвала»).
11:1613 16. Вставьте шатун в поршень в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы номер детали 1 на шатуне был обращен в противоположную сторону от прилива 2 на бобышке поршня. 12:2439
17. Для запрессовки поршневого пальца лучше пользоваться специальным приспособлением. При отсутствии приспособления для запрессовки поршневого пальца можно подобрать подходящую оправку. Наденьте поршневой палец 2 (рис. 4.10) на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем наденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний -15 мм, толщина - 4 мм.
13:1673 18. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 мин. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень, чтобы отверстия под поршневой палец совпали, и вставьте до уп
ора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки поршневого пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.
14:857 19. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бабышках поршня.
15:1523 20. Установите стопорные кольца с обеих сторон поршневого пальца. Внимание: кольца должны быть четко установлены в канавках поршня.
16:2271
21, Установите на поршень разжимную пружину маслосъемного кольца.
17:627 22. Установите поршневые кольца. Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.
18:1419 23. Порядок установки поршневых колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо (при этом замок кольца должен находиться с противоположной стороны от замка разжимной пружины), затем нижнее компрессионное кольцо, последним - верхнее компрессионное кольцо.
19:2396
24. Обратите внимание: на поршневых кольцах может быть выбита надпись «ВАЗ», «ВЕРХ» или «ТОР». Этой надписью поршневые кольца устанавливаются вверх (к днищу поршня). Если надпись на поршневых кольцах отсутствует, маслосъемное и верхнее компрессионное кольца можно устанавливать в любом положении.
20:1050 25. Нижнее компрессионное кольцо отличается от верхнего кроме толщины наличием проточки и устанавливается этой проточкой вниз. 26. Провернув поршневые кольца в канавках поршня, убедитесь, что поршневые кольца вращаются легко. Если какое-либо поршневое кольцо не проворачивается или заедает, кольцо необходимо заменить.
21:2145
27. Разверните поршневые кольца на поршне так, чтобы замки поршневых колец располагались под углом 120° друг к другу.
22:717 28. Тщательно протрите чистой тряпкой шатунные шейки коленвала. 29. Тщательно протрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и смажьте их моторным маслом. 30. Вставьте вкладыш в шатун в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в шатуне. После этого смажьте вкладыш и поршень моторным маслом.
23:1823 31. Наденьте на поршень специальную оправку для сжатия поршневых колец и аккуратно опустите шат
н в цилиндр. Рекомендуется предварительно провернуть коленвал так, чтобы устанавливаемый поршень был в НМТ. При этом стрелка на днище поршня должна быть направлена вперед двигателя (в сторону привода распредвала).
24:900 32. Плотно прижмите оправку к блоку цилиндров и ручкой молотка протолкните поршень в цилиндр. Если оправка будет неплотно прилегать к блоку цилиндров, можно поломать поршневые кольца.
25:1744 33. Установите нижнюю головку шатуна на шейку коленвала.
26:2354
34. Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша шатуна вошел в проточку в крышке. После этого смажьте вкладыш моторным маслом.
27:839 35. Установите крышку шатуна. При этом номера цилиндра на крышке и нижней головке шатуна должны быть с одной стороны. 36. Заверните гайки крепления крышки шатуна и затяните требуемым моментом (см. приложение 1). Таким же образом установите и остальные поршни.
28:1816 37. Вставьте датчик уровня масла в блок цилиндров. При необходимости поверните коленвал так, чтобы п
отивовес коленвала не мешал вставить датчик уровня масла. Затем заверните болт крепления датчика уровня масла. 38. Установите маслоприемник и заверните три болта крепления маслоприемника. 39. Нанесите на болты крепления маховика герметик. Установите маховик, стопорную пластину и заверните болты крепления маховика (см. «Снятие, установка и дефектовка маховика»). 40. Для удобства установки нанесите тонкий слой консистентной смазки на поверхность блока и «приклейте» к нему прокладку масляного картера. 41. Установите масляный картер и заверните болты его крепления (см. прил. 1). Далее двигатель автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 собирается в обратном порядке. Установку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), ремня привода распредвала - (см. «Замена на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 ремня привода распредвала и регулировка натяжения ремня»).
следующая статья:
дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
После разборки двигателя тщательно очистите, промойте и просушите все детали.
1. Очистите головку поршня
29:2480 42816
spike.su
ВАЗ 2108 | Проверка шатунных и коренных вкладышей
1. Очистите коренные и шатунные
шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым
воздухом.
2. Установите вкладыши коренных
подшипников на блок цилиндров двигателя.
16. Проверните коленчатый вал и
проверьте, что он вращается легко и плавно.
17. Установите измерительный наконечник
индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала.
18. Переместите коленчатый вал вдоль
оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль.
19. Переместите коленчатый вал вдоль оси
в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале
индикатора.
Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм
20. Если осевой люфт превышает
допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого
вала.
Толщина упорных полуколец
Упорное полукольцо
Толщина, мм
Номинальное
2,500–2,550
Номинальное (+0,25)
2,625–2,675
Номинальное (+0,50)
2,750–2,800
Номинальное (+0,75)
2,875–2,925
21. Вручную установите уплотнительное
кольцо в заднюю крышку блока цилиндров. Специальным приспособлением
вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца
находился на одном уровне с крышкой.
Вкладыши коренные 2108 (0,00; 0,05; 0,25; 0,50; 0,75; 1,00) Купить по цене 319 р.
Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке коренных вкладышей, в строке "Комментарий" указывайте модель и год выпуска вашего автомобиля.
Вкладыши коленвала и шатунные являются важнейшими деталями любого двигателя, несмотря на свои небольшие размеры.
Долговечность подшипников скольжения, именуемых вкладышами, как коренных, так и шатунных, очень сильно зависит от состояния и зазора между вкладышами и сопрягаемыми с ними деталями, а именно коренных и шатунных шеек коленчатого вала.
Двигатель внутреннего сгорания работает от горения топлива в камерах и расширения появляющихся в процессе горения газов, которые под высоким давлением толкают поршни двигателя, а те в свою очередь с большой силой толкают шатуны.
Шатуны своими нижними отверстиями (нижними головками) упираются и толкают с огромной силой шейки коленчатого вала, имеющего форму кривошипа и коленчатый вал при этом преобразует возвратно -поступательное движение поршней и шатунов во вращательное движение маховика, который через трансмиссию передает вращение на ведущие колеса автомобиля. Между отверстиями в нижних головках шатунов и шейками коленвала возникают огромные нагрузки и трение.
Именно вкладыши коренные и шатунные, являющиеся подшипниками скольжения шатунов и шеек, установлены между отверстиями в головках шатунов и шейками коленвала. Они снижают трение и выдерживают огромные нагрузки между шатуном и шейкой коленчатого вала.
Чтобы снизить трение, (кроме подачи масла под давлением с помощью системы смазки) вкладыши имеют антифрикционное покрытие, изготовлены из пластичных алюминиевых сплавов, чтобы противостоять большим нагрузкам и при этом не разрушаться.
Данный материал не позволяет быстро износиться шейкам коленчатого вала. Вкладыши, постепенно изнашиваясь, не дают быстро износиться шейкам коленчатого вала, ведь вкладыши мягче самих поверхностей шеек. При работе двигателя на поверхностях шеек коленчатого вала не образуются задиры, прихваты (или вообще разрушиться) благодаря создаваемой системой смазки, масляной пленки. Конечно, качественный материал вкладышей имеет тоже огромное значение.
Коренные вкладыши - устанавливаются в блоке мотора в специальных местах (постелях). Места установки и трения их с коренными шейками коленвала на четырехцилиндровых двигателях имеются в пяти местах (опорах) в нижней части блока двигателя.
Коренные вкладыши ВАЗ 2108 коленвала имеют канавки и отверстия для лучшего подвода смазки, по сути они являются опорами для коленчатого вала при укладке его в блок двигателя, являются опорами и подшипниками скольжения при вращении коленчатого вала в блоке мотора.
Коренные вкладыши, являются подшипниками скольжения для коренных шеек коленвала. На них держится и вращается весь коленчатый вал двигателя, поэтому очень важно их техническое состояние.
После определенного пробега двигателя, даже при самом качественном моторном масле и исправной системой смазки, как коренные, так и шатунные вкладыши постепенно изнашиваются, и их следует менять.
Об износе вкладышей, как правило, водителя оповещает стук или потеря давления масла.
Стук коренных вкладышей – обычно металлический, глухого тона. Легко обнаруживается, когда мотор работает на холостых оборотах при резкой подаче газа (резком увеличении оборотов коленвала). И частота стуков увеличивается при повышении оборотов коленвала.
Стук шатунных вкладышей резче стука коренных и он так же хорошо прослушивается на холостых оборотах двигателя при резкой подаче газа и резком увеличении оборотов коленвала.
Определить, вкладыши какого шатуна изношены и стучат, отключайте по очереди свечи зажигания (если при отключении какого то цилиндра стук пропадет, значит именно в этом цилиндре и изношены шатунные вкладыши).
Падение давления масла, происходит не только от износа вкладышей, но и по другим причинам:
- износ масляного насоса;
- износ постелей распредвала;
- износ сопряжения редукционного клапана.
Прежде чем менять вкладыши, сначало следует убедиться в точной причине падения давления, особенно если они работают без шумов и стуков.
Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 21080100010201, 21080100010215, 21080100010211, 21080100010212, 21080100010213, 21080100010214.
Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !
Как самостоятельно заменить коренные вкладыши ВАЗ 2108 на автомобиле семейства Ваз.
С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.
Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ !!!
Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных выше.
avtoazbuka.net
ВАЗ 2108 | Замена вкладышей
2.39. Замена вкладышей
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Измерение зазора коренного подшипника
Монтаж упорных подшипников коленчатого вала
1. УПОРНЫЕ БУРТИКИ СРЕДНЕГО КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА
2. ДЕРЕВЯННЫЙ БРУСОК
Измерение осевого зазора коленчатого вала
Измерение боковых зазоров шатунов
В зависимости от технического состояния шеек коленчатого вала замена вкладышей может быть произведена как без демонтажа двигателя, так и после снятия двигателя с автомобиля. Если двигатель снят с автомобиля, замену вкладышей следует производить в соответствии с приведенными ниже инструкциями и с учетом особенностей конкретного типа двигателя. Перед заменой надо проверить состояние коренных подшипников. На снятом с автомобиля и перевернутом двигателе коленчатый вал лежит на верхних опорах. Замерить зазоры в коренных подшипниках между нижними опорами и шейками вала. Если зазоры определяются на двигателе без его демонтажа с автомобиля, необходимо приподнять коленчатый вал вверх, чтобы выбрать зазоры между валом и верхними коренными опорами, и измерить зазоры между шейками и нижними вкладышами.
Замена вкладышей с демонтажом коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Демонтировать крышки коренных подшипников
с вкладышами. Вынуть вкладыши.
2. Демонтировать коленчатый вал. Проверить
состояние шеек вала.
3. Вынуть вкладыши из коренных опор блока цилиндров.
4. Смазать несущие поверхности новых вкладышей
нужного размера и установить в постели коренных опор блока и в крышки
подшипников.
5. Установить коленчатый вал, закрепить крышки
коренных подшипников.
2. Установить монтажное приспособление для
вкладышей в отверстии масляного канала шейки коленчатого вала. Если
приспособление отсутствует, использовать шплинт, согнув его по месту.
3. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке,
если смотреть спереди двигателя. При этом вкладыш, находящийся в постели
коренной опоры, повернется вместе с валом и выйдет наружу.
4. Смазать новый вкладыш и вставить его гладкой
стороной (без замка) между шейкой вала и коренной опорой блока со
стороны расположения углубления под замок вкладыша. Повернуть вкладыш
на место и вынуть монтажное приспособление из масляного канала в шейке.
5. Смазать новый вкладыш и установить его в
крышку коренного подшипника.
6. Установить крышку подшипника. Стрелка на
крышке должна быть направлена к передней части двигателя.
1. Поверхности трения подшипников на наличие:
– износа;
– канавок;
– внедренных инородных частиц.
Если имеются подобные дефекты, установить вид этих частиц и их происхожде
ние. Осмотреть отстой и осадок в масляном поддоне.
2. Наружные поверхности подшипников на наличие:
– износа. Следы износа свидетельству
ют или о перемещениях вкладыша, или о наличии значительных неровностей
на сопрягаемых деталях.
– следов перегрева;
– следов ослабления посадки и
проворачивания (деформированный выступ замка, кольцевые канавки).
3. Упорные поверхности (средний коренной подшипник)
на наличие:
– износа;
– кольцевых канавок. Канавки вырабатываются
из-за неровностей упорных торцов коленчатого вала.
Предупреждение
При обнаружении
дефектов вкладышей, кроме нормального эксплуата ционного износа,
требуется внимательно осмотреть сопрягаемые детали: коленчатый вал,
коренную опору, крышку подшипника, шатун.
4. Болты крепления крышек подшипников. Если
болты растянуты, их следует заменить.
Измерить
Для того чтобы правильно определить размер вкладышей, нужно тщательно измерить
зазоры в подшипниках. Можно использовать любой из описанных ниже способов измерения.
Однако способ А предпочтительнее, так как обеспечивает более надежные результаты.
Предупреждение
В методе А измерения
используются для расчетного определения зазора. Метод В предполагает непосредственное
измерение зазора. Кроме того, метод В отличается тем, что не позволяет определить
биение подшипника.
Не допускается установка
вкладышей различного номинального размера в один коренной подшипник.
МЕТОД А
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Измерить с помощью микрометра диаметр коренной
шейки вала. Измерения производить в нескольких местах по длине шейки
в сечениях, отстоящих друг от друга на 90 градусов. Осреднить результаты
измерений.
2. Измерить конусность и овальность.
3. Измерить внутренний диаметр вкладышей с
помощью микрометра. При замене вкладышей измерения производить с новыми
вкладышами.
Предупреждение
При измерениях
болты крышек подшипников должны быть затянуты номинальным моментом.
Если размеры
шеек и отклонения от формы находятся в допустимых пределах, следует
подобрать комплект вкладышей подходящего размера. В случае недопустимого
износа шеек необходимо прошлифовать шейки коленчатого вала на ремонтный
размер и установить комплект вкладышей уменьшенного размера.
МЕТОД В
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установить вкладыши в опоры блока цилиндров
и коленчатый вал.
2. Наложить измерительный пластиковый вкладыш
на всю длину коренного подшипника.
3. Посадить крышку подшипника на место, осторожно
постукивая по крышке сверху.
Предупреждение
Во избежание
повреждений блока цилиндров и/или крышек коренных подшипников следует
использовать молоток с латунным или свинцовым бойком или киянку
с кожаной насадкой. Запрещено сажать крышку на место затягиванием
крепежных болтов. Пренебрежение этими указаниями может привести
к повреждению блока цилиндров или крышек подшипников.
5. Снять крышку подшипника, оставив пластиковый
вкладыш на месте.
6. Измерить максимальную ширину деформированного
пластикового вкладыша с помощью шкалы, нанесенной на упаковке вкладышей,
см. рис. Измерение зазора коренного подшипника.
7. Удалить полностью пластиковый
вкладыш.
8. Подобрать комплект вкладышей, который обеспечит
требуемые зазоры в подшипнике.
Установить или присоединить Предупреждение
Вкладыши коренных подшипников
не должны иметь царапин, рисок от напильника и должны устанавли ваться в постели
без дополнительных прокладок. Не следует браться руками за поверхности трения
вкладышей, иначе жировые выделения пальцев могут оставить следы на покрытии
вкладыша.
Следует убедиться в
чистоте отверстий крышек и сопрягаемых поверхностей крышек и опор блока. Описание
монтажа уплотнения в крышке заднего коренного подшипника приведено ниже.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Опустить болты крышек в моторное масло.
2. Вставить вкладыши подшипников в коренные
опоры блока и крышки.
Предупреждение
Верхние
и нижние вкладыши могут различаться. Следует проверить совпадение
отверстий масляных каналов. Запрещено перекрывать любые масляные
каналы.
Вкладыши
немного выступают наружу, когда установлены в свои гнезда. Проверить,
чтобы вкладыши выступали одинаково на обеих сторонах. Убедиться
в правильном положении замков вкладышей.
3. При монтаже упорного коренного подшипника
смазать упорные поверхности.
4. Смазать поверхности трения подшипников чистым
моторным маслом.
5. Коленчатый вал.
Предупреждение
Следует
остерегаться повреждений шеек коленчатого вала. Рекомендуется использовать
защитные колпачки для болтов головок шатунов или направляющие пальцы.
6. Крышки подшипников. Осторожно посадить крышки
на свои места, слегка постукивая по ним подходящим инструментом.
Предупреждение
Во избежание
повреждений блока цилиндров и/или крышек коренных подшипников следует
использовать молоток с латунным или свинцовым бойком или киянку
с кожаной насадкой. Запрещено сажать крышку на место затягиванием
крепежных болтов. Пренебрежение этими указаниями может привести
к повреждению блока цилиндров или крышек подшипников.
7. Ввинтить болты крышек подшипников. Равномерно
затянуть болты, затем отвернуть на один оборот и затянуть требуемым
моментом.
8. Установить упорный коренной подшипник,
см. рис. Монтаж упорных подшипников коленчатого вала.
Сдвинуть вал поочередно в обе стороны, чтобы выровнять упорные
буртики вала относительно среднего коренного подшипника.
Проверить
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Свободу перемещений шатунов и отсутствие заеданий.
При необходимости ослабить болты крышек коренных подшипников и затянуть
их снова.
16. Проверните коленчатый вал и
проверьте, что он вращается легко и плавно.
17. Установите измерительный наконечник
индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала.
18. Переместите коленчатый вал вдоль
оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль.
19. Переместите коленчатый вал вдоль оси
в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале
индикатора.
Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм
20. Если осевой люфт превышает
допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого
вала.
Толщина упорных полуколец
Упорное полукольцо
Толщина, мм
Номинальное
2,500–2,550
Номинальное (+0,25)
2,625–2,675
Номинальное (+0,50)
2,750–2,800
Номинальное (+0,75)
2,875–2,925
21. Вручную установите уплотнительное
кольцо в заднюю крышку блока цилиндров. Специальным приспособлением
вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца
находился на одном уровне с крышкой.
Снимите заднюю плиту блока цилиндров и задний сальник коленчатого вала.
Снимите крышки шатунов и вкладыши шатунных подшипников.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для правильной последующей установки расположите снятые детали (крышки шатунов, вкладыши шатунных и коренных подшипников) в порядке их соответствия номерам цилиндров и ориентации в месте установки.
Снимите блок крышек коренных подшипников и коленчатый вал. Расположите вкладыши коренных подшипников в порядке их соответствия номерам цилиндров.
Проверка коленчатого вала
Проверьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала на отсутствие повреждений (задиры и прихваты), чрезмерного износа и трещин. Прочистите масляные каналы вала. При необходимости отремонтируйте или замените коленчатый вал.
Рис. 2.114. Схема измерения конусности и некруглости коренных и шатунных шеек коленчатого вала
Проверьте конусность и некруглость коренных и шатунных шеек коленчатого вала (рис. 2.114).
Номинальное значение измеряемых диаметров приведено ниже.
Диаметр коренной шейки: 56,982–57,000 мм.
Диаметр шатунной шейки: 44,980–45,000 мм.
Конусность и некруглость коренных и шатунных шеек: 0,01 мм или меньше.
Проверка вкладышей коренных и шатунных подшипников
Визуально проверьте состояние поверхности каждого вкладыша (отслаивание фрикционного слоя, неравномерный контакт, риски, задиры и др.). Замените дефектные вкладыши.
Измерение зазора в подшипниках
Рис. 2.115. Схема измерения нутрометром внутренних диаметров отверстий под коренные подшипники в постели коленчатого вала
Измерьте диаметр коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Измерьте внутренние диаметры отверстий под коренные подшипники в постели коленчатого вала (в блоке цилиндров и крышке подшипника) и отверстий под шатунные подшипники (в нижней головке и крышке шатуна). Измерьте толщину вкладышей шатунных и коренных подшипников. Вычислите зазор в подшипниках по результатам проведенных измерений (нужно вычесть из значения внутреннего диаметра отверстия под подшипник величину диаметра шейки вала и две величины толщины вкладыша подшипника) (рис. 2.115).
Зазор в коренном подшипнике:
Шейки №1,2,4,5 – 0,018–0,036 мм;
Шейка № 3 – 0,024–0,042 мм.
Зазор в шатунном подшипнике: 0,015–0,048 мм.
Предельный зазор: 0,1 мм.
Измерение зазора в подшипниках с помощью пластикового калибра
Определение величины зазора в коренных подшипниках коленчатого вала методом пластикового калибра описано ниже.
Удалите с шеек вала масло, смазку или другие загрязнения. Промойте и просушите вкладыши подшипников.
Рис. 2.116. Укладка пластикового калибра
Нарежьте пластиковый калибр на куски, равные по ширине шейкам вала. Уложите калибры на шейки вдоль оси вала (не укладывайте калибр на отверстия подвода масла) (рис. 2.116).
Установите вкладыши подшипников, коленчатый вал и блок крышек коренных подшипников. Затяните болты крепления блока крышек регламентированным моментом затяжки. Не вращайте коленчатый вал. Снимите блок крышек. Измерьте максимальную ширину расплущенной части калибра с помощью шкалы на конверте калибров. Определите зазор в подшипнике. При необходимости отремонтируйте или замените коленчатый вал или вкладыши подшипника. Если заменой вкладыша исправить зазор не удается, перешлифуйте шейки вала в ремонтный размер с соответствующей заменой вкладышей.
Проверка сальников коленчатого вала
Проверьте передний и задний сальники коленчатого вала на отсутствие повреждения или износа рабочих кромок. При наличии дефектов замените сальник.
Затягивайте болты постепенно в четыре-пять приемов, затем затяните номинальным моментом затяжки. Доверните болты на 90 градусов.
Проверьте свободу вращения коленчатого вала и измерьте осевой зазор.
Рис. 2.120. Установка заднего сальника коленчатого вала
С помощью специального инструмента (оправка для установки заднего сальника коленчатого вала 09231-2100) установите задний сальник коленчатого вала в корпус сальника, как показано на рисунке 2.120. Будьте внимательны, правильно расположите оправку, чтобы не повредить и не деформировать сальник при установке.
Рис. 2.121. Схема правильной установки сальника
Устанавливайте сальник так, чтобы отверстие (стрелка на рисунке 2.121) масляного сепаратора было направлено вниз (к масляному поддону).
Установите корпус сальника на новую прокладку. Затяните болты крепления.
Момент затяжки болтов крепления корпуса сальника: 10–12 Н·м.
Модели с МКПП: установите заднюю плиту блока цилиндров и затяните болты ее крепления, установите маховик. Затяните болты крепления регламентированным моментом.
Момент затяжки болтов крепления маховика: 130–140 Н·м.
Модели с АКПП: установите на коленчатый вал втулку и переходник, установите пластину привода АКПП. Затяните болты крепления регламентированным моментом.
Момент затяжки болтов крепления пластины АКПП: 130–140 Н·м.
automn.ru
ВАЗ 21099 | Проверка шатунных и коренных вкладышей
1. Очистите коренные и шатунные
шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым
воздухом.
2. Установите вкладыши коренных
подшипников на блок цилиндров двигателя.
16. Проверните коленчатый вал и
проверьте, что он вращается легко и плавно.
17. Установите измерительный наконечник
индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала.
18. Переместите коленчатый вал вдоль
оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль.
19. Переместите коленчатый вал вдоль оси
в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале
индикатора.
Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм
20. Если осевой люфт превышает
допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого
вала.
Толщина упорных полуколец
Упорное полукольцо
Толщина, мм
Номинальное
2,500–2,550
Номинальное (+0,25)
2,625–2,675
Номинальное (+0,50)
2,750–2,800
Номинальное (+0,75)
2,875–2,925
21. Вручную установите уплотнительное
кольцо в заднюю крышку блока цилиндров. Специальным приспособлением
вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца
находился на одном уровне с крышкой.